Немые люди: причины безмолвия. Язык немых. Как восстановить речь после инсульта

Инсульт – серьезное заболевание, опасное многими тяжелыми последствиями, которое, кроме того, может иметь летальный исход. Нарушение речи при инсульте – последствие, которое настигает 2 из 3 пострадавших в результате апоплексического удара.


Речевые расстройства бывают двух типов: дизартрия и афазия. Это не болезнь, а симптомы повреждения мозга. Дизартрия­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­–это состояние, при котором пациент понимает слова и разговор, но не может говорить внятно. Выделяют 4 степени дизартрии:

Афазия – это нарушение способности использовать или понимать слова. Обычно происходит, если инсульт затрагивает правую сторону тела.

Афазия может вызывать трудности:

  • в понимании слов;
  • в поиске подходящих слов, выражающих мысль;
  • в понимании устной речи;
  • в чтении или написании слов либо предложений.

Как правило, афазию можно разделить на четыре широкие категории:

Симптоматика заболевания

Инсульт представляет собой закупорку или разрыв кровеносных сосудов. Умение вовремя распознавать признаки инсульта дает возможность быстро действовать и избежать многих проблем, так как этот недуг ставит жизнь человека под угрозу. Важно не терять ни единой минуты, так как увеличивается риск повреждения головного мозга. После инсульта около двух миллионов клеток мозга умирают каждую минуту, если лечение не начато вовремя. Большему риску подвергаются пожилые люди, хотя это опустошительное заболевание может произойти в любом возрасте.

Так как инсульт – это болезнь мозга, часто сам человек не может понять, что с ним происходит. Нужна помощь «со стороны».

Вот несколько важных сигналов и признаков инсульта:


Причина возникновения инсульта

Наиболее распространенным является ишемический инсульт, который возникает в результате закупорки или сужения кровеносного сосуда. Геморрагический инсульт происходит из-за разрыва кровеносного сосуда в мозгу. Этот вид менее распространен, но имеет более серьезные последствия.

Факторы, которые провоцируют развитие инсульта:


Кроме того, причиной инсульта может быть гипертоническая болезнь, атеросклероз или аневризма сосудов головного мозга. Заболевание можно предупредить, уничтожив факторы, предрасполагающие к его развитию. Многие из них под силу изменить самому человеку, избавившись от вредных привычек, ведя здоровый образ жизни и правильно питаясь.

Почему при инсульте люди теряют способность разговаривать?

Мозг контролирует различные функции организма. Если возникает инсульт, и поток крови не может достичь области, которая контролирует определенную функцию организма, этот орган не будет корректно работать. Нарушение речи после инсульта происходит из-за повреждения речевых зон головного мозга: зоны Вернике и Брока.

Когда инсульт затрагивает часть мозга, которая контролирует мышцы, используемые для производства речи, речь может стать невнятной, что вызывает дизартрию. А если происходит повреждение части мозга, которая управляет языком, пострадавший может потерять способность говорить и понимать речь (афазия).

Время для восстановления речевой способности после инсульта зависит от степени и участка повреждения головного мозга, возраста пациента и от того, как быстро оказана первая медицинская помощь. Процесс длительный, так как необходима перестройка неповрежденных участков головного мозга на выполнение разговорных функций. Это занимает больше времени, нежели восстановление двигательных функций. Эффективность мероприятий по реабилитации наблюдается в течение первых 6 месяцев после перенесенного инсульта. В этот период можно добиться высоких результатов.

Инсульт, затрагивающий одну сторону головного мозга, приведет к неврологическим осложнениям на противоположной стороне тела. Парализация правой стороны тела говорит о том, что произошло левостороннее повреждение коры головного мозга. Так как участки головного мозга, отвечающие за речевые функции, находятся в левом полушарии, пациенты с таким нарушением имеют менее благоприятный прогноз. Более благоприятный прогноз имеют пациенты с левосторонним параличом.

В первые часы и дни после инсульта у человека может полностью пропасть речь. Терапию нужно начинать как можно раньше, после прихода пациента в сознание.

Терапия при нарушении речи

Возможно полное восстановление после нарушения речи. Речевая терапия является наиболее распространенным методом лечения недуга. Существуют различные специфические логопедические упражнения и методики.

Широко используется прочая терапия для людей, переживших инсульт, эффективность которой доказана:


Важно продолжать лечение в домашних условиях. Оно включает в себя:

  1. Игра в словесные игры.
  2. Написание поздравительных открыток, рецептов, списка покупок.
  3. Чтение и пение вслух.

В процессе общения с человеком, который перенес инсульт, необходимо быть терпеливым, оказывать поддержку и понимание.

Несколько советов общения с человеком после инсульта:


Народные методы восстановления речевых функций

После проведения лечения в условиях лечебных заведений, показано продолжение терапии в домашних условиях. В этом случае возможно применение средств народной медицины, но только после консультации с лечащим врачом. Среди наиболее распространенных средств народной медицины принято считать продукт нетрадиционной медицины природного происхождения мумие. Этот препарат, который выпускается в виде бальзама или таблеток, способствует регенерации и образованию клеток, формирующих ткани и органы, повышает эластичность сосудов. Предполагается несколько рецептов с применением мумие:


Также эффективно при речевых расстройствах применение ванн с эфирными маслами. Хвойные ванны способствуют расслаблению, нормализации психоэмоционального фона.

Массаж и упражнения для восстановления речи

Для восстановления речевых функций эффективно применяются специальные упражнения, суть которых состоит в тренировке речевых мышц.

Выполняется следующий комплекс тренировок:


Причиной нарушения речи после инсульта может также быть паралич мимических мышц. В этом случае будут эффективны физиотерапевтические процедуры, массаж и лечебная физкультура. Широко применяется иглорефлексотерапия, электромиостимуляция и т.д.

Использование лечебной физкультуры заключается в выполнении комплекса физических упражнений, дыхательной гимнастики, пассивных упражнений для разных групп мышц.

Регулярное проведение логопедического массажа помогает стимулировать все речевые зоны, что также благотворно влияет на процесс восстановления и нормализации речи после инсульта.

Инсульт – очень распространенное заболевание, которое имеет высокие показатели смертности в мире. Но зная причины и симптомы, можно его предотвратить или снизить уровень негативных последствий для человека.

Почему человек не смотрит в глаза? Существует распространенное мнение, что он говорит неправду и умышленно скрывает взгляд, чтобы не выдать свои настоящие намерения. Это вполне может быть правдой, но есть еще ряд причин, из-за которых собеседник специально избегает зрительного контакта. Человек может не смотреть в глаза из-за особенностей своего характера, темперамента, недостатка смелости, либо неуверенности в себе. Качества, формирующие личность в каждом из нас выражены по-разному, это и влияет на то, настолько человек коммуникабелен и как себя ведет при разговоре.

Человек при разговоре не смотрит в глаза - основные причины

Банальная стеснительность

Данный факт подтвержден научными исследованиями. Человек знает, что взгляд может выдать чувства, поэтому преднамеренно отводит его. Многие влюбленные стараются скрыть свой повышенный интерес, потому что боятся, открыто заявить о своих чувствах либо ждут подходящего момента. Если при этом ваш собеседник в дополнение краснеет и начинает говорить какую-нибудь ерунду, то влюбленность здесь налицо!

Неуверенность в себе

Таким людям сложно общаться с другими, потому что они постоянно переживают о том, что о них подумают. Неуверенный человек редко смотрит в глаза, и часто делает это украдкой, потому что он сильно обеспокоен своими душевными переживаниями и думает, как лучше всего будет вести себя при разговоре.

Тяжелый неприятный взгляд собеседника

Таких людей часто именуют энергетическими вампирами, которые словно нарочно «буравят» своим взглядом, желая подавить и показать свое превосходство. Тяжелый, пристальный взгляд оппонента словно пронизывает собеседника, причиняет дискомфорт и вызывает неприятные эмоции. В данных случаях зрительный контакт дается очень сложно, поэтому многие пытаются его избежать, к примеру, опустив глаза в пол.

Раздражение

Некоторых персон могут утомлять попытки тесного зрительного контакта со стороны собеседников, они думают, что их пытаются уличить в чем-то нехорошем и испытывают неприятные эмоции и раздражение по этому поводу.

То, что говорит собеседник, абсолютно не вызывает интереса

Если отведенный равнодушный взгляд комбинируется с позевыванием, а тот с кем вы разговариваете, часто посматривает на часы, значит, стоит поскорей прекратить этот диалог, так как он является нерезультативным. В данном случае смысл вербального и невербального обмена информацией отсутствует.

Интенсивный информационный поток

За несколько секунд тесного визуального контакта можно получить очень большой объем информации, который приравнивается к многочасовому откровенному общению. Поэтому даже при доверительной беседе друзья иногда отводят взгляд, чтобы отвлечься и переварить полученную информацию.

Почему человек закрывает глаза при разговоре?

Прищуренный взгляд означает точную концентрацию внимания на определенном объекте. Суженный напряженный взгляд может говорить о повышенной склонности к критике и недоброжелательности, а также выдавать черствость данного человека. Прикрытые наполовину веки собеседника при разговоре указывают на его завышенную самооценку, высокомерие, чванливость, и полную инертность к происходящим событиям.

Если собеседник без особого напряжения закрывает глаза, не зажмуривая их, значит, он пытается абстрагироваться от внешних событий. Такая самоизоляция помогает хорошо сосредоточится на обдумываний какой-то задачи, поразмышлять о предстоящих событиях и насладиться чувственными визуальными образами.

Рассматривая ситуацию в комплексе, вполне можно понять, почему человек прячет глаза при разговоре.

На протяжении некоторого времени после перенесенного инсульта больной страдает расстройством речи. Но для адекватного восприятия окружающей жизни, нормального общения, а также психического здоровья человека, перенесшего инсульт, понимание речи и правильное произношение жизненно необходимо. Поэтому восстановить потерянную функцию надо в самые короткие сроки. У некоторых реабилитация может произойти достаточно быстро, в течение нескольких месяцев и даже недель. Для других понадобится длительное время, чтобы в результате постоянного общения и регулярных занятий больной смог идти на контакт с окружающими людьми. Есть и такие, для которых речь так и останется затрудненной и ограниченной.

Восстановление речи после болезни – одна из самых значимых задач, которую необходимо решить в ближайшее время. Сегодня эффективно это делают с помощью стволовых клеток. Кроме того, способствуют восстановлению проводимости нервных импульсов и занятия с логопедом.

Лечение стволовыми клетками

Современная медицина для восстановления речевой функции использует стволовые клетки. Вместе с клеточной терапией организм больного получает дополнительные внутренние силы, у него появляются волевые импульсы, желание выздороветь и снова разговаривать. Максимальной результативности от подобного лечения можно достичь, если начать лечение в самые первые дни после происшедшего инсульта.

Сама процедура трансплантации стволовых клеток проводится в амбулатории дважды, с трехмесячным интервалом между процедурами. Лечение начинается с того, что в первую очередь восстанавливаются сосуды: устраняется их ишемия, склонность к спазмам, атеросклеротические тромбы и бляшки. Сосуды становятся эластичными, нормализуется толщина их стенок и сами русла. А в тех местах, где произошла закупорка или их разрыв, начинают строиться новые коллатеральные пути.

Речь больного после инсульта

С величиной повреждения в коре головного мозга зон, отвечающих за речь, тесно связаны сроки восстановления. Чем больше мозг поврежден, тем хуже и медленнее возвращается после инсульта к человеку способность говорить. Если в течение года еще можно успешно восстановить речь больного, то со временем реабилитация речи замедляется.

Человек, перенесший болезнь, постепенно приспосабливается к оставшимся после инсульта дефектам речи, поэтому окружающим его людям надо относиться к этому с пониманием. Ни в коем случае нельзя предоставлять больного самому себе и изолировать его от общения. Чтобы речевая функция после инсульта постепенно восстановилась, надо больше общаться с больным, приглашать его к беседам, обсуждать происходящее, выполнять несложные упражнения.

Новое средство для реабилитации и профилактики инсульта, которое обладает удивительно высокой эффективностью - Монастырский сбор. Монастырский сбор действительно помогает бороться с последствиями инсульта. Помимо всего прочего чай держит артериальное давление в норме.

Нарушение речевой функции при инсульте

Любые, связанные с инсультом нарушения речи, поддаются устранению. Чтобы реабилитация была быстрой и эффективной, надо понимать специфику нарушения и правильно выбрать методику восстановления. У больного в зависимости от характера нарушения речи, может быть сенсорная афазия или моторная.

При моторной афазии больной может воспринимать речь на слух и понимать ее. Однако для него очень трудно самому правильно произносить слова и четко формулировать свои мысли. Он с трудом может читать и писать, но чаще этого он не делает вовсе.

При сенсорной афазии способность у больного воспринимать речь окружающих вовсе утеряна. Порой он может что-то бессвязно говорить, но собственная речь им не контролируется. Навык чтения сохраняется, но для пациента смысл прочитанного не понятен. Способность писать полностью отсутствует.

В результате перенесенной болезни речь больного лишена смысла, она сумбурна, отличается жестикуляцией, экспрессивной мимикой, множеством интонаций. Человек пытается сам выразить свои мысли, но так как не может правильно произносить или подбирать нужные слова, он становится агрессивным, часто плаксивым и раздражительным. После инсульта утрачивается адекватность восприятия окружающего мира.

Восстановление речи после болезни

Сразу, как только стабилизируется состояние больного, врачи советуют начать с ним заниматься восстановлением речевых навыков. Конечно, чтобы реабилитация произошла быстрее и качественнее, с больным упражнения должен делать логопед, но поддержка и помощь родственников тоже необходима.

Работа специалиста будет заключаться в постепенном восстановлении речи с помощью карточек, детского лото, чтения букваря, произношения слов по слогам и целиком. Он научит, как можно после инсульта компенсировать речь языком жестов и многому другому.

Окружающие больного люди своим вниманием и заботой тоже смогут внести свою лепту в процесс возвращения его к нормальной жизни. Во-первых, нельзя избегать с ним речевых контактов. Речь при общении должна быть неторопливой, негромкой, спокойной. Надо задавать больному вопросы, петь с ним или говорить скороговорки. Хороший эффект можно получить, если читать вслух тексты, а затем просить пересказать их. Можно пользоваться числовыми рядами, предложив, например, назвать дни недели по порядку.

Обсуждать в присутствии пациента его речевые затруднения, говорить о негативных последствиях инсульта строго запрещается.

Лучше подбадривать его, сообщая о пусть и маленьких, но достижениях. Тогда и ощутимый результат будет виден быстрее.

Памятка для работы с перенесшим инсульт больным

  • После перенесенного инсульта человек легче запоминает предметы, чем какие-либо действия с ними. Поэтому спокойно, но настойчиво надо спрашивать у него, из чего пьют, на чем сидят, чем едят и просить показать этот предмет на картинке.
  • Больные, у которых наблюдается сенсорная афазия, плохо различают близкие по звучанию слова. Для подходящего упражнения с ними рекомендуется нарисовать рисунки для слов и попросить показать названный предмет. Например, дом – том или почка – бочка.
  • При общении с больным следует знать, что при одновременном разговоре нескольких человек он после инсульта плохо различает звуки и слова.
  • У страдающих моторной афазией понимание речи можно восстановить при произношении слов. Поэтому, чем скорее такой человек начнет говорить, тем скорее он сможет понимать речь окружающих.
  • Сразу, как человек сможет правильно произносить слова, надо вызвать у него интерес заниматься самостоятельно. Например, можно дать ему самостоятельное задание вставить в предложении пропущенные буквы. К примеру: кот лакает … миски, птичка сидит … дереве.
  • Перенесшим инсульт людям запрещается смотреть телевизор больше двух часов в день. Причем выбирать нужно положительные, интересные передачи. Например, для любителей спорта просмотр спортивных передач станет побуждать к комментариям, а это, в свою очередь, скажется на восстановлении речи.

Инсульт – это очень сложная болезнь, поэтому для участия в реабилитации больного надо запастись терпением и проявлять максимум понимания. Не надо исправлять ошибки и указывать на недочеты. А малейший успех, наоборот, должен быть замечен и поощрен. Только совместными усилиями можно добиться успеха.

Вы в зоне риска, если:

  • испытываете внезапные головные боли, "мелькание мушек" и головокружение;
  • "скачет" давление;
  • чувствуете слабость и быстро устаете;
  • раздражаетесь по пустякам?

Все это предвестники инсульта! Е.Малышева: «Вовремя замеченные признаки, а также профилактика в 80% помогает предотвратить инсульт и избежать страшных последствий! Чтобы защитить себя и своих близких нужно принимать копеечное средство...»

Основной контингент пациенты, которые перенесли инсульт , черепно-мозговую травму и имеют в качестве последствий нарушения речи. Инсульт - это мозговой удар, острое нарушение кровообращения, кровоизлияние (причиной может быть и травма). Если вас интересует реабилитация под контролем наших специалистов в центре «Три сестры», ознакомьтесь с важной информацией в нашего сайта.

Инсульты остаются острейшей медико – социальной проблемой современного общества. В последние годы, к сожалению, неуклонно увеличивается число инвалидов после инсульта. Среди факторов получения инвалидности после инсульта (черепно-мозговой травмы) большую роль играет потеря речи.

Люди, столкнувшиеся с таким недугом, очень тяжело переживают отсутствие речи. Речь может пропасть, а может быть грубо нарушена. Некоторые пациенты страдают так называемой сенсорной афазией: человек плохо понимает обращённую речь или путает слова. Другие же пытаются что-то сказать, но у них получаются неразборчивые звукосочетания, состоящие из нечленораздельного набора звуков, обрывков слов (моторная афазия).


Есть и третья группа пациентов, у которых речь отсутствует полностью, им очень трудно, (иногда невозможно!) произнести звук или серию звуков (дизартрия).


Когда пациенты попадают в наш реабилитационный центр, с ними занимаются сразу несколько специалистов (мультидисципдинарная бригада): физический терапевт, эрготерапевт, логопед, нейропсихолог. Основная роль в восстановлении речи отводится логопеду и нейропсихологу. Физическое и социальное восстановление так же способствует улучшению речевой функции, так как пациент вовлечён в процесс коммуникации с другими специалистами.

Главный принцип реабилитации – это раннее начало восстановления утраченных функций. Т.к. в этот период происходит наиболее интенсивное восстановление пострадавших структур отделов мозга.

Благоприятными условиями для восстановления речи являются:

  1. раннее начало (первые дни, недели после инсульта) восстановительной терапии;
  2. систематичность и длительность занятий;
  3. одновременно преодолевать нарушения речи, письма и чтения (если таковые отмечаются у пациента).

Иногда речь восстанавливается спонтанно, но это случается нечасто. Как правило, нужна специальная помощь. Если ее вовремя не оказывают, мозговые процессы становятся инертными, и потом необходимые связи между разными зонами мозга уже очень трудно восстановить.


Но так бывает не всегда: либо нет возможности попасть на реабилитацию сразу после больницы, либо надо подождать место (очередь) в специализированный центр. Поэтому возникла необходимость написать статью – как руководство в помощь родственникам, не имеющим медицинского, психологического, специального образования, но желающим искренне помочь своим близким.

О восстановлении речи и неправильных методах

Родственники вполне могут помогать своим близким восстанавливаться после инсульта. Но если это происходит не под руководством специалиста, то могут быть выбраны неправильные методы.

  • Люди думают: по логике, если речь пропала, надо начинать учить человека говорить отдельные звуки. Вот и показывают ему, как произносится та или другая буква. В большинстве случаев этот метод может затормозить, «заткнуть» речь вовсе.
  • И ещё одно очень важное правило. К сожалению, нередко приходиться сталкиваться с распространённой ошибкой родственников, которые, услышав первое после длительного молчания правильно произнесённое пациентом слово, просят его вновь и вновь повторять. Это совершенно недопустимо! В этом случае высока вероятность появления речевого «эмбола» в виде этого слова и человеку будет очень трудно «переключиться», начать произносить другие слова и фразы.

Есть чёткие и последовательные этапы восстановления речи, которые необходимо учитывать при реабилитации пациента:

  • Ранний период: с первых дней, недель до 6 месяцев;
  • Отставленный период с 6 месяцев
Степень расстройства речи после инсульта или черепно-мозговой травмы очень различны: от относительно лёгкого нарушения произношения до тяжелейшего, полного отсутствия речи. Соответственно и выбор методик восстановления речи будет зависеть от степени поражения речевой функции.

В данной статье хочется обратиться к родным тех пациентов, у которых речь сильно нарушена, или полностью отсутствует.

Надо начинать восстановление с хорошо сохранившихся в памяти речевых стереотипов - это имена близких, порядковый счет, и знакомые стихи, пение со словами. И моделирование ситуаций, «выталкивающих» эти слова. Эта методика называется «растормаживание речи». Она используется на раннем этапе восстановления при разных формах афазии (распад речи в результате нарушения мозгового кровообращения).


Десятое октября 2013 г.
Четверг

Если ваш подопечный уже достаточно окреп и может сам записать дату в тетради, попросите сделать это самостоятельно. Возможно, у вашего родственника обездвижена правая рука, помогите ему взять карандаш в левую руку. Очень важно для пациента научиться многое делать левой рукой (при условии, что с правой (парализованной) будут активно заниматься: упр., массаж, возвращение чувствительности). Через какое-то время здоровая левая рука пациента сможет брать ручку, ложку, бритву, губную помаду и т.д., тем самым координируя точность и правильность движений.

Если же человек ещё достаточно слаб и не может сам писать левой рукой, необходимо записывать дату при нём. Включая его в деятельность: он должен по календарю найти и показать число, месяц, день недели. Если у пациента нет активной речи, всё равно пробуйте проговорить дату вместе, сопряжённо.


«Сегодня десятое октября, 2013 года. Четверг»


На этом этапе возможна и очень важна ваша помощь: человек, «оглушённый» после инсульта начинает вслушиваться в ваш спокойный, неторопливый голос и сам делает попытки повторить, что-то сказать, ответить.


Писать в тетради следует печатными, хорошо читаемыми буквами. Напишите имя, отчество, фамилию вашего родственника, имена членов семьи, которых ему приятно вспомнить, и обязательно попросите назвать. Пусть не сразу всё получится; но постепенно упражняясь, он начнёт проговаривать знакомые ему имена.



В процессе «растормаживания речи» большое значение имеют т.н. автоматизированные ряды, это:

  • порядковый счёт (от 1 до 10),
  • дни недели (по порядку),
  • названия месяцев (по порядку),
  • пение песен со словами,
  • чтение вслух хорошо знакомых стихотворений (может у вашего родственника есть любимые стихи) их так же надо вспомнить,
  • добавление последнего слова в пословицах.

Остановимся на каждом способе «растормаживания речи» более подробно.


В тетради это может выглядеть вот так:

























































































Слева цифры и слова записываете вы, а справа просите вашего родственника списать (переписать) числовой ряд, обязательно проговаривая каждое слово. Помните, мы вначале статьи говорили о том, что необходимо одновременно преодолевать нарушения речи, письма и чтения (если таковые отмечаются у пациента).

Не прекращайте упражняться в произношении автоматизированных рядов, даже если после первых попыток появятся звуки, лишь отдалённо напоминающие контуры слов. Попробуйте ещё раз и так на протяжении нескольких дней. Возможно, у вашего подопечного появятся окончания некоторых чисел, потом нечёткие гласные в середине слова. Поддержите его! Пусть всё его внимание будет направлено на артикуляцию ваших губ.

Ещё одним из способов «растормаживания речи» является проговаривания, перечисление дней недели. Обязательно записывайте в тетрадку вашего родственника:


Дни недели:

понедельник













воскресенье



Справа оставьте место для самостоятельной записи. Спросите, какой сегодня день недели? А, вчера какой был? А завтра будет… Не забывайте, что на ранней стадии восстановления речи, вы проговариваете ответы вместе с вашим близким, тем самым помогая ему. Называние, вспоминание даты способствует восстановлению ориентации пациента во времени.


Аналогично выполняется упражнение на перечисление месяцев, времён года.


Уточните, какое сейчас время года? А какой месяц? Вспомните дни рождения близких членов семьи, попытайтесь проговорить, назвать памятную дату. 7 мая – день рождения Лены и т.д.

Следующим очень важным способом «растормаживания речи» - это пение песен. Предложите вашему родственнику спеть для настроения, хорошо знакомую, может его любимую песню.

Обратите внимание на, вашу чёткую артикуляцию, негромкий голос. Пациент будет внимательно следить за движениями ваших губ. Напишите крупными буквами текст 1 куплета. Это упражнение даст эмоциональный всплеск, улучшит настроение.

Ваша задача очень чутко реагировать на возможности, настроение и желания вашего родственника. Вполне может быть, что у него не будет получаться с первого раза, и он категорически откажется выполнять предлагаемые упражнения. Не отчаивайтесь! Пробуйте, убеждайте, приводите примеры людей, которые справились, преодолели этот недуг. Пусть в комнате негромко звучит музыка.


Попробуйте обсудить с вашим близким, какая музыка сегодня ему по душе. Это ещё один повод для побуждения пациента к активному диалогу. В крайнем случае, к использованию утвердительного (кивок головы) или отрицательного жеста. В этот момент вы чётко, эмоционально артикулируйте слова «Да!» или «Нет!».

В процессе «растормаживания речи» часто используют хорошо знакомые с детства стихи, пословицы.

Если вы хорошо знаете своего подопечного, его литературные предпочтения, подберите ему несложные стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С. Есенина. Помните, предлагая почитать стихи, вы читаете их вместе с родственником сопряжённо (т.е. хором), показывая ему правильную артикуляцию, спокойное дыхание. Наиболее полюбившиеся четверостишия можно записать в тетрадь.


Также на ранней стадии восстановления утраченной речевой функции будут полезны упражнения с проговариванием пословиц. Старайтесь подбирать хорошо знакомые пословицы. Предложите вашему подопечному добавить недостающее слово в пословице.


Так, от занятия к занятию в течение 3-5 недель происходит «растормаживание речи». Первые 2 недели желательно заниматься, не утомляя пациента, 10 -15 мин. 2-3 раза в день. Позже занятия могут длиться 20-30 мин, так же 2-3 раза в день.


Однако, не всегда речь пациента можно растормозить при помощи автоматизированных речевых рядов. Иногда наши пациенты вместо продуцирования слов могут начать произносить только какой-нибудь стереотипно повторяющийся слог или слово. Этот «эмбол» «забивает» всю активную речь пациента и он по-прежнему не может говорить! Обязательно проконсультируйтесь с логопедом, как правильно себя вести, чтобы не помешать процессу выздоровления и восстановления.

Логопед применяет методики восстановления речи в зависимости от степени тяжести расстройства и формы афазии. Эти методики направлены на то, чтобы стимулировать понимание речи на слух, создать условия для растормаживания простых, хорошо устоявшихся видов речи, стимулировать больного к употреблению в ответах слов, обозначающих действие.

Со временем применяются методики стимулирования чтения и письма.


И ещё одно важное обстоятельство, которое в ряде случаев не позволяет добиться положительных результатов: т.е. включения пациента в активную речь.


Ваш неговорящий родственник неожиданно сразу начинает повторять слова автоматизированных рядов. Это говорит о том, что у него нарушено не звукопроизношение, а фразовая, активная речь; возможно, затруднён выбор слов, переход от слова к слову. Если ваш родственник с первых занятий начал чётко произносить слова песен, порядковый счёт и т.д., немедленно прекращайте использование методики «растормаживания речи»!

Повторения ради повторения, называния, ради называния могут завести восстановление речи в тупик, и пациент останется без активной речи.

Несомненно, этим не исчерпываются все приемы восстановления речи у больных с афазией. Нередко наблюдаются случаи, когда имеется сочетание различных форм афазии. В этом случае вам необходима консультация и помощь логопеда. Только специалист по восстановлению речи сможет выбрать наиболее эффективные методы работы, определять их дозировки и рамки использования.


Надеюсь, что эта статья поможет всем заинтересованным людям в оказании помощи по восстановлению речи на самом трудном, раннем этапе, когда так нужна поддержка и уверенность близких.


Желаю успеха, терпения, настойчивости!

  • Помните о том, что афазия не относится к психическим болезням, даже если речь пациента лишена смысла, а сам он не осознает своего дефекта. Нередко человек с афазией хорошо понимает речь окружающих.
  • В беседе с родственником не стоит повышать голос. Важно отличать афазию от глухоты: громкая речь не улучшит общения с пациентом.
  • Пациент с афазией очень чувствителен к внешнему шуму. Нежелательно обращаться к нему нескольким людям одновременно, и разговаривать с ним при включенном радио или телевизоре.
  • Пациент с афазией хуже понимает длинную и быструю речь. Собеседнику лучше говорить медленно, использовать простые предложения, повторять свои фразы и прибегать к различным способам выражения мыслей (жестам, рисункам, письму), избегая, однако, «детского» языка и чрезмерной жестикуляции. Наряду с прочими, важно использовать такие вопросы, на которые пациент может ответить «да» или «нет».
  • Лучше не прерывать человека, если он говорит. Собеседник должен стараться понять, что хочет сказать ваш родственник, давая ему для этого время и обращая внимание на разные формы выражения им своих мыслей. Пациенту с афазией важно знать, что его невербальные навыки коммуникации сохраннее, чем речевые.
  • Исправлять неточности речи пациента следует деликатно, подчеркивая, что его понимают, несмотря на ошибки. Хорошо, если после каждой беседы у вашего родственника остается ощущение некоторого успеха и прогресса на пути восстановления своей речи.
  • Восстановление речи идет максимально быстрыми темпами в ближайшее время после заболевания или травмы головного мозга. Через несколько недель или месяцев оно замедляется, и у пациента может создаться впечатление о безнадежности его усилий. В этот момент надо поддержать больного, рассказать ему о том, что улучшение наблюдается как минимум в течение всего первого года после развития афазии, и убедить его в необходимости продолжения речевой терапии.
  • Наиболее губительной для пациента с афазией является «речевая изоляция», то есть ограничение общения с окружающими. Членам семьи важно чаще привлекать заболевшего родственника к участию в общих беседах, задавать ему больше конкретных простых вопросов и побуждать к собственным высказываниям. К пациенту также рекомендуется обращаться с простыми просьбами. При затруднении выполнения действия ему важно предоставить подсказку и повторно высказать просьбу. По мере успешного освоения простых действий круг заданий и просьб целесообразно постепенно расширять.
Задача родственников сводится не только к тому, чтобы научить больного правильно произносить слова (особенно если эту помощь уже оказывает логопед), но и к тому, чтобы научить его как можно лучше общаться.

От всей души желаю терпения!

Логопед Т. Радостева

Не откроем большую тайну, если скажем, что все люди ведут беседы с собственным Я. Обычно это монолог, который никто не слышит, иногда мужчины и женщины выражают свои мысли вербально, не имея рядом слушателя. Обратив внимание на такую особенность, не стоит паниковать и думать о психических отклонениях. В большинстве случаев, по утверждению компетентных ученых, разговор с самим собой не считается патологией. Это, скорее, естественный способ защититься от одиночества и вербально выплеснуть накопившиеся эмоции. Однако бывают ситуации, когда подобное общение становится явным сигналом о неполадках с психикой. Как понять, если человек разговаривает сам с собой вслух, это диагноз или норма поведения?

Особенности вербальной коммуникации

Многие люди приходят к психологу с жалобой: «Сам с собой разговариваю!». Они ищут помощи у квалифицированных специалистов, считая подобное поведение признаком серьезного нервного расстройства. Чтобы разобраться, почему человек разговаривает сам с собой вслух или мысленно, врач проведет большую опросную работу, пытаясь отличить норму от отклонения. По результатам исследований будут приняты соответствующие диагнозу меры.


Прежде чем делать выводы, необходимо определить, что называют нормальным поведением, а в каких случаях можно говорить о развивающемся психическом расстройстве.

Внутренний монолог

Для замкнутых интровертов разговаривать с самим собой – это нормально. Люди данного психотипа неохотно идут на контакт с окружающими, не позволяют посторонним проникать в их личную жизнь, они живут в собственном гармоничном мире. Они зачастую не нуждаются в собеседнике, предпочитая переживать все ситуации мысленно, обсуждая их причины и последствия в голове.

Внутренние диалоги ведут и общительные индивидуумы. Человек говорит сам с собой с самого детства, как только научился понимать происходящие вокруг него изменения. Психологи утверждают, что подобные разговоры способствуют непрерывному развитию личности, помогают привести в порядок мысли и принимать верные решения. Во время внутреннего общения улучшается функционирование мозга, благодаря чему полученная информация быстрее воспринимается и обрабатывается, наблюдательность и внимательность повышаются в несколько раз. По мнению ученых, люди, проговаривающие проблему про себя, являются более успешными в жизни чем те, кому такие разговоры не свойственны.



Разговор вслух

Разговоры с самим собой – первый признак одиночества. Они заменяют человеку реальное общение, но необходимость в подобных беседах исчезает при появлении интересного собеседника. Нормально ли разговаривать с самим собой вслух?

Специалисты утверждают, что вести подобный монолог полезно – это помогает стимулировать мозговую деятельность, процессы восприятия и усвоения информации стремительно активизируются. Проговаривая любую проблему вслух, человек быстрее поймет, какие действия предпринять для ее решения.

Беседа с мнимым собеседником

Гораздо более серьезные опасения вызывает ситуация, если человек разговаривает сам с собой, воображая собеседника. Он ведет диалог с невидимым окружающим оппонентом, отвечает на вопросы или задает их самостоятельно. Такое странное поведение является признаком психологического расстройства. В состоянии психоза больные индивидуумы могут представлять опасность для себя и близких людей, их действия невозможно предсказать или проконтролировать.

Слуховые галлюцинации – основной симптом расстройства психики

В норме, если мужчина или женщина заявляют: «Я разговариваю сам с собой вслух, заучивая учебный материал, желая оценить свои действия или выразить сомнения». Это означает, что они хотят полноценно усвоить или осознать информацию, проговорив ее. Подобное поведение у специалистов не вызовет никаких претензий.



Другое дело, когда не замечая никого вокруг, человек заговаривается – причины этого явления могут быть в неправильной работе психики. Слуховые галлюцинации являются ложным восприятием действительности, реакцией на внешний раздражитель, которого в реальности не существует. Психически нездоровая особь слышит голоса, отвечает им и ведет беседу с невидимым собеседником. Эти тревожные симптомы подтверждают необходимость показать индивидуума врачу, который сможет поставить правильный диагноз, проанализировав жалобы и общее поведение пациента.

Болезнь, когда человек разговаривает сам с собой, может развиться по следующим причинам:

  • продолжительная депрессия;
  • сильный стресс;
  • нарушение режима сна и отдыха;
  • постоянное психическое напряжение;
  • неправильный образ жизни;
  • высокая тревожность;
  • отсутствие радостных событий;
  • пессимистический настрой.

Стойкие слуховые и визуальные галлюцинации могут быть симптомами серьезных психических заболеваний – шизофрении или раздвоения личности. Это тяжелые болезни, в результате которых мужчины и женщины теряют связь с реальным миром. Однако, не стоит спешить самостоятельно диагностировать заболевание у себя или знакомых. Только специалист в области психиатрии может разговор с самим собой вслух связать с неутешительным диагнозом.



Разговор с собой – признак психоза

Когда человек разговаривает сам с собой, не ожидая ответа, то это может быть ранним симптомом шизофрении. Конечно, если он что-то бормочет себе под нос всего лишь день или два, то это еще вовсе не обязательно признак патологии. А вот если кто-то смеется без всякой на то причины, или если ведет беседы вслух в течение довольно длительного периода, и все это наряду с другими поведенческими отклонениями – такими как галлюцинации, социальная изоляция, эмоциональные расстройства, странное поведение, — то этот человек, без сомнения, нуждается в срочной консультации психиатра.

Наиболее характерное проявление психоза – наличие галлюцинаций. Галлюцинация – это ложное восприятие действительности в любой из пяти сенсорных модальностей, когда внешнего раздражителя в действительности не существует, но люди, подверженные галлюцинациям, видят, слышат или ощущают несуществующий объект. Галлюцинации могут возникать в сумеречном состоянии между сном и пробуждением, в бреду, белой горячке или при истощении; они так же могут быть вызваны под гипнозом. Наиболее часто галлюцинации бывают именно визуальными.


Стойкие галлюцинации характерны для шизофрении. При одном из видов этого заболевания больные люди считают, что слышат обвиняющий командный голос, на который они реагируют в полной панике, с проявлением полного послушания либо с попыткой самозащиты или даже самоубийства. Несколько отличаются от галлюцинаций иллюзии – если галлюцинации возникают без какого-либо стимула извне, то для иллюзий характерно ложное восприятие фактического стимула.

Шизофрения – это тяжелое психическое заболевание, которое характеризуется разнообразными симптомами. Среди них можно назвать потерю контакта с реальностью, уже называвшееся выше странное поведение, неорганизованные мышление и речь, снижение эмоциональной выразительности и социальную изоляцию. Обычно у одного больного встречаются не все, а только некоторые из симптомов, и у каждого человека комбинация этих симптомов может быть индивидуальной.

Сам термин «шизофрения» происходит от греческих слов «шизо» (что означает «расщепляю») и «френо» («ум, душа»), и его можно перевести как «разделение души». Однако, вопреки довольно распространенному мнению, шизофрения не может быть отнесена к человеку с раздвоением личности или с синдромом множественной личности.

В чем разница между шизофренией и раздвоением личности?

Часто шизофрению и раздвоение личности путают, и некоторые люди считают, что это одно и то же. На самом деле это два совершенно разных заболевания. Шизофрения – это расстройство функционирования мозга; некоторые люди уже рождаются с таким расстройством, ведь его можно унаследовать. Но симптомы заболевания обычно не развиваются в течение многих лет. У мужчин симптомы начинают проявляться в позднем подростковом возрасте или в возрасте двадцати лет; для женщин характерно проявление симптомов между двадцатью и тридцатью годами. Бывает, конечно, что симптомы шизофрении появляются в детском возрасте, но случается такое крайне редко.

Когда человек страдает шизофренией, он испытывает галлюцинации и бред, видит вещи, которых не существует, разговаривает с кем-то, кого видит вполне отчетливо, верит в вещи, которые никоим образом не соответствуют действительности. Например, он может видеть демонов, которые садятся вмести с ним за стол во время обеда; или может вполне искренне верить, что он является божьим сыном. Люди с такими нарушениями также страдают от неупорядоченного мышления, снижения концентрации внимания и от проблем с фокусировкой. Они также теряют способность проявлять инициативу и составлять и осуществлять какие-то планы. Как правило, такие люди не могут быть социально адаптированы.


Зачастую человек, страдающий шизофренией, считает, что голоса, которые он слышит, существуют для того, чтобы контролировать его или причинить вред. Ему, вероятно, становится очень страшно, когда он слышит их. Он может часами сидеть без движения и говорить, говорить… Человек здравомыслящий, наблюдая за больным шизофренией, не уловит ни капли смысла в его речи. Некоторые люди с подобным расстройством выглядят вполне адекватными; но это только до тех пор, пока они не начнут говорить, и чаще всего – говорить сами с собой. Еще шизофрения отмечена неуклюжими, нескоординированными движениями и неспособностью заботиться о себе в достаточной мере.

Основным различием между шизофренией и раздвоением личности является то, что последнее нарушение не является врожденным. Это психическое состояние вызывается определенными событиями, которые происходят в жизни человека, и связаны они, как правило, с некоторыми психологическими травмами, полученными в детстве. Это может быть, например, физическое или сексуальное насилие. У людей с этим заболеванием как бы развиваются дополнительные личности, как способ справиться с травматическим событием. Чтобы было диагностировано раздвоение личности, человек должен иметь по крайней мере одну альтернативную личность, которая значительно контролирует его поведение.

Всего у одного больного может развиться до ста личностей, но в среднем их число составляет десять. Это могут быть «дополнительные» личности того же пола, другого пола либо обоих полов одновременно. Иногда разные личности одного и того же человека даже принимают различные физические характеристики, такие как определенный способ передвижения или разный уровень здоровья и выносливости. Но вот депрессия и попытки членовредительства могут стать общими для всех граней личности одного и того же человека.


Есть несколько признаков, которые одинаковы и для шизофрении, и для раздвоения личности. Пациенты с шизофренией могут иметь галлюцинации; в то время как люди с раздвоением личности не всегда их испытывают, все же примерно у трети пациентов галлюцинации тоже отмечаются. Раздвоение личности может вызвать проблемы с поведением и трудности с концентрацией во время учебы в юном возрасте; это может сбить с толку специалистов, которые иногда путают такое расстройство с шизофренией, так как она развивается и проявляется тоже чаще всего в подростковом возрасте.

Как видите, если человек разговаривает вслух с невидимым собеседником, это может быть признаком весьма серьезного состояния. Поэтому вы должны сделать все возможное, чтобы близкий вам человек как можно скорее получил необходимую помощь – иначе он может нанести себе непоправимый вред!


Если человек разговаривает сам с собой вслух – диагноз психического заболевания на лицо или такое поведение нормально? Все зависит от особенностей этих «бесед», их частотности и присутствия других симптомов.

Как известно, все люди без исключения ведут внутренние диалоги. Это совершенно нормально, ведь таким образом протекают мыслительные процессы. Иногда кусочки внутренних бесед «вырываются» наружу, в чем тоже нет ничего страшного. К примеру, человек что-то долго обдумывал, искал ответы на какие-то вопросы и, наконец, нашел. Радость по данному поводу переполняет его, и он кричит что-то типа «ура», «я молодец» и т.д. Такое периодически случается с каждым.

Некоторые люди сопровождают бормотанием сложную работу, проговаривая вслух определенные вещи, чтобы не «потерять» из вида или не запутаться. Если при этом они отдают себе отчет в том, что говорят сами с собой, то ни о каком психическом заболевании не может идти и речи. Просто безобидная индивидуальная особенность.

Но бывают и другие случаи. К примеру, человек на полном серьезе беседует с кем-то видимым только ему – с каким-то несуществующим собеседником. Он задает вопросы и «слышит» на них ответы, реагируя соответствующим образом. Или просто ведет монолог, обращаясь к кому-то, кого на самом деле рядом нет.

Либо же человек как-бы играет несколько ролей, меняя голос, интонацию, выражение лица. То есть, раздваивается, и устраивает «театр одного актера», не осознавая этого, а искренне считая, что его два или даже три. Этот и предыдущий случай – уже не норма. Скорее всего речь идет о психическом заболевании под названием шизофрения.


Данный термин имеет греческое происхождение и переводится как разделение ума. «Шизо» – расщепляю, «френо» — ум, душа. Недуг представляет собой потерю контакта человека с реальностью, утрату стройности мышления, что, естественно, отражается на поведении. Одним из основных симптомов шизофрении являются галлюцинации. Вот они то, собственно, и становятся причиной бесед с самим собой.

Человеку может казаться, что он кого-то видит или просто слышит голоса. Зачастую последние бывают командными и приказывают больному что-то сделать. В итоге страдающий шизофренией может совершать самые страшные поступки – вплоть до убийства или самоубийства. Чтобы вовремя распознать болезнь и оградить человека от опасности, близким следует быть внимательным к малейшим проявлениям недуга. И регулярные беседы с самим собой – одно из них.

Таким образом, мысли вслух могут быть как вариантом нормы, так и симптомом психической патологии. Если человек разговаривает сам с собой иногда и осознает это, то беспокоиться не стоит. Если же имеют место беседы к кем-то, кого на самом деля рядом нет, стоит обратиться к врачу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Выбор Редакции