Духовное воспитание человека. Наш приход

«Дети – наше будущее», - говорим мы, мало задумываясь о том, сколь глубокий смысл заключается в этой фразе.

Нерадение о детях есть

величайший из всех грехов,

и в нём крайняя степень нечестия

Св. Феофан Затворник.

______________________

«Дети – наше будущее», - говорим мы, мало задумываясь о том, сколь глубокий смысл заключается в этой фразе. Можно предположить, какое будущее ожидает нашу страну, если ещё в 2000 году доля детского населе-ния в возрасте до 16 лет оказалась ниже доли взрослых после 60 лет, и эта пропасть медленно, но неуклонно растёт.

Неблагоприятные демографические процессы в конце ХХ столетия сопровождались резким ухудшением состояния здоровья детей и подрост-ков. За последние два года в России число здоровых детей снизилось до 33%.

Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в России на период до 2005 года, утвержденной Правительством РФ, опре-делены наиболее актуальные задачи, важнейшей из которых объявлена профилактика, в том числе в отношении материнства и детства.

"Сохранение здоровья ребенка - это особая стратегическая и в выс-шей степени приоритетная забота государства", - записано в Концеп-ции.

Решением Правительства введён мониторинг основных показателей детского здоровья с представлением Минздравом РФ ежегодного Государ-ственного доклада Президенту Российской Федерации.

Основные задачи, стоящие перед педиатрической службой, -

Соблюдение преемственности на всех этапах медицинской по-мощи;

Дальнейшее совершенствование диспансеризации;

Рост объема и своевременности вакцинации;

Применение современных диагностических и управленческих информационных систем и другие.

Итак, казалось бы, все усилия направлены на защиту детства. Но, по мнению специалистов Российского детского фонда, ни один закон изна-чально не рассчитан на создание условий для улучшения положения детей.

Принцип приоритета детства, декларируемый на всех уровнях власти, ни на одном из них не реализуется, интересы детей при разработке многих законов не принимаются во внимание, а проблемы бедственного положе-ния детей остаются. Очевидно, поэтому мы получили то, что имеем.

«Жизнь, здоровье, рост и развитие ребенка полностью зависят от окружающего мира, который создается семьей, государством, общест-вом, - заметил на недавних парламентских слушаниях председатель испол-кома Союза педиатров России академик РАМН А.Баранов. - Отсюда сле-дует, что потребности ребенка должны быть включены в сферу социаль-но-экономической политики государства. При этом принципиально важ-но, чтобы обязательства государства в отношении детей были ориенти-рованы не на минимальное, как складывается сейчас, а на максимальное обеспечение их потребностей в области охраны их здоровья».

Насущная помощь

Сейчас в России потери плодов и новорожденных в первые семь дней жизни в абсолютном выражении равны потерям в возрасте от восьми дней до 22 лет. А 70% инвалидов с детства (это около 400 тыс.), стали таковыми вследствие внутриутробного патологического воздействия.

Именно поэтому важно вовремя совершить крещение такого ребенка, дабы, не дай Бог, он не умер некрещёным. Отмечено, что даже при нали-чии очень тяжёлого состояния при рождении, достигается чудесным обра-зом несомненное улучшение такового вследствие немедленного крещения в первые сутки и даже часы после родов.

Примером этого служит житие святого праведного Иоанна Крон-штадтского: «Мальчик родился очень слабым, надежды, что он выживет, почти не было, и в ту же ночь был вызван священник для крещения…

И младенец – ожил».

Вызвать священника в родильный дом или на дом к роженице не все-гда может удаться, да и у большинства наших современников вряд ли воз-никнет такая мысль – скорее будут требовать оказания медицинской по-мощи.

Как же быть?

Обсуждению этого, казалось бы, несовременного и несвоевременного вопроса было посвящено одно из заседаний Общества православных вра-чей Санкт-Петербурга во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

На Православной Руси существовала раньше общепринятая практика заботы о слаборожденном, и она называлась «крещение ради страха смерт-наго».\

Право совершать таинство Крещения принадлежит прежде всего приходскому священнику. Для Крещения собственного ребенка, согласно Номоканону, священнику следует пригласить другого священника, но, в крайнем случае, он может и сам крестить свое дитя.

Однако опасно больной ребенок может быть крещен при отсутствии священника диаконом, псаломщиком и даже мирянином: мужчиной или женщиной. Мирянин, взявший на себя по нужде совершение Крещения, должен быть верующим христианином и знать о важности этого таинства. Кроме того, он должен правильно произнести тайносовершительные слова: "Крещается раб Божий (раба Божия имярек) во имя Отца (первое погру-жение), и Сына (второе погружение), и Святаго Духа" (третье погруже-ние).

Крещёный таким образом младенец по выздоровлении должен быть доставлен к священнику вместе с лицом, совершившим Крещение. Свя-щенник, предварительно убедившись путем подробного опроса в том, что Крещение совершено правильно, лишь довершает Крещение и совершает таинство Миропомазания.

Если же выяснилось, что Крещение совершено неправильно: не в три погружения, с искаженной или вообще неправильной тайносовершитель-ной молитвой, а также, если человек, совершивший Крещение, неверую-щий, некрещеный или иноверец (мусульманин, иудаист, буддист), то свя-щенник должен совершить таинства Крещения и Миропомазания по обыч-ному чинопоследованию.

Такое же правило существует и в отношении взрослого некрещёного человека.

Пути Господни неисповедимы…

Случается так, что человек, всю жизнь проживший без Бога, на поро-ге смерти обретает веру, желает принять Крещение – то самое Таинство, о котором сказал Спаситель: Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Иоан. 3, 5).

Но нет рядом священника...

В такой ситуации долг всякого православного христианина – совер-шить Крещение страха ради смертнаго.

Для этого нужно обычной водой трижды окропить болящего, произ-нося при этом: “ Крещается раб Божий (полное православное имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь”.

Это Крещение считается действительным, и если такой больной вы-здоравливает, оно восполняется уже священником в храме Таинством Ми-ропомазания.

Следует помнить, что крестить человека против его воли, пользуясь слабостью или бессознательным состоянием ни в коем случае нельзя. Если же есть маломальская возможность призвать к умирающему священника, нужно, не взирая ни на какие трудности, совершить это доброе дело.

Ведь именно страх Божий и сокрушение о скоропостижной кончине мужа, подвигло на подвиг юродства петербурженку Ксению, взявшую на себя грехи не успевшего исповедаться перед смертию мужа вместе с одеж-дой его и именем. Имя же самой Ксении стало впоследствии именем все-народно известной святой, молитвенницей за всех нас.

Наша беда

На протяжении всего последнего времени продолжает ухудшаться здоровье женщин и детей, обусловленное сложившейся обстановкой в стране. Эти проблемы имеют особую значимость в связи с демографиче-ской ситуацией в Российской Федерации.

Так современные параметры рождаемости в России почти вдвое меньше, чем требуется для положительного прироста населения, детское население страны сократилось на 12,3%, ухудшается здоровье беременных женщин. За последние 3 года увеличилось число женщин страдающих анемией до 40%, болезнями почек до 16,8%, системы кровообращения до 9%, поздним токсикозом до 19,4%. Резко сократилось число нормальных родов и составляет лишь треть от общего числа.

Вместе с тем необходимо отметить, что полученные в 2000 г. показа-тели младенческой смертности – 15,3 на 1000 родившихся живыми и мате-ринская смертность 44,0 на 100 тыс. - являются самыми низкими за всю историю России.

В структуре трудовых потерь всего общества перинатальные при-чины занимают второе место после несчастных случаев, превосходя по своей значимости потери от сердечно-сосудистых и онкологических бо-лезней. Это свидетельствует о необходимости осуществления комплекс-ных мер в отношении дородовой охраны плода.

Если мы хотим иметь здоровое поколение, преодолеть демографиче-ский кризис, снизить младенческую смертность и инвалидизацию детей, то нужно в первую очередь обеспечить максимальную социальную поддерж-ку и полноценную медицинскую помощь беременным женщинам и девоч-кам-подросткам. Эти две категории составляют лишь 2,5% от общей чис-ленности населения страны (в России насчитывается около 3 млн. девочек-подростков и чуть больше 1 млн. рожениц), и требуют относительного не-большого вложения средств.

Именно боязнь трудностей содержания более двух детей останавлива-ет многие супружеские пары. Не являются исключением и православные семьи. К слову, некоторые из них вообще не имеют детей, но хотят их иметь. Относиться к этому обстоятельству следует с пониманием и смире-нием, не поддаваясь соблазну экстракорпорального оплодотворения или суррогатного материнства, которые не благословляются православной Церковью. Должно смириться с этим или взять на воспитание отказного младенца.

Многие семьи православных батюшек ныне многодетные.

Примером может быть семья отца Виктора Грозовского, священника Князь-Владимирского собора, у которого девять детей. Причем, один из них сам батюшка, другой – дьякон, а трое учатся в нашей духовной семи-нарии.

Или семья отца Александра Покрамовича, коренного петербуржца, настоятеля Спасо-Преображенского храма посёлка Тярлево, что под Пав-ловском. Храму сто лет и он построен на деньги Великого Князя Констан-тина Константиновича Романова. Семья батюшки насчитывает десять де-тей. Все они трудятся на восстановлении храма и помогают отцу на служ-бе.

Другим важнейшим приоритетом детства должна стать профилак-тика. Об этом педиатры говорят давно. Но до сего дня около 80% финан-совых средств, выделяемых на здравоохранение, расходуется на стацио-нарную помощь и лишь 20% - на амбулаторно-поликлиническую. «А боль-ница, - как выразился главный педиатр города профессор И. М. Воронцов, - способна только спасти жизнь ребенка. Здоровье же создается в условиях поликлинического наблюдения».

Однако следует помнить, что согласно Конституции Российской Федерации, ответственность за здоровье ребенка несет семья. Тем более что 90% детей лечатся вне стационара. Поэтому основная задача педиатра - обучить семью простейшим лечебным процедурам, правильному образу жизни, способствующему сохранению здоровья ребенка.

Озабоченность педиатров вызывает, что за период обучения в школе группа здоровых детей уменьшается вдвое, а число страдающих хрониче-скими заболеваниями увеличивается на 30%. К окончанию школы 90-95% детей оказываются с хроническими заболеваниями. Среди сельских детей здоровых ещё меньше.

Выходит, школа превращается в фактор, разрушающий здоровье, что, кстати, не отрицается и Министерством образования. В будущем ещё предстоит восстановить статус образовательного учреждения как заведе-ния призванного растить психически и физически здоровых граждан.

В то же время педиатрическая служба не в состоянии самостоятель-но справиться без принятия правительственных мер с катастрофическим возрастанием алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения, за-болеваемости туберкулезом, ростом ЗППП (заболеваний, передающихся половым путём) среди детей. Необходимо совершенствование российских законов, способных оказать положительное влияние на состояние здоровья детей и подростков, в том числе законов о медицинском страховании, о правах человека, о печати. При этом финансировать детское здравоохране-ние следует отдельной строкой.

Но пока мы ждём помощи от государства, надо помочь самим лю-дям начать заботиться о себе, о своём здоровье, о своём потомстве.

Что такое здоровье?

Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это состояние физического, психического и социального бла-гополучия.

Здоровье ребенка закладывается задолго до его рождения. Немало-важным обстоятельством является изначальное здоровье его будущих ро-дителей.

Среди российских детей абсолютно здоровы лишь 10%.

90% страдают теми или иными заболеваниями, больше половины из них - хроническими: эндокринными, желудочно-кишечными, нервными, психическими. Число больных детей ежегодно увеличивается на 5%.

Последствия этого уже видны: выросли нездоровые молодые матери и отцы, многие призывники оказываются негодными к военной службе. У большого количества призывников отмечается нехватка веса плоть до дис-трофии, которая требует стационарного лечения. И таких юношей прямо с медицинской комиссии срочно госпитализируют.

В создавшейся ситуации меньше всего можно винить медиков: педи-атров не хватает; есть территории, где на 45 тыс. жителей - один детский врач.

А между тем, продолжающееся падение нравственности, страх и не-уверенность перед будущим, рост платы за жильё, практическое уничто-жение права на бесплатную медицину и бесплатное получение образова-ния ведёт к расстройству ещё и общественного психического здоровья.

По определению Всемирной организации здравоохранения, общест-венное психическое здоровье - это уровень психического здоровья попу-ляции, характеризующийся распространенностью в ней психических забо-леваний, алкоголизма и наркомании, умственной отсталости, различных форм деструктивного (в том числе – суицидального и агрессивного) пове-дения. Общественное психическое здоровье является индикатором интел-лектуального и нравственного состояния общества, его духовного потен-циала.

400 млн. человек в мире страдают психическими расстройствами, а среди причин преждевременных смертей в мире 12,3% приходится на пси-хические расстройства. По прогнозам экспертов, в ХХ I веке все большее влияние на психическое здоровье населения будут оказывать обществен-ные стрессы, а это беда бездуховного общества, которым мы являемся почти восемь последних десятилетий.

Заболеваемость психическими расстройствами в России за последние 10 лет увеличилась на 41,5%. В психиатрические учреждения России еже-годно обращаются за помощью более 7,5 млн. человек, что превышает 5% населения страны. Ежегодный рост инвалидизации вследствие психиче-ских расстройств составляет 4%. Увольнения военнослужащих, связанные с психическими расстройствами, составляют 43%.

Страшная тема.

Но есть ещё одна тема, о которой у нас в стране стали говорить вслух лишь совсем недавно.

От суицидов ежегодно погибают около 60 тыс. человек, а их частота в 2 раза превышает «критический уровень», установленный Всемирной ор-ганизацией здравоохранения, при этом у мужчин этот уровень в 6 раз вы-ше, чем у женщин.

Сегодня Россия занимает второе место после Литвы по количеству самоубийств. Об этом объявила директор Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Татиана Дмитриева на 1-м национальном конгрессе по социальной психиатрии, состоявшемся в Москве 3-5 де-кабря 2004 года.

Но вот цифры касающиеся детей:

в 1996 году в России покончили с собой 2756 детей в возрасте 5-14 лет и 2358 - от 14 до 19 лет;

35% подростков думали о самоубийстве или смерти;

70% попыток суицида - это просто игра на публику;

92% подростковых суицидов или их попыток спровоцировали семья и школа;

за последние 10 лет количество самоубийств детей и подростков в России увеличилось почти вдвое.

Свидетельствует Елена Вроно, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Исследовательского центра семьи и детства при Рос-сийской академии образования, - сегодня лучший специалист в области детского суицида. Её должность называется: детский суицидолог. В этом словосочетании слышится что-то жуткое, потому что сами детские само-убийства являются дикостью.

«Для детей в возрасте от 12-14 и до 18 лет казалось бы легко понять причины ухода из жизни – это проблемы, связанные с преждевременным половым созреванием, ссора с девушкой, непонимание в семье. Но по сути – это признак бездуховности, отсутствие веры и, вследствие этого, потеря смысла жизни.

Что касается совсем маленьких – 5-6-летних крох, то ребенок считает, что смерть имеет начало и конец, и что за смертью его наступит другая, новая жизнь и всё будет хорошо. Более того, смерть, с точки зрения ребён-ка, - это последний аргумент, к которому он прибегает в споре с самыми главными, самыми близкими людьми в своей жизни – с родителями. Чем меньше ребенок, тем в большей степени он нуждается в семье. Чем стано-вится старше, тем больше отворачивается от семьи и попадает в зависи-мость от внешнего мира. И тут важна, как никогда, атмосфера доверия, взаимопомощи, заботы, открытости».

В последнее время участились случаи совместных самоубийств. Рас-ширенные самоубийства вообще не редкость среди подростков. Для под-ростка чрезвычайно важно не отстать от коллектива. «За компанию» ребя-та способны на самые непредсказуемые, рискованные шаги.

С возрастом у них обостряется чувство собственной компетентности, а жизненный опыт отсутствует. К тому же, еще не сформирована способ-ность прогнозировать последствия своих поступков. И, наконец, главное - отсутствует основной признак зрелой личности - осознание ценности че-ловеческой жизни и понятие сути греха самоубийства с православной точ-ки зрения.

По статистике, пик суицидальной активности приходится на под-ростковый и старческий возраст. Верующим людям вполне понятно, что это проблема эгоистичных, самовлюблённых людей, поражённых смерт-ным грехом гордыни. В стародавние времена крещёные самоубийцы ли-шались церковного отпевания и хоронились вне кладбищенской ограды.

Виртуальный ли враг?

Несомненно, что крайне негативное влияние на детей и подростков, да и на невоцерковлённых людей оказывает телевидение, которое буквально смакует кадры насилия, автокатастроф, последствий террористических ак-тов, подробно анализирует деяния маньяков, как в передаче «Цена любви» или просто внимает и аплодирует пошлякам и извращенцам в шоу Дмит-рия Нагиева «Окна».

По мнению криминалистов, если в 80% детских преступлений винова-ты родители, то остальные 20% причин детской преступности на совести средств массовой информации. Безудержная жестокость на ТВ, в компью-терных играх... Посчитайте, сколько убийств совершается на экране теле-визора за день, прибавьте сюда боевики из вашей видеотеки. И как после этого должен представлять себе жизнь ребенок? И какие правила поведе-ния он воспримет?

О влиянии телевидения на умы и поступки людей постарше свиде-тельствуют факты так называемого «вологодского бэби-бума» - внезапного пика рождаемости в этом городе в 1991 году. Оказалось, что за девять ме-сяцев до этого по местному телевидению впервые показали эротический фильм.

Для многих православных семей проблема телевизора, точнее «деби-лизора» (по меткому выражению одного иеромонаха), решается просто – путём выбрасывания.

Тем, кто не готов ещё на такой решительный шаг, следует тщательно просматривать программу телепередач, выбирать для просмотра интере-сующую передачу и детально её анализировать. Встречаются действитель-но интересные передачи, например, посвящённые проблемам эвтаназии, новым медицинским технологиям и другие.

Свидетельствуют - И.Я. Медведева, психолог, директор Института демографической безопасности и Т.Л Шишова, педагог: «В начале 1990-х годов у наших детей преобладали страхи. Позднее было развито воровство. Сейчас – царит полная безнаказанность. Дети становятся неконтактными, так как родители никогда не говорят им «нельзя» и не наказывают их. В семье нет авторитета отца и, значит, нет защиты. Мир опасен, и не на кого опереться. Развивается патологическое состояние, носящее медицинский диагноз: «Гиперактивность детей с дефицитом внимания».

Безусловно, приносит вред раннее приобщение детей к телевизору и компьютеру. Советские мультфильмы («Серая шейка» и другие) многие дети уже не понимают. Развязную манеру поведения им навязывают такие мультфильмы, как «Шрек», «Подводная братва», «Бивис и Бадхед» и т. п.

Еще одним ярким примером вреда для детей и подростков стала так называемая «компьютерная болезнь». У таких детей наблюдается нару-шение осанки, расстройство походки и координации, пропадает интерес к занятиям спортом, снижается острота зрения и способность к длительной концентрации внимания.

Большинство зависимых подростков излишне раздражительны, вспыльчивы, эмоционально неустойчивы. Всё это свидетельствует об от-клонениях в эмоциональной сфере личности, выражающихся в изменении психического состояния детей: снижении настроения, активности, ухуд-шении самочувствия, дисфории вплоть до депрессии.

Подросток начинает всё меньше жить в реальном мире и всё больше уходить в виртуальный мир. Виртуальная реальность компьютерной игры становится ближе для ребёнка, чем реальная жизнь; реальность становится чуждой, опасной и непознаваемой по сравнению с небольшим и знакомым миром любимой игры.

Один игровой подросток так описывает отчуждение от окружающего мира и бегство в виртуальную реальность: «Когда я встаю из-за компью-тера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным, поэтому стараюсь скорее придти домой и снова сесть играть».

Чувство незащищенности - признак повышенной тревожности, уро-вень которой возрастает с возрастанием противоречий между истинным миром и виртуальной реальностью. Стремление уйти в виртуальный мир выступает у таких детей как удовлетворение потребности в безопасности, как своего рода защита от реальности.

Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют ребята, за-частую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же компьютерный герой противостоит этому миру. Он имеет для это-го всё необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т. д. Ему приходится убивать «врагов», а те, в свою очередь, пытаются убить его.

Подросток, существуя длительное время в такой среде, переносит её законы на реальный мир. Он начинает чувствовать себя более уязвимым, считает, что большинство людей враждебно к нему настроены и окру-жающий мир является более опасным, чем есть на самом деле.

На государственном уровне пришла пора вернуться к опыту дорево-люционных гимназий, где большая роль отводилась урокам музыки, хоро-вого пения, рисования, рукоделия. Да и в советские времена в школах бы-ли уроки домоводства. Ныне на физкультуру отводится 1-2 часа в неделю, зато детей усаживают за компьютеры на уроках информатики. Великий педагог К. Д. Ушинский говорил: «Запоёт учитель – запоёт школа, запо-ёт школа – запоёт страна». Что-то плохо слышны эти песни, скорее ус-лышишь бесовскую музыку из наушников плеера у юноши в обществен-ном транспорте.

Ни в коем случае нельзя ребенку развлекаться в компьютерном клубе ночью. У нас в городе нередки случаи, когда заигравшегося ребёнка уво-зила «скорая» в больницу без сознания. И есть родители, которые сами дают ребёнку деньги на «Пепси» и чипсы и отправляют его в компьютер-ный клуб, считая, что этим уберегли его от «улицы». Депутаты Законода-тельного собрания давно решают вопрос о запрещении подросткам нахо-диться на улице в ночное время суток, но имеются и противники такого запрета.

Британские психологи считают, что у некоторых подростков, живу-щих в мире мультимедиа, проявляются симптомы, аналогичные токсико-мании. По их мнению, 16-летний подросток тратит на компьютерные игры в среднем 70 часов в неделю. Это уже скорее не тинэйджеры, а "скриней-джеры" (от screen - экран).

По данным российских специалистов примерно у 80% учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ выявлена так называемая компью-терная зависимость.

Одна треть пациентов отделения психозов в детской психиатрической больнице в Москве - это жертвы игромании. Компьютерные игры разру-шают интеллект. Ребенок приучается жить и действовать по инструкции.

Последние два года появляются жертвы оккультизма и мистических культов. Внезапные приступы агрессии отмечаются в результате увлече-ния детей Гарри Поттером. Кстати, в Петербурге второй год функциониру-ет школа «Хоггвард», которая предлагает обучение и даже летний отдых.

Наглая реклама привела к тому, что повсеместно на улицах мы видим людей разного возраста, пьющих «из горла» различные напитки. По сло-вам главного педиатра Санкт-Петербурга профессора И. М. Воронцова, основным продуктом питания для подростков стал «жидкий хлеб», то есть – пиво. И если любого подростка спросить: «Почему ты пьешь?», он отве-тит: «Имидж – ничто, жажда – всё! Не дай себе засохнуть!».

Одна из последних бессовестных телереклам: мама, обращаясь в эк-ран телекамеры, просит прощения у дочки, что ругала её за проколотый пупок. В качестве извинения она задирает кофту и показывает всем нам пирсинг в области пупка. Это всего-навсего себя рекламирует мобильная телефонная сеть «Билайн».

Интернет или нет?

Компьютер это не одни лишь игры, это ещё и окно в мир. Но в окно можно не только смотреть, но и подглядывать…

Имеется в виду Интернет. В западных семьях давно уже предлагаются кодовые замки на ПК для детей-любителей выхода в «свет».

Число пользователей всемирной паутины в России медленно, но верно растет: если сейчас доступ в Сеть есть только у шести процентов граждан страны, то к 2005 году данный показатель должен увеличиться в два с половиной раза.

По словам заместителя министра РФ по связи и информатизации Ан-дрея Короткова, в этом году на программу «Электронная Россия» будет выделено полтора миллиарда рублей. В дальнейшем планируется выйти на уровень 6,8-7 миллиардов рублей.

Предполагается, что для дальнейшего распространения Интернета по России будет создана сеть точек общественного доступа в «онлайн» в школах, библиотеках и так далее.

В России в 2003 году к Интернету подключилось уже около одного миллиона человек.

Сыр положен – мышеловка ждёт очередную жертву…

Семья или одиночество?

Понятие семьи в России почти разрушено. Усиленно рекомендуются так называемые пробные браки, чтобы якобы лучше узнать друг друга. Многие пары живут в гражданском браке, которым называют блудное со-жительство.

У нас разводятся чаще, чем в США. По примеру Запада, многие одоб-ряют однополые браки. А кое-кто из партии Жириновского ратует за мно-гожёнство.

За годы перестройки на 40% увеличилось количество пар, которые не хотят вступать в законный брак. Почти на 50% стало больше тех, кто раз-водится в течение первых 5 лет. Растёт число матерей-одиночек. Мало то-го, развод знаменитостей зачастую превращается в шоу, которое демонст-рируют по телевидению, о котором пишется в бульварной прессе.

Между тем, в 1-м послании Апостола Павла к Тимофею говорится прямо: «Если кто о своих и особенно, о домашних не печется, то отрекся от веры и хуже неверного».

В нашей стране разведённые женщины не стремятся в повторный брак, предпочитая оставаться в одиночестве с детьми, и надеются на али-менты от бывшего мужа. А разведенный муж предпочитает вернуться к маме или жениться на женщине с жилплощадью и, зачастую, с детьми, ко-торые не требуют такого внимания, как собственные.

В итоге, всё равно страдают дети. Лишь треть таких отцов продолжает видеться со своими детьми и как-то участвовать в их воспитании. Осталь-ные обвиняют бывшую жену: дескать, нечего было разводиться.

Кроме того, отцы чаще всего не знают, сколько денег уходит на со-держание и воспитание ребёнка, и искренне верят, что государство не ста-вит одинокую мать, платя пособие по уходу за ребёнком, которое ныне со-ставляет всего 70 рублей. Существует также пресловутая «чёрная» зарпла-та, вычесть из которой алименты практически невозможно.

А дети, вырастая, платят отцам, да и заодно матерям, тем же: презре-нием, равнодушием, упрёками и жестокостью.

Итоги разводов

В результате семейных трагедий, по оценкам МВД, в России насчиты-вается от 500 тысяч до 2,5 млн. беспризорных. Десятки тысяч детей и под-ростков числятся бесследно исчезнувшими. Об этом заявил 21 октября 2004 года на пресс-конференции в Москве председатель организации «Де-ти - будущее России» Леонид Чекалин. По его словам, около 30 тысяч не-совершеннолетних ежегодно уходят из дома. Еще больше детей живут с родителями-алкоголиками, не учатся и фактически предоставлены сами себе.

Чекалин привел и другие неутешительные цифры: два миллиона детей в России неграмотны, две тысячи ежегодно кончают жизнь самоубийст-вом, за последние пять лет милиция зарегистрировала 190 случаев торгов-ли детьми.

«Оказавшимся на улице подросткам ничего не остается, как связы-ваться с криминальным миром», - добавил правозащитник. По данным двухлетней давности, в России действовала 41 тысяча групп малолетних преступников. Как отметил Чекалин, - «это в два раза больше, чем скаут-ских организаций».

Причины совершения преступлений подростками следующие:

Отсутствие контроля со стороны родителей;

Низкий культурный уровень семьи;

Регулярное пребывание подростка в среде, где преобладает не-гативное отношение к труду;

Иллюзия безнаказанности;

Заниженная самооценка, желание повысить ее совершением преступления.

Президент Российского фонда образования профессор Сергей Комков, также выступивший на пресс-конференции, отметил, что в 2005 году пред-полагается снизить ассигнования на борьбу с детской безнадзорностью на 1,7 млн. рублей. «Милиция сегодня не заинтересована в сокращении числа беспризорных детей, поскольку на них вешается масса нераскрытых пре-ступлений. Между тем, если проблему не решить в ближайшие два-три го-да, количество бездомных и безнадзорных детей в России может стать критическим. Огромная неуправляемая, деклассированная, криминализи-рованная масса людей способна смести любой государственный строй», - предупредил он.

Детская преступность помолодела. Что там первоклашки с сигаретой в зубах. Восьми- тринадцатилетние мальчишки собираются в группировки и раздевают своих «прикинутых» сверстников. Одежду не продают, заби-рают себе - вполне естественное желание ребенка выглядеть не хуже дру-зей. Родители-алкоголики, родители-наркоманы не могут одеть, накормить и воспитать своих детей - и растет поколение, стиль жизни которого «око за око». Сейчас пьющий отец - это чуть ли не норма, еще и оправдывают: «Да на работе денег не платят, начальник сволочь, жить трудно…».

«Дети Франкенштейнов»

Неразрешимой на сегодняшний день проблемой стало появление осо-бых инвалидов, воинов-участников локальных военных конфликтов.

В большинстве своём это морально сломленные, духовно опустошён-ные, искалеченные физически молодые люди – наши с вами сыновья, бра-тья, внуки. Они не могут возвратиться к привычной жизни, создать семью. Они нуждаются в психологической, а то и в психиатрической помощи, но эффективность её оставляет желать лучшего.

Они продолжают оставаться на «той» войне: конфликтуют, пьют, ста-новятся наркоманами, пополняют ряды ОПГ. В лучшем случае они поют под гитару в подземных переходах и переходах метро…

Эта проблема отражена в страшном своей обыденностью и отсутстви-ем привычных киношных ужасов фильме молодого режиссёра Валерия Тодоровского «Мой сводный брат Франкенштейн». Получивший в начале декабря 2004 года приз зрительских симпатий на Берлинском кинофести-вале, фильм почти сразу после выхода на большой экран демонстрировал-ся по TV на канале «Россия», но не вызвал ожидаемого всплеска эмоций. Народ, привыкший к развлечениям, никак не отреагировал…

Санкционированные убийства

Участники церковно-общественного форума по проблеме демо-графии, который состоялся в октябре 2004 года в Москве, призвали руко-водство России к запрету абортов. «По искусственному прерыванию бере-менности страна прочно удерживает мировое первенство», - говорится в итоговом заявлении форума.

Обращаясь к соотечественницам, участники конференции напомина-ют: «В вас загорается луч жизни. Но не вы его зажигаете, не вам его и га-сить. Ведь грех без наказания не бывает. Мы все обязаны защитить и вы-растить всех посланных от Бога детей».

Авторы резолюции также просят Минздрав устранить экономиче-скую заинтересованность частных клиник в искусственном прерывании беременности и считать аборты, сделанные без врачебных показаний, преднамеренным убийством живого существа. Кроме того, плацентарный и абортивный материал активно используется фармацевтическими фирма-ми как сырье для получения широко рекламируемых стволовых клеток и для производства сверхмодных косметических средств. Добывается этот материал задаром, а продаётся втридорога.

(От себя ещё добавлю, что не вижу обоснованности в троекратном на-значении УЗИ в течение беременности. Хотя цели и намерения «советчи-ков» прозрачны и понятны).

Для студентов и школьников предлагается разработать наглядные по-собия, которые бы объясняли преступность прерывания беременности и негативное влияние абортов на здоровье женщины.

Участники форума планируют обратиться и к Министерству культуры и массовых коммуникаций с просьбой предусмотреть комплекс мер по за-щите нравственности, пропаганде исторических традиций и норм семей-ной жизни в СМИ. С этой целью, в частности, предложено, создать рели-гиозно-общественную комиссию по защите нравственности и по вопросам соблюдения средствами массовой информации этических норм.

(Такая комиссия создана весной в нашем городе и уже есть положи-тельные результаты её работы).

Также в резолюции содержатся следующие предложения: объявить прирост населения общенациональной задачей; создать специальный вла-стный органа по демографии; учредить государственную награду родите-лям, воспитавшим шестерых и более детей; поддержка семейных детских домов, преподавание в школах «Основ православной культуры».

«Чтобы сохранить российский народ, сегодня нужен духовно-нравственный подвиг, ибо наш век довел свободу до своеволия, независи-мость до анархии, веротерпимость до индифферентности, прогресс до упадка нравственности», - прозвучало в заключение с трибуны форума.

Заложники экономики

Впервые за время существования России Министерство здравоохра-нения возглавляет не медицинский работник, а экономист. Поэтому ос-новным принципом здравоохранения у нас в стране стали не общедоступ-ность и бесплатность, а «экономическая обоснованность» всех служб и подразделений медицины.

Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковле-ва по специальности - врач-педиатр. Она с горечью говорила в 2004 году на съезде педиатров России:

«С 1993 года в стране действует президентская программа "Дети Рос-сии". В прошлом году в нее включена подпрограмма "Здоровый ребенок". В 2004 году на выполнение всей программы выделено 1,79 млрд рублей.

Однако ряд необходимых расходов на детей в федеральном бюджете не учтен. Например, итоги всероссийской диспансеризации детей показа-ли, что 814 тысяч юных россиян нуждаются в высококвалифицированной медицинской помощи.

Остро стоит вопрос о выделении средств на питание в больницах. Ес-ли Минздрав определил 104 рубля в день, то Минфин уменьшил их до 76,6 рубля.

А счётная палата подсчитала, что на детство необходимо выделить ещё не менее миллиарда рублей.

Так же обстоят дела и с финансированием целевых федеральных про-грамм. Например, на реализацию программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" выделено только 74 % необходи-мой суммы, а на "Вакцинопрофилактику" и того меньше - всего 59%.

Не решены вопросы и медикаментозного обеспечения.

Недостаточное финансирование негативно скажется на здоровье на-ших детей. А ведь известно, что предотвратить болезнь гораздо дешевле, чем лечить ее. Однако вопреки здравому смыслу мы продолжаем "эконо-мить" на профилактике», - сказала Татьяна Яковлева.

Бойтесь данайцев, дары приносящих

Демографы уже десятилетие бьют тревогу, что население России вы-мирает. Ежегодная убыль составляет почти миллион человек. Причина в антинародной политике, когда разрешена пропаганда «безопасного секса», однополых браков, а если и планируют семью, то лишь с одним ребёнком. Такую цель ставят Центры планирования семьи и сеть молодёжных кон-сультаций «Ювента».

В качестве такой «заботы» о народном здоровье, Нижегородский центр профилактики и борьбы со СПИДом выпустил недавно брошюру под названием «Как безопаснее заниматься сексом и секс-работой».

(В действительности эту инструкцию следовало бы назвать «Пособи-ем для проституток»).

Вот цитата из этого «трудового кодекса»: «Секс-работа – это осоз-нанный выбор, и он ничуть не хуже любого другого занятия. Нужно пом-нить, что ты – профессионал и продаёшь услуги на определённых услови-ях. Уважай себя, плоды твоего труда и используй их разумно».

В книжице также заботливо напечатана карта-схема Нижнего Новго-рода с указанием всех мест работы и дан совет при знакомстве с клиента-ми «слушать свой внутренний голос и доверять интуиции».

Как говорится: «Комментарии излишни»…

Заключение

Да, спасение России в наших детях. Но наши дети – суть продолжение нас самих.

Не может быть хорошего плода от плохого древа. Значит, спасение России и в семье.

Но если мы сами не изменимся, если сами мы – родители, педагоги, врачи, - не будем примером для подрастающего поколения, то нет смысла в нашем сегодняшнем существовании.

Как говорит Господь наш Иисус Христос словами Апостола и Еванге-листа Иоанна: «Истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верящий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». (Иоанн. 5, 24).

____________________________

Жарков Николай Федорович.

член совета Собора православной интеллигенции,

член правления Общества православных врачей

во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Жарков Николай Федорович

Самый большой переворот в семейной жизни - это рождение ребенка. Именно в этот момент маленькое чудо становится частью жизни для своих родителей, для дедушек и бабушек. Гармония во взаимоотношениях с окружающими – это психологическое благополучие ребенка.

Современные дети другие, они не похожи на ребят прошлых лет. Они понимают такие вещи, которые не понимают даже некоторые взрослые. Они смелые, рассудительные, стремительные, разносторонние и мобильные, они открыты и готовы принять любую информацию. Все это помогает им хорошо ориентироваться в современном окружающим их мире.

Между детьми прошлых лет и современными, видны явные различия в развитии, мировосприятии, осознании самого себя и поведении. Они играют в другие игрушки, совсем не похожие на наши прежние. Девочкам нравятся не очаровательные пупсы, а куклы Монстер Хай, а у мальчишек в почете роботы-трансформеры. Мы с удивлением рассматриваем эти игрушки и не всегда понимаем, чем они привлекают наших детей. Это происходит от того, что мы воспринимаем только их нестандартный внешний вид, а наши дети видят глубже нас. Куклам Монстер Хай не чужда доброта и нежность, а роботы-трансформеры могут спасать целый мир.

Иногда мы ругаем наших малышей, вздыхаем, что мы в детстве были совсем другими и не позволяли себе такого поведения, но в душе понимаем, что окружающий мир меняется, поэтому меняются и дети.

Однако во много новое поколение похоже на нас: они также дружат и ссорятся, любят и страдают, спорят с родителями и учителями и верят, что могут изменят этот мир. Они такие же дети, как и мы 20 лет назад, просто растут в других условиях, что делает их немного другими.

В условиях современного общества многие дети обделены лаской, вниманием, душевным теплом. Занятые уставшие родители все меньше и меньше общаются со своими чадами. Причины тому: получение образования, важность карьеры, экономическая неопределенность, нестабильность семейных отношений и многое другое.

Чтобы исправить эту ситуацию и наладить контакт друг с другом дети и родители должны проводить вместе как можно больше времени - дорожите недолгими часами вашего досуга, старайтесь каждый день находить минуты для общения. Ваши дети должны быть равноправными помощниками и участниками жизни вашей семьи. Задача взрослых понять, признать, принять ребенка и помочь ему научиться жить самостоятельно.

ДЕТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. КАК УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ?

Наверное, многие из нас ловили себя на мысли, что мир уже не таков, как был в нашем пузатом детстве.

Глобальная компьютеризация, переход от социалистической модели к капитализму, мобильные телефоны, социальные сети и многие другие факторы свидетельствуют о том, что мы живем в изменившемся обществе. Хорошо ли все то новое, что вошло в жизнь наших детей? Не нужно ли с этим бороться?

Ребенок - это дар Божий. Ребенок - это поприще, дарованное нам Богом. В наше духовно ущербное время воспитание детей становиться приоритетным заданием всех здравомыслящих родителей, желающих своим детям доброго и светлого будущего и вечного спасения. Кроме всего прочего, правильное развитие детей и воспитание ребенка – залог нашей спокойной жизни в старости, и счастливая, дружная семья! Этот труд, совершаемый ради Господа, есть подлинный христианский подвиг, и трудности на этом пути еще раз подтверждают важность этой миссии.

Сменяются поколения. Каждое поколение приносит свои изменения в политику, культуру и быт. Дети в современном мире в наше время развиваются уже не так, как раньше. Мы живем в эпоху информационного БУМА. Поэтому, развитие детей сейчас происходит намного быстрее, чем раньше. Развиваются технологии и не только в технике, но и в социальных процессах. Человеку свойственно настороженно относиться ко всему новому. Много нового появилось в жизни наших детей и внуков, поэтому можно понять настороженность родителей, бабушек и дедушек, переживающих за физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.

Некоторые родители занимают очень простую позицию: «В моем детстве и молодости этого не было, значит и тебе не надо.»
Другая категория родителей позволяет своим детям пользоваться чем угодно, так как это позволяет детям занять свое свободное время, заменяет отсутствующих родителей, а родителям позволяет не отвлекаться от своих «любимых дел», таких как работа, бизнес или другие занятия.

Какую же позицию избрать нам, если мы любим наших детей, желаем им добра, и пытаемся направить на путь Христа? Запретить или позволить? Что можно, а что нельзя?

Прежде всего нужно помнить, что воспитание детей, это не веселая прогулка полем, а тяжелый изнурительный труд, который приносит свои плоды не сразу, а со временем. И в воспитании хороших послушных детей нет простых путей.

Для начала, давайте, сравним времена своих детства и юношества с современными условиями, и попробуем увидеть, что же изменилось. Обозначив, с чем мы имеем дело, нам будет проще определить, как же нам поступать. (Учитывать будем разницу в поколениях 20-30 лет и больше, и ориентируемся на постсоветское пространство)

– Игры. В наши времена основным способом развлечения и проведения досуга были подвижные игры на свежем воздухе (футбол, хоккей и множество других), или развивающие игры, такие как шахматы, шашки и прочие. Все свободное время детвора проводила во дворах и улицах. Кроме физической активности, дети учились общаться, строить отношения, работать в команде. Сейчас же все меньше детей и подростков спешат на улицу, но все больше спешат к компьютеру. Возможно, и играют все тот же футбол или хоккей, только мышцы не развиваются, а позвоночник очень часто приобретает сколиоз.
В вопросе игр, нам, родителям, следует быть бдительными. Следить, во что же играют дети на компьютере, и, что намного важнее, помочь играть в подвижные игры на свежем воздухе, особенно вместе с ними. Ведь развитие детей в игровой форме – самый удобный, а также самый интересный и результативный вариант.

– Книги. Вспоминая свои учебные годы, книги были главным источником информации и знаний. Сегодня же все меньше людей пользуется библиотекой, и все больше обращаются в Google, Яндекс, Википедию и другие службы. Это быстрее, удобнее, иногда даже дешевле. Объем информации огромный. Для поиска не нужно выходить из дома. Можно сказать, вся информация под рукой.
Будет неправильно забыть о печатных изданиях. Но также будет ошибкой склонять учеников и студентов пользоваться исключительно книгами, минуя все преимущества сети Интернет.

– Мобильные телефоны. Кто бы мог предположить лет 30 назад, что из любой точки планеты, из маленького устройства, помещающегося на ладони, можно будет связаться с любой другой точкой планеты, быстро качественно, иногда очень дешево, иногда относительно не дорого. В свое время, чтобы позвонить кому-то, необходимо было идти к соседям. Сегодня сотовым телефоном никого не удивишь. И хотя есть некоторые побочные эффекты, влияющие на состояние здоровья, мы получаем много преимуществ, а именно, быть всегда на связи с нашими родными и детьми.

– Иностранные языки. В Советском Союзе, а при распаде и в станах СНГ, иностранные языки начинали учить в старших классах школы. Сегодня же их изучают с первых классов. Многим старшим людям это не понятно и кажется чрезмерной нагрузкой на детские умы. Но опыт показывает, что чем раньше человек начинает изучать иносранный, тем лучше у него это получается. Поэтому, взрослым следует быть более внимательным. И вместо критики министерства образования (по вопросу иностранных языков) порадоваться вместе с детьми за такую возможность, и поощрять в изучени. Ведь знание иностранного языка сегодня очен високо ценится. Как говориться: „Сколько языков ты знаеш, столько раз ты человек”. Как много преимуществ появляется у наших детей, вледеющих иностранным язиком и в обществе, и работе и служении.

– Семья. Семья – оплот социального общества. Семья –социальная ячейка общества. Семьи – это домашние церкви, из которых строится вся Церковь Иисуса Христа. Крепкие семьи – крепкая Церковь. Крепкие семьи – крепкое общество. Принцып всем понятен. Принцып действует. Но сегодня очень немногие осознают и понимают то, что наше общество является таким, каким оно есть во многом благодаря нашим семьям. Какое здание можно построить из разломаных и раздробленых кирпичей. Какое общество может быть построено из разделенных, разбросаных семей без любви, где очень часто
дети предоставлены сами себе, а родители всецело поглощены заработком денег. Кто их научит жить, если родители за несколько десятков лет не научились. Вместо воспитания морали и богобоязненности, родители все больше озабочены лишь материальным обеспечением. Мы и не заметили как многое изменилось. Сегодня враг восстал на институт семьи. Он разрушает Богом определенные устои семейной жизни и счастья. Взамен пытается построить извращенное, богохульное, грешное общество, движимое похотью и развратом. Тогда как семья по божьему дизайну должна строиться исключительно на любви.
Здесь нам необходимо обратиться к нашим богобоязненным дедушкам и бабушкам, отцам и матерям. Сохраните свой домашний очаг. Если он гаснет, защитите все вместе от ветров мира сего. Если он погас, молите Господа воскресить вашу семью. Очень сложно детям выросшим в разваленной семье построить свою крепкую семью.

Итак подведем итоги.

В этой статье мы обсудили далеко не все новшества современного мира. Мы и не пытались ответить на все волнующие вопросы, а только очертили общие тенденции, задали направление для размышления.

Главный вывод, к которому мы можем придти:
Время меняется, и приносит с собой много нового и непривычного. Некоторые вещи – хорошие, некоторые плохие. Разумные родители распознают, и то и другое и помогут своим детям.
Мы не сможем заставить жить наших детей в прошлом веке, только потому, что в нем было меньше искушений. Но мы можем научить наших детей следовать за Богом и различать добро и зло.

Нам родителям необходимо понять обстоятельства, в которых живут, и будут жить наши дети. Или хотя бы попробовать их понять. Когда мы их будем понимать, мы станем для наших детей лучшими друзьями. Ведь, наш современный мир так скуп на понимание.

Может где-то старшему поколению стоит стать «современнее». А где-то стоить приложить все усилия, чтобы сохранить те хорошие ценности и устои, которые могут разрушиться современными нововведениями.

Ответственность за воспитание наших детей Господь возложил на нас, родителей. Ответственность означает, что когда-то придется отвечать. Так не останемся пассивными и нейтральными.

ДІТИ В СУЧАСНОМУ СВІТІ. ЯК ВБЕРЕГТИ ДІТЕЙ В СУЧАСНОМУ СУСПІЛЬСТВІ?

Напевно, багато хто з нас ловили себе на думці, що світ вже не такий, як був у нашому пузатому дитинстві.
Глобальна комп’ютеризація, перехід від соціалістичної моделі до капіталізму, мобільні телефони, соціальні мережі та багато інших чинників свідчать про те, що ми живемо в зміненому суспільстві. Чи добре все те нове, що увійшло в життя наших дітей? Чи не потрібно з цим боротися?

Дитина – це Божий дар. Дитина – це поприще, дароване нам Богом. У наш духовно складний час виховання дітей стає пріоритетним завданням всіх розсудливих батьків, які бажають своїм дітям доброго і світлого майбутнього і вічного спасіння. Крім всього іншого, правильний розвиток дітей і виховання дитини – запорука нашого спокійного життя в старості, і щасливої, дружньої сім’ї! Ця праця, що робиться заради Господа, є справжнім християнським подвигщм, і труднощі на цьому шляху ще раз підтверджують важливість цієї місії.

Змінюються покоління. Кожне покоління приносить свої зміни в політику, культуру і побут. Діти в сучасному світі в наш час розвиваються вже не так, як раніше. Ми живемо в епоху інформаційного буму. Тому, розвиток дітей зараз відбувається набагато швидше, ніж раніше. Розвиваються технології і не тільки в техніці, але і в соціальних процесах. Людині властиво насторожено ставитися до всього нового. Багато нового з’явилося в житті наших дітей та онуків, тому можна зрозуміти настороженість батьків, бабусь і дідусів, які переживають за фізичне і психічне здоров’я підростаючого покоління.

Деякі батьки займають дуже просту позицію: «У моєму дитинстві і молодості цього не було, значить і тобі цього не треба.»
Інша категорія батьків дозволяє своїм дітям користуватися чим завгодно, так як це дозволяє дітям зайняти свій вільний час, замінює відсутніх батьків, а батькам дозволяє не відволікатися від своїх «улюблених справ», таких як робота, бізнес або інші заняття.

Яку ж позицію обрати нам, якщо ми любимо наших дітей, бажаємо їм добра, і намагаємося спрямувати на шлях Христа? Заборонити чи дозволити? Що можна, а що не можна?

Перш за все потрібно пам’ятати, що виховання дітей, це не весела прогулянка полем, а важка виснажлива праця, яка приносить свої плоди не відразу, а з часом. І у вихованні хороших слухняних дітей немає простих шляхів.

Для початку, давайте, порівняємо часи своїх дитинства та юнацтва до сучасних умов, і спробуємо побачити, що ж змінилося. Позначивши, з чим ми маємо справу, нам буде простіше визначити, як же нам поступати. (Враховувати будемо різницю в поколіннях 20-30 років і більше, та орієнтуємося на пострадянський простір)

– Ігри. У ті часи основним способом розваги та проведення дозвілля були рухливі ігри на свіжому повітрі (футбол, хокей і безліч інших), або розвиваючі ігри, такі як шахи, шашки та інші. Весь вільний час дітвора проводила у дворах і вулицях. Крім фізичної активності, діти вчилися спілкуватися, будувати відносини, працювати в команді. Зараз же все менше дітей і підлітків поспішають на вулицю, але все більше поспішають до комп’ютера. Можливо, і грають все той же футбол або хокей, тільки м’язи не розвиваються, а хребет дуже часто набуває сколіоз.
У питанні ігор, нам, батькам, слід бути пильними. Стежити, у що ж грають діти на комп’ютері, і, що набагато важливіше, допомогти грати в рухливі ігри на свіжому повітрі, особливо разом з ними. Адже розвиток дітей в ігровій формі – найзручніший, а також найбільш цікавий і результативний варіант.

– Книги. Згадуючи свої навчальні роки, книги були головним джерелом інформації та знань. Сьогодні ж все менше людей користується бібліотекою, і все більше звертаються в Google, Яндекс, Вікіпедію і інші служби. Це швидше, зручніше, іноді навіть дешевше. Обсяг інформації величезний. Для пошуку не потрібно виходити з дому. Можна сказати, вся інформація під рукою.
Буде неправильно забути про друковані видання. Але також буде помилкою схиляти учнів і студентів користуватися виключно книгами, минаючи всі переваги мережі Інтернет.

– Мобільні телефони. Хто б міг припустити років 30 тому, що з будь-якої точки планети, з маленького пристрою, що поміщається на долоні, можна буде зв’язатися з будь-якою іншою точкою планети, швидко якісно, ​​іноді дуже дешево, іноді відносно не дорого. У свій час, щоб подзвонити комусь, необхідно було йти до сусідів. Сьогодні стільниковим телефоном нікого не здивуєш. І хоча є деякі побічні ефекти, що впливають на стан здоров’я, ми отримуємо багато переваг, а саме, бути завжди на зв’язку з нашими рідними і дітьми.

– Іноземні мови. У Радянському Союзі, а при розпаді і в країнах СНД, іноземні мови починали вчити в старших класах школи. Сьогодні ж їх вивчають з перших класів. Багатьом старшим людям це не зрозуміло і здається надмірним навантаженням на дитячий розум. Але досвід показує, що чим раніше людина починає вивчати іноземну мову, тим краще у нього це виходить. Тому, дорослим слід бути більш уважними. І замість критики міністерства освіти (з питання іноземних мов) порадіти разом з дітьми за таку можливість, і заохочувати у вивченні. Адже знання іноземної мови сьогодні дуже високо цінується. Як говориться: “Скільки мов ти знаєш, стільки разів ти людина”. Як багато переваг з’являється у наших дітей, які володіють іноземною мовою і в суспільстві, і роботі і служінні.

– Сім’я. Сім’я – оплот соціального суспільства. Сім’я – соціальний осередок суспільства. Сім’ї – це домашні церкви, з яких будується вся Церква Ісуса Христа. Міцні сім’ї – міцна Церква. Міцні сім’ї – міцне суспільство. Принцип всім зрозумілий. Принцип діє. Але сьогодні дуже мало хто усвідомлює і розуміє те, що наше суспільство є таким, яким воно є завдяки нашим сім’ям. Яку будівлю можна побудувати з побитої і роздробленої цегли. Яке суспільство може бути побудоване з розділених, розпорошених сімей без любові, де дуже часто діти віддані самі собі, а батьки цілком поглинуті заробітком грошей. Хто їх навчить жити, якщо батьки за кілька десятків років не навчилися. Замість виховання моралі і богобоязливості, батьки все більше стурбовані лише матеріальним забезпеченням. Ми й не помітили як багато змінилося. Сьогодні ворог повстав на інститут сім’ї. Він руйнує Богом визначені норми сімейного життя і щастя. Натомість намагається побудувати збочене, богохульне, грішне суспільство, яким рухає пожадливість і розпуста. Тоді як сім’я по Божому дизайну повинна будуватися виключно на любові.
Тут нам необхідно звернутися до наших богобоязливих дідусів і бабусь, батьків і матерів. Збережіть своє домашнє вогнище. Якщо воно гасне, захистіть всі разом від вітрів цього світу. Якщо він згас, моліть Господа воскресити вашу сім’ю. Дуже складно дітям, які виросли в розваленій родині побудувати свою міцну сім’ю.

Отже підведемо підсумки.

У цій статті ми обговорили далеко не всі нововведення сучасного світу. Ми й не намагалися відповісти на всі хвилюючі питання, а тільки окреслили загальні тенденції, задали напрямок для роздумів.

Головний висновок, до якого ми можемо прийти:
Час змінюється, і приносить із собою багато нового і незвичного. Деякі речі – хороші, деякі погані. Розумні батьки розпізнають, і те й інше і допоможуть своїм дітям.
Ми не зможемо змусити жити наших дітей в минулому столітті, тільки тому, що в ньому було менше спокус. Але ми можемо навчити наших дітей слідувати за Богом і розрізняти добро і зло.

Нам батькам необхідно зрозуміти обставини, в яких живуть, і будуть жити наші діти. Або хоча б спробувати їх зрозуміти. Коли ми їх будемо розуміти, ми станемо для наших дітей кращими друзями. Адже, наш сучасний світ такий скупий на розуміння.

Може десь старшому поколінню варто стати «сучаснішим». А десь варто докласти всіх зусиль, щоб зберегти ті хороші цінності й переконання, які можуть зруйнуватися сучасними нововведеннями.

Відповідальність за виховання наших дітей Господь поклав на нас, батьків. Відповідальність означає, що колись доведеться відповідати. Тож не залишимося пасивними і нейтральними.

Діліться інформацією у соціальних мережах.
Якщо Вам є що додати, пишіть в коментарях.

На 4-м году жизни появляются попытки упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить связи и закономерности. С 5 лет возникает первый абрис детского мировоззрения. Восприятие ребенком мира отличается от восприятия взрослого. Ребенок рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т.е. он не видит вещи в их внутренних отношениях. Это восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным. Ж.Пиаже назвал это явление реализмом, который не позволяет рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи.

Ребенок не умеет различать свой субъективный и внешний мир. С одной стороны, ребенок находится ближе к непосредственному восприятию вещей, чем взрослый, с другой, - больше удален от реальности. Вследствие этого ребенок не различает психический и объективный мир.

Особенности детского мышления

1. Анимизм (одушевление всего неживого. Неодушевленные предметы обладают сознанием и душой).

2. Артификализм (рассмотрение природных явлений как результата сознательной деятельности людей).

3. Для ребенка центр всего мира – человек (вернее, он сам). Все вещи и явления «сделаны» для человека им самим, и «хотят» обеспечить ему счастливую жизнь. Данные особенности детских представлений сохраняются и у современных детей, несмотря на технический прогресс и поток теле- и радиопередач.

4. «Овеществление» психики – психические явления обладают свойствами вещей (мысль находится во рту или голове. Сон – картинка из воздуха и света, который входит в глаза извне, может выйти из комнаты).

5. Ребенок еще не выделяет самого себя из окружающего мира, он как бы растворен в нем. Эта особенность детского мировоззрения, которая заключается в невыделенности себя и своей позиции, Ж.Пиаже назвал эгоцентризмом. Но это не гипертрофия своего Я, а, наоборот, непосредственное отношение к миру, где субъект игнорирует свое Я, не может выйти за его пределы. Феномены Пиаже показывают, что ребенок доверяет только своему непосредственному восприятию, рассматривает вещи со своей субъективной позиции, которая выступает как единственная и абсолютная.

Умственное развитие заключается в преодолении центрированной позиции.

Л.С.Выготский отмечает, что позиция ребенка, его отношение к миру вещей и людей с самого начала формируются под влиянием взрослого, т.е. с самого начала социально. В мире, обществе, где живет ребенок, уже существуют определенные представления о реальности. Ребенок не конструирует своего собственного знания о реальности, а усваивает его от тех, кто эти знанием уже владеет.

Феномены Пиаже Выготский объясняет как непосредственность восприятия и суждения. Преодоление центрации заключается в присвоении средств (эталонов, мер, ориентировочных действий). Суть децентрации: переход с непосредственной позиции на новую, объективно-общественную, которая всегда имеет опосредованный характер. Для преодоления детского эгоцентризма важна сюжетно-ролевая игра, в которой дети при реализации ролей становятся на различные точки зрения; использование мер и меток.


Особенности мыслительной деятельности дошкольников

1. В отличие от раннего детства в дошкольном возрасте мышление опирается на представления (то, что знает по прошлому опыту). Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольников внеситуативным, что значительно расширяет границы познания.

2. Более тесная взаимосвязь с речью, что приводит к появлению развернутого мыслительного процесса (рассуждение); к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности (речь выполняет планирующую функцию); к бурному росту мыслительных операций.

Рассуждение начинается с постановки вопроса (что свидетельствует о развитии любознательности, стремлении постичь сложные проблемы бытия, проникнуть в сущность процесса).

Как появляются вопросы:

1) В результате встречи ребенка с новым объектом, который малыш не может понять, стремится найти ему место среди своего прошлого опыта, знаний.

2) При нарушении сложившихся представлений. Если новое представление совпадает со сформированным только по некоторым признакам, а по остальным различается, возникает вопрос.

3) Стремление утвердиться в правильности своего вывода.

Отношение взрослого к детским вопросам определяет во многом дальнейшее развитие мышления. Отвечая на них, необходимо предоставить ребенку возможность найти ответ, может быть, с помощью взрослого или сверстников. Взрослый должен развить у ребенка самостоятельность мышления, любознательность.

Характер детских вопросов как показатель развития словесно-логического мышления

Двадцатый век недаром нарекли веком общения. Давайте попробуем подсчитать, со сколькими людьми в обычный день мы вступаем в контакт. Считаем не только близких и знакомых, но и тех, кто просто посмотрел на нас на улице, в метро, на автобусной остановке, в кафе и т.д. Подсчитали? Ну вот, теперь даже после такого доморощенного социологического исследования нам сразу станет ясно, почему наш век назван – веком общения. Современный городской житель в течение года вступает в контакт в несколько миллионов контактов с различными людьми и от того, насколько они удачны, в какой мере обучен этому искусству, зависит его здоровье, счастье, карьерный рост. Ведь известно, что даже при «легком» неудачном общении человек выведен из равновесия, да просто «болен» от 34 до 36 часов. А если такие контакты наслаиваются один на другой? Сможет ли наша душа «переварить» этот страшный «слоеный пирог» . И не от этого ли «несварения» так много сейчас нервнорасстроенных людей, которые к тому же не обучены даже сдерживать, свои эмоции. Появился медицинский термин«инфарктогенная личность» . Это тот человек, который, если мы будем с ним очень часто общаться, сделает наше сердце больным. Неужели перед нами злодей? Да нет! Просто обыкновенный, невоспитанный человек-жертва таких же невоспитанных людей, сеющих вокруг себя зло, - и сам утопающий в неприятностях. А все из-за того, что он просто не знает, что существуют, такие науки как: этикет - правила поведения, искусство общения, этика и эстетика.

Эти правила учат нас точно направленным к цели действиям, предостерегают от возможных недоразумений, неприятностей, бессмысленных и грубых поступков, необузданной и некрасивой речи.

Люди грубые, с ограниченным кругозором считают воспитанность «китайскими церемониями» , это они говорят своим детям об элементарной вежливости как о «ненужных условностях» , а это огромная ошибка. Какими вырастут эти дети, я думаю нетрудно догадаться. «Все начинается с детства» - ведь именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы станет ясно, оказались ли семена добра всхожими или сорняки зла погубили их. Задача каждого из нас – помочь взойти семенам добра.

К сожалению, перед современным поколением, которое вступает в непростую, а порой сложную современную жизнь есть очень много зла: лень, невежество, эмоциональное бескультурье, эгоизм, преобладание над высоким чувство долга, эстетическая убогость в разговорной речи.

Трудно вспомнить время, когда поборники культуры и красоты речи не сетовали на их современный упадок. Бытовая речь все больше и больше упрощалась, уходя от народной и литературной, а официальная речь в газетах и журналах, по радио и телевидению выхолащивалась до полной стерильности, успешно и намеренно сведению к нулю не только красоту ее формы, но и реальной информативности содержания.

Что же впитывает в себя ребенок, сидя перед экраном телевизора? Зачастую любимыми детскими фильмами становятся не детские передачи, не детские фильмы – сказки, не старые добрые мультики, а зарубежные боевики, ужастики, мультфильмы напичканные черным юмором, насилием и словами, засоряющими чистую речь ребенка. Соглашусь, что есть прекрасные и интересные мультфильмы зарубежных производителей, которые учат доброте, умению оказывать помощь другу в беде, отзывчивости, стремлении совершать хорошие поступки и не засорять свою речь мерзкими, а порой не понимающий смысл многих слов. Ребенок восхищается своим анимационным или из какого-нибудь фильма кумиром и старается во всем ему подражать (хорошо если это будет положительный герой) . Велика воспитательная роль не только фильмов, но и монологов и диалогов. Существует сравнение: телевизор – это тоже мусоропровод, только выход его прямо в нашей квартире. Замечу, что мусор-нравственный, интеллектуальный и эмоциональный-попадает непосредственно в души, причем в первую очередь в детские. Средства массовой информации – воспитатель искусный и ловкий. Они не читают нудных моралей, не заставляют проявлять волю, преодолевать себя, а проникают в душу через развлечения и игру, влияют авторитетом всеобщности и публичности (человек, говорящий с экрана, автоматически приобретает более высокую значимость) . К тому же, одновременно охватываются огромные массы людей, порождая у них единое настроение, создавая общую обстановку.

Особенность детского восприятия слова состоит в том, что ребенок абсолютно верит в то, что ему говорят. Недаром сознание ребенка сравнивают с чистым листом бумаги, на котором мы, взрослые, наносим различные знаки. Не только знаки любви и доброты, но также знаки зла и недоверия. Наши дети растут, входят во взрослый мир, все видят и слышат, и некоторым детям это совсем не нравится. Ведь дети у нас очень развитые, остроумные и чуткие ко всему, что происходит вокруг них как электронная техника. Они часто протестуют против нашего ханжества и бессмыслицы, суеты и подмены ценностей. Причины этого в приобретении речи функций сокращенной информации, в ритме современной жизни, в ее телеграфном стиле. Почти никто из нас не говорит сегодня языком героев классической литературы. Почти. Но есть люди, для которых естественно говорить таким языком, не стесняясь его длиннот и его некоторой несовременности. В их устах язык обладает чувством собственного достоинства. А мы дожили до того, что слыша такую речь, испытываем потрясение, давно забытое удовольствие и стыд того, как говорим мы сами.

Мы не довольны, как говорят наши дети? А сами – то мы как говорим? Зачастую, приблизительно пересказываем увиденные фильмы, рассказываем истории, однообразно излагаем события, происходящее на работе, порой бессмысленно разговариваем по телефону! А дети все это слышат и впитывают в себя как губка. Как часто, мы взрослые, читаем нашим детям книги? Хотя мы читаем все меньше и меньше, книга все же продолжает оставаться одним из важнейших воспитателей человечества в целом. Источником морально-психологического и идейного воспитания является автор. Даже разделенный от читателей годами и веками, иным строем жизни и иной культурой, художник продолжать транслировать через текст свои нравственные предпочтения. Воспитание чтением оказывает не меньшее значение на растущего человека, чем ставшие ныне распространенные аудиовизуальные формы - телевидение и кино. Заставляет его совершенствовать более интенсивную внутреннюю работу, позволяет самостоятельно размышлять над ценностными моментами, будит способность образного представления. Нравоучительная и приключенческая, сказочная и реалистическая литература формирует богатство внутреннего мира, без которого человек в любом возрасте остается примитивным одномерным существом. Классические произведения нужно воспринимать как образец идеала русской литературы, ведь они прошил испытания десятилетиями, а некоторые даже веками, продолжая радовать, восхищать и многому учить, и детей, и взрослых.

А как часто мы рассказываем нашим детям сказки? Прочитать сказку это одно, а придумать и рассказать это совсем другое, так мы еще больше сближаемся с ребенком, становимся союзником в его волнениях и странствиях с героями сказок, а не голосом из динамика. Наши современные дети совсем не прочь послушать диковинные истории перед сном. В темноте и тишине, ребенок слышит голос мамы, и может заглянуть внутрь себя – и творить. Благодаря воображению, рождаются творческие силы, которые обогатят жизнь маленького и большого человека, кем бы он ни стал.

Нельзя лишать детей детства или обманывать их кажущейся взрослостью. Непрожитые иллюзии, неизжитые мечты, неиспользованная потребность в игре все равно где-нибудь прорвутся, в нелепое, а иногда очень горькое для человека сочетание романтики и будней взрослых обязанностей и неумелости, долга и чувства. Рассказывать сказки нужно обязательно, и не надо боятся, что из них вырастут не умеющие постоять за себя романтические чудаки. Это же очень хорошо, когда ребенок умеет не по взрослому, а по детски, по своему что ни будь изобретать или мечтать, ведь со временем, жизнь его в меру образумит, а любовь к сказке, останется. Ребенку все-таки лучше самим рассказывать сказки, чем сажать перед экраном телевизора. Ведь экран не переживает вместе с ним, не плачет, не смеется от радости. Кино предлагает верить ему и его герою и идти за ним, но совершенно одному, без мамы. Кстати говоря, многие дети любят страшные сказки, и эта любовь не иссякает долго и может перейти потом в интерес к детективам и фильмам ужасов. Наверное, детям страшные сказки и истории потребны, возможно, чтобы докопаться до возможных в их возрасте глубин жизни и глубин самого себя, чтобы проверить те пределы, за которые он может ступить и победить. Но пределы должны быть не очень велики, иначе, можно испугаться на всю жизнь.

Восприятие сказки, построенной по классическим правилам волшебной сказки – это эстетическая радость в чистом виде, это торжество восстановления: Истины, Добра, Красоты.

Мне бы очень хотелось, чтоб мы, взрослые, чаще прислушивались к своим детям, старались оградить Детство от взрослой жизни. Многому учили детей и учились у них. Ведь сбалансированное развитие ума и сердца, взаимопомощь того или другого в процессе воспитания и развития – это лучший путь воспитания, это и есть творческое, эстетическое развитие наших детей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.