Семья - ячейка общества. Семья как социальная ячейка общества

Вы вероятно часто слышите, как леваки со дня на день собираются отменить семью. Почему? Зачем? Если посмотреть внимательнее, то очевидными станут мелкие частно-эгоистические мотивы. Чем мельче левак, тем сильнее ему мешает семья, тем сильнее у него по этому поводу реформаторский зуд. Семья мешает леваку тем, что жутко стесняет его левака личную свободу (которая превыше всего). Свободу расслабляться и околачивать груши.
Пока левак маленький (таких большинство), леваку мешает надзор со стороны папы и мамы. Это страшно закрепощает левака. Не даёт ему, к примеру, спокойно зависать у пацанов после 10 вечера. Без этого левак давно бы уже сделал революцию. Может даже две. Когда левак большой (таких мало, редкий подвид; начав зарабатывать и начиная активную деятельность в соотв. со своей классовой принадлежностью большинство из них перестаёт играться в ррреволюционную романтику и резко сливается в либералы, чтобы с глубокомысленным прищуром, ежесекундно затягиваясь, рассказывать окружающим как они разочаровались в революции и прозрели), так вот, когда левак большой, семья мешает леваку… — зависать у пацанов. А вы что думали? Всё так же, зависать у пацанов и раскрепощаться. Жена, ребёнок, их надо обеспечивать, посвящать им своё время. Ах, если бы жена и ребёнок не держали левака, не связывали бы его по рукам и ногам. Левак давно бы уже раскрепостился. Высвободил бы всю свою что ни на есть сексуальную энергию (жена не в счёт, она, положа руку на сердце, уже порядком поднадоела да и уже не торт). Несколько таких половых гигантов (может быть даже 100!) собрались бы вместе и через сложный и свирепый ритуал произвольного пересечения и сочетания своих половых (и не только) органов, объединили бы раскрепощённые энергии в один мощный оргазмический поток. И устроили бы, таки, революцию. Может даже две. Но жена, дети мешают. Сотни, тысячи аппетитнейших баб мира (ну, или, по крайней мере, пара неустроенных хабалок с соседнего двора) так и стоят в очереди, неудовлетворённые. Раскрепощения нет. Революции тоже нет. Одни экзистенциальные страдания.
Поэтому семью надобно отменить. Кто же будет обеспечивать и воспитывать детей? Это обязано будет сделать государство. Пока левак будет зависать у пацанов и раскрепощаться. Но тут тоже возникает проблема. Дело в том, что государство… тоже надо отменить. Оно тоже так или иначе стесняет свободу левака, тоже мешаем ему раскрепощаться. Дилемма решается примерно так: семья и государство должны быть отменены непременно (ведь вопрос частной свободы зависать и раскрепощаться — вопрос приоритетнейших либеральных ценностей: когда речь идёт о личных частных хотелках, всё остальное идёт по-боку); решение же об обеспечении и воспитании детей откладывается на неопределённый период, как вопрос совершенно второстепенной важности. Ррреволюционно. Либерально.

Какая роль в социалистическом обществе отводилась (и отводится) семье?

Основная функция семьи — обеспечение и воспитание потомства (воспроизводство человека). Временные или постоянные союзы особей с такими целями вполне наблюдаемы даже у животных. У человека в частнособственнических антагонистических обществах на это отношение также навешивалась функция контроля над собственностью (воспроизводство собственника). Которая, впрочем, в этих обществах была исторически преходящим явлением и в разные эпохи имела разную значимость. В современных условиях действуют разнонаправленные тенденции (классово специфические). Напр., крупное капиталистическое предприятие представляет собой сложную экономическую систему, управление которой не может быть доверено кому попало (печальная судьба СССР и множества организационно-экономических образований калибром поменьше — другим наука), при том срок её существования (стратегическая установка: существовать и развиваться вечно) значительно превышает срок жизни собственника-основателя. Поэтому нормальной является практика целенаправленного воспитания будущего управления с малых лет. Наследники уже с детства ориентированы на своё жизненное предназначение, и реализовать такое воспитание удобнее всего в собственной семье (см. историю ИКЕА в качестве наглядной иллюстрации). На общегосударственном (общережимном) уровне аналогичную защитную стратегию в плане передачи госвласти использует, напр., режим КНДР, доказав на практике её эффективность (впрочем, то, что позволено крупным капиталистам, не позволено каким-то Кимам, их надо зафукать и дождаться проталкивания реакцией своего северокорейского горбачёва).
В общем, сейчас на Западе есть две тенденции: а) укрепление семейных отношений у господствующих классов (помимо формальной передачи собственности, это диктуется необходимостью эффективного стратегического управления собственностью и бизнесом); б) коррозия семейных отношений в среде эксплуатируемых классов (это доведение до логического завершения тенденции атомизации; эксплуатируемый должен быть максимально изолирован и одинок, поскольку один в поле не воин, а чем больше раб не воин, тем удобнее хозяину и его режиму; в то же время буржуазный режим предпочитает политкорректных янычар рискам автономного семейного воспитания, где будущий рабочий скот неизменно набирается классовых установок, отсюда и усиливающееся вмешательство в сферу семейных отношений, где роль родителя всё больше сменяется смешанной ролью лицензированного мудрыми чиновниками наблюдателя-соинвестора; буржуазное государство (выражающее, напомню, здесь интересы господствующего капитала) всё отчётливее становится здесь третьей стороной в семье, покровителем и арбитром, интересы родителей и детей, поляризуются и антагонизируются; в свободном мире, как видим, даже здесь без всевидящего ока никак).

В СССР, как вы понимаете, не особо волновались по поводу частнособственнической функции. Почему же не передали функцию обеспечения и воспитания детей государству, и не отправили институт семьи на свалку? Тому было несколько веских причин.

Первая причина экономическая. Государство ни при каких раскладах оказалось неспособно потянуть такую масштабную задачу. Одна только задача социализации беспризорников и сирот оказалась нетривиальной и ресурсоёмкой. Это при том, что параллельно решалась масса других жизненно важных экономических задач и каждый рубль, каждый практик был на счету. А задача воспроизводства человека, как мы уже обсуждали, имела первостепеннейшую важность. Позиция государства была такова: обеспечение и воспитание потомства это право и обязанность родителей; государство обязуется сделать всё возможное, чтобы всемерно помочь им в этом деле. Об этом просто и доходчиво в своё время говорил Луначарский [см.: Луначарский А.В. О быте. — Л.: Государственное издательство, 1927].

Вторая причина идеологическая. Дело в том, что в стратегической перспективе Советской власти нужен был самостоятельный человек , и постепенное снижение роли государства (деполитизация). Такая перспектива явно декларировалась в области идеологии. Процесс имел такой же характер, какой имеет взросление и становление человека в персональной перспективе. От всемерной опеки родителей человек переходит к автономии действий, а затем к полной самостоятельности. Когда это случается, никакая опека ему уже не нужна, потому, что он уже полностью автономен, суждения его зрелы, ему не нужны ни подсказки, ни страховка. Напротив, он сам начинает заботиться о родителях и близких.
Собственно, тенденцию ослабления государства в СССР и утрату роли партии можно проследить исторически. Но если в перспективе социалистическое государство отмирает, то обеспечение и воспитание детей становится непосредственной заботой граждан. Советская семья — это автономная ячейка воспроизводства человека . Государство отдало, децентрализовало эту важнейшую функцию, признав в этом вопросе самостоятельность и автономию граждан, оставив за собой лишь поддержку (по типу того, как в капиталистических режимах государство, под давлением господствующего капитала, устраняется из различных сфер экономики, отдавая оные на волю частных капиталов, и оставляет себе только самые общие функции обслуживания их интересов, роль «ночного сторожа»). В СССР существовали мощные государственные программы поддержки материнства и детства: инфраструктура обслуживающих учреждений (молочные кухни, специализированные медицинские центры, и др.), широкий спектр образовательных учреждений, агитационно-пропагандистские и информационные программы, правовая защита. Тот же брак (юридическое оформление семейных отношений), к примеру, в отличие от буржуазного контракта, выражавшего, скорее, покупку жены/мужа или обмен дохода на интимные услуги/потомство, в СССР предназначался в первую очередь для формальной защиты матери и ребёнка. При этом советское право избегало юридической фетишизации и смешения понятий семьи и брака. В силу автономии отношения брак можно было регистрировать, можно было не регистрировать (автономное дело граждан), но если в результате этого социального отношения появлялся ребёнок, то государство принуждало отца участвовать в его содержании, независимо от того, состояли ли родители в браке.

Так, что, уничтожает социализм семью или нет? Нет, наоборот. Семья — это та самая автономная ячейка, в рамках который каждый самостоятельно решает наиважнейшую общественно-важную и в то же время лично значимую задачу воспроизводства человека (себе подобного и лучшего), постоянно вступая при этом в ассоциации с другими ячейками и общественными группам. Это формы реализации будущей свободы прямо сегодня. Именно поэтому буржуазное тоталитарное государство всеми правдами и неправдами ломится в эту сферу с контролем и регулированием (уже сейчас давая многочисленные примеры использования этих средств в репрессивных целях: лишая неугодных под надуманными поводами права и возможности автономного воспроизводства). В свете сказанного нападки на семью особенно забавно слышать от всевозможных леваков, которые при том громче всех хотят Свободы™. В таких случаях часто советуют «либо крест снять, либо трусы надеть» (в случае с леваками, трусы было бы неплохо ещё и предварительно постирать).

Исследование закономерностей развития социального института семьи было проведено Ф.Энгельсом в его работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» [Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, изд. 2-е. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. — 50 т. — Т. 21, с. 23-178.] (основывается на конспектах и записях Маркса, на обширном научном материале, охватывающем буквально весь земной шар и различные исторические эпохи; отдельные исследования, положенные в основу анализа и позволившие Марксу с Энгельсом увидеть систему в зафиксированных фактах жизни различных культур, были не меньше чем делом жизни для собравших их исследователей — Морган, напр., провёл порядка 40 лет среди североамериканских индейцев). Энгельс показывает причины возникновения семьи, последовательность изменения её форм и функций, существенные причины таких изменений. Он выдвигает и доказывает тезис, что формы и функции семьи (а следовательно и характер половых отношений) не произвольны, а определяются господствующими общественными отношениями, которые сами являются функцией уровня развития производительных сил (включая самого человека). Из тренда проведённого Энгельсом отчётливо видно (и это подчёркивается), что идёт эволюционное поступательное ограничение беспорядочных связей и половых свобод в общественных интересах (которые начинаются в интересах личных и в конечном счёте, в долгосрочной перспективе удовлетворению личных интересов и служат). Интерполируя выявленный тренд в будущее Энгельс указывает на то, что современная ему моногамия, в действительности не является истинной моногамией, т. к. отражает господствующие в обществе отношения и соответственно деформирована постоянно действующими частными интересами (в итоге, как это типично для капиталистических отношений декларируется одно, а практикуется нечто другое, часто совершенно противоположное; в половой сфере, напр., формальный моногамный брак дополняется широко распространёнными внебрачными связями и проституцией, сам этот брак в большинстве случаев является браком по расчёту и часто сам по себе сводим к одной из форм проституции, разница лишь в договорных сроках контракта купли-продажи). Энгельс же указывает, что в среде, где нечего делить, где в человеческие отношения не вторгаются отношения частной собственности, начинают действовать совершенно иные причины образования и поддержания семьи. Он делает вывод, что в будущем обществе, построенном на равноправных, товарищеских взаимоотношениях между его членами, основой половых отношений будет служить не меркантильный интерес (и не драйверы статусного потребления, добавим мы, или какие-то иные частнособственнические производные), а подлинные человеческие чувства, полноценная любовь (которая во все иные эпохи, в силу специфики общественных отношений, в институализированной области семьи и брака была скорее исключением, пробивающим себе дорогу к самореализации вопреки условиям бытия, чем правилом). Минимальной ячейкой воспроизводства человека является парный союз между мужчиной и женщиной, а какие формы примет эта семья будущего, трудно сказать, говорит Энгельс, в любом случае они будут подчинены новым общественным отношениям.

То, что теоретически предвосхищал Энгельс, советское государство вынужденно было реализовывать на практике. Не в качестве прихоти или идеологической догмы, а сама логика действительности потребовала этого. Поэтому Советское государство, столкнувшись с задачей воспроизводства человека в условиях формирования новых общественных отношений, всеми средствами поддерживало семейное отношение и принимало меры (иногда мягкие, иногда жесткие и решительные) к подавлению всех тенденций и явлений, разрушительных для нормальных здоровых семейных отношений, противоречащих идеологическим установкам и логике прогрессивного общественного развития (в полном соответствии с теми объективными нравственными критериями, о которых

Дать определение самым простым и обыденным понятиям сложнее всего. Вот что такое «семья», если не обращаться к словарям? Ближайшие родственники, которые живут вместе? Достаточно ли этого для того, чтобы считаться семьей? Или это все-таки нечто большее, чем кровная связь? Столько вопросов - и даже различные словари не сходятся во мнении, какую именно группу лиц можно считать семьей.

Тем не менее, на интуитивном уровне, где действует не только логика, но и чувства, мы понимаем, какие именно совместные проживания можно считать семьей, а какие - нет. Семью связывает устремление к общему будущему и общему быту. И в зависимости от того, как обустроен этот быт и на чем основываются отношения членов «семейной группы», семьи делятся на несколько разных видов.

Функции семьи

Какой бы вид семьи не был представлен в обществе, у всех у них есть общие функции, которые могут более или менее успешно реализовываться.

1. Продолжение семьи. Если эта функция не реализована по медицинским причинам, то часто появляются приемные семьи. Когда все представители младшего поколения вместе с супругами являются , эта функция не реализуется.

2. Воспитание и социализация. Именно на плечах семьи лежит задача подготовить детей к общению с социальным миром и научить их соблюдению правил.

3. Быт. Еда, вода, крыша над головой и одежда. Одни зарабатывают на это деньги, другие выполняют домашнюю работу - или и то, и другое частично.

4. Эмоциональное и духовное общение. В настоящей семье все поддерживают друг друга, мотивируют и дают возможность отдохнуть, набраться сил. Это источник позитивных эмоций, энергии и спокойствия. Скандалы разрушают эту функцию и могут в конце концов привести к распаду семьи.

Если какие-то из этих функций не реализуются, то семья может быть неблагополучной. Например, родители могут пить или состоять в преступной группировке, тогда о нормальной социализации или воспитании можно забыть, а быт трещит по швам. Про эмоциональное общение даже и речи в таком случае быть не может. Иногда появляются внешне респектабельные семьи, внутри которых не всё благополучно, например, сектанты. В силу каких-то убеждений они могут не давать ребенку достаточной социализации или ущемлять в быту, что часто приводит к подавлению или расстройству личности.

Патриархальная семья

Древнейший тип семьи - патриархальный. В ней четко установлена иерархия: дети подчиняются родителям независимо от их возраста, все подчиняются главному мужчине - добытчику в семье. На женщину в такой семье полностью ложится бремя ведения домашнего хозяйства, а если она и работает, то на менее оплачиваемой и значимой работе, чем мужчина.

Жизненный уклад в патриархальной семье расписан достаточно четко, так что если «патриарха» попросить вынести мусор, то он будет ворчать и негодовать.

Ранее этот вид семьи был настолько господствующим, что любой другой тип в глазах общественного мнения являлся отклонением. Мужчина приводил невесту в дом своих родителей, затем они прилежно исполняли все функции, выработанные сотнями лет: родить детей, воспитать их, обеспечить приданое. В патриархальной семье действительно был смысл до тех пор, пока женщины не получили достаточно прав и не могли самостоятельно содержать не только целую семью, но и себя одну. Работы и возможности получить образование просто не было.

Когда женщины добились , патриархальные семьи начали развиваться в нечто новое, однако до сих пор они являются самым распространенным типом семей в России (более двух третей всех семей, в которых есть дети). Конечно, в современном варианте патриархальной семьи есть послабления, когда женщина всё же работает, а мужчина делает некоторые дела по дому, но эти перегибы незначительны.

Домашнее насилие, скандалы и неудовлетворенность женщины своей ролью встречаются чаще всего именно в патриархальной семье, так как женщина не может полностью реализовать себя в таком варианте. Патриархальный брак подавляет личность и не дает развиваться ни в одном направлении, так как вся модель супружеских взаимоотношений построена вокруг удовлетворения лишь одной стороны.

Нуклеарная семья

Нуклеарная семья отличается от традиционно патриархальной тем, что в ней нет бабушек и дедушек, теть и дядь, вертикального подчинения старшим. В ней лишь одна связь
поколений: родители и их дети или даже одни только молодые супруги. При этом взаимоотношения внутри столь малой семьи могут быть совершенно различными, то есть нуклеарная семья может быть «зародышем» будущей патриархальной семьи, а может быть основана и по-другому.

Впрочем, нуклеарные семьи образуются чаще всего именно тогда, когда молодая пара хочет съехать от родителей и жить собственным умом, так что патриархальная доктрина появляется только при своеобразной тирании супруга. Гораздо чаще такие семьи настроены на более либеральный лад. В них уделяется много значимости личностям, поэтому у каждого члена семьи есть личное пространство, но при этом и обязанности перед семьей.

На данный момент количество нуклеарных семей подсчитать сложно. В целом они господствуют, так как все молодые супруги, не успевшие пока завести детей, - это семья нуклеарная. Это большой процент. Но всего через 1-3 года больше половины таких семей распадаются, в то время как патриархальные семьи с годами не меняются. Демократичность часто приводит к тому, что партнер просто оказывается неподходящим для создания семьи - и хорошо, если пара успевает это осознать до рождения детей. Впрочем, неполная семья - не так уж и страшно, особенно если женщина способна финансово обеспечивать ребенка, просто это куда большая нагрузка.

Существует и матриархальная версия семьи, где зарабатывает больше мужчины, но это такая большая редкость, что ее процентное соотношение в общей статистике исчисляется десятыми долями процента. Как правило, матриархальные отношения возникают только в небольшой нуклеарной семье, не распространяясь на более старшее поколение.

Партнерская семья

Наиболее прогрессивный и разумный для современного общества тип семьи - партнерский. В нем партнеры в равной степени заботятся друг о друге и совместно принимают все решения, а также распределяют обязанности. Если они могут вносить вклад в развитие семьи в одинаковой мере во всех сферах, то это эгалитарный брак. Но они могут по общей договоренности немного наклонить чашу весов в сторону тех или иных предпочтений и возможностей супругов.

Основа такого брака - нуклеарная семья, в которой все функции стремятся к равному распределению. В равной степени воспитывать детей, в равной степени зарабатывать, отдыхать и заниматься скучной домашней рутиной. Как правило, детей с детства приучают к этому же.

Это прекрасная и разумная семья, единственный недостаток которой - излишняя утопичность. Очень редко партнерская семья может функционировать без перегибов в ту или иную сторону на протяжении долгого времени, так как пережитки общества и воспитание дают о себе знать. Изначальное согласие на «всё мы делим пополам» часто вызывает скандалы в семье после определенного тестового периода, так что пока что этот тип семьи встречается не так часто. Однако если вы встретили того, кто является действительно вашей второй половиной, то он сможет понять желание женщины реализоваться в равной с мужчиной степени. Это возможно лишь в партнерской семье.

Воспитание полноценной личности, гражданина и патриота невозможно вне рамок социального партнерства школы и общества, важнейшим институтом которого является семья. В семейном кругу формируются первые гражданские чувства: любовь к Отечеству, понимание его истории и культуры. В семье человек обретает душевное здоровье, спокойствие, эмоциональную поддержку, позитивное восприятие жизни. Защита института семьи, содействие семейному воспитанию являются приоритетными задачами политики государства в области воспитания и образования детей.

В Конвенции о правах ребенка сказано, что «ребенок, который временно или постоянно лишен семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, представляемые государством». Реализация данного положения осуществляется прежде всего в семье. Семья была, есть и будет главнейшим институтом воспитания, средой, где формируется личность. Конфуций говорил о необходимости установления гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в общественной жизни. Л.Н. Толстой отмечал, что семья является целым государством в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников.

Семья – явление социальное. Это основная ячейка общества, она была и остается непреходящей ценностью человеческого социума: без семьи он не может существовать. По своим воспитательным возможностям семья превосходит любой социальный институт. В ней закладывается фундамент личности. Здесь осуществляется базисная социализация детей.

Семья подчиняется законам общественной жизни. Русский философ И.А.Ильин (1882 – 1954) называл семью первым, естественным и в то же время священным союзом, основанным на любви, вере и свободе. «Семья, – писал он, – есть первоначальная, исходная ячейка духовности – как в том смысле, что именно в семье человек впервые научается (или, увы, не научается) быть сильным духом, так и в том смысле, что духовные силы и умения (или, увы, слабости и неумения), полученные от семьи, человек переносит затем на общественную и государственную жизнь» (Ильин И.А. Собр. соч., Т.1. М., 1983, с. 146).

Основанная на духовной общности, свободе и любви, нашедшая счастье в браке семья становится источником духовности, нравственного и физического здоровья детей. Для благоприятного социального развития личности ребенка, подростка, юноши необходимы прочные духовные и нравственные связи между родителями и детьми, установление в семье атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, взаимопомощи, здорового психологического климата.

Семейное воспитание является одной из форм воспитания подрастающего поколения. Семья сочетает в себе целенаправленные педагогические воздействия взрослых с реальным каждодневным влиянием семейного уклада. В семье дети усваивают нормы общечеловеческой нравственности, правила общежития, навыки совместного труда. Здесь формируются и реализуются их жизненные планы и идеалы. В семейной микросреде начинается путь в большую жизнь, закладываются основы умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности. Обязанность родителей заключается в том, чтобы помочь растущему человеку найти смысл в жизни, создать благоприятные условия для сосуществования и общения с другими людьми.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.

Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами не только родственной, но и духовной близости. Это важная предпосылка успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия на них.

Одним из первых советских педагогов, который занимался разработкой проблем семейного воспитания, был А.С.Макаренко. Он считал, что полная семья представляет основное условие успешного семейного воспитания. Крепкий семейный коллектив основывается на любви, взаимоуважении, дружбе между отцом иматерью, детьми. Родители являются первыми воспитателями. Важнейшие свойства и качества личности закладываются в самом раннем возрасте в семье: ребенок воспринимает впечатления об окружающем мире, получает жизненный опыт вместе с любовью матери. Контакт с родителями необходим ребенку, как воздух.

Воспитание ребенка – забота в равной степени и матери, и отца, хотя ведущая роль принадлежит матери. Объясняется это тем, что мать с первых лет жизни ребенка ближе к нему – она его кормит, ухаживает за ним, окружает заботой, теплом. Многие видные педагоги называли мать «естественной воспитательницей». Важно, чтобы вместе с матерью воспитанием детей систематически занимался отец. А.С.Макаренко, обращаясь к мужчинам, говорил: «Вы не только гражданин. Вы еще и отец. И родительское ваше дело вы должны выполнять как можно лучше». Мать и отец равно незаменимы во влиянии на ребенка, дополняют друг друга. «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы», – писал Н.М. Карамзин. Его дополнял О. де Бальзак: «Будущее нации – в руках матерей». Нужны единство и согласованность педагогических воздействий всех взрослых членов семьи. Трудно придумать что-то худшее, чем разногласия: отец что-то разрешает, а мать запрещает, и наоборот.

Воспитывают детей в семье также старшие члены семьи: они любят младших, у них совместная жизнь, и старшие не могут быть равнодушными к судьбе младших. Они помогают родителям в их большой и благородной работе. Родительская любовь, забота, постоянное внимание к детям всех членов семьи – все это создает особую атмосферу, оказывает большое воспитательное воздействие на подрастающих членов семьи. Только совместными усилиями матери, отца, всех членов семьи можно добиться успеха в семейном воспитании. В процессе семейных отношений у детей формируется любовь к родителям. Без этого чувства жизнь ребенка не может быть полноценной, счастливой. Дети, живущие без отца или матери, страдают от того, что не испытывают родительской любви и заботы.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Значимость семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Поведение родителей должно вселять в детские души веру в защищенность и надежность семейных отношений.

Развитию ребенка способствует радость постоянной двигательной активности, разнообразие игр, увлечений и контактов с жизнью, посильное физическое, познавательное и трудовое напряжение, радость постижения мира и преодоленных трудностей. Обеспечение всестороннего развития – одна из важных задач родителей.

С раннего возраста, когда ребенок начинает понимать речь, его следует приучать к обязанностям по самообслуживанию, по дому. Начинать следует с несложных заданий (относить свою посуду, поливать цветок, помогать убирать постель, класть игрушки на место и др.), представляя их как вид игры. На первых порах это эмоциональные, подвижные, очень короткие дела, с частыми переключениями, а с годами родители реализуют линию на выполнение более сложных, требующих внимания, размышлений, усидчивости, настойчивости, постепенно приучают делать не только то, что нравится, доставляет удовольствие, но и то, что «обязан, должен».

Гармоничное взаимодействие разнообразных жизненных сфер, осуществляемое родителями, способствует возрастанию их авторитета, делает процесс воспитания в семье полноценным, формирующим духовно здоровую, нравственную личность. Отношения в семье формируют в ребенке соответствующие черты характера и личностные качества. Каковы отношения, каков характер жизни, таково и семейное воспитание. Фактор личной жизни родителей, характер их отношений между собой и с детьми является определяющим, что предъявляет самые высокие требования к их образу жизни, исполнению семейных обязанностей. Личность ребенка воспитывается всей атмосферой семейной жизни: ее трудовым укладом, гражданской зрелостью, культурой отношений. Пример родителей оказывает на детей положительное воздействие, формирует такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, ответственное отношение к труду, требовательность к себе. Если члены семьи любят свою работу, увлечены ей, честно трудятся, то дети следуют примеру матери, отца. У ребят возникают здоровые интересы, намерения, связанные с будущей трудовой жизнью, уважение к человеку труда. Родители развивают у детей интерес к выбору профессии.

Родители поддерживают установленный в семье распорядок жизни, тем самым способствуют укреплению здоровья детей. Упорядоченная семейная жизнь создает бодрое настроение, должные взаимоотношения между старшими и младшими. Домашний распорядок дня является органическим дополнением школьного режима. В семье добиваются того, чтобы учитывался режим школы, соразмерно распределялось свободное время учащихся между трудом и отдыхом, учебными занятиями и игрой. Такое взаимодействие школьного и семейного режимов позволяет добиваться всестороннего развития личности учащихся.

Сознательное отношение к умению себя вести в семье требуется и от детей. В воспитание входит постепенное развитие их ответственности за семейный микроклимат. А.С.Макаренко вполне правомерно отрицал жертвенность и «авторитет» своеобразной тирании любви со стороны родителей, когда они требуют от детей возмещения за свою самоотверженность. Благополучие родителей необходимо для нормального воспитания детей.

Функции и задачи семьи

Воспитательные функции семья начинает выполнять с первых дней жизни детей. В числе основных функций – воспитание детей, организация их досуга и отдыха, обеспечение материальных условии и духовных потребностей, поддержание здоровья и жизненного тонуса. Контакт ребенка с родителями развивает его познавательные возможности. Он прислушивается к звукам речи, воспринимает цвет, свойства окружающих предметов. Постепенно перед ним раскрывается мир. Через родителей, семью ребенок узнает много нового и неожиданного, открывает окружающее его пространство во всем многообразии. Сначала этот мир для ребенка – его дом, семья, напевы колыбельных песен, именинный пирог и новогодняя елка. Затем это родные места, где проходили детские игры, забавы. Самым дорогим и заветным для детей остаются традиции, устои, т.е. все то, чем живет семья. Влияние семьи в раннем детстве исключительно велико потому, что в эту пору наиболее пластична и податлива психическая организация личности.

Родители призваны помочь удовлетворить детскую любознательность, разобраться в происходящем вокруг. Взрослые формируют у учащихся представление об окружающей жизни посредством рассказов, ответов на поставленные вопросы. Так постепенно расширяется умственный кругозор у детей, развивается их внимание, память, мышление. Появление младенца в семье накладывает на родителей обязательства его нравственного воспитания. Вступив в жизнь, ребенок познает ее законы, общечеловеческие ценности, моральные нормы, делает для себя открытие, что в мире существуют различные преграды, обстоятельства, которые ограничивают его желания. Старшие учат ребенка быть чутким к окружающим, дружить с детьми, уважать старость. Взрослым необходимо способствовать воспитанию у детей ответственности за дела и поступки, которые они совершают.

В семье начинается подготовка детей к учению, школе. Родители создают у будущего школьника положительное отношение к предстоящей учебной деятельности. Организация режима дня учащегося, собственный рабочий уголок, регулярный контроль за выполнением домашнего задания – все это способствует успеху в учебе школьника. Родители интересуются успеваемостью детей. Если они замечают снижение качества учебы ребенка, то оказывают ему помощь в преодолении затруднений в овладении знаниями, развивают самостоятельность и активность, прилежание.

Каждый возрастной период создает особые возможности для укрепления и развития внутренних связей с детьми. Только при их наличии требования и пожелания родителей становятся для детей нравственными критериями их поведения. У детей возникает и развивается потребность советоваться с родителями, мысленно ставить их на свое место в трудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям.

От того, как понимают родители воспитательную функцию, как налажено исполнение всех семейных обязанностей, как складываются взаимоотношения, зависят направленность и характер семейного воспитания. Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются органически связанные между собой долг, любовь и интерес. Слепая и всепоглощающая любовь, потакания капризам приводят к формированию эгоистических черт личности. Стремление родителей постоянно развлекать ребенка формирует в нем потребность в бездумных развлечениях, психологию потребительства.

Не менее важными функциями семьи являются гуманистическая, социальная, хозяйственно-экономическая, компенсаторная, эмоциональная, эстетическая, рекреативная, коммуникативная.

Гуманистическая функция заключается в приобщении детей к ценностям общечеловеческой культуры, формирование на этой основе духовности и нравственности. Родители могут помочь ребенку в усвоении и принятии им норм общечеловеческой морали, в накоплении эмоционально окрашенных ситуаций гуманного поведения, в ориентации среди произведений литературы, музыки, живописи.

Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения, вот почему социальная функция – одна из важнейших. Задача родителей – защитить ребенка от жизненных невзгод, конфликтов, от холода, голода, одиночества, создать условия для свободного развития его духовных и физических сил. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл человеческой жизни.

Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

Семья возлагает на себя компенсаторные функции – снятие психологического напряжения с ребенка, большую часть дня проведшего в коллективе. Компенсаторная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил растущего человека. Родители помогают ребенку переключать внимание на домашние дела и заботы. Тон, стиль отношений с ребенком в семье должен быть ровным, спокойным. Старшие члены семьи прикладывают усилия для принятия детьми здорового образа жизни, укрепления физических сил. В нормально функционирующем обществе реализация компенсаторной функции способствует сокращению общей продолжительности рабочей недели, увеличению свободного времени.

С компенсаторной функцией тесно связана эмоциональная функция. Она предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональную стабилизацию индивидов и их психологическую терапию в лоне семьи.

Семья оказывает помощь ребенку в развитии его творческого потенциала, склонностей, способностей, в приобщении к миру прекрасного – в этом заключается суть эстетической функции. Родители имеют большие возможности в выявлении индивидуальных интересов детей, расширения их познавательного и культурного кругозора. Задача семьи – помочь ребенку в выборе кружков, спортивных секций, клубов. Мир, окружающий детей, кажется им притягательным и таинственным, полным неожиданностей. Без полноценного семейного воспитания невозможно вырастить духовно развитую личность, продолжателя традиции общества и народа.

Рекреативная функция предполагает организацию родителями досуга детей, их свободного времени. Данная функция ориентированна на оптимизацию свободного семейного времени, на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышении уровня культуры, улучшении состояния здоровья. Свободное время – одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. В благополучных семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

Все большее значение педагоги и социологи придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

Таким образом, семья представляет собой многофункциональную систему, где на первом месте должна стоять воспитательная функция, направленная на всестороннее развитие детей.

Выдающийся польский педагог Януш Корчак отстаивал идею о том, что ребенок – не будущий человек, а уже человек, детство и юность – не ожидание взрослости, а полноценный период жизни. Правильно, когда родители строят отношения с ребенком не с позиций начальника или собственника, а как близкие, доброжелательные, доверительные. С раннего детства полезны разговоры «по взрослому», взаимные обсуждения, совместные игры и дела, уроки великодушия и справедливости, добрые советы и приучение к самостоятельности, обоснованному выбору и правилу отвечать за него и его последствия. От того, как построен семейный уклад, какие налажены внутрисемейные отношения, насколько глубоко родители осознают ответственность перед обществом за воспитание своих детей, будет зависеть успех формирования личности ребенка. Помимо этого родителям важно осуществлять всестороннее развитие, поскольку содержание семейного воспитания охватывает все направления развития личности, видоизменяясь от возраста к возрасту.

Центральное место в содержании семейного воспитания занимает нравственное воспитание. В семье формируется целый ряд таких нравственных качеств личности, которые другими участниками формирования личности детей не могут быть развиты столь успешно. К ним относятся гуманизм, эмпатия, внимательность, сострадание, сопереживание, культура общения, отзывчивость. Вместе с тем именно в сфере семейных отношений в зависимости от их стиля и традиций произрастают эгоизм, черствость, неуважение к старшим, невнимание к окружающим, безответственность, безжалостность, хамство.

Для нравственного воспитания в семье используются различные способы и средства: беседы и рассказы (методы просвещения), методы организации деятельности детей, методы стимулирования положительного поведения детей (поощрение, порицание и т.д.), методы обучения и др. Доступные нравственные беседы исподволь формируют представление о хорошем и плохом, добром и злом, сердечном и жестоком, гуманном и бесчеловечном, сердечности и бессердечном, правдивом и лживом. Однако одних бесед здесь недостаточно. Необходимы упражнения в нравственном поведении, только тот человек станет добрым, гуманным, отзывчивым, честным и т.д., который с детства совершает соответствующие этим нравственным качествам дела и поступки.

У народов Северного Кавказа семейный быт является элементом духовной культуры. Горская семья состоит из нескольких поколений и насчитывает до 40 человек. Во главе такой семьи стоит отец. Он распоряжается хозяйственной деятельностью, регулирует взаимоотношения между ее членами. Его жена ведет домашнее хозяйство, воспитывает детей. Женщина у народов Северного Кавказа пользуется глубоким уважением, ее личность считается неприкосновенной. Кавказец в каждой женщине должен видеть мать, сестру, жену и относиться к ней должен по-родственному. Авторитет отца и матери непререкаем. Дети беспрекословно подчиняются старшим членам семьи. Культивируется домашний очаг.

Также воспитанию нравственности у детей народов Северного Кавказа способствует то, что здесь культивируются основы семейно-брачных отношений. Недопустима половая жизнь до брака, неукоснительно соблюдается женское целомудрие. К нравственному облику жениха и невесты предъявляются строгие требования, учитывается общественное мнение о семье жениха (невесты). Родители с малых лет прививают знание о том, что такое семейный долг (супружеский, родительский, дочерний, сыновний, долг брата, сестры), каковы обязанности старшего сына. Детям дается представление о материнстве как высшей социальной ценности, предназначении женщины; представление об отцовстве как благородном долге и ответственности перед семьей и обществом, перед своей совестью, безупречности, справедливости и честности отца по отношению к семье, детям. С ранних лет родители прививают понятие о том, что дети – основная ценность семьи.

В содержание семейного воспитания входит умственное воспитание, которое в семье начинается с самого раннего возраста. Родители учат ребенка произносить звуки и слова, организуют развивающие игры, покупают и делают сами такие игрушки, которые способствуют умственному развитию детей. Постепенно задача родителей усложняется, старшие члены семьи должны развивать и поддерживать интерес к школьному обучению. Родители создают необходимую материальную базу для учения школьника: учебные пособия и принадлежности, рабочее место (стол, стул, соответствующие росту ученика); организуют должные гигиенические условия, следят за тем, чтобы помещение для занятий проветривалось и хорошо освещалось). Родители заботятся о развитии работоспособности детей, о выполнении ими режима дня, регулярно контролируют посещение учащимися учебных занятий, осуществляют руководство домашней учебной работой школьников, оказывают им помощь в ее выполнении. Старшие члены семьи развивают настойчивость учащихся в преодолении затруднений в учебе.

Ценной формой помощи школьнику в семье является систематическое расширение его общеобразовательного и культурного кругозора благодаря руководству домашним чтением. Родителям важно суметь заинтересовать школьника чтением, и здесь наиболее уместным будет собственный пример родителей. Помочь в этом могут вначале совместные чтения, затем контроль за чтением книг по списку, рекомендуемому учителем.

Семья является незаменимым источником обогащения эстетических вкусов, умений и навыков детей. Успехи в воспитании приходят к родителям значительно проще и быстрее, если они обеспечивают в семье интерес к чтению художественной литературы, если в доме звучит музыка, песни, исполняемые всеми членами в часы досуга, колыбельные песни маленьким детям, ведется совместный просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, если в доме растут цветы, эстетично оформлена квартира. Повышенного внимания родителей старшеклассников требует формирование здоровых эстетических вкусов по отношению к одежде, музыке, книгам и пр. Эстетика всей жизни помогает развивать внутренние эстетические представления, чувства и идеалы детей. Квалифицированными консультантами родителей по этим вопросам могут стать учителя музыки, пения, рисования, которые познакомят родителей с наиболее эффективными формами и методами эстетического воспитания.

Значителен вклад семьи в физическое воспитание подрастающего поколения. С раннего детства родители приучают ребенка к соблюдению определенного режима дня, закаливают их, прививают потребность в выполнении утренней зарядки, рационально организуют питание, отдых, сон, своевременно проводят профилактическое лечение. В период обучения в школе заботливые родители, старшие члены семьи привлекают детей к занятиям в спортивных секциях, к участию в соревнованиях, воскресному туризму и другим формам активного отдыха.

У различных народов Северного Кавказа в семьях с раннего возраста у детей воспитываются такие качества, как сила, ловкость, выносливость, сообразительность, меткость, внимательность и др. Исследователи З.Х.Боташева, М.М. Кодзоева, К.Б.Семенов, С.Б.Узденова, К.Х.Унежев, исследуя самобытность педагогики северо-кавказских народов, показали, что, живя с древнейших времен в тяжелых условиях, в семьях горских народов с раннего возраста в детях воспитывались качества, позволявшие легко войти в жизнь общества, быть его достойным представителем.

Родители, старшие члены семьи не остаются в стороне от проблем гигиенического и полового воспитания подростков. Доверительный характер семейных отношений создает благоприятную почву для просвещения и привития определенных установок в этих тонких, интимных сферах жизнедеятельности человека.

Одной из стержневых линий воспитания в семье является трудовое воспитание. Оно предполагает, начиная с раннего детства, постоянное привлечение детей к самообслуживанию, к уборке и ремонту жилых помещений, работе на дачном участке, оказанию помощи родителям в закупке продуктов, приготовлению пищи, стирке белья, уходе за цветами и др. С малых лет дети под руководством старших членов семьи включаются в производительный труд. При этом старшие члены семьи являются для младших не только примером трудолюбия, но и выступают в роли домашних учителей и наставников. В подростковом возрасте трудовое воспитание приобретает подчеркнуто профессиональную направленность, ориентирующую детей на подготовку к труду на производстве и продолжение образования.

На Северном Кавказе, к примеру, одним из основных занятий горцев в прошлом было скотоводство. Дети помогали взрослым сортировать шерсть, чесать ее, наматывать пряжу. Умение быстро сматывать веревки, арканы, подпруги было необходимо людям, занимающимся скотоводством.

Семья закладывает основы гражданского и патриотического воспитания. В семье формируется любовь к Родине, глубокое уважение к родной культуре и родному языку, готовность в трудный момент встать на защиту отчизны. От нравственного климата в семье зависит также, вырастет ли в ней законопослушный, дисциплинированный гражданин, учитывающий интересы других людей и государства, или потенциальный правонарушитель и даже преступник.

Так, у горских народов старшие члены семьи не только знакомят детей с природой, ее явлениями, но и рассказывают о том, что она дает людям все необходимое для жизни, что пребывание на лоне природы, отдых и развлечения способствуют укреплению здоровья. В семье знакомят детей с растениями, травами, рассказывают о целебных свойствах некоторых трав. Вместе со взрослыми дети собирают лечебные травы и корни, сушат их, запасаются ими на зиму. Но при этом родители советуют не рвать другие растения. У подрастающего поколения с ранних лет вырабатывается доброе, заботливое, подлинно человеческое отношение к природе. Духовное богатство, постигнутое благодаря созерцанию красоты природы, ее пользы, развивается и обогащается в труде.

Наконец, семья является первоосновой в формировании мировоззрения человека, решении им всей совокупности смысложизненных проблем, высшего уровня ценностного сознания, организующего его стремление к самореализации, духовности.

Для полноценной реализации воспитательных функций в соответствии с содержанием семейного воспитания родителям необходимо помнить о том, что условием успеха семейного воспитания является здоровый семейный быт. Данное понятие включает в себя весь уклад семейной жизни, духовный облик семьи, культуру домашней обстановки, взаимоотношения родителей. Дети с малых лет должны видеть гражданское лицо родителей, их честный труд. Организуя семейную жизнь, родителям следует учитывать, что необходимым условием развития личности ребенка является его деятельность. Мотивом может быть пример родителей, окружающих ребенка лиц, требования семьи, коллектива, сознательно поставленная цель, чувства ребенка и др. Руководя организацией жизни и деятельности детей в семье, родители добиваются того, чтобы мотивы соответствующей деятельности детей были осознанными и носили позитивную направленность. В каждом виде деятельности ребенок должен проявлять самостоятельность и активность.

Условием успеха в семейном воспитании является требовательность к ребенку и уважение к его личности. Требовательность и уважение – две стороны единого процесса: родители требуют, потому что уважают своего ребенка и уважают, потому что требуют. Требовательность не имеет ничего общего с недоверием. Требование означает, что до сознания ребенка определенным образом доводится то или иное правило поведения и указывается способ его выполнения.

Не менее важным условием успеха семейного воспитания является систематичность и последовательность педагогических воздействий. В воспитании сознания и поведения детей родители идут от простого к сложному, от легкого к трудному, учитывают при этом их возраст. Нельзя достичь успехов в воспитании без соблюдения единства требований к детям со стороны всех членов семьи, школы.

Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии между собой позволяет наиболее эффективно осуществлять ее воспитательную функцию.

С начала 90-х гг. XX в. семья в России подверглась деформации. Разрушалась ее репродуктивная, воспроизводящая функции: снижалась рождаемость, увеличивалась детская смертность. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, что наносит значительный вред духовному и психологическому развитию, становлению личности ребенка.

Снизилось значение воспитательной функции семьи: отсутствует четкое определение цели семейного и общественного воспитания, нет условий для решения образовательных задач. Без решения проблем семьи не может быть успешно решена задача формирования личности гражданина свободной, демократической России. Необходимо пристальное внимание со стороны государства к проблемам семьи как основной ячейки общества, поскольку именно семье принадлежит ведущая роль в формировании личности на первоначальном этапе.

В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением финансовых проблем, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к выходу ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

Семья как институт социализации выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Она несет ряд важнейших функций – передачи социального опыта детям, экономическую, гедонистическую, психотерапевтическую. На осуществление их влияют и социально-экономическое положение страны, и нравственный климат в обществе. Поэтому проблемы семьи, причины их возникновения и способы преодоления должны быть в центре социальной политики.

Таким образом, семья обеспечивает нравственное, умственное, физическое, эмоциональное, трудовое развитие ребенка. В младенчестве и в раннем детстве она играет основную роль, которая не может быть компенсирована другими агентами социализации. В подростковом возрасте ее воздействие по-прежнему остается ведущим. Семья влияет на процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает личные характеристики, особенности эмоциональных реакций, различные социальные установки, полоролевые поведенческие образцы. Семья имеет определяющее значение в овладении человеком социальными нормами, в осознании ценности общественной деятельности, формировании готовности и желания участвовать в жизни общества, в выработке умения действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность, быть полноценным членом общества.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте семью как основную ячейку общества.

2. Раскройте ведущие функции семьи.

3. Каковы основные задачи семейного воспитания?

4. В чем заключается содержание семейного воспитания?

Литература для самостоятельной работы:

1. Белогуров А.Ю. Семья как социальная ценность современного мира // Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции памяти П.И. Петренко. – Пятигорск: ПГЛУ, 2005.

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 1999.3. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Юрайт, 2000.

4. Макаев В.В. Семья и воспитание духовности школьника // Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции памяти П.И. Петренко. – Пятигорск: ПГЛУ, 2005.

5. Макаренко А.С. Книга для родителей. /Макаренко А.С. Пед. соч. в 8 т. Т.5 – М., 1985.6. Радугин А.А. Педагогика. – М.: Центр, 2002. 7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.

Конспект открытого урока

Данные об учителе: Пономарева Дарья Вячеславовна

Предмет: обществоведение Класс: 5

Учебник (УМК): Боголюбов Л.Н. Обществоведение.

Тема урока: Семья – ячейка общества

Тип урока : урок изучения нового материала

Оборудование : картинки с изображением разных семей (однопоколенная, двупоколенная, неполная; оформленная доска: записана тема урока, домашнее задание, презентация с репродукциями картин.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

    формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);

    преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);

познавательными УУД:

    собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);

У большинства учащихся не сформированы

коммуникативные УУД:

    высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

личностные УУД:

    осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Цель урока: Формирования представления о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека.

Задачи:

1. Обучающая . Дать учащимся понятия: семья, общество, ячейка.

2. Воспитательная . Воспитание у учащихся чувства ответственности за семью, желание формировать крепкую семью.

3. Развивающая . Развивать у учащихся коммуникативные и организаторские способности, чувство эмпатии, толерантности, взаимоуважения и взаимной поддержки.

Ход урока

1. Организационный момент (проверка готовности к уроку, проверка посещаемости).

Формулировка темы и определение основных целей занятия.

Тема нашего урока сегодня – «Семья – ячейка общества».

В связи с этим мне бы хотелось попросить вас, ребята, сказать, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «СЕМЬЯ»?

Учащиеся отвечают:

Родители, дети, обычаи, традиции, счастье, радость, тепло, уют, дружба, поддержка и так далее.

Сегодня разговор пойдет о семье, как о ячейке общества. Вы сегодня получите понятия слов «семья», «ячейка», «общество».

Ребята, а скажите, пожалуйста, что такое СЕМЬЯ?

Учащиеся отвечают на вопрос, высказывая каждый свое мнение. Например:

Сообщество людей

Люди, которые являются родственниками

Люди, которые связаны брачными узами и так далее.

А теперь ответьте на вопрос, что такое, по вашему мнению, ЯЧЕЙКА?

Учащиеся высказывают свое мнение по этому вопросу, например:

Ячейка в камере хранения (в аэропорту, на вокзале, в банке).

Ячейка в улье, где есть соты, и в каждом отверстии работает одна пчела. И от того, как работает каждая пчела, зависит, богат улей медом или нет.

Каждая семья педагогов – ячейка, каждая семья учащихся – ячейка и т.д. А если взять все эти семьи вместе, то, что получится – ОБЩЕСТВО .

А как вы считаете, что такое ОБЩЕСТВО?

Учащиеся отвечают:

Много людей

Люди, живущие в одном государстве

Люди, которые заняты общим делом и т. д.

То есть мы с вами можем говорить, что эти три понятия не разделимы, и семья является основным элементом любого общества

Запишем определение термина семья и перечислим основные признаки семьи. Итак, Семья – это объединение людей, которые являются кровными родственниками (мать и дети, сестры и братья) или близкими людьми (муж и жена, свекровь и невестка). Признаки семьи: общее хозяйство, один дом или квартира, общие доходы и расходы, совместно воспитывают детей и проводят свое свободное время.

Эти особенности отличают семейный коллектив от любого другого коллектива, например трудового.

Но, наверное, главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, объединяющее ее членов. Недаром в народных поговорках и пословицах говорится: «На что и клад, коли в семье лад», «Любовь да совет – так и горя нет», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Семья крепка ладом».

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей.

Бывают и другие семьи, когда в семейный коллектив объединяются родственники, например одинокие сестры, бабушка и внуки, тети и их племянники. Основой такой семьи является желание помогать друг другу, заботиться о малых детях и стариках.

Ребята, как вы думаете, всегда ли семья объединяет людей, которые любят и уважают друг друга.

Отвечают: не всегда.

Учитель показывает слайд с репродукцией картины Пукирева В.В. « Неравный брак» и после картины даны вопросы: Как они выглядят? Можно ли сказать, что невеста счастлива?А в современном обществе бывают ли браки по расчету? Как вы думаете, всегда ли брак по расчету – плохо?

Сейчас вы поработаете в парах.

Перед вами репродукция картины В. Пукирева «Неравный брак». Внимательно посмотрите на жениха и невесту и ответьте на вопросы, после изображения. На обсуждение вам 1-2 минуты, затем все вместе обговорим.

Обсуждают в парах. По истечению времени желающие отвечают на вопросы, происходит совместное обсуждение.

Семья – обязательная часть любого общества. И поэтому государство заботится о благополучии семей, помогает им приобретать жилье, обеспечивает ее членам возможность трудиться и воспитывать детей. В России существуют специальные законы, которые гарантируют семье помощь государства, соблюдение ее прав.

В Конституции РФ – это главный документ страны записано, что семья находится под защитой государства. Чтобы помочь семье выполнить главную ее обязанность – воспитание детей, государство строит детские сады, школы, больницы, стадионы, дома творчества, театры и многое другое.

Наверное, вам интересно будет узнать, что в России существует специальная государственная программа «Дети России», в рамках которой особая забота проявляется о детях-сиротах, детях-инвалидах, детях Чернобыля.

Слайд со стихотворением В. Берестова «Любили тебя без особых причин»

Перед вами стихотворение В. Берестова о семье, давайте зачитаем его и обсудим. Читать будем по цепочке, начнем с первой парты, первого ряда. Зачитывают.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук.

За то, что ты – сын.

За то, что – малыш.

За то, что растешь.

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

Ребята, о какой особенности семьи говорит поэт (о любви семьи)? Что является опорой в жизни каждого человека (семья)?

Физкультминутка ( проводит министр физкультуры и спорта )

Давайте продолжим обсуждение нашей темы.

Встречаются такие семьи, которые не выполняют своих обязанностей. Например, дети в таких семьях находятся без присмотра, родители не обращают внимание на их воспитание и образование. Конечно, таких случаев не так много, но они встречаются. Тогда вмешивается государство, потому что здесь нарушаются права ребенка, нарушается Конституция России.

Какие же права имеешь ты как несовершеннолетний ребенок? Отвечают: право жить, ходить в школу и т.д.

В России принят «Семейный кодекс РФ». В этом документе записаны твои права. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Продолжим читать по цепочке. Читают.

    Право ребенка жить и воспитываться в семье;

    Право ребенка знать своих родителей, право на их заботу о себе;

    Право на совместное с ними проживание;

    Право общаться с обоими родителями, другими родственниками;

    Право на имущество.

За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

Мы с вами знаем, что все мы люди разные. А значит, и семьи тоже бывают разные.

Все семьи разные, но можно найти и черты, которые делают их похожими. Например, в семье живут только родители (мать, отец) и их дети. Такие семьи называют двухпоколенными, то есть в них есть два поколения – старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети. Напомним, поколением называются люди примерно одного возраста, живущие в одно время. Все твои сверстники – люди одного поколения, а их родители, бабушки и дедушки – люди других, старших поколений.

А если в семье живут 3 поколения, не только дети и их родители, но и родители родителей, то есть бабушки и дедушки, то ее называют трехпоколенной. Такие семьи были весьма распространены в России, особенно в сельской местности. Старшее поколение выполняло часть семейных обязанностей: помогало вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.

Как назовут семью, в которой живут еще и прабабушки и прадедушки? (четырехпоколенной)

В жизни бывает и так, что по каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей. Такая семья называется неполной. Но это совсем не означает, что она хуже полной. Ведь оставшийся родитель (мама или папа) делает все, чтобы детям было уютно и тепло в доме.

Сейчас я вам раздам карточки с рисунками, вы должны будите в парах обсудить, какая семья изображена на рисунке. После этого мы с вами обговорим все вместе.

Рисунки: дочка с мамой; родители, дети; родители, дети, бабушка дедушка. Обсуждают, какая семья изображена на каждом из рисунков. Обсуждение в классе.

Хорошо, молодцы. А теперь взгляните на репродукцию картины А.А.Пластова «Мама» (слайд).

Знакома ли вам такая семейная сценка? Какие чувства испытывает мать к своим детям? Какие чувства испытывают дети к своей матери? Как ухаживает мать за своим ребенком?

Отвечают.

Рефлексия: А теперь давайте проверим, что же вы усвоили за урок. Итак,

    Что такое семья?

    Какие бывают семьи?

    Нужна ли семья ребенку?

    Хорошо ли, если в семье живет несколько поколений?

    Какое значение имеет семья для государства?

Отвечают на вопросы.

Итак, спасибо вам за отличную работу. Давайте запишем домашнее задание: Написать небольшое сочинение «Моя семья».

Самоанализ по уроку обществознания

Пономаревой Д.В.

Урок обществознания проходил по теме «Семья – ячейка общества».

В начале изучения новой темы ученикам было предложено ответить на вопросы, что такое семья, ячейка, общества. Для того чтобы проследить связь этих понятий.

Учащиеся работали в парах, рассматривали репродукции картин, ознакомились со своими правами, узнали о том, какие бывают семьи. Дети проявляли активность, видна была их заинтересованность в изучении новой темы. Дисциплина не нарушалась. Цели урока были полностью реализованы.

К сожалению, из-за недостатка времени, не удалось выполнить часть запланированных заданий, в частности обсудить такие вопросы как: какие фильмы о семье смотрели дети, какие книги читали, какие пословицы о семье они могут назвать.

Но в целом, урок прошел успешно.


Задачи:

1. формирование представлений о семье как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека,

2. объяснение понятийт: семья, двухпоколенная, многопоколенная, полная, неполная,

3. развитие общеучебных навыков,

4. формирование оценочных суждений.

План:

1. Что такое семья?

2. Роль семьи в обществе.

3. Создание семьи. Семейные отношения.

4. Государство и семья.

Оборудование:

учебник «Обществознание», 6 класс,

CD – учебник «Обществознание» - 8 - 11 класс,

презентация РР,

технологические карты урока.

Технологии: Технология развития критического мышления, информационная.

Возраст: 6 класс.

Этапы урока.

1 этап. Вызов.

Игра в ассоциации.

Какие образы возникают у вас, когда вы слышите слово «семья»?

Составление схемы:

Вступительное слово учителя.

Семья - одна из важнейших общественных ценностей. Каждый человек помимо места в обществе, национальной принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно - брачное состояние.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья - это источник удовлетворения ряда его потребностей и коллектив, который предъявляет к нему разнообразные и достаточно сложные требования.

На разных стадиях жизни человека последовательно меняются его функции и положение в семье.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья – источник любви, уважения, солидарности, привязанности, то, на чем строится любое общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи – мерило развития и прогресса страны.

Итак, нам предстоит охарактеризовать семью как ячейку общества.

2 этап. Осмысление.

Учащиеся знакомятся с новым материалом:

Чтение статьи и поиск ответов на вопросы: (прием активного чтения материала): на полях ставим буквы «З» - знаю, «У» - узнал, «Х» - хочу узнать.

Семья́ - группа людей, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом, проживают в одном месте, связаны взаимной помощью и моральной и правовой ответственностью. В семье проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи- бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботится, о нем тоже никто не проявит заботу.

Семья объединяет людей, которые являются кровными родственниками (мама и дети, сестра и брат) или близкими людьми (муж и жена, свекровь и невестка). У членов семьи общее хозяйство, они все живут в одном доме или в одной квартире, у них общие доходы и расходы. Вместе они воспитывают детей, проводят свободное время. Такие особенности отличают семейный коллектив от других коллективов, например, трудовой бригады.

Самое главное, что отличает семью от других коллективов – это чувство любви и привязанности между ее членами. Недаром говорится, «На что и клад, когда в семье лад», или «Любовь да совет, так и горя нет», или «вся семья вместе, так и душа на месте».

Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей. Семья остается той группой, в которой проходит основная часть жизни человека.

Семья - хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактор стабильности и развития общества. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.

В 1993 году Организация Объединенных Наций установила Международный день семьи – 15 мая. Цель - обратить внимание на многочисленные проблемы современной семьи.

С 2008 года в России 8 июля отмечается День семьи, любви, верности в память о святых Петре и Февронии – покровителях семейного счастья. В день 8 июля принято совершать свадьбы и венчания. Считается, что брак будет крепким и благополучным. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и

верности стала ромашка.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи - вот мерило развития и прогресса страны.

Вопросы:

Как обстоит дело с системой «ЗУХ»?

Для чего она нужна человеку?

Почему мы изобразили ромашку, когда говорили о семье?

(После этого ученики возвращаются к схеме «Семья» и делают вывод о значении семьи для человека).

Графическое обозначение новых знаний: использование кластера.

Задание: из текста «Семья» записать в кластер:

Работа в группах:

1 группа – «Виды»,

2 группа - «Брак»,

3 группа - «Дети»,

4 группа - «Функции»,

Все ученики – «Семья и государство»

«Виды семей»

Семья - это малая группа (объединение людей), основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственности.

Все семьи разные, но есть черты, делающие их похожими. Если в семье живут только родители (мама и папа) и их дети, такую семью называют двухпоколенной. В такой семье есть два поколения: старшее – родители, младшее – дети. Поколение – это люди примерно одного возраста, живущие в одно время. Ты и твои сверстники – одно поколение. Родители, бабушки и дедушки – люди других, старших поколений.

Если же в семье живут три поколения: дети, их родители, родители родителей (бабушки и дедушки), то такая семья называется трехпоколенной. Такие семьи были распространены в России, особенно в сельской местности. Старшее поколение помогало воспитывать детей, вести хозяйство.

В жизни иногда так случается, что по каким – то причинам отсутствует один из родителей. Такая семья называется неполной. Но это совсем не означает, что такая семья хуже, чем полная. Ведь оставшийся родитель - мам или папа, делает все, чтобы детям было уютно и тепло в доме, чтобы ребенок ни в чем не нуждался.

Семьи бывают разными и по числу детей: малодетные семьи - 1-2 ребёнка, среднедетные семьи - 3-4 ребёнка, многодетные семьи - 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений). В России до 1992 года многодетными считались лишь матери, воспитавшие 5 и более детей, им вручались награды: Медаль «Медаль материнства»- вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава»- вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей. Сегодня «многодетной» считается семья, где есть три и более детей. Сведения о том, каких семей и сколько в нашей стране, мы узнаем после подведения итогов Всероссийской переписи населения.

«Брак»

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Брак - добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей. Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать».

Общество стоит на охране брака и защищает его законом - Семейный кодекс (принят в 1995 году). В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

К обязательным условиям его оформления относятся:

Достижение брачного возраста – 18 лет

Взаимное добровольное согласие

Отсутствие других действующих браков

Отсутствие родственных связей между лицами, вступающими в брак

После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности (Семейный кодекс. Раздел «Личные права и обязанности супругов»)

Супруги имеют право:

Выбора фамилии

Места жительства

Совместного решения вопросов воспитания и образования детей и др.

Обязанности супругов:

Строить семейные отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи

Заботиться о благополучии семьи и своих детей.

Раньше в семье отец зарабатывал деньги и содержал семью, а мать вела домашнее хозяйство, следила за порядком, за воспитанием детей. В современном обществе отец и мать работают и поровну делят домашние заботы. Сплоченность семьи характеризуется степенью взаимосвязанности ее членов, любви, душевной близости и крепости родственных уз.

«Дети»

Встречаются семьи, которые не выполняют своих обязанностей. Например, дети в таких семьях находятся без присмотра, бывают голодными, родители не обращают внимания на их воспитание и образование. Конечно, таких случаев не так много, но они встречаются. Тогда вмешивается государство, потому что здесь нарушаются права ребенка, нарушается Конституция России.

Какие же права имеешь ты как несовершеннолетний ребенок? В России принят Семейный кодекс Российской Федерации. В этом документе записаны права ребенка. Вот некоторые из них:

Право на жизнь, на имя, на гражданство;

Право ребенка жить и воспитываться в семье;

Право ребенка знать своих родителей, право на их заботу о себе;

Право на совместное проживание с родителями;

Право общаться с обоими родителями, другими родственниками;

Право на имущество.

За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

«Функции семьи»

Современная семья утратила многие функции, укреплявшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

1. репродуктивная - обеспечивает продолжение человеческого рода;

2. хозяйственно-экономическая - включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

3. образовательно-воспитательная - состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, проявлении родительской любви к детям, вызывающей ответные чувства детей к родителям;

4. духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение, связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи;

5. сфера первоначального социального контроля - моральная оценка поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также мера ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми;

6. психотерапевтическая - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу.

«Семья и государство»

Семья – обязательная часть любого общества, государства. Семья - ячейка общества. Главное предназначение семьи – продолжение человеческого рода для дальнейшего развития общества.

Государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка. В основном законе нашей страны – Конституции, в статье 38, говорится о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Чтобы помочь семье выполнить ее главную обязанность – воспитание детей, государство:

Принимает специальные законы, чтобы помочь семье получить жилье, устроить ребенка в детский сад, дать детям бесплатное образование;

В нашей стране существует много фондов, обществ, программ по помощи семье и детям.

В городе Подольске существует благотворительная общественная организация помощи детям – инвалидам «Радуга». Ежегодно подольские школьники участвуют в благотворительной акции «Спешите творить добро!», когда ребята помогают детям – сиротам, детям – инвалидам, детям из многодетных семей.

В России действует государственная программа «Дети России», которая особую заботу проявляет оказанию помощи детям- сиротам, детям- инвалидам.

2008 год в России был Годом Семьи. Особое внимание государство уделяет молодой семье:

выплачиваются денежные пособия по беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних детей; предоставляются льготы многодетным семьям; гарантируются бесплатное среднее образование и медицинское обслуживание; предоставляются льготы на питание в школе детям из малообеспеченных семей.

В России действует более ста центров помощи семье и детям, где помогают советами, консультациями, собирают средства на лечение больных детей и приобретение дорогих лекарств.

Семья обеспечивает усвоение детьми норм общественной жизни, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях, обмене чувствами и настроениями, предотвращает психологическую неуравновешенность, защищает от переживания чувства изолированности и т.д. Важный результат существования семьи как ячейки общества - предупреждение отклонений от требования норм поведения в обществе.

3 этап. Рефлексия (распаковка понятий, подведения итогов).

Ученики каждой группы озвучивают записи в кластере, учитель фиксирует их на доске.

Все вместе оформляют графу «Семья и государство»

Главный вопрос:

Какая ветвь характеризует семью как ячейку общества?

Кубик Блума: на гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

По изученному материалу,

По иллюстрации: «Неравный брак».

Что такое брак?

Какое условие заключения брака нарушено в картине?

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

Творческое задание: составить синквейн.

1 строка – существительное – центральное понятие темы,

2 строка - два прилагательных, характеризующих главное понятие,

3 строка - три глагола, объясняющих суть происходящих событий,

4 строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,

5 строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы, итог темы.


Любящая, дружная,

Воспитывает, защищает, помогает,

Ячейка общества

Опора.


5. Домашнее задание: параграф 7, задание «В классе и дома» на стр. 75 продумать.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.