Короткие потешки и пестушки для малышей

Очень важно приобщать малыша к таинству чтения с первых месяцев жизни. Это будет формировать его сознание, будить фантазию и образное мышление. Карапуз не понимает смысла слов и фраз, зато он очень хорошо чувствует ритм и уже умеет различать интонацию, тембр и громкость голоса. Постепенно приходит способность воспринимать информационное содержание.
На диске «Детям от 0 до 3 лет. Сказки, потешки, колыбельные» представлены специально отобранные педагогами и детскими психологами стихи, песенки, несложные поговорки и мелодичные прибаутки, а также русские народные сказки, которые особенно любят малыши в раннем возрасте. Вы заметите, что ваш ребёнок быстрее сверстников начнёт разговаривать, у него лучше будут развиты память, фантазия и эмоциональное мироощущение, в его лексиконе, наконец, окажется значительно больше слов, которые легче складываются в предложения.Содержание:
- Русские народные потешки
- Русские народные сказки
- Колыбельные
- Успокаивающая музыка

Подробнее
Русские народные потешки:
01. Из-за леса, из-за гор
02. Ой-лю-лю, та-ра-ра
03. Еду-еду к бабе, к деду
04. Едет Ваня в красной шапке
05. Тили-бом, тили-бом
06. Сидит белка на тележке
07. Наши уточки с утра
08. Раным-рано поутру
09. Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду
10. Уж как я мою коровушку люблю
11. Тень-тень, потетень
12. Курочка-рябушечка, куда пошла?
13. Привяжу я козлика
14. Ты, рябинушка раскудрявая
15. Совушка-сова, большая голова
16. Ходит конь по бережку
17. Лиса по лесу бежала
18. Улитка-улитка, покажи-ка рожки
19. Большие ноги шли по дороге
20. Катя-Катя маленька
21. У нашего Гришеньки
22. Наша Маша маленька
23. Ой, ладки-ладок
24. Запрягайте санки
25. Ваня-Ваня, простота!
26. Наша-то хозяюшка сметлива была
27. Заяц, белый, куда бегал?
28. Гуси вы гуси, красные лапки
29. Жил-был у бабушки серенький козлик
30. Барашеньки, крутороженьки
31. Идёт коза рогатая
32. Не плачь, не плачь
33. Ай, качи-качи-качи
34. Ах ты, дедушка Степан!
35. А, тари-тари-тари
36. Лень-потягота, поди на Федота
37. Стучит-бренчит по улице
38. Как у наших у ворот
39. Поехали-поехали
40. Гори-гори ясно
41. Каты-покаты, женихи богаты
42. Как у нашего кота
43. Кисонька-мурысенька, ты где была?
44. Киска, киска, киска, брысь!
45. Тритатушки-три-та-та, вышла кошка за кота
46. Скок-поскок, молодой дроздок
47. Сорока-сорока, сорока-белобока
48. Летела пчела около чела
49. Мальчик-пальчик, где ты был?
50. Николенька-гусачок по бережку скачет
51. Постой, куколка, постой, барыня!
52. Ой, Ванечка-дружок, подкуй каблучок
53. Мыши водят хоровод
54. Идёт петушок, красный гребешок
55. Дождик-дождик, пуще, будет травка гуще
56. Посылали молодицу под горушку по водицу
57. Потягу-потягунюшки, порасту-порастунюшки
58. Водичка-водичка, умой моё личико…
59. Уродися, репка, ни густа, ни редкаРусские народные сказки:
01. Репка
02. Теремок
03. Колобок
04. Лиса и собаки
05. Зимовье зверей
06. Журавль и цапля
07. Петушок и бобовое зёрнышко
08. И. Киреева. «Снежинка»
09. И. Киреева. «Месяц»
10. И. Киреева. «Зонтик»Колыбельные:
01. Ночь пришла, темноту привела
02. Ходит сон по лавочке
03. Люли-люли, люленьки
04. Бай-бай, бай-бай, иди, бука, за сарай
05. Ай, лю-ли, лю-ли, лю-ли, спи, сыночек мой, усни
06. Ай лю-лю, лю-лю, лю-лю, подольше спать тебе велю
07. Баю-баюшки-бай-бай, глазки, Маша, закрывай
08. Баю-баюшки-баю, не ложися на краю
09. Кач-кач, баю-бай, ты, собаченька, не лай
10. Баю-баю, баючок, в огороде хмельнячок
11. Баю-баюшки-баю, баю деточку мою
12. Не скребутся паучки, все по норкам спать легли
13. Байки-побайки, прискакали зайки
14. Люли-люли-люленьки, где вы, где вы гуленьки?
15. Пошёл котик во лесок, нашёл котик поясок
16. Все ласточки спят и касатки спят
17. Баю-баюшки-баю, баю доченьку мою
18. А.А. Фет. «Кот поёт, глаза прищуря»Успокаивающая музыка:
01. Б. Соколов. «Капель»
02. Б. Соколов. «Элегия»

Озвучивают: Александр Аксёнов, Лариса Брохман, Ольга Будина, Инна Гомес, Наталья Данилова, Мария Кашинская, Павел Конышев, Владимир Левашев, Сергей Рост, Елена ЯковлеваСм. также: Для самых маленьких. Сказки. Потешки. Песни. Колыбельные [Сергей Юрский, Наталья Варлей и др., 2006, 192 kbps]

Стихи для новорожденных и детей раннего возраста многие века сопровождали уход за ребенком. Пишут стихи для новорожденных и самых маленьких и современные поэты. В статье Вы найдете народные и современные стихи для купания, переодевания, кормления, пробуждения, укладывания спать, игр с ребенком.

Стихи для новорожденных и самых маленьких

С давних пор принято все действия по уходу за малышами сопровождать песенками, пестушками, потешками, присказками, стишками. Ритм и рифма стишка или песенки, их слова, разнообразие интонаций в речи мамы (восклицание, вопрос, удивление, огорчение, радость, восхищение и т.д.) создают очень благоприятные условия для благополучного развития ребенка, рождают у малыша ощущения комфорта, тепла, безопасности, формируют предпосылки успешного овладения речью. Такие стихи и песенки очень важны и нужны для интеллектуального развития ребенка младенческого или раннего возраста.

С какого возраста начинать читать стихи ребенку?

Мнение 1. Сейчас всё чаще встречается мнение о том, что новорожденному надо с рождения ставить для прослушивания не детские стихи, а аудиодиски с серьезными стихотворениями и литературными произведениями для его раннего развития – «Евгений Онегин» и т.д., чтобы он с пеленок полюбил литературу.

Так ли это? Это не так! Сложное произведение для взрослых в аудиозаписи просто утомляет новорожденного и младенца и вызывает его защитную реакцию. Вроде бы он слушает, но на самом деле малыш просто «отключается» - так отключаются взрослые вечером перед телевизором, и это очень вредно для здоровья и развития младенца! Наша же задача – наоборот – привлечь внимание младенца к речи. И для этого он должен видеть лицо мамы, слышать ее голос, вслушиваться в повторяющиеся в стихах слова, в ритм живого человеческого слова. И полюбить стихи, приносящие ему новые положительные впечатления! Именно в этом и заключается начало «литературного» воспитания с пеленок.

Мнение 2. Есть и противоположное мнение, что стихи новорожденным не нужны, так как они «еще ничего не понимают, а вот как начнут понимать, так и можно читать стихи – примерно с года».

  • Малыш воспринимает не слова, а именно ритм, рифму и интонацию, мамин голос.
  • Затем из маминой речи он начинает выделять отдельные звуки - гласные, которые мама в стихах и песенках специально произносит протяжно, утрированно.
  • Потом ребенок начинает выделять из речи отдельные часто повторяющиеся слова, например, свое имя.

Какие стихи подходят для самых маленьких?

  • Именно простые стихи с часто повторяющимися простыми слогами и словами наиболее всего подходят для первого восприятия ребенка и помогают речевому развитию малыша. Без них развитие речи в дальнейшем запаздывает, ребенок говорит хуже и начинает говорить позже. Результат чтения таких стихов для новорожденных и самых маленьких сразу незаметен. Но через год Вы увидите, сколь значительно опережает Ваш малыш своих сверстников, у которых не было такого речевого общения с мамой!
  • Сейчас больше внимания уделяют готовым аудиозаписям детских стихов на дисках или в интернете. Но исследования убедительно доказывают, что малышу в раннем возрасте нужен прежде всего не технический прогресс, а мамин голос, ее теплота и ласка, эмоциональный контакт с ней. Голос мамы даже крошечный малыш уже отличает от голосов других людей и разных звуков! И именно этот голос вызывает максимальную активность ребенка – зрительную, слуховую, двигательную.

Как запомнить слова детских стихов и потешек?

Часто спрашивают, что делать, если не можешь запомнить слова стихов или песенок?
Во-первых, можно и самой приговаривать от себя, как раньше это и было. Ведь эти потешки и стихи нашими предками не заучивались наизусть, а рождались как «живое слово» здесь и сейчас в общении с малышом. В них обязательно упоминалось имя малыша.
Во-вторых, все стихи и не надо заучивать наизусть! Можно выбрать из предложенных те стихи, которые Вам понравятся и понравятся Вашему малышу. Для маленьких детей очень важна повторяемость, узнаваемость стихотворных строчек изо дня в день.
В-третьих, можно написать слова потешек и стихов на листочек бумаги с клеевой полоской (такие стопки листочков – стикеров продаются в любом канцелярском магазине) и прикрепить на стену. Но: категорически нельзя прикреплять что-либо на стену булавками или кнопками! До сих пор происходят серьезные травмы детей, когда эта булавка или кнопка случайно падает и попадает им в ручки! Безопасность превыше всего, и если она соблюдена, то тогда общение с малюткой будет радостным и принесет и Вам, и малышу море положительных эмоций! Очень удобно использовать клейкие подушечки многоразового использования для прикрепления карточек со стихами на стену, на дверь, на стенку мебели в удобном для Вас месте. Когда будет нужно, Вы всегда сможете открепить листочек.

А здесь мое вступление заканчивается и начинается Ваше творчество и Ваша радость от общения с крохой!

Ваш малыш еще не умеет говорить, смотрит на вас и на окружающий мир удивленными глазками, словно хочет что-то понять, о чем-то спросить. А вам так хочется поскорее рассказать ему о жизни, полной чудес, о значении слов и предметов, о том, как сильно вы его любите и всегда-всегда будете рядом пока он не станет большим и сильным… Как же начать разговаривать со своим крохотным ребенком так, чтобы он понял вас и счастливо улыбнулся в ответ? Для этого издавна в народе придуманы ласковые стишки-приговорки, так называемые потешки , призванные помочь родителям общаться с малышом в доступной для него форме.

Потешки для новорожденных

Многие спросят: «Зачем читать потешки недавно появившемуся на свет крохе? Ведь он еще мал, чтобы что-нибудь понять...» Однако не зря потешки для новорожденных существуют на протяжении многих веков и пользуются неизменной популярностью по сей день. Ведь малыш положительно реагирует на ласковый спокойный голос мамы, он перестает плакать и внимательно прислушивается, когда ему рассказывают потешку. Со временем детки привыкают к тому, что все ежедневные процессы ухода за ними сопровождаются веселыми стишками, начинают радоваться и улыбаться как только услышат знакомые слова. Тем более, что как правило потешки для самых маленьких сопровождаются приятным ласковым поглаживанием ручек, животика, ножек и спинки ребенка, а также своеобразной речевой зарядкой. При этом маленький человек налаживает контакт с мамой, учится понимать человеческую речь, знакомится со своим телом и окружающей действительностью.

Потешки для детей до года

Растущий малыш все больше интересуется всем, что его окружает. Все это время он открыт к общению. Веселые потешки для детей до года принесут море удовольствия обоим участникам «диалога» если будут простыми, короткими и рассказывающими об интересных и понятных малышу вещах. К середине первого года жизни детишки вполне осваиваются со своими частями тела. Они понимают, где у них носик, где глазки, где ручки, ножки, пальчики… Усвоить и закрепить эти знания в игровой форме им помогают потешки для малышей, такие как всем известные «Ладушки» и другие.

Потешки на все случаи жизни

Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.

    Водичка, водичка,
    Умой мое личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

    Ай, лады, лады,
    Не боимся мы воды,
    Чисто умываемся,
    Маме улыбаемся.

    Щечки?
    Мыли.
    Носик?
    Мыли?
    А глазки?
    Забыли.

    Вот мы руки развели,
    Словно удивились.
    И друг другу до земли
    В пояс поклонились!
    Наклонились, выпрямились,
    Наклонились, выпрямились.
    Ниже, ниже, не ленись,
    Поклонись и улыбнись.
    (Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение
    – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

    Буратино потянулся,
    Раз – нагнулся,
    Два – нагнулся,
    Три – нагнулся.
    Руки в сторону развел,
    Ключик, видно, не нашел.
    Чтобы ключик нам достать,
    Нужно на носочки встать.
    (Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
    выполняя все движения по тексту.)

    (Поочерёдно загибаем пальчики)
    Этот пальчик - дедушка,
    Этот пальчик - бабушка,
    Этот пальчик - папочка,
    Этот пальчик - мамочка,
    Этот пальчик - я,
    Вот и вся моя семья.

    Этот пальчик - в лес пошёл,
    Этот пальчик - гриб нашёл,
    Этот пальчик - занял место,
    Этот пальчик - ляжет тесно,
    Этот пальчик - много ел,
    Оттого и растолстел.

    Паучок, паучок,
    Аню хвать за бочок.
    Лягушка, лягушка,
    Аню хвать за ушко.
    Олени, олени,
    Аню хвать за колени.
    Песик, песик,
    Аню хвать за носик.
    Бегемот, бегемот,
    Аню хвать за живот.
    Оса, оса,
    Аню хвать за волоса.
    Кузнечики, кузнечики,
    Аню хвать за плечики.

    (подставляйте имя своего ребенка)

    Кто тут будет куп-куп,
    По водичке – хлюп-хлюп?
    В ванну быстро – прыг, прыг,
    В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
    Будет мыло пениться,
    И грязь куда-то денется.

    Ах, кокля-мокля,
    Глазоньки промокли.
    Кто будет детку обижать,
    Того коза будет бодать.

    Не плачь, не плачь,
    Куплю калач.
    Не хныч, не ной,
    Куплю другой.
    Слезы утри,
    Дам тебе три.

    У киски болит,
    У собачки болит,
    А у моего малыша
    Заживи-заживи-заживи.

    Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
    Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)
    Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)
    Из последнего окошка
    Вдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)
    Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)
    Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)
    Пришла лисичка,(гладим спинку)
    Хвостиком помахала
    Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
    Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
    Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
    Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)
    Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
    Поставил стол,(изображаем - стол кулаком)
    Стул,(стул - щепотью)
    Печатную машинку.(печатную машинку - пальцем)
    Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)
    Жене и дочке,
    Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
    Шлю вам чулочки,
    Дзинь-точка.
    Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
    Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
    Прочитал,
    Помял, разгладил,
    Сложил,
    Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)

    Розовый животик
    Мурлычет, словно котик,
    Заурчал щеночком
    Забулькал ручеечком.
    Ах животик ты, живот,
    Кто же там внутри живёт?
    Кто мешает баиньки
    Маленькому заиньке?
    Мы погладим пузики,
    Толстые арбузики.
    Спит щеночек, спит котёнок.
    Улыбается ребёнок.

  • Это - ложка,
    Это - чашка.
    В чашке - гречневая кашка.
    Ложка в чашке побывала -
    Кашки гречневой не стало!

    Идет коза рогатая
    За малыми ребятами,
    Ножками топ-топ,
    Глазками хлоп-хлоп,
    Кто каши не ест,
    Кто молока не пьет -
    Забодает,
    Забодает,
    Забодает!

    Утка утенка,
    Кошка котенка,
    Мышка мышонка
    Зовет на обед.
    Утки поели,
    Кошки поели,
    Мышки поели.
    А ты еще нет?
    Где твоя ложечка?
    Скушай, хоть немножечко!

    Сорока-ворона
    Кашку варила,
    На порог скакала,
    Гостей созывала.
    Гости не бывали,
    Каши не едали,
    Всю свою кашу
    Сорока-ворона
    Деткам отдала.(загибаем пальчики)
    Этому дала
    Этому дала
    Этому дала
    Этому дала
    А этому не дала:
    - Зачем дров не пилил
    - Зачем воду не носил!

    Пышка, лепёшка
    В духовке сидела,
    На нас глядела,
    В рот захотела.

Когда и как использовать потешки?

Также потешки используются:

  • когда ребенка одевают на прогулку;
  • купают;
  • помогают проснуться с хорошим настроением;
  • если ребенок шалит или капризничает;
  • для игры с ним;
  • для обучения малыша в игровой форме и пр.

Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. На этой страничке мы представляем вам любовно собранную нами коллекцию детских потешек. Будем рады, если они помогут вам с вашим малышом лучше понять друг друга. Общайтесь с удовольствием!

Развитие речи у детей 7-12 месяцев

во время умывания:

***
водичка, водичка,
умой мое личико,
чтобы глазоньки блестели,
чтобы щечки краснели,
чтоб смеялся роток,

чтоб кусался зубок.
***
носик, носик!
где ты, носик?
ротик, ротик!
где ты, ротик?
щёчка, щёчка!
где ты, щёчка?
будет чистенькая
дочка.
***
нос и щечки мой, ручонка!
чистый будет наш мальчонка!
(или «будет чистая девчонка»!)


во время подмывания:

***
раз ку-ку, два ку-ку,
провалился кот в муку.
нос в муке, хвост в муке,
попка в кислом молоке.


во время купания:

***
кто тут будет куп-куп,
по водичке - хлюп-хлюп?
в ванну быстро - прыг, прыг,
в ванне ножкой - дрыг, дрыг!
будет мыло пениться,
и грязь куда-то денется.


во время одевания:

***
о-о-ой, соловушка поет,
слова молвить не дает!
соловейка, соловей,
одевайся веселей,
там, за дверью - дед мороз,
щип за щечку!
щип за нос!

(н. пикулева).

***
одеваем рёвушку:
шапку на головушку,
валенки - на ножки,
а на них - калошки!
ты постой, не реви,
а шубейку натяни!
(г. лагздынь)

во время утреннего просыпания:

***
ручки-ручки-потягушки
и ладошки-похлопушки.
ножки-ножки-топотушки,
побегушки, попрыгушки.
с добрым утром, ручки,
ладошки и ножки,
щечки-цветочки -чмок!

В конце потешки поцелуйте ребенка.

во время засыпания:

***
глазки спят и щечки спят
у усталых малышат.
спят реснички и ладошки,
спят животики и ножки.
и малюсенькие ушки
сладко дремлют на подушке.
спят кудряшки, ручки спят,
только носики сопят.

(отрывок из колыбельной и.гуриной)

во время кушаний:

***
мышка в кружечке зеленой
наварила каши пшенной.
ребятишек дюжина
ожидает ужина.
всем по ложечке досталось -
ни крупинки не осталось!

(пересказ с.маршака)

***
это - ложка,
это - чашка.
в чашке - гречневая кашка.
ложка в чашке побывала -
кашки гречневой не стало!

***
куклу?
кормили.
зайку?
кормили.
мишку?
кормили.
а машу?
забыли.

***
наша ложка непослушна:
вместо рта полезла в ушко.
ай-ай-ай! какая ложка!
накажу ее немножко.

(г. лагздынь)

***
плывет кораблик по волнам,
плывет, плывет - и прямо в рот! ам!

поднося ложку ко рту малыша, слегка раскачивайте ее, как "кораблик".

если малыш плачет:

***
ты не плачь, не плачь, не плач,
я куплю тебе калач.
если будешь плакать -
куплю худой лапоть!

8 месяц

пока, пока!

Когда вы или кто-то другой выходит из комнаты или куда-то идет - нужно говорить: «пока, пока!» и махать на прощание ребенку ручкой.

холодная и теплая вода

Подставьте руки малыша под струю теплой воды и скажите: «теплая водичка». затем включите прохладную воду и скажите: «холодная водичка».

простые просьбы

Ребенок уже понимает и может выполнять простые просьбы: «дай, ложись, иди ко мне, выплюнь» и т.д.


рассказываем об игрушках

Возьмите в руки любую игрушку и немного расскажите о ней: «это котенок. он белого цвета. мягкая шерстка. вот у него нос, уши, глаза, усы, лапы, хвост».

звуковое сопровождение

Играя с малышом, сопровождайте ваши действия звуками: «машинка едет «ж-ж-ж», самолетик летит «в-в-в», поезд гудит «ту-ту»», а так же такие слова как «бум», «бах», «шлёп», «хлоп» и т.д.

веселый клоун и грустный ёжик

Возьмите в одну руку клоуна - он будет у вас играть веселого героя, в другую - ёжика - он будет грустный. разыграйте перед ребенком диалог - говорите за клоуна весело, а за ежика грустно. придумайте историю, что случилось с ёжиком (не может насобирать грибов, боится лисицу и не знает, что ему надо сворачиваться клубочком, потерял маму и т.д.)

задавайте вопросы

Общаясь с ребенком, задавайте ему вопросы: «ты хочешь пить?» «во что поиграем?» «когда же наш папа придет?» «ты не видел, куда я дела свою расческу?» и т.д. малыш хоть и не сможет ответить вам, но по крайней мере попытается. выждав минутку - сами ответьте за ребенка «хочу пить» «поиграем в пирамидку». «папа придет скоро» «вон лежит расческа».

9 месяц

слово - предмет

Чтобы ребенок усвоил взаимосвязь между словом и предметом, назовите ребенку любой предмет, например, «книжка» и вслед за этим покажите малышу книжку, «погремушка» - через несколько секунд покажите малышу погремушку и т.д.

изображение - предмет

Проведите для ребенка ассоциативные связи между предметами и их изображениями. рассматривая иллюстрации в книгах или на картинках, показывайте ребенку соответствующие предметы. «это барабан (показываем нарисованный), а это тоже барабан (показываем настоящий). на нем можно играть - вот так «бум-бум-бум» (бьем ладошкой по барабану)». «это кися (показываем нарисованную), а это настоящая кошка (гладим кошку) и т.д.

где? где? где?

Положите перед ребенком три знакомых ему предмета, например, пирамидку, юлу и матрешку. и спросите: «где пирамидка?», «где юла?» «где матрешка?» поменяйте местами игрушки и снова задайте вопросы.

пойдем гулять
перед тем как пойти спать, умываться, кушать, гулять, играть, оповещайте об этом малыша. говорите: «сейчас мы пойдем гулять», «сейчас приготовиться кашка и будем кушать» и т.д.

кукушечка

Покажите ребенку нарисованную или игрушечную кукушку и спойте украинскую песенку:


прилетела кукушечка
из темного леса,
села.
села и запела:
- ку-ку!
ку-ку!
ку-ку!

у арины есть...

Начинайте знакомить ребенка с названиями частей тела. ребенок лежит на спинке, а вы приговариваете:

у арины есть глазки, чтоб смотреть. (дотроньтесь до глаз.)
у арины есть ушки, чтобы слушать. (дотроньтесь до ушей.)
у арины есть носик, чтобы нюхать. (дотроньтесь до носика.)
у арины есть ротик, чтобы кушать. (дотроньтесь до ротика).
у арины есть ножки, чтобы бегать. (поделайте ногами ребенка «велосипедик»)
у арины есть ручки, чтобы махать. (помашите руками.)

жили у реки утята

Во время купания запустите к ребенку в ванну утят и расскажите стихотворение:


жили у реки утята,
очень дружные ребята.
в речке плавали, играли,
и друг друга догоняли.
поиграйте с ребенком в игрушечных утят.

10 месяц

новые слоги

Побуждайте малыша повторять за вами новые слоги, которых еще нет в речи вашего малыша: «за, но, ва» и т.д.

Учите малыша произносить первые осознанные слова из знакомых ему слогов: «скажи ма-ма. где мама?», «скажи па-па. где папа?», «скажи ба-ба. где баба?», «скажи га-га. где гусь?», «скажи ням-ням», «скажи дай» и т.д.

повседневные предметы

Знакомьте малыша с названиями предметов, которые его окружают. перед тем как надеть шапку, покажите ее ребенку, дайте потрогать и скажите «шапка», ставя перед ребенком тарелку с кашей, скажите «это тарелка, а тут каша», если малыш взял в руки мяч, скажите «мяч» и т.д.

рассматривание книг

Активно рассматривайте с малышом с крупными предметными рисунками во всю страницу. спрашивайте: «где гав-гав, где мяу-мяу, где ко-ко?» побуждайте малыша повторять за вами эти слова.

чтение книг

Читайте малышу книги с потешками, ( , е.благининой и др), параллельно привлекая внимание малыша к иллюстрациям.

где же наши ушки?

Продолжайте знакомить ребенка с названиями частей тела. рассказывайте стихотворение, дотрагиваясь до называемых частей тела:


где же наши ушки? слушают пестушки!
а где глазки? смотрят сказки!
а где губки? прячут зубки!
ну а ротик на замочек!


этот пальчик хочет спать

Поиграйте с пальчиками малыша. рассказывая стихотворение, дотрагивайтесь до каждого пальчика и сгибайте его:


этот пальчик хочет спать,
этот пальчик - лёг в кровать,
этот пальчик прикорнул,
этот пальчик уж заснул.
встали пальчики - "ура!"
всем на улицу пора!

гуси, гуси, га-га-га

- гуси, гуси!
- га-га-га
- есть хотите?
- да-да-да!
- летите домой!
- серый волк под горой зубы точит, съесть нас хочет!
- ну, летите, как хотите,
только крылья берегите!

зайка, зайка прыг да скок.

Рассказывайте ребенку стихотворение и изображайте игрушечным зайчиком соответствующие действия.

зайка, зайка прыг да скок,
побежал через мосток.
быстро в огород попал,
и морковки там нарвал.


11 месяц


вот сколько мячиков

Положите перед ребенком 2-3 мячика и несколько других игрушек. спросите: «где мячики?» ребенок должен разыскать все мячики, если он пока нашел только один, помогите ему: «где еще мячик?». объедините мячики в кучку и скажите: «вот как много мячиков».


пожалей, погладь, позови

Побуждайте малыша выполнять, а главное понимать ваши просьбы: «пожалей лялю (куклу)», «погладь кошку», «поцелуй маму», «понюхай цветочек», «позови папу кушать, скажи «иди папа!» и т.д.

первые запреты

Именно в этом возрасте малыш сталкивается с первыми запретами. их не должно быть много. по возможности обезопасьте квартиру (закройте розетки, уберите с нижних полок бьющиеся и другие опасные предметы и т.п.). но всё же, наверняка, останутся какие-то ситуации, когда вам будет необходимо твердо сказать «нельзя» и постараться переключить внимание ребенка на что-то другое (благо, в этом возрасте это сделать не так трудно).

на улице

Гуляя с ребенком на улице обращайте его внимание на окружающую природу (деревья, травку, цветы, животных, снег, дождь, сосульки, песок, камушки и т.п.), немного рассказывайте о том, что вы видите: «посмотри, светит солнышко. яркое и теплое». «вон воробей - клюёт зернышки» и т.д.

Увидев на улице, например, голубей, можно рассказать о них стихотворение:


гули-гули прилетали!
гули-гули ворковали:
гуль-гуль, гуль-гуль!

инсценировки с игрушками

Выстраивайте с игрушками, куклами небольшие сюжеты. их может быть множество, всё зависит от вашей фантазии. например, встретились заяц и собачка, поздоровались, сказали, что «я - заяц», а «я - собачка», решили бегать, кто быстрее, прыгать кто выше, покушали, легли спать и т.д. или куколка ехала на машине на танцы, позвала с собой и матрешку, они поехали вместе, машина сломалась, не едет, куколки стали чинить, починили, приехали на танцы, стали танцевать и т.д.

зайка прискакал

Возьмите игрушку зайчика и поиграйте с ребенком в веселую игру. рассказывая стихотворение, изображайте зайчиком движения:

к арине зайка прискакал,
возле насти прыгать стал.
прыг-скок, прыг-скок,
обними меня, дружок.

На последней строчке зайчик «бросается» в объятия к малышу. в следующий раз вместо слова «обними» можно сказать: «поцелуй, пожалей, догони» и т.д.

где ладошки, пальчики

посадите малыша к себе на колени лицом к вам. возьмите руки ребенка в свои и рассказывая стихотворение, выполняйте соответствующие движения:

где ладошки, пальчики? (хлопаем в ладоши)
в лесу ловили зайчика (перекрещиваем руки ребенка на его груди, как бы обнимая самого себя).
ушки на макушке (руки приставляем к голове как ушки), хвосток - малышок (дотрагиваемся до попы),
весь дрожит, к мамочке спешит (слегка трясем малыша, раскачивая его на коленях).
поймали, обняли - дальше побежали (обнимаем малыша)


курочка - рябушечка

Возьмите игрушку курицы и разыграйте с ней диалог:


- курочка - рябушечка, куда ты пошла?
- на речку.
- курочка - рябушечка, за чем ты пошла?
- за водичкой.
- курочка - рябушечка, зачем тебе водичка?
- цыпляток поить.
- курочка - рябушечка, как цыплятки просят пить?
- пи-пи-пи-пи-пи-пи!

В конце можно показать ребенку игрушечных цыпляток, которые «пьют» водичку.

12 месяц

ролевые игры

Ребенок уже вполне может играть в свои первые - покормить куколку, помыть, покачать ее на ручках, спеть баю-бай, уложить её спать, накрыть одеялом и т.д.

кто что делает

В этом возрасте малыш много наблюдает. поясняйте малышу то, что ему интересно: «дядя пилит ветки», «мальчик катается на велосипеде», «по дороге едет машина», «мячик укатился» и т.д.

детские слова

Чтобы ребенку было понятнее, пока можно говорить на его языке, облегченными словами: «топ-топ, ням-ням, бах, кися, бибика». но если , говоря, например, вместо заяц - яя, а вместо солнца - соне, то тут, повторяя это слово за ребенком, надо произносить его правильно, не яя, а заяц, не соне, а солнце. таким образом, малыш будет учиться говорить так, как надо, а не заучивать неправильно их произношение.

что это? кто это?

Теперь уже вы начинаете спрашивать ребенка. взяв в руки зайчика, спросите «кто это?». если малыш затрудняется ответить, скажите за него «заяц. скажи заяц». тоже самое спросите и про мячик: «что это?» пусть ребенок попытается ответить.
ищем предмет по картинке
положите перед ребенком несколько игрушек или предметов, соответствующих изображениям на картинках. покажите картинку и попросите найти такой же предмет, что и на картинке.

пальчики

Рассказывайте ребенку стихотворение и выполняйте соответствующие действия с его пальчиками:

первый пальчик - подержи,
второй пальчик - покажи,
третий пальчик- постучи,
третий пальчик - поиграй,
пятый тоже не зевай,
всей четверке помогай.

мишка косолапый

Всем детям без исключения нравится эта . разучите ее с малышом:

мишка косолапый по лесу идет,
шишки собирает, песенку поет.
вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.
мишка рассердился, и ногою - топ!
не пойду я больше по лесу гулять!
не пойду я больше шишки собирать!

мыли мылом ушки

Посадите малыша к себе на колени или рядом с собой и, рассказывая стихотворение, выполняйте соответствующие действия:

Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
ладушки - ладошки.
(крутим ладошками над головой).
наварили кашки,
помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне» пальчик водим по ладошке)
ах, какие ладушки,
ладушки - ладошки!

кто как говорит

когда вы гуляете или идете куда-то с малышом, сидящим в колясочке, проговаривайте ему названия животных и те звуки, которые они издают: «кошка: мяу-мяу; собака: ав-ав; корова: му-у-у; коза: ме-е-е; овечка: бе-е-е; гусь: га-га-га-га; утка: кря-кря, цыплёнок: пи-пи-пи-пи; курочка: ко-ко-ко-ко» и т.д.

Стихи - потешки для детей от 6 до 12 месяцев.

Обучение ходьбе .

Дыбок, дыбок,
Завтра годок!
Дыбок, дыбок,
Целый годок!

***
Раз подскок!
Два подскок!
Высоко потолок!
Я скачу!
Я лечу!
Стать высоким хочу!

***
Байки-побайки,
Прискакали зайки.
Стали прыгать и скакать,
И сыночка забавлять.

***
Ножками потопали: Топ-топ-топ!
Ручками похлопали: Хлоп-хлоп-хлоп!
Сели, встали! Снова сели!
А потом всю кашу съели.
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб да ложки!

***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка (или имя ребенка) пойдет,
Через киску упадет!

Когда ребенок уже может ходить сам.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ- топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ - топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

***
Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!

Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!

Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

Купание.

На заре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берет,
Мордочку ежонку трет.

***
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода,
Вся худоба!
Вода книзу,
Дитя кверху.

***
Водичка-водичка!
Умой мое личико,
Что бы глазоньки блестели,
Что бы щечки розовели!
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
С гуся вода, с Ванюши (любое имя) худоба!

***
Зайка начал умываться,
Видно в гости он собрался,
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!

Расчесывание.

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса!
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд!
Расти, коса, не путайся,
Маму, Маша, слушайся!

Перед или во время кормления.

Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Другой - «простоквашкою»,
Третий скажет - «молочком,
И румяным пирожком».

***
Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.

***
Эй, вечерняя звезда!
Поскорей лети сюда!
И за стол со мной садись,
Нашей кашей угостись.
Кашкой толокняной
Из чашки деревянной!

Для хорошего настроения .

Идет коза рогатая,
Идет коза богатая:
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп! хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает!

Если ребенок ударился или упал.

У лисы боли,
У волка боли,
У моего сыночка (дочки)
Боль на берёзку
В лес улети!

***
Не плачь, не плачь - куплю калач,
Не плачь, дорогой, куплю другой.
Не плачь, не кричи,
Дам тебе три!

***
У киски боли,
У собачки боли,
А у моей малышки
Заживи-заживи-заживи!

***
Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.