Японская система воспитания ребенка. Горе от ума. Традиционная система воспитания детей

Родители по всему миру одинаково сильно любят своих детей. В тоже время взгляды на воспитание подрастающего поколения очень зависят от традиций и обычаев той страны, в которой проживает семья. И то, что для представителей одной страны может казаться неприемлемым, в другом уголке нашей планеты считается нормой. Давайте посмотрим, чем схожи и чем отличаются системы воспитания в разных странах мира.

Европейские системы воспитания

Несмотря на то, что европейский страны объединились в Евросоюз, они не утратили свою аутентичность, которая складывалась на протяжении многих лет. Основными ценностями, характерными для европейской системы воспитания являются свобода, самостоятельность, индивидуальность. То, как эти качества воспитываются в ребенке, зависит от конкретной страны.

В скандинавских странах любовь к детям выражается через предоставление полной свободы. Ребенок не ограничивается в выборе занятий, увлечений, игрушек, режим дня соблюдается не четко. Главная задача воспитания, по мнению скандинавов, заключается в развитии творческих способностей ребенка. При этом взрослые очень тщательно во всем следят за безопасностью малыша.

В школах и детских садах детей учат уметь объяснять свою точку зрения и отстаивать ее. Обучение по большей части проходит в игровой форме. Исключено применение любых насильственных действий в качестве педагогических мер, а в Швеции оно запрещено законодательно. Родители также не могут повысить голос на своего ребенка или, тем более, поднять на него руку (за этим строго следят социальные службы). Дети имеют право пожаловаться на родителей, и это приведет к жестоким последствиям, вплоть до лишения родительских прав.

В Швеции дети воспитываются таким образом, что они хорошо знают свои права уже с раннего возраста. Считаясь полноправной юридической единицей, ребенок может подать на своих родителей в суд, если те прибегнут к грубым методам воспитания.

В Норвегии, в связи с ее климатическими условиями, родители уделяют большое внимание здоровью малышей. Дети должны есть только здоровую пищу (включая домашнее молоко, рыбу, мясо), а также много времени проводить на улице. Даже занятия в детских садах в большей степени нацелены на физическое развитие, нежели на умственное. Родители позволяют малышам ковыряться в земле, играть в воде и приветствуют другие виды исследовательской активности, желая укрепить иммунитет ребенка.

С малых лет в французских детях воспитывают самостоятельность. В этой стране очень ценится возможность реализоваться как личность, поэтому установление тесного контакта с ребенком не так важно, как его независимость. Во Франции в ребенке начинают воспитывать самостоятельность, начиная с самого раннего возраста. С 3 месяцев детей обычно перекладывают в отдельную кроватку. Детей дошкольного возраста записывают на всевозможные кружки и секции, чтобы родители могли заниматься собой и работой. Бабушки и дедушки не принимают активного участия в воспитании внуков, так как французские старики, как и молодежь, свободны от обязательств и живут в свое удовольствие. Стиль воспитания детей во Франции отличается демократичностью и мягкостью. При этом воспитание основано не на наказании, а на поощрении хорошего поведения.

Подход к воспитанию детей в Германии

В германии детей воспитывают в строгости и порядке. Ребенку запрещается поздно ложиться спать, долго играть в компьютер и смотреть телевизор, жизнь детей подчинена правилам. Самостоятельность так же является целью воспитания, но она выражается не в свободе выбора, а в ответственности за свои поступки. У немецких родителей принято занимать активную жизненную позицию, и они убеждены, что ребенок не должен этому препятствовать. Мамы с грудными детьми посещают кафе, парки, встречаются с подругами. Часто малышам нанимают няню с медицинским образованием. С 3 лет ребенка обычно отдают в детский сад. Там детей в игровой форме обучают не чтению и счету, а правилам поведения в обществе и дисциплине.

Семейные узы в Испании очень сильны. В семьях принято хвалить детей, баловать, все разрешать. Родители спокойно относятся к капризам и истерикам ребенка, даже если они случаются в общественных местах. Испанские родители проводят с детьми практически все свободное время, отцы участвуют в воспитании наравне с матерями. Несмотря на видимый попустительский стиль воспитания, который распространен в Испании, родительские обязанности строго закреплены законом. Жестокое обращение с детьми, психологическое давление или запугивание приводит к лишению родительских прав.

Особенности воспитания детей в Англии

Английский подход к воспитанию характеризуется серьезностью и основательностью. Жители Англии часто становятся родителями в уже зрелом возрасте и стремятся воспитать из своих малышей истинных леди и джентльменов. Особенность воспитания детей в Англии заключается, главным образом, в том, что эмоции по отношению к ребенку не проявляются открыто и напоказ. Умение ребенка управлять своими эмоциями, а иногда и загашать их, считается показателем «воспитанности».

Британские дети похожи на маленьких взрослых. С ранних лет им прививают безупречные манеры и учат быть сдержанными.

Азиатские системы воспитания

Воспитание детей в Азии значительно отличается от европейского представления. Религия и культурные традиции оказывают большое влияние на взаимоотношения детей и родителей.

Как воспитывают детей в Японии

До 5 лет детям в Японии позволяют все. Этот возраст считается временем, когда ребенку необходимо свобода. Но когда дело доходит до соблюдения детьми правил этикета, родители считают себя в праве прибегнуть к строгим наказаниям. Телесные наказания в этой стране не практикуются. Если малыш нарушил правила приличия, родители объяснят ему все на словах. В Японии детей учат быть вежливыми и уважать старших. Кроме того для японских родителей важно, чтобы их дети с ранних лет чувствовали себя частью общества и государства.

Воспитание детей в Китае направлено на выращивание гениев. Уже в грудном возрасте детей отдают в ясли, где их режим дня расписан по минутам. Мамы не только записывают малышей на всевозможные секции и кружки, но и сами изучают новейшие методики раннего развития. Китайские дети постоянно должны быть заняты чем-то полезным, что способствует их интеллектуальному развитию. Интересно, что в Китае нет разделения обязанностей по гендерному признаку: например, девочек наравне с мальчиками учат забивать гвозди и закручивать гайки, а мальчики помогают по хозяйству.

Уважение к старшим воспитывается в китайских детях с ранних лет. Культура Китая требует от подрастающего поколения таких качеств, как дисциплинированность, колоссальное трудолюбие, чувство коллективизма.

В Индии родители с раннего возраста учат детей помогать по хозяйству. Воспитанием, в основном, занимаются мамы, именно они приучают малышей чтить старших, бережно относиться к природе, быть трудолюбивыми. Индийские родители очень терпеливы, они редко кричат на детей и с пониманием относятся к детским капризам. Большинство индийцев очень доброжелательны и приветливы – эти качества в них вкладывают с детства.

Американская система воспитания

Особенности воспитания детей в США во многом обусловлены демократическими ценностями. В Америке горячо обсуждается вопрос правого урегулирования детско-родительских отношений, а сами дети зачастую обращаются в суд с жалобами на ущемление своих прав. При этом большинство американских семей являются крепкими, а отношения внутри семей дружественные. В Америке принято отмечать в кругу семьи праздники, проводить вместе вечера, путешествовать. Детей повсюду берут с собой или пользуются услугами няни. Многие женщины работают домохозяйками, поэтому у них нет нужды отдавать ребенка в детский сад. Мамы сами занимаются с малышами, но при этом они не стремятся как можно раньше научить ребенка читать и писать (этим занимаются в начальной школе). Если ребенок не слушается, в качестве наказания часто применяется методика тайм-аутов. Она заключается в том, что малыша на несколько минут оставляют в одиночестве, чтобы он мог успокоиться. Чем старше ребенок, тем дольше длительность тайм-аута.

Подход к воспитанию детей значительно зависит от того, откуда родом и в какой стране проживает семья. На это влияет множество факторов, такие как традиции и обычаи страны, религия, социально-демографическая ситуация, климат и т.д. Знания о том, какие системы воспитания детей существуют в разных странах мира, позволяют нам лучше разобраться в собственных представлениях о воспитании. Каждый родитель выстраивает свои уникальные отношения с ребенком. Но важно помнить, что воспитание – это не только поощрение и наказание, этот процесс многогранен и происходит на протяжении всей жизни. Кроме того воспитание не всегда происходит целенаправленно, многому дети учатся просто наблюдая за поведением взрослых и сверстников.

Заключение

В современной психологической и педагогической литературе вы можете встретить множество методик воспитания детей. Самой широко распространенной и действенной является методика М. Монтессори. Вы можете быть уверены, что придя в детский центр «Созвездие», ваш ребенок попадет к профессиональному педагогу, который без нотаций и угроз воспитает в нем самостоятельность, уверенность в себе и уважение к окружающим. Ждем вас в нашем детском центре развития!

Сегодня существует масса систем и методик воспитания ребенка, каждая из которых известна тем или иным результатом. Мы решили вкратце рассмотреть 4 самые популярные системы воспитания и попробовать разобраться - почему же они эффективны.

Что такое система воспитания?

Это совокупность принципов, методик, положенных за основу всего воспитательного процесса, которыми руководствуются родители и которые определяют организационные моменты. Каждая из систем воспитания выделяет за основу один аспект - например, эстетическое, физическое или умственное развитие. Современным родителям очень сложно сделать правильный выбор. Потому что изначально не знаешь, к чему больше будет тяготеть ребенок. Но попробуем выяснить почему это может быть полезно.

В раннем возрасте у ребенка формируется характер, модель поведения и привычки, которые в дальнейшем будут совершенствоваться под влиянием окружающих факторов и общества.

Ошибки, допущенные родителями в воспитании, могут в дальнейшем негативно сказаться на отношениях малыша с окружающими, сверстниками, на трудолюбии и работоспособности и взрослой жизни в целом. Именно поэтому важно ничего не упустить и подойти к воспитательному процессу с определенными знаниями и терпением.


Какие существуют популярные системы воспитания

Немецкая. Данная система является одной из самых строгих. Ее суть заключается в четкой организации времени ребенка - режим дня, питание, обучение и развитие, свободное время и увлечения - для каждого аспекта жизни должно быть выделено четкое количество времени. Оличительной чертой данной системы воспитания является территория. Так, немецкая система воспитания предполагает пространство для ребенка, в котором он волен делать все, что пожелает. Однако на остальной территории дома малыш должен соблюдать установленные правила и порядок. Немецкие женщины никогда не сидят дома - они ведут активный образ жизни, строят карьеру. Именно к этому с детства приучен ребенок: мама - это личность и женщина в первую очередь, которая не обязана сидеть дома. Она также имеет право на личную жизнь и пространство для развития.

Французская. Такая методика имеет некие отличия от немецкой. Она отличается немного большей лояльностью к детям. Однако с детства ребенку объясняют, что родители отдают предпочтение карьере, а не семье. Поэтому французские детские сады принимают на обучение детей, достигших едва ли полугода. Еще одной отличительной чертой такой системы воспитания является сплоченность семьи, соблюдение традиций и уважение семейных ценностей. Если хотите узнать больше об этой методике, есть прекрасная книга «Французские дети не плюются едой». Кстати, ранее одна украинская мама, проживающая в Париже

Японская. Данная система воспитания предполагает свободное поведение ребенка и вседозволенность до 5 лет, строгость в воспитании и полный контроль времени ребенка и расписания с 5 до 15 лет, после чего с ребенком обращаются, как с равным.

Марии Монтессори. Эта система воспитания заключается в абсолютном и полном содействии ребенка в познании окружающего мира. По системе Марии Монтессори воспитывают детей в королевских семьях, в частности принято решение следовать этой системе в Королевской семье Великобритании.

Вне зависимости какой системе воспитания вы отдадите предпочтение, но не следует забывать о том, что каждый ребенок - индивидуум. И индивидуальный подход должен присутствовать в любом случае. Воспитание ребенка регулируется социальными нормами, семейными устоями и привычным режимом, главное - чтобы ваш малыш чувствовал себя комфортно, а вы видели результат.

Напомним, что ранее мы рассматривали

По какой системе вы воспитываете детей?
2 мая исполняется 100 лет со дня рождения легендарного доктора Бенджамину Споку, автора бестселлера "Ребенок и уход за ним"

Александр Румянцев, министр по атомной энергии. А нужно было по системе? Я просто с первого дня относился к ребенку как к взрослому и разумному человеку.

Александр Хандруев, руководитель консалтинговой группы "Банки. Финансы. Инвестиции". По системе Бенджамина Спока. Моим детям была предоставлена полная свобода. Еще на меня большое влияние оказал Жан-Жак Руссо, так что и его философия принимала участие в их воспитании.

Василий Бондарев, секретарь совета безопасности Ставропольского края, атаман Терского казачьего войска. По казачьей! Оба сына впитали с молоком матери уважение к старшим, любовь к родине, казачьи песни. Но система воспитания строгая, вынесут ее только настоящие казаки. До нагайки, конечно, дело не доходит, но и не перечили пока.

Геннадий Трошев, советник президента России. По доброй. Главное — доброе отношение к ним. Я сейчас воспитываю внуков и стараюсь развивать их кругозор.

Георгий Боос, вице-спикер Госдумы. По своей. Хотя мы все читали Спока, Сухомлинского и Никитиных, но делали по-своему. У нас каждый родитель — Макаренко. Как учить и лечить, в России каждый знает!

Мовсар Хамидов, вице-премьер Чечни. В соответствии с традициями нашего народа. И на уважении, а не на принуждении. Никого из своих шестерых детей я не бил и бить не буду. Хотя жестким быть и даже оскалиться иногда приходится. А вообще у нас воспитанием занимается мама.

Алексей Волин, заместитель руководителя аппарата правительства России. По системе Волина. Главное в ней — не трепать ребенку нервы. Когда моя трехмесячная дочь не хочет спать или кушать, насильно делать это я ее не заставляю. Чем спокойнее будет нервная система ребенка, тем вольготнее она будет себя чувствовать в жизни.

Дмитрий Харатьян, актер. До четырех лет ребенка вообще не надо воспитывать. По-моему, как раз Спок об этом писал. А потом надо развивать. Кстати, эту теорию Спок только опубликовал первый, а знали об этом многие, в том числе и мои предки-армяне.

Сергей Абрамов, заместитель руководителя администрации президента России. Точно не по Споку. Хотя я к нему отношусь с большим уважением. Я воспитываю сына в традициях нашей семьи. Всегда старался его убедить, что нужно поступать так, а не иначе.

Павел Бородин, госсекретарь Союза России и Белоруссии. По системе Бородина. У детей должно быть много свобод, они должны быть без царя в голове и любить своих братьев. Главное — поступать по совести, а уж дальше что будет, то и будет.

Лидия Федосеева-Шукшина, актриса. По христианской. Моя мама была глубоко верующим человеком и учила меня икону от картинки отличать, почитать святых. С дочерьми я таких бесед не проводила, но внукам покупаю книжки, которые учат жить в согласии с Богом.

Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России. А я их просто стараюсь побаловать. Можно воспитывать собственным примером, но не ремнем и шоколадкой.

Аркадий Евстафьев, гендиректор компании "Мосэнерго". По системе жены. Про Спока, Макаренко и прочих мы слышали, но жена выработала свою собственную систему. А я просто стараюсь давать им положительный пример.

Елена Малышева, ведущая программы "Здоровье". Детей воспитывала по Споку и уважаю его теорию. Спок писал, что если ребенок укусит за грудь во время кормления, то его надо поцеловать и опять начать кормить. Но в книге была ремарка от издателей, где советские ученые советовали жестко отвести рукой ребенка от груди. Ремарки я игнорировала.

Андрей Коркунов, председатель совета директоров Одинцовской кондитерской фабрики. По интуиции. Правда, на полке у родителей стоял Спок, они его не читали, но я, будучи ребенком, узнал оттуда, чем отличаются мальчики и девочки.

Михаил Ефремов, актер. А я своих детей вообще не воспитываю. У меня их трое, и все от разных жен, поэтому их воспитание я предоставил мамам. Мне вообще кажется, что воспитанием детей должны заниматься матери, а не отцы.

Татьяна Астраханкина, депутат Госдумы. По системе своих предков. Своим примером показывала сыну, что служба в армии — долг каждого мужчины. Который год езжу на военные сборы. Сейчас сыну 22 года, он закончил институт без военной кафедры и, если пройдет комиссию, пойдет служить.

Александр Ткачев, губернатор Краснодарского края. Нас с братом воспитывали в кубанской станице без всякого Спока. И ничего, выросли. И я доверяю не книжным методикам, а народной педагогике — дедушкам и бабушкам.

Натали Голицына, президент "Русского клуба". Я пришла к выводу, что лучшая система — это "Домострой". Там все построено на уважении родителей детьми. Этой системы я и предпочитаю придерживаться сейчас. Хотя старшую дочь воспитывала по Споку.

Татьяна Михалкова, президент благотворительного фонда "Русский силуэт". Только по Споку. По нему училась, как вести себя во время родов. После роддома Никита Сергеевич отвозил меня на дачу, а там не было врача и книги Спока были единственным самоучителем и спасением.

Андрей Макаров, адвокат. Не по Макаренко. Мои дети не малолетние преступники, чтобы их перевоспитывать трудом. И у Спока есть советы, неприемлемые для моих детей.

Оксана Лифар, заместитель председателя правления Росбанка. Когда родился первый ребенок, я запуталась в методиках. Были и Спок, и Никитины, и Доман, и Монтессори. К счастью, врач сказал: "Оксана, можешь читать разные советы, но мать ты — и слушай сердце". И я слушала.

Олег Бетин, губернатор Тамбовской области. На вековых традициях и личном примере. Главное в воспитании — самому поступать в жизни честно. Ведь молодежь не воспринимает общие правила, сколько ни вдалбливай. Они будут поступать так же, как поступают их родители.

Александра Буратаева, депутат Госдумы, лидер "Молодежного "Единства"". По маминой. Когда родилась моя дочь, книжку Спока нереально было достать. Да и Сухомлинским, Макаренко, Никитиными я не увлекалась.

Гаджимет Сафаралиев, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке. А у нас своя, кавказская система. Нельзя все американское переносить в Россию. Я, когда прочитал Спока, понял, что ничего нового он не предлагает.

Амалия Гольданская, актриса. Все происходит стихийно-спонтанно. А про Спока ничего не знаю, только слышала краем уха. Я очень властный родитель, поэтому мне приходится следить за собой, чтобы ненароком не поранить душу ребенка.

Гералина Любарская, адвокат. Я воспитывала дочь в еврейских традициях. Любовь и полная отдача — вот главные принципы. Я круто замешана на любви — может, потому и добилась многого.

Анна Михалкова, ведущая передачи "Спокойной ночи, малыши". Первого ребенка — по Споку. А с рождением второго поняла, что даже прекрасные методики не учитывают индивидуальности ребенка. Пусть развивается, как хочет.

Юлия Бордовских, ведущая программы "Страна и мир". К Споку я обращалась только за практическими советами. Например, сколько нужно дать дочери граммов сока. А так я больше доверяла своей маме: мне нравится, как она меня воспитала.

Алексей Коровин, заместитель председателя правления Импэксбанка. Первого ребенка воспитывали по Споку. Второго — с применением кнута и пряника. А третий, дочка, растет сама по себе, но в атмосфере любви и ласки.

ВОПРОС НЕДЕЛИ / ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД* Вы Бога любите?

Этот вопрос мы задали читателям в канун Пасхи. Ведь суть христианской веры в любви к Богу.

Эрнест Аметистов, судья Конституционного суда. Очень люблю, потому что это Бог.

Карен Шахназаров, кинорежиссер. Бог — это Бог, а не женщина и не кулебяка. Он не может быть объектом любви, он может быть только объектом веры.

Владимир Комчатов, полпред президента РФ при правительстве Москвы. Не знаю. Но жить стараюсь по заповедям и христианские праздники люблю, Пасху особенно. Пионером, я ходил с бабушкой куличи святить. Так и являлся в церковь — в белой рубашке и пионерском галстуке.

Евгений Велихов, член Совета обороны, академик. Как я могу его любить, если я в него не верю? Но каждый имеет право на иллюзии или утешение.

Егор Лигачев, зампред Союза коммунистических партий. Этого существа нет. Любить следует в первую очередь людей, живущих на земле.

Георгий Данелия, кинорежиссер. Когда как. Когда происходят несчастья со мной или с близкими, то не очень люблю. Так и говорю ему: "Что же ты, Боже, делаешь? Мы на тебя так надеялись!"

Борис Кузнецов, адвокат. К Богу я отношусь как к соседу по коммунальной квартире. С ним надо поддерживать неплохие отношения.

Ольга Данилова, лыжница, олимпийская чемпионка. Я не была воспитана для такой любви. Для меня это сложный вопрос. Достичь победы мне помогло множество людей, но я не могу сказать, что не было незримой поддержки.

*Должности указаны на момент опроса.

Все больше современных родителей берут на вооружение японскую систему воспитания - тактику самураев: до 5 лет разрешается все, никаких нравоучений и наказаний, последствие своих поступков ребенок видит сам. Так японцы воспитывают свободу выбора и чувство ответственности с младых ногтей. О методе рассказывает детский психолог Инна Долинина.

Система воспитания самураев

Что же делать? Как показывает практика, обойтись исключительно похвалами в важном деле воспитания невозможно. Без запретов и наказаний ребенок вряд ли сумеет социализироваться и понять правила, по которым живет общество. Более того, психологи считают, что если дети не чувствуют контроля со стороны мамы с папой, они не чувствуют и родительской заботы, родительской любви.

Уже с года у малыша начинает формироваться представление о "можно" и "нельзя", и, безусловно, главную роль в этом процессе играют родители. Именно родителей дети начинают испытывать "на прочность", чтобы понять, как же следует себя вести.

Как и за что наказывать ребенка

В этом разделе:
Новости партнеров

Задача родителей - понимать, как и за что следует наказывать отпрысков, а в каких случаях лучше обойтись без наказания.

Комментирует Инна Долинина, детский психолог:"Есть четко определенный круг действий, за которые ребенка категорически нельзя наказывать. Например, за возрастные и физиологические особенности: неусидчивость, гиперактивность, медлительность, болезненность, а также за психоэмоциональные особенности, такие как тревожность и страхи.

Не надо наказывать детей за проявление познавательной активности, ведь в определенном возрасте это естественное поведение - задавать вопросы, бегать, разбирать все, что попадает в руки. И еще: не следует наказывать за выражение чувства ревности или соперничества".

Самое страшное наказание для ребенка - отказ в развлечениях. Сдайте билеты в цирк или театр, не берите малыша в гости, отмените просмотр мультфильма. В крайних случаях накажите бездействием - посадите провинившегося на стул на 20-25 минут. Для дошкольника это действительно тяжело - просто сидеть на стуле и ничего не делать, к тому же психологи считают, что подобный метод наименее травматичен для психики и максимально эффективен.

Обязательно выполняйте свои обещания. Если сказали, что накажете за какой-то проступок , - наказывайте, не надо "тысячу первых предупреждений". Ребенок должен знать, что за словом у мамы немедленно следует дело. Именно немедленно, поскольку период между проступком и наказанием должен быть тем короче, чем младше ребенок.

Бесполезно вечером напоминать дошкольнику утренние проступки. Наказание вообще всегда должно быть конкретным, а не "за то, что ты весь день плохо себя вел". Старайтесь четко и внятно объяснять, какие именно вещи и поступки запрещены.

Табу для родителей

Но и для родителей существует свод запретов. Запретов на неосознанное нанесение травм детской психике . Итак, родители ни в коем случае не должны:

Отказывать ребенку в общении. Наказание "я с тобой не разговариваю" формирует у малыша установку на условное принятие - он запоминает, что мама любит его, только если он поступает хорошо;

Отказывать в сладком, еде и питье. Едой нельзя спекулировать - это может сформировать у ребенка эмоциональную зависимость от пищи;

Отказывать ребенку в прогулке более двух дней подряд - это элементарно вредно для здоровья;

Сознательно бить ребенка. Физическое наказание не оказывает воспитательного эффекта, ребенок лишь затаивает обиду и желание отомстить. Кроме того, дети, которых били родители, часто вырастают лживыми, пассивными, зависимыми и беспокойными. Дошкольники, которых наказывают физически, как правило, имеют целый "букет" эмоциональных и психосоматических расстройств: ночные кошмары, энурез, головная боль;

Бросаться грубыми словами и замечаниями. Ребенок может поверить вам, если вы кричите, что он плохой, глупый и вы не будете его любить. В будущем заниженная самооценка может обернуться для человека возникновением самых разных эмоциональных расстройств, зависимостей, депрессий , фобий, психосоматических заболеваний.

МАРИЯ МОНТЕССОРИ: «ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ»

Если вы, родители, с содроганием вспоминаете командный голос своей воспитательницы в детском саду, учеников, ходивших по кругу на школьных переменах, и ратуете только за индивидуальный подход в воспитании, то педагогика Марии Монтессори сразу вас подкупит.

Имя итальянского педагога Марии Монтессори (1870— 1952), первой женщины-врача в Италии, известно всему миру. Она создала особую методику воспитания детей, которую сегодня изучают во всех педагогических вузах. В России все больше детских садов осваивает эту зарубежную методику, которая обеспечивает больший эффект, чем традиционная.

На фоне провалов традиционных методов образования сегодня в мире возродился интерес к Монтессори. Ее понимание внутреннего мира ребенка и ее идеи помощи в форми-ровании всесторонне развитой личности кажутся новыми и значимыми сегодня. Метод Марии Монтессори включает Детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка.

Сама Мария Монтессори свой метод коротко называла «помощью жизни». В этом смысле он не имеет никакого отношения к многочисленным методикам раннего развития, потому что развитие имеет свои законы, которые нельзя нарушать, и свой темп, который опасно форсировать. Другое дело, что темп у каждого ребенка свой, и задача педагога состоит в том, чтобы устранить препятствия на пути естественного развития малыша. В современном понимании эта задача не отличается от задачи воспитания, под которым понимают целенаправленное создание условий для развития человека.

➠ Система Монтессори предлагает свой целостный и логичный путь воспитания, который коротко можно передать одной емкой фразой: «Свободная работа ребенка в специально подготовленной среде». Он заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, подталкивает его к самостоятельному решению задач. Все это предлагается в игровой форме — специально оборудованная комната, где находится множество специальных игровых пособий, соответствующих возрасту детей.

Монтессори-педагогика подразумевает равноправные отношения между взрослыми и детьми. Семье в процессе вос-питания ребенка, по данной системе, отводится главная роль. Если семья принимает позиции системы, то ребенок быстро адаптируется к системе Монтессори (детский сад, школа) и чувствует себя комфортно.

Если вы будете воспитывать своего ребенка по системе Марии Монтессори, то у вашего ребенка появятся:

Любовь к порядку и работе;

Способность к спонтанной концентрации;

Любовь к тишине и индивидуальной работе;

Способность действовать по своему выбору;

Самодисциплина и послушание;

Независимость и инициатива;

Радость как критерий, указывающий на правильно выбран-ный путь развития.

Если, хорошо все взвесив и подумав, вы решили отдать своего ребенка в школу Монтессори, знайте, что в основе метода Монтессори лежат три кита: ребенок, подготовленная окружающая среда и учитель. В центре стоит ребенок, в отличие от традиционной школы, где центром является учитель.

— Дети! Все быстро сели за столики, взяли карандаши и рисуем грибок!

— А можно я буду рисовать яблочко?

— Яблочко дома с мамой будешь рисовать, а тут я сказала — грибок, значит, грибок!

Вряд ли вы, родители, услышите что-то подобное в классе Монтессори, так как здесь все основано на индивидуальном подходе к каждому малышу.

Педагогика Марии Монтессори не признает повелительного наклонения в отношениях с детьми , не торопит развитие маленького человека, предоставляя ему учиться и развиваться самостоятельно, согласно внутренним ритмам и потребностям, в отличие от традиционных методик. Она позволяет ребенку проходить путь познания в ситуации, когда знания приобретаются в деятельности.

Ребенку предоставляют свободу в выборе занятий. Он сам выбирает материал, с которым хотел бы работать, и сам решает, что именно он будет из него делать. Малыш может потратить на свои занятия столько времени, сколько захо-чет. При этом краткое двух-, трехминутное обучение обра-щению с выбранным материалом воспитатель или учитель обязательно проводит с каждым подопечным индивидуально. Ребенок может упражнять свои чувства свободно и спон-танно; он испытывает удовольствие и энтузиазм от своей деятельности, потому что он делает то, что он хочет делать, а не то, что ему кто-либо укажет. Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности. Малыш также учится сам находить ошибки и исправлять их. Это приучает его к деловитости и точности с ранних лет, что очень полезно для его внутренней организации.

➠ Метод Монтессори создает условия для возникновения в ребенке любви к учению и исподволь внушает устойчивые мо-тивации для продолжения учебы.

Огромное внимание уделяется обучению детей навыкам самообслуживания, так как ребенок, умеющий ловко зашнуро-вать собственные ботинки, застегнуть курточку и пришить пуговицу к рубашке, не только приобретает бесценный опыт самостоятельности и ответственности, но и разовьет те мышцы, которые необходимы и для овладения навыками письменной речи.

Бытовые упражнения по обслуживанию себя и других в классе Монтессори — это одна из частей подготовленной среды. На одном из родительских собраний кто-то из родителей испуганно вскрикнул: «Вы им и ножницы даете? Даже взрослый человек порою может себя поранить». Это так, но этих родителей и вас никто не учил обращаться с острыми предметами. Перед тем как взять в руки ножницы, они и вы не могли потренироваться на разных пинцетах и зажимах. А дети из класса Монтессори могут. Так же как могут выйти из этой зоны и перейти в зону сенсорного материала или математики, языка, космоса. Все это они делают в индивидуальном темпе, когда созреют сами, а не тогда, когда учитель построит их и по-ведет на занятие.

Учитель определяет зоны ближайшего развития ребенка и предлагает ему войти туда, взяв новый материал, но окончательный выбор за малышом.

Детям очень важно быть самостоятельными. Не у каждой мамы хватает терпения смотреть, как ребенок размазывает грязь, вытирая пыль со стола, или неумелыми ручками моет чашку. Мамам легче помыть самим, а вот учитель в Монтессори-группе, возможно, перемоет за малышом, но сначала покажет, как это делается, и даст ребенку попробовать это сделать самостоятельно.

➠ Итак, что является самым важным для вас, родители, главное в системе Монтессори — не пособия, не методики. Главное — это ваш ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одно-го систему обучения. И Монтессори в своей методике предоставила каждому ребенку самостоятельно разрабатывать для себя индивидуальную программу обучения, выбирать, чем, когда и как ему заниматься в развивающей среде, созданной педагогами.

Для вас, родители, в методике Монтессори основной плюс — это то, что она «нормализует» поведение ребенка, чтобы он мог полностью использовать свои возможности. Некоторые характерные признаки такого ребенка:

Способность к концентрации внимания;

Чувство собственного достоинства;

Самостоятельность;

Самомотивация;

Привычка к порядку;

Удовольствие от повторения;

Способность к самостоятельной работе;

Самодисциплина;

Стремление к свободе выбора;

Удовольствие от работы как таковой, без необходимости вознаграждения и наказания;

Послушание;

Предпочтение работы игре;

Любовь к познанию.

➠ Мария Монтессори доказала, что разные типы навыков у ребенка лучше всего воспитывать в определенном возрасте, иначе можно упустить самый благоприятный момент для их формирования. Поэтому детские сады и школы основывают свою работу по этой методике на принципе строгой возрастной пе-риодизации. К двум годам малыши умеют различать людей и предметы, окружающие их. До трех лет малыш впитывает свое окружение через инстинктивное развитие чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания.

К трем годам ребенок овладевает очень сложными языковыми навыками. В тот период, когда никто не может стать для него учителем, ребенок сам формирует основу своего интеллекта. В период от трех до ше-сти лет ребенка можно назвать «строителем самого себя»: он стремится сам выбирать вещи и предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого. А в следующий период (до девяти лет) он становится на позицию исследователя окружающего мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.