Старший и младший: как порядок рождения влияет на будущее ребенка. Скажи, какой ты в семье по счету - и я скажу, кто ты

Как складывается жизнь детей из-за того, что их родители когда- то приняли решение обзавестись вторым, третьим, N + 1 ребенком? Эта тема звучит во многих сказках, и не только в сказках. Интересна она и для психологов, издавна обсуждающих вопрос о зависимости личностных особенностей от так называемого «порядка рождения ребенка» в семье.

Пионер в постановке этой проблемы Альфред Адлер выделял следующие «порядковые позиции» ребенка в семье: единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей. Адлер показал, что дети различаются по своему характеру, в зависимости от порядка рождения. Основываясь на этой классификации и используя собственные наблюдения, мы попытаем­ся проанализировать, как порядок рождения ребенка влияет на развитие его личности.

Для единственного ребенка в семье важнейшая задача - понять взрослых; постоянно решая ее, он развивает свою способность понимать других людей, для него характерны обостренное чувство добра и зла, высокая мотивация достижения. Он любит решать проблемы и находить разные пути их решения. Единственные дети чувствуют свою уникальность. Они много, го требуют от жизни, стремятся оправдать надежды родителей. Для них характерен высокий уровень самоуважения. Видима в силу того, что им не нужно бороться за внимание и любовь родителей, единственные дети имеют больше возможностей для интеллектуального совершенствования, да и у родителей в этом случае оказывается гораздо больше времени на развитие своего отпрыска и общение с ним.

Однако здесь существует риск «привязывания», «выученной беспомощности». Находясь во власти родительской опеки, ребенок практически не бывает предоставлен самому себе. У него оказывается мало возможностей самостоятельно строить свои отношения с окружающими. В зависимости от степени родительской опеки различают два типа единственного ребенка: рано взрослеющий и «маменькин сынок». (Нам представляется, что последним вариант весьма вероятен в той семье, где до этого были проблемы с беременностью или по каким-либо другим причинам ребенок родился поздно.)

Вторая позиция - старший ребенок, который проходит в своем развитии три стадии:

1. Он единственный, уникальный, находится в фокусе внимания родителей, в привилегированной позиции.

2. С рождением младшего ребенка ситуация резко изменяется. Если старшему к этому моменту нет пяти-шести лет, то рождение брата или сестры может вызвать у него сильный стресс. Родители переключаются на малыша, старший ребенок теряет власть над ними. Но он еще мал, чтобы понять, что произошло на самом деле, его ощущения можно сформулировать примерно так: «Мое место занял теперь кто-то другой». Здесь могут брать начало зависть и конкуренция между детьми, причем такая реакция первого ребенка на появление младшего сильнее, если второй ребенок одного с ним пола.

3. На третьей стадии ребенок находит выход из создавшегося положения. Решение выглядит так: «Любое дело я могу сделать лучше, чем малыш, я старше и умнее». Это решение старшего ребенка закрепляется поведением родителей: они понимают, что старшему уделяется слишком мало времени и внимания. Поэтому они говорят ему в свое оправдание, что по сравнению с малышом он уже достаточно умен, чтобы делать многое самому, без помощи взрослых.

Адлерианцы характеризуют старших детей как соблюдающих правим стремящихся к совершенству, успеху и чаще всего достигающих его, а если нет, то бросающих начатое. Это обычно «хорошие» дети (послушные, действующие сообразно правилам). Они добросовестны, серьезны, упрямы, ответственны, причем чувство ответственности может быть слишком высоким: вследствие этого старший ребенок иногда превращается в глубоко тревожную личность. Кроме того, старшие дети консервативны, они часто становятся хранителями семейной традиции и морали, которую пытаются распространить на весь окружающий мир.

Старшие нетерпимы к чужим ошибкам и в то же время очень чувств ительны к замечаниям других и изменениям отношений. У старшего ребенка обычно низкие оценки по фактору «социальный интересе (идентификация с другими, эмпатия, склонность к кооперативному поведению, альтруизм), причем, чем больше семья, тем эти показатели ниже. Старшие существенно ориентированы на родителей, и такова, по мнению многих исследователей, причина более выраженной совестливости. Чаще всего они ориентированы на занятия науками.

С одной стороны, старшие могут начать руководить младшими, а с другой - они могут стать беспрекословными исполнителями желаний малышей. Кроме того, старший пытается каким-то образом противостоять младшему брату или сестре, которому достается теперь львиная доза родительского внимания. В этом случае старший ребенок может попытаться идентифицироваться с кем-то из собственных родителей (создавая тем самым у себя иллюзию близости с ним).

Немаловажной является разница в возрасте между детьми. Считается, что «закладка» основных характеристик личности человека происходит до шести лет. Поэтому, возможно, что первенец, старший остальных детей более чем на 6-7 лет, сохранит характеристики единственного.

Третья из вышеупомянутых позиций рождения - младший из двух детей в семье. Этот ребенок представляет собой полную противоположность старшему. Ему присущи независимость, оптимизм. Ответственность за все происходящее младший из двух детей перекладывает на других. В отношениях с людьми он манипулятивен. Ему трудно угнаться за старшим, который имеет академическую направленность, поэтому он решает обойти его на ином поприще, где тот не силен (обычно это спорт или искусство).

Младшие обнаруживают большую импульсивность, неконтролируемость аффективных реакций, враждебность, драчливость. Они более ориентированы на себя, чем на других, и не особенно стремятся к тому, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих. Младшие дети чаще становятся «любимчиками»; быть может, поэтому, как и отмечается во многих работах, они эмоционально стабильнее, старшие же более тревожны, эмоционально неустойчивы.

Младшие более общительны, доминантны, беспечны, практичны. Обычно на них возлагается меньше обязанностей (во всяком случае в детстве, однако стереотипы поведения формируются именно в этот период жизни). Бывает даже, что за ними очень надолго закрепляется прозвище «малыш», замечательный пример тому - книга Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон». Безусловно, это не может не повлиять на развитие личности младшего ребенка.

Позиция среднего по порядку рождения ребенка является наименее исследованной; по-видимому, как раз у этих детей чаще всего возникают трудности с самоопределением, связанные с тем, что они являются одновременно и старшими, и младшими и поэтому сочетают в себе черты и того, и другого.

Как показали исследования, основное внимание в семье уделяется старшим, которые считаются «надеждой семьи», так как они «самые умные» и «умелые», и младшим, как «самым беспомощным». Недостаток внимания со стороны родителей часто приводит к тому, что средний ребенок чувствуй себя брошенным и поэтому иногда приобретает надоедливые, привлекающие внимание привычки. Некоторые исследователи считают, что средние дети учатся жить со всеми в ладу, становясь дружелюбными и тактичными по отношению к окружающим. С другой стороны, если исходить из концепции А. Адлера, объясняющей эффект порядка рождения борьбой за власть, средние дети, завоевывая себе «место под солнцем», должны становиться не дружелюбными, а, скорее, злобными.

Последняя описываемая позиция - младший из трех или большего числа детей. Для развития отношений с окружающими, в особенности с собственными братьями и сестрами, у него имеются следующие альтернативы: либо всю жизнь притворяться ребенком, либо найти способ обойти остальных, как Иванушка - дурачок в русских сказках. Эти дети могут быть наиболее удачливыми из всех. Они творческие личности и часто непонятны для других («И в кого он такой?» - обычно звучит в адрес именно этих детей). Их взгляд устремлен в будущее. Часто из них получаются хорошие лидеры.

К моменту рождения младшего ребенка у родителей уже мог сформироваться собственный взгляд на воспитание. Поэтому можно предположить, что по отношению к младшему тактика воспитательного воздействия будет более последовательной, чем по отношению к старшему (на которого буквально обрушивается шквал различных, часто противоречащих друг другу воспитательных мер, ведущих к его эмоциональной нестабильности). Кроме того, эмоциональная нестабильность старших детей может объясняться потерей внимания родителей с рождением следующего ребенка и неспособностью адекватно оценить сложившуюся ситуацию и найти конструктивный способ реагирования на нее.

Разумеется, описанные нами закономерности не являются фатальными, а лишь указывают на некоторые тенденции развития детей в зависимости от порядка их рождения. Знание этих тенденций поможет родителям избежать многих нежелательных последствий, к которым может привести описанное выше распределение ролей между детьми в семье.

Мы рады помочь Вам и Вашим детям!

Одна из частей головоломки, из которых складывается индивидуальность и судьба человека — это его «позиция» в родительской семье, то есть наличие или отсутствие братьев и сестер (психологи называют их сиблингами) и порядок их появления на свет.

Последователь Фрейда Альфред Адлер первым выделил «порядковые позиции» — единственный ребенок, старший в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей — и заявил, что в соответствии с ними люди различаются по своему характеру.

Порядок рождения — это вовсе не некая мистическая «неизвестная величина», накладывающая роковой отпечаток на наши судьбы . В первую очередь, важны «производные» от нее — восприятие себя самого, окружающих и мира, свойственные каждой из позиций. Ведь эти детские решения в подавляющем большинстве случаев становятся моделями, которые мы используем для решения взрослых проблем.

Известный французский психоаналитик Франсуаза Дольто часто повторяла: многие братья и сестры имеют не одних и тех же родителей.

Что это значит? Жизненный опыт меняет порой до неузнаваемости каждого из нас, и 35-летняя женщина, родившая второго ребенка, может ничем не напоминать себя же 20-летнюю, познававшую азы материнства.

На эту тему трудно писать хотя бы потому, что как любая другая классификация, психология порядка рождения весьма относительна . Высказывания на эту тему грешат категоричностью и как-то неестественно подробны, например: на первенца можно положиться, он трудолюбив и организован, требователен, серьезен, придерживается буквы закона, верен своему слову, полагается на себя, но хочет угодить всем.

Или о средних детях: они спокойные и приземленные, благодарные слушатели. Комплексно подходят к решению проблем, стремятся, чтобы всем вокруг было хорошо и радостно. Из них получаются отличные дипломаты.

Согласитесь, на любую псевдоаксиому «Первенец всегда...» или «Младшим детям свойственно...» найдется множество антипримеров . Действительно, порядок рождения важен не сам по себе, а в контексте конкретной семейной ситуации. Добавим сюда еще и природные задатки и получим известное «сколько людей, столько судеб». Итак, у детей, находящихся в любой позиции, могут вырабатываться любые стили жизни — здесь предопределенности никакой нет. Однако существует предрасположенность, связанная именно с порядком рождения. О ней и пойдет речь.

Рожденный первым

Из первых уст. Согласно Адлеру, положение первенца завидно, пока он — единственный ребенок, «центр Вселенной» в своей семье. Получая безграничную любовь и заботу от родителей, он наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием.

Адлерианцы характеризуют старших детей как соблюдающих правила, стремящихся к совершенству, успеху и чаще всего достигающих его, а если нет, то бросающих начатое. Они серьезны, упрямы, ответственны, причем чувство ответственности может быть завышенным: вследствие этого старший ребенок иногда превращается в глубоко тревожную личность.

Много веков в мире господствовало право первородства, ставящее первого ребенка в привилегированное положение. Неслучайно отмечено, что видными политиками, руководителями и вообще знаменитостями чаще всего становятся первенцы.

«Свержение с престола». «Слабое звено» первенца — перфекционизм, корни которого лежат в ощущении отверженности и потери родительской любви после появления на свет младшего ребенка. «Монарх, лишенный трона», — писал Адлер.

«Я стану самым лучшим, чтобы вернуть любовь родителей», — принимает неосознанное решение первенец. Так формируется механизм «зарабатывания любви», который действует впоследствии в отношениях с партнерами. Причем возраст ребенка практически не значим. Если двухлетка может регрессировать (вернуться на этап назад) в поведении — снова потребовать соску или заговорить «младенческим языком», то подросток «оттягивает» на себя внимание близких иначе. «Катя с удовольствием возится с братишкой, но наши с ней отношения совсем разладились: грубит, закатывает истерики, вчера из дому ушла, не предупредив», — жалуется мама 14-летней девочки. Раздосадованные отсутствием «понимания» со стороны «большого» ребенка, родители раздражаются, выставляют еще более завышенные требования и... возникает замкнутый круг, когда первенец чаще всего делает подсознательный вывод: «От меня хотят слишком многого».

Обида на родителей может жить в душе первого ребенка всю его жизнь . Как никому другому, первенцу важно осознать свои негативные переживания, внутренне примириться с прошлым и научиться «быть родителем самим себе» — найти собственные опоры. Перед многими взрослыми первенцами стоит задача: научиться не только зарабатывать любовь, но и получать ее «просто так», а также «подружиться» с чувством безопасности.

Как известно, именно на первого ребенка буквально обрушивается шквал различных, часто противоречащих друг другу воспитательных мер — отсюда эмоциональная нестабильность и «взрослая» склонность кидаться из одной крайности в другую.

Много сказано и написано о том, как облегчить первенцу переход к роли старшего . Это и создание личного пространства (пусть это будет всего лишь уголок, полочка в шкафу, коробок для «секретных вещиц»), обязательный тактильный контакт, исключение нотаций на тему «ну ты же старший». Ребенок не выбирает себе роль старшего, а следовательно, любые претензии к нему бессмысленны и даже жестоки.

Хуже всего, когда старшего автоматически, «по факту» рождения брата или сестры делают нянькой, причем «без права отдыха». Одна женщина с содроганием вспоминала, как ее, восьмилетнюю, не принимали в игру сверстницы, потому что к ней была «навечно» приставлена младшая двухлетняя сестра. «Я просто ненавидела ее, щипала втихаря и ставила подножки, чтобы плачущую привести к маме и заявить, что не справляюсь».

Чтобы вернуть себе любовь родителей, старшие дети порой идентифицируются с родителем своего пола и берут на себя часть родительских функций . (Поэтому старшие более ответственны и властны, и этим же объясняется подмеченный последователями Адлера факт, что старшие дети чаще продолжают семейные традиции.) На этой склонности можно сыграть, предложив первенцу роль не «слуги», а «партнера», помощника в воспитании младшего, не забывая вместе с тем, что он — в любом возрасте — остается ребенком, которому нужна доля индивидуального родительского внимания и снисхождения.

Моя восьмилетняя дочь — старшая из троих детей и мне порой приходится-таки «тормозить» выставляемые ей требования. Волей-неволей воспринимая ее как «большую», жду порой совершенно взрослого поведения... пока не вспомню или не увижу воочию, что многих ее сверстниц — младших или единственных детей в своих семьях — воспринимают малышками.

Но самое главное, пожалуй, — позволить старшему выражать и открыто проговаривать свои чувства. Запрет на выражение «плохих» эмоций, как-то: недовольства, обиды, разочарования — один из худших «подарков», получаемых первенцами от взрослых.

Второй ребенок: в тихом омуте... или Золотая середина?
Второму ребенку неведома та ситуация «всеобщего преклонения», о которой тоскует его старший брат или сестра, — с первых месяцев жизни он открывает для себя мир, в котором взрослые делят свое внимание, любовь и заботу между ним и старшим. Поначалу брат или сестра ничем не интереснее малышу, чем яркая (и к тому же громкая!) погремушка. Интерес к старшему резко повышается после полугода, а потом рождается обожание. Братик или сестричка так ловко бросает мячик, так быстро бегает, так высоко подпрыгивает... Впрочем, эта влюбленность, как мы знаем, часто остается безответной.

Из первых уст. Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды «соперника». Благодаря этому он нередко развивается быстрее, чем старший ребенок. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить. «Он ведет себя так, как будто состязается в беге, и если кто-нибудь вырвется на пару шагов вперед, он поспешит его опередить. Он все время мчится на всех парах», — считал А. Адлер.

Отличие от «стратегии старшего» здесь в том, что первенец стремится к обретению «утраченной безусловной любви» со стороны Большой Фигуры (в детстве — родителей, а впоследствии — значимых людей), а второй ребенок занят соперничеством в его чистом виде, в своей «весовой категории». Адлер (который сам, кстати, был вторым ребенком в семье) полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность неудач.

Второй, но не последний, ребенок в семье является одновременно и старшим, и младшим, и поэтому может проявлять черты как старшего, так и младшего, и даже невообразимые их комбинации. Чтобы быть замеченным и получить свое место в семье, «середнячок» способен играть роль как «большого», так и «маленького» — в зависимости от обстоятельств.

Подводный камень в воспитании среднего ребенка состоит в том, что основное внимание обычно уделяется старшему (н апример, он первым становится школьником) и младшему (как самому беспомощному). Средний же ребенок (если это не единственная девочка или мальчик в триаде) может испытывать ощущение, что он «никакой», и — в зависимости от базового психотипа — либо купаться в чувстве мнимой «неполноценности» , либо привлекать к себе внимание плохим поведением , всевозможными надоедливыми, навязчивыми привычками, либо с удвоенной энергией бороться за свое место под солнцем, конкурируя с братом или сестрой.

Мой средний ребенок, Саша, от природы больше склонен к первой, пессимистической стратегии. Вплоть до недавнего времени на любой вопрос из серии «Хочешь попробовать?..» он неизменно отвечал: «У меня не получится», «Я не умею», «Я не буду». Я стараюсь помочь ему обрести чувство уверенности — больше привлекаю его к тем занятиям, которые ему по душе, подчеркиваю достижения и умения и, разумеется, много говорю о том, какой он хороший и любимый, — именно он!

В отличие от первенцев, погруженных во внутренние переживания, вторые дети чаще ориентированы на социум и открыты миру. Но я столкнулась с исключением из правил — Саша гораздо более интровертирован, чем старшая сестра.

В его случае индивидуальные, генетические задатки «перевесили» все социальные условия, в том числе и обусловленные порядком рождения. Некоторые исследователи считают, что средние дети изначально учатся жить со всеми в ладу, становясь дружелюбными и тактичными по отношению к окружающим. С другой стороны, если исходить из концепции А. Адлера, объясняющей эффект порядка рождения борьбой за власть, средние дети могут проявлять противоположные, агрессивные («захватнические») качества. В большой (больше трех детей) семье у родившегося вторым больше шансов вырасти общительным, гибким, умеющим ладить с окружающими.

Как «пессимистично» настроенного, так и «соперничающего» второго ребенка надо учить оценивать себя самого по сравнению с самим собой в прошлом (раньше не умел, но теперь научился), а не исключительно по сравнению с братом или сестрой. В этом смысле, если «Я» первенца зачастую болезненно гипертрофировано, то второй ребенок нуждается в укреплении личных границ и личного пространства. Из уст средних детей нередко можно услышать: «Мне было трудно найти место в моей семье, а теперь я чувствую себя «не в своей тарелке» даже среди друзей».

Младший ребенок: «любимчик семьи» и хитрец
Еще совсем недавно семьи с тремя детьми были большой редкостью, но в последние годы их становится все больше, причем дети бывают едва ли не погодками. С другой стороны, бывает, что на рождение третьего ребенка идут родители двоих подросших деток. Моя подруга долго была мамой одной девочки, а потом, к радости всех родственников, родила одну за другой... еще двоих красавиц.

Поскольку в большинстве семей с третьим ребенком он остается младшим, в сегодняшнем разговоре поставим условный знак равенства между позициями третьего и последнего.

Ключевой момент к пониманию индивидуальности младшего ребенка, на мой взгляд, это то, что он попадает в сформированную систему, где у родителей устоялся взгляд на воспитание, и они не кидаются из крайности в крайность. Это предрасполагает младшего ребенка к эмоциональной стабильности.

Из первых уст . По Адлеру, положение последнего ребенка уникально тем, он никогда не испытывает шока «лишения трона» и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, часто окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер.

Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи — отсюда отсутствие чувства независимости.

В-третьих, младший ребенок растет в среде, где «большие» старшие дети обладают привилегиями и задают тон. На этой почве у младшего могут развиться чувство неполноценности и высокая мотивация превзойти старших. Адлер говорил о «борющемся младшем ребенке» как о возможном будущем революционере.

Повзрослев, младший ребенок умеет принимать чужое покровительство, помощь, поддержку. Жизнь «самого маленького» сосредоточена на людях и отношениях с людьми, — он хорошо чувствует все тонкости общения и умеет располагать к себе окружающих.

«Младший Ахмед — воплощенная беззаботность, — говорит моя подруга Оля. — Ребенок-подарок, ласковый, веселый». И вместе с тем отмечает «проблемную» (в общем-то типичную) черту шестилетнего младшенького — виртуозное умение «переводить стрелки» и самоустраняться, когда нашкодили все вместе, а попадает, как известно, старшим. «Возвращаюсь я как-то домой... и застаю полный разгром, рассказывает Оля. — Мало того, что поиграли одновременно во все игры, потом порисовали красками на ковре (раскрыты были баночки из всех многочисленных наборов гуаши и акварели — гулять так гулять!), так еще перессорились и подрались. В пылу воспитательной беседы замечаю, что кого-то не хватает. Так и есть, Ахмеда, который тихонечко ретировался в свою комнату и сидит там с абсолютно ангельским выражением лица. И ругать его просто язык не поворачивается».

Обычно на младших в семье возлагается меньше обязанностей — а ведь стереотипы поведения формируются именно в детстве. Да и к достижениям младшего ребенка родители, как правило, относятся менее требовательно, поэтому его «слабым звеном», наряду с ощущением «мне все сойдет с рук», становится отсутствие внутренней дисциплины и относительная вседозволенность.

Вот и получается, что некоторые продолжают играть роль «младшенького» всю жизнь. В таком случае, если ему не дают даром — то «мир несправедлив», а все призывы к решительным поступкам (будь то от коллег, друзей или родственников) вызывают шквал обид и недовольства.

Младшие дети, которые росли в неблагоприятной обстановке, могут потратить всю жизнь, борясь с внутренним чувством неполноценности («Меня не принимают всерьез, я лишний») и стараясь доказать, что они на самом деле важны — что приводит порой к совершенно непредсказуемым действиям.

Единственный: баловень судьбы, или Тяжела шапка Мономаха
Семьи, в которых растет единственный малыш, давно стали приметой нашего времени. При этом можно услышать абсолютно противоположные суждения по поводу участи такого ребенка: от «положение всегда младшего в семье крайне выигрышно» до «статус единственного грозит ребенку ущербностью». И хотя очевидно, что ребенок-«одиночка» — это совершенно не тот человек, который вырос в многодетной семье, вспомним, что в жизни, помимо черного и белого, есть множество полутонов.

Из первых уст. Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что ему не приходится конкурировать с братьями и сестрами. Она часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.

Для развития психики каждому человеку нужно не только физическое, но и душевное пространство, периодический диалог с окружающим миром «тет-а-тет». Вначале это просто периоды созерцания и внутренней работы, а потом — поиск решения в сложных и незнакомых для него ситуациях без родительской поддержки. Единственный ребенок нередко лишен этой необходимой для развития свободы: при малейшем затруднении моментально поспевает «скорая помощь» взрослого. Я знаю семьи, в которых единственных детей буквально «выучивают беспомощности», тщательно оберегая Китайской стеной бабушек-нянь от волнений и переживаний, от построения «горизонтальных» отношений со сверстниками (включающих и конфликты). Так взрослые культивируют отношение к ребенку как к «самому младшему и слабому в семье».

Единственный же ребенок при правильном подходе может получить большие преимущества — если родители относятся к нему сообразно возрасту, вовремя отпуская от себя, позволяя общаться, дружить и выяснять отношения со сверстниками и выстраивая действительно здоровые, близкие отношения. Обычно дети-одиночки более искусны в отношениях со взрослыми, способны быстро — гораздо быстрее, чем со сверстниками — находить с ними общий язык. Положительные примеры отношений с единственными детьми я постоянно держу «в уме», стараясь относиться к своим сыновьям и дочери не только как к «малой группе», но и выстраивать с каждым из них отдельную линию отношений, давать им мое личное внимание и подчеркивать их значимость для меня.

Единственный ребенок лишен возможности играть роль «учителя» и «старшего» для своих младших братьев и сестер, поэтому среди его друзей должны быть не только сверстники, но и малыши, с которыми он почувствует себя взрослым, умным, сильным, заботливым . К слову, это же необходимо и младшим детям, и это было одним из аргументов, почему из двух вариантов — самый младший в младшей группе садика или самый старший в яслях — для своего Вани я выбрала второй.

Родителей единственного ребенка подстерегает опасный соблазн — реализовать в сыне или дочери собственные несбывшиеся желания или представления об идеальном наследнике, например, настоять на выборе профессии. «Шесть лет с отвращением проучилась в пединституте, как хотела мать, сама всю жизнь учительствовавшая. Не проработав и года, поняла, что больше не могу, переквалифицировалась в программиста и теперь только поняла, каково оно — любить свою работу», — очень нередки подобные исповеди. Однако более чем какой-либо другой, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола и крепкую привязанность к родителям. Тогда он становится их преемником и последователем — но по доброй воле.

О воспитании единственного ребенка, как и о первенце, тоже написано немало . Главное — снять с ребенка груз завышенных ожиданий и требований и не взращивать «комплекс отличника». Навсегда забыть фразу «ты не оправдал моих надежд» и позволить ему выбирать самому: друзей, увлечения и хобби, впоследствии — профессию и спутника жизни… Единственный ребенок может стать искусным манипулятором, поэтому он должен видеть, что родительская тактика по отношению к нему однозначна, и вообще у них есть собственный, взрослый мир, другие интересы в жизни, не касающиеся его самого.
Возвращаясь к воображаемой головоломке, надо отметить, что из части под условным названием «порядок рождения» не сложить полной картины и даже не разобрать рисунка. Но все же такой угол зрения даст нам полезную информацию и порой поможет ответить на злободневные вопросы: почему мы испытываем именно такие чувства или ведем себя именно так в отношениях с окружающими.

В жизни не бывает жестких сценариев
Случается, что качества детей, якобы обусловленные порядком рождения, буквально «надумываются» взрослыми. Приведу такой пример. О близнецах часто спрашивают, кто из них родился первым, и выискивают в детях, появление которых на свет разделяют не года, а минуты, типичные черты старшего и младшего. Что поразительно, иногда находят. И тогда начинается подсознательное усиление близкими взрослыми мнимых особенностей. «Родители, как и все окружающие, ожидают от близнецов, что они будут вести себя в соответствии с традиционными представлениями о порядке рождения; как следствие, дети начинают оправдывать эти ожидания», — пишет один из исследователей близнецов.

Если разница в возрасте между детьми больше 5-6 лет, каждый из них будет приближаться по своим характеристикам к единственному ребенку. Знаю женщину, у которой три сына. Один из них мой ровесник, второй — на десять лет младше, а третий родился годом раньше моей дочери. Все они были в семье скорее «единственными», чем старшим, средним и младшим детьми. Я упоминала мою подругу, маму трех девочек. Старшая ее дочь — типичная «единственная», какой она и была до 14-ти лет. Средняя играет роль старшей в диаде малышек, и лишь самая младшая «вписалась» в стандартную классификацию.

Таким образом, порядок рождения в семье можно назвать ролями (старший, младший, единственный), которые даны нам жизнью. «Сценарий» же и «декорации» у каждого свои. Мы лишены выбора роли, но исполнение бывает только индивидуальным.

Журнал "Мир семьи" ноябрь 2006 года Ольга Богословская "О личном"

Подписаться на новости проекта

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Вы наверняка слышали мнения о том, что старший ребенок в семье вырастает самым ответственным, а единственные дети часто бывают эгоистичны и требовательны. Правда ли, что ваш характер и таланты могут быть напрямую связаны с тем, какой по счету вы ребенок в семье?

Сегодня сайт решил разобраться, как наш характер и ум связаны с очередностью рождения и связаны ли вообще.

Теорию об этой взаимосвязи выдвинул еще в 1920-х годах Альфред Адлер (Alfred Adler), коллега и друг Зигмунда Фрейда. По Адлеру, порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение.

  • Первенец (старший ребенок). Согласно Адлеру, первый ребенок консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Привыкший заботиться о младшем и защищать его, он также вырастает заботливым, склонным к отцовству (материнству) и часто берет инициативу в свои руки.
  • Второй (средний) ребенок. Ему задает темп старший брат или сестра. Часто стремится побить рекорды старших. Темп развития более высокий. Честолюбив и не склонен к эгоизму. Может ставить перед собой непомерно высокие цели, что повышает количество неудач, хотя часто неудачи его только закаляют.
  • Последний ребенок (самый младший). Как правило, окружен заботой и вниманием со всех сторон. Может испытывать чувство неполноценности и отсутствие чувства независимости. Но у него высокая мотивация превзойти старших. Часто становится лучшим в одной выбранной им области (лучший спортсмен или музыкант), а также быстро находит общий язык с людьми. Хотя младший часто может быть более безответственным и легкомысленным, чем старшие дети.
  • Единственный ребенок. Часто соперничает с отцом. Обычно слишком долго находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость от внимания и эгоцентризм. У него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Однако ему не откажешь в перфекционизме, и часто он, несмотря ни на что, добивается поставленных задач.

Теория о том, что порядок рождения влияет на личность и IQ, стала достаточно популярной и разделила мнения ученых. Одни полностью не согласны, в то время как другие убеждены, что это играет решающую роль в характере ребенка. Ученые из Лейпцигского университета и Университета Иоганна Гутенберга в Майнце (Германия) провели исследование и изучили более чем 20 000 взрослых из США, Германии и Великобритании. В этом самом исследовании они сравнивали братьев и сестер в семьях и порядок их рождения.

Выяснилось, что старшие дети имеют более высокие показатели в тестах на интеллект , хотя не такие значительные. Ученые не нашли никаких доказательств того, что очередность рождения влияет на эмоциональную стабильность и воображение.

При проведении же другого исследования было найдено больше доказательств того, что порядок рождения влияет на формирование личности. Ученые проанализировали характеры 370 000 старшеклассников из США.

Главные выводы, которые они сделали: первенцы более честные и склонны к лидерству, а также менее общительны и устойчивы к стрессу. Средние дети более добросовестны и усердны. А младшие открыты и общительны. Дети, которые были единственными в семье, часто нервозны, но при этом достаточно общительны и социальны.

На самом деле стоит признать, что данные исследования имеют ряд неточностей, так как не учитывают такие важные социальные факторы, как национальность, образование, благосостояние и отношения в семье. Да, очередность рождения имеет определенное влияние на характер в связи с разными условиями, в которых оказываются дети. Но не стоит забывать, что основную роль все-таки играет взаимосвязь между родителями и ребенком и воспитание, которое может быть индивидуальным для каждого из детей в семье.

Размер стандартного вычета на ребенка зависит от того, каким по счету является этот ребенок в семье (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Однако Налоговый кодекс РФ не предусматривает специальных правил такого подсчета.

Между тем, по мнению Минфина России, чтобы определить, каким по счету является ребенок (первым, вторым, третьим и т.д.), нужно учитывать общее количество детей налогоплательщика, включая тех, которые достигли возраста, когда вычет уже не предоставляется (18 лет или 24 года). Таким образом, первый ребенок - это самый старший ребенок из всех детей налогоплательщика (Письма от 26.02.2013 N 03-04-05/8-133 (п. 2), от 08.11.2012 N 03-04-05/8-1257, от 23.08.2012 N 03-04-05/8-995, от 15.03.2012 N 03-04-05/8-302, от 14.02.2012 N 03-04-05/8-179, от 10.02.2012 N 03-04-06/8-32, от 10.02.2012 N 03-04-05/8-166, от 10.02.2012 N 03-04-05/8-146, от 11.01.2012 N 03-04-06/8-2, от 27.12.2011 N 03-04-06/8-361, от 26.12.2011 N 03-04-06/8-357, от 23.12.2011 N 03-04-08/8-230, от 16.12.2011 N 03-04-05/8-1051, от 08.12.2011 N 03-04-05/8-1014, ФНС России от 05.05.2012 N ЕД-2-3/326@, от 24.01.2012 N ЕД-3-3/185@).

Например, у М.А. Степановой трое детей. Старшему сыну 26 лет, поэтому вычет на него не положен (абз. 12 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Младшим сыну и дочери - 15 и 13 лет соответственно. Поскольку младший сын является вторым ребенком по счету, вычет на него предоставляется в размере 1400 руб. (абз. 9 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Размер вычета на дочь составит 3000 руб., поскольку она - третий ребенок М.А. Степановой (абз. 10 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

По мнению финансового ведомства, при определении общего количества детей и хронологии их рождения учитываются также:

  • подопечные дети (Письмо Минфина России от 03.04.2012 N 03-04-06/8-96 (п. 4)). Однако стоит помнить, что после утраты налогоплательщиком статуса попечителя учитывать подопечных при определении количества детей для целей предоставления ему стандартных вычетов по НДФЛ нельзя (Письмо Минфина России от 16.12.2014 N 03-04-05/64994);
  • умершие дети (Письма Минфина России от 09.10.2012 N 03-04-05/8-1162, от 10.02.2012 N 03-04-06/8-29 (п. 1), от 10.02.2012 N 03-04-06/8-33 (п. 3), от 10.02.2012 N 03-04-05/8-165, от 19.01.2012 N 03-04-06/8-10 (п. 1), от 29.12.2011 N 03-04-05/8-1124);
  • неусыновленные дети супруга от другого брака (Письма Минфина России от 27.03.2012 N 03-04-05/8-392, от 21.02.2012 N 03-04-05/8-209, от 13.02.2012 N 03-04-05/8-169). Очередность детей в этом случае также определяется по датам их рождения (Письма Минфина России от 03.04.2012 N 03-04-06/8-96 (п. 1), от 10.04.2012 N 03-04-05/8-469, от 02.04.2012 N 03-04-05/8-402). Более того, учитываются неусыновленные дети супруга от другого брака, на которых вычет не предоставляется (в частности, по причине достижения ими возраста 18 лет) (Письмо Минфина России от 15.03.2012 N 03-04-05/8-302). Право на вычет по таким детям не зависит от того, что в их обеспечении принимают участие родные родители, которые также получают стандартный вычет на этих детей (Письмо Минфина России от 03.04.2012 N 03-04-06/8-96 (п. 2)).

Например, В.С. Макарова, имеющая двух детей от первого брака (14 и 10 лет), вышла замуж во второй раз и родила третьего ребенка. Все дети проживают с В.С. Макаровой и ее вторым супругом Н.П. Семеновым и находятся на их обеспечении. Дети В.С. Макаровой не усыновлены Н.П. Семеновым. Их отец выплачивает В.С. Макаровой алименты, т.е. участвует в обеспечении детей, и получает вычет на них.

У Н.П. Семенова также есть ребенок от предыдущего брака (26 лет), который не усыновлен В.С. Макаровой.

Определим количество детей в семье для целей получения вычета каждым из супругов, а также размер такого вычета.

Рассмотрим также ситуацию, когда родители не состоят в зарегистрированном браке, но имеют детей от предыдущих браков. Для целей получения вычета каждый из них учитывает только своих родных детей (Письма Минфина России от 20.03.2012 N 03-04-08/8-52, ФНС России от 05.04.2012 N ЕД-4-3/5715@).

Например, у М.Ю. Медведева и Н.В. Новиковой есть общий ребенок 4 лет, но в зарегистрированном браке они не состоят. Кроме того, у М.Ю. Медведева есть двое детей от предыдущего брака (10 и 12 лет), на которых он уплачивает алименты.

М.Ю. Медведев вправе получать вычет только на своих детей в следующих размерах:

  • на первого ребенка (12 лет) - 1400 руб.;
  • на второго ребенка (10 лет) - 1400 руб.;
  • на третьего ребенка (4 года) - 3000 руб.

Н.В. Новикова вправе получать вычет только на общего с М.Ю. Медведевым ребенка 4 лет в размере 1400 руб., поскольку для нее он является первым.

Дата составления дайджеста - 08.10.2012.

Вычет на ребенка предоставляется каждому родителю, до тех пор пока его доход, рассчитанный нарастающим итогом с начала года, не достигнет 280 000 руб. Бухгалтеру, прежде чем предоставлять вычет, необходимо изучить документы, представленные работником, удостовериться в количестве и последовательности детей каждого из родителей. Не всегда дети рождаются в одном браке, а потому их количество и очередность у мужа и жены могут не совпадать. Тем более что не обязательно для получения вычетов быть зарегистрированными мужем и женой, достаточно просто иметь общих детей. А число детей каждого родителя важно, поскольку с 1 января 2012 г. вычет на третьего и последующего ребенка составляет 3000 руб., в то время как на первого и второго ребенка - 1400 руб. Иногда родители решают, что мамин и папин вычет будет получать только один из супругов, например отец. Чтобы организация правильно предоставляла такие вычеты своим работникам, мы в данном выпуске подготовили ответы на вопросы, связанные с различными ситуациями.

Из данного выпуска вы узнаете:
1. Почему суммы вычетов у родителей на одного и того же ребенка могут отличаться.
2. Какие документы требовать от работника, претендующего на вычет.
3. В каких случаях удвоенный вычет предоставить нельзя.
4. Как «перераспределить» вычет между супругами и другое.

1. Порядок предоставления налоговых вычетов на детей
1.1. В каком порядке определяется очередность детей: в хронологическом порядке по датам рождения или в зависимости от того, предоставляются ли на них стандартные налоговые вычеты по НДФЛ?

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. При определении применяемого размера стандартного налогового вычета учитывается общее количество детей, то есть первый ребенок - это наиболее старший по возрасту ребенок вне зависимости от того, предоставляется ли на него вычет. При этом очередность детей определяется в хронологическом порядке по датам рождения.
Вопрос: Сотрудница организации имеет троих детей в возрасте 19 (работает), 12 и 7 лет. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ, вступившим в силу с 22.11.2011 и распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2011 в части предоставления стандартного налогового вычета на третьего и последующих детей, а также на детей-инвалидов, размер вычета составляет 3000 руб. Как следует применять данную норму: определять очередность детей в хронологическом порядке по дате рождения или в зависимости от того, предоставляется ли на них стандартный налоговый вычет по НДФЛ? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в коммерческих организациях", 2012, N 2) { КонсультантПлюс }
Вопрос: О порядке предоставления и размере стандартного налогового вычета по НДФЛ на детей для однодетных и многодетных родителей. (Письмо ФНС России от 05.05.2012 N ЕД-2-3/326@) { КонсультантПлюс }

1.2. Предоставляется ли стандартный налоговый вычет по НДФЛ на третьего ребенка в размере 3000 руб., если двое первых детей уже взрослые (им более 24 лет) и стандартные налоговые вычеты по НДФЛ на них не предоставляются? Считается ли такой ребенок третьим в очередности детей или на него предоставляется стандартный налоговый вычет по НДФЛ, как на первого ребенка, находящегося на обеспечении родителей?
Налогоплательщик, являющийся родителем троих детей, на двоих из которых стандартные налоговые вычеты уже не предоставляются, имеет право на получение с 01.01.2012 вычета на третьего ребенка за каждый месяц налогового периода в размере 3000 руб.
Вопрос: Предоставляется ли стандартный налоговый вычет по НДФЛ на третьего ребенка в размере 3000 руб., если двое первых детей уже взрослые (возраст более 24 лет) и на них стандартный налоговый вычет по НДФЛ не предоставляется? Считается ли такой ребенок третьим в очередности детей или на него предоставляется стандартный налоговый вычет по НДФЛ как на первого ребенка, находящегося на обеспечении родителей? (Письмо Минфина РФ от 10.02.2012 N 03-04-05/8-146) { КонсультантПлюс }

1.3. Имеет ли право жена на вычет в размере 3000 руб. на ребенка, если у мужа от первого брака есть двое детей, их родная мать по решению суда платит алименты, а сами дети живут с отцом в этой семье и находятся на содержании. При этом брак зарегистрирован, и от этого брака родился общий ребенок. На старших детей мужа жене предоставлялись вычеты, когда они учились в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Налогоплательщик, являющийся родителем ребенка, имеет право на получение стандартного налогового вычета на третьего ребенка в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода, поскольку при определении очередности учитываются также двое детей супруга от первого брака.
Вопрос: ...О порядке предоставления стандартного налогового вычета по НДФЛ в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ. (Письмо Минфина РФ от 19.01.2012 N 03-04-06/8-10) { КонсультантПлюс }

1.4. При определении очередности детей для установления размера стандартного налогового вычета учитываются ли опекаемые дети также в хронологическом порядке по датам рождения? Например, женщина является матерью троих детей 2002, 2004 и 2008 годов рождения. Она также признана опекуном ребенка 2003 года рождения. Правомерно ли в данном случае считать, что опекаемый ребенок является вторым для установления размера стандартного налогового вычета?
При определении очередности детей для установления размера стандартного налогового вычета учитывается общее количество детей, включая подопечных, в хронологическом порядке по датам рождения, то есть первый ребенок - это наиболее старший по возрасту ребенок вне зависимости от того, подопечный он или родной. В качестве документа, подтверждающего дату рождения ребенка, выступает свидетельство о рождении ребенка, представляемое налогоплательщиком налоговому агенту. Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) указанное свидетельство содержит, в частности, сведения о дате и месте рождения ребенка.

1.5. Каков порядок предоставления стандартного налогового вычета по НДФЛ в случае, если первому ребенку 27 лет, второй ребенок умер, а третьему ребенку 13 лет?
Налогоплательщик, являющийся родителем троих детей (включая ребенка, который умер), имеет право с 01.01.2012 на получение стандартного налогового вычета на третьего ребенка за каждый месяц налогового периода в размере 3000 руб.
Вопрос: ...1. Каков порядок предоставления стандартного налогового вычета по НДФЛ налогоплательщику, на обеспечении которого находятся трое детей, из которых третий - ребенок-инвалид? 2. В каком порядке предоставляется стандартный налоговый вычет по НДФЛ налогоплательщику, состоящему во втором браке, имеющему двоих (троих) детей от предыдущего брака и выплачивающему (или не выплачивающему) алименты на их содержание? 3. Учитываются ли дети, которые умерли, при определении применяемого размера стандартного налогового вычета по НДФЛ? (Письмо Минфина РФ от 10.02.2012 N 03-04-06/8-33) { КонсультантПлюс }
Вопрос: У налогоплательщика на обеспечении находятся двое несовершеннолетних детей. При этом ранее (до момента рождения этих детей) у налогоплательщика родился мертвый ребенок. В целях предоставления стандартных налоговых вычетов, установленных пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, какими по счету будут являться живущие дети и в каком размере предоставляется соответствующий вычет в 2012 г.? (Консультация эксперта, 2012) { КонсультантПлюс }

1.6. Каков порядок предоставления стандартного налогового вычета по НДФЛ налогоплательщику, на обеспечении которого находятся трое детей, третий из которых - инвалид?
При предоставлении стандартного налогового вычета налогоплательщику, на обеспечении которого находятся трое детей, третий из которых является инвалидом, суммирование налоговых вычетов на третьего ребенка и ребенка-инвалида не производится. В этом случае применяется специальная норма, устанавливающая налоговый вычет на ребенка-инвалида в размере 3000 руб., причем вне зависимости от того, каким по счету он является. Поэтому, если бы ребенок-инвалид был первым по счету, размер вычета был бы тем же (3000 руб.).
Вопрос: У физлица трое детей, третий - инвалид детства. Физлицо получало стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 4000 руб. (1000 + 1000 + 2000), так как в отношении ребенка-инвалида указанный вычет предоставлялся в двойном размере. Согласно внесенным изменениям в ст. 218 НК РФ с 1 января 2011 г. стандартный налоговый вычет по НДФЛ на третьего ребенка предоставляется в размере 3000 руб. В каком размере физлицо имеет право получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ на ребенка-инвалида? (Письмо Минфина РФ от 14.02.2012 N 03-04-05/8-178) { КонсультантПлюс }

1.7. По какому признаку детей необходимо считать первым, вторым, третьим, если в семье трое детей одной даты рождения?
Согласно ст. 23 Федерального закона N 143-ФЗ свидетельство о рождении ребенка содержит дату составления и номер записи акта о рождении. В п. 2 ст. 22 указанного Закона определено, что в случае рождения двойни или более детей одновременно запись акта о рождении составляется в отношении каждого ребенка с указанием последовательности рождения детей. В случае государственной регистрации рождения двойни или более детей сведения о детях вносятся в бланк актовой записи в последовательности, соответствующей последовательности рождения детей. При этом в графе 7 "Количество родившихся детей (один, двойня или более детей)" указывается прописью количество родившихся детей, а также отмечается, каким по счету ребенок родился (п. 21 Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.04.1999 N 432). Следовательно, в рассматриваемой ситуации хронологическая очередность рождения детей будет соответствовать последовательности порядковых номеров записей актов о рождении, содержащихся в свидетельствах о рождении.
Вопрос: Физлицо является отцом троих детей: первый ребенок - учащийся школы в возрасте 17 лет, второй и третий - близнецы в возрасте 12 лет, один из которых является ребенком-инвалидом. В данной ситуации невозможно определить, кто является вторым ребенком из близнецов, так как дата рождения у них одинаковая. Стандартный налоговый вычет возможен в двух вариантах: 1000 + 1000 + 3000 = 5000 руб.; 1000 + 3000 + 3000 = 7000 руб. В каком размере физлицо может получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ? (Письмо Минфина РФ от 21.12.2011 N 03-04-05/8-1075) { КонсультантПлюс }

2. Какие документы необходимы для получения "детского" вычета по НДФЛ на ребенка супруги?
2.1. Какие документы необходимо представить супругу в целях получения стандартного налогового вычета по НДФЛ на ребенка супруги в следующей ситуации: родной ребенок супруги проживает вместе с супругами (брак зарегистрирован), при этом супруг не является ни родным отцом ребенка, ни его опекуном (ребенок не усыновлен). Ребенок носит девичью фамилию матери. В свидетельстве о рождении ребенка в графе "Отец" стоит прочерк. У супругов есть общие дети, рожденные в браке в 2008 и 2010 гг. В соответствии с удостоверением многодетной семьи супруг является отцом, супруга - матерью, на их обеспечении находятся трое детей.

В случае если ребенок супруги проживает совместно с супругом, независимо от его усыновления стандартный налоговый вычет может быть предоставлен супругу, на обеспечении которого находится ребенок. Документами, подтверждающими право на получение стандартного налогового вычета на ребенка, могут быть, в частности, копия свидетельства о рождении ребенка, копия паспорта (с отметкой о регистрации брака между родителями) или свидетельства о регистрации брака, справка жилищно-коммунальной службы о совместном проживании ребенка с родителем (родителями), супругом (супругой) родителя, заявление родителя об участии супруга в обеспечении ребенка.
Вопрос: Имеет ли право супруг на получение стандартного налогового вычета по НДФЛ на приемных детей в случае, если удостоверение приемного родителя выдано супруге? Какие документы необходимы для получения стандартного налогового вычета по НДФЛ на приемных детей в указанном случае? (Письмо Минфина России от 06.04.2012 N 03-04-05/8-465) { КонсультантПлюс }

2.2. Работник зарегистрирован и проживает по адресу, указанному в справке о составе семьи по месту жительства работника, вместе с ним фактически проживают жена и ребенок, но они зарегистрированы по другому адресу. Какие документы могут подтвердить, что жена и ребенок фактически проживают совместно с работником и ребенок находится на обеспечении обоих родителей?
Если ребенок фактически проживает с родителями и находится на их обеспечении, то независимо от регистрации ребенка по месту жительства одного из родителей оба родителя имеют право на получение стандартного налогового вычета. Документами, подтверждающими такое право, могут быть, в частности, копия свидетельства о рождении ребенка, копия паспорта (с отметкой о регистрации брака между родителями) или свидетельства о регистрации брака, справка из образовательного учреждения о том, что ребенок является студентом. Факт совместного проживания ребенка с родителем может быть подтвержден справкой с места его жительства соответствующей жилищно-эксплуатационной организации (Единым информационно-расчетным центром), либо справкой товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, либо справкой городской, поселковой или сельской администрации (такая справка может быть выдана работнику, если он действительно уплачивает коммунальные платежи за ребенка и жену, которые фактически проживают с ним). Кроме того, указанный факт может быть установлен в судебном порядке.
Вопрос: При оформлении на работу работник для целей получения стандартного налогового вычета по НДФЛ, установленного пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, предъявил следующие документы: 1) свидетельство о браке; 2) свидетельство о рождении ребенка; 3) справку из учебного заведения (очная форма обучения); 4) справку о составе семьи по месту жительства работника, в которой жена и ребенок не указаны. Жена и ребенок фактически проживают с данным работником, однако они зарегистрированы по другому адресу. Каких-либо документов, подтверждающих их совместное проживание, не представлено. Вправе ли работник получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ? Какие подтверждающие документы необходимы в данном случае? (Письмо Минфина России от 02.04.2012 N 03-04-05/8-401) { КонсультантПлюс }

2.3. Какие документы супруг должен представить работодателю для получения стандартных налоговых вычетов на детей, если в семье четверо детей, трое из которых - дети супруги от предыдущего брака, а один - общий ребенок? Трое детей супруги зарегистрированы по месту прописки супруги и ее бывшего мужа, а общий ребенок - по месту регистрации настоящего мужа. В отношении троих детей бывший супруг платит алименты, на что есть соответствующее добровольное соглашение. Имеет ли второй супруг право на получение налоговых вычетов и какие документы он должен представить с учетом того, что фактически дети находятся на иждивении трех граждан?
В случае если трое детей супруги от первого брака проживают совместно со вторым супругом, стандартные налоговые вычеты могут быть предоставлены второму супругу, на обеспечении которого находятся дети. Документами, подтверждающими право второго супруга на получение вычетов на детей, могут быть, в частности, копии свидетельств о рождении всех четверых детей, копия паспорта (с отметкой о регистрации брака между родителями) или свидетельства о регистрации брака. О том, какими документами подтверждается факт совместного проживания детей с супругом матери, сказано выше.
Вопрос: У женщины четверо детей, трое из них от первого супруга, а один ребенок - от второго супруга. Первому ребенку 14 лет, второму - 10 лет, третьему - 8 лет, четвертому - 8 месяцев. Дети от первого супруга проживают совместно со вторым супругом, при этом они прописаны по месту жительства первого супруга. Первый супруг выплачивает алименты на содержание троих детей. Оба супруга работают в одной организации, которая отказала второму супругу в получении стандартного налогового вычета по НДФЛ. Кто имеет право на получение стандартного налогового вычета по НДФЛ и какие документы необходимо представить? (Письмо Минфина России от 02.04.2012 N 03-04-05/8-402) { КонсультантПлюс }

2.4. Какие документы подтверждают право на получение стандартных налоговых вычетов по НДФЛ налогоплательщиком, состоящим во втором браке, имеющим двоих (троих и т.д.) детей от предыдущего брака и выплачивающим алименты на их содержание?
Если брак между родителями расторгнут, второму родителю, который находится во втором браке и проживает отдельно от детей, для подтверждения права на получение налоговых вычетов необходимо представить копии свидетельств о рождении детей и документы об уплате алиментов на содержание несовершеннолетних детей.
Вопрос: ...Отец ребенка, являющийся работником организации, уплачивает алименты на ребенка и совместно с ним не проживает. После смерти матери ребенка опекуном ребенка назначена бабушка, проживающая вместе с ним. Имеет ли право работник организации на получение стандартного вычета по НДФЛ в двойном размере на несовершеннолетнего ребенка согласно абз. 13 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ при условии представления следующих документов: свидетельства о рождении ребенка; паспорта с отметкой о расторжении брака с матерью ребенка (новый брак не заключался); свидетельства о смерти матери ребенка? (Письмо Минфина России от 19.07.2012 N 03-04-06/8-206) { КонсультантПлюс }
Вопрос: Налогоплательщик уплачивает алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка. При этом размер удерживаемых организацией с доходов работника алиментов ниже, чем установленная законодательством величина прожиточного минимума для детей. На этом основании организация отказала плательщику в предоставлении стандартного налогового вычета по НДФЛ на ребенка. Правомерна ли позиция организации? (Консультация эксперта, 2012) { КонсультантПлюс }

3. Предоставление вычетов на детей при разводе родителей

Документы, представленные в дайджесте, включены в Систему "КонсультантПлюс".

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.