Рассказ первоклассника про 1 сентября. Когда я была маленькая. Из нелюбимого места – в нелюбимое

Для многих малышей это долгожданный день, это своего рода новый рубеж, когда начинается новая жизнь. Наверно поэтому этот праздник – День знаний столь волнующий, ведь это – это начало нового учебного года.


В этот день повсеместно проводятся торжественные линейки, где особое внимание уделяют первоклашкам. В средних специальных учебных заведениях, а также в ВУЗах линейки, как правило, не проводятся, однако праздничная атмосфера все равно витает где-то рядом и ощущается.

История 1 сентября

День знаний, как и многие другие праздники, имеет свою историю, начало которой знаменуется 1492 годом. Именно в 1492 году Иван 3 издал указ о праздновании начало Нового года 1 сентября.


Следующим значимой датой в истории праздника стал 1700 год. В этот году Петр 1 перенес празднование Нового года на 1 января, после чего на 300 лет была забыта дата 1 сентября.


Но все же, по прошествии времени, 1 сентября вновь стал началом, но только не нового календарного, а учебного года. Это событие датируется 1984 годом, когда был издан в Советской России указ о признании 1 сентября официальным праздником – Днем Знаний.


Торжественная линейка в честь дня знаний

Одним из непременных атрибутов Дня Знаний является торжественная линейка. Это обязательное мероприятие, которое принято проводить в стенах школы. Существует множество способов ее проведения. Традиционная линейка предполагает построение учеников, речь директора школы, непременные поздравление первоклассников и окончание мероприятия.

Иногда организуемая линейка предполагает участие в ней костюмированных героев. Такое вариант проведения дня знаний не только зрелищный, но и запоминающийся, особенно для тех ребят, которые впервые пришли в школу.

Стихи к 1 сентября

Какой же праздник может обойтись без стихов? День знаний не исключение. Существует огромное множество стихов о 1 сентября, которые можно отправлять в качестве поздравлений первоклассникам. А также всем тем, кто 1 сентября приступает к учебе.

У первоклассников букеты. День хоть и грустный, но весёлый. Грустишь ты: "До свиданья, лето!" И радуешься: "Здравствуй, школа!" В. Берестов Мне дома не сидится, Мне хочется играть. Хочу скорей учиться И первоклашкой стать. Бежал и я вприпрыжку, Боялся опоздать. Едва портфель под мышку Успела мама дать. Не буду я лениться, Все буду успевать. Хочу я научиться Читать, писать, считать. Теперь-то жизнь другая Наступит у меня. Ой, мама дорогая! Какой же взрослый я! Наш первый самый-самый Звени, звени, звонок! Домой идите, мамы! Пора нам на урок! Стихи Эльвиры Большаковой

Поздравления с днем знаний

Поздравление с днем знаний – с 1 сентября подразумевает в первую очередь поздравление учителей. Но и для первоклассников и учеников начало нового учебного года также является событием, которым также будут приятны добрые слова, поздравления и пожелания.

Здравствуй, школа! Летние месяцы пролетели быстро, почти незаметно… Наступление долгожданного 1 сентября – Дня знаний, для многих становится торжественным, но, в то же время, грустным праздником. Грустным, потому что не успели еще уйти воспоминания о лете, свободных, нескончаемых днях, когда можно было отдыхать и ни о чем не думать. Лето ассоциируется у меня с независимостью, и даже легкой небрежностью, а вот осень – с раздумьем и чуткостью. Я люблю осень. За Первое сентября, за новые знания, за падающие листья за школьным окном…

И как непривычно после тихих летних вечеров, ворваться в шумный и радостный день – 1 сентября! Все кажется новым и неизведанным. Учителя, внимательные и заботливые, встречают своих учеников искренними улыбками. Друзья-одноклассники, соскучившиеся за время летних каникул, наперебой рассказывают о проведенном времени.… Становится грустно и радостно одновременно. Смешение противоположных чувств, эмоций, настроений! Как это порой вдохновляет!

Первоклассники тревожно и боязливо жмутся к родителям, чувствуют себя неуверенно и скромно. Сколько их еще ждет впереди нового и интересного! А вот старшеклассники выглядят совсем иначе. Они раскованы, и даже в чем-то самоуверенны. Совсем скоро, 1 сентября для них будет лишь мимолетным воспоминанием о детстве и юности, о первом учителе и первом звонке.

1 сентября – это не только День знаний, но и праздник красоты, доброты, цветов и светлых пожеланий. Как прекрасен первый день осени! Как красивы и светлы одноклассницы в белых бантах, и белоснежных блузах! Как много цветов вокруг: гладиолусы, хризантемы, астры – кажется, что они повсюду, и что запах этот надолго останется витать в осеннем воздухе.

Первое сентября – это еще и День мудрых слов, напутствий и открытий. Для первоклашек он становится началом школьного пути, а для будущих выпускников – нет, не концом, а точкой отсчета для новых свершений и будущих побед уже во взрослой жизни.

Краткое мини сочинение про 1 сентября

Мне нравится, как начинается осень. В этот первый осенний день обычно встают рано и собираются на торжественную линейку. 1 сентября - это День знаний, а значит, скоро нужно будет садиться за парты, выполнять домашние задания, веселиться на переменах и ждать следующего звонка на урок.

Первого сентября мы встречаемся с классным руководителем и друзьями, дарим цветы и читаем стихотворения о школе. В этот день всегда очень шумно и радостно. Звучит красивая музыка, а в руках у ребят много разноцветных шаров и красивых букетов. Первое сентября еще и грустный день, потому что летние каникулы закончились, а до следующего лета - далеко.

Праздник День знаний

Первый школьный звонок в новом учебном году, для некоторых он первый в жизни, а для некоторых последний. 1 сентября стали считать Днем знаний именно потому, что в этот день начинается учебный год в школах, ВУЗах и других учебно-образовательных заведениях.

Для кого-то этот день считается праздником, а для кого-то, увы, но страшным днем. Почему? Мы все знаем, что дети любят отдыхать, заниматься своими делами, гулять и всячески развлекаться, что позволяет лето, каникулы. Школа и другие заведения учебного типа требуют от человека усердной работы, учебы. Отдавая своих детей в школу, родители в первую очередь надеются на то, что там их научат не только грамоте письма, чтения и другим дисциплинам, а и нормам поведения. Не всегда деткам нравится учиться, ведь лучше отдыхать, не правда ли? Мы все стараемся донести младшим, что это им необходимо, и, что без этого, они не смогут стать полноправными членами общества. Мы учим их сами в свободное время, мы диктуем им правила самостоятельно, объясняя, что к чему.

День знаний несет в себе не только осознание того, что начался новый учебный год и пора снова приступить к труду получения образования, а и множество новых начинаний. Мы все прекрасно знаем или помним, что каждое учебное заведения имеет множество кружков, олимпиад или же секций при себе. Каждый из нас сможет попробовать себя в новом для себя амплуа.

1 сентября не зря отмечен красным цветом на календаре, ведь этот день – это начало чего-то нового. Кто-то ведет свое чадо впервые в школу, кто-то со слезами на глазах стоит на линейке и осознает то, что больше в его жизни не будет такого момента. Он не будет стоять в рядах учащихся с шариками в руке, не будет больше звонить в школьный звонок и просто ходить по школьным коридорам.

В День знаний можно положить новое начало чему-либо. Мы живем в образованном обществе, где каждый из нас должен владеть определенными навыками, которым учат в данных учебных заведениях. На данном этапе эволюции не место “не хочу”, “не буду”, должно быть “хочу”, “делаю”.

Успехов в учебе!

Вариант 3

Вот и пролетело лето, закончились летние каникулы. И вновь я пойду в школу, в свой родной класс, к своим одноклассникам.

С самого раннего утра меня разбудил будильник, мое сонное состояние еще не понимало – зачем так рано вставать. И уже через полчаса я, мои одноклассники и другие празднично одетые школьники стояли на школьной линейке.

Тамар Николаевна, наш классный руководитель, была одета по-летнему в белое платье, а на небе в это время светило уже яркое теплое солнце. Вокруг звучали известные нам школьные песни. Все мы дарили своим учителям разные букеты цветов, и они с радостью в глазах и улыбкой на лице принимали эти скромные подарки.

Наконец я встретил своих друзей: Тимура, Андрея и Димку. Как долго я их не видел. Во время выступления директора мы всё шептались о прошедших каникулах, где кто был, что видел.

Наконец линейка закончилась, все нарядные по парам пошагали в школу, в наши светлые кабинеты. Первый урок – классный час. Тема урока: «Как я провел лето». Всем нам Тамара Ивановна раздала по листочку, мы достали свои ручки и начали писать сочинения. В голову лезли всякие непонятные мысли. О чем писать? О том, как ловил рыбу, или как вместе с другом ходили на рынок продавать карасей? Неделями при плохой погоде я сидел у компьютера – не очень интересное занятие. Мысли не прекращались. Но уже через минут двадцать мой листочек уже был весь исписан.

После урока всех нас отпустили домой, и уже после них я и мои друзья играли в футбол. А вот завтра начнутся новые предметы, домашние задания, отметки в дневнике, но все это будет завтра, а сегодня надо еще просто отдыхать!

Все-таки я люблю школу, люблю своих друзей, и конечно же, своих учителей. Школа – это мир знаний и увлечений, а 1 сентября – особенный день, с которого начинается период познаний, новых терминов, новых умений!

4 вариант: Что сказала мне мама перед 1 сентября

День знаний

Когда жаркие летние деньки подходит к концу, ученики возвращаются с летних лагерей и начинают готовиться к школе. Первое сентября – «день знаний», его с волнением ждут малыши, идущие в первый класс, а так же те, для кого этот учебный школьный год станет последним.

Я до сих пор помню, как мама, держа крепко за руку, вела меня первый раз в школу . Внутри меня боролись два сильных чувства: с одной стороны было жутко страшно, а с другой – очень интересно, что же будет дальше. Во второй руке у меня был огромный букет цветов, который я с трепетом нес своей первой учительнице – Ирине Константиновне.

Слова мамы

Выходя из дому, я получил от мамы важные напутственные слова. Помню, она говорила мне, что школа – это некий старт жизненного пути. Пройти его не так уж просто, часто возникают трудности и недопонимания, но сумев пройти его, ты получишь колоссальный жизненный опыт. В школе ты обретешь настоящих друзей, возможно даже встретишь первую настоящую любовь, как мы с твоим папой, с первого класса вместе за одной партой просидели. Главное никогда не унывай и будь собой и у тебя обязательно все получится.

Линейка

Придя на торжественную линейку, я сразу нашел общий язык с Ваней и Лерой – в дальнейшем у нас завязалась крепкая дружба, не угасающая, по сей день. Все детки были одеты в школьную форму, девочки были с огромными бантами, а я был в солидном костюме маленького джентльмена, на воротничке рубашки у меня красовался галстук, мама сказала, что я имею деловой вид и очень похож на папу.

Идея этого произведения появилась у Александра Сергеевича в начале 1833 года. В то время он еще работал над «Дубровским» и историческим очерком «История Пугачева».

  • Сюжет и композиция поэмы Мцыри

    Михаил Юрьевич написал поэму в 1839 году. Она стала вершиной русской классики. Создавая ее, он взял за основу поэмы Байрона, но смог внести и свои особенности. «Мцыри» обрисовывает обычного героя романтической поэмы

  • Архип в романе Дубровский Пушкина сочинение

    Архип - это кузнец, один из второстепенных героев романа А.С. Пушкина Дубровский. Он хоть и является простым слугой в доме хозяина, но обладает таким свойством характера, как самостоятельность

  • Анализ рассказа Продкомиссар Шолохова

    Действия произведения «Продкомиссар» происходит в одной деревне, где находится огромное количество полей. И все их каждый год засеивают хлебом, потом его пропалывают, а потом время приходит его собирать и вот тут начинаются настоящие проблемы.

  • Вот и закончилось теплое лето, а впереди учебный год, наполненный новыми интересными событиями. Первого сентября все школьники отправляются в школу на праздник Первого звонка. Его еще называют Днем знаний. Мы надеваем нарядную одежду, выбираем красивые букеты цветов для наших любимых учителей и собираемся все вместе на школьной линейке.

    Первого сентября с порога каждой школы слышна музыка и поздравительные слова. Сама школа украшена шариками, лентами и цветами. Все очень волнительно, особенно для маленьких первоклашек, которым только предстоит знакомство со школьной жизнью, со всеми ее радостями и неприятностями. На их лицах виден одновременно и испуг, и нетерпение. Их ждут новые друзья, интересные предметы, игры, общение, а также тяжелая работа по одолению толстых учебников и решению трудных задач. И вот какую-то девчонку с большущими бантами несет на плече старшеклассник, а в ее тоненькой руке звонит первый школьный звонок…

    Первое сентября - особый день и для выпускников, ведь это их последний Первый звонок, а уже на следующий год они станут студентами университетов и техникумов, вступив во взрослую жизнь.

    А вот для наших учителей каждый День знаний проходит по-новому. Новые и новые ученики приходят в их классы, с ними всеми им придется подружиться и помочь пройти по нелегкому пути к знаниям. И я уверен, что у них в очередной раз получится, ведь учитель – благородная и ответственная профессия, в которой невозможно добиться успеха без любви к детям и своему предмету.

    Первого сентября мне всегда немного грустно от того, что лето закончилось. Однако встреча с друзьями и любимыми учителями, появившиеся в расписании новые увлекательные предметы перевешивают эту грусть. В новом учебном году я хочу узнать много интересного и добиться успехов в учебе. Хотелось бы, чтобы весь учебный год прошел так же ярко, как и праздник Первого звонка.

    Сочинение на тему «1 сентября» должен быть готов написать каждый ребенок школьного возраста. Такой вид работы дает возможность проявить свои эмоции, настроение касательно праздника знаний.

    О чем рассказывать в сочинении на тему «1 сентября»

    В подобном сочинении следует выразить свои мысли о столь значимом для каждого ребенка празднике. Важно рассказать, почему этот день особенный, что указывает на то, что пришел праздник знаний, а также выразить свои эмоции, которые не покидают в момент входа на территорию школьного заведения.

    Короткое сочинение про 1 сентября

    Чтобы выразить мысли, необязательно слагать длинные фразы и строки. Достаточно коротко рассказать о главном. За пример можно взять такое небольшое сочинение на тему «1 сентября».

    "1 сентября - это первый день осени и шаг за новыми знаниями. Лето прощается с нами, а пора новых нарядов природы и свежих знаний наступает.

    В этот день неудивительно увидеть на улице детей с в руках, а также нарядных и переполненных переживаниями родителей. Учителя с нетерпением ожидают свои классы, чтобы полюбоваться отдохнувшими и повзрослевшими детишками.

    1 сентября - большой университеты распахивают свои двери, чтобы дети отправлялись в увлекательное путешествие по миру знаний. Я люблю 1 сентября потому, что все друзья встречаются в одном классе, делятся своими эмоциями об отдыхе. После лета много сил для учебы, поэтому можно смело открываться новым знаниям, информации, которую учителя подготовили для нас".

    Такое короткое сочинение на тему «1 сентября» вполне может иметь место. В нем выражены все необходимые эмоции и раскрыта тема.

    Развернутое сочинение про 1 сентября

    Есть дети, которые любят в полной мере выражать свои идеи на листке бумаги. Для таких учащихся подойдет развернутое сочинение на тему «Праздник 1 сентября». За пример можно взять такой вариант.

    "1 сентября - это праздник для многих. Детишки разных возрастов с тревожностью и волнением ожидают этот день. Ведь еще вчера, казалось бы, начались летние каникулы, которые представлялись бесконечными. И вдруг быстро наступил учебный год, обещающий новые знакомства, знания и эмоции. Для родителей школьников, независимо от того, в какой класс идут их дети, это приятные хлопоты, подготовка дочерей и сыновей к новому учебному году. Для бабушек и дедушек это также особенный день, ведь они с волнением выбирают подарки для своих внучат и жаждут им угодить.

    Для самых маленьких этот день объединяет в себе волнение и радость одновременно. Ведь детки чувствуют себя на ступеньку старше. Но все же есть и нотки переживания в глазках первоклашек, которые не совсем понимают, что их ожидает в ближайшие годы.

    Старшеклассники идут к школьному заведению с радостью на лице. Ведь они понимают, что скоро сказка под названием «Школьная жизнь» для них закончится и начнется новый этап жизни. Их радость от встреч с одноклассниками заметна сразу же.

    Для учителей этот праздник тоже особенный. Ведь им нужно подготовить встречу с учениками. Разложить на привычные парты новые учебники, блистающие и пахнущие свежестью. Учителям начальных классов следует морально подготовиться к встрече с новичками. Ведь перед ними стоит важная задача - дать первый толчок к новой жизни и вселить в детишек желание учиться. А это дорогого стоит. Поэтому преподаватель должен готовиться, придумывая тактики и методы, которые помогут сдружить детишек и подарить им новые познания в стенах школьного заведения.

    Первое сентября - праздник, наполненный счастливыми и немного волнующимися детскими глазами. Это день, когда все детишки школьного возраста нарядны, в костюмах и блузках. Девочки с бантами на голове, мальчики в галстуках или бабочках. В руках у детишек и родителей букеты, которыми они хотят одарить вторых мам или пап своего чада".

    Такое сочинение на тему «1 сентября» вполне подойдет для старшеклассников или учеников средней школы. Учитель наверняка оценит по достоинству старания мальчиков и девочек в таком задании.

    Майя Кучерская, писатель :

    Никогда не думала, что 1 сентября останется важным днем на всю жизнь. Ученица, потом студентка, потом учительница и преподавательница, теперь вот мама школьников. Теперь эти надвигающиеся в магазинах черно-белые одежды (уже в начале августа! почему так рано?!) с призывом не упустить случайно за другими важными делами, что «скоро в школу!» – честно говоря, вгоняют меня в тихую панику.

    Лето – все-таки самое счастливое время. Всегда очень жаль его отпускать. Но когда подходишь наконец к школе и видишь эту бестолковую толпу загорелых и подросших за лето детей всех размеров, их смешно взволнованных родителей, страхи отступают. Ладно уж, Бог даст, протянем и этот учебный год.

    …Первый раз в первый класс я пошла лет двести тому назад, в другом веке и другой стране – черно-белая фотография запечатлела немного насупленную высокую девочку, отчетливо возвышающуюся над мелкотой одноклассников, в связанной тетей-мастерицей шерстяной кофточке (мама всегда боялась, что я замерзну, хотя тот день был и солнечным, и теплым), само собой, белом фартуке и ранце с пеналом, двумя тетрадками и яблоком из собственного сада внутри.

    Да, и астрами, конечно, тоже с дачи, – зря ли бабушка столько месяцев их растила? И вот он бело-розовый лохматый букет. Какую-то первоклашку, совсем маленькую (некоторым везет!) старшеклассник богатырски поднял на плечо, и она отчаянно затрезвонила в звонок.

    Тут появившийся откуда-то дядя-десятиклассник смущенно взял меня за руку и повел в класс, каждому первокласснику достался такой дядя или тетя, а потом и книжка, всем одна и та же. Это был Некрасов, «Дед Мазай и зайцы», изрядно потрепанная. Книжечка эта уныло-коричневая – на желтой бумаге, образец советского полиграфического искусства – и сейчас лежит где-то среди завалов детских книг. С торжественной дарственной надписью «первокласснику».

    Три урока пролетели незаметно, учительница первая моя запомнилась в тот день смутно, первый сосед тоже, помню только страшное волнение – нужно было сидеть прямо, не сутулиться, а если хочешь что-то сказать, вежливо поднять руку. «Ответить хочешь – не спеши, а тихо руку подними». На исполнение двух этих заповедей и ушли все силы. Но потом прозвенел последний на сегодня звонок!

    Мой дом был в трех шагах от школы, и по пути я завернула во двор, поскорей забралась на качели и каталась с ногами, скинув еще до того и жаркую кофточку, и полупустой ранец с так и несъеденным яблоком. Крылышки белого фартука красиво трепетали в качельном ветре. Солнце просвечивало насквозь почти зеленые еще березки. Было очень тепло. И всякий во дворе, заполненном малышней и бабушками, видел: не кто-нибудь, не просто девчонка из седьмого подъезда качается тут на качелях, нет – первоклассница! Вот качели из этого дня и запомнились лучше всего.

    Букет в мусорной корзине

    Андрей Максимов, писатель, телеведущий:

    Для меня 1 сентября всегда был очень грустным днем: очень не хотелось в школу, явственно понималось: наступил конец свободы. Но особенно грустно было в этот день, когда я учился в первом, втором, третьем, четвертом и пятом классе. Как положено, родители мне давали букет цветов, чтобы я вручил его учительнице. А мне в ту пору это казалось почему-то позорным делом. Да и позднее я очень стеснялся дарить цветы, даже девушкам, за которыми ухаживал.

    Получив букет, я мучительно придумывал, как бы мне ускользнуть от мамы и незаметно отправить букет в мусорную корзину. Пять лет подряд это было моим главным заданием 1 сентября.

    Забавно, что совсем недавно я подъехал к своей школе, красивой, вновь покрашенной, и увидел, что та спасительная мусорка как стояла, так и стоит до сих пор на своем месте. В пятом классе мама увидела, как я выкидываю цветы, поняла, что я мучаюсь, и перестала покупать букеты.

    Когда меня мама отвела в самый первый раз в школу, она с нетерпением ждала, когда первоклашек отпустят домой. Наконец, двери школы распахнулись, ребята высыпали на улицу. И тут мама с ужасом поняла, что не может найти меня. То же самое почувствовали и другие родители: 60 маленьких детей, одетых в одинаковые мышиного цвета формы, одинаково стриженные… Ужасная картина. Но дети-то своих родителей увидели и подбежали к ним.

    Конечно, я помню свое последнее 1 сентября в школе. Мне, как и другим десятиклассникам, дали первоклассника, которого сначала за руку, а потом на плечах надо было провести по школе. Я так внутренне жалел этого маленького человека, что ему всё ещё предстоит, и радовался, что у меня всё заканчивается.

    Хотя в школу я ходил не то чтобы очень неохотно: дети же ходят туда не учиться, а общаться с друзьями, влюбляться.

    С другой стороны – именно в школе я испытал самое сильное в своей жизни унижение (это я могу сказать даже сейчас, будучи весьма взрослым человеком). Во время устного контрольного опроса по физике, когда ты стоишь, не знаешь, что отвечать, а в классе сидит девушка, в которую ты влюблен.

    У нас было право на нормально детство

    Дмитрий Соколов-Митрич, заместитель главного редактора журнала «Русский репортёр»:

    Помню, как родители вели меня в школу – первый раз в первый класс. В руке – букет гладиолусов. Тогда все дарили учителям на 1 сентября либо астры, либо гладиолусы – сезонные цветы.

    Сначала – линейка перед школой, торжественные речи директора, учителей. Первый в жизни звонок – звенит колокольчик в руках у первоклассницы, которую, в свою очередь, держит на руках десятиклассник. Помню, что тогда он мне показался таким огромным, взрослым дядькой.

    Затем – тех детей, чьи родители заплатили деньги, фотографирует фотограф. И вот мы на первом уроке знакомимся с первой учительницей – замечательной Верой Васильевной Зыковой.

    Знакомлюсь с теми, кто сидит на соседних партах, позднее мы подружимся с некоторыми ребятами, например, с Андреем Лепейко. С Наташей Лоптевой меня посадили за одну парту – и я, разумеется, тут же в нее влюбился.

    Между уроками мы с классом оказались на заднем дворе школы, где росло много самых настоящих грибов. Понятное дело, что ребята принялись их увлеченно собирать.

    Когда учебный день закончился, я вернулся домой. Помню, за окном бушевала гроза, я сидел дома один, ожидал возвращения родителей, прочитал половину Букваря, было хорошо и уютно.

    То, что я был дома один, не было чем-то из ряда вон выходящим. Сейчас детей в школу водят чуть ли не до пятого класса, а тогда я в первый свой учебный день вернулся домой из школы самостоятельно.

    На самом деле, мне кажется, у детей нашего поколения было больше прав. Не в юридическом смысле, а в неком жизненном праве на нормальное детство.

    У ребенка было право гулять по улицам, не боясь педофилов (сегодня благодаря СМИ кажется, что они на каждом шагу), учителя могли без проблем водить детей в походы. Сейчас учитель, чтобы пойти с детьми в поход, подписывает массу бумаг и то нервничает, ведь если что – ему не поздоровится, а значит, лучше и не ходить никуда, ничего не делать. Тогда было проще, как-то понимали, что да, за детьми надо следить, но за всем не уследишь, они падают, набивают шишки и даже ломают руки-ноги, и это еще не повод отдавать учителя под суд.

    В моей первой школе №18 города Электросталь я отучился восемь классов. Мы переехали в другой район, и я начал ходить в другую школу – с математическим уклоном. И через полгода я сбежал оттуда в соседнюю. Она была попроще, с репутацией «не для самых продвинутых детей». Но мне там очень понравилось, и последние полтора года я проучился там с удовольствием.

    Я считаю (и мой опыт тоже тому подтверждение), что обыкновенные школы гораздо лучше, чем спецшколы для особо одаренных. Мне приходилось видеть много людей, окончивших «продвинутые» школы, и я заметил, что нередко уже взрослые выпускники – очень хорошие специалисты в каких-то узких областях знаний, но при этом не очень подготовлены к жизни. Вообще то, насколько человек преуспел в жизни, реализовался профессионально, не очень зависит от того, какую школу он окончил – обычную или «с уклоном».

    В моей последней школе, я помню, если детям не нравилось, как учитель доносит материал, создать тишину в классе было невозможно. Но если учитель и его манера излагать материал были по душе, все слушали затаив дыхание, ходили на дополнительные занятия к этому педагогу.

    Ощущение тревоги…

    Юрий Арабов, писатель, поэт, сценарист, заслуженный деятель искусств России:

    Тяжелое ощущение подавленности, которое на меня произвела школа, я почувствовал буквально сразу. Дело в том, что из родителей у меня была только мама, и вдруг как-то вместо одной любящей и любимой мамы у меня в школе появилось с десяток нелюбимых приёмных мам и отчимов.

    Выход из домашней скорлупы оказался болезненным. Несмотря на то что моя первая учительница – Людмила Григорьевна Офицерова – хороший педагог, отличный классный руководитель. Но вот это главное ощущение тревоги и подавленности помню до сих пор.

    Потом оно в какой-то степени выправилось за счет попыток личного лидерства в классе.

    А всё остальное – учеба, школа. Тогда школа была лучше, сейчас – ещё хуже…

    Из нелюбимого места – в нелюбимое

    Александр Гезалов. Фото: “МК”

    Александр Гезалов, международный эксперт СНГ по социальному сиротству:

    Судя по моим школьным воспоминаниям, праздник 1 сентября был организован явно не для ребенка. Чувствовалось во всем какая-то неискренняя обязаловка для «галочки». Дети приносили учителям цветы, поскольку так принято. Огромные букеты, которые было явно не очень удобно держать. Ребята, как я, из детдома, соответственно, вообще ничего не приносили. Помню эту неудобную некрасивую школьную форму, явно сшитую без отдаленной мысли о детях. До сих пор помню ощущение бессмысленности, ненужности происходящего.

    А еще был запах формы, запах портфеля и удушающий запах духов «Красная Москва», которыми тогда душились все женщины – и мамы, и учителя…

    Многие родители потом шли отмечать «праздник». Отмечали, как я понимаю, серьезно. На второй-третий день учёбы в классе были разговоры, что вот, папа так «отдохнул», что теперь у него болит голова. То есть для многих взрослых это был просто повод напиться.

    Для меня школа не стала таким местом, куда хочется приходить, где я могу что-то получить полезное для последующей жизни.

    Сначала я учился хорошо, до третьего класса на одни пятерки, но вскоре понял, что знания, то, как их дают, вряд ли мне пригодятся. Уже тогда не понимал смысла в этих школьных линейках, на которые приходили товарищи из облисполкома. Говорили торжественные пустые речи…

    Мне подумалось, что лучше в футбол хорошо играть, на гитаре, в теннис – в этом есть какой-то смысл. В школу нужно просто приходить, выполнять, что требуют, по минимуму. Мою гипотезу подтвердила жизнь: многие отличники из моего класса не состоялись, став взрослыми. Все свои силы они тратили, пытаясь покориться бессмысленным условиям учебы, совсем не соприкасающимися с реальностью.

    Учителя делили учеников на «своих» и «чужих», «чужие» – понятно, мы, детдомовцы. К девятому классу нас выделили в условное «гетто» и старались, чтобы мы пореже присутствовали в классе. Понятное дело, найти повод, чтоб удалить ученика, тем более мальчика, просто. В итоге перед началом урока говорилось: «Гезалов, Иванов, выйдите из класса». А после урока оказывалось, что нам поставили за него по «тройке».

    Самый простой выход для преподавателя: ребенка нет на уроке – меньше проблем, «тройка» в четверти будет – меньше проблем с администрацией школы. В итоге – автоматом «тройка» в четверти, за год. Так вся школа «автоматом» и прошла. Кстати, и сегодня порой сохраняется подобная «традиция» учить детей из детского дома в школе.

    В школе я понял, насколько наличие семьи, семейных связей у человека влияет на взаимоотношения в коллективе. Если у тебя никого нет, – это очень трудно.

    За нами всегда был шлейф какой-то «особенности». Девочки побаивались просто, потому что детдомовские, если что-то пропадало в школе, кого-то избивали, прежде всего, думали на нас, хотя, может быть, нас и рядом тогда не было…

    Я не любил школу: из места, которое мне не нравилось, я шел туда, где мне опять было, мягко говоря, не очень комфортно. Хоть как-то с ней примириться помогал именно футбол.

    Удар по носу и вице-президент Российской академии наук

    Священник Федор Людоговский, научный сотрудник Института славяноведения РАН:

    Меня назвали Фёдором в честь далёкого предка Фёдора Петровича Людоговского, который тоже был священником. Мой папа, который принимал решение о моем наименовании, был уверен, что больше никаких Фёдоров в мире быть не может. Но когда он повел меня первый раз в первый класс, услышал, что на лестнице кого-то окликнули: «Федя!». Папа был чуть ли не возмущён.

    Когда мы после линейки вошли в класс, учительница начала нам говорить: «Вот, дети, Алла Ивановна будет вас учить читать и писать…» Я был в растерянности: я-то думал, что вот она, моя учительница, а, оказывается, учить нас будет какая-то Алла Ивановна. Но тогда кто же сейчас с нами говорит? Далеко не сразу я понял, что учительница почему-то говорит о себе в третьем лице.

    А еще в мой самый первый школьный день я получил по носу, хотя, в общем-то, был не любителем подраться. Но, как говорится, так сложились обстоятельства.

    Запоминающимся было и 1 сентября на первом курсе филфака МГУ. Я окончил математическую школу, после которой все нормальные люди поступили кто на физфак, кто на мехмат. Я отличился и выбрал филологический.

    И вот с двумя бывшими одноклассниками, как раз один из которых поступил на мехамт, другой на физфак, решили пойти в главное здание МГУ. Мы поднялись на лифте до двадцать какого-то этажа, потом перебежали в какой-то маленький лифтик под крики то ли лифтерши, то ли вахтерши, которая явно не одобрила наши действия. Но мы все-таки поднялись на тридцать третий этаж.

    В итоге – оказались в музее, в той самой ротонде, которая так красиво читается снаружи. Вышли из лифта и не знаем, что делать. Смотрим, ходит какой-то представительный мужчина в сопровождении молодёжи, ну и мы с независимым видом стали ходить и разглядывать фотографии, экспонаты.

    Потом заметили: представительный мужчина собирается уходить, направился к лифту, мы – за ним. Познакомились, и оказалось, что это был на тот момент вице-президент Российской академии наук. Он нас стал расспрашивать, кто мы, что мы будем изучать. Порекомендовал мне обратить внимание найти «Тихий Дон» Шолохова, на то, как там изображаются запахи. Пока я так и не внял этим советам и не занялся таким исследованием, но, возможно, это интересная идея.

    Приехали мы на этом лифте на тот этаж, с которого уехали, и на нас тут же набросилась та самая бабушка-вахтерша. Но наш уважаемый провожатый защитил новоиспеченных студентов.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.