Коричневая школьная форма. Школьная форма ссср Где найти школьную форму ссср

Советский быт - волшебный мир: сервант, авоська и кефир...

10 символичных предметов эпохи СССР.

7 ноября - для многих по-прежнему красный день календаря. Хотя бы потому, что это отличный повод вспомнить советское детство и юность. А заодно - те вещи, которые окружали граждан СССР. О выдающихся артефактах быта страны победившего социализма «Комсомолка» поговорила с директором Московского музея дизайна Александрой Саньковой.

Авоська

Эта сумка, без преувеличения, гениальна. В советское время пойти и купить что-то было проблематично. Все доставали или хватали по случаю. Вышел на обеденный перерыв, увидел очередь - встал. Тебе это точно надо! А что «это», можно выяснить уже ближе к прилавку. Таскать с собой хозяйственную сумку? Слишком объемная. Авоська же (само название отражает непредсказуемость появления товаров) легко помещалась в кармане. Она была у каждого и сейчас возвращается в наши сумки и карманы. Сегодня ее любят за экологичность. В отличие от целлофановых пакетов она не одноразовая и не разлагается столетиями, как пластик. Кстати, придумали авоську специально для треугольных молочных пакетов. В обычной сумке они своими углами делали дырки. А авоську не рвали.

Одеколон «Шипр»

Бесспорный символ советской эпохи был создан во Франции парфюмером Франсау Коти. Название одеколона - не что иное, как искаженный «Кипр» - Chypre. Поначалу этот парфюм был женским, а потом сменил пол. В СССР его выпускала фабрика «Новая заря», изменив состав, отчего аромат, конечно, проиграл. Одеколон любили не только модники (впрочем, особо престижным он не считался), но и алкоголики. Содержание спирта в нем - не менее 70 процентов!

А вообще основа «Шипра» вошла в состав многих культовых духов - например, в «Шанель № 5». Кстати, «Шипр» можно купить и сейчас. Интернет-магазины предлагают его за смешную цену в 200 руб.

Кефирные бутылки

Сейчас тоже на полках можно увидеть немало похожей тары. Но до советской кефирной бутылки им далеко. Самое главное, что у тех, советских, бутылок не было этикеток. Тара была возвратная, и чтобы на предприятиях не приходилось каждый раз клеить ярлыки и потом смывать их, для распознавания товара использовались крышки из фольги разных цветов. Серебряная - на молоке. Зеленая - на кефире. Насыщенно-розовая - на сливках. На крышке же выбивали дату производства.



Пустые бутылки можно было сдать обратно - по 15 копеек за бутылку 0,5 л. Перед сдачей их мыли ершиком. Если же горлышко тары оказывалось со сколом, бутылка возврату не подлежала.


Люстра «Каскад»

Помните сцену из кинофильма «Мимино»? «Люстра не из венецианского стекла, а изготовлена в Воронеже, в артели имени Клары Цеткин и продается по розничной цене 37 рублей 46 копеек». Массовые модели стоили еще дешевле, около 20 рублей. И висели едва ли не в каждой второй квартире! В маленьких светильниках были каскады по два ряда. В люстрах на три - пять лампочек - до четырех рядов фигурных висюлек. Первое время люстра радовала блеском и яркостью, но вскоре пластмасса мутнела и теряла былое великолепие. Мыть такую люстру - настоящая каторга. Каждый элемент нужно было снять, вымыть и повесить обратно. Неудивительно, что они то и дело терялись. А купить запасные части было невозможно. Так что спустя некоторое время убор лампочек лысел...

Фото: ИТАР-ТАСС

Коричневая школьная форма

Ввели школьную форму для девочек еще в царской России, в 1896 году.

После революции такое одеяние считалось чем-то буржуазным, без него старались обойтись. Вновь форменные платья вернулись в 1949-м. Кстати, женская форма практически все советское время была одинаковой в отличие от мужской.

Большинство моделей шили из недорогих тканей, так что к концу первой учебной четверти юбка платья довольно сильно блестела. Советские девочки мечтали хоть как-то облагородить унылый туалет. На платье нашивали манжеты и воротнички.

Каждый день девочки носили поверх платья черные фартуки, а по праздникам - белые. Так же было и с бантами. Любые другие, кроме черных и белых, запрещались.

Неваляшка

Хоть эта игрушка знакома каждому советскому и российскому ребенку, впервые придумана она отнюдь не в СССР. А в Японии. Причем еще девять веков назад!

В дореволюционной России эти игрушки именовали «кувырканами» или «ваньками-встаньками». Так что неваляшка в том виде, какой мы знаем, в красном платье из пластмассы, - эхо «старого мира».

Ее привычный нам вид разработали специалисты загорского НИИ игрушки в 1958 году. Ваньку-встаньку выпускают до сих пор.

А что еще

Вспоминаете?

Боты «Прощай молодость». Весьма говорящее название, хотя и неофициальное. Боты получили его за свою даже не скромность, а убогость. Зато они были теплыми, легкими и удобными. Верх сделан из войлока, имелась молния. Подошва на резиновом ходу - гибкая и нескользкая. Эта обувь появилась в результате брачного союза калош и валенок. Разработали боты советские обувщики в 1961 году. Серийное производство стартовало уже 1963-м. Кстати, эту модель до сих пор шьют, она пользуется спросом.


Сервант. Мебельным дизайном в СССР начали заниматься только с конца 50-х годов. До этого «донашивали» старые, господские мебеля. Или мастерили нечто, не задумываясь о дизайне. А в эпоху массовой застройки для крохотных хрущевок потребовалось много мебели. Причем компактной - чтобы проходила через узенькие коридорчики. В каждой квартире появились серванты, куда хозяюшки выставляли самое ценное, что было у граждан СССР. Хрусталь, чайные сервизы.

Велосипед «Орленок». Личное транспортное средство - мечта любого советского ребенка. Получив в подарок это чудо, ребятня как могла тюнинговала его: на руль и сиденье прилаживали бахрому. Спицы обтягивали цветными проволочками и вставляли трещотки.

«Орленок» появился в Минске в 1950-х. Рассчитан он был на детей от 7 до 15 лет.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Мой подростковый возраст пришелся на эпоху перемен. Менялся мир, менялась страна – менялась школа. Это выразилось, в частности, в отказе от школьной формы. Не было никаких официальных распоряжений – просто ученики постепенно перестали носить ее, а педагоги не возражали. Я носила форму до последнего – как же можно было от нее отказаться, когда это сделали все!

Но вот – из года в год выпускницы на праздник «Последнего звонка» надевают парадную школьную форму советских времен. Остается только догадываться, где они берут ее (неужели родительская форма еще цела?), но факт остается фактом – девушки идет на праздник в коричневых платьях с белыми передниками…

Говоря о советской школьной форме, следует внести ясность: достаточно долго – с 1918 г. по 1949 г. – ее не было вообще! Причины тому были разные – идеологические и экономические. С идеологической точки зрения школьная форма была «буржуазным пережитком», да, пожалуй, таковым и являлась в стране, где большая часть населения не могла купить ее своим детям в силу бедности. Форму в советских школах ввели только в 1949 г. Форма для мальчиков – тема для отдельного разговора, а вот для девочек фактически восстановили форму, существовавшую до Октябрьской революции в гимназиях.

В 1834 г. в России в законодательном порядке утвердили форму гражданского мундира. Гимназии тоже были государственными учреждениями, поэтому мундиры носили и там – и учителя, и ученики. Поначалу это касалось лишь мужских гимназий, и лишь в 1886 г. была утверждена форма для девочек.

В форме полагалось появляться не только в гимназии, но и в театре, церкви и даже на праздниках. В таких случаях надевали платье с белым передником, в повседневные гимназические будни – с черным. Что же касается платья, оно не всегда было коричневым – в некоторых заведениях его цвет варьировался от класса к классу, но преобладал все-таки коричневый цвет. Именно он был выбран впоследствии для советской школьной формы.

Почему именно коричневый?

Одна из главных причин – его практичность. На такой одежде менее заметна грязь – следовательно, она более всего подходит для повседневной носки (особенно если учесть, что в советское время далеко не каждая семья была в состоянии купить дочери «запасное» форменное платье, чтобы можно было чаще стирать). Коричневый цвет ни для кого не является «неподходящим» – в отличие от красного или синего.

Возможно, коричневый цвет был выбран интуитивно из-за того действия, которое он оказывает на человеческую психику. Это один из самых спокойных цветов (как важно успокоение в школе, знает любой учитель, хотя бы раз пытавшийся утихомирить класс). Кроме того, этот цвет менее всего ассоциируется с сексуальным возбуждением. Пожалуй, это было правильно: школа – место учебы, а не страстей.

Интересные данные были получены в ходе позднейших психологических исследований, проведенных уже после отмены школьной формы. Выяснилось, что в 7-летнем возрасте девочки отдают предпочтение коричневому цвету, а мальчики – фиолетовому, т.е. как раз тем цветам, которые были присущи советской школьной форме. С этой точки зрения школьная форма играла еще одну роль: она обеспечивала психологический комфорт при адаптации к школе.

Вниманию учащихся и родителей!

На Педагогическом совете от 29.08.2013 года (Протокол № 1 (125) принято решение о введении обязательной для всех обучающихся единой школьной формы с 1 сентября 2013 года.

Предлагаем Вам внимательно ознакомиться с Положением о школьной форме и внешнем виде обучающихся . Обращаем внимание на то, что согласно Положению категорически запрещено ношение джинсовой, спортивной одежды, а также одежды бельевого стиля.

Несколько слов о школьной форме.

Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.

Из истории школьной формы

Точная дата введения школьной формы в России - 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.

Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.

Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой. Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.

И с этого времени, до 1917 года, фасон формы менялся несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) - соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма.

В то же время началось развитие и женского образования. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. Девчачья форма была утверждена на целых 60 лет позже мальчуковой - в 1986 году, и в результате появился первый наряд для учениц. Это был весьма строгий и скромный наряд. Но форма для девочек порадует нас знакомыми коричневыми платьями и фартучками - именно эти костюмы явились основой для формы советских школ. И те же самые белые воротнички, та же скромность фасона.

Для посещения гимназии у них было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета. Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника». Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, Церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».

Однако вскоре после революции, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.

Период «бесформенности» длился аж до 1949 года.

Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной войны. В СССР вводится единая школьная форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником. Стоит отметить, что в общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России.

Именно тогда появились белые «праздничные» фартуки и пришивные воротнички и манжеты - со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки).

Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров - красный галстук, у комсомольцев и октябрят - значок на груди.

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.

В 1991 году школьную форму отменили. И, если вначале это обрадовало, то с каждым годом сторонников возвращения формы становится все больше. Появилась даже традиция (или мода) приходить на последний звонок в старом добром коричневом платье и белом переднике с повязанными белыми бантами…

Согласно Закону РФ «Об образовании», принятому в 1992 г., порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован. Введение формы для обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения, что предусмотрено п. 13 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» (разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения и иных локальных актов), и в обязательном порядке должно быть зафиксировано в уставе образовательного учреждения или в другом локальном акте, регламентирующем деятельность образовательного учреждения.

Вопрос введения школьной формы для обучающихся школ может являться предметом рассмотрения органов управления образовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольная встреча с родителями, попечительский совет). Как правило, образцы школьной формы утверждает совет школы.

Что советуют профессионалы

Не покупайте синтетику!

Зав. лабораторией материаловедения Центрального НИИ швейной промышленности Людмила КИРИЛЛОВА объясняет, как отличить хороший комплект формы от плохого.

1. Внимательно изучите маркировку одежды (это такой ярлычок с данными производителя, составом ткани и рекомендациями по чистке и стирке изделия). И еще: сам этот ярлычок должен быть вшит в шов. Это гарантия того, что перед вами изделие, выполненное добросовестным производителем. Не стоит покупать костюм, если маркировка закреплена булавочкой или просто оторвана.

2. Обратите внимание на символы, обозначающие, каким должен быть уход за изделием. Например, на значке «глажка» должно стоять две точки. Если отмечена только одна или вообще запрещено гладить и стирать ткань, отказывайтесь от этой одежды - она синтетическая.

3. Ткань, из которой шьется форма, должна хотя бы наполовину состоять из шерсти, хлопка или вискозы, то есть натуральных материалов.

4. Проверьте подкладку. Она должна быть из натуральной ткани. Никакой жесткой, «стеклянной» (хотя и более практичной) синтетики не допускается!

5. Внимательно рассмотрите форму, надетую на плечики. На изделии, в котором, к примеру, много полиэфира (синтетического материала), образуются катышки.

P. S. Лучше подобрать для ребенка сразу несколько предметов школьной одежды - к одному пиджаку три блузки или рубашки, две юбочки (сарафан + юбка или двое брюк). Так одежда будет не очень быстро изнашиваться, а школьник - всегда выглядеть опрятным.

В Школе приняты следующие требования к цвету повседневной и парадной школьной формы обучения:

Парадная форма:

  • белый верх
  • трикотажная жилетка
  • темно- синий или черный низ
  • юбка в серо-синюю клетку установленного образца (для девочек).

Повседневная форма:

  • Трикотажная однотонная жилетка темно-синего цвета.
  • Трикотажный однотонный джемпер, пуловер, кардиган темно-синего цвета.
  • Брюки классического кроя темно-синего или черного цвета
  • (у девочек - с высокой посадкой пояса, без броских крупных, ярких украшений).
  • Юбка классическая с высокой линией талии темно-синего или черного цвета или в серо-синюю клетку установленного образца (для девочек).
  • Сарафан - в серо-синюю клетку установленного образца (для девочек).
  • Блузка однотонная классического покроя с длинным или коротким рукавом. Длина блузки - не менее 10см ниже пояса брюк или юбки (для девочек).
  • Рубашка однотонная с длинным или коротким рукавом (для мальчиков).
  • Допускается ношение классического костюма черного или темно-синего цвета.

Спортивная форма:

  • Спортивный костюм, спортивная обувь



Аргументы за введение школьной формы:

  1. Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
  2. Форма дисциплинирует человека.
  3. Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде.
  4. Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
  5. Нет проблемы «В чем пойти в школу», у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться.
  6. Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
  7. Школьная форма экономит деньги родителей.

Первая школьная форма появилась в российских гимназиях в 1834 году. Мальчики и юноши носили мундир, похожий на военный, а девочкам и барышням полагалось три комплекта форменных платьев: ежедневно они носили темно-коричневое платье в пол с длинными рукавами и небольшим черным фартуком. В праздники полагалось украсить платье белым фартуком и кружевным воротничком. В выходные дни гимназистка должна была носить платье похожего покроя, но определенного цвета: ученицы младших классов — темно-синее, девочки старше 12 лет — сине-зеленое, а выпускницы — коричневое.

В 1918 году школьная форма была отменена: в стране, пережившей революцию, просто не было средств на то, чтобы обеспечить всех детей формой, к тому же в советской стране, в отличие от советской империи, образование полагалось всем, а не только детям из зажиточных семей. Школьная форма была объявлена пережитком прошлого и символом несвободы, и от нее отказались.

Сороковые — возвращение формы

Школьная форма вернулась только после Великой отечественной войны, в 1948 году. Тогда был издан указ, согласно которому все школьники обязаны были носить форменную одежду. Форма, по сути, ничем не отличалась от формы гимназистов: мальчики снова оделись в гимнастерки, а девочки — в платья с фартуками. Но платья стали короче, зато белый фартук можно было надевать чаще.

Шестидесятые


В шестидесятых годах школьная форма наконец перестала напоминать форму военного образца: мальчики сменили гимнастерки на костюм, а платья девочек стали еще короче. По сути, длина платьев старшеклассниц ничем не отличалась от модных в то время мини-юбок. Фартуки по‑прежнему были обязательными, а вот в прическах появилось разнообразие: если раньше школьницам полагалось носить только косы, то теперь позволялось делать модельные стрижки и даже носить украшения.

Восьмидесятые


На первый взгляд, все осталось по‑прежнему: мальчики в синих костюмах, девочки — в коричневых платьях с белыми или черными фартуками. Но это правило отныне было справедливо только для младшей школы. А для старшеклассниц появились темно-синие костюмы-тройки: юбка, жилет и жакет. Эту форму было трудно достать, но некоторым девушкам все же повезло сменить надоевшее укороченное платье гимназистки на взрослый и модный костюм.

Девяностые




В 1992 году школьная форма вновь была отменена и снова по тому же поводу: считалось, что она символизирует несвободу и рабское положение школьников. В некоторых школах в это время существовал негласный дресс-код, который регламентировал стиль, но в целом школьницам и школьникам по всей стране разрешалось носить джинсы и футболки. Запрещались, как правило, только слишком короткие юбки, глубокие декольте и прозрачные блузки. Во всем остальном школьники, особенно старшеклассницы, позволяли себе полную свободу. Включая туфли на шпильках.

Нулевые и наше время

Сегодня у каждой школы в России есть своя форма. Общей и обязательной является только рекомендация придерживаться делового стиля, поэтому мальчики из младших классов носят костюмы, а девочки — форменные сарафаны или юбки с жилетами, чаще всего — в клетку. Старшеклассники в большинстве своем форму не носят.

Популярное

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.