Мышление 5 лет. Следует обратить внимание на развитие речи. Интуитивное и аналитическое мышление

Когда ребенку исполняется пять лет, он вступает в новый интересный период жизни, когда заканчивается младший дошкольный возраст и впереди полные событий школьные годы.

К пяти годам уже окончательно сформированы основные черты характера. Несомненно, еще есть время для коррекции каких-то нежелательных его проявлений. Однако сделать это становится намного сложнее, ведь ребенок уже многое умеет, владеет многими навыками, которые сформировались за прошедшие годы и высказывает собственное мнение.

Детям этого возраста очень важна эмоциональная поддержка взрослых. Не так долго осталось до школы и с ребенком нужно регулярно заниматься, развивать его интеллектуально и физически, чтобы в будущем не возникло трудностей. Для этого разработаны специальные программы, упражнения в игровой форме и задания, которые можно выполнять дома и на прогулке.

Сегодня на сайте «Популярно о здоровье» мы поговорим о развитии у ребенка мышления в 5 лет, что должен знать и уметь, задания, какие можно использовать узнаем и обсудим:

Особенности развития в 5 лет: знать и уметь ?

Ребенок этого возраста уже хорошо знает, что можно и что нельзя. Умеет, хотя и не полностью, контролировать свои слова и поступки. Способен до конца выслушать ваши наставления. На замечания о своем поведении реагирует более сдержанно.

Игровые ситуации усложняются, становятся ролевыми. Малыш с удовольствием играет со сверстниками в парикмахера, больницу, продавца и покупателя и т.п. Очень рад, когда родители также вступают в игру.

Речь уже достаточно хорошо развита, включает около 3000 слов. Ребенок активно использует сложные предложения.

Если родители уделяют его развитию достаточно внимания, читают книжки, рассказывают сказки, он разговаривает более активно, может коротко пересказывать прочитанное, использует речевые обороты, делает выводы о финале рассказа или сказки. он с удовольствием разучивает песни, заучивает короткие стихи.

Мышление ребенка в 5 лет уже достаточно развито. Он может сравнивать предметы, выделяет их особенности, имеет понятие о форме и размерах. Пытается освоить счет, умеет решать простые задачки, с использованием картинок. По мере накопления собственного опыта, активно формируется логическое мышление.

Эмоциональное развитие

У пятилетних малышей уже хорошо развито чувство привязанности. Им очень важно рассказать о своих чувствах, ощущениях, переживаниях и быть понятыми окружающими, к состоянию и настроению которых они также относятся с пониманием.
Этот период очень важен для дальнейшего становления личности ребенка, установления его отношений с другими людьми.

Независимость

В этом возрасте малыш стремится к самостоятельности. Он хочет все делать сам, хочет меньше зависеть от мамы. Родителям необходимо поддерживать это стремление, ведь даже небольшая ответственность активно стимулирует правильное эмоциональное и психическое развитие.

Развивающие занятия в 5 лет и задания ребенку

Все особенности развития в этом возрасте, которые описаны выше, важно учитывать при проведении с ребенком развивающих игр и заданий. Только при ежедневных занятиях можно рассчитывать на развитие гармоничной личности в целом.

Ребенку очень полезно давать задания на складывание единой картинки из кусочков с ее фрагментами, разгадывание простых загадок и головоломок. При этом нужно использовать красочные иллюстрации, интересные ему, наглядные материалы. Такие занятия хорошо развивают логическое мышление, память и интеллект.

Развитие речи

Если к пяти годам малыш не выговаривает некоторые буквы или говорит их неправильно, речь его сильно затруднена, поможет специалист логопед. Дома также необходимо заниматься с такими малышами.

Например, развивать речь с помощью скороговорок, которые имеются практически на каждый звук. Они делают речь правильной, помогают ее развивать. Например: «На дворе трава на траве дрова»; «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» или «Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж». Дети очень любят разучивать эти веселые стишки.

Тренировка памяти

Существуют задания на запоминание предметов. Например такое: разложите перед ребенком несколько разных предметов (авторучку, карандаш, записную книжку и телефон). Пусть малыш внимательно посмотрит на их, а затем отвернется. В это время все уберите. Когда повернется, пусть назовет их по памяти.

Для тренировки памяти и внимания очень хорошо использовать практически одинаковые картинки, но на которых есть отличия, которые нужно найти, а также читать, а затем анализировать прочитанное, делать выводы. Спрашивайте ребенка, что он запомнил из прочитанного вчера отрывка сказки, а затем уже читайте продолжение.

Тест на развитие

Если вы хотите знать, как должен в 5 лет уметь ребенок и знать, можете провести простой тест: задайте ему по 2-3 очень легких вопроса из различных областей знаний. В этом возрасте ребенка должен знать ответы практически на каждый вопрос.

Конечно, не на все вопросы он ответит правильно. Но, если на большинство из них он ответил правильно, его развитие соответствует возрасту. Если же что-то вызывает у него сильные затруднения, не впадайте в панику. Просто обратите на это особое внимание и сконцентрируйте усилия по его развитию именно в этой области.

Главное, помните, что формирование интеллекта, мышления подрастающего человека, происходит только при взаимодействии со взрослыми. Поэтому уделяйте ему как можно больше внимания, занимайтесь с ним, включайтесь в его игры. Это поможет малышу выработать определенную модель поведения, успешно бороться с трудностями и хорошо подготовиться к школе. Успехов вам!

Очень часто родители дошкольников сталкиваются с проблемой - их малыш умеет считать до 10, а то и до 100, знает буквы и даже читает по складам, но не в состоянии решить простые задачи на логику. Получается, что знание цифр и букв, запоминание порядка счета еще не делает ребенка сообразительным. Сообразительность или логическое мышление нужно тренировать так же, как и мышцы. В этом помогают загадки, головоломки, задачи на логику.

Многие родители совершают ошибку, думая, что раз ребенок умеет считать, запомнил названия геометрических фигур, то уже должен решать задачи. Но это совсем разные вещи! Хорошая память - это замечательно, но логика здесь не причем. Ребенок должен уметь анализировать, сравнивать - это есть главная задача.

Интеллектуальные игры и книги для детей 5 лет

Для того, чтобы понять, насколько хорошо умеет ваш малыш думать и соображать, предложите ему интеллектуальные игры.

Загадки по-другому.

Загадки можно не только отгадывать, но и придумывать самим. Это еще полезнее для развития мышления. Предложите ребенку самому загадать слово, обозначающий какой-то предмет. Для примера, сначала сами предложите ему отгадать: «круглое, красное, не пушистое, не твердое. Любит соль и сметану.» (Помидор). Такая игра в загадки тренирует память, способность анализировать свойства предметов.

Что лишнее?

Это старая проверенная ни одним поколением детей игра. Ее часто используют для проверки готовности ребенка к школе.

При тестировании обычно используют карточки с картинками. Вы можете тоже запастись разными карточками, вырезав для этого картинки из журналов или используя карточки детского лото или домино.

В один ряд перед ребенком выкладывают 5-6 картинок, одна из которых явно не подходит по основным признакам. Примеры:

  • картинки с круглыми предметами: яблоко, мяч, апельсин, круглое зеркало и огурец.
  • картинки со сладостями: конфета, шоколадка, торт, персик и пакет молока.
  • картинки с посудой, в которую что-то можно положить: чашка, кастрюля, тарелка, миска и нож.
  • картинки с птицами и бабочка.
  • картинки с машиной, самолетом, поездом, мотоциклом, лодкой и лошадь.

Обязательно, спрашивайте ребенка, почему в качестве лишней он выбрал именно эту картинку.

Развивающие книги

Сейчас в детских книжных магазинах можно найти множество книг для подготовки ребенка к школе. Для развития логического мышления хороши лабиринты, задание на угадывание последовательности, поиск подобных картинок по определенным признакам.

Развивающие компьютерные игры

Есть огромное количество действительно полезных компьютерных игр для подготовки к школе. Но нужно понимать, что они не должны заменять полностью живое общение. В противном случае у ребенка не сформируется привычки воспринимать и выполнять задания от учителя в школе.

Источник — http://www.kindereducation.com

Введение……………………………………………………………………..4

Глава 1. Психология мышления детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме

развития мышления у детей в период детства…………………………......7

1.2. Особенности мышления у детей старшего дошкольного

возраста………………………………………………………………………14

1.3. Средства развития мышления у детей дошкольного

возраста………………………………………………………………………20

1.4. Дидактические игры и их роль в развитии мышления у детей

дошкольного возраста………………………………………………………25

Глава 2. Исследование уровня развития мышления детей 5-6 лет с использованием дидактических игр

2.1. Диагностика уровня развития мышления у детей 5-6 лет

на констатирующем этапе эксперимента…………………………………...38

2.2. Результаты на констатирующем этапе исследования…………………42

2.3. Комплекс дидактических игр, направленный на развитие

мышления у детей дошкольного возраста ………………………………….46

2.4. Повторная диагностика мышления у детей 5-6 лет……………………51

Заключение…………………………………………………………………….57

Библиографический список……………………………...............................60

Приложение………………………………………………………………….6

ВВЕДЕНИЕ

Развитие мышления детей 5 – 6 лет является основополагающей задачей обучения. Мышление помогает ребенку понимать закономерности окружающего мира, искать ответы на интересующие его вопросы, обдумывать причинно-следственные связи жизненных явлений.

В возрасте 5 – 6 лет мыслительные процессы ребенка находятся на пике своей активности, поэтому очень важно наполнить досуг малыша полезными развивающими играми и упражнениями.

В возрасте 5 – 6 лет ребенок стремительно развивается как личность. Он уже пережил период «почемучек» и сейчас пытается самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, благодаря чему они способны мыслить обширно, используя свой прежний опыт и знания.

Развитие мышления детей 5 – 6 лет позволяет малышу проявлять следующие способности: делать логические выводы; сравнивать и сопоставлять предметы; группировать предметы по общим признакам; придумывать рассказ на заданную тему; составлять рассказ по картинкам; варьировать окончание рассказа, придумывать для героя новый исход событий и новые обстоятельства; применять теоретические знания на практике.

Одним из средств развития мышления детей 5 – 6 лет являются дидактические игры. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами; настольно – печатные игры; словесно-логические.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.

Так же велико значение дидактической игры для мыслительного процесса. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Дидактические игры способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ – мыслительное разложение целого на части, или выделение из целого его сторон; сравнение – установление сходства и различия между предметами или какими – либо признаками; синтез – мыслительное объединение частей, свойств в целое; обобщение – мыслительное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, т. е во внутреннем плане.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что тема « Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр» является актуальной.

Цель данной работы : Исследовать процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.

Объект исследования : процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи работы:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выделить особенности развития мышления у детей 5-6 лет.

2. Выделить разные виды дидактических игр, с помощью которых можно развивать мышление у детей

3. Подобрать методики и выявить уровень развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.

4. Проанализировать полученные результаты экспериментального исследования.

5. Подобрать комплекс дидактических игр, способствующих развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста.

6. Провести повторную диагностику и сравнить полученные результаты

Гипотеза: использование воспитателем дидактических игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения будет способствовать развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая база: МБДОУ « Солнышко» Тогучинского района Новосибирской области

Методы исследования:

1. Метод аналитического исследования психолого-педагогической литературы.

2. Методы диагностического исследования.

3. Методы обобщения данных эксперимента.

Глава 1. Психология мышления детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления у детей в период детства.

Одним из первых отечественных психологов, обратившихся к проблеме мышления, был. Благодаря новому подходу он, совместно с учениками, разработал экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребёнка в книге «Мышление и речь». В этой работе он доказывал, что мышление и речь имеют разные генетические корни.

В своих экспериментах доказывал, что внутренняя речь тесно связанная с мышлением, появляется не одновременно с внешней, а значительно позже, в дошкольном возрасте, благодаря интериоризации эгоцентрической речи. В своих исследованиях, Выготский также изучал этапы формирования мышления, показав, что оно развивается от синкретического мышления к мышлению в комплексах, а затем к мышлению в понятиях.

Словесно-логическое мышление по проходит стадии внешнего и внутреннего знака:

· наглядно-действенное мышление (натуральная стадия);

· эгоцентрическое мышление (стадия внешнего знака);

· словесно-логическое мышление (стадия внутреннего знака).

Опираясь на ведущие теоретические положения о ведущей роли практической деятельности в развитии дошкольника, в своих исследованиях важное место назначал изучению наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Результаты проведенных исследований дают основания полагать, что эти формы скрывают в себе не менее крупные запасы, чем понятийное мышление .

следующим образом описывает взаимосвязь различных форм мышления: «Еще в начале ХХ века под мышлением разумевалась исключительно познавательная деятельность , проходящая в форме внутренних логических процессов. Описанные в генетических исследованиях формы «практического» или «наглядно-действенного» интеллекта рассматривались лишь как ранние, подготовительные стадии в развитии мышления связи или как простейшие и «низшие» его формы .

Согласно, «специфика детского мышления выступает точнее, когда мы рассматриваем его с точки зрения уже развитых форм в аспекте основных признаков, которые даны в определении мышления как психического процесса, составляющего высшую ступень человеческого познания. Мышление определяется как опосредованное и обобщенное отражение действительности, дающее знание о существенных свойствах, связях и отношениях реального мира. Данное определение имеет отношение к любым формам мышления».

исследовал особый тип мышления ребёнка, который представляет собой единство наглядно – действенного и наглядно – образного мышления и направлен на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Этот тип мышления был назван детским экспериментированием .

Детское экспериментирование не задаётся взрослым, а строится самим ребёнком. В процессе экспериментирования ребёнок получает для себя новую, неожиданную информацию, что часто ведёт к перестройке как самих действий, так и представлений ребёнка об объекте. В этой деятельности чётко наблюдается момент саморазвития: изменения объекта раскрывают перед ребёнком его новые свойства, которые, в свою очередь, создают новые, более сложные преобразования. Психологическое, а так же умственное, развитие ребенка выступает как процесс, имеющий конкретно – историческую и социальную природу. Все основные этапы этого развития обусловлены особенностями передачи общественного опыта. Благодаря мышлению человек безошибочно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Установление целостных взаимосвязей, свойств одинаковой группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений – такова сущность человеческого мышления.

Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первоначальное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность; опосредованность.

Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект использует различные виды обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления – в выполнении некоторых познавательных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Особенность мышления заключается в том, что:

1. Мышление предоставляет возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;

Как развивать логическое мышление ребенка?

В данной статье мы расскажем вам как развивать логическое мышление детей 6 лет с помощью игр.

Логическое мышление формируется на основе образного мышления и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, требующий не только высокой активности умственной деятельности, но и знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений, которые закреплены в словах.

Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте — в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Логические приемы — сравнение, анализ, классификация, синтез, доказательство и другие — применяются во всех видах деятельности. Овладев логическими операциями, ребенок становится более внимательным, научается мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Игры на развитие логического мышления детей

Что выше?

◈ На поляне росли три дерева: дуб, сосна и береза. Сосна выше дуба, а дуб выше березы. Какое дерево самое высокое, а какое — самое низкое?

◈ Предложите ребенку нарисовать деревья.

Где какой напиток?

◈ Мама налила напитки чай, воду и сок в разные емкости: графин, стакан и чашку. В чашке находится не сок и не чай. А в графине не чай и не вода. Что где налито?

Кто где живёт?

Необходимый инвентарь: фигурки животных или карточки с их изображением, три кубика разного цвета или картинки трех домиков.

◈ Расскажите ребенку, что в лесу жили зайчик, лисичка и медвежонок. Каждый жил в своем домике. Домик зайчика был не желтый и не синий, а медвежонок жил не в желтом и не в белом домике.

◈ Предложите ребенку отгадать, кто в каком домике живет, и расселить животных по своим домикам.

Цветы из клумбах

Необходимый инвентарь: цветы трех разных видов и три фигуры (круг, квадрат и треугольник), вырезанные из картона.

◈ Предложите ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом:

Красные цветы (розы) росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые (календула) — не на круглой и не на треугольной. Где какие цветы росли?

Я загадал...

◈ Загадайте какой-либо предмет. Предложите ребенку посредством уточняющих вопросов выяснить, что загадано. Например:

— Этот предмет летает?

— У него есть крылья?

— Он высоко летает?

— Он одушевленный?

— Он сделан из пластмассы?

— Из железа?

— У него есть пропеллер?

— Это вертолёт?

Я беру с собой в дорогу…

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями самых разных предметов.

◈ Подготовьте несколько картинок с изображениями различных предметов. Выложите их картинкой вниз. Предложите ребенку отправиться в путешествие, например, поездка на поезде или морское плавание. Но для того, чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым.

◈ Берите карточки по очереди и рассказывайте о том, как может пригодиться этот предмет.

◈ Предметы на картинках должны быть самыми разными. Может быть, этот предмет совсем не нужен в путешествии, тогда его нужно положить в отдельную стопку.

◈ Обыгрывайте различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.

◈ Совет: напишите под предметами их названия.

Пищевые цепочки

◈ Поговорите с ребенком о взаимосвязанности всех организмов в живой природе. Рассмотрите пару «хищник — жертва».

◈ Предложите составить пищевые цепочки, имеющие место в природе.

♦ Луг, поле:

капуста — гусеница — воробей;

злаки — грызуны — змеи, хищные птицы;

травы — насекомые — птицы;

травы, цветы — шмель, пчела.

♦ Водоемы:

комар — лягушка — цапля;

червяк — рыба — чайка;

ряска — малек — хищная рыба.

растения — гусеница — птицы;

растения — грызун — хищные птицы;

растения — заяц — лиса, волк;

грибы — белки — куницы.

Распредели правильно

Необходимый инвентарь: 24 карточки с изображениями разных людей.

◈ Все изображенные на карточках должны отличаться друг от друга цветом волос, глаз, ростом, выражением лица.

◈ Предложите ребенку распределить фигурки по четырем комнатам: в одну поместить всех детей, в другую — всех темноволосых, в третью — всех веселых, в четвертую — всех женщин.

◈ Какие люди остались вне комнат? Какие могут войти в две, три или четыре комнаты?

Рассели птиц

Необходимый инвентарь: 20 карточек с изображениями птиц.

◈ Птицы на карточках должны быть разные: домашние, дикие, перелетные, зимующие, певчие, хищные и т. п.

◈ Предложите ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо — перелетных птиц, в другое — всех тех, кто имеет белое оперение, в третье — всех птиц с длинными клювами.

◈ Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?

Крестики-нолики

Необходимый инвентарь: бумага, две ручки.

◈ Очень известная и очень простая игра. Нарисуйте квадрат из девяти клеток 3x3.

◈ Объясните ребенку правила игры: каждый из игроков выбирает себе крестик или нолик. Затем по очереди игроки ставят свои значки в пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым выстроит три своих значка (крестики или нолики) в прямую линию (по вертикали, горизонтали или диагонали).

◈ Есть еще усложненный вариант игры. Правила остаются прежними, а вот поле увеличивается на одну клетку: в нижнем ряду справа дорисуйте еще одну ячейку (как на рисунке).

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.

К пяти годам малыш, как правило, обладает следующими умениями и навыками:

  • владеет словарным запасом около 3000 слов,
  • знает свой адрес,
  • пользуется предложениями из 5–6 слов,
  • пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными,
  • умеет пересказывать,
  • правильно произносит практически все звуки,
  • определяет право-лево у себя, но не у других,
  • знает простые антонимы (большой-маленький, твердый-мягкий),
  • пользуется прошедшим, настоящим и будущим временами,
  • считает до десяти,
  • знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Ребенка необходимо готовить к школьному обучению

Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах. Он учился лепить, вырезать, конструировать, делать аппликации и т. д. Но такое обучение еще не содержало системы, характерной для усвоения знаний. Теперь настало время постепенного перехода к такому обучению, когда ребенок может и хочет делать то, что требует от него взрослый.

Как показывает опыт, проблемы в обучении чаще всего связаны с их недостаточной социальной зрелостью. При этом интеллектуальное развитие ребенка может быть даже очень высоким.

Должен выполняться принцип постепенности

Большую часть времени ребенок должен заниматься тем делом, которое ему интересно, ведь он по-прежнему ощущает большую потребность в игре. Поэтому и обучение, становясь более целенаправленным, должно все-таки носить в целом игровой характер.

Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

Руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и не очень интересного.

Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, то есть способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, то есть способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов.

Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.

Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений. Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Он хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: «Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону».

Более трудным для ребенка является восприятие времени

Ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела. На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается уребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическая.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д. Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3–4 раза.

Память по-прежнему является непроизвольной

То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом случае забывание происходит очень быстро. Родители пятилетних детей часто удивляются, что дети так быстро забывают какую-то информацию.

Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая. В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.

Ведущей деятельностью ребенка является сюжетно-ролевая игра

В процессе которой развивается воображение. Именно воображение дает возможность ребенку представить себя во время игры летчиком, моряком, шофером и т. д. Некоторых родителей пугает чрезмерное (как им кажется) фантазирование ребенка, и они спрашивают: «А нормально ли это?» Для пяти-шестилетнего ребенка фантазирование является необходимой предпосылкой творческого отношения к действительности. Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению мира.

Следует обратить внимание на развитие речи

Все ли звуки ребенок произносит правильно? Не «съедает» ли начала и окончания слов? Умеет ли связно выражать свои мысли? и т. д. Если хотя бы на один из этихвопросов вы ответили «нет», значит, нужно «бить» тревогу. Если же вам самим не удается добиться положительных результатов, не следует пренебрегать такой проблемой и обязательно нужно обратиться за консультацией к специалисту - логопеду.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 5 до 7 лет

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Ребенка следует начинать учить чтению

Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой, особенно, если вы готовили его к этому. Вы постоянно разговаривали и играли со своим ребенком, отвечали на его вопросы и стимулировали его познавательные интересы, много читали, разучивали стихи и несложные песенки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.