Занятие по математике во второй младшей группе ДОУ. Тема: «Пространственные отношения, один - много. Конспект занятия по логико-математическому развитию детей. тема: один, много, мало

Занятие по математике в детском саду для детей 3-4 лет

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе.

Тема : «Один, много, ни одного»
Цель: Учить находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет.
Задачи: Познакомить с понятиями «один», «много».
Развивать умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже.
Воспитывать доброжелательность, желание помогать игровому персонажу.
Материалы: корзинка, осенние листья, иллюстрации картинок один, много, мишка игрушка.

Ход занятия.

Сюрпризный момент: Воспитатель собирает детей в круг и сообщает, что сегодня к ним в гости пришел мишка и он хочет с нами поиграть.
Спрашивает детей где он живет, что любит есть, какой у него окрас…

Дети садятся на ковер и играют с пальчиками под стишок
«По полянке Мишка шел».
По полянке мишка шел пальцы одной руки шагают по ладони
другой
И в бочонке мед нашел. царапающие движения пальцев одной
руки по ладони другой
Лапкой мед он доставал, надавливание на центр ладони
указательным пальцем другой руки
Язычком его лизал. круговые движения указательным
пальцем по центру ладони другой руки
Нету меда. крепко зажать кулачки

Где же мед? выпрямить напряженные пальцы

Ищет мишка - не найдет. ладони на щеках, качаем головой

Hyжнo обязательно
Мишке быть внимательным. указательными
пальцами обеих рук стучим по коленям

Затем спросить детей: Сколько пальчиков на ручке? (много), теперь спрятали пальчики в кулачек, сколько кулачков у нас? (один). Молодцы.

Воспитатель: А какое сейчас время года? (Осень)
«Осень, осень к нам пришла много листьев принесла.» Мишка из лесу принес нам в корзинке букет из осенних листочков.
- Что лежит у мишки в корзинке? (листики)
- Сколько у мишки листиков в корзинке? (Много)
- Возьму один листик. У меня один желтый листик.
- Саша, возьми листик. Сколько ты листиков взял? Какой у тебя листик? У тебя один желтый листик. Повтори. (Раздать все листики)
- Сколько было листиков в корзинке? Много.
- А теперь сколько осталось? Ни одного.
Было много листиков, мы взяли по одному, и ни одного листика не осталось.
Давайте поиграем с нашими листиками.

Физминутка. «Мы листики осенние»
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер – полетели
Полетели, полетели, и на землю сели.
Ветер снова побежал и листочки все поднял,
Повертел их, покружил и на землю опустил.
А теперь громко крикнули «листопад» и подбрасываем листики.

Сколько листиков лежит в корзинке? (Ни одного) - Я положу в корзинку 1 желтый листик. Сколько листиков стало в корзинке? (один).
Теперь вы возьмите по 1 листику и положите в корзинку.

П/И «Собери листики»
- Сколько в корзинке листиков? (Много)
-Мы положили по одному, и их стало много.
Мишке очень понравилось с нами играть, теперь он предлагает нам отправится прогулятся по осеннему лесу. А отправимся мы туда на поезде.
Дружно встанем в паровоз, чтобы в гости нас повез.

Игра "Поезд".
Дети двигаются по группе друг за другом под песенку «Мы едим, едим в далекие края…», положив руки на плечи впереди идущего. Паровоз «подъезжает» к 1 столу где лежит картинка с изображением одного большого гриба и много маленьких.


- Сколько больших грибов? Сколько маленьких?
Едем дальше.


- Сколько маленьких ежиков? Сколько больших?
- Сколько яблок у каждого ежика на спинке? (по одному) А сколько листиков у каждого ежика на спинке? (много).


На последней картинке, у которой останавливаются дети, после беседы по ней, как и с предыдущими картинками, воспитатель сообщает детям, что мишка живет на этой полянке и ему пора идти в свою берлогу, мишке очень понравилось с нами играть, и он хочет попрощаться с вами и говорит спасибо. А нам пора возвращаться в детский сад.
Итог.
- Ребята кто к нам приходил в гости?
- Что мы делали?
- Какая игра больше понравилась?
Похвалить всех детей.

После обеда можно предложить детям раскрасить картинку,которую оставил в подарок им Мишка

«Один – мало – много.»

Задачи . Учить сравнивать совокупности предметов (много- мало –один) , закреплять знание геометрических фигур; учить рассуждать, анализировать, развивать наблюдательность, внимание.

Материалы.: магнитная доска, карточки бабочек и цветов, игрушка-Карлсон, геометрические фигуры

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель:

Посмотрите, что вы видите у себя на тарелочках?

У нас геометрические фигуры.

Назовите их?(круги и прямоугольники)

Сколько у тебя кругов,Ваня? (1)

А у вас, ребята?(тоже по 1)

А сколько прямоугольников у вас?(много)

Повторим: «У нас по одному кругу и много прямоугольников.»

Воспитатель:

Посмотрите пожалуйста на доску. На верхней полоске, вверху, что мы видим?(круг)

А на нижней полоске, внизу?(прямоугольники) сколько их?(много).

А теперь закройте глазки.(воспитатель добавляет еще один круг.)

Что изменилось?(вверху был один круг, а стало несколько)

Можно сказать, что кругов стало много? Воспитатель вместе с детьми считает круги, закрывая ладошкой.(один, два)

Воспитатель:

Ой, ребята,я кажется слышу какой-то шум.

Толстячок живет на крыше,

А летает он всех выше.

Он самый веселый на свете,

Поэтому нравится детям.

Кто это?

(Появляется игрушка — Карлсон)

Дети здороваются.

Воспитатель:

Оказывается, Карлсон пролетал мимо нашего детского сада и услышал как мы хорошо считаем.Он мне шепчет,что хочет нас пригласить на поляну, где грустит одна красивая бабочка. Он хочет,чтобы мы помогли ей. Но сначала, давайте отдохнем и разомнемся.

Физминутка:

(Дети образуют круг, встают лицом в центр на некотором расстоянии друг от друга. По команде воспитателя,присаживаются на корточки)

На опушке между кочек Медленно встают,руки вниз

За ночь выросли цветочки.

Робко листики подняли. Поднимают руки через стороны

«Здравствуй, солнышко!»- вверх.

сказали.

Легкий теплый ветерок Бегут по кругу,руки согнуты в локтях.

По опушке пробежал.

Первый нежный мотылек Медленно бегут,плавно поднимают

Над цветами запорхал. руки и опускают вниз

Ветерок чуть дышит , Останавливаются, поднимают руки вверх

Лепестки колышет. качают руками из стороны в сторону.

Воспитател ь обращает внимание детей на доску.

Посмотрит, а вот и эта поляна о которой говорил Карлсон.(На магнитной доске, в траве сидит красивая бабочка и грустит)

Посмотрите,какая красивая бабочка. А цветов нет, вот она и грустит, вокруг так мрачно.

Давайте порадуем ее и превратим эту поляну в цветочную.(Дети выходят и выкладывают внизу цветочки)

Сколько цветов у нас на полянке?(Много)

— Посмотрите, ребята, бабочки – подружки увидели много красивых цветов и тоже прилетели,- воспитатель выкладывает еще несколько бабочек.

Сколько же у нас стало бабочек?-спрашивает воспитатель.(Было мало, а стало много,они летают)

Почему они прилетели?(потому что увидели много красивых цветов)

Сколько у нас бабочек и цветочков?

Теперь у нас и бабочек много и цветов много.

Но вот подул ветер (дети создают звучание ветра)и сорвал наши цветочки (воспитатель убирает цветы,) , а дети обращают внимание,что цветочков становится мало.

— В итоге остается один,самый большой и яркий цветочек).

А теперь, сколько осталось цветов?(1)

А бабочек сколько?(много)

Скучно стало бабочкам и они улетели. (убираем бабочек) Но осталась…

Дети: «Одна бабочка и один чудесный цветок!»

Бабочка весело кружилась над великолепным цветком, хотя ее подружки и разлетелись

Карлсон,ты рад,что мы помогли твоей знакомой бабочке встретить своих подружек и порезвиться на цветущей поляне.

Карлсон:

Но она осталась опять одна?

Воспитатель:

Не переживай,завтра утром,когда выглянет солнышко, опять появится много красивых цветов и к ним опять прилетит много бабочек-подружек.

Карлсон:

Спасибо вам,ребята. Мне пора возвращаться домой. Но я обязательно к вам еще загляну.

Воспитатель:

— И тебе спасибо. Рады были с тобой встретиться!

Ульянченко Юлия

Цель :

1. Закрепление :

Определять совокупность словами один , много , ни одного.

Отвечать на вопрос «сколько?»

Название геометрических фигур

Название цветов (красный, синий, зелёный, белый)

2. Развитие :

Речи с использованием загадок

Зрительного внимания

Логического мышления

3. Воспитывать :

Любовь к животным

Умение помогать другим

Вежливость

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал :

Игрушки (медведь, белка, лиса)

Раздаточный материал :

Геометрические фигуры на каждого ребёнка (круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник, овал)

Верёвочки (по количеству детей)

Прищепки

Ход занятия:

Дети садятся за столы.

Воспитатель : -Ребята, сегодня к нам на занятие придут гости , но, чтобы они пришли, мы должны разгадывать загадки. Карина, подойди пожалуйста ко мне и загадай загадку. (заранее выученные несколькими детьми)

Карина : Кто в лесу огромней всех, кто богатый носит мех,

Кто в берлоге, до весны, днём и ночью видит сны?

Дети : - Медведь.

Воспитатель : -Правильно. Ой, слышите, кто то стучится к нам в группу , вы сидите, а я посмотрю

(выходит и заходит обратно в группу с игрушкой медведя и с корзиночкой).

Миша : - Здравствуйте, ребята,

Дети : - Здравствуй.

Воспитатель : - Ты сегодня наш первый гость. Проходи присаживайся.

Миша : - Спасибо. А я к вам пришел не с пустыми руками, а принес вам подарок шишки. Вот только посчитать я их не могу. Может, вы мне поможете? Научите считать?

Воспитатель : - Научим, Правда, ребята? Давай свою корзинку, посмотрим сколько у тебя та шишек. Ребята посмотрите сколько шишек у мишки в корзине?

Дети :Много .

Воспитатель :(Достает по одной шишке и раздает их детям) . Ребята, а теперь у вас сколько шишек?

Дети :(хором) : «По одной» .

Воспитатель : - А сколько в корзине осталось шишек?

Дети : «Ни одной» .

Воспитатель : - Правильно.

Миша : - Теперь буду знать, но может вы мне поможете в корзину шишки сложить и ещё раз посчитать, чтобы я лучше запомнил.

Дети :(складывают шишки в корзину)

Воспитатель : Ребята сколько же теперь у мишки шишек в корзине «Много » .

Миша : - Вот спасибо.

Воспитатель : - А мы про тебя игру знаем. Дети становитесь все в кружок и повторяйте все движения за мной. (Воспитатель показывает, дети повторяют )

Дети встают из за столов, стают в круг.

Наш мишутка потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

Лапы в сторону развёл, видно мёду не нашёл.

Мишка, ну-ка не зевай, вместе с нами поиграй.

Лапками хлоп-хлоп, ножками топ-топ.

Воспитатель : - Ну Мишутка, понравилось?

Воспитатель : - А теперь снова загадки. Соня подойди ко мне и загадай нам загадку.

Соня : Рыжий маленький зверек. По деревьям прыг да скок. Он живет не на земле, А на дереве в дупле.

Дети : - Белка

Воспитатель : - Ой, кто-то плачет, я пойду, посмотрю. Да это же, белочка. А, чего же ты плачешьбелочка? Присаживайся к нам, да рассказывай, что случилось.

Белка : (Шепчет что-то воспитателю и показывает на мешочек)

Воспитатель : - Да, не плачь (успокаивает белочку) . Ребята белочка мечтала собрать себе бусы из грибов, но их в лесу не нашла, а нашла вот что (достаёт из сумки на верёвочке геометрические фигуры) .

Белка : - Вы знаете, что это такое?

Дети : - Да.

Воспитатель : - Да это же геометрические фигуры, наши ребята знают геометрические фигуры и тебя научат. Соня,что это за фигура? (показывает одну фигуру) .

Соня : - Круг.

Воспитатель : - А какого она цвета?

Соня : - Красного.

Воспитатель : - Карина, что это за фигура?

Карина : - Квадрат.

Воспитатель : А какого он цвета?

Карина : Синего

Воспитатель : - Кира, а это что за фигура?

Кира : - Треугольник.

Воспитатель : А какого он цвета?

Кира : Желтого.

Воспитатель : - Саша, а это что за фигура?

Саша : - Белый овал.

Воспитатель : - Белочка вот видишь и ничего сложного. Посмотри какие у тебя яркие и красивые бусы. Ребята, вам нравятся эти бусы?

Дети : - Да.

Воспитатель : - А давайте сделаем такие же бусы для белочькеных друзей.

Дети : - Да.

Воспитатель : - А прежде чем мы начнем за работу, нужно ручки нам размять, приготовили ладошки (Выполнение пальчиковой гимнастики) .

Жили были пальчики (сгибание пальцев) девочки и мальчики.

Этот пальчик Танечка (мизинчик, этот пальчик Сонечка (безымянный,

Посерёдочке Сергей (средний, рядом братец Алексей (указательный) .

Ну, а этот Гришка, Гришка шалунишка (большой)

Стали пальчики играть (убирается одна рука) было 5 (растопырить пальцы,

А стало 2 (оставить 2 пальца, остальные сжать в кулаках)

Воспитатель : -У вас на столах лежат тарелочки с геометрическими фигурами, и прикреплены верёвочки. Попробуйте поверх верёвочки разложить фигурки, как на доске, начиная слева на право, с синего квадрата. Ну ка давайте ещё раз их назовём. (показывает на фигуру, дети повторяют ) . А сейчас можно приступать.

Воспитатель : - Кто закончил, положите руки на коленки, а Белочка и Миша посмотрят на ваши работы.

Белка : - Как красиво.

Воспитатель : - Ну как красивые бусы у нас получились? Теперь ты можешь подарить их своим друзьям.

Белка : - Спасибо, какая красота!

В : - Сейчас мы посадим тебя к Мишутке. Таня загадай следующую загадку.

Таня : - Рыжая плутовка, хитрая и ловкая. В сарай попала, всех кур пересчитала.

Дети : - Лиса.

Воспитатель : - Ну, конечно, это лиса. Вот, и дверь приоткрылась, может лисонька к нам явилась. (подходит к двери, ведёт лису)

Лиса : - Узнали меня?

Дети : - Да.

Воспитатель : - Здравствуй, милая лиса, всего леса, ты краса.

Лиса : - Здравствуйте.

Дети : - Здравствуйте.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, какая лисичка красивая. А какая у нее сумка красивая.

Дети : -Лиса а что у тебя в сумке?

Лиса : - Ах, это, ну я же самая хитрая и умная принесла вам кое-что, посмотрите,

разберите и ответьте мне.

Воспитатель : - Так ведь это же у тебя игра. Ребята, посмотрите на картинку и угадайте, что здесь лишнее (достаёт карточку) . Ульяна, какая фигура здесь лишняя (Большой красный кубик и 3 маленьких)

Ульяна : - Красный большой кубик.

Воспитатель : - Правильно, а почему ты так думаешь?

Ульяна : (поясняет ответ) .

Воспитатель : - Следующая карточка(3 желтых треугольника и один зелёный ) . Лера ответь.

Лера : (отвечает и поясняет) .

Воспитатель : - (3 зелёных круга и один зелёный овал ) Макар ответь.

Макар : (отвечает)

Воспитатель : - Молодцы, наши дети тоже умные. А теперь пора повеселиться. Сыграем в игру «Лиса и зайцы» (Игра повторяется 2-3 раза ) .

Ход игры:

Воспитатель : Сегодня ребята я предлагаю вам поиграть в игру «Лиса и зайцы» . А какие зайчики? Как они умеют прыгать? Что кушают? Как вы думаете, что происходит, когда зайцы видят лису (ответы детей) . Давайте мы с вами будем зайками, а лисой у нас будет (выбираю ребенка лису по желанию детей) . Лиса будет спать, а мы побежим на лесную полянку веселиться, но помните, когда лиса проснется, увидит вас и скажет - ага, вот вы зайки -нужно будет бежать в свой домик.

На лесной лужайке разбежались зайки, вот какие зайки, зайки – побегайки. (дети прыгают, изображая

Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок. (сидят, делают движения руками)

Вдруг бежит лисичка - рыжая сестричка (оббегает сидящих детей)

Видит зайцев и говорит» Где, где же вы зайки? Ах, вот вы где!» (лиса догоняет зайцев, а зайчики убегают в свои домики.)

Воспитатель : - Как нам было весело сегодня! А кто же к нам в гости приходил?

Дети : - Медведь, Белка и Лиса.

Воспитатель : - Ребята мы сегодня на занятие научили Мишку шишки считать, для Белки и её друзей сделали бусы из геометрических фигур, и Лисичкины сложные задания все отгадали. На этом нам пора прощаться с животными. До свидание, приходите еще к нам в гости! Мы будем вам очень рады! Ребята на этом наше занятие закончилось .

Конспект занятия по математике(вторая младшая группа)

Тема: Один. Много.

Цель: Учить находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет.
Задачи: Познакомить с понятиями «один», «много». Работать над умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже. Познакомиться с понятием «правая» и «левая» рука. Формировать пространственные представления (понятия «перед, за, над»).
Материалы: корзинка с мячиками разного цвета по количеству детей +1мяч для воспитателя.

Ход урока.

1. Дети садятся на ковре и играют с пальчиками под стишок «Будем пальчики считать».

1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать.
(загибаем пальчики)
Вот кулак, а вот ладошка.
(Показать кулак и ладошку)
На ладошку села кошка и крадется потихоньку,
(По ладошке, перебирая пальчиками, продвигается другая ладошка)
Может, мышка там живет?
Кошка мышку стережет. Мяу!

(Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки)

(эту пальчиковую гимнастику и многие другие Вы можете найти )

2. У воспитателя корзинка с мячиками разного цвета по количеству детей +1 воспитателю.


- Что лежит у меня в корзинке? (Мячики )
- Сколько у меня мячиков в корзинке? (
Много )
- Возьму один мячик. У меня один красный мячик.
- Саша, возьми мячик. Сколько ты мячиков взял? Какой у тебя мячик? У тебя один зеленый мячик. Повтори.
(Раздать все мячики )
- Сколько было мячиков в корзинке?
Много .
- А теперь сколько осталось?
Ни одного .
Было много мячиков, мы взяли по одному, и ни одного мячика не осталось.


3. Физминутка.

Возьмите мячик в правую руку. (Воспитатель стоит лицом к детям и показывает все движения в зеркальном отображении) Переложите мячик в левую руку. Поднимите мячик над головой. Спрячьте за спину. Держите мячик перед собой. Прыжки на месте с мячиком в руках под стихотворение:
Девочки и мальчики запрыгали, как мячики.
Попрыгали, устали, на носочки привстали,
Потихоньку закружились и на коврик опустились.


4. Давайте соберем мячики в корзинку.

Сколько мячиков лежит в корзинке? (Ни одного )
- Я положу в корзинку 1 красный мяч.
- Саша, положи в корзинку мячик. Сколько мячиков ты положил?

(Все мячики собрать в корзинку)
- Сколько в корзинке мячиков? (Много )
-Мы положили по одному, и их стало много.


5. Игра "Поезд".

Мы сидели, мы устали,
А сейчас мы дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Соберем мы паровоз,
чтобы в гости нас повез.
Дети двигаются по группе друг за другом под песенку «Едет, едет паровоз», положив руки на плечи впереди идущего. Паровоз «подъезжает» к уголку природы.
- Каких предметов у нас много? Какой предмет один? (Много шишек, одна белочка) Возьми тот предмет, который один и поставь на стол.
«Подъехать» к строительному уголку. - Каких предметов много? Какой один? (Много синих кубиков, один красный.) Возьми 1 кубик из тех, которых много и положи на стол.
«Подъехать» к кукольному уголку. За столом сидят игрушки. - Сколько мишек? (Один) Сколько собачек? (Одна) Сколько кукол? (Одна) Сколько кошечек? (Одна) Сколько всего игрушек? (Много) Возьми 1 игрушку и положи на стол. и т.д.
«Подъехать» к столу. - Что лежит на столе? Для чего нужны? - Это игрушки, нужны для того. чтобы играть. Сколько игрушек на столе? (Много)
- О чем еще можно сказать "много", "один"?

6. Итог урока.

Задачи:

1. Закреплять представление о пространственных отношениях.

2. Совершенствовать знания об отношениях предметов по количеству: один, много; больше, меньше.

3. Закреплять представление о том, что геометрические фигуры могут иметь разный цвет, размер.

Демонстрационный материал: 6 кукол; кукольный стол и 4 стула.

Раздаточный материал: ленты — красная и синяя; геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) разного цвета и размера.

Ход занятия

Воспитатель вносит в группу 2 кукол. Дети сидят за столами, на которых лежат по 2 ленты — красная и синяя.

Воспитатель. У двух подружек сегодня день рождения. Стали они наряжаться. Таня взяла синюю ленту, а Валя — красную.

— Положите синюю ленту справа. Красную - слева.

— Позвали они гостей. Накрыли стол, поставили стулья.

— Сколько столов? (Один.)

— Сколько стульев? (Много.)

Воспитатель ставит кукольный стол и 3 стула. Вносит в группу 4 кукол.

— Пришли гости, стали рассаживаться. Что такое? Один гость остался стоять? Почему?

Дети приходят к выводу, что гостей больше, а стульев меньше.

— Что нужно сделать, чтобы все гости сели? (Поставить еще один стул.)

— Поставь, Сережа, еще один стул. Сколько теперь стульев и гостей? (Поровну. Одинаково.)

Воспитатель благодарит детей и приглашает их пройти на ковер, в центре которого лежат геометрические фигуры разного цвета и размера. Воспитатель усаживает кукол Таню и Валю на стулья.

— Подкрепились гости и решили поиграть. Возьмите все по одной фигуре. Слушайте задания:

Подойдите к кукле Тане дети с зелеными фигурами, а к Вале — с желтыми;

Подойдите к кукле Тане дети с квадратами, а к Вале — с кругами;

Подойдите к кукле Тане дети с большими фигурами, а к Вале - с маленькими.

После каждого задания воспитатель спрашивает детей, почему они подошли к названной кукле, закрепляя названия фигур, их цвет и размер.

Сегодня кукол мы встречали,

С ними вместе поиграли,

А сейчас все уберем

И гулять скорей пойдем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.