Дымка история. Дьяконов Л.В. Дымковские глиняные расписные

Ранее, в разделе «Рукоделие » и подразделе « » мы публиковали статью «Лепка из глины «, где описывали некоторые основы, которые касаются этого процесса. И в одном из комментариев появилась просьба рассказать подробнее про одну из разновидностей способов лепки из глины — про дымковскую игрушку. Ответный комментарий в виду большого количества данных превратился в эту статью — «Дымковская игрушка — основы изготовления «. О чём, соответственно, мы и поведём дальше речь.

Сразу стоит сказать, что по-настоящему создание дымковской игрушки может быть освоено у потомственных мастеров из села Дымково Кировской области, где эти традиции передавались из поколения в поколение и так далее. Так что каких-то особых тайн в статье вы не найдёте. Зато мы постарались определить самые основные основы — чтобы любой человек смог взять их и сделать игрушку. Соответственно, если нам это удалось / не удалось, пишите, пожалуйста, отзывы — чтобы можно было провести коррекцию материала при необходимости. Ну а теперь приступим.

Дымковская игрушка — основы изготовления на самом деле очень просты. Если говорить вкратце, то все древние игрушки этого направления отличались одной общей деталью: они могли издавать шум: свист, грохот, треск и так далее. И отнюдь не потому, что наши древние предки любили пошуметь (хотя и это тоже 🙂) Так, считается, что злые духи очень не любят шум. Естественно, при наступлении весны, когда приходит пора сельхозработ, злые духи совершенно не нужны на полях и огородах. Тогда как за зиму на земле накопилось порядочно нечисти (зима вообще, как говорят, пора тёмных сил). И наши предки старались как могли справиться с этими злыми духами. В частности, организуя праздники, где необходимо было очень громко шуметь, свистеть, стучать и так далее. Духи пугались шума — и исчезали. Миссия была выполнена.

Дымковская игрушка — это одна из разновидностей этих шумовых инструментов. Так, у вятичей (славянского племени из этих мест) была традиция праздника «Свистопляска». Как видно из названия, праздник явно шумовой и противо-нечистный. Соответственно,

Происхождение и история дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, к которому и приурочивали их изготовление и продажу. К древнейшим видам дымковской игрушки, вероятно, нужно отнести шары, или «шарыши» Сравнительно небольшого диаметра (6-10 см), полые, с катающимися внутри горошинами, они издают звук погремушки, красивы по цветовым сочетаниям: по черному фону нанесены ряды белых, красных и сиреневых или белых, голубых и коричневых пятен — горошин.

Помимо шумовых функций, катание глиняных шаров на Свистопляску было поздней модификацией древнего обряда: заклинания плодородия - катания яиц. Древний по происхождению слой дымковской игрушки составляют и свистульки, в первую очередь, исполненные в виде животных. Это небольшие по размеру фигурки с характерными признаками животного спереди и коническим завершением в виде свистка сзади.

То есть, изначальная особенность дымковской игрушки — это способность издавать шум, свист. На сегодня «шумливость» — это не обязательный атрибут дымковской игрушки. Но цвета и формы современных игрушек сохранены достаточно точно.

Дымковские мастерицы остро подмечали особенности одежды и на основе своих наблюдений создавали условные по форме образы. Со временем мода становилась более универсальной, утратив особенности народного стиля, и дымковская игрушка осталась уникальным отражением одежды минувших эпох. Постепенно забывался смысл отдельных деталей: золотое шитье на платьях, золото эполет и орденов становились непонятными пятнами, делавшими фигуру красочной и выразительной. Они даже переходили туда, где уже не имели никакого смысла - на козлов, оленей, индюков, придавая им своеобразную наивную красоту, веселую и жизнерадостную. Постепенно эта декоративная сторона дымковской игрушки выступала все сильнее и, наконец, превратила ее в то, что мы имеем сейчас, - чисто декоративную скульптуру.

Соответственно, отличительные черты дымковской игрушки:

  • специфические стилизованные формы
  • белый фон
  • яркая раскраска.
  • по-возможности — способность издавать шум, свист.

Конечно же, знатоки и специалисты могут назвать нам ещё сотню (а, может, и не одну) отличий дымковской игрушки от других. Но для нашей цели — основ изготовления дымковской игрушки — эти отличия не пригодятся. Ну а мы, собственно, переходим к основному разделу:

Основы изготовления дымковской (вятской) игрушки

Как, наверное, вы уже поняли, процесс изготовления дымковской игрушки проходит в 2 больших этапа:

  1. Создание собственно формы.
  2. Раскраска этой формы.

Начнём с первого шага. Традиционно для создания формы дымковской игрушки использовалась местная глина и речной песок. Естественно, глина из реки Вятка не всем доступна, поэтому люди пользуются заменителями. Если ваша цель — точное воспроизведение традиции дымковской игрушки, то нужны красная глина и песок, а также обжиг изделия в муфельной печи. Подобные способы обработки глины не всем доступны, поэтому мы ещё больше отклонимся от заветов предков 🙂

Итак, материалы для создания дымковской игрушки.

В принципе, можно использовать любые доступные вам материалы:

  1. Если вам доступна художественная глина — то можно использовать её — только учитывать, что готовые изделия боятся воды. Также нужно учесть, что глина достаточно долго сохнет (а её нужно высушить перед раскраской).
  2. Если вам доступен пластилин — это также нормальный материал. Но ввиду его водооталкивающих свойств это не самый хороший вариант, так как покраска пластилина — это то ещё удовольствие.
  3. В современных условиях лучше всего, если вам доступна самозатвердевающая полимерная глина . В художественных магазинах продаются такие брикеты разных цветов, с которыми работаешь как с обычной глиной — но не нужно обжигать, эта глина полимеризуется и не боится воды. Также при работе с такой глиной руки должны быть влажными.
  4. Кроме того, более экономичный способ — это дымковская игрушка из солёного теста . Подробнее про солёное тесто можно прочесть в нашей статье «Солёное тесто — рецепты и способы лепки «. Если вам не нужна мега-точность и утончённость художественных форм готового изделия, то это отличный материал. Хотя также достаточно долго сохнет.

Поскольку все четыре типа материалов сходны по пластичности, особо останавливаться на их отличиях не будем. Каждый, кто возьмёт в руки материал и сделает несколько пробных игрушек, самостоятельно определит недостающие моменты. Мы остановимся на общем процессе лепки дымковской игрушки.

Процесс лепки дымковской игрушки.

Этот процесс можно подразделить на несколько шагов.

Нулевой шаг — это выбор образца , готового изделия, которое вы хотите скопировать. Если вам не нравится копирование — можно импровизировать сразу. Но более логично сначала скопировать несколько готовых и наиболее понравившихся изделий. Выбранный образец нужно мысленно расчленить на составляющие. Выделить основу, оценить её форму. Выделить «придатки» — хвосты, крылья, копыта, ноги, юбки, коромысла, головы — всё, что крепится к основе.

Первый шаг — это создание основы . Каждая дымковская игрушка, если вы присмотритесь, состоит из основы — туловища. На которое впоследствии «надевается» всё остальное (перья, хвосты, головы, юбки и так далее). Основа создаётся из комка глины шарообразной формы. То есть, сначала нужно скатать шарик нужного вам размера. Затем деформировать этот шарик (вытянуть, сплюснуть, стянуть) в соответствии с общей формой туловища будущей игрушки. Чем плавнее происходит деформация, тем более хорошей получится форма, она не будет иметь выемок, сколов и прочих дефектов быстрого растяжения.

Второй шаг — это изготовление придатков . Вы не поверите, но основа придатков — это также шарики из глины, только меньшего, чем основа размера. То есть, нужно скатать шарик и постепенно деформировать его в сторону нужной формы. Кстати, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: первые несколько игрушек — это учебные игрушки. Так что особых требований к качеству при их изготовлении у вас быть не должно. Требования к точности форм, утончённости и гармоничности должны появляться лишь при наличии небольшого навыка работы с глиной.

Третий шаг — соединение придатков с туловищем. Для этого «конечности» прижимаются к туловищу. А потом с помощью некоторого количества глины и чуть большего, чем обычно, количества воды, создаётся плавный переход между придатками и туловищем.

Теперь можно добавить всяких украшений — колечек, шариков, колбасок, канавок. И оставить заготовку игрушки высыхать. А пока она сохнет, воспользоваться паузой и подобрать себе цвета, которыми вы собираетесь раскрашивать дымковскую игрушку.

Про подбор красок и цветов для дымковской игрушки.

Цвета в дымковской игрушке в основном яркие, баночные — не смешиваемые. Если вы хотите подробнее узнать про смешивание цветов (например, про то, как получить красивейший фиолетовый цвет вместо грязи) — то вы можете прочесть статью «Как получить нужный цвет? «. Но если вам не жалко купить обычные краски по керамике на основе акрила в художественном магазине, то это будет более простой путь. Вам понадобятся любые нравящиеся вам яркие цвета — жёлтый, красный, чёрный, оранжевый, синий, зелёный, фиолетовый.

Естественно, традиционно для раскраски дымковской игрушки использовали натуральные красители на яйце, молоке. Затем — темперу. Но поскольку мы не соблюдали исконную технологию при создании заготовки, то зачем соблюдать её сейчас?

Итак, акриловые краски — отличный вариант для дымковской игрушки. Кстати, при особом старании ими можно справиться даже с пластилином. Плюс их важный плюс по сравнению с, например, гуашью — краски быстро сохнут и становятся очень прочными. Так что когда вы будете рисовать по белому фону, он не будет смешиваться с новыми цветами. Ну а если вы выбрали гуашь — будьте готовы к тому, что белый цвет фона будет взаимодействовать с другими красками. Особенно если вы будете водить кисточкой в одном месте дольше одного мазка.

Следующий этап — раскраска дымковской игрушки.

Который, в свою очередь, делится на

  • нанесение белого фона
  • окончательную разрисовку.

Нанесение белого фона — важный процесс. Если его не нанести хотя бы в один слой, то все ваши цвета, которыми вы будете раскрашивать эту игрушку, окажутся намного более блеклыми, чем если бы под ними был белый фон. Поэтому покрыть заготовку белым в 2-3 слоя — это не прихоть, это суровая необходимость 🙂

Соответственно, после высыхания фона начинаем раскрашивать игрушку. Если вы не уверены, то для начала теми же цветами, какие будут использоваться в игрушке, можно раскрасить несколько фигурок на бумаге. Это даст возможность

  • а) немножко потренироваться
  • б) в большей степени определиться с желаемым сочетанием цветов.

Итак, в раскраске традиционно нуждаются: глаза, волосы (если это человек), предметы одежды или естественных покровов (перья, шкура). Также можно раскрасить декоративные элементы типа бугорков, валиков, канавок, если вы их делали. Если нет — то можно их нарисовать прямо поверх заготовки.

Кстати, в разукрашивании игрушки, вполне возможно, вам понадобятся наши советы из цикла статей Как научиться рисовать? Легко! И в особенности раздел про силовые линии в рисунке.

Вот и всё! Дымковская игрушка вылеплена и раскрашена! Осталось высушить, при желании покрыть экологичным лаком на водной основе -и радоваться!

Дымковская игрушка — от простого к сложному.

Если говорить методически, то наиболее правильно начинать лепку игрушек с самых простых форм. То есть, вероятность получить полную ерунду в том случае, если вы выбрали для первой лепки, например, всадника, намного больше, чем если бы вы выбрали, скажем, свинку.

Принцип выбора игрушек, более простых в изготовлении : у них много туловища и мало «придатков». То есть, чем больше в игрушке туловища и чем меньше ножки, ручки, хвостики (а в идеале, если они вообще прилегают к телу и обозначаются только на рисунке), тем легче будет эту игрушку по первах делать.

И, наоборот, принцип выбора более сложных игрушек — появление длинных конечностей, шей, огромных хвостов и прочих «придаткообразных» выступов.

Дымковский колокольчик:

Свинки — отличный начальный этап, состоят из туловища и очень коротких лапок-пяточков-ушек.

Свинки из 1950-х годов:

Оригинальная игрушка 30-х годов прошлого века (как видите, примитивизм и стилизация — основа дымковской игрушки):

Современный вариант этой игрушки (намного меньше примитивизма и стилизации):

Более сложная модификация этой игрушки (конёк-мутантик):

Ещё более сложная модификация этой игрушки (конь-горыныч):

Следующий этап усложнения (вообще неизвестное животное 🙂) из 1900-х годов:

Эта же игрушка — но в современном исполнении:

Удачного творчества!!!

Итак, как вы, наверное, заметили, процесс изготовления дымковской игрушки прост и логичен.

И, естественно, ведь созданием этой игрушки издревле занимались не профессиональные художники, а исключительно любители. Так что дымковская игрушка по плечу каждому!

Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей 6-7 лет

Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №144", г. Воронеж

Назначение: воспитатели старших и подготовительных групп,учителя начальных классов,родители.
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
-Познакомить с историей Дымковской игрушки.
-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
-Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
-Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
-Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.
План занятия:
- 1. Организационный момент
2. Теоретическая часть. Вводная беседа об истории и процессе создания с демонстрацией дымковских игрушек, картин, презентаций.Объяснение последовательности росписи.
3. Заключительная часть.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,давайте посмотрим?





Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий
Мчится глиняный олень.


Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.


Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.


Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Даже кони в праздничных нарядах.


Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..
Воспитатель: А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно.Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. А почему они яркие?


Дети: Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки,точки, линии,клеточки,полоски,кривые,волны,квадраты,кольца,овалы.




Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.




Воспитатель: Давайте узнаем как создается игрушка?

(Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.



Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.

Дымковская игрушка - одна из визитных карточек не только лишь Вятского края, где её изготавливают, да и всей России-матушки. Она имеет фактически такое же мировое значение, как балалайка и матрешка. Эти ослепительно-белые глиняные фигуры с колоритными неподражаемыми рисунками завоевывают сердечко того, кто их лицезреет, раз и навечно.

Дымковская игрушка. История

Для малышей нет большей радости, чем посвистеть в расписную свистульку. И, смотря на это, охото смеяться и балагурить, так как калоритные краски и контрастные картинки настраивают на очень положительный лад, как молвят наши современники. А наши праотцы, которые это волшебство выдумали, произнесли бы, что таковой игрушке сердечко радуется!

Разработка производства этих глиняных сувениров зародилась в Вятской губернии (на данный момент Кировская область), в гончарной слободе под заглавием Дымково, порядка 400 годов назад. Тут и появилась дымковская игрушка. Козлик, петушок, баран, баба в ярчайшем сарафане – вначале, в главном, дамы и животные служили моделями для будущих расписных поделок. Позднее сюжеты расширились, появились мужские фигуры и детские, карусели и целые скульптурные группы. Разработка производства передавалась по наследию. Сначала промысел этот был семейным делом, а позднее им стали заниматься только дамы.

Праздничек «Свистуньи»

Толчком к появлению этих уникальных фигурок послужило празднование «Свистуньи». Конкретно для этого праздничка изготавливалась дымковская игрушка. История, для деток и взрослых небезынтересная, так ведает о появлении этой традиции.

Начали отмечать сей день в память о погибших в 1418 году вятчанах и устюжанах. Сначала каждый год справляли тризну по погибшим. Позже она переросла в народное гуляние, сопровождавшееся свистом из глиняных свистулек. Для этого праздничка и навострились местные мастера делать калоритные и голосистые фигуры, которые позднее получили заглавие «дымковская игрушка». История, для малышей и их радостного свиста начавшаяся, получила продолжение, так как свистульки эти полюбились и взрослым. А позднее к ним добавились игрушки.

В конце девятнадцатого века изготовка дымковских игрушек закончилось. И исключительно в 30-х годах двадцатого века возродилось вновь.

Разработка, по которой делалась дымковская игрушка

История, для деток и взрослых рассказанная, поведала о том, когда и с какой целью делались расписные глиняные фигуры на Вятчине, но в ней не было сказано о том, как они изготавливались.

Лепили их из красноватой глины, потом просушивали (в течение 20-25 дней), а после в печи обжигали. Готовые фигуры покрывали мелом, разведенным коровьим молоком, расписывали яичными красками, дополняли ромбиками из потали (имитация золота). Классические цвета: ярко-красный, желтоватый, голубий, зеленоватый. Набросок – геометрический (круги, ромбы, полосы, клеточки) с добавлением цветочных мотивов. Чтоб цвета были ярче, разрисованную игрушку смазывали взбитым яичком.

Дымковская игрушка в наши деньки

Сейчас древний вятский промысел пользуется широкой известностью и популярностью в нашей стране и за её пределами. Для нас это таковой же знак родины, как Гжель, Палех, Хохлома. В центре городка Кирова установлена скульптурная композиция «Семья», изображающая игрушки, прославившие эти места. В 2011 году был открыт музей, главной и единственной темой которого стала дымковская игрушка. Танец с аналогичным заглавием ставят в детских и взрослых танцевальных коллективах по всей Рф.

Будем надежды, что еще долгие и длительные годы мы, наши детки и внуки будут наслаждаться этими радостными и наряженными статуэтками.

«Свистунья-свистопляска».

Когда-то давно изготовление глиняных игрушек в слободе Дымково Вятского края было ремеслом семейным. Люди целыми семьями добывали и месили глину, руками толкли и растирали, применяя краскотерки, комовой мел, весь период с осени по весну занимались лепкой, сушкой и обжигом своих творений. По мере приближения дня ярмарки, именуемой «Свистуньей-свистопляской» , приходившегося после Пасхи на четвертую субботу, готовые игрушки белили мелом, который разводили снятым коровьим молоком, после чего окрашивали яичными красками, украшая пятнами золотистой потали. Самобытный красочный товар местное население на лодках привозило на праздник в город Вятку , даря радость своего искусства взрослым и детям.

Ярмарка являлась продолжением поминовения жителей Великого Устюга и Хлынова, сложивших свои головы в битве, вошедшей в историю Вятки под названием Хлыновское побоище , в котором «своя своих не познаша». В честь погибших и в память о трагической битве у Раздерихинского оврага был сооружен поминальный крест, а затем возведена часовня.

Разгульное ярмарочное веселье продолжалось три дня, и все дни жители Вятки, от мала до велика, свистели в глиняные свистульки. Некогда оказавшийся свидетелем сего праздника вятский писатель Лебедев В.В. в своих воспоминаниях сравнивал поход среди свистящей на площади толпы с ощущением, что «идешь по воздуху». Описывая людей, Лебедев обращал особое внимание на смеющиеся и в чем-то дерзкие лица вятичей.

К сожалению, ныне этот праздник давно уже канул в Лету, просуществовав лишь до двадцатых годов минувшего века, а вот промысел жив и поныне. В позапрошлом веке в Дымковской слободе жили и творили от 30 до 50-ти семей игрушечников. Годами, веками складывались семейные династии промысла, представленные Пенкиными, Никулиными, Кошкиными и многими другими известными фамилиями. Каждая династия строго следовала своим, присущем только ей, традиционным особенностям ремесла. Игрушки различались по форме, пропорциям, цветовой гамме и орнаменту. В эти времена дымковская игрушка являла собой отдельные фигурки, изображавшие животных, птиц, людей, а также самые разнообразные свистульки . Все они несли в себе древние образы человеческих представлений об окружающем мире.

Анна Мезрина и Алексей Деньшин - хранители дымковского промысла.

С началом двадцатого столетия существование дымковского промысла было поставлено под угрозу. Объемы изготовления рукотворной игрушки стремительно убывали. Промысел уже «не кормил», как некогда раньше, и многие потомственные мастера попросту прекращали заниматься этим ремеслом, ища занятий более прибыльных.

Глиняные игрушки уходили в прошлое, становясь достоянием истории. Стали процветать мастерские по созданию изделий из гипса, которые пользовались колоссальным спросом, как у местного населения, так и на ярмарочных распродажах крупных городов. Многие игрушечники начали подрабатывать раскраской гипсовых изделий, и лишь мастерица (1853-1938) по-старинке создавала свои глиняные творения. Она, по сути дела, и стала той единственной связеобразующей нитью между прошлым и настоящим, настоящим и будущим дымковского ремесла. Сейчас ее творчество - классика и пример для подражания современным ремесленницам. Свои традиции и свой опыт Анна Афанасьевна завещала двум дочерям: Александре Ивановне Мезриной (1874-1934) и Ольге Ивановне Коноваловой (1886-1979), не только обучив их основам древнего искусства, но и передав все его секреты.

И все же, по-видимому, решающую позитивную роль в судьбе всего дымковского промысла сыграл вятский художник Алексей Иванович Деньшин (1893-1948). С пятнадцати лет он настолько увлекся творчеством малообразованных мастериц, что впоследствии сумел разглядеть в их произведениях истинное искусство. Деньшин постоянно зарисовывал дымковские игрушки и изучал технологию процесса изготовления. Творчество А. А. Мезриной стало для него объектом особой любви.

Даже после Октябрьской революции Деньшин А.И. не прекратил активно изучать и пропагандировать дымковское ремесло. Пытаясь акцентировать внимание властей на самобытном русском народном искусстве, художник создавал своими собственными руками альбомы с зарисовками дымковских игрушек и описаниями истории промысла . Альбом «Вятская глиняная игрушка в рисунках», изданный в 1917 году, альбом «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные», датированный 1919 годом, и альбом «Вятские старинные глиняные игрушки», 1926 года издания, вышедшие в свет небольшими тиражами в Москве и Вятке, моментально стали редкостью книжного мира .

Интерес представляет не только содержание альбомов, но и способ их создания. Деньшин выполнил альбомы на литографских камнях, а потом ручным способом раскрасил яичными красками , являвшимися точными копиями подлинников. Эти творения стали абсолютно незаменимыми источниками изучения традиций дымковского промысла для всех поколений мастеров.

Еще одним вкладом А. И. Деньшина в историю развития и сохранения дымковского ремесла стало собирание и распространение по музеям Петербурга и Москвы коллекций дымковских игрушек . Такие плодотворные деяния вскоре принесли свои плоды. Общественность и руководство страны узнали о старинном промысле. Несмотря ни на что, ремесло выжило, а за особые заслуги старейшая игрушечница А.А. Мезрина в 1934 году была удостоена персональной пенсии .

На протяжении тридцатых годов минувшего века популярность дымковской игрушки только возрастала. Александр Иванович Деньшин сумел вернуть в ремесло потомственных мастериц Е.И. Пенкину (1882-1948) и Е.А. Кошкину (1871-1953), вовлечь в занятие уникальным творчеством молодое поколение.

Следует отметить, что в двадцатые-тридцатые годы минувшего века усилилось и внимание со стороны руководства Советского государства к самобытным народным промыслам. Вовлечение в традиции новых образов повлекло расширение тематики, изменение цветовой гаммы и орнаментного строя . Именно в этот период среди дымковских игрушек появляются композиции , конструктивно состоящие из фигур, объединенных единым смыслом и цельным основанием, получившим название «блинчика». Такой оригинальный прием привнес в жанровые сценки способность отражения тем реальной жизни. Кстати, именно А.А. Мезрина, Е.А. Кошкина и Пенкина Е.И. первыми ступили на новый творческий путь.

Старейшие мастерицы.

В сороковые годы минувшего века Елизавета Ивановна Пенкина стала активно заниматься сказочной темой. С 1938 года ее помощницами в росписи становятся Л.Н. Никулина (1906-1961) и Косс-Деньшина Е.И. (1901-1979). Особую роль в развитии этой темы сыграли творчество А.С. Пушкина и его столетний юбилей, которому было посвящено немало событий. Творчество классика русской поэзии словно подсказало народным искусницам такие близкие и родные для каждого русского человека образы из сказок. Следуя этим тенденциям, Е.И. Пенкиной создает композиции «У лукоморья» и «Баба-яга», причем у Бабы-яги появляется знаменитая Избушка на курьих ножках.

Е.А. Кошкина, изначально отдававшая предпочтение созданию традиционных отдельно стоящих фигур, начиная с тридцатых годов и на протяжении сороковых годов также обращается к созданию композиций из нескольких фигур. Используя основания, она позиционировала жанровые сценки с участием 2-3 персонажей. Многие работы создавались в соавторстве с дочерью мастерицы - Зиновией Федоровной Безденежных (1901-1964), которая занималась росписью композиций. Так стали появляться работы, в которых вместе с образами птиц, животных и людей присутствовали архитектурные мотивы .

В 1939 году бригада в составе мастериц Е.А. Кошкиной, Коноваловой О.И., Е.И. Пенкиной и З.Ф. Безденежных под непосредственным руководством А.И. Деньшина принимала участие в оформлении и декорировании зала Кировской области в павильоне «Ленинград - Северо-Восток» Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, проходившей в Москве, Пресса тех лет так описала дымковское ремесло: «Красочное многоцветье изображений людей, животных и птиц отчетливо выделяется на белой поверхности стен, сохраняя как в красках, так и в формах всю присущую для дымковской игрушки выразительность примитива» . Данное описание навсегда стало ассоциироваться с зародившимся дымковским рельефом, который на долгие годы вошел в традицию дымковского ремесла второй половины минувшего столетия.

Военные и послевоенные годы.

Великая Отечественная война нанесла колоссальный урон не только всему культурному наследию нашей страны, включая и едва возродившийся дымковский промысел. Ремесленницы остались без работы. Обстоятельства складывались так, что в это тяжелое для народа время было не до игрушек . По крайней мере, так казалось. Однако дымковская игрушка вскоре вновь стала обретать былую популярность. Уже в 1942 году производство было возобновлено, Алексей Деньшин справедливо подметил, что дымковская игрушка стала «доказательством несокрушимости русского народного духа, проявленного и в области народного изобразительного искусства».

После великой Победы, фактически возрождаясь из небытия, страна и ее люди снова обратились к дарящему радость творчеству дымковских мастеров. Государство всячески поддерживало мастериц, финансировало улучшения условий труда и обучение молодого поколения. Правда, наличие организационных трудностей не позволяло решать все проблемы. Умер А.И. Деньшин, постепенно уходило из жизни старшее поколение дымковских мастериц. К 1956 году промыслом занималось только восемь мастериц. Среди них работали молодые снохи Кошкиной и Пенкиной: Кошкина Е.З. (1914-1993) и Пенкина З.В. (1897-1988).

Конец пятидесятых годов прошлого столетия ознаменовался новым этапом возрождения народных промыслов. Вновь возрождается тяга к старым русским корням, изучаются проблемы традиций русской культуры и их развития. Спрос на дымковскую игрушку значительно увеличивается, и она начинает условно подразделяться на две основных категории: выставочную и традиционную. Выставочная категория создавалась в основном с применением инноваций, с целью привлечь внимание посетителей множества художественных выставок различного уровня, начиная областными и заканчивая международными выставками. Проводились и персональные выставки мастеров. Творчество дымковских мастеров широко освещалось в прессе, привлекало внимание профессионалов и сотрудников музеев. Имена мастериц входили в историю и становились знаменитыми.

Первые поколения учениц - будущих мастериц.

Начиная с 1955 года к освоению ремесла приступают будущие мастерицы З.И. Казакова, Е.А. Смирнова и А.В. Кузьминых. Уже через три года на обучение к З.В. Пенкиной и Е.З. Кошкиной приходит целая «звездная» группа будущих искусниц: Л. С. Фаналеева, Л. А. Иванова, А. П.Печенкина, А. Ф. Попыванова, В. П. Племянникова, Н. П. Трухина, А. И. Ворожцова, Н. Н. Суханова, Г. И. Баранова, Н. П. Борнякова, В. П. Красикова. Пенкина и Кошкина приступают к обучению творческой молодежи совместно с З.Ф. Безденежныхи Никулиной Л.Н.

Спустя годы Валентина Петровна Племянникова, уже будучи признанным мастером своего дела, вспоминала, что все учителя-мастерицы поочередно менялись для того, чтобы ученицы понимали разницув «руке», то есть характер конкретной мастерицы в ее работе. Кошкина Е.З. обучала лепке курочек, барынь в капорочках, всадников, лодочников и свистулек. За этими игрушками, по свидетельству В.П. Племянниковой, так и закрепилось название «кошкинских», а все они своей дородностью, пышущим здоровьем, гладкостью, округлостью, «кошкинской» душой так и походили на мастерицу-наставницу.

Навсегда остались в памяти Л.С.Фалалеевой слова З.Ф. Пенкиной: «Девочки, ведь глина - это такой материал, оторви да брось, если много. Если мало, возьмии добавь ещё...».

Первоначально все ученицы занимались в общей комнате в Доме художников по улице Свободы, д.65.

Неоценимый вклад в сохранение и развитие промысла в эти годы внес скульптор Михаил Михайлович Кошкин (1907-1984), который являлся председателем Вятского союза художников.

Будучи художественным руководителем промысла, Е.А. Окишева (1927-2007) постоянно посещала с начинающими мастерицами местные музеи, где группа создавала целые альбомы работ, занимаясь зарисовкой творений старейших мастериц - А.А. Мезриной, Пенкиной Е.А. и Е.А. Кошкиной имногих других. Некоторые из будущих мастериц обучались в художественной студии при Кировском Доме художников.

Творчество лауреатов Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина.

В 1967 году «за создание образцов дымковской игрушки, развивающих традиции русского народного творчества» мастерицы З.В. Пенкина, Косс-Деньшина Е.И., Е.З. Кошкина и Коновалова О.И. были удостоены звания лауреатов Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина. Помимо этого, те же мастерицы были награждены большим количеством почетных грамот, дипломов и медалей. Продолжительный период времени они являлись членами худсовета промысла, занимались приемкой и оценкой изделий.

Не зря говорят, что игрушка, рожденная руками мастерицы, прошедшая сквозь ее сердце, чудесным образом напоминает ее характер и даже внешность. Это утверждение бесспорно доказано творчеством.

Взять, к примеру, изделия Евдокии Захаровны Кошкиной (1914-1993). По множеству воспоминаний мастерица была спокойной, доброй, аккуратной и уравновешенной женщиной, вот и ее работы были исполнены крепости форм и ощущения неодолимой силы. Она отдавала предпочтение традиционным сюжетам: фигуркам барынь, нянь, мужичков, животных, птиц, в образе которых, интерпретированных на свой манер, воплощала характерные для повседневной жизни Вятского края черты бытового своеобразия. Художественный язык Е.З. Кошкиной всегда был лаконичным. Рождая свои композиции, она отбрасывала вселишние детали, не прибегала к намеренному украшательству, следовала симметрии иравновесию, скрупулезно отделывала каждую фигурку в орнаменте и лепке. Цветовая гамма игрушек Е.З. Кошкиной спокойна и немного разбелена. При среднем размере игрушки этой мастерицы монументальны, им присущи симметрия и фронтальность.

Зоя Васильевна Пенкина (1897-1988) самостоятельной работой занялась с 1935 года.

В 50-е годы круг образов и сюжетов ее творчества расширяется. Обладая удивительной фантазией, Пенкина З.В. создаетсвой уникальный образ разодетой барыни с высокой прической, с разнообразнымишляпами с украшениями, в платьях с оборками, располагающихся ярусами, с бантиками и воланами. Ее дочь и соавтор В.В. Киселева точно подобранным колоритом на протяжении более чем двадцати лет подчеркивала произведениях матери то главное, что отличало их от всех прочих.

Шестидесятые и семидесятые годы минувшего века стали периодом настоящего расцвета самобытного таланта З.В. Пенкиной. Не пасуя перед трудностями, она никогда не боялась браться за новые темы и разрабатывать их всевозможные варианты. Мастерица работала быстро и помногу. Несколько наивный и жизнерадостный характер Пенкиной З.В., ее чувства, воплощались в словно оживающей под руками трепетной глине.

Дочь А.А. Мезриной, потомственная мастерица Ольга Ивановна Коновалова (1886-1979) сумела перенять от своей матери основы традиционных образов птиц, влюбленных парочек, наездников и барынь. Она особенно любила передавать в лепке животных (медведей,зайцев, коров, оленей) и свистулек все многообразие и широту своего истинно русского характера. Среди ее сюжетных сказочных и бытовых композиций особенно выделяются «Свадьба зверей», «Катание на лодке», «Репка», «Катание с горы», «Старик с корзинкой». Коновалова О.И. первой исполнила фигурку «Барыньки наножках». Для ее игрушек характерен небольшой размер, разнообразие в орнаменте истремление передать движение в пластике.

Жена А.И. Деньшина, Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина (101-1979) к самостоятельной работеприступила в сороковые годы. Ее постоянные творческие поиски внесли в мир дымковского промысла много нового. Е.И. Косс-Деньшина в ходе работы над каждой игрушкой тщательно продумывала образ, как с точки зрения лепки, так и с точки зрения росписи. Подарив миру дымковской игрушки множество новых композиций исюжетов, она является автором исключительно оригинальных орнаментов изтрадиционных составляющих: точек, клеток, кругов, волнистых и прямых линий. После смерти мужа мастерица на протяжении многих лет занималась художественным руководством промысла.

Весь творческий путь мастериц, рожденные ими произведения, нашедшие свое место в музеях, и, конечноже, вся их не простая, но интересная жизнь - важны и ценный этап в развитии и сохранении традиций дымковской игрушки. Каждая мастерица - это легенда, ее образ невозможно стереть из памяти, учитывая силу значимости вклада каждой вобщее дело. Любая современная игрушечница, изучая и осваивая старинное ремесло, никогда не пропустит мимо себя творчество старших поколений мастериц. Понять сущность дымковского чуда можно только при наличии глубокого почтения к прошлому, к произведениям и судьбе предшественниц. Так будет из года в год, пока жив старинный вятский промысел.

Дымковская игрушка - яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Именно она предоставляет уникальную возможность проследить, как развивалось это народное искусство на протяжении огромного времени, сменяя многие поколения и династии мастеров.

Дымковская роспись: история

Основоположником этого народного промысла стала небольшая слобода Дымково (отсюда и такое название), находящаяся неподалеку от города Кирова.

Изначально в процессе раскрашивания дымковской игрушки применялись исключительно которые требовалось разводить. Для этой цели применялся перекисший квас или уксус. Кисточка изготавливалась самостоятельно и представляла собой холщовый лоскут, намотанный на деревянную палочку. Такой самодельный художественный инструмент использовался, когда требовалось провести линию. Для того чтобы нарисовать пятнышко мастера применяли торец ровно срезанного прутика.

Производство дымковской игрушки

Эти игрушки и по сей день полностью рукотворное искусство. Каждая представительница - произведение одного мастера. Для производства фигурки применяется местная красная глина, которая тщательным образом перемешивается с мелким песком. Фигурки лепятся по частям, затем готовые детали соединяются и долепливаются.

Прежде чем производить обжиг готовых фигурок, их нужно предварительно высушить. Этот процесс занимает от 2 до 20 дней. Обжигаются изделия в печи при температуре от 700 до 800 градусов. Затем поверхность игрушки покрывается специальными температурными белилами. В старину для этих целей использовался мел, разведенный при помощи молока.

На этом процесс изготовления игрушки закончен. Дальше идет дымковская роспись. Она представляет собой совершенно неповторимый народный стиль.

Элементы дымковской росписи

Для росписи этих игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки.

Элементы дымковской росписи также включают в себя ромбики, выполненные из либо потали, которые наклеиваются поверх уже нанесенного узора.

Каждый мастер наносит элементы орнамента на фигурку в соответствии с личными пожеланиями, в разном порядке и различных комбинациях. При этом изделие может быть практически полностью покрыто рисунком, а иногда прослеживается авторская лаконичность. Именно поэтому среди всего многообразия дымковских игрушек просто невозможно найти две одинаковые фигурки.

Для дымковской росписи характерно использование особых знаков, символизирующих стремление к правде, красоте и здоровому образу жизни. Все узоры традиционной росписи Дымки связаны с природой и различными оберегами.

При этом каждый элемент рисунка имеет свое скрытое значение. Так, волнистая линия является символом воды. Перекрещенные прямые полоски означают колодезный сруб, а круг со звездой в серединке олицетворяет солнце. Дымковская роспись, картинки которой вы можете видеть немного ниже, имеет и различные растительные элементы: зерна, ягодки, листики и цветочки.

Форма дымковской игрушки

Классическими для дымковской игрушки являются фигурки всадников, петухи и кони. Женские фигурки имеют расширяющиеся колоколообразные юбки и высокие головные уборы - кокошники. Здесь особое значение имеет выразительность деталей: нарядность прически и головного убора, всевозможные оборки, пелеринки, зонтики, сумочки и прочие дамские принадлежности.

Раскраска человеческих фигурок имела определенную последовательность. Вначале черной краской прорисовывались волосы, брови и глаза. Три оранжевых или красных пятнышка, поставленных на лице игрушки при помощи лучинки, означали рот и щеки. Затем расписывалась шляпка и в самую последнюю очередь - яркая юбка.

Характерные особенности росписи животных

Роспись дымковской игрушки имеет свои особенности. Каждый глиняный персонаж расписывается по-особому. Традиционные фигурки всадников, петухов и других любимых народом персонажей разукрашиваются очень ярко, даже фантастично: конь может иметь на своих боках ярко-синие яблоки-круги, индюк имеет феерично красочный веерообразный хвост, а козел - красные с позолотой рога.

Утки-"крылатки" имеют отличительную черту: горизонтальный ряд оборок-крыльев. Когда смотришь на такую уточку, то создается впечатление, что на ней надето два передника, имеющих лепную оборку. Кроме того, роспись игрушки предусматривает определенную последовательность нанесения узоров. Первой наносится широкая полоса, проходящая на груди утки, более узкие полоски расходятся от шеи, и только потом наносятся поперечные линии, образующие традиционный клетчатый узор.

Роспись свистулек в виде коньков сочетает вертикальные полосы с рядами разноцветных горошин. При этом использованные оттенки не обязательно гармонируют между собой.

Утки и кони - наиболее популярные образы животных, используемых при создании дымковской игрушки. Козлы, коровы, бараны и поросята, а также домашняя птица встречаются гораздо реже. Анатомические подробности, как правило, не соблюдаются, поэтому все животные несколько напоминают дымковских коней. Лишь форма морды дает возможность понять, кто перед нами. Роспись этих животных представлена продольными рядами точек темного цвета или маленькими горошинами, имеющими различные оттенки.

Дымковские цвета

Узоры дымковской росписи необычайно яркие. Синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, изумрудный и зеленый оттенки - вот основные цвета, используемый в рассматриваемой технике. Коричневая и черная краска используются лишь в небольшом количестве.

Следует заметить, что выбранные тона также имеют свои символичные значения. Зеленый в представлении простого народа тесно связан с понятием жизни, символизирует природу и крестьянскую пашню. Нравственная чистота, добро и правда - это, конечно, белый цвет. не только огонь, но и является олицетворением здоровья, силы и красоты. Синий - цвет неба.

Декорирование

Заключительным шагом декорирования игрушки становится нанесение позолоты. Именно это и отличает дымковскую игрушку, привнося в ее облик неповторимые черты. На Руси для этих целей применялось настоящее сусальное золото, представляющее собой очень тонкие золотые пластинки, переложенные бумажными лентами (это не давало возможности золоту склеиваться). Из него вырезали маленькие ромбики, которые и приклеивались в нужных местах при помощи яичного белка.

Настоящее дымковской росписи

Для росписи игрушек в применяются гуашевые краски, которые разводятся на яйце, а также темперные либо предназначенные специально для керамических изделий. Для нанесения узоров используются хорьковые или

В наши дни Дымка, к сожалению, уже давно утратила качества, характерные для народной игрушки: непосредственность и невысокую стоимость. Конечно, эти изделия имеют особую пластику. Однако благодаря излишней статичности и детальной четкости дымковские фигурки стали просто красивыми сувенирами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.