Из чего алхимики делали золото. Как самостоятельно сделать или получить из свинца настоящее золото в домашних условиях. Описание древнего алхимического рецепта изготовления чистого золота из обычного свинца

Алхимия, как внешняя, так и внутренняя, является сложной символической системой, где каждый металл связан с определенными образами, ассоциациями, которые зависимости от контекста, могут по-разному раскрывать смысл алхимического текста или действия. В этом кратком обзоре вы узнаете не только о символических значениях тех или иных металлов в алхимии, но и познакомитесь вообще с представлениями об иерархии металлов в алхимии.

Происхождение металлов (в рамках алхимических представлений)

Происхождение металлов всегда связывалось с землей. Считались, что они «растут» там, как плод в материнском чреве. Именно поэтому в алхимических трактатах и мифологической символике с ними ассоциируются хранители подземных сокровищ - гномы, альвы, цверги и так далее.

В древнем памятнике «Хуай Нань-цзы» (II в. до. н.э) сообщается, что «дыхание» центра Земли поднимается к «Пыльному Небу», там оно по прошествии 500 лет порождает желтую ртуть, которая через 500 лет превращается в золото, которое порождает по прошествии 500 лет Желтого Дракона, а Желтый Дракон проникает в самое сосредоточие Земли и там порождает подземное царство.

В некоторых странах считали, что один металл может порождать другой. Например, китайцы верили, что медь, по прошествии 700 лет превращается в киноварь, а серебро «происходит» из ртути.

Иерархия металлов в алхимии

Для алхимии характерно выстраивание металлов в некую эволюционную иерархическую цепочку в начале которой стоит железо, а в конце - золото. Это связано с тем, что для алхимиков металлы символизировали космическую энергию в застывшей форме. Поэтому извлечение их квинтэссенции рассматривалось как освобождение от иллюзий и получение Истины. Именно устранением всего «лишнего», алхимики пытались получить Философский камень.

Также некоторые алхимики считали, что даже драгоценные камни имеют металлические свойства. Например, Парацельс утверждал, что изумруд является медным камнем, карбункул и яшма - золотыми камнями, рубин и халцедон - серебряными. «Белый сапфир» - корунд, был камнем Юпитера, а гиацинт - камнем Меркурия.

Символическое значение золота в алхимии

Общие сведения: Золото, как во внешней, так и внутренней алхимии - это символ высшего совершенства, символ познания, мудрости, истинного человека, Философского камня, Эликсира бессмертия, Солнца и Бога. В христианстве золото - символ божественного духа, торжествующей веры, славы, любви.

Ассоциации с богами: Невозможно найти мифологию, в которой бы этот металл не был указанием на какого-нибудь бога - Адонис, Аполлон, Атон, Аттис, Атум, Гелиос, Дажьбог, Деметра, Дионис, Ишоко, Мардук, Митра, Осирис, Ра, Сварог, Сурья, Таммуз, Уту, Хепри, Хорс, Шамаш, Ярило и многие другие - все эти божества олицетворялись золотом.

Алхимическая аллегория: Алхимическая аллегория золота обычно представлена либо королем с короной на голове и скипетром в руке, либо солнечным диском с расходящимися лучами. По представлениям алхимиков, сплав золота (солнце, божественный дух) с серебром (луна, человеческий дух), так называемый aurum potabile, излечивает от многих болезней.

Символическое значение ртути в алхимии

Общие сведения: Ртуть занимает в алхимии особое место. Ее яркий блеск напоминал алхимикам о божественном свете, заключенном в материи. Она считалась духом всякой отдельной материальной формы. Недаром ее называли «жизненной силой всех металлов» (другое название ртути - «живое серебро»). Это объясняется тем, что она имеет жидкую форму, ассоциирующуюся у алхимиков с жидкостями, несущими жизни - дождевой водой, кровью, спермой и так далее.

Ртуть завораживала алхимиков, так как она могла вмещать в себя два полярных принципа. С одной стороны она металла, а с другой - жидкость, но при этом она все равно не смачивает поверхность. Это свойство послужило причиной того, что ртуть стала олицетворять собой Единство, как таковое. Иногда два противоположных принципа олицетворялись мужскими и женскими качествами, поэтому нередко можно встретить в алхимических трактатах символическое изображение ртути в виде гермафродита. Другими аллегорическими изображениями данного вещества были образы единорога, укрощаемого девственницей (символ примирения противоположностей) или льва, борющегося с единорогом (символ антагонизма противоположностей) и так далее.

Ассоциации с богами: Кроме того, ртуть отождествляли с Духом Божьим, носившимся над водой до сотворения мира.

Алхимическая аллегория: Согласно алхимическим концепциям, соль олицетворяла женское начало, а сера - мужское, но оба они примирялись в ртути, поэтому ей символизировали дух. У адептов внутренней алхимии, ртуть называлась «философской» субстанцией, а ее природная ипостась, считалась лишь несовершенным подобием истинной ртути.

Символическое значение серебра в алхимии

Общие сведения: Алхимики считали серебро металлом Луны. Оно символизировало девственность, женское начало, Царицу, мягкость, медлительность.

Ассоциации с богами: С серебром связаны практически все лунные боги и богини - Алфей, Анаит, Аретуза, Артемида, Геката, Гуаньинь, Диана, Иксчел, Иштар, Канон, Лусин, Майяуэль, Сарасвати, Селена, Сома, Тефнут, Тиннит, Хатор, Царпанниту, Цукуями, Чандра, Чан-э, Эндимион и прочие.

Алхимическая аллегория: Алхимическая аллегория серебра - женщина, стоящая на полумесяце в позе Мадонны.

Символическое значение свинца в алхимии

Общие сведения: Свинец в алхимии занимал важное место, так как олицетворял собой животную, «необработанную» душу человека, которую алхимик посредством духовной трансформации должен был превратить в золото, то есть сделать просветленной.

Ассоциации с богами: свинец, соотносимый с Сатурном, символизировал течение времени, недаром с ним связан греческий бог времени - Хронос.

Алхимическая аллегория: в алхимических трактатах свинец обычно аллегорически изображался в виде старика с посохом.

© Алексей Корнеев

Алхимики прокляты Католической церковью. Их жизнь — как детективный роман — всегда окутана таинственной завесой. Многие окончили свою жизнь на позолоченной виселице. Но желание получить философский камень и эликсир бессмертия всегда пересиливало страх смерти. Алхимией занимались лучшие умы человечества — Френсис Бэкон, Авиценна, Лейбниц, Спиноза и многие другие.

Золото алхимиков

Главная причина Столетней войны — философский камень!

Искусство Гермеса Трижды Величайшего

Алхимия как тайная наука зародилась ещё во времена фараонов. Согласно преданию, основателем и первым адептом алхимии был Гермес Трисмегист (что означает Трижды Величайший), автор «Изумрудной Скрижали» — первого алхимического трактата, — на которой алмазом были начертаны её основные понятия. Эта большая изумрудная плита была найдена воинами Александра Македонского в руках мумии в гробнице Гермеса. Кстати, свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса — отсюда выражение «герметически закрытый».
В 9-м веке в руки арабов попала греческая библиотека, в которой находились и немногочисленные уцелевшие трактаты по алхимии. Вскоре в Багдаде было освоено получение щелочей, перегонка растительных масел, кристаллизация и возгонка многих веществ. Развилась и идея о «лечении» — превращении неблагородных, «больных» металлов с помощью «лекарства» — философского камня в высшие: золото и серебро.
Научные знания мусульманского Востока проникали в» Европу и из завоёванной арабами Испании в середине 12-го века.

Рецепт богатства

Великие учёные Средневековья, такие как Авиценна, Барух Спиноза, Готфрид-Вильгельм Лейбниц, верили, что если к серебру или ртути при мешать философский камень и полученную смесь нагреть, она превратится в золото. Эта вера была настолько сильна, что английский король Генрих VI обратился с воззванием к народу, в котором клялся королевским словом, что близок день, когда в его лабораториях будет получено достаточно золота, чтобы выкупить все закладные своих подданных. Известно, что в 14-м веке доктор Раймунд Луллий по заказу английского короля Эдуарда I изготовил 25 тонн золота! Впоследствии отчеканенные из него монеты и стали главным двигателем Столетней войны. Этот секретный золотой запас и позволил небогатой в принципе Англии формировать и долгое время содержать внушительные армии. Некоторые из этих монет до сих пор можно увидеть в музеях, и самые придирчивые анализы показывают: золото Луллия настоящее.
Раймунд Луллий автор нескольких сотен сочинений, разработчик первой логической машины. Он утверждал, что с помощью философского камня можно превратить любое количество ртути в золото. «Возьми кусочек этого драгоценного медикамента величиной с боб. Брось его на тысячу унций ртути — последняя превратится в красный порошок. Прибавь унцию этого порошка к тысяче унций ртути — и она также превратится в красный порошок. Если из этого порошка взять одну унцию и бросить на тысячу унций ртути — все превратится в медикамент. Брось унцию этого медикамента на новую тысячу унций ртути — и она превратится в золото, которое лучше рудничного ».

Фламель бессмертный

С тайной искусственного изготовления золота связана и загадочная история Николя Фламеля, парижского переписчика книг. Эрудит и философ вошёл в историю как единственный, кому удалось приготовить философский камень, превращающий ртуть в золото и дарующий его обладателю бессмертие. Секрет он вычитал в старинной книге на неведомом языке, которую впервые увидел во сне. Через несколько дней, когда он был дома один, к нему обратился некий человек, предлагая купить манускрипт. Фламель узнал трактат с первого взгляда, и сделка состоялась. На расшифровку «Книги иудея Авраама» ушёл 21 год. Фламелю пришлось выучить древнееврейский и отправиться в Испанию в поисках человека, сведущего в каббале, без чего нельзя было истолковать самый важный фрагмент.
Первый успешный опыт трансмутации состоялся 17 января 1382 года. После трёх лет экспериментов он пишет в своём дневнике: «Наконец я нашёл то, что искал, и узнал это по едкому запаху. Проводя Делание в первый раз, я использовал ртуть, примерно полфунта которой превратил в чистое серебро, более качественное, нежели получаемое в копях. Произошло это около полудня 17-го января, в понедельник, в моем собственном доме, в год Господа 1382. Потом, все так же следуя буквально инструкциям в моей книге, 25-го апреля того же года, в тех же условиях, я применил красный Камень на полфунта ртути, Я превратил её в примерно такое же количество чистого золота, гораздо более превосходного, более мягкого и ковкого, чем обычное золото ». Всего таких опытов было три, но полученного золота хватило на возведение 14 больниц, 3 часовен и 7 церквей в Париже, не считая подобных же благодеяний в провинции и попечения о множестве вдов и сирот. Надгробие Фламеля можно видеть в парижском Музее Средневековья; на плите высечены солнце, ключ и закрытая книга.
Два века спустя его могилу вскрыли, но тела не обнаружили, после чего стали открыто утверждать, что он имитировал свою смерть, а на самом деле до сих пор жив с помощью философского камня. Говорили, что супруги Фламели несколько столетий путешествовали по Индии и Ближнему Востоку.
За прошедшие с исчезновения Фламеля пять веков его встречали не меньше, чем Элвиса Пресли в последние 30 лет. Все связанные с ним места многократно перерывались и простукивались, однако как «Книга иудея Авраама», так и сам камень исчезли без следа.

Мир говорит спасибо

Алхимики искали философский камень, но зачастую находили нечто иное, что, впрочем, приносило порой не меньшую выгоду, чем вожделенное «философское» золото. Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения ценных соединений и смесей, таких как минеральные и растительные краски, стекла, эмали, сплавы, лекарственные препараты! Они использовали такие приёмы лабораторных работ, как перегонка, возгонка, фильтрование. Алхимики изобрели печи для длительного нагревания, перегонные кубы! Появились рецепты производства спирта и усовершенствования процесса его перегонки. Важнейшим достижением было открытие сильных кислот — серной, азотной. Благодаря алхимии химики смогли осуществить многие новые реакции и получить такие вещества, как соли азотной кислоты, купорос, квасцы, соли серной и соляной кислот.
То, что мы сейчас не можем воспроизвести многие алхимические опыты, не должно приводить нас к выводу о том, что это невозможно в принципе.
В 1919 году великий английский физик Эрнест Резерфорд искусственным путём превратил азот в кислород. Через некоторое время его коллегам-учёным удалось осуществить мечту алхимиков древности — получить искусственное золото из ртути. Но оно оказалось баснословно дорогим — во много раз дороже, чем добытое из самых бедных россыпей или воды.
Получается, что с позиции наших современных знаний о природе преобразование одних элементов в другие не является чем-то невероятным, выходящим за рамки физических законов.
Поэтому хоронить алхимию преждевременно. Наоборот, следует очень внимательно всмотреться в те верные и ошибочные выводы, которые когда-то она сделала. Всмотреться, понять и даже научиться применять в непростой современной работе!

Мейсенское чудо

Немецкому алхимику Иоганну Фридриху Бёттгеру случайно попала в руки рукопись о философском камне. Это натолкнуло его на мысль тоже попытать счастья на поприще златоделия. Бёттгеру удалось заинтересовать своими планами князя Эгона фон Фюрстенберга, который взял его с собой в Дрезден и устроил для продолжения его алхимических занятий лабораторию в своём дворце. Алхимику позволили экспериментировать с глиной, богатые залежи которой имелись в окрестностях города Мейсена. Итогом очередных экспериментов Бёттгера вместо золота неожиданно явился превосходный по качеству фарфор. В 1710 году в Мейсене была открыта мануфактура, и производившийся на ней знаменитый мейсенский фарфор стал приносить доходы, вполне сопоставимые с теми, о коих мечтали искатели философского камня.

Золотая пыль веков…

В 10-м веке в Куфе во время сноса старого квартала была найдена закрытая комната, стены и потолок которой, скрытые от посторонних глаз, чудом выстояли. Над запертой дверью была надпись, говорившая о том, что дом когда-то принадлежал Джабиру Аль-Суфи.
Комната была пуста. Лишь пыльная колба стояла на иссохшем столе да квадратный брусок, густо покрытый пылью, валялся под столом. Когда брусок подняли, пыль осыпалась с него, ион загорелся ровным металлическим блеском. Брусок был золотым и весил более килограмма. Он был торжественно перевезён в Багдад. И ни у кого не возникло сомнений, что золото это сделано Джабиром — первым алхимиком, который ввёл в науку понятие количества, дозы.

Алхимия и алхимики

Среди загадок естествознания ни одна не вызывала столько раздумий и споров в течение полутора тысячелетий, как искусство, которое называют алхимией.

Карл Шмидер. История алхимии, 1832 г.

На протяжении истории человечества два желания постоянно обуревали смертных - обрести бессмертие и получать золото в неограниченных количествах. Это старая мечта человечества, уходящая корнями в глубокую древность. В течение тысячелетий алхимики пытались найти нечто, что даровало бы человеку не только сверкающее золото, но и вечную молодость, бессмертие. Жить вечно… Наверное, это первое, о чем начал мечтать человек, как только произошел от обезьяны. С тех пор он ведет войну со временем и смертью, причем любыми доступными средствами. Древние царицы купались в крови убиенных младенцев, считая, что это продлит их молодость. Средневековые алхимики эликсир бессмертия по ценности приравнивали к философскому камню, производящему золото. Никакой другой металл не обладал столь магической притягательной силой!

Сегодня трудно найти человека, который бы не слышал, что такое магия вообще и алхимия в частности. К сожалению, мало кто может внятно пояснить, что такое алхимия. Вот с этого и начнем.

Алхимия (араб. АГкйшуа - производится или от слова кет! туземного (коптского) названия Египта, или от греческого????? - жидкость, сок) - так называлась химия в Средние века, вплоть до

XVII столетия. Но с тех пор, как эта последняя получила научное обоснование и облеклась в формы точного знания, прежним, старинным, термином стали обозначать мнимое искусство превращать неблагородные металлы в золото и серебро, чем, собственно, и ограничивалась задача химии до XVI столетия. Таким образом, алхимия относится к современной химии так же, как астрология к астрономии.

Итак, главной задачей средневековых алхимиков было получение золота в неограниченном количестве. И если всевозможные маги и колдуны надеялись получить золото из ничего, по мановению колдовской палочки превращать в золото черепки или грязь, то алхимики, как люди кое-что смыслящие в строении веществ, надеялись получить золото из неблагородных металлов с помощью своеобразного катализатора - так называемого философского камня. Причем он должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные (несовершенные) металлы, как, например, свинец, ртуть и т. д. Кроме знакомого нам названия философский камень, это вещество также имело еще множество других названий: красный лев, великий эликсир, или магистериум, красная тинктура, панацея жизни и жизненный эликсир. Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством. Раствор его, разведенный в определенной пропорции, называли золотым напитком. Принятый внутрь в малых дозах, он должен был исцелять все болезни, омолаживать и делать жизнь более продолжительной. Легенд о тех, кто изобрел это волшебное лекарство, хоть отбавляй. Чаще всего в них упоминается имя магистра Раймунда Луллия, жившего в XIII веке. Он, утверждает легенда, владел тайной эликсира жизни. Но магистр во время лечения завязывал своим пациентам глаза, чтобы те не видели целебный напиток, который якобы даровал вечную жизнь. Однако самые любопытные все-таки умудрились его разглядеть - это была золотая пыль, переливавшаяся всеми цветами радуги. Само собой, после смерти мага никаких рецептов волшебного зелья не сохранилось. Зато по-прежнему жила надежда найти этот эликсир.

Другое таинственное средство алхимиков, уже второстепенное по своим свойствам, носило название белого льва, белой тинктуры или малого магистериума. Оно было способно превращать все неблагородные металлы в серебро.

Философский камень - это средство моментального обогащения - просто должно было быть «найдено». В противном случае само существование алхимиков становилось неоправданным. Вот примерная логическая цепочка среднестатистического алхимика: «Цель - обогащение, средство - золото. Цель - золото, средство - философский камень. Цель - философский камень, средство - неизвестно…»

Как получить философский камень, никто не знал, но все искали этот способ. Искали где только можно и нельзя. Алхимики побогаче экспериментировали со всевозможными заморскими редкостями, а те, что победнее, использовали то, что было под рукой. Но всех неизменно привлекал желтый цвет, ведь золото, как считали алхимики, может быть порождено лишь желтым веществом. Что только не было испробовано в качестве исходных веществ, даже человеческие фекалии и моча! Иногда это действительно приводило к химическим открытиям. Так, Хеннинг Бранд был уверен, что добыл из мочи философский камень, но на самом деле он получил фосфор.

С развитием концепции «философского камня» вера в возможность превращения металлов получила «научную» основу, и ученые мужи стали искать метод для «облагораживания» неблагородных цветных металлов. Чем больше «драгоценных свойств» (например, красивого блеска) имел металл, тем выше, по мнению алхимиков, была возможность его полного превращения. Так, желтую латунь считали «несовершенным золотом», а олово - «переходным» металлом от свинца к серебру.

Но каким должен был быть философский камень с виду? Какими признаками обладать? Рецептура его сложного изготовления была описана в многочисленных алхимических трактатах и толстых фолиантах, но в такой форме, что никто, а часто и сам алхимик не мог ничего понять.

Следует заметить, что в некоторых деталях все рецепты совпадают. Так, часто указывается, что философский камень представляет собой ярко-красное негигроскопичное вещество. Как правило, упоминают серо-красный «очень тяжелый» порошок, иногда его называют блестящим. При получении его из ртути и других составных частей вещество несколько раз изменяет свою окраску - от черной к белой, затем желтой и наконец становится красным. Профессор К. ван Ниевенбург из Нидерландов в 1963 году взял на себя труд повторить многочисленные операции алхимиков с помощью методов современной науки. В одном из опытов он действительно наблюдал описанные изменения окраски. После удаления всей ртути, введенной по прописям алхимиков, а также ее солей путем разложения при высоких температурах или возгонкой он получил очень красивое красное негигроскопичное вещество. Сверкающие призматические кристаллы были химически чистым хлорауратом серебра Ag. Возможно, что это соединение и было тем самым философским камнем, который в силу высокого содержания в нем золота (44 %) мог вызвать желаемое превращение - это было поверхностное золочение либо сплавление с неблагородными металлами. Конечно, с помощью этого соединения нельзя было «наколдовать» больше золота, чем оно само содержало.

Откуда же ведет свою родословную таинственная «наука»? Родиной алхимии считается Древний Египет. Римский император Диоклетиан повелел в 296 году н. э. предавать сожжению все египетские рукописи, касающиеся искусства делать золото. Родоначальником алхимии считается легендарный Гермес Трисмегист, поэтому искусство делать золото называлось герметическим.

Первые попытки рационально объяснить превращение металлов сделали древние греки. В их основе лежит учение греческих философов о природе. Эмпедокл говорил о четырех стихиях: огне, воздухе, земле и воде, которые являются основой всего сущего. Платон представлял себе, что четыре стихии происходят от превращения одной и той же основной, первоначальной материи. Аристотель дополнил эту теорию эфиром - пятым началом, для небесных тел.

До распространения христианства ни в Греции, ни в Риме собственно алхимические исследования не проводились; в то же время греческая культура оставила в наследство Востоку свою философию. Так, аристотелевская физика передала александрийской школе идею превращения одного элемента в другой.

Такая теория, посредством которой можно было легко объяснить превращения металлов, и была принята античными алхимиками. Они признавали, что из первобытной материи (materia prima) произошли четыре элемента, а затем посредством их различных соединений - все остальные вещества. Таким образом, всякое вещество содержит в себе все элементы. Если требуется один металл превратить в другой, то надо только отнять известную часть одних элементов и добавить части некоторых других. Если удастся обратить металл в первоначальную форму, то ее можно будет преобразовывать в какой угодно другой металл. Когда ученым стала известна ртуть, то именно в ней некоторые увидели «первоначальную форму». Ртуть вообще легко вступает в соединения с другими металлами, образуя амальгамы с резко отличающимися от первоначальных металлов свойствами. Затем в роли такой «универсальной» составляющей выступала сера. По мнению алхимиков, ртуть и сера разной чистоты, соединяясь в различных количествах, дают начало металлам. Несколько позже третьей составной частью металлов стали считать мышьяк; он служил, главным образом, для приготовления сплавов, имевших цвет золота и серебра.

Греки стали учителями арабов, с любовью взлелеявших алхимию. Арабы не только дали этой «науке» то имя, под которым мы ее знаем и теперь, но и практически определили путь ее развития. В этом последнем отношении особенно важны труды араба Абу-Музы Джафара-аль-Софи, называемого обыкновенно Гебером. Он жил в Севилье в конце VIII - начале IX столетия и был, вероятно, греком, обращенным в ислам. Во времена Гебера металлы считались веществами, меняющими свою природу. Гебер полагал, что все они состоят из меркурия (ртути) и серы, а потому к ним можно прибавить то, чего у них недостает, и отнять то, что находится в избытке.

Запад воспринял алхимию от арабов в X или XI столетии. Арабская алхимия стала связующим звеном между средневековой и античной традициями. Мудрость греков пришла в Европу именно из арабских сочинений.

Итак, в Европе широкий интерес к алхимии возник на рубеже XI–XII веков, и вскоре началась «алхимическая лихорадка». В Средние века развитие алхимии получило огромный толчок, во-первых, из-за увеличения спроса на благородные металлы, вызванного ростом населения и связанного с этим расширения торгового обмена, во-вторых, из-за снижения продуктивности старых золотоносных месторождений. Непрерывный спрос на золото со стороны правителей также должен был подтолкнуть представителей практической металлургии к реализации теории превращения элементов. Точнее, не к реализации (которая осуществилась только в эпоху ядерного синтеза), а к поискам возможности ее осуществить.

Большинство искателей философского камня к науке не имели никакого отношения. Это были дилетанты, слепо верившие, что его секрет действительно можно найти в древних писаниях. Церковь, однако, к идеям алхимиков уже не проявляла такого враждебного отношения, как в первые века нашей эры. В то время считалось, что многие персонажи Библии имели отношение к алхимическим опытам. К тому же некоторые церковники были не прочь истолковать отдельные места из Священного Писания в пользу алхимии. Средневековая алхимическая теория мало отличалась от когда-то предложенной Аристотелем. К открытым ртути и сере добавилось еще одно «начало» - соль. К химическим элементам причисляли и землю (то есть собственно почву). Как ни странно, но металлы (золото, серебро, железо и т. п.) считались не исходными элементами, а производными!

Так как в те времена каждый выдающийся ученый обладал всей суммой знаний своего времени, то нередко в истории алхимии встречаем имена известных философов и богословов. Знаменитые философы Средневековья Альберт Великий и Роджер Бэкон были также и знаменитейшими алхимиками своего времени. Арнольдо де Вилланова, выдающийся врач, умерший в 1314 году, издал более 20 алхимических трудов. Раймунд Луллий, о котором мы уже упоминали, известнейший алхимик XIII–XIV столетий (родился в 1235 году, умер в 1315-м, по другим источникам - не позднее 1333-го), был, как говорят, автором 500 сочинений, главным образом алхимического содержания. Его долгая жизнь, по свидетельству современников, была доказательством того, что он нашел-таки пресловутый эликсир бессмертия.

Луллий служил королю Эдуарду I, который царствовал до 1307 года. Король смог привлечь Луллия обещанием начать кампанию против неверных - турок. В результате Луллий заключил своего рода договор с английской короной: алхимик обязался изготовить 60 000 фунтов золота из ртути, олова и свинца, которое будет лучшего качества, чем золото из рудников. На это золото должны были быть снаряжены корабли и оплачены воины для священной войны против неверных.

В честь победы на море над французами в 1340 году английский король Эдуард III (царствовал с 1327 по 1377 год) повелел чеканить специальные золотые монеты, так называемые нобли. Монеты эти якобы были изготовлены из золота Раймунда Луллия, хотя известно, что Эдуард III собирал на это средства путем повышения налогов и наложения долговых обязательств, не стеснялся он конфисковывать золотые предметы из церквей и монастырей. Но все же золотых монет отчеканили очень много, особенно если учесть, что Англия в те времена практически не вела морской торговли и не обладала ни колониями, ни золотыми рудниками, а товары Ганзы обычно оплачивала оловом.

Оракулом алхимиков XV столетия (да и последующего времени!) является бенедиктинец Василий Валентин, который может считаться наиболее выдающимся алхимиком Средневековья и вообще последним ученым, посвятившим себя полностью алхимии.

Уже Парацельса нельзя причислить к типичным алхимикам, так как он ясно говорит, что истинная цель науки - не отыскивание способов делать золото, а приготовление лекарств.

Вообще далеко не все власть имущие относились к алхимическому искусству с безоглядным доверием, имел место и здоровый скептицизм. Например, когда алхимик и поэт Аугурелли преподнес папе Льву X поэму, в которой изложил как он утверждал, известные ему способы добывания алхимическим путем золота, то в награду получил пустой мешок - весьма необходимый, по мнению папы, предмет для того, кто владеет таким великим искусством…

С XVI века в среде алхимиков уже нет единства. И от ученых, еще не вполне расставшихся с несбыточными алхимическими мечтаниями, отделяется многочисленный класс авантюристов (по большей части странствующих), злоупотребляющих всеобщей верой в возможность делать золото и представляющих ложные доказательства своего искусства. Трансмутация, или превращение неблагородных металлов в золото, а в особенности ртути в золото, была наиболее эффектным фокусом, изобретенным еще на заре алхимии. Фокус может быть объяснен известным теперь любому школьнику фактом, суть которого заключается в почти мгновенном растворении золота в ртути без изменения характерного серебристого цвета последней. Из полученной таким образом амальгамы после испарения ртути получалось золото. Остальное было делом ловкости рук, психологической обработки зрителей, готовых к восприятию чуда, и… наглости.

При этом авантюрист подвергался страшному риску, ведь алхимика, уличенного в мошенничестве, ждала неминуемая и жуткая смерть. Порой алхимики использовали деревянные палочки с выдолбленными там скрытыми отверстиями, где прятали золотой порошок. Тайничок маскировался воском. Этой палочкой размешивали нагревающуюся ртуть. В процессе помешивания палочка полностью сгорала, следы мошенничества таким образом полностью заметались. В ртути же после этого содержалось нужное количество золота. Использовались также и тигли с двойным дном (золотой порошок скрывался в этом тайнике, а при высокой температуре он полностью растворялся в ртути), кузнечные мехи, которыми раздували огонь и через трубы которых в нужный момент в тигель вдувался золотой песок или порошок.

В общем, без хорошего знания химии хорошим алхимиком стать было нельзя!

Жертвою алхимических обманов были, главным образом, знать и владетельные князья. К тому же в XV, XVI и XVII столетиях многие коронованные особы сами рьяно занимались алхимией. Так, например, интересовался алхимией английский король Генрих VI, в правление которого благодаря стараниям целой шайки делателей золота страна была наводнена фальшивым золотом и фальшивой монетой. Металл, игравший в этом случае роль золота, был, по всей вероятности, медной амальгамой. Подобным образом в это же время действовал и Карл VII во Франции вместе с известным Жаком ле Кером. Даже женщины, как, например, императрица Варвара, вдова императора Сигизмунда, считались адептами алхимии. А чаще других жертвами обмана становились, пожалуй, правители небольших средневековых государств и княжеств Центральной Европы. Среди них - император Рудольф II, курфюрст Август Саксонский, курфюрст Бранденбургский… Нюрнбергский бург-граф Иоанн сам занимался алхимическими опытами в надежде получить вожделенный металл.

Император Рудольф II (1576–1612) был меценатом странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. После смерти императора осталось 84 центнера золота и 60 центнеров серебра в виде слитков. Таинственную жидкость, находившуюся там же, сочли изготовленной из философского камня. Рудольф II, который с 1576 года в качестве германского императора жил в Праге, славился как пылкий приверженец тайных наук. В те времена при его дворе пестрой чередой толпились астрологи, предсказатели, ясновидцы и алхимики. Поэтому для многих казалось несомненным, что оставшееся золото и серебро имеют алхимическое происхождение. Приближенные императора называли его германским Гермесом Трисмегистом.

Рудольф II нашел многочисленных последователей при немецких княжеских дворах. Одним из них был саксонский курфюрст Август Саксонский (правил с 1553 по 1586 год), который собственноручно проводил опыты с философским камнем и, как говорили, успешно. На него работал также профессиональный алхимик Шверцер. Да и супруга курфюрста Анна Датская также активно занималась алхимией. Август - в своей оборудованной им самим дрезденской лаборатории, которую народ называл не иначе как Золотым дворцом (Goldhaus), а Анна - в своей не менее роскошно обустроенной лаборатории на даче в Аннаберге. Курфюрст Август писал в 1577 году одному итальянскому алхимику: «Я уже настолько вошел в курс дела, что могу из восьми унций серебра сделать три унции полновесного золота».

Август оставил золота на 17 миллионов талеров, сумму по тем временам значительную. Весь мир считал, что курфюрст нашел рецепт превращения металлов. Узнать эту тайну весьма стремились его преемники, в том числе Август II, названный Сильным. Будучи курфюрстом Саксонии и королем Польши, в 1701 году Август II в известном государственном споре с прусским королем Фридрихом I отнял у того алхимика Иоганна Бетгера. Последний был пленником в Дрездене, а позже в крепости Кенигштейн. Он получил фарфор, который немецкие князья в то время ценили на вес золота. Назначенный директором фарфоровой мануфактуры в Мейсене, основанной в 1710 году, Бетгер остался, видимо, верен своим склонностям к алхимии. В дрезденской государственной коллекции фарфора и поныне хранится слиток чистого золота весом около 170 г, который Бетгер получил в 1713 году якобы путем алхимических манипуляций.

Каково же истинное происхождение золота Августа? Аптекарь и историк Иоганн Христиан Виглеб тоже задал себе такой вопрос. Точный ответ мы находим в его «Историко-критическом исследовании алхимии или воображаемого искусства изготовления золота», появившемся в 1777 году. Для опровержения легенды о золоте алхимиков Виглеб перерыл исторические источники и обнаружил, что золотому сокровищу саксонского курфюрста есть весьма прозаическое объяснение.

В XV и XVI веках разработка серебряных руд в саксонских рудоносных горах достигла расцвета. В рудниках в Шнееберге,

Фрайберге и Аннаберге добывали большие количества серебра. Десятая часть - так называемая десятина - должна была достаться властителю. Еще такое же количество курфюрст получал с монетного двора за предоставленную привилегию чеканки монет. Доказано, что за 1471–1550 годы саксонские курфюрсты получили только из шнеебергских серебряных рудников более 4 млрд талеров.

В период правления курфюрста Августа серебра в рудоносных горах не стало меньше. Поэтому, по мнению Виглеба, «уже не является загадкой, как Август после многолетнего правления и столь же длительной эксплуатации рудников… смог оставить 17 млн талеров… Можно удивляться, что он не оставил больше».

Шнеебергский пираргирит содержал и немалое количество золота, которое тоже извлекали. Шверцер, милостью курфюрста назначенный придворным алхимиком, имел особое пристрастие к этой серебряной руде и «трансмутировал» ее до тех пор, пока в плавильном тигле не начинало сверкать золото.

Судьба незадачливых алхимиков, искавших для своих занятий богатых покровителей, была, как правило, печальной. Герцог Вюртембергский, потратив безрезультатно на алхимика Генадера 60 тыс. ливров, повесил его на позолоченной виселице. Так же поступил со своим алхимиком маркграф Байрейтский, да еще приказал прибить к виселице дощечку с надписью: «Когда-то я умел делать ртуть более постоянной, а теперь меня самого сделали более постоянным». В 1709 году угодил на виселицу неаполитанец Каэтано, называвший себя графом Руджиеро.

Впрочем, не все великие мира сего были так доверчивы, хотя, конечно, не меньше других жаждали золота. Иной правитель не спешил раскошеливаться в ответ на жаркие уверения алхимика, что тот сумеет озолотить своего благодетеля, а сразу напрямик спрашивал: умеешь ли делать фальшивую монету? Иногда правителя это тоже устраивало.

Вокруг алхимии вообще развелось множество мошенников. Напуская астрологического, мистического и религиозного тумана, они активно пытались получить свой кусок пирога. Бесплодные попытки алхимиков превратить неблагородные металлы в золото и серебро, откровенное мошенничество разного рода авантюристов и шарлатанов привели в конце концов к тому, что это занятие уже в Средние века воспринималось как искусство, основанное на обмане. «Пусть не останется здесь мною позабыт обман мошенника, алхимией прикрыт», - писал Себастьян Бранд в своем знаменитом сатирическом сочинении «Корабль дураков». Французский ученый Николя Лемери в 1675 году отозвался об алхимии так: «Алхимия - это искусство без искусства, которое в начале лжет, в середине работает и кончает нищетой». А Бернар Перно, один из тех несчастных, кто искренне поверил в идею и, потратив на нее состояние, стал нищим, с мрачным остроумием советовал: «Тот, кто желает кому-нибудь гибели, но не может осмелиться открыто напасть на своего врага, должен побудить его заняться изготовлением золота».

При нынешнем состоянии химии, когда металлы рассматриваются как элементы, т. е. как химически простые вещества, получить золото возможно только из соединений, содержащих золото. Если бы даже и оказалось, что металлы можно разложить, то и в таком случае с уверенностью можно сказать, что пути для этого должны быть совершенно отличны от тех, которым следовали алхимики. До сих пор еще ни разу не удалось получить золото из неблагородных металлов, хотя в это твердо верили в Средние века. Но как бы ни была химерна преследуемая алхимиками цель, своими опытами, они принесли существенную пользу химии: алхимики положили начало этой науке.

автора Ютен Серж

Врачи-алхимики Среди алхимиков в Средние века встречалось немало профессиональных врачей. Факт, не заключающий в себе ничего удивительного: именно врачи, в силу своей профессиональной деятельности, проявляли особый интерес к алхимии.Мы уже видели, как средневекового

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

АЛХИМИКИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ОБЩЕСТВЕ

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

Финансисты-алхимики В XV веке в Западной Европе уже появились люди, которых с полным правом можно отнести к той социальной категории, которую мы называем финансовой олигархией. Прежде всего мы уже встречаем банкиров - как известных по имени, так и анонимных (в этой связи

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

Преследуемые алхимики: Арнольд из Вушановы и Роджер Бэкон И все-таки можно было бы резонно возразить нам, что два великих средневековых алхимика были осуждены по приговору, вынесенному церковным судом, и как раз по вероучительному мотиву.Первый из этих осужденных

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

АЛХИМИКИ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА От Средних веков к Ренессансу Проводя историческое различие между Средними веками и Ренессансом, мы вместе с тем не должны рассматривать его как некую непреодолимую хронологическую грань между ними. Вовсе не нужна волшебная палочка, дабы по ее

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: АЛХИМИКИ И ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА Средневековые алхимики, выходившие за пределы реально допустимого и достоверного, в воображении народной массы ассоциировались со всем самым таинственным, самым необычным. Не случайно и тамплиерам, имя которых было у всех на устах,

Из книги 50 знаменитых загадок Средневековья автора Згурская Мария Павловна

Алхимия и алхимики Среди загадок естествознания ни одна не вызывала столько раздумий и споров в течение полутора тысячелетий, как искусство, которое называют алхимией. Карл Шмидер. История алхимии, 1832 г. На протяжении истории человечества два желания постоянно

Из книги МИСТИКА СС автора Васильченко Андрей Вячеславович

Глава восьмая. Эсэсовские медиумы и алхимики. Как вижу группу, прославляющую синархию,- даю ей политическую оценку. Но плохо то, что стоит углубиться в материал. натыкаешься, например, на следующее. Примерно в 1929 году некие Вивиан Постэль дю Мае и Жанна Канудо основывают

Из книги Босэан. Тайна тамплиеров автора Шарпантье Луи

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

Из книги Узники Бастилии автора Цветков Сергей Эдуардович

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

Из книги Авантюристы Просвещения: «Те, кто поправляет фортуну» автора Строев Александр Фёдорович

Из книги Ордынский дефолт автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

2. Материалы: все это алхимия, алхимия… Для дальнейшего изложения необходимо совершить экскурс в химико-металлургическую историю вопроса. Традиционная история химии говорит, что до XII века было известно только семь металлов: золото, ртуть, свинец, серебро, медь, железо и

Из книги Культы, религии, традиции в Китае автора Васильев Леонид Сергеевич

Талисманы и алхимия Подавляющее большинство последователей даосизма уповали прежде всего на волшебные талисманы, эликсиры и пилюли, при помощи которых можно было обеспечить быстрое и легкое превращение человека в бессмертного.Подобного рода талисманов и эликсиров

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Алхимия Однако в свете пользы потенциальных результатов для фармакопеи постоянно шел обмен информацией между медиками и химиками, которые в основном занимались органическими материалами. Ар-Рази, в частности, известен тем, что разработал на основе знаний химии того

Алхимия - это искусство без искусства, которое вначале лжет, в середине работает и кончает нищетой.

Если бы алхимики услышали, как их великую науку скучно называют «донаучный период в развитии химии», они бы жестоко оскорбились. Действительно, почти 2 тыс. лет волшебства, зашифрованных рукописей, жестоких преследований, ужасающих смертей и величайших открытий всего-навсего «донаучный период»?!

На самом деле алхимия, с точки зрения ее приверженцев, это философское учение. А все практические алхимические достижения от нашатыря, полученного в Древнем Египте, до черного пороха, изменившего всю политическую карту Европы, - всего лишь побочный результат.

История алхимии

История алхимии достаточно туманна до сих пор точное происхождение алхимии неизвестно. Большинство историков относят это событие к Египту III-IV вв. до н.э., хотя есть свидетельства, что примерно в это время аналогичные исследования проходили и в Древнем Китае, и в Индии. Само название «алхимия» арабского происхождения, предположительно от египетского слова «хеми» - черный или от древнегреческого «химерос» - смешивание. В Древнем Египте алхимия (которая тогда еще не называлась алхимией) представляла собой религиозно-философское течение, носившее мистический характер и представлявшее собой гремучую смесь из теорий Аристотеля о 4 первоэлементах, халдейской астрологии, персидской магии и технологических достижений того времени, в числе которых были нашатырь и яркие краски.

Золото из свинца

Небесным покровителем алхимии считался Гермес, поэтому потом, в средние века, алхимию нередко называли «герметизмом». Египетские алхимики первыми высказали идею о том, что один металл можно превращать (с помощью алхимии!) в другой. Естественно, прежде всего, египтянам хотелось превратить что-то обыденное в золото. Идея трансмутации металлов и мгновенного обогащения (весь свинец - в золото!) стоила жизни очень и очень многим, однако золото из свинца так и не вышло.

И в первую очередь самим древнеегипетским алхимикам. В конце III в. египтяне подняли восстание против римского императора Диоклетиана. Восстание было жестоко подавлено, а все папирусы, в которых рассказывалось об изготовлении золота и серебра, были сожжены. Таким способом Диоклетиан пытался подорвать экономику Египта и уничтожить возможный источник богатства.

В Древнем Китае алхимики занимались в основном проблемами добычи, выплавки и обработки металлов. Некоторые основы философии в эти сугубо практические знания внес Лао-цзы. Древние индийцы, в отличие от китайцев и египтян, не уделяли особого внимания практическим опытам, отдавая предпочтение трансмутации самого человека и достижению мистических состояний.

Арабы - хранители античных знаний

После падения Римской империи центр алхимических исследований перемещается на арабский Восток. Арабские ученые сохранили большое количество античных трудов - базовое знание алхимии и добавили к ним свои размышления.

Именно арабы, а конкретно Джабир ибн Хайян, ввели в алхимию представление о философском камне, т.е. некоей волшебной субстанции, которая может превращать любые металлы в золото, а также исцелять все болезни и давать бессмертие. Ибн Хайян же связал арабские буквы с названиями веществ, тем самым весьма усовершенствовав секретность алхимических знаний. Арабские алхимики первыми создали дистилляционный аппарат для своих естественнонаучных исследований. Попав в Европу, этот аппарат произвел переворот в производстве алкогольных напитков.

В VII в. арабы захватили Пиренейский полуостров (территория современной Испании). Это дало возможность европейцам начать изучать научные достижения арабского Востока и античные труды. Как это ни удивительно, христианские монахи и священники изначально ничего против алхимии не имели, более того, активно способствовали ее распространению. Доминиканец Альберт Великий сам писал книги по алхимии и ввел ее в курс преподавания в Сорбонне, Фома Аквинский много изучал античные алхимические рукописи и т.д.

Основными своими целями алхимики средних веков полагали:

  • создание философского камня для осуществления трансмутаций;
  • достижение вечной молодости и бессмертия;
  • достижение счастья.

Алхимики средних веков активно прибегали к помощи различных магических обрядов и заклинаний и чрезвычайно широко развили мистические основы алхимии. Все их исследования отличались таинственностью, секретностью, различными шифрами и метафорами. В общем и целом средние века изрядно обогатили философские начала алхимии. И уже в первой половине XIV в. папа римский запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало «охоте на ведьм».

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения алхимия все больше и больше отходит от своих философских начал, занимаясь практическими задачами металлургии, медицины, горного дела и т.д. Были открыты многие кислоты, активно изучалось влияние химических веществ на здоровье, в чем большую роль сыграл Парацельс и т.д.

Одновременно с этим Европу, в особенности королевские дворы, охватывает золотая лихорадка. Практически все монархи стали держать при дворе одного или нескольких алхимиков, чтобы те с помощью философского камня помогли им обогатиться.

С одной стороны, это дало изрядный толчок развитию различных технологий. Так, при саксонском дворе алхимики сумели первыми в Европе сделать фарфоровые изделия. С другой стороны, многочисленные неудачи послужили причиной многих смертей. Например, герцог Вюртембергский, потратив на алхимика Генадера 60 тыс. ливров и не получив никакого результата, повесил ученого на позолоченной виселице. Открытие Америки и массивный приток золота оттуда заметно уменьшили роль алхимии. К тому же среди ученых начинают преобладать не алхимические, а атомарные теории (заложенные еще Демокритом), и практическая алхимия постепенно начинает превращаться в знакомую нам химию. Впрочем, философско-религиозные основы учения не давали спокойно спать многим и многим. И в XIX, и в ХХ в. то тут, то там организовывались тайные сообщества, берущие основу в мистических рассуждениях средневековых алхимиков.

Алхимия - сумасшедшая мать разумной дочери

2 тыс. лет существования алхимии дали начало многим открытиям, широко использующимся и сейчас. Кислоты, способы получения солей, дистилляция, в том числе и с противотоком, черный порох, спирт и его перегонка, купорос, квасцы, получение амальгамы, эфир, фосфор и многое, многое другое берет свое начало в трудах алхимиков.

Таинственность и мистицизм, окружавшие алхимию, послужили толчком для самых разнообразных литературных произведений: от «Фауста» до «Гарри Поттера», (герой последнего в одной из книг отыскивает философский камень и его изобретателя - алхимика XIV в. Николя Фламеля).

Более того, несмотря на то, что все «чудеса», совершаемые алхимиками, все открытия алхимии полностью объяснимы с точки зрения современной химии, до сих пор некоторые люди продолжают поиски волшебного философского камня. Впрочем, практические достижения алхимии остались в далеком прошлом. А вот ее философско-мистические основы, как это ни удивительно, продолжают привлекать многих.

Выдающийся физик Исаак Ньютон, помимо своих работ в области теоретической физики, несколько десятков лет занимался алхимией. Более того, он был полностью уверен в ее возможностях и поэтому с другим физиком Робертом Бойлем внес на рассмотрение британского парламента интересный законопроект. В нем говорилось о запрете разглашения превращения металлов, например, того, как сделать золото из свинца, потому что это могло привести к падению цен на золото.

Философский камень и другие опыты алхимиков

В начале прошлого века в гробнице города Фив был найден папирус. В нем содержалось 111 рецептов, среди которых были и методы и серебра. Однако большинство из этих рецептов все же относились к методам создания подделок или покрытию ими другого металла. Тем не менее такой документ показывает, насколько уже тогда алхимия была распространена и захватывала умы жаждущих легкой наживы.

Исаак Ньютон

Произойдя от греков и египтян, она постепенно захватывала всю Европу. В Средневековье занимались алхимией не только некоторые ученые, но и особы наивысших государственных и церковных чинов. Практически при каждом императорском дворе трудились свои алхимики, намереваясь получить золото, чем улучшить состояние казны. Получить золото, по их мнению, возможно, нужно лишь каким-то образом найти или создать философский камень.

Записи алхимиков того времени были туманны и трудно понимаемы. Вот, например, рецепт Луллия по получению такого камня.

Предлагалось взять меркурий философов и обжигать его до получения зеленого льва, а потом и красного. Его уже нужно было нагреть на песчаной бане вместе с кислым спиртом винограда. Полученную от выпаривания камедь необходимо было перегнать с помощью перегонного снаряда. В самом перегонном снаряде после этого останется истинный дракон, который растереть на камне и прикоснуться раскаленным углем. После чего опять перегнать, вследствие получается жгучая вода и кровь - это и есть эликсир.

Позже такой рецепт был расшифрован. Оказалось, что меркурий, - это свинец, зеленый лев - его окись, красный - сурик, а черный дракон - порошок свинца с углем. Получилась обычная химическая реакция - перегонка уксусно-свинцовой соли. Таким образом, получились продукты, способные восстанавливать золото из растворов его солей.

Алхимия процветала и в середине XVII века. Тогда было сложно сказать, с каким веществом алхимики имели дело, а высокопоставленными лицами такие увлечения поддерживались, что и стимулировало развитие. Многие короли и императоры и сами были алхимиками и, кстати сказать, многие проведенные ими превращения - не совсем обман. Просто, скорее всего, в исходном веществе уже содержалось золото в том или ином виде.

Со временем число людей, веривших в алхимию, становилось все меньше. Это было вызвано тем, что алхимики объявили философский камень средством от всех болезней. И когда это не оправдывалось на практике, люди начинали сомневаться в алхимии.

Однако некоторые превращения металлов тогда еще объяснить не могли. Опыты многих в итоге давали золото. Это было связано с тем, что некоторые из природных руд содержат в себе какое-то количество золота изначально. И путем разных химических реакций его удавалось очистить.

В 1709 году известный алхимик Гобмерг получил золото, расплавляя серебро с сурьмяной рудой. Золота на выходе оказалось совсем немного, но он был уверен, что нашел секрет превращения металлов. По прошествии времени, когда смогли провести точный анализ руды, оказалось, что определенный процент золота там содержался с самого начала.


Осаждение иодида свинца

В 1783 аптекарь Каппель смог превратить в золото серебро при помощи мышьяка. Секрет его опыта оказался подобным: золото содержалось в мышьяковистой руде.

Ядерные превращения.

После открытия атома и реакций по его превращению получением золота занялись физики-ядерщики. И в 1935 году физик Демпстеру изучал масс-спектографические данные золота и пришел к выводу, что существует только один стабильный изотоп этого металла, с массовым числом 197. Это означало, что нужно искать такую ядерную реакцию, которая даст на выходе именно этот изотоп.

В 1940 году многие лаборатории начали изучать этот вопрос более подробно. Они проводили опыты по бомбардировке быстрыми нейтронами соседних с золотом элементов в таблице Менделеева, платины и ртути. Через год американские физики Шерр и Бэйнбридж доложили об успешных результатах: бомбардируя атомы ртути быстрыми нейтронами, они получили золото.

Но изотопы имели массовые числа 198, 199 и 200. Таким образом, они не совсем добились результата, золото получили, но оно существовало короткий промежуток времени. Следовательно, современные приверженцы алхимии не имели повода ликовать, а эксперименты необходимо было продолжать.

Из опытов Шерра и Бейнбриджа сделали вывод, что изотопы золота были получены из атомов ртути с соответствующими атомными числами. И такое предположение казалось оправданным. Вероятность осуществления ядерной реакции определяется эффективным сечением захвата ядра по отношению к частице, которая его бомбардирует.

Таким образом, было показано, что атомы ртути с массовыми числами 196 и 199 имеют больше всего шансов превратиться в золото. И после проведения реакции они действительно его получили. 100 грамм ртути превратили в 35 мкг золота. В 1950 году французский журнал «Атомы» написал, что цена такого золота получилась намного выше рыночной из-за дороговизны ядерных превращений. Поэтому популярности оно не обрело.

Получение золота-197 (его стабильного изотопа) можно было бы теоретически осуществить путем превращений определенных изотопов соседних элементов. Согласно карте нуклидов, золото-197 можно получить из ртути с таким же массовым числом. А также можно было бы получить из таллия-201, если бы этот элемент имел альфа-распад, чего нет.

Остается изотоп ртути-197, которого в природе не существует. Его бы можно было получить из таллия-197 или свинца-197. Это была бы единственная возможная реакция превращения в свинец. Но тут возникает новая загвоздка. Дело в том, что такого изотопа нет, его нужно сначала также создать путем ядерных превращений.

Таким образом, чисто теоретически получить из свинца золото возможно. А на практике его можно получить превращениями ртути. Но такой процесс имеет слишком высокую стоимость, что делает полученный металл «бесценным».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.