Упражнения на приветствие для младших школьников. Конспекты занятий по психокоррекции эмоциональной сферы. Песня – приветствие «Доброе утро!»

Будучи игровыми, занятия не нагружают психику детей, а наоборот, позволяют разрядить накопившееся напряжение, они эмоционально вовлекают и заставляют задавать вопросы и формулировать собственные суждения. Все это необходимо для развития самости ребенка. Первые занятия посвящены знакомству, адаптации детей, освоению в игровой форме правил поведения. По ходу программы арсенал игр и упражнений на выполнение определённых правил постоянно расширяется, правила могут усложняться. За счёт естественной для детей деятельности (игры) можно тренировать произвольную саморегуляцию двигательной активности и поведения, а также стимулировать развитие произвольности в целом.

Структура коррекционно-развивающих занятий имеет устойчивую структуру:

  1. Постоянный ритуал начала занятий.
  2. Игры-перевоплощения или игры-беседы с обсуждением и анализом ситуаций и пиктограмм.
  3. Этические сказки, пластические этюды, игры с элементами изотерапии, музыкальной терапии.
  4. Минутки-шалости, подвижные игры.
  5. Психогимнастика. Релаксация.
  6. Обсуждение занятия с детьми. Рефлексия.
  7. Ритуал прощания.

Занятие №1. Тема ""Давайте познакомимся!""

Программное содержание:

  • Cоздать эмоционально приятную атмосферу в группе.
  • Развивать навыки позитивного социального поведения.
  • Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.
  • Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.

Материал: магнитофон с записью спокойной музыки. Клубок ниток.

Ход занятия:

1. Педагог-психолог сообщает, что рад видеть всех детей, говорит о том, что они будут заниматься для того, чтобы стать умными, смелыми, добрыми.

Приветствие «Волшебный клубочек».

Дети сидят по кругу. Педагог-психолог передаёт по кругу клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдёт очередь до взрослого.

Упражнение «Друг к дружке»

Психолог: Любое общение, любой контакт начинается с приветствия.

Сегодня мы будем приветствовать друг друга в парах. Выберете себе пару взглядом, подойдите и пожмите партнёру руку. Можно приветствовать друг друга в парах самыми разными частями тела: ладонями- внутренней и тыльной стороной, локтями, плечами, спинами, бёдрами, коленями, носками, пятками, ушами, носами, затылками и т.п.

Психолог стимулирует творчество учащихся в придумывании необычных приветствий.

4. Игра ""Давайте познакомимся!""

Цель: сближение детей и взрослых, четкое произношение своего имени и фамилии. Мяч передается по кругу, дети называют свое имя.

5. Игра «Весёлые человечки»

Цель: развитие произвольных движений и самоконтроля.

Человечки в доме жили,

Меж собой они дружили.

Звали их совсем чудно –

Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо.

(Хлопают в ладоши.)

Удивлялись человечки:

Хо-хо-хо-хо-хо-хо-хо!

(Пожимают плечами.)

Им собака шла навстречу

И дышала глубоко.

Засмеялись человечки:

Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.

(Исполняют «пружинку».)

Разобиделась собака и ушами затрясла.

Потряхивают головой.

Человечки же хохочут:

Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!

(Потопывают ногами).

6. Игра «Замри!»

Процедура игры. Играет весёлая и подвижная музыка. Дети прыгают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается, дети замирают в тех позах, в которых их застал музыкальный перерыв. Затем, через 1- 1,5 мин. музыка вновь возникает, и дети продолжают движение и т.п.

7. Рефлексия. Какие чувства испытывал ты? С кем тебе было приятно общаться?

8. Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Саше, к Ане и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей. Пусть же она не покидает вас и греет.

До свидания!

Занятие №2 Тема ""Какой я?""

Программное содержание:

  • · Обучение разным способам выражать эмоции, своё отношение к другим.
  • · Развитие интереса к себе. Обращение внимания на тактильные ощущения; развитие способности концентрироваться на них, различать, обозначать словами.
  • · Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц.
  • · Тренировка регуляции двигательной активности и поведения.

Материал: магнитофон с записью спокойной музыки, рисунки «Эмоции», «Различные состояния погоды», свеча в подсвечнике

Ход занятия:

Ритуал начала занятий «Дружба начинается с улыбки».

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.

Игра «Назови себя»

Цель: Учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход: Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли.

Беседа «Какие мы разные».

Все вы неповторимы, индивидуальны, единственны. Чем вы похожи и не похожи? Каждый имеет свой характер. Какой? А могут ли люди походить на вещи, растения, животных?

Игры в «ассоциации».

«Солнышко и тучка» («ассоциации» настроения человека с погодой): «Солнышко зашло за тучку, пошёл дождь, стало холодно - ребёнок плачет, обижен. Сжаться в комок, подрожать. Солнышко блестит, стало жарко – расслабиться, солнышко разморило – ребёнок улыбается».

Игра «На какое растение, животное ты похож?»

Посмотрите, у этих растений и животных разное настроение. Какое растение (животное) и почему точнее характеризует настроение детей? Какое (животное) похоже на тебя и почему?

Игра «Волшебный круг

(см. Фопель К. Как научить детей сотрудничать)

Психолог: Я хочу научить вас новой игре. Образуем круг. Внутри круга – пространство, волшебное и загадочное. Попадая туда, человек становится самым замечательным, славным, чудесным, милым. Он заслуживает комплиментов. Водящий говорит ему, глядя в глаза, от души искренние, добрые, ласковые слова о нём самом, признаёт у него только достоинства и успехи. Помогают ему в этом «волшебные очки», которые он получает от стоящего внутри круга, который смотрит ему в глаза и произносит: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Тот, кому предназначен комплимент, благодарит водящего за него и передаёт «волшебные очки» другому, который становится водящим. Он после прослушивания 3-4 комплиментов, называет лучший из них, а его автор становится внутрь круга.

Игра «Свеча»

Цель: Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Ход: Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи и в течение нескольких секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза, свеча в это время гаснет. Открыв глаза, дети рассказывают, какие образы они увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.

Игра «Рисование на спине».

Цель : развивать кожную (тактильную) чувствительность.

Дети разбиваются на пары: один ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения (дом, елка, солнце, лесенка и т.д.), печатные буквы; другой ребенок должен отгадать, что это.

Игра «Сова»

Цель : развитие произвольности, самовыражения.

Дети сами выбирают водящего – «сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». Дети двигаются. Затем ведущий командует: «Ночь!». Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить. Кто пошевелится или рассмеется, тот становится совой.

Рефлексия. «Вам понравилось?», За кого ты порадовался? Что чувствовал?

Прощание «Солнечные лучики» . Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Занятие №3 Тема "" Возьмемся за руки, друзья!""

Программное содержание:

  • Обращение внимания на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.
  • Знакомство с приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания.
  • Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение, повышать уверенность в себе, развивать сенсомоторную координацию.

Материал: магнитофон с записью спокойной музыки, свеча в подсвечнике. Обручи по количеству детей. Клубки цветных ниток. Бусинки, шнурки, палочки, камешки, ленточки.

Ход занятия:

Приветствие «Бабочки на ладонях»

Дети кладут руки ладонями вверх. Психолог: «Закройте глаза. На ваши ладони (пальцы врозь) будут садиться бабочки и здороваться с вами. Бабочка села на ладонь Вани, Маши» и т.д. Дети должны поднять тот палец, на который села бабочка и сказать о своих ощущениях.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

(Фопель К. Как научить детей сотрудничать)

Психолог: Как вы думаете, что чувствует артист после концерта, спектакля, когда публика ему от души аплодирует? Хотите испытать, что он чувствует? Каждый из вас заслужил аплодисменты, так как он замечательный, необыкновенный. В этой игре каждый участник получит свою долю аплодисментов. Сначала они будут звучать тихо, а потом они станут сильнее. Станьте в круг, водящий выбирает игрока, подходит к нему, смотрит ему в глаза и дарит ему тёплые аплодисменты. Затем они оба выбирают следующего игрока, которому они смотрят в глаза и дарят аплодисменты. Затем они втроём выбирают следующего игрока, достойного комплиментов. Игра идёт до тех пор, пока все не получат аплодисменты.

Игра «Иванушка».

Выбирается «Иванушка», он ложится на живот, остальные вокруг него, кладут ему на спину руки ладонями вверх. Психолог припевает и одновременно прикасается по очереди «камушком» к подставленным ладоням детей, слегка надавливая их:

Наш Иванушка лежит и на нас не глядит (2-3 раза),

А мы для Иванушки сейчас положим камушки».

На последней фразе он оставляет камушек в ладони одного из детей. Все дети убирают руки со спины и сжимают их в кулак. Иванушка садится и пытается угадать, у кого в руке камушек. Психолог подчёркивает, что если быть внимательным, когда лежишь на животе, можно почувствовать, у кого остался камушек.

Игра ""Домик в обруче"".

Звучит музыка, педагог предлагает детям взять обруч и положить его там, где хочет.

Обойдите обруч с закрытыми глазами. Откройте глаза, найдите середину обруча и сядьте. Закройте глаза и представьте, что это ваш домик. Расскажите, какой он. - Как можно украсить домик? Возьмите на столе украшения (бусинки, пуговицы, ленточки и т.д.), через 2 мин. я позвоню в колокольчик.

Пока дети работают, педагог-психолог привязывает по клубку ниток к каждому обручу. После звонка детям предлагают проложить ""дорожку"" к большому обручу, к любому домику и вернуться домой. Давайте оформим большой домик. Каждый пусть положит что-нибудь из своего домика, а в середину поставим свечу, чтобы дом был теплым. Встаньте на стульчики, полюбуйтесь: у каждого есть свой домик и дороги ведут в большой дом, где каждый положил, что-то свое, значит, у нас есть большой общий дом, где все могут жить вместе.

А теперь встанем вокруг большого обруча со свечой и скажем:

Солнце, я тебя люблю,

Солнце, я тебя прошу:

Дай мне света и тепла,

Дай мне счастья и добра

Рефлексия. Задать вопросы о чувствах и ощущениях: За кого ты порадовался?

Прощание «Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Саше, к Ане и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей. Пусть же она не покидает вас и греет.

Игровой практикум по этикету для младших школьников «Поприветствуем друг друга»

Цели и задачи занятия:

Закрепление знаний школьников о правилах приветствия, приемах приветствия с ровесниками, старшими и младшими;

Воспитание этических норм поведения и общей культуры личности младшего школьника.

Описание занятия (нетрадиционного урока, классного часа)

Учитель:

Добрый день и добрый час,

Я приветствую всех вас,

Вери гуд, салам алейкум,

Бона сэра, вас из дас.

(Л. Филатов)

Дорогие ребята, скажите, пожалуйста, на скольких языках я с вами поздоровалась? (Ученики называют свои варианты.) Правильно, на четырех. И того, кто первым дал правильный ответ, прошу подойти ко мне, так как у меня для вас приготовлен сюрприз.

Тому, кто первым дал правильный ответ, вручается приз.

Учитель: Вы, наверное, догадались, что сегодня маркиз Этикет нас снова приглашает поговорить о приветствии. Вы помните, как надо приветствовать своих ровесников, старших, пожилых людей? Расскажите. (Краткие рассказы ребят.)

А теперь, в качестве приветствия, нам поможет песенка Ю. Тарана «Доброе утро».

Комментарии . Для исполнения припева привлекаются все дети группы, а мелодию подберите сами. Песню можно повторить несколько раз, чтобы дети запомнили слова припева.

Заглянуло солнышко

Утром к нам в окошко.

Прыгнул зайчик солнечный

К нам с тобой в ладошки.

Припев:

Доброе утро! Здравствуйте!

Добрый день! Добрый вечер! —

Нам с тобой совсем не лень

Говорить при каждой встрече.

Пусть погода хмурится —

Не испортит радости.

Дождь оставит лужицы,

Но подарит радугу.

Припев.

Вариант игрового практикума . Исполнение припева построено на диалоге учителя с ребятами.

Учитель: «Доброе утро!» — ребята: «Здравствуйте!» Учитель: «Добрый день!» — ребята: «Добрый вечер!» Все остальное исполняется только учителем.

Игровой экспромт «Поймай привет»

Этот практикум можно использовать как игровой прием выбора участников для игры или конкурса.

Учитель: Дорогие ребята, помните у поэта: «Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало...» Я тоже пришла к вам с приветом, но мой привет необходимо поймать.

Начинает звучать веселая ритмичная музыка.

Учитель: Хлопая в ладоши в такт музыке, ловите мои приветы. А кому удастся стать обладателем моего привета, тех я приглашу стать участниками нашего следующего увлекательного конкурса с не менее увлекательными призами.

Далее учитель под дружные ритмичные аплодисменты под музыку, подходят то к одному, то к другому потенциальному игроку в момент, когда тот хлопает, быстро проводит свою ладонь между ладонями хлопающего. Последний в свою очередь пытается хлопком «поймать привет», т. е. руку учителя. Тот, кому это удается, приглашается для участия в игре. Таким образом, набирается нужное количество игроков.

Комментарии . Энергетика, темп, движение и музыка — вот что необходимо для успеха этого экспромта. А следующая игра или конкурс могут быть самыми различными, желательно, чтобы эта игра была на выбывание.

Шуточная игра «С рогами — во!»

Комментарии. Правой рукой показать над головой «рожки», а левую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «Во!» Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.

Попробуйте провести эту игру, она проходит очень весело и забавно, но прежде потренируйтесь сами, так как проделать это не так уж и просто.

Провести эту игру можно под музыку, подойдет любая ритмичная, но лучше всего использовать марш. Для разнообразия к движениям рук можно добавить и движения ног — притоптывания в такт музыке. Проводить игру можно сидя, стоя и в движении. Проявите фантазию, внесите в игру что-то свое, и она доставит удовольствие всем играющим.

Шуточные ситуации «Поприветствуй друга»

Учитель приглашает к классной доске по два ученика — мальчика и девочку. Каждой паре в течение двух минут надо обыграть ситуацию:

Поздороваться в переполненном автобусе;

Поздравить друга с победой в спортивных соревнованиях;

Поздороваться рукопожатием;

Поприветствовать друг друга, проходя по городскому бульвару;

Поздороваться друг с другом, находясь на разных рядах кресел в театре.

Подведение итогов. Учитель благодарит активных участников и проводит заключительный диалог с ребятами:

Какие приветствия вам знакомы?

Приведите ситуацию, в которой младший должен поздороваться с родителями, бабушкой и дедушкой. С кого надо начать? Обоснуйте свой выбор.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №53, г. Белгорода

Ритуалы
приветствия и прощания
в детском саду.

Подготовили: воспитатель высшей квалификационной категории
Оксана Викторовна Мартынова
МБДОУ д/с №53 г. Белгорода
воспитатель высшей квалификационной категории
Наталья Владимировна Крюкова
МБДОУ д/с №53 г. Белгорода
2016 г
РИТУАЛЫ ПРИВЕТСТВИЯ
Цель: создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе.
Название ритуала Содержание
«Букет»
Вправо, влево повернись и в цветочек превратись.
Собираемся в букеты: по два, по четыре, все вместе.
Какой красивый, большой букет у нас получился. Кому бы вы хотели его подарить?
«Встаньте все, кто…» Воспитатель. Встаньте все, кто любит бегать, радуется хорошей погоде, имеет сестру, любит дарить цветы и т.д.
«Передай улыбку по кругу» Педагог: У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (педагог улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.)
«Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок - здороваются за руку,
Два хлопка – здороваются плечиками,
Три хлопка – здороваются спинками
«Бабочка - ледышка» По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкции то ледышка,то бабочка,то горячая картошка.Чтобы её согреть надо сказать ласковое слово.
«Здравствуй, солнышко родное!»
Все вместе в кругу: Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!
«Солнечные лучики»
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихопостоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем.
Как заботиться – мы знаем.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!
«Живеть дружно» Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Ты в дальнюю дорогу
Возьми с собой друзей:
Они тебе помогут
И с ними веселей.
«Наша добрая улыбка» Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
«Милый друг»
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
«Мой друг»
- Доброе утро!
Собрались все дети в кругЯ твой друг, и ты мои друг.Крепко за руки возьмёмся.И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
«Как хорошо на свете жить!» Как хорошо на свете жить! (руки в стороны и вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки соединяются в приветствие)
Как хорошо, что есть друзья! (берутся за руки друг с другом и раскачивают их)
Как хорошо, что есть и Я! (прижимают руки к себе).
«Волшебный клубочек»
Дети сидят по кругу. Педагог передаёт по кругу клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до взрослого.
1 вариант
«Круг радости» -Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом – этот цветок.
Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
(Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания).
2 вариант
«Круг радости» Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Начнем этот день с формулы любви. Встанем в «круг радости», улыбнемся друг другу. Повторяйте за мной следующие слова и движения:
Я так люблю себя (руку на сердце),
Что я могу любить тебя (руку на плечо соседа).
И ты начнешь любить себя (руку на плечо соседа).
И сможешь полюбить меня (руку на сердце).
Круг «От сердца к сердцу» Воспитатель: Дети! Нам всем приятно, когда рядом с нами человек с хорошим настроением. Всем вокруг становится тепло и радостно. Давайте все будем поддерживать доброе и хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день. А теперь протянем ручки навстречу солнцу и скажем дружно, вместе:
Я улыбаюсь миру,
Мир улыбается мне.
Я желаю всем людям планеты
Хорошего настроения.

«Дружба начинается с улыбки»
Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.
Возьмёмся за руки,друзья!
Друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем: «Здравствуй, солнце!»
«Солнышко» Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло:
Будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.
«Комплименты» Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу,надо сказать ему несколько добрых слов, за что- то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: « «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу.
«Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передавать как эстафету рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передаю вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет».
«Назови имя друга» Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг
Мячик ты передавай,
Имя друга называй.
«Доброе утро!»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
Доброе утро длится до вечера,
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
«Дружная семья» Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Руку дай соседу справа.
Руку дай соседу слева.
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева.
Ущипни соседа справа,
Ущипни соседа слева.
Педагог: Поднимаем правую руку над головой и гладим по голове соседа справа, приговаривая:
-Он такой хороший!
-Я такой хороший! (гладим себя),
Я лучше всех!
Пожелание Все встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.
Ты катись, весёлый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого весёлый бубен,
Тот пожелание скажет нам.
Дети произносят друг другу пожелания. Можно упражнение проводить под музыку.
«Приветствие с разным настроением» Для проведения упражнения используется «кубик настроений»,на гранях которого расположены изображения смайликов с разным настроением. Ребёнок здоровается, стараясь передать то настроение, которое соответствует картинке.
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга с разным настроением. Поможет нам в этом «кубик настроений».
Какое приветствие вызвало у вас приятные чувства?
Игра «Интервью» Участники сидят полукругом, у ведущего микрофон. Произнося реплику, он одновременно передаёт микрофон партнёру справа. Тот должен передать его следующему игроку, ответив при этом на заданный ему вопрос. Например:
-Какое у тебя настроение?
-Хорошее.
-Кого ты рад видеть сегодня?
-Что ждёшь от сегодняшнего дня? и т.д.
«Улыбка» Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.
«Здравствуй, солнышко!»
Здравствуйте, дети! Д.: Здравствуйте.
П.: Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик - солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.
«Солнечные лучики» П.: Здравствуйте, дети! Д.: Здравствуйте.
П.: Ребята, вы сегодня такие славные, как красиво улыбаетесь, такие все веселые и красивые. Покажем всем, какие вы веселые?
Солнышко проснулось и потянуло лучики. Покажите, как солнышко просыпается? (мимикой, жестами дети изображают солнце, улыбаются). Теплые лучики ласковое солнышко посылает к нам. Поднимем руки, они лучики – ласковые, добрые, нежные. Прикоснемся осторожно ручками-лучиками друг к другу, погладим и улыбнемся. От прикосновения солнечного лучика мы стали добрее, радостнее.
«Волшебная палочка» Воспитатель держит в руках “волшебную палочку” и приглашает детей:
-Раз, два, три, четыре, пять.Приглашаю всех играть.Кто быстрее подойдет, тот быстрей секрет найдет.Всем расскажет и покажет, объяснит и путь укажет,Во что дальше поиграть и кто будет начинать….
Дети подходят, берутся рукой за “волшебную палочку” и такими же словами приглашают остальных детей к игре, пока не соберутся все желающие поиграть.
«Хорошее настроение»
Воспитатель: Дети, здравствуйте!
(Звучит лёгкая приятная музыка).
Сделайте глубокий вдох, выдох.
Вдохните здоровье, выдохните болезни!
Вдохните добро, выдохните неприятности!
Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!
Нам легко и приятно.
Игра «Назови ласково своё имя»
Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же чудесное у вас, давайте назовём ласково каждый своё имя
«Снежинка» Дети передают по кругу большую снежинку и приветствуют друг друга, говорят друг другу ласковые слова.
«Про белгородцев» Ходит солнышко по кругу
Дарит Белгородцам свет.
А со светом к нам приходит
Дружба, счастье и успех.

«Про мир» Здравствуй, солнышко родное,
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем
И ладошки и сердца.
Пусть тепло всем в мире будет,
Улыбаются пусть люди
И о войнах позабудут,
Мир пусть будет без конца!
«О зарядке» В группе нашей каждый день
Делаем зарядку,
Выполняем упражненья
Строго по порядку:
Все присели,
Дружно встали,
Повертели головой,
Потянулись, повернулись
И друг другу улыбнулись!
« Про детский сад»
Здравствуй, добрый наш «Познай-ка»!
Утром в гости нас встречай-ка.
Детский сад - второй наш дом.
Хорошо мы в нем живём.
Детский сад – твой второй дом Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь себе друзей находят,
На прогулки с ними ходят,
Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают.
Детский сад – второй ваш дом,
Так тепло, уютно в нём!
Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете!
«Приветствие» Я приветствую тебя,
Неба синего лазурь,
Я приветствую тебя,
Моря синева,
Я приветствую тебя,
Утренней зари пурпур,
Посмотрите на меня,
Чудо – облака.
Вы смотрите на меня
Каждый час,
Ведь частица вы меня,
Мне не жить без вас.
«На прогулке о природе»
1.Земле
Вместе с солнышком встаем,
Небу мы улыбку шлем,
Всей Земле - большой привет!
Ведь ее прекрасней нет!
2.Ветру
Здравствуй, ветер озорной,
Летом, осенью, весной
Ты прохладу даришь нам
И деревьям, и цветам.
3.Солнцу
Ты всех любишь, ты всех греешь,
Всех ласкаешь и жалеешь,
Наше Солнышко, наш свет,
Все тебе мы шлем привет!
4.Цветам
Мы цветочки рвать не будем,
Пусть растут на радость людям!
Красные и голубые,
Все красивые такие!
5.Животным
Всем зверушкам, птичкам, рыбкам
И жучкам мы шлем улыбки.
Всех, друзья, вас очень любим.
Обижать мы вас не будем!
«Доброе животное» Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»
Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д.
«О природе» Здравствуй, родное приволье моё:
Солнце и небо,
Речка и пруд,
Горы мела,
Птицы поют,
Поле и пашни,
Луг с сочной травой!
Доброе утро, край мой родной!
«Дивный лес» Здравствуй, дивный лес
И широкие поля!
Здравствуй, чудо-океан
И прекрасная земля!
Здравствуй, ветер озорной,
Поиграй, дружок со мной,
Разнеси мои слова
Во все села, города,
Чтоб услышать их могли
Люди всей большой земли
И послали мне в ответ
Все улыбки и привет
«Доброе утро лесам и полям!» Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (поворачиваются лицом в круг и хлопают в ладоши)
Ребята, давайте жить дружно!
«Здраствуй Земля!» Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:


Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой
Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх

Утренние приветствия

«Пусть утро будет ясным!»
- Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный

- С добрым утром, мама, папа!
- Здравствуйте, в саду ребята,
- Солнце, небо и зверята
- Утра доброго всем вам!
«Солнышко» Солнышко, солнышко, в небе свети!(дети тянутся руками верх, встают на ноги)
Яркие лучики нам протяни.(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)
Ручки мы вложим(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)
В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли.(Кружатся парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем дружно в кружок(образовывают круг)
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко снами по кругу идет.(Идут по кругу)
Хлопают радостно наши ладошки,(хлопают в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки.(Идут быстрым шагом)
Солнышко скрылось, ушло на покой(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)
Мы же на место сядем с тобой(тихо, спокойно садятся на свои места)
«Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе(берутся за руки)
«Доброе утро!» - маме и папе
«Доброе утро!» - останется с нами.
«Утренние приветствия»
Динь, день! Динь, день!
Начинаем новый день!
Дили-дили-дили-дили!
Колокольчики будили
Всех зайчат и ежат,
Всех ленивых медвежат.
И воробушек проснулся,
И галчонок встрепенулся…
Динь, день! Динь, день!
Не проспите новый день
Утренние приветствия
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
Утром встаём с детьми в круг и говорим:
Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,
Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг - берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть - приседаем,
Можем мы большими быть - встаём,
Но один никто не будет
«Здравствуй край родной» Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вся моя Земля!Белгородчина моя!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
«Утром Солнышко встает» Утром Солнышко встает,
Всех на улицу зовет
Выхожу из дома я:
«Здравствуй, улица моя!»
Отвечаю Солнцу я
Отвечаю Травам я
Отвечаю Ветру я
Здравствуй, Родина моя!
Руки поднять вверх.
Сгибать руки в локтях к груди.
Показать рукой на себя.
Выпрямить руки в стороны.
Поднять руки над головой.
Опустить руки на ковер.
Поднять руки над головой и покачать ими.
Взять друг друга за руки.
«Улыбка» (воспитатель ведёт беседу с детьми)
Какой сегодня день? Хмурый пасмурный светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Звучит песня: От улыбки хмурый день светлей.
Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу (ребята поворачиваются друг к другу с улыбкой, тем самым вызывая хорошее настроение).
Круг «От сердца к сердцу» Воспитатель: Молодцы! А сейчас дружно встанем в круг. Повернемся друг к другу по парам. Очень хорошо! А теперь повторяйте за мной стихи и движения:
Бабочка, давай дружить! (Протягивают друг другу правую руку и пожимают в крепком рукопожатии).
Веселее в дружбе жить.
Есть в саду у нас цветы (разводят руки в стороны и потом как бы нюхают цветы),
Полетай над ними ты! (Машут руками, как крылышками).
Ну а дождь пройдет над садом – (накрывают голову руками)
Волноваться зря не надо! (Пальчиком и головой показывают жест «нет»).
Ни о чем не беспокойся – (прикладывают правую руку к сердцу)
Под моей панамой скройся! (Осторожно накрывают одну ладошку другой).
«Давайте вместе с нами!»
Дети стоят врассыпную. Воспитатель вместе с детьми произносит текст и показывает движения.
Давайте вместе с нами (поднимают руки в стороны)
Потопаем ногами (топают ногами, стоя на месте),
Похлопаем в ладоши (хлопают в ладоши).
Сегодня день хороший! (Поднимают прямые руки вверх - встороны.)
«Круг рукопожатий» Здравствуй, друг!Здравствуй, друг!Здравствуй весь наш дружный круг!Я люблю свой детский сад,В нём полным-полно ребят.Может сто, а может двести,Хорошо, когда мы вместе.Все на месте все ли тут?Оглянулись, повернулись,И друг другу улыбнулись.
«Давайте поздороваемся» Придумано кем – то, просто и мудро,При встрече здороваться!- Доброе утро!- Доброе утро! Солнцу и птицам!
- Доброе утро! Приветливым лицам!И каждый становится добрым, доверчивым!Доброе утро длится до вечера!
«Здравствуй Белгородчина!» Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй родная страна! Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй Белгородчина! Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Здравствуй ты и здравствуй я!(Дети показывают на соседа и на себя)
Мы солнцу, скажем «Здравствуй!» Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
В прекрасный (время года) зимний день!
Родному краю: «Здравствуй!»
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
Здравствуй наш любимый сад!Всех нас видеть очень рад!
Здесь мы все одна семья.Дружим вместе ты и я!
«Смайлики-журавлики» В круг скорее становись,Крепко за руки держись:Подари улыбку-смайлик,Пусть улыбка, как журавлик,Полетит в сердца друзей,
Или стаей журавлей!Будь же добрым, не скупись,Щедро людям улыбнись.От улыбки, всем известно,Станет хмурый день прелестным!
« Эстафета дружбы» Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»
«Собрались все дети в круг» Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы по кругу пойдём.
Хоровод заведём (ходьба по кругу)
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?
С добрым утром,ножки!
Вы проснулись?
Глазки смотрят.
Ушки слушают,
Ручки хлопают,
Ножки топают.
Ура, мы проснулись!
«Поздороваемся!»
Давайте, друзья, поздороваемся!

И скажем друг другу «Привет!»
(Здороваемся за руки)
Пусть яркое светит нам солнышко,
(Идём по кругу, держась за руки)
А мы ему: «Хей! Хей!» в ответ!
(Машем солнышку)
«Давайте поздороваемся». Дети по сигналу ведущего начинают двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. При этом надо соблюдать правила: один хлопок ведущего - здороваются за руку, два хлопка - здороваются плечами, три хлопка - здороваются спинами и т.д.
«Мой дружочек!»
Играем в парах
Здравствуй, здравствуй,
Мой дружочек! (Здороваемся за руку)
Как живёшь ты? (Ладонь направляется на друга)
Как животик? (Ладонью гладим себя по животику)
За руки с тобой возьмёмся, (Берёмся за руки)
И друг другу улыбнёмся! (Улыбаемся друг другу)
(После можно поменяться парами и ещё раз сыграть)
«Ладошка к ладошке»
Играем в парах
Ладошка к ладошке, в глаза посмотри,
(Взялись за руки, смотрят друг на друга)
Что думает друг твой, узнай и пойми!
(Кружатся в парах)
Печалится он, поддержи, пожалей!
(Гладят друг друга по голове)
Доволен, смеётся – и тебе веселей!
(Кружатся в парах)
«Посмотрите на нас!»
Игра в кругу


Дружные и смелые, (Обнялись, руки на плечи соседа)
А ещё – умелые!
Можем многое мы делать, (Шагаем на месте)
Клеить, резать, шить, плести, (Движения по тексту)
Хорошо себя вести! (Обняли себя за плечи)
Посмотрите вы на нас! (Руки в центр круга)
Мы - ребята, суперкласс! (Руки к себе, большой палец – вверх)
«Белгородские ребята» Белгородские ребята -
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться,мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло.

«Дружное солнышко» Выполняется в кругу
Давай с тобой обнимемся,
И над землей поднимемся,
Тепло сердец соединим,
И станем солнышком одним
«Зима» В город наш пришла зима
И сугробов намела!
Здравствуй, зимушка-зима,
Долго ждали мы тебя!
Белый город стал белей,
А ребята веселей!
«Весна» Здравствуйте, друзья-подружки!
Здравствуй, город наш родной!
Ждут нас игры и игрушки –
Некогда скучать весной!
«Лето» Здравствуй, Солнце!
Здравствуй, лето!
Здравствуй, город дорогой!
Мы быстрей велосипеда
В сад спешим – к себе домой!
Ты к соседу повернись,
Подмигни и улыбнись!

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара
Описание Данный материал могут использовать учителя начальных классов и классные руководители в среднем звене для проведения внеклассных мероприятий.
Цель Знакомство учащихся с Международным Днём приветствия, историей возникновения праздника.
Задачи:
-Способствовать воспитанию у школьников эмпатии, доброты и внимательного отношения к окружающим.
- Закрепить умение детей работать в коллективе.
- Формировать умение обращаться к старшим и сверстникам, к знакомому и незнакомому человеку при встрече и расставании;
- Расширять, уточнять и активизировать словарный запас
-Воспитывать уважительное отношение к старшим и сверстникам, прививать навыки вежливости.

Подготовка
Дети собирают информацию об истории возникновения данного праздника, о самом празднике.

Ход мероприятия


Ведущий
Мы привыкли ещё в детстве
К церемонии приветствий,
И поэтому не лень
Это делать каждый день.

Во Всемирный день приветствий
Всех поздравь, кто по соседству,
Вспомни тех, кто далеко -
Станет на душе легко!

Как приятно, что при встрече
Мы знакомым и родным:
- С добрым утром!
- Добрый вечер!
- Доброй ночи! - говорим
-Добрый день, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы отметить Международный день приветствия. Мы проверим как вы подготовились к этому празднику, что вы узнали об истории его создания узнаем.
(Дети разделены на команды и за каждый ответ в конкурсной программе получают очки, которые в конце праздника суммируются и подводится итог)

Викторина

1.Кто является учредителями Международного Дня приветствия?
(Американцы братья Маккормак Майкл и Брайан)


2.В каком году появился День приветствия?
(В 1973 году)


3.Что необходимо сделать тем, кто хочет принять участие в этом празднике?
(Поздороваться как минимум с десятком людей)


Сегодня приветами нужно меняться:
Привет тебе, муж, и привет для жены,
Привет вам, соседи, что в стены стучатся,
Привет, оптимисты, привет, ворчуны.

Привет, пешеходы, привет, постовые,
Пусть этот привет вам добро принесет,
Привет, недовольные, злые, больные,
Быть может, привет вас хоть как-то спасет?

И вы не жалейте веселых приветов,
Дарите их близким, знакомым, друзьям,
Пускай понемногу, пускай без ответов.
И я свой привет вам сейчас передам!
4.Как было принято здороваться у славян?
(Здороваться со всеми людьми и знакомыми и незнакомыми- желать здоровья)


5.О чём спрашивают британцы в качестве приветствия?
(Как дела?)


6.Откуда берет начало обычай снимать при встрече головной убор?
(Традиция берет начало с рыцарских времен, когда сняв забрало, и оголив голову, рыцарь показывал свои добрые намерения. В наше время эта традиция почти забыта.)


7.О чем говорило количество шагов при снятии шляпы в старину?
(О знатности, положении вельможи и его званиях и привилегиях)


8.Что означает традиция приветствия рукопожатием?
(Давний смысл этого – показать, что в руках нет оружия. Не ответить рукопожатием, в ответ на протянутую руку, может стать большим оскорблением. Чаще этот способ используют мужчины, но могут так здороваться и женщины, и мужчины с женщинами, особенно во время деловых встреч. Мужчина может также приветствовать женщину поцелуем руки.)
О рукопожатии
С детских лет должны мы знать
Древнюю науку:
Первым должен подавать
Старший младшим руку.
Женщины – мужчинам,
Девочки – мальчишкам...
Но при этом руку

Не трясите слишком!
И хочу совет я дать
И большим, и детям:
Нужно чисто отмывать
Руки перед этим.



9.В какой стране местные жители кланяются друг другу при встрече, вытянув руки вдоль тела?
(В Китае)


10.О чем спрашивают в Китае при встрече?
(Ел ли ты сегодня?)


По привету всему свету
Раздадим и соберем:
Всем сегодня То-ньят-йета
И сегодня всем - Салом.

И налево и направо
Всем привет сегодня дан,
Мы болгарам скажем Здравей
И боснийцам - Добар дан.

Руки взрослым, руки детям
Пожимаем на ходу
И огромной всей планете
Скажем - Хау ду ю ду.
11.Какой поклон кому предназначался с давних пор?
(Чем ниже поклон- тем старше или более высокопоставлен человек)


12.В какой стране при встрече говорят: "Мир вам"?
(В Израиле)


13.Что говорят персы при встрече вместо "здравствуй"?
(Будь весел)


14.В США при встрече люди хлопают друг друга...
(По спине)


15.О чем спрашивают монголы при встрече?
(Как ваш скот?)


16.Что посылают французы при встрече?
(Воздушный поцелуй)


17.Как приветствуют друг друга военные?
(Касанием рукой козырька)


Ведущий
Молодцы, ребята! Отлично поработали.
Пора и отдохнуть.
Предлагаю поиграть в игру, повторяйте движения за мной:
Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять:
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший-
Я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора.
Дню приветствия
Дружное, троекратное: Ура!


Ведущий:
-А одинаково ли вы можете приветствовать взрослых и детей?
(Ответы детей)
Конкурс "Рад приветствовать"
Дети командами выбирают слова приветствия для взрослых и для детей. Какая команда назовет больше.


Конкурс "Правила приветствия"
Дети составляют правила приветствия.

Мужчина – приветствует женщину;
младший – приветствует старшего по возрасту;
входящий в комнату – приветствует присутствующих;
уходящий прощается с остающимися;
Взрослого (знакомого, учителя) младший всегда приветствует первым;
Никогда не приветствуй взрослого или сверстника набегу, остановись и соверши приветствие.
Конкурс загадок
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте).
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
(Здравствуй!)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день).
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)
На закате мотылёк залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече, скажем гостю: «… »
(Добрый вечер)
Дети Даша и Егорка сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы: «Дайте! Будьте. »
(так добры)
Игра "Здравствуйте"
Нужно успеть за ограниченное время (1 минута или пока звучит музыка) поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Заранее оговаривается способ, с помощью которого мы будем приветствовать друг друга – например, пожать друг другу руки. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.
Игра "Кто как"
Предлагаем поприветствовать друг друга как:
1.великосветские дамы (глубокий реверанс)
2.русские, американцы: (пожимаем друг другу руки)
3.японцы (соединить ладони и поклониться)
4.жители Замбези (хлопаем в ладоши и приседаем)
Ведущий
Самое главное в любом приветствии - улыбка!
Человек без улыбки - это струны без скрипки,
Это море без чайки, это дом без хозяйки,
Это кот без хвоста, это хвост без кота...
Да здравствуют коты с хвостами,
А люди - с улыбками!
Не стесняйтесь, не смущайтесь –
Улыбайтесь, улыбайтесь,
Даже смейтесь, если вам смешно...
И на шутку никогда не обижайтесь.
В жизни нужно быть серьезным, но
Не грустите никогда, не ворчите никогда
И других развеселить старайтесь.

Занятие № 10. Тема. Эмоции и чувства. Время на занятие: 45 минут. Задачи, решаемые на занятии: 1. Умение выражать свое эмоциональное состояние.

    Ритуал приветствия.

    Луч света.

Направить яркий луч света от фонарика в с6ередину лба. Длительность упражнения от 30с. до 60с. Во время упражнения смотреть на черный лист бумаги.

    Молния.

Провести рукой вдоль переднего серединного мередиана от нижней губы к лобковой кости, затем в обратном направлении (расстегивая и застегивая молнию). Затем провести рукой вдоль заднего серединного мередиана от верхней губы к копчику и в обратном направлении (застегивая и расстегивая молнию сзади). Движение проводить вверх – вниз несколько раз. Всегда заканчивать движением вверх.

    Зеркало.

Сейчас мы предлагаем выполнить несколько несложных заданий, точнее – сымитировать их выполнение. Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре. Задания следующие: 1.Пришиваем пуговицу 2.Собираемся в дорогу 3.Печем пирог 4.Выступаем в цирке Особенность этих занятий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Но сначала давайте разобьемся на пары… Пары готовы, приступаем к заданиям. Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из них – исполнитель, а другой – его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы – зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников будут суммироваться и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала. Итак, начинаем представление. Подводятся итоги. Каждый подросток вычисляет для суммарную групповую оценку, полученную им в роли зеркала.

    "Имена" чувств.

Каждый подросток записывает столько "имен" чувств, сколько сможет. Подросток, записавший наибольшее количество, зачитывает, а психолог в это время записывает слова на доске. Затем подсчитывается количество совпадений этих слов и слов других детей. Актуализируются наиболее известные (а значит, предположительно, наиболее используемые) эмоции и эмоциональные состояния, объясняется разница между эмоцией и эмоциональным состоянием. Дети заносят в таблицу чувства, которые для них характерны, и те чувства, которые они испытывают сегодня. В первой колонке выписываются "имена" чувств. Затем выбирается ячейка, соответствующая месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько), в ячейках проставляются крестики. В первой части таблицы записываются чувства, которые чаще всего испытывались за последние полгода, во второй – чувства, которые участник испытывал сегодня. Можно по5 – 10 бальной системе оценить интенсивность чувства. Детям предлагается выяснить, как окружающие люди понимают наши чувства.

"Имена" чувств

Места, где я обычно испытываю эти чувства

На улице

В новой компании

Среди друзей

В других местах (где?)

Обычно

2.Радость

Сегодня

3.Восторг

    Рефлексия.

    Ритуал прощания.

Занятие № 11. Тема. Мои удачи и неудачи. Время на занятие: 60 минут. Задачи, решаемые на занятии: 1.Способствовать осознанию своих проблем, попыток их решений и преодолению трудностей. 1.События моей жизни Ведущий сообщает участникам, что на сегодняшнем занятии им предстоит работать с образами фантазии, и просит их развернуть свои стулья спиной к центру круга. При желании можно закрыть глаза. Требовать закрыть глаза совсем не обязательно. Многие люди могут прекрасно вызывать яркие зрительные образы, не делая этого. А кроме того, некоторые участники, закрывая глаза, начинают испытывать чувство тревоги. Прошу каждого из вас вспомнить свою жизнь, прошедшую до нынешнего момента. Невидимый волшебный фонарь, горящий в центре нашего круга, освещает твою память, помогая выявить самые важные события. Конечно же, вспомнить абсолютно все невозможно. Это и не нужно. Вот луч волшебного фонаря освещает один из самых дальних уголков твоей памяти. Вернись к тому моменту в своей биографии, который можно считать первым воспоминанием… Сколько тебе было в тот день – три года? Может быть, чуть больше? А может, меньше?... Что тогда произошло с тобой такое, что помниться до сих пор?... Как оценить то событие – было ли оно твоим успехом или неудачей?... Не всякое событие можно однозначно отнести к успеху или неудаче. Но событие было, оно врезалось в память, а значит, оно каким – то образом повлияло на твою жизнь. В результате этого события ты изменился, для тебя оно имело значение… Волшебный фонарь может осветить и другие события. Давай пойдем дальше по маршруту твоей жизни, останавливаясь в те моменты, которые по тем или иным причинам оказались для тебя значимыми… Сейчас они всплывут в твоей памяти. Ты сам вправе выбирать, стоит ли напрягаться воссоздавая подробности, или, не задерживаясь, идти дальше. Вспоминайте те дни, часы, минуты, которые были для тебя очень удачными. Те мгновения, которые ты проживал как триумфатор, въезжающий в город на белом коне… Однако постарайся не бежать от воспоминаний и о тех событиях, которые можно рассматривать как моменты неудачи. Может быть, и о них стоит все – таки вспомнить? Они произошли. Они остались в памяти. Они повлияли на тебя. Они изменили тебя. Значит, они нужны тебе… Свет волшебного фонаря, горящего в центре нашего круга, становится все менее ярким, поскольку его перебивает свет сегодняшнего дня, свет настоящего…

А теперь я прошу открыть глаза тех, кто закрывал их во время упражнения. Не делайте резких движений. Не торопясь, медленно смените позу. Можно потянуться. На столах лежат листы бумаги и краски. Не разговаривая и не мешая друг другу, подойдите к столам. Попробуйте отразить в рисунке свой жизненный путь, который вы проделали до нынешнего момента. Изобразите тем или иным образом те события, которые вспоминались в процессе выполнения только что проведенного упражнения. Время на рисование – примерно пятнадцать минут. Участники, закончившие рисунки раньше, возвращаются в круг и ожидают завершения работы своих товарищей, расположившись уже лицом к кругу. Обсуждение рисунков проводить не следует, тем более не следует их интерпретировать и оценивать. Нужно сразу предупредить об этом участников. Процедуру лучше организовать, например, следующим образом: все "художники", держа свои рисунки в руках, молча предъявляют их другим членам группы. Ведущий просит участников выбрать среди рисунков своих коллег те, которые кажутся в чем – то похожими на их собственные или даже просто созвучными им по тематике, по настроению. Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких – то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке.

    Радость неудачи.

Отложите, пожалуйста, свои рисунки. Встаньте снова спиной к центру круга и закройте глаза. Начинайте двигаться спиной вперед к центру круга. По моему хлопку вы должны собраться в группы по четыре человека. Без специальной команды глаза открывать нельзя. Продолжаем движение… Собрались в четверки! Ведущий наблюдает за тем, кто каким образом ведет себя в необычной ситуации: уверенно или робко, проявляя инициативу или подчиняясь. Участники берутся за руки. Ведущий советует им, не открывая глаз, разобраться, сколько человек получилось в каждой подгруппе. При необходимости участники могут покинуть одну подгруппу и примкнуть к другой. Вот теперь откройте глаза и сядьте подгруппами в отдельные кружки. Я прошу каждого из вас вспомнить такое событие из вашей жизни, которое вы вначале рассматривали как неудачу, а затем поняли, что на самом деле это событие имело для вас очень благоприятное значение. Иными словами, вспомните событие, которое позволило вам понять, что такое "радость неудачи", и расскажите о нем своим товарищам по подгруппе.

    Общая метафора.

Вы узнали нечто новое о своих товарищах. Наверное, с каждым из вас случилось похожие в чем – то события. Я прошу вас найти нечто общее, сходное в рассказанных историях и представить это общее в метафорической форме. Это можно сделать средствами рисунка, афоризма, "живой скульптурой" или как – нибудь еще. При желании вы можете прокомментировать предлагаемые метафоры. Спасибо за ваши замечательные метафоры. А теперь такое задание для каждой группы: назовите хотя бы одно не очень приятное событие ближайшего будущего кого – то из вас(или всей группы), которое в свете принципа "радость неудачи" может быть рассмотрено как позитивное. Участники обсуждают поставленную задачу в группах, а затем представители групп описывают новый способ рассмотрения будущего события.

    "Стул хвастовства".

Все участники садятся в общий круг. Ведущий берет один из свободных стульев и ставит его так, чтобы он выступал из круга, при этом сам тренер располагается чуть позади и справа. Это непростой стул. Это стул хвастовства. Каждый, кто сядет на него, получает право похвастаться. Чем? Да чем угодно! Любым достижением на своем жизненном пути. Тот, кто садится на этот стул, должен начинать свое сообщение со слов: "Я хочу похвастаться тем, что…" Итак, кто первый? После первого "хвастовства" ведущий инициирует аплодисменты и восторженные отзывы. Это особенно важно для эмоциональной поддержки робких и застенчивых участников. Выступив, сидящий на "стуле хвастовства" называет следующего, кому он предлагает сесть на этот стул. При желании можно садиться на "стул хвастовства" неоднократно.

    Благодарность за опыт.

Сегодня мы многое узнали друг о друге такого, о чем даже не подозревали. Мы поделились друг с другом своим жизненным опытом. Мы дали возможность друг другу испытать новые переживания. Мне кажется, стоит поблагодарить тех, кто внес в это дело самый значительный вклад. Я прошу каждого из вас подумать и выбрать того человека из нашей группы (только одного!), кого вы хотели бы персонально поблагодарить. Можно высказаться, обращаясь к этому человеку и объяснив, почему хочется поблагодарить именно его. Ведущий внимательно следит за тем, в чей адрес звучит наибольшее число благодарностей и кто остался без внимания. Если последних оказалось несколько человек, ведущий сам произносит слова благодарности за опыт тому, кто, по его мнению, больше всего нуждается в поддержке.

    Подведение итогов.

Мы завершаем это упражнение. Я прошу вас вернуться к рисункам, на которых изображен ваш жизненный путь. Взгляните на них еще раз. Хочется ли сейчас вам что – то исправить на них? Или добавить нечто? У вас есть возможность исправить в рисунке те изменения, которые кажутся вам необходимыми. Но если вас устраивает то, что уже нарисовано, то, разумеется, можно ничего не менять. Участники вновь садятся в общий круг. Обсуждают вопросы: Что вы чувствуете сейчас? Менялись ли ваши чувства на протяжении игры? Какой из этапов игры показался вам наиболее сложным? Трудно ли было вспоминать события вашей жизни? Какие события, связанные с вашими удачами или неудачами, чаще вспоминались? Изменилось ли ваше отношение к каким – либо событиям вашей жизни? Как вы поняли, что такое радость неудачи? Что дало вам сидение на "стуле хвастовства"? Легко ли было публично хвастаться? Изменили вы что – то на своих рисунках или нет? Почему?

Занятие № 12. Тема. Преодоление плохого настроения. Время на занятие: 60 минут Задачи, решаемые на занятии: 1.Снятие эмоционально – психического и телесно напряжения. 2.Способствовать преодолению чувство тревоги и избавление от него.

    Ритуал приветствия.

2.Твое настроение. - Подумайте и определите, в каком эмоциональном состоянии вы находились чаще всего: жизнерадостном, оптимистичном, или грустном, печальном, или подавленном, мрачном. Это – ваше настроение. У каждого человека есть свой тон обычного настроения. Про одного мы говорим: "жизнерадостный человек", хотя у него в отдельные моменты может быть и печальное, и подавленное настроение. Другого мы воспринимаем как мрачного, подавленного, хотя и он иногда может быть веселым, оживленным. Самое интересное, что мы никому не докладываем о своем настроении, но…. Взгляд, слово, движение, выражение лица, наклон головы, интонация, вздох, улыбка – и все становится ясно. Есть ли у тебя "свое" настроение, такое. В котором ты находишься чаще всего? А как ты думаешь, каким тебя видят твои друзья, одноклассники, родители? Учти, что свое настроение мы чаще всего невольно передаем другим людям. Психологические исследования показывают, что человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое состояние на окружающих, с которыми он взаимодействует. В результате у всех может возникнуть общее подавленное настроение, когда не хочется ни шутить, ни разговаривать, ни обмениваться впечатлениями, когда в голову не приходят новые мысли, идеи, когда душой владеют не жизнеутверждающие чувства, а мрачные предчувствия. Но, с другой стороны, тебе известно, что постоянно выражаемая в словах и поведении бурная жизнерадостность, экзальтированность в проявлении чувств, даже положительных, также угнетающе действует на окружающих людей, утомляет их и часто вызывает раздражение, особенно тогда, когда оптимизм одного человека не соответствует общему настроению. Поэтому важно знать о своем обычном настроении и думать о соответствии своего настроения той или иной конкретной ситуации, а также о мере (степени) его проявлении в поведении. Иными словами, ты должен управлять своим настроением, а не оно тобой. 3.Лимон. Представьте, что в каждой руке вы держите лимон. Начните выжимать сок из лимонов, чувствуя сильное напряжение в каждой руке. Выжав весь сок из лимонов, можно их выбросить и взять новые лимоны, ведь сока должно хватить на целый стакан. Второй раз давим лимоны еще сильнее, а бросаем их медленно. Важно при этом почувствовать разницу между напряженной и расслабленной рукой. Взяв лимоны в третий раз, стараемся не оставить в них ни капли сока, и только после этого медленно ослабляем руки и бросаем воображаемые лимоны. 4.Кошечка. Представьте себя пушистой ленивой кошечкой, которая очень любит потягиваться. Руки вытягиваем вперед, затем вверх, чувствуем напряжение в плечах, когда поднимаем руки как можно выше и как можно дальше отводим их назад. Важно проделать это 3 раза, каждый раз чувствуя разницу между напряженными плечами и руками и расслабленными. 5.Черепашка. Представьте себя черепашкой, которая спокойно отдыхает около воды под теплым солнышком. Полное спокойствие и безопасность. Но когда приближается опасность, черепашка сразу же втягивает голову и конечности в панцирь. 6.Что нам делать с этим чувством? Если ты расстроен, злишься или испытываешь другое негативное чувство, представь, что ты можешь с ним справиться: например можно громко закричать, выйти из комнаты, выбросить злость в мусорное ведро, а также поджарить "гневный омлет" из "злобных" яиц, нарисовать портрет собственной злости. А теперь сделай то, что представил – надуй мяч из страха и закинь его подальше. 7.Покой. Дыхание. Отдых. Как ведут себя твои мысли? Может быть, они мечутся, как волны во время шторма? Какими они были? Скажи себе: "Успокойся. Мысли уходите прочь" 3 – 6 раз вдохните носом, а выдохни через рот. Можно во время дыхания считать 1 – 2 – 3 и т.д. Выдохни все напряжение из своего тела. Дыши, пока не почувствуешь себя отдохнувшим. 8.Воздушный шарик. Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1 – 2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. 9.Куб. 10.Рефлексия. 11.Ритуал прощания.

Занятие № 13. Тема. Общение. Время на занятие: 60 минут. Задачи, решаемые на занятии: 1. Сформировать путем создания доверительной атмосферы общения коммуникативные умения у членов группы. 1.Ритуал приветствия. 2.Общение .(беседа по теме общение) 3.Репортер. - На исходе уходящего тысячелетия Всемирный союз журналистов решил провести международную конференцию, на которую были приглашены самые популярные журналисты планеты. Труд журналиста обрел огромное значение в жизни современного общества. Миллионы людей начинают и заканчивают свой рабочий день с просмотра телевизионных новостных передач и чтения газет. Судьба политических режимов, карьеры политиков и даже биржевые курсы зачастую зависят от мастерства и профессионализма журналистов. Тысячи газет и журналов по всему миру почли за честь послать своих корреспондентов на форум, который проходит здесь. Вместе собрались самые популярные и талантливые мастера, люди, чьи имена находятся на первых строчках рейтингов наиболее читаемых изданий. Посмотрите друг на друга – это вы. Уважаемые коллеги! От имени оргкомитета Всемирного союза журналистов рады приветствовать вас в нашей школе. Задача нашей сегодняшней работы – выпуск первого номера всемирной газеты "Репортер", которая станет выходить раз в столетие и будет посвящена самым популярным и талантливым журналистам планеты. Каждый из вас сегодня станет автором статьи о своем коллеге, который будет выбран по жребию, и в то же время героем статьи, которую напишет о вас ваш коллега. Вы увидите друг друга в различной работе – ваша задача показать самые сильные и привлекательные стороны характера своего героя. Разъяснения того, что предстоит сделать: взять интервью; представить своего героя, который "выпал по жребию". По ходу представления на доску записываются черты характера, которые помогают в работе журналиста. Из перечисленных на доске качеств каждый выбирает три, которые ему присущи, и еще два, которые он хотел бы иметь, и записывает их себе. В соответствии с разъяснениями дети придумывают свой творческий псевдоним, творческую биографию, берут интервью у своего героя, дают свое интервью, выбирают и записывают в свои "журналистские блокноты" присущие и желаемые качества. Психолог сообщает о том, что мастера своего дела всегда стараются усовершенствовать свои профессиональные качества, поэтому сейчас им предстоит участие в нескольких ситуациях.

"Я начинаю разговор". Психолог напоминает, что одно из профессиональных качеств журналиста – умение общаться и заводить знакомства, умение начать разговор. Детям предлагается разделиться на пары и встать в два круга лицом друг к другу. Затем им сообщается следующее: "Вы будете знакомиться друг с другом, получая задания, затем по сигналу ведущего внутренний круг делает один шаг вправо. Обращайте внимание, как следует в этой ситуации ваш герой:

    Здороваемся, как старые друзья, которые давно не виделись

    Как люди, которые находятся в ссоре

    Как начальник и подчиненный

    Как дипломаты

    Как будто вам предстоит большое путешествие

    Как ребенок с отцом, приехавшим из длительной командировки

    Как ученик с учителем

По итогам проводится опрос: с кем было приятно здороваться, какие профессиональные качества журналиста помогают в общении. Дети должны сделать запись в журналистский блокнот о том, как проявил себя их герой. "Нестандартная ситуация". Психолог обращает внимание детей на то, что профессия журналиста интересна, но временами и опасна. Судьба забрасывает людей этой профессии и на дипломатические приемы, и в горячие точки планеты. Часто от взаимопомощи зависит не только профессиональный успех, но даже жизнь. Умение доверять своим коллегам и оказывать им поддержку – одно из важных профессиональных свойств людей этой профессии. - На этом покрывале мы все вместе будем поднимать по очереди любого из участников. Это опасное задание, поэтому важно действовать сообщать и внимательно слушать указания. Обращайте внимание на то, как действует в этой ситуации ваш герой. По итогам проводится опрос: рассказать о своих переживаниях, когда лежал – когда держал. Делается запись в журналистский блокнот о том, как проявил себя при выполнении упражнения объект наблюдения. "Спасибо за…" Сидя в кругу, дети заканчивают предложение "Спасибо за…". 4.Пишущая машинка. Давайте представим себе, что все мы – большая пишущая машинка. Каждый из нас – буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по три буквы). Наша машинка может печатать разные слова и делать это так: я говорю слово, например "поезд", и тогда тот, кому достанется буква "п", хлопает в ладоши, потом мы все вместе хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква "о", и снова общий хлопок и т.д. (тренер распределяет буквы). Если машинка сделает ошибку, то мы будем печатать слово с самого начала. 5.Сиамские близнецы. 6.Рефлексия. 7.Ритуал прощания.

Занятие № 14. Тема. Мы понимаем друг друга. Время на занятие: 60 минут Задачи, решаемые на занятии: 1.Показать, как строятся законы человеческого общества. 2.Актуализация личностных ресурсов. 1.Ритуал приветствия. 2.Гипноз. Участники располагаются в парах. Один играет роль гипнотезера, другой – гипнотезируемого. Гипнотезер медленно двигает рукой, держа ладонь перед лицом второго участника, гипнотизируемый медленно и синхронно пытается следовать за движениями руки, направляя взгляд в центр ладони. Затем участники меняются ролями. Еще более интересно выполнять упражнение в тройках, оно так же, как и предыдущее, предусматривает смену ролей. 3.Необитаемый остров. Волею судьбы вы оказались на необитаемом острове. Здесь богатый животный растительный мир, но есть опасности: ядовитые растения, холодная зима, возможны визиты каннибалов с соседних островов. Сплоченной группой продержаться можно, а в одиночку – почти нереально. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни в родные края. Ваша задача – создать для себя условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и драматичность происшедшего, тем более что за такой срок люди иногда дичают, за раздражительностью вспыхивают ярость и драки насмерть. Тут не место для легкомыслия – вам нужно чем – то питаться и нужно выжить. Настройте себя соответствующим образом, наблюдайте за собой: как проявите себя в этой жизни? Вы должны освоить остров, организовать хозяйство. На листе бумаги нарисуйте карту острова и нанесите обозначения. Кто ваш лидер? Какие у него рычаги власти? Вам нужно наладить социальную жизнь: наметить первоочередные дела, распределить обязанности. Каковы будут санкции за невыполнение или плохое выполнение обязанностей? Если у вас случится ситуация "стрекозы и муравья", то что муравьи скажут стрекозе? А если муравей один, а остальные – стрекозы? Вы принимаете свои законы, религию с уже известными традициями? А если среди вас, неверующих, кто – либо верующий станет тратить время на постройку часовни и на молитвы, вместо того чтобы трудиться на огороде или воевать вместе со всеми, - как вы поступите? Как вы будете решать задачу распределения? Всем поровну? По трудовому вкладу? Дадите больше больным и слабым? Дадите больше сильным, ибо от них больше пользы? А если один из вас, сердобольный, будет подкармливать лентяя, которого все решили не кормить? Станет ли ваша община принимать решения большинством голосов? Могут ли мужчины, если их большинство, решать за женщин? Каковы пределы вашей общины, будет ли она вмешиваться в частную жизнь? Имеет ли право человек никому не подчиняться и жить по – своему? А если он злой и вредит другим? Возможен ли у вас раскол на колонии? Что делать, если одна группа начинает диктовать свои условия другой, более слабой? Если кто – то захочет жить отдельно, имеет ли он право на собственный участок острова? Вы почти благополучно спаслись и оказались на необитаемом острове. Вы на острове не с пустыми руками, у вас есть вещи (треть списка), а также зажигалка с запасом жидкого газа. Вы собрались под знаком Мудрецов, но пока вы такие, какие есть. Игра – один из способов лучше узнать друг друга в обсуждении и жизни. 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.