Почему рождество не совпадает с новым годом. Давно пора, ядренa мaть,умом Россию понимать

Стран-ный за-го-ло-вок, - хмыкнет про се-бя чи-та-тель. - Долж-но быть, ав-тор за-мет-ки уже за-го-дя празд-ну-ет Но-вый год и по-то-му пу-та-ет дни. Ко-неч-но же - се-го-дня но-чью (с 31 де-каб-ря на 1 ян-ва-ря), и это зна-ет каж-дый ре-бе-нок! По-сле празд-нич-но-го по-здрав-ле-ния Пре-зи-ден-та уда-ры кремлёв-ских ку-ран-тов воз-ве-стят на-ступ-ле-ние уже семнадцатого го-да тре-тье-го ты-ся-че-ле-тия от Рож-де-ства Хри-сто-ва. Вре-мя быст-ро ле-тит! Как го-во-ри-ли рим-ляне, tempus edax - «вре-мя про-жор-ли-во». Мы звон-ко «чок-нем-ся», по-здра-вим друг дру-га и по-же-ла-ем в но-вом го-ду вся-че-ско-го бла-го-по-лу-чия.

Нет, нет, я пре-бы-ваю в здра-вом рас-суд-ке, а ин-три-га за-го-лов-ка свя-за-на с мо-и-ми про-фес-сио-наль-ны-ми ин-те-ре-са-ми.

Дей-стви-тель-но, на-ча-ло но-во-го го-да у нас, се-ве-рян, проч-но ас-со-ци-и-ру-ет-ся с на-ряд-ной ёл-кой и ян-вар-ски-ми мо-ро-за-ми. Это так. Тем не ме-нее, празд-ну-е-мый на-ми Но-вый год по ян-вар-ско-му сти-лю во-шел в рос-сий-ский граж-дан-ский оби-ход срав-ни-тель-но недав-но - в 1699 го-ду. (Под «сти-лем» ле-то-счис-ле-ния в дан-ном слу-чае под-ра-зу-ме-ва-ет-ся опре-де-ле-ние на-ча-ла го-да.)

В древ-но-сти су-ще-ство-ва-ли раз-лич-ные спо-со-бы опре-де-ле-ния на-ча-ла Но-во-го го-да, и точ-ка от-счё-та бы-ла для всех зри-мой и по-нят-ной. В ос-нов-ном эти точ-ки от-счё-та рас-пре-де-ля-лись по двум важ-ней-шим сель-ско-хо-зяй-ствен-ным пе-ри-о-дам - ве-сен-не-му и осен-не-му. «На-ро-ды древ-но-сти ча-сто при-ни-ма-ли во вни-ма-ние толь-ко пе-ри-од зем-ле-дель-че-ских ра-бот и пре-не-бре-га-ли осталь-ным вре-ме-нем есте-ствен-но-го го-да», - спра-вед-ли-во за-ме-ча-ет ав-тор из-вест-ной ра-бо-ты (Би-кер-ман Эли-ас. Хро-но-ло-гия древ-не-го ми-ра. М., 1975, с. 40).

Для на-ших пред-ков наи-боль-шее зна-че-ние име-ли два ви-зан-тий-ских сти-ля: сен-тябрь-ский, с точ-кой от-сче-та эры («эпо-хой эры») 1 сен-тяб-ря 5509 го-да до Р. Х., и мар-тов-ский, с точ-кой от-счё-та 1 мар-та 5508 го-да до Р. Х. Эта по-пуляр-ная мар-тов-ская эра на-зы-ва-ет-ся «кон-стан-ти-но-поль-ской» и «древ-не-рус-ской». В свою оче-редь, мар-тов-ский год де-лит-ся на два ос-нов-ных ви-да: ес-ли мар-тов-ский год на-чи-на-ет-ся на пол-го-да поз-же «ви-зан-тий-ско-го» (1 сен-тяб-ря), его на-зы-ва-ют про-сто «мар-тов-ским», ес-ли же на-чи-на-ет-ся на пол-го-да рань-ше - «уль-тра-мар-тов-ским» (от лат. ultra - «по ту сто-ро-ну»). (Су-ще-ству-ют и иные ва-ри-ан-ты мар-тов-ско-го го-да, на-при-мер, на-чи-нать его со дня ве-сен-не-го рав-но-ден-ствия, 21-го мар-та. Но не бу-дем боль-ше ло-мать го-ло-ву по-дроб-но-стя-ми!). До на-ча-ла XII ве-ка пре-об-ла-дал мар-тов-ский стиль, а в XII-XIII ве-ках ши-ро-ко ис-поль-зо-вать-ся уль-тра-мар-тов-ский. Мар-тов-ский стиль ис-поль-зо-вал-ся у нас до 1492 го-да, ко-гда в при-каз-ном по-ряд-ке пе-ре-шли толь-ко на сен-тябрь-ский стиль, по ко-то-ро-му Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь жи-вёт до сих пор. До это-го на-ши ле-то-пис-цы сво-бод-но ис-поль-зо-ва-ли все сти-ли, по-это-му пе-ре-вод их да-ти-ро-вок на совре-мен-ный «ка-лен-дар-ный язык» - за-ча-стую по-чти нераз-ре-ши-мая го-ло-во-лом-ка. На эту те-му на-пи-са-но нема-ло се-рьёз-ных ис-сле-до-ва-ний.

В стра-нах сред-не-ве-ко-вой Ев-ро-пы так-же ис-поль-зо-ва-лись раз-лич-ные ка-лен-дар-ные сти-ли, при-чём, как в раз-лич-ное, так и в од-но и то же вре-мя, что ста-вит пе-ред ис-сле-до-ва-те-ля-ми до-пол-ни-тель-ные про-бле-мы.

Так, счёт дней в го-ду от празд-ни-ка Рож-де-ства Хри-сто-ва (25 де-каб-ря) вёл-ся в Ри-ме с IV ве-ка (это ведь рим-ский по про-ис-хож-де-нию празд-ник, при-ня-тый Во-сто-ком да-ле-ко не сра-зу, о чём мне уже при-хо-ди-лось пи-сать). Во Фран-ции рож-де-ствен-ский стиль ис-поль-зо-вал-ся с VIII и до кон-ца X ве-ка, в Гер-ма-нии - с IX ве-ка, но в мас-шта-бах всей стра-ны на-ча-ло но-во-го го-да бы-ло пе-ре-не-се-но здесь на 25 де-каб-ря в 1310 го-ду.

На-ча-ло но-во-го го-да с 1 мар-та, ис-поль-зо-вав-ше-е-ся ещё с до-хри-сти-ан-ских вре-мён, по-сте-пен-но рас-про-стра-ни-лось на мно-гие стра-ны Ев-ро-пы: с VI ве-ка мар-тов-ский стиль упо-треб-ля-ли во Фран-ции, Ве-не-ции и в ря-де дру-гих го-су-дарств.

Очень по-пуля-рен был в Ев-ро-пе так на-зы-ва-е-мый «бла-го-ве-щен-ский стиль» (от «Во-пло-ще-ния Гос-по-да»), - то есть Но-вый год на-чи-нал-ся со дня это-го празд-ни-ка (с 25-го мар-та). В кон-сер-ва-тив-ной «доб-рой ста-рой» Ан-глии, на-при-мер, он ис-поль-зо-вал-ся вплоть до 1753 го-да. Его так-же упо-треб-ля-ли во Фло-рен-ции и Пи-зе, а так-же во Фран-ции в IX-X ве-ках, по-сле че-го за-ме-ни-ли «пас-халь-ным сти-лем»: на-ча-ло го-да в нём - с «пред-пас-халь-ной суб-бо-ты». В XIV ве-ке пас-халь-ный стиль ши-ро-ко ис-поль-зо-вал-ся и во мно-гих го-ро-дах Гер-ма-нии. А вот в юж-ной ча-сти Ита-лии (на-при-мер, в Неа-по-ле) ещё с ви-зан-тий-ских вре-мён на-ча-ло го-да от-счи-ты-ва-ли от 1 сен-тяб-ря.

На-ча-ло го-да с 1 ян-ва-ря от-ме-ча-ет-ся в до-ку-мен-тах Свя-щен-ной Рим-ской им-пе-рии с XIII-XIV ве-ков, в Ис-па-нии - с 1556 го-да, в Да-нии и Шве-ции - с 1559 го-да, во Фран-ции - с 1563 го-да, в Ни-дер-лан-дах - с 1575 го-да, в Шот-лан-дии - с 1600 го-да, в Гер-ма-нии - с 1691 го-да, в Ве-не-ции - с 1797 го-да. В до-ку-мен-тах Пап-ской кан-це-ля-рии на-ча-ло го-да сов-ме-ще-но с 1 ян-ва-ря на-чи-ная с 1691 го-да (ра-нее здесь ис-поль-зо-ва-ли как бла-го-ве-щен-ский, так и рож-де-ствен-ский сти-ли). Как ви-дим, и в Ев-ро-пе ян-вар-ский стиль утвер-дил-ся до-ста-точ-но позд-но.

Сори-ен-ти-ро-вать-ся ис-то-ри-ку в этом ха-о-се сти-лей бы-ло бы прак-ти-че-ски невоз-мож-но, ес-ли бы ав-то-ры до-ку-мен-тов не ука-зы-ва-ли до-пол-ни-тель-ных эле-мен-тов да-ти-ров-ки - ин-дик-тов, вру-це-лет, кру-гов Солн-ца и «зо-ло-тых чи-сел».

Ко-гда-то в Древ-нем Ри-ме но-вый год встре-ча-ли в мар-те, на что ука-зы-ва-ет и са-мо на-зва-ние ухо-дя-ще-го ме-ся-ца: деце мбер (в пе-ре-во-де с ла-тин-ско-го - «де-ся-тый»!) - ар-ха-изм, дав-но уже не со-от-вет-ству-ю-щий его ре-аль-но-му ме-сту в ка-лен-да-ре. Но мы так при-вык-ли к по-доб-ным ис-то-ри-че-ским несу-раз-но-стям, что про-сто их не за-ме-ча-ем.

Впро-чем, уже со 153 го-да до н. э. до-це-за-рев-ский рим-ский ка-лен-дар-ный год на-чи-нал-ся с 1 ян-ва-ря, по-сколь-ку с это-го дня всту-па-ли в долж-ность рим-ские кон-су-лы («ме-ня-лась власть»!). Так, в ка-лен-да-ре из го-ро-да Пре-не-сты 1 ян-ва-ря от-ме-ча-ет-ся: «Annus novus incipit quia eo die magistratus ineunt, Но-вый год на-чи-на-ет-ся (в этот день), по-то-му что в этот день ма-ги-стра-ты всту-па-ют в долж-ность». В 46 го-ду до н. э. зна-ме-ни-тый рим-ский пол-ко-во-дец, вер-хов-ный жрец и пи-са-тель Гай Юлий Це-зарь ввёл свой но-вый ка-лен-дарь («юли-ан-ский») и окон-ча-тель-но утвер-дил на-ча-ло го-да с 1 ян-ва-ря (ка-лен-дарь Це-за-ря «за-ра-бо-тал» с 1 ян-ва-ря 45 го-да до н. э.). Имен-но при Це-за-ре под вли-я-ни-ем аст-ро-ло-гии празд-ник Но-во-го го-да при-об-рёл са-мо-сто-я-тель-ное зна-че-ние вре-менно й от-мет-ки на-ча-ла го-да и, та-ким об-ра-зом, по-ло-жил на-ча-ло на-ше-му граж-дан-ско-му го-ду и на-шим но-во-год-ним празд-ни-кам.

Но-вый год по это-му «по-ли-ти-че-ско-му» ян-вар-ско-му сти-лю (од-новре-мен-но с эрой от Рож-де-ства Хри-сто-ва) ввёл у нас в де-каб-ре 1699 го-да ре-фор-ма-тор Петр Ве-ли-кий. При этом он счи-тал, что «бу-ду-ще-го ген-ва-ря с 1 чис-ла на-ста-ет» не толь-ко «но-вый 1700 год», но «куп-но и но-вый сто-лет-ний век ». (Эту ошиб-ку на на-ших гла-зах по-вто-ри-ли мно-гие 31 де-каб-ря 1999 го-да, на год рань-ше от-празд-но-вав «мил-ле-ни-ум».) К со-жа-ле-нию, ему не уда-лось од-новре-мен-но вве-сти и гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь , ко-то-рый был при-нят в Рос-сии лишь в 1918 го-ду, - но толь-ко для граж-дан-ско-го упо-треб-ле-ния. По-мест-ный Со-бор Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви 1917-1918 го-дов хо-тел, но, по при-чине пре-кра-ще-ния сво-ей ра-бо-ты в усло-ви-ях «крас-но-го тер-ро-ра», не успел утвер-дить аст-ро-но-ми-че-ски точ-ный гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь. По-это-му мы сих пор жи-вем по двум ка-лен-да-рям, при-чем, Рос-сий-ское го-су-дар-ство (и бо-лее 90% всех хри-сти-ан в ми-ре, в том чис-ле и пра-во-слав-ных!) - по «хри-сти-ан-ско-му» гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю, а Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь - всё ещё по «язы-че-ско-му» ка-лен-да-рю Юлия Це-за-ря (ко-то-рый мно-гие по-че-му-то счи-та-ют «су-гу-бо пра-во-слав-ным»), от-ста-ю-ще-му в XX и XXI ве-ках от аст-ро-но-ми-че-ско-го вре-ме-ни на 13 дней. (Ин-те-рес-но, что бы ска-зал на это сам Це-зарь?) По-это-му се-го-дня в цер-ков-ном ка-лен-да-ре ещё толь-ко 18 де-каб-ря, и «Ста-рый но-вый год» на-сту-пит лишь в ночь с 13/14 ян-ва-ря.

В ка-нун но-во-год-них празд-ни-ков лю-ди ча-сто спра-ши-ва-ют: по-че-му во всем ми-ре (и у нас так бы-ло рань-ше) Рож-де-ство пред-ше-ству-ет Но-во-му го-ду, а у нас - на-обо-рот, и празд-нич-ные транс-па-ран-ты по-здрав-ля-ют рос-си-ян «С НОВЫМ ГОДОМ» (круп-ным шриф-том) и «Рож-де-ством» (бо-лее мел-ким). По-лу-ча-ет-ся, что Рож-де-ство у нас од-но - 7 ян-ва-ря (хо-тя ста-рые и совре-мен-ные бо-го-слу-жеб-ные кни-ги зна-ют лишь Рож-де-ство 25 де-каб-ря, а «Рус-ско-го Рож-де-ства 7 ян-ва-ря» в них во-все нет!), а вот «Но-во-му го-ду» яв-но по-вез-ло - он празд-ну-ет-ся два-жды. Но при этом в на-ших хра-мах «все-рьез» (а не ли-це-мер-но) слу-жат но-во-год-ний мо-ле-бен ве-че-ром 31 де-каб-ря! По-че-му же то-гда иг-но-ри-ру-ет-ся пред-ше-ству-ю-щее ему Рож-де-ство в его за-кон-ную да-ту, 25 де-каб-ря, уста-нов-лен-ную Хри-сти-ан-ской Цер-ко-вью обя-за-тель-ной для всех ещё в IV ве-ке? Нор-маль-ные лю-ди стра-да-ют от этой раз-дво-ен-но-сти.

Впро-чем, о ка-лен-дар-ных гри-ма-сах мы ещё бу-дем го-во-рить. А сей-час хо-чу по-же-лать всем счаст-ли-во-го Но-во-го го-да. Бу-дем на-де-ять-ся, что он станет «ме-нее ин-те-рес-ным» для ис-то-ри-ков в от-ри-ца-тель-ном смыс-ле (го-тов по-сту-пить-ся про-фес-сио-наль-ны-ми ин-те-ре-са-ми!) - пусть про-изой-дёт в нём мень-ше тра-ге-дий и по-тря-се-ний!

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ме-ча-ния

Мож-но пред-по-ло-жить, что Пётр I со-хра-нил юли-ан-ский ка-лен-дарь и не ввёл гри-го-ри-ан-ский, вос-при-ни-ма-е-мый на-род-ным со-зна-ни-ем как «ка-то-ли-че-ский», в ка-че-стве уступ-ки Рус-ской Церк-ви, ко-то-рую он и так кар-ди-наль-но ре-фор-ми-ро-вал - фак-ти-че-ски «обез-гла-вил». По-сколь-ку до 1 мар-та 1700 го-да раз-ни-ца меж-ду дву-мя ка-лен-дар-ны-ми си-сте-ма-ми со-став-ля-ла 10 дней, то этот пер-вый в Рос-сии ян-вар-ский Но-вый год по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю при-шёл-ся на 11 ян-ва-ря по гри-го-ри-ан-ско-му. В XX-XXI ве-ках этот «Ста-рый но-вый год» (ка-жет-ся, толь-ко у нас есть празд-ник с та-ким «про-ти-во-ре-чи-вым» на-зва-ни-ем и смыс-лом) при-хо-дит-ся на 14 ян-ва-ря; в XXII ве-ке бу-дет при-хо-дить-ся уже на 15 ян-ва-ря (Рож-де-ство - на 8 ян-ва-ря), и т. д.

Ли-те-ра-ту-ра

Бо-ло-тов В. В. Лек-ции по ис-то-рии Древ-ней Церк-ви. Т. I. Вве-де-ние в цер-ков-ную ис-то-рию. СПб., 1907; Кли-ми-шин И. А. Ка-лен-дарь и хро-но-ло-гия. М., 1985; Ку-ли-ков С. Ка-лен-дар-ная шпар-гал-ка для ве-ру-ю-щих и неве-ру-ю-щих, лю-би-те-лей ис-то-рии, жур-на-ли-стов и пре-зи-ден-тов. М., 1996; Ру-бан Ю. От Рож-де-ства до Сре-те-ния. Празд-ни-ки рож-де-ствен-ско-го цик-ла / На-уч-ный ред. проф. ар-хим. Иан-ну-а-рий (Ив-ли-ев). СПб.: Ко-ло, 2015.

Почему не совпадают день Рождества Христова и начало Нового Года? Ведь мы ведем летоисчисление от Рождества Христова (это точка отсчета), потому первый день 1-го года должен был бы начаться с дня, когда родился Христос, а в Новый год, должно бы праздноваться Рождество Христово. Почему это не так?

3 века назад царь Петр I своим Указом ввел на территории Руси европейский календарь и повелел в ночь на 1 января праздновать наступление 1700 года «от Рождества Христова в восьмой день спустя».

И в Европе, и в дореволюционной России 24/25 декабря христиане отмечали Рождество - день рождения Иисуса Христа, а спустя 8 дней от Рождества в ночь на 1 января праздновали Обрезание Господне.

На восьмой день после рождения младенец Иисус, по ветхозаветному еврейскому закону, принял обрезание, установленное для всех еврейских младенцев мужского пола в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и еврейским народом.

До начала гонений на евреев в средние века Обрезание Господне почиталось христианами более Рождества, потому первым днем года считалось Обрезание Господне.

Ныне во всем мире 1 января в день обрезания по иудейскому закону еврейского младенца Христа встречают Новый год.

Христианское летоисчисление и начало новой эры ведется не от Рождества (дня рождения Христа), а от Обрезания Господня (дня обрезания крайней плоти у младенца Иисуса).

Христианский праздник, отмечаемый в католицизме 1 января по григорианскому календарю, в православии - также 1 января, но либо по юлианскому, либо по новоюлианскому календарю, в зависимости от того, какой стиль принят в конкретной поместной Церкви. 1 января юлианского календаря соответствует в XX и XXI веках 14 января григорианского и новоюлианского календарей.

Согласно еврейской традиции, обрезание (ивр. ברית מילה‏‎‎ ‏‎‎‎ Брит мила) - символ завета (договора) между Богом и народом Израиля. На восьмой день после рождения младенец Иисус, по ветхозаветному иудейскому закону, принял обрезание крайней плоти, установленное для всех еврейских младенцев мужского пола в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и еврейским народом. Бог заповедовал обрезание Аврааму и всем его домочадцам мужского пола словами:

Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой.

Быт. 17:10-14

При совершении обрезания (брит-милы) Божественному Младенцу было дано Имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии:

Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" (Кол. 2, 11).

Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом. В новозаветное время обряд обрезания крайней плоти уступил место таинству Крещения, прообразом которого являлся обряд обрезания (Брит мила).

В конце X века Киевская Русь приняла христианство (988 - 989 гг.), византийское летоисчисление и юлианский календарь.


Юлианский календарь содержал в себе строгое и определённое следование месяцам с римскими названиями и предписывал семидневную неделю. Юлианский календарь был введён Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность. Юлианский календарь в современной России обычно называют старым стилем .

Византийская система летоисчисления «от Адама» велась «от сотворения мира» в пятницу - шестой день творения, вычисленному православными теологами как 1 марта 5508 года до н. э., а впоследствии как суббота 1 сентября 5509 года до н. э. (сентябрьский стиль).

В основу вычислений было положено соотношение между числом «дней творения мира» и продолжительностью его существования. Это соотношение было взято из Библии:

Основываясь на этих библейских утверждениях, византийские богословы пришли к выводу, что поскольку «Адам был создан в середине шестого дня творения», то «Христос пришёл на Землю в середине шестого тысячелетия», то есть около 5500 года от «сотворения мира». Существовало около 200 различных вариантов исчисления начала православного летоисчисления, закрепилась византийская эра, созданная в 353 году. Создатели византийской эры решили, что в первый год от Сотворения мира должны начинаться сразу все три цикла: 19-летний лунный, 28-летний солнечный и 15-летний индиктовый цикл.

Католический Рим этих расчётов не признал, используя ватиканскую эру, обозначая её Anno Mundi - «от сотворения мира». В латинском переводе Священного Писания «Вульгата», восходящего к трудам блаженного Иеронима, продолжительности жизни древних патриархов, правления царей и т. п. указаны меньшие, чем в греческом переводе «Септуагинта» (Перевод семидесяти толковников - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III-I веках до н. э. в Александрии). Поэтому в Ватикане дата получалась другой - 4713 или 4000 лет. У Беды Достопочтенного выходил 3952 год, существовали и другие даты.

Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. По одной из версий, это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространённый в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чьё рождение отмечали 25 декабря - тогда на этот день приходилось зимнее солнцестояние.

До начала гонений на евреев в средние века Обрезание Господне почиталось христианами более Рождества, потому первым днем года считалось Обрезание Господне. Именно День Обрезания Господня был главным праздником христианства на протяжении более чем тысячелетия. Во время Крестовых походов летоисчисление еще велось от Обрезания Господня. В книгах и летописях так и писали: то то и то то произошло через две недели после (или, к примеру, за десять дней до) Праздника Обрезания Господня.

В Римской империи летосчисление от дня Обрезания Господня (на 8-й день вслед за Рождеством) применялось с IV века. Западные церкви переходили на летосчисление от дня Обрезания Господня после того, как дату Рождества Христова вычислил в VI веке монах Дионисий Малый. В Литве и Польше с 1362 года новый год начинался 1 января, а летосчисление велось «от рождества Христова». Такая же система была распространена и на территориях, находившихся под влиянием этих государств, в частности встречается в украинских летописях того времени.

Новый Год в Московии

Сведения о праздновании Нового года в Московии появляются с конца XV века. До XV века Московское княжество никто еще не считал Русью, а настоящей Россией было вобравшее в себя Киевскую Русь и объединившее восточных славян Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское, а также независимые Псковская и Новгородская республики. Славянское население Великого княжества Литовского стало основой формирования двух восточнославянских народов - белорусов и украинцев.

Существовавшие на Руси епархии подчинялись Киевской митрополии, которая в свою очередь была подчинена Константинопольскому патриархату. В 1299 году центр Киевской митрополии был перенесён из Киева во Владимир-Залесский, а в 1325 году - в Москву. Таким образом митрополит оказался на землях, подчинённых Орде. До конца XV века Московское княжество находилось в политической и даннической зависимости от Улуса Джучи (Золотой Орды). Ханы выдавали князьям ярлыки, являвшиеся знаками поддержки ханом занятия князем того или иного стола. Ярлыки выдавались и имели решающее значение при распределении княжеских столов в Северо-Восточной Руси. Правителей Орды на Руси называли «царями» - высшим титулом, который ранее прилагался только к императорам Византии и Священной Римской империи.

Н. М. Карамзин писал: «...Изяслав II и Дмитрий Донской назывались Царями. Сие имя не есть сокращение латинского Caesar, как многие неосновательно думали, но древнее Восточное, которое сделалось у нас известно по Славянскому переводу Библии и давалось Императорам Византийским, а в новейшие времена Ханам Монгольским, имея на языке персидском смысл трона или верховной власти; оно заметно также в окончании собственных имен Монархов Ассирийских и Вавилонских: Фаллассар, Набонассар, и проч.»

Централизованное Русское государство сложилось на Руси в эпоху правления московского князя Ивана Великого. Иван Великий проводил успешную политику по собиранию русских земель и преодолению монголо-татарского ига. В результате 43-летнего правления Ивана Великого в Восточной Европе на месте разрозненных феодальных княжеств появилась новая крупная держава, воспринимавшая себя как возрождение Древнерусского государства и претендовавшая на ту часть его наследия, которая досталась Великому княжеству Литовскому. Как единственное на тот момент независимое православное государство, Московское государство позиционировало себя как наследницу павшей Византийской империи. Москва - Третий Рим. В 1547 году великий князь Московский, государь всея Руси Иван IV Васильевич принял титул царя.

Прибыв в Россию в 1588 году, Вселенский патриарх Константинопольский Иеремия II, по просьбе царя Феодора Иоанновича, его первого советника - Бориса Годунова, и архиереев Русской Церкви, поставил первого патриарха Московского и всея Руси Иова. Учреждение патриаршей кафедры в столице Русского царства легализовывало фактически автокефальное управление епархиями Русской церкви в границах Великого Княжества Московского. На тот момент митрополиты, поставляемые в Москве, утратили фактическую возможность управления (а затем и титул архиереев) Киевской митрополией и стали именовать себя «Московскими и всея Руси». С этим титулом состоялось поставление первого патриарха Русской церкви, соответственно в его юрисдикцию не входили западнорусские епархии, которые оставались в ведении митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси, подчинённого Константинопольскому патриархату.

В мифе о «славянских корнях русских» учеными России поставлена жирная точка: ничего от славян в русских нет.
Западная граница, до которой еще сохраняются истинно русские гены, совпадает с восточной границей Европы в средние века между Великим Княжеством Литовским и Русским (ВКЛ) с Московией.
Эта граница совпадает как с изотермой средней зимней температуры -6 градусов по Цельсию, так и с западной границей 4-й зоны USDA-зон морозостойкости растений.

В Московском княжестве до 1492 года новый год начинался с 1 марта. 1 марта, а впоследствии 1 сентября в Византийской системе летоисчисления считалось днем «сотворения мира». В 1492 году Иоанн III утвердил Указом гражданское начало и перенес наступление нового года на 1 сентября по юлианскому календарю. В Церковное Новолетие 1 сентября по юлианскому календарю православная Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет на Святой Земле пророчество Исаии (Ис 61. 1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк. 4:16–22). В этом чтении Господа в синагоге в Назарете византийцы видели Его указание на празднование дня нового года.

«Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил московское название новогоднего праздника: Первый день во году. Во время празднования Нового года в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Начиналась церемония около 9 часов утра по современному счёту. На соборной площади Московского Кремля, напротив северных дверей Архангельского собора, перед Красным крыльцом устраивался большой помост. Помост покрывался персидскими и турецкими коврами. Шествия патриарха и царя сопровождалось колокольным звоном на Иване Великом. Царь прикладывался к Евангелию и иконам, его благословлял патриарх. Патриарх в специальной речи спрашивал о здоровье у царя. Царь ответную речь заканчивал словами «…дал Бог, жив».

Празднование Нового года 1-го сентября продолжалось в России до 1698 года. В марте 1697 года в Западную Европу через Лифляндию было отправлено Великое посольство, основной целью которого было найти союзников против Османской империи. Всего в посольство вошло до 250 человек, среди которых под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился сам царь Пётр I. Впервые русский царь предпринял путешествие за пределы своего государства. За 15 месяцев пребывания за рубежом Пётр I многое повидал и многому научился. После возвращения царя 25 августа 1698 года началась его преобразовательная деятельность, направленная вначале на изменение внешних признаков, отличающих старославянский уклад жизни от западноевропейского. В Преображенском дворце Пётр I вдруг стал резать бороды вельможам, и уже 29 августа 1698 года был издан знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с 1 сентября ношение бород.

Новый 7208-й год по русско-византийскому календарю («от сотворения мира») стал 1700-м годом по юлианскому календарю. Пётр I ввёл празднование Нового Года на 8-й день вслед за Рождеством, т.е. 1 января, а не 1 сентября, как праздновалось ранее.


Петр I Великий

В России последним днём по византийскому летосчислению «от Адама» было 31 декабря 7208 года. С 1700 года по указу Петра I в России празднуют Новый год и ведут начало летоисчисления, как и в других странах Европы, «от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января c 1 числа, а не от создания мира», причём по-прежнему по юлианскому календарю.

Указ Петра I №1736
«О праздновании Нового года»

7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:

Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же.

Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней. Для украшения праздника домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами хвойные деревья. Каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, перед Кремлем палили из двухсот пушек, а в частных дворах из маленьких орудий. Все это делалось на немецкий образец.

Однако к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия отпраздновала наступление 1700 года на 10 дней позже, чем в европейских странах, наступление 1701-1800 годов - на 11 дней позже, 1801-1900 - годов на 12 дней, а 1901-1918 годов - на 13 дней позже. 14 февраля 1918 года в Советской России был введён григорианский календарь, и празднование наступления 1919 года состоялось уже по новому стилю.

До 1582 года во всех христианских странах отсчитывали время по Юлианскому календарю, который был несовершенен и допускал довольно значительную погрешность. Накопившись, погрешность составила к 1582 году +10 суток по сравнению с реальным астрономическим временем и продолжала нарастать. Поэтому Римский Папа Григорий XIII принял решение перейти на более точный календарь, который теперь используется в большинстве стран мира и называется, соответственно, григорианским. Переход успешно осуществился в Риме в октябре 1582 года (в других странах - в разное время позже). Во время перехода на Григорианский календарь погрешность была устранена: 10 календарных дней "исчезли" из летоисчисления, за 4 октября сразу последовало 15 октября. Так начался новый, более точный отсчет времени.

Средь ученых и врачей
каждый пятый — не еврей...

В 1583 году Римский папа Григорий XIII послал патриарху Константинопольскому Иеремии II письмо, в котором предлагал принять новый календарь и на его основании новую пасхалию. В ответ патриарх Иеремия II 20 ноября 1583 года собрал большой поместный Константинопольский собор, на котором греческие иерархи подписали документ «Сингилион» (Σιγγίλιον), в котором осудили и анафемествовали всех тех, кто примет григорианскую пасхалию и григорианский календарь. В этом же документе иерархи призвали всех православных твердо стоять за православную веру, до пролития крови и до смерти, сохраняя догматы и каноны Православия и не принимая вышеназванные католические догматы и обычаи.

В феврале 1593 года собор в Константинополе определил, что григорианская пасхалия нарушает определение Первого Вселенского собора и 7 правило святых апостолов, согласно которым христианская Пасха должна праздноваться строго после иудейской Пасхи и после весеннего равноденствия и всегда в день воскресный, поэтому последователей григорианской пасхалии вновь анафемаствовали.

Константинопольский Патриарх Иеремия II отказался перейти на новый календарь и Россия по решению собора в Константинополе "пошла своим путем", продолжая жить по старому времени, не совпадающему с остальным миром.

23 марта 1924 года Константинопольская Патриархия приняла к использованию новоюлианский календарь. В результате, 11 из 15 автокефальных православных церквей неподвижные праздники стали праздновать по новоюлианскому календарю, который до 2800 года будет совпадать с григорианским, Пасху же совершать, как и прежде, по юлианскому календарю. Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, а также афонские монастыри для исчисления неподвижных праздников пользуются архаичным юлианским календарём. При этом везде, кроме Финляндской православной церкви, Пасхалия исчисляется по юлианскому календарю (Александрийская пасхалия). В советской России новоюлианский календарь был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Патриаршей Церкви 15 октября 1923 года - обновленцы перешли на него ещё раньше. Однако это нововведение патриарха Тихона, хотя было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в церкви, из последних сил боровшейся с Обновленчеством. Поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Русской православной церкви только 24 дня.

Православная Российская Церковь (Обновленчество, позднее - Православная Церковь в СССР) возникла официально после Февральской революции 1917 года. Истоки обновленческих идей восходят ещё к 1860 - 1870-м годам, ко времени подготовки так в конечном счете и не завершённых по сей день церковных преобразований. С 1922 по 1926 год Православная Российская Церковь была единственной официально признаваемой государственными властями РСФСР православной церковной организацией (второй такой организацией в 1926 году стал григорианский Временный Высший Церковный Совет), в отдельные периоды Обновленчество пользовалось признанием некоторых других поместных Церквей. В период наибольшего влияния - в середине 1922-1923 годов - более половины российского епископата и приходов находились в подчинении обновленческих структур.

Россия по решению греческих иерархов продолжила жить по старому времени, не соответствовавшему действительности, вплоть до 1918 года. К началу XX века погрешность уже составляла 13 суток. Так, Россия продолжала праздновать Рождество 25 декабря, а Новый год 1 января по своему календарю, но в странах с Григорианским календарем эти даты попадали, соответственно, на 7 и 13 января. С переходом на новый стиль по декрету большевиков в 1918 году, первый Новый год, совпавший с европейским, пришёлся на 1919 год. Кроме того, возник так называемый Старый Новый год, приходившийся на 14 января. Тогда Новый год уже превратился в чисто светский праздник, а Рождество - в церковный.

Рождественская ёлка в России

После смерти Петра I, введённый им обряд украшать жилища хвойными ветками и деревьями забылся. До начала 1840-х годов обычай ставить рождественскую ёлку в России не существовал. Ни А. С. Пушкин, ни М. Ю. Лермонтов никогда в жизни ёлки не наряжали. Немецкий обычай украшать «рождественское дерево» Weihnachtsbaum и устраивать в сочельник праздник с танцами и играми вокруг ёлки Weihnachtsabend вновь появляется в России в начале ХIХ века в домах петербургских немцев и на дворцовых ёлках княгини Александры Фёдоровны - дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III.

Коронация Николая I и Александры Фёдоровны состоялась 22 августа 1826 года в Успенском соборе Кремля. После вступления Николая I на российский престол его супруга Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская) получила титул императрицы, который несла до 1860 года. На Рождество 1828 года Александра Фёдоровна организовала первый праздник «детской ёлки» в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц - дочерей великого князя Михаила Павловича. Ёлка была установлена в Большой столовой дворца. В зале заранее расставили столики, на них постелили белые скатерти, на каждом столе пославили ёлочку и положили подарки. С этого момента немецкая рождественская ёлка опять стала делом царским и начала приживаться в России, поначалу среди высших и зажиточных сословий, затем у мещан и крестьян.

До 1919 года православное Рождество праздновалось до Нового года, а не после, как сейчас, поэтому наряженная ёлка обычно стояла от Рождества до Нового года и фактически была одновременно рождественской и новогодней. Этот порядок сохранялся и в СССР после перехода на григорианский календарь вплоть до 1929 года.

Старый Новый год - Новый год по юлианскому календарю (по старому стилю) наступает в ночь с 13 на 14 января по принятому в России и во всем мире григорианскому календарю.

Русская православная церковь в первый день Старого Нового года отмечает недвунадесятый великий праздник Обрезание Господне и дабы поменьше упоминать еврейское обрезание - день смерти Василия Великого, хотя для его памяти в православной церкви установлен соборный праздник Собор трех святителей.

Старый Новый год не является церковным новолетием, которое празднуется 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю. В Церковное Новолетие православная Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет на Святой Земле пророчество Исаии (Ис 61. 1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк. 4:16–22). В этом чтении Господа в синагоге в Назарете византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это чтение Господа в синагоге с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21). И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя в синагоге в г. Назарет на Святой Земле.

Указ Пётра I о праздновании Нового Года «от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа» - для РПЦ не указ, впрочем, как и Декрет большевиков «об установлении в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Похоже, что распоряжение патриарха Тихона от 8 ноября 1923 года «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить» руководство РПЦ решило исполнять вечно - аж до второго пришествия Христа.

В 1918 году большевистское правительство России приняло решение о переходе на реальный астрономический календарь, совпадающий с другими странами. РПЦ, уже отделенная от государства, решила остаться верной старому стилю. Исследователи называют две причины этого решения: противостояние с большевиками и тот факт, что Пасха по Григорианскому календарю изредка может совпадать с иудейским Песахом, что было неприемлемо для РПЦ в силу традиционного махрового антисемитизма, культивируемого в РПЦ по сей день. Вопрос о переходе на современный календарь с тех пор не раз обсуждался лидерами РПЦ и вызывал бурные разногласия, однако изменений пока не произошло, несмотря на то, что российское Рождество все дальше отодвигается от своего дохристианского истока - "рождения нового зимнего солнца" в день зимнего солнцестояния 21-22 декабря, не совпадает с другими христианскими странами (включая большинство православных), а Новый Год попадает на время строгого религиозного поста.

Как мы для евреев Пасху придумали

5 мая 2013 года это уже второе воскресенье после весеннего полнолуния. Откуда этот сдвиг на неделю?

Интернет-поиск ответа на этот вопрос привел к странному доводу: этот сдвиг вызван желанием отступить от иудейской пасхи. Вроде бы вполне канонично. Правила рассчета пасхалии и в самом деле велят переносить сроки христианской Пасхи так, чтобы пасха ветхозаветная была отмечена ранее Пасхи новозаветной.

Но вот странность: иудейская пасха в 2013 году была аж 26 марта. Тогда при чем тут отступ от 28 апреля к 5 мая?

Оказывается, с точки зрения наших календаристов, евреи и сами не знают, когда у них должна быть пасха, и вычисляют ее неверно. А по нашим рассчетам у них в этом году пасха должна быть 30 апреля (дискуссию см. ).

Так что все как у детей. Бывает, малыш нарисует какую-то глокую куздру, а потом сам же ее пугается и в слезах прячется от нее под одеяло. Вот так и у нас: сами придумали дату еврейского праздника, неизвестную ни одному иудею мира, и ради этой нашей но якобы еврейской придумки перенесли свою Пасху от нее подальше.

А вопрос еще и вот в чем: кто вообще составляет православную Пасхалию? Она ведь к нам в Россию импортируется как общеправославная. Так где же и кто ведет эти рассчеты?

В 4 веке по поручению Первого Собора это делала Александрийская патриархия (как самая научно-астрономически развитая: как-никак, родина Птоломея) и о своих вычислениях сообщала всем Церквам.

А сейчас? Есть ли дискуссия по предложенным датам между комиссиями разных Церквей? Или все просто принимают присланные данные?

Давно пора, ядренa мaть,
умом Россию понимать!

Новый год до 1917 года

Законом №14231 от 2 июня 1897 года «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности» 1 января (Обрезание Господне. Новый год.) стало нерабочим днём.

Закон №14231 от 2 июня 1897 года
«О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности»

6). В расписание праздников, в которые не полагается работы, обязательно включаются все воскресные и следующие праздничные дни: 1 и 6 января, 25 марта, 6 и 15 августа, 8 сентября, 25 и 26 декабря, Пяток и Суббота Страстной недели, Понедельник и Вторник Пасхальной недели, День Вознесения Господня и второй день праздника Сошествия Св. Духа.

Примечание 2. Для работников инославных вероисповеданий разрешается не вносить в расписание праздников те из указанных в сей (6) статье праздничных дней, которые не чтутся их Церковью. Для рабочих-нехристиан допускается внесение в расписание праздников других дней недели, взамен воскресных, сообразно закону их веры; внесение же остальных упомянутых в сей (6) статье праздников для них не обязательно.

По-настоящему всенародным праздником Новый Год стал только в СССР. Сталин с 1929 года отменил праздник в Рождество, сделал Рождество обычным рабочим днём пятидневки и ввел фактический запрет на празднование Рождества в рамках атеистической кампании, проводимой в СССР. В одном из документов XVI конференции ВКП(б) (23 - 29 апреля 1929, Москва) отмечалось: «Ребят обманывают, что подарки им принес дед-мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки… Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» дедом-морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала».

С 1929 по 1935 год Новый год в Советском Союзе официально отмечали без ёлки. Специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений. Нарушители запрета новогодней елки рисковали поплатиться денежным штрафом, выписанным участковым милиционером, которому кто-то мог донести на тех, кто ставил в доме ёлку.

Сталинский лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселее!» нуждался в подкреплении хоть чем-то осязаемым. Решили вернуть народу ёлку, шампанское, а заодно прививать людям чувство советского патриотизма. Согласно официальной легенде, инициатива возвращения ёлки на новогоднее торжество принадлежала члену Политбюро ЦК ВКП(б), первому секретарю Киевского обкома Павлу Постышеву. Якобы в беседе со Сталиным он поднял этот вопрос. Вождь в итоге согласился. 28 декабря 1935 года «Правда» опубликовала письмо Постышева, где он писал, что «следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец», и призвал: «Давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах». Дед Мороз, ёлка (дерево и сам праздник), подарки под ёлкой - все неизменные атрибуты старого Рождества по велению Сталина сделались «новогодними». Вифлиемская звезда на ёлке стала советской пятиконечной, такой же, как недавно повешенные на башнях Кремля.

«Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее.» - произнёс Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Сталин 17 ноября 1935 года в выступлении на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц - стахановцев.

«Товарищ Сталин занят величайшими вопросами построения социализма в нашей стране. Он держит в сфере своего внимания все народное хозяйство, но при этом не забывает мелочей, так как всякая мелочь имеет значение. Товарищ Сталин сказал, что стахановцы сейчас зарабатывают много денег, много зарабатывают инженеры и трудящиеся. А если захотят шампанского, смогут ли они его достать? Шампанское - признак материального благополучия, признак зажиточности.» (Анастас Микоян, 1936 год).

28 июля 1936 года на заседании Политбюро, при личном участии Сталина, было принято Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) „О производстве советского шампанского, десертных и столовых вин „Массандра". В 1937 году с конвейера Донского завода шампанских вин, оснащённого технологическим оборудованием французской фирмы «Шоссепье», сошла первая бутылка «Советского шампанского». В дальнейшем все заводы шампанских вин в СССР строились с установкой отечественного технологического оборудования резервуарного способа производства, при таком методе весь процесс происходит приблизительно в течение месяца. Поскольку использование названия «шампанское» закреплено за производителями из французского региона Шампань, «Советское шампанское» поставлялось за рубеж под названием «Советское игристое».

Первая всесоюзная новогодняя ёлка состоялась 31 декабря 1936 года в Колонном зале Дома союзов. На неё пригласили лучших учеников - школьников из Москвы и ближайших окрестностей. Родителей туда специально не пустили, чтобы дети смогли насладиться праздником без назойливой опеки взрослых. На этой ёлке впервые появились Дед Мороз и Снегурочка, истоки которой лежат в языческой мифологии.

Дед Мороз и Снегурочка

Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка. Процесс разработки образа Деда Мороза как непременного участника детского праздника ёлки опирался на литературную традицию и бытовую практику, сложившуюся до 1917 года.

В 1840 году В.Ф. Одоевский в детской сказке «Мороз Иванович» впервые дал литературную обработку фольклорного и обрядового Мороза: «добрый Мороз Иванович» - «седой-седой» старик, который как «тряхнет головой - от волос иней сыплется»; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега… На создание образа Деда Мороза начинает «работать» и поэма Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863), из которой для детского пользования берется только фрагмент «Не ветер бушует над бором…», где главный герой, исторгнутый из контекста поэмы, выступает как «воевода», неограниченный властитель зимнего леса и волшебник, убирающий свое «царство» «в алмазы, жемчуг, серебро»…

В восточнославянской мифологии Мороз - существо уважаемое, но и опасное: чтобы не вызывать его гнев, обращаться с ним следовало осторожно; прося не губить урожай, его задабривали; им пугали детей. Но наряду с этим он выступал и в функции приходящего в сочельник Деда (умершего родителя, предка)…

Одновременно и независимо от литературного образа Мороза в городской среде возник и развивался мифологический персонаж, «заведующий» ёлкой и, подобно самой ёлке, первоначально заимствованный с Запада. В ходе переориентации ёлки «на отечественную почву» и создания псевдофольклорной ёлочной мифологии произошло оформление Деда Мороза. Персонаж, которому дети были обязаны ёлкой и подарками, выступал под разными именами: старый Рупрехт (1861) - единичные случаи, указывающие на немецкую традицию; св. Николай или Дедушка Николай (1870) - вариант отбрасывается рано, поскольку у русских Никола в роли дарителя никогда не выступал; Санта Клаус (1914) - только при изображении западных ёлок; просто старик , живущий зимой в лесу (1894); добрый Морозко (1886); Мороз (1890-е годы); Елкич … В борьбе за имя победителем оказался Дед Мороз .

К началу XX века образ Деда Мороза окончательно оформился: он функционирует как игрушка на ёлке, главная фигура, стоящая под ёлкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель ёлки и подарков. В это время и утверждается мнение о якобы «исконности», древности этого образа.

Снегурочка прочно связана с Дедом Морозом как родственной связью (она его внучка), так и сюжетной: появляясь на празднике одновременно (или почти одновременно), они приводят с собой лесных зверей, развлекают детей, приносят им подарки. Будучи помощницей Деда Мороза, Снегурочка способствует установлению контакта между Дедом Морозом и детьми.

Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…

Варианты сказок о Снегурке были проанализированы А.Н. Афанасьевым с точки зрения «метеорологического мифа» в вышедшем в 1867 году втором томе его «Поэтических воззрений славян на природу». Именно под влиянием концепции Афанасьева у Островского тогда же возникает замысел «весенней сказки». Этот замысел был реализован в 1873 году; вскоре пьеса была напечатана в «Вестнике Европы» и поставлена в Большом театре. Современниками она была воспринята с недоумением и непониманием: Островскому не поверили, «Снегурочку» критиковали в печати, над ее текстом издевались…

В 1879 году за создание оперы по пьесе А. Н. Островского берется Н. А. Римский-Корсаков, которому она в первом чтении тоже не понравилась. «…Царство Берендеев показалось мне странным, - вспоминал позже композитор. - В зиму 1879–1880 годов я снова прочитал “Снегурочку” и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет…» Завершенная в 1881 году и впервые поставленная в 1882 году опера Римского-Корсакова имела громадный успех…

Если образ Деда Мороза успевал оформиться в мифологический персонаж и войти в сценарий детских ёлок еще до революции 1917 года, то со Снегурочкой этого не случилось. Возможно, Дед Мороз опередил Снегурочку потому, что у него оказались западноевропейские двойники: дарители ёлок и подарков (св. Николай, Санта-Клаус, Father Christmas и др.), в то время как Снегурка в этом отношении оказалась уникальной, существующей только в русской культуре.

И только в посвященных устройству детских новогодних праздников книжках, выпущенных после разрешения ёлки в 1935 году, Снегурочка начинает фигурировать на равных правах с Дедом Морозом. Она становится его помощницей и посредницей между ним и детьми. Вначале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом союзов…

До 1947 года 1 января в СССР продолжал оставаться рабочим днём. 23 декабря 1947 года, указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января стало праздничным и выходным днём. По закону от 25 сентября 1992 года в России и 2 января стало выходным. С 2005 года в России с 1 по 5 января установлены новогодние каникулы (ранее - только 1 и 2), и эти дни объявлены нерабочими, а с учётом выходных дней и Рождества - официального праздничного дня, выходные длятся 10 дней. С 2013 года в России новогодние каникулы уменьшились до 8 дней (с 1 по 8 января).

Главным новогодним блюдом в СССР на протяжении нескольких десятилетий оставался винегрет. Горячо любимый нами сегодня салат оливье тогда тоже уже знали, но он считался деликатесным - трудно было достать майонез, промышленное производство которого наладили в СССР лишь во второй половине 1950-х. С началом производства советского майонеза «Провансаль» салат оливье стал по-настоящему новогодним, войдя в каждый дом, а не только в дома советской элиты - номенклатуры. Винегрет же оставался очень доступным и украшал столы советских граждан на Новый год и во время всех больших праздников. Помимо винегрета в 1930-е годы на новогодних столах в СССР чаще всего выставлялись в качестве угощений: варёная картошка, селёдка, украшенная колечками лука, водка (шампанское ещё имелось далеко не у всех). Пирожки. Также подавали фрукты, на десерт - торты, сладкие пироги, печенье, пряники.

Салат оливье

Салат оливье был непременным атрибутом советского праздничного стола на Новый год, дни рождения, свадьбы и другие праздники. В советское время рецепты салата оливье неоднократно изменялись, дорогие и дефицитные ингредиенты заменялись другими, более дешёвыми и доступными. Простота изготовления и доступность ингредиентов сделали этот салат чрезвычайно популярным блюдом в СССР.

Салат Оливье придумал шеф-повар Люсьен Оливье, державший в начале 60-х годов XIX века в Москве ресторан парижской кухни «Эрмитаж». В. А. Гиляровский в книге «Москва и москвичи» в главе «На трубе» вспоминал: «Считалось особым шиком, когда обеды готовил повар-француз Оливье, ещё тогда прославившийся изобретенным им „салатом оливье“, без которого обед не в обед и тайну которого он не открывал. Как ни старались гурманы, не выходило: то, да не то.»

Дореволюционный рецепт салата оливье:
- 2 рябчика
- телячий язык
- четверть фунта паюсной чёрной осетровой икры
- полфунта свежего салата
- 25 штук отварных раков
- полбанки пикулей (приправа - смесь маринованных мелких овощей: лука, чеснока, мелких огурцов, помидоров, стручков гороха или фасоли, красного перца, моркови, баклажанов, цветной капусты и т.д. )
- полбанки сои-кабуль (Cabul Sauce англ. пряная приправа, подлива к яствам фирмы Crosse & Blackwell из Лондона )
- два свежих огурца
- четверть фунта каперсов (Каперсы - нераспустившиеся цветочные бутоны и плоды растения каперсы колючие Capparis spinosa. Каперсы принадлежат к классической средиземноморской кухне наравне с оливками, салатом руккола и артишоками )
- 5 яиц вкрутую.

Для соуса: майонез провансаль должен быть приготовлен на французском уксусе из 2 яиц и 1 фунта прованского (оливкового ) масла.

Майонез «Провансаль»

В 1930-е годы нарком пищевой промышленности Анастас Микоян отправился с рабочей поездкой в Соединенные Штаты Америки, чтобы перенять мировой опыт. Из США советская делегация привезла не только рецептуру вкуснейшего мороженого, но и тайны изготовления нового соуса - майонеза. Микоян попробовал майонез на сельскохозяйственной выставке в Чикаго.

Кулинарные ноу-хау, привезенные в СССР из-за океана, внедрили в производство. Майонез начали выпускать на мощностях завода «Шелепиха», который впоследствии вошел в состав Московского жирового комбината. Его назвали «Провансаль» и отвезли на пробу самому Иосифу Сталину. Высшему руководству страны соус понравился настолько, что его включили в продуктовый набор, который выдавали по карточкам в спецраспределителях .

К Великой Отечественной войне СССР подошел с фактически возрожденной карточной системой. Наличие карточной системы сталинское руководство, тем не менее, отказывалось признавать, поскольку это противоречило пропагандистским лозунгам о том, что СССР – страна процветающей экономики и высокого благосостояния людей. В той или иной форме карточная система и спецраспределение просуществовали на протяжении всей истории СССР, от Ленина и Сталина вплоть до реформ Гайдара.


Почтовая карточка СССР
РАЗВЕРНЕМ МОЩНУЮ СЕТЬ ЗАКРЫТЫХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЕЙ
тираж 2 000 000 экземпляров ГОЗНАК 1931 год
Издание Народного комиссариата почт и телеграфов СССР

Сначала ингредиентами советского майонеза были исключительно натуральные компоненты: яичные желтки, рафинированное подсолнечное масло, соль, горчица и уксус, который служил своеобразным консервантом. И даже еще в начале 1950-х годов майонез «Провансаль» выпускали совершенно без химических добавок. Нечего и говорить, что вкус у майонеза «Провансаль» был непревзойденный. Соус добавляли в салаты, вместо сметаны в борщ или просто мазали на хлеб, когда делали бутерброды.

Все меняется после войны. Страна была настолько истощена, что это отразилось и на «Провансале». В первую очередь, на заводах экономили на качественном масле и яйцах. Именно поэтому при массовом производстве в соусе преобладал вкус уксуса, а сам майонез стал жидким и полупрозрачным. Несмотря на это, популярность продукта все равно только росла. Если в 1960 году его выпускали лишь 75 000 тонн, то ко времени распада СССР - 450 000 тонн в год!

В советское время также появились собственные атрибуты Нового года: мандарины, салат оливье, бой курантов, во время которого нужно обязательно загадать желание, торжественное обращение государственного лидера к гражданам страны. В Российской империи в новогоднюю ночь проводились балы, в советское время на смену им пришли новогодние огоньки и застолья.

В течение долгих лет вечером 31 декабря все граждане СССР замирали перед черно-белым телевизором в ожидании поистине доброго и искреннего «Голубого огонька» с радушными ведущими, веселыми песнями, конфетти и серпантином... «Голубой огонек» объединял большую страну даже в те годы, когда ее уже ничего не объединяло. Сменяли друг друга генсеки и президенты, а «Голубой огонек» оставался.

В 1962 году главному редактору музыкальной редакции позвонили из ЦК КПСС и попросили придумать музыкально-развлекательную программу. До этого в 1960 году вышло постановление ЦК КПСС "О дальнейшем развитии советского телевидения", в котором это самое телевидение провозглашалось "важным средством коммунистического воспитания народных масс в духе марксистско-ленинской идейности и морали, непримиримости к буржуазной идеологии". Поскольку примерно в этом духе надо было ухитриться придумать развлекательную передачу, то справиться с этим без настоящего еврейского чувства юмора никто не мог. Тогда кто-то, увидев в коридоре Шаболовки молодого сценариста Алексея Габриловича, попросил его подумать, и тот согласился - правда, тут же об этом забыл. Через пару недель его вызвали к начальству. Габрилович, накануне отмечавший что-то в кафе, на ходу придумал форму кабачка, куда актеры приходят после вечерних спектаклей и рассказывают забавные истории.

Впервые в новогоднюю ночь «Огонек» вышел на экраны 31 декабря 1962 года. Главной характерной чертой «Голубых огоньков» была непринуждённая атмосфера, созданная при помощи серпантина, «Советского шампанского» и угощений, расставленных на столиках гостей.

На протяжении первых десяти лет его существования создатели «Голубого огонька» придумали и освоили все то, чем до сих пор живет развлекательное телевидение России. Разница только в техническом исполнении, но идеи и наполнение остались прежними. В том, что показывали в новогодних «Огоньках» 50 с лишним лет назад, легко можно разглядеть отдельные черты и целые передачи сегодняшнего российского телевидения.

Режиссеры поняли, что «Огонек» можно снимать «кусками». Шампанское на съемках заменяют лимонадом, фрукты - муляжами. Но елка в студии пока живая.

Телевидение постепенно становится цветным. Первый в СССР серийный цветной телевизор - "Рубин-401" выпускали с 1968 года. "Рубин-401" стоил 1200 рублей. В 1968 году средняя зарплата в СССР была всего 107 рублей в месяц.

Для диктора Анны Шатиловой цветное телевещание стало реальностью раньше других - готовились ведь заранее. Правительству пришлось потратиться не только на импортную аппаратуру и французскую систему цветного телевидения "Secam", но и на импортную одежду для дикторов телевидения. "Меня срочно направили в ГУМ, в 200-ю секцию, подобрали мне цветные костюмы, я помню такой розовый шелковый, очень красивый", - рассказывает народная артистка России Анна Шатилова.

В 200-ю секцию ГУМа обычных граждан не пускали - они даже не знали о ее существовании - это был один из спецраспределителей для номенклатуры в СССР.

За пять минут до полуночи «Голубой огонек» прерывался. По сложившейся традиции в этот миг на голубом экране появлялся глава государства. Эта традиция вошла в жизнь советского народа в эпоху зарождения радио и телевидения.

В 1941 г. председатель ЦИК СССР Михаил Калинин (именно он по советской Конституции считался главой государства, а не всесильный Иосиф Сталин) впервые по радио поздравил советский народ с Новым годом. Повторил все это он и накануне 1944 г. Больше Сталин Калинину выступать не разрешил. Однако сам новогодние поздравления зачитывать не захотел.

В 1970 г. Брежнев стал первым государственным лидером, выступившим с телеобращением. Но спустя несколько лет из-за тяжелой болезни Леонида Ильича (а потом Юрия Андропова и Константина Черненко) от практики личного поздравления первым лицом государства отошли. Поздравление советскому народу начал зачитывать диктор телевидения Игорь Кириллов.

Но все изменилось с приходом к власти Михаила Горбачева, который стабильно вплоть до 1990 г. поздравлял народ и докладывал об успехах перестройки. В 1987 г. Михаил Горбачев отличился тем, что с новогодней речью с голубых экранов обратился к… американскому народу! А в ответ президент США Рональд Рейган поздравил советских граждан. Больше подобного обмена не было.

После распада СССР в 1991 г. воцарился хаос. Но ведь Новый год не отменишь! Надо же кому-то торжественную речь толкнуть перед боем курантов! Но кому? Ведь Горбачев уже перестал возглавлять страну, а Ельцин еще не начал. И тут на выручку пришел юморист Михаил Задорнов. Ему предложили: «Поздравь! Ведь ты - Михаил, как Горбачев, и - Николаевич, как Ельцин!» И с наступающим 1992 годом россиян впервые поздравил не президент, а сатирик! Задорнов выполнил возложенную на него задачу, однако в хронометраж не уложился, из-за чего трансляцию боя курантов задержали. В итоге новый год пришел в страну на минуту позже.

Новый год - это одно из немного, что еще объединяет всех рожденных в СССР. Новый год - главная духовная скрепа граждан России! Новый год не разделяет русских на левых и правых, либералов и ватников, дураков и умных, верящих в Христа и верящих в ЧК.

Репатрианты из СССР превратили празднование Нового года на Святой Земле в «этнический праздник» русских евреев с новогодними подарками, ёлками, дедами морозами, «полуночным шампанским». В ночь на 1 января каждого года израильские полицейские перевыполняют годовой план по числу пойманный пьяных водителей за рулем. И таким глубоко символичным образом, празднование Нового года (дня обрезания Иисуса по иудейским законам) вернулось на Святую Землю - туда, где все и началось...

Полковник Андреев

Использован текст статьи «Почему человечество не знает, что празднует в Новый Год и о связи этого незнания с нацизмом, национализом, расизмом и терроризмом» размещеной на сайте NewConcepts .
Основатели и создатели NewConcepts Society: Сергей Капица, Эдвард Капущик, Юрий Магаршак, Алексей Сисакян.

January 4th, 2013 , 09:12 pm

Празднование Рождества Христова после Нового года нелогично

"Если новый год от Рождества Христова, то почему же он считается не с Рождества Христова? Если большой календарь, то есть наша эра, года считаются от Рождества Христова, то почему маленький календарь, дни внутри года считаются с какой-то другой точки? Это нелогично. Я надеюсь, что со временем у нашей церкви хватит мужества на принятие радикального решения, а именно - объединить Рождество и Новый год" - высказал своё мнение Кураев в эфире радио Эхо Москвы.

Согласен с ним, что это нелогично. Христос ещё не родился, а летоисчисление ото дня его рождения уже началось. Это произошло, как известно, из-за того, что когда в 1918 году Россия перешла на международное летоисчисление по Григорианскому календарю, РПЦ осталась жить в Юлианском календаре, принятом ещё при Петре I. Отсюда в России сохранился и такой феномен, как празднование "старого Нового года", который наступает через неделю после Рождества, как это, собственно, и происходит сейчас у католиков и протестантов.

Не согласен только с объединением Рождества с Новым годом, потому что это опять будет несовпадение с Григорианским календарём, который считается международным.

Если же переносим православное Рождество в Григорианский стиль, то получаем все преимущества от этого:
Во-первых, устоявшаяся в католическом и протестантском мире традиция празднования Рождества за неделю до Нового года (а в России так было до 1918 г.) по своему прекрасна, и имеет своё объяснение.
Во-вторых, Рождество в таком случае совпадёт с празднованием русского праздника Коляда, связанным с зимним солнцестоянием.
В-третьих, Россия включается в рабочий ритм сразу после встречи Нового года, идя в ногу со всем остальным миром.

В связи с этим опрос.

Нужно ли переносить дату празднования Православного Рождества? Да, перенести его на две недели назад и праздновать вместе с католическим Рождеством Да, перенести его на неделю назад и праздновать вместе с Новым годом Нет, оставить встречу Рождества 7 января Мне все-равно. Я не праздную Рождество.

Да, перенести его на две недели назад и праздновать вместе с католическим Рождеством

41 (59.4 % )

Да, перенести его на неделю назад и праздновать вместе с Новым годом

2 (2.9 % )

Но почему же тогда в России Рождество празднуют после Нового года в то время, как иностранцы отмечают его 25 декабря?

Все дело в разнице календарей, по которым живут церкви Европы и России. По «старому стилю», то есть по юлианскому календарю, разработанному александрийскими астрономами и введенному в действие Юлием Цезарем 1 января 45 года, считается 25 декабря. Юлианский календарь, однако, был несовершенен, и допускал довольно значительную погрешность. К 1582 году эта погрешность по отношению к реальному астрономическому времени составила +10 суток, и продолжала расти. Тогда по решению Римского Папы Григория XIII многие страны перешли на новый календарь, получивший впоследствии название григорианского. Этот календарь нивелировал все имевшиеся погрешности во времяисчислении.

В Риме по «новому стилю» начали жить с октября 1582 года: за 4 октября сразу наступило 15, и после этого пошел более точный отсчет времени. Чуть позже на григорианский календарь перешли и другие западные страны.

В России, однако, не приняли «новый стиль» и продолжали вести расчеты всех православных событий по юлианскому календарю. Григорианский календарь «пришел» в нашу страну лишь в 1918 году - его ввела . Правда церковь, отделенная к тому моменту от государства, этого решения не одобрила и продолжала придерживаться юлианского времяисчисления. Этим и объясняется тот факт, что Рождество, которое по старому стилю приходится на 25 декабря, соответствует, по современному летоисчислению, 7 января. То есть по факту церковь отмечает день рождения Иисуса Христа не 7 января, а 25 декабря, но только по юлианскому календарю.

Вместе с россиянами Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января празднуют Украинская, Грузинская, Русская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, юлианскому календарю, а также многие восточного обряда (например, Украинская Греко-Католическая Церковь), а также некоторые российские протестанты.

С 15 июня 2014 года на старый стиль перешла Польская православная церковь.
Остальные 11 поместных православных церквей мира отмечают день рождения Христа, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, поскольку придерживаются новоюлианского календаря, принятого в 1923 году на совещании Православных Церквей (он появился за счет внесения изменений в юлианский календарь). Сейчас новоюлианский календарь совпадает с григорианским.

Лидеры не раз поднимали вопрос о том, чтобы перейти, наконец, на григорианский календарь, однако в связи с тем, что к единогласному мнению по этому поводу придти не удается, ничего не меняется. Тема открыта.

Кстати

Разница между юлианским и григорианским календарями через каждые сто с небольшим лет возрастает на один день, и уже в нынешнем веке составит 13 суток. В 2100 году различие в летоисчислении «дорастет» до 14 дней, и, таким образом, 25 декабря по юлианскому календарю будет приходиться на 8 января по григорианскому календарю.

Разница между григорианским и новоюлианским календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в 1 день накапливается за 128 лет, григорианского — за 3.333 года, а новоюлианского — за 40.000 лет).

Католики и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, а также поместные православные церкви мира, придерживающиеся Новоюлианского календаря , встречают в ночь с 24 на 25 декабря праздник Рождества Христова.

Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество отмечается во многих странах мира, разнятся только даты и календарные стили (юлианский и григорианский).

Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова после победы Константина Великого (ок. 320 или 353 ). Уже с конца IV в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января).

И в наше время Православное Рождество "отстает" от католического на 13 дней; католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные - 7 января.

Это произошло из-за путаницы календарей. Юлианский календарь, введенный в обиход в 46 году до н.э. императором Юлием Цезарем, добавляющий в феврале еще одни сутки, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким - "лишнее" время продолжало накапливаться. За каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки. Это привело к тому, что в XVI веке один из самых важных христианских праздников - Пасха - стал "наступать" намного раньше положенного срока. Поэтому папа римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Так в 1582 году в Европе появился новый григорианский календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским.

В России григорианский календарь был введен в 1918 году , однако церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "Новоюлианский" календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе и постановление было отменено менее, чем через месяц.

Вместе с Русской Православной Церковью в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не "католическим" Григорианским календарем, а так называемым "Новоюлианским", который пока совпадает с Григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского - за 3 тысячи 333 года, а "Новоюлианского" - за 40 тысяч лет).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.