Психология подростка. Шон Кови «7 навыков высокоэффективных тинейджеров». Что такое психология подростка

«Мой жизненный путь» (25 мин).

Участникам предлагается нарисовать свою «карту жизни», на которой изображаются основные, запоминающиеся события своей жизни. В начале карты ставится дата рождения, все остальное может изображаться символами или подписываться.

По окончании рисования (примерно 15 мин) участники выбирают партнеров, садятся по парам и рассказывают друг другу о своих жизненных событиях.

«Уровень счастья» (5 мин).

Членам группы предлагается определить по 100-балльной шкале уровень счастья в своей жизни в целом. Это нужно сказать вслух для всей группы и отметить в своей карте. По ходу игры возможны вопросы друг к другу. Говорить - чередуясь: первый говорит о положительных качествах, второй - об отрицательных, третий — снова о положительных и т. д.

«Мама и ребенок» (10 мин).

Ведущий поясняет роль телесных прикосновений в общении между людьми. Затем участники разбиваются по парам, в которых исполняют роль матери и ребенка. «Мама» должна выразить свои чувства по отношению к «ребенку», прикасаясь к частям его тела (от головы до ног) и сопровождая свои действия ласковыми словами. Через три минуты участники меняются ролями.

Обсуждение: Кем вам больше нравилось быть - ребенком или матерью? Почему?

«Мы похожи?..» (25 мин).

Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:

Ты похож на меня тем, что...

Я отличаюсь от тебя тем, что...

Другой вариант: В парах 4 минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 4 минуты - на тему «Чем мы отличаемся». По окончании игры проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

«Истории на тему "Радости жизни"» (60-90 мин).

Этот блок упражнений выдвигает на передний план радости жизни. Участников побуждают к размышлениям о том, что приносит или могло бы приносить им радость в жизни. Одновременно необходимо учить их вместе работать в группе, чувствовать друг друга и достигать результата в совместной групповой деятельности.

Группа делится на малые группы по 2-3 человека. Соответственно количеству малых групп раскладываются картинки (они должны затрагивать как можно больше сфер жизни, таких как любовь, дружба, сексуальность, свободное время, работа, семья). Участники группы начинают писать историю по своей картинке, на это у них есть примерно 5 минут. После этого каждая группа перемещается к следующей картинке и продолжает историю, начатую предыдущей группой. Это продолжается до тех пор, пока первая группа не вернется к своей первой картинке (не более 5 переходов). После этого истории зачитываются и обсуждаются в большой группе.

«Предложения, начинающиеся со слов «Что было бы, если...» (90 мин).

Этот метод можно также использовать для того, чтобы побудить подростков к обсуждению своих чувств. Участников следует поощрять к рефлексии собственного поведения, вызываемого определенными эмоциональными состояниями, а также к поиску возможных альтернатив поведения.

Листы с представленным на них началом предложений раскладываются на столе или на полу. Каждый участник выбирает для себя тему и делает по ней коллаж. Можно образовать также небольшие группы, которые будут вместе работать над одной темой. Готовые коллажи представляются всем и служат основой для беседы.

Вариант проведения: другая возможность работать с предложениями: предложить участникам написать историю по данной теме или показать пантомиму. Иной, более простой, вариант- выдать каждому по неоконченному предложению и услышать продолжение.

Предложение «Что было бы, если...».

Возможное начало предложений:

Если я в ярости, то...

Если я печален, то...

Если я боюсь, то...

Если у меня нет желания что-либо делать, то...

Если я кого-то не выношу, то...

Если я горжусь собой, то...

Если я хочу с кем-то познакомиться, то...

Если я с чем-то хорошо справился, то...

Если я что-то преодолел, то...

Если со мной случится такое несчастье, что больше не смогу жить так, как сейчас...

Если я пойму, что в школе я больше не успеваю и, собственно, мне следовало бы уйти из нее...

Если я когда-нибудь серьезно заболею...

Если вдруг разочаруюсь...

Если я потерю свою лучшую подругу / своего лучшего друга...

Если я в отчаянии...

Если я в стрессовом состоянии...

Если я чувствую себя исключенным из группы...

Если я одинок...

Если я завидую...

Если мне скучно...

Если я не уверен в себе...

Если я ревную...

Если мной кто-то восхищается...

«Королевство» (60 мин).

Участникам предлагается представить себя жителями королевства. Как во всяком королевстве, здесь есть король, королева, их придворные и подданные.

Затем производится распределение ролей: на роль короля выбирается тот, кто сам захочет им быть. Король выбирает себе королеву. После этого король и королева выбирают себе по двое придворных или подданных, называя при этом их функции при дворе.

Те, в свою очередь, также выбирают себе помощников, уже по одному, и так до тех пор, пока все члены группы не получают свои роли в королевстве. По ходу распределения ролей производятся и пространственные перемещения участников. Для короля и королевы сооружается трон, остальные придворные размещаются возле трона рядом с теми, кто их выбрал.

На следующем этапе начинается сама игра, где все ее участники по очереди, начиная с короля и далее по степени подчиненности, производят по одному изменению в королевстве с тем, чтобы жизнь в нем была лучше. (Вариант: король и королева через 2-3 хода других участников имеют право сделать дополнительные изменения.)

Игра может проводиться в один или несколько кругов. В паузах обсуждается вопрос - что происходит в нашем королевстве?

Обсуждение (примерные темы): «Я понял, что сегодня / сейчас...»; «Меня удивило...»; «Я почувствовал...»; «Думаю, что...»; «Сегодня меня раздражало...»; «Мне очень понравилось / не понравилось...».

«Метафоры» (20 мин).

Один выходит за дверь, остальные загадывают кого-то из присутствующих. Вернувшийся должен угадать, кто загадан. Для этого он должен задать 5 вопросов-метафор. Например, если это бы это было растение (цветок, блюдо, цвет и т. п.), то какое бы оно было.

Игра повторяется поочередно со всеми участниками.

«Прощальный ритуал» (10 мин).

Ведущий. То, что сегодня произошло в группе, нам нужно сохранить: сохранить это доверие, искренность, те чувства, которые мы сегодня испытывали. Поэтому не нужно все это обсуждать с другими людьми вне круга. То, что вы хотите сказать, то, что, может, еще не было сказано сегодня, вы можете сказать на следующих наших встречах. И это поможет нам сохранить энергию группы, настроение нашей жизни на этих занятиях. Момент прощания - это всегда волнующий момент и поэтому мы всегда будем прощаться особым образом, в виде своеобразного ритуала.

Все становятся в круг, и каждый по очереди прощается каким-нибудь жестом с остальными. Все повторяют, стараясь полностью передать настроение жеста.

Вариант: участникам предлагается самим выбрать ритуал прощания.

3. Чемодан лидера.

Среди умений организаторской техники важное место занимают мимика, жесты, техника речи. Разработанный нами комплекс поможет освоить эти умения.

Упражнение 1 . Прочитайте любой текст, хотя бы прогноз погоды: шепотом; с максимальной громкостью; как будто вы замерзли; как будто во рту горячая каша.

Упражнение 2. То же самое, в сочетании со всем перечисленным, но как будто читает: инопланетянин; человек, только что научившийся говорить; робот; пятилетний ребенок; как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны объяснить, как важно стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет; как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности не будет.

Упражнение 3 . Не сходя со стула, посидите так, как сидит: председатель Государственной Думы; пчела на цветке; кассир на рабочем месте; наказанный Буратино; невеста на свадьбе; Гамлет; преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте.

Упражнение 4. Изобразите следующее: как ходит младенец; лев; артист балета; французский король; индейский вождь.

Упражнение 5 . Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец; собака своему хозяину; кот на солнышке; влюбленный юноша своей девушке; волк зайцу.

Упражнение 6 . Нахмурьтесь, как: король Лир; ребенок, у которого отняли игрушку; Наполеон; человек, желающий скрыть улыбку; рассерженный попугай.

Зачем эти упражнения? Чтобы «побыть всевозможным», потренировать, урегулировать свое внутреннее состояние, научиться управлять им. Внимание и воображение помогут создать внутренние «копилки» интонаций, движений, жестов, способов проявления чувств, демонстрации мыслей, так необходимых лидеру в процессе его воздействия на людей.

Упражнения 7 и 8. Мы предлагаем два специальных упражнения, которые помогут лидерам исправить некоторые физические недостатки, создающие определенные помехи в работе. Например, у ребят маленького роста бывают мелкие, невыразительные движения, а у высоких - наоборот, размашистые, неуклюжие.

Для лидеров с мелкими движениями. Индивидуальный тренинг заключается в том, что человек в домашней обстановке, выполняя какие-либо физические действия, играет в игру. Например: вся мебель в доме свинцовая, т. е. очень тяжелая. «Тяжесть» требует укрупненных движений, более масштабных, более значительных.

Для лидеров с размашистыми движениями. Аналогичное упражнение с той только разницей, что вся мебель, все предметы в доме стеклянные. Стекло требует более аккуратного, деликатного обращения.

Одним из необходимых умений лидера является его умение понять психологическое состояние партнера, «высокая чувствительность», умение понять мотивы поступков. Предлагаемые ниже упражнения способствуют развитию наблюдательности и внимания - важных качеств личности лидера.

Упражнение 9. Хорошо ли вам известен облик ваших товарищей по классу или членов вашей организации (объединения)? Найдите в каждом из них то, чего не замечали до сих пор. Какие глаза, волосы, форма подбородка? Опишите по памяти, а затем при встрече проверьте.

Упражнение 10 . «Как свои пять пальцев» - мы говорим так о том, что нам хорошо знакомо. Однако рассмотрите внимательно свои пять пальцев. Хорошо ли они вам знакомы? Взгляните на свои ладони. Закройте глаза, представьте их, затем опишите.

Упражнение 11. Индивидуальный тренинг, развивающий зрительную память и навыки наблюдательности. Проходя по улице, упражняйтесь в мгновенном «фотографировании» людей, попадающихся навстречу, домов, витрин магазинов и т. д. Глаз должен моментально запечатлевать изображение во всех подробностях. Глаза это умеют, просто вы раньше так не делали, а потому не приучили свои глаза. Чтобы запоминать и осознавать запечатлеваемые изображения, нужно тщательно тренироваться. Порядок примерно такой же, как в фотографии: снимаем — посмотрели; проявляем - запоминаем; печатаем - вспоминаем; рассматриваем отпечатки.

Упражнение 12 . Наблюдательность, зрительная память, оперативность. За 30 секунд найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются с буквы С: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше.

Упражнение 13. На что похоже? (Упражнение Леонардо да Винчи). Рассматривая пятна туши и чернил на бумаге, трещинки на стене или камне, можно увидеть похожесть изображений на разные битвы, животных, одежды, выражения лиц, бесконечное множество вещей. Всмотревшись в тени на потолке, складки на занавеси, вы увидите разные картины. Это упражнение развивает фантазию, воображение, образное мышление, зрительную память.

Упражнение 14 . Что нового? Каждый день, входя в класс или штаб-квартиру своей организации, отыскивайте, какие произошли здесь изменения, что нового в одежде товарищей и т. д. И так каждый день!

Упражнение 15. Биография по взглядам. Присматривайтесь к глазам людей. Обратите внимание, какое большое количество «способов смотреть», если можно так выразиться. Занимаясь классификацией взглядов, думайте каждый раз: почему на один и тот же предмет, на одно и то же событие один человек смотрит так, а другой иначе. Изучая взгляды людей, вам придется задумываться о своеобразии характеров, о том, как складываются в результате жизненного пути особенности связей человека с другими людьми. Умение быстро осуществлять такого рода анализ необходимо лидеру.

Упражнение 15. Живые вещи. В предыдущих упражнениях на развитие фантазии предлагалось определить, на что похоже пятно, тень, трещина... Овладев внутренним видением, предлагается пофантазировать о том, что будет, если стул оживет. Что бы он сделал? Сколько ему лет? Какой у него характер? Что он любит и о чем мечтает? Упражнение развивает умение связывать наблюдения с фантазией.

Эффективность любого дела во многом зависит от того, насколько умело строит лидер свое общение с товарищами, владеет ли он навыками построения индивидуальной беседы.

Упражнение 17 . Моделирование беседы, «зондирование души объекта». (К. С. Станиславский.) В одной из сказок Дж. Родари рассказывается о трех типах людей: стеклянные разбивались от неосторожного прикосновения, деревянные были глухи даже к сильным воздействиям, соломенные загорались даже при слабых волнениях.

Ситуация. Ты хочешь, чтобы твой знакомый отказался от просмотра интересного фильма или посещения дискотеки (на что он уже настроен) и помог тебе подготовить дело для всех членов организации. Представь знакомого стеклянным, деревянным, соломенным. Проиграй различные варианты беседы с ним. Определив тип одного из своих знакомых, проведи реальную беседу с ним. Сравни результаты проигрывания с реальными.

Упражнение 18. Создание психологической совместимости на начальном этапе беседы.

Ситуация: Тебе надо выяснить мнение товарища по важному для тебя, но неприятному для него вопросу. Представь эту ситуацию. Учти, что в диалоге каждый из партнеров может занимать одну из 4 ролевых позиций.

Первую назовем «позицией неучастия». Вас не заметили и не услышали. Точнее притворились, что не замечают и не слышат.

Вторая позиция - «пристройка сверху» - это позиция независимая, неподчиняемая и даже наоборот - подчиняющая, берущая ответственность на себя.

Третья позиция - «пристройка снизу» - позиция зависимая, подчиняемая.

Четвертая позиция - «пристройка рядом» - выражает умение и желание считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и другим человеком.

Позиция одного человека в диалоге очень информативна для другого, и от нее во многом зависит характер протекания диалога и его результаты. Позиции людей в диалоге далеко не всегда согласованы.

Задание. Проиграй варианты беседы, используя 4 ролевые позиции. Выработай рекомендации к поведению в каждой ситуации.

Упражнение 19. Организация непосредственной беседы.

В зависимости от обстоятельств человек может находиться в одной из «весовых категорий» (имеется в виду состояние души):

. «легкий вес» - легкость души, все хочется делать, все получается;

. «спина английской королевы» - сама фигура человека означает, что сейчас он внесет истину во все вопросы;

. «все с неохотой» - именно этим заниматься не хочется, мысли заняты другим;

. «тяжелый вес» - все очень надоело, что-то сильно болит, нет никаких сил заниматься чем-либо.

Предложи 4 ситуации, в которых будет целесообразным одно из предложенных состояний. Проиграй и проанализируй.

Упражнение 20. Управление инициативой. Представь, что ты ведешь с кем-то разговор. Его инициатор - твой собеседник. Ты пока пассивный участник разговора - поддакиваешь, подаешь реплики и т. д. Постарайся перехватить инициативу, взять в свои руки лидерство. И, наоборот, постарайся заставить своего партнера (собеседника) стать лидером контакта. Подумай, как это сделать. Примени метод в реальной ситуации.

Упражнение 21. Управление беседой.

Ситуация. Встреча знакомых. Задание: свести разговор к заданной теме. Тема сообщается на ухо любым из членов аудитории, чтобы партнер не слышал. Запрещаются грубые приемы, например: «А давай поговорим о...», «А я хочу сказать о...». Проанализируй ход беседы: как реализовывалась цель, внутреннее состояние партнеров, ошибки.

Упражнение 22 . Анализ индивидуальной беседы. Проанализируй одну из индивидуальных бесед. Схема анализа: цель беседы, структура, результат, позиции, состояние партнеров. Твой вариант беседы.

Подростковый возраст - это переходный этап в жизни детей. В 11–16 лет психика и организм ребёнка претерпевают изменения. В этот период дети стремятся стать независимыми, у них происходит становление личности, меняется характер. Путь развития, по которому идёт подросток, неизвестен даже ему самому. Родителям подростковый возраст их детей также приносит лишь одни проблемы. Разобраться в тонкостях мышления и поведения отпрыска помогут книги по психологии для подростков. Психологическая литература рекомендована как для взрослых, так и для детей.

Литература психологической тематики для детей подросткового периода содержит немало полезной информации и важных советов. В книгах по психологии для подростков собраны рекомендации по воспитанию, которые пригодятся родителям. Лучше понять себя и осознать причины своих поступков - вот главная задача психологических произведений для детей переходного возраста.

Джерри Бэйли «Моё тело меняется. Всё, что хотят знать подростки и о чём стесняются говорить родители»

Литературное произведение написано в сотрудничестве с опытнейшими педагогами и психологами. Это настоящая энциклопедия для подростков. Книга даёт ответы на важные вопросы о половом созревании детей в подростковый период. На страницах произведения можно найти рекомендации о том, как предохраняться от нежелательной беременности и венерических заболеваний. Что происходит с психикой подростка, как с ним общаться родителям - на эти и другие вопросы отвечает Джерри Бэйли на страницах своего произведения.

Шон Кови «7 навыков высокоэффективных тинейджеров»

Это книга написана специально для подростков. Она рассказывает, что такое взрослая жизнь, с какими трудностями столкнутся дети подросткового периода, вступая в новый этап своего развития. Книга даёт советы тинейджерам, которые так необходимы им в период становления личности. Произведение рассказывает подросткам, как

Шими Канг «Путь дельфина»

Эта книга специально написана для родителей. Она поможет им воспитать счастливых, здоровых и успешных детей, не превращаясь в тигров. Родители, которые отдают предпочтение «тигриному» воспитанию желают своим детям счастья. Правда, их методы не всегда позволяют достичь цели. Родители слишком сильно давят на детей, контролируют все их поступки. Заставляют хорошо учиться, заниматься музыкой или спортом. Дети страдают от такой опеки родителей и их психика порой не выдерживает. Автор советует родителям избрать иной метод воспитания - путь дельфинов. Воспитывать детей, по мнению психолога, нужно мягко, мотивируя детей на определённые поступки. Детей можно легонько подталкивать к правильному действию, их нужно увлечь собственным примером. С ранних лет в ребёнке нужно поощрять независимость и уверенность в собственных силах. Только так можно помочь своим детям построить счастливую и успешную жизнь.

Франсуаза Дольто «На стороне подростка»

Эта книга французского психолога адресована родителям, педагогам и , которые общаются с детьми переходного возраста и хотят их лучше понять. В пубертатный период большинство подростков выглядят неуклюже: их руки и ноги вытягиваются, а грудная клетка остаётся узкой, силы ещё нет, черты лица грубеют. Дети понимают, что они выглядят неидеально и это сказывается на их психике. Подростки приобретают ряд комплексов, из-за которых ведут себя не всегда правильно. Детям подросткового возраста свойственны перепады настроения, повышенная самокритика, желание скрыть свои чувства. Подростки в 15-16 лет отвергают любовь родителей, предпочитают общество друзей. В этот период родителям важно понять, что хочет их ребёнок. Нельзя критиковать и изводить детей нравоучениями. Необходимо встать на сторону подростка и дать ему максимум свободы.

Роберт Кийосаки, Шэрон Лектер «Богатый папа, бедный папа»

Авторы книги убеждены, что в учебном заведении школьники не получают нужных знаний о природе денег. Впоследствии людям приходится всю свою жизнь тратить на процветание других и зарабатывать для них, а не для себя деньги. Школы фокусируются лишь на профессиональных и общих знаниях. Как заработать деньги ребёнок узнаёт от своих родителей, правда, если те сами знают, как это сделать. Если школьники не могут получить дельного совета от взрослых, им нужно прочитать книгу Роберта Кийосаки и Шэрона Лектера. Совет первый от авторов бестселлера о деньгах: если человек не может себе что-то позволить, ему нужно спросить себя, почему это происходит. Важно заставить свой мозг работать над проблемой и находить пути её решения. Богатство приходит к тому, кто не боится рисковать, постоянно думает о деньгах и о том, как их заработать. В книге собраны советы, которые помогут подросткам найти свой путь в жизни и не смотреть на опыт родителей, особенно если они ничего не добились в жизни.

Книги о психологии подростков помогут взрослым лучше понять своих детей и найти правильный метод их воспитания. Если у родителей возникнут проблемы, с которыми они не смогут справиться самостоятельно, они могут обратиться за помощью к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину . На Ютубе есть видео-ролики, которые помогут подросткам справиться со страхами и приобрести уверенность в своих силах.

Что такое «современная молодежь»? К счастью, она такая разная, что кратко ответить на этот вопрос невозможно. Почему «к счастью»? Да потому, что чем больше разных групп, образов, интересов, тем больше шансов, что каждый подросток смогут найти и проявить себя, свою индивидуальность, свою неповторимость, и в тоже время найти поддержку у тех ровесников, кому близки их беспокойства и интересы. Это очень важно. Важно потому, что старшеклассником быть трудно.

Взрослые часто предъявляют к старшеклассникам требования, которые в 15-17 лет просто невозможно выполнить. Иногда потому, что они слишком «взрослые». В твои годы давно пора знать, чему ты посвятишь свою жизнь! Или наоборот, совершенно недооценивающие взрослости. Ты помыл руки? Пора ложиться спать, уже 10 часов! Тебе еще рано о девочках думать!

Но самое трудное заключается в том, что подростки начинают задавать себе вопросы, отвечать на которые можно всю жизнь. Постоянно живешь в ситуации выбора, постоянно испытываешь напряжение, постоянно проверяешь себя, своих друзей, своих близких. Постоянно испытываешь разочарование, растерянность, удивление, порой злость. Вроде бы хотел поступить честно, а тебя объявили предателем. Не хочешь хвалиться своими знаниями, уже записали в серость, хотел сообщить всем что-то новое, интересное – выскочка!

Но самое грустное, посоветоваться, оказывается, не с кем. У сверстников те же проблемы, но говорить об этом не всегда удобно, а взрослым, как всегда некогда. Объяснить им, что ты без ответов на эти вопросы жить не можешь, тоже оказывается, очень непросто.

Ответы на эти вопросы поможет найти цикл тренинговых занятий для подростков «Жизнь прожить – не поле перейти».

Цели занятий:

  • расширение знаний учащихся о себе, своих возможностях и способностях;
  • развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Условия проведения занятий

Цикл рассчитан на 8 занятий, продолжительность каждого занятия от 60 до 90 минут, проводятся один раз в неделю. Количество участников от 8 до 14 человек. Каждое занятие обязательно включает в себя: ритуал приветствия, основное содержание, рефлексию после каждого упражнения, ритуал прощания.
На занятиях используются методические средства такие как: беседа, дискуссии, самотестирование, различные варианты психотехнических игр и упражнений, самовыражение в рисунках.
Цикл тренинговых занятий рассчитан на работу с подростками 14-16 лет.

Занятие 1. Семь «Я» человека.

Цель: формирование стремления к самопознанию, возможности распознавать личностные качества, стремление к взаимодействию с другими людьми.

I. Психолог сообщает цель предстоящих встреч, кратко рассказывает об этапах занятий.

Здравствуйте! Сегодня мы начинаем цикл занятий – «Жизнь прожить – не поле перейти», на которых мы с вами рассмотрим вопросы, волнующие каждого человека на протяжении всей жизни. Для начала познакомимся с ритуалом приветствия, которым мы будем начинать каждое наше занятие.

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: "Здравствуйте!".

Психолог. На занятиях мы будем выполнять разные интересные задания и упражнения. Но для того, чтобы занятия проходили успешно нам необходимо обсудить правила, которые необходимо соблюдать на протяжении всех встреч. (Учащиеся предлагают, педагог записывает на ватмане, который будет обязательным атрибутом на каждом занятии). (Приложение 1 )

II. Основная часть

1. Принятие правил. Ведущий обещает выполнять правила и просит каждого участника дать такое обещание.

2. Упражнение «Назови свое имя». Ребятам предлагается назвать свое имя и сказать нравится ли оно. Назвать свое имя ласково.

3. Дискуссия по упражнению. Почему одним людям нравится их имя, а другим нет? Что обозначают ваши имена? В честь кого вас назвали? Кто из родителей вас назвал?

4. Психолог. Наше первое занятие мы посвятим одному очень важному вопросу. Что это за вопрос – предлагаю отгадать самим. (На доске записаны буквы, которые при перестановке превращаются в слово «м о п а н н с а о з и е ») Как вы думаете, что такое самопознание?

5. Тест «Семь «Я» человека» (Приложение 2 )

Ребятам предлагается выполнить тест «Семь «Я» человека».

6. Дискуссия по выполнению теста:

Узнали что-нибудь новое о себе? Согласны ли вы, с результатами теста? Полезна ли полученная информация?

7. Упражнение-разминка «Карлики и великаны»

Все встают в круг. На команду «Великаны!» – все стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников: приседает на команду «Великаны!»

III. Заключительная часть

1. Рефлексия занятия. У учащихся на столе лежат вырезанные из плотной бумаги градусники. Ребята должны отметить на них свою температуру, которая определяется значением урока.

Шкала оценки следующая: 36,6 – нужно, полезно, интересно, необходимо 38 – сложно, неинтересно, обременительно; 34 – бесперспективно, безразлично.

2. Ритуал прощания. Психолог предлагает придумать ритуал прощания. После обсуждения можно предложить такой вариант: все стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят: «До-сви-да-ни-я». На последнем слоге участники поднимают руки вверх, не разнимая их, и делают шаг к середине круга

Занятие 2. «Ни печали без радости, ни радости без печали».

Цель: расширение представлений о жизненных проблемах и способах их преодоления.

I. Ритуал приветствия.

II. Основная часть

1. Мотивационный блок.

Учащиеся в течение минуты анализируют свои впечатления о прошлом занятии. Ведущий просит выразить их одним словом, например, любопытно, интересно, поучительно и др.

2. Притча «О трудностях». Ведущий предлагает послушать притчу «О трудностях» (Приложение 3 )

2. Вопрос учащимся: Понравилась ли вам притча? Чем? Понятен ли вам смысл притчи? Согласны ли вы с выводами автора?

3. Блок самоанализа и самооценки. Учащимся предлагается поработать самостоятельно и сформулироватьпричины жизненных трудностей человека,определить те жизненные трудности, которые поджидают человека на жизненном пути. Затем ведущий прикрепляет к доске ватман, на котором выписаны трудности, встречающиеся в жизни человека. Ребятам предлагается сравнить и обсудить, что у них получилось.

4. Обсуждение упражнения

5. Упражнение «Через три года»

Ведущий. Предлагаю вам выполнить упражнение, которое позволит взглянуть на жизненные проблемы в более широком контексте, сопоставив их с собственным будущим. Кроме того, оно дает повод задуматься, какая деятельность для нас действительно важна, а о чем через несколько лет мы даже и не вспомним. Ведущий просит учащихся составить список наиболее важных дел занимающих их в данный период жизни. Когда список составлен, участникам предлагается представить себе, что они стали старше на три года, и подумать об этих делах и проблемах «задним числом» - так, как будто с тех пор уже прошло три года. Раздумывая над этим, надо ответить на следующие вопросы (вопросы записаны на доске):

  • Что именно вы сможете вспомнить об этой проблеме?
  • Как она влияет на то, как складывается ваша жизнь теперь, по прошествии трех лет?
  • Если бы такая проблема сейчас встала перед вами, как бы вы стали ее решать?

6. Дискуссия по упражнению

III. Заключительная часть

1. Беседа

Каждый из нас – строитель собственной личности. Любой человек способен на многое, если во время сумеет заглянуть в себя и увидеть то малое, которое может перерасти в нечто большое и значительное. Как же стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал? Нужно просто прислушаться к тем советам, которые предлагают нам люди, которые имеют на это право. Учащимся раздаются буклеты «Советы Чарли Чаплина». (Приложение 4 )

2. Рефлексия занятия

Учащиеся делятся впечатлениями о занятии.

3. Ритуал прощания

Занятие 3. «Сказка ложь, да в ней намек»

Цель: формирование навыков преодоления стресса.

I. Ритуал приветствия.

II. Основная часть.

1. Психолог предлагает ребятам вспомнить самый запоминающийся фрагмент прошлого занятия. Ребята высказывают свое мнение по цепочке.

2. Сказка «Охотник и его сыновья» (Приложение 5 )

Психолог знакомит учащихся со сказкой «Охотник и его сыновья», написанную А.А.Рухмановым, которая может заставить задуматься о том, готовы ли мы к преодолению трудных жизненных ситуаций.

3. Вопросы для обсуждения. О чем эта история? Чему она учит? Как она может помочь в реальной жизни?

4. Психолог . История учит тому, что под стеклянным колпаком всю жизнь не проживешь, что жизнь без тревог и забот – это не жизнь, что именно заботы и тревоги приносят человеку радость. Наша жизнь это радости и огорчения, удачи и неудачи, конфликты и примирения, заботы, в общем, сплошные проблемы. И каждый раз мы должны решать их. Вся жизнь состоит из стрессовых ситуаций, без которых она невозможна.

5. Упражнение «Воздушные шары»

Психолог . Для того, чтобы легче перенести стресс, психологи разрабатывают советы, различные упражнения .

Каждому ученику раздается по два воздушных шара и фломастеры. Ребятам предлагается вспомнить несколько неприятных ситуаций, приводящих к стрессу. Надувая шарик, представить, что в него передаются отрицательные эмоции. Затем проколоть шарик иголкой, представив, что все отрицательные эмоции улетучились.
Ученикам предлагается надуть еще один шарик, представляя, что он наполняется положительной энергией. Подобрав, слово, обозначающее положительную эмоцию, написать его на шарике. Шарик подбрасывается вверх. Наблюдая за ним, следует попытаться закрепить в сознании те слова, которые на нем написаны. Которые были на нем изображены. В дальнейшее, когда учащимся придется столкнуться с какой-либо неприятной ситуацией, им следует вспомнить об этом шарике и о том, что было на нем изображено.

6. Дискуссия по упражнению

III. Заключительная часть

1. Упражнение «Передай мяч, не используя ладони»

Участники встают в круг. Передают друг другу мяч, не прикасаясь к нему ладонями. Так несколько раз. На заключительном круге, передавая мяч обычным образом, заканчивают предложение: «Любая проблема может быть решена, если…»

2. Ритуал прощания

Занятие 4. «Либо в стремя ногой, либо в пень головой»

Цель: формирование навыков конструктивного поведения в ситуации сложного выбора.

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Задание «Лилипуты и великаны»

Психолог. Представьте себе, что вам предложили совершить путешествие или в страну лилипутов, или в страну великанов. Куда идти? Если вы отправитесь в страну лилипутов, вы будете больше и сильнее, чем жители страны, но лилипуты очень злобные и агрессивные существа. Если ваш выбор падет на страну великанов, то вы окажетесь маленькими и беззащитными, но встретитесь с добродушными и гостеприимными людьми. Сделайте свой выбор и обоснуйте его. У вас на принятие 1 минута.

2.Обсуждение задания

3. Игра «Путешествие в горы» (Приложение 6 )

Психолог говорит о том, что сегодняшнее занятие будет проходить в форме игры (приложение).Учащимся предлагается совершить путешествие в горы.

III. Заключительная часть

1. Психолог. Дорога, по которой вы ехали, напоминает нашу жизнь? Можно ли прожить жизнь без препятствий и неудач? Как к ним относится? Каким образом данная игра относиться к теме нашего разговора?

2. Ритуал прощания

Занятие 5. «Ни один человек не может быть островом»

Цель: помощь в осознании роли общения в жизни человека.

I . Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Расшифруй»

Психолог. Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в это слово использо­вать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

2. Беседа «Трудности человека, связанные с общением»

Можете ли вы подтвердить или опровергнуть фразу: «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения». (Антуан де Сент Экзюпери.)
Как отсутствие общения может повлиять на человека, его физическое и психическое состояние? Говорил ли кто-нибудь вам слова: «Я не хочу с тобой общаться»? Эти слова были справедливо сказаны или нет? Как вы на них реагировали?

3. Упражнение «Умею ли я общаться»

Учащиеся чертят в тетрадях прямую линию и делят ее на 10 равных частей. Знаком «+» они отмечают на прямой линии свое желание общаться. Знаком « – » свое умение общаться.

4. Обсуждение упражнения

Учащиеся обсуждают полученные результаты и определяют, из-за чего чаще всего не складывается общение.Называют возможные причины разлада в общении, которые могут назвать учащиеся самостоятельно или в ходе обсуждения.

5. Игра «Общий язык»

Группа разбивается на тройки, при помощи расчета на 1-2-3. Игроки должны договориться между собой, например, о том, где. Когда и зачем они должны встретиться. Но средства общения у каждого из них ограничены: один неподвижно сидит с завязанными глазами, другой обязан молчать и не двигаться, третий лишается права разговаривать, и у него тоже завязаны глаза. Задача в таком состоянии тройка должна за минимальное время о чем-то договориться. Когда закончит работу последняя тройка в группе (за этим следит ведущий), можно приступать к обсуждению.

6. Обсуждение упражнения. Что способствовало нахождению общего языка?Что препятствовало нахождению общего языка?

7. Прослушивание фрагмента из жизни Авраама Линкольна (Приложение 7 )

8. Обсуждение ошибок оценивания людей в общении.

III. Заключительная часть

1. Рефлексия занятия

Учащиеся составляют график эмоционального воздействия урока на их ощущения и эмоции. Для этого на доске написан план урока. Пункты плана наносятся на график и определяются самые главные, по их мне­нию, моменты урока.

2. Ритуал прощания

Занятие 6. «С кем поведешься от того и наберешься»

Цель: осознание подростками необходимости и важности объединения людей в группы по интересам; формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение.

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Ассоциации»

Психолог. Какие ассоциации возникают у нас, когда мы слышим слово «компания».
Слова, которые называют учащиеся, записываются на доске: «друг», «не бросят», «гуляем», «разговариваем», «не скучно» и др.

Вывод: в основном слово «компания» вызывает у нас позитивные чувства.

2. Беседа о причинах объединения в группы

Психолог обращает внимание учащихся на то полезное, что может принести то или иное объединение («научился играть на гитаре», «ездить на мотоцикле», «стал сильнее», «стал увереннее в себе»…), затем интересуется, всегда ли это влияние является положительным.

3. Упражнение «Различия»

Психолог предлагает учащимся подумать и назвать отличия отрицательной компании от положительной. Ответы записываются на доске:

4. Упражнение «Алгоритм двух «О»

Психолог. Как вы думаете, можно ли отказаться от предложения, если оно не совпадает с вашими планам, интересами? Как?

Учащимся предлагается перечислить несколько ситуаций, в которых им было необходимо отказаться от тех или иных предложений. Например, друзья приглашают на дискотеку, но у вас другие планы. Психолог сообщает алгоритм двух «О» (алгоритм «Оптимального Отказа»): Я-сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение («Мне приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу пойти, + так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино»). Алгоритм записывается на доске. Далее учащиеся делятся на пары, один из них уговаривает другого (за основу можно взять реальную ситуацию), второй отказывается, используя предложенный алгоритм, затем участники меняются ролями.

Обсуждение упражнения

Кому удалось отказаться? За счет чего это удалось? Кому не удалось? Почему? Какие чувства испытывали, играя разную роль? Что было проще, уговаривать или отказываться? Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали? Всегда ли отказ звучал убедительно?

Психолог. Вам нужно выбрать наиболее подходящий вариант ответа.

Обсуждение результатов теста. Согласны ли с полученными результатами? Какие выводы для себя сделали?

III. Заключительная часть

1. Упражнение «Комплименты»

Психолог. Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, вот что необходимо для приятного продуктивного общения. Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны, умеем ли видеть хорошее в других и говорить об этом.
Учащимся предлагается сесть в круг. Каждый должен внимательно посмотреть на сидящего слева и подумать, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравится, и хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент. Тот, кому сделали комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем установив контакт с партнером слева от него, сделать свой комплимент так по кругу до тех пор, пока все учащиеся не скажут комплимент своему соседу.

2. Ритуал прощания

Занятие 7. «Семья в куче, не страшна и туча»

Цель: осмысление роли ближайшего окружения как источника поддержки.

Задачи: развивать представления о роли близких в жизни человека;формировать убеждения в том, что близкие могут быть опорой в жизни;

Оборудование: бумага для записей, карандаши.

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Генеалогическое древо»

Психолог. Откуда мы родом? Где наши корни? И что такое корни? Корни – это то, что дает нам поддержку. Учащимся предлагается изобразить генеалогическое древо своей семьи, представив себя стволом дерева, а родителей, бабушек дедушек – корнями. Сколько уровней корней (поколений семьи) может нарисовать каждый из присутствующих? Нужно написать мена тех родственников, которых учащиеся вспомнят.В ходе обсуждения упражнения делается вывод, почему семья – это наши корни. Оказывается, это именно она дает нам поддержку уверенность в том, что мы кому-то нужны.

Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы анкеты.

3. Упражнение «Копилка семейных трудностей»

Психолог предлагает обсудить вопрос: каковы наиболее распространенные трудности в отношениях подростков и родителей?По результатам обсуждения составляется «Копилка семейных трудностей», которая фиксируется на доске. Желательно, чтобы трудности формулировались детально: «непонимание» со стороны родителей может оказаться и запретами смотреть телевизор до ночи, и отсутствием у родителей времени поговорить о делах.

4. Упражнение «Советы»

Учащимся предлагается подготовить советы родителям по преодолению жизненных трудностей их детьми. Учащимся раздаются листочки бумаги.
Учащиеся эти листочки не подписывают. На каждом листочке – один совет. Все листочки собираются в корзину, перемешиваются. Психолог вытягивает советы, зачитывает учащимся.

5. Обсуждение упражнения

6. Упражнение «Фразы»

Учащимся предлагается порассуждать над некоторыми фразами ве­ликих людей.

  • Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует много жертв. (П. Буаст.)
  • Плох тот воспитатель детей, кто не помнит своего детства. (Эбнер-Эшенбах.)
  • Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками – все. (Жан Поль.)

Вопрос: Могут ли такие отношения, которые заключены в словах великих людей, привести к жизненным затруднениям?

III. Заключительная часть

1. Упражнение «Я горжусь»

Психолог просит учащихся закрыть глаза и представить большой лист бумаги, на котором красивыми большими буквам написано: «Я горжусь тем, что в моей семье…». После того как участники внимательно рассмотрят красивые буквы, ведущий предлагает им мысленно дописать это предложение, а затем рассказать, что удалось дописать.

2. Ритуал прощания

Занятие 8. До свидания!

Цель: обсуждение эффективности работы группы.

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Новогодняя елка»

Все участник должны выстроить из самой группы «Новогоднюю елку»: кто-то будет стволом, кто-то ветками, кто-то игрушками. Главное, чтобы все участвовали в постройке и каждый был удовлетворен своим местом. После того как елка будет построена, психолог «замораживает» картинку. В этот момент можно сфотографировать группу.

2. Обсуждение упражнения. Какие чувства испытывали при выполнении упражнения? Как распределялись роли? Все ли участники довольны доставшимися ролям?

3. Упражнение «Чемодан»

Один из участников – Отъезжающий выходит из комнаты, другие начинают «собирать ему чемодан» в дорогу: пишут список положительных качеств, которые группа особенно ценит в этом человеке, то, что поможет ему в преодолении трудностей, которые могут встретиться ему на жизненном пути. Но Отъезжающему обязательно напоминают, что будет мешать ему в дороге. Затем Отъезжающему зачитывается вест список. Процедура повторяется до тех пор, пока все участники не получат по «чемодану».

4. Обсуждение упражнения

Понравилось ли содержимое «чемоданов» отъезжающим? Что еще вам хотелось бы взять в дорогу?

5. Упражнение «Мое будущее» . Психолог предлагает учащимся закончить предложения:

– Мое будущее видится мне… – Я жду… – Я хочу… – Я думаю… – Я планирую…– Мне хочется достичь успеха…– Для этого необходимо…– Главная сложность, с которой я столкнусь…
– Преодолеть препятствия мне поможет…

6. Упражнение «Коллаж»

Подросткам предлагается вспомнить и на листе ватмана изобразить наиболее интересные яркие события.

III. Заключительная часть

Психолог. Пришло время подвести итоги наших встреч…

Учащиеся сидят по кругу и по очереди продолжают предложенные фразы.

2. Взаимные благодарности. Учащимся дается задание выразить свою благодарность друг другу: «Я тебе благодарен за…»

3. Ритуал прощания

Список литературы :

1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. М.: Глобус, 2008.
2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М.: Эксмо, 2007.
3. Гуреева И.В. Психология. Упражнения, игры, тренинги 5-11 классы. Волгоград: Корифей, 2010.
4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или учимся жить в современном мире. М.: ВАКО, 2004.
5. Королева Злата. «Говорящий» рисунок, 100 графических тестов. Екатеринбург: У – фактория, 2005.
6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М.: Генезис, 2005
7. Родионов В.А. Я и все-все-все. Ярославль,:Академия развития,2002.
8. Юдина И.Г. Когда не знаешь, как себя вести…М.: Аркти, 2007.

После десяти лет у каждого ребенка начинается новая и совершенно иная жизнь. Природу не обманешь: появляются первые изменения, как в физиологии, так и в других областях. Клиническая психология детей и подростков показывает, что каждый год жизни - это новая ступенька в развитии.

От ребенка до подростка

На каждом этапе, как ребенка, так и его родителей, ожидают новые и интересные особенности. Зачастую старшее поколение пугает или настораживает поведение ребенка, и они даже не понимают, что следует предпринять и куда нужно обратиться. Поэтому им полезно будет знать о возрастных изменениях, которые происходят с каждым человеком. А также понимать, чем отличается психология подростка в 13 лет и 16 лет.

12 лет - уже подросток или ещё ребенок?

Многие родители относятся к своим детям субъективно и считают их не совсем взрослыми, порой даже невзирая на то, что те достигли «солидного» возраста. Но чтобы не возникало проблем, стоит понять, что двенадцатилетний человек относится уже к категории «подростков». И с этого возраста родители должны воспринимать более серьезно свое чадо, учитывая все особенности, которые имеет психология подростка. 12 лет - возраст, когда ребенок начинает претерпевать первые изменения.

Примерно с этого момента человек пытается ассоциировать себя со взрослым контингентом. Это может происходить в виде копирования чужих манер, дабы казаться старше. Мальчики начинают обращать внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят, становится для них на первое место. Девочки также начинают особое внимание уделять своим внешним данным. В этот период они уже могут экспериментировать с косметикой. Поэтому не стоит родителям пугаться этого и запрещать. Лучше всего подобрать ребенку более качественную продукцию с наименьшим содержанием «химии».

На первом этапе подросткового периода у человека появляется некая медлительность. Не стоит пугаться - это нормальное явление, так как в этот момент меняется связь между памятью и мышлением. Ребенок понимает, что процесс мышления неотъемлемо связан со способностью вспоминать те знания, которые были получены ранее. Происходит более осознанное запоминание и осмысление прочитанного материала. В этот период человек начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению надуманных страхов.

13 лет - подростковый рассвет

Изумительна и непредсказуема психология подростка. 13 лет - возраст, когда происходят изменения на гормональном фоне. Поэтому у ребенка может заметно меняться настроение. И если вдруг он стал более шустрый, резкий - это не подтверждает тот факт, что в вашей семье растёт «трудный» подросток. Такие изменения являются нормальным психологическим фактором. Ребенок начинает себя воспринимать как взрослого человека, имеющего право на свое мнение, свои желания. И это отчасти правильно. Ведь он должен стремиться к самостоятельности, и через какой-то период произвести «сепарирование» себя от родителей. Конечно, с этим очень трудно смириться родителям, и зачастую они совершают самую большую ошибку, пытаясь подавить любые желания ребенка. Это может привести к плачевным последствиям.

Касаются и интимной сферы изменения, которые имеет психология подростка. 13 лет - возраст, когда отмечается повышенное сексуальное влечение, и, как ни странно, это происходит больше со стороны девочек. Конечно, и мальчиков начинает интересовать данная тема, но пик интереса у них происходит чуть позже. В этом возрасте подростки критически относятся к своим внешним данным. Это обусловлено тем, что присутствует желание быть похожим на своего кумира, у которого идеальная фигура, отличные волосы и самые красивые глаза.

14 лет - возраст осознания себя как личности

В 14 лет подросток активно начинает отстаивать свои права. Иногда у родителей может создаться такое чувство, что их ребенок все делает назло и наперекор. Но это совершенно не так. По крайне мере, подросток не ставит для себя определенную цель - оспаривать все. Зачастую он и сам не уверен в том, что ему действительно необходимо и важно. Но желание выделится, показать - «Я - другой!» - огромно. Поэтому появляется непонимание между родителями и детьми. Чтобы не усугублять ситуацию, при назревании конфликта лучше сглаживать острые моменты. Важно понимать, что ребенок не пытается вас разозлить или специально вывести из себя - это особенности возраста.

Общение - это важно!

Также в этот период ребенок огромное внимание уделяет общению. Для него очень важно быть принятым, а не отвергнутым. А также иметь друзей, с которыми можно поговорить обо всем. Ведь в этом возрасте очень много волнующих тем и щекотливых вопросов, с которыми к родителям не пойдешь.

Психология подростка в этом возрасте, конечно, претерпевает значительные изменения. И если родители вовремя заметили этот переход и смогли изменить тактику в отношениях с ребенком, то зачастую это сводит к минимуму проблемные моменты. В такой ситуации подросток не спешит удрать из дома или сделать что-то из ряда вон выходящее. Он слышит своих родителей и может пойти на компромисс.

16 лет - путь к совершеннолетию

Чем примечательна возрастная психология? Подросток становится совсем взрослым. В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг. Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку. Подросток должен понимать - что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.

В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна. Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности - ребенок начинает уделять внимание философии. Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план. В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка. 16 лет - это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений. Человек находится на пике своего эмоционального развития.

На заметку родителям

Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе. Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.