Агрессия у подростков причины. Семейное воспитание или когда вы упустили момент? Почему подростки становятся агрессивными

Агрессией называется имеющее мотивацию деструктивное поведение, которое противоречит общепринятым нормативам сосуществования людей, наносит физический вред тому одушевленному или неодушевленному предмету, который подвергается нападению и моральный вред живым существам.

Подростковая агрессия, что это? Подростковая агрессивность является вариантом девиантного поведения взрослеющих индивидуумов, в большинстве случаев выражающаяся в виде оскорблений и драк. Определенное количество молодых людей склонны думать, что принять участие в драке или завоевать авторитет в группе с помощью грубой физической силы это норма. К тому же такое поведение подогревается нестабильностью общества, многочисленными межличностными и групповыми конфликтами в среде взрослых. Поэтому планка агрессивности падает, такое поведение постепенно просачивается и в девичьи группы. Важно понять причины и пути преодоления подростковой агрессивности.

Почему ребенок становится агрессивным?

Как показали многочисленные психологически исследования, агрессивность в подростковом возрасте является следствием недостатка воспитания в семье, что привело к личностной деформации, повышению тревожности и формированию к устойчивой замкнутости. Еще одним обязательным условием развития агрессии у подростков, является наличие большого количества свободного времени. Причины, вызывающие такого рода личностные проблемы могут заключаться как в воспитании ребенка в неполной семье, где нарушены функциональные связи, так и в благополучных семьях, с гиперопекой, также вызывающей потерю связи с семьей, агрессивность и склонность к бродяжничеству.

Диагностика подростковой агрессии

Исследование подростковой агрессивности должно проводиться с применением целого комплекса методик, дабы не допустить ошибки, которая может дорого обойтись подростку и всему его окружению в будущем. Систематическое изучение проявлений агрессии в подростковой среде проводится при помощи таких методов:

  1. Исследование архивных данных.
  2. Анкетирование.
  3. Построение личностной шкалы.
  4. Оценка поведения испытуемого окружающими людьми.
  5. Изучение вербальных форм информации.
  6. Проективные методики.
  7. Натуралистическое и полевое наблюдение.

Как бороться с патологическим поведением?

Коррекция подростковой агрессии имеет некоторые особенности. К примеру, начальный этап такого рода работы исключает групповые занятия. Не только по причине большей эффективности индивидуального подхода, но и потому, что агрессивные подростки в группе неизбежно проводят отрицательную консолидацию. Также необходимо одновременно заниматься с семьей больного. В первую очередь следует продиагностировать внутрисемейные отношения на предмет определения степени их дисгармоничности. После чего в обязательном порядке следует проводить и индивидуальную, и групповую психокоррекцию. Коррекция и профилактика агрессивного поведения подростка проводится гораздо легче в случае успешного формирования нового круга увлечений, построенного на основании его предпочтений и способностей. Однако какие бы способы преодоления данного патологического состояния ни были бы избраны, если не удастся продуктивно использовать время подростка, не занятое учебой и хобби, его возврат в асоциальную среду неизбежен.

Психологи также отмечают хороший эффект от проведения проблемными подростками социально одобреной и признаваемой деятельности. Больной, принимающий в ней участие, чувствует себя приобщенным к важному общественному делу, он начинает занимать некую социальную нишу, причем, не только среди сверстников, но и среди взрослых, которую он будет стараться удержать. А так как взрослые начинают воспринимать подростка, занимающегося такой деятельностью, как равного, то для реализации его целей и планов, создаются самые благоприятные условия. Социальная деятельность дает возможность подростку преодолеть свое аффективное расстройство, развить самосознание и сформировать жизненные приоритеты. Однако такого рода развернутая система деятельности требует постоянного соблюдения установленного порядка, жестких условий и постоянного контроля, иначе агрессивный подросток выйдет из-под влияния. Стоит помнить, что данная категория детей более всего нуждается во взрослой помощи и участии, хотя в то же время более всего ими отвергается. А, поскольку большинство взрослых людей не понимают причины такого поведения подростков, то кроме неприязни и неприятия эти дети ничего в своей жизни не получают, становясь еще озлобленнее год от года. Подростковая агрессия излечима, для ее коррекции разработаны многочисленные упражнения, правильно применяя которые можно добиться устойчивого положительного результата.

Видео: Подростковая агрессивность

Переходный возраст ребенка практически всегда сопровождается активным ростом, изменением гормонального баланса и психики. В свою очередь эти изменения ведут к ухудшению поведения или даже агрессивности к окружающим. Если в семье есть агрессивный подросток рекомендации родителям могут быть самые разные, в зависимости от психических характеристик человека и его эмоционального состояния.

Подростковая агрессия в переходном возрасте может быть вызвана самыми разнообразными причинами. Как правило, периодом наиболее выраженного агрессивного поведения у подростков является в возрасте от 10 до 16 лет. Агрессия подростка проявляется в учебном заведении, на улице, в семье. Различают физическую агрессивность, вербальную агрессию, а также аутоагрессию, которая проявляется в агрессивности к самому себе. К слову, последняя разновидность агрессии является наиболее опасной, ведь в будущем она может принести много психологических проблем.

Как показывает опыт психологов, агрессия у подростков причины могут быть совершенно разные. Но чаще всего они связаны с такими факторами – переход из детства во взрослую жизнь и половое созревание. Подросток «пробует на вкус» взрослую жизнь с ее проблемами, правилами, неопределенностью и на фоне гормональных изменений у него могут возникать проявления агрессии. Кроме того, агрессию могут вызывать и различные ТВ программы, фильмы, СМИ.

Агрессия у подростков что делать

Несомненно, родные и близкие подростка, который начал вести себя вызывающе и агрессивно, задаются вопросом: агрессия у подростка: что делать ? Первое, что рекомендуют психологи в этом случае – ни в коем случае не отвечать на подростковую агрессию своей агрессией. Это может закончиться тем, что подросток просто закроется и начнет проявлять агрессию к самому себе. Лучше будет просто терпеть его поведение, пока оно не выходит за пределы разумного. Не лишним будет попытаться поговорить с ним на равных, успокоить, объяснить, что так не стоит делать. Если есть возможность, то можно попытаться пригласить психолога на разговор с агрессивным подростком, чтобы он помог ему разобраться в его внутреннем мире.

Еще одним немаловажным фактором, влияющим на подростковую агрессию, являются отношения в семье. Дело в том, что человек в период своего роста и развития смотрит, в первую очередь, на поведения тех, кто его окружает. Если в семье ежедневно имеют место быть факты проявления агрессии, то подросток примет это за норму и в будущем будет пользоваться теми же методами, которые он увидел у себя дома.

Немаловажным фактором, влияющим на агрессивность поведения подростка, является употребление алкоголя, никотина и других наркотиков. Подросток под их воздействием, в состоянии измененного сознания, может быть агрессивен. Стоит это контролировать.

Проблема агрессивности в подростковом возрасте описана многими зарубежными и отечественными психологами. представлена такими авторами:

  1. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст.
  2. Паренс Г. Агрессия наших детей.
  3. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло).
  4. Лэйн Д. Школьная травля (буллинг)
  5. Фонаги П., Моран Дж.С., Таргет М. Агрессия и психологическая самость

Это далеко не весь список иностранных авторов, занимающихся агрессивностью подростков, но все же, в первую очередь стоит обратить внимание именно на них ввиду высокой квалификации авторов. Если у вас в семье есть агрессивный подросток рекомендации родителям какие можете дать? Напишите на форуме…

Подросток стремится быстрее повзрослеть, но эмоционально остается ребенком. Поэтому родителям в этот период особенно важно соблюдать тонкую грань: относиться к нему, как к взрослому, но и не забывать проявлять чувства и заботу.

Агрессия в подростковом возрасте, скорее, не нападение, а защитная реакция на действия, направленные против него. Часто все эти ощущения утрированы, ввиду чрезмерной эмоциональности и ранимости.

Стоит признать, что родителям довольно сложно научиться правильно реагировать на поведение ребенка. Они не просто оказываются психологически неподготовленными, а и вовсе не могут справиться с массой бытовых проблем. Но, как говорится: «предупрежден, а значит, вооружен», поэтому мы обозначили самые частые причины возникновения подростковой агрессии и дадим несколько советов, как с ней бороться.

Причины подростковой агрессии

Существует несколько типов причин возникновения агрессии у подростков: семейные, личностные и ситуативные.

Семейные причины агрессии

Далеко не в каждой семье культивируется правильный подход к воспитанию детей. Это, несомненно, минус родителей, но и они зависимы от множества факторов и часто не в состоянии сдерживать и контролировать себя. В любом случае надо знать, какое поведение родителей может привести к возникновению агрессии у детей в подростковом возрасте:

  • Безразличие и враждебное отношение к ребенку
  • Неприятие (нежданный ребенок), недостаток любви и ее проявлений
  • Чрезмерный контроль и опека
  • Безучастность к жизни подростка
  • Отсутствие эмоциональной связи
  • Унижение и оскорбление, особенно публичные
  • Подавление эмоций ребенка и любых проявлений самостоятельности

Личностные причины

Эти причины могут возникать как сами по себе, так и как следствие семейных обстоятельств и влияния окружения:

  • Страх, ожидание наихудшего
  • Неуверенность в безопасности
  • Гормональная неуравновешенность, ввиду периода полового созревания
  • Раздражительность и обидчивость, как результат неуверенности в себе
  • Ощущение своей вины в чем либо
  • Чувство одиночества

Ситуативные причины

Чаще всего связаны с конкретными ситуациями, имеющими место быть в жизни подростка в конкретный период времени:

Способы борьбы с подростковой агрессией?

Стоит признать, что единого решения этой проблемы не существует. Прежде всего надо определить, что могло стать причиной возникновения агрессивного поведения у подростка. Основываясь на этом, вы сможете определить, что необходимо изменить в своем поведении, окружении ребенка.

Запомните, главная ваша задача, как родителей – свести к минимуму проявления агрессии, а значит, обеспечить максимально комфортные условия для него или сменить свой стиль воспитания.

Чаще всего родители становятся причиной возникновения агрессии у ребенка, поэтому стоит начать с воспитания самого себя:

  1. Давайте возможность подростку решать, проявлять инициативу или же во всем учитывайте его интересы.
  2. Исключите агрессию в семье. Проанализируйте отношения со своей второй половиной на наличие агрессивных выпадов.
  3. Перенаправьте подростковую агрессию в полезное русло, например, в спорт.
  4. Чаще разговаривайте с ребенком в качестве друга. Не указывайте что делать, возьмите на себя роль мудрого наставника, который советует, но не осуждает.
  5. Чаще хвалите ребенка, это вселит в него уверенность.
  6. Уважайте его выбор, даже если он кажется вам неправильным.

Агрессивным подросток не становится просто так и по собственной воле. Помните, что вы пример для подражания своего ребенка. Не зря ведь говорят: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя». Если же вы упустили момент и допускаете, что не в силах справиться самостоятельно, проконсультируйтесь с психологом.

Причины подростковой агрессии и как ее преодолеть.

Цели:

1. Повысить компетентность родителей по проблеме причин возникновения подростковой агрессии.

2. Научить родителей приемам снижающих эмоциональное напряжение, с целью трансляции этих знаний в семье.

Задачи:

1.Дать возможность определить свой уровень агрессивности.

2.Сделать сравнительный анализ своих результатов обследования и ребенка.

3. Побудить к анализу ошибок в поведении со своим ребенком.

Для работы психологов.

Время проведения 45 минут.

I.Краткая характеристика подросткового возраста

II. Понятие агрессии и агрессивности. Формы проявления агрессии.

II. Тестирование родителей.

III. Сравнительный анализ результатов тестов детей и родителей.

IV. Причины агрессивного поведения людей.

V. Подростковая агрессивность.

VI. Способы профилактики и коррекции агрессивного поведения подростка. (Практикум)

VII.Приложение (Методики проведения используемых тестов)

Этапы проведения родительской встречи

I. Краткая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. Это проявляется в повышенной возбудимости и агрессивности подростков.

II. Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.

Агрессия- акт нападения

Агрессивность- приобретенное личное качество, готовность к агрессии.

Агрессивность формируется в течение жизни и, в частности, в процессе социализации личности.

Формы проявления агрессии:

Физическая агрессия -склонность к самому примитивному виду агрессии. Людям свойственно решать вопросы с позиции силы. Риск нарваться на ответную агрессию.

Косвенная агрессия - конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель и посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.

Раздражение - плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется - см. физическая и косвенная агрессия.

Негативизм - реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице: «Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».

Обидчивость - готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Очень сильно отравляет жизнь.

Подозрительность -готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против тебя. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.

Вербальная агрессия - унижение партнера словами: сквернословие, сплетни, клички, искажение фактов и т. д.

Чувство вины - Вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не накричали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто в чем-то виноваты? Если Вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, умеете ими управлять.

Сегодня я предлагаю поговорить о причинах подростковой агрессивности, каким образом помочь ребенку позитивно смотреть на мир, успешно разрешать возникающие проблемы

III. Родителям раздаются по одному тетрадному листочку и простому карандашу. На одной стороне листочка в течение 5 минут рисуют рисунок «Кактус», на другой- «Несуществующее животное». (Тесты см. ниже)

Родителям раздаются тесты детей («Кактус», «Несуществующее животное») с письменной интерпретацией каждого рисунка.

Психолог рисует на доске и поясняет значения деталей рисунков. Родители сравнивают свои результаты с детскими.

VI. Причины агрессивного поведения людей:

Младенческий и ранний возраст (физический дискомфорт, несформированность функций самоконтроля и произвольности)

Подростковый возраст (высокая эмоциональность, возбудимость)

Возрастные кризисы

0т 0 до1года,3,7,13-14,17-18, 45, 55 лет

Жизненные кризисы

Комплекс неполноценности

Агрессивное поведение между членами семьи

Образцы социально отрицательного поведения сверстников

Адаптация к социальным условиям

Поощрение агрессивного поведения

Наследственность

Жестокое воспитание

V. Причины подростковой агресcивности:

Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

1.Одна из основных причин подростковой агрессивности - повышенное внимание к себе. Некоторые подростки не проявляют интереса к окружающим, даже не пытаются понять, что у каждого человека есть своё мнение и желания, которые могут отличаться от их собственных. Тогда окружающий мир становится враждебным и непонятным.

2.Окружающие интересуют подростка, только если он может получить от них какую-то выгоду. Они не умеют сопереживать или сочувствовать. В итоге их поведение бывает очень агрессивным, и в ответ они также становятся объектом агрессии.

3.Семейные проблемы часто приводят к всплеску агрессивности. Например, развод родителей или рождение младшего брата или сестры может сделать подростка раздражительным. Ещё хуже, если один из членов семьи постоянно становится объектом агрессии. Так бывает в семьях, где отец пьёт и третирует близких. Как правило, сын копирует отношение отца к домашним и переносит его на сверстников.

5. На сознание подростка в большой степени и пагубно влияет информация, которую он получает из телевизионных передач, кинофильмов, слышит по радио.

6. Агрессия родителей

А. Открытая (Негативное восприятие происходящих событий)

Б. Скрытая:непринятие пола ребенка, особенностей, склад характера, темперамента. Похожесть ребенка на супруга, оставившего семью.

7.Агрессия у ребенка может быть обусловлена питанием. Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада.

8.Не стоит чрезмерно ограничивать потребление детьми жиров.

9.Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

10.Усталость.

11. Жара - стресс для нашего организма. А потому мы становимся особенно раздражительны и возбудимы.

12. Теснота - еще один могучий провокатор нашей агрессивности. Кому не случалось "вписаться" в неприятную склоку в переполненном автобусе или метро? На ребенка теснота действует не менее сильно, чем на нас, взрослых.

13. Связь уровня шума в доме с агрессивностью очевидна.

VI. Способы профилактики и коррекции агрессивного поведения подростка.

Существуют четыре основных способа выражения гнева:

1.Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. (Подушка, боксерская груша, портрет обидчика)

3. Сдерживать свой гнев, "загоняя" его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса.

4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

Профилактика и коррекция агрессивного поведения

1.Занятия спортом.

2.Медленный счет до десяти.

3.Коллекционировать анекдоты.

4.Смотреть юмористические фильмы телепередачи.

5.Подурачиться у зеркала.

6.Овладеть методами саморегуляции. (Выполнение практического задания)

7.Научиться позитивно воспринимать мир. (Выполнение практического задания)

(во всех происходящих событиях искать положительное, в любом человеке уметь видеть хорошее)

8.Переключение внимания на нейтральные темы- умение представить ситуацию покоя, например лес, пляж, или другие условия, когда чувство душевного покоя у человека наиболее выражено. При этом использовать стихи любимого поэта, успокаивающую музыку и т.д. (Выполнение практического задания)

9. Самоубеждение - умение проанализировать сложившуюся ситуацию, поговорить с самим собой и убедить себя в несерьезности собственных переживаний. Формулы самовнушения («Для меня это не очень важно», «Я все могу» и т.д.) помогают кратковременно « выключить эмоции, не давая им перейти предел управляемости.

(Выполнение практического задания)

10.Упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица

(1- надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы; 2- поочередно надувать то одну, то другую, то обе вместе).

11.Самовнушение. Смысл успокаивающих «формул» состоит в том, чтобы последовательно направлять свое внимание на отдельные части своего тела(руки, ноги, шею, лицо, туловище) и внушать себе, что они расслабляются, согреваются и обездвиживаются. (Выполнение практического задания)

12.Дыхательные упражнения- упорядоченные физические дыхания, при выполнении которых выдох следует делать примерно вдвое длиннее вдоха(если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд). (Выполнение практического задания)

13.Физические упражнения- движения, осуществляемые для расслабления. Наиболее полезны упражнения на растягивание мышц, на расслабление (типа потряхивания), а также упражнения со статическим усилием и задержкой дыхания.

(Выполнение практического задания)

VII. Приложение

Проективная методика "Кактус".

Методика предназначена для работы с детьми старше 4 лет.

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми "люшеровских" цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: "На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь". Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.

пространственное положение

размер рисунка

характеристики линий

сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

характеристика "образа кактуса" (дикий, домашний, женственный и т.д.)

характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

пространственное положение

размер рисунка

характеристики линий

сила нажима на карандаш

Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа

Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа

Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии

Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - изображение "радостных" кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Несуществующее животное

Это одна из самых информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная с 5-6 лет.

Материал для проведения методики: лист бумаги (А4), карандаш. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, которого никогда не было и которого до Вас никто не придумал-ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в компьютерах."

Если испытуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, то его надо ободрить, надо сказать, что требуется животное, которого на самом деле нет, то все равно, каким оно получится.

После выполнения задания испытуемого просят придумать имя несуществующему животному. Выяснив название животного, испытуемого просят рассказать, где это животное живет, чем питается, есть ли у него враги, а есть ли друзья и т.д.

Интерпретация методики.

Положение рисунка на листе. Норма - рисунок расположен по центру листа.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа - высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части - неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры - ГОЛОВА. Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность.

Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего-экоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза.

Деталь "уши" - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ - большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный - легкость возникновения опасений и страхов, недоверия.

Рот с зубами - вербальная агрессивность, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

ГЛАЗА. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки.

Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент).

Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями.

Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали -энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа - крылья или щупальца и т.д.).

Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью - если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей-только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае -экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него). Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

При интерпретации рисунка в качестве показателей, свидетельствующих о наличии у подростка агрессии, можно выделить следующие:

рот с зубами;

присутствие на голове дополнительных деталей (рога -- защита, в

сочетании с другими признаками агрессии);

когти, иглы, щетина;

контур фигуры выполнен в острых углах.

Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного -рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", "лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).

А.А.Карелин "Психологические тесты" Том 1.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.