Макаренко цитаты о педагогике. Высказывания и афоризмы Макаренко А. С

О воспитании

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего, люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. А. С. Макаренко.

Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени. А.С. Макаренко.

Истинная сущность воспитательной работы... заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. А. С. Макаренко.

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека плохо воспитанного. Ян Коменский.

Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя. Английская пословица.

Если человек загадывает на год, он сеет хлеб. Если человек загадывает на десятилетия, он сажает деревья. Если человек загадывает на века, он воспитывает детей. Японская мудрость.

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно. А. С. Макаренко.

Молодость всегда красива если она правильно воспитывается, правильно живет, правильно радуется. А. С. Макаренко.

Наши дети – это наша радость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С. Макаренко.

Можно быть как угодно ласковым с ребенком, шутить с ним, играть, но, когда возникает надобность, надо уметь распорядиться коротко, один раз, распорядиться с таким видом и в таком тоне, чтобы ни у вас, ни у ребенка не было сомнений в правильности распоряжения, в неизбежности его выполнения. А.С. Макаренко.

Мудрый совет В. А. Сухомлинского - беречь " детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний".

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким,- и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают что для него нужны врожденная способность и умение, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания... К. Д. Ушинский.

Помните, что дети ваши будут обходиться с вами также, как вы обходитесь со своими родителями. Фалес.

Орудием и посредством воспитания должна быть любовь, а целью - человечность. В. Белинский.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку самому развернуться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет, как человеку, с полным признанием его личности. Лесгафт.

Матери жестоко ошибаются, перенося все свои заботы о воспитании на ласковый уход. Говорят, что у великих людей были замечательные матери. Это значит, что великие люди, кроме ласковых слов, слышали от своих матерей еще и другие. В этих- то других словах и заключается весь секрет. Шелгунов

Воспитание ребенка - это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений - тяжкий переживаний, усилий, бессонных ночей и много, много мыслей... Януш Корчак.

Будь самим собой и присматривайся к детям тогда, когда они могут быть самими собой. Присматривайся, но не предъявляй требований. Тебе не заставить живого, задорного ребенка стать сосредоточенным и тихим, недоверчивый и угрюмый не сделается общительным и откровенным, самолюбивый и своевольный не станет кротким и покорным. А ты сам? Если не обладаешь внушительной осанкой и здоровыми легкими, ты напрасно будешь призывать галдящих ребят к порядку. Но у тебя добрая улыбка и терпеливый взгляд. Не говори ничего: может быть, они сами успокоятся? Дети ищут свой путь. Януш Корча.

Воспитатель, который приходит со сладкой иллюзией, что он вступает в этакий маленький мирок чистых, нежных, открытых сердечек, чьи симпатии и доверие легко снискать, скоро разочаруется. И вместо того чтобы винить тех, кто ввел его в заблуждение, и себя самого, что поверил, он будет дуться на детей, подорвавших его веру в них. А разве они виноваты, что тебе показали заманчивые стороны работы и скрыли шипы? Януш Корчак.

Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Л. Н. Толстой.

Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях. Л. Н. Толстой.

Семейное воспитание должно быть чуждо всякой искусственности, оно должно быть должно быть вполне органическою деятельностью, развитием всех ценных свойств воспитательных возрастов; оно должно быть осторожным и мягким даже и по отношению и к тем свойствам, которые неудобны самим детям (например, детская пугливость), ввиду того, что это есть свойство, а недостаток, нужно давать детям переживать все свойства возрастов. П. Ф. Каптерев.

Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей. А. С. Макаренко.

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ребенку. Эмерсон.

Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его. К.Д. Ушинский.

Воспитатель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело. А. П. Чехов.

Овейте душу ребенка героизмом и поэзией, этим вы воспитаете в нем самоотверженное, нежное сердце. Побольше рассказов о героях - людях и героях - народах, побольше поэзии, музыки... П.П. Блонский.

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. и от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, как человеком станет сегодняшний малыш. В. А. Сухомлинский.

Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей личной жизни от детей. Лучше, чтобы знали про слабые стороны своих родителей, чем то, чтобы они чувствовали, что есть у их родителей скрытая от них жизнь и показная. Все трудности воспитания вытекают от того, что родители не только не исправляясь от своих, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть этих недостатков в детях. в этом вся трудность и борьба с детьми. Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они - часто не высказывая и даже не сознавая этого - видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков - лицемерие родителей, и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям. Л. Н. Толстой.

Ребенок умеет любить того, кто его любит, и его можно воспитывать только любовью. Ф. Э. Дзержинский.

Лишь любовью к детям и истинным общением с детской душой возможно создать счастливое человечество. Л. Н. Толстой.

Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова. В. П. Вахтеров.

Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить. Л.Н.Толстой.

Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего, состояния рода человеческого. Э. Кант.

Если вы хотите воспитать ум вашего ребенка, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму... Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет не зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети. Ж.- Ж. Руссо.

Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком. Ж. - Ж. Руссо.

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека. В. А. Сухомлинский.

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговаривает, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. А. С. Макаренко.

Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во - первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во - вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие. Д. И. Писарев.

Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью. А. П. Чехов.

Легко правильно следовать за тем, кто правильно идет впереди. Я. А. Коменский.

Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и не величина городов, не обилие урожая, а облик человека воспитываемого страной Р.У. Эмерсон.

Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. В суровости и принуждении есть нечто рабское, и я нахожу, что то, чего нельзя сделать с помощью разума, осмотрительности и умения, никак нельзя добиться силой. М. Монтье.

Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее. В.А.Сухомлинский.

Процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, интересов, стремлений, мыслей, переживаний. В. А. Сухомлинский.

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. В. Даль.

Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? А.С. Макаренко.

Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце. В. А. Сухомлинский.

Путь воспитания: чтобы вошло в привычку, в быт то, что кажется трудным. И оно пойдет само собой. А. Ухтомский.

Для того, чтобы воспитание детей было делом успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая воспитывали себя. Л.Н. Толстой

Воспитание - должно просветить сознание человека, чтобы перед глазами его лежала ясно дорога добра. К. Д. Ушинский.

Воспитание - есть воздействие на сердце. Л. Н. Толстой.

Воспитать человека - значит показать ему перспективные дороги, которые ведут к завтрашней радости. А. С. Макаренко.

Истинное воспитание состоит не столько в наставлениях, сколько в убеждениях. Ж. - Ж. Руссо.

Воспитывают, в конечном счете, не добро, не любовь, не надзор, не педагогические приемы наши и даже не труд сам по себе - воспитывают человеческие отношения, плюс желание самовоспитываться. Ю. Шрейдер.

Настоящее воспитание невозможно, если не пробудился в человеке встречный процесс - самовоспитание. В. А. Сухомлинский.

Главная цель воспитания - научить думать. Сознательно человек должен пройти четыре ступени воспитания: обрести дисциплину, получить навыки труда, научиться вести себя и стать моральным. Отсутствие дисциплины превращает человека в дикаря. И. Кант.

Цель воспитания - подготовить человека, всегда думающего об общей пользе, активного участника в "гражданских" делах. Если не иметь общих целей, то остается хлопотливая сумятица отдельных личностей с личными узенькими заботами о своем кармане, о своем брюшке или о своих забавах. Н. Чернышевский.

Родители часто путают понятия "воспитание" и "образование" и думают, что они дали ребенку воспитание, когда они заставили его изучить столько - то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы. А. Г. Рубинштейн.

Антон Семенович Макаренко известен не только в России, но и во всем мире. Его принципы воспитания и обучения продолжают использовать педагоги в своей деятельности. Цитаты Макаренко являются отражением его взглядов не только на педагогику, но и на личность.

Краткая биография и творчество

А. С. Макаренко является одним из четырех педагогов, по версии ЮНЕСКО, оказавших большое влияние на формирование и развитие педагогической мысли ХХ века. Антон Семенович родился в семье рабочего-маляра железнодорожных мастерских. Младший брат Макаренко помогал старшему в реализации его педагогической системы. Именно он предложил ввести элементы игры и военизации в занятия.

Антон Семенович окончил Полтавский учительский институт с отличием, создал трудовую колонию, в которой были "трудные" дети. Именно там он и решил реализовать свою педагогическую систему. Его взгляды понравились М. Горькому, который оказывал всяческую поддержку педагогу. Благодаря успешному перевоспитанию и социализации его воспитанников Макаренко стал одним из ведущих педагогических деятелей страны.

Когда Антон Семенович переехал в Москву, он занялся в основном творческой деятельностью. Главный его литературный труд — "Педагогическая поэма". Также Макаренко писал другие художественные произведения и автобиографические рассказы. Антон Семенович работал и над научными проектами, из наиболее известных - "Методика организации воспитательного процесса". В литературных трудах были отражены его взгляды на воспитание. Ниже представлены цитаты Макаренко о педагогике и других важных аспектах воспитания.

О воспитании

Антон Макаренко считал, что человека воспитывает все: окружающая среда, книги и, конечно, люди. Педагог должен уметь видеть в каждом ребенке личность, о которой нужно заботиться и относиться с уважением.

"Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги".

Эта цитата Макаренко о воспитании показывает, что родители и педагоги играют важную и главную роль в формировании детской личности. Поэтому взрослые должны понимать, что они являются примером для детей. Не только родители и педагоги принимают участие в воспитании, но и вся окружающая среда.

"Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно".

Человек становится счастливым тогда, когда ценит то, что у него есть. Нужно с раннего возраста формировать правильные ценности у ребенка. Важно также, чтобы в его жизни было как можно больше радостных моментов - ведь тогда для него состояние радости будет естественным. И, став взрослым, человек будет стараться помогать людям и учить их быть счастливыми.

О воспитателях

В цитатах Макаренко о воспитании детей отражены также и его представления о том, каким должен быть воспитатель. Антон Семенович считал, что воспитатель не должен ставить себя выше ребенка, он должен быть ему другом и помогать познавать окружающий его мир.

"Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное воспитание".

Дети во многом являются отражением своих родителей, копируют их поведение, ведь для них родители - это пример для подражания. Поэтому, если вас беспокоит поведение ребенка и его манеры, проанализируйте сначала свое поведение. Ребенок - родителей.

"Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом".

Если взрослый только лишь говорит, но никак не подкрепляет свои слова делом или даже наоборот, то для ребенка они не принесут пользы. А вот одно правильно сделанное дело гораздо больше поможет в воспитании.

О дружбе

Важно воспитать в ребенке правильное отношение к дружбе. Друзей нужно уважать и помогать им, как сказано в этой цитате Макаренко:

"Никогда дружба невозможна без взаимного уважения".

Бывает так, что когда ребенок начинает ощущать себя лидером, то появляется некоторое пренебрежение к друзьям. Но нужно понимать, что каждый человек - это личность со своими особенностями, и к ней нужно относиться с уважением. Настоящий друг всегда поддержит своих друзей, поможет им справиться с недостатками и стать лучше.

Один из важных педагогических принципов А. С. Макаренко - это способность работать в коллективе. Умение дружить и уважать своих товарищей является залогом продуктивной коллективной деятельности. Дружба формирует такие понятия, как сопереживание, уважение, умение правильно построить диалог и организовать деятельность друзей.

О любви

Каждого ребенка нужно воспитывать в атмосфере любви. Часто дети становятся угрюмыми, необщительными и непослушными из-за ее недостатка. Именно на любви и уважении должно быть построено воспитание.

"Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым - это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству".

Человек, который не считает любовь проявлением слабости, человек, который не боится проявлять ее по отношению к своим близким - сильная и правильно воспитанная личность. Такой человек будет бережно относиться к чувствам других людей, будет заботиться о них. Каждому приятно знать о том, что его любят и о нем заботятся.

"Любовь - это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности".

Эти цитаты Макаренко о любви учат не только педагогов, но и родителей тому, что не только строгость нужна в воспитании, но и бережное отношение к формирующейся личности. Ребенок должен чувствовать, что, несмотря на его ошибки, его все равно будут любить. И это даже больше относится к детям, которые воспитывались в неблагополучных семьях. Именно в такой атмосфере и воспитывал своих подопечных Антон Семенович Макаренко.

О характере

Каждый хочет, чтобы его ребенок вырос счастливым, целеустремленным, трудолюбивым и обладал внутренним стержнем. Все это можно и нужно воспитывать, конечно, учитывая личностные особенности.

"Самая трудная вещь - требование к себе".

Важно научить ребенка объективно оценивать себя и свои возможности, предъявлять разумные требования не только к окружающим, но и к самому себе, потому что именно так человек сможет совершенствоваться в дальнейшем.

"Большая воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля - это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ".

В этой цитате Антона Семеновича Макаренко уделяется внимание определению воли. Ведь тот человек, у которого есть сила воли, может добиваться поставленных целей и самосовершенствоваться. Но большинство рассматривает ее только с одной стороны: добиваться того, чего хочешь. Но настоящая сила воли проявляется и тогда, когда человек может отказаться от чего-то, если это принесет пользу ему или окружающим.

О цели

Одним из важных направлений в воспитании является воспитание целеустремленности. Ребенок должен понимать, что у любого дела существует цель - тогда его деятельность принесет пользу. А взрослые должны уметь правильно организовать деятельность ребенка (даже игру).

"Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть".

Только понимая, какого результата хочется достичь, человек получит от своей деятельности радость и пользу, тогда будет стараться ее сделать хорошо.

О родителях и детях

Главными педагогами для ребенка являются его родители. На их примере он учится правильно себя вести и общаться с окружающими.

"Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит - и историю мира".

Родители должны понимать, что их дети - это будущее. И в зависимости от того, как они их воспитают, будет зависеть дальнейшее развитие общества. Важно выработать в детях уважительное отношение к окружающим, трудолюбие и целеустремленность, научить их состраданию, тогда люди смогут сформировать общество, в котором все будут уважительно относиться друг к другу.

"Дети - это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным".

Цитаты Макаренко о детях показывают, что именно они являются движущей силой развития общества. Ради них люди стараются создавать лучшие условия, развиваться. Дети являются радостью в жизни человека и отражением родителей.

Деятельность Антона Семеновича Макаренко оказала большое влияние на развитие педагогической мысли. У его системы воспитания было много последователей, придерживавшихся принципов, которые находились в основе методов воспитания А. С. Макаренко. Главное в его системе педагогических взглядов - это быть примером для формирующейся личности и проявлять уважительное отношение к ребенку.

П редставители ЮНЕСКО признали, что он - один из четырех наиболее знаковых авторов, определивших способ педагогического мышления в XX веке, наравне с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори . Речь идет об Антоне Семеновиче Макаренко (1888 - 1939).

Много лет проработав воспитателем в созданной им же колонии для несовершеннолетних правонарушителей, а затем руководителем трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского, Макаренко везде старался использовать придуманный им метод воспитания молодежи с трудным прошлым. И, надо сказать, этот метод доказал свою эффективность. Одним из воспитанников Макаренко был Семен Калабалин, в будущем - сподвижник и продолжатель дела своего учителя.

Знаменитый педагог выступал против строгого полулагерного режима для детей и пропагандировал повышение социальных требований и уважения к воспитанникам. Основные тезисы своего способа воспитания и примеры из практики Антон Макаренко изложил в знаменитой «Педагогической поэме », которая и в наши дни не утратила своей актуальности. Ее изучают не только будущие учителя, но также психологи и управленцы.

Мы отобрали 15 мудрых цитат из этого легендарного труда:

Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место.

Когда человек получает жалованье, так у него появляется столько идей, что их некуда девать. А когда у него нет денег, так у него одна идея: у кого бы занять? Это же факт.

Сколько десятков веков живут люди на свете, и вечно у них беспорядок в любви! Ромео и Джульетта, Отелло и Дездемона, Онегин и Татьяна, Вера и Сильвестров. Когда это кончится? Когда, наконец, на сердцах влюбленных будут поставлены манометры, амперметры, вольтметры и автоматические быстродействующие огнетушители? Когда уже не нужно будет стоять над ними и думать: повеситься или не повеситься?

Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек. Но каким бы вы добреньким ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете - вас и в грош не будут ценить. Вы будете вечно объектом насмешек и издевательств. Вам будут готовить всякие подвохи и каверзы - и все из-за отсутствия уважения.

Я пришел к тезису, который исповедую и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети или дети, приведенные в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики.

Только тот, кто в детстве потерял семью, кто не унес с собой в длинную жизнь никакого запаса тепла, тот хорошо знает, как иногда холодно становится на свете, только тот поймет, как это дорого стоит - забота и ласка большого человека, человека - богатого и щедрого сердцем.

Педагогика, как известно, решительно отрицает любовь, считая, что «доминанта» эта должна наступать только тогда, когда неудача воспитательного воздействия уже совершенно определилась.

Харьковские мудрецы, настаивая на «постепенном проникновении», собственно говоря, сидели на старых, кустарной работы, стульях: хорошие мальчики будут полезно влиять на плохих мальчиков. А мне уже было известно, что самые первосортные мальчики в рыхлых организационных формах коллектива очень легко превращаются в диких зверенышей.

Инициатива придет тогда, когда есть задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время, когда есть требование коллектива.

Мир казался мне чудесным сиропом страшно сложного состава: вкусно, увлекательно, а из чего он сделан - не разберешь, какие гадости в нем растворены - неизвестно. В такие минуты нападают на человека философские жучки, и человеку хочется поскорее понять непонятные вещи и проблемы.

Если у человека есть семья, которую нужно кормить, если его работа сопровождается заработком, человеку легче заставить свои мускулы работать, преодолевая и боль, и усталость, иногда и отвращение.

В деле перевоспитания нет ничего труднее девочек, побывавших в руках. Как бы долго не болтался на улице мальчик, в каких бы сложных и незаконных приключениях он ни участвовал, как бы ни топорщился он против нашего педагогического вмешательства, но если у него есть - пусть самый небольшой - интеллект, в хорошем коллективе из него всегда выйдет человек. Это потому, что мальчик этот, в сущности, только отстал, его расстояние от нормы можно всегда измерить и заполнить. Девочка, рано почти в детстве начавшая жить половой жизнью, не только отстала - и физически, и духовно, она несет на себе глубокую травму, очень сложную и болезненную.

Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь пряником до глубочайшего чувства долга.

Формы бытия свободного человеческого коллектива - движение вперед, форма смерти - остановка.

Я утверждал также, что нельзя основывать все воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закаленного, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива.

Высказывания и мысли великих людей о воспитании!

От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада - это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца. Работа воспитателя - не просто труд. Это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, видеть в этом свет.

Я люблю читать умные, полезные высказывания. Воспитание детей - наука более древняя, чем может показаться на первый взгляд. Прививанию добродетелей уделялось особое внимание ещё в древние времена. О воспитании говорили античные философы, создавая афоризмы, которые в ту пору и являлись «педагогическим» пособием и передавались из уст в уста.

В мире есть две сложные вещи - воспитывать и управлять.И. Кант

Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог. Лев Толстой

Воспитание есть усвоение хороших привычек.Платон

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаём, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.

...Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.

Януш Корчак

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.

В. А. Сухомлинский

Дети святы и чисты… Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...

Антон Павлович Чехов

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.

Коменский Я.

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

Ушинский К. Д.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Януш Корчак

Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.

Т.Гончаров

Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.

А.Чехов

Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением.

И. Бабель

Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды.

Цицерон

Обучая учусь.

Сенека Старший

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, - добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря воспитанию.

Д. Локк

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.

Леонардо да Винчи

Наш воспитатель - наша действительность.М. Горький

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

А. Дистервег

Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.

А. В. Луначарский

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

А.С. Макаренко

Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.

А.С.Макаренко

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Только будет ли это настоящее счастье?

А.С. Макаренко

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

А.С. Макаренко

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

М. Монтень

Повторять слова учителя не значит быть его продолжателем.

Д.И. Писарев

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

Ж.Ж. Руссо

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

К.Д. Ушинский

Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.

К.Д. Ушинский

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.

Э. Хаббард

Если вы хотите убедить человека в том, что он живет дурно, живите хорошо; но не убеждайте его словами. Люди верят тому, что видят.

Г. Торо

Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

Сократ

Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле - и одно из самых эффективных.

Дейл Карнеги

Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого

Эрнест Хемингуэй

В возрасте 12-16 лет я ознакомился с элементами математики, включая основы дифференциального и интегрального исчислений. При этом на моё счастье, мне попались книги, в которых обращалось не слишком много внимания на логическую строгость, зато хорошо была выделена везде главная мысль. Все это занятие было поистине увлекательно; в нём были взлёты, по силе впечатления не уступавшие «чуду»...

Альберт Эйнштейн

Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы.

Бисмарк

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого.

Антуан де Сент-Экзюпери

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.

Д. Дьюи

Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку.

Д.И. Писарев

Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию.

Я.А. Коменский

Письмо к учителю сына.

Если можете, научите его интересоваться книгами... И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма. Когда он будет в школе, научите его тому, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать... Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все примыкают к победившей стороне... Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также все то, что он слышит, рассматривать под углом истины и отбирать только хорошее. Научите его не слушать воющую толпу, но встать и сражаться, если он считает себя правым. Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем дает стали высокое качество. Научите его всегда иметь высокую веру в себя, потому что тогда он всегда будет иметь высокую веру в человечество.

Авраам Линкольн

Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо

Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас.

Георг Лихтенберг

Чем старее школа, тем она ценнее. Ибо школа есть совокупность накопленных веками творческих приемов, традиций, устных преданий об отошедших ученых или ныне живущих, их манере работать, их взглядах на предмет исследований. Эти устные предания, накапливающиеся столетиями и не подлежащие печати или сообщению тем, кого считают неподходящим для этого - эти устные предания суть сокровища, действенность которых трудно даже представить себе и оценить. Если искать какие-либо параллели или сравнения, то возраст школы, накопление ею традиций и устных преданий есть не что иное, как энергия школы, в неявной форме.

Н.Н. Лузин

Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете.

Конфуций

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Конфуций

Исследователи (Хейес, Блум) показали, что для приобретения экспертных знаний в любой широкой области человеческой деятельности, включая шахматную игру, сочинение музыки, рисование, игру на фортепьяно, плавание, теннис, а также проведение исследований по нейропсихологии и топологии, требуется приблизительно десять лет.

Причем создается впечатление, что в действительности этот срок невозможно сократить: даже Моцарту, который проявил выдающиеся музыкальные способности в возрасте 4 года, потребовалось еще 13 лет для того, чтобы он начал сочинять музыку мирового класса.

Сэмюэль Джонсон считает, что фактически требуется больше десяти лет: «Превосходства в любой области можно достичь только упорным трудом в течение всей жизни; его нельзя купить по меньшей цене».

И даже Чосер жаловался: «Жизнь так коротка, что не хватает времени на овладение мастерством»

Питер Норвиг, «Научитесь программировать за десять лет»


Школа наша давно плохо учит и дурно воспитывает. И недопустимо, чтобы должность классного воспитателя была почти не оплаченным добавочным бременем: она должна быть возмещена уменьшением требуемой с него учебной нагрузки. Нынешние программы и учебники по гуманитарным наукам все обречены если не на выброс, то на полнейшую переработку. И атеистическое вдалбливание должно быть прекращено немедленно. А начинать-то надо еще и не с детей - а с учителей, ведь мы их-то всех забросили за край прозябания, в нищету; из мужчин, кто мог, ушли с учительства на лучшие заработки. А ведь школьные учителя должны быть отборной частью нации, призванные к тому: им вручается все наше будущее.

А.И. Солженицын

Мы во многом ответственны за развитие задатка, вложенного в нас.

А.И. Солженицын

Над школой, как над колыбелью духа народного, необходимо бодрствовать с трагическим вниманием и не жалеть усилий, чтобы отстоять ее задачи.

Меньшиков

К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.

Д.И. Менделеев

В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны.

Н.И. Пирогов

Сократ заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам.

Монтень

Учитель должен не только обладать знаниями, но и вести правильный образ жизни. Второе даже более важно.Тиру-Валлювар

Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей - сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди.

Януш Корчак

Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя.

Ш. Амонашвили

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский

Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?

Ш. Амонашвили

Для отдыха старшекласснику я советую шахматную игру, чтение художественной литературы. Шахматная игра в абсолютной тишине, при полной сосредоточенности - замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль.

В.А. Сухомлинский

Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры.

В.А. Сухомлинский

Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.

А. Дистервег

Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

A. Барбюс

У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка.

В.А. Сухомлинский

Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые.

Петр Капица

Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.

М. Булгаков

О достоинствах учителя нельзя судить по размерам толпы, следующей за ним.

Р. Бах

Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни.

К.Д. Ушинский

Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.

В. А. Сухомлинский

Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится.

В. Ф. Шаталов

Талант - искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.

В.О.Ключевский

В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.

Cократ

Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей - еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.

К.Д. Ушинский

Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

К.Д. Ушинский

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.

Конфуций

Отношение государства к учителю - это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.

Бисмарк

Заставляй ученика работать руками, языком и головой! Побуждай его перерабатывать материал, вкорени это ему настолько в привычку, чтобы он не умел поступать иначе, чувствовал себя неспокойным, когда это не делается; чтобы он чувствовал в этом внутреннюю потребность! Подобно тому, как никто не может за него, то есть с пользой для него, есть, пить и переваривать пищу, так никто другой не может за него думать, за него учиться; никто другой не может ни в каком отношении быть его заместителем. Он всего должен достигнуть сам. Чего он сам не приобретёт и не выработает в себе, тем он не станет и того он не будет иметь. Эти положения ясны, как солнечный день, но всё-таки тысячи людей поступают так, будто этих правил совсем не существует.

A. Дистервег

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

Л. Н. Толстой

Лучшее, что мы можем дать нашим детям, – это научить их любить себя.
Луиза Хей


До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории.
Джон Уилмот


Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть.
Патрик О’Рурк


Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
Эрнст Легуве

Большая воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля - это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ. - Антон Макаренко

В коллективе - через коллектив - для коллектива. - Антон Макаренко

В нашем обществе деловитость становится достоинством, которое должно быть у всех граждан, оно делается критерием правильного поведения вообще. – Антон Макаренко

В нашем обществе точное выполнение обязанностей - нравственная категория. – Антон Макаренко

В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это - самый правильный путь семейного воспитания. - Антон Макаренко

Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. - Антон Макаренко

Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению. - Антон Макаренко

Воспитание детей - это легкое дело, когда оно делается без трепки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и веселой жизни. Я как раз видел всегда, что там, где воспитание идет без напряжения, там оно удается. - Антон Макаренко

Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома. - Антон Макаренко

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? - Антон Макаренко

Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением. – Антон Макаренко

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. - Антон Макаренко

Всякое несчастье всегда преувеличено. Его всегда можно победить. – Антон Макаренко

Вы должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем играет и во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное... Это все вы должны знать всегда, с малых лет вашего ребенка. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать. - Антон Макаренко

Девушку нужно учить, чтобы она даже приятных ей молодых людей встречала с некоторым перцем. - Антон Макаренко

Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени. - Антон Макаренко

Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут. - Антон Макаренко

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого. - Антон Макаренко

Если я буду так поступать, чтобы все остальные были счастливы, тогда и я буду счастлив. - Антон Макаренко

Жизнь есть не только подготовка к завтрашнему дню, но и непосредственная живая радость. - Антон Макаренко

Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким вы его сделаете к пятому году жизни, если вы его до пяти лет не воспитываете как нужно, потом придется перевоспитывать. - Антон Макаренко

Книги - это переплетенные люди. - Антон Макаренко

Коллектив - не толпа. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество. - Антон Макаренко

Концентрация родительской любви на одном ребенке – страшное заблуждение. – Антон Макаренко

Любовь - это обыкновенное дело, которое нужно организовать. - Антон Макаренко

Любовь - это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает великолепные человеческие ценности. - Антон Макаренко

Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым - это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству. - Антон Макаренко

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. - Антон Макаренко

Наша коммунистическая этика должна быть рассчитана на миллионы счастливых, а не на счастье только мое. Логика старая: я хочу быть счастливым человеком, мне нет дела до остальных. Логика новая: я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда и я буду счастлив. - Антон Макаренко

Наши дети - это наша старость. - Антон Макаренко

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. - Антон Макаренко

Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины... А если вы еще научитесь различать действительные и фиктивные потребности детей, то вы и сами не заметите, как ваше родительское распоряжение сделается самой милой и приятной формой дружбы между вами и ребенком. - Антон Макаренко

Нельзя отделить семейные дела от дел общественных. Ваша активность в обществе или на работе должна иметь отражение и в семье, семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителя. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям. - Антон Макаренко

Несмотря на длящийся веками опыт народного страдания, люди всегда верили, что счастье есть законная норма человеческой жизни, что оно может быть и должно быть обеспечено и гарантировано в самом устройстве общества. - Антон Макаренко

Неубранная постель обозначает не только возникающую неряшливость, но и возникающее пренебрежение к установленному порядку. - Антон Макаренко

Никакая дружба невозможна без взаимного уважения. - Антон Макаренко

Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. - Антон Макаренко

Отказаться от риска - значит отказаться от творчества. - Антон Макаренко

План заключается не только в том, сколько нужно сделать столов и стульев. План - это тонкое кружево норм и отношений. - Антон Макаренко

Право на труд в нашем обществе - это но только право на заработок, это прежде всего право на творчество, право на участие в решении государственных задач. - Антон Макаренко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.