Когда ребенка не стоит заставлять…. Стоит ли насильно заставлять ребенка есть

Питанием крохи озабочены все мамы на Земле: от бабочки, откладывающей яйца именно на том дереве, листья которого будут в дальнейшем пищей гусениц, до львицы, приносящей подросшим львятам тушу пойманной лани. Но, ни бабочке, ни львице почему-то не приходит в голову заставлять своего детеныша есть! Они делают все, чтобы только обеспечить малыша пищей. Почему же у нас, людей, все иначе? Традиционное: «Ложечку - за маму, ложечку - за папу» или «Пока все не съешь - из-за стола не выйдешь» воспринимается как нормальная часть повседневного «педагогического процесса». Увы, серьезность проблемы взрослые начинают осознавать только тогда, когда на попытку заставить ребенка кушать реагирует рвотой и … Детишкам с сильным характером легче: они с самого начала дают окружающим понять, что не будут есть то, чего не хотят, и хорошо, если родители принимают это как должное - тогда и проблемы никакой не возникает. Но вот если ребенок не готов отказать родителям, последствия для него могут оказаться весьма печальными.

Когда мы были детьми

Самое удивительное в этой ситуации то, что мамы, папы и бабушки напрочь забывают, что чувствовали они сами, когда были детьми. Хотите увидеть проблему с другой стороны, глазами ребенка?

…Вспоминаю детский сад . Едва вхожу утром в помещение, в нос ударяет запах каши и какао… Вы скажете: «Ну и прекрасно, это же такие приятные для человеческого обоняния ароматы!» А я воспринимала их примерно так, как большинство людей воспринимают запах больницы, с ним связываются крайне неприятные представления о лекарствах, уколах, операциях. Потому что каждая кормежка была для меня… хуже любого укола! Когда все дети, закончив еду, шли играть или на занятия, я все еще сидела над своей кашей, которая совершенно не лезла в горло. Живот болел, в глазах темнело, но… воспитательница настаивала на том, что «надо съесть все». Чуть позже, в начальной школе, когда наш класс строем шагал в столовую на завтрак, меня уже заранее начинала бить дрожь. Мои зубы стучали так громко, что окружающие участливо спрашивали: «Ты замерзла?» А я не могла никому признаться, что на самом деле мне просто страшно: я шла, будто на казнь - запихивать в себя ненавистную еду.

Патология? Да, конечно. Настоящий детский невроз. А началось все - с рождения. Молока у моей мамы оказалось мало, врачи велели докармливать смесями. Тогда, конечно, никто не задумывался о том, что переход к искусственному вскармливанию - это первый шаг взрослых к контролю за физиологическим процессом, который ребенок с рождения должен регулировать сам - так заложено природой. Согласитесь, при кормлении грудью переесть младенцу просто невозможно, ведь молоко течет только тогда, когда он активно сосет. Иногда малыш может наесться «до отвала», иногда - высосать совсем чуть-чуть, но все это - по собственному усмотрению.

Бутылочка с соской - совсем другое дело. Тут уж мама определяет количество еды, и ребенку сложнее заявлять о своих реальных потребностях. При переходе к кормлению ложкой многие родители стараются сохранить «завоеванные позиции». Например, моя мама была просто в панике, когда в возрасте около полутора лет я стала отворачиваться от ложки с кашей. В чем была причина, теперь уже никто не узнает. Может быть, аппетит снизился из-за какого-то небольшого недомогания или просто каша давно уж надоела… Да и вообще, известно, что после года процесс роста ребенка замедляется, и потому потребность в пище бывает совсем небольшой. Но факт то, что моему «тихому протесту» была объявлена настоящая война. Заставить ребенка кушать - стало знаменем моих родителей, и особенно бабушки (она ведь, как и все бабушки того поколения, пережила войну и о голоде знала не понаслышке). Впрочем, сказки и песни в бабушкином исполнении мне нравились, но исполнялись они исключительно за едой, что только способствовало моим «застольным капризам».

Как поднять аппетит у ребенка?

«Когда именно малыш отказывается от еды и от какой именно? И что произойдет, если накормить его другой едой или немного позже?» Такие вопросы детского психолога многих мам ставят в тупик.

  1. Слишком сильно убеждение о том, что «для ребенка важен режим». Но на самом деле организм человека - система саморегулирующаяся, и чувство голода возникает в норме только тогда, когда этот организм испытывает потребность в пище. Во все остальные моменты она совершенно не нужна! Некоторые дети действительно лучше чувствуют себя, когда живут «по режиму». Однако это касается отнюдь не всех детей (как, впрочем, и взрослых).
  2. Внушаемые, тревожные, неопытные мамы нередко слишком много внимания обращают на таблицы, говорящие о том, сколько должен весить и сколько съедать ребенок определенного возраста. Но индивидуальные различия между людьми очень велики, и воспринимать эту информацию как «истину в последней инстанции» не стоит. Гораздо важнее внимательно наблюдать за реакциями своего малыша и доверять своим чувствам и интуиции.
  3. Но самое главное, о чем просит психолог задуматься маму: почему ее так сильно волнует отказ ребенка от еды? И обычно родители без особого труда выстраивают такую логическую цепочку: если малыш накормлен, значит, он будет здоров, и все будет хорошо. Если не накормлен - он может ослабеть и заболеть… То есть в основе тревоги - страх за жизнь ребенка. Получается, что мама заставляет ребенка кушать для того, чтобы ей самой было спокойнее. Но ведь неизвестно ни одного случая, когда бы ребенок погибал от голода при наличии в доме еды! А вот заполучить невроз, о котором уже шла речь, он может запросто. После того как причина осознана, следующий шаг,- выработать у себя привычку перед тем, как сажать малыша за обеденный стол, поинтересоваться, хочет ли он кушать. Если нет, то все остальные вопросы отпадают сами собой. Он, несомненно, поест, когда сам того пожелает, и это - совершенно нормально.

Однако есть очень подвижные и активные детишки, которых даже голодных просто трудно усадить за стол.

Чтобы преодолеть эту трудность, нужно, определить, кто ваш малыш по типу восприятия: визуал, аудиал или кинестетик.

  • Если визуал, то для него важно, чтобы на еду было интересно смотреть. Тут помогут разноцветные стаканчики, картинка на дне тарелочки, которую можно увидеть, только когда все будет съедено, красиво нарезанные овощи и фрукты, разная форма макаронных изделий и т.д.
  • Если ребенок аудиал, то он обязательно заинтересуется разнообразными звуками при постукивании о полную или пустую тарелочку, хрустом хлопьев или сухариков, рассказом мамы о том, из чего приготовлено блюдо и чем оно замечательно.
  • Для ребенка-кинестетика важно пощупать то, что он ест. Не надо пугаться «грязи», помыть малыша после еды - не так уж сложно.

Еще одна распространенная родительская ошибка: когда мама работает целыми днями и не может уделять ребенку достаточно времени, у нее возникает желание чем-то это компенсировать. Обычно в качестве «заменителей внимания» выступают игрушки, одежда и, конечно, еда. Но замена, согласитесь, неадекватная.

Малыш быстро привыкает к безделушкам и лакомствам, просит еще и еще, так и не насыщаясь. А дело-то в том, что предметы материального мира (в отличие от процесса общения) не несут в себе драгоценной «энергии любви», в которой ребенок так остро нуждается на самом деле. И еще: не стоит употреблять по отношению к малышу эпитет «худой». Ведь другое значение этого слова - «плохой». Гораздо приятнее звучит «стройный» или «миниатюрный». А если вы считаете, что ребенок недостаточно развит физически, организуйте лучше для него занятия спортом, а не заставляйте ребенка кушать .

Зачастую, если ребенок плохо ест, постоянно отказывается от еды, родители стараются любой ценой, идя на разные ухищрения – от уговоров и обещаний вознаграждения до криков и запугивания. Конечно, они сильно переживают, что ребенку не хватает питательных веществ и это может плохо сказаться на его росте и развитии, но все же такой подход пользы ребенку не принесет. Поговорим о наиболее частых заблуждениях родителей детей-малоежек.

Малыш должен съедать весь положенный по возрасту объем пищи. Данное утверждение является неверным. Важно понимать, что рекомендации по детскому питанию являются усредненными, они не учитывают индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей. Вполне возможно, что кроха унаследовал от родственников замедленный или ускоренный обмен веществ, что также выражается в повышенном или пониженном аппетите, избирательный вкус (ребенок не ест некоторые продукты) или пониженный аппетит. В силу возрастных особенностей желудочно-кишечного тракта или каких-то заболеваний у малыша может быть снижена активность пищеварительных ферментов, а значит, процессы пищеварения будут протекать медленнее, а аппетит будет не очень хорошим.

Подвижные детки обычно отличаются хорошим аппетитом (ведь физическая активность требует восполнения запасов энергии), а флегматики, как правило, малоежки. Объем предлагаемой пищи зависит от аппетита детей. Нужно с пониманием относиться к ребенку со сниженным аппетитом: если он не всегда съедает порцию, рекомендованную по возрасту, то не стоит настаивать – ему можно временно организовать дополнительный прием пищи, например, второй завтрак и еще один легкий ужин.

Считается, что за сутки среднестатистический годовалый малыш должен съедать в общей сложности около 1000 мл пищи, калорийность которой составляет 1000–1100 ккал.

Если в тарелке остается еда, то ребенка необходимо заставить все доесть. Это огромное заблуждение родителей, нередко приводящее к избыточному весу у ребенка. Потребность малыша в еде – это потребность в энергии, которую он расходует. Здоровый детский организм сам регулирует аппетит: если ребенок хорошо и много двигается, не перегревается, занят умственной работой, то и аппетит у него хороший. Растратив всю полученную за предыдущее кормление энергию, малыш, как правило, съедает всю положенную по возрасту порцию. А в случае, если энергии у него осталось много, он может не хотеть есть и будет отказываться от еды. Если малыша, регулярно оставляющего в тарелке еду, насильно кормить, то он получит избыток питательных веществ, который не будет преобразован в энергию, а отложится в виде жировой ткани, что впоследствии может привести к ожирению.

Для достижения цели подойдут любые методы – мультфильмы, сказки, игры и т. п. Недопустимо отвлекать внимание ребенка от еды, а именно это и происходит за просмотром мультфильмов и игрой: ребенок не только не видит пищу, но даже плохо чувствует ее запах. А значит, не запускается процесс пищеварения – не начинают вырабатываться пищеварительные соки и ферменты. Происходит это потому, что органы желудочно-кишечного тракта работают рефлекторно, и для их точной и сложной работы нужно сначала увидеть еду и почувствовать ее запах. Это и называется рефлекторной фазой пищеварения. Уже через несколько секунд после того, как мы почувствовали запах еды, значительно усиливается выделение пищеварительного сока поджелудочной железой, происходит выход желчи в двенадцатиперстную кишку, усиливается образование желудочного и кишечного пищеварительных соков. Отвлекаясь от еды, малыш проглатывает пищу, не замечая ее вкуса, цвета и запаха. При этом ферменты и пищеварительные соки вырабатываются в недостаточном количестве, а работа желудочно-кишечного тракта замедляется. Это, в свою очередь, может стать причиной многих проблем – нарушения обменных процессов, в том числе ожирения, воспалительных заболеваний, например, гастрита (воспаление слизистой желудка), изжоги, отрыжки и пр.

Надо во что бы то ни стало накормить ребенка полезным, но, на его взгляд, невкусным или нелюбимым продуктом – запихнуть в него творог, кашу и т. п. Это неправильно. Навязывание детям нелюбимых ими продуктов или блюд может привести не только к снижению аппетита, но и к психосоматическим проблемам – развитию анорексии (отказ от еды за счет сильного снижения или полного отсутствия аппетита). Даже у малышей могут складываться предпочтения в еде. Не стоит насильно кормить ребенка неполюбившимся продуктом: механизмы физической защиты вызовут рвотный рефлекс, а если данная манипуляция будет повторяться часто, в дальнейшем один вид или запах, постоянно сопровождающий кормление невкусной едой, будет вызывать тошноту и рвоту. Зная, что ребенок не любит конкретное блюдо, лучше предложить более-менее приемлемый для малыша продукт, дать ему возможность отдохнуть от нелюбимого блюда (например, ненавистной каши), тогда возрастает вероятность того, что в дальнейшем он будет относиться к ней более доброжелательно. А чтобы накормить малыша нелюбимыми, но полезными продуктами, можно немного схитрить, например, замаскировать их подливкой, сделать из них котлетки, добавить в кашу или творог кусочки фруктов, изменив тем самым вкус блюда, и т. п.

Можно кормить ребенка, пока он играет или бегает, лишь бы ел. Абсолютно неверное решение проблемы. Именно детский возраст является благодатной почвой для закладывания определенных навыков, формирования правильных стереотипов. Для хороших и физиологически правильных процессов пищеварения необходимо, чтобы у ребенка было свое место, где он кушает, свои тарелка, ложка, чашка. Соблюдение определенных правил питания приучает ребенка к дисциплине, что в дальнейшем ему очень пригодится. Кроме того, малыш должен учиться есть самостоятельно, пользуясь столовыми приборами, а не руками, и делать это аккуратно. Для закрепления навыков нужны ежедневные тренировки. А пробежки мимо стола не способствуют соблюдению определенных правил, и у ребенка не вырабатываются правильное пищевое поведение и привычки. Кроме того, физическая активность во время еды недопустима, так как нельзя исключить несчастные случаи: ребенок может, например, подавиться куском пищи. Во избежание различных проблем со здоровьем и нежелательных поведенческих реакций малыша предпочтительно кормить его правильно с самого раннего возраста (с началом ), показывая на собственном примере, как нужно вести себя за столом.

Каждый раз после еды можно обещать ребенку что-то вкусное, но совсем не полезное (сладости, выпечку и пр.). Такую тактику тоже нельзя признать правильной. Существует категория детей-сладкоежек – они идут на любые условия, лишь бы получить , и надо остерегаться избыточного поступления простых углеводов в их организм. Кстати, этот совет подходит не только для сладкоежек, но и абсолютно для всех детей. Именно для утилизации глюкозы (она образуется при переваривании углеводов) поджелудочная железа вырабатывает гормон инсулин. Повышенная нагрузка на этот орган может привести к нежелательным последствиям – развитию сахарного диабета (заболевание, при котором нарушено усвоение глюкозы организмом за счет снижения выработки инсулина – основного участника данного процесса). Кроме того, все отличаются высокой калорийностью, и ребенок, съев всю порцию еды и уже получив должное количество энергии с пищей, поглощая сладости, приобретает лишние калории. При регулярном подобном питании набирается избыточный вес, а в дальнейшем развивается ожирение, влекущее за собой проблемы со здоровьем, ведь нет практически ни одной системы в организме, которая бы не страдала от чрезмерной массы тела. Сладости, кондитерские изделия, выпечку не стоит регулярно давать малышу, их можно предлагать лишь изредка, в небольшом количестве (не более 10 г в день) и желательно детям после 3 лет. В противном случае ребенок с плохим аппетитом, получив вдоволь сладостей, откажется от еды.

Стимуляторы аппетита

Улучшить аппетит ребенка помогут:

  • Правильный режим питания (количество приемов пищи и объем порции в соответствии с возрастом крохи).
  • Исключение перекусов между основными приемами пищи.
  • Правильный распорядок дня (питание, сон и бодрствование по определенному режиму дня).
  • Активные физические нагрузки – подвижные игры, длительное пребывание на свежем воздухе.
  • Исключение всех моментов, отвлекающих ребенка от процесса приема пищи.
  • Ограничение сладостей в меню.
  • Совместное с ребенком приготовление пищи, украшение блюд и сервировка стола.
  • Использование красивых кухонных приборов, посуды, привлекающей внимание ребенка.

Краткое содержание: Причины пониженного аппетита у ребенка. Какой вред приносит кормление ребенка через силу. Меню для ребенка, вкусные и полезные продукты. Как установить правильный режим питания для детей.

Вы слышали когда-нибудь, как громко и требовательно кричат птенцы в гнезде, требуя пищи? Пернатые родители с утра до вечера только и делают, что кормят своих детей, а те просят еще и еще. С не меньшим воодушевлением поглощают пищу личинки насекомых, котята, щенята и все остальные растущие организмы. И только среди человеческих детенышей встречаются такие, которые сидят, грустные и бледные, роняют слезы в тарелку и совершенно, ну ни капельки не хотят есть.

Родители же стремятся скормить ребенку содержимое тарелки любыми способами: от мягкого "За маму, за папу, за бабушку..." до жесткого "Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь" . И если ненавистная каша и котлета все-таки съедены, мама с папой считают, что цель достигнута и все в порядке. А потом...

Родители шестилетнего Андрюши пришли на консультацию в полном смятении, - рассказывает детский психолог, кандидат психологических наук Елена Анатольевна Смирнова. - Их сын недавно убежал из дома. Его быстро нашли и вернули, но мальчик огрызался, плакал и грозился сбежать снова.

Потрясенные родители ничего не могли понять. Они клялись и божились, что любят своего ребенка больше всего на свете, что были с ним добры, никогда не поднимали на него руки... Но в ходе подробной беседы всплыла одна проблема: с малолетства у Андрюши был плохой аппетит, и его заставляли есть.

Так отношения в семье оказались всерьез испорченными. Причем горький опыт ничему не научил этих с виду разумных и благополучных родителей. Через несколько лет они снова пришли на консультацию со своим вторым ребенком. Протестуя против родительского давления, семилетняя девочка совершенно перестала подчиняться, скрывала школьные оценки. Все это тоже оказалось результатом многолетней "войны за столом".

Конечно, не все дети способны на открытый протест. Тихая послушная девочка, которую тоже постоянно заставляли есть, не убегала из дома сама, но это делали все персонажи ее игр. Потом она придумана сказочную страну, где бездомные дети-игрушки обретали новый дом и жили в нем совсем без взрослых.

Эту девочку заставляли есть не только дома, но и в детском саду, а потом в школе. Когда весь их первый класс на большой перемене строем шел в столовую завтракать, малышка начинала стучать зубами - от страха перед очередной "пыткой едой". Окружающим казалось, что девочка просто замерзла, а она стыдилась кому-нибудь рассказать о том, что с ней происходит на самом деле.

Такое состояние врачи и психологи уже классифицируют как невроз. Нередко у детей, которых кормят насильно, наблюдаются и другие изменения поведения - они становятся не в меру упрямыми, агрессивными или плаксивыми.

Если вам случается насильно заставлять ребенка есть, то, читая эти строки, вы, скорее всего невольно начинаете себя успокаивать: ну, у нас ведь совсем другая ситуация, с нашим ребенком такого случиться не может, ведь мы так любим его, желаем только добра...

Увы! Даже если явных тревожных симптомов незаметно, насилие не может пройти бесследно для психики ребенка и его взаимоотношений с родителями, утверждает Елена Анатольевна. Став старше, ребенок, скорее всего, простит маме и папе их чрезмерное рвение в вопросах питания. Но на подсознательном уровне он все равно будет помнить, что эти люди способны совершить насилие, не считаясь с его потребностями и чувствами. И по-настоящему близкие, доверительные отношения в такой семье построить будет очень тяжело.

Пользы для здоровья от кормления через силу тоже никакой. Исследования, проводившиеся в США (их результаты опубликованы в журнале Американского психологического общества), показали, что дети, которых кормят насильно, впоследствии значительно чаще страдают нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта и щитовидной железы, не говоря уже о страхах и неврозах.

Но это еще не все. Если родители всегда решают за ребенка, когда ему нужно поесть, когда поспать, а когда потеплее одеться, не считаясь с его собственным мнением, у маленького человека плохо формируется способность осознавать и удовлетворять свои потребности. Даже став взрослым, он часто не может понять, чем хочет заниматься, чего ему не хватает для счастья. Способность к волевому регулированию своего поведения у таких людей тоже снижена.

Вообще-то человеческий организм - это саморегулирующаяся система, которая способна хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций - снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т.п. Заставлять ребенка есть в такие моменты - значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации.

Получается, что и с психологической, и с медицинской точки зрения заставлять ребенка есть - вредно. Тогда почему же это так часто происходит? Что заставляет родителей идти против здравого смысла и научных рекомендаций?

Причин, по мнению Елены Анатольевны, несколько. Во-первых, очень живуч в нашем народе стереотип "сытость, упитанность - это здоровье" . Особенно у людей старшего поколения, переживших войну, разруху, голод. Во-вторых, большую роль играет традиционное для нашего уклада отношение к ребенку как к существу неразумному, не понимающему, что для него хорошо, а что - плохо.

Есть и другие моменты. Некоторые родители, подсознательно чувствуя, что не способны дать своему ребенку достаточно внимания, понимания, ласки, невольно пытаются компенсировать это усиленной заботой о его питании.

Взрослые, которые считают важным поступать "как положено", "как должно", находятся под гнетом стереотипа "ребенок должен питаться". Им кажется, что в противном случае они плохо выполняют свои родительские обязанности.

Тревожные родители все время переживают, что с их ребенком что-то не в порядке - он слишком худой, слишком слабый, слишком часто болеет, отстает в развитии и т.п. Стремясь как-то заглушить свою тревогу, они отчаянно пытаются создать иллюзию благополучия.

Не надо забывать и о том, что в тоталитарном обществе, из которого все мы родом, насилие вообще считалось нормой. В частности, воспитателей в детском саду обязывали скормить каждому ребенку его порцию.

Кстати, в европейских странах, где столь важное значение придают правам человека, насильственное кормление встречается намного реже. Там принято относиться к младшим как к равноправным членам семьи. Ребенок, страдающий от насилия в семье, может даже подать на родителей в суд.

У нас другие традиции, другой менталитет. Но отношение к собственному ребенку как к несознательному, неразумному существу, не понимающему, что ему нужно, - не самое лучшее, что мы можем ему дать.

А были ли в вашей практике случаи, когда родители осознавали причины проблем и меняли свое поведение ? - спрашиваю у Елены Анатольевны.

Да, такое случается, хотя и нечасто, к сожалению. Одно время я консультировала семью, в которой единственного обожаемого сына пичкали едой многие годы. Постепенно очаровательный пухлый карапуз превратился в неуклюжего толстого подростка, который очень страдал от насмешек сверстников. Но родители, ничего не замечая, продолжали уговаривать его съесть еще одни блинчик, еще одну котлетку.

В 14 лет мальчик, осознав, что его довели до такого состояния собственные родители, вдруг возненавидел их, стал агрессивным, злым. Острота конфликта заставила родителей обратиться к психологу. После нескольких консультаций они в корне изменили свое поведение: иначе организовали питание в семье, помогли сыну сесть на диету и стали всячески поощрять занятия спортом. За несколько месяцев мальчик похудел, окреп, почувствовал себя полноценным человеком. Наладились и отношения в семье.

И еще одна история. У четырехлетней девочки из-за постоянного насильного кормления возникло очень неприятное нарушение - энкопорез (недержание кала). Для мамы, придававшей исключительно важное значение чистоте и аккуратности, это было настоящей трагедией.

После бесед с психологом мама осознала причину болезни ребенка и приняла решение изменить свой подход к питанию дочери. Но как же ей было трудно! Как болезненно она переживала этот период! Предоставив дочери свободу за столом, мать сама заболела - перестала спать. Но случаи недержания становились все более редкими, пока полностью не прошли. Мамино самочувствие тоже постепенно пришло в норму.

Не все родители имеют возможность в нужный момент обратиться к психологу. Как поступить тем, кто хочет отказаться от насильственного кормления, но не знает, с чего начать?

Начать нужно с осознания причин. Без этого невозможно взять свое поведение под контроль разума. Надо помнить, что те причины, которые мы с вами назвали, могут в каждом конкретном случае встречаться по отдельности или в различных сочетаниях.

Затем нужно обсудить с ребенком его меню. Нет никакой необходимости заставлять его есть те блюда, которые вызывают отвращение. Любой продукт, даже самый полезный и питательный, можно заменить каким-нибудь другим. Среди полезных продуктов всегда можно найти вкусные, а среди вкусных - полезные.

А еще чадолюбивым, тревожным родителям надо осознать, что их ребенок совершенно точно не умрет от голода, если они перестанут заставлять его есть. И, конечно, приняв такое решение, нельзя от него отступать.

Некоторые родители пытаются не кормить ребенка, пока он не попросит. А он не просит сутки, двое... И они не выдерживают, снова заставляют его есть.

Давайте еще раз вспомним: организм человека должен сам регулировать свои потребности в пище. Чем дольше ему отказывали в такой возможности, тем медленнее он восстанавливается. Но рано или поздно это все равно произойдет.

Помогает упорядочить питание режим дня. Не захотел есть в завтрак - не надо. До обеда - никаких перекусов. Не захотел обедать - ждем ужина. И совсем не обязательно ребенок, проголодавшись, съест сразу два или три блюда. Возможно, это будет только одно яблоко. Значит, организму в данный момент больше не требуется.

Еда должна быть удовольствием. Нет ничего страшного в том, считает психолог, если маленькому ребенку за столом читают книжку или рассказывают сказку. Это лучше, чем стоять рядом с ремнем в руках. К тому же маленькие дети, которым свойственна повышенная подвижность, иногда просто не способны долго сидеть на одном месте. Чтение или рассказ помогает им успокоиться и сосредоточиться.

Ну, а если вам все равно трудно поверить в то, что ребенок сможет насытиться без вашего "руководства", поговорите на эту тему с любой многодетной мамой. Скорее всего, она признается, что у нее едва хватает сил и времени, чтобы приготовить достаточное количество еды, а уж съедается все очень быстро и с удовольствием. Не потому, что ее дети - какие-то другие. Просто маме некогда создавать из этого проблему.

Другие публикации по теме данной статьи:

Рада встрече с вами))

Летние каникулы и ребенок, постоянно находящийся дома, напомнили, как давно не было на блоге статей на тему о детях.

Дети радость наша, хотя иногда радостью их назвать сложно)) нам кажутся необоснованными их капризы, необъяснимым поведение и не соответствующими возрасту поступки.

Но это чаще всего потому что мы просто-напросто забыли о своих чувствах и восприятии мира в том юном возрасте, поэтому порой не замечаем досадные ошибки, которые совершаем в отношении детей стараясь скорректировать их поведение.

Понятно, с высоты опыта взрослого мы лучше знаем, что надо ребенку, но в некоторых ситуация то, что для нас само собой разумеется, для ребенка выглядит совсем не так. Прежде чем сказать: «Делай, как тебе говорят!» попробуйте взглянуть на ситуацию глазами ребенка.

Проблема номер один большинства мам, и беда номер один большинства детей.

Коронные фразы, которые присутствуют в арсенале многих любящих мам: «Быстренько, ешь!» и «Пока все не съешь не… (пойдешь на улицу, не сядешь за компьютер, не…)».

Мнение ребенка. Грустный он сидит над тарелкой с супом думая о том, как он этот суп ненавидит.

Согласитесь, перед вами не стоит задача заставить ребенка разлюбить то или иное блюдо, человек так устроен, что в большинстве случаев действует «от противного», и если кашу в детском саду постоянно заставляли есть, то многие взрослые, позже исключили ее из своего рациона.

Поэтому на вопрос нужно ли заставлять детей есть, можно ответить весьма однозначно – не стоит. Педиатрами и диетологами разработаны нормы, которые рекомендуют кормить ребенка определенного возраста. Самые четкие, и то относительные временные рамки установлены по кормлению малышей грудью – год-полтора.

Позже у ребенка просто должны быть завтрак, обед, полдник и ужин, а нормы съедаемого в нем строго не регламентированы.

Наш организм слаженный и умный, он сам подает сигналы о том, когда нужное есть или пить, и мамина задача постараться подстроить аппетит ребенка под распорядок приема пищи, не давать ему отвлечься на игры настолько, чтобы не вспомнить о еде. Из-за них же можно забыть про все 🙂

За много лет, среди детей подруг и знакомых я видела разное отношение к еде, чаще всего дети есть не хотели, а желали кусочничать, мамы пытались их накормить и озабочено вздыхали над нехочухами, но истинно крайних случаев мне встретилось всего два.

Бывшая соседка была женщина крепкая, много физически работала и маляром-штукатуром, и в свободное время в деревне на бесконечных огородах, поэтому ела в количествах соответственных, организм, затрачивающий столько энергии, требовал восполнения, это понятно. Что я не могла понять, ее отношение к еде переносилось и на ребенка, которому на то время было года полтора.

Обед Андрюши по объему был приблизительно равен маминому. Не имея возможности уделить ребенку много времени из-за постоянной работы, соседка компенсировала это заботой о его питании, которое характеризовалось словом «много» - суп, мяско, чаек с печеньками в один присест.

Столько лет прошло, многое забылось, но до сих пор свежа в памяти картинка пристегнутого в коляске Андрюши (чтобы не сбежал) которого кормят, кормят, кормят так долго и много через «не хочу», что тошнить начинает даже меня.

Если ваш ребенок съел хотя бы немного из того, что вы предложили ему на завтрак, обед и т.д. не настаивайте на большем, возможно этого мало только для вас, потому что у вас другой более быстрый обмен веществ.

А про ситуацию когда говорят «не ест ничего» мне рассказывала знакомая, дочка подруги, девочка лет 6-ти, есть отказывалась всегда, и если ее не звали и не заставляли, она ничего и не ела, даже конфеты. Но думаю понятно, что этот случай для педиатров.

Как итог, слова психолога. Научить ребенка правильно распознавать сигналы организма о том, когда нам нужно есть и пить, а не впихивать в него суп или кашу любой ценой – задача любящего родителя, желающего иметь здорового ребенка.

Ребенок не хочет играть с другими детьми

Дети дружно играют в песочнице, ребенок стоит в сторонке. Мама: «Почему ты стоишь в стороне? Поиграй с другими детьми».

Мнение ребенка: «Не хочу с ними играть, мне неуютно быть в центре внимания. Так хорошо стоять в стороне, наблюдать за всем вокруг. Я вовсе не страдаю оттого, что не бегаю вместе со всеми!»

Если ребенок вам кажется чересчур застенчивым, стоит смириться с такой особенностью его характера и искать положительные моменты в других чертах. Заставить силой быть общительным, если он от природы не такой, вы не сможете. Ну если только заставите казаться общительным. Но кому это надо?

Также обстоят дела и со слишком активными, шумными детьми. Да, с ними непросто и не слишком удобно, но такими они родились. Безусловно, корректировать поведение ребенка стоит и разговорами, и личным примером, но не у всех на виду.

Как говорят психологи, самое главное, что вы можете сделать – дать ребенку ощущение, что вы его любите вне зависимости от особенностей его характера, даже если он не вписывается в представления об идеальном ребенке.

Об очень хорошей психологической книге в которой есть советы по воспитанию застенчивых можете прочесть в статье .

Ребенок сидит без дела

Слова, которые произносила любая мама (даже не знаю, есть ли исключения): «Что ты сидишь без дела? Порисовал бы или почитал!»

Мнение ребенка. «Иногда мне так хочется просто посидеть, полежать или посмотреть в окно. Я не болен, мне не скучно, я просто хочу ничего не делать».

Для детей такое состояние свойственно, в это время он может находиться в процессе осмысления окружающего мира, даже сам этого не понимая, прислушивается к самому себе. Как вариант, скука – это предшественница творческого процесса, время зарождения в тишине идей.

И если ребенок не докучает вам вопросом «Чем мне заняться? Мне скучно», а тихонько «медитирует» у себя в комнате не переживайте, что он заболел. По совету психологов переборите свое родительское чувство беспокойства, не заостряйте внимание на его «одиночестве», оставьте ребенка одного в комнате и через полчаса он будет занят увлекательной игрой, или изготовлением поделки вам в подарок.

Если же ребенок просто не знает чем ему заняться и вы задаетесь вопросом что делать, когда скучно детям, загляните в статью за вариантами развлечений.

Ребенок не хочет общаться с другими детьми, которые ему не нравятся

Такие ситуации возникают тогда, когда вы/к вам пришли гости с детьми такого же возраста, как ваш ребенок, но он не реагирует на фразы: «Поиграй с Машей, посмотри какая хорошая девочка».

Мнение ребенка. «Не хочу я играть с этой крикливой девчонкой. Она только с куклами возится, а мою крепость втихаря ломает».

Понимаю, грустно, когда дочка вашей лучшей подруги совершенно не нравится вашему ребенку, но выход здесь только один, по максимуму оградить детей, отношения которых не сложились, друг от друга.

На вопрос, надо ли заставлять ребенка общаться с детьми, которые ему не нравятся, могу ответить примером из собственного опыта. Когда моя младшая дочь была еще маленькой, лет семи, я познакомилась на работе с женщиной, которая была мне очень симпатична, жила недалеко, и мы стали заглядывать друг к другу в гости. Все было замечательно, за исключением того, что у нее было двое мальчишек погодок, кстати, на мой взгляд, хороших, но с которыми у моей дочки симпатии не возникло.

Причем я об этом узнала только через много лет, когда уже взрослая дочь, вспоминая о тете Оле и ее сыновьях, сказала мне, как она не любила, когда мы с ними встречались. Мальчишки исподтишка дразнились, и отбирали игрушки, а она терпела и ничего не рассказывала, чтобы маму не расстраивать. Так мне ее жалко стало… даже через много лет)

Поэтому прислушайтесь к совету психолога, который говорит, не стоит рассчитывать что интересы вашего ребенка и ребенка подруги совпадут в такой же степени, как и ваши. И это нормально.

Ребенок не обязан разделять ваши симпатии к этой семье или терпеть, когда его дразнят, ломают игрушки или дергают за волосы только потому, что вы не хотите ссориться с мамой обидчика. Оградите его от этого.

Ребенок не хочет делать то, что плохо получается

Кажется, ответ понятен, нечего и заставлять. Но часто точка зрения родителей однозначна: «Ты должен ходить в бассейн и если у тебя не получается пока плавать, то надо учиться, чтобы потом получилось. Нельзя сдаваться!»

С одной стороны доля истины в этом есть. Но с другой есть мнение ребенка: «Ненавижу этот бассейн, не получается у меня плыть также быстро, а все смеются…» Может быть, учиться добиваться целей стоит там, где это не нанесет психологическую травму ребенку.

У нас у всех разные интересы, возможности и способности, и если ребенок уже несколько месяцев плачет над пианино, не может научиться держаться на воде или злится из-за криво связанного узора, то возможно лучше его отдать туда, где хотелось бы быть ребенку, а не вам.

Бесконечные поражения вместо развития твердого характера вызывают комплекс неудачника.

Зато даже небольшие успехи способны вдохновить на дальнейшие упорные занятия.

Послушайтесь профессионалов. Психологи утверждают, что часто нужно позволить ребенку самому сделать выбор. Лучше быть хорошим легкоатлетом, чем плохим хоккеистом, даже если второй вид спорта намного престижнее, чем первый.

В статье использованы советы детского и семейного психолога Натальи Кулибовой.

Стоит ли ребёнка заставлять есть

Вы слышали когда-нибудь, как громко и требовательно кричат птенцы в гнезде, требуя пищи? Пернатые родители с утра до вечера только и делают, что кормят своих детей, а те просят еще и еще. С не меньшим воодушевлением поглощают пищу личинки насекомых, котята, щенята и все остальные растущие организмы. И только среди человеческих детенышей встречаются такие, которые сидят, грустные и бледные, роняют слезы в тарелку и совершенно, ну ни капельки не хотят есть.

Родители же стремятся скормить ребенку содержимое тарелки любыми способами: от мягкого «За маму, за папу, за бабушку…» до жесткого «Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь». И если ненавистная каша и котлета все-таки съедены, мама с папой считают, что цель достигнута и все в порядке. А потом…

Родители шестилетнего Андрюши пришли на консультацию в полном смятении, - рассказывает детский психолог, кандидат психологических наук Елена Анатольевна Смирнова. - Их сын недавно убежал из дома. Его быстро нашли и вернули, но мальчик огрызался, плакал и грозился сбежать снова.

Потрясенные родители ничего не могли понять. Они клялись и божились, что любят своего ребенка больше всего на свете, что были с ним добры, никогда не поднимали на него руки… Но в ходе подробной беседы всплыла одна проблема: с малолетства у Андрюши был плохой аппетит, и его заставляли есть.

Так отношения в семье оказались всерьез испорченными. Причем горький опыт ничему не научил этих с виду разумных и благополучных родителей. Через несколько лет они снова пришли на консультацию со своим вторым ребенком. Протестуя против родительского давления, семилетняя девочка совершенно перестала подчиняться, скрывала школьные оценки. Все это тоже оказалось результатом многолетней «войны за столом».

Конечно, не все дети способны на открытый протест. Тихая послушная девочка, которую тоже постоянно заставляли есть, не убегала из дома сама, но это делали все персонажи ее игр. Потом она придумана сказочную страну, где бездомные дети-игрушки обретали новый дом и жили в нем совсем без взрослых.

Эту девочку заставляли есть не только дома, но и в детском саду, а потом в школе. Когда весь их первый класс на большой перемене строем шел в столовую завтракать, малышка начинала стучать зубами - от страха перед очередной «пыткой едой». Окружающим казалось, что девочка просто замерзла, а она стыдилась кому-нибудь рассказать о том, что с ней происходит на самом деле.

Такое состояние врачи и психологи уже классифицируют как невроз. Нередко у детей, которых кормят насильно, наблюдаются и другие изменения поведения - они становятся не в меру упрямыми, агрессивными или плаксивыми.

Если вам случается насильно заставлять ребенка есть, то, читая эти строки, вы, скорее всего невольно начинаете себя успокаивать: ну, у нас ведь совсем другая ситуация, с нашим ребенком такого случиться не может, ведь мы так любим его, желаем только добра…

Увы! Даже если явных тревожных симптомов незаметно, насилие не может пройти бесследно для психики ребенка и его взаимоотношений с родителями, утверждает Елена Анатольевна. Став старше, ребенок, скорее всего, простит маме и папе их чрезмерное рвение в вопросах питания. Но на подсознательном уровне он все равно будет помнить, что эти люди способны совершить насилие, не считаясь с его потребностями и чувствами. И по-настоящему близкие, доверительные отношения в такой семье построить будет очень тяжело.

Пользы для здоровья от кормления через силу тоже никакой. Исследования, проводившиеся в США (их результаты опубликованы в журнале Американского психологического общества), показали, что дети, которых кормят насильно, впоследствии значительно чаще страдают нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта и щитовидной железы, не говоря уже о страхах и неврозах.

Но это еще не все. Если родители всегда решают за ребенка, когда ему нужно поесть, когда поспать, а когда потеплее одеться, не считаясь с его собственным мнением, у маленького человека плохо формируется способность осознавать и удовлетворять свои потребности. Даже став взрослым, он часто не может понять, чем хочет заниматься, чего ему не хватает для счастья. Способность к волевому регулированию своего поведения у таких людей тоже снижена.

Вообще-то человеческий организм - это саморегулирующаяся система, которая способна хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций - снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т.п. Заставлять ребенка есть в такие моменты - значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации.

Получается, что и с психологической, и с медицинской точки зрения заставлять ребенка есть - вредно. Тогда почему же это так часто происходит? Что заставляет родителей идти против здравого смысла и научных рекомендаций?

Причин, по мнению Елены Анатольевны, несколько. Во-первых, очень живуч в нашем народе стереотип «сытость, упитанность - это здоровье». Особенно у людей старшего поколения, переживших войну, разруху, голод. Во-вторых, большую роль играет традиционное для нашего уклада отношение к ребенку как к существу неразумному, не понимающему, что для него хорошо, а что - плохо.

Есть и другие моменты. Некоторые родители, подсознательно чувствуя, что не способны дать своему ребенку достаточно внимания, понимания, ласки, невольно пытаются компенсировать это усиленной заботой о его питании.

Взрослые, которые считают важным поступать «как положено», «как должно», находятся под гнетом стереотипа «ребенок должен питаться». Им кажется, что в противном случае они плохо выполняют свои родительские обязанности.

Тревожные родители все время переживают, что с их ребенком что-то не в порядке - он слишком худой, слишком слабый, слишком часто болеет, отстает в развитии и т.п. Стремясь как-то заглушить свою тревогу, они отчаянно пытаются создать иллюзию благополучия.

Не надо забывать и о том, что в тоталитарном обществе, из которого все мы родом, насилие вообще считалось нормой. В частности, воспитателей в детском саду обязывали скормить каждому ребенку его порцию.

Кстати, в европейских странах, где столь важное значение придают правам человека, насильственное кормление встречается намного реже. Там принято относиться к младшим как к равноправным членам семьи. Ребенок, страдающий от насилия в семье, может даже подать на родителей в суд.

У нас другие традиции, другой менталитет. Но отношение к собственному ребенку как к несознательному, неразумному существу, не понимающему, что ему нужно, - не самое лучшее, что мы можем ему дать.

А были ли в вашей практике случаи, когда родители осознавали причины проблем и меняли свое поведение? - спрашиваю у Елены Анатольевны.

Да, такое случается, хотя и нечасто, к сожалению. Одно время я консультировала семью, в которой единственного обожаемого сына пичкали едой многие годы. Постепенно очаровательный пухлый карапуз превратился в неуклюжего толстого подростка, который очень страдал от насмешек сверстников. Но родители, ничего не замечая, продолжали уговаривать его съесть еще одни блинчик, еще одну котлетку.

В 14 лет мальчик, осознав, что его довели до такого состояния собственные родители, вдруг возненавидел их, стал агрессивным, злым. Острота конфликта заставила родителей обратиться к психологу. После нескольких консультаций они в корне изменили свое поведение: иначе организовали питание в семье, помогли сыну сесть на диету и стали всячески поощрять занятия спортом. За несколько месяцев мальчик похудел, окреп, почувствовал себя полноценным человеком. Наладились и отношения в семье.

И еще одна история. У четырехлетней девочки из-за постоянного насильного кормления возникло очень неприятное нарушение - энкопорез (недержание кала). Для мамы, придававшей исключительно важное значение чистоте и аккуратности, это было настоящей трагедией.

После бесед с психологом мама осознала причину болезни ребенка и приняла решение изменить свой подход к питанию дочери. Но как же ей было трудно! Как болезненно она переживала этот период! Предоставив дочери свободу за столом, мать сама заболела - перестала спать. Но случаи недержания становились все более редкими, пока полностью не прошли. Мамино самочувствие тоже постепенно пришло в норму.

Не все родители имеют возможность в нужный момент обратиться к психологу. Как поступить тем, кто хочет отказаться от насильственного кормления, но не знает, с чего начать?

Начать нужно с осознания причин. Без этого невозможно взять свое поведение под контроль разума. Надо помнить, что те причины, которые мы с вами назвали, могут в каждом конкретном случае встречаться по отдельности или в различных сочетаниях.

Затем нужно обсудить с ребенком его меню. Нет никакой необходимости заставлять его есть те блюда, которые вызывают отвращение. Любой продукт, даже самый полезный и питательный, можно заменить каким-нибудь другим. Среди полезных продуктов всегда можно найти вкусные, а среди вкусных - полезные.

А еще чадолюбивым, тревожным родителям надо осознать, что их ребенок совершенно точно не умрет от голода, если они перестанут заставлять его есть. И, конечно, приняв такое решение, нельзя от него отступать.

Некоторые родители пытаются не кормить ребенка, пока он не попросит. А он не просит сутки, двое… И они не выдерживают, снова заставляют его есть.

Давайте еще раз вспомним: организм человека должен сам регулировать свои потребности в пище. Чем дольше ему отказывали в такой возможности, тем медленнее он восстанавливается. Но рано или поздно это все равно произойдет.

Помогает упорядочить питание режим дня. Не захотел есть в завтрак - не надо. До обеда - никаких перекусов. Не захотел обедать - ждем ужина. И совсем не обязательно ребенок, проголодавшись, съест сразу два или три блюда. Возможно, это будет только одно яблоко. Значит, организму в данный момент больше не требуется.

Еда должна быть удовольствием. Нет ничего страшного в том, считает психолог, если маленькому ребенку за столом читают книжку или рассказывают сказку. Это лучше, чем стоять рядом с ремнем в руках. К тому же маленькие дети, которым свойственна повышенная подвижность, иногда просто не способны долго сидеть на одном месте. Чтение или рассказ помогает им успокоиться и сосредоточиться.

Ну, а если вам все равно трудно поверить в то, что ребенок сможет насытиться без вашего «руководства», поговорите на эту тему с любой многодетной мамой. Скорее всего, она признается, что у нее едва хватает сил и времени, чтобы приготовить достаточное количество еды, а уж съедается все очень быстро и с удовольствием. Не потому, что ее дети - какие-то другие. Просто маме некогда создавать из этого проблему


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.