Супружеская верность – заезженный миф, доказанный наукой

Все мы, в тайне или явно, мечтаем об идеальных отношениях, вечной любви и супружеской верности. Но когда дело доходит «до дела», практика показывает противоположный эффект. После исследований западных ученых оказалось, что 75 % женщин и практически все мужчины (за исключением 10% однолюбов) прогуливались «налево» хотя бы раз в жизни. Верность и ее антипод, как не парадоксально, идут в одну ногу. Измена является одной из основных причин, разрушающих семьи и отношения. Почему так происходит?

Эталон романтических перипетий верности и любви, однажды созданный Шекспиром, выглядел бы далеко не так идеально, если бы Ромео и Джульетта дожили до кризиса середины жизни и стали искать новых ощущений, в том числе и амурных. Клаус Хеер, известный швейцарский семейный психотерапевт, опираясь на свой опыт работы с пациентами, утверждает, что любовные отношения вполне могут быть моногамными, если помимо платонической привязанности между партнерами будет сохраняться сексуальное влечение.

Чтобы сохранять супружескую верность, партнерам необходимо полностью удовлетворять эмоциональные и физические потребности, а также друг друга. Однако встретить такого универсального человека удается далеко не каждому. Мы создаем тандем с тем, кто дает ощущение стабильности, но любим того, кто подходит для постельных утех. Человек, стремящийся к полному удовлетворению всех его нужд, единственным выходом видит обладание сразу несколькими партнерами.

В момент кризиса отношений многие прибегают к экспериментам, пытаясь найти «на стороне» то, чего им не хватает в браке или затянувшемся сожительстве. Опираясь на социологический опрос, проведенный среди швейцарцев, можно нарисовать удручающую картину: примерно 36% женщин и 44% мужчин изменяли своим постоянным партнерам. Данные экспертов из других стран говорят о том, что эти цифры сильно занижены, так как далеко не каждый «изменник» вот так просто признается в содеянном.

Что же мешает супружеской верности?

Психологи оправдывают мужскую измену эволюционными процессами, согласно которым самцу дано право полигамии, чтобы оставить после себя как можно больше носителей собственного генотипа. Многочисленность потомства гарантировала, что хотя бы часть выживет и продолжит род. Интересно, но даже в наши дни, когда факторов риска для потомства значительно меньше, мужчины благополучно пользуются этой привилегией, стремясь к большему количеству сексуальных связей. Что касается самок, то они озадачены качественными, нежели количественными показателями. Женщина осторожничает в выборе партнера, который должен оказаться качественным самцом для производства сильного, здорового и полноценного потомства и его воспитания.

Когда же человек обозначил для себя понятие «частная собственность» и стал благополучно ее наживать, мужчины, играющие роль добытчиков и кормильцев, затребовали гарантий того, что плоды их усилий достанутся только их биологическим отпрыскам, носителям их генов. Как следствие, общество стало пресекать полигамное женское поведение. Для мужчин нововведенное понятие супружеской верности распространялось в пол силы.

С появлением доступных средств контрацепции женщин более не сдерживал риск нежелательной беременности. Стремительная эмансипация довершила процесс выравнивания различий сексуального поведения обоих полов.

Несмотря на это, общество все еще оставляет супружескую верность в числе главных моральных ценностей. Но, сохраняя моногамность, мы всегда будем сталкиваться с эмоциональным конфликтом: стремления к постоянству отношений, но, вместе с тем, невозможности отбросить сексуальный аспект.

Однако, опираясь на моральные устои нашего общества, психологи и сексологи рекомендуют все же стараться достигать гармонии, как сексуальной, так и моральной, в браке, не уподобляясь ходокам «налево».

Для каждого из нас сохранение любви, уважения и доверия в супружеских отношениях является главной ценностью. К сожалению, реальность, быт и рутина супружеской жизни, неудовлетворение ожиданий и надеж, а также физических и эмоциональных потребностей от брака делает отношения между супругами очень уязвимыми и приводит к супружеской неверности, которая ставит под сомнение вопрос о любви, доверии и уважении. В измене находят свое отражение разного рода противоречия между супругами, конфликты и дисгармония в отношениях.

Действительно ли это так трудно, даже невозможно, быть верным кому-нибудь?
Для кого-то сохранить верность в супружеских отношениях является непростой задачей. В мире так много интересных людей и сосредоточить все свои интересы только на одном человеке часто кажется, слишком сложно. В таком случае необходимо спросить себя, действительно ли вы любите свою вторую половинку? Если вы любите, это естественно, что вы хотите принадлежать только ему (ей), и у вас просто отсутствует постоянное стремление выполнять свои эмоциональные и физические потребности с другим человеком. Конечно, вполне естественно, что, один из супругов иногда чувствует влечение к лицам, помимо своего мужа (жены), но он всегда должен иметь определенные ограничения.

Супружеская неверность встречается в разных семьях, чаще всего, конечно, в проблемных и конфликтных, а также в семьях с благополучными отношениями. Супружеская неверность является частым элементом очень молодых браков, что свидетельствует о незрелости и легкомыслии молодых людей. Огромное значение играет в такой ситуации этическое и культурное воспитание людей. Во все времена честь и достоинство мужчины определялись культурой его отношения к женщине, а именно видеть в ней, прежде всего, человека, личность и друга. Супружеская верность также во многом зависит от поведения мужчины и женщины до брака. Обычно, те, кто имел сексуальные связи до брака, чаще нарушают обет супружеской верности, поскольку ранние связи не по любви снижают чувство долга, обязательства по отношению к супругу (супруге). Чувства верности и преданности являются нравственным долгом перед партером.

Бытует мнение о том, что неверность, случайная связь переворачивает все, заставляя понять человека, который изменил, что в семье была любовь. По данным некоторых исследований 75 % мужчин не находят удовлетворения с другим человеком и начинают все больше ценить свою супругу. Среди неверных женщин около 90 % не испытали ничего, кроме разочарования с другим партнером. Супруг начинает понимать, что, предав близкого ему человека, он совершил большую ошибку в своей жизни и что в дальнейшем будет трепетнее и ответственнее хранить свой семейный очаг.

Почему возникают новые любовные связи?
Причин, по которым супруги изменяют друг другу, достаточно много. Однако существует определенная классификация:

  • Новая любовь. Данная причина измены характерна для браков, где чувство любви отсутствовало, либо было незначительным (вынужденные браки, браки по расчету, из-за страха одиночества).
  • Месть. Измена реализует желание отомстить за неверность мужа (жены), для восстановления чувства собственного достоинства.
  • Безответная любовь. Характерна для супружеских отношений, где отсутствует взаимность, когда кто-то из супругов страдает от безответственности чувства. Это заставляет пойти на измену для удовлетворения чувств в другом партнере.
  • Поиск новых любовных ощущений, характерен, как правило, для супругов с большим стажем, когда чувства остыли, либо когда люди хотят от жизни взять все возможное, своего рода сексуальная свобода в отношениях.
  • Воспоминание. С помощью измены супруг компенсирует недостаток любовных отношений, возникающий из-за болезни супруга, долгих разлук и иных причин.
  • Тотальный распад семьи. Супружеская неверность в данном случае является результатом создания новой семьи, когда первый брак считается уже нежизнеспособным.
Нужны ли признания?
Если вы по какой-либо причине хотите признаться в неверности (или ваша неверность выплывет наружу), необходимо знать, что реакция супруга (супруги) будет зависеть от продолжительности вашей связи на стороне. Жизнь показывает, что легче понять и простить мимолетную случайную связь, чем продолжительный роман. Ни в коем случае из-за чувства вины по поводу случайной связи не стоит рассказывать все своей второй половинке. Принцип "лучше горькая правда, чем сладка ложь" в таких случаях не работает и ничего положительного ждать не следует. Тот, кому изменили, до конца своих дней может потерять психическое равновесие. Супружеская неверность является испытанием для любой семейной пары. Кто относится к измене с безразличием, вряд ли вообще любит.

Прежде чем кидаться в крайности, необходимо внимательно и объективно взглянуть на ситуацию неверности. Возможно это ошибка, которую надо уметь простить. Если измена является следствием неблагополучных взаимоотношений в семье, в них необходимо разобраться. В любом случае нужно искать причины проблемы, а не обвинять других.

Последствия неверности.
Поскольку супружеская неверность происходит из-за неудовлетворения каких-либо потребностей, то, в случае успешности, эти отношения могут стать более значимыми, и будут предполагать пересмотр отношений с супругом (супругой). Чаще всего, муж, узнав об измене жены, стремится разорвать с ней все отношения, либо стабильность и прочность таких отношений ставится под угрозу. В редких случаях доверие между супругами можно восстановить, но для этого требуется время, терпение, понимание и любовь с обеих сторон. Супружеская пара, которая создала стабильные социальные и финансовые условия, скорее всего, сохранит отношения, развод для данной семейной пары мало вероятен.

И все же в большинстве случаев измена разрушает чувства любви. Ее забыть и простить очень трудно. Горечь и неприязнь к человеку, предавшему любовь и семью, может сосуществовать с преданным человеком на протяжении всей его жизни. Простить или не простить измену зависит от человека, от того, насколько сильно любим им данный человек, сможет ли забыть обиду, нанесенную изменой. В каждом конкретном случае необходимо иметь в виду мотивы, которые привели мужчину или женщину к измене.

Счастливый брак и верность.
Лояльность, то есть верность, должна быть естественной частью брака. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш брак был счастливым, ключевым моментом в супружеских отношениях должна быть верность.

«Верность и измена»

Всегда ли измена государству означает измену Родине?
Что может привести человека к измене?
Всегда ли хороша верность?
Как вы понимаете слово «верность»?
Есть ли разница между изменой и предательством?
Устарело ли понятие «верность слову»?
Что значит изменить самому себе?
Почему люди изменяют?
Супружеская верность - ценность или обуза?
Может ли верность данному слову быть разрушительной?

«Равнодушие и отзывчивость»

Чем опасно равнодушие?
Что значит быть отзывчивым?
Трудно ли быть отзывчивым?
Согласны ли вы с утверждением А. Чехова, что равнодушие – это паралич души?
Согласны ли вы с утверждением М. Горького, что равнодушие смертоносно для души человека?
Согласны ли вы с утверждением Б. Ясенского, что с молчаливого согласия равнодушных на земле существует предательство и ложь?
Согласны ли вы с утверждением Саади: «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека»?
Равнодушие - это болезнь человека или общества?
Согласны ли вы с утверждением Брижит Бордо: «Лучше быть неверной, чем верной без желания быть»?
Как вы понимаете слова М. Горького, что равнодушие смертоносно для души человека?

«Цели и средства»

Согласны ли вы с утверждением, что цель оправдывает средства?
Какие цели важно ставить на жизненном пути?
Можно ли жить без цели?
Можно ли достичь благородную цель недостойными средствами?
Можно ли построить собственное счастье на чужом несчастье?
Целеустремленность - это навык или врожденное качество личности?
Как развить целеустремленность?
Как вы понимаете выражение «благими намерениями вымощена дорога в ад»?
Человек использует средства или средства используют человека?
Как вы понимаете ассирийскую мудрость, что жизнь без цели - человек без головы?
Согласны ли вы с утверждением Ф.М. Достоевского, что человек наиболее живет в то время, когда чего-нибудь ищет?
Согласны ли вы с утверждением К. Ушинского, что цель в жизни является вершиной человеческого достоинства и человеческого счастья?

«Смелость и трусость»

Какими качествами должен обладать смелый человек?
Кто такие люди, сильные духом?
Как соотносятся понятия смелости и ответственности?
Что такое истинная храбрость на войне?
Чем опасна безрассудная смелость?
Какую роль в судьбе человека может сыграть один трусливый поступок?
Что делает человека подлинно смелым?
Всегда ли на подвиг способен только от природы смелый человек?
Какой поступок вы назвали бы самым смелым?
Какой поступок вы назвали бы самым трусливым?
Как вы понимаете слова Н. М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?
Согласны ли вы с латинской поговоркой о том, что страх придает смелости?
Как вы понимаете слова Станислава Ежи Леца: «Есть трусы мозга и трусы сердца»?
Как вы понимаете слова Мишеля Монтеня: «Трусость - мать жестокости»?

«Человек и общество»

Может ли один человек противостоять всему обществу?
Когда личные интересы могут быть выше общественных?
Когда конфликт между личными и общественными интересами неизбежен?
Почему общество часто не ценит великих людей?
В какие времена обостряется конфликт между личными и общественными интересами?
Когда возможно согласие между личными и общественными интересами?
Хорош ли жизненный принцип «быть как все»?
Какими качествами должен обладать лидер?
В чем заключается ответственность известных людей перед обществом?
Что важнее: личная судьба или судьба общества?
Что объединяет людей?
Согласны ли вы с утверждением, что в современном обществе сложно быть индивидуальностью?
Чем человек может выделиться среди других?
Что значит быть «белой вороной»?
Какова судьба маленького человека в большом обществе?
Какой может быть роль личности в развитии общества?
Как найти свое место в обществе?
Всегда ли толпа права?
Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»?
Согласны ли вы с утверждением В.И. Ленина: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»?
Согласны ли вы с утверждением У. Годвина: «Без общества человек был бы жалок,
испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию»?
Почему правило «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» называют золотым?
Когда человек может оказаться в обществе «лишним»?
Можно ли сохранить в себе человеческое в нечеловеческих условиях?
В чем может заключаться губительное влияние среды?
Каким вы видите социальный долг человека?
Хорош ли принцип «человек человеку волк»?
Согласны ли вы с утверждением Андре Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?

Всякий брак основан, прежде всего, на доверии супругов друг другу. Мужчина, доверяя своей избраннице, берёт её в жёны. Женщина, доверяя своему избраннику, выходит за него замуж. Они доверяют свою жизнь друг другу. Вернее, они свободно соединяют свою жизнь с жизнью своей половины.

Из этого взаимного доверия проистекает верность, являющаяся одной из основополагающих добродетелей брака и одновременно одной из главных норм традиционного брака. Молодожёны в Таинстве венчания дают обет верности друг перед другом и перед Богом как Высшим и Вечным Свидетелем. Верность этому обету и является силой, скрепляющей традиционный брак, делающей его прочным и долговечным, нерасторжимым. Именно в церковном браке супруги избавлены от постоянного действия «червя подозрения и ревности» в силу доверительных отношений друг с другом.

Человек сохраняет то, чему верен, и теряет то, чему изменяет. Самый простой пример сказанному – верность и измена Родине. В первом случае человек хранит Родину, идя порою на личные жертвы. Хранит и себя для Родины. Во втором случае, изменяя Родине, человек теряет её для себя и становится потерянным для Родины.

В семейной жизни верность также является критерием сохранения полноты и искренности отношений. Тот, кто дорожит любовью, не откликнется ни на какие соблазны, потому что для него нет ничего дороже, чем любимый человек. Тот, кто изменяет своей второй половине, теряет любовь, потому что любовь не переносит фальши и лжи.

К.С. Льюис указывал, что для христианина нет какой-то особой сексуальной этики. Есть просто этика, единая и неделимая. В соответствии с этой этикой «супружеская неверность дурна потому же, почему дурно всякое вероломство по отношению к доверившемуся».

Поэтому можно сказать, что верность – в семейной ли жизни, в жизни ли Отечества, в исполнении ли профессионального долга или в вере – универсальный принцип сохранения той ценности, которой человек обладает или к которой стремится.

Русский философ И.А. Ильин писал: «Что могут люди без верности? Что удаётся без верности? Ничего. Но нынешний мир мало что хочет знать об этом. Он славит корыстный произвол, он ослабляет все связи, он жаждет освобождённого человека. Он лишён верности и не замечает её отсутствия. Всеобщее освобождение от оков, всеобщее взаимное предательство ведут человечество к гибели».

Кажется, как просто ведёт себя верность! Однако она – редкий гость на земле. Почему?

Потому что верность идёт изнутри и предполагает цельность души, но современный человек склонен к распылению, рефлексии, резонерству, ко всё отрицающему критиканству. Если человек целен, он обладает одним – единственным духовным центром, который и определяет его жизнь, тогда он склонен к верности.

Если же он распылён, в нём имеются несколько состязающихся друг с другом и потому бессильных центров, между которыми он колеблется, и которые постоянно обессиливают и предают друг друга. А верность – это душевное единство.

Чтобы быть верным, надо что-то любить, то есть надо вообще уметь любить, а именно безраздельной полной любовью. Эта любовь и определяет человека. Она привязывает его к любимой ценности, и верность, таким образом, есть приверженность ценности.

Кто ничего не любит, тот, неприкаянный, порхает, ничему не верный, всё предающий. Кто действительно любит, тот не может иначе, в нём властвует внутренний закон, святая необходимость.

Верный человек обладает глубиной характера. Тому, кто неглубок и пуст, верность не удастся. У верного человека ясное, честное сердце. Он обладает сильной, твёрдой волей.

Как может соблюсти верность слабовольный человек? Верный человек есть та духовная сила бытия, та непроизнесённая присяга и клятва, та точка опоры, которую требовал Архимед, чтобы перевернуть мир. Возникая из внутренней силы, верность сама является источником силы. Она подкрепляется характером, достоинством и честью.

Сила, которая заключена в вере и верности, глубоко отражена в известном стихотворении военных лет «Жди меня»Константина Симонова:

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет:«Повезло».

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Вера и доверие играют огромную роль в человеческом обществе. Но особенно ценны доверительные отношения в семейной жизни. Если нет доверия к ближним, нет и любви, нет счастья, нет и твёрдой надежды на семейное будущее. «Любовь мирна и несёт мир. Любящий человек не раздражается помыслами ревности, не сторожит любимого, всюду видя возможных соперников и заранее обращая на них свой гнев. Истинная любовь верна и верит. Любовь не сковывает любимого, не запрещает ему общаться с кем-либо, потому что истинная любовь свободна… и верит в искренность любимого», — писал в своей книге «Современный мир Православия» профессор-теолог В. Духанин. А русский философ Сергей Аверинцев сказал: «Самая плотская ласка, чтобы не стать несносной мерзостью, должна знаменовать и символизировать самое духовное, что может быть: безоговорочное взаимное прощение и безоговорочное взаимное доверие».

А М.М. Пришвин отмечал, что «радость и счастье – это дети любви, но сама любовь, как сила, — это терпение и жалость».

Учебник прочитала и пересказала Гузь Г.М.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.