Подростки. Давление со стороны сверстников

Если вы чувствуете давление со стороны людей, которые заставляют вас делать то, что вам не хочется, существует много способов достойно ответить им. Будьте готовы сразу же отреагировать и ответить на давление со стороны сверстников. Избегайте мест, где люди могут заниматься чем-либо незаконным, а также других вещей, которые вызывают у вас дискомфорт. Положитесь на людей, которые будут вас поддерживать: на друзей, семью или психолога.

Шаги

Как ответить на давление сверстников сразу же

  1. Просто скажите «нет» так, чтобы вам поверили. Самый простой способ ответить на давление со стороны сверстников - просто отказать. Отказ в данный момент спасет вас от необходимости отказывать в подобной просьбе в будущем, поскольку вы сразу четко говорите, что вас это не интересует. Будьте тверды, смотрите человеку прямо в глаза. Таким образом вы показываете, что не собираетесь идти на компромисс.

    • Есть множество способов отказаться. Например, скажите: «Я не буду этого делать» или «Нет, спасибо, я не хочу». Можно также сказать: «Наверно, я откажусь, спасибо».
    • Будьте осторожны и не показывайте своего страха, чтобы вас не назвали трусом. Будьте тверды в своем решении.
  2. Смените тему. Есть множество способов противостоять давлению. Если вам неудобно отвечать на какой-то вопрос, просто смените тему. Таким образом, вы сможете потянуть время до тех пор, пока не будете готовы ответить (или вы можете вовсе не отвечать). Избегая ситуации, вы показываете, что не интересуетесь этим и не собираетесь отвечать.

    • Попробуйте сменить тему, сказав: «Хочешь посмотреть со мной этот фильм? Я давно собирался на него сходить, но смотреть его одному скучно».
  3. Придумайте предлог, чтобы уйти. Еще один вариант избежать конкретной ситуации - просто уйти. Придумайте какую-то причину, почему вам необходимо срочно бежать. Извинитесь и постарайтесь как можно скорее уйти.

    • Скажите: «О, я совсем забыл, у меня же завтра экзамен по математике, и мне нужно подготовиться. Я попозже тебе наберу».
    • Напишите другу или кому-то из родителей и попросите позвонить вам, чтобы можно было сказать, что вам срочно нужно бежать.

    Как подготовиться к давлению со стороны сверстников

    1. Принимайте свои собственные решения. Не принимайте решения, основываясь на мнении других людей насчет того, что хорошо для вас. Отдавайте предпочтение тому, что делает вас счастливым, принимайте решения самостоятельно. Некоторые люди могут просить вас сделать что-то, из-за чего вам придется выйти из своей зоны комфорта в хорошем смысле, но помните о любых негативных последствиях, которые могут возникнуть.

      • Если вы собираетесь принять решение, спросите себя: «Насколько это хорошо и полезно для меня? Это сделает мою жизнь позитивней и ярче? Я точно уверен насчет того, как я отношусь к этому?»
    2. Придумайте ответ. Если вы еще не испытывали давления со стороны сверстников или просто хотите правильно отреагировать в следующий раз, подумайте о том, как ответить, когда вас просят о чем-то, чего вы не хотите делать. Если вы заранее подготовите ответ, то точно не почувствуете давления, ведь когда вас о чем-то попросят, вы уже будете знать, что сказать.

      • Например, подумайте, как ответить, если кто-то предложит вам обмануть, солгать или принять наркотики. Можно просто ответить: «Нет, спасибо», а можно придумать что-то конкретное для каждой ситуации.
      • Не отвлекайтесь, рассказывая другим об этой идее. Составьте Я-высказывания и сосредоточьтесь на собственной позиции.
    3. Избегайте мест и ситуаций, в которых вы начинаете чувствовать себя некомфортно. Возможно, у вас закрались сомнения, что люди собираются перед каким-то событием, чтобы выпить или принять наркотики. Если вы собираетесь на вечеринку, и что-то, кажется, идет «не так», просто постройте другие планы. Если ваши друзья по команде собираются выпить перед игрой, скажите, что увидитесь с ними на матче. Избегая ситуаций, которые могли бы вас соблазнить, вы избежите и давления со стороны сверстников.

      • Например, перестаньте ходить на вечеринки без присмотра взрослых и встречаться с людьми, которые, как вам известно, употребляют наркотики.
    4. Выбирайте позитивных друзей. Когда речь заходит о давлении со стороны сверстников, начните с правильного выбора друзей, которые не будут на вас давить. Ваши друзья должны принимать вас таким, какой вы есть, не желая изменить вас. Если ваши друзья не принимают разных опасных последствиями решений, вы тоже, скорее всего, их не примите.

      • Выбирайте друзей по принципу общности интересов, а не потому что они «крутые» или «популярные». Они должны нравиться вам и заботиться о вас.
      • Попробуйте подружиться с людьми, с которыми у вас общие интересы. Например, если вы видите, что человек читает книгу, которая вам очень нравится, попробуйте начать с ним разговор об этой книге и узнайте этого человека поближе.

    Как справиться с влиянием сверстников

    1. Ведите дневник и записывайте туда свои чувства. Трудно справиться с чувствами, которые возникают из-за давления сверстников. Вы можете быть хорошими друзьями с кем-то, а затем почувствовать себя преданным, если ваш друг пытается надавить на вас, чтобы заставить вас что-то сделать. Возможно, вы даже начнете задаваться вопросом, не стоит ли прекратить такую дружбу. Проанализировать и принять эти эмоции бывает сложно, поэтому попробуйте вести дневник , чтобы разобраться с чувствами и эмоциями и справиться со стрессом.

      • Дневник должен быть чем-то личным, где вы можете спокойно писать о своих мыслях и чувствах. Будьте честны с самим собой, пока пишете.
      • Иногда можно пролистывать свои записи, чтобы вспомнить, что вы чувствовали и думали в прошлом, что вам помогало.
    2. Выберите другую компанию. Если ваши нынешние друзья постоянно давят на вас, не прекращая, возможно, настало время найти новых друзей. Подумайте о хороших моментах с ними и сравните их с плохими. Если вы чувствуете, что друзья давят на вас гораздо больше, чем вам бы хотелось, если они не пытаются исправиться, заведите новых друзей. На самом деле, прощаться с друзьями достаточно тяжело, но также довольно трудно продолжать говорить «нет» и пытаться справиться с давлением, которое они на вас оказывают.

      • Вы можете познакомиться с новыми людьми, если займетесь волонтерством , каратэ, танцами или чем-то еще.
    3. Продолжайте заниматься полезными видами деятельности. Еще один способ избежать давления со стороны сверстников - тратить свое свободное время на занятия, которые действительно приносят вам удовольствие. Такие мероприятия помогут вам познакомиться с новыми людьми, с которыми у вас будут общие интересы, с которыми вы сможете проводить время так, как вам нравится.

      • Пробуйте разные виды деятельности, пока не найдете тот, который будет вам нравиться. Например, попробуйте заняться шитьем или обработкой по дереву, запишитесь на курсы фотографии, сходите в поход или начните кататься на велосипеде.
      • Узнайте, какие кружки можно посещать в вашей школе. Например, наверняка есть какой-то театральный, математический или религиозный кружок. Кроме того, можно записаться на дополнительные спортивные занятия, например, на футбол, гимнастику, волейбол или баскетбол.

Кто-то видел фильм «Чучело», созданный Р. Быковым в 1983 году, кто-то слышал о нем, а кто-то ничего про него и не знает. Это фильм о 12-летних подростках того советского времени, которое близилось к завершению, где главную роль сыграла тогда еще юная Кристина Орбакайте.

Есть много общего в проблемах подростков как того времени, так и современного. Разумеется, социокультурное окружение стало другим: отношение к деньгам изменилось в сторону приоритетного, хотя эта тенденция прослеживается и в фильме. Информационное пространство теперь переполнено фактически пропагандой агрессивных отношений между людьми, что не может не оказывать влияния на поведение подростков. Сейчас произошло обострение тех подростковых проблем, которые отражены в фильме.

К сожалению, сейчас детское и подростковое кино почти не снимается. А то, что выходит на экраны, – не лучшие примеры для разбора психологических проблем детей. Поэтому «Чучело» – идеальное кино для наших целей.

Кино

В этом городе Лена Бессольцева начала учиться в 6 классе одной из школ. Она очень хотела стать частью коллектива класса, стараясь стать своей, не обращала внимания на подначки и колкости, терпела данную ей кличку – Чучело. Ей понравился мальчик Паша, который стал с ней дружить и покровительствовать. Так случилось, что она услышала, как он рассказал учительнице о том, что класс убежал с урока в кино. Данный поступок был определен классом как предательство, в котором стали обвинять этого мальчика. Она решила его спасти и взяла на себя его вину за этот поступок. Парень оказался трусом и не смог признаться ребятам в своем поступке и в этот момент, и в последующее время.

Класс был наказан тем, что их не взяли на экскурсию в Москву на каникулах вместе с остальными. Одноклассники объявили Лене бойкот, поверив ей, что это она их предала. Трое из класса знали, что это сделала не она, среди них был и тот мальчик, чью вину она взяла на себя. Он испугался стать жертвой объявленного бойкота. Ситуация оказалась столь безысходной, поскольку дети оказались предоставленными самим себе: руководящая роль учителей сошла на нет – все уехали на экскурсию. Что касается родных, то практически все взрослые – как родственники, так и неродственники – либо не имели влияния на своих детей, либо старались не замечать происходящее.

Мы видим, как в фильме люди, приехавшие на экскурсию в этот городок, не бросились защищать девочку, которую, когда она упала, одноклассники стали бить ногами. Когда дед Лены прибежал ей на помощь и они разбежались, то свидетели не стали никого ловить, чтобы разобраться в ситуации. Другими словами, их кредо жизни было: «Меня это не касается». Они не навели порядка в этой ситуации. Мы видим, как мама одной из одноклассниц не заступилась за героиню – она тоже отошла в сторону, не стала вмешиваться, может быть, потому, что у нее был конфликт с дочерью. Когда выяснилось, кто донес, то она остановила класс в преследовании уже этого мальчика.

Девочка захотела стать спасителем, из-за этого стала жертвой, а потом могла стать преследователем, но она разрушила порочный круг, отказавшись от этой роли.

Кризис отрочества

Так что же это за возраст – 12 лет? Это есть период развития ребенка, называемый «кризис отрочества». Ведущая деятельность этого периода – общение, т. е. развитие личности происходит главным образом через общение со сверстниками. Подростковый возраст – начало полового созревания. Изменения в организме подростков пробуждают в них новый интерес к представителям противоположного пола. В ходе бурного роста и физиологической перестройки у подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Но эти изменения не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. В качестве определяющей причины развития признана его «включенность в мир культуры и истории». Существует описание трех типов врастания подростка во взрослую жизнь, в культуру.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, переживается подростком как второе рождение, в итоге которого возникает новое Я.

Второй тип – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип развития характерен для подростков с высоким уровнем самоконтроля и самосознания, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, используя для этого собственные волевые усилия.

Если вспомнить фильм «Чучело», то можно отметить, что в нем представлен большей частью именно первый тип развития, когда родители перестают быть авторитетом, так же как и другие взрослые, в том числе и педагоги. Такое поведение можно назвать бунтом против существующего миропорядка: подростки дистанцируются от всего, что им не нравится, чтобы стать отдельной от родителей и самостоятельной в будущем личностью.

Они активно протестуют против как ценностей, идеалов и целей старшего поколения, так и общественных норм, регламентирующих их жизнь. Кому-то не нравится, что мама хочет в жизни все сгладить. Другой девочке не нравится, что ее мама смирилась с жизнью в этом маленьком городке. Другому мальчику не нравится, что бабушка, посвятив жизнь тому, что вырастила пятерых детей, теперь не получает ни копейки от них, что дедушка собирает картины, а ходит как нищий, что он же в конце фильма дарит и картины, и дом городу. У них есть претензии и к их классному руководителю – они взаимодействуют с ней конфронтационным образом. И все вместе они возмущены тем, что их не взяли в Москву.

Проявление жестокости

Теперь поговорим, собственно, о проявлении жестокости у детей. Совсем маленькие дети не осознают, что они причиняют боль другим – у них пока еще нет сострадания, чувства жалости и они не могут испытывать сожаление о сделанном поступке. Со временем, в период жизни от 3 лет до 6,5, ребенок открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них. Эти переживания обобщаются, и на их основе формируются чувства.

В этот период развития у детей появляется и возможность поставить себя на место другого живого существа, чтобы понять его чувства и оценить свои действия. Также на этом этапе развития у детей происходит интенсивное усвоение первичных этических норм поведения и формирование связанных с ними моральных переживаний, что является частью общего процесса вхождения ребенка в жизнь взрослых людей. Появление чувства долга, связанное с выполнением моральных правил во взаимоотношениях с другими людьми, имеет важнейшее значение для перехода к школьному обучению.

Давайте-ка вспомним фильм «Убить Билла», в котором маленькая девочка, вытащив из аквариума любимую рыбку, раздавила ее ногой. Она не понимала, что делает ей больно и просто убивает ее. Даже потом, когда поняла, что рыбка умерла, она не испытывает чувства сожаления – ее эмоциональная сфера еще не сформирована. Ее отец, Билл, приводя этот пример, объясняет уже свое жестокое поведение по отношению к ее матери тем, что у него, как он считал, не было чувства жалости, как их нет сейчас у его дочери. В фильме он сообщает, что ошибся в этом: он расстроился после расправы над любимой женщиной. Итак, чувства у него были сформированы, но были заблокированы его приоритетами в жизни, и только очень значимое для него событие смогло разблокировать его почти умершие чувства.

У подростков в фильме «Чучело» эмоциональная сфера, разумеется, сформирована. Но что же блокирует проявление сочувствия и сострадания, почему они ведут себя так жестоко? Есть общие причины, но есть и индивидуальные. Общими причинами почти для всех являются следование решению коллектива класса наказать виновного, и для некоторых, несогласных с решением, страх занять позицию, противопоставляющую себя коллективу.

Поговорим об индивидуальных причинах. В фильме показано, что двое из них, мальчик и девочка, получают удовольствие, когда проявляют свою силу, т. е. испытывают радость от проявления силы своего тела, в том числе и от агрессии. На самом деле это естественная эмоция для человека. Надо сказать, что не всем людям проявление агрессии в результате действий своего организма доставляет радость.


Общественным нормативом не одобряется проявление агрессии по отношению к другим людям. И люди в основном как-то умудряются вести себя в соответствии с нормами. В 12 лет еще не восприняты стандарты общественного поведения, и подростки испытывают естественные эмоции. Взрослея, ребенок может перестать испытывать удовольствие от своего агрессивного поведения, т. е. испытывать радость от проявления агрессии, испытав душевные переживания.

Что же происходит с теми, кто не разлюбил это проявление агрессии в подростковом возрасте и испытывает радость от такого поведения? Как им удается вписаться в общественную жизнь?

К 14-15 годам у них формируется психологическая защита, называемая реактивным образованием, работой которого эмоция радости трансформируется, а отношение к проявлению агрессии меняется на противоположное – его начинают осуждать.

Чтобы быть принятыми в социальную жизнь, подростки усваивают общественные нормативы. Одним из них является следующий: «Надо взаимодействовать с людьми без проявления агрессии». Несоблюдение этого норматива (в случае его усвоения) вызывает стыд, что является социализированной формой страха, а это бессознательно блокирует проявление радости от агрессии.

Агрессивная девочка

В фильме мы видим, как одна девочка говорит другой девочке – Железной Кнопке, – что побьет ту просто так, потому что ей хочется, и радостно валит ее на скамейку. В свою очередь Железная Кнопка, вывернувшись, хватает с земли камень и замахивается на нее. Агрессор с криками «Мама!» убегает – она получила отпор.

Агрессивный мальчик

Или мальчик, самый сильный и крупный в классе, получает удовольствие, когда проявляет силу и обижает своих одноклассников. Он самый первый в классе начинает обижать того мальчика, который назначен быть жертвой, потому что ему это нравится. Некоторые ребята присоединяются к этому «развлечению» для них, другие же только одобрительно на это смотрят, не останавливая это издевательство, хотя вполне могут это сделать.

Когда в конце фильма выясняется, что один из них продает собак на живодерню, то этот сильный мальчик решает покуражиться над тем, но его легко останавливает Железная Кнопка. Она запрещает ему это делать. Когда же выясняется, что Лена не предатель, и большинство испытали стыд и сожаление, что так себя вели, то и он оказывается среди них. Он не хочет присоединяться к новому бойкоту и говорит, что «раз Чучело против, то и он против». Можно предположить, что радость от проявления агрессии была стерта этим проснувшимся чувством вины и стыда – он перестал испытывать радость от собственной агрессии.

Дочь парикмахерши

У девочки, которая ожидала от несостоявшейся поездки в Москву встречи с папой и, возможно, переезда к нему, именно это обстоятельство блокировало проявление ее чувства сострадания. Узнав же, что они травили невиновного, она ощущает острое чувство раскаяния и стыда, заявляя, что «нас надо показывать в зверинце, в клетках».

Железная Кнопка

Эта девочка, узнав об истинном предателе, тут же предлагает объявить новый бойкот, и мы не видим у нее проявления чувства стыда и раскаяния. Эти чувства у нее не проявляются и после выяснения ситуации, так как она осталась верна идее наказания, причем она уверена, что может делать это сама. Когда ее не поддержали, она разрыдалась, прокричав, что «Вы такие же, как моя мама, которая все сглаживает!». Она не хочет быть такой, как мама. Мы можем сказать, что чувства сострадания и сожаления у этой девочки как были, так и остались заблокированы этой идеей.

Это и есть проявление подросткового протеста: «Я не хочу быть такой, как вы. Я другая». Это элемент становления личности – осознания себя отдельной, самостоятельной и цельной. Подростки самостоятельно должны получить подтверждение правоты взрослых. Обычно после такого этапа в жизни они могут усвоить общественные нормативы.

Такое поведение у вышеописанных подростков вполне можно назвать неосознаваемой жестокостью. Они обижали девочку, руководствуясь некими идеями. Когда они осознали, что это было несправедливо и жестоко, то, ощутив себя «плохими, несправедливыми», изменились, пересмотрев взгляды на себя и свое поведение.

Сострадательная, но трусливая девочка

Оказались вовлеченными в этот бойкот и те, кто мог противопоставить себя коллективу, и те, кто не мог это сделать, но чувствовал жалость к Лене. Мы видим, как плачет девочка, участвующая в сожжении платья героини, когда ее никто не видит. Она сдерживает проявление своих чувств в коллективе. Ей жалко Лену, но она боится стать на ее защиту и продолжает следовать коллективному решению наказать.

Изгой

Среди этого класса оказался и мальчик, который не участвует в общей травле, а по мере своих сил и возможностей защищает героиню, хотя не может противостоять коллективу в открытую. Это тот самый мальчик, который был назначен объектом для издевательств, т. е. жертвой, поэтому ему прекрасно известно, как тяжело это переносить. В чем выражалось это преследование для него: его дразнили, его били, ему подставляли подножку, т. е. всячески демонстрировали свое пренебрежение. Чтобы остаться членом коллектива, он терпел все эти насмешки и издевательства. Он слабый физически, а оказывается, он был наиболее сострадательным.

Он точно не знает, кто выдал класс учительнице, и постоянно говорит ребятам, что это не может быть Лена. К ее защите он пытается привлечь ее бывшего друга Пашу, который старается изобразить бурную деятельность. Мы видим, что по мере того, как этот слабый мальчик защищает Лену, он становится все более уверенным в себе и на общем собрании класса он смог противостоять коллективу.

Он заявляет самому сильному мальчику, обычному инициатору его травли, что не позволит называть Лену Чучелом, говоря: «Можете бить меня сколько хотите». То, что он помогал другому человеку в беде, дало ему моральные силы защищать ее и в условиях противостояния коллективу. Можно сказать, что он находит в себе силы начать перемещаться с той самой позиции жертвы, которую он занимал до этого.

Живодер

Что касается другого мальчика, разрешившего себе продавать собак на живодерню, то он заблокировал свое чувство жалости и сострадания намного раньше. Это случилось, когда он решил, что деньги для него – главное, что ради денег можно убить живое существо. Собственно, это прямой путь и для разрешения себе причинять вред людям. Видимо, он не испытал чувство стыда и сожаления, когда ситуация разъяснилась, поскольку не изменился его денежный приоритет – он осуждающе говорит о том, что Бессольцев подарил, а не продал картины.

Сильные чувства у него проявились только по поводу чужого альтруизма – подарка картин городу. Как он не жалел сдаваемых на живодерню собак, так мы не видим его сожаления по поводу прошедших с Леной событий. Он разрешил себе быть жестоким всегда, как и пресловутый Билл (из фильма «Убить Билла»).

Двое, знавших истинного предателя

Рассмотрим причины, помешавшие рассказать классу об истинном предателе тем двоим подросткам, сидевшим под партой и все, соответственно, знавшим. Эти двое, девочка с мальчиком, не хотели идти с классом и потихоньку остались, а когда учительница зашла в класс, то спрятались. Так что же это за причины? Девочка хотела получить в друзья мальчика Пашу, а мальчик – эту самую девочку, и ради этого они оба молчали.

Они хотели получить желаемое любой ценой, не обращая внимания на страдания другого человека. Эта травля не вызывает у них сострадания и не может заставить их рассказать правду. Видимо, их чувства настолько редуцированы (уменьшились) или не развиты, что для их проявления необходимо такое же драматическое событие, как у Билла (в фильме «Убить Билла»). Это вполне можно назвать осознаваемой жестокостью.

Предатель

Что касается Павла, его поведение тоже является осознаваемой жестокостью. У него чувство сострадания было заблокировано страхом, что он станет объектом бойкота, что не сможет вновь в этом коллективе стать объектом восхищения и занять лидерские позиции. Может быть, у него, как и у тех двух других ребят, также практически не развито чувство сострадания. Но он же отдал ей свои носки и ходил босым в холод, когда они всем классом зарабатывали деньги на поездку.

Это нельзя назвать состраданием, это было не сострадание, а желание, чтобы им восхищались, ведь этот поступок видели все. Он бьется за сохранение своего прежнего положения в классе, передавая через другого мальчика пожелание, чтобы Лена уехала из города ради своей же пользы. Он также, как те двое, хотел получить желаемое любой ценой – и это называется осознаваемой жестокостью. Его линия поведения – предательство – постоянно повторяется: это предательство класса, это предательство Лены, это предательство тех двоих, кто знал про него. Он разрешил себе делать это, и, может быть, именно это решение навсегда (почти) заблокировало его проявление сострадания.

Лена (Чучело)

Лене объявляют бойкот. Она сама спровоцировала этот конфликт и продолжает усиливать его своим поведением. Позже она, описывая деду эту ситуацию, сделала вывод: нельзя бежать, когда тебя преследуют. Это значит, что если ты бежишь, то ты – жертва, а для других – добыча, на которую всегда нападают. Если даже и не нападают, то ловят себя на чувстве, что возникает желание напасть. Лена не сразу понимает, что тот, кого она защищает, – трус и предатель. Она до последнего считает, что ребята заставляют его травить ее.

Теперь уже мы можем сделать вывод: нельзя брать на себя чужую вину, т. е. проживать за другого его жизнь. Еще можно добавить, что нельзя делать для человека то, чем он не сможет тебе отплатить – ответом станет «черная неблагодарность».

Наконец, она открывает для себя, что ее бывший друг предал и ее. Он не просто не защитил ее от других, а больше того, стал ее преследователем: он пугал ее вечером головой кабана, он не отдал ей ее платье, которое ему специально кинули, чтобы проверить. Она переживает сильнейшее потрясение и от этого. И видя, как горит ее платье, повешенное на кресте как символ самой Лены, она принимает решение, что не позволит больше делать это с собой.

Она бросается в костер и снимает оттуда остатки платья. В этот момент подростки испугались и стали кричать ей, что она сгорит, а потом кричали, что это они так шутят. Происшедшее изменило ее: она поняла, что нельзя подстраиваться под других, подавляя свои чувства, чтобы они признали ее своей. Она рассказывает деду, что предала его, присоединившись к насмешкам над ним, и даже пряталась на улице от него, стыдясь его внешнего вида и поведения. Она сделала вывод, что нельзя предавать ни себя, ни своих родных. Другими словами, она пришла к новым приоритетам в жизни, приняла ценности своего деда, т. е. и тех своих предшественников, которые выстраивали жизнь нашей родины, защищая, обустраивая, обучая и леча свой народ. Это называется прохождением духовного кризиса. Прежняя Лена – умерла, новая Лена – родилась.


Как символ своего нового рождения, она сбривает себе волосы на голове и идет на день рождения к своему бывшему другу, где собрались его одноклассники. Она и теперь не рассказывает им, что это не она предала их, но если раньше она надеялась, что Паша признается, то теперь она не говорит это из-за чувства собственного достоинства. Теперь она ничего не боится и рассказывает одноклассникам, что один из них – живодер, продающий собак на живодерне.

Она обращается к Паше, ерничая: «Ты, наверно, расстроился, когда понял, что девочка, с которой ты дружил, вместо тихой и спокойной оказалась такой плохой!». Глядя на это ее уверенное и бесстрашное поведение, один из тех двоих, которые знали, кто истинный доносчик, говорит Павлу, что расскажет об этом. Именно это поведение Лены разблокировало его чувства и заставило перестать считать главным для себя дружбу с девочкой, желавшей скрыть предательство Павла.

В конце фильма она отказывается поддержать бойкот, который хотят объявить Павлу, и убеждает остальных не делать этого. Две другие роли из треугольника – «спасатель», «жертва», «преследователь» – она уже проигрывала и отказалась принять роль «преследователя», предложенную жизнью. Такое проигрывание данных ролей по очереди не дает возможности что-то изменить и в жизни, и в себе. Пережитые события помогли помочь ей понять бессмысленность перемещения по этим ролям. Для того чтобы выйти из этого бесконечного круга, необходимо измениться, пройдя через духовный кризис, что и произошло с Леной. Так как же избежать издевательств со стороны сверстников? Может быть, по меньшей мере не надо повторять ошибок Чучела и надо стать сильным, по крайней мере, морально?

Мы ведь все хотели бы, чтобы наши дети стали добрыми и чуткими созданиями. И мы совсем не хотим, чтобы они были жестокими и безжалостными существами, в том числе к нам самим, их родителям. Так что же могут сделать родители в этом своем желании воспитания сочувствия к другим живым существам? Самое простое – личный пример: дети перенимают поведение значимых взрослых легко и свободно. Можно к тому же научить их становиться на место другого, помогая понять чувства и желания других людей.

Говорят, что дети - это самый жестокий народ. А о подростковом возрасте известно каждому. Кто-то помнит свой, кто-то вспоминает своих детей, а кому-то только предстоит пережить это время некоторым в качестве родителя, а кому-то и в качестве ребёнка.

Конечно, не поспоришь с тем, что это- довольно сложное время. Особенно, для детей. Хотя, некоторые родители могут, конечно, с этим не согласиться.
Психологи говорят, что этот сложный подростковый период начинается, приблизительно к 12годам и продолжается, в среднем, до 17- летия. Именно в этом возрасте большинство детей пробуют первую сигарету, спиртное, первый секс, а кто-то наркотики. И частой причиной получения опыта такого рода, бывает именно давление со стороны сверстников. Кто-то может ему противостоять, но большинство поддаётся и начинает плясать под дудку более «крутых» или сильных ребят. Что же является причиной таких поступков?

Каждый, кто может вспомнить себя в таком возрасте, а так же те, кто бывал в подобных ситуациях, знает это чувство растерянности и неуверенности в себе. За довольно короткий промежуток времени и в теле и в эмоциях происходят перемены. Некоторые непонятны, многие огорчают и заставляют думать, что ты не такой как все. Что и твоя семья и твой привычный образ жизни - это причина проблем. В голове появляется много странных противоречивых мыслей. И кажется, что ты бесконечно одинок… Родители не понимают, вся их жизнь - полный отстой. Учителя - сплошная проблема. И не у кого спросить совета, да и кто сможет его дать, если я знаю обо всем лучше, чем кто-либо другой… и от этого ощущение безысходности становиться ещё острее…

И ребёнок идёт искать «свою стаю». Тех людей, которые могут понять и подсказать,что же со всем этим делать. Конечно, чаще всего это такие же подростки. А для того, чтобы в компанию приняли и считали его там «своим», этот подрастающий человек, часто готов на всё. Думаю многим не понаслышке знакомо это.

Часто среди подростков очень поощряется пользоваться слабостью и самоутверждаться за счет других. Как парни сталкиваются с проблемой курить или не курить, пить или не пить, употреблять наркотики или нет, так и девушки попадают под давление сверстников, которые говорят о том, что если девушка хочет быть популярной и нравиться мальчикам, ей нужно заниматься сексом. Самое страшное для ребёнка в таком возрасте прослыть неудачником.

И хотя родителям может казаться, что достучаться до здравого смысла подростка просто не возможно, это не так. В это время родитель может стать для своего ребёнка другом, но этому должны предшествовать годы общения и присутствия в жизни друг друга. Для того, чтобы стать другом своему подросшему чаду, нужно доказать ему, что он- ваш друг. А отношение к ребёнку и к другу разное. Постепенно, по мере взросления, поучительный и покровительственный тон заменяйте на совет, и чаще спрашивайте мнение ребёнка по поводу происходящего в семье, прислушивайтесь к нему. Ни крики, ни уговоры не помогают в отношениях, помните, что ребёнок не ваша собственность и у него есть своя жизнь и свой опыт. Доверяйте ему. Но проявляйте бдительность, будьте внимательны к переменам, происходящим в жизни ребёнка, и ни в коем случае не пускайте всё на самотёк. Человек, не набравшийся опыта и знаний, может наломать дров, а особенно, если есть в его окружении те, кто может воспользоваться этим положением.

Но иногда бывают случаи, когда ситуация требует резкого вмешательства. Бывают родители, которые не видят того, что происходит, а ребёнок боится им рассказать. И оказывается в ситуации давления с обеих сторон. С одной стороны родители, которые могут наказать, накричать, а с другой - издевательства и давление сверстников. Ребёнку очень сложно бывает в таком случае, а родители не понимают, почему же их прежде такой удобный сын или дочка сейчас вдруг начинает приносить проблемы. Даже те дети, которые с помощью своей силы или авторитета давят на других, тоже не понимаемы своими близкими. Часто их не ценят в собственных семьях, им бывает страшно и чтобы почувствовать свою значимость и силу, они унижают других.

Если вы заметили, что с вашим ребёнком что-то не так, обратитесь к психологу, попробуйте в непринуждённой атмосфере выяснить, что происходит, но не устраивайте допрос с пристрастием, это только нарушит доверие.

Да, всё это нужно пережить. Пройдёт время и плоды терпения, проявленного к повзрослевшему ребенку, обязательно появятся. Главное - не упустить. Постараться понять и показать направление, двигаясь в котором, подросток сможет из слабого стать сильным, из неуверенного в себе превратиться в человека, который себя ценит, у него появятся мечты и цели, к которым он будет стремиться.

Формирование уверенного поведения и умения противостоять давлению в подростковом возрасте.

Ни один ребенок не рождается, имея четкий план того, что он должен делать и кем быть. Обо всем этом он узнает от тех людей, в обществе которых живет.
Работа с молодежью на сегодняшний день – это одно из приоритетных направлений государственной политики. За молодым поколением будущее. А для того, чтобы это будущее стало стабильным и светлым и молодого человека ждал успех, необходимо, не откладывая на завтра или хуже того на неопределенное потом, учить молодежь сейчас брать ответственность за себя, самостоятельно выбирать модель поведения, которая не навредит ни самому себе, ни окружающим.
Современные дети сталкиваются с невероятным давлением со стороны сверстников. Конечно, мы всегда надеемся, что наши дети смогут противостоять подобному отрицательному влиянию, однако зачастую им трудно это сделать, поскольку такая позиция не всегда популярна в их среде. Кроме того, просто в силу определенных возрастных особенностей дети до 16-17 лет просто не владеют надежными способами противостояния давлению группы. Младшие школьники, начиная учиться в школе, нередко испытывая затруднения и слыша критику в свой адрес со стороны учителей и со стороны взрослых, реагируют снижением своей самооценки. При этом мнение окружающих становится для них особенно важно, поскольку позволяет лучше ориентироваться в таком новом и не вполне понятном мире как школа. Это самое стороннее мнение нередко и выражается одноклассниками, успевшими сплотиться в группы, они и предлагают отчасти растерявшемуся ребенку как нужно себя вести и что делать (разумеется, как им бы того хотелось).
Манипуляция
Каждый человек индивидуален. Принятие решения осложняется процессами манипуляции и психологического давления группы.Манипуляция - это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий. Это скрытое управление собеседником против его воли. Поскольку манипуляция – скрытое и косвенное воздействие, необходимо отметить, что даже не каждый взрослый может защитить себя от нее.Одним из жестких приемов подростковой манипуляции является достаточно распространенный, выраженный в слогане «А слабо!», который можно расшифровать примерно так: «Если ты настоящий мужчина, то ты сделаешь это…». Проблемными для подростков являются темы, связанные с недостатками, особенно физическими. Подростки стремятся во что бы то ни стало доказать свою силу, взрослость. Часто взросление понимается подростками слишком утилитарно: перенять такие атрибуты взрослой жизни, как курение, алкоголизм, наркотики, сексуальные отношения.
Групповое давление
Примеры наиболее распространенных ситуаций, которые иллюстрируют эти феномены: Класс решил уйти с уроков, но несколько человек не хотят этого, и на них начинает давить группа желающих «сбежать»: «Ты будешь предателем!», «Ты боишься, ты трус!». Группа подростков уговаривает закурить своего сверстника: «Ну ты что, слабак? Девчонка?», «Ты - маменькин сынок!».Часто в таких ситуациях используются и просьбы: «Ну что ты ломаешься?», «Видишь все общество тебя уговаривает», «Мы же всегда все делали вместе!», «Ты же свой парень, ты же не станешь нас подводить!»… Многие в таких ситуациях ощущают себя в тупике: «И отказать друзьям не могу, и делать то, на что они уговаривают, не могу и не хочу, нет никакого выхода». Отсюда подавленное состояние и абсолютная беспомощность.
Важная истина также заключается в том, что нужно обладать настоящей нравственной силой, чтобы не поддаваться влиянию. Конечно, далеко не все дети в школе такой силой обладают. Поэтому наша задача - помочь детям выработать в себе такую внутреннюю силу и воспитать в них уверенность в себе.Вспомните свое детство. Какого рода давление со стороны сверстников Вы испытывали будучи маленьким ребенком? В подростковом возрасте? Как Вы справлялись с этим? Вам это удавалось? Поступали бы Вы иначе теперь? Заставляли ли Вы когда-либо своих друзей делать то, чего они не хотели? Как они реагировали? Помните, что влияние сверстников может быть и положительным, например здоровое соревнование, положительный образец для подражания, вдохновляющие новые идеи.
Как противостоять давлению сверстников?
Поговорите с родителями о том, какого рода давление на ребенка со стороны сверстников их беспокоит. Предпринимают ли они что-либо, чтобы помочь своим детям противостоять давлению? Лучше всего дети учатся противостоять отрицательному давлению, наблюдая, как сами взрослые отстаиваете свои взгляды.
Известный американский педагог Мишель Борба предлагает следующие шесть стратегий развития способности противостоять давлению со стороны сверстников:

      Отстаивать свое мнение, демонстрируя уверенность позой. Научите ребенка отстаивать свои взгляды и не поддаваться, приняв позу, выражающую уверенность: стать выпрямившись, слегка расставив ноги, высоко поднять голову и смотреть прямо в глаза человеку. Объясните ребенку, что поза, которую он принимает, как правило, несет больше информации, чем слова, которые он произносит.

      Твердо сказать "нет". Особо подчеркните, что коль скоро ребенок решил не делать того, что ему предлагают, он должен дружелюбно, но твердо и непреклонно сказать об этом и не сдаваться. Напомните ребенку, что его задача - не пытаться переубедить другого, а уберечь себя от беды и придерживаться своих взглядов.

      Попрощаться и уйти. Особо подчеркните, что противостоять другу нелегко. Объясните, что он может столкнуться с запугиванием, насмешками или неприятием его мнения, но на то и существует смелость, чтобы противостоять. Иногда лучше просто выйти из ситуации. Родители должны договориться с ребенком, что каждый раз, почувствовав себя небезопасно в какой-либо ситуации, он должен позвонить им, и они его заберут, не задавая вопросов.

      Уметь найти уважительные причины для отказа. Ребенок может объяснить сверстникам причину отказа, например, так: "Я сказал отцу, что буду дома", "Мне нужно кое что сделать дома", "Я обещал другу зайти". Родители должны разрешить ребенку ссылаться на них в качестве отговорки, например: «Мать мне жизни не даст, если я сделаю это».

      Повторять свое решение. Скажите ребенку, что иногда помогает, если несколько раз повторять, как заезженная пластинка: "Нет, это неправильно", "Нет, это неправильно". Это придает уверенности и помогает сохранить свои позиции.

      Объяснять причины отказа. Размышление о возможных последствиях помогает укрепить убеждение ребенка в том, что ввязываться не стоит. Поэтому предложите ему объяснять причину отказа: "Это противозаконно", "Меня накажут" или "Я могу пострадать".

Начало занятия.

Не называя тему данного занятия, учитель может сделать к нему такое оригинальное вступление с тем, чтобы при активном размышлении самих учащихся они самостоятельно пришли к определению его тематической направленности: «Каждому из вас с детства знакома сказка Андерсена о голом короле. Многие из вас сидя в кинозале или в театре, наблюдали порой, как плачут при восприятии отдельных эпизодов на экране или сцене взрослые, в то время, как молодые люди (подростки и юноши) бросали на них недоуменные взгляды. А вот эпизод из фильма: малыш ест пересоленную кашу, морщится от неприятных вкусовых ощущений, но когда ему задают вопрос «Вкусна ли каша?», он утвердительно кивает головой в знак согласия, поступая так только потому, что другие дети, находящиеся рядом с ним и евшие нормальную, а не пересоленную кашу, сказали до него, что каша вкусная. Как вы думаете, что есть общего в поведении придворных, восхищающихся нарядом короля, хотя для всех них было очевидно, что он голый, в поведении подростков и юношей, почти никогда не плачущих при восприятии трагических эпизодов на экране, в поведении малыша, кушающего пересоленную кашу? Учитель должен побудить учащихся задуматься и руководя поиском искомого ответа на заданный вопрос, учитель целенаправленно, шаг за шагом должен подвести их к выводу о том, что общим во всех ситуациях является давление со стороны других людей.
Упражнение «Отказ»Цель: выработка умения сказать «нет!».Группа делится на 3-4 подгруппы. Каждой подгруппе предлагается на выбор одна из ситуаций, в которой субъект подвергается провокации или давлению со стороны других.Возможные ситуации: - «Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома»;- «Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома»;- «Можно мы с другом переночуем у тебя, когда твоих родителей не будет дома»;- «Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает тебе выпить вместе с ним».Задание подгруппам: в течение 10 минут придумать и разыграть как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» ситуации перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой – «отказывающегося». Каждый использует разные стили отказа: уверенный, неуверенный, агрессивный.По завершении упражнения обсуждается, какая тактика была самой эффективной и почему: грубость вызывает ответную агрессию и чаще всего не приносит успеха, неуверенность ставит человека в полную зависимость от других и тоже часто приводит к поражению, уверенность же вызывает у окружающих доверие и уважение и поэтому является наиболее эффективной поведенческой тактикой. Еще раз делается вывод о преимуществах уверенного поведения.Необходимо подвести участников к пониманию, что уверенность приобретается с расширением жизненного опыта и знаний, что уверенными чаще всего бывают те, кто сам готов прийти на помощь другим, оказать поддержку тому, кто в ней нуждается.
Занятие-практикум

Как отстоять свою точку зрения? Цель: научить учащихся отстаивать свою точку зрения.Основные понятия: самоутверждение, правила формулировки отказа другому.

Исследовательские задания:

      Проиграйте ситуацию. Придумайте аналогичные ситуации, где нужно обосновать свой отказ и сказать решительное «нет».

      Составьте правила убеждения другого.

      Найдите выход из ситуации:Виктор и Сергей хорошие друзья. Виктор имеет возможность зарабатывать деньги. Он несколько раз давал деньги в долг Сергею. Последнее время Виктор заметил, что Сергей все чаще не отдает деньги в срок. Виктор решает обсудить этот вопрос с Сергеем после школы и попросить его поскорее вернуть деньги.Примените правила убеждения в соответствии с данной ситуацией.
      Правило
      Описание
      Слова, которые вы можете произнести
      Высказывание
      1.Объясните, что вы чувствуете и в чем проблема
      Выскажите свое мнение о поведении (проблеме) Опишите проблему, нарушившую ваши права и обеспокоившую вас
      -Я чувствую неудовлетворенность, когда…-Меня огорчает, когда…-Мне больно когда…-Мне нравится, когда…
      У меня такое чувство, что меня используют, когда я одалживаю деньги и не получаю их в срок
      2.Изложите свое требование
      Четко изложите, что вы хотите
      -Меня бы больше устраивало, если бы…-Не мог бы ты…-Пожалуйста не надо…-Мне бы хотелось, что бы ты не…
      Меня бы больше устроило, если бы ты отдавал мне деньги как можно скорее, когда ты их занимаешь у меня
      3.Выясните мнение вашего партнера о вашем требовании Ответ партнера
      Попросите вашего партнера выразить свои чувства или мысли относительно вашего требования Ваш партнер высказывает свои чувства или мысли, касающиеся вашего требования
      -Что ты думаешь об этом?-Тебя это устраивает?-Каково твое мнение?-Какова твоя точка зрения по этому вопросу?-Тебе это подходит?Ваш партнер отвечает на ваш вопрос
      Тебя это устроит? Да, я думаю, ты прав. Я плохо поступил, что не отдал тебе деньги вовремя, но в следующий раз я верну их быстрее
      4.Отреагируйте на слова партнера, поблагодарив его
      Если ваш партнер принимает ваше требование, на этом беседу следует закончить
      -Спасибо.-Прекрасно, я тебе благодарен.-Я счастлив, всего хорошего.-Прекрасно.
      Спасибо за то, что ты меня правильно понял.Пошли, послушаем музыку
      4.Класс разбивается на пары. Необходимо выполнить следующие задания:-Вы и ваш партнер должны выбрать одну из нижеследующих ситуаций.-Используя представленную таблицу правил убеждения в своей правоте, напишите высказывания, в которых вы отстаиваете свою точку зрения в данной ситуации. Один из партнеров читает запись другому.-Можете вносить изменения, если вы считаете, что это необходимо. Ваш партнер должен прочитать написанное вами высказывание еще раз.Ситуация 1.Приятель(ница) по дому предложил(а) вам пойти с ним(ней) в одну компанию. Вы не знаете ни одного из тех ребят, которые там будут. И это вас беспокоит. Кроме того, вы слышали, что этот (эта) приятель(ница) курит и пользуется не очень хорошей репутацией в школе. Вы решаете проявить упорство и сказать ему (ей) «нет».Ситуация 2. Товарищ по дому спрашивает, не хотите ли вы, чтобы он подвез вас домой после школы. Вам не очень нравится этот человек, и вы неловко себя чувствуете. Вы решаете проявить настойчивость и отказаться от поездки. Ситуация 3. В компании, собирающейся у вашего подъезда, некоторые ребята курят. Однажды один из лидеров компании предлагает вам покурить. Вам трудно принять решение. Попробуйте в соответствии с правилами сформулировать отказ от предложения (смотри таблицу).
      Как вас могут заставить отказаться от вашего намерения или принять чье-то предложение
      Форма воздействия
      Пример
      1.Подавлять вас
      -Ты просто боишься.
      2.Убеждать
      -Почему нет? Все это делают.
      3.Угрожать
      -Соглашайся или расстанемся. Я могу тебя ударить, если не согласишься.
      4. Говорить, что нет никакой проблемы
      -Ничего плохого не случится. Не волнуйся.
      5. Приводить доводы
      - Ты мне обязан(а). Ты уже достаточно взрослый(ая)
      6.Уводить от темы
      - У тебя прекрасные глаза. Мне нравится, когда ты сердишься.
      И еще одно замечание напоследок. Самым надежным средством не попасть в зависимость от других людей или в зависимость от группы является умение ребенка отстаивать свои права, и прежде всего три основных жизненных права: Право делать то, что для тебя лучше. Право самому выбирать.Право переменить решение. Подумайте, признаете ли Вы за собой и за Вашим ребенком эти права? Позволяете ли на деле реализовывать эти права в повседневной жизни?
      Спасибо за внимание!

Реакция ребенка на конфликтные ситуации во многом определяет уровень его социальной адаптации. Не все дети отличаются добродушием и демократичностью, и рано или поздно ребенку придется с этим столкнуться. Только вот как он будет действовать в не самых приятных обстоятельствах?
Что же делать, если вашего ребенка обижают? Все зависит от того, каковы исходные обстоятельства и кто агрессор.

Детский сад и дошколята
Если мы имеем дело с детской площадкой, где вашего двухлетку бьет лопаткой по голове его ровесник, то лучше обходить драчуна стороной. Объяснить малышам, почему обидчик не прав и почему драться нехорошо, не получится. Причинно-следственные связи пока не поддаются их пониманию. Если же вашего ребенка систематически обижают в детском саду, то в первую очередь стоит выяснить, кто это делает, почему и куда в эти моменты смотрит воспитатель.

Ребенку отдельно стоит объяснить, что люди вокруг разные: кто-то умеет объяснять свои желания и чувства словами, а кто-то нет, поэтому он вынужден драться и толкаться. Последних лучше обходить стороной, не играть с ними, а если они сами подходят, то нужно сообщить им твердым голосом: «Я не хочу с тобой играть. Ты дерешься (или обзываешься)!» Если это не помогает, то стоит попросить помощи у воспитателя. Обратите внимание, что такую стратегию нельзя назвать ябедничеством, о чем часто тревожатся многие папы. Ведь сначала мы настаиваем на разговоре с обидчиком напрямую, а не поощряем ребенка действовать у того за спиной. Но если задира его не услышал, выбора не остается: нужно обращаться к старшим.

Также полезно проигрывать с малышом сложные ситуации в игре или рассказывать терапевтические сказки, где описываются всевозможные конфликты и даются мирные способы их разрешения. Такие сюжеты можно сочинять самим, максимально приблизив их к ситуации, с которой столкнулся ваш ребенок. Все, что кроха проигрывает вместе с вами, он словно проживает сам, получая таким образом новый опыт. Когда в запасе у него будут разные варианты поведения в конфликтной ситуации, драка окажется последним пунктом в этом списке. А со временем он начнет понимать, что далеко не всегда проблема в нем или в его поведении.

Начальная школа
Если ребенка обижают в начальной школе, то линия поведения должна быть такой же, как и в детском саду, но есть и некоторые нюансы. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы провести с ним мягкий разговор по душам. Цель – вместе выяснить в ходе беседы, когда это началось и по какой причине ему, к примеру, дали обидное прозвище. И обязательно предложите своему ребенку вспомнить, какой поступок он совершил накануне. Сделать так необходимо, чтобы дать ему возможность осознать: дразнилки редко рождаются на пустом месте. Однако при этом вы должны всегда оставаться на стороне ребенка.
Совсем иначе придется действовать в том случае, если вашего ребенка обижают ребята из старших классов. Лучше вмешаться сразу. Сначала необходимо поговорить с учителями, потом с родителями обидчиков, если потребуется. Дома папа может показать сыну эффективные приемы самозащиты. Это мальчика только закалит и придаст ему мужественности. Если у вас дочь, вы должны незамедлительно дать понять обидчикам, что девочка находится под вашей защитой и что с ней так вести себя нельзя.

Средняя школа
Ребенка целесообразно все-таки обучать так, чтобы его представления о мире совпадали с реальностью, какой бы она ни была. Собственно, именно поэтому дочерей и сыновей мы учим разным вещам. «Дай сдачи!» – формулировка правильная, но только для мальчика. Она приучает парня защищать свои границы.
Самое социально адекватное поведение какое только возможно, если его емко писать в одной фразе: действуй по ситуации.
Подразумевается, что пока конфликт словесный, защищай себя словесно, а если тебя ударили – не стой сложа руки, ведь это просто опасно. Безусловно, важно учить детей не оскорблять людей без причины и не бить никого первым просто так. Но жестких ограничений ребенку давать не нужно. В жизни вполне может возникнуть ситуация, когда физическая агрессия будет адекватным ответом на нефизическую агрессию.
Ребенок, конечно, сам идеальный путь не выберет, но пока он этого делать не умеет, не стоит загонять его в жесткие рамки. Иначе он усвоит однобокую модель поведения и не научится гибкости, которая важна для принятия единственно верного решения в экстремальной ситуации.
Ставить рамки не следует сразу по нескольким причинам. Во-первых, подавлять эмоции вредно. Мы биологически так устроены, чтобы свои эмоции проявлять, особенно гнев, злость и агрессию. В ситуации, когда ребенок не может дать сдачи, когда его заставляют прогибаться, он чувствует себя униженным и оскорб­ленным. Но сделать ничего не может. Как бы он ни поступил, он все равно проиграет: если сдержится, будет чувствовать себя паршиво, если ударит – его отчитают. Такую ситуацию безвыходности каждый мальчик переживает очень тяжело.
Возможно, именно поэтому современные папы, которые сами в детстве прошли через похожие испытания, учат своих детей давать сдачи. То есть учат их вести себя адекватно.
Во-вторых, если некоторым детям постоянно запрещать драться, может случиться так, что в какой-то момент они взорвутся, схватят стул и проломят сверстнику голову. Кстати, такие случаи далеко не редки. Лучше, когда конфликт все-таки не доходит до точки кипения. Просто не нагнетайте обстановку. В обычной детской драке до перелома дойти очень тяжело.
Дошколята и даже школьники начальных и средних классов сильно ударить не могут, у них масса тела слишком маленькая. Так что если ваш ребенок даст кому-то сдачи, ничего страшного не произойдет. Плохо будет тому, кто напал.
Абсолютно естественно, когда человек ощущает на себе последствия собственного поведения. В следующий раз, может быть, больше так делать не будет. Кстати, если по заслугам получит девочка, для нее это будет еще полезнее. В тот момент, когда девочка начинает драться, она перестает быть девочкой и становится агрессором. И ее надо ударить. Это просто нормально. Еще не стоит забывать, что, если мальчика будут постоянно атаковать задиристые девочки, а его будут принуждать терпеть эти издевательства, это может негативно повлиять на его сексуальную ориентацию.

Разница между мальчиками и девочками существует, но в другой плоскости. Если девочки дерутся между собой, это одно дело. Здесь работают те же установки, что и для мальчиков: дать сдачу подружке – это правильно, потому что так ты защищаешь свои границы. А вот с мальчиками лучше не связываться. По той причине, что девочка физический конфликт не выиграет. И бессмысленно обучать ее тому, в чем она не преуспеет.
Да, пока дети маленькие, теоретически силы равны, но если вы приучите дочь драться с мальчиками, рано или поздно для нее это закончится плохо. Если же конфликт затянулся и девочку систематически обижают сверстники, лучше приучить ее не бить в ответ, а решать вопрос социальным способом: рассказать о проблеме взрослым. Кстати, мальчику о такой тактике поведения тоже нужно поведать.
Конечно, нужно учить детей договариваться и решать конфликты самостоятельно, но если не получается, они должны обратиться за помощью к старшим.

По материалам статьи А.Кобозевой

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.