Лоскутная техника: шитье пэчворк, техника быстрого шитья, картинки либолеман, акварель и пицца, технология ляпочиха, мастер класс, видео-инструкция. План-конспект на тему: Открытое занятие "Техника лоскутного шитья "Ляпочиха"

Татьяна Кирюшатова

"Ляпочиха " - интереснейшая техника лоскутного шитья . Еще ее называют : “ляпоток” , “ляпачок”, “ляп”, “лапша”. Для изготовление ковриков и подушечек в этой технике чаще всего используют трикотажные ткани, так как они не сыпятся.

Трикотаж нарезают небольшими полосочками, квадратами, прямоугольниками, которые рядами пристрачивают к тканевой основе. Чередуя трикотажные элементы разного цвета можно получить удивительные узоры.

На просторах интернета я видела пейзажные картины, выполненные в этой технике .

Повосхищавшись творчеством мастериц-рукодельниц , как педагог-дошкольник, я стала думать, как адаптировать технику "ляпочиха " для своих дошколят. И тут на радость в интернете нашлась интересная идея и пятилетняя племянница пришла как раз вовремя.

Мы сегодня будем заниматься творчеством? - спросила она с порога.

Будем! - ответила я. - Сегодня мы сотворим коврик в технике "ляпочиха ".

Для детской "ляпочихи " нам понадобилась сетка, которая продается в магазинах для садоводов и огородников. А еще в ход пошли старые трикотажные футболки, которые мы разорвали на ленточки длиной примерно 15 см, шириной 1,5-2 см.

Больше ничего не надо! Только усидчивость, желание творить и умение завязывать бантики.

Ленточку привязываем к каждой стороне клеточки и завязываем на бантик. Это все очень просто для взрослого, но совсем не просто для дошколенка. Тем не менее, если начал, то остановиться уже не так просто, хочется поскорее закончить.

Процесс продолжается :



Наш маленький коврик мы творили с Аринкой вдвоем. Это занятие заняло у нас более трех часов. Правда, были перерывы на чай и танец "Золотая хохлома", который Аринка в садике выучила.


Готовый коврик нам очень понравился. Аринка сказала, что подарит его своей кукле Настеньке. А когда за Аринкой пришел папа, она начала давать ему задания :

Нужно поехать в магазин для огородников, купить там сетку, нарезать ее на квадраты. Еще нужно найти много старых футболок и нарвать их на полосочки. Все это надо отвезти в детский сад.

Зачем? - удивились мы.

Всех детей нужно научить этой "ляпочихе ".

А почему бы и не научить? "Детская ляпочиха " - прекрасный способ развития мелкой моторики, усидчивости и терпения.

Ляпочиха — занимает особое место в ремизном ткачестве на стане, в лоскутной технике и вязании. Великое множество приемов, усложняющих, и тем самым обогащающих поверхность полотна, делает это направление особенно привлекательным.

Интересно, что слово «ляпок» считается простонародным, также как и глагол ляпать, в то время как в немецком языке вполне литературным является слово der Lappen — тряпка, лоскут. Установить взаимосвязь таких близко звучащих слов, первородство того или другого — задача лингвистов. Нас же интересуют сами изделия под названием «ляпачиха».

Характерной особенностью «ляпачихи» является так называемая «ворсистость» поверхности. Это чисто внешний признак. Достигнуть этого эффекта возможно двумя путями.

Один путь, когда «ляпочок» (лоскуток) пришивается на поверхность готовой ткани. Для нее годятся любые ткани. Берем основу – ткань, на которую будем нашивать наши полоски. Если делаем коврик, то края обрабатываем, если же потом будем использовать в другом изделии, например, как лоскутную раму, то оставляем края открытыми. Основа должна быть достаточно плотной. Нарезаем ткани на полоски примерно 1х12 см, можно шире или короче, как вам хочется. Чем короче заготовленные полоски, тем пушистее получится конечный результат. Отступив от края основы 2-3 см настрачиваем наши полоски по середине в одну линию вдоль края.

Затем загибаем пришитые полоски к краю и, отступив от строчки 3-4 см (в зависимости от того, какой длины ваши полоски), пришиваем следующий ряд. Потом снова: отогнули, настрочили следующий, отогнули и т.д. Шов всегда ведем по середине полосок.
Видели, наверное, такие пушистые коврики в деревнях?
А сейчас в ляпачихе делают такие вещи!

Второй — Вязаная ляпачиха Если соединить широко известную технику вязания крючком половичков из полосок ткани и главное достоинство ляпачихи - выход лоскутков из плоскости, можно получить яркое декоративное изделие. Делается это так. Вместо прямой полоски ткани, вырезаемой для вязания, нужно приготовить полоску усложненной формы.

Для этого вырезать из ткани полосу шириной 3-10 см (более узкие для плотной ткани, более широкие - для тонкой) (рис. 1). Разрезать ее вдоль по ломаной линии до точки А, (рис. 2). После разрезания получится полоса рельефной формы в два раза длиннее заготовки (рис.3), из которой крючком вяжется ляпачиха.

Объемность а вязаной ляпачихе получается за счет выступающих участков ткани в подготовленной для работе полосе.

Третий путь: «ляпочок» вводится в структуру ткани в процессе ее возникновения — ткачества. Разные лоскуты, выбранные по замыслу автора-ткача определенного размера и цвета, вставляются в некоторое число нитей основы на уточную нить и затем вместе с уточной нитью переплетаются с нитями основы, замыкаясь в своем зеве. Наиболее интересным и органичным на наш взгляд является последний вид «ляпачихи».

Все три приема привлекательны тем, что они изменяют поверхность ткани: она становится подвижной, более выразительной и эмоционально заряженной. Варьируя лоскутки разного цвета, возможно живописать поверхность, придавая изделию цветовое разнообразие, или строгую графичность. Это не просто придание «ворсистости» тканине подобно ворсовым коврам. Введение лоскута не только меняет фактуру ткани. Поверхность оживает, приобретает дыхание и внутреннее движение.

Техника «ляпачиха» широко использовалась для создания предметов домашнего обихода: покрывал, половиков, накидок, кукол, головных уборов и свадебных одеял.

Но не только из-за внешних достоинств в технике «ляпачиха» ткались свадебные одеяла. Магия введенных ярких лоскутов придавала им свойства оберегов. Они являлись предвестниками
продолжения жизни, плодородия, благополучия. Мифологема яркого, цветного, в основном красного лоскута очень живуча в традиционной культуре. Тряпичные атрибуты присутствовали во многих ритуалах (родильный обряд, свадебный, похоронный, рекрутский, обряд перехода в новый дом, календарные обряды и др.). Красный лоскуток как символ, знак в культуре подробно рассматривается в работе Веселовой «Красные девицы и кумач; цветные атрибуты праздника». Семантика ярких, в основном красных лоскутов атрибутировалась по исследованиям Тернера, как девичья кровь, продуцирующая сила.

Текстиль в силу своего физического строения способен запечатлевать в своей структуре высокие эмоционально-физиологические проявления человека. Видимо поэтому лоскуткам, особенно побывавшим в употреблении, приписывались магические свойства.

Достаточно интересен сегодняшний день бытования техники «ляпачихи» в городском пространстве. В этой технике создаются и другие предметы обихода, например, абажур.

Каково наше отношение к такой привлекательной во всех отношениях технике? Все-таки для нас большое значение имеет чувственное, эстетическое восприятие изделия.

Мастер-классы "ЛЯПОЧИХА".

Техника лоскутного шитья «Ляпочиха».
Изготовление коврика.
В кабинете набирается очень много мелких, ненужных обрезков после раскроя изделий и для этой техники лоскутного шитья всё это подходит как нельзя лучше. Она приучает учащихся к экономике и бережливому отношению. Хорошо развивает фантазию. Так же она хорошо подходит для групповой работы. Её можно использовать в любых классах начиная с 1 и заканчивая 11 классами, усложняя только изделия. Можно использовать в конкурсах «Кто больше вырежет и завяжет полосок» или «Чья команда больше вырежет и пришьёт полосок» и т.п.

Цели:

Задачи:

Научить работать в технике лоскутного шитья «Ляпочиха» через знакомство с отличительными особенностями техники, технологической последовательностью изготовления коврика.

Развивать внимание, память, навыки шитья, эстетический вкус.

Воспитывать уважение к традициям народного искусства; интерес к лоскутному шитью, аккуратность, усидчивость.

Воспитать бережное отношение человеческому труду и вещам.

Тип урока:

  • изучение нового материала и систематизация знаний и имений.
    Формы работы:
  • индивидуальная, групповая.

Методы:

Сохраняющие здоровье технологии:

  • Физминутки

Задание:

  • начало работы над изготовлением коврика в технике «Ляпочиха».

Продолжительность:

  • 90 минут.

Оборудование:

  • Т.С.О. – проектор, ноутбук.
  • Материалы и инструменты:
  • Деталь основы;
  • Деталь подкладки;
  • Полоски х/б тканей разного цвета размером 2х8см;
  • Нитки;
  • Ножницы;
  • Игольница с иглой и булавками.

Зрительный ряд:

а) Дидактический материал:

  • Карточки с последовательностью пришивания лоскутков

б) Демонстрационный материал:

  • Презентация «Лоскутное шитьё. Техника „Ляпочиха“;
  • Образцы „Технология изготовления коврика“.

Структура занятия:

I. Организационный момент

II. Знакомство с темой и целями занятия

2.1. Объявление темы занятия.
2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.

III. Изучение нового материала

3.1. Словарная работа.
3.2. Техника „Ляпочиха“ (обзор).

IV. Практическая работа – 70 мин .

4.1. Инструктаж по технике безопасности.
4.2. Организация рабочего места.
4.3. Этапы работы по изготовлению коврика.

V. Анализ работ

– 3 мин.
VI. Итог занятия – 1 мин.

Предварительная работа:

раскрой основы, раскрой полосок из различных материалов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Рассаживание на свои места.

II. Знакомство с темой и целями занятия.

2.1. Объявление темы.

Тема нашего занятия: „Техника лоскутного шитья “Ляпочиха». Изготовление коврика" (Приложение1. Слайд 1)

2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.

Все окружающие нас вещи (книги, мебель, одежда и др.) носят на себе печать своих владельцев и составляют неповторимый индивидуальный предметный мир, наше второе «я». Бережное, рачительное отношение к своему второму «я» говорит о том, какой хозяин в доме.

В старину в крестьянских семьях хозяйство вели очень рачительно и ничего не выбрасывали. Считалось, что с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Сломанные вещи ремонтировались, одежда перешивалась, а то, что не подлежало переделке, сжигалось в печи. Даже изношенные старые лапти после изготовления новых, закапывались в грядки.

Ненужные вещи использовались народными мастерицами в лоскутном шитье. Из мелких обрезков самых разных по фактуре тканей изготавливались разные изделия: лоскутные покрывала и одеяла, подушки, игрушки, коврики и многое другое (Приложение 1. Слайд2-10)

Эти ни на что другое уже не годные кусочки пришивались в определенном порядке, а иногда и просто так на некоторую основу, сшивались между собой, образуя узоры и орнаменты, и становились маленькими произведениями искусства. Они служили в быту и давали тем самым вторую, а может быть, и третью жизнь ненужным вещам.

Сегодня и мы постараемся дать вторую жизнь старым вещам. Познакомимся с техникой лоскутного шитья «Ляпочиха» и начнем работу по изготовлению коврика в технике «Ляпочиха». Но вначале я познакомлю вас с этой техникой. (Приложение 1. Слайд11- 16)

А вот некоторые современные мастерицы достигли высочайшего мастерства в этой технике и создают целые картины (Приложение 1. Слайд21- 28)

Так же современные мастерицы используют эту технику для создания сумок и игрушек (Приложение 1. Слайд29- 30)

Эту старинную техника очень любили на севернее. Лоскуток назывался раньше «ляпочком». Поморки - рачительные хозяйки, каждый кусочек в дело шел. Причем изделия должны быть не просто удобные и полезные в хозяйстве, но и радующие глаз. А поскольку мастерица вкладывала в работу всю свою душу, то каждая такая вещь считалась мощным оберегом. Например, изготовленные из «ляпочек» пушистые коврики клали перед кроватью. И если приснился ночью дурной сон, надо было утром встать босыми ногами на защитный коврик, чтобы сон не сбылся. Коврики из более грубых материалов, из мешковины или дерюжки клали у входа. Считалось, что он очищал каждого на него ступившего от дурных мыслей и намерений. Нарядное «махровое» покрывало непременно дарили на свадьбу. Да и имеющийся в каждом доме сундук с «добром» тоже обязательно накрывали таким лоскутным «оберегом».
А вот круглые коврики их называют «кругляши» - были символ солнца, их как салфетки, клали на стол, тумбочки, вешали на стены.

III. Изучение нового материала.

3.1. Словарная работа.

Ляпочиха – это пришивание мелко нарезанных полосок ткани на основу. Встречаются различные ее названия: «ляпоток», «ляпачок», «ляп», «лапша». (Приложение 1. Слайд 33)

Отдельный торчащий лоскутик ткани называют «ляпачок» (Приложение 1. Слайд 34)

3.2. Техника «Ляпочиха» (обзор).

В технике «Ляпочиха» существует несколько вариантов пришивания лоскутков на основу.

2 вариант – полоски пришиваются по разметке (Приложение 1. Слайд 36)

Основа для изготовления изделий может быть квадратной, круглой, прямоугольной формы. По разметке полоски пришиваются от центра к краям изделия, ряд за рядом.

Получаются вот такие красивые изделия (Приложение 1. Слайд 37)

Ткань нарезают не только мелкими полосками, но и квадратной и прямоугольной формы.

Существуют способы пришивания лоскутков на основу.

Лоскутки квадратной формы пришиваются к основе только за середину, образуя так называемый «цветок» (Приложение1. Слайд 38)

А лоскутки прямоугольной формы скручиваются посередине, образуя «бабочку» и пришиваются к основе (Приложение1. Слайд 39)

Чтобы изделия были аккуратными и красивыми, используются трикотажные ткани, так как они несыпучие и придают объёмность изделию.

Следующий способ изготовления на сетке:
полоски привязывают двойным узлом « восьмеркой»
(Приложение 1. Слайд 40)

Способ изготовления на мешковине: завязывание полосок двойным узлом (Приложение 1. Слайд 41)

Сейчас мы будем изготавливать в технике «Ляпочиха» –коврик (Приложение 1. Слайд 42)

В зависимости от величины лоскутков можно получить коротковорсовый или длинноворсовый коврик.

Мы будем изготавливать длинноворсные коврики.

Для него необходимы лоскутки прямоугольной формы размером 2х10см. (Приложение 1. Слайд 34-38)

IV. Практическая работа.

А сейчас вы разделитесь на группы:

  • Первая группа будет делать наволочку из 4-х частей.
  • Вторая группа будет делать коврики для скамеек.
  • Третья группа будет делать покрывало на сундук и одеяльце для куклы.

4.1. Инструктаж по технике безопасности .

Но перед началом работы повторим правила техники безопасности.

Вначале вы назовете правила ТБ при работе с иглой и булавками, затем проверим правильность ответов на экране.

А теперь назовите правила ТБ при работе с ножницами.

Проверяем, все ли вы назвали (Приложение 1. Слайд 44-45)

4.2. Организация рабочего места.

Какие материалы и инструменты нам понадобятся для работы?

Материалы и инструменты:

  • Деталь основы;
  • Полоски ткани разного цвета прямоугольной формы размером 2х10см;
  • Нитки;
  • Ножницы;
  • Игольница с иглой и булавками;
  • Деталь подкладки;
  • Косая бейка для обработки края изделия
  • Для пришивания лоскутков на основу мы будем использовать швейную машину. (Приложение 1. Слайд 45-47)

Возьмите всё необходимое для работы и подготовьте свои рабочие места.

  • Физминутки

V. Анализ работ.

При анализе детских работ отмечается:

  • Аккуратность работы;
  • Правильность пришивания лоскутков или завязывание.

VI. Итог занятия.

  • С какой техникой лоскутного шитья вы познакомились?
  • Что означает слово «Ляпочиха»?
  • Учащиеся делятся впечатлениями.

Сегодня мы с вами познакомились с техникой лоскутного шитья «Ляпочиха», начали работу над изготовлением ковриков в технике «Ляпочиха». На следующих занятиях мы продолжим их изготовление. Коврики могут служить теплым покрывальцем на стул или половичком у кровати. Такие коврики будут интересным и оригинальным подарком к празднику вашим родным и близким людям.

А знания, полученные на занятии, вам пригодятся: вы можете научить изготавливать такие коврики своих родных, подруг или друзей. А коврики мы с вами подарим нашему школьному музею «Мир русской семьи», чтобы и другие ребята познакомились с таким видом работы, бережному, рачительному отношению к своему второму «я».

Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо потрудились и увидели первые результаты своего труда.

Цели:

  • Познакомить учащихся с техникой лоскутного шитья “Ляпочиха”;
  • Развивать творческие способности учащихся.
  1. Научить работать в технике лоскутного шитья “Ляпочиха” через знакомство с отличительными особенностями техники, технологической последовательностью изготовления коврика.
  2. Развивать внимание, память, навыки шитья, эстетический вкус.
  3. Воспитывать уважение к традициям народного искусства; интерес к лоскутному шитью, аккуратность, усидчивость.

Тип занятия: изучение нового материала.

Задание: начало работы над изготовлением коврика в технике “Ляпочиха”.

Продолжительность: 45 минут.

Оборудование:

1. Т.С.О. – интерактивная доска, проектор, ноутбук.

2. Материалы и инструменты:

  • Деталь основы;
  • Деталь подкладки;
  • Полоски трикотажа разного цвета размером 4х8см;
  • Пяльца;
  • Нитки;
  • Ножницы;
  • Игольница с иглой и булавками.

Зрительный ряд:

а) Дидактический материал:

  • Карточки с последовательностью пришивания лоскутков по цвету.

б) Демонстрационный материал:

  • Презентация “Лоскутное шитьё. Техника “Ляпочиха”;
  • Образцы “Технология изготовления коврика”.

Структура занятия:

I. Организационный момент – 1мин.

II. Знакомство с темой и целями занятия – 2 мин.

2.1. Объявление темы занятия.
2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.

III. Изучение нового материала – 3 мин.

3.1. Словарная работа.
3.2. Техника “Ляпочиха” (обзор). Способ “бабочка”.

IV. Практическая работа – 35 мин.


4.2. Организация рабочего места.
4.3. Этапы работы по изготовлению коврика.

V. Анализ работ – 3 мин.
VI. Итог занятия – 1 мин.

Предварительная работа: раскрой основы, раскрой полосок из трикотажа

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. Приветствие гостей, рассаживание на свои места.

II. Знакомство с темой и целями занятия.

2.1. Объявление темы.

Тема нашего занятия: “Техника лоскутного шитья “Ляпочиха”. Изготовление коврика” (Приложение 1. Слайд 1)

2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.

Все окружающие нас вещи (книги, мебель, одежда и др.) носят на себе печать своих владельцев и составляют неповторимый индивидуальный предметный мир, наше второе “я”. Бережное, рачительное отношение к своему второму “я” говорит о том, какой хозяин в доме.

В старину в крестьянских семьях хозяйство вели очень рачительно и ничего не выбрасывали. Считалось, что с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Сломанные вещи ремонтировались, одежда перешивалась, а то, что не подлежало переделке, сжигалось в печи. Даже изношенные старые лапти после изготовления новых, закапывались в грядки.

Ненужные вещи использовались народными мастерицами в лоскутном шитье. Из мелких обрезков самых разных по фактуре тканей изготавливались разные изделия: лоскутные покрывала и одеяла, подушки, игрушки, коврики и многое другое (Приложение 1. Слайд 2-10)

Эти ни на что другое уже не годные кусочки пришивались в определенном порядке, а иногда и просто так на некоторую основу, сшивались между собой, образуя узоры и орнаменты, и становились маленькими произведениями искусства. Они служили в быту и давали тем самым вторую, а может быть, и третью жизнь ненужным вещам.

Сегодня и мы постараемся дать вторую жизнь старым вещам. Познакомимся с техникой лоскутного шитья “Ляпочиха” и начнем работу по изготовлению коврика в технике “Ляпочиха”. Но вначале я познакомлю вас с этой техникой.

III. Изучение нового материала.

3.1. Словарная работа.

Техника “Ляпочиха” очень проста и интересна. Что же такое “Ляпочиха”?

Ляпочиха – это пришивание мелко нарезанных полосок ткани на основу. Встречаются различные ее названия: “ляпоток”, “ляпачок”, “ляп”, “лапша”. (Приложение 1. Слайд 11)

Отдельный торчащий лоскутик ткани называют “ляпачок” (Приложение 1. Слайд 12)

3.2. Техника “Ляпочиха” (обзор). Способ “бабочка”.

В технике “Ляпочиха” существует несколько вариантов пришивания лоскутков на основу.

2 вариант – полоски пришиваются по разметке (Приложение 1. Слайд 16)

Основа для изготовления изделий может быть квадратной, круглой, прямоугольной формы. По разметке полоски пришиваются от центра к краям изделия, ряд за рядом.

Ткань нарезают не только мелкими полосками, но и квадратной и прямоугольной формы.

Существуют способы пришивания лоскутков на основу. Лоскутки квадратной формы пришиваются к основе только за середину, образуя так называемый “цветок”. А лоскутки прямоугольной формы скручиваются посередине, образуя “бабочку” и пришиваются к основе (Приложение 1. Слайд 17)

Получаются вот такие красивые изделия (Приложение 1. Слайд 18)

Чтобы изделия были аккуратными и красивыми, используются трикотажные ткани, так как они несыпучие и придают объёмность изделию.

В работе можно использовать разный трикотаж: толстый и тонкий, петлевой и гладкий, однотонный и разноцветный (Приложение 1. Слайд 19)

Мы будем изготавливать в технике “Ляпочиха” – коврик (Приложение 1. Слайд 20)

В зависимости от величины трикотажных лоскутков можно получить коротковорсовый или длинноворсовый коврик.

Мы будем изготавливать длинноворсовый коврик. Для него необходимы лоскутки прямоугольной формы размером 4х8см. Для пришивания лоскутков на основу мы будем использовать способ “бабочка” (Приложение 1. Слайд 21)

Лоскутик ткани скручиваем по середине – получается “бабочка”. Пришивать лоскутик к основе лучше ниткой в цвет лоскутку, так шов не будет заметен.

Мы подготовили трикотажные полоски. Также подготовили основу круглой формы и разметили её и можем приступать к работе.

IV. Практическая работа.

4.1. Инструктаж по технике безопасности.

Но перед началом работы повторим правила техники безопасности. Я предлагаю вам игру. За правильные ответы вы получаете карточки, которые вам пригодятся в работе. Вначале вы назовете правила ТБ при работе с иглой и булавками, затем проверим правильность ответов на экране.

А теперь назовите правила ТБ при работе с ножницами. Проверяем, все ли вы назвали (Приложение 1. Слайд 22-23)

4.2. Организация рабочего места.

Какие материалы и инструменты нам понадобятся для работы? Материалы и инструменты:

  • Деталь основы;
  • Полоски трикотажа разного цвета;
  • Пяльца;
  • Нитки;
  • Ножницы;
  • Игольница с иглой и булавками;
  • Деталь подкладки;
  • Косая бейка для обработки края изделия (Приложение 1. Слайд 24)

Вы получили карточки, на которых указана последовательность пришивания рядов по цвету. Сейчас вам необходимо выбрать тарелку с лоскутками соответствующую вашей карточке. Также возьмите всё необходимое для работы и подготовьте свои рабочие места.

4.3. Этапы работы по изготовлению коврика.

Изготавливать коврик мы будем поэтапно. На экране вы будете видеть каждый этап работы, и выполнять его. Итак, приступаем к изготовлению коврика. Посмотрите в карточки и подготовьте иглу с ниткой для первого лоскутка.

Этап 1 – пришивание лоскутка в центре основы.

Иглу вводим с изнаночной стороны в центре основы, делаем закрепку. Берем лоскутик ткани, скручиваем его посередине, образуя “бабочку”.

Прикладываем с лицевой стороны основы в центре, крепко удерживаем пальцами. Иглу вводим с изнаночной стороны перед лоскутком и пришиваем двумя стежками. Делаем закрепку (Приложение 1. Слайд 25-29)

Рисунок 1

Этап 2 – пришивание первого ряда лоскутков.

Не отрезая нити, делаем протяжку – шаг к следующему лоскутку на следующий ряд. Делаем закрепку, скручиваем лоскуток и пришиваем его двумя стежками. Делаем закрепку. В таком же порядке пришиваем последующие лоскутки (Приложение 1. Слайд 30-36)

Рисунок 2

Этап 3 – пришивание второго ряда лоскутков.

(Приложение 1. Слайд 37)

Рисунок 3

Этап 4 – пришивание третьего ряда лоскутков.

Делаем протяжку на следующий ряд. Делаем закрепку двумя стежками, скручиваем лоскутик и пришиваем двумя стежками. Делаем закрепку. В таком же порядке пришиваем следующие лоскутки (Приложение 1. Слайд 38)

Рисунок 4

Этап 5 – пришивание четвертого ряда лоскутков.

Делаем протяжку на следующий ряд. Делаем закрепку двумя стежками, скручиваем лоскутик и пришиваем двумя стежками. Делаем закрепку. В таком же порядке пришиваем следующие лоскутки (Приложение 1. Слайд 39)

Рисунок 5

Этап 6 – пришивание пятого ряда лоскутков.

Делаем протяжку на следующий ряд. Делаем закрепку двумя стежками, скручиваем лоскутик и пришиваем двумя стежками. Делаем закрепку. В таком же порядке пришиваем следующие лоскутки (Приложение 1. Слайд 40)

Рисунок 6

Этап 7 – сбор коврика.

Берем деталь основы и деталь подкладки. Совмещаем края, скалываем булавками и сметываем на 0,5 см от края (Приложение 1. Слайд 41)

Рисунок 7

Этап 8 – обработка края коврика.

Края коврика и косой бейки совмещаем и скалываем булавками. Сметываем по кругу. Прокладываем машинную строчку, снимаем сметочный шов. Отворачиваем косую бейку на изнаночную сторону коврика и пришиваем потайным швом (Приложение 1. Слайд 42-43)

Рисунок 8

Рисунок 9

Сегодня на занятии мы начали изготавливать коврик и дальнейшую работу продолжим на следующих занятиях.

V. Анализ работ.

При анализе детских работ отмечается:

  • Аккуратность работы;
  • Правильность пришивания лоскутков.

VI. Итог занятия.

  • С какой техникой лоскутного шитья вы познакомились?
  • Что означает слово “Ляпочиха”?

Сегодня мы с вами познакомились с техникой лоскутного шитья “Ляпочиха”, начали работу над изготовлением коврика в этой технике. На следующих занятиях мы продолжим его изготовление. Коврик может служить теплым покрывальцем на стул или половичком у кровати. Такой коврик будет интересным и оригинальным подарком к празднику вашим родным и близким людям. А знания, полученные на занятии, вам пригодятся: вы можете научить изготавливать такие коврики своих родных, подруг или друзей. Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо потрудились и увидели первые результаты своего труда.

Литература:

  1. Мазурик Т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. – СПб.: “Паритет”, 2001
  2. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. – М.: Школа-Пресс, 2000.

Конспект учебного занятия в кружке художественного лоскутного шитья

«Цветная сказка»

(2 год обучения, возраст детей 9 – 10 лет)

Тема занятия: «Техника лоскутного шитья "Ляпочиха»

Цель: Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.

Задачи:

Научить работать в технике лоскутного шитья «Ляпочиха», через знакомство с отличительными особенностями техники, технологической последовательностью изготовления коврика.

Методы обучения.

Словесные – рассказ педагога

Наглядные – демонстрация слайдов

Практические

Дидактические материалы и инструменты.

Для педагога: тематическая литература, образцы работ, таблицы, Т.С.О.- проектор, ноутбук, доска для мини – выставки.

Для обучающихся: Ножницы, иголки, наперстки, ткань, игольница, деталь основы, - полоски трикотажа разного цвета размером 4*8 см; нитки, карточки с последовательностью пришивания лоскутков по цвету.

Демонстрационный материал:

Презентация «Лоскутное шитьё. Техника «Ляпочиха».

Образцы « Технология изготовления блока».

Тип занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход занятия

  1. Вступительное слово педагога.

Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости!

Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости. Это девчушки - веселушки и они нам хотят, что - то спеть (девочки исполняют частушки ).

Частушки:

1. Мы трудиться очень любим, 2. Говорят – умелая,

Нам трудиться нравится. Девочка – несмелая

Каждый сладит с трудным делом, Но любую я работу

С любой работой справится. До конца доделаю.

Я сидела у окна Кто вам фартучек скроит?

Платье себе шила, Кто поделку сотворит?

Думала в руке игла, У кого всегда в порядке

Оказалось – шило! Лоскуточки и прихватки.

Мы пропели, станцевали,

Но пора и честь нам знать,

Возьмём в руки мы иголки

Лоскутки пойдём сшивать.

Спасибо вам, большое за выступление. Сегодня мы с вами будем сшивать лоскутки.

Тема нашего занятия: «Техника лоскутного шитья «Ляпочиха». Изготовление блока.

(слайд)

Но перед те как притупить к изучению этой темы, поговорим немного о истории лоскутного шитья.

  1. Рассказ о истории лоскутного шитья .

Шитье из лоскутков, корни которого уходят в далекое прошлое, среди известных видов рукоделия занимает особое место. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных в ХI веке. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явились бедность и бережливость. В старину в крестьянских семьях хозяйство вели очень рачительно и ничего не выбрасывали. Считалось, что с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Сломанные вещи ремонтировали, одежда перешивалась, а то что не подлежало переделке, сжигалось в печи. Даже изношенные старые лапти после изготовления новых, закапывали в грядку. Ненужные вещи использовались народными мастерицами в лоскутном шитье. Из мелких обрезков самых разных по фактуре тканей изготавливались разные изделия: лоскутные покрывала и одеяла, подушки, игрушки, коврики и многое другое .

(слайд)

Эти ни на что другое уже не годные кусочки пришивались в определенном порядке, а иногда и просто так на основу, сшивались между собой, образуя узоры и орнаменты, и становились маленькими произведениями искусства. Они служили в быту и давали тем самым вторую, а может и третью жизнь ненужным вещам.

(слайд)

Именно и это вынуждало женщин из остатков кроя, старой одежды делать изделия окружающего быта. Во многих странах (Америка, Англия и др.) шитья из лоскута стало национальным видом декоративно-прикладного искусства. Известные нам традиции лоскутного орнамента кропотливо создавались на протяжении ХIХ века и начала ХХ века. Свою лепту внесли мастерицы середины ХХ века, которые превратили ремесло лоскутного шитья в отдельный вид декоративно-прикладного искусства. С годами отношение к такому виду рукоделия как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций постепенно отошло в прошлое. Сегодня этот вид декоративно-прикладного искусства постепенно начинает возрождаться. Лоскутное шитье – один из видов народного искусства. Он вобрал в себя все лучшие традиции крестьянского декоративно-прикладного творчества. Предметы лоскутного шитья соединяют в себе три начала: польза, красота, добро. Особенность лоскутного ремесла в том, что его сформировала окружающая природа и крестьянская среда. Лоскутное шитье начинается с потребности сделать нужную, полезную в быту вещь с учетом законов гармонии цвета, со стремлением внести эту красоту в повседневную жизнь.

Техника «Ляпочиха» очень проста и интересна. А что же такое «Ляпочиха»?

Ляпочиха- это пришивание мелко нарезанных полосок ткани на основу. Встречаются различные её названия «ляпоток», «ляпаток», «ляп», «лапша».

(слайд)

Отдельный торчащий лоскуток ткани называют «ляпачок»

(слайд)

Слово «Ляпачок» мужского рода, а шили из ткани одежду и вещи для дома женщины- ткачихи (в старину так называли женщин, которые пряли пряжу и ткали ткань, и шили одежду). От слова «Ляпочек» взяли «Ляпо», а от слова ткачиха взяли чиха, и получили технику «Ляпочиха».

(слайд)

Педагог.

Сегодня и мы с вами постараемся дать вторую жизнь старым вещам. Познакомимся с выполнением техники лоскутного шитья «Ляпочиха» и выполним блок в этой технике. Каждый из вас будет выполнять свой маленький блок. А потом мы их соединим в один большой и увидим, что у вас получиться. Но вначале я познакомлю вас со способами пришивания лоскутков на ткань.

  1. Техника «Ляпочиха». Способ «бабочка».

В технике « Ляпочиха» существует несколько вариантов пришивания лоскутков на основу.

1 вариант – полоски ткани пришиваются рядами. Каждую полоску выкладывают и посередине прокладывают машинную строчку. Затем отгибают верхнюю часть лоскутка вниз и получаются вот такие интересные работы.

(слайд)

2 вариант – полоски пришивают по разметке (слайд)

Основа для изготовления изделий может быть квадратной, круглой, прямоугольной формы. По разметке полоски пришиваются от центра к краям изделия, ряд за рядом. Ткань нарезают не только мелкими полосками, но и квадратной и прямоугольной формы.

3 вариант – пришивания лоскутков на основу. Лоскутки квадратной формы пришиваются к основе только за середину, образуя так называемый «цветок». А лоскутки прямоугольной формы скручиваются по середине, образуя «бабочку» и пришиваются к основе.

(слайд)

Получаются вот такие красивые изделия

(слайд)

В изготовлении этого изделия можно использовать любую ткань, но лучше чтобы изделия были аккуратными и красивыми, используются трикотажные ткани.

Рассказ обучающегося.

Трикотажные ткани бывают натурального и искусственного происхождения. Переплетение у трикотажных тканей вязаное полотно. По своим свойствам трикотажные ткани несыпучие, прочные, хорошо растягиваются и принимают заданную форму. Трикотаж бывает: толстый и тонкий, петлевой и гладкий, однотонный и разноцветный. Эти ткани применяются для изделий, которые будут часто использоваться.

(слайд)

В работе применяется разный трикотаж. В зависимости от величины трикотажных лоскутков можно получить коротковорсовый или длинноворсовый коврик

Обобщение и закрепление полученных знаний

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с историей лоскутного шитья, узнали о чего произошла техника «Ляпочиха», об вариантах пришивания лоскутков на основу. Узнали о тканях, которые применяются в технике «Ляпочиха».

А сейчас, давайте проверим, как внимательны вы были и что же запомнили.

Вопросы:

- Когда впервые была найдена аппликация из ткани? (самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.-200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации.)

- Почему в старину не выбрасывали старые вещи ? (с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Сломанные вещи ремонтировали, одежда перешивалась, а то что не подлежало переделке, сжигалось в печи.)

– Что послужило толчком для создания изделий из лоскута? (Беднота, бережливость, не

Выбрасывали старые вещи)

В какие три слова несет в себе лоскутное шитье? (польза, красота, добро).

Что означает слово «Ляпочиха»? (Ляпочиха- это пришивание мелко нарезанных полосок ткани на основу)

Скажите, почему в технике « Ляпочиха» применяются трикотажные ткани?

(трикотажные ткани неосыпаются, мягкие, прочные)

Какие тир способа применяются для пришивания лоскутков на ткань? (1 вариант – полоски ткани пришиваются рядами, 2 вариант – полоски пришивают по разметке,3 вариант – пришивания лоскутков на основу.)

За каждый правильный ответ дети получают карточки.

Рассказ педагога.

Мы будем изготавливать в технике «Ляпочиха» - длинноворсовый блок.

(слайд).

Для него необходимы лоскутки прямоугольной формы размером 4х8 см. Для пришивания лоскутков на основу, мы будем использовать способ « бабочка».

(слайд)

Способ пришивания будем использовать - « бабочка». Пришивать лоскутик к основе лучше ниткой в цвет лоскутку, так шов не будет заметен. У каждого на столе подготовленные трикотажные полоски, основа квадратной формы и разметки по ней.

  1. Практическая работа.
  1. Инструктаж по технике безопасности.

Но перед началом работы повторим правила техники безопасности. Я предлагаю вам игру. За правильные ответы вы получаете карточки, которые вам пригодятся в работе. В начале вы назовете правила ТБ при работе с иглой и булавками, затем проверим правильность ответов на экране.

Техника безопасности при работе с инструментами.

Инструменты, которыми мы будем пользоваться, при неправильном обращении могут быть опасны. Поэтому соблюдение правил по технике безопасности обязательно:

1.Рабочее место нужно содержать всегда в порядке, все инструменты должны находиться

На своих местах.

Напомнить хочу про рабочее место-

Диван или кресло?

Нет, им там не место!

Усядемся лучше с тобой за столом,

И ткань здесь разложим, и мыло найдем,

Коробку достанем, где все инструменты,

Сошьем все детали, набьем элементы,

Те, из которых изделие родиться,

Рабочее место тебе пригодится!

2. При работе с иголкой и булавками:

Всегда перед началом работы посчитайте, сколько иголок и булавок вы взяли для

Работы, а в конце занятия проверьте их наличие;

Когда садишься за работу,

Потом внимательно собрать,

Хотя бывает неохота.

- не вкалывайте иголки и булавки в одежду и случайные предметы, они всегда должны

Находиться в игольнице;

Ты не бери иголку в рот!

Иголка острая – не плод!

Ты лучше с нею не шути,

А то окажется внутри.

Не держите иголки и булавки губами, можно случайно вдохнуть их;

Длина нитки должна быть не более 30-35 см, так как, работая иглой с длинной ниткой,

Можно поранить сидящего рядом с вами.

После правильных ответов показывается слайд с техникой безопасности.

(слайд)

А теперь назовите правила ТБ при работе с ножницами. Проверяем все ли вы их назвали (слайд).

3.При работе с ножницами:

В нерабочем состоянии ножницы должны находиться справа, кольцами к себе;

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути,

И, держа за острый край,

Другу их передавай.

Передавать ножницы следует сомкнутыми концами, кольцами вперед;

Лишь окончена работа-

Ножницами нужна забота.

Не забудь их закрывать

И на место положить.

После окончания работы, ножницы кладут на место. Проверяем все ли вы их назвали (слайд).

Ну вот мы с вами повторили технику безопасности, а теперь можем приступать к работе.

  1. Организация рабочего места.

Для работы нам понадобятся материалы и инструменты:

(слайд)

Деталь основы;

Полоски трикотажа разного цвета размером 4*8 см;

Нитки;

Ножницы;

Игольница с иглой и булавками.

Вы получили карточки, на которых указана последовательность пришивания рядов по цвету. Сейчас вам необходимо выбрать тарелку с лоскутками соответствующую вашей карточке. Также возьмите все необходимые для работы и подготовьте свои рабочие места.

Этапы работы по изготовлению блока.

Изготавливать блок мы будим поэтапно. На экране вы будете видеть каждый этап работы и выполнять его. И так, приступаем к изготовлению коврика. Посмотрите в карточки и приготовьте иглу с ниткой для первого лоскутка.

Технологическая карта изготовления блока коврика

Этап 1

  1. Подготовить иглу с ниткой

2. Ввести иглу с изнаночной стороны в центре основы

Этап 2

3. Сделать закрепку

Этап 3

4. Взять лоскуток, скрутить его посередине, образуя «бабочку»

Этап 4

5. Приложить «бабочку» к месту пришивания, крепко прижать пальцами левой руки

Этап 5

6. Пришить одним стежком

Этап 6

7. Пришить вторым стежком и сделать протяжку - шаг к следующему лоскутку на другой ряд

Этап 7

8. Сделать закрепку на новом месте

Этап 6

9. Взять лоскуток второго ряда, скрутить его «бабочкой», приложить к месту пришивания

Этап 6

10. Пришить его двумя стежками и

Сделать протяжку, отступив 1 см

Этап 6

11. Сделать закрепку на новом месте

Этап 6

12. Взять следующий лоскуток, скрутить его «бабочкой» и пришить двумя стежками

Этап 6

13. Сделать протяжку, отступив 1 см и сделать закрепку на новом месте

Этап 6

15. В таком же порядке пришиваем все лоскутики второго ряда

Физкультминутка.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.(вращение корпусом вправо и влево)

Мы работаем руками, мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх. Кто летит быстрее всех? (Дети имитируют движения крыльев)

Рядом с партою идём, (ходьба на месте).

И садимся мы потом. (Дети садятся за парты)

Ну вот вы отдохнули, а теперь продолжением работу.

  1. Анализ работ.

В заключение занятия идет коллективное обсуждение творческих работ детей. Детям предлагаются вопросы на обсуждение и творческое осмысление. Хорошие у вас получились блоки. Но, сначала ребята давайте выберем самую аккуратную и оригинальную работу по цветовой гамме.

Кто аккуратней выполнил?

У кого получился блок интересней по цветовой гамме?

А если бы соединить все эти блоки, то что получиться?

При анализе детских работ отмечается:

Аккуратность работы;

Правильность пришивания лоскутков.

8. Итог занятия. Рефлексия.

Педагог.

Ребята посмотрите сюда, что стоит на столе. Правильно это цветок без лепестков. А давайте соберем два этих цветка. У каждого из вас на столе лежат два лепестка, один красный (знание), а другой синий (умение). Вы должны написать на красном лепестке что вы узнали нового на занятии, а на синем чему научились. По ходу ваших ответов я буду приклеивать лепестки и мы соберем цветы.

Педагог.

Вот вы и собрали два красивых цветка. Они нам будут напоминать о проделанной работе.

Сегодня мы с вами познакомились с техникой лоскутного шитья «Ляпочиха», начали работу по изготовлению коврика в этой технике. На следующих занятиях мы продолжим его изготовление. Коврики в такой технике могут быть большие (состоящие из несколько блоков) или маленькие, которые могут служить теплым покрывальцем на стуле или половичком у кровати. Такой коврик будет интересным и оригинальным подарком к празднику вашим родным и близким людям. Знания полученные на занятии, вам пригодятся: вы можете научить изготавливать такие коврики своих родных, подруг или друзей.

Ответившие правильно на наибольшее количество вопросов получают медаль «Самый внимательный»)

(Выходят девчушки - веселушки и исполняют частушки.)

Ох, спасибо вам большое А теперь всё что угодно,

Потрудились хорошо. Сделать можем мы вдвоём,

Пришивать мы научились Коврик сшить или прихватку,

Лоскуточек к лоскутку. А быть может что ещё.

Мы частушки вам пропели,

Но пора прощаться нам.

Говорим мы до свиданье,

И до новых встреч, пока.

Педагог.

Я благодарю всех за работу. Вы хорошо потрудились и увидели первые результаты своего труда. Покажите свое настроение в конце урока
Нормальное
Спокойное
Уравновешенное


Плохое
Недовольное
Унылое

Спасибо всем. (слайд)

Литература

  1. Мазурик Т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству.- СПб.: « Паритет». 2001
  2. Нагель О. И. Художественное лоскутное шитьё.- М.: Школа-Пресс.2000
  3. Кочеткова Н.В. Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий: (для детей 7-14 лет) , -Волгоград: Учитель, 2010..
  4. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Физкультурные минутки.- М. Астрель. АСТ. Ермак.,2005
  5. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Издательство «Учитель» 2007.

Анализ открытого занятия.

Занятие проводилось в детском объединении художественного лоскутного шитья «Цветная сказка»: с детьми второго года обучения (9-11 лет)

Занятие поводила педагог дополнительного образования Морозова А.В. 9 ноября 2010 года.

Тема занятия: Техника лоскутного шитья «Ляпочиха».

Тип занятия: Получение новых знаний и умений

Структура: Данное занятие состояло из 4 этапов:

Организационного;

Теоретического;

Практического;

Итогового.

Занятие по изучению технике лоскутного шитья «Ляпочиха» включено в блок программы «Блоки». Оно является первым занятием в этом разделе. После ознакомления с техникой «Ляпочиха», у нас будет коллективное работа « изготовление коврика» с использованием этой техники.

Цель: Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.

Задачи:

- Познакомить обучающих с техникой лоскутного шитья «Ляпочиха».

Научить работать в технике лоскутного шитья «Ляпочиха», через знакомство с отличительными особенностями техники, технологической последовательностью изготовления блока.

Развивать внимание, память, навыки шитья, эстетический вкус.

Воспитывать уважение к традициям народного искусства: интерес к лоскутному шитью, аккуратность, усидчивость.

На этом занятии мной использовались следующие методы:

Словесные – рассказ педагога

Наглядные – демонстрация слайдов

Практические – самостоятельная работа над выполнением техники.

Главным этапом моего занятие является – теоретический и практический. На данном этапе использовались методы: рассказ, диалог, показ слайдов.

Я считаю, что время на занятии было распределено – рационально. Подготовительный этап создал эмоциональное настроение для восприятия нового материала.Практический этап помог проследить, как дети усвоили полученные знания и оценить свою деятельность на занятии. Для проведения усвоения ЗУН мною было проведено практическое занятие по выполнению блока в технике «Ляпочиха», задавались вопросы по пройденному материалу, где дети показали неплохие знания этого материала.

Для проведения занятия был подготовлен дидактический материал (Технологическая карта, жетоны, материал для рефлексии). Использовалось ТСО- мультимедийный проектор.

На мой взгляд атмосфера на занятии была доброжелательной. Дети показали высокую работоспособность, это обеспечивалось сменой видов деятельности. (рассказ с показом слайдов, игра для проверки техники безопасности)

Подведение итогов: (рефлексия сборка цветка)

Я считаю, что занятие достигло поставленной цели и задач.

Дети углубили свои исторические знания о происхождении лоскутного шитья, новой техники в лоскутном шитье «Ляпочиха».


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.