Что можно написать про свою семью. Я! Настя Полуботонова, хочу рассказать о своей семье. Сборник детских рассказов о себе и своей семье«я и моя семья»

Приветствую, вас друзья!

Я хочу поближе познакомить вас с мамой, которая последнее время очень активно принимает участие в жизни блога « » и присылает много интересных творческих работ, выполненных совместно со своим сыном Димочкой.

Речь идет о маме Ангелине . Мы познакомились с Ангелиной в Web-пространстве случайно, она заинтересовалась, у нас завязалась переписка. И вот уже Ангелина вместе с Димой (1 год и 9 месяцев) активно участвует в проходящих конкурсах, проявляя свой талант.

Ангелина прислала мне рисунки своего сына и замечательный рассказ о своей семье, из которого вы сможете лучше узнать эту творческую маму. Рассказ и рисунки участвуют в конкурсе «Я и моя Семья» — совместном проекте коллективного блога «Друзья Бабочки-Яночки » и сообщества «Блоги Мам », при поддержке интернет-магазина «Развивалки ».

А теперь передаю «слово» Ангелине:
«Так как Димочка еще маленький и не может рассказать о нашей семье, поэтому расскажу я, от своего имени.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Семья — это слово с самого детства для меня, означало, то, что у каждого человека должны быть мама и папа. Моя семья – это дом, ребенок, муж, родители, близкие родственники, это завтраки, обеды и ужины вместе, это яркие и весёлые праздники с шарами и плакатами, это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции, каждое лето поездки на Онежское и Белое озеро, мое большое богатство на свете.

У нас большая и дружная семья . Расскажу только о нашем чудесном маленьком «гнездышке», где царит любовь, тепло, ласка, взаимопонимание.

Родилась я и выросла в небольшом провинциальном городке Вытегре. Получила образование-бухгалтер, до декретного отпуска работала по профессии. Мне повезло родиться в крепкой и здоровой семье, где отношения основаны на любви и взаимопонимании. Мои родители сумели вырастить меня и мою сестру хорошими людьми. В моей родительской семье всегда было уважительное отношение к нам, детям, и к нашим интересам. Несмотря на материальные трудности, у нас было все. Огромное спасибо им за это. Ежедневно я просыпалась и засыпала под поцелуи мамы, мне были приятны ее забота, нежность и ласка, я счастлива оттого, что росла зацелованным ребенком.

Моя любимая мамочка еще в детстве привила мне доброту, отзывчивость к людям , любовь к природе, к обществу, она научила меня порядку, чистоте, научила готовить вкусные блюда. У нас была, да и существует по сей день традиция «Воскресенье-день мамулиных пирогов». Какие мамочка печет пироги, пальчики оближешь!!! Моя милая, любимая мамочка не только мама, но и самая близкая подруга, от которой нет секретов, Мама всегда рядом, мне с ней легко и спокойно, потому что нет ситуации, которую она не может разрешить. Мамины добрые глаза мне говорят: «Все будет хорошо!», я верю им и с этой верой живу и иду по жизни! Каждому известно, что нет на земле ближе и роднее человека, чем мама.

Счастливое супружество . Нас с мужем свела судьба. Он родом из Украины, приехал погостить к своей бабушке, но встретив меня, тут и остался. Конечно, было много проблем с гражданством, но наши любящие сердца выдержали испытания. Сережа во всем помогает мне и поддерживает меня. Он прекрасный и любящий отец, ему я могла доверять ребенка с первых дней, и он замечательно со всем справлялся. Рядом с ним я чувствую себя в безопасности в любой ситуации. Он прекрасный хозяин, замечательный, любящий муж и папочка. К этому лету он смастерил детскую площадку для нашего малыша.

Спустя некоторое время, началась новая страничка в нашей семейной жизни — меня Бог наградил даром — быть мамой , дарить ласку и тепло. Когда я узнала, что стану мамой, то весь мой мир перевернулся, я стала трястись над всем, волноваться по пустякам. А какое ощущение счастья и любви приходит к женщине только в тот момент, когда появляется на свет ребенок. Нельзя передать тех чувств и переживаний, когда тебе на грудь кладут маленького беззащитного человечка. В этот момент забываешь про все проблемы. Ведь так хорошо, когда ты знаешь, что ты кому-то нужна. А когда слышишь первый крик своего малыша, то ком встает в горле, и слезы радости наворачиваются на глаза, потому что это твоя звездочка, которая зажглась на большом звездном небе. Не передать той радости, когда видишь первую улыбку, слышишь первое АГУ, первое слово МАМА, радуешься очередному зубику, первым шагам, первым творческим достижениям.

Материнство вдохновило меня заниматься творчеством вместе с Димочкой . Без быта в семейной жизни не обойтись, но для меня гораздо важнее быть рядом с ребенком, чтобы знать, чем живет мой маленький человечек, что ему сегодня интересно, и вовремя дать ему все необходимое для развития. В моей жизни очень много значит ребенок. Он дает мне счастье материнства, радость общения и уверенность в завтрашнем дне. Я надеюсь, он будет прекрасным, заботливым мужем и хозяином, ведь есть с кого брать пример.
Дима очень любит, когда я читаю ему книжки, одна из любимых В.Сутеева «Кот рыболов», которую иногда надо читать более 10 раз подряд. Мы перед дневным сном всегда читаем. Наверное эта любовь к чтению у него еще с того времени, когда он был у меня в животике. Всегда вечером я читала детские книжечки, и он по-своему реагировал на них. Любимым творческим занятием является лепка из пластилина и рисование ладошками, но с удовольствием делает что-нибудь необычное, новое. Так, например, мы осваивали технику аппликации из гофрированной бумаги. Поэтому вазочки с цветочками были сделаны и тете, и бабушкам. Все свои поделки вывешиваем на творческую стену, теперь там висит и замечательный первый диплом за участие в фестивале «Ферма.Домашние животные» . Дима мало говорит, но внимательно слушает. Мы изучаем все в игровой познавательной форме. Любимыми друзьями дома у сынули являются мягкие игрушки: Мишка, два зайчика, кот Мурзик, цыпленок. Без них никуда.

Хочется рассказать несколько интересных случаев . Когда Димочке было 1,5 года, то он будил папу, ковыряя пальчиком в глазу. Вот в прихожей спит и кот наш Фома. Дима тоже подошел и разбудил его таким же образом. Кот, конечно же, вскочил и сразу побежал к дверям. Сын остался доволен результатом.
На днях, после тематического занятия «Индюк», которое мы провели благодаря блогу «Учимся играя» и нашим книжкам про эту птицу, когда пришел папа с работы, Дима надулся, как индюк (щечки надул, ручки в боки) и говорит «Уды, уды (это кулды-кулды)», мотая головой. Папа смотрит и ничего не понимает, а мне так весело, но потом мы рассказали про занятие и смеялись вместе, позитивом зарядил нас Димочка.
Вчера была гроза, когда сверкнула молния на небе, и загремело Дима сказал: «Тисе, гом, бах». Очень много интересного происходит с каждым днем в развитии нашего ребенка, но наверно надо записывать, чтобы потом перечитывать и вспоминать ежедневные бесценные минуты счастья.

Я человек увлекающийся , всегда интересовалась различными взглядами и подходами к воспитанию и развитию ребенка. И сейчас, я стремлюсь познать новое и неизвестное для меня. Моим увлечением является: выращивание комнатных цветов, вязание на спицах (чаще это вещи для моего Димочки), занятие садово-огородными работами, подготовка к тематическим занятиям с сыном. Очень часто я пеку любимые Димулины сырники и блинчики. Все вместе любим ходить на рыбалку в свободное время, летом играем в песке, ездим на Онежское и Белое озера, наблюдаем за природными явлениями. Праздники всегда отмечаем в кругу семьи. Самыми любимыми праздниками в нашей семье считаются дни рождения и Новый год. Моя мамочка печет большой торт, который украшает свечами и фигурками из крема. В эти дни у нас дома чувствуется настоящее торжество. Поздравляем друг друга, даря подарки и хорошее настроение. Улыбок и любви становится в несколько раз больше, собираются близкие родственники и друзья. На День Победы мама всегда накрывает праздничный стол, достает награды бабушки и прадедушки. И вот уже два года я пишу в местную газету статьи о наших ветеранах, которых уже, к сожалению, нет с нами.

«Главней всего, погода в доме…», — поет певица Лариса Долина. Каждая семья — это большой мир, где свои традиции, свои отношения . Как во всякой семье, в нашей семье порой возникают конфликты, но они носят мирный характер и лишь укрепляют прочность семейных основ. Я благодарна судьбе за то, что она подарила мне такую семью, ведь так приятно знать, что придя домой, тебя встретят любящие, ласковые, очень дорогие сердцу люди, и что ты им так нужна.
Для моего рассказа я использовала отрывок из своей работы «Бесценные минуты счастья», которую посвятила первому дню рождения Димочки.

Так как этот конкурс посвящен празднику «День защиты детей», то хочу от всего сердца и всей души, пожелать всем детям на земле: крепких, счастливых, благополучных семей, любви и гармонии. Пусть мамы и папы всегда будут рядом!

Даже не знаю, попала я в тему конкурса или нет, но высказала свои мысли про семью.
Я спросила у Димочки, что такое семья , и он ответил: «Папа, мама, Има(Дима), дузя(друзья) (это мягкие игрушки:Мишка два зайчика, кот Мурзик и цыпленочек)». И он нарисовал семью, хоть это и каляки-маляки (для взрослых) и целая картина для ребенка, но от души, и я, видев процесс, подписала.

Про семью я сынуле рассказывала еще с полугода, делая пальчиковую гимнастику: «Этот пальчик мамин, этот пальчик папин, этот пальчик дедушкин, этот пальчик бабушкин, а этот пальчик я, и это вся моя семья». Повторив опять эту пальчиковую зарядку, сделали всей семьей вот такую мини стенгазету «Наша семья» (фото в начале поста).

Здравствуйте, друзья! В данном уроке мы с вами научимся, как написать рассказ о своей семье на английском языке .

Мы разберем предлагаемый топик о семье , и на его основе научимся писать свой собственный. Текст достаточно простой, так как данное задание, обычно, предлагается учащимся, имеющим средний/ниже среднего уровень английского языка.

Английский словарь для начинающих на тему «Моя семья» :

____________________

Учебный текст

1. Hello, my name is Veronika. Today I want to tell you about my family.

2. My family is not very big. It consists of 3 members — my mother, my father and me.

3. At first I will tell you about my mother. My mother’s name is Elena. She is 27 years old. She has got brown hair and brown eyes. She is slim. She is very kind and always ready to help me. Her profession is a teacher. She likes her work very much.

4. Now I’ll tell you about my father. His name is Alexander. He is 27, too. He is very tall. His eyes and his hair are brown. He is an electrical engineer. I think, he can fix everything!

5. My parents are very funny and energetic people. When everybody is at home, we like to talk about everything. We play different games together. We also like to walk in the street. When we have time, we drive to parks, or such interesting places like big supermarkets, cafes, the centre of the city.

6. I’ve also got grandparents, but they don’t live with us. We visit them very often.

7. My family is great, I love all of them very much.

Разбираем учебный текст, составляем свой

1. Вступление

Hello, my name is Veronika . Today I want to tell you about my family. — Привет, меня зовут Вероника. Сегодня я хочу рассказать вам о своей семье.

Вступление обязательно должно присутствовать, но оно не должно быть слишком длинным. Не нужно рассказывать о себе в подробностях, это не тема данного текста. Можете ничего не менять, просто подставьте свое имя.

2. Вводная часть о семье

My family is not very big. It consists of 3 members — my mother, my father and me. — Моя семья не очень большая. Она состоит из 3-х человек — мама, папа и я.

Если у вас семья большая, то пишите

My family is big.

Перечислите, кто входит в состав вашей семьи.

Слова на тему «Семья»

It consists of … and me .

Используем не «I», а «me». «I» в английском языке используется только в роли подлежащего

Например: I give — Я даю, I come — Я прихожу

НО: Give me — Дай мне, Come to me — Подойди ко мне

3. Рассказ о маме

At first I will tell you about my mother.-Сначала я расскажу о своей маме.

My mother’s name is Elena . — Мою маму зовут Елена

‘s — притяжательный падеж — имя (чьё?) мамы (принадлежит маме).

Подставляем имя своей матери.

She is 27 years old. — Ей 27 лет.

Указываем возраст своей матери.

She has got brown hair and brown eyes. — У нее коричневые волосы и карие глаза.

Указываем цвет волос и глаз вашей мамы.

blonde — светлые волосы

black — черные

light-brown — русый

green — зеленые глаза

blue — голубые

gray — серые

She is slim . — Она стройная

plump — полная

sporty — спортивная

tall — высокая

not very tall — невысокая

She is very kind and always ready to help me. — Она очень добрая и всегда готова помочь мне.

Напишите, что ваша мама

kind — добрая

nice- хорошая

active — активная

funny — веселая

positive — позитивный человек

Her profession is a teacher . She likes her work very much. — Ее профессия учитель. Она очень любит свою работу.

Укажите профессию вашей матери. Воспользуйтесь словарем.

Если мама не любит работу, так и пишите She doesn’t like her job very much.

Если мама не работает, напишите, что она домохозяйка

She is a housewife.

4. О папе

Now I’ll tell you about my father. — Теперь я рассказу о своем папе.

His name is Alexander. — Его зовут Александр

Укажите имя вашего отца.

His name is ______.

He is 27, too. — Ему тоже 27. (как и маме.)

Если возраст родителей не совпадает, too писать не нужно.

He is ____ years old.

He is very tall. — Он очень высокий

Опишите своего отца.

not tall — не высокий

short — низкий

strong — сильный

His eyes and his hair are brown. — Его глаза карие, волосы коричневые.

His eyes are ____ and his hair is _____.

He is an electrical engineer. — Он инженер электрик.

He is a _______.

I think, he can fix everything! — Я думаю, он может починить всё.

5. В целом о семье.

Здесь стоит описать ваш образ жизни, традиции, привычки, быт. Всё, что считаете нужным и что может охарактеризовать вашу семью в целом.

My parents are very funny and energetic people. — Мои родители очень веселые и энергичные люди.

My parents are ______ and _____ people.

When everybody is at home, we like to talk about everything . — Когда все дома, мы любим говорить обо всем на свете .

When everybody is at home, we like to ______________.

Укажите, что вы любите делать всей семьей.

We play different games together. — Мы играем в разные игры вместе.

Что можно делать вместе:

We watch TV together — Мы вместе смотрим ТВ

We work in the garden — Мы работаем в саду

We listen to musiс — Мы слушаем музыку

We sing songs — Мы поем песни

We ride bikes — Мы ездим на велосипедах

We read and discuss books — Мы читаем и обсуждаем книги

We visit our relatives and friends — Мы ездим в гости к родственникам и друзьям

We draw — Мы рисуем

We also like to walk in the street. — Мы так же очень любим гулять.

When we have time, we drive to parks or such interesting places like big supermarkets, cafes, the centre of the city. — Когда у нас есть время, мы любим ездить в парки или в такие интересные места, как большие супермаркеты, кафе, центр города.

When we have time, we drive to _________ — Когда у нас есть время, мы ездим ______

Куда еще можно ездить?

cinema — кино

village — деревня

cottage-plot — загородный участок

market — рынок

theatre — театр

exhibition — выставка

6. О тех членах семьи, которые не проживают с вами

I’ve also got grandparents, but they don’t live with us. — У меня так же есть бабушка с дедушкой, но они не живут с нами.

grandparents — бабушка и дедушка, можно сказать grandmother and grandfather.

I’ve also got _________, but they don’t live with us. — У меня есть ________, но они не живут с нами.

I’ve also got _________, but he/she doesn’t live with us. — У меня есть ______, но он/она не живет с нами.

We visit them very often. — Мы часто их навещаем.

Если человек один, то вместо them пишем him — его , либо her — ee .

7. Завершение

My family is great, I love all of them very much. — Моя семья замечательная, я очень сильно всех люблю.

Теперь вы без труда сможете рассказать о своей семье на английском языке ! Успехов! (600+ видео уроков по английскому);

Моя семья.

Моя семья не большая, но дружная. Она состоит из четырех человек: мамы, папы, старшей сестры и меня. Я младшая в семье. Люблю читать книги, занимаюсь спортом.

Самый близкий мне человек - это моя мама. Её зовут Олеся Александровна. Работает она в детском саду завхозом. Мамочка очень добрая и красивая. Если надо она меня похвалит и пожалеет. Но мама бывает и строгой.

Мой папа Попов Владимир Иванович. С папой я мало вижусь потому, что он работает вахтовым методом. Я очень скучаю по нему. Когда папа приезжает, то всегда готовит что-нибудь вкусненькое. Он очень заботливый.

Моя сестра Ира учиться в 5 классе. Мы с сестрой никогда не ругаемся и друг на друга не обижаемся, а если мы и поссоримся, то это ненадолго.

Мы все помогаем друг другу. Любим праздники и обязательно собираемся все вместе. Особенно мне запомнилась Масленая неделя. Мы всей семьёй весело провожаем зиму с блинами да песнями. В этот день мама даже мне разрешает испечь несколько блинчиков, и они у меня получаются круглые румяные на солнце похожие. А воскресенье разводим костёр, масленицу в огне палим, знак зиме подаём: уходи, мол, старая, надоела всем.

Летом всей семьёй мы ездим в лес отдыхать, за ягодами и грибами. Я чувствую заботу, тепло, внимание родных и близких. Я люблю свою семью.

Попова Дарья, ученица 2 класса (7 лет) МБОУ Морозовской СОШ Карасукского района Новосибирской области.

Моя семья.

Меня зовут Тиана. Я хочу рассказать о своей семье. Моя семья состоит из трёх человек: мамы, старшего брата Димы и меня. Мы проживаем в небольшом, но уютном доме. Я учусь во втором классе.

Мою маму зовут Светлана Альбертовна. Она работает дояркой. У неё в группе много коров. Мы с братом ходим ей помогать. Дима у нас спортсмен. Я горжусь своим братом. У него много медалей.

Мой любимый праздник в семье - это Новый год. Я люблю его за то, что он очень веселый и яркий. В новогоднюю ночь мы всей семьей веселимся. А когда мы ложимся спать, то к нам ночью приходит Дед Мороз и приносит мне подарки.

У нас в семье все любят животных. И я давно хотела иметь кота. Наконец, моя мечта сбылась – у меня появился сибирский кот Васька. Я забочусь о своём питомце и всегда припасаю для него что-нибудь вкусненькое: косточку, рыбку, сметанку. Васька – животное капризное. Если у него хорошее настроение, он играет, позволяет себя гладить, но, если он не в духе, предупреждает об этом своеобразным мяуканьем, тогда его лучше не трогать. Васька – очень умный и добрый кот. Он любит своих хозяев.

Мне очень нравится моя семья тем, что мы дружные и всегда вместе. Для меня она самая лучшая.

Макрецкая Тиана ученица 2 класса (8 лет) МБОУ Морозовской СОШ Карасукского района Новосибирской области.

Во 2 классе часто задают сочинение «Моя семья». Предлагаем вам несколько идей, которые помогут вам в написании данного сочинения.

ВАРИАНТ 1. Сочинения учащегося 2 класса «Моя семья».

Мой дом — это место, где я чувствую себя лучше всего, и это благодаря моим родителям. Вместе со своей семьей я всегда счастлив(а). Мои родители много работают, но все-таки они всегда находят время для меня. Моя мама вкусно готовит, она всегда старается приготовить то, что я люблю.

Моя мама – мой лучший друг, а папа – мой защитник и наставник. Он рассказывает мне много историй, учит новому. Без семьи я не представляю своей жизни. Я очень люблю своих родителей и хочу, чтобы наша семья всегда оставалась такой дружной.

ВАРИАНТ 2. Моя семья – сочинение для 2-го класса.

Моя семья – это мои родители и моя сестра. Мы живем в красивом доме напротив парка. В нашем доме всегда царит атмосфера добра.

Я очень люблю своих родителей. Мой папа работает врачом в больнице. Он спасает жизни. Я считаю его работу очень важной. Возможно, когда я вырасту, я тоже стану врачом.

Моя мама работает учителем в школе. Она всегда помогает мне с уроками. Она очень хорошо объясняет мне сложные моменты. Я люблю заниматься с мамой, у нее много терпения и она учит меня не пасовать перед сложностями. Мама встает рано утром. Она готовит завтрак для всей семьи, а потом мы вместе идем в школу. Мама работает в той же школе, где учимся мы с сестрой.

Моя сестра очень трудолюбивая и умная. Она старше меня, а потому иногда помогает мне в учебе. Я люблю играть с ней в разные игры, но ей не всегда нравится играть со мной, так как она уже взрослая.

Мои родители очень добрые. Они всегда готовы помочь нуждающимся и обездоленным. Каждое воскресенье мы выезжаем за город или ходим на экскурсии. Я горжусь тем, что у меня такие замечательные родители и сестра.

ВАРИАНТ 3. МОЯ СЕМЬЯ

Меня зовут Илья и сегодня я хочу рассказать вам о своей семье. В моей семье 4 человека: моя мама, папа, я и мой маленький братик. Моего папу зовут Андрей, он – инженер. Это очень серьезная профессия, поэтому мой папа много времени проводит на работе. Мою маму зовут Нина. Она домохозяйка. Мама присматривает за мной и за моим братиком. Он еще совсем маленький, ему только недавно исполнился 1 год, но он уже научился ходить и даже бегать. Мне часто приходится присматривать за ним, пока мама готовит ужин.

Каждый вечер мы всей семьей играем в игры или рассказываем страшные истории. Потом мама или папа проверяют мои уроки. Они всегда радуются моим успехам в школе. По выходным мы ходим вместе в кино или просто за покупками. Я очень люблю мою семью.

Надеюсь эти сочинения по теме «Моя семья» для 2 класса помогут вам написать собственное уникальное сочинение.

Василий Сухомлинский

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:

– Галинка, слушай…

Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.

Когда бабушка встала, Галинка спросила:

– Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

Большая берёза

Н. М. Артюхова

Мама стояла на кухне с полотенцем на плече и вытирала последнюю чашку. Вдруг у окна показалось испуганное лицо Глеба.

Тётя Зина! Тётя Зина! - крикнул он. - Твой Алёшка сошёл с ума!

Зинаида Львовна! - заглянул в другое окно Володя. - Ваш Алёшка залез на большую берёзу!

Ведь он же может сорваться! - плачущим голосом продолжал Глеб. - И разобьётся...

Чашка выскользнула из маминых рук и со звоном упала на пол.

Вдребезги! - закончил Глеб, с ужасом глядя на белые черепки.

Мама выбежала на террасу, пошла к калитке:

Где он?

Да вот, на берёзе!

Мама посмотрела на белый ствол, на то место, где он разделялся надвое. Алёши не было.

Глупые шутки, ребята! - сказала она и пошла к дому.

Да нет же, мы же правду говорим! - закричал Глеб. - Он там, на самом верху! Там, где ветки!

Мама наконец поняла, где нужно искать. Она увидела Алёшу. Она смерила глазами расстояние от его ветки до земли, и лицо у неё стало почти такое же белое как этот ровный берёзовый ствол.

С ума сошёл! - повторил Глеб.

Молчи! - сказала мама тихо и очень строго. - Идите оба домой и сидите там.

Она подошла к дереву.

Ну как, Алёша, - сказала она, - хорошо у тебя?

Алёша был удивлён, что мама не сердится и говорит таким спокойным, ласковым голосом.

Здесь хорошо, - сказал он. - Только мне очень жарко, мамочка.

Это ничего, - сказала мама, - посиди, отдохни немного и начинай спускаться. Только не спеши. Потихонечку... Отдохнул? - спросила она через минуту.

Отдохнул.

Ну тогда спускайся.

Алёша, держась за ветку, искал, куда бы поставить ногу. В это время на тропинке показался незнакомый толстый дачник. Он услыхал голоса, посмотрел наверх и закричал испуганно и сердито:

Куда ты забрался, негодный мальчишка! Слезай сейчас же!

Алёша вздрогнул и, не рассчитав движения, поставил ногу на сухой сучок. Сучок хрустнул и прошелестел вниз, к маминым ногам.

Не так, - сказала мама. - Становись на следующую ветку.

Потом повернулась к дачнику:

Не беспокойтесь, пожалуйста, он очень хорошо умеет лазить по деревьям. Он у меня молодец!

Маленькая, лёгонькая фигурка Алёши медленно спускалась. Лезть наверх было легче. Алёша устал. Но внизу стояла мама, давала ему советы, говорила ласковые, ободряющие слова. Земля приближалась и сжималась. Вот уже не видно ни поля за оврагом, ни заводской трубы. Алёша добрался до развилки.

Передохни, - сказала мама. - Молодец! Ну, теперь ставь ногу на этот сучок... Нет, не туда, тот сухой, вот сюда, поправее... Так, так, не спеши.

Земля была совсем близко. Алёша повис на руках, вытянулся и спрыгнул на высокий пень, с которого начинал своё путешествие.

Толстый незнакомый дачник усмехнулся, покачал головой и сказал:

Ну-ну! Парашютистом будешь!

А мама обхватила тоненькие, коричневые от загара, исцарапанные ножки и крикнула:

Алёшка, обещай мне, что никогда, никогда больше не будешь лазить так высоко!

Она быстро пошла к дому. На террасе стояли Володя и Глеб. Мама пробежала мимо них, через огород, к оврагу. Села в траву и закрыла лицо платком. Алёша шёл за ней, смущённый и растерянный. Он сел рядом с ней на склоне оврага, взял её за руки, гладил по волосам и говорил:

Ну, мамочка, ну, успокойся... Я не буду так высоко! Ну, успокойся!

Он в первый раз видел, как плакала мама.

Ну-ка, взгляни, что за гость у нас! - громко позвал меня папа, когда я ещё копался с сандаликами в коридоре, придя с улицы.

Все добрые люди – одна семья

Василий Сухомлинский

Во втором классе был урок рисования. Дети рисовали ласточку.

Вдруг в дверь кто-то постучал. Учитель открыл дверь и увидел заплаканную женщину – мать маленькой белокосой, синеглазой Наташи.

– Прошу вас, – обратилась мать к учителю, – отпустить Наташу. Бабушка умерла.

Учитель подошел к столу и тихо сказал:

– Дети, пришло большое горе. У Наташи умерла бабушка. Наташа побледнела. Глаза ее наполнились слезами. Она склонилась на парту и тихо плакала.

– Иди, Наташа, домой. За тобой пришла мама.

– Пока девочка собралась, чтобы идти домой, учитель сказал:

– У нас тоже сегодня не будет уроков. Ведь в нашей семье – большое горе.

– Это же в Наташиной семье? – спросил Коля.

– Нет, в нашей человеческой семье, – объяснил учитель. – Все добрые люди – это одна семья. И если кто-то в нашей семье умер, мы осиротели.

Горбушка

Борис Алмазов

Гришка из нашей средней группы принес в детский сад пластмассовую трубочку. Сначала он в нее свистел, а потом стал из нее плеваться пластилиновыми шариками. Он плевался исподтишка, и наша воспитательница Инна Константиновна ничего не видела.

Я в тот день был дежурным в столовой. Инна Константиновна говорит, что это самый ответственный пост. Ответственнее всего суп разносить, потому что тарелку за края брать нельзя – можно пальцы обмакнуть, а на ладошках нести горячо! Но я весь суп хорошо разнес. Просто прекрасно! Даже на столы не пролил! Стал раскладывать хлеб на тарелки-хлебницы, тут все ребята пришли, и Гришка этот с трубочкой своей. Я понес поднос на кухню, а горбушку одну в руке нес – себе оставил, я горбушки очень люблю. Тут Гришка как дунет в меня! Пластилиновый шарик попал мне прямо в лоб и отскочил в мою тарелку с супом! Гришка как захохочет, и ребята тоже хихикать стали. Смеются надо мною, что мне шарик в лоб попал.

Мне так обидно стало: я старался, дежурил изо всех сил, а он мне в лоб, и все смеются. Я схватил свою горбушку да как запустил в Гришку. Я очень хорошо кидаюсь! Метко! Попал ему прямо по затылку. Он даже охнул – горбушка ого какая! Не какой-то там шарик пластилиновый. Горбушка от его стриженой головы отскочила и долго по полу через всю столовую катилась – вот как я сильно бросил!

Но в столовой сразу стало тихо, потому что Инна Константиновна покраснела и стала на меня смотреть! Она наклонилась, медленно подняла горбушку, сдула с нее пыль и положила на край стола.

– После тихого часа и полдника, – сказала она, – все пойдут гулять, а Сережа останется в игровой комнате и хорошенько обдумает свой поступок. Сережа ходит в детский сад один, но мне, я чувствую, нужно поговорить с его родителями. Сережа! Пусть завтра придут твои папа или мама!

Когда я пришел домой, папа уже вернулся с работы и читал газету, лежа на диване. Он у себя на заводе устает очень, один раз даже за обедом уснул.

– Ну, как дела? – спросил он.

– Нормально, – ответил я и поспешил поскорее в свой уголок к моим игрушкам пройти. Я думал, папа опять свою газету читать будет, но он ее свернул, с дивана поднялся и присел рядом со мной на корточки.

– Так ли уж все нормально?

– Да хорошо! Хорошо все! Замечательно… – и быстрее самосвал кубиками нагружаю, а они почему-то не нагружаются, так и прыгают из рук.

– Ну, если все замечательно, то почему некоторые в шапке в комнату входят и, явившись с улицы, рук не моют?

И действительно, я в шапке и руки вымыть позабыл!

– В общем, так! – сказал папа, когда я вернулся из ванной. – Давай рассказывай, что у тебя стряслось?

– А потому что Инна Константиновна,– говорю,– несправедливый человек! Не разберется, а наказывает! Мне же Гришка первый в лоб шариком запустил, а я его горбушкой потом… Он же первый, а она меня наказала!

– Какой горбушкой?

– Обыкновенной! От круглого хлеба. Гришка первый начал, а меня наказали! Разве это по-честному?

Папа ничего не ответил, только сел на диван, ссутулился, руки между колен свесил. У него такие руки большие и жилы, как веревки. Он очень расстроился.

– Как ты думаешь, – спросил папа, – за что тебя наказали?

– Чтобы не дрался! Но ведь Гришка первый начал!

– Так! – сказал папа. – Ну-ка, принеси мою папку. Она в столе лежит, в нижнем ящике.

Папа ее очень редко достает. Это большая кожаная папка. Там папины почетные грамоты, фотографии, как он во флоте служил. (Я тоже моряком буду, когда вырасту). Папа достал не фотографии своих товарищей-моряков, а конверт из пожелтевшей бумаги.

– Ты никогда не задумывался, почему у тебя нет ни бабушки, ни дедушки?

– Задумывался, – сказал я. – Это очень плохо. У некоторых ребят по два дедушки и по две бабушки, а у меня никого…

– А почему их нет? – спросил папа.

– Они погибли на войне.

– Да,– сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. – «Извещение», – прочитал он, и я увидел, как у папы мелко и часто задрожал подбородок: – «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых…» – это один твой дедушка. Мой отец. А вот это: «Скончался от ран и общего физического истощения…» – это второй твой дедушка, мамин папа.

– А бабушки! – закричал я, потому что мне их всех было очень жалко.

– Они умерли в блокаду. Ты же знаешь про блокаду. Фашисты окружили наш город, и Ленинград остался совсем без продовольствия.

– И без хлеба? – эти слова у меня получились шепотом.

– В день выдавали по сто двадцать пять граммов… Один кусочек, такой, который ты за обедом съедаешь…

– И все?

– И все… Да и хлеб-то этот был с мякиной да с хвоей… Блокадный, в общем, хлеб.

Папа достал из конверта фотографию. Там были сняты школьники. Все наголо стриженные и ужасно худые.

– Ну, – сказал папа, – найди меня.

Все ребята были похожи между собой, как братья. У них были усталые лица и печальные глаза.

– Вот, – папа показал на мальчика во втором ряду. – А вот твоя мама. Я ее вообще никогда бы не узнал. Я думал: это мальчик лет пяти.

– Это наш детский дом. Нас не успели вывезти, и мы всю блокаду были в Ленинграде. Иногда к нам приходили солдаты или моряки и приносили целый вещевой мешок хлеба. Мама наша была совсем маленькая и радовалась: «Хлебушко! Хлебушко!», а мы, ребята постарше, уже понимали, что бойцы отдали нам свой дневной паек и, значит, сидят там в окопах на морозе совсем голодные…

– Я обхватил папу руками и закричал:

– Папочка! Накажи меня как хочешь!

– Что ты! – папа поднял меня на руки. – Ты только пойми, сынок, хлеб – не просто еда… А ты его на пол…

– Я больше никогда не буду! – прошептал я.

– Я знаю, – сказал папа.

Мы стояли у окна. Наш большой Ленинград, засыпанный снегом, светился огнями и был таким красивым, будто скоро Новый год!

– Папа, ты завтра, когда в садик придешь, про хлеб расскажи. Всем ребятам расскажи, даже Гришке…

– Хорошо, – сказал папа, – приду и расскажу.

Именинный обед

Василий Сухомлинский

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка.

Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года.

Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать.

Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.

Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.

Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

Нина сказала тихонько маме:

– Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…

– Почему? – удивилась мама.

– У нее рука дрожит… Капает на стол…

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

Мама долго сидела молча, потом сказала:

– У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет.

Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.

Как Соловьиха поит своих деток

Василий Сухомлинский

У Соловьихи в гнезде трое птенцов. Целый день носит им Соловьиха еду – букашек, мушек, паучков. Наелись соловьята, спят. А ночью, уже перед рассветом, просят пить. Летит Соловьиха в рощу. На листочках – чистая, чистая роса. Находит Соловьиха самую чистую капельку росы, берет ее в клювик и летит к гнезду, несет своим деткам пить. Кладет капельку на листочек. Пьют соловьята воду. А в это время и солнце всходит. Снова летит Соловьиха за букашками.

Как родился Василько

Василий Сухомлинский

– Дети, сегодня день рождения вашего товарища – Василька. Сегодня тебе, Василько, исполняется восемь лет. Поздравляю тебя с днем рождения. Расскажу вам, дети, как родился Василько.

Василька еще не было на свете, отец его работал трактористом, а мама – в шелководческом звене.

Готовилась молодая жена тракториста стать матерью. С вечера собрался молодой муж отвезти завтра жену в родильный дом.

Ночью разыгралась метель, насыпало много снегу, дороги замело сугробами. Автомашина не могла ехать, а откладывать поездку никак нельзя было, чувствовала молодая женщина: скоро появится на свет дитя. Ушел муж за трактором, а в это время у жены начались страшные боли.

Приспособил муж к трактору большие сани, уложил на них жену, выехал из дому, а до родильного дома – семь километров. Метель не прекращается, степь покрылась белой пеленой, жена стонет, трактор еле пробирается по сугробам.

На полпути ехать дальше стало невозможно, трактор утонул в сугробах, мотор заглох. Подошел молодой муж к жене, поднял ее с саней, завернул в одеяло и понес на руках, с неимоверным трудом выбираясь из одного сугроба и погружаясь в другой.

Метель неистовствовала, снег слепил глаза, муж обливался потом, сердце у него вырывалось из груди; казалось, что вот еще один шаг – и больше не станет сил, но в то же время человеку было ясно, что если он остановится хоть на минуту – погибнет.

Через несколько десятков метров он на мгновение остановился, сбросил пальто, оставшись в телогрейке.

На руках стонала жена, в степи выл ветер, а муж в эти мгновения не думал ни о чем, кроме маленького живого существа, которое должно родиться и за которое он, молодой тракторист Степан, отвечает перед женой, перед своим отцом и матерью, перед дедушкой и бабушкой, перед всем родом человеческим, перед своей совестью.

Четыре страшных километра молодой отец шел несколько часов; в дверь родильного дома он постучал уже вечером; постучал, передал на руки санитаркам завернутую в одеяло жену и упал без сознания. Когда развернули одеяло, изумленные врачи не поверили своим глазам: рядом с женой лежал ребенок – живой, крепкий. Он только что родился, мать стала кормить сына здесь же, в коридоре, а врачи окружили кровать, в которой лежал отец.

Десять дней находился Степан между жизнью и смертью.

Врачи спасли ему жизнь.

Так родился Василько.

Кто кого ведет домой

Василий Сухомлинский

В детском саду есть два пятилетних мальчика – Василько и Толя. Их мамы работают на животноводческой ферме. В шесть часов вечера они заходят в детский сад за детьми.

Мама одевает Василька, берет его за руку, ведет за собой и говорит:

– Пойдем, Василько, домой.

А Толя одевается сам, берет маму за руку, ведет за собой и говорит:

– Пойдем, мама, домой. Дорогу засыпало снегом. Есть только узенькая тропинка в снегу. Мать Василько идет по снегу, а сын – тропинкой. Ведь она ведет Василько домой.

Толя идет по снегу, а мама – тропинкой. Ведь Толя ведет маму домой.

Прошло двенадцать лет. Стали Василько и Толя сильными, стройными, красивыми юношами.

Зимой, когда глубоким снегом замело дороги, тяжело заболела мама Василька.

В тот же день заболела и Толина мама.

Врач жил в соседнем селе, в пяти километрах.

Василько вышел на улицу, посмотрел на снег и сказал:

– Разве можно по такому снегу идти? – Постоял немного и возвратился в дом.

А Толя пошел по глубокому снегу в соседнее село и вернулся с врачом.

Самые ласковые руки

Василий Сухомлинский

Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Пошли они на базар. Мама вела дочку за руку. Девочка увидела что-то интересное, от радости захлопала в ладоши и потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.

– Мама! Где моя мама?

Люди окружили девочку и спрашивают:

– Как тебя зовут, девочка?

– А как маму зовут? Скажи, мы ее сейчас же найдем.

– Маму зовут…. мама… мамочка…

Люди улыбнулись, успокоили девочку и снова спрашивают:

– Ну, скажи, какие у твоей мамы глаза: черные, голубые, синие, серые?

– Глаза у нее… самые добрые…

– А косы? Ну, волосы какие у мамы черные, русые?

– Волосы… самые красивые…

Опять улыбнулись люди. Спрашивают:

– Ну, скажи, какие у нее руки… Может быть, какая-нибудь родинка у нее на руке есть, вспомни.

– Руки у нее… самые ласковые.

И объявили по радио:

«Потерялась девочка. У ее мамы самые добрые глаза, самые красивые косы, самые ласковые в мире руки».

И мама сразу же нашлась.

Седьмая дочь

Василий Сухомлинский

Было у Матери семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц.

Когда она вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери.

– Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, – сказала первая дочь.

– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – промолвила вторая дочь.

– Я плакала о тебе, как маленький птенец плачет о птичке… – ворковала третья дочь.

– Мне трудно было без тебя, как пчеле без цветка, – сказала четвертая дочь, ласкаясь к матери и заглядывая ей в глаза.

– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – щебетала пятая дочь.

– Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, – прошептала шестая дочь.

А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много. Она сняла с ног Матушки обувь и принесла ей воды в большом тазике – помыть ноги.

Сказка о Гусыне

Василий Сухомлинский

В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Этот мир был зеленым и радостным – перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир зеленый и поющий многими голосами жучков, бабочек, мотыльков. Гусята были счастливые.

Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались крупные, как воробьиные яички, градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градинок. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крылья. Гусята требовательно запищали: выпускай нас, мама.

Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Мать тяжело дышала. Но мир вокруг был таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, жучки, пчелы, шмели пели так красиво, что гусятам почему-то и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И когда один, самый маленький и слабенький гусенок подошел к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» – она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын ».

Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

У каждого свое счастье

Тамара Ломбина

Федька давно мечтал о велосипеде. Он ему даже снился: красный, с блестящим рулем и звонком. Едешь, а счетчик – щелк, щелк! – считает, сколько ты километров накрутил.

А вчера он просто глазам не поверил: сыну фермера Авдеева Ваське купили велосипед. Именно такой, о котором Федька мечтал! Уж был бы хоть другого цвета, что ли…

Федька вроде никогда не был завистливым, а тут даже в подушку поплакал, так было жаль своей мечты. К маме приставать с расспросами, мол, когда ему тоже купят велик, не стал – знает, что нет денег у родителей.

Вот и сейчас мимо его двора промчался Васька… Федька поливал лунки с огурцами и тихонько глотал слезы.

Как всегда вовремя, во двор с шумом, смехом и таким родным покашливанием ворвался дядька Иван. Непутевый, так звали его родственники. Он закончил какой-то очень умный институт и приехал в родное село. Здесь для его головы работы нет и не будет, да дядька и не хотел другой работы, он устроился пасти коней у Авдеевых.

Удивительно, как ему удается всегда понять, что у Федьки неприятности.

– Федул, что губы надул, – хитро глядя ему в глаза, спросил дядя, – кафтан прожег?

Но тут мимо двора, звоня как сумасшедший, промчался Васька. Дядя Иван понимающе посмотрел на Федьку.

– А пойдем сегодня со мной в ночное? – неожиданно предложил он.

– Можно? А мама пустит?

– Да уж вдвоем уговорим, – заверил неунывающий дядька.

Какой все-таки замечательный этот дядька Иван!

Вечером он приехал на белом Орлике, а рядом с Орликом бежал Огнивко – молодой рыжий конь с тонкими ногами, с огненной гривой, огромными и хитрыми глазами. Федька сам не помнит, как сел на Огнивка. Под завистливые взгляды мальчишек они проехали все село, а потом катались по лугу сквозь облака. Да-да, дядя Иван сказал, что в их Серебряный Лог на ночь спускаются, чтобы переспать до утра, облака. Это так здорово – ехать сквозь облако, полностью отдавшись чутью Огнивка. А потом прямо на конях они въехали в теплую, как парное молоко, реку. Огнивко оказался таким смышленым, они так здорово с ним играли в воде! Федька прятался за других коней, а он находил его и мягкими губами умудрялся схватить за ухо…

Уже обессилев, Федька выбрался на берег. Огнивко с жеребятами еще бегал, играл, а потом пришел и лег рядом с Федькой. Дядя Иван сварил уху. Когда только он все успевает. Вот когда он успел поймать рыбу?

Федька лег на спину и… зажмурился – небо во все звезды смотрело на него. От костра вкусно пахло дымом, ухой, а от Огнивка, от его дыхания было так спокойно. Приятно было чувствовать такой живой запах молодого полужеребенка, полуконя. Сверчки пели какую-то нескончаемую песню счастья.

Федька даже засмеялся: таким ненужным и уродливым показался теперь здесь, рядом со звездами, вымечтанный велосипед. Федька обнял Огнивка и почувствовал, что его душа взлетела высоко-высоко, к звездам. Он впервые понял, что такое счастье.

Юрко – тимуровец

Василий Сухомлинский

Третьеклассник Юрко стал тимуровцем. Даже командиром маленького тимуровского отряда. В его отряде – девять мальчиков. Они помогают двум бабушкам, которые живут на околице села. Посадили возле их хат яблоньки и розы, поливают. Приносят воду, ходят за хлебом в магазин.

Сегодня дождливый осенний день. Юрко с мальчиками ходили колоть дрова бабушке. Пришел домой усталый, сердитый.

Снял ботинки, повесил пальто. И ботинки, и пальто в грязи.

Сел Юрко за стол. Мама подает ему обед, а бабушка моет ботинки и чистит пальто.

Я больше не буду

Василий Сухомлинский

Весной пятиклассники помогали колхозникам сажать арбузы и дыни. Руководили работой два старика – дед Дмитрий и дед Дементий. Оба они были седыми, у обоих лица покрыты морщинами. Они казались детям ровесниками. Никто из детей не знал, что дед Дементий – отец деда Дмитрия, одному из них девяносто лет, а другому – за семьдесят.

И вот деду Дементию показалось, что сын его неправильно подготовил семена арбузов к посадке. Удивленные дети услышали, как дед Дементий стал поучать деда Дмитрия:

– Какой же ты нерасторопный, сынок, какой несообразительный… Век учу тебя и не могу научить. Семена арбузов надо выдержать в тепле, а ты что сделал? Они же озябли… Неделю будут сидеть в земле неподвижно…

Дед Дмитрий стоял перед дедом Дементием, как семилетний мальчик: ровно, переминаясь с ноги на ногу, наклонив голову… и с уважением шептал:

– Тату, больше этого не будет, извините, тату…

Дети задумались. Каждый из них вспомнил своего отца.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.