Возрастные нормативы психомоторного развития детей. Что важно помнить при отработке навыка. Правила обучения навыкам задержки реакции

Как развить хорошую реакцию

Что такое реакция

Реакция – это способность отвечать на внешние раздражители, принимаемые органами чувств. Больше всего скорость реакции зависит от особенностей нервной системы человека. Сказывается на быстроте реагирования и скорость жизни – у человека, живущего в сельской местности, реакция несколько ниже, чем у городского жителя.

Как развить хорошую скорость реакции

Развить реакцию помогают многие виды спорта. Особенно полезны занятия настольным теннисом. Если у вас нет партнера, отбивайте теннисный мячик от стены. А чтобы усилить эффективность тренировки – отбивайте мячик от настенного ковра. В таком случае реакция усиливается из-за того, что приходится прикладывать больше физических усилий.

Помогают развить реакцию и многие компьютерные игры – гонки, шутеры и различные симуляторы. Однако не увлекайтесь ими слишком сильно – компьютерные игрушки должны быть только частью тренировок

Для увеличения быстроты реакции хорошо подходят:- занятия боксом со спарринг-партнером,- бег по пересеченной местности,- отжимания от пола с хлопком,- футбол,- волейбол,- пинг-понг,- бадминтон,- бейсбол.

Отлично подходят для вашей цели и детские игры. «Вышибалы», игра в снежки и все развлечения с движущимися предметами помогают мозгу быстрее анализировать ситуацию и принимать правильные решения.

Развить реакцию можно и с помощью специальных упражнений, направленных на тренировку различных органов чувств. Начинать занятия следует с самых простых упражнений, требующих простого ответа на определенный стимул. Затем попробуйте и более сложные комбинации. Такие занятия помогают довести нужную реакцию практически до уровня рефлекса.

Тренировку реакции лучше всего проводить с соперниками – дух конкуренции заметно усилит эффективность занятий

Попробуйте следующие упражнения для развития реакции. Встаньте с закрытыми глазами, тренер должен неожиданно касаться ваших рук или ног, в зависимости от точки касания вы быстро приседаете или хлопаете в ладоши.

Подвесьте пластиковую бутылку с водой к люстре, встаньте перед ней, толкните ее вперед и уклоняйтесь от нее.

Тренер из-за ширмы показывает вам различные предметы, а вы реагируете на них заранее оговоренным образом.

Тренер держит двумя пальцами линейку, вы держите пальцы на уровне середины линейки, готовясь поймать ее. Чем меньше вниз будет пролетать линейка, после того как тренер ее отпустит, тем лучше у вас реакция.

Теннис и бокс

Займите ребенка спортом.
Например настольным теннисом. Он поможет доольно быстро развить реакцию, так же это неплохо и для физического состояния тела и здоровья. Стол для тенниса можно постаить и дома (если позваляет место) и тренироваться с вместе с ребенком.
Еще как вариант – бокс. Он, помимо усиления реакции поможет вашему ребенку развить преферическое, ближнее и дальнее зрение.

2 шаг

Компьютерные игры для детей от 13 лет.
Наверняка ваши дети убивают часы драгоценного времени на компьютерные игры. Так давайте и это ремя потратим с пользой для них. Игры в жанре экшн помогут развить реакцию не отходя от компьютера. Самые популярные из них Richard Burns Rally или DiRT3. Но большой выбор игр вы можете найти здесь: http://www.gbum.ru/games/0/200/

3 шаг

Компьютерные игры для детей до 12 лет.
С раннего детства будет даже лучше развивать реакцию ребенка. Например, с помощью одной из игры серии “несерьёзные уроки”. Она называется “Развиваем реакцию”. Подходит для детей в возрасте от 5 до 12 лет. Этот увлекательный процесс займет вашего ребенка на многие часы, но не советую позволять ребенку играть дольше 40 минут, так как зрение получает большую нагрузку и соответственно портится.

admin

Попробуем разобраться, как повысить скорость реакции на примере практических упражнений. Но сначала скажем несколько о теоретической стороне вопроса.

Существует миф, что скорость реакции у всех одинаковая, но это не так. Можно запросто в этом убедиться. Достаточно пройти тест на определение скорости реакции с друзьями или родными. Вы заметите, что она различается. Даже один человек в течение дня показывает разную скорость реакции.

Другой миф говорит, что скорость реакции нельзя улучшить. Это тоже не так. Множество исследований подтверждает, что реакция заметно повышается благодаря упражнениям.

Что такое реакция

Итак, сначала разберемся, что такое реакция. Она выступает серьезным элементом самозащиты. Чем выше действие реакции, тем скорее вы справляетесь с внезапностями и тем сложнее человека застать врасплох. Реакцией именуют установленные действия в ответ на влияния извне – раздражители. Простая реакция, точнее рефлекс, происходит так:

раздражитель воздействует на рецепторы органа;
оттуда поступает сигнал в мозг;
мозг дает приказ организму;
он приводит к движению мышц, а они сокращаются и исполняют задачу.

Реакция организма на раздражители – это рефлекс, заложенный природой. Важно суметь развить его для увеличения скорости действий.

Так функционирует моргание в ответ на определенные внезапные раздражители глаз (к примеру, если попадает соринка), коленный рефлекс, а еще отдергивание пальцев от горячего и т.п.

В реальности, чаще всего, подобный путь сложнее. Нередко задействуется не только спинной, но и головной мозг. Скорость реакции замедляется, если человек сам вмешивается в цепочку. По этой причине важно развивать ее и повышать, дабы избежать помех со стороны самого себя.

Как улучшить скорость реакции

Вас интересует ответ на вопрос, как улучшить скорость реакции? Он достаточно прост: постоянные занятия. Если 3-4 раза за неделю, то для тренировки реакции потребуется прилагать усилия каждый день.

Ключевой секрет повышенной реакции – это способность в требуемый момент . Но, к несчастью, организм наш не способен длительное время быть в состоянии высокой сосредоточенности. Потому первая задача – это развить умение сменять периоды концентрации и отдыха.

Как истинный спортсмен вам требуется уметь за долю секунды перейти в состояние наивысшей концентрации. И после этого требуется по максимуму расслабиться, дабы организм отдохнул.

Скорость реакции важна во многих жизненных ситуациях, а развить ее не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Специальные онлайн-тесты учат именно этому: максимуму концентрации и максимуму расслабления в нужный момент. Для улучшения скорости реакции потребуется сконцентрировать внимание только на конкретном объекте. Требуется забыть о другом, что окружает. Это сложно, но этому реально научиться.

Если возникает вопрос, касающийся повышения скорости реакции, то тут же требуется ответить на другой вопрос: на что именно, вы собираетесь развивать реакцию? Реагируют люди на:

прикосновения;
звуки;
видимые раздражители.

Таким образом, если вы желаете заняться развитием реакции, то делать это придется на один из данных раздражителей. В будущем их можно смешать, но сначала действуйте постепенно, тренируйте их по очередности.

Ответная реакция

Вне зависимости от того, какой тип реакции развивается: зрительный, слуховой или осязательный, требуется точно понимать, что выступает ответным рефлексом в ходя занятий, то есть, какое установленное действие. Корректнее тренировать определенный чувствительный рецептор на разного рода активности. Можно развивать действие реакции даже на наиболее нелепые сигналы, но немаловажно в ходе тренировки добиться разнообразия активностей, вы должны использовать максимум мышц.

Подобные действия требуются несложные, а выполнять их важно в одно касание или движение. Эти действия бывают разными, они требуют самых разнообразных усилий: от исполнения команды «ложись» до отжимания или подтягивания. Важно, чтобы данные движения оказались простыми.

Вам важно определить, какую именно реакцию вы развиваете: слуховую, зрительную или осязательную. Все сразу тренировать не получится.

Кроме того, играет роль и смысл упражнения, оно не должно быть лишено этого, т.е. требуется, чтобы оно несло конкретное значение. Иными словами, упражнение должно пригождаться в обычной жизни. Ключевой упор при выборе здесь требуется делать на безопасность и получение различных умений: спортивных, специальных. При этом важно адекватно выбрать раздражитель. К примеру, имитацией выстрела тренируется прыжок вбок, падение, но не бессмыслица.

Требуется тренироваться помалу, начинать с несложных упражнений. Сюда относится «достань явару» или передвижения предметов. Другая отличительная черта процесса заключается в непременном наличии полностью внезапного и никак не контролируемого источника раздражений. Тренировки с приказами себе – бессмысленны и бесполезны, да и быстро наскучивают. Требуются поистине внезапные источники заданий.

Идеальным выбором станет другой человек, то есть напарник или тренер. Участие в упражнениях двух человек сразу вносит в них соревновательный элемент. Каждый пытается выиграть у второго, прикладывает усилия для усложнения задачи противнику. В роли тренера возьмите друга, родственника и т.п. Развить действие реакции мало кто откажется.

Конечно, если вы способны на это, то организуйте сами подобные условия, где много внезапностей. Но теперь рассмотрим некоторые упражнения, что созданы для повышения скорости реакции. Конечно, они не считаются истиной в последней инстанции, а обычным образцом, на базе него вы создадите различные, более уместные, задания.

Повышения реакции на слух

Дабы развить реакцию на слух в роли воздействия используется звук. В нем требуется четкое начало. Примером служит звук музыки, звонок, щелчок, стук и т.п. Даже звонок в дверь. При разработке реакции на звуки требуется прерывать видимую связь между тем, кто тренируется, и причиной звука. Иными словами, тренируемый не должен предугадывать момент появления звука по активности тренера-напарника. Можно создавать звук за спиной или пользоваться специальной программой для ПК.

Если идет развитие слуховой реакции для безопасности, то задания направляются на установленные действия (упор лежа, прыжок, пригибание и т.п.). Приведем примеры полезных заданий:

тренеру требуется выйти за дверь. Участнику после сигнала требуется перенести конкретный предмет (это требуется точно обозначить). Или взять предмет (с полки, из кармана, из ящика и т.п.);
тренер стоит за спиной и резко бьет линейкой по поверхности чего-либо. Тренируемому требуется сделать такой же удар;
в ходе заданий на безопасность требуется тренировать процесс отнимания оружия или того, что используется вместо него, по сигналу звуком (топот, крики, стуки и т.п.);

Упражнения простые, но действенные. Вы можете изменять их или усложнять по собственному вкусу.

напарники сидят один против другого, а перед ними расположен предмет. Тренер двигается вокруг них и внезапно возникает звук (хлопок, свист). Напарникам требуется взять лежащий предмет по звуку – кто скорее. Чтобы усложнить задачу, тренеру можно не только хлопать, но и говорить что-то вроде «бах», «бум» и т.п. Не забывайте, что напарникам нельзя стукнуться лбами.

Увеличение реакции на осязание

Теперь ведется развитие реакции на осязание, т.е. прикосновение, что не контролируется взглядом, к примеру, сзади. Это ключевой элемент безопасности. В ходе тренировок, требуется завязать глаза, если идет отработка осязаемости рук. А если выполняются задания на безопасность, то тренер располагается сзади. Приведем несколько примеров для тренировки:

человек находится на стуле с завязанными глазами, его руки требуется расположить на ширине плеч на столе. Тренер внезапно и с неопределенным промежутком времени касается рук участника. Последний, при касании, должен сделать хлопок ладонями. Важно, чтобы прошло минимум времени с момента касания до выполнения действия;
тренер стоит сзади на расстоянии протянутой руки. Он касается плеча тренируемого. Последнему нужно внезапно присесть, отпрыгнуть в одну из сторон, развернуться и стать в боевую позу.

Повышение реакции на зрение

Реакция на зрение очень важна, ведь это главное чувство. Почти все данные люди получают благодаря глазам, потому развитию реакций от «обозримого» раздражителя требуется уделять максимум времени.

Кстати, развивать его несложно. В ходе выполнения заданий важно уделить внимание не только реагированию по установленному событию, но и выбору человеком определенного события. Не нужно включать одну лампу, включите одну из двух или трех. В такой ситуации мозгу требуется оценить ситуацию и отбросить лишние раздражители. Вот несколько полезных заданий для повышения реакции на зрение:

к стене прижимается линейка. Участнику требуется поставить большой палец в 1 см от линейки на отметке 10-15 см от ее края. В момент опускания линейки, она падает. Цель – поймать ее пальцем и придавить к стенке. Чем меньшее время линейка «летит», тем выше реакция;
тренер в произвольном порядке включает одну из 2-х ламп (выключатель участнику невиден). При включении конкретной лампы требуется перенести предмет или совершить установленное действие;
из-за ширмы демонстрируются вещи. Реагировать требуется на конкретный предмет.

Действенной тренировкой выступают игры «на пальцах»: камень-ножницы-бумага и чет-нечет:

в забаве чет-нечет на пальцах показывается ведущим число 1-5. Второму участнику требуется показать собственное число, но с другим значением. Если первый участник показывает нечетное число, то второму важно показать четное;

Немало детских игр развивают зрительную реакцию. Достаточно вспомнить любимые забавы детства и начать тренировки.

игра камень-ножницы-бумага знакома нам с детства. Камнем выступает кулак, который ломает ножницы (два пальца). Последние побеждают бумагу (ладошка), а она способна покрыть камень. В простом типе игры участники «создают» предмет в один момент. В этой ситуации тренер дает время тренируемому, дабы тот успел понять и выбрать предмет, который выигрывает;
ладушки. В данной игре участники сидят за столом один против другого. Руки тоже на столе. Один ладонью пытается покрыть ладонь другого, а тому важно убрать ее до этого.

Существуют и другие тренировки для развития реакции на видимые раздражители:

игра для детей, в ходе которой люди стоят в кругу. Они прыгают по движения часовой стрелки, пытаясь прыгнуть соседу на ногу. Последний сдвигает ногу прыжком. Если участник прыгнул, атакуя, то ему важно замереть на месте. Если участник прыгает, отпрыгивая, то должен наступить на ногу соседу. Тот, кому наступили, покидает круг;
легкая забава под названием «слови бумажку». Один участник держит в руках бумагу, а второй кладет ладонь на его кисть, держащую эту бумагу. Первый бросает, а второй должен поймать рукой бумагу, что была на кисти первого. Если игра идет на деньги (поймал денежную бумажку – получил ее), то процесс развития реакции проходит максимально быстро;
жонглирование. Начинаете учиться жонглировать. В данной ситуации цель не только развить реакцию, но без нее не обойтись.

Для развития скорости реакции тела используется игра, где требуется поймать рукой мячик для тенниса. Все видели тренировки теннисистов. Они стоят напротив стены и прорабатывают удары. Мяч отпрыгивает от стены и снова возвращается.

Берите тоже мяч для тенниса, станьте напротив стенки и начинайте кидать его, прикладывая усилие. Действия аналогичные тренировкам теннисистов: рука-земля-стена-рука. Сначала идет тренировка одной руки, потом второй, затем все сразу. Как вариант, вы можете кидать левой рукой, а ловить только правой. Это усложнит задачу. Еще лучше делать упражнение с напарником, так вы будете ловить мячик по очередности.

24 января 2014

В наш век компьютерных технологий очень важно не потерять способность быстро реагировать на внешние раздражители. И пусть нам не нужно бороться с мамонтами и добывать таким образом себе пропитание, но проблема борьбы и выживания остаётся актуальной.

От чего зависит скорость реакции

Во все времена скорость реакции имела очень большое значение. Хочешь выжить, быть первым, выиграть в соревновании или игре - реагируй быстро.
На скорость реакции влияют многие факторы:

  • наследственность;
  • состояние нервной системы;
  • питание;
  • окружающая обстановка;
  • хобби;
  • настроение и многое другое.

Есть люди с замедленным реагированием, которые очень переживают из-за различных ситуаций. Например, в играх они думают, куда лучше повернуть или как лучше выстрелить. Им необходимо научиться отстраняться от ненужных вещей и быстрее реагировать.

Знаете ли вы? Считается, что с возрастом мозг медленнее обрабатывает информацию, но различные исследования показывают, что скорость реагирования одинакова и у 70-летних, и у 25-летних.

С физиологической стороны быстрота реагирования зависит от скорости протекания таких процессов:

  • принятие раздражающего сигнала на слуховой, зрительный или другой рецептор;
  • передача сигнала в мозг;
  • анализ поступившей информации и принятие ответа;
  • проведение ответного сигнала от ЦНС к мышцам;
  • возбуждение мышцы и ответная реакция.

Скорость ответной реакции в основном зависит от лабильности нервной системы. При воздействии сильного раздражителя включается рефлекторный ответ. Формирование стереотипных рефлексов позволяет реагировать без размышления (без участия головного мозга).

Как проверить

Чтобы узнать время реагирования на раздражители, необходимо высчитать разницу во времени между началом действия и ответной реакцией. Для этого существуют даже специальные приборы. На различных сайтах имеются специальные тесты для определения скорости реакции.

Важно! Тесты нужно проходить в здоровом и бодром состоянии. Для чистоты эксперимента лучше использовать мышку, так как на сенсорных экранах задержка дольше. Рекомендуется также прохождение теста одной рукой, а затем другой.

Время реагирования на различные раздражители несколько различается, но в среднем оно составляет 0,1–0,3 секунды. У разных людей оно также может значительно разниться.

Как улучшить реакцию: упражнения в домашних условиях

Скорость реакции до определённой степени можно увеличить, для этого используются специальные упражнения. Ответ на раздражитель должен быть простым и удобным для вас, а также полезным в реальной жизни. Занимаясь постоянно, можно отточить реакцию до рефлекса.
Начинать нужно с упражнений попроще, переходя со временем к более сложным. Существуют упражнения для улучшения и ускорения реакции на различные раздражители (зрительные, слуховые и осязания).

На слух

Чтобы не пугаться звуков и стать обладателем хорошей реакции, необходимы ежедневные тренировки. Для этого вам понадобится помощник. Есть несколько обязательных условий:

  1. Звуковой сигнал должен быть хорошо выраженным и понятным. Это может быть стук, хлопок, щелчок или что-то другое.
  2. Источник звука - скрыт от вас (следует находиться к нему спиной или использовать повязку на глаза).
  3. Очень важна неожиданность.

На определённые слуховые раздражители нужно отвечать соответствующим образом. Чем большее количество мышц будет задействовано, тем лучше. Например, можно использовать такие комбинации:

  • при свистке - присядьте;
  • при команде «стой» - подпрыгните;
  • при слове «ап» - поднимите правую руку.
Задания нужно усложнять. Например, при хлопке (звук выстрела) нужно отскочить в сторону, присесть и прикрыть голову руками. Чем разнообразнее будут задания, тем выше будет эффект от занятий.
Это даст возможность выработать нужные рефлексы, правильно реагировать на звуковые посылы и развить адекватное поведение.

На осязание

Во время занятий нужно придерживаться определённых условий:

  • раздражающий источник скрыт (стоит за спиной, или вы с закрытыми глазами);
  • прикосновения должны быть неожиданными.

Можно использовать такие варианты упражнений:

  1. Вы сидите на стуле, руки - на коленях. Каждое касание тренера сопровождается хлопком в ладоши. Нужно добиться сокращения времени между прикосновением и хлопком.
  2. Вы стоите. Когда тренер касается вашего плеча, необходимо присесть или отскочить в сторону.
  3. Тренер прикасается к вашей спине, а вы должны быстро к нему повернуться.
Вариантов различных упражнений множество. Всё зависит от вашей фантазии.

Знаете ли вы? Восприятие некоторых цветов (например, красного) увеличивает скорость реакции, ускоряет работу мышц, но и усиливает беспокойство.

На зрение

Большую долю информации человек воспринимает через глаза, поэтому развитию хорошей реакции на зрительные раздражители нужно уделить особое внимание. Для развития таких навыков используются следующие упражнения:

  1. Тренер показывает бумагу различных цветов, и на каждый должно быть своё действие (например, зелёный - закрыть глаза, красный - щёлкнуть пальцами).
  2. Тренер из ящика достаёт разные предметы, а вы должны подпрыгнуть на тех, которые оговорены ранее.
  3. Помощник прижимает линейку к стене, а ваш палец находится в сантиметре от неё. Линейка отпускается, а вам нужно как можно быстрее её прижать обратно.
На зрительную реакцию положительно влияют многие детские игры. Например, такая забава, как «камень-ножницы-бумага». Или игра, при которой руки расположены на столе и один игрок пытается ладонью прикрыть руку другого.
Задача последнего - убрать её вовремя. Быстроту реагирования увеличивают комбинация различных упражнений и изменение вида деятельности. Зрительный рефлекс улучшает такое упражнение:
  1. Сконцентрируйте взгляд на каком-то предмете.
  2. Переключите внимание на другой объект.
  3. Быстро переводите взгляд с одного предмета на другой.

Важно! Развивая ответные реакции на раздражители, лучше использовать набор не бессмысленных упражнений, а таких, которые могут реально пригодиться в важных жизненных ситуациях. Упор делается на получение конкретных навыков: спортивных, игровых или для безопасности.

Мы используем свои рефлекторные навыки в повседневной жизни и даже не задумываемся над этим. Между тем быстрота реакции часто может спасти нам жизнь. И даже зная, что скорость реакции во многом зависит от наследственности и состояния нервной системы, нужно её развивать. Мы будем рады, если наши упражнения помогут вам в этом.

Видео: как развить реакцию

Ольга Арефина
Развитие слуховых-ориентировочных реакций у детей младенческого возраста

Формирование полноценного восприятия окружающей действительности служит основой познания мира, первой ступенью которого является, чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания - сенсорное воспитание.

В значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей , т. е. от того насколько ребенок совершенно слышит, видит, осязает окружающее. В норме младенцы уже впервые минуты жизни способны грубо локализовать источник звука, поворачивая голову в его сторону (Sanford, 1983) .

В младенчестве можно выделить два возрастных периода , соответствующие двум уровням развития зрительно- слуховой координации . Первый период - от рождения до 20-40 дней. В этом возрасте поворот головы в направлении источника звука осуществляется рефлекторно, он неточен, имеет большой латентный период, угасание реакции отсутствует или выражено слабо, количество правильных "поворотов " зависит от временных характеристик стимула.

На 2-3-м месяце жизни дети перестают поворачивать голову в направлении источника звука. Это временное ухудшение звуковой локализации не удается предотвратить с помощью тренировки, его срок определяется не фактическим, а гестационным возрастом ребенка .

Второй период начинается с 4-х месячного возраста . Для этого возраста характерно резкое уменьшение латентного периода поворота головы на звук, повышение точности локализации; к 6-ти месяцам увеличивается скорость привыкания.

У слепых детей в возрасте 4-6 месяцев наблюдается полное угасание поворота головы в сторону источника звука. Бауэр отмечает, что у детей в возрасте до 20 недель способность дотягиваться в темноте до звучащего предмета, который они перед тем видели на свету, и схватывать, его развита в гораздо большей степени, чем у детей 20-40 недельного возраста (Бауэр, 1979) .Он объясняет это тем, что у старших детей дотягивание зрительно направляется, тогда как у младших детей оно лишь инициируется видимым или звучащим объектом. Исследования фон Хофстена (von Hofstenб 1991, 1993) показали, что движение руки новорожденного направлены к объектам, но только позже совершенствуются под контролем зрения. У слепых младенцев наблюдается слежение за своими руками и взгляд их довольно точно направлен на то место, где находятся в данный момент руки. Однако позже, когда "первое" дотягивание исчезает, слепые дети перестают следить за своими руками.

Если первые интерсенсорные координации является врожденными, то следующий уровень требует афферентного подкрепления, уточнения по мере взаимодействия со средой. Существование зрительно-моторных координаций у слепых детей , возможно, объяснить не столько жестко врожденной программой скоординированных действий, сколько первоначально большим влиянием проприоцептивной системы в общем интегративном действии.

В дальнейшем зрение занимает место главного интегратора в организации и совершенствовании действий (Covalata, 1974; Egeth, Sager, 1977; Freides, 1977) . Однако взрослые слепые люди осуществляют хорошо скоординированное поведение за счет компенсаторного использования слуховой и тактильной систем . Мы полагали, что использование слуховой и тактильной систем значительно возрастет в случае серьезных потерь зрения уже на ранних этапах развития .

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СЛУХОВОГО АППАРАТА

Слуховая система , имеет очень сложное строение. Внутри слуховой системы определяют две подсистемы : способность оценить громкость звука и способность одновременно оценить удаленность, пространственное расположение источника звука.

При поражении среднего уха нарушается способность с помощью звука одновременно оценить удаленность, пространственное расположение, источника звука.

При поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария человека не в состоянии определить бытовые звуки и шумы. Так же у больных могут быть нарушения слуховой памяти , трудности оценки ритмических структур сложности узнавания и воспроизведения знакомой мелодии.

При поражении Кортиева органа у ребенка нарушается нормальное восприятие громкости звуков.

ГОСПИТАЛЬНЫЙ СИНДРОМ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Влияние общения обнаруживается как в ускорении обычного темпа развития ребенка , так и в том, что оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию.

Госпитализм - синдром психической и физической отсталости, возникающий впервые годы жизни ребенка из-за дефицита общения с близкими взрослыми, в частности, в результате помещения в детское учреждение (больница) .

Зачастую младенцы , поступившие, в дом ребенка не проявляют слуховой реакции на шумовые или звуковые раздражители (либо совсем, либо частично, но в течение, 1-2 месяцев слуховые реакции восстанавливаются .

Оказалось, что самый опасный и уязвимый возраст - от 6 до 12 месяцев. В это время ребенка ни в коем случае нельзя лишать общения с матерью. А если уж иначе нельзя, надо заменить мать другим человеком.

Хуже всего то, что ребенка, заболевшего тяжелой формой госпитализма, нельзя вылечить до конца. Рана, нанесенная личности, заживает, но оставляет след на всю жизнь. Американский психолог Берес исследовал личности 38 взрослых людей, которые в детстве болели госпитализмом. Только семеро из них смогли хорошо приспособиться к жизни, и были обычными нормальными людьми; остальные обладали разными психическими дефектами.

Во многих работах указывается, что в условиях госпитализма страдает предречевое и речевое развитие , разлука с матерью сказывается на развитии познавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка .

ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВАЯ ДИАГНОСТИКА .

Для исследования зрительно-слуховых координаций использовались следующие ситуации :

1. Статическая звучащая игрушка в центре поля зрения и вне его (на расстоянии 30 см в 90 град. от центральной линии взора)

2. Прослеживание объекта со звуком и без звука во фронтальной плоскости

3. Предъявление музыкальных звуков в поле зрения и вне него.

4. Речевые звуки, пение, ритмизированная речь.

5. Реакции на собственное имя ребенка в поле и вне поля его зрения

6. Индифферентные звуки-хлопок, свист, звук колокольчика, вне поля зрения

7. Звуковой тон частотой 250 Гц и громкостью 70 ДБ, предъявляемый во время сна для тестирования собственно слуховой чувствительности .

На протяжении всего эксперимента регистрировались реакции фиксации , повороты головы по видеозаписи и по записям движений глаз, методом ЭОГ, и вегетативной реакции КГР .

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Название реакции Приблизительный возраст

вздрагивает или моргает при разных звуках 0

Различает тембр, громкость и высоту звука 1

Прислушивается к звуку погремушки 0 - 1

Замирает при появлении нового звука на фоне других 1 -2.5

Эмоционально реагирует на звуки в зависимости от настроения 1.5

Прислушивается к музыке 2 - 3

Поворачивает голову к источнику звука 3

Трясет погремушкой, прислушивается, делает паузу

и снова трясет погремушкой 3 -4

Стучит, прислушивается и снова стучит 3 - 4

Переводит взгляд с одного говорящего на другого 3 - 5

Смотрит внимательно на объект, издающий звук 3 - 5

СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ

Благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить их и использовать звуковые впечатления из прошлого. Различают речевую, неречевую и музыкальную слуховую память . Каждая из них имеет свои особенности и развивается относительно независимо. Мир неречевых звуков исключительно богат и разнообразен : шум дождя, шелест листьев, тиканье часов, голоса людей и т. д. Этот «язык» легко становится понятным ребенку уже в раннем возрасте . Для понимания речи, как и музыки, необходим многолетний опыт.

В 6 - 10 недель младенец узнает голос матери , выделяет среди других звуков определенную музыку. В 3 месяца - начинает узнавать звуки родного языка, а к концу 3 месяца уже избирательно реагирует на звук в зависимости от его характера, а не от интенсивности.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Название реакции Возраст появления реакции (в месяцах)

Узнает любимую музыку 2 - 4

Внимателен к определенным

звукам, что зависит от их характера, а не от

интенсивности 2 - 4

УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Человек живет в мире звуков - звуков природы, работы механизмов, музыки, речи и т. д. Посредством слухового восприятия улавливаются звуки, настраивается на оптимальное восприятие слуховой аппарат , который находит источник звука, позволяет реагировать на изменения в звуковой среде.

развитие развития детей .

Младенец

реакциях малыша , свидетельствуя

Для развития активности детей следует уже с первых месяцев жизни связывать положительные эмоции с интеллектуальными стимулами. Стремиться к тому, чтобы малыши приятно реагировали на успокаивающие или наоборот бодрящие действия взрослого, его улыбку, ласковые слова, которые должны сочетаться с каким либо практическим результатом .

С первых месяцев жизни ребенка уже нужно развивать слуховые реакции . Очень важно, чтобы не было лишних звуковых раздражителей. Позаботьтесь о том, чтобы кроватка малыша не была расположена у стены, за которой находится телевизор или другие источники постореннего звука.

В 1месяц у ребенка наблюдается длительное слуховое сосредоточение , ребенок прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки. В разные отрезки бодрствования взрослый на расстоянии 50 см от ребенка, лежащего на спине, в не поле его зрения гремит погремушкой или ласково разговаривает, с ним в течение 50 сек.

В 2 месяца у ребенка наблюдаются ищущие повороты головы при длительном звуке. В разные отрезки бодрствования взрослый гремит, погремушкой 3-5 сек. На расстоянии 40-50см. с боку, в не поле зрения лежащего на спине ребенка.

В 3 месяца ребенок проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор) . Взрослый, наклонившись над лежащим на спине ребенком ласково, улыбается ему, оживленно разговаривает, с ним в течение 20-30 сек. Обращаясь 3 раза.

В 4 месяца ребенок поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами. Взрослый в не поле зрения ребенка, лежащего на спине, на расстояние 50-70 см. гремит погремушкой 3-4 раза (пауза 2 сек) или шуршит бумагой.

В 6-8 месяцев ребенок, по-разному реагирует на свое и чужие имена. Взрослый, в не поле зрения ребенка, лежащего на спине или животе, называет чужое имя, резко контрастное по звучания с именем ребенка, повторяет его 2 раза, с паузой 1-2 сек., затем после паузы 2-3 сек, имя ребенка и после паузы опять чужое имя. Оба имени произносятся с одинаковой интонацией и эмоциональной окраской.

В 9-12 месяцев ребенок выполняет плясовые движения под веселую музыку. Во время плясовой мелодии, взрослый оживленно двигает руками ребенка, приподнимает поочередно его ноги, покачивает. Во время спокойной мелодии стоит рядом с ребенком и спокойно слушает.

Для нормального роста и формирования организма грудного ребенка, и особенно для становления его психической деятельности органы чувств, даже будучи полноценно сформированными, нуждаются в дальнейшем развитии , совершенствовании, тренировке. Это и составляет суть сенсорного воспитания. Конечно, его содержание и задачи впервые месяцы жизни малыша еще сравнительно просты, но важно, чтобы оно непременно проводилось в необходимом объеме. По мере увеличения возраста ребенка

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХА

Педагогический процесс должен гибко учитывать быстрое развитие малыша первого года жизни. Добросовестный уход и забота окружающих взрослых о самых маленьких в доме ребенка восполняет материнскую любовь и ласку, создает эмоциональный фон общения, без которого не может быть полноценного физического и психического развития детей .

Младенец особым образом рано начинает реагировать на человеческую речь, выделяя ее из всех шумов и музыкальных звуков.

Интонации взрослого начинают проявляться и в голосовых реакциях малыша , свидетельствуя о возникновении положительных эмоций.

Для развития активности детей следует уже с первых месяцев жизни связывать положительные эмоции с интеллектуальными стимулами. Успокаивающие или наоборот бодрящие действия взрослого, его стремиться к тому, чтобы малыши приятно реагировали на улыбку, ласковые слова, которые должны сочетаться с каким либо практическим результатом (например, кормлением, купанием или занятием с показом игрушек)

Важно приучить малыша к звуковым контрастам. Для этого взрослым полагается много петь ребенку. Подбирается не только тихие, медленные, но и громкие, веселые мелодии. Разговор с малышом происходит с разной интонацией. При этом большое место отводится звукоподражанию.

Высокие и низкие звуки

Необходимо дать ребенку почувствовать различие между высокими и низкими звуками. Например : ребенку дают послушать звук маленького колокольчика, а затем большого колокола, звон хрустального бокала, свист, стук в дверь, и т. п. Переходя от одного звука к другому много раз необходимо подчеркнуть, какой звук называется самым высоким, а какой - самым низким.

Ни в коем случае нельзя создавать вокруг ребенка атмосферу тишины, даже во время сна. Но в, то, же время, исключить наличие постоянного шума, так, же не целесообразно.

Кассеты и диски не могут заменить непосредственного общения и человеческих контактов. Однако когда ребенок остается один, можно включать ему магнитофон с записями различных музыкальных произведений или песен

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

У новорожденного есть полный набор автоматических реакций так называемых безусловных рефлексов (защитный рефлекс, рефлекс ползания, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинзона).

Существуют также совершенно необходимые для жизни рефлексы : дыхательный рефлекс, рефлекс сосания и некоторые другие.

Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой. Конечно, это психика в ее первичных, зачаточных формах, мало похожая на психику взрослого человека, прошедшую огромный путь эволюции и сложных изменений. И все же именно из этих зачатков, как писал выдающийся советский психолог Л. С. Выготский, развиваются высшие психические функции человека.

Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим аппаратом» , как утверждали рефлексологически настроенные психологи, но существом обладающим, хотя и диффузной, но все, же своей индивидуальной психической жизнью. У ребенка, имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении, связанные с фундаментальным развитием мозга (например, потребность в новых впечатлениях) и социальные потребности, появляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни : потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке. Эти потребности, в дальнейшем, становятся важнейшими, для нравственного формирования ребенка.

Признание указанных потребностей требует признания у младенца и соответствующих аффективных переживаний. Неудовлетворение какой-либо из них вызывает у ребенка отрицательные переживания, выражающиеся в беспокойстве, крике, а их удовлетворение - радость, повышение общего жизненного тонуса, усиление познавательной и двигательной активности (например, так называемый комплекс оживления) и так далее.

Следовательно, содержание психической жизни детей первого года жизни характеризуются сначала аффективно окрашенными ощущениями, а затем глобально аффективно переживаемыми впечатлениями. Иначе говоря, в сознании младенца в первую очередь представлены эмоциональные компоненты, связанные с непосредственно воспринимаемыми им воздействиями. Тот факт, что самыми элементарными формами психической жизни (ее истоками) являются эмоции, вполне объясним, так как для ребенка, почти лишенного инстинктивных способов удовлетворения своих потребностей и удовлетворяющего их через взрослого, биологически более важными являются ориентация в состоянии своих потребностей, чем в окружающей действительности, и своевременная сигнализация об этом. Переживание представляет собой средство такой ориентации. Однако на протяжении года сознание младенца развивается : в нем выделяются отдельные психические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов.

В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться в реальность.

Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста , ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация комфорта крайне важны для нормального физического и психического развития ребенка . Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон. Основной ведущий тип деятельности ребенка в младенческом возрасте - эмоциональное непосредственное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Первая потребность, которая формируется у ребенка - это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом с взрослым человеком, ребенок может сам стать человеком.

“Первое, что мы должны воспитать у наших детей , и что развивается на протяжении всего детства - это потребность детей в человеке - в другом человеке; сначала в матери, отце, затем в товарище, друге и наконец в коллективе, в обществе”.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галанов А. С.

2. Ильина Е. Т. Современные технологии реабилитации в педиатрии.

3. Павлова Л. Н.

4. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. М.: Мозаика-Синтез 2005. -120с.

5. Развитие и воспитание детей раннего возраст : Учебное пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений/ Л. Г. Голубева, М. В. Лещенко, К. Л. Печора : Под ред. В. А. Доскина, С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия» , 2002. – 192с.

6. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология . - М.: Просвещение, 1978. – 287с.

7. Сергиенко Е. А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М. ,1992.

8. Сергиенко Е. А. Нарушение или генерализованное изменение психофизиологии развития// Психол . журн. 1993.,Т. 14.,С. 48-67.

9. Сплошнова Ю. Психологическое обеспечение гармонического развития ребенка в младенчестве . 2005г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.