Составные и динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста. Динамические игрушки

Динамические (движущиеся) игрушки отображают различные виды движения – качение, вращение, хождение, кувыркание.

Самая древняя подвижная игрушка найдена в Египте и датируется 3 тысячелетием до н.э. Это была шагающая фигурка быка. Для того, чтобы он шагал, покачиваясь из стороны в сторону, в изготовлении был использован закон маятника. Подобные игрушки встречаются в разные исторические периоды в культуре разных народов. Как правило, все игрушки этой группы отображают различный характер движения предметов, их взаимодействия между собой или с различными веществами - водой, воздухом, песком и т.п. Это видимые составляющие взаимодействия. Существует также невидимая составляющая, неосознаваемая, но постоянно присутствующая – это сила притяжения Земли, гравитация. Она также является предметом исследования ребенка, так как в ее поле существуют исследуемые ребенком закономерности.

Для данного вида игрушек типично простейшее преобразование одного вида движения в другой, например, поступательного движения во вращательное (волчок). Эти закономерности, при восприятии и действии самого ребёнка, могут быть доступны детскому наблюдению и пониманию.

Очевидно, что представление о движении не должно быть противоречиво. Поэтому в эту группу не входят игрушки, запускаемые каким-либо электронно-механическим способом, который стирает, нивелирует, к примеру, действие гравитации, и ее освоение, преодоление самим ребенком.

Какие бывают динамические игрушки для малышей?

Кугельбан - это специальная конструкция с дорожками-желобками, по которым скатывается шарик или съезжает машинка. Для детей раннего возраста подходит простой кугельбан, который не требует серьезной активности ребенка. Единственное, что нужно – запустить шарик (машинку, колесико), а дальше остается наблюдать его путь. Для самых маленьких подойдут кугельбаны-стучалки: шарик нужно забить молоточком в отверстие.

Заводные игрушки приводятся в движение заводным механизмом (например, ключиком или надавливанием ручки юлы).

«Верхолазы» - тоже образные игрушки, которые при выполнении нужных действий поднимаются по веревочкам вверх.

Волчки и юлы могут быть разных размеров и с разным способом запуска: кнопочным, с помощью поступательного движения (когда много раз нажимается ручка юлы), с помощью двух ладоней, пальцев.

"Воздушные" игрушки, которые движутся от легкого потока воздуха, например, дуновения.

Как выбирать?

Уже с полугода младенцам можно предложить заводные игрушки. Конечно, малыш не сможет сам их заводить, но зато он будет в восторге от идущего цыпленка или крутящейся карусели. Пожалуй, единственной доступной в этом возрасте для самостоятельных действий игрушкой будет простая кнопочная юла: ребенок просто надавливает на кнопку и юла начинает крутиться.

Простые кугельбаны (в которых нужно просто бросить шарик или машинку и следить за их движением) порадуют малышей от года . С такой игрушкой здорово играть в "догонялки", экспериментировать со скоростью: запускать с разными промежутками времени шарики разного веса и размера друг за другом, и следить за их перемещением.

Малышам от 2 лет можно предложить такие традиционные игрушки, как «кувыркунчик», «верхолаз», «клюющие курочки», «шагающие» игрушки, а также более сложные волчки и юлы (например, юла, которая заводится путем многократных надавливаний на ручку; волчки для запуска ладошками). Актуальными останутся и простые кугельбаны.

Ближе к 3-м годам ребенок будет радоваться летающим игрушкам. Например, вертолетам, которые запускаются собственным дыханием или надувной летающей тарелке (они больше подходят этому возрасту за счет безопасного материала - резины).

При выборе игрушки обращайте внимание на соответствие образа движению . Например, верхолазом может быть человеческая фигурка, медведь и т.д., но не крокодил или собака. Это важно, потому что дети раннего возраста еще только осваивают мир. Игрушки, как образцы этого мира должны помогать малышу, а не путать его. Всевозможные несуразицы понятны детям обычно значительно позже – в 5-6 лет. В этом возрасте они уже с юмором относятся к подобным вещам, поскольку имеют элементарные знания об окружающем мире.

Наличие момента неожиданности, непредсказуемости, сюрприза – важная характеристика этого вида игрушек. Очень важно, чтобы игрушка пробуждала у ребенка познавательный интерес, желание воспроизвести действие, разобраться в устройстве предмета. Это желание рождает познавательную мотивацию, которая и ведет за собой познавательное развитие. Важным качеством игрушек для экспериментирования является наглядность и яркая представленность движения, его очевидный эффект.

Игрушки, передающие разные виды движения живых существ и механизмов, можно называть динамическими или движущимися игрушками. Большая их часть - традиционные народные игрушки, которые вновь возвращаются в обиход. Самые известные - это так называемые богородские игрушки: кузнецы, клюющие курочки и проч., а также юла, волчок, лошадка-качалка, клоун-акробат, медведь-верхолаз. Есть и современные, идея или принцип действия которых основаны на традиции народной игрушки. Все их можно условно разделить на виды:

  • - Игрушки-каталки (барабанчик с бубенчиками, утенок-барабанщик..);
  • - Крутящиеся (юла, волчок, мобиль,…);
  • - Качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка, …);
  • - Катящиеся (дорожка для катания шариков - кугельбан, мячи, …);
  • - Лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз, клоун-акробат,...);
  • - Шагающие игрушки (шагающие куклы, «Идет бычок, качается», скачущая белка, ныряющий дельфин и пр.).

Их объединяет то, что все они передают движение и равновесие (отсюда и название - динамические игрушки).

Характерной особенностью можно считать то, что ребенок сам, собственным усилием запускает процесс их движения (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). После этого возможно либо наблюдение за движением, либо его развитие и поддержание с помощью собственного усилия. В одних случаях малыш наблюдает его дальнейшее развитие и угасание (волчок замедляет свое вращение, начинает покачиваться и падает, шарики кегельбана катятся по дорожке все быстрее и, добравшись до нижнего этажа, останавливаются и замирают). А есть игрушки, у которых можно непрерывно поддерживать и развивать движение (ребенок сам качается на лошадке, тянет за веревочку сороконожку или ритмично потягивая за один и другой шнур, помогает верхолазу забраться на самый верх и съехать вниз). В отличие от взрослого, ребенок отождествляет себя с движением и оно становится своего рода сюжетом игры ребенка.

Что дают динамические игрушки для развития ребенка? Наблюдая вращение волчка или юлы, полуторагодовалый малыш в созвучии с её движением заворожено покачивается вместе с ней. В более старшем возрасте ребенок своим телом играет в юлу - раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок. Трехлетний ребенок сидит на корточках перед вертикальной лесенкой, сверху которой кувыркается клоун-акробат, опираясь на ступеньки то ножками, то ручками. Малыш снова и снова пускает его в путешествие сверху вниз. А спустя какое-то время (недели или месяцы) пробует сам вставать на руки и спрыгивать из этого положения на ноги.

Таким образом, через динамические игрушки ребенок имеет возможность телесно отождествлять себя с разнообразными движениями.

Выбирая динамическую игрушку для ребенка, нужно обратить внимание на следующие существенные моменты:

  • - естественность и плавность движения - если у каталки-бабочки западает крылышко «ей невозможно летать»;
  • - эстетические качества игрушки (формы, цвета, цвет в движении)- живые, органические, природные формы и мягкие цвета и тонкие цветовые сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия;
  • - соответствие звука и образа - гусеница, трещащая при движении не формирует истинной картины движения насекомого;
  • - прочность и ремонтопригодность;
  • - возможности игрушки расти вместе с ребенком, быть включенными в сюжетные игры в качестве персонажей (человечки, животные) или предметов-заместителей (мяч, волчок).

Игрушки (промышленные товары)

4.4 Динамические игрушки

Игрушки, передающие разные виды движения живых существ и механизмов, можно называть динамическими или движущимися игрушками. Большая их часть - традиционные народные игрушки, которые вновь возвращаются в обиход. Самые известные - это так называемые богородские игрушки: кузнецы, клюющие курочки и проч., а также юла, волчок, лошадка-качалка, клоун-акробат, медведь-верхолаз. Есть и современные, идея или принцип действия которых основаны на традиции народной игрушки. Все их можно условно разделить на виды:

Игрушки-каталки (барабанчик с бубенчиками, утенок-барабанщик..);

Крутящиеся (юла, волчок, мобиль,…);

Качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка, …);

Катящиеся (дорожка для катания шариков - кугельбан, мячи, …);

Лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз, клоун-акробат,...);

Шагающие игрушки (шагающие куклы, «Идет бычок, качается», скачущая белка, ныряющий дельфин и пр.).

Их объединяет то, что все они передают движение и равновесие (отсюда и название - динамические игрушки).

Характерной особенностью можно считать то, что ребенок сам, собственным усилием запускает процесс их движения (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). После этого возможно либо наблюдение за движением, либо его развитие и поддержание с помощью собственного усилия. В одних случаях малыш наблюдает его дальнейшее развитие и угасание (волчок замедляет свое вращение, начинает покачиваться и падает, шарики кегельбана катятся по дорожке все быстрее и, добравшись до нижнего этажа, останавливаются и замирают). А есть игрушки, у которых можно непрерывно поддерживать и развивать движение (ребенок сам качается на лошадке, тянет за веревочку сороконожку или ритмично потягивая за один и другой шнур, помогает верхолазу забраться на самый верх и съехать вниз). В отличие от взрослого, ребенок отождествляет себя с движением и оно становится своего рода сюжетом игры ребенка.

Что дают динамические игрушки для развития ребенка? Наблюдая вращение волчка или юлы, полуторагодовалый малыш в созвучии с её движением заворожено покачивается вместе с ней. В более старшем возрасте ребенок своим телом играет в юлу - раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок. Трехлетний ребенок сидит на корточках перед вертикальной лесенкой, сверху которой кувыркается клоун-акробат, опираясь на ступеньки то ножками, то ручками. Малыш снова и снова пускает его в путешествие сверху вниз. А спустя какое-то время (недели или месяцы) пробует сам вставать на руки и спрыгивать из этого положения на ноги.

Таким образом, через динамические игрушки ребенок имеет возможность телесно отождествлять себя с разнообразными движениями.

Выбирая динамическую игрушку для ребенка, нужно обратить внимание на следующие существенные моменты:

Естественность и плавность движения - если у каталки-бабочки западает крылышко «ей невозможно летать»;

Эстетические качества игрушки (формы, цвета, цвет в движении)- живые, органические, природные формы и мягкие цвета и тонкие цветовые сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия;

Соответствие звука и образа - гусеница, трещащая при движении не формирует истинной картины движения насекомого;

Прочность и ремонтопригодность;

Возможности игрушки расти вместе с ребенком, быть включенными в сюжетные игры в качестве персонажей (человечки, животные) или предметов-заместителей (мяч, волчок).

Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культуры, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой "свернутой форме" передается состояние современной культуры. Абраменкова В...

Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста

Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка...

Игрушка, как средство всестороннего развития ребенка

Игрушки распределяются по видам. Есть две классификации видов игрушек: первая- А.С.Макаренко; вторая - Е.А.Флериной Классификация игрушек А.С.Макаренко: Первый вид: Готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др.; они хороши тем...

Игрушки (промышленные товары)

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Не только у первобытных, но и у народов с древней...

Место и роль народных игр в социализации детей

В совей книге «Русское народное творчество детскому саду» А.П.Усова разделяет народные игрушки на игрушки-самоделки, дидактические и сюжетные игрушки. Игрушки-самоделки изготавливаются взрослыми или детьми...

Нравственно-этическое воспитание детей (на примере православного детского сада)

Детская игрушка во все времена отражала культуру общества. Вкладывая игрушку в руки малыша, мы оказываем достаточно сильное влияние на его мировоззрение. Много столетий назад, на Руси было распространено язычество...

Развитие связной речи на занятии с использованием игрушек

У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное развитие ребенка...

Роль игрушки в процесс игровой деятельности дошкольников

Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта...

Формы игровой деятельности в МКДОУ

О безопасности игрушки свидетельствуют наличие сертификата. В любом случае, игрушка не должна иметь явных механических или химических признаков опасности для здоровья ребенка. В игрушке не должно быть явных признаков...

Дети очень любят игрушки. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что хитом продаж в магазинах являются игрушки с любимыми героями мультфильмов, девочки просят купить My Little Pony , мальчики Робокара Поли. Как только появляется новый мультфильм, на полках магазинов сразу можно найти игрушки с героями из него.

Но сегодня мне хочется поговорить о другом типе игрушек, которые также очень любят дети, да и взрослых они заставляют улыбнуться. Динамическая игрушка - игрушка, в основе которой лежит какое-то действие (она крутится, вращается, ходит и т.д.) пользуется особым интересом у детей. Ведь играть в такие игрушки очень весело, малыш сам заставляет их двигаться, что приводит их в неописуемый восторг.

История таких игрушек исчисляется не годами, а тысячелетиями. Первая игрушка обнаружена в Египте, она датирована 3 тысячелетием до н.э. - игрушечный бык, который шагает и при этом покачивается. Это игрушка есть до сих пор, вот что значит время не властно над истинными ценностями.

Принцип действия динамических игрушек основан на взаимодействии разных веществ, силе притяжения или преобразовании из одной энергии в другую, не путайте их с игрушками работающими от батареек, они не относятся к динамическим.

Примерами динамических игрушек являются:

Кугельбан – это несколько желобов (дорожек), которые соединены между собой и предназначены для того, чтобы можно было скатить по ним шарик или машинку;

- «верхолазы» - они способны подниматься и спускаться после определенных манипуляций (чаще всего переворачивания);

Самая обычная юла;

Неваляшки;

Заводные игрушки – чтобы привести их в действие необходимо либо завести их ключиком, либо потянуть за шнурок.

Что касается рекомендаций при выборе динамических игрушек по возрасту ребенка, то нужно помнить одно золотое правило: переходите от простого к сложному. Если это юла, то кнопочная, если заводная игрушка, то не отказывайтесь помогать малышу, пока он не научится приводить ее в действие самостоятельно. И конечно же, важно, не то насколько подходит игрушка по возрасту, а то насколько она возбуждает у малыша интерес и желание познавать принцип ее работы.

Игрушка Птички своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Александр Яшин
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Изготовление динамической игрушки «Клюющие птички». Мастер-класс с пошаговыми фото.


Мастер-класс «Изготовление динамической игрушки «Клюющие птички»» рекомендован к участию в конкурсе «Живой мир» методическим объединением педагогов дополнительного образования научно-технической направленности. Руководитель объединения Рассушина Т.В.
Ерыгина Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МБУ ДО СЮТ г. Ангарск
Описание: Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям технологии, воспитателям детских садов, детям младшего и среднего школьного возраста и творческим людям.
Применение: Дети могут использовать свои поделки в игре, использовать в качестве подарка.
Цель: Изготовление динамической игрушки «Клюющие птички».
Образовательные задачи:
1.Познакомить с понятием динамическая игрушка, повысить интерес к этой деятельности.
2.Расширить знания о внешнем виде и образе жизни птиц.
3.Научить делать динамическую поделку «Клюющие птички».
Развивающие задачи:
1.Развивать у детей мелкую моторику пальцев.
2.Развивать внимание, память.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до логического завершения.
Птицы - теплокровные существа. Средняя температура их тела составляет 41°С. Это означает, что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в теплые страны.



Воробей. По земле передвигаются прыжками. Голос сравнительно высокий, всем известное чириканье.
Предпочитает опушки леса, сады и огороды. Живет по окраинам городов, в деревнях и поселках, на юге - в лесах и кустарниках. Питается различными семенами, птенцов выкармливает насекомыми. Нередко поселяется в рощах, парках и садах. В ноябре происходит концентрация полевых воробьев в поселениях человека, где они проводят всю зиму. Зимует в местах гнездования. Полевой воробей ловит массу вредных насекомых, но осенью стаи воробьев могут наносить довольно значительный ущерб садам и огородам.


Поползень. Живет в лесах, садах и парках со старыми деревьями. Питается насекомыми, реже семенами, орехами и желудями. Кормится обычно на толстых стволах деревьев, двигаясь вниз головой. Часто посещает кормушки, в городских парках приучается брать корм с протянутой ладони. На зиму запасает семена деревьев в трещинах коры. Значительная часть этих запасов впоследствии достается синицам. Благодаря своеобразной манере движения поползень избегает конкуренции с товарищами по стайкам - синицами и пищухами. Ползая вниз по стволу, он достает мелких насекомых в основном из трещин коры, открывающихся кверху. Зимой часто кочует в стаях синиц.



Ворона. Ворон и ворона – это совершенно разные птицы, а не самец и самка. По земле передвигается широкими шагами, в случае опасности начинает «скакать». Вороны - всеядные птицы, питаются насекомыми, птенцами и яйцами, грызунами и ящерицами, лягушками, рыбой; растительной пищей - семенами различных растений, как и самими растениями, а также пищевыми отбросами. Также общеизвестны сообразительность ворон и их умение использовать предметы окружающей обстановки; например, если городской вороне попадается орех в скорлупе, она может бросить его на дорогу и подождать, когда автомобиль его раздавит, после чего спокойно съедает. В 1970-1980-е годы, когда в магазинах продавалось молоко в полулитровых картонных пирамидках-тетраэдрах, вороны часто воровали эти пакеты, уносили в укромное место, пробивали клювом в картоне дыру и пили молоко. Чтобы пакет не выскальзывал в полёте из клюва, ворона заранее клювом перегибала один из углов пакета.
К осени вороны в больших количествах концентрируются вокруг свалок, помоек и других источников корма. Максимальный точно известный возраст - 20 лет. Вороны способны проявлять смекалку, например запоминать места спрятанной добычи, возвращаясь за ней по необходимости или скидывать с большой высоты орехи.


Голубь. Обладая прекрасным зрением, птица способна различать не только цвета радуги, но также и ультрафиолетовые лучи. Слух позволяет улавливать звуки гораздо более низкой частоты, чем в состоянии услышать человек - например, шум ветра или отдалённые звуки грозы и, возможно поэтому, птицы иногда покидают территорию без какой-либо видимой причины. Хорошо известна способность сизых голубей всегда находить путь домой, где бы они ни находились - такое поведение издревле использовалось человеком для почтовой связи. Обладающие таким качеством птицы способны преодолевать до 1000 км в день. Сизый голубь, вследствие своего преимущественно скального образа жизни, не умеет усаживаться на ветви деревьев, по земле передвигается шагом, постоянно покачивая головой. Великолепно летает, достигая скорости до 185 км/ч. Сизый голубь питается преимущественно растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Существуют голуби, которые не умеют летать. Эта порода называется салонный роллер.



Синица. Обитает в лесах и парках. Уничтожая большое количество вредителей леса, приносит несомненную пользу природе. Зимой сбивается в смешанные стайки с другими птицами и кочует в поисках корма. Чаще других птиц поселяется рядом с человеком. Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек в городских парках. Кое-где к декабрю синицы уже приучаются брать корм с протянутой ладони. Распространена в Европейской части России, на Кавказе, юге Сибири и Приамурья.


Щегол. Щегол - одна из самых красивых птиц, встречающихся в наших лесах. За праздничный, щегольской наряд птицу и назвали «щеглом». Весёлая, подвижная, ловкая в движении птица. В условиях вольерного и клеточного содержания скоро осваиваются и быстро привыкают. Даже в неволе любят много петь. При хорошем содержании, правильном уходе и кормлении поют круглый год и живут до 15-20 лет.



Клест. Имеют особое строение клюва: концы надклювья и подклювья заходят, крестообразно перекрещиваясь, друг на друга. На территории России существует 3 вида: клест-еловик, клест-сосновик и белокрылый клест. Обычные кочующие птицы. Из тайги клесты во время своих частых кочевок залетают во все области России,часто очень далеко от мест своих гнездовий.Держатся на хвойных деревьях стаями, часто подвешиваясь к шишкам, срывая и роняя их. Во время полета постоянно перекликаются, но, опустившись на дерево, умолкают. Питаются главным образом семенами хвойных растений. Клестов часто держат в клетках. Пойманные птицы очень быстро привыкают к неволе.


Снегирь. Живет в лесах (избегает только чистые сосняки) с густым подлеском, в садах и парках. Летом снегирь обитает как в густых лесах, так и в редколесьях на краях гарей и вырубок, но держится очень скрытно и редко попадается на глаза. Зато зимой не заметить разноцветную стайку снегирей просто невозможно. Питается преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, а мякоть плодов выбрасывает.


Сорока. Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваема. По земле сорока передвигается чаще всего прыжками, однако может и ходить. Очень умело она перемещается в кроне деревьев. Полёт сороки волнообразный планирующий. Обыкновенные сороки являются оседлыми птицами. Они обитают в небольших лесах, в парках, садах, рощах, перелесках, часто неподалёку от человеческого жилья. Сороки питаются самой разной пищей. В её рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. А иногда даже таскают у собак кости. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся украсть какую-нибудь пищу и у него. Сорока считается одной из самых интеллектуальных птиц. У сорок были обнаружены тщательно продуманные социальные ритуалы, включая, возможно, выражение печали. Сорока - единственное известное на данный момент не-млекопитающее, способное узнать себя в зеркале, в отличие, например, от попугая, который воспринимает свое собственное отражение как другого попугая.


Свиристель. Обитает в разреженных хвойных и смешанных лесах, на зарастающих гарях и вырубках. Летом питается насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений. В иное время питаются преимущественно ягодами и плодами, например, брусникой, рябиной, калиной, омелой. Зимой широко кочует, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины. В жизни леса свиристели играют большую роль, так как широко разносят семена рябины и других сочных ягод, которые, пройдя через их кишечник, не теряют всхожести.


Дятел. Большой пестрый дятел широко распространен в лесной зоне России, включая смешанные и лиственные леса. Дятел - хорошо лазает по деревьям. Дятел ловко передвигается короткими скачками вверх и вбок по стволу, перемещаясь по спирали. При этом он все время долбит кору в поисках насекомых, их личинок и куколок. Его клюв, прямой и острый, с силой ударяет по дереву и не только разрушает кору, но и разбивает древесину, делая в ней углубление. В образовавшиеся в коре щели дятел засовывает длинный гибкий язык, покрытый клейкой слюной, конец которого усажен мелкими зубчиками, направленными назад. Наколов языком насекомое, он втягивает его в рот. Так он кормится все лето, уничтожая множество вредителей леса (короедов, златок и др.). Зимой дятел питается семенами хвойных деревьев, разбивая ударами клюва шишки, предварительно зажав их в трещину коры или выдолбленную в древесине щель. Хотя дятлы уничтожают много семян хвойных деревьев, снижая их урожай, в целом их следует считать полезными птицами, так как они уничтожают много вредных для леса насекомых, а устраивая каждый год новые дупла, обеспечивают жильем насекомоядных птиц. Кроме того, дятлы выбраковывают больные, зараженные вредителями деревья, подлежащие санитарной рубке.

Инструменты и материалы:
Картон,
цветная бумага
ножницы,
гуашь
простой карандаш,
кисть,
клей,
проволока,
зубочистка,
иголка.


Правила безопасной работы с ножницами.
1.Перед работой проверь исправность инструментов.
2.Не работай ножницами с ослабленным креплением.
3.Работай ножницами только на своем рабочем месте.
4.Следи за движением лезвий во время работы.
5.Ножницы клади кольцами к себе.
6.Подавай ножницы кольцами вперед.
7.Не оставляй ножницы открытыми.
8.Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
9.Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
10.Используй ножницы по назначению.
Техника безопасности при работе с клеем.
1.Работай аккуратно, стараясь не капать клеем.
2.Старайся, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.
3.При попадании клея в глаза хорошо промой их водой.
4.После работы клей плотно закрой и убери.
5.Вымой руки после работы.
Техника безопасности при работе с иголками.
1.Храни иголки в игольнице.
2.Всегда вдевай в ушко иголки нитку. Кончилась одна нитка - вдень новую.
3.Иголки нельзя брать в рот.
4.Перед работой и по окончанию работы пересчитай иголки.
5.Иголки не следует прикреплять к одежде и оставлять в ткани.

Елена Благина
Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки
В нашем саду.
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц -
За наших воробышков,
Галок, синиц.
У нас приготовлено
Всё для зимы:

Рогожей укутаем
Яблоньки мы.
Побольше сенца
В конуру принесём,
Беднягу дворнягу
От стужи спасём.
Но птицы! Как холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.

Динамическими (или движущимися) называются игрушки, передающие виды движения живых существ и механизмов.

Алгоритм изготовления.

1. Обводим шаблоны на картоне желтого цвета. Располагать шаблоны на картоне нужно компактно, обводить - с обратной стороны цветного картона. Обязательно нанести точки – места, где будем прокалывать картон иголкой.


2.Вырезаем заготовки поделки.


3. Склеиваем между собой, чтобы получились двусторонние детали.


4. Раскрашиваем птичек и крылья гуашью.


5. Загибаем основание крыла.


6. Наносим клей только на основание крыла и приклеиваем к птичке.


7. Приклеиваем крыло аналогичным способом с обратной стороны.


8. На листе белого картона с обратной стороны проводим четыре линии на расстоянии 1,5 см.


9. Разрезаем на полоски.


10. Склеиваем между собой, чтобы получились двусторонние детали (для придания жесткости можно склеивать по несколько полосок).


11. Наносим на кормушки рисунок простым карандашом.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.