Из чего сделана наша одежда. Это целое поле льна. Шерсть состригают у овец

Шьют, конечно! Это первое, что приходит на ум при возникновении вопроса подобного рода. Но не все так просто. Одежду сначала придумывают, рисуют небольшой набросок, другими словами эскиз, на бумаге. Снимают мерки с человека, для которого она предназначается, затем рассчитывается выкройка. Потом она переводится на бумагу, а после на саму ткань, которую тоже нужно выбрать заранее. Конечно же, в этом деле не обойтись без швейной машинки и простейших навыков её использования.

Но, как говорится, я буду не я, если не разберусь в этом вопросе досконально. Всем известно, что прогресс не стоит на месте, а упорными семимильными шагами движется вперёд. Следуя примеру прогресса, современные дизайнеры тоже придумывают совершенно новые методы создания одежды. Многие модельеры вообще больше не используют в своей работе выкройки, а создают одежду прямо на модели. Классическим примером одежды, изготовленной без использования выкройки, служит греческое платье. Более того, самые креативные из них вообще отказались от привычных материалов: ткань, пуговицы и нитки. Вместо этого, они вполне успешно используют такие фактуры, как стекло, фольга, бумага и даже мусорные пакеты.

В настоящее время модельеры - дизайнеры пошли ещё дальше, чем наши с вами возможности. Благодаря таким людям, в мире появилось платье, выполненное из особой фольги, полностью состоящей из мельчайших электродов, с помощью которых это платье имеет фантастическую способность становиться прозрачным. Для этого его счастливой обладательнице достаточно лишь испытать сексуальное возбуждение. Микродатчики на этом платье сразу же зафиксируют ускоренное сердцебиение, сопутствующее возбуждению своей владелицы и передадут его на детали из фольги, которые имеют свойство становиться прозрачными. Автор этого произведения искусства- голландский дизайнер Даан Роозегарде.

Другое, ещё более удивительное, платье создала модельер Хелен Сторей. Её платье просто образец экологичности. Его не нужно стирать, потому что оно при взаимодействии с водой попросту растает. Основной идеей Хелен в создании этого платья была попытка решить проблему утилизации ненужной одежды. Своим платьем она доказала миру, что любую проблему можно решить. Достаточно лишь всерьёз задуматься над её решением.

Существует ещё один вид одежды, просто поражающий своим исполнением и материалом, использованным вместо классической ткани. Вся эта одежда выполнена из воздушных шаров. И хотя её просто невозможно носить из-за ужасного скрипа, в ней не получится пройтись по улице, а уж тем более сесть. Такое платье не долговечно, так как в любой момент может лопнуть, оголив ваше тело. Такая одежда притягивает пыль и взгляды миллионов людей. Генератором этой идеи стала японка Ри Хосокай, до этого довольно успешно оформляющая шарами банкетные залы.

Исходя из всего вышесказанного, смело могу сказать, что современную одежду можно сделать из чего угодно и как угодно.

Какие существуют виды тканей? Из чего их делают? Как определить – из какой ткани сшита ваша одежда? Как за ней правильно ухаживать – на эти вопросы мы ответим в данной статье.

Ткани состоят из волокон. Волокна могут быть натурального происхождения: растительные – хлопок и лен и животного происхождения – шерсть и шелк, а также химические волокна. Химическое волокно получают из природных или синтетических полимеров (высокомолекулярных соединений). В зависимости от исходного сырья химическое волокно бывает искусственное (из природного полимера – целлюлозы, ее получают из дерева) – вискозный и ацетатный шелк, штапель и синтетическое – его получают из нефтепродуктов, к ним относятся такие волокна как капрон, нейлон, хлорин, лавсан (или полиэстер), полиамид.

Как определить – из чего сделана ткань?

Эти рекомендации не дают стопроцентной уверенности, однако помогут вам приблизительно определить состав тканей. Возьмите пинцетом кусочек ткани длиной 5 см и подержите ее над пламенем. Как только ткань загорится, положите ее в огнеупорную посуду и понаблюдайте за процессом горения.

Если волокна ткани растительные (хлопок, лён, вискоза), то лоскуток будет гореть быстро, с пламенем, а вы будете ощущать запах горелой бумаги.

Если волокна ткани животного происхождения (шерсть, шёлк), то лоскуток будет гореть медленно, без пламени, а вы почувствуете запах паленого волоса.

Если волокна ткани синтетические (полиэфирные, микроволокновые и т.п.), то лоскуток расплавится без пламени и вместо пепла останется твердый шарик.

Если вы хотите проверить, ацетатные ли волокна, бросьте кусочек ткани в раствор лака для ногтей. Эти волокна должны разрушиться.
Хлопок

Это волокно, образующееся вокруг семян хлопчатника. Самое распространенное в мире и дешевое растительное волокно. Ткань из хлопка довольно прочная (особенно в смеси с синтетическими волокнами), удобная и приятная на ощупь. Она хорошо впитывает влагу, поэтому хлопчатобумажные ткани хорошо подходят для летней одежды. Какой минус у таких тканей – они почти не согревают, так что зимой в таких вещах будет холодно (единственно, если вы не купите ткань с начесом – ворсом). Также ткани из хлопка сильно мнутся (поэтому их нужно часто гладить) и могут садиться при стирке. Это нужно иметь в виду, когда выбираете одежду или белье, лучше брать вещь из хлопка, которая будет несколько велика, имея в виду, что она сядет при стирке (к примеру, белье из хлопка может уменьшиться на размер, а то и на два). Правда, это касается в основном дешевого, некачественного хлопка.
Стирать хлопок можно даже на 90 градусах (правда, лучше этого не делать с цветными тканями, могут полинять), гладить тоже можно очень горячим утюгом.
Лен

Это волокно, получаемое из стеблей растения лен. По свойствам лен во многом похож на хлопок, только более прочный и жесткий. Также хорошо впитывает влагу, поэтому идеально подходит для летней одежды. Мнется, но не так сильно, как хлопок. Лён хорошо переносит кипячение, поэтому из него чаще делают постельное белье. Гладить его нужно с увлажнением и при самой высокой температуре.

Шерсть

Шерстяную пряжу делают из шерсти животных, чаще всего это овечья шерсть. Шерстяная ткань обычно плотная и хорошо сохраняет тепло, поэтому она очень хорошо подходит для зимней одежды. Шерсть хороша тем, что мало загрязняется и почти не мнется – иногда шерстяную одежду достаточно повесить на вешалку, чтобы с нее через некоторое время исчезли мятые складки. Из шерстяных тканей быстро выветриваются запахи пота, еды и дыма. Поверхность шерстяной ткани отталкивает капельки воды, но впитывает влагу в виде пара, поэтому шерсть медленно сохнет. Она легко сваливается, из-за чего становится еще более теплой и ветронепроницаемой.

Стирать шерсть лучше вручную, стиральными порошками для тонких или шерстяных тканей. Максимальная температура воды при стирке составляет 30-40°С. Ткань нужно стирать в большом количестве воды (лучше всего в ванной), при стирке ее нельзя тереть и выкручивать. После стирки шерстяное изделие, достав из ванны с водой, нужно осторожно закатать в махровое полотно и горизонтально разложить для сушки. Ни в коем случае его нельзя сушить в сушильном устройстве, на радиаторах отопления или на солнце. Утюжить шерсть нужно в режиме “шерсть” с увлажнением или через влажную ткань.

Шелк

Это волокно, получаемое из нитей кокона тутового шелкопряда. Одежду из шёлка приятно носить в любую погоду: она греет в холод и охлаждает в жару. Шёлковые ткани на ощупь никогда не становятся влажными, шёлк быстро испаряет влагу с поверхности кожи. В зависимости от качества, вида переплетения и отделки тканей, шёлк бывает очень легким и мягким или тяжелым и жестким. Шёлковые ткани мнутся в разной степени, опять же в зависимости от качества.

Высококачественный шёлк практически не мнется. Изделия из тафты, шёлковой парчи, шёлкового шифона, шёлковой органзы, шёлкового сатина и шёлкового креп-жоржета нужно отдавать в химчистку. При стирке любой шёлк сильно линяет. Стирать шёлк нужно только вручную при 30°С мягким стиральным порошком. Шёлк нельзя тереть, выжимать и выкручивать. Шёлк нужно хорошо прополоскать сначала в теплой, затем в холодной воде. В последнюю воду для полоскания можно добавить немного уксуса, который освежит краски шёлка. Шёлк нельзя сушить в сушильном устройстве. Влажные изделия осторожно заворачивают в ткань, слегка отжимают воду и вешают или раскладывают в горизонтальном положении. Шёлк нельзя сушить на солнце или вблизи отопительных приборов. Шёлк нужно гладить умеренно нагретым утюгом в режиме “шёлк” только с изнаночной стороны.

Искусственный шелк

Его получают химическим способом из природного полимера – целлюлозы. Самые распространенные искусственные ткани – вискоза и ацетат. Они хорошо сохраняют форму и почти не мнутся, сохраняют многие свойства натуральных тканей – хорошо впитывают влагу, их приятно носить в жаркую погоду.

Вискоза
Вискозные ткани изготавливаются в зависимости от назначения, им придают вид шёлка, хлопка, шерсти или льна за счет блестящей или матовой поверхности, толщины и извилистости волокон. Вискоза лучше впитывает влагу, чем хлопок, но она не такая прочная. Стирают вискозу в машине или вручную. В машине – при щадящем режиме при 30°C стиральным порошком для тонких тканей. Вискозу нельзя тереть, выкручивать или отжимать в центрифуге. Изделия из вискозы можно повесить для сушки, не отжимая, или закатать в простыню и осторожно отжать. Вискозу нельзя сушить в сушильном устройстве. Гладят вискозу в режиме “шёлк” влажной или через влажную ткань.

Ацетат и триацетат

Хорошо сохраняют форму и почти не мнутся. Они плохо впитывают влагу и плавятся при высоком нагреве. Ткани, в состав которых входит ацетат, стирают вручную или в машине при 30°С в щадящем режиме. Ткани, содержащие триацетат, можно стирать в машине при обычном режиме при температуре 70°С. Эти ткани нельзя сушить в сушильном устройстве. Для сушки их нужно подвешивать. Сохнут они быстро и почти не нуждаются в утюжке. Если вы хотите их отутюжить, то делайте это с изнаночной стороны теплым утюгом. Триацетат можно утюжить в режиме “шерсть/шёлк”.

Синтетические ткани

Это ткани, изготовленные из волокон, полученных химическим способом из нефтепродуктов. Они очень прочные, почти не мнутся, такие ткани обычно имеют красивый внешний вид, их легко стирать, почти не нужно гладить. Какой их главный недостаток – они плохо впитывают влагу и не очень хорошо сохраняют тепло, поэтому в жаркую погоду в них будет жарко, а зимой холодно. Самые известные синтетические ткани – полиэстер (в советское время его называли лавсан), полиамид (нейлон), эластан или лайкра.
Стирают такие ткани при небольшой температуре (30-40 градусов), гладить их нужно осторожно, в режиме «шелк» (поскольку эти ткани почти не мнутся, в глаженье они нуждаются редко).

http://venera1.ucoz.ru

Муслима (Аня) Кобулова

Сказки, рассказы в картинках, загадки, песни, пословицы, заклички про лен. Занимательно об окружающем мире !

В этой статье Вы найдете:

  1. Рассказ для детей в картинках о выращивании и обработке льна.
  2. Видео для малышей «Как рубашка в поле выросла».
  3. Видеофильм о русских традициях выращивания льна.
  4. Сказку Г.Х. Андерсена «Лён».
  5. Русскую народную песню о выращивании льна «Мы сеяли, сеяли ленок».
  6. Заклички, загадки, приговорки о льне.
  7. Презентацию для занятий с детьми «Как рубашка в поле выросла: выращивание льна».

Лён выращивают более тысячи лет. Для того чтобы лен превратился в холст, требуется весь год – от уборки урожая до нового посева. Из льна делают не только ткань, но и мешковину, веревки, канаты, паруса, рыболовные сети, а из семян – полезное льняное масло.

Лён выращивать нелегко. Даже пословица есть такая – «Лён любит поклон».

Лён считался на Руси целебным растением. Именно лён стелили новобрачным, чтобы никакая болезнь не была им страшна. Именно в льняное полотно принимали новорожденных. Льном перевязывали раны. Даже сейчас встречается поверье, что если зашить в одежду семена льна, то это защитит его от сглаза.

Из чего сделана одежда: как рубашка в поле выросла. Материалы для занятий с детьми.

Как выращивают лен?

Как рубашка в поле выросла – видео для малышей.

Из чего сделана одежда? Теребленый, мятый, трепаный (по рассказу А. Ивича). Для детей 6-10 лет.

1.Чем отличается лён от хлопка?

Попроси дома льняное полотенце или кусок холста. Вероятно, найдется. Натяни его и посмотри сквозь материю. Почти ничего не видно: ткань плотная, ровная, никаких просветов. А сквозь хлопчатобумажную материю, которая сделана из хлопка, увидишь всю мебель в комнате. В ткани есть просветы: кое-где она поплотнее, кое-где пореже.

Что такое лен, ты знаешь: растение, как и хлопок. Оно не на юге растет, а на севере в умеренном климате. Лён не так капризен как хлопок. Солнца ему много не надо. Он может подождать, пока дождь пойдет, — не нужно ему подавать воду на утренний завтрак.

2.Что такое луб, или из чего получаются волокна для льняных ниток?

Посеяли лён, выросли стебли с метёлками наверху. У тонкого стебелька льня строение такое же, как у ствола большого дерева: сверху – кора, а под корой – что? Луб!

Ты знаешь, что такое луб? Это самая мягкая и гибкая часть ствола. Их луба березы делают корзинки для грибов, из луба липы плели прежде лапти.

В льняном стебле луб состоит из крепких, длинных и очень тонких волокон. Из этих волокон и прядут нитки.

3. Как собирают семена льна?

Если хлеб сеешь – всё ясно: урожай надо снимать, когда зёрна, семена дозреют. А со льном нельзя ждать, пока созреют семена, — волокно загрубеет и нити из него получатся плохие.

А как же без семян? Ведь тогда на следующий год сеять будет нечего! Да и не только для посева нужны льняные семена – из них выжимают масло.

Вот что придумали: собирают урожай льня прежде, чем семена созрели, а потом оставляют лён лежать недели на две в поле. За это время семена созреют, а волокно не испортится.

4.Как собирают волокна льна? Какие машины помогают людям в работе?

Рожь и пшеницу срезают. А лён выдёргивают из земли с корнем, чтобы весь стебель сохранился. Это называется «теребить лён». Руками теребить – работа долгая и нелёгкая. Сейчас у нас есть машины – льнотеребилки. Интересное название, правда? Почему они так называются? Потому что они помогают человеку – лён теребят!

Сначала стелют тереблёный лён в поле – на «стлище» (от слова «стелить», «стлать»). Семена дозревают. Но не только для этого кладут лён на стлище. Дело в том, что волокна луба очень крепко склеены между собой, а весь луб крепко склеен с древесиной, с внутренней частью стебля. Поэтому достать волокна стебля совсем не просто. Пока лён лежит в поле – в стебле вырастают крохотные грибки, которые разрушают клей. Они его размягчают. Но весь клей они не могут убрать.

Когда семена дозрели, лён молотят – выбивают из метёлок зёрна. А солому – стебли льна – опускают в речку или опять кладут в поле, под осенние дожди.

В мокрых стеблях заводятся живые существа – бактерии. Они такие крохотные, что их можно увидеть только под микроскопом. Эти бактерии питаются клеем, который скрепляет волокна. Пока лён мокнет, бактерии «съедают» весь клей.

Вот уже сколько работы было со льном: теребили его, стлали, молотили и мочили. Но это еще не всё!

Теперь лён надо высушить, а высушив разделить луб на волокна. Это делают в машине. Она мнет лён. Как ты думаешь, как она называется? (Попробуйте с ребенком придумать разные варианты, похвалите его за словотворчество, а затем скажите, как люди договорились называть эту машину. Ее называют «мялкой». Почему? Потому что она мнет лён). Льняную солому пропускают между круглыми валами. Луб в машине – мялке отделяется от коры и древесины.

А потом луб отправляют в другую машину, которая будет трепать лён.Спросите ребенка, как может называться такая машина. Да, она называется трепалка! Очень интересное и точное название! Трепать лён – это значит выбивать ударами остатки древесины, клея из луба и разделять луб на отдельные волокна. Работа трепалки похожа на выбивание пыли из одежды.

Вот теперь тереблёный, мочёный, сушёный, мятый, трёпаный лен можно отправить на фабрику .

На фабрике будут прясть из волокон льна нитки , поэтому такая фабрика называется… как Вы думаете, как? Прядильная, потому что на ней прядут! На прядильной фабрике из тонких волокон льна скрутят нитки.

Затем на ткацкой фабрике из ниток соткут ткань. Из льна делают не только ткани для одежды. Льняное волокно очень плотное, поэтому из него делают даже паруса!

А затем на швейной фабрике из ткани сошьют красивую одежду, постельное белье, занавески, скатерти, салфетки.

А из коротких льняных волокон, которые для пряжи не пригодились, сделают паклю. Для чего нужна пакля ? Ей конопатят – затыкают щели.

Из остатков стеблей льна, которую называют «костра» сделают топливо и бумагу. Кстати, именно от названия «костра» происходит название месяца «октябрь» в некоторых языках (например, белорусском или литовском), ведь октябрь – это время обработки прядильных растений. В белорусском языке этот месяц называют «кастрычник».

Вот какой длинный путь проделывает лён от поля до магазина, в котором мы покупаем красивые льняные вещи. Поэтому и говорят, что рубашка в поле выросла!

В одной из школ Каргопольского района Архангельской области дети и учителя восстановили полностью весь цикл выращивания льна. О русских традициях Вы узнаете из этого видео — телепередачи «Ремесло». Обязательно посмотрите ее запись. В конце ролика Вы увидите все орудия труда, которые раньше использовались для обработки льна, посмотрите, как они действуют, как ими пользовались люди.

Видео: Выращивание и обработка льна. Русские традиции.

Проект в детском саду «Как рубашка в поле выросла»

А в одном из детских садов воспитатель с детьми решили узнать на своем опыте, как растет лен и как из него рубашка получается. Об их исследовательском проекте Вы сможете узнать из этого видео. К сожалению, автор видео не указал ни номера детского сада, ни города, ни фамилии, имени и отчества воспитателя.

Весь процесс выращивания льня очень хорошо передан в русской народной хороводной песне «Уж мы сеяли, сеяли ленок», которую можно разучить даже с детьми дошкольного возраста и которую они с удовольствием поют.

Песни, стихи, загадки, заклички и сказки про лён.

Русская народная песня весеннего обрядового цикла «А мы сеяли, сеяли ленок»

В хороводе изображаются движения – посев и обработка льна.

Изначально в традиции его исполняли только девочки, мальчики не участвовали.

  • Девочки становятся в две линии и напротив друг друга и ходят рядами.
  • На первые две строчки каждого куплета показывают движения согласно словам песни (сеют, полют, рвут и т.д.).
  • На слова «чеботами приколачивали» пристукивают ногами и пляшут до слов «Мой белый кужалёк».
  • На слова припева «Лен мой, лен» одна из линий идет 4 шага вперед к другой линии,
  • На слова «Белый лен» эта линия делает 4 шага назад – возвращается на место.
  • На слова «Справа на горе» другая линия делает 4 шага вперед.
  • На слова «Слева на крутой» эта линия возвращается обратно.
  • На слова «Лен зеленой» все стоят не месте и как бы показывают руками на лен.

Аудиозапись этой песни Вы найдете в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Аудиозаписи сообщества»).

Уж мы сеяли, сеяли лён,
а мы, сея, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый куж(а)лёк,
Припев. Лён мой, лён, белый лён,
Справа на горе, слева на крутой, лён мой зеляной.
А мы пололи, пололи лён,
Мы пололи, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,

Припев повторяется.
Вот мы рвали, рвали лён,
а мы рвали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
А мы стлали, стлали лён,
а мы стлали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
А мы мочили, мочили лён,
а мы мочили, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
Мы сушили, сушили лён,
а мы сушили, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
А мы мяли, мяли лён,
а мы мяли, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется: «Лен мой, лен» и т.д.
А мы трепали, трепали лён,
а мы трепали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы чесали, чесали лён,
а мы чесали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы пряли, пряли лён,
а мы пряли, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы ткали, ткали лён,
а мы ткали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты носися, носися, ленок,
ты носися, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.

А мы шили, мы шили ленок.
А мы шили, приговаривали,
Чеботами приколачивали.
Вот удался, удался, ленок!
Вот удался мой белый кужалёк.

Припев.

К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (текст из книги «Родное слово»)

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает: «Что ты, тятя, делаешь?» - «А вот сею ленок, дочка: вырастет рубашка тебе и Васютке».

Задумалась Таня: никогда она не видала, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёною шелковистою травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!» Раза два мать и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке: «Славная у тебя рубашечка будет!»

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки,- подумала Таня,- но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на месте их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдёргивали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать; а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху навалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сестры тут ей опять сказали: «Славная у тебя, Таня, рубашечка будет!»

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны.

Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока он сделался мягким и шелковистым. «Славная у тебя рубашечка будет!» - опять сказали Тане сестры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашечка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».
Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки! - думает Таня.- А где же рубашечка?»
Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челночок между нитками, и тут уже Таня сама увидала, как из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать; а весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сестры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые как снег рубашечки.

Лен. Сказка Г. Х. Андерсена

Лён цвел чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже еще нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было также полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён.

— Все говорят, что я уродился на славу! — сказал лён. — Говорят, что я ещё вытянусь, и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!

— Да, да, да! — сказали колья изгороди, — Ты ещё не знаешь света, а мы так вот знаем, — вишь, какие мы сучковатые! И они жалобно заскрипели:

Оглянуться не успеешь,
Как уж песенке конец!

— Вовсе не конец! — сказал лён. — И завтра опять будет греть солнышко, опять пойдет дождик! Я чувствую, что расту и цвету! Я счастливее всех на свете!

Но вот раз явились люди, схватили лён за макушку и вырвали с корнем. Больно было! Потом его положили в воду, словно собирались утопить, а после того держали над огнем, будто хотели изжарить. Ужас что такое!

— Не вечно же нам жить в свое удовольствие! — сказал лён. — Приходится и потерпеть. Зато поумнеешь!

Но льну приходилось уж очень плохо. Чего-чего только с ним не делали: и мяли, и тискали, и трепали, и чесали — да просто всего и не упомнишь! Наконец, он очутился на прялке. Жжж! Тут уж поневоле все мысли вразброд пошли!

“Я ведь так долго был несказанно счастлив! — думал он во время этих мучений. — Что ж, надо быть благодарным и за то хорошее, что выпало нам на долю! Да, надо, надо!.. 0х!”

И он повторял то же самое, даже попав на ткацкий станок. Но вот наконец из него вышел большой кусок великолепного холста. Весь лён до последнего стебелька пошел на этот кусок.

— Но ведь это же бесподобно! Вот уж не думал, не гадал-то! Как мне, однако, везет! А колья-то все твердили: “Оглянуться не успеешь, как уж песенке конец!” Много они смыслили, нечего сказать! Песенке вовсе не конец! Она только теперь и начинается. Вот счастье-то! Да, если мне и пришлось пострадать немножко, то зато теперь из меня и вышло кое-что. Нет, я счастливее всех на свете! Какой я теперь крепкий, мягкий, белый и длинный! Это небось получше, чем просто расти или даже цвести в поле! Там никто за мною не ухаживал, воду я только и видал, что в дождик, а теперь ко мне приставили прислугу, каждое утро меня переворачивают на другой бок, каждый вечер поливают из лейки! Сама пасторша держала надо мною речь и сказала, что во всем околотке не найдется лучшего куска! Ну, можно ли быть счастливее меня!

Холст взяли в дом, и он попал под ножницы. Ну, и. досталось же ему! Его и резали, и кроили, и кололи иголками — да, да! Нельзя сказать, чтобы это было приятно! Зато из холста вышло двенадцать пар… таких принадлежностей туалета, которые не принято называть в обществе, но в которых все нуждаются. Целых двенадцать пар!

— Так вот когда только из меня вышло кое-что! Вот каково было мое назначение! Да ведь это же просто благодать! Теперь и я приношу пользу миру, а в этом ведь вся и суть, в этом-то вся и радость жизни! Нас двенадцать пар, но все же мы одно целое, мы — дюжина! Вот так счастье!

Прошли года, и белье износилось.

— Всему на свете бывает конец! — сказало оно. — Я бы и радо было послужить ещё, но невозможное — невозможно!

И вот белье разорвали на тряпки. Они было уже думали, что им совсем пришёл конец, так их принялись рубить, мять, варить, тискать… Ан, глядь — они превратились в тонкую белую бумагу!

— Нет, вот сюрприз так сюрприз! — сказала бумага. — Теперь я тоньше прежнего, и на мне можно писать. Чего только на мне не напишут! Какое счастье!

И на ней написали чудеснейшие рассказы. Слушая их, люди становились добрее и умнее, — так хорошо и умно они были написаны. Какое счастье, что люди смогли их прочитать!

— Ну, этого мне и во сне не снилось, когда я цвела в поле голубенькими цветочками! — говорила бумага. — И могла ли я в то время думать, что мне выпадет на долю, счастье нести людям радость и знания! Я все ещё не могу придти в себя от счастья! Самой себе не верю! Но ведь это так! Господь бог знает, что сама я тут ни при чем, я старалась только по мере слабых сил своих не даром занимать место! И вот он ведет меня от одной радости и почести к другой! Всякий раз, как я подумаю: “Ну, вот и песенке конец”, — тут-то как раз и начинается для меня новая, ещё высшая, лучшая жизнь! Теперь я думаю отправиться в путь-дорогу, обойти весь свет, чтобы все люди могли прочесть написанное на мне! Так ведь и должно быть! Прежде у меня были голубенькие цветочки, теперь каждый цветочек расцвел прекраснейшею мыслью! Счастливее меня нет никого на свете!

Но бумага не отправилась в путешествие, а попала в типографию, и все, что на ней было написано, перепечатали в книгу, да не в одну, а в сотни, тысячи книг. Они могли принести пользу и доставить удовольствие бесконечно большему числу людей, нежели одна та бумага, на которой были написаны рассказы: бегая по белу свету, она бы истрепалась на полпути.

“Да, конечно, так дело-то будет вернее! — подумала исписанная бумага. — Это мне и в голову не приходило! Я останусь дома отдыхать, и меня будут почитать, как старую бабушку! На мне ведь всё написано, слова стекали с пера прямо на меня! Я останусь, а книги будут бегать по белу свету! Вот это дело! Нет, как я счастлива, как я счастлива!”

Тут все отдельные листы бумаги собрали, связали вместе и положили на полку.

— Ну, можно теперь и опочить на лаврах! — сказала бумага. — Не мешает тоже собраться с мыслями и сосредоточиться! Теперь только я поняла как следует, что во мне есть! А познать себя самое — большой шаг вперед. Но что же будет со мной потом? Одно я знаю — что непременно двинусь вперед! Всё на свете постоянно идет вперед, к совершенству.

В один прекрасный день бумагу взяли да и сунули в плиту; её решили сжечь, так как её нельзя было продать в мелочную лавочку на обертку для масла и сахара.

Дети обступили плиту; им хотелось посмотреть, как бумага вспыхнет и как потом по золе начнут перебегать и потухать одна за другою шаловливые, блестящие искорки! Точь-в-точь ребятишки бегут домой из школы! После всех выходит учитель — это последняя искра. Но иногда думают, что он уже вышел — ан нет! Он выходит ещё много времени спустя после самого последнего школьника!

И вот огонь охватил бумагу. Как она вспыхнула!

— Уф! — сказала она и в ту же минуту превратилась в столб пламени, которое взвилось в воздух высоко-высоко, лён никогда не мог поднять так высоко своих голубеньких цветочных головок, и пламя сияло таким ослепительным блеском, каким никогда не сиял белый холст. Написанные на бумаге буквы в одно мгновение зарделись, и все слова и мысли обратились в пламя!

— Теперь я взовьюсь прямо к солнцу! — сказало пламя, словно тысячами голосов зараз, и взвилось в трубу. А в воздухе запорхали крошечные незримые существа, легче, воздушного пламени, из которого родились. Их было столько же, сколько когда-то было цветочков на льне. Когда пламя погасло, они ещё раз проплясали по черной золе, оставляя на ней блестящие следы в виде золотых искорок. Ребятишки выбежали из школы, за ними вышел и учитель; любо было поглядеть на них! И дети запели над мёртвою золой:

Оглянуться не успеешь,
Как уж песенке конец!

Но незримые крошечные существа говорили:

— Песенка никогда не кончается — вот что самое чудесное! Мы знаем это, и потому мы счастливее всех!

Но дети не расслышали ни одного слова, а если б и расслышали, — не поняли бы. Да и не надо! Не всё же знать детям!

Пословицы про лён

Спросите детей, почему про лён так говорят?

  • Лён любит поклон.
  • Лён ручки любит.
  • Посеешь лён – пожнёшь золото.
  • Удастся лён – так шёлк. А не удастся лён – так зубами щёлк.
  • Чем лён дольше (т.е. длиннее) – тем доход больше.
  • Много льна – денег закрома.
  • Кто в лён одет – доживёт до ста лет.
  • Лён вымотает – лён и озолотит.
  • Мни лён доле, волокна буде боле.

Загадки про лён

Почему так говорится о льне в загадке: как он « в сыру землю ушел»?, какую «синюю шапку нашел»?

  • Мал малышок, в сыру землю зашёл, синю шапку нашёл.
  • Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царем посадили.

Приговорки и заклички про лен

  • Раскладывая лен на поле, приговаривали: «Лежи, ленок белый как снег, мягкий как шелк».
  • В хмурую дождливую погоду говорили:

Хмарина – хмарь,

Не беё лён да ярь.

А бей посильней –

Камыш да репей!

  • Гуляя рядом с полем, на котором сеяли лён, дети приговаривали – желали:

Уродись, бел ленок,

Тонок, долог и высок!

Вверх – головистый,

Вниз – коренистый,

С цветком голубым,

С корнем золотым!

Познакомив детей с тем, как «рубашка в поле выросла» покажите ребенку красивые льняные вещи, которые есть у Вас или у Вашей бабушки дома, в магазине. Вспомните вместе с детьми, какой долгий путь прошел лён от семечка до сшитой льняной скатерти или льняного полотенца.

Именно поэтому нужно очень бережно относиться к вещам, ведь в их создание вложен труд большого количества людей. И без этого труда не было бы у нас таких красивых и полезных вещей!

Надеюсь, что материалы этой статьи помогут Вам в занятиях с детьми дома, в детском саду, в детском центре, в школе.

Презентация «Как рубашка в поле выросла: выращивание льна»

Презентацию со всеми картинками статьи, доступную для редактирования и удобную для занятий с детьми, можно скачать:

  1. здесь по этой ссылке ,
  2. в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. в разделе группы «Документы» под видеозаписями группы).

В ней Вы найдете картинки из этой статьи в высоком качестве для рассматривания их с детьми и другие полезные материалы.

Сказка для младших дошкольников о льне «Как Кротик штанишки раздобыл» (озвученный диафильм)

Много других полезных и интересных материалов для занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром Вы найдете в рубрике

Русские традиции, песни, колыбельные, пестушки, народные игры для детей Вы найдете в рубрике

До новых встреч на сайте «Родная тропинка»!

«Я раньше жила в Норильске, где был один рынок. На нём одевались все. Поэтому мы с подружкой постоянно выдумывали свои наряды и шили, старались отличаться от одноклассников. Раньше шила только для себя, в 2016 году захотелось попробовать для других.

У меня бытовая швейная машинка, на которой сложно добиться производственного качества. Для себя сойдёт, но для других хочу, чтобы было идеально. Поэтому образец делаю дома сама, как мне нравится, а потом приношу на производство, где по нему отшивают партию. Первыми были спортивные костюмы из комбинированной ткани.

У меня маленькие партии, по 10–20 штук каждой вещи. Не угадаешь, что понравится людям. Лучше не заказывать большую партию сразу. Сделайте образцы, сфотографируйте и посмотрите на реакцию, что больше понравится потенциальным клиентам.

Многие знают меня как Гидропонку , поэтому для названия бренда я перевела сценическое имя на английский – получилось WetDuck. Я создаю одежду для таких же, как я сама: всегда найдутся люди, которым нравится то же, что и мне. Многие знают меня по песням, следят за творчеством – наверное, поэтому мне не пришлось заморачиваться с продвижением.

Один раз делала конкурс репостов, но я бы не сказала, что это действенно. Люди подписываются и делают репосты, проходит конкурс – отписываются. Я принимала участие в маркетах. Если они посещаемые, можно найти своего покупателя. Даже если не купят на маркете, то придут к тебе потом. Но там ты платишь за аренду места.

На начальном этапе много вложений. Например, чтобы сделать этикетку с логотипом, придётся заказать сразу тысячу штук. Пусть одна стоит 7 рублей, то отдать придётся 7 тыс., потому что меньше заказ не принимают. Из‑за таких трат сложно стартовать. Вкладываешь большие деньги в то, чего практически не видно, и в то, что не даёт большой накрутки к стоимости вещи. Мой бюджет был 50 тыс., и их я потратила на этикетки, два рулона ткани и фурнитуру. Если отшивать полный лукбук, как делают раскрученные бренды, то и этих денег не хватит. Зато с одного рулона ткани я умудряюсь сделать пять разных изделий.

Фото из личного архива

Минимальная партия пошива на производстве – 50 штук, это тоже проблема для начинающих. Мне повезло, идут навстречу, но обычно меньше не шьют. Кстати, дешевле шить безразмерное. Если вы захотите вещи с размерной сеткой, пошив будет дороже. И опять же не угадаешь, какие размеры будут пользоваться спросом.

Мне нравятся корейские бренды одежды: у них много необычного, такого, что далеко не каждый будет носить. Но если осмелишься, будешь заметен издалека.

Хотела бы попробовать себя в переделке вещей. Я уже переделывала для себя: чищу так свой гардероб и одновременно получаю новую необычную вещь. Если буду делать на продажу, то это будет одежда в одном экземпляре. Например, мои джинсовые куртки тоже можно отнести к переделке (Клавдия собирает их из джинсов – прим. авт.) . Первые две забрали сразу же, несмотря на приличную цену. Это говорит о том, что люди с пониманием относятся к трудоёмкому процессу».

Даша Анискина, Dasha Dobro

«В 12 лет я переделала туфли – у меня все спрашивали, где я их купила. Нужна была обувь для костюма Снежной королевы, нигде не могла найти подходящую. Тогда мама мне купила туфли, с которых я всё оторвала, перекрасила, наклеила кучу стразов. Так я сделала свои лабутены. Наверное, это мой первый дизайнерский опыт.

Когда была в Италии, купила необычные прозрачные ботинки. Под них я надевала разные носки, и казалось, что каждый раз меняю обувь. Так родилась мысль о прозрачных штанах. Но сразу возник вопрос, как в них сидеть – нужно же и о практичности думать. Пока я не нашла решения, как сделать их удобными.

Когда сломала очередной зонт, я поняла, что надо сделать прозрачный плащ. В нём человек тоже будет разным – в зависимости от того, что под плащом.

Хотелось сделать его таким, чтобы он был не только необычной вещью, но и защищал от дождя. Стала искать информацию в Интернете о том, как сделать его герметичным. В итоге мне помогли мои швеи.

Есть люди, у которых получается хорошо придумывать, а есть те, кто хорошо шьёт. Я пока шью не очень хорошо. Случайно нашла двух девушек, которые помогают мне с пошивом, им нравятся мои идеи. Так и работаем в одной команде. Из процесса мне больше всего нравится выбирать материал. Люблю щупать и рассматривать ткани.

Мне сразу захотелось делать одежду не для всех, но поймут ли такое в Белгороде – это вопрос. Я представила первую вещь – дождевик – в свой день рождения. Три плаща заказали сразу, ещё один ждёт сестра, другой – маленькая девочка. Она в моём дождевике собирается участвовать в конкурсе «Мисс школа». Это будет первый выход в моей одежде на сцену.

Фото из личного архива

После университета я бы хотела научиться шить. На Всемирном фестивале молодёжи и студентов встретила предпринимателя-миллиардера Игоря Рыбакова. Он сказал, что самое верное решение – заниматься тем, что тебе нравится, и постоянно пробовать себя в чём‑то новом. Мне нравится моя профессия, но я не против попробовать себя в чём‑то новом. Поэтому не побоялась сделать свой бренд.

Философия Dasha Dobro заключается в том, чтобы быть ярким. Не хочу делать просто одежду. Хочу, чтобы, надев мою вещь, люди выделялись. У меня есть знакомая, которая говорит, что никогда в жизни такое бы не надела. Так что моя одежда для смелых людей.

Для тех, у кого на выпускном или другом торжественном событии пойдёт дождь, я сделала прозрачные косухи. Так не придётся надевать поверх наряда одежду, которая его закроет. Если с красивым платьем совместить необычную куртку, то девушка сразу превратится в звезду. Чтобы сделать её, я распорола старую куртку, обвела все детали и перенесла их на прозрачную клеёнку. Потом с девочками всё подгоняли. С клеёнкой вообще сложно: она ложится не так, как другие ткани, поэтому мороки много. Ещё одна вещь, над которой я работаю – брючный костюм из льна: я его намочила, скомкала и оставила так сохнуть. Он так и останется мятым, и в этом будет его фишка.

Мне нравится японская мода: там всё необычное, широкое, рваное, мятое. У нас такое не всегда понимают. Ещё меня вдохновляют поездки в Италию: обычные итальянки не одеваются в бутиках, но всё равно выглядят круто. Мне кажется, у них талант находить подходящую одежду. Именно это и важно во внешнем виде – иметь свой стиль».

Анастасия Киселёва, YUPI

«В моём окружении многие интересуются шитьём и дизайном. Кроме того, я 12 лет занималась художественным творчеством. Захотелось соединить эти два направления – так появился мой бренд. Друзья когда‑то называли меня Yupi: и я подумала, почему бы не дать бренду это имя? Всякий раз оно напоминает мне о друзьях и детстве. Ещё был напиток такой.

Я только начинаю. Сейчас учусь в институте искусств и культуры в магистратуре на дизайнера костюма. В дипломной работе будет представлена моя первая коллекция одежды.

Фото из личного архива

У меня есть опыт работы в ателье: я была и швеёй, и дизайнером, и закройщиком. Но это всё не то – мне бы хотелось выражать себя. Я поняла, что настало время стартовать и действительно что‑то сказать своим творчеством.

Роспись по ткани в технике батик (ba на индонезийских языках означает «хлопчатобумажная ткань», а tik – «точка» или «капля» – прим. авт.) действительно завораживает: даже иногда не знаешь, какой результат получится. Такая роспись по ткани – древнее искусство, многие специально едут в Индию и Индонезию, чтобы увидеть истоки этого направления. В батике важно соблюдать очерёдность действий и осторожность, так как потом нельзя ничего изменить. Горячий батик – это закрепление прокрашенного участка ткани горячим воском. Место, где уже есть краска, высушивают феном (обычно холодным, чтобы не расплавился соседний слой воска). Когда ткань высыхает, наносят горячий воск. Он должен быть такой температуры, чтобы полностью пропитать ткань. Потом можно переходить к следующему участку и цвету. На пропитанные воском места краска не протечёт. Изменить тоже ничего не получится, поэтому нужно тщательно продумать рисунок и все этапы процесса. Техника сложная, но этим она мне и нравится.

Я часто обращаюсь к теме природы, для меня это форма бунта против технократии. Ещё я против производства синтетических тканей, которые мешают людям дышать. Поэтому в своих изделиях использую шёлк, хлопок, ситец, бязь. Мы должны помнить об окружающем мире, о том, что мы можем подзаряжаться от него. Для меня такая одежда – это способ быть рядом с природой.

В последнее время мне легко найти своего клиента. Все работы выставлены в «Инстаграме», многие пишут: «Сделай мне это, такого больше нигде не найти». Иногда просят что‑то на заказ. Мой идеальный клиент – тот, кто разделяет мои убеждения, ищет что‑то оригинальное и живое в практически неживом мире больших городов».

Наталья Малыхина

ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНА НАША ОДЕЖДА

Шерсть - это собранный для переработки волосяной покров животных (овец , коз , верблюдов и других). Основное полезное для человека свойство материалов из шерсти, что они обладают хорошими теплозащитными свойствами, то есть хорошо сохраняют тепло. В то же время, они хорошо впитывают влагу. Зимой человеку очень комфортно в шерстяных изделиях.

Ангорские козы

Овца, основной источник шерсти

Состриженная

шерсть овцы

На фабриках из состриженной шерсти животных прядут нити

Нити на фабриках перерабатывают в ткани или трикотаж

Шерстяные ткани

Из тканей на швейных фабриках шьют пальто, костюмы, брюки и т.д

Пальто из шерсти для мальчика

Пальто из шерсти для девочки

На трикотажных фабриках из шерстяных нитей вяжут свитера, кофточки, колготки и другие изделия.

Свитер из шерсти

для мальчика

Хло́пок - это волокно растительного

происхождения, покрывающее семена хлопчатника.

Материалы из хлопка хорошо впитывают влагу и хорошо ее отдают. Летом человеку очень комфортно в хлопчатобумажной одежде.

Но хлопок не обладает такими теплозащитными свойствами, как шерсть. Поэтому, изделия из хлопка больше предназначены для лета

Воображаемое дерево с овечками

Хлопчатник

Хлопок растет не везде, только в теплых краях, поэтому в давние времена не все люди знали происхождение хлопка. Некоторые думали, что есть такие растения, на которые вырастают овечки. Близок к хлопку и лен, который называют северным хлопком

Собранный на полях хлопчатник перерабатывают на фабриках в нити.

Текстильная фабрика

Хлопчатобумажные нити

Хлопчатобумажные нити перерабатывают в ткани или трикотаж. Из тканей шьют платья, рубашки и т.д.

Хлопчатобумажная

Летний костюм из хлопка для мальчика

Нити, которые делают химики

Шерсть и хлопок – это природные материалы. Однако, чтобы одеть всех людей на земле природных материалов не хватает. Поэтому люди научились вырабатывать нити, применяя химию, из древесины и назвали их искусственными.

Эти нити близки по свойствам к природным. Самые известные из них называют вискозными.

Нити, которые делают химики

Синтетические нити

Потом люди изобрели как делать из нефти и газа разные нити, в том числе похожие на хлопок и шерсть.

Их называют синтетическими. Но по свойствам эти материалы уступают природным. Они не так хорошо, как шерсть, сохраняют тепло зимой. И не так хорошо, как хлопок, дают ощущение комфорта человеку летом.

Куртка для мальчика из синтетической ткани (полиэфира)

Из синтетических нитей делают плащи и куртки.

Куртка для девочки из синтетической ткани (полиэфира)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.