Как звучит поговорка долог день до вечера. Собрать пословицу из слов; день, вечера, нечего, и, долог, коли, путь, до, делать, труден. Список использованной литературы

Пословицы русского народа отличаются меткостью и образностью. В краткой, лаконичной форме они выражают огромную мудрость, заставляют задуматься, развивают представления о родной культуре. Изучать пословицы начинают еще в школе. И одним из заданий в 5 классе может быть такое:

  • Подбери пословицы о полезном использовании свободного времени и сделай вывод, чем они учат.

Задание актуально на уроках обществознания, когда ученики вместе с учителем изучают ценность времени и способы организации свободного времени в частности. Подходящими пословицами в данном контексте становятся выражения, которые содержит ключевые слова «дело», «безделье», «лень», «праздность», «веселье», «скука».

Пословицы учат использовать свободное время рационально: не лениться, долго не спать, не сидеть сложа руки даже в минуты отдыха. Словом, надо отдыхать весело, активно и с пользой. Народные высказывания, которые относятся к данной теме, мы поделили на смысловые группы с описанием того, чему они учат:

Пословицы о том, что в свободное время нельзя лениться и тратить время впустую:

И камень лёжа мохом обрастает.


Тот, кто понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
Много спать - мало жить: что проспано, то прожито.
С лодырем поведешься - горя наберешься.
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Обуяет лень, проживешь, как пень.
Всю ночь собака пролаяла на месяц, а месяц того и не знал.
Он бьет баклуши, а ты развесил уши.
Ветряная мельница да баба-бездельница мелют без устали.
Хоть в пень колотить, лишь бы день проводить.
Бездеятельность - сестра болезни.
Нет тяжелее бремени, чем безделье.
Лениться да гулять - добра не видать.
Праздная молодость - беспутная старость.
Праздный живет - только небо коптит.
Не учи безделью, учи рукоделью.
От нечего делать и таракан на полати лезет.
День да ночь - и сутки прочь: так и отзваниваем.
До обеда проспали, встали да обедать стали.
Лежит на боку да глядит за Оку.
От безделья собака на ветер лает.
Лежит лежень до вечера - и поесть нечего.
Лежит себе и поплевывает в потолок.
Лежебоке и солнце не в пору всходит.

Время — это большая ценность, и его нужно беречь:

Всякой вещи свое время.
Всему своё время.
Крупицу золота можно найти, крупицу времени - никогда.

Минутка час бережёт.
Век долог, а час дорог.
Часом опоздал, годом не вернёшь.
День да ночь - сутки прочь.
И у самого длинного дня есть конец.
День долог, а век короток.
Век долог, а час дорог.
Много дней впереди, много и позади.

Свободное время нужно проводить весело и интересно, без скуки:

Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Скучен (долог) день до вечера, если делать нечего.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
От скуки бери дело в руки.
Со скуки пропадешь.
Хорошо в гостях, кому дома скучно.
От скуки одуреешь.
Нет лучше веселья, когда сердечная радость.
Мешай дело с бездельем, проводи век с весельем.
Веселому жить весело.
Есть время работать, есть и веселиться.
Умей дело делать - умей и позабавиться.
Кто весел, а кто и нос повесил.
Когда живется весело, и работа спорится.
Кто умеет веселиться, того горе боится.
Сердце веселится, и лицо цветет.
Радуйся, веселись, пока ноженьки не свелись.
Кто людей веселит, за того весь свет стоит.
Пока молод - весел; старость придет - веселье на ум не пойдет.
Работа веселье любит.
Не бойся того, кто песни поет, а бойся того, кто дремлет.
Веселому и одному не скучно.
У мрачного веселье скучно, у веселого и скука весела.
У наших ворот всегда хоровод.
Веселье - от всех бед спасенье.
Гуляй, пляши, да не убей души.
Живи не скупись, с друзьями веселись.
Гуляй, но время не теряй.
Веселись, да дело разумей.
На вас глядя, сердцем веселеешь.
Гармонюшка-матушка лучше хлеба-батюшки.
С гармошкой лучше работа спорится.
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
Играй, играй, да дело знай.

Время нужно проводить активно, в движении, с пользой для здоровья:

Не поддавайся, не ложись; а сляжешь – не встанешь.
Баня – мать вторая. Кости распаришь, все тело направишь.
После обеда полежи, после ужина походи!
Тит, поди молотить! – Брюхо болит. – Тит, поди кисель есть! – А где моя большая ложка?
Движение приносит благодать.
Двигайся больше – проживешь дольше.
Сколько ни бежать, а не миновать отдыхать.
Два часа собирается, два часа умывается, час притирается, сутки одевается.

В свободное время можно выполнять работу по дому, наводить порядок:

Хозяином дом стоит.
Не та хозяйка, что много говорит, а та, что щи варит.
Хозяйка в дому, что пчела в саду.
Хозяйка лежит - весь дом лежит, хозяйка с постели - весь дом на ногах.
Без хозяина двор плачет, а без хозяйки - изба.
Не будь красна и румяна, а чтобы по двору прошла да кур сочла.
Хочешь быть сыт, садись подле хозяйки.
Хозяйство водить - не разиня рот ходить.
Хозяйство вести - не бородой трясти.
Чистота - залог здоровья.
Чистые сапоги быстрее ходят.
Что на месте лежит, то само в руки бежит.
Соблюдай порядок - сон будет сладок.
Где порядок - там удача.
Всему своё время и своё место.
Порядок бережет время.
Порядок дела не портит.
Коли порядка нет, и за столом с пустой ложкой останешься.
Кто аккуратен, тот и людям приятен.
У неряхи да непряхи нет и путной рубахи.
Пошел неряшка, распустя рубашку.

В свободное время можно заботиться об окружающей среде, животных и птицах:

Не жди от природы милости, сам садочек сади, сам и вырасти.
Жизнь дана на добрые дела.
Дерево скоро садят, да не скоро с него плод едят.
Каков сад, таковы и яблоки.
У хорошего садовода хороший сад.
Хорош садовник - крупен крыжовник.
Не мудрено дерево срубить, а мудрено лес вырастить.
Растение - земли украшение.
Покорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом.
Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.

Пословицы о том, что всему свое время. Нужно не только отдыхать и веселиться, но и трудиться:

Делу - время, потехе - час.
Праздность – мать пороков.
Без дела жить – только небо коптить.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Потерял минуту - потеряешь и час.
Всему своё время.
Проленишься, так и хлеба лишишься.
Труд чловека кормит, а лень портит.
Беспечный пьет воду, а заботливый- мед.
Веселая голова живет спустя рукава.
Иван в дудку играет, а семья с голоду умирает.
Парень игроват, да на деле плоховат.
Игра игрою, а дело делом.
Дело вести - не лапти плести.
День хвалится вечером.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Умей работать, умей и веселиться.
От лишнего веселья работа тоскует.
Денежная игра не доведет до добра.
Играй, да не заигрывайся.
Девка игрива, да работать ленива.
Мозолистые руки не знают скуки.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

г. Мурманска

Конспект

занятия по ручному труду

во 2 классе

«Долог день до вечера, коли делать нечего »

(обучение детей шитью во внеурочное время)

подготовила

воспитатель группы продленного дня

Романовская Людмила Михайловна

г. Мурманск

2012г



ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
    Учить детей свободно владеть иглой. Продолжать учить детей вдевать нитку в иголку, завязывать на конце нитки узелок, правильно держать иголку. Продолжать учить детей шить, используя при этом разные виды швов: «вперёд иголка», «через край». Продолжать учить детей делать небольшую вышивку швом «вперёд иголка» по разметке, подбирая при этом нитки, характерные для данного предмета: ягодка – красная, ёлочка - зелёная; Продолжать учить детей различать и подбирать необходимые нитки для шитья - простые, катушечные, а для вышивки – мулине. Продолжать учить детей работать со схемами. Совершенствовать навыки детей в пришивании пуговиц с 2 и 4 дырками разными способами; Закреплять у детей умение по окончании работы приводить в порядок своё рабочее место. Закреплять умение детей отмерять необходимую длину нитки для шитья (до локтя)
2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
    Развивать у детей глазомер: делать при шитье одинаковые по длине стежки, шить по краю изделия, вышивать строго по нарисованной линии. Развивать мелкую моторику кистей рук. Развивать творческую инициативу.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
    Воспитывать у детей аккуратность, желание сделать вещь опрятной; Воспитывать усидчивость, интерес к шитью, художественно - эстетический вкус; Воспитывать у детей интерес к народному искусству – вышивке. Дать детям понять, что народное искусство – традиционно, оно передаётся из поколения в поколение и что они (дети) – это часть родного народа.
СЛОВАРЬ:
    Швейные принадлежности, иголка, игольница, ушко, нитки, мулине, напёрсток, пяльцы, пуговицы, шить, вышивка, вышивать, пришивать, вдевать, вкалывать, стежок, шитьё.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    Провела работу с родителями по оснащению «Уголка по ручному труду» необходимыми материалами и инструментам Знакомство детей с различными видами тканей: ситец, шёлк, шерсть, вельвет, капрон, сатин, джинсовая ткань и т.д. Знакомство детей со швейными принадлежностями, Учила различать и пользоваться тремя видами швов. Учила пришивать пуговицы разными способами. Учила технике - изонить – рисование нитью. Подготовила выставку работ, выполненных детьми . Подготовила выставку на тему «Вышивка», выполненную руками сотрудников, мам, бабушек и детей выпускников 1-4 классов Посещение магазинов «Ткани», «Одежда» с родителями.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
    игольницы с иголками, ножницы на каждого ребёнка, коробочки для отходов на каждого ребёнка, пяльцы, простые карандаши, готовые выкройки из картона, ткань белая с нанесённым на неё рисунком для вышивки, цветной ситец для шитья, пуговицы с 2 и 4 дырками, полоски ткани для пришивания пуговиц, нитки цветные - для шитья, мулине - для вышивки, карточки-схемы с образцами швов, карточки – схемы с разными способами пришивания пуговиц, фонограмма русской народной музыки. угощение детям.
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА:
Класс украшен под избу. На стене висит зеркало, украшенное вышитым полотенцем. На доске висят вышивки, выполненные родителями и бабушками детей, детские работы. Макет русской печки, около неё стоят 2 лавки. На столе, покрытой белой скатертью, стоит самовар, сладости к чаю. На полу домотканые половики.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Игровой приём.

Знакомство с элементами русского быта, сообщение нового.

Присказка

Игровой приём.

Худ. слово .

Загадывание загадок

Сообщение:

Ответы детей:

Постановка цели

Игровой приём.

Ответы детей по схемам.

Ручной труд детей за столами:

Советы, пмощь детям, поощрение .

Сообщение нового

Песня: «Прялица» (фонограмма) исполняется в хороводе.
Ручной труд детей:

Вопросы детям:

Анализ д/работ, обобщение.

Чтение пословиц и поговорок.

В «Избу» входят дети (под русскую народную музыку). Возле печки сидит одетая в русский сарафан Марьяна - рукодельница и вяжет.
Рукодельница : Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие! Проходите, милости прошу! Добрый гость всегда впору. Рассаживайтесь поудобнее. Посидим, о том, о сём поговорим. Расскажу вам, как в старые добрые времена был такой обычай у русских людей: закончены полевые работы, собран урожай, хлеб в закрома засыпан - коротали осенние да зимние вечера люди вместе, устраивались посиделки. Раньше по одной дома не сидели. На людях – то веселее, да и не задремлешь. Да и стыдно было перед подругами свою работу делать плохо, кое-как. Как говорится в русской пословице: «От скуки бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием: кто за прялкой сидел, кто узор на полотенце вышивал, кто вязал, а кто одежду шил. Вот и я, видите, не просто так сижу, а делом занимаюсь, вяжу.
Дети : « Вот и мы пришли к тебе Марьяна, чтобы поучиться рукоделию. Дети: А что интересного ты нам припасла?»
Марьяна: «Я весной на завалинке,

А зимой в горнице посиживаю.

Сижу, на народ гляжу

Всё всегда запоминаю

И в свою копилку собираю.

А вот и моя корзинка – копилка». (Показывает детям).

«Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёный, погляжу

Хотите отгадать мою загадку? Сначала загадывает Марьяна (1-2 загадки), а затем сами дети соревнуются между собой: (Кто больше знает загадок о швейных принадлежностях)? (Марьяна поощряет детей за быстрое отгадывание загадок). И кладёт их в свою копилку.
Марьяна: «Никогда русская женщина не сидела дома без работы. Надо было и ниточку спрясть и ткань соткать, и одежду себе сшить». Марьяна : «И в наше время очень ценится ручная работа. А вы что, дети, научились делать своими руками, используя иголку и нитки?» (Дети отвечают и показывают)
Шить разными швами, Вдевать нитку в иголку, вышивать, завязывать узелок на конце ниткипришивать пуговицы с 4 дырочками, пришивать пуговицы с 2 дыркамишить разными способами,шить майку кукле по выкройке переводить выкройку на ткань.шить подушку, игольницу
Марьяна: (Как бы удивлённо) «Очень мне хочется посмотреть на ваши золотые руки.
Дети: «Прежде чем показать тебе Марьяна, наше умение и старание, хочется ещё пополнить твою копилку полезными советами о правилах шитья.

«Дети, хотите мне рассказать о правилах шитья»?

Ножницы класть справа от себя, Дети рассказывают по схемам: во время шитья - кольцами к себе, Иголку хранить в игольнице, передавать ножницы кольцами по классу с иголкой не ходить, вперёд, сомкнув лезвия, на пол иголку не ронять,осторожно обращаться с иголкой, не оставлять иголку на столене брать иголку с ниткой в рот. без присмотра, не бросать нитки на пол.иголка – опасный предмет

(Марьяна благодарит детей за мудрые советы по шитью и с удовольствием кладёт их тоже в копилку).
Марьяна: (Предлагает детям занять места за столами, где всё готово к началу работы). Включается фонограмма р.н. песен.

Дети трудятся 10 мин. Вышивка по контуру «Двойным швом», Вдевание нитки в иголку,пришивание пуговиц с 4 дырка- завязывание на конце узелка,ми разными способами, пришивание пуговиц с 2 дырками,перевод готовой выкройки вышивка по контуру швомна ткань, вырезание её, сшивание «Вперёд иголка».частей изделия знакомыми швами.
Марьяна: «Я помню, как пели раньше в избах, когда шили. Красота! Пели так, что было слышно на улице, а танцевали так, что избу качало».
Марьяна: «Так и у наших детей ноги просятся в пляс. А поют как – заслушаешься»!
Хозяйка: «Позабавила вас моя корзиночка - копилочка позабавьте и вы меня».
Физминутка (после хоровода дети садятся на место и доделывают свою работу ).

Дети трудятся 10 минут.

(Марьяна наблюдает за процессом ручного труда детей, помогает, подбадривает, советует, задаёт вопросы детям по окончании работы): - как называется шов, которым ты шила? - чем отличается «двойной шов» от шва «вперёд иголка»? - что нужно сделать, чтобы шов не разошёлся? - какая нитка нужна для шитья одежды, а какая для вышивки? - какой длины нужна нитка для шитья? - где хранится иголка после шитья? - почему нужно убирать иголку на место?
Марьяна: «Ай, да рукодельники, ай да порадовали вы меня своим трудолюбием да усидчивостью! Многому вы научились: пуговицы пришивать разными способами. Посмотрите. Как это сделали Петя и Андрюша. А какие наволочки сшили Катя и Даша. Каждая из них выбрали самостоятельно необходимый шов и выполнили его аккуратно: они шили по краю изделия, стежки получились ровные и прямые. А какие красивые вышивки получились у Саши и Миши. По цвету нитки подобрали правильно: елочка – зелёная, ягодка – красная. А нитки для вышивки они использовали специальные – мулине. Спасибо вам, мои милые! Верно, говорят: Терпение и труд всё перетрут».
Марьяна: «Да, кто шьёт да вышивает, Тому скучно не бывает».
Дети: читают пословицы и поговоркичитают пословицы и о шитье поговорки о труде. (см. «Приложение») (см. «Приложение»)
Марьяна : благодарит детей ещё раз, кладёт поговорки в корзинку. Дети: (благодарят Марьяну за гостеприимство) «Спасибо тебе, Марьяна, здоровья тебе, тепла, радости твоему дому». Марьяна: приглашает ребятишек к столу на чаепитие с бубликами да сдобными ватрушками. Чаю русского попьём, а потом гулять пойдём.

Список использованной литературы

    Уроки творчества Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова, учебник 2 класс. Рисуем нитью В.Н.Торгошова.

Приложение

Пословицы и поговорки.

    Кто за все берется, тому ничего не удается.

    Молодец - делу венец.

    Цыплят по осени считают.

    Поспешишь - людей насмешишь.

    Кто ходит больше, живет дольше.

    Лежа хлеба не добудешь.

    Под лежачий камень вода не течет.

    Что посеешь, то и пожнешь.

    Дело мастера боится.

    В гостях хорошо, а дома лучше.

    Кончил дело - гуляй смело.

    У плохого мастера и пила плохая.

    Делали наспех и сделали на смех.

    Меньше слов, да больше дела.

    Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

    Было бы начало, а конец будет.

    Кто много говорит, тот мало делает.

    Рыбка мелка, да уха вкусна.

    Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

    Любишь кататься, люби и саночки возить.

    Делу время, а потехе час.

    Труд даром не даётся.

    Маленькое дело лучше большого безделья.

    Семь раз отмерь, один отрежь.

    Делали наспех и сделали на смех

    С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

    Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.

    Начинать начинай, да смотри же - кончай.

    Не диво дело начать - диво кончить.

    Не учись безделью, а учись рукоделью.

    Маленькое дело лучше большого безделья.

    У ленивой пряхи и для себя нет рубахи

    Душу вложишь - все сможешь.

    Глазам страшно, а руки сделают.

    Есть терпенье, будет и уменье.

    Мастерство везде в почете.

    Ремесло - не коромысло, плеч не оттянет.

    Без топора не плотник, без иглы не портной.

    Кто шьёт да вышивает, тому скучно не бывает

    Ест за вола, а работает за комара.

Такой это был несчастный, нехороший день!
С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате
убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а
только сидела в углу и хлюпала носом.
Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает
девчонка и никакого сладу с ней нет.
Мама спросила:
- Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? - и положила Маше
на лоб свою руку.
Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие
лёгкие и добрые.
На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины
руки.
- Фу, - сказала она. - Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.
- Ну вот, - удивилась мама. - Столько лет жили-дружили, а теперь
стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?
- Жёсткие, - ответила Маша. - Царапаются.
Мама посмотрела на свои руки, Маше показалось, грустно.
- Руки обыкновенные, - сказала мама. - Рабочие руки. Ничего уж с ними
не поделаешь.
Встала и ушла в ванную мыться и заперлась на крючок.
Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней,
бабушка не пустила.
- Сиди! - сказала бабушка грозно. - Сиди! Мать обидела ни за что.
Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра
сделано - на десять таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала,
полземли устлать можно. Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не
белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно
место - дай тебе бог такой быть, обидчица!
- Я её обидеть не хотела, - сказала Маша плача.
- Не хотела, да обидела, - сказала бабушка. - Так тоже бывает. За
языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце
мягкое... Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих... Надрала
бы уши.
Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу
не разобралась, в чём дело.
- Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, - сказала она. - Сердце у
бабки отходчивое. Я бы на её месте...
- Знаю, знаю! - закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери
целоваться и обниматься. - Знаю...
- Ничего ты не знаешь, - сказала мама. - А если знаешь, говори.
- Знаю, - сказала Маша. - Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши.
Я твои руки обидела.
- Ну и надеру, - сказала мама. - Чтоб не обижала.
- Бабушка говорила, - сказала Маша из угла, - что если бы она была на
твоём месте, то надрала бы. А на своём - вы обе не можете.
Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.

1) Выпиши из текста образные определения к слову сердце .
2) Каким положительным качеством обладает Маша?
3) Придумай свой заголовок к тексту.

s.o. has no alternative, s.o. must, against his will, give in and do precisely (what is specified by the following context):

- one has no choice (but...) ;

- it cannot be avoided.

♦ Их [Лёву и Фаину] рассадили порознь - это был принцип компании. Лёве он показался глупым, и Лёва досадовал - но делать было нечего... (Битов 2). They were seated separately - this was a principle of the group. It struck Lyova as silly, and he felt annoyed, but there was nothing he could do... (2a).

♦ "Нечего делать, надо будить", - сказал Щербинин, вставая и подходя к человеку в ночном колпаке, укрытому шинелью... (Толстой 7). "There"s nothing to be done, we"ll have to wake him," said Shcherbinin, rising and going up to the man in the nightcap who lay covered by a greatcoat (7b).

♦ Я должен был нанять быков, чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору... Нечего делать, я нанял шесть быков и несколько осетин (Лермонтов 1). I saw I would need oxen to haul my carriage to the top of the confounded mountain....There was nothing for it but to hire six oxen and several Ossetians (1b).

♦ "Любезный Пётр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл..." Делать было нечего. Я... приказал [Савельичу] отдать мальчику сто рублей (Пушкин 2). "Му dear Petr Andreevich, be so good as to send me by my serving boy the hundred rubles I won from you yesterday...." There was no way out of it.... ordered him to hand the boy a hundred rubles (2a).

♦ "...За что вы ему [Ракитину] отказали [от дома] - и от него не слыхал..." - "Ну, так я вам это всё открою и, нечего делать, покаюсь, потому что тут есть одна черта, в которой я, может быть, сама виновата" (Достоевский 2). "...Why you closed your door to him - that he didn"t tell me..." "Well, then I"ll reveal it all to you and - since there"s no help for it-I"ll confess, because there"s a point here that may be my own fault" (2a).

♦ Он застал Базарова в трактире, где они остановились, и долго его уговаривал пойти к губернатору. "Нечего делать! - сказал, наконец, Базаров. -...Приехали смотреть помещиков - давай их смотреть!" (Тургенев 2). He found Bazarov at the inn where they were staying and was a long while persuading him to go with him to the Governor"s. "Well, it can"t be helped," said Bazarov at last. "...We came to look at the gentry; let"s look at them!" (2b).

♦ "...Конечно, я понимал: если нас девушки предали - нам хана, потому что в этом случае моя [ девушка ] первым делом должна была отдать им [немцам] пистолет. Но делать нечего, тихо открываю дверь и быстро поднимаюсь по лестнице" (Искандер 5). "...Of course I realized it was curtains for us if the girls had betrayed us, because if they had, mine must have given them the pistol first thing. But I had no choice, I quietly opened the door and quickly climbed the stairs" (5a).

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

v Учить детей свободно владеть иглой.

v Продолжать учить детей вдевать нитку в иголку, завязывать на конце нитки узелок, правильно держать иголку.

v Продолжать учить детей шить, используя при этом разные виды швов: «вперёд иголка», «через край».

v Продолжать учить детей делать небольшую вышивку швом «вперёд иголка» по разметке, подбирая при этом нитки, характерные для данного предмета: ягодка – красная, ёлочка - зелёная;

v Продолжать учить детей различать и подбирать необходимые нитки для шитья - простые, катушечные, а для вышивки – мулине.

v Продолжать учить детей работать со схемами.

v Совершенствовать навыки детей в пришивании пуговиц с 2 и 4 дырками разными способами;

v Закреплять у детей умение по окончании работы приводить в порядок своё рабочее место.

v Закреплять умение детей отмерять необходимую длину нитки для шитья (до локтя)

2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

v Развивать у детей глазомер: делать при шитье одинаковые по длине стежки, шить по краю изделия, вышивать строго по нарисованной линии.

v Развивать мелкую моторику кистей рук.

v Развивать творческую инициативу.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

v Воспитывать у детей аккуратность, желание сделать вещь опрятной;

v Воспитывать усидчивость, интерес к шитью, художественно - эстетический вкус;

v Воспитывать у детей интерес к народному искусству – вышивке. Дать детям понять, что народное искусство – традиционно, оно передаётся из поколения в поколение и что они (дети) – это часть родного народа.

СЛОВАРЬ:

v Швейные принадлежности, иголка, игольница, ушко, нитки, мулине, напёрсток, пяльцы, пуговицы, шить, вышивка, вышивать, пришивать, вдевать, вкалывать, стежок, шитьё.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

v Провела работу с родителями по оснащению «Уголка по ручному труду» необходимыми материалами и инструментам

v Знакомство детей с различными видами тканей: ситец, шёлк, шерсть, вельвет, капрон, сатин, джинсовая ткань и т. д.

v Знакомство детей со швейными принадлежностями,

v Учила различать и пользоваться тремя видами швов.

v Учила пришивать пуговицы разными способами.

v Учила технике - изонить – рисование нитью.

v Подготовила выставку работ, выполненных детьми.

v Подготовила выставку на тему «Вышивка», выполненную руками сотрудников, мам, бабушек и детей выпускников 1-4 классов

v Посещение магазинов «Ткани», «Одежда» с родителями.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

v игольницы с иголками, ножницы на каждого ребёнка,

v коробочки для отходов на каждого ребёнка,

v пяльцы, простые карандаши,

v готовые выкройки из картона,

v ткань белая с нанесённым на неё рисунком для вышивки,

v цветной ситец для шитья,

v пуговицы с 2 и 4 дырками,

v полоски ткани для пришивания пуговиц,

v нитки цветные - для шитья, мулине - для вышивки,

v карточки-схемы с образцами швов,

v карточки – схемы с разными способами пришивания пуговиц,

v фонограмма русской народной музыки.

v угощение детям.

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА:

Класс украшен под избу. На стене висит зеркало, украшенное вышитым полотенцем. На доске висят вышивки, выполненные родителями и бабушками детей, детские работы. Макет русской печки, около неё стоят 2 лавки. На столе, покрытой белой скатертью, стоит самовар, сладости к чаю. На полу домотканые половики.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Игровой приём.

Знакомство с элементами русского быта,

сообщение нового.

Присказка

Игровой приём.

Худ. слово.

Загадывание загадок

Сообщение:

Ответы детей:

Постановка

Ответы детей

по схемам.

Ручной труд детей за столами:

Советы, пмощь детям, поощрение.

Сообщение нового

Песня: «Прялица»

(фонограмма)

исполняется в хороводе.

Ручной труд детей:

Вопросы детям:

Анализ д/работ, обобщение.

Чтение пословиц и поговорок.

В «Избу» входят дети (под русскую народную музыку).

Возле печки сидит одетая в русский сарафан Марьяна - рукодельница и вяжет.

Рукодельница : Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!

Проходите, милости прошу! Добрый гость всегда впору.

Рассаживайтесь поудобнее. Посидим, о том, о сём поговорим.

Расскажу вам, как в старые добрые времена был такой обычай у русских людей: закончены полевые работы, собран урожай, хлеб в закрома засыпан - коротали осенние да зимние вечера люди вместе, устраивались посиделки. Раньше по одной дома не сидели. На людях – то веселее, да и не задремлешь. Да и стыдно было перед подругами свою работу делать плохо, кое-как.

Как говорится в русской пословице: «От скуки бери дело в руки».

Вот и проводили время за любимым рукоделием: кто за прялкой сидел, кто узор на полотенце вышивал, кто вязал, а кто одежду шил.

Вот и я, видите, не просто так сижу, а делом занимаюсь, вяжу.

Дети : « Вот и мы пришли к тебе Марьяна, чтобы поучиться рукоделию.

Дети: А что интересного ты нам припасла?»

Марьяна:

«Я весной на завалинке,

А зимой в горнице посиживаю.

Сижу, на народ гляжу

Всё всегда запоминаю

И в свою копилку собираю.

А вот и моя корзинка – копилка». (Показывает детям).

«Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёный, погляжу

Хотите отгадать мою загадку?

Сначала загадывает Марьяна (1-2 загадки), а затем сами дети соревнуются между собой: (Кто больше знает загадок о швейных принадлежностях)?

(Марьяна поощряет детей за быстрое отгадывание загадок).

И кладёт их в свою копилку.

Марьяна:

«Никогда русская женщина не сидела дома без работы. Надо было и ниточку спрясть и ткань соткать, и одежду себе сшить».

Марьяна : «И в наше время очень ценится ручная работа. А вы что, дети, научились делать своими руками, используя иголку и нитки?»

(Дети отвечают и показывают)

Шить разными швами, Вдевать нитку в иголку, вышивать, завязывать узелок на конце нитки

пришивать пуговицы с 4 дырочками, пришивать пуговицы с 2 дырками

шить разными способами,

шить майку кукле по выкройке переводить выкройку на ткань.

шить подушку, игольницу

Марьяна:

(Как бы удивлённо) «Очень мне хочется посмотреть на ваши золотые руки.

Дети: «Прежде чем показать тебе Марьяна, наше умение и старание, хочется ещё пополнить твою копилку полезными советами о правилах шитья.

«Дети, хотите мне рассказать о правилах шитья»?

Ножницы класть справа от себя, Дети рассказывают по схемам:

во время шитья - кольцами к себе, Иголку хранить в игольнице,

передавать ножницы кольцами по классу с иголкой не ходить,

вперёд, сомкнув лезвия, на пол иголку не ронять,

осторожно обращаться с иголкой, не оставлять иголку на столе

не брать иголку с ниткой в рот. без присмотра, не бросать нитки

иголка – опасный предмет

(Марьяна благодарит детей за мудрые советы по шитью и с удовольствием кладёт их тоже в копилку).

Марьяна:

(Предлагает детям занять места за столами, где всё готово к началу работы). Включается фонограмма р. н. песен.

Дети трудятся 10 мин.

Вышивка по контуру «Двойным швом», Вдевание нитки в иголку,

пришивание пуговиц с 4 дырка - завязывание на конце узелка,

ми разными способами, пришивание пуговиц с 2 дырками,

перевод готовой выкройки вышивка по контуру швом

на ткань, вырезание её, сшивание «Вперёд иголка».

частей изделия знакомыми швами.

Марьяна:

«Я помню, как пели раньше в избах, когда шили. Красота!

Пели так, что было слышно на улице, а танцевали так, что избу качало».

Марьяна:

«Так и у наших детей ноги просятся в пляс. А поют как – заслушаешься»!

Хозяйка:

«Позабавила вас моя корзиночка - копилочка позабавьте и вы меня».

Физминутка (после хоровода дети садятся на место и доделывают свою работу ).

Дети трудятся 10 минут.

(Марьяна наблюдает за процессом ручного труда детей, помогает, подбадривает, советует, задаёт вопросы детям по окончании работы):

Как называется шов, которым ты шила?

Чем отличается «двойной шов» от шва «вперёд иголка»?

Что нужно сделать, чтобы шов не разошёлся?

Какая нитка нужна для шитья одежды, а какая для вышивки?

Какой длины нужна нитка для шитья?

Где хранится иголка после шитья?

Почему нужно убирать иголку на место?

«Ай, да рукодельники, ай да порадовали вы меня своим трудолюбием да усидчивостью!

Многому вы научились: пуговицы пришивать разными способами. Посмотрите. Как это сделали Петя и Андрюша.

А какие наволочки сшили Катя и Даша. Каждая из них выбрали самостоятельно необходимый шов и выполнили его аккуратно: они шили по краю изделия, стежки получились ровные и прямые.

А какие красивые вышивки получились у Саши и Миши. По цвету нитки подобрали правильно: елочка – зелёная, ягодка – красная. А нитки для вышивки они использовали специальные – мулине.

Спасибо вам, мои милые! Верно, говорят:

Терпение и труд всё перетрут».

Марьяна:

«Да, кто шьёт да вышивает,

Тому скучно не бывает».

Дети:

читают пословицы и поговорки читают пословицы и

о шитье поговорки о труде.

(см. «Приложение») (см. «Приложение»)

Марьяна : благодарит детей ещё раз, кладёт поговорки в корзинку.

Дети: (благодарят Марьяну за гостеприимство)

«Спасибо тебе, Марьяна, здоровья тебе, тепла, радости твоему дому».

Марьяна: приглашает ребятишек к столу на чаепитие с бубликами да сдобными ватрушками. Чаю русского попьём, а потом гулять пойдём.

Список использованной литературы

1. Уроки творчества, учебник для 2 класса.

2. Рисуем нитью.

Приложение

Пословицы и поговорки.

v Кто за все берется, тому ничего не удается.

v Молодец - делу венец.

v Цыплят по осени считают.

v Поспешишь - людей насмешишь.

v Кто ходит больше, живет дольше.

v Лежа хлеба не добудешь.

v Под лежачий камень вода не течет.

v Что посеешь, то и пожнешь.

v Дело мастера боится.

v В гостях хорошо, а дома лучше.

v Кончил дело - гуляй смело.

v У плохого мастера и пила плохая.

v Делали наспех и сделали на смех.

v Меньше слов, да больше дела.

v Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

v Было бы начало, а конец будет.

v Кто много говорит, тот мало делает.

v Рыбка мелка, да уха вкусна.

v Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

v Любишь кататься, люби и саночки возить.

v Делу время, а потехе час.

v Труд даром не даётся.

v Семь раз отмерь, один отрежь.

v Делали наспех и сделали на смех

v С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

v Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.

v Начинать начинай, да смотри же - кончай.

v Не диво дело начать - диво кончить.

v Не учись безделью, а учись рукоделью.

v Маленькое дело лучше большого безделья.

v У ленивой пряхи и для себя нет рубахи

v Душу вложишь - все сможешь.

v Глазам страшно, а руки сделают.

v Есть терпенье, будет и уменье.

v Мастерство везде в почете.

v Ремесло - не коромысло, плеч не оттянет.

v Без топора не плотник, без иглы не портной.

v Кто шьёт да вышивает, тому скучно не бывает

v Ест за вола, а работает за комара.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.