Проект профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Коррекция нервно-психических нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью при семейном алкоголизме имеет комплексный характер и предполагает проведение лечебно-оздоровительных и психолого-педагогических мероприятий.

Непрерывность лечебно-коррекционного процесса обеспечивает преемственностью в работе различных служб и учреждений, в которых находится ребенок (родильные дома, специализированные больницы и неврологические отделения при многопрофильных больницах, специализированные ясли и дома ребенка, детские сады, детские дома, школы и специальные школы-интернаты).

Особо важная роль принадлежит специализированному уходу и лечению в раннем возрасте, когда имеет место наиболее интенсивное психическое развитие ребёнка. Именно в этот ответственный период ведущую роль в становлении психики играет общение со взрослым. Поэтому организация эмоционально-положительного окружения, в котором воспитывается ребёнок, является той основной, на которой осуществляется весь лечебно-коррекционный и воспитательный процесс.

Комплексная лечебно-коррекционная работа включает организацию правильного режима, полноценного питания, физического воспитания, стимуляцию психологического развития, логопедическую работу, медикаментозное лечение и психотерапию. Все эти мероприятия должны быть индивидуальны с учётом возраста, физического и нервно-психического состояния ребёнка.

Важно следить за оформлением помещения, в котором находится ребёнок. В специальных детских учреждениях, куда попадают дети родителей, страдающих хроническим алкоголизмом, имеют значение даже такие детали, как окраска стен, расцветка штор, оформление игровых комнат и т. д.

Для детей раннего возраста необходимы яркие, крупные, лёгкие пластмассовые игрушки, а также игрушки средней величины, которые легко можно взять в руку и с которыми можно производить различные манипуляции. Важно, что у ребёнка было постоянное место для сна, приёма пищи, а позже - для личных вещей.

Благоприятное влияние на физическое состояние детей оказывает проведение специальных музыкальных занятий. Музыка успокаивает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, способствует развитию его речи.

Составной частью комплексных лечебно-коррекционных мероприятий является медикаментозное лечение. Выбор тех или иных препаратов определяется характером имеющихся нарушений, степенью их выраженности, возрастом и общим состоянием ребёнка.

Основной задачей психолого-педагогических мероприятий является предупреждение трудностей обучения и нарушений поведения, а также патологического развития личности у данного контингента детей и подростков. Все психолого-педагогические воздействия имеют не только профилактическую, но и лечебно-коррекционную направленность.

Необходимыми условиями успешности всей психолого-педагогической работы является её системность и регулярность.

Прежде чем проводить психолого-педагогическую коррекцию, надо иметь представление об особенностях физического и нервно-психического состояния каждого ребёнка, его семейного окружения. Кроме того, важно выявить возможности, склонности и интересы ребёнка. Особое внимание уделяется определению уровня умственного развития детей. Многие из детей, растущие в условиях семейного алкоголизма, особенно при наличии у них педагогической запущенности из-за недостатка общения со взрослыми, при первоначальном обследовании могут производить впечатление умственно отсталых. Однако правильный педагогический подход к этим детям, проведение специальных коррекционных занятий в сочетании с медикаментозным лечением дают положительные результаты, что говорит об отсутствии у них умственной отсталости. Имеющиеся же трудности в обучении и поведении связаны с задержкой психического развития по типу инфантилизма, но не с умственной отсталостью.

Несмотря на большую частоту олигофрении у детей при семейном алкоголизме, необходимо отметить сложность постановки подобного диагноза. Дифференциация умственной отсталости от других форм интеллектуальных нарушений у детей особенно сложна и требует нередко длительного наблюдения в процессе проведения коррекционно-педагогических мероприятий. Крайне ответственным является начало их обучения. Несформированность целого ряда предпосылок, составляющих готовность к школьному обучению, определяет изначальную несостоятельность многих из них. Это, с одной стороны, может способствовать постановке неправильного диагноза олигофрении, а с другой - сразу же вызывает у ребёнка отрицательное отношение к школе и приводить к ухудшению его психического состояния в целом.

В связи с этим важной задачей является подготовка ребёнка к обучению в школе и правильная углубленная диагностика его психического развития.

Дети из семей больных алкоголизмом даже при наличии минимальных признаков органической неполноценности центральной нервной системы в силу грубейшей педагогической запущенности уже в дошкольных учреждениях часто испытывают на себе негативные реакции со стороны окружающих. Только терпеливое, доброжелательное отношение к этим детям, неоднократный показ, повторение и объяснение того, как надо выполнить то или иное действие, как вести себя в той или иной ситуации, позволит предупредить отклонения в их психическом развитии, и в частности в развитии личности.

Среди разнообразных видов сенсорной информации важное место занимает информация, воспринимаемая на слух. При современном уровне компьютеризации одним из аспектов коррекционной работы может быт воспроизведение записей спокойных мелодичных песен, текстов сказок, коротких рассказов в комнате, где играют дети. Также можно использовать демонстрацию мультфильмов, кукольных и других спектаклей, концертов.

Удовлетворение так называемой сенсорной жажды особенно необходимо в раннем возрасте, так как нормальное психическое развитие возможно только при наличии идущей извне информации.

Дети должны иметь возможность наблюдать разнообразные явления, происходящие в неживой (дождь, мороз, жара и т. п.) и живой (взаимодействия и взаимоотношения людей между собой и с остальной живой природой) природе.

Не менее важную роль играют эмоциональные воздействия на ребёнка. Элементы этих воздействий содержатся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на правильный и неправильный, хороший и плохой поступок ребёнка.

Необходимо учитывать, что для создания комфортного психического состояния ребёнка вовсе нет необходимости идти у него на поводу и угрожать ему. В случае неправильного поведения ребёнка используются испытанные приёмы: переключение и отвлечение внимания от конфликтной ситуации на нейтральную или доставляющую удовольствие. Для доведения до сознания ребёнка неправильности его поступка можно использовать оценку поведения другого ребёнка или сказочного персонажа, героя мультфильма и т. п. в аналогичной ситуации.

Наглядный пример играет огромную роль в воспитании и обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. Не меньшее значение имеет формирование речи, а иногда и более существенное воздействие на развитие оказывает слово.

Закрепление представлений о сходстве и различии предметов и явлений возможно только при систематической работе с детьми в разных условиях, на различном предметном материале. Речевое общение с детьми особенно в период от 6 месяцев до 3-4 лет требует от воспитателя эмоциональной живости, дифференцированности и насыщенности.

Ограниченный опыт эмоционального общения детей родителей-алкоголиков уже в дошкольном возрасте приводит к импульсивности, поверхности и нестабильности эмоциональных контактов с окружающими. Общение таких детей при первом наблюдении производит впечатление живости, легкости и непосредственности, за которыми, однако, скрывается неспособность к истинному переживанию, т. е. осознанному и прочувствованному отношению к человеку или событию.

В психическом развитии детей из семей алкоголиков выявляются иные закономерности. Эти дети 3-4 лет еще не способны поступить вопреки своему желанию. В их поведении могут отмечаться сходные проявления: упрямство, строптивость и др., но они возникают не в ответ на "присвоение" взрослым мотива, зародившегося и у ребёнка, а в ответ на несовпадение желаний ребёнка и взрослого, т. е. как и в более раннем возрасте, эти дети не могут выйти из-под власти своих потребностей и эмоций.

Необходимо отметить, что лечебно-педагогическая работа в специальной школе и школе-интернате, с одной стороны, должна носить щадящий характер, а с другой - она должна преследовать чёткую цель - изменение патологического поведенческого стереотипа с проявлением реакций протеста, имитации и т. д., а также развитие саморегуляции, контроля и адекватной самооценки.

При работе с возбудимыми детьми особенно важна коррекция их отношений с окружающими и преодоление свойственных им эгоцентризма и аффективной возбудимости. Для этого крайне важным является выбор интересной и доступной эмоционально-насыщенной доминанты , т.е. развитие стойкого и выраженного интереса к какому-либо виду деятельности. Кроме того, важной задачей является воспитание волевых черт личности, умения доводить до конца начатое, добиваться поставленной цели и произвольно сдерживать себя при возникновении различных конфликтных ситуаций.

Большое место в системе работы с детьми с интеллектуальным недоразвитием, родители которых страдают алкоголизмом, отводится психотерапии.

Психотерапия - это комплексное лечебное воздействие на психику человека с целью устранения болезненных переживаний и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде. Психотерапия детского возраста имеет свои специфические особенности, в ней большое внимание уделяется приемам отвлечения и переключения.

В зависимости от возраста выбираются наиболее рациональные методы психотерапии. С детьми дошкольного возраста широко применяется игровая психотерапия, с младшими школьниками используется также и рисование, а с детьми старше 10 лет подключается планомерное проведение специальных бесед. Полезным является также приём психотерапевтической кукольной драматизации.

Все приёмы психотерапии с детьми 5-6 лет и старше сопровождаются разъясняющей психотерапией . Ребёнку логически обоснованно объясняют причины его трудных взаимоотношений с товарищами, учителями, обсуждают с ним различные жизненные проблемы; стремятся к тому, чтобы ребенок по возможности адекватно оценил себя, свое состояние и характер взаимодействия его с окружающими.

Игротерапия - наиболее распространенный метод психотерапевтической работы с детьми. В раннем возрасте, когда ребенок уже способен к элементарной самостоятельной деятельности, необходимо полнее использовать возможности игры с песком и водой. Известно, как велика тяга детей к этим естественным материалам.

Сюжетно-ролевые игры могут использоваться психотерапевтом как для диагностических, так и коррекционных целей. В этих играх ярко проявляются эмоциональные отношения ребенка к людям и предметам. Являясь участником игры, психотерапевт может влиять на изменение отношений ребенка, их ориентацию.

Арттерапевтическое рисование (изотерапия ) также способствует освобождению от внутреннего напряжения. Известны такие приемы изотерапии, как рисование красками с помощью пальцев на больших листах бумаги или рисование мелом на асфальте и т. п. В рисунках детей из семей больных алкоголизмом часто отражены внутрисемейные конфликты, переживания ребёнка по поводу пьянства родителей, двойственность отношения к ним. Музыка может способствовать созданию благоприятного фона для других видов психотерапии. Рисование, рациональная и игровая психотерапия под музыку открывают большие возможности для преодоления конфликтных переживаний, нормализации эмоционального состояния. Но полное изживание душевного конфликта ребенка не возможно без нормализации обстановки в семье. В крайних случаях требуется временная или постоянная изоляция ребёнка от семьи и максимальная ликвидация дефицита эмоционального тепла в условиях соответствующего детского учреждения.

В течение последних десятилетий нарастают негативные явления в состоянии здоровья детей. При аномалиях развития, при длительных заболеваниях раннего возраста могут возникнуть выраженные нарушения, которые приводят к ограничению жизненных и социальных функций, в наиболее тяжелых случаях приводящие к социальной недостаточности. В литературе отмечена высокая распространенность нарушений развития у детей. Этот процент без существенных изменений отмечается по всей протяженности раннего и дошкольного возраста – в среднем по всем параметрам – 65%. Расстройства развития у детей раннего возраста влияют на дальнейшее психическое и интеллектуальное формирование, и проблема приобретает не только медицинскую и педагогическую, но и социальную значимость. Проблема интеграции детей с расстройствами развития в общеразвивающую среду ставит перед специалистами задачу – поиск новых, целостных форм ранней профилактики, одновременно предупреждающей усугубление общего недоразвития и способствующей формированию развивающейся личности человека во всех проявлениях.

В основу концепции профилактики нарушений развития у детей положен принцип дифференцированного подхода с учетом состояния здоровья, комплексности использования медицинских, психологических, педагогических и социальных методов реабилитации с использованием всех возможностей, то есть создание общего коррекционного пространства. Предлагаемая нами система ранней комплексной профилактики структурно является медико-психолого-педагогической. Приступать к комплексной профилактической работе, по нашему мнению, нужно уже в женской консультации, где наблюдается будущая мама. Учитывая ограниченные возможности женских консультаций, отсутствие в этих учреждениях неонатологов–педиатров, неврологов, дефектологов, психологов и детских психиатров необходимо использовать наглядно-стендовые формы просвещения, просветительские буклеты для будущих родителей о нормальном развитии ребенка и возможных отклонениях. Эти стенды и буклеты в доступной форме могут помочь разобраться родителям в следующих вопросах: в чем проявляются отклонения в развитии, почему ребенок может попасть в группу риска, как и когда надо начинать общаться с младенцем, как семейная ситуация может влиять на развитие. Кроме того, они могут выполнять координационную, диспетчерскую функцию и сформировать у взрослых установку на необходимость своевременного обращения к специалистам – логопеду, психологу, психиатру, неврологу, что дает возможность конкретизировать ранние формы абилитации. Чрезвычайно важной задачей в этом плане является предупреждение эмоциональной и сенсорной деприваций.

Вместе с тем, положительные результаты комплексного коррекционного воздействия непосредственно связаны с правильной организацией коррекционного воздействия в домашних условиях. В первую очередь – это налаживание под руководством специалистов партнерских отношений: врач – родители, коррекционный педагог – родители, психолог – родители, с целью активного участия родителей в активизации психического и общего развития ребенка. Во-вторых, комплексность и целостность воздействия позволяют стимулировать, «наблюдать» и направлять развитие ребенка не только в организованной форме, но и в естественных, домашних условиях. Разработанная, апробированная в различных организационных формах система и методологические подходы разрешают не только получать адекватную адаптацию, коррекционный эффект, но, что особенно важно – устранять диагностические ошибки в оценках познавательной деятельности, приводящие к ограничению социальной перспективы ребенка и его семьи. При этом фармакологическое воздействие и психотерапевтическая поддержка, – необходимые звенья общей коррекционной программы, способствующей восстановлению или улучшению состояния речевой деятельности, коммуникативной сферы, нервно-психических процессов, эмоциональных и поведенческих реакций.

Поведенческие трудности у детей этой группы связаны с нарушениями нервной системы и высших психических функций, с имеющимся эмоциональным дискомфортом. Неправильный стереотип поведения ребенка закрепляется неправильным и неадекватным отношением взрослых к нему. Родителям необходимо понять, почему ребенок развивается нетипично, отличается от остальных детей поведением, отставанием в развитии. Такие дети доставляют своим поведением много неприятностей взрослым. Родители, как правило, тяжело переживают негативную реакцию окружающих на поведение своих детей. Они испытывают чувство беспомощности, растерянности, стыда за своего ребенка. Это оборачивается раздражением против ребенка, приводит к конфликтам в семье на почве воспитания. Каждый член семьи начинает обвинять других в баловстве, излишней строгости и т.д. В дальнейшем это приводит к неровному поведению взрослых по отношению к ребенку, что усугубляет ситуацию и пагубно сказывается на состоянии ребенка, приводя к закреплению патологических поведенческих реакций. Именно поэтому психотерапевтическая поддержка требуется как перестройка, реконструкция факторов риска у ребенка, как воссоздание гармоничных отношений в семье. Психотерапевтической поддержке подвергаются все составляющие факторов риска и связи между ними; нормализуется психологический климат семьи, реконструируются родительские позиции в отношении к детям, расширяется осознание родителями мотивов семейного воспитания, происходит гармонизация самого хода психического развития детей в семье, развиваются и гармонизуются самосознание и самооценка ребенка.

В свою очередь, оригинальная коррекционно-педагогическая программа структурно включает две части: 1 – подготовка родителей к сотрудничеству со специалистами; 2 – непосредственные (с коррекционным педагогом) и опосредованные (с родителями) занятия с ребенком.

Работа с родителями условно делится на пропедевтический и основной периоды. Цель пропедевтического периода не только в подготовке ребенка к новым формам воспитания, обучения и интеграции (полной, неполной или частичной) в социальную среду, но и адаптация родителей к состоянию ребенка. Воздействие родителей на ребенка в основной период может иметь опережающий, параллельный и закрепляющий характер. В связи с этим разработка содержания программы комплексного медико-психолого-педагогического воздействия включает моделирование адекватного социального и ролевого поведения, как взрослого, так и ребенка; обучение новому модусу интрапсихических, межличностных и коммуникативных взаимоотношений. Оригинальность программы заключается в том, что вся жизнедеятельность ребенка с отклоняющимся развитием охвачена стимулированием появления речи, развитием развернутого высказывания, языкового чутья, языковой компетенции, формирования творческих форм речевой и познавательной деятельности. Важная особенность программы – стимулирование появления речи у детей путем обучения чтению.

Программа построена из взаимодополняющих методических блоков, построенных по концентрическому принципу. Содержание блоков динамично, что позволяет включать не только постепенное усложнение материала, но и учитывать индивидуальные особенности ребенка и когнитивный стиль восприятия, осознания и усвоения информации. Каждый блок предполагает параллельность работы логопеда, других специалистов и родителей. Эффективность и оптимальность применения предложенных подходов подтверждена положительными результатами нашей работы с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями развития: расстройствами развития экспрессивной и импрессивной речи, задержками темпов речевого и интеллектуального развития, задержками психического развития.

Для предупреждения нарушений развития у детей специалистам и осо­бенно будущим родителям следует знать основные направления профи­лактики данного феномена.

При планировании семьи полезны генетические консультации. Такие консультации необходимы родителям, входящим в так называемые группы риска. Факторы, обуславливающие риск:

Наследственные заболевания у родителей или у членов их семей;

Врожденная умственная отсталость;

Врожденные нарушения слуха или зрения;

Нарушения физического разви­тия: деформации костей, изменения подвижности суставов;

Первичное бесплодие или амено­рея (отсутствие месячных);

Два или больше выкидышей;

Хотя бы одна беременность была прервана из-за нарушения развития плода;

Внезапная смерть младенца из-за неясных причин;

Возраст матери свыше 35 лет;

Кровные браки и др.

Родителям из группы риска следует посещать медико-генетические кон­сультации, специалисты которых ин­формируют их о возможностях рождения детей с наследственными наруше­ниями развития, а также о рисках рож­дения детей с патологией развития.

Всем женщинам необходимо прой­ти пренатальную диагностику, которая имеет важнейшее значение для реше­ния проблемы планирования семьи.

По возможности беременным жен­щинам целесообразно посещать прена- тальные центры по психологическому сопровождению беременности.

Весьма важное значение имеет им­мунопрофилактика детей. Своевремен­ная иммунизация детей предупреждает опасные инфекционные заболевания, приводящие к нарушению развития.

Одна из немногих причин наруше­ния развития, предупреждение кото­рой прямо зависит от родителей и педа­гогов, - это травмы детей. Опасными являются все виды травм, как бытовые, так и уличные, и спортивные. Самые опасные - открытые и закрытые трав­мы головы, которые вызывают не только сотрясение мозга, но и могут быть причиной повреждения центров (зрения, речи и т.п.), из-за чего могут быть нарушены определенные функ­ции. Семьям, имеющим маленьких де­тей, мы посоветовали бы не приобре­тать двухэтажных детских кроваток. В таких кроватках не должны спать де­ти до 6 лет. Дети этого возраста еще спят неспокойно, поэтому могут упасть с кровати. Шотландские врачи-травматологи отмечают, что в течение месяцев в этой стране их пациентами стали 85 тыс. малышей, из которых лишь 85 получили легкие ушибы, остальные оказались в больнице из-за сотрясения мозга, переломов костей или других ранений. Половина по­страдавших детей были младше лет. Даже если дошкольник и не спит на втором ярусе, такая мебель остается фактором риска, так как она очень при­влекательна для игры. Даже в обыкно­венную детскую кроватку не следует класть большие игрушки и подушки, так как, встав на них, малыши могут выпасть.

Когда малыши начинают ходить, во избежание несчастных случаев, роди­телям следует продумать безопасность каждого жилого помещения, так как дети этого возраста становятся настоя­щими исследователями.

Лишь при рациональном подходе к профилактике причин нарушения раз­вития родителями и воспитателями детских учреждений удастся свести к минимуму часть приобретенных нару­шений развития у детей .

Заключение

Первоначальной задачей сегодняшнего дня становится задача разработки стратегии и тактики создания единой государственной системы профилактики раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям.

Список используемой литературы

1. Аксёнова, Л.И., Архипов, Б.А., Белякова, Л.И. Специальная педагогика: Уч. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипова, Л.И. Белякова и др.: Под ред. Н.М. Назаровой. – 2 –е изд.,- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-400с.

2. Байденко, В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. − М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. Борытко, Н. М. Человек как предмет воспитания: современные подходы // Педагогическая антропология: концептуальные основания и междисциплинарный контекст. Материалы Межд. науч. конф. (Москва, 30 сентября–2 октября 2002 г.) / Сост. В. Г. Безрогов − М.: Изд-во УРАО, 2002. − С. 40−43.

3. Гудонис, В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. [Тест] / В.П. Гаврилов // Дефектология. – 2004. №4. – с. 16-17.

4. Сунцова, А. С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Удмуртский университет, 2013.

5. Профессиональный стандарт педагога. − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от «18» октября 2013 г.

6. Профилактика, диагностика и коррекция нарушений развития / Под ред. Лынской М.И., Покровской Ю.А. – М.: ЛОГОМАГ, 2012. – 284 с.

7. К.п.н., доцент МПГУ, Давидович, Л.Р. Комплексная профилактика нарушений развития детей раннего возраста [Текст] / Л.Р. Давидович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pik100.ucoz.ru/konf/patologia/davidovich.htm


Похожая информация.


Просмотр содержимого документа
«Проект Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста»

ПРОЕКТ

«Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста».

(работа с родителями)

По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений принимает глобальный характер.

В настоящее время в современной педагогике существует мнение, что устранять дефекты речи необходимо у детей как можно раньше, в дошкольном возрасте, так как любое нарушение речи в дальнейшем может отразиться не только на речевом развитии, но и на психо-эмоциональной сфере ребенка.

В свете введения ФГОС, одной из задач деятельности дошкольного учреждения является обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Цель работы с родителями - активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным. Успех в воспитании и обучении детей, во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Что касается коммуникативного развития, необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы. Необходимо помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами профилактики речевых нарушений.

Родительское собрание.

«Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста»

Умела дитя родить – умей и научить.

Русская пословица .

В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде!

При нормальных условиях воспитания, когда ребенок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводиться систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни.

Существуют методики, способствуют более быстрому и правильному освоению речи детьми раннего возраста. Например: развитие мелкой и общей моторики, артикуляции и дыхания.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно- в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаза ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой и общей моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мышц рук. Вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, в очереди, где нечем занять ребенка).

Пальчиковые игры можно сочетать с Су-Джок терапией. Это одно из направлений акупунктуры, метод которого основан на воздействии на определенные билогически-активные точки кистей и стопы. В переводе с корейского Су - кисть, Джок - стопа. Применяют Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

Еще одним методом профилактики речевых нарушений является выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции – артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика направлена на развитие мышц речевого аппарата. Наиболее активно участвует в образовании слов язык – от его положения зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Если вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 2-3лет, то это поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, или в возрасте 5-6 лет подготовит артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог. Поскольку занятия с маленькими детьми часто носит подражательный характер, поиграйте с малышом в такую игру: вы будите показывать движение, а он будет повторять за вами. Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить перед зеркалом, повторять каждое упражнение 5-6 раз.

Немаловажным является и развитие речевого дыхания. Ведь для того, чтобы произносить развернутую фразу выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. Упражнения по обучению дыхательному выдоху являются подготовительным этапом для формирования шипящих и свистящих звуков.

Если при обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, то речевое дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха.

В заключение хотелось бы дать несколько простых рекомендаций по проведению игр:

    Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.

    Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным слушателем, и вам придется манипулировать его ручками.

    Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить стихотворение)- сложная задача может сразу отбить интерес к игре.

    Длительность игры с двухлетними малышами не должна превышать – 5-10 минут, игры с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут.

    Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить игру до более подходящего времени.

    Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооценку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все получится.

Желаем вам успехов и приятных минут общения с ребенком!

Литература

Крупенчук О.И. Интерактивная артикуляционная гимнастика.- СПб., 2014.

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб., 2012.

Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – М., 2011.

Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – СПб., 2010.

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего возраста до 3 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь.

В этом возрасте проводится первичное выявление детей с проблемами в развитии и их обследование специалистами ДОУ.

К сожалению, уровень речевого развития детей раннего возраста, поступающих в детский сад, в большинстве случаев не соответствует возрастной норме. Многие дети нашей группы, имеют проблемы в речевом развитии.

Поэтому сегодня актуальна проблема раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего возраста (с момента поступления в ДОУ), которые проводятся с момента поступления в ДОУ.

Как показывают исследования, основа формирования речи - обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие двигательной деятельности ребенка. Поэтому, создание полноценной предметно-развивающей среды в группе и организация в ней совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками служит наиболее мощным средством стимуляции и мотивации детской речи.

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном взрослых – речи родителей, членов семьи, педагогов ДОУ. Важным средством профилактики речевых нарушений служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: это правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, четкое планирование игровой деятельности.

Всем известно, что игра способствует поддержанию интереса детей к деятельности, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию, развивает умения и навыки. С целью профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста нами подобраны и систематизированы игры и упражнения направленные на: развитие общей и мелкой моторики, фонематического слуха, просодической стороны речи, артикуляционных движений.

А) Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук, включают в себя.

¢ Пальчиковая гимнастика.

¢ Кинезиологические упражнения.

¢ Игры с различными предметами

Пальчиковые игры мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только будут способствовать развитию речи, но и доставят им особую радость

Для улучшения межполушарных связей и активизации работы головного мозга необходимо использовать кинезиологические упражнения.

Игры и упражнения на развитие слухового внимание, фонематического восприятия

В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).

Работа по формированию слухового внимания, фонематического восприятия ведется ежедневно:

В) Игры и упражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос).

Следует уделять немалое внимание развитию речевого дыхания у детей, так как неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи (речь на вдохе); затуханию голоса в конце фраз; ускорению темпа речи, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний); позднего или неправильного освоения некоторых звуков и т.д.

Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры. Дуть на легкие ватные шарики, бумажные разноцветные полоски, играть на дудочке, дуть на привязанные к ниточке бумажных бабочек, сдувать со стола, с ладошки бумажные снежинки и т.д.

Игры и упражнения, развивающие артикуляционный аппарат.

В раннем дошкольном возрасте целесообразнее использовать универсальные комплексы артикуляционных упражнений. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились прочными, совершенствовались.

С детьми проводятся упражнения на развитие общей моторики с использованием предметов

Игры на звукоподражание, стихи, потешки.

Цель: Уточнение звука или его вызывание по подражанию.

Используемые игры, стихи, потешки, приговорки должны соответствовать возрасту, связаны с жизненными ситуациями, которые знакомы ребенку. Педагог должен следить за четкостью своей дикции, ясностью изложения материала, увлекательно и доступно оформлять задания. Надо помнить, что в первой младшей группе педагог, проводя эти игры, фиксирует внимание детей на звучании, а не на артикуляции звука.

Работа должна проводиться систематически, во всех видах деятельности чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными.

Профилактика речевых нарушений речи проходит во взаимодействии с родителями

Решение задачи повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждения их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется поэтапно. Приглашаем родителей, показываем как проводить с детьми дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, игры с предметами.

Пальчиковый театр, лото «Природный и предметный мир», игры «Кто где живет?», «Кто что ест?», а также пирамидки, вкладыши, кубики, игры со шнуровкой.

Таким образом, в процессе совместной деятельности у воспитанников развивается артикуляционная и мелкая моторика, просодическая сторона речи (дыхание, голос), слуховое восприятие, внимание, формируются фонематическое восприятие, то есть создается база для успешного овладения родным языком.

Если проводить в ДОУ работу по профилактике нарушений звукопроизношения, начиная с раннего дошкольного возраста, то количество детей, состояние речи, которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции, значительно уменьшится.

Подробности

В настоящее время значительно возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. По данным разных авторов, в настоящее время перинатальная энцефалопатия (ПЭП) встречается у новорожденных в 83,3 % случаев. Что является фактором риска возникновения у ребенка речевой патологии. Однако система логопедической помощи охватывает незначительное количество детей раннего возраста с речевой патологией. Логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, на логопедическом пункте начинается после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился.

С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. Отсутствие каких – либо профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи: нарушению процесса общения и обусловленные им трудности дальнейшей адаптации в детском коллективе (ребёнка не понимают и не хотят принимать в игру), вторичной задержке познавательной деятельности.

Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность. Становление речи происходит в периоде второго года жизни. В своих исследованиях Л.С.Выгодский писал, что в раннем возрасте отмечается особая чувствительность к речевому восприятию и речевому обучению. Поэтому необходимо обратить внимание на развитие речи в период её становления. Именно в этот период происходит становление всех функций речи: коммуникативной, регуляторной. Большое значение особенно в возрасте с 2 до 3 лет имеет развитие всех сторон речи. Именно этот возраст наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи. Дети в этом возрасте способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, они учатся пользоваться своим артикуляционным аппаратом.

Таким образом, сегодня особое значение имеет определение направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевой функции, чем её устранить. Поэтому я определила для себя цель работы: Осуществление профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.

Развивать артикуляционную моторику, подготавливать артикуляционный аппарат к правильному произношению звуков.

Учить детей выполнять длительный плавный выдох, формировать воздушную струю.

Накапливать пассивный словарь.

Развивать активную подражательную речевую деятельность.

В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений в развитии речи у детей раннего возраста освящены многими авторами. Все они выделяют следующие направления профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста:

Развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций,

Нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата,

Развитие кистей и пальцев рук,

Нормализация дыхания,

Развитие понимания речи и предпосылок активной речи,

Развитие взаимодействия взрослого и ребенка.

Профилактическую работу я строила по следующим направлениям:

1.Мониторинг речевого развития детей раннего возраста.

Организация совместной деятельности по формированию речи детей раннего возраста.

В данном направлении

Формирование моторной сферы: упражнения на развитие артикуляционной моторики (определение положения губ, языка, челюсти)

Развития мелкой моторики (пальчиковые игры, упражнения).

Развитие импрессивной речи: понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки; понимание вопросов, несложных текстов.

Развитие экспрессивной речи: накопление словаря (называние слов обозначающих предметы, признаки, действия); перевода слова из пассивного в активный словарь.

В начале учебного года был проведен мониторинг речевого развития детей раннего возраста. При проведении диагностики использовала диагностику речевого развития детей раннего возраста разработанную К. Л. Печора. Проводя диагностику, учитывала эпикризные периоды развития ребёнка. Индивидуальное обследование проводила в занимательной, игровой форме, с применением наглядного материала. В ходе диагностики были выделены наиболее типичные ошибки - это пропуск и замена звуков, перестановка слогов, выявились неговорящие дети.

Работа по профилактике речевых нарушений проводилась, через совместную деятельность с детьми, организованную один раз в неделю, длительностью 3 - 5 минут в следующих видах деятельности:

Игры на развитие мелкой моторики;

Артикуляционная гимнастика;

Игры на развитие звукоподражания;

Игры на формирование связной речи, словарного запаса (работа с картинкой, договаривание слов и фраз).

Был составлен перспективный план мероприятий по профилактике речевых нарушений с детьми 2-3 лет. На каждую неделю были спланированы упражнения для губ, языка; игры на звукоподражание; работа с картинкой, фонетическая ритмика; договаривание слов и фраз.

Для поддержания интереса к речевым упражнениям предлагались:

Задания с «весёлой» обезьянкой для развития артикуляционного аппарата;

Выполнение упражнений пальчиковой гимнастики, игры с карандашами, массажными мячиками;

Нахождение в окружающей обстановке предметов, о которых идёт речь в упражнении, рассматривание предметов;

Постановка вопросов на уточнение названий действий, признаков предметов, которые ребёнок видит вокруг (сначала вопросы носили подсказывающий характер, а затем требовали самостоятельного ответа);

Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам.

Для достижения поставленных результатов, проводилась консультативная работа с родителями и воспитателями. Был составлен план мероприятий, который включает консультации, семинары–практикумы, мастер классы с родителями и педагогами.

В ходе консультаций познакомила родителей и педагогов с требованиями к детской речи, с развитием речи детей раннего возраста, с комплексами артикуляционных гимнастик, с играми на развитие мелкой моторики, с упражнениями на развитие и обогащение словарного запаса. Была разработана памятка для воспитателей с подробным описанием требований к речи взрослых при общении с детьми раннего возраста. Ведь практика показывает, что успешность профилактической работы зависит от эффективного взаимодействия всех заинтересованных лиц (педагогов групп раннего возраста, родителей воспитанников, учителя-логопеда).

Таким образом, использование разнообразных методов и приёмов, подобранных с учётом психологических особенностей детей позволили достичь эффективности в работе с детьми раннего возраста.

Список литературы:

1.Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2005.

2.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М., 2000.

3.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб., 2004.

4.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2005.

5.Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками.

6.Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи.– М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2006.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.