Пропаганда семейных ценностей методом социального проектирования

Сёмина Карина Олеговна

студент 4 курса факультета филологии и массовых коммуникаций ФГОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита

Сёмина Марина Викторовна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры психологии образования ФГОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита

Термин «проектирование» (projectus), в переводе с латыни, означает «брошенный вперед». Проектирование может рассматриваться как процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния . Понятие «проектирование» изначально возникло в области техники и обозначало науку о наиболее рациональных способах преобразования объектов с помощью технических средств. Позднее понятие проектирования перешло в педагогическую деятельность. Дефинициями, близкими «проектированию» являются: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование.

Развитие метода проектов в США с 20-х гг. XX века связывают с исследованиями американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика У.Х. Килпатрика . Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, суть которых в будировании активности ученика, целесообразности учебной деятельности на основе глубокой личной мотивации обучающегося. В метафорическом изречении Уильяма Херда Килпатрика работа над проектом сходна с пошивом платья, в изготовление которого швея вкладывает душу и талант.

Во многих англоязычных странах метод проектов нашел широкое распространение. Признанный в образовании, в сфере молодежной политики проектный подход во всем мире появился значительно позднее, лишь в конце XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого еще в 1905 году была реализована попытка использовать проектные методы в практике преподавания . Позднее, уже в советском государстве эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но допущенные в их реализации ошибки стали основанием для выхода в 1931 г. Постановления ЦК ВКП(б), осуждающего метод проектов. На долгие годы этот метод был исключен из отечественного образования .

Сегодня социальное проектирование становится знаковым направлением современной молодежной политики РФ. Активизация данного процесса детерминируется как отдельными представителями молодежи, общественными объединениями и движениями, так и организациями, учреждениями и управленческими структурами, занимающимися реализацией государственной молодежной политики. Социально значимое инновационное проектирование является фактором развития созидательной активности молодежи, способствует становлению личности, ее социализации, обретению социальных и профессиональных компетенций и полноценному участию юношества в жизни гражданского общества. Проектные технологии относят к перспективным технологиям нового века, эффективно способствующим адаптации в стремительно изменяющихся условиях жизни в постиндустриальном обществе.

В 2005 году Министерством образования и науки РФ было инициировано важное решение о запуске серии научно-исследовательских и научно-внедренческих проектов, призванных обеспечить опережающую разработку значимых общественных проблем . В их числе проблемы эффективности государственной молодежной политики и технологического обеспечения вовлечения молодежи в позитивную деятельность; эффективные социальные практики, обеспечивающие молодым людям возможности для максимального саморазвития и участия в решении задач общенационального развития. Отмечено, что преимущества проектного метода в образовательной деятельности основываются на рациональном сочетании теоретических знаний и их практическом применении для решения конкретных проблем окружающей действительности. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению и воспитанию. Метод проектов предполагает в решении какой-то проблемы использование разнообразных методов и средств, а также интегрирование междисциплинарных знаний и умений.

В 2006 г. Министерством образования и науки РФ была разработана Стратегия государственной молодежной политики, призванная определить цель, приоритеты и меры социально-экономического развития России . Особенностью Стратегии является тот факт, что впервые в сфере российской молодежной политики она реализуется как совокупность приоритетных проектных направлений, ориентированных на молодежь. Приоритетные проектные направления обращены ко всей молодежи России и призваны открыть возможности для равного участия в них всем молодым людям, независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса. Стратегия определяет ряд приоритетных проектных направлений и пути их реализации. Каждое из приоритетных направлений объединяет проектную и инновационную деятельность тех организаций, молодежных объединений и инициатив, которые смогут предложить наиболее эффективные варианты их реализации.

В 2010 г. Правительство Забайкальского края приняло важное решение об утверждении Краевой долгосрочной целевой программы «Молодежь Забайкалья на период 2011-2015 годы». Цель программы определена как создание условий для вовлечения молодежи в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития государства и гражданского общества. Одним из заявленных в Программе основных направлений региональной молодежной политики стало содействие развитию института молодой семьи. В рамках данного направления предусматривается организация просветительской работы с молодежью по вопросам репродуктивного здоровья, родительства, организации семейного и детского отдыха. Рассматриваются пути содействия социальным службам в предоставлении молодым семьям комплекса информационных и консультационных услуг .

Частной практикой реализации молодежной политики в данном направлении стала разработка и внедрение социально-значимого проекта «Семья в калейдоскопе значимых дат». Его миссия связана с пропагандой семьи и семейных ценностей среди молодежи г. Читы средствами внеучебной деятельности. Предполагаем, что такая деятельность способствует развитию фамилистической культуры поколения юношей и девушек, вступающих в брак и определяющих социально-демографические характеристики региона в ближайшие десятилетия. Руководителями проекта выступают специалисты, известные городскому сообществу, имеющие значительный опыт проектной работы с молодежью, в т. ч. в указанном направлении. В реализации проекта предполагается активное участие студентов молодежного объединения «Семейный вектор» ЗабГУ, участника и призера нескольких крупных конкурсных мероприятий, в т. ч. всероссийского уровня. Проблема, на решение которой ориентирован проект, состоит в том, что современная молодежь имеет недостаточно сформированное представление о фамилистических памятных датах как официально установленных или неформальных событиях календарного года, подчеркивающих ценность семьи как социальной группы; важность партнерства, супружества, родительства и детства как особых статусных позиций личности, а также дат, культивирующих позиции здоровьесбережения в семье.

По результатам проведенного в г. Чите эмпирического исследования мы выяснили, что опрашиваемые респонденты в возрасте 16-21 года слабо осведомлены о многообразии фамилистических памятных дат, их роли в современном обществе и жизни конкретной семьи. Молодежь пассивна в самоорганизации своего досуга, не имеет навыков изменения его уже сложившегося стереотипного сценария. Педагоги-организаторы в большинстве консервативно подходят к планированию событийного ряда воспитательной работы с молодежью и нуждаются в организационно-методическом сопровождении инновационной деятельности фамилистической направленности. Такие обстоятельства препятствуют, на наш взгляд, формированию фамилистической компетентности личности, и в целом, развитию брачно-семейной культуры современного поколения.

Значимость государственной поддержки семьи исходит из сложной социально-демографической ситуации, сложившейся в России, основными характеристиками которой являются тенденции девальвации традиционных семейных ценностей, снижение социальной и личностной значимости для молодежи Супружества, Родительства, Детства и как следствие, угроза депопуляции и деградации населения России. Сегодня упрочение семьи объявлено руководством страны важнейшей государственной задачей.

Нормативно-законодательной основой проекта стали:

1. Концепция демографической политики РФ до 2015 года , закрепляющая роль семьи в решении проблемы воспроизводства населения;

2. Стратегия государственной молодежной политики РФ на период до 2016 г., проект «Молодая семья России», цель которого - укрепление института семьи путем пропаганды семейных ценностей. К задачам, решаемым в рамках проекта, относятся: пропаганда семейных ценностей среди молодежи; формирование механизмов поддержки молодой семьи и т. д. Указанный проект адресован молодым жителям России и молодым семьям. В целях реализации этого проекта планируется проведение и широкое освещение в средствах массовой информации мероприятий, демонстрирующих и пропагандирующих ценности семейной жизни для молодых людей, а также создание условий для стимулирования частичной занятости молодых родителей, воспитывающих малолетних детей.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., определившая возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания» как стратегического направления внутренней политики РФ;

4. КДЦП «Молодежь Забайкалья» на 2010-2015 гг . Одним из заявленных в Программе основных направлений региональной молодежной политики стало содействие развитию института молодой семьи.

Целевая группа проекта - студенческая молодежь и школьники старших классов г. Читы, на отдельных этапах проекта - воспитанники детских садов и их родители. Цель проекта: пропаганда семейных ценностей посредством популяризации фамилистически значимых памятных дат, подчеркивающих ценность брака и семьи. Задачи проекта:

1. Формирование ценностного системного представления о значимых фамилистических датах календарного года по основным направлениям:

а.Торжественные, официально установленные праздничные даты общечеловеческого или общегосударственного значения, подчеркивающие роль семьи, супружества, родительства, детства или (и) традиционно отмечаемые в семейном кругу (Международный день защиты детей, Международный день семьи, Всемирный день семьи, любви и верности, Международный день пожилых людей, Всемирный день мужчин, Всемирный день ребенка, День матери в России);

б.Памятные даты, имеющие общекультурное, воспитательное значение, в том числе, призывающие к здоровьесбережению в семье (Международный день Здоровья, Международный день детской книги, День против курения, День отца, Всемирный день контрацепции);

в.Позитивные, оригинальные праздничные даты для влюбленных, супругов, детей, родственников и друзей (Всемирный день влюбленных, Всемирный день домового, День открытия первого брачного агентства, Всемирный день жилища, День стены любви, День свадебного марша);

г.Памятные даты, связанными со скорбными датами в истории человечества и соотносимые с отношением к мужчинам, женщинам, детям (Международный день невинных детей – жертв агрессии и др.).

2. Развитие умений и навыков самостоятельного определения и организационного сопровождения значимых фамилистических дат (информационного «Это Что и Когда?», деятельностного «Чем значим день, Как его провести, Что сделать, Кто поможет?», рефлексивного «Как получилось?»).

3. Развитие способности обогащения фамилистическим содержанием традиционных молодежных мероприятий.

4. Дальнейшее формирование навыков групповой проектной деятельности, развитие созидательной активности молодежи в социально-значимой сфере поддержки института семьи.

Оценка эффективности проекта проходит посредством проведения:

· экспертной деятельности оргкомитета конкурса и внутренней самооценки руководителей проекта;

· анализ обращений молодежи и педагогов города к активу проектной группы и их отзывов о качестве оказанной помощи;

· контент-анализ публикаций о реализации проекта на сайте вуза, в СМИ и сборниках молодежных конференций.

Для оценки эффективности проекта может использоваться ряд критериев:

·количество студентов и школьников - участников проекта (не менее 25-30, до 500 человек максимально на каждое мероприятие;

·количество студенческих семей, официально зарегистрировавших свои отношения в процессе реализации в вузе проекта;

·количество студентов, имеющих детей, и обратившихся за помощью к проектной группе;

·увеличение числа обучающихся, позитивно ориентированных на благополучное супружество и родительство (по результатам пилотного исследования);

·количество и качество личных достижений фамилистической направленности у участников проекта по конкурсным мероприятиям.

Проект является логическим продолжением реализованного в 2012 году молодежного проекта ЗабГГПУ «Необычный календарь», представленного на V Всероссийском студенческом форуме «Студенческие проекты в образовательном пространстве регионов» студентами ЗабГУ и предполагает разработку дочерних подпроектов, посвященных отдельным фамилистическим датам, в последующие годы. Применение результатов проекта представляется нам в возможным как в отдельной семье, так и в организации воспитательной работы в культурно-образовательных учреждениях города и края.

Список литературы:

  1. Вовлечение молодежи в жизнь общества. Презентация гипотезы российского научного исследования: коллективная монография / Под ред. д-ра. пед. н., профессора С.С. Гиля - М.: Издательство РГСУ, 2007. Т. 1. - 314 с.
  2. Зачесова Е.В. Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www. doob-054.narod.ru›project.html (дата обращения 10.01.2013 г.).
  3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
  4. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2010. 166 с.
  5. Лысакова Г.М. Управление социальным проектированием организации: основные понятия и проблемы [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www. library.krasu.ru›ft/ft/_articles/0112756.pdf (дата обращения 17.06.2012 г.).
  6. Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Молодежь Забайкалья» (2011-2015 годы) /Азия-Экспресс. - № 28. - 26.04. 2010.
  7. Стратегия государственной молодежной политики на период до 2016 года [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www molodezh67.ru›2010-06-10-09-36-37/-2020/177 (дата обращения 10.02.2013 г.).

    Проведение мероприятий (конкурсов, конференций, праздников, фестивалей, в том числе художественного творчества детей), связанных с укреплением здоровья, пропагандой здорового образа жизни детей и подростков.

    Оформление школ и учебных кабинетов наглядной агитацией по вопросам гигиены и охраны здоровья и формирования здорового образа жизни детей и подростков.

    Проведение лекций, семинаров, консультаций для родителей по вопросам охраны здоровья детей и подростков, формирования их здорового образа жизни.

    Профилактика семейного неблагополучия, предусматривающая оказание экономической, социально-правовой и морально психологической помощи семьям, в том числе улучшение жилищных условий семей, оказание адресной материальной помощи семьям с детьми, создание консультативных пунктов, центров и клубов, проведение праздников, фестивалей и конкурсов и т. д., обеспечивается в рамках следующих комплексных программ:

Правовая и экономическая поддержка благополучия семей в Псковской области;

Морально-психологическая поддержка семей в Псковской области.

    Профилактика детского неблагополучия направлена на поддержку детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, и включает следующие комплексы мероприятий:

Правовая и экономическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Правовая и экономическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья;

Правовое и экономическое обеспечение детского благополучия.

Цель 3. Создание условий для всестороннего развития и закрепления молодежи в Пскове. Эффективное включение молодежи в общественно-позитивную деятельность

Задача 3.1. Содействие молодежи в профориентации, трудоустройстве и профессиональном развитии.

    Поддержка нацеленных на трудоустройство образовательных проектов.

    Развитие трехстороннего сотрудничества администрации города и городских учебных заведений с городскими предприятиями – потенциальными работодателями (консультации между работодателями, ВУЗами, школами и администрацией по выявлению потребностей городских предприятий в определенных специалистах).

    Проведение анкетирования среди студентов и школьников по выявлению их перспективных планов трудоустройства, интересов, мотивировки к профессиональному росту, пожеланий относительно школьного и профессионально-технического образования.

    Способствование налаживанию контактов между школами, ВУЗами и предприятиями, обеспечению наиболее ценных специалистов жильем.

    Создание благоприятных условий для обучения и профессионального становления молодежи.

    Вовлечение молодежи в эффективные социальные практики (учебные, трудовые, семейные);

    Развитие эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развития молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи.

    Реализация программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики;

    Снижение уровня молодежной безработицы, увеличение количества молодежи, охваченной сезонной занятостью.

Задача 3.2. Поддержка молодых семей.

    Пропаганда семейных ценностей среди молодежи, формирование механизмов поддержки, в том числе создание стартовых возможностей для молодой семьи.

    Поддержка и развитие механизмов удовлетворения потребностей молодежи в доступном жилье.

Задача 3.3. Содействие молодежи в организации досуга, создание условий для развития и реализации личности.

    Создание условий для организации содержательного культурного досуга.

    Создание возможностей для активных занятий спортом широкого круга молодёжи.

    Развитие информационного обеспечения молодежной политики.

Задача 3.4. Повышение социальной активности молодежи, формирование молодежного сообщества.

    Увеличение активности молодёжи в общественной жизни города.

    Организация конкурсов молодежных социальных и бизнес-проектов.

    Индивидуальные и командные гранты на обучение, реализацию идей и проектов в сфере городского развития,.

    Развитие сети детских и молодёжных школьных и общественных объединений и организаций.

    Поддержка общественно-позитивной деятельности молодежных общественных объединений и организаций в рамках разработки и реализации долгосрочной целевой программы.

    Активизация молодежной политики:

            формирование стратегических инициатив и их реализация на разных уровнях;

            материально-техническое оснащение объектов молодежной сферы (Отсутствие собственных помещений и оборудования для регулярного проведения крупных досуговых мероприятий для молодежи, организации занятий молодежных творческих объединений и деятельности некоммерческих организаций, работающих с молодежью);

            решение проблемы дефицита кадров в сфере молодежной политики (подготовка специалистов по работе с молодежью, переподготовка специалистов для молодежной сферы, повышение уровня оплаты труда в секторе) в рамках разработки и реализации долгосрочной целевой программы.

    Продвижение имиджа города как центра инновационных технологий работы с молодёжью.

Задача 3.5. Духовно-нравственное воспитание молодежи

    Активизация работ по патриотическому воспитанию молодежи.

    Поддержка молодежных инициатив по духовно-нравственному воспитанию.

    Развитие молодежного волонтерского движения.

Задача 3.6. Пропаганда здорового образа жизни в среде молодежи, профилактика асоциальных явлений в молодежной среде

    Создание возможности для широкого круга молодежи заниматься спортом.

    Развитие студенческого и школьного спорта в рамках разработки и реализации долгосрочных целевых программ.

    Профилактика правонарушений, алкоголизации и наркотизации среди молодежи.

Цель 4. Создание доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения

В 2017 году продолжилась реализация комплексной программы просвещения и формирования ценностей семейной жизни среди детей, подростков, молодежи и родительской общественности в Тюменской области, на 2015-2019 годы», утвержденной распоряжением правительства Тюменской области от 22.09.2015 № 1517-рп.

Приоритетными задачами программы являются:

  1. пропаганда семейных ценностей среди детей, подростков и молодежи;
  2. подготовка молодежи к созданию семьи;
  3. формирование ответственного родительства, родительской культуры и образования;
  4. укрепление и развитие семейных традиций; возрождение национальных семейных традиций;
  5. повышение квалификации работников социальной сферы в вопросах семейного воспитания;
  6. пропаганда здорового образа жизни среди детей, молодежи и родителей;
  7. организация информационной кампании, направленной на укрепление престижа и роли семьи в обществе;
  8. формирование активной жизненной позиции семей с особыми людьми, старшим поколением, содействие в гармонизации внутрисемейных отношений, повышение уровня информированности и компетентности семей в вопросах жизнеобеспечения людей с особыми потребностями.

Мероприятия Программы реализованы в соответствии с календарным планом на 2017 год.

    Пропаганда семейных ценностей среди детей, подростков и молодежи

23 июня 2017 года в Тюменской областной думе состоялась торжественная церемония подведения итогов и награждение победителей региональной экологической выставки-конкурса «Давайте сохраним!» , на которой были представлены разработанные педагогами совместно с детьми и родителями дидактические пособия, а также электронные образовательные ресурсы (виртуальные экскурсии, презентации, видеофильмы, экологические плакаты, исследовательские лаборатории в детском саду). Участниками было представлено 175 работ.

Во втором полугодии 2017 года проведен V региональный фестиваль-конкурс детского творчества «У колыбели таланта» , в котором приняли участие 1300 дошкольников. В шести номинациях было представлено 279 концертных номеров и творческих работ. Призёрам и лауреатам фестиваля вручили дипломы, наградные стелы, медали и подарки.

Кроме того, в 2017 году в муниципальных образованиях Тюменской области были проведены творческие конкурсы и спартакиады : конкурс экологической игрушки «Эколюбчик», Лего - Фестиваль, Семейные старты, флэшмобы и др.

Всего за 2017 год активное участие в образовательном процессе дошкольных учреждений области приняли более 33 тыс. семей.

В школах области формирование семейных ценностей осуществляется как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. На уроках литературы школьники знакомятся с произведениями русских классиков, в которых описывается уклад жизни и семейные традиции XVIII-XX веков, сравнивают их с современностью. Уроки истории и обществознания, модульного курса «Основы религиозных культур и светской этики» позволяют осознать значимость семьи как основы общества, на уроках истории дети учатся составлять свои родословные и т.д. Школьники приобретают навыки совместной семейной деятельности, формирующей традиции духовной культуры, в рамках исследовательских работ, социальных проектов, практико-ориентированных занятий.

В образовательных организациях ведется информационно - разъяснительная работа с родителями, направленная на повышение компетентности в вопросах воспитания. На родительских собраниях распространяются методические рекомендации, памятки, буклеты. Информация, полезная для родителей, также размещается на сайтах школ, которые становятся площадками для свободного общения родителей, детей и педагогов.

С февраля по апрель 2017 года проведен областной фестиваль школьных постановок «Премьера — 2017» , в основе которых лежали произведения российских, советских и зарубежных писателей о природе, окружающей среде и бережном отношении к ней. В конкурсе приняли участие 20 муниципальных образований, в финале выступили 12 лучших коллективов из городских и сельских школ.

17 апреля 2017 года в Тюменском государственном институте культуры прошёл региональный этап VI Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» . В конкурсе приняли участие 80 обучающихся - победителей муниципального этапа. Участники конкурса посетили уроки актерского мастерства. Победителем регионального этапа стал тобольский шестиклассник Иван Зверев. Лучшие чтецы области в мае 2017 года приняли участие в Международном этапе конкурса в «Артеке».

В декабре 2017 года в рамках научно-практической конференции педагогов «Диалог культур» подведены итоги проектных работ по теме «Неизвестное в известном — тюменские истоки» в номинациях: «Слово о выдающейся личности Тюменской области», «Вернисаж «Мой регион, моя школа, моя семья», «Доходчиво и интересно о прошлом, настоящем и будущем нашего края», «Культура и традиции моего села (города)» и др.

В 2017 году активно использовался культурно-образовательный потенциал школьных музеев по формированию семейных ценностей. Охвачено более 100 тыс. человек.

Кроме того, действующие в рамках внеурочной деятельности кружки вязания и вышивания (более 500) рассматриваются как образовательная технология. Деятельность кружков направленна на развитие творческих способностей, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений учащихся.

На сайтах школ размещается полезная информация для родителей, в том числе в области семьи и семейного воспитания.

С мая по октябрь 2017 года проведен областной конкурс социальных проектов «Символы региона» среди коллективов общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций. Конкурс проектов проводился по четырем номинациям:

    «Землянам — чистую планету»;

    «Природы чудный лик»;

    «Настоящие хозяева земли»;

    «Достопримечательности моей малой родины».

Всего в разных номинациях была представлена 291 конкурсная работа из 25 муниципальных образований.

В организациях профессионального образования формирование семейных ценностей у студентов является одним из направлений социально значимой деятельности. Разработаны и реализуются программы духовно-нравственного воспитания, в рамках которых проводятся мероприятия, направленные на формирование семейных ценностей, позитивного образа семьи, укрепление семейных традиций и духовного единства поколений. В рамках учебных дисциплин обсуждаются темы, посвященные современным проблемам института семьи (вопросы коммуникации в семье, гражданский брак, неполные семьи, сохранение семейных традиций и др.). Проводятся занятия по генеалогии «С начала, с истоков, с первооснов…». Изучается модуль «Семейное право» (понятие семьи, семейные правоотношения, предмет и источники семейного права, знакомство с семейным кодексом РФ).

12 мая 2017 года прошло интеллект-шоу «Университетские династии» среди студентов, работников и выпускников образовательных организаций высшего образования и их филиалов. В состязаниях приняли участие 10 команд (55 человек) из пяти вузов г. Тюмени. Содержание Интеллект-шоу состояло из вопросного тура (вопросы-задания командам и командного интеллектуального многоборья) и Мультиигры, отражающие тему семьи и семейные ценностей во всех её аспектах: мультфильмы, кинофильмы, художественная литература, история мира и др.

1 декабря 2017 года состоялся ежегодный конкурс «Лучшая студенческая семья» Тюменской области среди студентов образовательных организаций высшего образования. Испытание проходило в четыре этапа: визитная карточка, интеллектуальный конкурс, решение житейских ситуаций, кулинарный конкурс.

В рамках празднования Дня семьи в городах и муниципальных районах проведены концертные программы, мастер-классы, игровые интерактивы, музыкально-поэтические вечера, интерактивные дискуссии, беседы, работали детские площадки. В мероприятиях приняли участие более 15 тыс. семей с детьми.

Важную роль в формировании семейных ценностей среди детей и подростков играют конкурсы семей. Традиционно в период с марта по май 2017 года проходил областной этап Всероссийского конкурса «Семья года» по пяти номинациям: «Многодетная семья», «Молодая семья», «Сельская семья», «Семья-хранитель традиций» и «Золотая семья». Координатор мероприятия — Департамент социального развития Тюменской области. Всего АУ СОН ТО и ДПО «Региональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья» принял 65 заявок от тюменских семей. В финал конкурса прошли 15 семей, торжественная церемония подведения итогов и награждение победителей областного этапа Конкурса состоялось 08 июня 2017 г. в Тюменском театре кукол. Победителями регионального этапа определены:

    семья Иноземцевых (г. Тобольск) в номинации «Многодетная семья»;

    семья Савельевых (г. Тюмень) в номинации «Молодая семья»;

    семья Погорелых (г. Тюмень) в номинации «Семья — хранитель традиций»;

    семья Князевых (Викуловский район) в номинации «Золотая семья»;

    семья Мочаловых (Тюменский район) в номинации «Сельская семья».

По решению оргкомитета Всероссийского конкурса «Семья года» от Тюменской области семья Мочаловых (Тюменский район) признана победителем в номинации «Сельская семья». Награждение семей — победителей состоялось на торжественном мероприятии в г. Москве в ноябре 2017 года.

26.07.2017 года на базе Регионального социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Семья» состоялся областной этап Всероссийского конкурса художественного творчества «Ассамблея замещающих семей», целью которого является распространение положительного опыта семейных отношений в семьях, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В региональном этапе конкурса приняли участие 13 замещающих семей (63 человека: 20 взрослых и 43 ребенка) муниципальных образований Тюменской области. По итогам конкурсных испытаний победила семья Яровых (Юргинский муниципальный район), они представили Тюменскую область на Всероссийском этапе в г. Москва.

С целью популяризации семейных ценностей в рамках Международного дня семьи проведен областной конкурс видеороликов «В кругу семьи» . В конкурсе приняли участие 32 семьи из 16 муниципальных образований Тюменской области. Конкурс проходил по пяти номинациям: «Здоровая семья — здоровая страна», «История моей семьи», «Семья сильна, когда на ней крыша одна», «Семья — опора государства» и «Семья начинается с детей». Победителями областного конкурса стали:

1 место — семья Белкиных (Ярковский район);

2 место — семья Нестеровых (Уватский район);

3 место — семья Волковых (Заводоуковский городской округ).

Во втором квартале 2017 года прошел Тюменский областной фотоконкурс «Из семейного архива» . Цели и задачи фотоконкурса: пробуждение интереса участников конкурса к истории и традициям своих семей. В конкурсе приняли участие авторы фотографий от 18 лет (семьи, имеющие одного ребенка и более), проживающие на территории Тюменской области. Конкурс проводился по следующим номинациям:

    «Семья — начало всех начал» (семейный фотопортрет, сделанный дома, на отдыхе или в иных обстоятельствах);

    «Всей семьей» (фотография, запечатлевшая какую-либо бытовую зарисовку, семейное хобби или иные совместные занятия).

Все больший размах приобретают мероприятия, посвященные празднованию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Огромный воспитательный потенциал, возможность почувствовать свою сопричастность к истории Родины, испытать гордость за свою семью, внесшую вклад в общее дело Победы, несут мероприятия, проводимые всеми соисполнителями Программы:

В образовательных организациях с участием родительской общественности проведены:

    уроки мужества и трудового героизма, патриотические акции, круглые столы, митинги в рамках которых организованы встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, детьми войны. Особый интерес вызвал урок мужества «Узнай героя — земляка», посвященный землякам — Героям Советского Союза, полным кавалерам ордена Слава;

    музыкально-литературные композиции, театрализованные представления, литературные гостиные. Праздничные концерты, флешмобы, марафоны, фестивали. В мероприятиях были задействованы не только семьи, но и целые школы, например, марафон-фестиваль «Самая поющая школа» и конкурс чтецов «Мы о России будем говорить...»; концертная программа «День Победы»; «Премьера-2017»; «Песни в солдатских шинелях» и др.;

    конкурсы на лучший альбом, стенгазету, музейную экспозицию, конкурс сочинений «Всегда на страже», посвященный 100-летию органов госбезопасности. При проведении конкурсов большое значение уделялось совместной деятельности детей и родителей;

    квест «Маршрут Победы: воссоединение семьи» — новое направление, сочетающее в себе семейное взаимодействие, позволяющее формировать семейные ценности, и возможность поближе познакомиться с историей своей семьи, со своими предками.

В учреждениях отрасли «Социальная политика» с участием детей и родительской общественности проведены:

    благотворительная акция «Сирень Победы» в которой приняли участие более 1,2 тыс. несовершеннолетних. Были изготовлены открытки ветеранам Великой Отечественной войны для вручения на городском митинге, посвященном празднованию Дня Победы;

    акция «Георгиевская ленточка», которая объединила подростков — волонтеров и жителей муниципальных районов, продемонстрировав уважение к истории страны и символу военной славы;

    на базе АУ СОН ТО «СРЦН г. Тобольска» состоялось праздничное мероприятие «Они сражались за Родину», в рамках которого дети отделения социальной реабилитации, их родители и сотрудники учреждения рассказывали о подвигах своих предков, которые стояли на страже не только страны, но, самое главное, защищали свои семьи. Событие объединило 50 человек. Воспитанники АУ СОН ТО «СРЦН с. Омутинское» поздравили сотрудников и пожилых граждан и инвалидов, проживающих в Вагайском доме - интернате, праздничной концертной программой и открытками, изготовленными своими руками. Участниками мероприятия стали более 100 человек.

Всего данными мероприятиями охвачено более 200 тыс. человек.

Интерактивную и гров ую программ у «В кругу семьи», направленную на формирование семейных ценностей для учащихся младших классов общеобразовательных школ г. Тюмень, провели специалисты Центра «Семья». Несовершеннолетние принимали активное участие в игровой программе, делились своими семейными историями, с заинтересованностью воспринимали информацию специалиста, всего в мероприятии приняло участие более 1,5 тыс. школьников. Так же психологи центра «Семья» провели цикл профилактических мероприятий, направленный на формирование семейных ценностей, «Семья и семейные ценности» , приняли участие 4,5 тыс. несовершеннолетних.

1 июня 2017 года на базе ГАУ ДО ТО «Дворец творчества и спорта «Пионер» (далее - Дворец «Пионер») состоялась праздничная программа «Вот оно какое, наше Лето» , посвященная Международному Дню защиты детей. Гости праздника имели возможность посетить интерактивные площадки: «Красный, жёлтый, зелёный»; «Сильные, смелые, ловкие»; Принять участие в конкурсе детского рисунка на асфальте «Сказочное лето»; Пройти квест «Пять ключей»; сыграть в различные настольные игры; спеть в караоке; посмотреть любимые мультфильмы; сделать на память фотографии в рамках селфи-марафона «Летнее настроение»; посетить Академию конструктора и многое другое. Мероприятие посетили около 2 тыс. человек. Для зрителей выступили лучшие танцевальные и вокальные коллективы Дворца «Пионер».

С июня по август 2017 года (каждую среду с 15 до 17 часов и субботу с 9 до 12 час.) на базе Регионального социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Семья» для детей и их родителей реализован проект «Лето в “Семье”» . Центр предлагал своим гостям целый комплекс мероприятий от спортивно-развлекательных до научно-познавательных. Главная изюминка проекта в том, что дети вместе с родителями познавали, пробовали, знакомились и дружили между собой.

За три месяца реализации проект посетили более 1,5 тыс. человек, проведено 200 мероприятий, в том числе каждый день проекта действовали игротеки для детей с 2-х летнего возраста, а так же для детей с ОВЗ, с которыми работали профессиональные педагоги, психологи, логопеды. Студенты Тюменского Госуниверситета организовали «Логопедический десант», который работал каждую субботу.

На базе АУ «Ишимский городской центр СОН «Забота» в рамках деятельности клуба «Семья» совместно с волонтерами проведено праздничное мероприятие, посвященное Дню матери «Мама - самое дорогое». Волонтерами медицинского колледжа, ИГПИ им. П.П. Ершова с участницами клуба «Семья» и приглашенными мамами из Религиозной организации Католического центра «Каритас Преображенской Епархии в г. Ишиме» была проведена конкурсно-игровая программа. Исполнены трогательные и заводные песни о маме, стихи о материнской любви и ласке. По завершению мероприятия участники клуба «Семья» были приглашены на праздничное чаепитие. Приняло участие 18 семей.

В Центрах социальной защиты населения Тобольской территории функционируют 20 клубов и кружков, в которых обслужено более 4 тыс. несовершеннолетних, 1,5 тыс. взрослых и более 3,5 тыс. семей. Деятельность клубов направлена на надлежащее исполнение родительских обязанностей, на профилактику жестокого обращения с детьми, умение общаться, а так же пропаганду здорового образа жизни. За год проведено 48 акций таких как: «За мужество!», «Женский десант», «Белая ромашка», «Аутизм: зажги синим!» «Рука помощи» и многие другие.

МАУ «КЦСОН Тобольского района» совместно с Тюменской областной благотворительной общественной организацией «В защиту жизни» при поддержке администрации Прииртышского сельского поселения организовали «Фримаркет» (Свободный рынок) — это бесплатная ярмарка , где можно было обменяться нужными вещами. Большой отклик получила данная акция среди населения.

В МАОУ «Сетовская СОШ» Тобольского района, с целью развития семейных ценностей проведено мероприятие «Моя семья - моя опора» с проведением мастер-класса «Родителям я поделку подарю» по изготовлению эмблемы семьи.

    Подготовка молодежи к созданию семьи

В рамках выполнения задачи по подготовке молодежи к созданию семьи ведется формирование системы положительных установок в отношении семьи, семейного образа жизни, семейных ценностей у подростков и молодежи. Так, для обучающихся 11 классов общеобразовательных организаций г. Тюмени психологами Центра «Семья» проведена интерактивная дискуссия по формированию семейных ценностей «Зачем нужна семья?». Около 500 участников приняли активное участие в мероприятии, высказывая свое мнение по данной тематике.

На постоянной основе на базе Тюменского государственного университета для студентов всех направлений проводятся открытые университетские лекции на темы: «Воспитание в семье — траектория будущего ребенка», «Психологическая готовность студентов к осознанному родительству», «Репродуктивное здоровье молодежи как фактор создания благополучной семьи» и др.

Организован комплекс мероприятий, направленных на пропаганду репродуктивной грамотности: «Школы будущих родителей»; серия просветительских занятий «Береги здоровье смолоду». «Школы будущих родителей» проводятся во всех учреждениях родовспоможения Тюменской области по заранее составленному графику, который размещён на официальных сайтах в сети Интернет и информационных стендах медицинских организаций. Всего Школы будущих родителей в 2017 году посетили более 17,5 тыс. будущих мам и пап.

Продолжается ставшая традиционной, акция «День открытых дверей в родильных домах» . Будущим родителям демонстрируют работу всех отделений роддома: приемного отделения, родильного блока и послеродовой палаты; показали каким оборудованием оснащен роддом и какую помощь готовы оказывать высококвалифицированные специалисты, рассказывают о партнерских родах, современных методах обезболивания и об особенностях периода новорожденности. В 2017 году День открытых дверей проведен 20 мая. Более 200 будущих родителей познакомились с деятельностью родильных домов.

На базе Центра охраны здоровья детей ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница №1» ведут консультативный приём врачи следующих специальностей: два эндокринолога, два невролога, дерматовенеролог, осуществляется межкабинетная консультация детского врача уролога-андролога, психотерапевта. Для работы в центре подготовлено два врача акушера-гинеколога. Для решения вопросов юридического характера привлекается юрист-консультант юридического отдела больницы. Всего оказана консультативная помощь около 600 девушкам и 67 юношам.

В городе Тюмени организована работа доверительных центров по типу «Клиники, дружественной к молодежи» на базе ММАУ «Городская поликлиника № 1» и ММАУ «Городская поликлиника № 6», оказывающие медико — социальную помощь подросткам. Всего проконсультированы 165 девушек и 55 юношей.

В рамках соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности психологами Тюменской региональной общественной организации «Центр защиты материнства «Покров» с 2013 года в женских консультациях г. Тюмени проводится доабортное консультирование женщин, находящихся в ситуации репродуктивного выбора , оказывается социальная и психологическая поддержка женщинам и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. За отчетный период проведено более 1,4 тыс. консультаций, 250 женщин приняли решение о сохранении беременности.

В рамках реализации технологии «Мы нужны друг другу» (профилактика разводов) специалистами учреждений отрасли «Социальная политика» проводится ряд просветительских мероприятий: заседания семейных и молодежных клубов, беседы «Выйти замуж в 18», релаксационные занятия в сенсорной комнате «Дом моей души», индивидуальные психологические консультирования молодых пар по вопросам выстраивания семейных отношений, практические занятия «Семейные ценности», интерактивные мероприятия с элементами тренинга и другое. В мероприятиях участвовали более 1,5 тыс. детей и молодежи. Педагогами-психологами осуществляется консультирование и диагностика семейных пар по вопросам супружеских отношений, граждан, подающих заявление на развод, при необходимости семьям, нуждающимся в правовой поддержке супружеских отношений, оказывается юридическая помощь.

На базе АУ «КЦСОН Юргинского района» проводились занятия со старшеклассниками: «Девочки с Венеры, мальчики - с Марса»; тренинг «Любовь и ответственность»; тренинг по гармонизации поло-ролевых отношений «Семья - маленькое государство». Занятия были направлены на укрепление статуса семьи и формирование семейных ценностей в рамках выездных смен комплексной реабилитации несовершеннолетних. Участие приняли 63 несовершеннолетних.

Проведена и нформационно-просветительская акция «Подари мне жизнь» . Цель акции — привлечение внимания общества к формированию положительного и осознанного отношения к деторождению, необходимости отказа от абортов, проблемам защиты жизни всех детей. В рамках акции прошли:

    • «Горячая линия» по вопросам профилактики непланируемой беременности;

      консультативные приёмы акушера-гинеколога и педиатра по вопросам сохранения репродуктивного здоровья и профилактики абортов;

      проведение лекций, бесед по вопросам сохранения репродуктивного здоровья и профилактики абортов в общеобразовательных учреждениях района;

      оформлена фотовыставка в женской и детской консультации по вопросам охраны здоровья семьи;

      освещение в районных СМИ темы «Счастье материнства и его слагаемые». Акция прошла успешно, охватила более 500 человек, было принято решение сделать ее традиционной.

ТОГИРРО разработаны две дополнительные профессиональные программы для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогики, в рамках которых обучены тьютеры для последующего обучения родителей.

Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им приобрести жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение.

С целью демонстрации достижений молодежи Тюменской области на российском уровне, поддержки талантливой молодежи, организации обмена опытом в реализации наиболее успешных социально-значимых проектов, взаимообмена и сотрудничества между молодежными лидерами различных регионов Департамент по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области организовал участие молодых людей региона во Всероссийской форумной кампании 2017 года. Открыл форумную кампанию в Тюменской области региональный форум молодежи «Актив» . Участниками «Актива» стали 150 молодых тюменцев от 18 до 35 лет, которые вошли в состав делегации Тюменской области и представили регион на федеральных и окружных форумах. В ходе мероприятия участники познакомились с тенденциями развития Тюменской области, узнали о возможностях для самореализации в регионе.

Правительством Тюменской области организовано участие 320 представителей региона в окружных, всероссийских и международных форумах молодежи : «УТРО», «Территория смыслов», «Таврида», «Балтийский Артек», «Алтай. Точки роста», «Бирюса», «Машук», «Ладога», «Мы за мир во всем мире!», «Евразия» и др.

В рамках участия в конкурсах молодежных проектов форума молодёжи Уральского федерального округа «УТРО-2017» , представители студенческой молодежи Тюменской области стали победителями, получив 1,2 млн. рублей на реализацию 11 проектов.

Специалистами АУ СОН ТО и ДПО «РСРЦН «Семья» организовано профилактическое мероприятие, направленное на формирование семейных ценностей «Семья и семейные ценности», в формате интерактивной дискуссии. В мероприятии приняли участие более 1,5 тысячи несовершеннолетних учащихся 10-11 классов. На постоянной основе психологами Центра проводится социально-педагогическое консультирование в форме группового профилактического мероприятия, на темы: «Дети - будущее»; «Правила безопасного поведения во время летних каникул»; «Безопасность-это важно!»; «Учимся жить без конфликтов»; «Детство: права, обязанности и ответственность»; «Декларация прав ребенка»; «Права и обязанности детей», всего приняли участие более 1000 человек.

    Формирование ответственного родительства, родительской культуры и образования.

В семье закладываются корни, из которых вырастают потом
и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи
строится педагогическая мудрость школы.

В. Сухомлинский

Мероприятия данного раздела Программы направлены на повышение педагогической и психологической компетенций родителей, создание условий для психолого-медико-педагогического сопровождения семейного воспитания детей; на повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка.

В системе образования продолжена информационно-разъяснительная работа с родителями. На родительских собраниях распространялись методические рекомендации, памятки, буклеты. Информация, полезная для родителей, также размещалась на сайтах школ. Кроме того, в мае и в ноябре 2017 года во всех школах проведена информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями). Состоялись беседы, практические занятия, с распространением наглядной агитации по безопасности жизнедеятельности (буклеты, листовки, sms-ссылки и др.), общешкольные, классные родительские собрания «Безопасность наших детей» и индивидуальные встречи с родителями, не пришедшими на собрания. Родители проинформированы о детской смертности, рисках, причинах, типах и способах предупреждения (охвачено более 200 тыс. человек).

Зарекомендовала себя такая форма работы с родителями, как областное родительское собрание в режиме видеоконференцсвязи (разовый охват более 2,5 тыс. человек). В 2016-2017 учебном году проведено областное родительское собрание «Счастлив тот, кто счастлив в своей семье» .

В рамках реализации Программы используются инновационные технологии, ориентированные на потребителей, в частности функционирует и развивается портал «Тюменская область - территория здоровья» (далее - Портал), созданный при поддержке Департамента здравоохранения Тюменской области. На Портале продолжается развитие модуля специализированной направленности «Здоровые родители - здоровые дети».

Модуль состоит из пяти тематических разделов (страниц):

    в ожидании чуда (беременность и роды);

    карапуз (период от 0 до 3 лет);

    малыш (период от 4 до 9 лет);

    школьник (период от 10 до 14 лет);

    здоровая семья (ЗОЖ и семейные ценности).

19 марта 2017 года на территории Тюменской области прошел V региональный форум «Большая перемена» . Провели один день в роли ученика более 25,5 тысяч родителей, чьи дети посещают детский сад или учатся в общеобразовательных организациях. Всего на территории области работала 381 площадка.

Мероприятие было посвящено трем основным направлениям:

    профориентационная работа, которая включала в себя демонстрацию новых форматов профессиональной ориентации. Родители смогли погрузиться в мир профессий, востребованных на региональном рынке труда;

    итоговая аттестация школьников, в рамках которой «взрослые» ученики (родители) прошли все организационные процедуры и сдали единый государственный экзамен;

    организация адаптационной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Родителям дошкольников представилась возможность в тренинговом режиме познакомиться с наиболее эффективными технологиями коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения развития и здоровья, а также с вариативными формами использования коррекционно-развивающего оборудования отечественного производства в работе с детьми. В течение учебного дня для родителей прошли мастер-классы, уроки, занятия, «круглые столы», блиц-опросы, выставки, тренинги. Кроме того, во всех образовательных учреждениях состоялись практические занятия по обучению детей игре в шахматы в рамках отдельных (модульных) курсов, а также были продемонстрированы различные форматы игровой, соревновательной деятельности по развитию интересов детей, совместной деятельности детей и взрослых.

Ежегодный VII Областной Форум «Жизнь — без преград» для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогов, врачей на базе общеобразовательных организаций области прошел с 4 по 8 декабря 2017 года. В Форуме приняли участие более 500 человек из всех территорий юга области, в том числе представители муниципальных органов управления образованием, педагоги, родители и дети. В рамках работы Форума на базе школ, детских садов прошли занятия для детей и родителей, организована работа «круглых столов», семинаров для педагогов, работников ПМПК.

С целью укрепления института семьи и брака, пропаганды традиционных семейных ценностей организована деятельность более 200 клубов молодой семьи . Координатором их деятельности является Областной клуб «Молодая семья». Данные клубы осуществляют информационно-просветительскую, информационно-консультационную, пропагандистскую деятельность, в рамках которых проводится работа по просвещению молодых людей и будущих родителей по вопросам здорового образа жизни и планирования семьи, оказываются консультационные услуги, психологическая и юридическая помощь.

На территории Омутинской зоны функционирует 23 клуба семейной направленности , которые способствуют возрождению семьи, основанной на любви, нравственности и взаимном уважении всех ее членов. Формируют социокультурные семейные ценности и приобщают к положительным традициям национальной культуры. За 2017 год обслужено более 1 тыс. несовершеннолетних из более чем 800 семей.

В 2017 году на базе Дворца творчества и спорта «Пионер» в рамках проекта «Молодая семья» прошел образовательный вебинар . Более 30 участников получили индивидуальные консультации от специалистов центра недвижимости «Арион»: узнали о том, как взять ипотеку по программе «Молодая семья» и получить сертификат «Материнский капитал»; обсудили условия получения льгот, процентные ставки по ипотеке и другие вопросы. Состоялось молодёжное публичное слушание на тему: «Формирование мировоззрения по укреплению статуса молодой семьи». В мероприятии приняли участие порядка 40 человек.

В областных базовых учреждениях социального обслуживания населения работают «Школы замещающего родителя» в помощь гражданам, выразившим желание стать опекунами и приемными родителями.

В рамках работы Школ организованы клубы, где оказывается помощь уже сформированным замещающим семьям в решении возникающих проблем и их профилактики. Совместные детско-родительские тренинги: «Прими себя», «Я это я, ты это ты», «Вместе легче», «Я в своих глазах и в глазах других людей» и «Эмоции что это?» направлены на выработку новых навыков взаимодействия детей и родителей, налаживание эмоционального взаимодействия в семье. Большое внимание замещающим семьям уделяется на муниципальном уровне. Так, в Юргинском районе прошла конференция замещающих родителей «Территория семьи: поговорим? Поговорим! » Цель мероприятия — повышение правовой и психолого-педагогической компетентности родителей в области защиты, развития и воспитания приемных детей; распространения положительного опыта замещающего семейного воспитания детей.

Специалистами областных базовых учреждениях социального обслуживания населения реализуется технология «Обучение несовершеннолетних способам защиты от насилия через создание школы «Убереги себя от насилия». В рамках деятельности Школ организовано обучение несовершеннолетних по вопросам защиты от опасностей, связанных с насилием, безопасного реагирования и выхода из ситуаций, несущих угрозу жизни. Спецкурс для несовершеннолетних включает лекционно-практические занятия, ориентированные на возрастное развитие несовершеннолетних: 7 - 10 лет; 11 - 14 лет. В течение 2017 года проведено 1 086 спецкурсов в общеобразовательных организациях и отделениях дневного пребывания организаций социального обслуживания. Обучение в рамках школы прошли более 27,6 тыс. несовершеннолетних, из них: 15,5 тыс. в возрасте 7-10 лет, 12,2 тыс. — в возрасте 11-14 лет.

Обучающие мероприятия для родителей - важное направление по повышению родительской грамотности в различных областях семейного воспитания. Так на базе АУ ИГ ЦСОН «Забота» состоялся родительский лекторий «Моя семья», направленный на формирование педагогической компетентности родителей, развитие взаимопонимания между родителями и детьми. В мероприятии приняли участие 30 человек.

С июля 2016 года в области реализуется проект по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и повышению родительской ответственности и компетентности «Диалог поколений» . Главная особенность этого проекта в том, что с детьми и семьями «группы риска» работают ветераны. Инициатор реализации проекта — Департамент социального развития Тюменской области. С 2016 года в рамках проекта проведено свыше 9,5 тысяч мероприятий, в которые были вовлечены около 13 тысяч семей с детьми. По итогам реализации проекта в 2017 году положительная динамика наблюдается у свыше одной тысячи детей, состоящих на учете в ведомствах системы профилактики.

Специалистами организаций социального обслуживания распространено более 4 тыс. информационных буклетов «Меры социальной поддержки семье», «Волшебная связь», «Воспитание новорожденных» на базе ГБУЗ ТО «Областная больница № 3».

На базе АУ «КЦСОН Уватского муниципального района» проведены мероприятия совместно с врачом акушером-гинекологом ГБУЗ ТО «Областная больница № 20» «Счастье материнства». В рамках выездной мобильной реабилитационной службы проведены мероприятия «Учимся понимать друг друга», включающее в себя педагогическое и психологическое консультирование родителей в вопросах воспитания, а также оказаны консультации врача-психиатра ГБУЗ ТО «Областная больница № 20».

    Укрепление и развитие семейных традиций. Возрождение национальных семейных традиций

Образовательные мероприятия, направленные на организацию конструктивного и познавательного семейного досуга, а также проведение профилактической, консультационной, разъяснительной работы с родителями, обучение родителей психолого-педагогическим технологиям продуктивного взаимодействия с детьми и способам решения проблем детско-родительских отношений, способствуют укреплению и развитию семейных и национальных традиций.

В 2017 году в Тюменской области реализован ряд проектов, направленных на укрепление и развитие семейных традиций:

    проект индивидуального семейного сопровождения «Семейное шефство» , в рамках которого представители клубов молодых семей осуществляют контроль за семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (социально-неблагополучные семьи; семьи, имеющие в своем составе людей с особенностями здоровья и т.д.). Семьи из числа участников проекта курируют их в течение года, приглашая к участию в мероприятиях и образовательных программах, организуя совместные выезды и встречи, поддерживая активное общение и стимулируя совместные инициативы;

    проект «Семейные традиции» направлен на пропаганду семейных ценностей среди детей, подростков, молодежи, повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания, количество участников проекта: более 1,1 тыс. человек . В рамках проекта в апреле 2017 года были проведены следующие мероприятия:

    мастер класс «Семья как команда»;

    тематическая программа «Народные танцы, песни — подарок предков для здоровья духа и тела»;

    мастер класс «Мать и дитя»;

    мастер класс «Традиционная кухня. Выпечка хлеба».

    просветительский проект учреждений культуры «Познай, прожитое веками» - комплекс семейно-ориентированных форм организации досуга. Костюмированные экскурсии, театральные постановки, музейные уроки и др. позволяли не только собрать вместе всю семью, но и способствовали возрождению национальных традиций. Всего в проекте приняли участие более 29,6 тыс. человек;

    медиапроект «Молодая семья» направлен на распространение в СМИ информации о мероприятиях семейной направленности: пресс- и пост-релизы в интернет-изданиях «Тюменские известия», «Тюменская правда», «Тюменская линия», в сети Интернет. На информационных носителях Дворца «Пионер» производилась трансляция роликов, направленных на пропаганду традиционных семейных ценностей;

    для семей с детьми, в которых родители злоупотребляют алкоголем, направлен на вывод семьи из трудной жизненной ситуации и мотивации на здоровый образ жизни. Проект реализуется в АУ СОН ТО «СРЦН с. Омутинское».

Издавна семейные и национальные традиции наиболее ярко проявлялись в праздники. Вот и сегодня праздничные мероприятия активно используются для укрепления и возрождения национальных и семейных традиций. Праздничные мероприятия, посвященные Рождеству, Дню защитника Отечества, Международному женскому Дню 8 марта, Масленице, Дню семьи и др. создают условия для раскрытия творческого потенциала семей и детей; сплочения семьи путем участия в общих играх, конкурсах; знакомят с традициями народа, укрепляют и формируют семейные традиции. Так автономная некоммерческая организация «Академия семейного благополучия» в течение 2017 года провела для жителей города ряд фестивалей таких как: Фестиваль народной культуры «Славянский базар» , Фестиваль народной культуры «Цветок папоротника», Фестиваль новогодних затей «Ключи от сказки», всего в мероприятиях приняло участие более 1,5 тысяч участников.

Обменяться опытом, пообщаться и сразиться в конкурсах семейного фестиваля «Вера. Надежда. Любовь» в областную столицу съехались более 100 человек из 15 муниципальных образований Тюменской области, в том числе 30 семей.

В результате трех заочных и четырех очных конкурсов, зрители, гости и жюри конкурса могли наблюдать яркие выставки гербов и поделки семейных древ, а также артистичные выступления на сцене на тему «Национальная семейная традиция», подвижный семейный краеведческий квест «По набережной», квест для пап и детей «База героев», конкурсно-игровую программу по сказкам К.И.Чуковского. Обладателями ГРАН-ПРИ и победителями областного конкурса семейных династий «Вера. Надежда. Любовь» стала семья Астафьевых (Илья, Оксана, дети - Арина, Дмитрий и Вера) из г. Ишим. Региональный этап стал отборочным для участия в Международном фестивале семейных династий.

По итогам всех конкурсов представители Тюменской области стали п обедителями Международного фестиваля семейных династий «Вера. Надежда. Любовь».

Важным направлением в укреплении семейных традиций является проведение спортивных и досуговых мероприятий на территориях муниципальных районов (городских округов) для детей и семей с детьми. Так, с 1 по 8 января 2017 года в АУ СОН ТО «СРЦН г. Тобольска» состоялась серия мероприятий для детей и их родителей во время новогодних и Рождественских каникул: «Зимняя спартакиада», «Волшебный сундучок», вечер зимних развлечений «Зимушка-зима», театрализовано-игровое представление «Ходила Коляда, возле нашего двора!», различные спортивные состязания. В мае на базе АУ «КЦСОН Юргинского района» прошла игра «Путешествие на остров семейных радостей». В ходе игры-путешествия ребята открывали сундучки с семейными сокровищами: «Семейный труд», «Семейный спорт и здоровье», «Семейный отдых и развлечения». Приняли участие 45 несовершеннолетних.

Кроме того, реализация мероприятий, направленных на возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышение авторитета родителей в семье и обществе осуществляется через систему учреждений культуры и сферы молодежной политики региона. Акция «Ночь музеев» , направленная на повышение культурно - образовательного уровня семей, укрепление семейных традиций совместного отдыха, объединила более 76,1 тыс. человек.

С целью популяризации семейных ценностей, традиций семей с детьми, а так же развития творческого потенциала, с 15 по 25 ноября 2017 года, среди семей с детьми, проживающих на территории Тюменской области, состоялся творческий конкурс «Лучший подарок маме» . Организатором Конкурса выступил АУ СОН ТО и ДПО «Региональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья» (далее - Центр «Семья») при поддержке Департамента социального развития Тюменской области. Конкурс проводился в два этапа — зональный и областной. Работы принимались по двум номинациям:

    «Открытка для мамы». Творческая работа должна была быть представлена в виде открытки, выполненной в любой технике (графика, живопись, аппликация, смешанная техника). Победители определялись в трех возрастных группах: 4 - 6 лет; 7 - 11 лет; 12 - 15 лет.

    «Посвящение маме». Творческая работа должна была быть представлена в виде стихотворения, оды, эссе и др. литературной форме собственного сочинения. Победители определялись в трех возрастных группах: 7 - 10 лет; 11 - 14 лет; 15 - 17 лет.

В зональном этапе конкурса участие приняли более 150 ребят со всей области, по итогам заседания конкурсных комиссий, в областных базовых учреждениях, были выявлены победители зонального этапа. Среди победителей зонального этапа состоялся областной этап конкурса. Все победители были приглашены на мероприятие посвященное празднованию Дня матери в Центр «Семья», для торжественного награждения памятными призами. Победителями зонального и областного этапов конкурса «Лучший подарок маме» стал 31 участник из разных районов области.

В октябре 2017 г в филиале АУ СОН ТО и ДПО «РСРЦН «Семья» «Дом СРСиД «Борки»стартовал проект «Кулинарный мастер-класс», где воспитанники филиала под руководством воспитателей еженедельно постигают азы кулинарного мастерства. Более 60 ребят научились готовить кондитерские изделия и многое другое, а также празднично накрывать и сервировать стол. В День матери было организовано праздничное мероприятие «Сердечко для мамочки». В рамках мероприятия было организовано консультирование гостей по социальным, педагогическим, психологическим, медицинским, юридическим вопросам. Во время концерта ребята исполнили песни, танцы, разыграли сценки о семейной жизни, рассказали стихотворения собственного сочинения. В конце мероприятия гостям было предложено отразить свои впечатления на «Стене отзывов». 27.12.2017 г. в филиале прошел н овогодний «Семейный огонек». Ребята пригласили на праздник друзей - спонсоров, благотворителей, волонтеров, которые в течение всего года делали жизнь детей радостней, насыщенней, интересней.

На базе АУ «КЦСОН Казанского района» проводена деловая игра «Дом в котором я живу . Традиции моей семьи» совместно с районной библиотекой и служителем Православной церкви. Мероприятие проходило в форме интерактивной беседы, в ходе которой несовершеннолетние попробовали выработать заповеди (правила) семейной жизни, отвечая на различные вопросы, разрешая конфликтные ситуации, представляя себя в роли родителей.

    Повышение квалификации работников социальной сферы

    в вопросах семейного воспитания

Решение поставленных Программой целей требует от работников социальной сферы новых профессиональных и личностных качеств, таких, как системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение создавать свой положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, выживаемость, стрессоустойчивость.

Профессиональная деятельность выпускников педагогического, социального и психологического направления ориентирована на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в различных типах образовательных учреждений: дошкольных учреждениях, начальных классах общеобразовательных учреждений, учреждениях дополнительного образования, центрах досуга и творчества детей, учреждениях детского отдыха детей, детских домах, школах-интернатах для детей с проблемами. При подготовке выпускников учитывается конкретный вид будущей профессиональной деятельности, а также конкретные учреждения, в которых они будут работать. Особенностью подготовки специалистов среднего звена является их практико-ориентированная направленность.

Данные подходы реализуются во всех профессиональных образовательных организациях, реализующих подготовку социального и педагогического профиля: ГАПОУ ТО «Тюменский педагогический колледж», ГАПОУ ТО «Западно-Сибирский государственный колледж», ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедагогический колледж», ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж», ГАПОУ ТО «Тобольский медицинский колледж имени В.Солдатова», ГАПОУ ТО «Ишимский медицинский колледж» и ГАПОУ ТО «Тобольский колледж искусств и культуры имени А.А.Алябьева».

Для отработки профессиональных умений в Межрегиональном центре компетенций в области искусства, дизайна и сферы услуг (на базе Тюменского техникума индустрии питания, коммерции и сервиса) оснащены тренировочные посты по компетенциям «Медицинский и социальный уход» и «Дошкольное воспитание».

В курсы повышения квалификации педагогических работников ТОГИРРО включены модули: «Освоение оптимальных форм планирования образовательного процесса, работы с семьёй», «Освоение эффективных способов вовлечения родителей в образовательную деятельность», «Ознакомление с успешной практикой системной работы психолога по повышению психологической компетентности педагогов и родителей», «Современные формы исследования семьи и взаимодействия с родителями». С января по декабрь 2017 года проучено более 2,4 тысячи человек.

В обучении специалистов социальной сферы используются различные формы и методы: лекции в форме диалога, проблемные лекции, семинарские занятия по типу «малых групп», творческие семинары, игровое моделирование (деловая и ролевая игра), решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия («мозговая атака», тренинги, научно — практические конференции), самообразование. На базе Автономного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области и дополнительного профессионального образования «Региональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья» за 2017 год повысили свою квалификацию более 600 работников социальной сферы по вопросам семейного воспитания и формирования ценностей семейной жизни.

Проведен ряд обучающих мероприятий:

    областные стажерские площадки

Семейные ценности в школе

Как известно, личность ребенка формируется внешними и внутренними факторами. Внутренние - это семья. А внешние - как раз другие люди, с кем он общается, в частности, школа. Именно после общения со школьными товарищами подросток берет с них пример, и не всегда хороший. Он начинает грубить старшим, прогуливать занятия. Авторитет семьи падает по сравнению с возрастающим авторитетом товарищей по интересам. К сожалению, даже идеальный и послушный малыш может связаться с дурной компанией. В школе нужно ввести урок, на котором будут рассказывать о семейных отношениях и ценностях, приобщать ребят проводить время с родными, куда-то вместе ходить. Даже внеклассные походы можно проводить вместе с родителями. Благодаря таким занятиям дети не забудут о своих корнях.

Укрепление семейных ценностей

Как было рассказано выше, главное, чтобы и родители, и школа занималась воспитанием детей и давали понять, что семья - это пристань, куда можно причалить в любую погоду. Родителям не стоит забывать, даже из-за большой загруженности на работе, о своих детях и родителях, а детям делиться своими переживаниями с родителями. Хорошо, если члены семейства решат больше проводить времени вместе, заведут общую традицию. Например, ужинать всем вместе, рассказывать о том, как прошел день, просить помощи, если нужна. Найдите время, чтобы посмотреть совместно фильм дома, сходить погулять или в кафе. Сейчас столько всего можно придумать, чтобы провести досуг вместе. Но не стоит навязывать ребенку, если он не хочет. Решите все это вместе.

Итак, чтобы ребенок начал уважать и ценить семью, родители должны начать с себя. Если в семье разлад, муж с супругой постоянно ссорятся, не находят время на детей, то ребенку будет казаться это правильным. Став взрослым, у него не будет времени на них. Поэтому старайтесь стать примером для него. Проводите вместе больше времени. Устраивайте совместные мероприятия. Придумайте общую традицию. Хорошо, если и в школе введут занятия, показывающие детям - насколько важна семья, потому что средства массовой информации мало поддерживают культ семьи и семейных ценностей. Станьте для своего ребенка другом, советником, защитником. Ребенок должен поверить, что родители его поддержат, а не укорят. Любите себя и своих близких.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.