Интервью с ренатой литвиновой. А Вы сами довольны тем, как себя сняли? Е.С. Кем сейчас работает ваша мама

ФОТО Лена Сарапульцева

Это была настоящая эпопея - договориться об интервью с Ренатой Литвиновой. Она согласилась - и взяла паузу на несколько недель, стремительно устроила фотосессию и снова исчезла, предложила ответить на вопросы письменно - и в последний момент все-таки назначила встречу в кафе. Изысканно-вежливая и неожиданно прямая, неузнаваемая и похожая на свой кинообраз. Миссия показалась мне почти невыполнимой: попытаться увидеть мир глазами женщины-мифа, кумира и идеала тысяч поклонников.

Вы как-то написали: «Я не стала воспринимать другого ни как врага, ни как жертву. Я стала видеть в людях прежде всего ребенка». Что вы имели в виду?

Если человек меня начинает не устраивать, я вглядываюсь и пытаюсь на него посмотреть просто, без всех вот этих доставляющих моментов. Когда-то он был беззащитен, и конечно, внутри себя таким и остался. Может быть, подойти к нему с другой стороны и не тратиться на то, чтобы раздражаться. Тратиться на негативное неконструктивно, непродуктивно и невыгодно. Надо пропускать все это. Пропускать обиду. Когда тебе наносят какую-то обиду, уметь пропустить ее мимо себя, не расстраиваться, не обижаться. Это помогает.

Теория любви

В свободной, современной, остроумной комедии Анны Меликян, получившей Гран-при «Кинотавра»-2015, целое созвездие актеров и Литвинова в главной роли. Ее героиня, психолог, рассказывает студентам о химии любви, гормонах и волшебстве, а живет… так, как живет, параллельно научным теориям. Непредсказуемо. Но вы ее точно узнаете - по шпилькам, алой помаде, таинственной улыбке и морю обаяния - тому, с чем Рената, кажется, родилась.

«Про любовь» Анны Меликян
В остальных ролях: Михаил Ефремов, Мария Шалаева, Юлия Снигирь, Владимир Машков. В прокате с 10 декабря.

Вы в себе ощущаете детское начало?

Р. Л.:

Я знаю, что люди себя проявляют то детьми, то родителями, то стариками, мне все время кажется, что я между родителем и стариком. Я не нуждаюсь в том, чтобы меня опекали. Моя модель поведения и отношения к людям такая: у меня есть потребность человека направлять. Я очень долго не прерываю, например, какие-то рабочие отношения, потому что думаю, что люди сами должны от меня оторваться. Я должна пройти с человеком определенный путь, провести какое-то время, чтобы он сам отошел от меня. Разрыв не должен быть насильственным. Но и потакать людям, которые ошибаются, нельзя. Женщины иногда терпят, когда их обижают. Но так они потакают злодейству. Я вижу в этом не мягкость характера, а слабость: не сказать плохому человеку или тому, кто тебе близок, что он ведет себя нехорошо. Он нахамил, он обидел, он был агрессивен, жаден, нечуток, черств - проглатывая это, мы потворствуем тому, что он будет поступать еще хуже. А если человек ударил кого-то? И потом находит себе оправдания. Нельзя это пропускать.

Вы умеете сказать так, чтобы человек это принял?

Р. Л.:

Да, с возрастом я даже очень умею это сказать. Хотя в личной жизни я готова на компромисс. А в работе компромиссов не люблю. Любишь - значит принимаешь человека, любишь - значит его все-таки жалеешь. Я и сама ненавижу момент, когда меня контролируют, не дают дышать свободно. Это не любовь, это просто пленение.

ФОТО Лена Сарапульцева

А вы к себе снисходительны или тоже строги?

Р. Л.:

Бог его знает, я и так, и так. Мне кажется, конечно, надо себя любить. Но с другой стороны, хочется над собой работать. И личные отношения - это всегда работа. Но не только с моей стороны. Отдавая, я все-таки жду, что должен быть обмен.

В 2000 году вы сняли фильм «Нет смерти для меня» - монологи актрис, которым тогда было уже много лет. Вам нравится общаться со старыми людьми?

Р. Л.:

Я обожаю общаться с пожилыми людьми. Они всегда могут рассказать какую-то свою историю. Когда я снимала фильм «Нет смерти для меня», некоторые так сопротивлялись! Но я их уговорила. Меня полюбила Нонна Викторовна Мордюкова, с которой я потом подружилась. А Татьяна Окуневская мне так и не простила, что так много было Мордюковой в фильме: «Я не понимаю, зачем так много этой скучной и однообразной Мордюковой». Прямо ревность, личные счеты! Окуневская была женщиной до конца. Есть люди, которые любят принадлежать, а она, наоборот, любила обладать. Была собственником. Страсти в ней кипели - можно позавидовать. А к Лидии Смирновой я пришла в первый раз, как дура, в красном платье, с помадой, с макияжем… И все: она меня ненавидела всю дорогу. Потом как-то на съемках я была уже такая измученная, зачморенная, что Мордюкова меня не узнала. Говорит: «Где Рената?» Она подумала, что я дочка Литвиновой.

Я тоже вас с трудом узнала в нашу первую встречу - ничего общего с ярким экранным образом! Вы много раз говорили, что не хотите быть как все. Что вы имеете в виду?

Р. Л.:

Мне просто не нравятся люди, которые тебя редактируют. Вот, мол, тебя осудят! Или мне говорили: «Ты должна дать опровержение. А то мало ли что про тебя подумают?» Да мне наплевать, что про меня подумают. Я не буду давать никаких комментариев. Какой я живу жизнью, с кем, куда… - нет! Я потом узнала, что женщин, которые родились в мой год Огненной Лошади, сжигали - они были негодные для семейной жизни. Я вот, видимо, не гожусь. Я хочу свободы, не хочу подходить под эти устои. Не то что все обыкновенные, а я необыкновенная, нет. Вы будьте такими, какие вы есть, - не диктуйте мне, какой мне надо быть. Понимаете?

ФОТО Лена Сарапульцева

Вы помните что-то, что вы сделали против течения, наперекор всему?

Р. Л.:

Вот когда я разводилась, были всякие слухи - я не давала ни одного комментария. Потому что не хотела ни оправдываться, ни объяснять ситуацию. Я считаю это абсолютно ниже своего достоинства.

«Любишь - значит принимаешь человека, любишь - значит все-таки его жалеешь»

А «не надо этого снимать» вам говорили когда-нибудь?

Р. Л.:

Вот как раз про «Нет смерти для меня». Продюсер позвонила в страшной панике, прямо кричала в трубку: «Что ты снимаешь? Ты же снимаешь одни говорящие головы! Это же не монтажно!» После этого я не стала показывать вообще материал. Еще мне оператора тогда дали. Я ему говорю: «Ставьте так камеру», а он меня не слушает: «Это неправильно, мы будем снимать издалека!» Ну тут уж я ему сказала: «Тра-та-та, вы будете ставить камеру так, как я скажу». И он меня быстро понял. Я потом смонтировала картину, им отдала, они мне позвонили: «Мы решили тебе выписать премию!» Стали сразу эту картину отдавать на все фестивали. Мне предлагали показывать, как эти бабушки салат режут на кухне. А я хотела, чтобы они были звезды, дивы. Красивые. Мы их красили, свет по сто часов выставляли, фильтры... Я пыталась их снять как можно красивее.

Вам что больше нравится: снимать, сниматься, писать свои сценарии, рассказы?

Р. Л.:

Мне очень нравится снимать и очень нравится писать. И рисовать еще. Eсли бы у меня не было потребности снимать свои тексты, я бы никогда этого не делала. Мне огромное удовольствие приносит сам процесс съемок, процесс «сочинительства» того, что я могу перевести в изображение. Мне одинаково важны и диалоги, произнесенные героями, и само изображение. А сниматься вообще не люблю. Это для меня просто кошмар. Мне очень нравится самой стоять за камерой. Я это обожаю.

ФОТО Лена Сарапульцева

Все выстраивать, контролировать, делать по-своему?

Р. Л.:

Да, когда я создаю свою вторую реальность. Это самое увлекательное. Кино должно быть твоим личным, авторским. Другой человек так не может увидеть. Наверное, поэтому мне неинтересно социальное кино, документальное, бытовое и не оторванное от унылой повседневности. Мне в моем кино важнее всего показать мою версию сна о жизни. Саму жизнь я могу посмотреть и так. Из окна, например, или на улице, где только и «уворачивайся от суеты, нападений и агрессии». Хотя я обожаю интересоваться людьми и их историями, во мне нет барьера - вдруг заговорить с незнакомцем. Особенно если этот человек ведет какой-то нетривиальный образ жизни, пережил потрясение или путешествие.

Но ведь фильм о судьбе звездных актрис - это же был документальный проект?

Р. Л.:

Все равно я их погрузила не в реальность! Я сделала каждой мейкап, образ. Во время мейка они готовились к тому, что они звезды, дивы, а не какие-то пожилые женщины, которые должны резать овощи на кухне. Это, по-моему, никому не интересно.

«Мне в моем кино важнее всего показать мою версию сна о жизни. Саму жизнь я могу посмотреть и так. Из окна, например»

Свою старость вы себе какой представляете?

Р. Л.:

Свободной. Все-таки главное - свободной. Я как-то своей дочери сказала: «Я с тобой жить не буду, ты уж больно у меня властная». Мне вот скоро пятьдесят, а она мне - «Где ты была? Во сколько ты пришла домой? С кем ты была?» Что это такое, говорю. Я буду старенькая, худенькая, а ты меня вот так будешь мучить: «Когда ты вернешься домой?» А я, может быть, хочу погулять, со старичками какими-нибудь познакомиться, мало ли что… Я вообще считаю, что родители должны жить отдельно от детей. Ну если ты не болен и не находишься совсем в состоянии паралича.

Вам удалось отпустить дочь?

Р. Л.:

Я ее не отпустила, а оторвала от сердца. Конечно, она тоже чуть-чуть «подстрадывала», но отрыв пережила относительно легко. В Москве она сменила одну школу, вторую, третью… А сейчас ей все нравится, ей во французской школе хорошо. Она самостоятельная совершенно, 14 лет, взрослая, у нее свое понимание, свои понятия. Я ее очень уважаю. Она, например, мне говорит, что дети не должны одеваться в бренды. Она дружит с девочкой, которая одета крайне скромно, а ее отец - владелец сети магазинов, которая даже у нас есть. И никогда в жизни не подумаешь, что этот человек - миллионер.

ФОТО Лена Сарапульцева

Вы чувствуете себя сильным человеком?

Р. Л.:

Я не претендую на то, чтобы быть сильной, но какая-то живучесть во мне определенно есть. Все равно встаешь и идешь дальше. Но сила - это значит и давить все живое, я не хочу такой силы.

Вы человек раннего развития или позднего? Как вы ощущаете время, свой возраст?

Р. Л.:

Мне кажется, я страшно изменилась. И очень много сделала для того, чтобы быть вне клише. Меня часто спрашивают про мой образ - придуман или выстрадан. Уж точно, я ни у кого его не копировала. Если женщина с любым набором внешних данных не покрасивела к 30 годам, то она просто глупа. Иногда нужно идти против всех и оказаться правой - потом.

Кем вы восхищаетесь?

Р. Л.:

Есть такие люди в моей жизни, которые преподнесли мне… показали мне такое сначала дерзкое поведение, а потом они оказывались совершенно правы. Они делали что-то и не могли по-другому. Потому что цель в жизни каждый назначает себе сам. Вот Кира Муратова, у которой фильмы смывали. И иногда она принимала такие странные решения - а потом я видела, что она была права. Земфира, например, тоже такая. Я хочу сказать, что не было ни одного ее такого искреннего поступка, который бы не был оправдан. Потому что когда ты поступаешь естественно для себя, ты всегда будешь отблагодарена судьбою во много раз. За то, что ты себя не ломаешь.

Что еще вам бы хотелось сделать в жизни?

Р. Л.:

Мне бы хотелось еще снять несколько хороших фильмов, а потом я бы пошла писать. Жила бы тихой жизнью. Сейчас я тоже пишу, но все ерунду какую-то, а чтобы писать по-настоящему, нужно уйти от всех остальных дел, отойти от суеты, предать себя некоей аскезе. Я не верю людям, которые делают сразу несколько дел. Я вообще на свой счет не думаю… Мне даже некоторые люди говорят: «Я завидую тому, как ты легко относишься к тому, что ты делаешь». Я не придаю этому такого уж значения… Я вот люблю фильмы Тарковского, но где же у него чувство юмора к себе? Или вот, например, какой добрый, какой светлый, какой ироничный Феллини, он не боялся быть смешным! Как он любит смешных людей, какие они у него трогательные… Для меня это вообще самый лучший режиссер, один из самых лучших. Или Билли Уайлдер. У него герои и серьезные, и одновременно смешные. Ведь относиться очень серьезно к жизни могут только дураки!

Едина во всех лицах

Родилась 12 января 1967 года в Москве в семье врачей. Родители расстались, когда Ренате был год. Когда она училась на сценарном факультете ВГИКа , Сергей Соловьев предложил Валерию Рубинчику снять фильм по ее сценарию «Нелюбовь» (1991). Автор 12 сценариев , в том числе к «Стране глухих» Валерия Тодоровского (1997). С 1993 года сотрудничала с Кирой Муратовой : («Увлеченья», 1994, «Три истории, 1997). Славу и Государственную премию ей принесла роль медсестры в фильме «Граница. Таежный роман» Александра Митты (2000) . Первый брак продлился всего год, во втором - с бизнесменом Леонидом Добровским – в 2001 году родилась дочь Ульяна , а в 2007 году они развелись. Еще одна ипостась Литвиновой - режиссер, в том числе концертных фильмов для Земфиры и роликов для Rado и L’Oréal (Рената была посланницей красоты марки L’Oréal Paris). Самые личные ее киновысказывания - «Богиня: как я полюбила» (2004) и «Последняя сказка Риты» (2012) . Сыграла три роли в МХТ им. Чехова, одна из них - Ромэйн в детективе Агаты Кристи «Свидетель обвинения» (даты спектаклей см. на сайте mxat.ru)

Это фильм о любви. О любви, о любви, о любви... В моем представлении, смысл жизни заключается в том, чтобы испытать к кому-то любовь. Вообще-то, наверное, смысла в жизни просто нет, каждый его себе сам назначает. Но в моей версии, смысл в том, чтобы испытать любовь. Моей героине высшие силы посылают ряд драматичных обстоятельств. Но обстоятельства эти неслучайны. Благодаря этим драматичным, с точки зрения обывателя, обстоятельствам моя героиня пришла в некую точку "x" и встретила там человека "y". И испытала любовь.

Рената, но ведь и до встречи с человеком "y" в жизни Фаины была любовь - любовь к матери, не так ли?

Да нет, никого она не любит. И маму она не любит. Есть, знаете, такая утомленность. Я в жизни много встречала людей, которые хотят любви, но не могут никого полюбить. Вот у меня есть один знакомый, который 38 лет никого не любил, а сейчас, наконец, полюбил. Как будто проснулся!

Значит, речь в картине идет именно о любви женщины и мужчины?

Любовь может быть любая. Конечно, с матерью у Фаины связь очень сильная. Но это не любовь, это скорее путы. Когда человек очень сильно придавлен. Мне кажется, что сильные матери губительны. И фильм об этом говорит тоже. В жизни героини была некая заморозка.

А гибнет она тоже из-за этого?

Гибнет она потому, что это кино в какой-то момент превращается из такой реальной совершенно истории в некий миф, где не работают нормальные человеческие законы, и где смерть не воспринимается как нечто трагическое. Конечно, если мы делаем жизненную историю - детектив или мелодраму, то мы будем оплакивать смерть героя, а здесь смерть должна восприниматься как избавление или какой-то прорыв. Возвращаться ей совершенно нет смысла, потому что профессор, который как-то стронул ее в этой жизни, тоже ушел. Я, как человек верующий, вообще не вижу в смерти ничего драматического. Драма это для тех, кто остается в живых.

Рената, Ваш личный опыт в какой-то степени послужил материалом для сценария? К примеру, отношения с мамой?

Ой, у меня о маме было столько фильмов! Еще помните, у Киры Муратовой была такая киноновелла "Три истории"? И там одна героиня маму свою топила. И моя мама мне рассказывает: "Боже мой! Ко мне подошел человек и спрашивает - скажите, какие у вас отношения с Ренатой? А моя мама ему в ответ - что вы имеете в виду?". Так что моя мама умеет от таких сюжетов абстрагироваться!

Вы с мамой близки?

Она, конечно, меня питает. Я вообще окружена в своей семье очень сильными и совершенно гениальными женщинами. У меня бабушка была абсолютный гений, повелительница ветров. Вообще-то я хотела, чтобы роль матери в фильме исполняла Нонна Мордюкова, и мы ей даже сшили норковую шапку, но, к сожалению, у нее проблемы со здоровьем. Мордюкова уже снималась у меня в документальном фильме "Нет смерти для меня". Вы видели этот фильм? Я так его люблю, и Нонна там совершенно гениальная. Она очень напоминает мою бабушку. И вот я хотела снимать ее, а Светличную мне посоветовал снимать Хамдамов. Светличная, конечно, совсем другая - более декоративная, более безумная. Что-то даже трансвеститное в этом образе получилось.

Да. Смотреть на это довольно страшно.

Она, конечно, очень недовольна тем, как ее сняли.

А Вы сами довольны тем, как себя сняли?

Вы знаете, с некоторых пор я совершенно абстрагировалась от того, как меня снимают, и как я себя воспринимаю на экране.

Рената, расскажите, пожалуйста, как проходили съемки. Вы ведь не только сценарист и режиссер, но еще и исполнительница главной роли в картине. Как технически удавалось совмещать эти амплуа?

Вы знаете, мы очень серьезно готовились на подготовительном периоде. У меня были очень четкие раскадровки. Мы много ездили, выбирали натуру, все было очень четко подготовлено. Съемочных дней всего было около сорока. А вообще-то я так разогналась, что снимала очень быстро. Мы снимали смену за полсмены. Даже такое случалось! Я вообще быстро снимаю.

Получается, что снимать себя было проще, чем какую-нибудь другую актрису?

Да, полагаю, что если бы Фаину играла другая актриса, у меня было бы больше проблем. Я вообще не воспринимаю себя как актрису, но я полностью совпадаю со своим текстом. У меня не было на съемках момента, когда нужно было себя преодолевать и входить в какую-то роль. Мне не приходилось расхаживать от камеры к камере и т.д. Правда, конечно, когда я монтировала, я поняла, что уделяла себе мало внимания. Не снимала много крупных портретов. Иногда некоторые сцены мне приходилось переклеивать с общими и средними планами. Я больше снимала других артистов, а сама получилась таким поводырем, такой нитью, которая скрепляет узор на ковре. Ни в коем случае не пыталась играть какую-то "оскароносную" роль: куда-то там бежать, рыдать, прихрамывать...

В картине есть сцена, когда из зазеркалья появляется Ваш двойник, и в кадре образуются сразу две Фаины, две Ренаты Литвиновы.

Это моя самая любимая часть! Тут начинается такая поэзия. Это вот совсем мое-мое кино. Потому что до этого момента мы делали чисто профессиональный детектив, такой жанровый фильм, а с этого места жанр заканчивается и начинается мое личное, авторское кино. Я бы даже сказала, начинается поэзия.

Рената, Вы говорили, что одним из Ваших кумиров была Любовь Орлова...

Нет, не Любовь Орлова, а Григорий Александров, ее муж, который ее снимал. Он был совершенно выдающийся режиссер. Он же был, по-моему, учеником и ассистентом у Эйзенштейна. Абсолютно потрясающий, мощняковый режиссер. А еще мне нравится Билли Уайлер, нравится Бунюэль, мне нравится смешной и добрый Феллини. Я считаю, что он гений.

Да, в фильме, особенно в "поэтической" части прочитывается стилистика Феллини. Вообще, фильм очень красивый. А как, по-Вашему, что сейчас интересного происходит в российском кинематографе?

Ну, я бы не сказала, что очень много интересного. По-моему, надо больше. По-моему, существует какой-то вакуум, в котором работают несколько интересных режиссеров. И много посредственности.

Значит, говорить о возрождении российского кинематографа еще рано?

Да, по-моему, оно еще только готовится. Надо впустить больше молодых. Но, Вы знаете, я много общаюсь с молодыми режиссерами, среди них тоже очень мало выдающихся.

Вы сама - молодой режиссер!

Ну, я уже все-таки в перевалочном пункте. Просто я женщина, а у женщин не бывает такого кризиса, который испытывают мужчины в связи со своим тестостероном. Может быть, талант вообще конечен, и на мужчинах это более заметно. Получается, что активность мужская напрямую связана с активностью творческой. А у женщин этого нет. Взять, к примеру, Киру Муратову, которая молодеет от каждого фильма.

Вообще, наверное, женщина-режиссер это супер-женщина?

Мы сейчас приходим к матриархату. Сейчас женщины намного интереснее, чем мужчины. Талантливее и интереснее.

Вы имеете в виду Россию или человечество в целом?

Человечество в целом.

Вы феминистка?

Ну, если феминизм понимать в том смысле, чтобы пальто не подавали и в ресторанах за тебя не платили, тогда, конечно, нет. Просто сейчас такой период. Такое обострение женского начала. А мужчины как-то странно мутировали, понимаете? Они не такие, какими были мой отец и дедушка. Какие-то совсем другие. Такой третий пол, загадочные существа. Такое яркое мужское начало, мачо, начинает потихоньку стираться. У них становится меньше ответственности, меньше принципов... Мужчины становятся более компромиссными.

Рената, а может, так всегда было? Может быть, мужественность "сильного пола" просто мифология?

Нет! У меня был совершенно другой дедушка, совершенно другой отец... А с другой стороны, может, эти перемены и к лучшему. Помогут избавиться от мужского гнета. Все-таки Россия - очень мужская страна. У нас нет никакого снисхождения. Я вот, к примеру, женщина-режиссер, и я даже вызываю больше раздражения у мужчин-режиссеров.

Как Вы считаете, после выхода "Богини" отношение к Вам изменилось?

Вы знаете, приходится преодолевать сопротивление. Есть люди, которых я победила. Но вообще бывает по-всякому. Удивительная история: у нас в России так принято, что пока ты не сойдешь в могилу или в болезнь, тебя не пожалеют. Потом, видимо, должно пройти какое-то время, чтобы на тебя смогли посмотреть издалека, абстрагироваться.

Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе во МХАТе.

У нас получился очень успешный спектакль, на него все время распродают билеты! Вообще-то это был такой безумный совершенно эксперимент, который мне предложили, и я на него согласилась. У меня есть такое качество, видимо, вариант безответственности, благодаря которой я иногда впутываюсь в такие потрясающие истории. Опыт во МХАТе как раз из разряда таких историй. Когда я начала репетировать Раневскую, мне Олег Павлович Табаков сказал: "Ты попробуй, не получится, ну и не будет ничего!".

Это была идея Табакова?

Это была идея Адольфа Шапиро и Олега Павловича. И вот так мы начали, а потом вдруг оказалось, что до премьеры остается две недели, все билеты распроданы, ну и мне пришлось играть. И вот я сейчас играю. Публика на меня очень хорошо реагирует.

Во время репетиционного периода Вы брали уроки сценической речи?

Да, брала уроки сценической речи у Анны Николаевны Петровой. Это было вообще что-то невероятное!

Рената, работая над ролью Раневской, Вы учились искусству перевоплощения или Вам важно было остаться собой на сцене, как и на экране?

Вы знаете, я всегда я. Но все равно какая-то другая. Как и в "Настройщике" - я, но другая.

Вам вообще интересно перевоплощение, когда Вы перестаете быть Ренатой и становитесь, к примеру, Раневской из "Вишневого сада"?

Нет, мне не нравится, когда артисты себя полностью... Как иногда бывает, когда говорят - "да ее просто узнать нельзя в этой роли!". По-моему, это скорее минус, чем плюс.

Значит, к примеру, работа Марины Нееловой в "Шинели" Вас не вдохновляет? Вам такие эксперименты неинтересны?

А разве Марину там нельзя узнать? Не знаю... Я вообще не уверена, что с этим моим театром дальше будет. Это для меня, скорее, эксперимент, опыт. Все-таки МХАТ - самый главный театр страны! Я так люблю теперь эту сцену!

А какие у Вас планы в кино?

Мы сейчас с продюсером Еленой Яцурой запускаем новый проект. Про шпионов и про любовь. Названия еще нет, но мы себе название придумаем, у нас с этим проблем нет!

В новом проекте Вы снова выступите как сценарист, режиссер и актриса?

А Вы знаете, что со сценариями у нас сейчас самая большая проблема. Хороших авторов просто нет. Да и режиссеров мало, и операторы все на учете. И их надо воспитывать под себя.

Вы будете работать с тем же оператором, который снял "Богиню"?

Да, у меня был очень хороший оператор, Владик Опельянц. И на сегодняшний день, как сопродюсер, я считаю, что должна сняться в этой картине тоже. Может быть, когда-нибудь я и перестану сниматься в своих фильмах. Тут еще вопрос экономии времени и денег. Я вот в "Богине" не угадала, и мне пришлось уволить несколько народных артистов. Пришлось их повырезать, уже отснятый материал. А потом люди могут обижаться... В новом фильме будут сниматься актеры, которых я люблю. Мы даже начали вести переговоры с Такеши Китано. Он такой отличный! Было бы очень хорошо, если бы он согласился сняться в моей картине, да?

Актриса, режиссер, сценарист, телеведущая и просто божественно красивая женщина Рената Литвинова раскрывает секреты своей красоты нашему неизменному beauty-колумнисту Татьяне Рогаченко

Фотография: Дмитрий Абаза

Рената, с чего начинается ваш день?
Мое утро начинается ночью, когда все засыпают и я могу посвятить какое-то время только себе. И именно ночью я могу нанести на предварительно очищенную кожу что-то волшебное, например, продукты от RéVive и L.Raphael. Очень люблю ампулы Peau Magnifique Youth Recruit от RéVive. Это средство реально заменяет уколы ботокса, если использовать его курсом два раза в год. Для меня оно особенно актуально: после уколов я как побитая и вся в синяках. Еще ночью я, сидя за компьютером, люблю жевать разные полезные добавки. Недавно друзья привезли мне тибетский барбарис, и я ем его как семечки. Если из семи дней недели я полноценно сплю две ночи, то в оставшиеся дни могу легко обходиться четырьмя часами сна. Потому что побыть наедине с самой собой для меня важнее сна.

Ваши любимые средства макияжа?

Я бесконечно долго могу искать идеальный тональный крем, ведь плохой может состарить даму лет на пять. Это то, без чего я не могу обходиться. Сейчас у меня в фаворитах Foundation Primer от Laura Mercier. На каждый день он безупречен.

Продукты красоты, без которых вы не можете жить?

Как я уже сказала, это ампулы Peau Magnifique Youth Recruit от RéVive, защитная сыворотка Serum Protectif тоже от RéVive - я наношу ее перед каждым выходом на улицу, а если яркое солнце, то еще накладываю средство с солнцезащитным фильтром той же марки со степенью защиты 45. Если мне нужно быстро привести себя в порядок, то перед выходом из дома я на 15 минут наношу маску из линии Ultimate Anti-Wrinkle от L.Raphael. Всем моим потребностям в декоративной косметике на каждый день отвечает палитра от Laura Mercier, на вечер - черная подводка для глаз; в данный момент я использую ту, что от Yves Saint Laurent.

Главный предмет в косметичке? Без чего вы не выйдете из дома?
Все-таки я не могу выйти без духов, без маленького зеркала. Эти предметы всегда лежат в моей сумочке. А еще у меня огромное количество красных помад. Красный, так же как и черный, для меня имеет массу оттенков. Из любимых оттенков - «русский красный» от МАС, матовый насыщенный красный тон, который оживит даже покойницу.

Что насчет волос?
Я решила больше не травить волосы и не осветлять свой натуральный цвет - светло-пепельный. Вообще, серый цвет - третий в моем списке любимых после черного и красного. Пепельно-мышиный один из самых аристократичных и благородных тонов, на мой взгляд. Тем более, как мне когда-то сказала Нонна Мордюкова, мысли прожигают голову и волосы от этого редеют, поэтому-то у глупцов они обычно такие густые. Это, конечно, было сказано в шутку, но с годами волос не прибавляется. В связи с этим мне очень помогают таблетки красоты Imedeen. Хотя прежде всего я их принимаю для того, чтобы обеспечить коже питание и увлажнение изнутри.

Ваш главный must have в рабочий день?
На фотосессиях, когда съемочный день затягивается, а нужно «сверкать очами», все знают: мне помогает бокал ледяного шампанского.

Как заботитесь о красоте лица и тела в период съемок?
Если я в Москве, то бегу в ЦУМ в кабину L.Raphael, где делают фантастическую процедуру, насыщающую лицо кислородом. Эффект держится неделю. Вот, например, скоро у меня будут съемки в Париже с моим любимым фотографом Али Махдави, и я уже записалась на эту же процедуру в отеле George V, где есть салон L.Raphael. А если силы меня покинули, а еще работать и работать, я иду на массаж тела в четыре руки в салон красоты «Азия-SPA». Во-первых, они работают, как и я, круглосуточно, во-вторых, массажисты-китайцы почти не говорят по-русски, и я там инкогнито - в роли некоего тела, которое спасают мастера.

Как вы поддерживаете форму? Занимаетесь спортом?
Когда-то я занималась легкой атлетикой, но сейчас мне тренировки сердечной мышцы заменяет бокал хорошего вина. Крепкие напитки типа водки я не пью вообще. Но я обожаю вино. Когда холодно, предпочитаю красное или шампанское, когда жара - белое. Я всегда буду с подозрением относиться к тем, кто вообще не пьет. Чересчур беречь себя - это тоже некий перекос. Такой же, как, например, занятия в фитнес-зале до изнеможения взамен чтения книг и участия в жизни родных и близких. Я испытываю физическую брезгливость к абсолютным потребителям. Могу признаться, что долгие годы мечтаю поехать в какой-нибудь санаторий. Мне уже даже не важно какой. Любой. Хоть туда, где сердечники или гастритчики. Если я доеду хоть в какой-нибудь пансионат, я уже оздоровлюсь от самого факта попадания туда.

Любимый салон красоты или спа?
У меня нет любимого салона красоты, у меня есть любимый врач-косметолог - Наталья Ивановна Белова, которая работает в клинике СПИК. Когда я на пике отчаяния, Наталья отправляет меня на инфракрасный лифтинг Titan - самый действенный, на мой взгляд, из аппаратной косметологии. И так нравится он мне потому, что я испытываю слабость к мгновенному и видимому результату.

Ваш запах?
Я фанат запахов. У меня есть шкаф, забитый флаконами с духами. Я в вечном поиске. Конечно, очень люблю покупать винтажные духи, те, что еще делались из натуральных ингредиентов. Очень люблю L’Heure Magique от Laura Mercier, все ароматы Guerlain, особенно Mitsouko, «Красную Москву» и, конечно же, Chanel № 5 - вечную классику, к которой я всегда возвращаюсь.

Ваш продукт-фетиш?
Парфюмированные свечи. Я везде их покупаю. И если где-то делаю остановку, будь то моя гримерка в театре во время репетиций или монтажная, где я монтирую свой фильм, я всегда зажигаю свечи. Поэтому везде их скупаю, например, Liaisons Dangéreuses by Kilian, L’Artisan, Sisley. И если кто-то не знает, чем мне можно угодить, - подарите свечу.

Ваш секрет экспресс-красоты?
Очищающая маска на основе глины RéVive, омолаживающая маска L.Raphael и коллагеновая маска Valmont.

Что для вас красота?
Бывает детская красота, юношеская, но красота во взрослом возрасте - редкий дар, напрямую не связанный с физической оболочкой. Красивый человек - это все-таки чувствующий, страдающий, щедрый, а не потребитель. Это человек совестливый, масштабный, вечный ученик, способный на восхищение, на любовь. Быть удовлетворенным собой, казаться самому себе красивым после 30, 40 лет - это из разряда шизофрении для меня. Но надо работать над собой.

Ваш главный секрет красоты?
Моя способность мечтать. В моих мечтах я всегда буду влюблена и любима. И этого у меня не отнимет никто.

19 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Смерть мамы, новая команда звезды, мода и деньги - в откровенном интервью Ренате Литвиновой Земфира признается в том, что могла доверить только очень близкому человеку. В преддверии концерта 15 марта в "Минск-Арене" публикуем самые важные и актуальные выдержки сенсационного материала.

Новый креативный директор журнала о моде Numéro Russia Рената Литвинова сразила наповал своих читателей первым же номером, созданным под ее руководством. Первая обложка Земфиры за последние десять лет снаружи и откровенное интервью с ней же внутри февральского номера.

На черно-белых фото гениальная певица кутается в кожаный плащ, прогуливается по палубе и восседает в винтажном кресле. Говорит о важном: семье, творчестве, отношениях между людьми, деньгах и, конечно, предстоящем туре. Сложно представить, чтобы с кем-то она была более откровенна, чем со своей подругой Ренатой, которая и является автором публикации.

"Ты будешь брать у меня интервью? О нет. Мы говорим с тобой уже 12 лет. И ты снова хочешь поговорить? О Чем?", - именно так Земфира сначала отказала в Литвиновой интервью. Однако затем разговор все-таки состоялся. "Земфира никогда не дает интервью просто так, чтобы привлечь к себе внимание, скорее она склонна к обратному - скрыться, быть "незаметной, неслышной, невидимой, независимой от притяжения"… и вот она вышла из тени. Почему? Об этом и не только я, испытывая трепет и ответственность перед ее беззащитной честностью, ранимостью, начала наш разговор", - признается Рената Литвинова читателям журнала.

О МАМЕ

"Когда моя мама скончалась, я стояла у ее гроба и передо мной стояла огромная дилемма: что же меня больше выбило из колеи - то, что она умерла, или то, что с ее смертью я окончательно осиротела? Мы не были особенно близки - жили в разных городах. Но до тех пор, пока жив твой последний родственник (а до ее смерти я потеряла всех, сначала отца, потом брата) ты вроде как на плаву. А когда теряешь последнего, понимаешь, что тебе нужно жить - ты молод, успешен, ты должен жить дальше, но не понимаешь: зачем?".

О ТУРЕ И НОВЫХ МУЗЫКАНТАХ

Несмотря на трагедию в семье, певица нашла в себе силы и уже в начале февраля отправится на масштабные гастроли. На протяжении двух месяцев Земфира будет ездить по крупным городам России, заглянет в Ригу, Таллин, Вильнюс и порадует своим визитом поклонников из Беларуси.

"У меня нет семьи, нет детей. Мне не на что расплескиваться. А теперь у меня нет даже родителей, осталась только профессия. И при таком раскладе несложно быть идейным человеком. Теперь уже я цепляюсь за нее, чтобы найти причины, чтобы продолжать жить".

"Ты знаешь, как я искала талантливых людей, но не знаю, что происходит с музыкальным образованием в этой стране - это какие-то зажатые, неталантливые, косноязычные в музыкальном смысле люди, которые приходят и пытаются понравиться. А если они хоть на секундочку понравятся, они заряжают какие-то немыслимые цифры. Последний год я работала с хорошими музыкантами, но так нельзя: я бы обрушила музыкальный рынок, нет таких гонораров! И я поняла, что меня просто используют".

"Ты прекрасно знаешь, как я люблю музыкантов - как детей! Но когда меня цинично и откровенно используют, я не понимаю: за что? И я приняла решение, что работаю с музыкантами, которые объявляют свой личный гонорар, а не какой-то особенный - для певицы Земфиры. И взяла отличных молодых английских парней".

Именно с британскими музыкантами Земфира и отправится в тур. Англичане будут сопровождать звезду по всем городам, заявленным в гастрольном графике, в том числе в Минске.

О МОДЕ

"Я ни разу не модник. Более того, меня бесят модники, которые пытаются успеть, угадать. Попасть в тенденцию. Это ж сколько нужно тратить времени, чтобы так жить! (…) Я люблю пальто, плащи, ненавижу эти короткие, выше талии, куртки. Я люблю твид, мятые ткани - всегда прошу мне не гладить ничего. Я просто люблю мятые вещи! Ненавижу новую обувь. Мне просто неловко в ней выходить. Я была бы рада, если бы мне ее кто-нибудь заранее разнашивал. Мне кажется, что отовсюду видно, какая она новая и как блестит, и меня прямо тошнит от этого!".

О ДЕНЬГАХ

"Для меня деньги - это не то что не самоцель. Для меня деньги - ничто. Деньги - эта тема меня очень расстраивает, потому что я вижу реакцию людей на деньги. Наверное, все дело в том, что мне не надо так много. Да, я люблю комфорт, но это тот минимум, который я могу себе позволить. Я предпочитаю хорошее вино, но у меня нет вредных привычек, я не хожу в казино и не покупаю себе драгоценности. Я стесняюсь, когда люди начинают трясти деньгами, я вижу, как деньги портят людей, изменяют их, как разделяют меня и близкого человека. И если бы у меня было в десять раз меньше денег, я была бы точно такой же, как сейчас! И для меня это больной пункт: те, кто ко мне прикасается, пытаются заработать на мне. И я терплю-терплю-терплю, а потом взрываюсь, потому что уже больше нельзя терпеть, потому что кроме денег есть же что еще! Ну, правда".

О НЕПРАВДЕ

"Очень рано я поняла: чтобы хорошо соврать, нужно приложить массу умственных усилий. Хорошая ложь дорогого стоит. Даже в семь лет я понимала выгоду в том, чтобы говорить правду! Во-первых, бешеная экономия времени, во-вторых, это свойство моего характера. Я знаю людей, для которых соврать ничего не стоит - врут, как дышат. Я своим рациональным умом понимаю, что ложь всегда будет раскрыта. Зачем затрачиваться и удлинять путь из точки А в точку Б? Не врать - это, конечно, роскошь".

Концерт Земфиры в рамках тура "Маленький человек" состоится в Минске в "Минск-Арене" 15 марта 2016 года. Не откладывайте покупку билетов - в Москве солд-аут случился в день открытия продаж.

Стоимость билетов: от 350 000 до 1 100 000 бел. руб., танцпол - 700 000 бел. руб., фан-зона - 1 000 000 бел. руб.

Инфолиния: +37529 75 111 75, +37529 106 000 3.

Купить билеты можно на сайте организатора мероприятия - концертного агентства "Атом Интертеймент http://atomenter.by (без комиссии), на сайтах билетных операторов, а также в кассах города.-0-

Ренату Литвинову обозвали секс-символом без ее одобрения или неодобрения. Она сохранила равнодушие. И с тех пор реагирует на это сочетание легкой скукой на лице: поймите, мне есть о чем думать. Она пишет очередной сценарий, в надежде, что уж этот-то для себя-режиссера. Уж в этом году непременно начнет экранизировать свои мысли. Потому в последнее время превратилась в затворницу букв, из которых складывает историю. Почти не выходит в свет. Поговаривают, что замужество ее переменило. Но это, похоже, изумление окружающих себя выдает: они не думали, что символ одиночества - определение, подобранное для Ренаты мужчинами-журналистами, - может вступить в противоречие с собственным имиджем.

Да разве у секс-символа спрашивают, хочет ли она ребенка и каково ей замужем. У секс-символа мечтательно просят фото на память, да желательно, чтоб побольше секс- и поменьше символа. А у нее ведь мозг есть. И все эти прыгалки с секс-символизмом - такое детство, из области бессознательного на ранней стадии развития гомосапиенса. И от одной своей фотографии в "Плейбое" она до сих пор не может отойти, хотя даже мама махнула рукой: "Было - и было". Но ведь такой некрасивый кадр - как же фотограф не понял? Это она страдает без красоты. А фотограф, может, ухватил откровение тела и мысленно взревел от удачи, поскакал проявлять и печатать. Поэтому ну их. Секс-символ - так секс-символ, общественная маска, утеха мужчин-созерцателей. Да и для нее защита. Все равно не скажет публике, хочет ли она ребенка и каково ей замужем. С какой стати! Любуйтесь тем, что сами нафантазировали и дайте ей жить по-своему.

- Рената, что доводило вас в детстве-отрочестве до слез? И что доводит до слез сейчас?

То же, что и в детстве. В детстве никто не научен защищаться, если чувствителен, ведь есть и нечувствительные дети, элементарные и равнодушные. В детстве я ощущала то, что я совсем одна, значит, что-то во мне не так, неправильность какая-то, неумение быстро поступать так, чтобы быть ловкой, уверенной, агрессивной, - все те качества, что ценятся в детстве, а во мне этого не было совсем, хотя этому можно научиться, даже играть в это, но в любом случае для меня это было неестественно. И если кто-то ко мне вдруг был добр, я была этому человеку благодарна! Может, некоторые мои знакомые из детства и удивятся...

- Чем вы не нравились окружающим в детстве?

Тем же, чем и сейчас. Но так же, как и сейчас, мне никогда не бросали обвинения в лицо, ничего конкретного.

- Говорил ли вам, ребенку, кто-либо из взрослых, что у вас большое будущее, что вы талантливы?

Более всего у взрослых я вызывала удивление, любопытство, смех и вздохи, но одновременно и уважение. Я занималась по классу фортепиано, и если мне говорили о способностях, то это мне было даже стеснительно, и я эти разговоры не любила. Бабушка спрашивала у меня всегда два вопроса очень драматическим тоном: "Что с тебя будет? Что ты себе думаешь?"

- Помните первую смерть, с которой вы столкнулись?

Страшна не сама смерть, а все эти атрибуты. Умирала наша соседка, и другая соседка, причем взрослая уже женщина, прибежала и с таким ажиотажем кричит: "Там Раиса умирает, пошли скорее, посмотрим!" Тогда в детстве в подъездах, если кто-то умирал, выставляли крышку гроба, обтянутую материей, ничего страшнее уже для меня не было - нужно было как-то пройти, чтоб этого не увидеть. Или была история с мальчиком, который подавился косточкой - все дети бежали на похоронную музыку в тот полдень, и я помимо воли, как у Гоголя в "Вийе", глянула ему в лицо - все в цветах, и в ту же ночь он явился ко мне в комнату, недалеко от кровати стал в белой рубашке, как утопленник, с узкими малиновыми губами, с закрытыми глазами, сине-бледной кожей - свет на него падал только от фонаря за окном. В руках у него был неземной цветок. Выбежать из комнаты нельзя было никак - он стоял в углу у дверей. И как будто укорял меня.

- А ваше самое памятное детское счастье?

До школы - все одно сплошное счастье, не было боли. Вот школа - уже не детство, я так считаю, там даже жесточе, чем в обычной жизни.

- Когда и как появились у вас первые высокие каблуки?

Это были мамины туфли, я одела и пошла в кино, и встретила мальчика из школы, и он ТАК посмотрел на меня, я подумала: опять что-то не так, я ужасна - так он мне отравил первую радость этим своим взглядом. Но я ему благодарна, что хотя бы ничего не сказал.

Какой вы были на выпускном вечере в школе? Было ли это событие переломным для вас, испытывали ли страх перед тем, что будет дальше?

Такие вопросы, как будто я на приеме у психиатра... Ну, на выпускном вечере я была, может, час, и ушла вместе с мамой и своей подругой Таней, которая впоследствии стала известной оперной певицей. Там было смешно. Никаких расставательных чувств. И неинтересно. Помню только актовый зал с выключенным светом и по стенам и углам разгоряченные лица. Когда мы спускались по лестнице, на другом этаже строгали бутерброды и распаковывали торты, но пахло сквозняком, казенной школой и хотелось скорее уйти. Я была счастлива, что все наконец кончилось.

Рената, как вы думаете (по опыту общения), у каких мужчин и каких женщин вы можете вызывать чувство неприятия вас?

У самых разных. У людей бывают такие убедительные мотивы.

- А что меняет в женщине замужество?

- Вас тяготит зависимость от мужчины, если, конечно, это состояние вам знакомо?

Совсем не тяготит, может, это тяготит мужчину?

Приносит ли вам удовлетворение такая личностная суета: там побыть актрисой, тут - сценаристом, потом, возможно, режиссером приоткрыться? Из-за чего этот хаос?

Изменение качества, перемена профессии - я бы советовала это многим. Я сама пишу, мои сценарии сделали многие режиссеры, я имею этот опыт. Я играла в своих сценариях как актриса - это другой опыт. И теперь мне надо сделать фильм как режиссеру, потому что все остальное пройдено. И если с кем-то работать в старом качестве, то только когда очень интересно, когда будет новый результат. Но в изменении профессии для многих сейчас я вижу позитивный выход, в этом нет ничего трагического или позорного, как иногда человек думает про себя. Вот я читаю мемуары Ольги Чеховой - она была звезда кино, но, когда ее перестали снимать, она осталась без работы и доходов и стала работать как косметичка. И на первый ее прием пришли трое мужчин, чтобы сделать педикюр - они хотели, чтобы это им сделала сама звезда. Такие первые клиенты. Но со временем ее бизнес очень процвел - в ее жизни появился новый смысл, работа и деньги, которые дают некую независимость. Исчерпав себя в одном, найду себя в чем-то другом. Перемена статуса, падение после успеха - это не трагично для меня, в этом есть польза, движение - не остановка. Хуже всего незанятость.

- Когда приходится кого-то долго ждать, чем вы развлекаетесь?

Я легко жду. Во мне есть эта стоичность. Просто всегда думаю: а есть ли в том смысл, нужен ли этот человек мне такой ценой? Если знаю, что смысл есть, то жду до последнего, до конца.

- Вы в детстве сочиняли страшилки?

Это то, что у меня всегда канючили и в пятидневке, когда тебя забирают только на выходные, и по ночам все просят рассказать историю, и потом всякие подружки на переменах. Я уже тогда поняла, что рассказывать истории - это как работа. Мне нравилось хранить их в себе, а рассказывать - это уже труд.

- И когда вы стали записывать то, что приходило в голову? Кому давали читать?

Никому не давала читать, только когда заставляли, например, чтобы поступить во ВГИК на сценарный факультет, нужно было сдать папку рассказов. Уже во время учебы во ВГИКе, моя бабушка брала у меня со стола тайно что-то почитать... Потом я прихожу, смотрю, она какая-то не такая, взволнованная, я спрашиваю: что случилось? - тогда она мне с обидой: "У меня над кроватью не старый потертый коврик висит, у меня ковер целый, нигде ни одной потертости!" И так несколько раз. Оказалось, она прочитала у меня в рукописи: "Над кроватью у нее висит старый потертый половик". Она всегда принимала написанное на свой счет. И сколько было конфликтов, когда я кричала: "Так ведь это не про тебя написано!" В общем, я не люблю давать читать рукописи. Помню, Кира Муратова все хотела почитать у меня сценарий, как мне казалось, раньше времени, я ей сказала: вот я вам покажу, что он у меня есть, но пока читать не дам, позже, - так она вырвала у меня его из рук и стала бегать вокруг такими неровными кругами. Конечно, мне было неудобно гнаться за ней и выдирать его обратно, но я испытала "душевную травму".

- Чего вы не прощаете? Злопамятны ли?

Я прощаю. У меня есть такие люди, которые вне прощений и обид, как мама, например. Я всегда прощаю людей, правильнее - я их не виню, просто я могу исключать их из своей жизни. Как правило, это необратимо: иногда они могут жить в памяти, и я могу по ним скучать, как по умершим, к которым нельзя вернуться. Я не чувствую обид на людей. Я могу быть ими поражена - насколько можно быть неумно злым, как можно так больно ударять, быть жестоким, подлым или вором-обманщиком. А если не обижена-унижена, то и не мстишь. Если бы я была поставлена в условия, как Гамлет, - мстить за любимых... Но у меня не было такого опыта.

- В чем ваш конфликт с Кирой Муратовой? Казалось, что вы так хорошо понимаете и дополняете друг друга.

У меня с Кирой Муратовой никакого конфликта нет и не может быть. Настал момент паузы, не знаю, какой длины. На проекты все труднее и труднее найти финансирование, особенно, когда деньги не государственные, а частные. Встает вопрос о возврате денег. Как потом продавать картину, будут ли ее смотреть - нет уже той полной свободы режиссера, которая была последние лет семь, особенно если режиссер с таким именем, диктовать ему никто не смел. Сейчас и имя не гарантирует независимость от денег. Я склоняюсь перед ее талантом, она выдающийся режиссер, сверхсильная личность, я разрываюсь между чувствами к ней - я и в поклонении, и мне ее так жалко, как бывает жалко родного человека, когда ему плохо, и ты не можешь ему помочь.

Вы снимаетесь в новой картине Рустама Хамдамова. В чем секрет его обаяния? Не пожалели, что расстояние между вами сократилось до совместной работы, не лучше ли было оставаться на почтительной дистанции?

Рустам - гений. В его таланте нет надсмеханий, ущербности, зла, того, что сейчас почти во всех талантливых картинах. С ним я подавлена его самодостаточностью, в него нельзя что-то привнести. То, что он делает на пленке, - совершенно, я не видела ничего красивее и вдохновеннее, чем фильм "Нечаянные радости", вообще в мировом кинематографе. Я счастлива, что знакома с ним, а вы такое спрашиваете! Он общается с тобой и отдает, но ничего не берет взамен от тебя, ты ничем ему не можешь помочь, ему ничего не нужно. Половина нашего фильма уже снята, остались съемки в Казахстане.

- Кажется, что вам должно быть близко творчество Достоевского и Сартра? Есть ли любимые произведения?

- А Фрейда читали?

Да, с ним у меня была такая история: я в детстве нашла в шкафу книгу Фрейда и с увлечением читала ее, я не понимала только значения одного, часто встречавшегося слова, почти в каждом абзаце - "гениталии, гениталии". Я решила, что это какое-то теоретическое, вводное слово. И все равно мне было интересно. Я читала это как возвышенный текст о человеческой душе. С тех пор я больше Фрейда не читала.

Счастливо.

Предыстория этого интервью:

Рената Литвинова родилась в 1968 году в Москве, в семье врачей. В 1991 году закончила сценарный факультет ВГИКа. С 1990 по 1998 год по ее сценариям сняты фильмы: "Ленинград. Ноябрь", "Нелюбовь", "Трактористы-2", "Мужские откровения", "Принципиальный и жалостливый взгляд". В 1994 году Рената сыграла одну из главных героинь в фильме Киры Муратовой "Увлеченья" и на фестивале "Кинотавр" получила приз за лучшую женскую роль. Спустя год кинокритики назвали ее единственно возможной актрисой в номинации "человек-стиль". В 1996 она стала автором одной из новелл и сыграла ее героиню в фильме Киры Муратовой "Три истории". В 1997 начала сниматься в киноленте Евгения Митрофанова "Третий путь" (первоначальное название "Не хватайте скорпиона за уши") и в картине Рустама Хамдамова «Вокальные параллели». Первый проект завершен, второй пока нет. В конце 1997 года Рената вышла замуж за продюсера Александра Антипова. В 1998 Валерий Тодоровский закончил картину "Страна глухих", снятую по повести Литвиновой "Обладать и принадлежать". Съемки нового фильма Киры Муратовой по сценарию Ренаты и с ее участием как актрисы были остановлены из-за отсутствия денег, а также из-за творческих разногласий режиссера и продюсера.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.