Сенсорные игры для развития тактильных ощущений. Мой малыш

Мы не замечаем, как фактура самых разных предметов, которых мы касаемся, воздействует на наши суждения, мысли и поступки. Прикосновения к гладкой, шероховатой, твердой или мягкой поверхности влияют на то, «гладкой» или «шероховатой» мы сочтем некую ситуацию, мягко или жестко себя поведем. Эти невероятные на первый взгляд результаты совершенно логичны с точки зрения теории воплощенного познания . Они предполагают, что метафоры и абстрактные концептуализации связаны с нашим телесным опытом и на нем основываются. То есть физические ощущения от фактуры (мягкости и твердости, шероховатости и гладкости) – это «кирпичи», из которых строятся одноименные абстрактные понятия. Понятие «шероховатых» взаимоотношений между людьми, например, основывается на ощущении шероховатой фактуры, которое человек получает в самом начале жизни.

Ребенок усваивает понятия через физические ощущения. Он со временем понимает, что материнская рука или плюшевый мишка мягкие, а стол для медицинского осмотра жесткий. На этом фундаменте физических ощущений он выстраивает последующие структурные связи, расширяя значение дальше, словно бы создавая мысленный файл с тем же именем «мягкость», в котором вместе с физическим опытом хранится соответствующий эмоциональный. Когда мы взрослеем, тактильные ощущения гладкости, мягкости и шероховатости пробуждают в нас эмоции, соотносящиеся с младенческим сенсорным опытом, и таким образом влияют на наше поведение, эмоции и суждения. Наш мозг считывает старый файл и действует соответственно.

Абстрактные понятия могут возникать из нашего сенсомоторного опыта, когда физические ощущения активируют определенный участок мозга. Если физические ощущения суть «кирпичи» абстрактного знания, а метафорические выражения порождаются сенсомоторной деятельностью, то участки мозга, возбуждаемые при тактильных физических ощущениях (твердое/мягкое, гладкое/шероховатое), будут возбуждены и при использовании соответствующих метафор (гладкие отношения, твердый ответ). И напротив: если абстрактные понятия основаны не на сенсорном опыте и метафоры в языке случайны, то при прикосновении к гладкому предмету и при употреблении метафоры «гладкие отношения» будут активизироваться разные участки мозга. Именно этот вопрос исследовали недавно ученыес помощью аппарата функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ).

ФМРТ – неинвазивная технология, позволяющая замерить изменения в токе крови, вызванные активностью мозговых клеток (нейронов) в разных частях мозга, то есть отследить вовлеченность участков мозга в обработку поступающей информации. Аппарат дает возможность видеть активность различных участков мозга во время когнитивных и эмоциональных процессов, таких как формирование суждений, принятие решений, запоминание, решение задач, чтение различных текстов и пр.



В недавнем исследовании, о котором идет речь, ученые выбрали 54 фразы, содержащие тактильные метафоры, такие как «день прошел негладко», и поставили им в пару фразы, имеющие то же значение, но не содержащие метафор, такие как «день прошел плохо», например: «у нее мягкое сердце» – «у нее доброе сердце», «она дала твердое обещание» – «она дала надежное обещание». Участники, мозг которых сканировался аппаратом, лежали в наушниках, через которые им зачитывали фразы. В результате опыта исследователи, измерявшие мозговую активность, обнаружили, что, когда мы ощущаем фактуру через прикосновение и когда участник слышит фразу с фактурной метафорой («день прошел негладко»), активизируются одни и те же участки мозга. Когда же участникам зачитывали фразы с тем же значением, но без метафор («день прошел плохо»), сенсорные участки мозга не активизировались.

Эти результаты свидетельствуют о том, что метафоры обрабатываются теми же участками мозга, которыми он «чувствует» или отслеживает определенную сенсорную информацию. При обработке фраз, имеющих то же значение, но не использующих тактильных метафор, эти участки мозга не возбуждаются.

Брить или не брить?

Жизнь – череда переговоров. Вышеописанные открытия имеют самые реальные последствия для деловых переговоров и обсуждения сделок. Обратите внимание на стулья, на которых вы с оппонентом сидите во время важной беседы. Если его стул мягкий – больше вероятности, что собеседник будет более гибок и пересмотрит свое предложение или переменит взгляд на дело. Если же вы оба сидите на холодных твердых сиденьях, вы, скорее всего, покажетесь друг другу недружелюбными и несговорчивыми.



Эффект распространяется, конечно, далеко не на одни стулья. Вспомните, сколько разных предметов попадает нам в руки – мы касаемся множества вещей и даже не замечаем этого. Я постоянно ношу с собой сумку, обычно мягкую, и если откладываю ее в сторону, то, как правило, ненадолго. Зато на деловые переговоры мы приходим с компьютерами и не выпускаем эти твердые предметы из рук. Не из-за этого ли мы так твердо держимся своей точки зрения в обсуждениях? Еще один твердый предмет, часто попадающий в руки, – телефон, чехол которого может быть гладким, или шероховатым, или с мягкой подкладкой. Возможно ли, что из-за гладкого чехла мы чувствуем себя более расслабленными, когда говорим по телефону с семьей и друзьями?

Мы ежедневно общаемся со своими супругами, детьми, друзьями, ведем «переговоры» о том, сколько часов ребенку позволено просидеть за компьютером или у телевизора, во сколько ложиться спать, сколько денег тратить, в какое время приходить домой после вечеринки; обсуждаем с мужем или женой семейный бюджет, планы на отпуск, методы воспитания детей; на работе оцениваем проекты и контракты, сроки и условия, наем и увольнение работников, обсуждаем сделки с заказчиками и сражаемся за более выгодные условия.

В таких обсуждениях мы порой мягки, даже слишком, а в иных случаях жестки, тоже иногда сверх меры. Бывало ли так, что вы, твердо намереваясь стоять на своем, позже уступали? Всегда ли вы способны держаться своего решения и игнорировать доводы оппонента? Теория воплощенного познания предполагает, что наше восприятие ситуации может зависеть от простого контакта с гладким, шероховатым, мягким или твердым предметом из ближайшего обихода. Наш настрой может поменяться от пользования, например, мягкими полотенцами и гладкими простынями вместо грубого и неприятного на ощупь белья. Не секрет, что хорошо выглаженные льняные простыни приятны для кожи, но не всем известно то, что показали описанные исследования: гладкость простыней может повлиять на ваши чувства к партнеру, который делит с вами постель. Чтобы сгладить напряжение, накопившееся за день, можно выбрить лицо или ноги или одеться во что-нибудь мягкое и шелковистое для усиления эффекта.

В обыденной жизни результаты этих исследований могут помочь и с маленькими детьми, которые обычно любят мягкие игрушки. Предметы вроде любимого ребенком одеяла или любимой мягкой игрушки психологи называют «переходным объектом». Он усиливает у детей чувство защищенности и снижает беспокойство, особенно в незнакомых или тревожных ситуациях. Простое прикосновение к предмету, не обязательно «переходному», может смягчить поведение ребенка и его восприятие обстановки. Вспомните об этом, когда в следующий раз будете покупать игрушку своим детям или внукам.

Прикосновения к мягкому объекту могут помочь и детям постарше. Я часто слышу, как школьные психологи и учителя рассказывают о нестандартных способах помощи детям с дефицитом внимания или проблемным поведением. Один из таких способов – дать ребенку мягкий предмет, который можно потрогать, сжать, повертеть в руках во время урока (как, например, мягкий упругий мячик): профессионалы полагают, что это повышает внимательность ребенка и снижает агрессию.

Моя приятельница-психолог однажды ходила на сеансы к психотерапевту – женщине, которой она восхищалась. Во время бесед психотерапевт все время держала в руках кошку, и мою приятельницу (которая больше любит собак) это поначалу раздражало, однако со временем она привыкла и затем посещала сеансы несколько лет. Она отзывалась о психотерапевте как о терпимом, никогда не осуждающем, сопереживающем человеке, который во всем видел лучшую сторону даже в самых сложных ситуациях. Несомненно, психотерапевт сама по себе была человеком мягким и сочувствующим, однако не зависело ли ее поведение еще и от того, что она все время перебирала пальцами мягкую кошачью шерстку?

Животные иногда используются в психотерапии для лечения пациентов с эмоциональными проблемами и затрудненным общением. Взаимодействие с животными и забота о них, безусловно, положительно влияют на людей. Исследования показали, что самые простые действия – такие как приласкать или погладить животное – понижают частоту пульса и кровяное давление, частично снимают тревожность и стресс, помогают расслабиться. Если вы решите завести домашнего питомца, подумайте не только об ответственности за него, но и о пользе, которую он принесет всей семье. Погладить мягкое живое существолучший способ выявить мягкость не только его натуры, но и вашей собственной.

инна алферова
Осязание. Одинаковое на ощупь

Тема : Осязание . Одинаковое на ощупь .

Цели :

1. Учить на основе сравнения и практических тренировок различать и изображать различные осязательные ощущения человека .

2. Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.

3. Работать над умением определять название различных осязательных ощущений , опираясь на тактильные ощущения, то есть формировать осязательное восприятие .

4. Формировать умение понимать учебную задачу и точно её выполнять.

5. Учить точно выполнять инструкции воспитателя, повторять движения за взрослым, развивать общую моторику.

6. Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук, умение пользоваться клеем, прививать нравственно-эстетические качества.

Материалы к занятию :

1. Демонстрационный : образцы различных на ощупь материалов (гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель, наклеенные на картон; образец аппликации «Домик» , магнитный набор или фланелеграф с элементами аппликации.

2. Раздаточный : материалы для аппликации из ткани «Домик» для каждого ребенка : лоскуты различного цвета и фактуры, вырезанные в форме деталей домика, клей-карандаш, листы картона.

1. Организационный момент.

Психогимнастика «Пылесос и пылинки» .

Дети выступают в роли пылинок, воспитатель - в роли пылесоса. Сначала пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки, кружась вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки. Кого он коснётся, тот встает и уходит на свое место. Когда ребенок-пылинка садится на пол, спинка и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

2. Знакомство с различными на ощупь материалами .

Приготовьте по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь . Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратиками, ощупать их . Поговорите с детьми о различных свойствах материалов : твердые они или мягкие, гладкие или шершавые… Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений , но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах.

3. Физкультминутка.

Ребята, сейчас мы поиграем. Я назову слово – название животного, а вы изобразите его движением, мимикой и жестами.

Педагог называет слова «зайка» , «волк» , «лиса» , «медведь» . Дети изображают этих животных.

4. Называние свойств материалов.

Теперь, когда все дети смогут подбирать пару образцов без ошибок, можно усложнить игру. Пусть дети попробуют подбирать «двойников» , вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие .

Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов : твердый, мягкий, гладкий, шершавый.

5. Дыхательная гимнастика.

Воспитатель предлагает детям изобразить деревья и листочки на них, которые качает ветерок. Дует легкий ветерок, листочки слегка шевелятся (взрослый и дети делают глубокий вдох и длительный выдох) . Имитируя легкое дуновение ветра, дети слегка шевелят пальцами.

А теперь ветер становится сильнее (вдох становиться еще глубже, а выдох сильнее) . Сильный ветер уже не просто шевелит листья, а качает деревья (делаем наклоны туловищем) .

Затем взрослый читает стихотворение, а дети повторяют движения и гласные звуки.

Осенние листочки на ветках сидят,

Осенние листочки детям говорят :

Осиновый : «А-а-а» ; рябиновый : «И-и-и» ;

Березовый : «О-о-о» ; дубовый : «У-у-у» .

6. Описание различных материалов.

По мере того, как дети приобретают навык распознавания различных материалов, добавьте новые образцы. Попросите каждого ребенка охарактеризовать их и повторить описание, состоящее из одного-, двух слов, например, «гладкий кафель» , «мягкий бархат» , «твердый линолеум» .

7. «Найди одинаковые » .

Приготовьте несколько разных лоскутков ткани, среди которых есть несколько пар одинаковых . Завяжите глаза ребятишкам глаза льняным платком. Пусть малыши из 4-5 лоскутков ткани попробуют на ощупь определить , какие из них одинаковые .

8. Аппликация из лоскутков «Домик» .

Приготовьте для работы листы картона, клей, лоскутки различной по цвету и фактуре ткани, вырезанные в форме разных геометрических фигур (большой квадрат для стен, маленький квадрат для окна, треугольник для крыши дома).

Воспитатель показывает детям кусочки ткани и спрашивает, что можно сделать из этих фигурок. После этого он объявляет :

Сейчас мы будем делать аппликацию «Домик» . Но этот домик будет необычный. Все домики сделаны из твердых материалов (назовите каких) . А наш домик будет мягкий, нежный, потому что будет из ткани.

Педагог показывает детям готовую аппликацию, а затем, последовательно раскладывая на фланелеграфе все компоненты, строит «домик» , попутно объясняя, что нужно приклеить сначала, а что потом. Затем, показывает, как правильно пользоваться клеем, как и какую сторону (изнаночную или ту, на которой бледнее рисунок) покрывать клеем, как накладывать детали на картон и на другие детали.

Показав весь процесс изготовления аппликации, воспитатель приглашает детей приступить к созданию своих домиков. Прежде чем приступить к работе, пусть дети разложат на листе картона лоскутки ткани так, как они будут наклеены, то есть в виде домика. Во время работы детей педагог помогает малышам, которые испытывают затруднения.

9. Итог занятия.

Что вы запомнили? Что вам понравилось?

Дети вспоминают, о чем говорилось на занятии, рассказывают, чему они научились, что им особенно понравилось, какие они запомнили.

На дом дается задание найти и запомнить материалы, различные на ощупь , которые есть дома, а потом нарисовать понравившиеся на ощупь предметы .

Конспект занятия по познавательному развитию детей в группе раннего возраста

«Твердое-мягкое»

Цель : формировать знания о качестве предметов

Задачи :

Образовательные :

Учить способам обследования предметов, включая простейшее экспериментирование;

Закреплять умение различать и называть качества предметов : «мягкий» - « твердый » ;

Активизировать в речи детей слова «мнется» , «нельзя мять» ;

Упражнять в рисовании пальчиком на манке предмет круглой формы;

Развивающие :

Продолжать развивать каналы восприятия : кинестетический, визуальный и аудиальный;

Обогащать тактильные ощущения детей ;

Способствовать развитию мелкой моторики и ориентировки в пространстве;

Регулировать мышечный тонус с помощью игрового массажа;

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Приучать детей к вежливости : здороваться, прощаться;

Создать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы;

Материалы и оборудование : Игрушка (медведь, велосипед детский, дидактический фартук для педагога, рюкзак детский, контейнеры с соленым тестом и камешками, корзинка с орешками и ягодой, цветные коврики с жёстким и мягким наполнителем, цветные тарелочки с манкой, воздушные шары с изображением улыбок, аудиозапись, магнитофон.

Предварительная работа :

Знакомство с соленым тестом.

- Игра : «Чудесный мешочек»

Рисование на песке

Обследование мягких и твёрдых предметов

Дидактическая игра «Разноцветные коврики»

Ход непрерывно-образовательной деятельности

Воспитатель входит в группу в красивом наряде .

Организация детей : стоя на ковре

Мотивация

Воспитатель : Ребята, кто у меня нарисован на кофточке? (Ответы детей ) Правильно, это Мишка. Я скажу вам по секрету, что Мишка сегодня собирался к нам приехать в гости, но никак не проснется. Весна уже наступила, а он всё спит. Давайте разбудим Мишку вместе?

Игра «Разбудим мишку»

Мишка просыпается, (дети потягиваются)

К детям собирается.

Вымыл ножки, (поглаживание ног)

Застегнул сапожки

И коленочки потер,

Как учил его бобер, (массируют колени)

Вымыл носик, (поглаживание носа)

Глазки, (проводят указательным пальцем по линии бровей)

Ушки, (растирание правой и левой мочки уха)

Вытерся – и стало сухо! (проглаживают два раза ладонями от плеча до локтей. Разводят руки в стороны )

Воспитатель : Молодцы! А вот он уже и едет, слышите? (За дверями раздаётся сигнал велосипеда) .

Пойду, открою дверь. (Мишка с рюкзаком на велосипеде въезжает в группу )

Мишка : Здравствуйте!

Воспитатель : Здравствуй, Мишка. Ребята, давайте поздороваемся с Мишкой. (Дети здороваются) .

Воспитатель : Мишка, будь любезен, подходи к нам, расскажи, как доехал.

Мишка : Я из леса в гости к вам спешил.

Рюкзак красивый захватил,

Белочки просили передать :

Не скучать, всем поиграть.

(Воспитатель берёт у Мишки рюкзак и открывает его)

Воспитатель : Очень красивый рюкзак! Можно посмотреть, что в нём лежит?

(Мишка кивает головой. Воспитатель достаёт контейнеры на каждого ребенка.

Организация детей : дети стоят за столами, поставленными буквой «П»

(В каждом контейнере лежит кусочек соленого теста и камешек. Воспитатель показывает демонстрационный кусочек теста)

Воспитатель : Что это?

Дети : Тесто.

Воспитатель : Ребята, а как можно узнать мягкое тесто или нет? Что с ним надо сделать?

Дети : Тесто надо взять в руки и помять.

Воспитатель : Возьмите, пожалуйста, каждый по кусочку теста. Помните его руками. Мнётся тесто или нет?

Дети : Да, мнётся.

Воспитатель : Значит тесто, какое?

Дети : Мягкое. (3-4 индивидуальных ответа) .

Воспитатель : Что из теста можно делать?

Дети : Пирожки, булочки

Воспитатель : Положите, пожалуйста, тесто в коробочку.

Воспитатель : Посмотрим, что же еще лежит там? (Ответы детей ) Это – камешки. Мишка хочет, чтобы мы камешки тоже помяли ладошками. Возьмите камешки в руки. Настя, сколько у тебя камешков?

Настя : Один.

Воспитатель : А у тебя, Дима, сколько?

Дима : Один.

Воспитатель : Сколько камешков у Насти, Димы, Ксюши, всех детей вместе ? (много)

Воспитатель : А сейчас все вместе помнём камешки. Их можно мять? Мнутся камешки или нет?

Дети : Нет.

Воспитатель : Ребята, если камешки не мнутся, значит они какие?

Дети : Твёрдые.

Воспитатель : Послушайте, я постучу камешком по столу. Вот какой громкий звук : тук-тук-тук. Давайте вместе скажем громко : тук-тук-тук. А теперь тестом постучу. Почему звука теста не слышно? Потому что тесто, какое? (мягкое) . А камешек, какой? (твердый )

Воспитатель : Теперь положите камешки обратно в контейнер.

Мишка : Какие вы молодцы! Знаете твердые и мягкие предметы .

(Воспитатель делает вид, что Мишка шепчет что-то ему на ухо.)

Воспитатель : Мишке понравились разноцветные коврики в нашей группе . Он спрашивает : что вы с ними делаете? (играем) Ребята, покажем Мишке, как мы играем?

Дидактическая игра «Разные коврики»

Организация детей : стоя на ковре

Пока будет играть музыка - мы будем бегать между ковриками, не наступая на них. Как только музыка закончится, вы встанете на тот коврик, который вам понравится больше всего. Игра повторяется 2 раза. Воспитатель задает сопутствующие вопросы детям : На каком коврике ты стоишь : на твердом или мягком ? А какого он цвета? (3-4 индивидуальных ответа)

Воспитатель : Дети, Мишка с Белочками так старались, подарки для нас готовили. Я думаю Мишке нужно тоже в ответ передать подарки для лесных жителей. Только где оно лежит нам нужно с вами поискать. Ну-ка, посмотрите вокруг, кто нашел место где лежат подарки?

Дети обнаруживают корзинку.

Организация детей : стоя вокруг стола

Дидактическая игра : «Тактильная корзинка» .

Воспитатель : Да, в этой корзинке наверняка и лежат наши угощения : орешки и малинка. Необходимо опустить руку в корзинку, найти предмет и назвать его. (Ребёнок на ощупь трогает предмет в корзинке и говорит воспитателю, какой он твёрдый или мягкий.)

Воспитатель : Как думаешь, что это такое? Давай доставать. Это орешек! Какой орешек твёрдый или мягкий?

Дидактическая игра : «Разложи правильно» .

Воспитатель : Посмотрите, какой на мне красивый фартук. Кто нарисован на этом кармашке?(Мишка) А кто на этом? (Белочка) Орешки у нас кто ест? (Белочка) А малину? (Мишка) . Помогите мне разобрать угощения для Мишки и Белочек. Давайте, мы с вами разложим правильно по кармашкам : орешки - Белочке, ягоду – Мишке.

Дети поочередно раскладывают по карманам орехи и ягоды.

Продуктивная деятельность : «Рисование орешков на манке»

Организация детей : стоя за столами

Воспитатель : Какие Вы ребята молодцы! Справились с заданием. Только вот Мишка у нас один, а Белочек много. Давайте мы с вами нарисуем много орешков, чтобы всем Белочкам в лесу хватило. Подойдите к тарелочкам. Какой формы орешек? Нарисуйте в воздухе пальчиком круг. А теперь давайте на манке нарисуем такой же круг. (дети рисуют на манке)

Рефлексия

Воспитатель : Спасибо тебе, Мишка, что поиграл с нами!

Мишка : Пожалуйста! Мне и самому понравилось у вас в гостях. Можно я к вам ещё буду приезжать?

Дети : Да.

Мишка : А теперь мне пора возвращаться домой. До свидания, детвора! (Ребята прощаются, жмут Мишке лапу, воспитатель интересуется у детей какая лапа у мишки : твердая или мягкая )

Сенсорное развитие - это развитие восприятия ребёнка посредством органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния) и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форма, размер, цвет, положение в пространстве, запах, вкус и т.д.).

Сегодня мы рассмотрим игры на развитие тактильных ощущений. Они подойдут и малышам и школьникам. Кроме того, в эти игры можно играть всей семьёй и привлечь к общей игре детей разных возрастов. Только не забывайте малышам немного упрощать задание. Игры подобраны, исходя из минимальных временных и материальных затрат, и должны выполняться на ходу. В дальнейшем сами решайте, во что играть с ребенком.

Вам нужно отобрать по дому вещи, игрушки из разных материалов и форм: резиновые, деревянные, металлические (ложки, например), пластмассовые, тканевые; скользкие, шершавые, теплые, холодные, мягкие и твердые.

Малышам даем в руки, называем и запоминаем. Потом играем. Школьникам – можно сразу усложнять игры, закрывая глаза.

Вспомнить предмет

Нужно прикасаться к руке ребёнка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо, игрушки с разными фактурами, варежки, мочалки, в общем всё, что найдётся в вашем арсенале. А потом прикасаемся снова, но только с закрытыми глазами. Ребёнок должен вспомнить своё ощущение и назвать этот предмет.

Сенсорные игрушки

Здесь нужно проявить немножко фантазии и сделать небольшие игрушки с различными наполнителями. Ребёнку будет интересно щупать их через ткань, это станет своего рода массажем для активных зон ручек.

В качестве наполнителей можно использовать фасоль, гречку, горох, макароны с завитушками, ракушками, спиралями, пуговицы, монетки, бусины.


Предлагаю несколько вариантов:

1. Самое простое: обычные воздушные шары. Постарайтесь выбрать поплотнее. Помимо вышеперечисленных наполнителей, шарики можно заполнить водой, крахмалом, мукой, манкой и тестом для лепки (мука+вода+соль).

Кстати, шарики с крахмалом делали ещё наши бабушки и мамы в советские времена.

Заменителями шариков могут стать резиновые перчатки.

2. В качестве мешочков можно использовать уже не нужные детские носочки.
3. Солнышко. Шьётся довольно просто: два одинаковых по размеру круга и по периметру лучики, которые можно сделать из разных лент, тесьмы и ткани. В основу солнышка положите несколько горошин, пуговиц или бусин, можно разного размера. А если сделать без лучиков, получится колобок.

Особо творческие мамы, обладающие швейной машиной и навыками шитья, могут создать книжки и коврики для малышей с аппликациями из разных тканей, с пуговицами и застёжками...

В общем, всё зависит от вашей фантазии и имеющихся материалов.

Игры с водой

Эти игры весело проводить в ванной.

Как играть:

1. Разливать воду по разным ёмкостям, переливать из одной в другую, определять, где теплая вода, где холодная.
2. Воспользуйтесь игрушечной посудой, устройте "чаепитие" или "званый ужин", ребёнок будет сам "накладывать еду" или разливать по чашечкам "чай".
3. Предложите поиграть с губкой, выжимать её, можно дать мыло, чтобы намылить губку и "помыть" ванну, стену, кран. Предложите потереть мягкой стороной губки и жёсткой и сравнить ощущения.
4. Предложите малышу помыть себя мочалкой самостоятельно.
5. Предложите школьнику определить, например, сколько чашек воды поместиться в кастрюле?

Мыльные игры

Игры с мыльными пузырями не только интересны малышам, но и помогают развивать моторику рук и осязание. Малыш выполняет сложные для него движения, обмакивая палочки и рамки в раствор.

"Танцы пузырей". Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь (можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и ловите. Пузыри будут словно танцевать на ваших руках.

"Король мыльных пузырей". Смочите мыльным раствором клеёнку, расстеленную на столе, и руки. На "мыльной" клеёнке трубочкой выдувайте пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь и он не лопнет.

Если после первого выдутого пузыря трубочку от коктейля повторно обмакнуть в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри поменьше. Таким образом можно сделать много пузырей-матрёшек.

"Волшебные руки". Делаем кольцо большим и указательными пальцами, обмакиваем в растворе и выдуваем пузыри.

Всё просто. Ловкость рук и никакого мошенничества.

Сейчас в продаже можно найти рамки для пузырей разных форм и размеров: квадраты, овалы, звёздочки, сердечки, облако. Но вы можете сделать их самостоятельно из толстой проволоки.

Узнай фигуру

На столе раскладываем геометрические фигуры, такие же, как лежащие в мешочке (Блоки Дьенеша (толстые, тонкие), палочки Кьюзинера, блоки или одинаковые детальки Лего). Показываем ребёнку любую фигуру, деталь и просим ребёнка нащупать в мешочке и достать такую же.

Для малышей мы сначала вводим понятие «такую же». Показываем одну деталь Лего, потом вторую и говорим, что это такая же. Затем просим отобрать из двух предложенных такую же, как у нас на столе (в руке).

Узнай предмет на ощупь

1. На столе раскладываем или расставляем:

Различные овощи: огурец, помидор, морковь, перец, лук, баклажан...
- посуду: ложки Большие и маленькие, чашки, кружки, чайник, тарелку, блюдце
- одежду: майка, футболка, платье, юбка, шорты...
- игрушки

А теперь закроем глаза и давайте попытаемся определить, что это за предмет.

Позже усложним задачу и будем выбирать предметы определённой формы (круглые, квадратные и т.д.) и размеров(большие, маленькие), можно выбирать по свойствам материалов: пластмассовые предметы, металлические, стеклянные, бумажные, из ткани...

Можно поиграть вместе с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определёнными свойствами.

Это забавная игра скрасит досуг и поможет развить у ребёнка умение, определять на ощупь предметы, их форму и фактуру.

2. Помните, раньше была замечательная игра: водящему завязывали глаза, раскручивали его, он подходил к ближайшему игроку и на ощупь определял, кто это. Эту игру мы модифицируем и будем играть с мебелью (столом, стулом, диваном...). Игра подойдёт для деток от 5 лет и для младших школьников.

Завязываем глаза школьнику, раскручиваем его и подводим к одному из предметов: «Угадай-ка!»

3. В большую коробку складываем мячи разного размера, просим закрыть глаза и поймать, например, большого зайчика или маленького мышонка. Ребёнок научится определять размер предметов и называть его словами.

Найди пару

Игру не сложно сделать самим дома, главное, найти побольше пар образцов, разных на ощупь. Будут нужны различные кусочки ткани, губки и т.п.

Играть можно несколькими способами:

Просим ребенка (малыша - с открытыми глазами, школьника – с закрытыми) найти гладкий или бархатный предмет (кусочек ткани) среди предложенных;

Берем один предмет, а потом на ощупь ищем такой же.

Чтобы игра не надоела, её можно усложнять, добавляя дополнительные признаки к образцам, например, большая круглая пуговица с отверстиями или маленькая круглая с выпуклым рисунком и т. п.

Вот перечень того, что можно использовать для игры (материалы, разные на ощупь):

1. Ткани (какие есть):

Хлопок
- синтетические ткани
- фетр
- вельвет (крупный, мелкий)
- бархат и велюр
- кожа
- гладкая ткань (например, подкладочная)
- флис
- грубая ткань (например, мебельная для обивки)
- любая "колючая" ткань
- ткань с пайетками
- шелк и атлас
- мех
- ткань с рельефом
- ткань ворсистая (как овечка).

2. Пуговицы различных формы и размеров.

3. Липучки с обеих сторон.

4. Бархатная и фактурная бумага.

5. Вата или ватные диски.

6. Нитки или пряжа.

7. Клеёнка и полиэтиленовый пакет.

9. Мелкие стразы на липкой ленте (продаются в магазинах).

10. Кусочек резинового коврика.

11. Мочалка.

13. Косточки от персиков, от абрикос…

Образцы можно оставить как есть, а можно приклеить к одинаковым кусочкам плотной бумаги и у вас получатся замечательные карточки.

Вышеперечисленные игрушки очень просто сделать самим без серьёзных финансовых затрат, и под силу любой маме.

Сенсорные коробки

Дети любят возиться в песке, копать, строить замки, дороги... Но кто из родителей решиться устроить дома песочницу, чтобы она была доступна ребёнку круглый год и в любую погоду? Ответ очевиден.

Есть экологичный заменитель песка - кинетический песок, но он достаточно дорогой. Можно сделать вполне экономичный альтернативный вариант - сенсорную коробку.

Сенсорная коробка представляет собой пластиковую ёмкость, которая заполняется различными материалами.

В продаже сейчас много контейнеров, подходящих для этой цели. Отдавайте предпочтение прямоугольным коробкам. Внимательно посмотрите, какая высота коробки будет удобна для вашего ребёнка, чтобы наполнители и игрушки не высыпались на пол и малышу было удобно с ней играть. И, конечно, должна быть крышка, чтобы не попадала пыль, и у домашних питомцев не появилась возможность туда нырнуть.

Сенсорные коробки могут быть цветными (всё в одном цвете) или тематическими. Тематические коробки наполняем игрушками, относящиеся к выбранной теме. Например, времена года, ферма, пляж и так далее. Таким образом, у нас получится маленький игровой театр с декорациями.

Для совсем маленьких выбираем крупные предметы.

Подборка материалов для вашего миниатюрного театра может стать отдельной увлекательной игрой.

Вот примерный перечень того, что можно насыпать в нашу сокровищницу:


1. Рис или пшено, в первозданном цвете или окрашенные пищевыми красителями (для сенсорных коробок не используйте гуашь, так как некоторые цвета могут окрашивать руки)
2. Фасоль, чечевица, гречка, горох, манка
3. Соль (обычная или соль для ванны. Не берите соль с сильным терпким запахом, чтобы у ребёнка не началась аллергия)
4. Макароны (ракушки, завитушки, спиральки, бабочки и т.д.)
5. Мелкие камешки, галька, ракушки
6. Стеклянные шарики (для аквариумов)
7. Нарезанная бумага, гофрированный картон
8. Ватные шарики 9. Пуговицы
10. Бусины
11. Монетки
12. Каштаны
13. Жёлуди

Может придумаете ещё что-нибудь.

Такая игрушка никогда не надоест. А если это произойдёт, её содержание легко изменить и придумать новый сюжет.

Семинар-практикум из цикла "Мир прикосновений". Для проведения необходимы такие предметы, как ракушки, металлические кнопки, фасоль, деревянные палочки, песок, краски, «волшебные дощечки, перышки, кусочки ваты, камни с острыми краями, пластилин,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

по теме

«Экспериментирование с предметами»

(из цикла «Мир прикосновений)

Педагог-психолог Шамонова С. А.

Первое занятие.

  1. Цели и задачи по данной теме.
  2. Диагностические упражнения для изучения умений детей.

1. Цели и задачи:

  1. Улучшить осознание ребенком самого себя через тактильные ощущения, научить высказывать чувства, которые вызывает соприкосновение с различными поверхностями и материалами.
  2. Расширить опыт тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения, развить умение дифференцировать осязательные ощущения.
  3. Развить у детей умение выражать свое эмоциональное состояние, чувства через прикосновение.
  4. По мере накопления опыта тактильного восприятия, учить взаимодействовать, экспериментировать с различными предметами.

2. Методы и приемы руководства деятельности детей.

На первом занятии дети сначала учатся высказываться о том, что ощущают, соприкасаясь с разными материалами, затем мы даем возможность самостоятельно обследовать предметы, при этом поддерживая активность детей и подсказывая способы обследования (сжать, погладить). В беседе создаем непринужденную атмосферу, чтобы каждый ребенок мог высказаться; обращаем внимание детей на то, чтобы они слушали товарищей, обменивались мнениями.

Упражнение «Прогулка вслепую», русская народная игра «Катай каравай» помогают научиться ориентироваться в окружающем пространстве без участия зрения, и дети начинают себя чувствовать увереннее в помещении, получают новые впечатления. Это делает их более восприимчивыми.

Для обследования лучше выбрать различающиеся на ощупь объекты (не более пяти-семи и не менее трех). Если дети затрудняются описать ощущения, воспитатель начинает первым: «Я чувствую перед собой что-то твердое, гладкое, сделанное из дерева и т.п. Мне это напоминает... Этот предмет мне знаком... Мне приятно прикасаться к нему». Во время «прогулки» каждый ребенок должен описать свои ощущения, поэтому взрослый обращается с вопросами к одному ребенку, называя его имя. Опрашиваем двух-трех детей, побуждаем их сравнить свои ощущения с ощущениями других детей.

Для занятия «Праздник мягких игрушек» предложили детям принести из дома свои любимые мягкие игрушки и расположить их в разных игровых уголках. Перед занятием сообщаем детям от лица гнома о празднике мягких игрушек, обсуждаем, что понадобится для праздника и чем будем угощать гостей. Важно, чтобы дети как можно больше игрушек обследовали на ощупь.

При подготовке угощения дети имеют возможность получить разнообразные ощущения.

Каждому ребенку даем возможность пощупать травяной сбор (когда он сухой и потом, когда чай выпьют и заварка будет мокрой, разбухнет), потрогать пальцем варенье, понюхать его, сравнить запахи, дотронуться до заварного чайника, когда он холодный и когда он теплый. Можно вместе приготовить морс из варенья - разной окраски, температуры, вкуса. Позволяем детям действовать самостоятельно и получать разные сенсорные ощущения. Дети получают и зрительные ощущения: они что-то разглядывают через стеклянный чайник, смотрят, как заливается вода, как оседают разбухшие листья травы, как тянется варенье при раскладывании. Стимулируем и аудиальную модальность: побуждаем прислушаться, как льется и булькает вода при заваривании чая, как позвякивает посуда. Акцент делаем не на рассуждениях, а на чувственном опыте, который получает ребенок.

Представляя свою игрушку другим детям, ребенок учится заявлять о себе. Каждую игрушку передают из рук в руки по кругу, чтобы дети обследовали ее на ощупь

«Приготовление теста» - совместная деятельность. Каждый продукт передаем из рук в руки по кругу, и дети самостоятельно его обследуют, при этом помогаем наводящими вопросами (сухая мука или влажная? Песок гладкий или шероховатый?) Акцент делаем не на приобретении знаний о качествах и свойствах продуктов, а на обогащении чувственного опыта ребенка. При обследовании натуральных продуктов ребенок получает очень важные для него сенсорные ощущения. Воспитатель обращает внимание детей на то, как меняются качества продуктов при их смешивании. Мука была сухой, а при добавлении воды стала жидкой, вязкой массой, и ощущения от прикосновения к ней меняются. Дети получают разнообразные приятные ощущения (тесто мягкое, гибкое, пластичное, вязкое, прилипает, тянется), что позволяет им расслабиться, сближает их.

Игры с водой дают хороший расслабляющий эффект, что особенно важно в работе с неуверенными детьми, которые всегда находятся в напряжении. Это своеобразный мостик между ощущениями и чувствами. Ребенок после игр с водой способен открыто выражать свои чувства.

Для игр подбираем камни и раковины разной конфигурации с характерными деталями, чтобы дети могли узнать их на ощупь.

В игре «Буря» побуждаем детей спокойно действовать как поочередно, так и всем вместе. В процессе игры стимулируем и аудиальную модальность: прислушиваемся, как булькает вода, когда дует один или дуют все. Напоминаем детям о правиле: кораблики не должны утонуть. Просим детей определить, легкие кораблики или тяжелые, сравнив их с камешками.

Игры с песком дают детям прекрасный тактильный и кинестетический опыт, помогают снять внутреннее напряжение. Песок вызывает приятные ощущения в пальцах, ладонях, кистях. Когда песок сухой, он очень приятен на ощупь. Ребенок, испытывая удовольствие, открывается и может выразить свои чувства вербальным и невербальным (например, в ходе строительства) способом.

В игре «Ищем клады» обращаем внимание на то, чтобы дети соблюдали правило: прежде чем достать предмет, нужно описать, какой он на ощупь, узнать его. В этом случае происходит перевод из кинестетической модальности в аудиальную. Я даю образец описания предмета (гладкий или шероховатый, мягкий или твердый, теплый или холодный, какой формы - круглый, с ровными или с острыми краями). Помогаю детям вопросами, не заставляя давать полное описание предмета, избегая оценок. (Ну что же ты не угадал!) Одновременно могут играть двое-трое детей. Предмет в песке ребенок ищет двумя руками одновременно.

Для игры с тактильными дощечками раскладываю на столах по кругу, чтобы дети могли переходить с места на место и обследовать дощечки одну за другой. Дощечкам желательно дать название (мех, картон и т.д.).

В игре «Найди пару» использую различные варианты: я называю дощечку, дети находят пару на ощупь или показываю дощечку, а дети находят парную с закрытыми глазами.

На занятиях также используются такие материалы, как пластилин, краски. В процессе работы ребенок осознает свою индивидуальность, а также учится понимать другого человека.

3. Диагностические упражнения для изучения умений детей.

Мы собрали данные о тактильном опыте детей, отмечая их отношения к материалам разной тек структуры (мягким, шероховатым).

Для изучения опыта тактильного восприятия детей мы использовали следующие ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. «Найди предмет». Предлагаем ребенку вынуть из мешочка тот предмет, который назову. Также предлагаем нащупать рукой еще какой-нибудь предмет, описать свои ощущения и определить, что это за предмет, не вынимая его из мешка.

Предметы на ощупь могут быть: твердыми, мягкими, теплыми, холодными, гладкими, шероховатыми, шишковатыми, колючими, цепляющимися, острыми, пушистыми, скользкими, липкими, вязкими, клейкими, грубыми, тонкими, шелковистыми, резиновыми, деревянными, стеклянными и т.д.

  1. «Найди такой же». Необходимо рассмотреть предметы и выбрать тот, который понравился, обследовать его и найти на ощупь такой же в волшебном мешочке.

Результаты занятий по теме «Мир прикосновений»

Большее количество детей стало проявлять значительный интерес к объектам ближайшего окружения, при этом они научились высказывать чувства, которые вызывает соприкосновение с различными поверхностями и материалами.

Дети умеют различать предметы разной фактуры, различные поверхности, распознавать тактильные сигналы и выражать свое состояние, свои внутренние стремления прикосновениями. В результате чего снимается внутреннее напряжение, страх общения с малознакомыми объектами, боязнь тактильного контакта. У детей формируется установка на позитивное взаимодействие со сверстниками.

Второе занятие.

  1. Выставка предметов для экспериментирования.

2. Передача практических навыков и умений, необходимых для организации деятельности детей.

1 . Выставка предметов для экспериментирования.

На выставке представлены такие предметы, как перышко, кусочек ваты, камни с острыми краями, пластилин, кусочек веревки, ракушки, металлические кнопки, фасоль, деревянная палочка, песок, краски, «волшебные дощечки».

2 . Передача практических навыков и умений, необходимых для организации деятельности детей.

1 часть.

Участники сидят по кругу и передают предметы, обследуя их на ощупь. Ведущий рассказывает историю гнома Ладошки в сказочной стране (используется отрывок занятия).

Гном отправился в сказочную страну за волшебным перышком, которое исполняет любое желание. Летел он туда на белом облачке, вот таком... (Передают кусочек ваты.) Какое оно было? (Пушистое, мягкое, теплое.) Облако опустилось (показывают, как), посадило гнома на верхушку скалы. Карабкался долго гном по горам, по камням, и были они вот такие... (Передают камень с острыми краями.) Какие они были? (Острые, твердые, грубые, шероховатые.) Вдруг видит: сидит на камне, вот таком (показывают камень с узорами), какое-то существо и плачет. Пожалел его гном, дотронулся до него рукой, и было оно вот таким... (Кусочек пластилина.) Каким он было? (Липким, мягким, эластичным, вязким.) Существо звали Ли-пик. Он очень хотел иметь друга и мог стать таким, каким друг захочет: вылепить из него можно было все, что угодно (лепят шарик). Ли-пик показал дорогу гному к сказочной птице.

Проходя через пустыню, гном встретил змейку, которая грелась на солнышке. И была она вот такая... (Передают кусок веревки.) Какой она была на ощупь? (Плотная, шероховатая.) Она могла затаиться и стать прямой, как палочка, могла свернуться колечком, могла ползти, извиваясь (показывают). Ей очень хотелось найти такую же змейку, как она. Змейка доползла с гномом до речки и вернулась в пустыню.

На берегу гном увидел улитку, которая жила в ракушке, был у нее домик. Вот такой... (Показывают раковину.)

Какой был ее дом? (Гладкий внутри, с острыми краями снаружи, шероховатый, жесткий ломкий.)

Переплыл гном реку и пошел через поле. Там он встретил фасолинку, которая одиноко лежала на земле (всех ее сестричек собрали, а ее забыли). Была она вот такой... (Передают фасоль.) Какой? (Гладкой, жесткой.)

Проходя через пещеру, гном увидел бусинку, которая закатилась под камешек и затерялась. Была она вот такой... (Показывают бусинку.) Какой она была? (Гладкой или с узорами твердой.) Она была очень красивой (показывают), но печальной, потому что кому нужна красота, если некому на нее смотреть.

На дороге, что вела к лесу, где жила сказочная птица, гном нашел кнопочку, вот такую... (Показывают металлическую кнопку для одежды.) Какой она была? (Холодной, гладкой, с дырочками, круглой, твердой.) Кнопка искала свою вторую половинку.

В лесу гном встретил девочку, и была она вот такая... (Показывают деревянную палочку.) Какой она была? (Тонкой, гладкой.) Она была маленькой и хрупкой, заблудилась в лесу, отстала от своих братьев и сестричек. Девочка проводила гнома до волшебного луга, на котором сидела сказочная птица. Была она неприметной внешне - серенькой, с белой грудкой, но обладала большой силой. Она уже знала, зачем пришел гном в сказочную страну. Гном был ей очень симпатичен, и птица вспорхнула и полетела. А гном поднял вверх голову и увидел, что сверху летит к нему, покачиваясь, волшебное перышко. (Показываю, как летит.) Положил гном его на ладошку, и было оно вот таким... (Передают его с ладошки на ладошку, поглаживая пальчиком.) Каким оно было? (Мягким, пушистым, гладким, легким, теплым.) Только хотел гном загадать свое желание, как вспомнил про всех, кого он встретил на своем пути. И у всех жителей было одно желание - найти себе друга. Тогда пожелал гном всем им найти себе друзей, сдунул перышко с ладошки и радостный, полетел на пушистом облачке к себе домой.

2 часть.

Работа с красками.

Участникам предлагаются разведенные до консистенции жидкой сметаны краски (гуашь) четырех различных цветов. На чистые альбомные листы выливаются краски разных цветов, затем лист складывается пополам. Через несколько секунд лист разворачивается, в полученном цветовом пятне угадываются различные изображения.

3 часть.

Работа с пластилином.

Инструкция.

«Закройте глаза, пальцы станут более чувствительными к пластилину.

Разминайте его пальцами, ладонью, тыльной поверхностью кистей. Посидите немного, положив руки на пластилин. Сделайте два глубоких вдоха. Ощутите кусок пластилина таким, какой он есть, «подружитесь» с ним. Ощупайте его: он гладкий? Теплый? Плотный? Выпуклый? Влажный? Сухой? Легкий или тяжелый? Отщипните кусочек двумя руками. Делайте это сначала медленно, затем быстрее. Отщипните большие и маленькие куски, сожмите, а потом разгладьте пластилин. Ощупайте те места, которые вы разгладили. Слепите шар и проткните его сначала одной рукой, затем другой. Ударяйте по пластилину, шлепайте по нему, ощупывая гладкие места, которые образовались после похлопывания. Еще раз потрогайте весь кусок. Работа с пластилином подошла к концу».


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.