Елена Змановская - Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). Коррекционная работа школьного психолога с детьми, склонными к обману и воровству

А. Айхорн
М.: Апрель Пресс, ЭКСМО, 2001

На российском книжном рынке книга под названием «Трудный подросток», которая к тому же, как это указано в аннотации, принадлежит перу известного зарубежного психолога, просто обречена на успех. Подростковый возраст вообще принято считать трудным, а в наше непростое время трудный, проблемный подросток - скорее правило, чем исключение. Поэтому книга наверняка привлечет внимание сотен и тысяч педагогов, психологов, родителей, озабоченных подростковыми проблемами и стремящихся понять их психологическую природу.
Увы, 99% читателей рискуют испытать разочарование. Август Айхорн (правильнее - Айххорн) - специалист весьма специфического профиля, и его работа предназначена отнюдь не массовой аудитории, а скорее узкому кругу коллег-единомышленников.
Последователь Фрейда (который даже предпослал книге собственное предисловие), Айхорн принадлежит, так сказать, ко второму эшелону психоаналитиков и известен главным образом как организатор воспитательных центров психоаналитической ориентации для несовершеннолетних правонарушителей (в книге речь идет именно о них, то есть
о категории достаточно узкой, а не просто о подростках с психологическими проблемами).
Книга увидела свет (естественно, на немецком языке) в 1925 году, в 1933 году была переведена на английский (об этом факте - если он им, конечно, известен - наши издатели скромно умалчивают). Совершенно очевидно, что венский малолетний преступник первой четверти ХХ века и российский школьник начала ХХI века психологически гораздо более различны, нежели схожи. Так что давняя работа Айхорна, упакованная как психологическая новинка, представляет скорей историко-научный интерес. Ее последнее издание на немецком языке было выпущено малым тиражом в 1987 году и по сей день потихоньку распродается.
Нашим издателям попал в руки английский текст, и перевод, вопреки элементарной издательской корректности и здравому смыслу, сделан именно с него. Похоже, издательство просто решило с наименьшими затратами снять сливки с «доконвенционного» пласта психологической литературы, который не требует покупки авторских прав.
Читатель, не разделяющий фрейдистских представлений о социализации либо просто с ними незнакомый, может поначалу заинтересоваться приводимыми в книге жизненными примерами, но на их толковании либо заскучает, либо отложит книгу в недоумении. Многим попытки выведения психологических проблем трудного подростка из подавленных инцестуальных фантазий покажутся спорными. А кому-то и само такое толкование может показаться не очень здоровой фантазией. У психоаналитиков на это готов беспроигрышный ответ: «Вы отвергаете наши выводы, потому что сами страшитесь найти в себе указанные тенденции». Найти их, кстати, при желании совсем нетрудно. Вот только одна цитата. «Существуют две тенденции в развитии эдипова комплекса - позитивная и негативная, а в некоторых случаях - смешанная». Иными словами, что бы с вами ни происходило, любую тенденцию можно вывести из одного корня.
Таким образом, книга, безусловно, будет весьма интересна психологам, тяготеющим к фрейдистской ориентации и стремящимся расширить свою эрудицию в данной сфере. Поскольку таковых сегодня в нашей стране многие тысячи, книга Айхорна, изданная довольно скромным тиражом, наверняка найдет своего читателя и будет успешно распродана.

Таким образом, нарушение ранних объектных отношений приводит к серьезному личностному расстройству, переживаемому как неспособность к установлению привязанности и признанию авторитетов.

Несмотря на очевидное сходство, О. Кернберг отмечает психологическую неоднородность самой группы "антисоциальная личность" и предлагает выделять в ней несколько диагностических подгрупп.

Если собственно антисоциальное расстройство не выявлено, может иметь место так называемый злокачественный нарциссизм. Он проявляется в типичном нарциссическом расстройстве личности (грандиозность, превосходство Я), характерологически укорененной агрессии (садизме к другим или направленной на себя агрессии), параноидальных тенденциях и убежденности в собственной правоте. В отличие от антисоциальной личности как таковой при злокачественном нарциссизме сохраняется потенциал привязанности и участия к другим людям или ощущение вины. Такие люди могут понять наличие у других моральных убеждений, могут иметь реалистичное отношение к своему прошлому и планировать будущее.

Следующая группа включает антисоциальное поведение при других расстройствах личности (инфантильное, истероидное и др.).

В случае невротического расстройства личности антисоциальное поведение происходит из бессознательного чувства вины, что нередко может выглядеть как личная драма. Например, человек ворует мелкие предметы на работе, боясь разоблачения и увольнения.

Антисоциальное поведение можно рассматривать и как часть симптоматического невроза в форме подросткового бунтарства, нарушения адаптации под влиянием окружения, облегчающего перевод психических конфликтов в антисоциальное поведение.

Наконец, это могут быть диссоциальные реакции - некритичная адаптация к социальной подгруппе с антисоциальным поведением.

Таким образом, такая психологическая реальность, как делинквентное поведение личности, содержит в себе как общие закономерности, так и выраженное индивидуальное своеобразие.

В обращении с делинквентными личностями целесообразно (насколько это возможно) игнорировать как их недоверие, так и провокации наказания. Следует исходить из того, что "они не умеют сдерживаться, но имеют страстное искаженное желание привязанности" , не удовлетворенное в раннем детстве.

Заканчивая данную главу, хочется отметить, что в настоящее время преступность в России представляет одну из наиболее больных общественных проблем. К 1996–1998 гг. уровень преступности в нашей стране достиг рекордно высокого рубежа 2,5 - 3 млн преступлений в год, хотя и стабилизировался на этом уровне, возможно, достигнув так называемого уровня насыщения преступности. Одновременно с количественным ростом наметились крайне опасные тенденции: увеличение доли тяжких преступлений; рост подростковой преступности; рост организованной преступности. Например, в 1997 г. Министерство внутренних дел РФ зарегистрировало более 12 тыс. организованных преступных групп .

Проблема антиобщественного поведения существует не только как абстрактное социальное явление. Повседневная жизнь ставит перед каждым из нас непростые задачи: не поддаться влиянию криминогенной обстановки, избежать страха, защитить себя и свою семью, воспитать законопослушание в детях, помочь людям (вставшим на путь нарушения закона) вернуться в общество. Поставленные задачи требуют огромных усилий со стороны государства и его граждан. Одновременно с этим решение проблемы преступности тесно связано с серьезным научным осмыслением противоправного поведения как отклоняющегося поведения личности.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте основные понятия, связанные с противоправным поведением личности.

2. Перечислите основные формы делинквентного поведения и типы правонарушителей.

3. Перечислите внешние и внутренние условия делинквентного поведения.

4. Какова специфическая мотивация антиобщественного поведения?

5. Что стоит за термином "антисоциальная личность"?

1. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. - М., 1991.

2. Айхорн А. Трудный подросток. - М., 2001.

3. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Побег из дома и бродяжничество. - Свердловск, 1988.

4. Девиантность и социальный контроль в России (XIX–XX вв.): Тенденции и социологическое осмысление. - СПб., 2000.

5. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М., 1981.

6. Дроздов А.Ю. На экране и вне его: Социально-психологические аспекты влияния телевидения // Психол. газета. - № 37, октябрь 1998.

7. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. - М., 1998.

8. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 1979.

9. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. - Минск, 1988.

10. Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. - М., 1992.

11. Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М., 1986.

12. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. - М., 1998.

13. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: Норма и патология. - М., 1982.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Каждый член группы, по возможности, должен занять место слушателя.

Затем организуется обсуждение о том, что каждый из участников чувствовал и думал в процессе выполнения задания.

После этого делаются выводы,чтобы поддержать позитивную самооценку, для этого используются разные стратегии. Например, подчеркивается свой позитивный опыт, избегая постановки глобальных целей, обесцениваем других и др. Таким образом, человек формирует несколько образов «Я», строит гибкую и устойчивую самооценку, выстраивая иерархию образов «Я».

Целью моделирование своего образа является дать подростку в будущем возможность осознать свои силы, построить модель из неструктурированного материала образа «Я» в будущем.

Предлагается подросткам вылепить из пластилина или нарисовать модель своего образа «Я» в будущем. Затем происходит обсуждение, где каждый участник называет фигуру и рассказывает о ней. После делаются выводы о

создании материального образа выносится вовне переживания подростка и дается возможность их отрефлексировать.

Построение идеального образа будущего повышает самооценку в настоящем и актуализирует более точное представление о себе. Целью является - научить подростков неагрессивно настаивать на своем. Задачи включают в себя:

Идентифицировать общеизвестные ситуации, когда требуется неагрессивно настаивать на своем;

Идентифицировать тактики убеждения; упражняться в навыках вербального неагрессивного настаивания на своем;

Упражняться в невербальных навыках неагрессивного настаивания на своем.

Проводится «Мозговой штурм». Перечисляются общеизвестные ситуации, когда людям трудно неагрессивно настаивать на своем. Например: сказать «нет» другу; выразить мнение, не совпадающее с мнением другого; попросить снисхождения для себя, попросить об одолжении; сказать человеку, что в нем есть что-то, что сводит вас с ума; высказать претензии; вернуть обратно некачественный товар, купленный вами; сказать продавцу, что он вас обсчитал; сказать учителю или родителю, что он поступил нечестно.

Делаются выводы, что на приведенные выше ситуации можно реагировать тремя разными способами. Первый - быть пассивным, то есть никак не реагировать. Такое пассивное поведение предполагает избегание конфронтации, игнорирование ситуации или предоставление активности другому человеку. Второй - агрессивное поведение. Это включает атаку на другого человека, чрезмерное реагирование. Третий - неагрессивное настаивание на своем, которое предполагает умение постоять за свои права, честно и открыто выразить себя, свое отношение и быть ответственным за свое поведение.

Рассказываем о существовании разные причин того, почему люди иногда не настаивают на своих правах и не выражают свои чувства. Например: не хотят начинать спор или ссору; не хотят устраивать сцен; боятся, что будут выглядеть глупо; не хотят оказаться замешанными в драку; не хотят оскорбить другого человека; рационализируют, говоря, что на самом деле это не так уж важно, чтобы вокруг этого создавать проблему.

Рассматриваются выгоды неагрессивного настаивания на своем. Ведётся опрос детей, какие преимущества, по их мнению, можно получить, умея неагрессивно настаивать на своем. Предлагается их выписать на лист.

Даются примеры ряда преимуществ: личное удовлетворение; повышение вероятности того, что вы получите то, что хотите; возрастающая самооценка; повышение чувства контроля за своей жизнью; понижение тревоги из-за межличностных конфликтов; повышение способности стоять за свои права и не допускать, чтобы люди брали над вами верх; уважение и симпатия со стороны окружающих.

Предлагаются упражнения для выработки вербальных навыков неагрессивного настаивания на своем

Настаивание на своем включает обучение умению сказать «нет» или стоять на своем, когда что-то требуют или просят. Умение сказать «нет» включает три компонента:

а) скажите о вашей позиции;

б) назовите причины или суждения в пользу этой позиции;

в) признайте позицию и чувства другого человека. Другая область неагрессивного настаивания на своем

Включает умение попросить об одолжении или настаивать на своих правах:

а) скажите о том, что ситуация или проблема должна быть изменена;

б) потребуйте, чтобы ситуация была изменена или проблема разрешена.

Последний навык включает умение выражать чувства, как положительные, так и отрицательные. Например: «Ты мне нравишься на самом деле», «Я на тебя очень зол», «Я ценю, что ты это сказал», «Это меня на самом деле злит» и т.д. Я высказывания отражают неагрессивное настаивание на своем: я чувствую; я хочу; мне не нравится; я могу; я согласен.

Предлагаем разыграть сценки, иллюстрирующие вербальный навык неагрессивного настаивания на своем.

Предлагаем упражнения по выработке невербальных навыков неагрессивного настаивания на своем. Просим идентифицировать и поупражняться в следующих невербальных навыках неагрессивного настаивания на своем, предполагающих как словесное высказывание, так и соответствующее невербальное сопровождение: громкость голоса; поток произносимых слов; контакт глаз; выражение лица; положение тела (позы); дистанция.

Предлагаем подростков разыграть ситуации, приведенные выше, но на этот раз сконцентрироваться на невербальных компонентах.

Делаем выводы о том, что неагрессивное настаивание на своем служит вашим интересам, отстаивающим права, позволяющим открыто и честно выражать себя и при этом не задевать прав других людей.

Повышает вероятность получения того, что в жизни надо, и приносит личное удовлетворение.

Неагрессивное настаивание на своем включает невербальные и вербальные компоненты и может быть сформировано путем упражнений.

Вторая серия состоит из 8 занятий.

№ занятия

1. Введение. На занятиях будем говорить: * о добрых взаимоотношениях в классе; * о том, как важно уважать себя и других; * о том, как не позволять обижать себя и других. 2. Примеры ситуаций, фильм (фрагмент к/ф режиссера Р. Быкова «Чучело»). 3. Анкетирование.

1. Обсуждение результатов анкетирования. 2. Агрессия и агрессивное поведение: формы проявления и чем опасна агрессия; как различать шутку, игру и агрессивные действия?

1. Кто и почему чаще всего становится жертвой агрессии? Просмотр фрагментов к/ф «Чучело», «Адажио». За что дразнят: * самый слабый; " непохожий на других; * новичок… 2. Кто и почему становится агрессором? Работа в группах. Портрет агрессора. Причины агрессии. 3. Анкетирование.

1. Что можно сделать, чтобы остановить агрессию? Анализ результатов анкетирования. * Как помочь жертве? * Как помочь агрессору исправиться? * Как улучшить взаимоотношения в классе, в школе? Возможные способы: * определить стратегии поведения; * ящик сообщений; * правила поведения класса (предложения).

1. Принятие Правил класса. Просмотр м/ф «Крошка Енот», правило Крошки Енота. * Каким образом можно выполнять правило? * Иллюстрирование (по подгруппам)

1. Работа с Правилами класса. 2. Обмен мнениями

Обучение выбору адекватной стратегии поведения. * Тренинг социальных навыков. Методика «Город разных точек зрения»

Подведение итогов. Результаты анкетирования

С целью повышения эффективности работы с несовершеннолетними в Железнодорожном районе г. Ульяновска было проведено тестирование и анкетирование 18 мальчиков и 12 девочек, результаты указали на склонность к агрессивному поведению.

Работа с ними проводилась в несколько этапов и за основу была взята вышеупомянутая программа.

1-2 день .

I этап - комплекс мероприятий, направленных на поддержание позитивной самооценки:

1. Групповая дискуссия (2 часа).

2. Упражнение «Говорим друг другу комплименты».

3-4 день .

II этап - комплекс мероприятий, направленных на выработку умения у участников неагрессивно настаивать на своей точке зрения.

1. Мозговой штурм (1 час 45 минут).

2. Упражнения для выработки вербальных навыков неагрессивного настаивания на своем (1 час).

3. Упражнения по выработке невербальных навыков неагрессивного настаивания на своем (45 минут).

4. Выводы (15-20 минут).

Программа рассчитана на четыре дня. Каждое занятие длится около 2 часов.

В конце программы участникам было предложено ответить на вопросы анкеты (см. Приложение), проинтерпретировать результаты которой можно следующим образом.

На вопрос: «Понравились ли Вам занятия?» 83% мальчиков и 75% девочек ответили, что занятия понравились. 11% опрошенных мальчиков ответили, что скорее занятия им понравились, чем нет. Среди девочек так считает 25%. И только 1 мальчик ответил, что занятия ему не понравились.

Что касается того, что именно понравилось участникам программы, то ответы распределились таким образом: 55% мальчиков и 66% девочек посчитали занятия полезными, 33% мальчиков и 17% девочек рассматривают данные занятия как возможность для общения, а 11% мальчикам и 17% девочек понравилась атмосфера, в которой проходили занятия.

Оценивая результаты занятий, респонденты отметили, что проведенные мероприятия помогли им:

1) почувствовать, что они кому-то нужны (28% мальчиков и 25% девочек);

2) стать более уверенными в своих силах (50% мальчиков и 58% девочек);

3) научить высказывать свою точку зрения без агрессии (22% мальчиков и 17% девочек).

Относительно того, захотели бы участники программы еще раз посетить данные мероприятия, то с удовольствием бы это сделали 50% мальчиков и 83% девочек; а если нужно было бы, то пошли 44% мальчиков и 8% девочек и не знают, пошли бы они или нет 5% мальчиков и 8% девочек.

Практика показывает, что данная программа является достаточно эффективной и полезной при работе с подростками с девиантным поведением и может быть рекомендована к применению в общеобразовательных школах и специализированных центрах для подростков с целью профилактики агрессивного поведения.

Принимая во внимание результаты тестирования и анкетирования, можно подвести промежуточные итоги по данной работе. Во-первых, несмотря на то, что среди мальчиков больший процент тех, кто может быть охарактеризован как подросток с отклоняющимся поведением, тенденция к таким формам девиации как агрессия и аддиктиность у мальчиков и у девочек одинаковая в процентном соотношении, т.е. каких-либо гендерных различий не наблюдается. Кроме того, степень выраженность того или иного отклонения от нормы поведения у девочек несколько выше, чем у мальчиков. Это говорит о том, что если девочки и нарушают нормы, то это может намного серьезнее и опаснее, чем у мальчиков. Во-вторых, при профилактической работе с детьми, склонными к девиантному поведению, большое внимание нужно уделять работе над сохранением у них позитивной самооценке и умению слушать других и высказывать свое мнение спокойно и аргументировано, не поддаваясь влиянию сиюминутно нахлынувших эмоций. Таким образом, умение управлять своими эмоциями - одно из главных условий предотвращения многих форм девиантного поведения, прежде всего агрессии.

Однако надо заметить, что данное исследование нельзя считать полностью завершенным. Оно требует дальнейшей проработки для получения более объективных и достоверных данных.

Эффективности социальной работы с детьми девиантного поведения зависит от многих факторов: материально-технических ресурсов, комплексного подхода к проблеме, развития Законодательной базы, в частности ювенальной юстиции, участия молодёжных, общественных организаций и объединений, деятельности учреждений социального обслуживания; кадрового вопроса, в частности нужны психологи-девиантологи, разбирающиеся в тонкостях проблем несовершеннолетней девиации, организации досуга несовершеннолетних, нужно апробировать новые методики и методы работы.

Закл ючение

Итак, в процессе работы с трудными детьми, подростками педагоги, социальные работники и другие специалисты социальной сферы зачастую сталкиваются с решением задач, связанных с нарушением норм поведения. При этом нередко решение проблем сопровождается обращением за помощью к государственным структурам. Здесь уже главная роль отводится правовой базе, включающей в себя международное законодательство, государственные законы, местные положения, инструкции, методики, программы и т.п. Сегодня у нас есть целый ряд федеральных законодательных программ и правовых документов, таких как «Дети России» (Указ Президента РФ от 18.08.1994 г.), Закон «Об образовании» и др. В нашем регионе существуют и ряд локальных законодательных актов, призванных улучшить положение молодежи в области, например, Закон Ульяновской области от 14.11.2002 №055-30 «Об основах молодежной политики в Ульяновской области» (принят ЗС области 31.10.2002), Закон Ульяновской области от 29.12.2004 №105-30 «Об областной целевой программе «Молодежь» 2005-2010 годы» (принят ЗС области 23.12.2004), Закон Ульяновской области от 30.11.99 №039-30 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (принят ЗС области 25.11.99) и др.

Однако, являясь важной составляющей в решении вопросов, касающихся системы работы с детьми девиантного поведения, законодательные акты не могут рассматриваться как единственное средство для преодоления трудностей, возникающих при взаимодействии с детьми, склонными к отклоняющемуся поведению. Не менее, а даже может быть более значимым в данной ситуации может стать профессионализм работников и те методы, приемы, которые они выбирают для проведения профилактической и иного рода работы с данным контингентом детей. В связи с этим повышается роль педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков, а также проводится разносторонняя работа на только с детьми, но и семьями на базе воспитательной, педагогической, разъяснительной, предупредительной деятельности. В этой связи очень важной представляется работа комиссии по делам несовершеннолетних, чью работу мы попытались проанализировать в практической части нашей работы.

Таким образом, одной из важнейших задач работы с трудным подрастающим поколением в нашей стране является формирование в общественном сознании положительных установок к их неформальным проявлениям, уважительного отношения к детям и подросткам - как к новому поколению будущих граждан России. Соблюдение этих правил может считаться главным профилактическим мероприятием в плане возможности предупреждения социально-негативного поведения молодёжи. Также этому будет способствовать и совместная, целенаправленная работа многих органов и учреждений, работающих на благо будущего поколения. Именно во взаимосвязи всех субъектов социальной работы, начиная от семьи и кончая социальными службами, есть залог успеха решения проблем детей с девиантным поведением.

В данной работе были рассмотрены сущность, содержание социально отклоняющегося (девиантного) поведения человека и причины его возникновения, а также основные направления социально-педагогической деятельности по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения детей и подростков. В частности, был сделан акцент на такой форме девиантного поведения как агрессия. Нами был освещен и проанализирован опыт работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений в Железнодорожном районе г. Ульяновска. Каждое из приведённых направлений имеет свой потенциал в решении проблемы. Успех в деле предупреждения и преодоления социально-негативного поведения несовершеннолетних во многом зависит от того, в какой степени все изложенные направления находят реализацию на практике. Поэтому, мы постарались для проведения практической работы выбрать наиболее распространенные и апробированные методики, но которые в недостаточной степени внедряются в практику. И как показало исследование, данные методики оправдали свои ожидания и дали положительные результаты. Так, в целом, около 60% участвующих в программе по профилактике агрессивного поведения говорили о явной пользе, которая принесла им эта программа: они стали более уверенными в себе, научились слушать других и себя, а для многих это был хороший опыт общения со сверстниками. Конечно, эти изменения достаточно скромные и происходят на локальном уровне (в рамках одной школы, или одного региона), для более глобальных изменений необходимо создание системы, охватывающей семью, образовательные учреждения, административные органы, государственные и негосударственные центры по работе с детьми и подростками, ориентированные на заботу о детях, на их воспитание, предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения. В этом важнейшее значение социальной педагогики.

В заключение следует ещё раз сказать об актуальности социологических исследований, связанных с проблемами подростков с отклоняющимся поведением (ведь это не только асоциальное поведение, но и вредные привычки). Исследования в этой области социологии необходимы для разрешения духовно и морально-нравственного кризиса, который переживает сегодня Россия. Только тщательные и систематические исследования в области подростковой социологии могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть исканий подростков, отрешиться от безусловного осуждения того, что несёт с собой подростковая субкультура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современных подростков.

Нельзя отрицать, что сегодня в стране происходят кризисные явления в структуре семейных связей, так как многие родители не в состоянии обеспечивать своим детям не только социально приемлемой, но и физиологический уровень содержания. Подобные социально-экономические явления. А также распад системы ценностей приводят к вытеснению множества детей на улицу. Такие дети балансируют между нормальной адаптированностью и дезадаптацией (приспособление к среде, ассоциации). Подростков может ждать бродяжничество, проституция, воровство, нищенство, вовлечение в преступный бизнес взрослых, алкоголизм, наркомания. В данной ситуации социальному работнику необходимо выявление таких детей, создания для них места и среды обитания вне улицы, восстановление их социального функционирования создания возможной пассивной возможности их заработка, возвращения их в школу.

Можно выделить прежде всего информационный подход. Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении людей происходит потому, что они не знают их. Такая точка зрения уже сама по себе предопределяет направление профилактических действий и выбор средств, форм и методов их осуществления, а именно: информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, худ. литературу и др. современные средства, их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры. К сожалению, в условиях кризиса переходного периода, ложно понимая принципы гласности и свободы личности, некоторые средства массовой информации благородную миссию по профилактике девиантного поведения не только не выполняют, но порой сами становятся, прямо или косвенно, пропагандистами человеческих пороков, с которыми вынуждено бороться общество. Как видим информационный подход к профилактике отклоняющегося поведения предполагает серьезное переосмысление, прежде всего на государственном уровне, роли и задач всех информационных средств, которыми располагает общество.

Не менее важное значение приобретает в нашем обществе необходимость борьбы с алкоголизмом, а также информирования населения о тяжелых социальных и психоневрологических последствиях пьянства и алкоголизма, особенно той его категории, которая по своим возрастным данным потенциально является наиболее репродуктивной частью общества. Недооценка данного направления информационно-профилактической работы привела к тому, что ныне постоянно увеличивается количество детей, родившихся с психическими отклонениями. В подавляющем большинстве причиной этого является пьянство родителей. Специалистами уже давно отмечено, что дети, зачатые в пьяном виде, отличаются от детей, зачатие которых происходило без токсического действия алкоголя. Эта проблема стала предметом изучения и исследования педиатров, психологов, психотерапевтов, педагогов. Помимо сострадания к судьбе таких детей общество несет и большие материальные затраты по содержанию многих из них в специализированных учреждениях. Поэтому так обостренно встает необходимость профилактической работы с будущими родителями.

В этой связи большую работу могут и должны проводить школы с учениками старших классов, производственно-технические училища и другие учебные заведения, женские консультации, поликлиники, участковые врачи, другие специалисты, различные специализированные объединения и непосредственно специалисты по социальной работе. Неоценимую помощь в пропаганде здорового образа жизни оказали бы целевые выпуски телесюжетов, радиопередач, научно-пропагандистских печатных изданий. Это обстоятельство не только не отрицает важности информационного подхода в профилактике девиантного поведения, но еще более усиливает его значение, если к пониманию его сущности подходить расширительно, распространяя на весь процесс воспитания личности.

Социально-профилактический подход может быть в целом эффективным только тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер. Социальные проблемы, как трудовая занятость населения, вынужденная миграция и беженство, обнищание значительной части населения страны, специфические вопросы социального обеспечения и другие, которые разрешимы лишь на государственном уровне. Принимаемые в настоящее время Правительством Российской Федерации меры пока еще, к сожалению, не дают ожидаемых результатов, что усиливает социальную напряженность и порождает серьезный рост различного рода нарушений социальных норм.

Есть основания надеяться, что в скором времени в социально-экономическом развитии российского общества произойдут перемены к лучшему, которые позволят успешно не только развиваться направлению работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением, но и укрепят в целом всю систему социальной защиты населения России.

Список использованной литературы

1. Айхорн, А. Трудный подросток / А. Айхорн. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2001. - 304 с. - (серия «Как стать психологом»).

2. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства /Ю.А. Александровский. - М.: Медицина, 2000. - 496 с.

3. Байярд, Т. Ваш беспокойный подросток: практ. пособие для отчаявшихся родителей / Т. Байярд // Минская школа. - 2005. - №9. - С. 23-29.

4. Бархерит, Г.Я. Подходы к преодолению осложненного поведения подростков: из опыта работы в СШ №17 г. Лиды / Г.Я. Бархерит // Адукацыя і выхаванне. - 2001. - №3. - С. 19-27.

5. Беглова, Т. Трудна жизнь подростка: урок-тренинг / Т. Беглова // Школьный психолог: прилож. к газ. «Первое сентября». - 2003. - №19 (май). - С. 8-9.

6. Бреева, Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. - 2-е изд./ Е.Б. Бреева - М.: «Дашков и К», 2005. - 212 с.

7. Вахромов, Е. Побег подростков из дома: психологическая коррекция аномального поведения / Е. Вахромов // Школьный психолог: библиотечка «Первого сентября» - 2006. - №3 (9). - С. 3-32.

8. Воздвиженский, С. «Герои Калевалы» / С. Воздвиженский // Народное образование. - 2006. - №3. - С. 161-168.

9. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 240 с. - (Коррекционная педагогика).

10. Востокнутов Н.В., Василевский В.Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психологического развития // Российский психиатрический журнал, 2000. - №2. - С. 11.

11. Гедзь, Е. Профилактика девиантного поведения подростков: психологический тренинг внутригруппового взаимодействия / Е. Гедзь // Школьный психолог: прилож. к газ. «Первое сентября». - 2004. - №29 (авг.). - С. 9-24.

12. Горшкова, Е.А. «Трудный» подросток: на какой козе подъехать? / Е.А. Горшкова // Открытая школа. - 2004. - №5. - С. 28-30.

13. Грехнев, В. Колючие, дерзкие, нетерпеливые / В. Грехнев // Первое сентября. - 2003. - 5 июля. - С. 7.

14. Демушкина, О.П. Социальная работа: курсовые и рефераты / О.П. Демушкина. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 352 с.

16. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками/ Н.Ф. Дивицына. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 288 с.

17. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - №2. - С. 60-72.

18. Ефремов, К. Трудные дети, трудные люди / К. Ефремов // Народное образование. - 2004. - №3. - С. 117-132.

19. Журавлев, Д. Откуда берутся проблемные дети? / Д. Журавлев // Народное образование. - 2005. - №1. - С. 141-147.

20. Зайцева, В. 10 советов родителям подростков // Здоровье детей: прилож. к газ. «Первое сентября». - 2005. - №3 (февр.). - С. 37-39.

21. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2007. - 288 с.

22. Зотова, Л.Э. Стратегия работы с «трудными» школьниками: метод. рекомендации для родителей и учителей / Л.Э. Зотова // Классный руководитель. - 2005. - №4. - С. 53-62.

23. Ковш, Г.И. Профилактика преступлений и правонарушений среди подростков / Г.И. Ковш // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2005. - №3. - С. 41-44.

24. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг. // Российская газета. - 2007. - 2 января.

25. Крайг, Г. Психология развития \ Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)

26. Кропотов, Ю.Д. ММД - не только медицинская проблема // Психологическая газета. - 2000. - №10.

27. Леванова, Е. Некомпетентное воспитание / Е. Леванова // Школьный психолог: прилож. к газ. «Первое сентября». - 2004. - №25-26 (июль). - С. 8-9.

28. Левицкая, Т.Ф. Профилактическая работа в практике социального педагога / Т.Ф. Левицкая // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2006. - №12. - С. 40-42.

29. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания / О.В. Лишин, М.: Академкнига, 2003. - 332 с.

30. Мальгина, Н. Психологическое здоровье и «трудные» подростки / Н. Мальгина // Минская школа. - 2004. - №7. - С. 21-24.

31. Мэш, Э, Вольф. Д. Детская патопсихология: нарушение психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф. - М.: прайм-Еврознак АСТ, 2007. - 512 с. (серия «Большая университетская библиотека»).

32. На ринге с трудным детством / сост. Г.Ф. Балашова. - Мн.: Красико-Принт, 2002. - 176 с. - (Деятельность классного руководителя).

33. Николаева, А.М. Именно эта звезда будет жить!!! / А.М. Николаева // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2006. - №7. - С. 34-38.

34. Ничишина, Т.В. Использование элементов ТРИЗ в воспитательной работе / Т.В. Ничишина // Пачатковая школа. - 2007. - №2. - С. 55-56.

35. Ничишина, Т.В. Социально-психологический практикум в работе с трудными подростками / Т.В. Ничишина // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2006. - №9. - С. 45-49; №10. - С. 54-59.

36. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) / Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М., 2004. С. 141-154.

37. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.362-370

38. Основы профилактики безнадзорности несовершеннолетних: Учебное пособие для ВУЗов/ Под ред. Ф.А. Мустаевой. - М.: Академический проект, 2003. - 208 с. (Руководство практического психолога).

39. Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2006. - 560 с.

40. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. - 7-е изд., доп./ П.Д. Павленок - М.: «Дашков и К», 2007. - 476 с.

41. Паздников, М.А. Предупреждение девиантного поведения подростков / М.А. Паздников // Адукацыя i выхаванне. - 2005. - №12. - С. 7-12.

42. Практикум по возрастной психологии /Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. - СПб: Изд-во РЕЧЬ, 2001. - 688 с.

43. Просвиркин, В.Н. Трудности и проблемы переходного возраста / В.Н. Просвиркин // Начальная школа. - 2005. - №4. - С. 89-94.

44. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.

45. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 656 с.

46. Психотерапия детей и подростков / Под ред. Х. Ремшмидта; Пер. с нем. - М.: Мир, 2000. - 656 с.

47. Пурич-Пейакович, Й. Самоубийство подростков / Й. Пуич-Пейакович. - М.: Медицина. - 2000. - 168 с.

48. Пятаков, Е. «Трудный» подросток: почему у него появляются криминальные установки? / Е. Пятаков // Народное образование. - 2004. - №4. - С. 242-250.

49. Рогаткин, Д. Программы примирения. Новая технология работы с трудными подростками / Д. Рогаткин // Народное образование. - 2006. - №2. - С. 193-201.

50. Сенько, В.Г. Почему они стали такими? / В.Г. Сенько // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2000. - №2. - С. 26-38.

51. Социальные отклонения/ Под ред. Л.Т. Шинелевой, М. - 1997.

52. Станкин, М.И. Как вести в классе разговор с «трудными» / М.И. Станкин // Открытая школа. - 2001. - №1. - С. 30-34; №2. - С. 27-31.

53. Степанов, П. Подростки / П. Степанов // Народное образование. - 2006. - №8. - С. 212-219.

54. Ступиш, С.В. Девиантное поведение подростков: зарубежная практика / С.В. Ступишин // Психологическая служба. - 2004. - №3. - С. 96-102.

55. Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей: Научно-методическое пособие/ Под ред. Л.С. Алексеевой. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. - 176 с.

56. Технология социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240 с.

57. Трохина, О. Труд в радость / О. Трохина // Народное образование. - №10. - С. 231-235.

58. Трубячкова, И. Вернуть подростка в школу! / И. Трубячкова // Открытая школа. - 2003. - №1. - С. 22-25.

59. Филатова, Е.Н. Психологическая диагностика и психологическая коррекция девиантного поведения подростков / Е.Н. Филатова // Пазашкольнае выхаванне. - 2005. - №3. - С. 60-62.

60. Фокина, А.В. Социальный эгоцентризм как компонент подростковой девиантности / А.В. Фокина // Психологическая наука и образование. - 2004. - №2. - С. 20-29.

61. Хахалин, Л. «Со мною что-то происходит…»: трудности подросткового периода / Л. Хахалин // Здоровье детей: прилож. к газ. «Первое сентября». - 2005. - №3 (1-15 февр.). - С. 37-39.

62. Холостова, Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие/ Е.И. Холостова - М.: «Дашков и К», 2006. - 280 с.

63. Шипова, З.А. Родительское собрание «Этот трудный подросток»: классному руководителю / З.А. Шипова // Открытая школа. - 2004. - №1. - С. 49-51.

64. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. - М.: Акад. Проект, 2005. - 336 с. - (Психологические технологии).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы изучения девиантного поведения как социально-педагогической проблемы. Причины возникновения и развития девиантного поведения у девочек-подростков. Организация профилактической работы с девочками-подростками с девиантным поведением.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2013

    Понятие и основные причины девиантного поведения детей и подростков. Особенности подростковых девиаций. Нормативно-правовая база, основные направления, формы и методы социальной поддержки детей с девиантным поведением. Основные уровни профилактики.

    контрольная работа , добавлен 20.07.2011

    Психологические особенности подросткового возраста. Стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних. Различия в детско-родительских отношениях в семьях подростков с девиантным и нормальным поведением.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2013

    Определение общих направлений социальной работы с семьей. Раскрытие сущности семейной социальной работы как фактора преодоления девиантного поведения детей и подростков. Практика ведения социальной работы с семьей, имеющей детей с девиантным поведением.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Характеристика реакций эмансипации, группирования со сверстниками, увеличения как возрастных особенностей поведения трудных подростков. Определение факторов девиантного поведения детей. Работа социального педагога в системе дополнительного образования.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2010

    Отклоняющееся поведения несовершеннолетних. Причины отклонений в поведении ребенка. Ошибки семейного воспитания. Девиантное поведение, его сущность и причины. Направления, формы и методы социально-педагогической работы с детьми с девиантным поведением.

    контрольная работа , добавлен 19.07.2011

    Психолого-педагогические особенности детей с трудностями в поведении. Девиантное поведение и его формы. Аффективные дети. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми. Коррекция аффективного поведения детей. Коррекционные занятия.

    дипломная работа , добавлен 14.12.2006

    Проблемы девиантного поведения младших школьников. Особенности социально-педагогической деятельности по формированию привычек здорового образа жизни у трудных подростков. Разработка программы, направленной на оздоровление детей с отклоняющимся поведением.

    магистерская работа , добавлен 19.07.2011

    Существование взглядов относительно различных форм девиантного поведения. Проблема девиантного поведения. Девиантное поведение подростков – распространённый феномен, присущий процессу социализации и зрелости. Психологические факторы трудновоспитуемости.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2009

    Особенности социализации подростков с осложненным поведением. Классификация категорий и групп. Технологии профилактической и коррекционно-развивающей деятельности в работе с подростками осложненного поведения в условиях общеобразовательной школы.

Годы жизни: 1878-1949

Сегодня именем Августа Айхорна называют школы и медицинские центры по всему миру. Он отец-основатель педагогического психоанализа. Однако Айхорн не родился с «серебряной ложкой во рту» и получил весьма скромное образование. А психоанализом занялся и стал известным уже в зрелом возрасте.

Август Айхорн родился в Вене в скромной католической семье. Отец был банковским служащим, но к моменту рождения сыновей-близнецов остался без работы. Брат Августа умер в 19 лет. Август в это же время стал работать в школе по специальности - учителем начальных классов.

После Первой мировой войны Айхорн стал создавать исправительные центры для проблемных подростков в нижней Австрии. В этот период Айхорн увлекся психоанализом, подружился с дочерью Зигмунда Фрейда Анной, окончил Венский психоаналитический институт и стал членом Венской психоаналитической ассоциации. В 1923 году он открыл в Вене сеть молодежных воспитательных центров и начал работать с агрессивными подростками в стационаре. Айхорн пришел к выводу, что нередко антиобщественное поведение подростков – проявление невроза.

Август Айхорн с Анной Фрейд

Однажды на прием к Айхорну привели мальчика, который постоянно гримасничал, передразнивая учителя. Учитель ругал ребенка и на консультации. Айхорн заметил, что гримасы мальчика - карикатурное отражение выражения лица педагога, который бессознательно копировал оппонента. Так он ассимилировался к угрозе со стороны взрослого.

Айхорн достиг значительных успехов в перевоспитании трудных подростков, их адаптации и социализации. Общаясь с подопечными, он обнаружил, что девиантное поведение свойственно подросткам, у которых были проблемы в семье в раннем детстве. Неправильное поведение родителей, нежелание прислушиваться к потребностям ребенка приводит к проблемам в социализации и склонности к правонарушениям. Август Айхорн обобщил опыт в книге «Трудный подросток» (1925), предисловие к которой написал Зигмунд Фрейд . Отец психоанализа отмечал, что Айхорн горячо сочувствовал судьбе несчастных детей и «интуитивно понимал ментальные потребности своих подопечных», поэтому «психоанализ мало чему мог научить его в практическом плане».

В 1932 году Август Айхорн решил полностью посвятить себя психоанализу и открыл частную практику. В тот же период он стал издавать «Журнал психоаналитической педагогики» совместно с Анной Фрейд и Зигфридом Бернфельдом. В 54 года Айхорн стал писать статьи, организовывать психологические семинары и конференции, выступал в Цюрихе, Базеле, Берне, Берлине, Штутгарте, Праге.

В 1930-х психоанализ был необычайно популярен в Европе, но в гитлеровской Германии его считали злом. В 1938 году после присоединения Австрии к Германии Фрейд с дочерью Анной и группой соратников переехали в Англию. Айхорн остался в Вене и продолжал проводить занятия для психологов и учителей. Но через несколько месяцев его арестовали и отправили в лагерь Дахау как политического заключенного. К счастью, при содействии психолога Маттиаса Геринга Айхорна отпустили, и он получил разрешение на работу в Институте психологических исследований и психотерапии в Берлине. Во время войны, несмотря на наблюдение гестапо, Август Айхорн тайно организовывал встречи группы психоаналитиков.

После освобождения Европы от фашистов Айхорн много путешествовал, стал почетным членом Международной психоаналитической ассоциации и Чикагского психоаналитического общества. В 1946 году он возродил Венское психоаналитическое общество и руководил им до смерти в 1949 году.

Антисоциальная (социопатическая) личность

Доминирующие и наиболее часто проявляющиеся у конкретной личности мотивы определяют общую направленность личности. В зарубежной психологической и медицинской литературе для описания делинквентного поведения взрослых людей (от 18 лет) широко используются термины: "антисоциальная", "социопатическая", "психопатическая" личность. Данные понятия не тождественны привычным для нас понятиям - "криминальная личность", "характерологический психопат" - и не могут выступать в качестве медицинского диагноза. Социопатическая (антисоциальная) личность представляет собой психологический тип, описанный через глубинные психологические механизмы функционирования личности. Основной вклад в изучение социопатической динамики сделан психоанализом. Август Айхорн (1876-1949), известный своей работой с трудными подростками, определяет делинквентность как "динамическое явление, результат взаимодействия психических сил, производящих искажения" .

Данное искажение прежде всего связано с нарушением взаимоотношений между Эго и супер-Эго. Супер-Эго (как критическая инстанция) может быть не сформировано, в других случаях оно может быть чрезмерно жестким - карающим. Наконец, Эго-идеал (как часть супер-Эго) может содержать антисоциальные идентификации .

Н. Мак-Вильяме описывает сопиопатическую личность через выраженную потребность ощущать власть над другими. Это может проявляться как стремление влиять на людей, манипулировать ими, "подняться" над ними. Многие авторы отмечают, что данный характер связан с базовой неспособностью к человеческой привязанности.

Уровень социальной адаптации при этом может быть различным. А.Айхорн ввел понятие явной и латентной делинквентности. Если в первом случае имеют место антисоциальные действия, то во втором - это состояние существует, но не проявляется внешне.

Человек с антисоциальной организацией личности не обязательно совершает преступления, но его жизнь в целом определяется специфической мотивацией. Представители некоторых уважаемых профессий, несомненно, в большей степени, чем другие, проявляют склонность к давлению и контролю (педагоги, судьи, хирурги), сочетая свою индивидуальность с интересами общества.

Личности, ставшие на путь нарушения закона, тем более могут быть достаточно точно описаны с точки зрения данного психологического диагноза. Интересным фактом является то, что если социопатической личности удалось избежать тюрьмы или саморазрушения, она имеет тенденцию "выгорать" к среднему возрасту (к сорока годам), нередко достигая уровня "примерного гражданина".

Психоанализ рассматривает делинквентов как тех, кто не в состоянии разрешить свои внутренние конфликты . Антисоциальные люди порывают с реальностью и спасаются от внутренней действительности тем, что предпринимают запрещенные действия, пресекаемые государством и преследуемые законом. Основной психологической защитой социопатических людей является всемогущий контроль. Они также используют проективную идентификацию, множество тонких диссоциативных процессов и отыгрывание вовне. Потребность оказывать давление, как указывает Мак-Вильямс, имеет преимущественное значение . Она защищает от стыда (особенно у грубых психопатов) или отвлекает от поиска сексуальных перверсий (которые также могут лежать в основе криминальности).

При делинквентном поведении часто используется проекция на общество личных негативных качеств. При этом общество выглядит иллюзорно более плохим, чем оно есть в действительности, а представители правоохранительных органов низводятся до "ментов" с самыми отрицательными характеристиками.

Знаменитое отсутствие совести у социопатов свидетельствует не только о дефективном супер-Эго, но также о недостатке первичных взаимных привязанностей к другим людям. Для антисоциальной личности ценность других людей редуцируется до их полезности, которая нередко определяется явным или бессознательным согласием последних терпеть "затрещины". Социопатические люди открыто хвастаются своими победами, махинациями или обманами, если думают, что на слушателя произведет впечатление их сила. Служители закона не перестают удивляться тому, как легко преступники сознаются в убийстве и спокойно рассказывают о нем в ужасных подробностях, скрывая при этом меньшие проступки или то, что, по их мнению, может быть расценено как признаки слабости.

Например, в телеинтервью каналу НТВ (октябрь 1998 г.) серийный убийца Анатолий Оноприенко эмоционально рассказывал, что в убийствах его назначение, что он ничего не боится и что он самого Бога превзошел. Свою цель преступник сформулировал как "вызывать страх", поясняя, что даже будучи заключенным под стражу он вызывает животный страх у людей. В большинстве же заурядных случаев при объяснении преступных действий наблюдается склонность к минимизации своей роли, преуменьшению своей ответственности: "просто повздорили, плохо подумал и т.д.".

Тот факт, что делинквенты не страдают от дискомфорта из-за своего поведения, составляет одну из основных трудностей социального и психотерапевтического воздействия на них.

Таким образом, основным механизмом саморегуляции социо-патической личности является отыгрывание вовне внутреннего напряжения и негативных чувств. При этом у таких людей возникает моментальное побуждение к действию. Они также не обладают опытом повышения самоуважения через контроль над собственными импульсами. Социопатов часто рассматривают как недостаточно тревожащихся. Н.Мак-Вильямс объясняет это обстоятельство моментальным отыгрыванием вовне в комбинации с отказом признавать "слабые" чувства. Это означает, что если социопат и испытывает тревогу, то он отыгрывает ее так быстро, что окружающие не успевают ее заметить.

Не совсем понятен механизм формирования антисоциальной направленности. Доказано, что младенцы с рождения отличаются по темпераменту. В таком случае конституциональными предпосылками социопатии может выступить, например, большая ба-зальная агрессия или сниженная реактивность нервной системы (более высокий порог возбуждения). Действительно, чтобы чувствовать себя бодро и хорошо, социопат нуждается в резком, более встряхивающем опыте. Особая конституция может объяснять постоянное стремление таких людей к острым ощущениям, их сниженную способность воспринимать педагогическое воздействие и обучаться социально-приемлемому поведению, их невозможность получать удовольствие от обычных для других людей вещей - музыки, природы, хорошей работы. Врожденно гиперактивному, тре бовательному или рассеянному ребенку необходимо значительно большее участие отцовской фигуры, чем это принято. Ребенок, обладающий гораздо большей энергией, чем родители, может усвоить, что можно игнорировать потребности других людей, делая все, что хочется, умело управляя поведением окружающих.

Для отношений к таким детям со стороны родителей характерны: нестабильность, отсутствие дисциплины, потворство, эмоциональное непонимание, эксплуатация и иногда жестокость. Детство антисоциальных людей нередко отличается безнадзорностью, обилием опасностей и хаоса (хаотическая смесь суровой дисциплины и сверхпотворства; слабая мать и вспыльчивый садистичный отец; алкоголизм и наркотики в семье; семейные разрывы). В таких нестабильных и угрожающих обстоятельствах ребенок не получает чувства защищенности в необходимые моменты развития, что может подтолкнуть его потратить остаток жизни на поиск подтверждения своего всемогущества.

Для семей антисоциальных личностей в целом нетипично понимание и проговаривание своих чувств (явление алекситимии). В то время как большинство из нас используют слова для выражения собственной личности, социопатические личности применяют их для манипуляции. Родители оказываются неспособными отвечать на эмоциональные потребности ребенка. Они могут также бессознательно проявлять неповиновение и ненависть к авторитетам, с возмущением реагируя на ситуацию, когда педагоги или кто-то еще ограничивают поведение их ребенка. В целом родители оказываются глубоко вовлечены в демонстрацию ребенком силы, а социопат имеет серьезные затруднения в обретении самоуважения нормальным путем через переживание любви и гордости своих родителей.

В историях наиболее деструктивных, криминальных психопатов почти невозможно найти последовательного, любящего, защищающего влияния семьи. З.Фрейд указывал, что: "Доверчивость любви является самым важным и самым первым источником авторитета" . Антисоциальный индивид, вероятно, просто никогда не испытывал в нормальной степени привязанности и взаимной любви. Он не идентифицировался с теми, кто о нем заботился. Вместо этого оказалась возможной идентификация с "чуждым сэлф-объектом", который переживается как хищный.

Цитируя Мелой, Мак-Вильяме пишет о "недостаточности глубоких и бессознательных идентификаций первоначально с первичной родительской фигурой и в особенности архетипических и направляющих идентификаций с обществом и культурой человечества в целом" .

Последующие контакты ребенка со взрослыми вне круга семьи также не обогащают его личность необходимыми идентификациями. Окружающих людей любят, пока они способствуют удовлетворению, и ненавидят, как только они в нем отказывают. Из-за отсутствия полноценного Сверх-не существует и никаких внутренних требований, которые бы вызывали чувство вины. Хотя имеется интеллектуальное понимание последствий поведения, эмоциональное понимание отсутствует. Сиюминутное удовольствие важнее чем угроза неудовольствия в будущем .

Таким образом, нарушение ранних объектных отношений при, водит к серьезному личностному расстройству, переживаемому как неспособность к установлению привязанности и признанию авторитетов.

Несмотря на очевидное сходство, О. Кернберг отмечает пси-хологическую неоднородность самой группы "антисоциальная личность" и предлагает выделять в ней несколько диагностических подгрупп.

Если собственно антисоциальное расстройство не выявлено, может иметь место так называемый злокачественный нарциссизм. Он проявляется в типичном нарциссическом расстройстве личности (грандиозность, превосходство Я), характерологически укорененной агрессии (садизме к другим или направленной на себя агрессии), параноидальных тенденциях и убежденности в собственной правоте. В отличие от антисоциальной личности как таковой при злокачественном нарциссизме сохраняется потенциал привязанности и участия к другим людям или ощущение вины. Такие люди могут понять наличие у других моральных убеждений, могут иметь реалистичное отношение к своему прошлому и планировать будущее.

Следующая группа включает антисоциальное поведение при других расстройствах личности (инфантильное, истероидное и др.)

В случае невротического расстройства личности антисоциальное поведение происходит из бессознательного чувства вины, нередко может выглядеть как личная драма. Например, человек ворует мелкие предметы на работе, боясь разоблачения и увольнения

Антисоциальное поведение можно рассматривать и как часть симптоматического невроза в форме подросткового бунтарства, рушения адаптации под влиянием окружения, облегчающего перевод психических конфликтов в антисоциальное поведение.

Наконец, это могут быть диссоциальные реакции - некритичная адаптация к социальной подгруппе с антисоциальным поведением.

Таким образом, такая психологическая реальность, как делинквентное поведение личности, содержит в себе как общие закономерности, так и выраженное индивидуальное своеобразие.

В обращении с делинквентными личностями целесообразно (насколько это возможно) игнорировать как их недоверие, так и провокации наказания. Следует исходить из того, что "они не умеют сдерживаться, но имеют страстное искаженное желание привязанности" , не удовлетворенное в раннем детстве.

Заканчивая данную главу, хочется отметить, что в настоящее время преступность в России представляет одну из наиболее больных общественных проблем. К 1996-1998 гг. уровень преступности в нашей стране достиг рекордно высокого рубежа 2,5 - 3 млн. преступлений в год, хотя и стабилизировался на этом уровне, возможно, достигнув так называемого уровня насыщения преступности. Одновременно с количественным ростом наметились крайне опасные тенденции: увеличение доли тяжких преступлений; рост подростковой преступности; рост организованной преступности. Например, в 1997 г. Министерство внутренних дел РФ зарегистрировало более 12 тыс. организованных преступных групп .

Проблема антиобщественного поведения существует не только как абстрактное социальное явление. Повседневная жизнь ставит перед каждым из нас непростые задачи: не поддаться влиянию криминогенной обстановки, избежать страха, защитить себя и свою семью, воспитать законопослушание в детях, помочь людям (вставшим на путь нарушения закона) вернуться в общество. Поставленные задачи требуют огромных усилий со стороны государства и его граждан. Одновременно с этим решение проблемы преступности тесно связано с серьезным научным осмыслением противоправного поведения как отклоняющегося поведения личности.


7. Антонин Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. - М 1991.

8. Айхорн А. Трудный подросток. - М., 2001.

9. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Побег из дома и бродяжничество. - Свердловск, 1988.

10. Девиантность и социальный контроль в России (XIX - XX вв.): Тенденции и социологическое осмысление. - СПб., 2000.

11. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М., 1981.

12. Дроздов А.Ю. На экране и вне его: Социально-психологические аспекты влияния телевидения // Психол. газета. - № 37, октябрь 1998.

13. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. - М., 1998.

14. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. - М., 1979.

15. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. - Минск, 1988.

16. Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. - М., 1992.

17. Криминальная мотивация / Под ред. В.Н.Кудрявцева. - М., 1986.

18. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. - М., 1998.

19. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: Норма и патология. - М., 1982.

20. Кудрявцев В.Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России // Вестник Российской академии наук. - 1999. - Т. 69. - № 9. - С. 790-797.

21. Кутер П. Современный психоанализ. - СПб., 1997.

22. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

23. Лунеев В.В. Преступность XX века: Мировой криминологический анализ. - М., 1997.

24. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. - М., 1998.

25. Можгинский Ю.Б. Агрессия у подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999.

26. Нарушения поведения у детей и подростков. - М., 1981.

27. Ольков С.Г. Общественные болезни. - Тюмень, 1996.

28. Преступность и правонарушения (1993-1997): Статист, сб. - М., 1998.

29. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. С. А. Беличевой. - М., 1999.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.