Почему тренер хоккеистов старается выбрать защитников. «Современный тренер бы сказал Фетисову: «Что ты делаешь? Нарушаешь дисциплину! «Я не могу убить в себе игрока»

Тренеру, хорошо изучившему тонкости хоккея, известно, как важно, чтобы его защитники не теряли голову. Добиться этого нелегко, но в ходе игры это так же важно, как и умение всегда следить за шайбой.

Когда нападающие команды соперников на большой скорости пересекают центральную линию, все время передавая друг другу шайбу и меняясь местами, ничего нет противоестественного в том, что волевой, решительный защитник на полной скорости атакует игрока, ведущего шайбу, в надежде, что жесткий силовой прием сокрушит соперника и что наступательная комбинация будет, таким образом, разрушена. Такой хоккеист заслуживает самой высокой оценки за свою самоотверженность, но опытный тренер должен подобную «самодеятельность» пресекать.

В общем, мне хотелось бы больше действий от защитников, чтобы не бояться играть с шайбой вместо дробовика. Чтобы знать, что, если они ошибаются в попытках его конструктивного решения, тренер не сделает их тренеру. Это то, над чем нужно работать. Но это не вопрос года к году.

Он должен быть опытным в управлении клубами и тренерах. «Отсутствует больше лучших игроков, которые могут делать матчи и брать на себя ответственность». Что защитники не являются конструктивными? Это зависит от коучинга. Индивидуально они способны, они могут двигаться по синей линии, они могут воздействовать на ситуацию в своей группе под давлением, но их нужно пинать и позволять играть, чтобы участвовать в вращении с атакующими, чтобы позволить им перед целью, и они не боялись потерпеть неудачу и потерпеть неудачу.

В данной ситуации может оказаться, что атакующий хоккеист не только проскочит не потеряв шайбы мимо атаковавшего его защитника, но и сам защитник окажется выключенным из игры на несколько секунд, пока он будет приходить в себя, пытаясь восстановить равновесие и занять игровую позицию.

Умудренный опытом защитник сближается с соперником на полной скорости. Это верно. Но при этом он сохраняет полное самообладание. Он знает, как будет развиваться игровой эпизод. Ему известно, что попытка отобрать у соперника шайбу «тычком» или «крючком» намного целесообразнее, чем сокрушительный силовой прием. Силовая игра заставляет трибуны ахать, но она остается всего лишь игрой на зрителя, если не достигается главная цель – сорвать атаку команды противника.

Короче говоря, они должны чувствовать себя уверенно от тренера, чтобы они не боялись ошибиться. «Защитники должны чувствовать себя уверенно от тренера, чтобы не бояться совершить ошибку». У нас также была специальная встреча, посвященная только игре защитников и тенденциям, представленным Эриком Карлссоном или Мареком Жидлицким. Федерация хоккея делает селекционные лагеря для защитников. Мы пытаемся получить тренеров. Также руководство клуба должно сказать тренеру, что это не приоритетный результат, и что они не заинтересованы в том, чтобы быть в первую очередь, но хотят, чтобы они каждый год поднимались с лучшим защитником и нападавшим.

Всем известно, что большинство наказаний приходится на долю игроков, ведущих оборонительные действия. Если вдуматься в этот факт, то поневоле приходишь к выводу, что почти все нарушения, и в особенности задержки, блокировки и подножки, проистекают оттого, что хоккеисты не знают, как в рамках правил вести в обороне единоборство с наступающими соперниками. К примеру, если хоккеист, пользующийся правым хватом клюшки, не научился выполнять приемы отбора шайбы клюшкой с левой руки, то ему проще всего подцепить игрока, ведущего шайбу, клюшкой за ноги и уповать на то, что судья этого не заметит. Отсюда вывод: чем более* искусными будут игроки в выполнении тяжелых оборонительных обязанностей, тем реже они будут подвергаться наказанию.

Есть и другая причина обилия «штрафников» в низших лигах: хотите верьте, хотите нет, но мало кто из хоккеистов изучил правила игры. Я охотно соглашусь, что свод хоккейных правил может меньше увлечь двенадцатилетнего парня, чем знаменитые комиксы, но по крайней мере правила отбора шайбы ему нужно объяснить. Однажды рано утром, проходя мимо катка, я остановился, чтобы понаблюдать за тренировочной двусторонней игрой одной из команд низшей лиги, и первое, что я увидел, был совершенно великолепный силовой прием, примененный защитником по отношению к нападающему соперников, который всего-навсего катился вдоль борта, ожидая передачу с противоположного фланга. Тренер свистком остановил игру, подъехал к защитнику и сказал ему, что так играть нельзя, что это запрещенный прием – блокировка игрока, не владеющего шайбой. «Да? – недоумевал мальчуган. – А когда же разрешаются силовые приемы?» Парень не знал правил, и никто, видимо, ничего ему о них не говорил. И я тогда подумал: «А сколько же других пунктов правил ему неведомо?!»

В то утро я простоял у катка еще с полчаса и увидел другие, в не меньшей степени поразившие меня, вещи. Тренер как будто бы даже не замечал положений «вне игры», нападения на игроков противника и даже ударов клюшкой по рукам. Совершенно очевидно, что если оставлять все это без внимания на тренировке, то ребята будут делать то же самое и на соревнованиях. И я подумал, что такая команда будет, пожалуй, проводить все игры в численном меньшинстве – вчетвером, а то и втроем.

Хотя в данном случае и легко критиковать тренера низшей лиги, я вполне понимаю некоторые трудности, которые ему приходится испытывать. Ребята собираются в неудобное время, сами оплачивают аренду льда, и им, конечно, хочется играть. Если бы тренер слишком скрупулезно придерживался правил, игру все время пришлось бы останавливать, а это значит, что пыл у ребят охладел бы, и тогда – пиши пропало. И все-таки тренер мог бы руководить игрой, применяя что-то вроде полумер, не останавливая игру из-за менее очевидных положений «вне игры» и оставляя безнаказанными некоторые случаи блокировки при борьбе за шайбу в непосредственной близости от ворот или же дав установку играть первую половину двусторонней тренировки строго по правилам и разрешив более или менее свободную борьбу во второй половине.

Несмотря на то что я преисполнен глубочайшего уважения к хоккейным судьям, я, смею надеяться, никогда не забывал, что они тоже люди. Мне кажется, от судей зависит – быть игре стремительной и увлекательной или же вялой и скучной. Бесспорно, судьи обязаны держать игру в рамках установленных правил, и тем не менее многие все-таки разрешают незначительные нарушения, чтобы не снижать темпа игры, и хоккеисты, естественно, стараются этим воспользоваться. Когда игра перерастает в излишне резкую, судьи становятся строже. Они знают, что хоккеисты, пытаясь забить гол, который может решить судьбу матча, находятся в крайней степени напряжения и возбуждения. В такой момент каждое нарушение правил может вызвать потасовку с применением клюшек, а в результате – неизлечимые травмы. Так что судьи, пытаясь удерживать игру в рамках дозволенного, начинают строго наказывать любое проявление грубости. И, надо сказать, это им обычно удается. Хоккеисты обязаны усвоить, что они должны играть особенно аккуратно, когда поединок подходит к концу, а счет ничейный или одна из команд ведет с преимуществом в одну или две шайбы.

Тренер команды низшей лиги может намного сократить число удалений в своей команде, если научит своих воспитанников не распускать язык на поле. Человеку, жертвующему своим временем, чтобы в качестве судьи провести встречу между командами мальчишек, не хочется выслушивать дерзости на поле. За длинный язык с поля можно вылететь, пожалуй, быстрее, чем за грубую остановку соперника клюшкой или же за удар его ручкой клюшки.

В соревнованиях команд высшей лиги случается, что при остановке игры с полдюжины хоккеистов вступают в дискуссию (если это слово здесь уместно вообще) с судьями. Обычно игроки соперничающих команд замахиваются друг на друга кулаками и клюшками, и возникает опасность, что ледяное поле в любой момент может превратиться в арену сражения. Рассказывают, что однажды во время встречи «Монреаль Канадиенз» и «Торонто Мэйпл Лифс» на поле произошла подобная кутерьма и игрок из Торонто Карл Бревер подскочил с налитыми кровью глазами к Морису Ришару из Монреаля. Бревер размахивал кулаками и клюшкой, и сидевшим на трибунах казалось, что вот-вот разразится «драка века». Но ничего не произошло. После игры спортивный репортер полюбопытствовал у Бревера, что же он в тот момент говорил Ришару. «А я просто спросил, как поживают его жена и дети», – ответил Бревер. Когда Карл Бревер покинул ряды профессиональных хоккеистов, Национальная хоккейная лига потеряла не только одну из своих ярких звезд, но и незаурядного острослова.

Хоккейные штрафы – это такая вещь, дозировку которой тренер при желании может менять, в зависимости от того, что он считает для своей команды нормой. Хотя я понимаю, что мое желание вряд ли может осуществиться, но хотелось бы мне однажды увидеть поединок между быстрой, играющей в комбинационном стиле командой, настроенной на соревнование без единого удаления, и грубой, жестокой командой, играющей так, как будто правил в хоккее никогда и не существовало. Не могу сказать с полной уверенностью, но полагаю, что я поставил бы на команду, исповедующую быструю и чистую игру. Команда же, игнорирующая свод хоккейных правил, будет со скамьи штрафованных наблюдать за своим собственным разгромом.

Хоккей, если в него играть правильно, – это такая игра, в которой оборона заслуживает такого же внимания, как и атака, а нападающие должны придавать обороне не меньшее значение, чем развитию атаки. Хотя на долю защитников не приходятся рекорды по части забивания шайб, без хороших защитников, преданных хоккею и своему «оборонческому делу», на котором лавров не заработаешь, команда никогда не станет слаженным механизмом, каким она должна быть.

Ява-скрипт отключен — поиск недоступен…

Вот и встретились на своем жизненном пути три главных героя действа под названием "Детский хоккей": ребенок, который в самых общих чертах представляет, что такое этот хоккей; родитель будущего спортсмена, с той или иной степенью ясности осознающий ближние и дальние перспективы своего сына или дочери (от формирования "спортивного характера" до "олимпийского золота"); и тренер, которому вручается этот самый главный подарок - растущая личность, своеобразная, неповторимая, переживающая определенный этап индивидуального становления.

На детские соревнования как на войну.

Как выстроить работоспособное партнерство представителей группы и достичь цели, не каждому своей цели, кардинально расходящейся с представлениями других, как в басне о лебеде, раке и щуке, а общей цели, связанной со спортивным совершенствованием личности ребенка и спортивного коллектива ? Конечно же, только сотрудничая. Сотрудничество предполагает совместный труд в далеко не легких видах организуемой тренером и поддерживаемой родителями деятельности ребенка на пути к осознанию ее смыслов: игровой, коммуникативной (общаясь и взаимодействуя), учебной, контролирующе-оценочной, тренировочной, восстановительной, рефлексивной (даже трудно представить, сколько ситуаций и событий анализирует юный спортсмен, переживая все перипетии спорта), организационной и соревновательной. При этом организационная деятельность во многом сложнее соревновательной. Поскольку только через организацию труда и приложение усилий в работе над собой, юный спортсмен способен развить соревновательно значимые качества.

Что случилось с сегодняшним детским хоккеем? Почему многие родители идут на детские соревнования как на войну? Одна из причин заключается в том, что российское образование в целом, в том числе и дополнительное спортивное, стало рассматриваться с позиции предоставления услуг. Образование - не как созидание, обучение, формирование, воспитание личности юного хоккеиста, а как формальная социальная услуга, которую можно купить. Начиная с раннего детства, идет давление результатом на команду со стороны руководства спортивных школ, автоматически, тренер и родители оказывают давление на ребенка.

Две - три команды одного года рождения.

Один из основных принципов организации детского спорта на мировом уровне - это предоставление равных возможностей для физического, психологического, социального развития личности в условиях спортивной деятельности. А если эти равные возможности выделены, то и школы должны иметь не одну, а две-три команды одного года рождения, например СДЮШОР "Динамо" выставляет два состава самых юных хоккеистов, тем самым добивается сохранения количества занимающихся. К сожалению, система российского детско-юношеского спорта, пройдя, в том числе, и этап коммерциализации , переживает свое дальнейшее развитие. Только недавно создана Молодежная хоккейная лига. В организационно-правовых документах отсутствует понятие "школьный спорт", соответственно, тормозится создание системы лиг школьного/детско-юношеского спорта, позволяющих детям тренироваться с учетом индивидуальных темпов развития. И этот факт усиливает конкуренцию на уровне детских команд. Конечно, есть масса исследований, позволяющих с определенной степенью точности выявить спортивную одаренность (по пальцевой дерматоглифике - отпечаткам пальцев, по психофизиологическим параметрам), но из всех этих тестов выпадает сама личность со своим трудолюбием и стремлением достичь заявленной цели.

Важно отметить, что возможность развития личности ребенка в условиях спортивной деятельности все же существует. Вопрос в другом: насколько успешен юный спортсмен в этой деятельности и насколько спортивная деятельность позитивно отражается на развитии ребенка ? Так, юный спортсмен 10-11 лет должен переживать победное чувство в трех ситуациях из пяти (например, в: освоении техники, выполнении нормативов, состязании - в соревновательно значимых видах деятельности). Только поэтому тренер так пристально наблюдает за индивидуальными спортивными успехами каждого ребенка и ориентирован: вовремя подсказать, в какой вид спорта перейти, чем заниматься дополнительно, на чем сконцентрировать свои усилия.

Нужен результат сегодня.

Многие родители после трех-четырех лет занятий в СДЮШОР, пережив отчисление своего ребенка, не стремятся переводить своего сына в ДЮСШ по месту жительства, хотя ребенок вполне успешно мог бы реализоваться в данной команде. Отчисление вызвано многими причинами, в том числе "нужен результат сегодня, а темпы биологического созревания позволят раскрыться данному спортсмену в 14-16 лет". Примеров в различных видах спорта масса. В футболе чемпионаты проводятся по возрастам, и зачет спортивной школы не учитывается, тем более, что он смещает реальную картину при определении уровня спортивного совершенствования конкретной команды. В хоккее - зачет по школе. Сильные хотят играть с сильными, а менее подготовленные играют в другой группе. Конкуренция и желание подняться в группу сильных всегда будет присутствовать, это спорт.

Итак, хоккей с шайбой - командный вид спорта. И психология команды предполагает связанность общими профессиональными целями и ценностями. В процессе становления спортивной команды становятся значимыми действия тренера и родителей, направленные на командообразование и коллективообразование. Детский тренер в процессе решения основных профессиональных задач, связанных с развитием юных спортсменов, отслеживает групповую динамику потребностей, ценностей, целей, мотивов, убеждений ближайшего окружения ребенка, соотнося индивидуалистические и командообразующие проявления. Цели тренера: найти юному спортсмену место в команде; воспитать юного спортсмена, который приносит пользу команде; развить индивидуальные сильные стороны юного хоккеиста. Цели родителя: рост спортивного мастерства ребенка (часто исключается ценностное отношение к росту хоккейной команды). Умение жертвовать своим "Я" во все времена демонстрировали лучшие хоккеисты, так, Яромир Ягр, играя на чемпионате мира за сборную Чехии в 2010 году, работал в командных интересах и Чешская команда стала чемпионом. "Надо будет - вытащит команду за шиворот в одиночку. Не надо - гармонично вольется в самый звездный коллектив, оставаясь при этом авторитетным и непререкаемым лидером" ("Спорт-экспресс - 2010").

Не стоит отвергать общепринятой тенденции развития ребенка "индивидуум - личность - индивидуальность". Надеемся, что каждый юный хоккеист обретает личностно значимые качества, статус индивидуальности в спорте и профессиональной жизни через содействие с членами команды. У ведущих спортивных психологов и представлена психологическая классификация видов спорта с позиции оценки характера противоборства противников и взаимосодействия партнеров. Обратите внимание, партнеры, если они называются партнерами - содействуют друг другу.

Тренер строит команду вместе с родителями.

Детский тренер совместно с родителями строит команду - психологическую общность, которая характеризуется критериями:

Единства мотивов, целей, ценностных ориентаций, социальных установок в команде;

Осознания принадлежности к данной команде; присоединения к команде, презентации позиции "мы";

Осознания членами команды имеющегося сходства, общности входящих в нее родителей, уважительного отношения к родителям, обладающим профессиональными знаниями спортивной деятельности, являющихся духовно-нравственными лидерами команды и отличий своей команды от других;

Проявления совместимости, сработанности, сплоченности, развивающего социально-психологического климата, присущих не отдельным родителям, а команде в целом.

Коллектив, к которому стремится каждый детский тренер, способный к объединению в созидательной деятельности, отличается внутренней сплоченностью, единством, организованностью, подготовленностью, психологической коммуникативностью, идейной направленностью, способностью объединяться с другими командами. А в чем проявляется психологическая коммуникативность? Во всем: находя спарринг-партнера, благодарить детей и их родителей за предоставленную возможность развивать свои качества в противоборстве, не обсуждать действия юных хоккеистов-партнеров по команде, не критиковать чужого ребенка (это право дано тренеру: обращать внимание на недостатки деятельности, а не личности), быть более сдержанным в эмоциях. Каждый родитель видит по-своему сочетание всех звеньев: пятерок, пар защитников, нападающих, и в 90% случаев родительские позиции расходятся. Терпимость к детям команды и корректное отношение к своему ребенку, не впадая в крайности: от "слепой материнской любви" до сильного подавления своего ребенка за каждую ошибку. Дайте ребенку право на ошибку, и он смелее начнет исправлять свои погрешности.

Некоторые родители становятся личными тренерами своих детей, не учитывая, что все-таки тренер занимается подготовкой команды и задает параметры наиболее целесообразной нагрузки. Не пренебрегайте советами тренера, который стремится к достижению долгосрочных стабильных результатов.

Родителю важно осознавать, что существуют уровни реагирования на ту или иную ситуацию, которые отражают степень взросления личности: эмоциональный, рациональный, структурно-функциональный. И каждый тренер ждет, что родители его команды будут реагировать все более адекватно и рационально, с позиции: "Как выйти из данной ситуации? Что преобразовать? Какой созидающий вклад внести?".

Природа не терпит пустоты

В спортивном коллективе большинство конфликтов, ставящих под угрозу психологическую общность, возникает из-за недостатка информации. Например, ребенок не понимает, почему тренер ставит его в "слабую" пятерку. Конечно, очень важно, чтобы развивалась рефлексивная культура юного спортсмена: "догадайся сам" и, анализируя ситуацию, спортсмен мог самостоятельно дойти в своем понимании до осмысления логичности намерений и действий тренера. Тренеру (как ему на первый взгляд кажется) чрезвычайно затруднительно объяснять все свои действия, но во многих случаях это делать необходимо. Природа не терпит пустоты, поэтому, если сам педагог не работает с ситуацией, предвосхищая ее деструктивное развитие, информация исходит от менее компетентного представителя спортивного коллектива.

Работая над совершенствованием команды, созиданием спортивного коллектива, детские тренеры переживают состояние психоэмоционального (профессионального) выгорания, особенно подвержены этим проявлениям тренеры-лидеры чемпионата (в 30% случаев). Чем выше мотивация достижения у руководителей ДЮСШ и СДЮШОР, тем выше напряжение и в меньшей мере проявляется способность адекватно контролировать переживание стрессовых ситуаций, отражающихся на поведении.

Соотнося ценности спортивного коллектива с личными, родитель юного спортсмена призван этически соответствовать ситуации и владеть необходимой информацией о том, что на данном этапе развития способен осуществить его ребенок. Что же должен знать родитель, чтобы помогать, или попросту, не мешать? Все: что волевая регуляция деятельности частично актуализируется только к 10 годам, что функциональные системы, обеспечивающие максимальную реализацию выносливости - завершают свое развитие только к 15-16 годам, что … (и массу всего остального). При этом информационная поддержка со стороны детского тренера работает на коллектив родителей и детей только тогда, когда высказываются аргументированные профессиональные позиции. Фактически, современный родитель должен в полном объеме знать теорию и методику спорта, педагогику и психологию спорта, физиологию спортивной деятельности и массу других дисциплин. Он становится перед выбором: сопровождать свое чадо на этапах спортивного совершенствования, предоставляя информацию, не расходящуюся с позицией тренера (при этом сам тренер должен быть компетентным), или отпустить его в свободное плавание, доверяя учителю. Чемпион мира по велоспорту Бауэр Алексей отметил: "Ни одному родителю, чей ребенок занимается велоспортом, греблей, спортивным ориентированием , не пришло в голову контролировать и комментировать действия тренера. Там идет работа на доверии". В хоккее же часто встречается вмешательство родителей в учебно-тренировочный процесс со стороны пап, мам, дедушек и бабушек. И разумно решение руководства многих спортивных школ (спортивная и художественная гимнастика , спортивная стрельба, хоккей и многие другие) о присутствии родителей только на открытых тренировках, соревнованиях и играх. Тяжела она "шапка Мономаха", поскольку хоккей с шайбой - престижный, транслируемый, в том числе и хорошо оплачиваемый на этапе профессиональной реализации вид спорта.

Терпимость к чужому мнению.

С чем же сталкивается родитель при сохранении этого хрупкого образования "спортивный коллектив"? Самое важное и необходимое качество - это толерантность, терпимость к чужому мнению. Мы не можем по мановению волшебной палочки поменять культурный уровень развития и чрезмерную эмоциональность тех или иных родителей. При этом надо понимать, что каждому присущ определенный тип темперамента, который контролируется или выходит из-под контроля. Сложно нивелировать конфликт с родителями, обладающими сильными типами темперамента: холерическим и флегматическим. Социальные требования выступают в качестве тормоза негативных темпераментальных и характерологических проявлений, но важно понимать и принимать, что самообладание не в полной мере развито у всех родителей. Ведь не только ребенок растет и развивается, родитель также совершенствует свое поведение, переживая и проживая конфликтные ситуации. И тренер снова становится перед выбором - тратить время на налаживание профессиональных отношений с родителем или идти с командой дальше?

Еще один важный момент: полярные точки зрения на спортивный результат. Многие тренеры признают: "У победы всегда много отцов, а поражение - сирота". И крайний в этой ситуации - тренер. Поражения полезны, нет ни одной великой команды, которая бы не проигрывала. Рудольф Загайнов посвятил эти строки спортсменам-олимпийцам:

"Нет поражений, есть ступени духа, по коим ты, карабкаясь, идешь,

А может и удачей обернется все то, что неудачей назовешь…"

Игру нельзя рассматривать как последнее сражение в войне, надо стремиться вырабатывать отношение как в профессиональных командах НХЛ: сыграл - проанализировал - готовься к следующей игре. Стремиться, чтобы боль прошлых поражений не разрушала настоящее и будущее юного спортсмена. Полезно вспомнить высказывание Бориса Пастернака: "… и пораженье от победы ты сам не должен отличать". Важно профессионально подходить к оценке ситуации и вырабатывать способность забывать отрицательный результат.

Миграция юных хоккеистов.

К негативным тенденциям проявления эгоцентричной направленности личности можно отнести преждевременную миграцию юных хоккеистов в более сильные команды. В ДЮСШ нет жесткой конкуренции, психологический климат в команде между родителями и детьми доброжелательнее. В СДЮШОР юный спортсмен в более раннем возрасте переживает давление конкурентной борьбы, и приход каждого нового игрока рассматривается как покушение на относительную стабильность. Только с 14 лет, когда более или менее определяется состав команды, родители обретают самодостаточность, некое спокойствие и вместе с тем адекватную готовность к изменениям.

При переходе юного хоккеиста по какой-либо причине из одной команды в другую родители должны поддерживать ребенка, так быстрее происходит адаптация в новом коллективе. Переход из ДЮСШ в СДЮШОР имеет смысл при условии, что юный спортсмен будет нарабатывать игровую практику (не ниже третьей пятерки). Редчайшим примером достижения высоких спортивных результатов на базе ДЮСШ является выпуск команды ДЮСШ "Белые медведи" 1992г. р., тренер, под руководством которого юные спортсмены стали неоднократными чемпионами Открытого чемпионата Москвы среди клубных команд, серебряными и бронзовыми призерами первенства России. Выпускники из этой команды ДЮСШ, а ныне СДЮШОР, играют на ведущих позициях в командах МХЛ, и несколько человек входит в состав команд клубов КХЛ. Это доказывает, что и в ДЮСШ можно сформировать победный спортивный коллектив!

Профессиональные контуры.

В детском спорте все более яркое обозначение приобретают профессиональные контуры. Профессионализм во всем! При этом тренер должен быть профессионалом, родитель - дополнять профессиональное сопровождение!

Юные спортсмены априори воспринимают мнение родителя до нескольких конфликтных ситуаций в системе "родитель - тренер", далее складывается свое мнение, собственная личностная позиция. И студенты физкультурного вуза, мастера спорта и мастера спорта международного класса, сегодня вспоминают: "На все родительские "рекомендации" и выкрики с трибуны, не признающие, что мы уже "переросли" в знаниях и способностях, с двенадцати лет реагировали, просто улыбаясь, прощая любимым и заинтересованным людям их непрофессионализм".

Тренеру приходится работать в ситуации большого объема помех. Но не бывает худа без добра: если родители мешают, то, приспосабливаясь к ситуациям, формируется помехоустойчивость, но при этом задействуется больший психологический ресурс, который мог бы быть направлен на спортивное совершенствование детей-спортсменов, а не на "оборону" от своих же единомышленников. Психологическая позиция "бей своих, чтоб чужие боялись" работает на разрушение, в конечном итоге страдает и недополучает внимания и педагогической поддержки сам ребенок. Так, в установке на игру тренер дает одно задание: "прежде всего, играть на команду и в интересах команды", а некоторые эгоцентричные родители корректируют установку: "Никому пас не давай! Сам забивай!". Ребенок не может определиться в стратегиях и начинает плохо играть, не понимая, что от него требуют.

Из тысячи юных хоккеистов единицы выходят на уровень КХЛ и НХЛ, не все будут профессионально заниматься хоккеем, но, самое главное, юные спортсмены и уважаемые родители, цените то, что дают занятия этим замечательным видом спорта. Воспитывается сильный волевой характер, развиваются личностные качества, чрезвычайно важные в современном мире, формируется конкурентоспособная личность, не испытывающая боязни перед соревнованием, укрепляется здоровье, развиваются функциональные и двигательные способности, совершенствуется скоростное мышление, юный спортсмен учится самостоятельно принимать решения, а самое главное - ребенок находится в коллективе, группе единомышленников. Друзья, которые обретаются в детском хоккее, остаются на всю жизнь, и при этом совершенно не важно, кто попал в профессиональный спорт, а кто нашел себя в другой сфере деятельности.

Работать на созидание.

Мамы и папы юных хоккеистов, учитывайте, что команда создается годами, а разрушается за неделю, стремитесь работать на созидание, объединяя усилия и достигая единых целей в сотрудничестве неразрывной триады "тренер - юный хоккеист - родители". Уважаемые родители, цените не только результат, но и сам процесс каждодневной спортивной деятельности вашего ребенка. От всей души желаем Вам Абсолютной Веры в Своего Ребенка и Уважения Других Детей, психологической поддержки в развитии значимых спортивных и личностных способностей. Известный педагог Симон Соловейчик сказал: "Родитель может прибавить свою волю к воле ребенка, а может и отнять". Дай вам сил плюсовать свои воли к воле ребенка.

Юному хоккеисту хочется пожелать задавать себе философский вопрос: не "почему мне это дано" (быть отвергнутым, не войти в рейтинг, не попасть в состав) - как исключение себя из системы причин, а "для чего мне это дано" - как взгляд на себя со стороны, прежде всего, для осознания сегодняшнего функционального, психоэмоционального состояния, уровня физической, технико-тактической готовности, отношения к партнерам, качества деятельности. Опирайся на сильные качества своих родителей, не реагируй на их слабости! Можно быть чемпионом на тренировках и при этом бояться соревнований. Очень многое решает психологическая готовность к соревнованию, и каждый юный спортсмен входит в соревновательную деятельность по-своему. Найди свои сильные стороны, "тренируй сильное, исправляй слабое" (А. Тарасов).

Юный хоккеист! Только ты определяешь свой жизненный путь, достигаешь поставленных целей, ежедневно борешься со своей ленью, неорганизованностью. И самым трудным соперником для тебя являешься ты сам. Только ты в конечном итоге определяешь, кто прав, кто виноват: тренер, твои родители, или ты сам, и кому следует меняться. Только ты строишь планы и воплощаешь их в реальном и обозримом будущем и прилагаешь усилия к их достижению. Все споры идут вокруг тебя и только о тебе. Только твое место под солнцем часто становится причиной баталий значимых для тебя людей. Твои конфликты ценностей помогают или мешают тренироваться с полной отдачей, концентрировать внимание на качестве спортивной деятельности и восстановлении. Самое сложное - это организовать свою жизнь: тренировку, полноценный отдых, учебу. Так завоюй свое место в команде собственным трудом и любовью к спортивной игре "хоккей с шайбой"! Успехов тебе!

кандидат педагогических наук., тренер команды "Северная звезда" - 2003

кандидат педагогических наук., доцент, декан факультета физической культуры Московского педагогического государственного университета.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.