Психологическая поддержка ребенка. Как морально поддержать ребенка, если из семьи уходит его отец? Объяснения и обсуждения

Читайте также

Правила поведения на детском утреннике

Бантики, красивые платья, нарядные костюмы - ваш малыш на своем первом утреннике в детском саду такой милый и трогательный. Он первый раз на сцене, а вы с остальными родителями в зрительном зале. Конечно, каждый родитель знает о том,как нужно вести себя на детском утреннике, но готовясь пойти на праздничное мероприятие в детский сад, вспомнить некоторые из правил все же следует.


Маленькие дети хорошо помнят и считают «своими» тех людей, которых видят регулярно. Лучше всего каждый день. Годовалые ребята способны не забывать родственников и не дичится при каждом новом визите, если встречаются с ними 2-3 раза в неделю. Чем старше малыш, тем он дольше будет помнить человека, то во что играл с ним и о чем разговаривал.

Раньше, для того чтобы сохранять в памяти ребенка родственников, живущих далеко, использовали в основном фотографии и напоминали малышу о тех или иных событиях связанных с человеком. Самые маленькие детки, конечно, со временем на зубок знали, кого и как зовут и с удовольствием всех показывали в семейных альбомах, но на качество встреч вживую это практически не влияло. Общение с человеком, который говорит и двигается, дети воспринимают совсем иначе, даже если про него постоянно слышат и рассматривают его статичное изображение – фотографию. Если родственник навещал годовалого ребенка раз в месяц, то все равно требовалось время, чтобы наладить контакт.

В последние годы очень многие родители стали использовать видеосвязь через интернет. И даже малыши в возрасте до года, с большим интересом участвуют в общении с человеком на экране. Дети отвечают звуками или, если умеют, отдельными словами, подражают движениям взрослого на экране, слушают песенки, сказки. И что самое интересное, потом, когда родственник приезжает в гости «по-настоящему», дети его узнают и нет долгого периода привыкания, как к незнакомцу.

Таким образом, современные технологии, позволяют сохранять контакт с близкими людьми, даже совсем маленьким детям. Это хороший пример использования гаджетов во благо малышу. Я расскажу немного о том, во что можно играть и общаться с малышом по видеосвязи.

Игра «в ладушки». Эта игра не требует физического контакта, движения руками активные и их хорошо видно. А так же, она очень хороша для начала общения с экрана, потому что чаще всего, уже известна ребенку и он охотно начнет повторять движения.

Пение знакомых малышу потешек и песенок тоже может помочь организовать обоюдно приятное общение.

Колыбельная и несколько слов на сон грядущий могут стать приятным ежевечерним ритуалом.

Можно рассказывать малышу простые сказки. Если есть тематические игрушки к сказкам, то можно и показывать. Но это, конечно, не обязательно.

Такие «сеансы» общения с малышом не нужно делать долгими дети быстро устают и переключают внимание. Для поддержания контакта с ребенком важнее регулярность, чем длительность разговора.

Навеяно вчерашним визитом к нейропсихологу.

Википедия сообщает нам, что

нейропсихология - междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Это не слишком понятно, конечно. Профессионалы могут кинуть в меня тапком)) я с позиции мамы вижу нейропсихологию довольно узко: наукой о взаимодействии левого и правого полушария.

И специалисты кучу чудесных упражнений, которые позволяют это взаимодействие гармонизировать. На первый взгляд они очень простые. Но никогда не знаешь, что у тебя получится сразу, а что с трудом.

Так вот сижу я вчера и наблюдаю, как занимается с нейропсихологом мой младший сын (ему скоро 5). Вижу, что он старается. Вижу, что получается не все. И уж точно не все так, как надо (как показывает специалист).

Что делает девушка-психолог? Сначала показывает. Потом делает вместе. Потом смотрит и ПОПРАВЛЯЕТ, ЕСЛИ ЧТО-ТО НЕ ТАК.

Матвей много что делает не так. Она много поправляет. Он старается. Очень старается. И когда наконец все выходит более менее правильно, она говорит: «Ну хорошо. А теперь, смотри и делай вот так» — дает следующее задание.

И вот когда нужно был ползти спиной вперед на лопатках, двигая их поочередно и чуть-чуть совсем помогая себе ногами, Матвей конкретно забуксовал. Ну никак у него получалось двигать поочередно плечами назад по кругу. Его уже и посадили, и разделили движения на составляющие, и двигали его руками, чтобы он движение почувствовал. Никак!

И вот я наблюдаю: очередная попытка, Матвей делает, девушка смотрит. Он начинает движение. Она: «Нет». Он пробует по-другому. Она опять: «Нет». Ну он и правда не то делает, я вижу. А еще я вижу, как с каждым ее «нет» в его глазах растет не тоска даже – обреченность.

Она не ругала. Это «нет» было абсолютно нейтральным, просто констатация факта. Но для Матвея в тот момент самой лучшей поддержкой было услышать В ЧЕМ ОН ПРОДВИНУЛСЯ. Это позволило бы ему понять, КУДА СТАРАТЬСЯ ДАЛЬШЕ. Ведь с каждым разом у него получалось чуть-чуть правильнее или как минимум чуть-чуть по-другому, мне со стороны это тоже было хорошо видно.

В защиту девушки-специалиста хочу сказать, что она, похоже, новенькая. И она тоже очень старалась. Беда в том, что она старалась сделать все, КАК НАДО. Умение ПОМОГАТЬ НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ ДАННОМУ КОНКРЕТНОМУ РЕБЕНКУ (пусть даже это и означает не все, не все правильно и не все в полном объеме) – это уже следующий уровень. Приходит с опытом.

Мой личный и профессиональный опыт подтверждает, что критика чаще демотивирует. А правильная поддержка позволяет сворачивать горы. Вчера я в очередной раз в этом убедилась.

На занятии был еще один специалист. Она почти не вмешивалась. Но в какой-то момент (между упражнениями) подошла и сказала: «Видишь, как хорошо у тебя получилось». Матвей был явно благодарен ей за эти простые слова.

А когда он не мог разобраться с руками, она присела рядом и предложила: «Давай представим, что ты в лодке. На веслах. Умеешь грести? Ну вот! А тебя пираты догоняют. Покажи, как ты гребешь!» И дело потихоньку сдвинулось с мертвой точки.

Живое участие, поддержка, фокус на достижениях – вот что помогает нам идти вперед, преодолевая трудности.

И еще игра. Вы обратили внимание, как много за последнее время в интернете появилось тренингов в игровом формате? Игра помогает даже взрослым людям преодолевать сопротивление, инерцию и достигать результатов. Она безусловно как воздух необходима детям! И не сомневайтесь – подросткам тоже может помочь. Попробуйте вместе с подростком или для подростка ОБЫГРАТЬ скучное – увидите, ваши усилия не останутся без награды!

Пожалуйста расскажите, а как вы поддерживаете своих детей в том, что вызывает у них трудности и/или сопротивление? И что помогает двигаться вперед вам самим?

СПОСОБЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОДДЕРЖКИ:
1. Дайте понять ребенку, что человек способен преодолеть любые жизненные трудности при поддержке близкого человека,
2. Измените привычный стиль общения и взаимодействия с ним,
3. Сосредоточьтесь на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки,
4. Помогайте ребенку поверить в себя и свои способности,
5. Поддерживайте ребенка при неудачах,
6. Помогайте ребенку избегать ошибок,
7. Верьте в него.
Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.
Слова поддержки:
1. Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь все хорошо.
2. Ты делаешь это очень хорошо.
3. Это серьезный вызов, но я уверен что ты к нему готов.
Слова разочарования:
1. Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
2. Ты смог бы сделать это намного лучше.
3. Эта идея никогда не может быть реализована.
4. Это для тебя слишком трудно.

Поддержать можно посредством:
1. Отдельных слов,
2. Прикосновений,
3. Совместных действий,
4. Выражением лиц,
5. Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, положительных сторон,
6. Важно чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значения таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п.,
7. Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ваш ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжить дело или делать новые попытки он получает удовольствие от себя.

Как поверить в ребенка?
. Забудьте о прошлых неудачах,
. Помогите ребенку обрести уверенность в том, что он справиться с любой задачей,
. Позвольте ребенку «начать с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достигать успеха,
. Помните о прошлых удачах и постоянно возвращайте ребенка к ним, а не к ошибкам.

Как помочь ребенку поверить в себя:
1. Опирайтесь на сильные стороны ребенка,
2. Избегайте подчеркивания промахов ребенка,
3. Показывайте, что Вы удовлетворены ребенком,
4. Позволяйте ребенку самому решать проблемы там, где это возможно,
5. Интересуйтесь обо всех попытках справиться с задачей,
6. Помогайте ребенку разбивать большие задания на более мелкие задания, с которыми он сможет справиться,
7. Вносите юмор во взаимоотношения с ребенком и проводите с ним больше времени,
8. Избегайте дисциплинарных поощрений и наказаний,
9. Принимайте индивидуальность ребенка,
10. Демонстрируйте оптимизм.

Автор-составитель: А.А. Алексеева - методист отдела научно-методического обеспечения и информации Бюджетного учреждения Омской области «Омский областной центр социально-психологической помощи несовершеннолетним и молодежи» в с.Знаменское Знаменского района Омской области.

…Майклу Мозье только-только исполнилось 6 лет. Совершенно здоровый ребенок вдруг начал жаловаться на то, что у него двоится в глазах, правый глаз перестал двигаться. МРТ показало: опухоль мозга. Родители надеялись, что этот вид рака поддается лечению. Но биопсия показала, что у мальчика диффузная глиома ствола головного мозга. Это значило – «шансов на выживание нет», «эффективных методов лечения нет», «лекарства от этого нет».

Диффузная глиома ствола головного мозга – неизлечимое заболевание. Ни одна из схем химиотерапии, которые тестировались в последние десятилетия, не увеличила продолжительность жизни у детей с диффузной глиомой ствола. Смысл применения химиотерапии не очевиден. Ввиду неизлечимости детей с диффузной глиомой ствола нужно как можно раньше думать об организации паллиативной помощи этим детям.

Во время болезни Майкл составлял списки «что надо сделать» каждый день. Ходить в школу, достроить замок из Лего, сделать молочный коктейль… Даже в последние дни жизни, когда он уже не мог ни есть, ни говорить, ни двигаться, мальчик настаивал, чтобы школьные учителя приходили на дом.

Майкл умер 17 мая 2015 года. В его последнем to-do списке значилось – «победить глиому»…

Мама Майкла, Дженни, после ухода сына организовала Фонд помощи детям, больным диффузной глиомой ствола головного мозга. И ее советы на тему – «что можно и чего нельзя говорить родителям, чей ребенок неизлечимо болен» – очень ценны.

Самый ужасный страх всех родителей – то, что ребенок может заболеть, заболеть неизлечимо. Умереть. Нет на свете ничего более противоестественного, чем когда родители хоронят свое дитя. И так часто те, кто рядом, кто видит, что в семье друзей ребенку поставлен страшный диагноз, кто стал свидетелем его смерти, не знают, как теперь общаться с родителями, что им говорить…А уж если эти друзья – сами родители, им просто жутко заглянуть в лицо своему самому большому страху – потерять ребенка. Часто люди начинают избегать родителей неизлечимо больного или умершего ребенка, тем самым выстраивая для себя психологическую защиту.

Дженни Мозье, пережившая смерть сына, советует, как общаться с родителями, у которых умирает или уже ушел ребенок.

«Самое главное – дать понять, что вы рядом, что вы сочувствуете, переживаете. Пусть вы пока не можете подобрать слов – просто покажите семье, потерявшей ребенка, что вы думаете о них, что вы готовы помочь», – говорит Дженни.

Конечно, в такой ситуации универсального совета нет и быть не может – все люди разные. И с таким горем каждая семья, каждый родитель справляется по-своему. Поэтому очень важно уловить, в какой именно помощи нуждаются вот эти конкретные люди.

«Кому-то проще горевать в одиночку, так, чтобы никто не лез в душу; кому-то, наоборот, нужна деятельная поддержка, постоянное внимание, чтобы справиться с утратой», – говорит Дженни. Но все-таки есть несколько советов, которые довольно универсальны.

Говорите о ребенке

«Не нужно избегать разговоров о смертельно больном или умершем ребенке. Мой сын всегда в моих мыслях, и я очень ценю, когда другие тоже думают о нем, вспоминают его. Но нужно быть осторожным, нужно видеть реакцию потерявшего ребенка родителя. Может так случится, что именно в тот момент, когда вы заговорили об ушедшем, родитель сумел немного отвлечься или изо всех сил старался не думать о своем горе – конечно, тогда не стоит заводить столь тяжелый разговор.

Будьте честными, откровенными – скажите просто: «Я с тобой, я здесь. Если хочешь – давай будем говорить, или посмеемся, как-то отвлечемся. Будем делать то, что нужнее сейчас тебе».

Когда меня спрашивают об этом, я далеко не всегда знаю – что мне нужно. Бывает, вот только что я могла спокойно говорить о сыне – а в следующую минуту это уже слишком тяжело. Друзьям нужно быть очень чуткими, чтобы уловить эти смены состояния».

Хотите помочь – сделайте что-то конкретное

«Знаете, сказать – «Ну, ты всегда можешь на меня рассчитывать» – это хуже, чем какая-то реальная, ощутимая помощь. Сказать – «Я иду за продуктами, тебе нужно что-нибудь?» – гораздо лучше, чем «Позвони, когда тебе нужна будет помощь».

Мне друзья очень помогли во время болезни сына тем, что договорились и по очереди у себя дома готовили и привозили мне еду. Несколько раз в неделю. Это очень хороший способ помочь семье, сражающейся с болезнью ребенка», – считает Дженни.

Пожалуйста, никаких сравнений!

Да, это в человеческой природе – сочувствовать, рассказывая истории вроде – «А вот у моего двоюродного брата дочь болела…», «А вот бабушка моя троих похоронила…» или «Когда умер мой дедушка…». Не надо так делать. Это те самые «благие намерения» – сами знаете куда ведущие. Во-первых, уход старшего – бабушки или отца, например – это вовсе не то же самое, что смерть ребенка. Я не обесцениваю ни в коем случае эти утраты. Но все же – не надо никаких сравнений.

Во-вторых, когда родители хоть как-то свыкаются с тем, что ребенок болеет, что он болен серьезно – они все равно до последнего будут надеяться, что их дитя выздоровеет. И им слышать о смерти кого-то, кто болел той же болезнью – невыносимо больно.

Что говорить в поддержку

Иногда, сталкиваясь с чужим горем, мы, вроде желая поддержать, говорим что-нибудь вроде – «Все будет в порядке», или «Придет день, и все наладится», или «Я уверена, ваш малыш справится».

Не поддавайтесь искушению отделаться такими пустыми банальностями. Такие «пустышки» обесценивают родительское горе.

Лучше сказать: «Я знаю, что то, что происходит – очень тяжело. Ваш ребенок и вы – сильные, и я всегда за вас молюсь».

Как еще можно поддержать родителей неизлечимо больного или умершего ребенка

«Я, как и многие родители ушедших детей, занимаюсь работой в фонде памяти сына. Мы собираем деньги для научных исследований этого вида рака, для разработки лечения, помогаем родителям, чьи дети сейчас им больны. Мы хотим уберечь других детей от этой страшной болезни, уберечь их родителей от этой утраты», – говорит Дженни.

«Я бросила прежнюю работу юристом и сейчас работаю только в фонде. И еще один хороший способ поддержать родителей в их горе – участвовать в работе таких фондов и организаций.

Если ваш друг, потерявший ребенка, не работает в каком-то из благотворительных фондов волонтером – а чаще всего они этим занимаются, проверьте его страничку в том же Facebook – просто скажите, что хотите сделать в один из таких фондов пожертвование и пусть вам подскажут, как это сделать.

Много способов помочь семье, в которой неизлечимо болен ребенок – и за любую поддержку вам будут благодарны.

Если не находите слов утешения – помогайте делом. Собирайте для этой семьи деньги, готовьте для них, звоните, когда идете за продуктами, просто чаще спрашивайте – «Чем тебе можно помочь сейчас?».

Самое важное – попробовать поддержать, даже если слов пока нет. Это в любом случае лучше, чем делать вид, что ничего не происходит и оставлять семью, переживающую сильнейшее горе, в изоляции.

Будьте милосердными. Будьте терпеливыми. Будьте рядом».

Перевод Анны Барабаш

Каждый родитель любит своего ребенка и поддерживает его. Казалось бы, чего сложного: кивнуть в нужный момент, похлопать по плечу, сказать ободряющие слова…

Однако не все оказывается так просто: какие именно слова считать поддерживающими – здесь часто возникают разночтения и подмена смысла. Однако есть устойчивый показатель того, что родитель делает все верно, – это благодарность ребенка. Любые другие реакции – показатель сбоя в отношениях.

«Сын очень странно реагирует на мою поддержку и ободрение, – жалуется мама второклассника. – Такие разговоры почти всегда заканчиваются слезами и отказом продолжать начатое дело. Например, сын получает тройку, приходит домой грустный.

Я ему говорю, мягко, не ругаю: «Надо стараться!»
Он отвечает сразу с вызовом: «Я старался!»
Я не реагирую на его вызов: «Ну, раз три получил, значит, недостаточно старался».
Сын: «Я не могу… У меня не получается».
Я: «Что тебе мешает?»
Сын: «Меня Антон весь урок смешил. Я не мог из-за этого сосредоточиться».
Я: «Это проще всего вину свалить на кого-то другого. Надо самому отвечать за свои действия».

Сын ничего не говорит, начинает плакать. Я начинаю сердиться, не успокаиваю его поэтому. Как еще его поддерживать?»

Приведенный разговор мамы с сыном хорошо иллюстрирует, к сожалению, типичные подмены смысла, где результатом общения становится не поддержка ребенка в сложной для него психологически ситуации, а нечто другое.

Разберем, какой вклад делает каждая «поддерживающая» фраза в конечный результат – слезы ребенка.

Итак, ребенок ошибается, получает отметку ниже ожидаемой. Он расстроен, приходит домой. Мама его не ругает, но говорит: надо стараться! Что означает эта фраза для ребенка?

Мама считает, что сын не приложил достаточного количества усилий для достижения необходимого результата. Следовательно, ребенку плохо, и мама на это состояние накладывает обвинение в несоответствующем усердии.

Ребенок протестует: я старался! Мама разбивает его сопротивление железным аргументом, апеллируя к результату. Теперь ребенок ни себе, ни маме не может доказать, что усилия он прикладывал.

Далее мальчик расписывается в своей полной несостоятельности: я не могу… Здесь мама дает сыну провоцирующую возможность снять с себя вину за происходящее. Однако это возможность именно провоцирующая, так как уже в следующей реплике мама возвращает сыну вину в двойном объеме. В двойном за то, что переложил ответственность на внешние обстоятельства – хотя именно мамин вопрос (что мешает?) подтолкнул сына к ответу, за который ему пришлось поплатиться.

От бессилия, от нежелания попадаться в ловушки, расставленные мамой, мальчик уходит в плач. Может быть, теперь, видя его неподдельное горе, мама его пожалеет и поддержит?

Нет. Мама, видя слезы, считает сына мягкотелым и раздражается: я его поддерживаю-поддерживаю, а он этого не ценит – ревет. А ведь могла бы и наказать за низкие отметки.

При таком подходе мама начинает восприниматься коварным монстром. Однако по сути это не так, мама поддерживает сына так, как умеет. Или так, как поддерживали ее саму в детстве. На уровне чувств воспоминаний не осталось, нет ощущений от этих слов, остались только сами слова: надо стараться!

Встать на место ребенка в такой ситуации довольно легко. Можно представить, как муж, пробуя ужин, хмурится и говорит: «Котлеты сегодня не удались! Надо лучше стараться!»

Сразу возникает ощущение чинимой несправедливости: ведь могла бы просидеть за сериалом, а на ужин сварить магазинных пельменей, но я сделала котлеты, я старалась…

Подводя итоги, можно сказать следующее: расхожие воспитательные штампы (надо стараться!) не выполняют поддерживающей функции.

У них другая задача, как и у всех фраз, начинающихся со слова «надо», – чаще всего это контроль и указание на ошибку. В данной ситуации (и в ей подобных) это избыточно, ребенок и так расстроен.

Если взглянуть на происходящее глазами ребенка, поддерживающие слова найти значительно легче. Что хотелось бы услышать от супруга в случае не вполне удавшихся котлет? Да, что угодно, но не поучительное: «Надо стараться!»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.