«Кузьминки». Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной к школе группы. Фольклорный праздник «Кузьминки» в детской школе искусств

Елена Мезенцева
Сценарий праздника «Кузьминки - по лету поминки»

Ведущая : Издавна на Руси 14 ноября считался праздничным днем , его именовали Кузьма-Демьян . А в народе этот день попросту называли Кузьминки . Кузьминки по лету поминки . Люди вспоминали , как хорошо и тепло было летом, а впереди их ждала суровая холодная зима.

Ведущий : Немало народных примет было связано с этим днем, например, если на Кузьму -Демьяна лист остается на дереве, то другой год будет морозным.

Ведущая : Кузьма и Демьян большие искусники, они покровители всех ремесел : кузнечного дела и женского рукоделия. С этого дня женщины принимались за зимнюю пряжу. Девушки украшали избу, готовили богатые угощения, пили чай, занимались рукоделием. Молодые люди водили хороводы, играли в народные игры, пели.

(Звучит тихая музыка р. н. п.)

1-я девочка : В первый раз вышивала светил месяц со лунами, сочистыми звездами.

2-я девочка : Во второй раз вышивала красно солнышко со лучами красно солнце со лучами с теплыми облаками.

3-я девочка : В третий раз вышивала чисто поле со кустами, чисто поле со кустами, с рыскучими зверями.

4- я девочка : В четвертый раз вышивала сине море со волнами, сине море со волнами, со белыми кораблями, середину украшала светло-синими цветами.

(К избе подходит группа мальчиков)

1-й мальчик : Дома ли хозяйка?

2-й мальчик : Можно ли войти?

1-я девочка : Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста!

1-й мальчик : Веселья вам да радости!

2-я девочка : Уж давно вас дожидали, праздника не начинали .

3-я девочка : У нас для каждого есть местечко и доброе словечко.

Девочки поют частушки.

1) Моя прялка не прядет

Колесо не вертится,

Что-то милый не идет –

Он, наверное, сердится.

2) Не стой, миленький, в порожках –

Не большая тебе честь!

Иди сядь ко мне на лавку –

Для тебя местечко есть!

3) Люблю Васеньку я летом,

Когда бегает с конфетом.

А Ванюшеньку зимой-

Садится к прялочке со мной.

4) Полотенце вышивала

Петухами, утками

Я миленка поджидала

Часами и минутками.

(Приглашают всех гостей за стол)

Ведущая : А не посоревноваться ли нам. А ну- ка кто больше знает загадок красные девицы или добрые молодцы, сейчас посмотрим.

(девочки и мальчики загадывают друг другу загадки)

1) Летит, рычит

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Слышишь его,

А не видшь его. (ветер)

2) Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует как художник,

Он узоры на окне. (мороз)

3) Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез.

Там волшебный вырос лес. (морозный узор)

4) Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка. (дождь)

Хоровод «Во кузнице» .

Ведущая : Ну а теперь нужно ножки размять, наши предки любили в игры играть, себя потешить.

(Проводится игра бег в калошах)

После игры участники усаживаются за стол и начинают соревноваться, кто больше поговорок скажет.

1) С шуткой и смехом делать дело с успехом.

2) Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

3) Куй железо пока горячо.

4) Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

5) Слово – серебро, молчание – золото.

6) Золотое слово – вовремя сказанное.

7) Смелость города берет.

8) Любишь кататься – люби и саночки возить.

Ведущая : голова у вас хорошо работает, много поговорок знаете, а теперь посмотрим, как ваши руки умеют работать.

(играют на ложках)

Девочки и мальчики пытаются повторить скороговорку.

Ведущий : Сшит колпак,

Вязан колпак,

Да не по-колпаковски.

(повторяют сначала мальчики, потом девочки, а потом все вместе убыстряя темп).

Ведущая : Ну, вы просто молодцы, а теперь давайте поиграем.

(Игра «Ручеек» или «Заря-зареница» )

Ведущая : Попели, поплясали, поиграли, пошутили, пора всем к столу, отведать хозяйского угощения.

(чаепитие всех участников и гостей) .

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию мое творение. Наступило лето и я, как и все воспитатели тоже подготовила свою клумбу.

В один из солнечных дней дети отправились в гости к Лету. Лето встретило маленьких гостей с солнышком в руках. Вместе они играли, пели.

Фольклорный праздник «Кузьминки» (прощание с осенью) Фольклорный праздник "Кузьминки" (прощание с осенью) Задачи: Образовательные: Продолжать знакомство с обрядовым праздником «Кузьминки».

Здравствуй, Лето! К нам на Черноморское побережье лето всегда приходит неожиданно! Только вчера шел мелкий прохладный дождик, а сегодня.

Каждый год в нашем детском саду объявляется конкурс на лучшее оформление участка к лету. Мы подготавливаем наши участки к летне - оздоровительному.

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Кузьминки - об осени поминки» Обучающие задачи: познакомить детей с народными приметами, традициями и обычаями, связанными с праздником Кузьмы и Демьяна. Развивающие.

Сценарий обрядового праздника «Кузьминки»

Зал оформлен в виде русской горницы. Хозяйка ставит на стол пироги, горшок с кашей, девочка Маша прибирается в избе.

ХОЗЯЙКА: Ну вот, все сделано: в избе ладно, стол накрыт, пироги готовы, да и самовар давно кипит! Добрый сегодня день! Можно и отдохнуть!

МАША: И я свою работу закончила, пол подмела, стол да лавки протерла – вон как чисто и красиво!

ХОЗ: Вот и хорошо. Скоро гости пожалуют. Нынче день особый – посиделки начинаются.

МАША: А кто к нам в гости придет?

ХОЗЯКА: Девицы-красавицы со своей работой к нам на посиделки пожалуют. Да только сегодня много не наработают.

МАША: Это почему же тетушка?

ХОЗЯЙКА: Потому что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок, Сегодня не сколько работают, сколько веселятся.

МАША: Тетушка, а кто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала. И почему в их честь праздник?

ХОЗЯЙКА: Много веков назад жили были святые Кузьма и Демьян. Славились они мастерством своим, знали кузнечное и плотницкое дело. И считали их покровителями всех мастеров и мастериц. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник.

Раздается стук, входят девушки

ДЕВОЧКИ: Можно, хозяюшка?

ХОЗЯЙКА: Входите девицы, входите красные!

ДЕВОЧКА: Здравствуйте хозяюшка! Нынче посиделки у нас, так не пустите ли в избу?

ХОЗЯЙКА: Как же не пустить, пущу, ведь на Кузьминки всегда на Руси девичьи праздники проходят.

ДЕВОЧКА: А на всю зиму пустите?

ХОЗЯЙКА: Вот же шустрые какие. Пусти их на порог, а глядь – уж и на лавке. Да чем платить будете? Чай ваши посиделки мне в убыток: и сор в избе, и дров сколько для тепла уйдет!

ДЕВОЧКА: Да мы не просто так. Что надобно, то и сделаем!

ХОЗЯЙКА: Да надо мне совсем немного. Дровец возок, керосину жбанок, да пшеницы полпуда, да гороху три блюда, да меду туесок, да масла горшок, да денег рубль да пятачок!

ДЕВОЧКА: Вот так немного! Ладно, мы про этот обычай давно знаем, и потому все из дома принесли: и мед и масло и крупы разной.

Вручают хозяйке горшочек с медом и маслом, мешочки с крупой.

ХОЗЯЙКА: Вот так-то хорошо, вот так-то ладно. Проходите, усаживайтесь, да за работу принимайтесь, да и про песни не забывайте.

ПЕСНЯ «КАК ПОШЛИ НАШИ ПОДРУЖКИ»

Девочки рассаживаются, принимаются за работу (мотают клубочки, доделывают кукол).

Раздается стук в дверь, заходят мальчики

МАЛЬЧИКИ: Можно к вам на посиделки?

ХОЗЯЙКА: Проходите, не стесняйтесь! Давно мы вас ждём, девоньки уж и затосковали без вас, ведь сегодня праздник. Знаете какой?

ДЕТИ: Кузьминки.

ХОЗЯКА: Так ведь сначала подружку выбрать надобно. Вот вы мое сердечко повеселите, да пословицы про праздник расскажите.

ДЕТИ ИГРАЮТ В ИГРУ «НАЧНИ – ЗАКОНЧИ»

(Девочки начинают – мальчики заканчивают пословицы, и наоборот)

Кузьма-Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде.

Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы.

Не заковать реку зиме без Кузьмы и Демьяна кузнеца.

Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются.

Демьянов путь – не путь, а только зимы перепутье.

На Кузьму и Демьяна – курячьи именины.

ДЕВОЧКА 1: Что ребята вы стоите?

Аль играть вы не хотите?

Веселее детвора,

Поиграть пришла пора!

ИГРА «РУЧЕЕК»

ДЕВОЧКА 2: А теперь, молодцы, давайте, себя испытайте!

Слаб ты или силен?

Нам узнать занятно,

Всем потешиться приятно!

ХОЗЯЙКА: Надевайте гребешки, поиграем в «Петушки» (выдает шапочки 2 мальчикам, затем меняются)

ИГРА «ПЕТУШИНЫЙ БОЙ»

МАША: Мы-девчонки боевые,

Очень весело живем

Мы Кузьминки отмечаем,

И частушки всем поем.

ЧАСТУШКИ

ДЕВОЧКА 1: Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться,

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

ДЕВОЧКА 2: Сарафан мой, сарафан

Огненные маки,

Первый раз из-за меня

На деревне драки.

ДЕВОЧКА 3: Как пошла я плясать

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я как картинка.

ДЕВОЧКА 4: У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа,

Косолапы женихи.

МАША: Ох частушки хороши,

Все смеялись дружно,

А теперь наши загадки

Отгадать вам нужно.

ИГРА «СТЕНКА НА СТЕНКУ»

(Девочки загадывают загадки мальчикам, а мальчики девочкам)

Текло, текло и легло под стекло (вода и лед)

Скатерть бела, весь свет одела (снег)

Чем больше верчусь, тем больше толстею (веретено)

Маленький, кругленький, а за хвост не поднять (клубок)

Безрукий, безногий старик через реку мост проложил (мороз)

Гуляет в поле да не конь, гуляет на воле, да не птица (вьюга, метель)

Летом вырастают, а осенью опадают (листья)

Шкаф большой, дверцы маленькие, кладут белое, вынимают черное (печь и дрова)

ХОЗЯЙКА: А теперь вам опять

Придется голову поломать

Какой овощ на Руси считали главным кушаньем на столе. Его почитали, загадки про него складывали, сказки о нем рассказывали. (Дети предполагают)

МАША: А ты тетушка, загадку нам про него загадай.

ХОЗЯЙКА: Круглый бок, желтый бок сидит на грядке колобок, врос в землю крепко. Что же это?

ДЕТИ: репка.

ХОРОВОД «РЕПКА» (после хоровода дети садятся)

ХОЗЯЙКА: А что, ребята, раз у Кузьмы – Демьяна праздник, давайте их позовем.

ДЕТИ: Ты, святой Кузьма-Демьян,

Приходи-ка в гости к нам.

Приходи, зиму приводи

С морозами трескучими,

С вьюгами сыпучими,

С ветрами завьюжными,

С метелями дружными.

ПОД МУЗЫКУ ЗАХОДЯТ УМЕЛЬЦЫ КУЗЬМА И ДЕМЬЯН.

КУЗЬМА: Здравствуйте люди добрые, нижайший вам поклон.

ДЕМЬЯН: Очень рады, что вы нас не забываете и Кузьминки отмечаете, пришли мы зиме помогать, ведь без нас ей реку во льды не заковать.

КУЗЬМА: Мы с Демьяном большие работники – кузнецы и плотники, парням помогаем хлеб молотить, а девушкам пряжу вить. Ну-ка парни выходите в танце удаль покажите.

ТАНЕЦ «ВО КУЗНИЦЕ»

ДЕМЬЯН: Неразлучники мы, всегда вместе идем, дом от беды и лиха охраняем, и за работу денег не принимаем. А вы, девицы красные, как к зиме подготовились, кто ваш дом будет охранять?

ДЕВОЧКИ ПОКАЗЫВАЮТ КУКОЛ

(рассказ произносится в хороводе под тихую музыку)

ХОЗЯЙКА: Вот и каша готова, угощайтесь, гости дорогие!

КУЗЬМА: Эх, хороша каша, жалко что не наша!

ХОЗЯЙКА: Кузьма-Демьян с нами поиграйте, кашу угадайте.

ИГРА «УГАДАЙ КАШУ»

(Дети угадывают кашу по запаху, по цвету, на вкус)

КУЗЬМА: А теперь нам пора, пойдем зиме помогать в свои права вступать.

Пришли Кузьминки – оберег принесли:
для души, для дома, для здоровья, для счастья,
чтобы поросятки-писклятки водились, горшки не бились.

ДЕМЬЯН: И вам на память о посиделках дарим оберег наш - «неразлучников», чтобы они ваш дом оберегали и в работе помогали. (уходят)

ХОЗЯЙКА: (достает шкатулку) А вам девицы-красавицы ленточки да лоскутки для рукоделия. Зима долгая, ни раз еще придете. На Руси Кузьминки длились с вечера идо утра, а нам, гости дорогие, пора прощаться!
Уносите в дом родимый радость нашего двора! До свиданья, до свиданья, детвора!

Ведущий:

Осень торопит, зима не ждет. Осень-пожируха со злюкой-зимой борется. Кончились осенние заботы, урожай собрали, капусту на зиму наквасили, огород перекопали. Пора и зимними делами заняться. Наши предки осенью отмечали праздник, который называется Кузьминки. Кузьминки – первый зимний праздник, начало зимы. Православная церковь празднует его 14 ноября. В народе много поговорок, связанных с этим днем: «Демьянов путь – не путь, а только зимы перепутье», «Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать», «Кузьма закует, а Михайло раскует». В старину примечали: «Если на Кузьму дороги развезет грязью – не жди мороза до самого декабря».

Еще в народе говорили: «Кузьминки – по осени поминки». Кузьма да Демьян – кузнецы, куют лед на земле и на воде. В народе их считают покровителями ремесел, главным образом, кузнечного искусства и, как ни странно, женского рукоделия. В народе рассказывают, что святые эти за работу денег не брали ни с кого, а просили, чтобы их кормили кашей, поэтому иногда их именуют «кашниками».

В день, посвященный памяти этих святых – бессребреников варят кашу, отведать которую приглашают и святых угодников: «Кузьма – Демьян, приходите к нам кашу хлебать!» А отправляясь в церковь, берут с собой кур, т.к. батюшка Кузьма – Демьян – куриный бог. «Кузьминки – курьи именины». «На Кузьму – Демьяна – курицу на стол». Во время еды строго следят за тем, чтобы косточки не ломались, а то куры будут уродливые.

Кузьминки слыли на Руси еще и девичьим праздником. Девушка-невеста устраивала в этот день угощение для всех родных и знакомых, становилась как бы хозяйкой дома. В качестве почетного блюда подавалась обычно куриная лапша. На Кузьминки молодежь на три дня снимала помещение, устраивала посиделки в складчину. Веселье длилось до утра. Сегодня и мы с вами станем участниками Кузьминских посиделок.

Хозяйка ставит пироги, горшок с кашей, девочка Маша прибирается в избе, тетушка Татьяна помогает ей.

Хозяйка:

Маша:

И я свою работу закончила, пол подмела, стол да лавки протерла – вон как чисто и красиво!

Тетушка:

Вот и хорошо. Скоро гости пожалуют. Нынче день особый – посиделки начинаются.

Маша:

А кто к нам в гости придет?

Тетушка:

Девицы-красавицы придут со своей работой к нам на посиделки пожалуют. Да только сегодня много не наработают…

Маша:

Это почему же, тетушка?

Тетушка:

Потому что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок. Сегодня не столько работают, сколько веселятся.

Маша:

Тетушка, а кто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала. И почему в их честь праздник?

Хозяйка:

Входят девушки

Девочки :

Можно, хозяюшка?

Хозяйка:

Девочка:

Здравствуйте, хозяюшка! Здравствуйте, тетушка! Нынче посиделки у нас, так не пустите ли в избу?

Хозяйка:

Девочка:

А на всю зиму пустите?

Хозяйка:

Девочка:

Да мы не просто так. Что надобно, то и сделаем!

Хозяйка:

Да надо мне совсем немного.

Да денег рубль и пятачок!

Девочка:

Вот так немного! Ладно, мы про этот обычай давно знаем и потому все из дома принесли: и мед, и масло, и дрова.

Вручают Хозяйке дрова, мешочки, горшочек и т.д.

Хозяйка:

Девочки усаживаются на лавки. Запевают песню «Посеяли девки лен».

Посеяли девки лен,

Ладо, ладо, девки лен.

Посеяли, пололи,

Ладо, ладо, пололи.

Прополовши, убрали,

Прополовши, убрали,

Ладо, ладо, убрали.

Во кудельки ленок вязали,

Во кудельки ленок вязали,

Ладо, ладо, вязали.

На посиделки собирались,

На посиделки собирались,

Ладо, ладо, собирались,

За работу принимались.

За работу принимались,

Ладо, ладо, принимались.

Идут в гости ребяты,

Идут в гости ребяты,

Ладо, ладо, ребяты.

Они все примечают,

Они все примечают,

Ладо, ладо, примечают,

Помощницу в дом выбирают,

Помощницу в дом выбирают,

Ладо, ладо, выбирают.

Хозяйка:

Проводится русская народная игра «В углы»

Четверо играющих стоят по углам, а один – в центре. По сигналу: «Угол на угол! Ку-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а центральный играющий старается занять любой из углов. Тот, кто останется в центре, — проигравший. Выбрав себе замену – любого из играющих – он выбывает из игры.

Хозяйка:

Девочки исполняют частушки.

На березе листок вянет,

Видно, летечко прошло,

В посиделочки мы ходим,

Видно, время подошло.

Что хотите, говорите

Про меня, про молоду,

Я веселы посиделочки

Без памяти люблю.

Ты играй, играй, гармошка,

А я песенку спою.

Я сама себя сегодня

И других развеселю!

Две кукушки куковали

В полюшке на камушке.

Мы с подружкою вдвоем

Кружимся с Иванушкой.

Пускай люди посудачат,

Скажут, что я модница,

Что ж, хотя и модница,

Зато и хороводница.

Я плясать-то не умею,

Только так побегаю,

Молодому мальчику уважение сделаю.

Мы давай с тобой попляшем,

Ничего, что маленький,

Давай спросим у народа,

Кто из нас удаленький!

Тетушка:

А вы знаете, что Кузьминки – это еще и куриный праздник? Нужно обязательно про курочек спеть, чтобы они у нас водились и не болели.

Одна из девочек выходит на середину класса, изображая курочку. Остальные садятся на лавки и запевают песню «Курочка-рябушечка»

Курочка-рябушечка, куда пошла? – На речку!

Курочка-рябушечка, за чем пошла? – За водой!

Курочка-рябушечка, кому вода? – Цыпляткам!

Курочка-рябушечка, цыплятки чьи? – Мои!

Они пить хотят, на всю улицу кричат!

Девочка:

Цып-цып-цып! Ко мне мои цыплятки!

Все подбегают к Курочке и становятся за ней в цепочку. Курочка змейкой водит их по классу под русскую народную мелодию.

Хозяйка:

Угощает их яблоками.

Проводится конкурс на лучшее исполнение песни, на лучшую поделку, рисунок.

Раздается стук в дверь. Входят кузнецы.

Первый кузнец:

Идут кузнецы из кузницы.

Второй кузнец:

Несут кузнецы два молота.

Первый кузнец:

Галки-вороны, собирайтесь к нам.

Второй кузнец:

Варите кутью.

Первый кузнец:

Поминать Кузьму.

Второй кузнец:

Хозяева, кузнецы нужны?

Хозяюшка:

А что вы умеете делать?

Кузнецы:

А вот что!

По мелодию русской народной песни «Во кузнице» кузнецы показывают, как выковывают гвозди.

Первый кузнец:

Вот вам, хозяйка, и уменье наше в дом. Пригодится.

Хозяюшка:

Кузнецы:

Мы бессребреники, как Кузьма и Демьян, ничего за работу не берем.

Кузнецы присаживаются. Проводится русская народная игра «Прялица».

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:

Прялица, кокорица моя.

С горя выброшу на улицу тебя;

Стану прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается (другой «жених» выбирает себе «невесту»).

Проводятся русские народные игры «Золотые ворота», «Пятнашки».

Хозяйка:

Все встают в хоровод и поют песню «Собирайся, народ».

По лугам бредут стога,

Ходят гуси у пруда,

Рыба плещется в воде,

Солнце – в каждой борозде!

Собирайся, народ!

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боялся,

Тот и пляшет, и поет!

Хлеб засыпан в закрома,

Песня входит к нам в дома,

И звучит, звучит везде

Счастье в радостном труде!

Собирайся, народ!

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боялся,

Тот и пляшет, и поет!

Хозяйка:

Хозяйка:

Ну вот, все сделано: в избе ладно, стол накрыт, пироги готовы да и самовар давно кипит! Добрый сегодня день! Можно и отдохнуть!

Много веков назад жили-были святые Кузьма и Демьян. Славились они мастерством своим, знали кузнечное и плотницкое дело. Ходили они по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. И считали их покровителями всех мастеров и мастериц. А к мастеровым отношение особое было. Ведь в деревне все делается своими руками: и изба, и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник.

Входите, девицы, входите, красные!

Как же не пустить, пущу, ведь на Кузьминки – всегда на Руси девичьи праздники проходят.

Вот же шустрые какие! Пусти на порог, а глядь – уж и на лавке. Да чем платить то будете? Чай ваши посиделки мне ведь в убыток: и сор в избе, а дров сколько для тепла уйдет!

Да надо мне совсем немного.

Дровец возок, керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда, да гороху три блюда,

Да меду туесок, да масла горшок,

Да денег рубль и пятачок!

Вот так-то и хорошо, вот так-то и ладно! Проходите, усаживайтесь вот здесь на лавке да за работу принимайтесь. Ведь работы-то матери всем надавали с собой немало? А за работой и про песни не забывайте, дружно, хором запевайте!

А сейчас проверим, какие вы проворные. Вставайте по 4 углам.

Запевайте, девочки! Весело поется – весело прядется. Сегодня необычный праздник. Праздник этот ремесла, домашнего очага. Праздник не безделья, а искусного рукоделья! А как шили-вышивали, так и песни напевали. Песни пели от души, песни были хороши!

Вот какие молодцы, наши цыплятки! Угощайтесь!

А что вы умеете делать?

Ай, спасибо, работнички, уважили кузнецы умелые. Чем же вам заплатить?

Кузьма – Демьян уходит, а с ним и осень – славная хозяюшка. Кто работы не боялся, тому и зима не страшна! Припасено вдоволь всего, и самые веселые праздники зимой бывают. Давайте проводим Кузьму – Демьяна, а с ним и осень с почетом да уважением! Заводите веселый хоровод да песню звонкую.

Вот и закончился наш праздник в честь славных мастеров Кузьмы и Демьяна, а с ними и осень. Мы желаем вам хорошего настроения на всю зиму, хорошо учиться, славно потрудиться!

Воспитание духовно-нравственной личности в процессе комплексного освоения народной культуры посредством фольклорного праздника «Кузьминки»

Полторацкая Наталья Викторовна, преподаватель класса Музыкальный фольклор
Место работы: МАОУДО "Детская школа искусств №15", г. Кемерово
Пояснительная записка: Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем.
Прививать детям любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам – не только эстетическая, но и прежде всего, идейно-нравственная задача современного образования и культуры. Приобщение детей к народной культуре дает безграничные возможности для развития творческого мышления, инициативы, способностей, творческой реализации и развития личности ребенка.
Жизненная необходимость возвращения достижений народного искусства в наш быт, в праздники, в повседневную культуру общения, в наш духовным мир, в сферу этических и эстетических ценностей становится все более осознанной, а само это возвращение к национальной специфике – безотлагательным. Естественнее же и легче всего приобщение к родным истокам происходит в детском возрасте, и чем раньше – тем органичнее.
Благодаря мудрости наших предков, через фольклор у ребенка формируется иное отношение к окружающему миру. Народная педагогическая практика выработала многочисленные нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, дети так же естественно включались в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь детей с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом взрослое население общины относилось к малышам с любовью, заботой и терпимостью. Но поменялся быт, жизненный уклад – и прервалась цепочка изустной, непосредственной передачи традиции. В наши дни даже сельская молодежь относится к народной песне, игре, обычаям как к проявлению чего-то устаревшего и никому не нужного. Городские родители сегодняшних 5-6-леток сами были лишены всех ценностей народной культуры, ибо уже несколько поколений россиян от нее были отторгнуты.
Одним из путей преодоления этого разрыва, одним из способов восстановления преемственности стало целенаправленное изучение традиционной культуры. Таким образом, дети усваивают нравственные нормы, бытовую этику, духовные ценности, доброту, красоту и полезность того, что оставил нам в наследство наш народ. Через фольклор дети знакомятся с историей и художественно-эстетической спецификой различных видов народного творчества, с традициями их бытования, с их ролью и местом в традиционных народных календарных и семейно-бытовых праздниках и обрядах. Слово, музыка, живопись, театр, декоративно-прикладное искусство и этнография в народном творчестве настолько переплетены, что требуют всестороннего, универсального подхода к нему.
Цель – воспитание духовно-нравственной личности детей в процессе комплексного освоения народной культуры, через народный календарный праздник.
Настоящая разработка предусматривает реализацию следующих воспитательно- образовательных задач :
Развитие познавательного интереса к традиционной культуре своего народа, в частности, к празднику «Кузьминки»;
Знакомство с малыми фольклорными жанрами – народные игры, прибаутки и др.;
Развитие творческих способностей детей посредством фольклора;
Формирование исполнительских, творческих навыков в области пения, движения, музицирования посредством музыкального фольклора;
Способствование накоплению словаря детей старинными народными словами.
Включая всю традиционную культуру в систему детского музыкального образования необходимо опираться на принципы фольклорного обучения и воспитания, которые вырастают из природы фольклора, его основных признаков - устности, импровизационности, коллективности, многовариантности, традиционности. Кроме того, возникает необходимость создания системы, соединяющей обучение с естественным бытованием фольклора, при условии «погружения» участников процесса в традиционную культуру, «проживания» ими осваиваемого материала. Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной педагогики. Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.
Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. На занятиях класса «Музыкальный фольклор» в Детской школе искусств №15 дети учатся не только петь народные песни, водить хороводы, ориентироваться в народных праздниках, обычаях и приметах, но и развиваются творчески, овладевают игрой на народных музыкальных инструментах, осваивают теоретические сведения, а также знакомятся с народными промыслами, особенностями крестьянского костюма, встречаются с народными исполнителями и мастерами
Это познавательные занятия, наблюдения, изучение и вовлечение в народные календарные праздники. Но в любом случае, необходимо создать особую атмосферу деятельности детей, в которой ребенок почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности. Вряд ли на первых порах работы с начинающими фольклористами над народными песнями, играми встанет задача достижения высокого профессионального уровня исполнения. Пусть дети станут более раскрепощенными, научатся слушать друг друга, полюбят занятия, которые станут необходимой частью их бытия. На начальном этапе это самое главное.
В практике обучения детей музыкальному фольклору общедидактические принципы
- доступность и системность;
- постепенность и последовательность;
- наглядность;
- индивидуальный подход в условиях коллективного творчества;
- природосообразность
иногда приобретают нетрадиционную трактовку, наполняясь практикой народной педагогики. Количество и разнообразие жанров народного исполнительства открывает перед педагогами и учащимися большой музыкальный мир, в котором через игру, танец, песню, обрядовое представление ученик приобретает основные навыки ансамблевого пения. Ключевая задача методики обучения заключается в том, чтобы найти простой и доступный способ, который преобразует сложные певческие действия в простые и ясные понятия, помогающие раскрыть содержание и глубину материала. Для целостного восприятия музыкального материала на занятиях по предмету «Фольклорный ансамбль» необходимо вводить хореографические перестроения (хороводы, бытовые народные танцы, дроби, пляски), драматическую игру (разыгрывание ролей, представление обрядовых сцен, праздников), духовые и шумовые народные инструменты (окарины, кугиклы, рубель, дрова, свирели и т.д.)
Уровень развития фольклорного коллектива зависит от уровня каждого учащегося. Каждый учебный коллектив должен иметь свое «творческое лицо» - репертуар, исполнительский стиль, сценический образ, которое целенаправленно должен формировать преподаватель, исходя из возможностей детей. Используя жанры музыкального фольклора, учитывая возраст, музыкальную подготовку, темперамент учащихся, преподаватель распределяет запевы в песнях, роли в хороводно-драматических играх, обрядовых сценах, что дает возможность проявить способности каждому ребенку.
И дети с большим удовольствием и интересом проявляют себя – а это определяет их физическое и духовное здоровье. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.
Детей дошкольного и младшего школьного возраста лучше всего приобщать к народной культуре через песенно-игровые традиции, календарно – обрядовые праздники, которые всегда были связаны с игрой.
Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, исторический опыт народа. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали начало и завершение работ. На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье ни когда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.
“Наконец, праздник - это проявление всех форм и видов культуры данного коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и использованием традиционных песен” (А.Н. Зимина).
Народные праздники, как совместная деятельность педагогов и учащихся оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственных норм, воспитание нравственного поведения. Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям к творчеству, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Настоящая разработка построена с учетом народных традиций осеннего праздника «Кузьминки», в основе которых фольклорный материал: песня, танец, игра, обрядовые сценки, народная музыка. Игровая основа, традиционное развитие действия праздника, развлечения, юмор, шутка, пляски внесли радость, духовную красоту, эмоциональный комфорт в жизнь наших детей. Они стали ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству и воспитания духовно-нравственной личности.
Необходимо также активно привлекать детей и родителей к практической деятельности по организации праздничного действа. Они сами могут смастерить обрядовую куклу Козьмы и Демиана и подготовить творческую выставку своих работ.
Я надеюсь, что представленная разработка поможет педагогам выбрать для себя нужный материал для подготовки и проведения занятий, праздников, учитывая интересы и индивидуальные особенности детей.
ХОД ПРАЗДНИКА:
До начала праздника звучат русские народные песни.
Зал украшен элементами русской избы: столы накрытые угощением, вязаные коврики, прялка, муз. инструменты, кухонная утварь.В избе на лавке сидят отец и дочь. Отец играет на гармошке, дочь Маша сидит рядом. Мать хлопочет по хозяйству.

Маша: Зимний вечер тёмен, долог,
Насчитаю сорок ёлок,
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу
(задумывается, затем, как будто что-то вспоминает и обращается к отцу).
Батюшка, сыграй нашу любимую!
Отец: Марья, а позови-ка ты ребят к себе на посиделки, будут песни, будут пляски.
Мать: Нынче день особый – посиделки начинаются.
Маша: А и правда! Эй, подруженьки-подружки, веселушки-хохотушки,
Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы,
Приходите поплясать, зимний вечер скоротать.
Маша запевает песню «Аленький наш цветок». В процессе песни девочки-подружки выходят на сцену, в руках корзинки с рукоделием. Они подпевают Маше и заводят хоровод.
Девочки: Здравствуйте, тетушка Арина, дядя Матвей! Здравствуй, Машенька!
Мать: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать!
Проходите дружно в нашу светлицу: рукодельничать, хороводы водить, петь да веселиться.
Отец: Да праздник, стало быть, отметить!
Маша встречает подруг. Девочки рассаживаются на скамейках, достают из корзинок свое рукоделие и начинают работу: кто вышивает, кто клубок ниток сматывает, кто кудель прядет.
Девочки: Тетушка Акулина, а какой сегодня праздник?
Мать: Сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок. Сегодня не столько работают, сколько веселятся.
Маша: Матушка, а кто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала.
Девочки: И почему в их честь праздник?
Мать: Ну, слушайте. Жили-были давным-давно два брата Козьма и Демиан. Мать воспитывала братьев в трудолюбии и послушании, и получили они от Бога способности к врачеванию. Лечили не только людей, но и домашних животных от многих болезней. Денег за это не брали, так как помнили заповедь Христа «Даром получили – даром давайте».
Отец: Козьма с Демианом большие работники были, они и кузнецы, и плотники. Парням помогают хлеб
молотить, девушкам – пряжу вить. Они охраняют наш дом от беды, от всякого лиха.
Девочки: У хозяюшки у нашей супрядка была гуртовая. Что ты, хозяюшка, нам прясть дашь?!
Мать: Старым старушкам шерсти клочок, а красным молодушкам белый ленок.
Отец: Вот и посмотрим, какие вы мастерицы. Ведь с детства не научишься – всю жизнь намучишься. Ну-ка, кто хочет своё умение показать?
(Выходят три девочки).
Мать: Как песню мы начнём спевать,
Надо ниточку в клубочек намотать.
А как кончим мы петь да плясать,
Значит, хватит вам и ниточку мотать.
Понятно задание? Начнём соревнование!
ИГРА «СМОТАЙ НИТКИ В КЛУБОЧЕК»
Пока девочки сматывают клубочки, все исполняют песню «Мы девицы-мудреницы»

Мать: Ну-ка, как вы потрудились? Чей клубочек больше?
(Мать определяет победительницу.)
Отец: Хорошо поработали, можно и подкрепиться
1 девочка: Чем же нас сегодня, тетушка Арина, потчевать будешь?
Мать: Кашей пшенной с молоком да куриною лапшой.
Ну-ка, Акулинка, пойди сюды! Лей из кувшина в кастрюлю воды!
А ты, Настенка, суй туда куренка!
А теперь на самое дно насыплем пшено!
Надо только не забыть хорошенько посолить.
Ну а ты, Матрешка, помешай скорее ложкой!
Ну вот, каша почти готова. Надо ее в печь поставить!

Печка-барыня, не вари кашу крутую–
Вари мягонькую, да разваристую!
Отец: Ну а пока каша готовится, не плохо бы и повеселиться.

Отец начинает играть на баяне веселый наигрыш. Девочки встают в круг. Раздается стук, Маша подбегает гостей встречать и входят мальчики. Один из них наряжен (Кузьма-Демьян)кузнецом, за кушаком молоток.
Девочки: Кузьма-Демьян! Кузьма-Демьян пришел! Встречаем тебя хорошенько, угостим на славу.
1-я девочка: Кузьма-Демьян молодец,
Кузьма-Демьян удалец
2-я девочка: Тебе мы песню поем.
Тебе мы честь отдаем.
3-я девочка: Станем мы тебя хвалить, не ругать,
Станем мы тебя хвалить, не бранить.
4-я девочка: Приведи нам зимушку морозную!
Приводи нам зимушку с заносами!
Мать: Проходи, честной народ,
Не пыли дорожки.
Добры молодцы пришли
Погулять немножко.
Мальчики: Здравствуй, хозяин с хозяюшкой!
Отец: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, не стесняйтесь!
1 Мальчик: Хозяева, а вам работнички нужны?
Отец: А что вы умеете делать?
Кузьма: Мы мастера на все руки от скуки: хоть ковать, хоть петь да плясать!
2 Мальчик: Вам уменье наше в доме всегда пригодится. У меня папка мастеровой, научил меня во как работать. (показывает топор (нужно обязательно топор затупить!)

1 Мальчик: И у нас в кузнице не хуже (показывает молоток).
Исполняют песню «Посмотрите как у нас-то в мастерской» (молоток и топор используют в песне в качестве инструментов в шумовом оркестре).
Кузьма: Дома ли Марья, дома ли Дарья,
Дома ли душенька-Катюшенька?
Девочки: Мы – туточки!
2 мальчик: Здравствуйте, девушки! Здравствуйте, красавицы!
Девочки: И тебе не хворать!
3 мальчик: Что расселись по местам, как синички по кустам?
Соня: А что? Синичка – зимняя птичка, воробью сестричка!
Даша: Немного синичка ест и пьет, да весело живет! А ты зачем пожаловал?
Кузьма: Все село я обошел, краше вас я не нашел!
Исполняют песню «У нас по кругу»
Мать: Я вот всё смотрю и радуюсь: сколько у нас сегодня гостей!
Отец: А много гостей – много новостей!
Дети: А каких новостей?!
Отец: Да весёлых. Вот послушайте.
Дети подсаживаются к отцу, кто на лавку, кто на пол, кто стоя стоит. Отец спрашивает у ребят:
- Андрейка, детка, о чём плачешь?
- Об ворота ударился.
- Когда это случилось?
- Вчера.
- А что ж ты сегодня плачешь?
- Да вчера дома никого не было!

Где ты был, Иван?
- В горнице.
- Что делал?
- Петру помогал.
- А Пётр что делал?
- На печи лежал.

Ты пирог съел?
- Нет, не я!
- А вкусный был?
- Очень
Дети смеются.
Мать: Ребята, а вы знаете, что Кузьминки – это курьи именинки! В этот день селяне ходили в гости с вареными, жареными курами, варили кашу с курицей, а потом шли воровать кур у соседей.
Дети: Воровать?
Отец: В этот день соседи и не обижались, считали, что от этого кур будет водиться больше. Давайте-ка про курочек споем, чтобы они у нас водились и не болели.
Маша: (выбирает по считалке водящего)
Чтобы курочки водились,
На насеточку садились,
Ушастенькие, головастенькие!
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!
Игра:«Куря вывела детей»
Кузьма: Понравилось мне у вас! Особенно девчата хороши!
Мать: Смотри, Кузьма, сколько красавиц, выбирай по душе.
Песня-игра «Сидит Дрема»
Мать: Ну, выбрал невесту?
Кузьма: (просыпается, хватает первую попавшуюся девочку)
Выбрал! Во какая! Самая красивая! Давай скорей свадьбу играть, пока она не убежала.
Отец: Ишь, какой быстрый! А невеста-то согласна?
Кузя: (не дает девочке сказать, перебивает) Согласна, согласна…
Мать: А! Ну, тогда давай за невесту выкуп!
Кузьма: Какой еще выкуп?
Отец: Какой полагается – злато-серебро!
Кузьма: Осень и Зима – мое злато-серебро! Осень всю землю покроет золотым листком, да серебряным снежком.
Мать: Да мала еще наша девка-то взамуж идти.
Отец: Приходи на будущую осень, годков через восемь. (хохочет и начинает играть частушечный наигрыш. Дети поют частушки)
1 ребенок: Эх, топни сапог, топни правенький,
Я плясать сейчас пойду, хоть и маленький!
2 ребенок: Разрешите поплясать, разрешите топнуть,
Неужели в этом доме половицы лопнут?
3 ребенок: Эх, топни нога, не жалей сапога,
Вместе: Тятька новые сошьет или эти подошьет! (Запевают)
Вместе: Ходи, хата, ходи, хата,
Ходи, курица, хохлата,
Ходи, сени и порог,
И сметана, и творог.
Мальчики: Девочки-беляночки,
Где вы набелилися?
Девочки: Мы вчера коров доили,
Молоком умылися!
1 Девочка: Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
Мальчики: Трень-брень дребедень!
Выступал бы целый день!
Мне учиться неохота,
А частушки петь не лень!
2 Девочка: Посылала меня мать
Загонять гусака,
А я вышла за ворота
И - давай плясака!
3 Девочка: У меня на сарафане
Косолапы петухи;
Я сама не косолапа -
Косолапы женихи.
4 девочка: Я не тятькина
Я не мамкина -
Я на улице росла,
Меня курица снесла
Вместе: Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую.
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую.
(Дети танцуют бытовой танец «Краковяк с хлопками», Кузьма после танца падает)
Дети: Ох, упал родимый…
Отец: Знать осени, конец!
Мать: Ох, разлюбезные мои гостюшки! Пришла пора проводить нашего желанного батюшку! Пришли
Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили.
Дети: Милый ты наш Кузюшка, мы тебя славили!
Мы тебя славили, в хоровод поставили!
Мы тебя встречали, тебя величали,
Распрощаемся с тобой, ты иди на покой!
Мать: Кузьминки – встреча зимы.
Отец: Кузьминки – об осени поминки.
Дети: Приходи, зима, приходи
С морозами трескучими,
С вьюгами сыпучими,
С ветрами завьюжными,
С метелями дружными,
С Рождеством, Колядой,
С Масленицей молодой!
Мать: Чем богаты, тем и рады.
Милости просим еще!
(Дети уходят и уводят за собой Кузьму. Мать, Отец и Маша садятся на лавку. Отец играет на балалайке наигрыш)
Отец: В речке щука да елец. Вот и сказочке конец!

Список литературы:
1.«Гусли звончатые». Фольклорные праздники, народные песни, игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сост. С.И. Мерзлякова, Е.Ю. Комалькова / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.;
2.«Наш веселый хоровод»: Музыкально-игровойматериал для дошкольников и младших школьников. Выпуск 1. Сост. Мерзлякова С.И. Мерзлякова Т.П./ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г.;
3.Науменко Г.М. фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
4.Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 г.;
5.Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. Автор-составитель Т.Ю. Камаева / Изд. «Лайда», 1994 г.;
6.Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. Автор-составитель Т.Ю. Камаева / Изд. «Лайда», 1994 г.;

Подготовила музыкальный руководитель Светящук М.Е.

Зал оформлен в виде русской избы. На центральной стене ситцевыми занавесками оформлено небольшое деревенское окошко, за «стёклами» которого осенний пейзаж. Возле окна стол, накрытый вышитой скатертью, сервирован деревянной посудой. На столе самовар, пряники, баранки. Возле стола с обеих сторон скамейки, застланные ткаными дорожками. На скамейках вышивки, вязанье, клубки с шерстью, у самой стены - прялка. По обеим сторонам от скамеек стоят стеллажи с посудой, поделками в русском национальном стиле.

Презентация « Осенние народные праздники»

Под русскую народную музыку входят хозяин с хозяйкой.

Хозяин: Здравствуйте, гости дорогие!

Хозяйка: Желанные, долгожданные!

Хозяин - Хозяйка: На осенние посиделки приглашаем вас! (поклон)

Хозяин: Ноябрь за окном, месяц студёный, с долгими тёмными вечерами, да грудами замёрзшей земли. Не зря в народе называли этот месяц — Грудень.

Хозяйка: Хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре, а на Руси отмечают первый зимний праздник — Кузьминки.

Хозяин: 14 ноября- по народному календарю, день Кузьмы и Демьяна. Это праздник встречи Зимы и проводов осени. Раньше говорили: « Кузьминки — об осени одни поминки». Вот и мы сегодня попрощаемся с осенью (Хозяин и Хозяйка отходят к столу).

Исполняется хоровод «Берёзки» (мелодия песни «Отговорила роща золотая»)

Хозяин: (сидя за столом) Русский народ считал своих братьев Кузьму и Демьяна, покровителями женщин — рукодельниц. На Кузьму-Демьяна женщины принимались за зимнюю пряжу, обращаясь к святым, просили помочь, чтобы не отставать в работе от тех, кто начал её раньше.

Хозяйка: (сидя за столом) Батюшка, Кузьма - Демьян, сравняй меня позднюю с ранними.

Хозяин: Праздник этот ремесла, домашнего очага, праздник не безделья, праздник рукоделья.

Под русскую народную музыку входят девочки.

Хозяйка: (говорит слова на фоне музыки)

Ой, вы, девицы - красавицы,

Душеньки - подруженьки.

Проходите, гости милые,

В нашу горницу, во светлицу.

Девочки рассаживаются на свои места под окошком, принимаются за рукоделие - вышивают, прядут, вяжут, мотают клубочки.

1 девочка: Прялка не бог - а рубаху даёт.

2 девочка: Не ленись прясть - хорошо оденешься.

Хозяйка: А как шили — вышивали,

Так и песню напевали.

Пели, правда, от души,

Но и песни хороши.

Исполняется песня « Лучинушка» (в сопровождении балалайки).

Хозяин: Святых братьев Кузьму и Демьяна призывали в помощь и в других ремёслах. Со временем братья слились в один образ, и день их памяти в народе назвали по имени одного из них - Кузьминки.

Хозяйка: Кузьминки — курьи именины, « курячий праздник». В этот день едят кур, цыплят и строго следят за тем, чтобы косточки не ломались во время еды, а то куры будут уродливыми.

Хозяин: Ещё Кузьминки называли - «кашником». А святых Кузьму и Демьяна - «кашниками», так как они были бессеребренниками, денег не брали, и их кормили кашей.

Хозяйка: На Кузьминки девушки устраивали посиделки и приглашали парней. Девушки варили свою ссыпную кашу и устраивали пиршество. Веселились до утра.

Входят девочки с узелками. В них еда: каша в чугунке, пироги, лепёшки, яички.

Девочки (все вместе): Здравствуй, хозяин,

Здравствуй, хозяюшка.

Примите кушанье.

Хозяин: Проходите, гости дорогие!

(Девочки проходят и ставят все гостинцы на стол)

Хозяйка: Ой, богат стол сегодня будет! В ссыпчину, да в складчину!

1 девочка: Тут и каша, и лепёшки!

2 девочка: И пироги, и яички! Хозяйка: (показывая на печь): А вот, и курничек вас дожидается. На Кузьму - Демьяна всегда курники пекли.

3 девочка : Да, Кузьминки - куриные именины!

4 девочка : Спасибо, хозяюшка, мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся.

Исполняется пляска « Русская кадриль».

Хозяйка: А ещё гости обещались быть?

Дети (все вместе): Скоро, хозяюшка, скоро (уходят на свои места)

Раздаётся стук в дверь. Входят гурьбой мальчики и девочки, исполняющие частушки.

Дети (все вместе): Здоровья вам!

Нужны ли мы вам?!

Мальчики : Когда надо вам, привечайте нас!

Девочки: А не надо вам, прогоняйте нас!

Хозяйка : У нас гостюшки в дому, словно солнышко в терему.

Хозяин : Дорогие гости, счастья вам! Просим пожаловать в терем к нам!

Мальчик : Дорогим хозяевам бьём челом,

И, спасибо вам, за приём! (проходят в хату)

Хозяйка: Эй, девчоночки - подружки,

Веселушки - хохотушки.

Эй, ребята - молодцы,

Озорные удальцы.

Вы частушки заводите,

Всех гостей повеселите.

Исполняются частушки.

Девочки: Что за славный денёк?

Собирайся, куманёк!

Будем шутки шутить,

Да гостей веселить!

Хозяин: Погоди честной народ,

Отдохни немножко,

Василиса к нам идёт

Поразвлечь немножко.

Входит Василиса, а дети, исполнявшие частушки, садятся на свои места.

Василиса: Я весною на завалинке посиживаю,

А зимою в горнице полёживаю.

Сижу, на народ гляжу,

Всё всегда запоминаю.

И в корзинку собираю.

Сяду рядышком на лавку.

С вами вместе посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёней погляжу!

1 загадка: В избе - изба, на избе - труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ,

А тушит не идёт! (печь)

2 загадка: Стоит бычок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

3 загадка: В брюхе- баня, в носу - решето,

На голове - пупок, одна рука и та на спине. (Чайник)

4 загадка: Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

5 загадка: Родился - вертелся, рос - вертелся,

Всех любил, всех кормил,

Помер - выкинули в поле,

Там меня зверь не ест, птица не клюёт. (Горшок)

Проводится игра « Горшки»

Василиса: Девицы - красавицы, и добры - молодцы, много ль вы знаете пословиц и поговорок? Подарите их мне. Я их в корзину положу, кому хочу - подарю.

Дети: (по очереди)

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Труд человека кормит, а лень портит.

Умелые руки не знают скуки.

Землю красит солнце, а человека - труд.

Василиса: Спасибо вам, потешили вы нас, да и корзиночку мою пополнили. А за это подарю вам этот молоточек, да наковаленку. А почему я их подарила вам в ноябре - подумайте.

Хозяин - Хозяйка: Знаем, знаем почему!

Хозяин: На Кузьминки отмечается день кузнецов - Кузьмы и Демьяна.

Хозяйка: А в старину кузнецов ещё по другому называли, ласково - коваличек.

Исполняется инсценировка русской народной песни « Во кузнице»

Кузнец (вручая гвозди): Вам, хозяева, уменье наше в доме всегда пригодится.

Хозяйка: Ай, спасибо, работнички, уважили - кузнецы вы умелые!

1 мальчик: А у меня папка - гончар, во как работает! (показывает горшок)

2 мальчик: (выносит табурет): А мой папка - плотник, он нужнее!

Кузнецы: (вдвоём, подбоченившись или руки калачиком на груди)

А у нас, в кузнице, не хуже!

Хозяйка: Эй, петухи, сейчас подерётесь! Идите лучше попляшите, да поиграйте! Делу время, а потехе час!

Девочка: А вы не забыли про обычай? На Кузьму - Демьяна парни приносят девочкам курочку!

Кузнецы: А как же! Вот, принесли! (достают из лукошек курочек, отдают девочкам)

Девочки: Ну, раз принесли, так и быть, мы с вами поиграем!

Хозяйка: Ох, и развесёлый, вы народ!

Становись-ка в хоровод!

Будем в « Селезня» играть

Крепко - крепко целовать!

Проводится игра «Селезень»

Хозяин: Ай, как же здорово у вас получается! И работаете вы на славу, и веселиться умеете от души!

Хозяйка: А послушайте, что еще хочу сказать. Осень - пора свадеб. В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян, покровительствуют свадьбам, что своим молотом, на небесной наковальне, они выковывают брачную цепь, а затем, помогают семьям жить в ладу, в мире, воспитывать своих детушек. А какая же свадебка без песни весёлой, да гостей дорогих?!

Звучит грамзапись русской народной песни « У нас нынче субботея». В зале появляется народный ансамбль «Канон».

1 участник: Ой, святый Кузьма — Демьян

Приходи на свадьбу к нам.

И скуй ты нам свадебку

Крепко, крепко - накрепко -

До седой головушки,

До долгой бородушки.

2 участник: Кузьма - Демьян по сеням ходил,

Гвозди собирал, свадебку ковал.

Ансамбль исполняет чешскую народную песню « Мне, моя матушка, говорила»

в обработке Я. Малата

« Ой, на горке старый дуб» беларусская народная песня обр. А. Копосова

« Ванька - Танька» муз. Даргомыжского переложение А. Егорова

Хозяин - Хозяйка: (с поклоном к ансамблю):

За такое веселье - наше почтенье!

И ждет вас вкусное угощенье!

Вручают поднос с русским пирогом; ансамбль уходит.

Хозяин: Вот и промчались наши посиделки. Именно так проводили их парни и девчата на Кузьминки. Гости дорогие! А мы ведь не можем просто так расстаться, не подарив на память подарочка. (Раздают гостям магнитики). А вас, парни да девчата, в группе ждёт угощенье.

Хозяйка: Вот настал момент прощаться,

Будет краткой наша речь.

Говорим вам - До свиданья,

До счастливых, новых встреч!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.