Меч который застрял в камне. История и этнология. Факты. События. Вымысел


Существуют мечи, окутанные легендами, которые подпитаны выдуманными и реальными кровавыми историями противостояний. Меч – это единственное оружие, которое и в сказке, и в истории оставило след. Предлагаем познакомиться с мечами, легенды о которых могут оказаться реальностью, и рассказы, о которых заставляют усомниться в их правде.

Меч в камне


В то время, как легенды о короле Артуре относят к жанру народных сказаний и мифов, есть свидетельство тому, что рассказ о мече в камне может оказаться реальностью. В часовне городка Монтесьепи в Италии находится настоящий меч в камне, который может стать разгадкой происхождения легенды об Экскалибуре. Не лишним будет вспомнить историю канонизации тосканского рыцаря Галгано Гвидотти, который и вонзил меч в камень, показывая Архангелу Михаилу, что с грехами также сложно расстаться, как расколоть камень мечом. Дело в том, что первоначально в легенде об Артуре упоминания о мече не было, а появилось оно уже после истории с тосканским рыцарем. Многие сомневаются, что меч из итальянской часовни действительно принадлежал рыцарю, но то, что он был сделан в 12 веке сомневаться не приходится, так как этот факт был доказан исследователем Луиджи Гарласчелли из Университета Павии в результате радиоуглеродного анализа.


Легенда о мече кусанаги, известного под названием «меч в змее», рассказывает о том, что его нашли в теле дракона с восьмью головами, который был убит богом грозы и морей. Меч всегда считался символом могущества и доблести императоров Японии и свидетельством того, что японская династия имеет небесное происхождение, а именно происходит от богини Солнца и имеет полное право на власть. На протяжении нескольких веков меч никто не видел, но принято считать, что он находится в святилище Атсута в Нагано. Во время коронации императора его выносят на церемонию, но так как он всегда завернут в материю, никто толком его не видел. Во всем мире гадают, существует ли меч на самом деле. В документах и в устных рассказах меч упоминают, но это не является подтверждением его существования. В конце Второй мировой войны, когда император Японии отрекся от божественного происхождения своей власти, приказал все же хранить и оберегать императорские регалии, к которым меч и относится.


Уже несколько столетий в скале над часовней Нотр-Дам в Рокамадуре, Франция, торчит святой меч Дюрандаль, который в свое время, как утверждает легенда, воткнул рыцарь Роланд, чтобы тот не достался врагам. Более десяти столетий паломники посещали это святое место, пока местные власти в 2011 году не вырезали меч из горы, и не перенесли его в музей Средневековья. Как всегда возникают сомнения по поводу оригинальности меча. Рыцарь Роланд - известная историческая личность, а битва, в которой он погиб, упоминается в документах, но произошла она в другом месте, в долине Ронсенваль, и вряд ли герой смог бы метнуть меч на сотни километров. Впервые о мече заговорили монахи часовни Рокамадура спустя сотни лет, тогда же и появилась «Песнь о Роланде». Дело в том, что в часовне Рональд начинал свое последнее путешествие.

Проклятие мечей Мурамаса


Известно, что Муромаса – это японский мечник и кузнец, который, по легенде, постоянно молил богов, чтобы они наделили его мечи самой разрушительной силой. И боги услышали мастера, и наделили его уникального качества мечи кровожадным демоном. С тех пор многие владельцы меча либо сходили с ума, либо были убиты. Дело в том, что оружие постоянно должно подпитываться кровью, а если хозяин некоторое время не принимал участие в битвах, то погибал сам. Поэтому и возникла версия о проклятии, которым были награждены мечи Мурамасы. В результате приказом сегуна Токугава Иэясу, у которого умерли практически все члены семьи (дед погиб от меча, а отец и сам сегун были им ранены), было запрещено их использовать. По легенде, жена и приемный сын сегуна тоже погибли от меча. Но, возможно, дело не в проклятиях, а в том, что это оружие часто использовали в то время в Японии, так как оно было очень качественным, и его массово выпускали мастера школы Мурамасы на протяжении столетий. А все, что случилось с семьей сегуна, можно считать совпадением.

Мечи Хондзе Масамунэ


В отличие от кровожадных мечей Мурамаса, которые официально были запрещены в Японии, мечи мечника и кузнеца Масамунэ считались национальным достоянием. По легенде, когда оба мастера соревновались, чей же меч лучше, меч Масамунэ при опускании в реку не разрезал ничего не заслуживающее смерти на своем пути, к чему прикасался, даже воздух, в отличие от оружия Мурамасы. Еще одна загадочная история связана с Масамунэ. В конце Второй мировой войны один из мечей попал в руки американского солдата, сержанта Колди Бимору, и он отвез его, как сувенир, на родину. Но ни солдат, ни меч не были найдены. Несмотря на многомиллионную стоимость и большую ценность меча, коллекционерам за десятки лет так и не удалось найти легендарный меч.


Легендарный меч, способный в течение дня менять свой цвет до тридцати раз, принадлежал императору Римской империи Карлу Великому. В солнечный день, по легенде, меч светился ярче Солнца. С 1271 года в церемонии коронаций во Франции участвовали два меча Жуаёз, чего просто не могло быть, так как он уникален, поэтому нельзя определить, какой же из них настоящий. Меч, что находится в Лувре, пережил много изменений, и самой старой его частью считается рукоятка, которая датируется 10-11 веками, а император умер в 813 году, то есть меч никак не мог ему принадлежать. В Австрии в Имперской сокровищнице находится сабля Карла Великого, которая тоже претендует на то, чтобы называться Жуаёз. Но она тоже датируется 10 веком, что исключает все предположения. Есть версия, что меч принадлежал вождю Гуннов Аттиле, но знатоки истории отвергают и эту версию.


Еще одна легенда требует доказательств. В этот раз, это касается меча святого Петра, которым он отсек ухо помощнику верховного жреца в Гефсиманском саду. По легенде, меч и святой Грааль были перевезены в Англию Иосифом Аримафейским, но в 986 году он оказывается в Польше, но тот ли это был меч, не известно. Несмотря на сомнения, меч считался реликвией и остался в городе Познань. Нельзя с уверенностью утверждать, что меч принадлежал Петру, так как по результатам анализа оружие было изготовлено уже после смерти апостола. Экземпляр, который находится в Польше, был изготовлен в восточной части римской империи и во времена Петра не использовался.


По легенде, Уильям Уоллес, герой фильма «Храброе сердце», использовал кожу убиенного им казначея Шотландии, Хью де Крессингхэма, для изготовления портупеи. Еще есть упоминание о том, что кожу убитого Уоллес пустил на подпруги на седле. Но так как эти легенды рассказывали англичане, которые хотели подчеркнуть кровожадность Уоллеса, то нельзя всему верить. По другой легенде, король Яков IV потребовал заменить ножны, рукоятку и портупею, изготовленные из кожи Крессингхэма, на другие подходящие для легендарного меча материалы. Вопрос о принадлежности меча Уоллесу тоже остается открытым, так как правда затерялась в прошлом.


В склепе в Китае в 1965 году археологи нашли удивительный меч. Дело в том, что, не смотря на возраст, а ему было более двух тысяч лет, на мече не было ни ржавчины, ни повреждений, а лезвие было таким острым, что один из членов экспедиции поранился. Кроме этого, всех впечатлила филигранная гравировка, которая не могла быть так искусно выполнена в то время. Меч стал настоящей загадкой для специалистов. При исследовании гравировки было выяснено, что легендарный меч принадлежал царю Юэ и упоминался в «Утерянной истории Юэ». По легенде, в коллекции Гоуцзяня это был единственный великолепный и достойный меч, изготовленный силами Неба и Земли.
Почему же меч не стал подвластен времени? Мечники того времени пользовались высокого уровня технологиями металлургии, в результате чего, получили антикоррозийный сплав, из которого лезвие и выполнено. Кроме специальных сплавов, мечи обрабатывались особенными составами, а ножны были воздухонепроницаемыми, что и помогло оружию сохранить первозданный вид в течение двух тысячелетий.


В документе, который описывает раннюю историю Японии, было упоминание о мече Нихон секи, принадлежащем императрице-шаману Дзингу. А в конце Второй мировой войны в Японии, в Исоноками-дзингу, нашли необычный меч с шестью ответвлениями (седьмым считалось лезвие). Время оставило свой след на состоянии меча, но надпись, которую смогли расшифровать гласила, что это подарок японскому императору от короля Кореи. Исоноками-дзингу и время, когда меч Нихон секи был изготовлен, совпадало с упоминаниями в достоверных источниках Китая, Японии и Кореи. Таким образом, было найдено реальное подтверждение легенды.


Музей в Бургосе, Испания, гордится одним своим экспонатом, а именно, мечом, который мог принадлежать Эль Сиду, участнику Реконкисты и герою Испании, отстаивавшему и христиан, и мусульман. Враги боялись не только самого легендарного героя, но и упоминания о мече, о чем свидетельствует поэма «Слово об Эль Сиде». До того как меч стали передавать из поколения в поколение в семье Фальс, маркиз получил его из рук короля Фердинанда в 1516 году. В 1944 году оружие передали на хранение в Музей военного искусства Мадрида, где он находился следующие 60 лет. После того, как маркиз продал меч для выставки в музее Бургоса, в министерстве культуры появилась информация, что он изготовлен позднее указанного периода, и не мог принадлежать Эль Сиду. Но негосударственная экспертиза опровергла заявление министерства.

Ульфберхт


Мечи викингов Ульфберхт, существовавшие тысячи лет, снискали славу не только боевыми подвигами, но и качеством стали, которая другим народам Европы в то время не была доступным. Низкоуглеродистая сталь меча с логотипом “+ULFBERH+T” по прочности могла сравниться только с современным материалом. Таким качеством стали Европа овладела только в период Промышленной революции. Существует версия, что такую сталь, викинги привозили из Ирана и Афганистана. А еще до сих пор неизвестно, был ли Ульфберхт одним человеком или группой мастеров.

Король Артур - один из знаменитейших легендарных правителей прошлого. Его образ нашел отражение во множестве литературных произведений и кинематографе. Все, что связано с этим великим правителем бриттов - необычайно интересно и окутано завесой тайны. Меч короля Артура - еще одна увлекательная легенда из кельтских сказаний. Его часто путают с другим знаменитым оружием - клинком из камня. История меча Экскалибур - узнаем, как он появился, попал к и где находится сейчас.

Легендарный правитель Британии - рождение и воспитание

Сказания о короле Артуре появились очень давно. Первое упоминание о нем относится к 600 году. В валлийской поэме этого периода рассказывается о сражении между бриттами и англосаксами. Сказания о короле Артуре стали популярными благодаря священнику и писателю XII века Джеффри Монмуту, или Гальфриду Монмутскому. Он первым объединил отрывочные сведения о знаменитом правителе бриттов в связное повествование.

Артур - сын легендарного короля бриттов Утера Пендрагона. Сразу после рождения по договоренности он был отдан на воспитание великому магу Мерлину. Тот, в свою очередь, позднее поручил воспитание мальчика сэру Эктору, поскольку не хотел, чтобы жизнь при королевском дворе наложила на Артура отпечаток.

Приход Артура к власти

Существует две версии того, как Артур принял бразды правления. По версии из древних литературных источников, он был провозглашен королем Британии в возрасте 15 лет после смерти его отца Утера в результате отравления.

В дальнейшем история короля Артура приобрела характер легенды. Здесь появляется знаменитый меч в камне. Изначально это была каменная плита с лежащим на ней оружием, придавленном наковальней. Позднее появился камень с воткнутым в него мечом и надписью, что тот, кто сможет вытащить оружие, тот и станет королем бриттов. Артур случайно достал меч, когда искал оружие для своего названного брата Кея. Мерлин объявил юношу королем, но многие правители не признали его и пошли войной на Артура. Ему пришлось отстаивать трон и свое право на него.

Правление Артура и первое появление Экскалибура

Своей столицей молодой король сделал город Камелот. По другой версии, он приказал построить город, из которого собирался править страной. Где была расположена столица, сложно сказать. По наиболее распространенной версии считается, что Камелот - это амфитеатр города Честера на западе Англии. Джеффри Монмут в своем знаменитом труде «История королей Британии» считал, что Камелот - это замок Карлеон, расположенный в Уэльсе.

Король Артур в Камелоте до завоевания саксами Англии правил Британией, Бретанью и Ирландией. Врагов у молодого правителя было много. Какое-то время он сражался мечом, добытым из камня, но в поединке с Пелинором оружие было сломано. Тогда на помощь королю пришел Мерлин. Он пообещал ему Экскалибур - меч, обладающий чудесными свойствами. Он указал Артуру озеро, в водах которого виднелась рука с клинком. Меч держала Владычица озера. Она отдала оружие королю с условием - обнажать его только ради правого дела и вернуть чудесную реликвию в любое озеро в случае смерти правителя. Артур пообещал исполнить ее просьбу.

Внешний вид и свойства меча

Обычно его изображали как прямой клинок с простой крестообразной рукоятью, украшенной драгоценными камнями. Ножны меча обладали магической силой - они залечивали любую рану. Носить их нужно было всегда рядом с Экскалибуром, иначе они теряли свою волшебную силу. Меч давал своему владельцу силу и ловкость в сражениях.

Экскалибур - названия чудесного оружия

Меч короля Артура в разные эпохи назывался по-разному: Калибурн, Калад-колг, Эскалибор. Привычное нам название пришло из французской

Происхождение меча

Легенда о мече «Экскалибур» берет свое начало в далеком прошлом. Существует несколько версий появления этого оружия. По одной из них, его создала Владычица озера специально для Артура, а затем забрала его после гибели короля. По другой легенде его создал великий Мерлин.

Есть версия о том, что Экскалибур, меч с чудесными свойствами, был выкован Велундом, скандинавским богом-кузнецом.

Смерть Артура и исчезновение Экскалибура

Когда король отправился на поиски сбежавшей жены Гвиневры, его трон узурпировал племянник (по другой версии, незаконнорожденный сын) Мордред, которого Артур оставил наместником. Узнав о смуте, король вернулся и сразился с предателем на Каммланском поле. В этой битве пало все войско Британии. Артур был смертельно ранен Мордредом. Вернув меч Владычице озера, он умер.

Но есть и другие версии того, что случилось с королем. По одной из них, он был увезен на четырьмя королевами. По легенде, именно здесь находился портал в другие миры и воспитывались волшебницы. Говорят, что великий правитель Британии спит в ожидании того дня, когда его помощь понадобится стране.

Холм в графстве Сомерсет считают местом, связанным с королем Артуром. У его подножия расположен Гластонбери - один из древнейших городов Британии. Еще до пришествия римлян здесь было большое поселение. В XII веке, в ходе восстановительных работ в аббатстве, были обнаружены, как заявили монахи, саркофаги Артура и Гвиневры. Это место считается порталом в другой мир - Авалоном.

Меч Экскалибур - где находится легендарная реликвия?

Согласно сказаниям о жизни короля Артура, перед своей смертью он попросил бросить знаменитый меч в воды ближайшего озера. Это и было сделано последним из оставшихся в живых Только убедившись в том, что его просьба исполнена, Артур умер. После этого Экскалибур, меч великого короля бриттов, был навсегда утерян.

Исследователь из Италии Марио Моираги в своей книге «Тайна Сан Гальгано» всерьез полагает, что прототип знаменитого оружия короля Артура до сих пор покоится в скале в аббатстве Сан Гальяно. Он датируется XII веком, поэтому нет сомнений в подлинности древнего оружия. Исследователь полагает, что легенда об Экскалибуре навеяна мечом святого Гальяно, который в знак отказа от насилия и воткнул свое оружие в скалу.

Заключение

Существует ли меч Экскалибур в действительности? История знает множество примеров, когда древнее предание становилось реальностью. Сказания о короле Артуре удивительно правдоподобны - мы знаем всю историю великого правителя Британии периода Темных веков, и это заставляет верить в то, что легенда о нем имеет под собой реальную почву.

Экскалибур - меч легендарного короля бриттов Артура, имеющий свою древнюю и прекрасную историю, давно стал древней реликвией, о находке которой можно только мечтать. Для современных исследователей он подобен Священному Граалю рыцарей Круглого стола - многие его мечтают найти и верят в реальность существования чудесной реликвии.

Есть одна «легенда», относящаяся к англо-саксонской культуре. Она дошла до наших дней и наверняка вы ее слышали - про «меч в камне». Легенду отождествляют с мечом Короля Артура – Экскалибуром. И говорит она о том, что некоторое время назад камни были или могли быть некое время в аморфном состоянии. Именно тогда из них и строили невообразимые сейчас здания и конструкции. Кто-то вот меч в камень вонзил - он так стоял несколько столетий, восхищая умы и будоража воображение.

Есть еще одна вещь. Не задумывались о смысле названия «орден вольных каменщиков»? Почему каменщиков? В этом начало разгадки всех загадок. Они точно знают (знали) почти все по теме «литье каменных блоков».

Есть место (не смог найти конкретно), где существует такой меч:

Возможно, это лишь подделка под Экскалибур для привлечения туристов.

Следующее символичное место, где установлен «меч в камне»:

Памятник располагается в каньоне Кардаваган в Северной Осетии. В Куртатинском ущелье стилизована Тропа Чудес, на ней находится камень, расколотый на две части. В камень вогнан меч кровников. Согласно легенде по узкой дороге шел охотник и увидел путника, который попал в беду. Путник был его кровным врагом, охотнику полагалось убить его из мести. Но после спасения охотник и путник помирились и в честь дружбы воткнули меч кровников в камень.

И еще одно место:

Это Дюранда́ль (фр. Durandal) - меч Роланда, персонажа многочисленных французских средневековых легенд и литературных произведений, включая «Песнь о Роланде». Фрагмент Дюрандаля, по легенде находится в скале, возле святилищ Рокамадура.

Меч выкован кузнецом Галаном (или по другим сказаниям - кузнецом Мадельгером из Регенсбурга, Мунификаном). Вручён Карлом Великим своему рыцарю после принесения им присяги. Выкован из того же железа, что и меч короля Жуаёз.

Не исключено, что это тоже дань легенде: сам меч, а может и подделку, вбили в расщелину скалы.

Но легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, что в Тоскане.

История такова. В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти.

Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти - в 1181 году - был причислен к лику святых.

О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира и войны Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест.

На фотографии ниже видно, что меч вставлен в небольшую оправу из другого металла. Как это объяснить? Возможно, металл окислился у основания и для его фиксации, что бы рукоять не обломилась - это место усилили неким хомутом.

Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой в течение многих лет, недавние исследования доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х годов. Это действительно металлический меч, по всей видимости, выкованный как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов.

В ходе исследования тосканского меча в камне выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне. В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих.

Варианты для объяснения этих легенд:

  1. Все эти легенды о мече в камне говорят, что в прошлом многие каменные породы были пластичны. Возможно, имели окаменевшую корку и пластичную внутреннюю структуру (в процессе окаменения). Либо «пудостские камни», как породы, из которой лепили блоки для многих строений Питера – имелись во многих уголках мира.
  2. Массы, в которые были воткнуты мечи имели искусственное, строительное происхождение, наподобие камня «Виктория», из которого построено много чего в Европе.

О химии и физике процесса.
Есть оказывается технологии, называемые СТАБИЛИЗАЦИЯ ГРУНТОВ с помощью известняковой муки и цемента. С их помощью в результате химических реакций некогда глинистое основание превращается в аналог бетона. Т.е. происходит превращение глины в бетон, или по-русски - в аналог камня.

Вспомним массу рецептов, наших предков по созданию искусственных гранитов, мрамора и прочих камней (изделия из которых существуют и по сегодняшний день), можно сделать вывод, что рецепты свои наши предки брали из окружающей их действительности, когда сами наблюдали процессы превращения подвижных субстанций в твердые.

А сейчас проведите аналогию с этой современной строительной технологией с и приведённой далее информацией. Помните упоминание в русской народной сказке «Гуси-лебеди»: «…молочные реки, кисельные берега»? Показать бывшие в прошлом «кисельные берега»?

Река Катунь, Горный Алтай. Эти изъеденные водой породы в прошлом были, вероятно, жидкой глиной, или «киселем», который быстро окаменел во время ухода большой воды.

Несколько лет назад мне присылали фотографии с реки Катунь, с фантастически «изъеденными» валунами, берегами. Вода могла сделать такое только в пластичных массах, поскольку твердый камень она обтачивает по всей поверхности.

Не похоже, что вода это промывала сотнями тысяч лет.

Молочная река – это потоки бурлящей воды во множестве порогов, выступов.

При большом количестве порогов река имеет белый цвет по всей своей поверхности.

Этот пример приведен для аналогии, что в природе после катаклизма существовали процессы превращения глиняных масс в камень. И легенды о мечах в камне говорят, что это происходило в историческое время.

«… И вот, в величайшей из церквей Лондона - был ли то собор Святого Павла, во Французской Книге не говорится, - задолго до наступления дня все сословия королевства собрались на молитву. И когда отошла заутреня и ранняя обедня, вдруг узрели люди во дворе храма против главного алтаря большой камень о четырёх углах, подобный мраморному надгробью, посредине на нём - будто стальная наковальня в фут вышиной, а под ней - чудный меч обнажённый и вкруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землёй английской».

Подивились люди и поведали о том архиепископу…»

«…Тут отправились они [люди] к архиепископу и поведали ему, как извлечён был меч и кем. А в день Крещения Господня собрались туда все бароны, дабы ещё раз попытаться, кто пожелает, вытащить меч, и перед лицом их всех одному лишь Артуру удалось его вытащить.
Многие лорды тут разгневались и говорили, что позор превеликий им и всему королевству, если будет ими править худородный юнец. И такая тут разгорелась распря, что решено было отложить дело до Сретения Господня, а тогда всем баронам съехаться снова, до той же поры отрядили десять рыцарей денно и нощно сторожить меч, разбили шатёр над камнем и мечом и по пятеро стояли стражей…» Отметим, походя, кто таков был Томас Мэлори, автор книги, из которой взята вышеприведённая цитата.

Это был рыцарь XVI века, сидевший за разбой в Нью-Гейтской тюрьме в Лондоне. Ему, к счастью, была предоставлена счастливая возможностью заниматься там литературной деятельностью.

Свой знаменитый труд «Le Mort D’Arthure» («Смерть Артура») он назвал «Кратким изводом с Французской Книги», хотя, на самом деле, это не был перевод, а именно пересказ иноязычных и местных литературных произведений. Узник Нью-Гейта, он мог посещать близлежащую библиотеку монастыря ордена Святого Франциска. Предполагается, что совокупный объём литературных источников Мэлори - в основном, кстати, стихотворных, - в пять раз превышает объём написанной им самим книги.

Среди его источников почти наверняка были Кретьен де Труа (Chretien de Troyes), французский поэт XII века, и Гальфрид Монмутский (он же Джеффри из Монемуты), автор «Истории Бриттов» и «Жизни Мерлина», также датированных XII веком.

Заметим: у Гальфрида легенды о мече в камне нет (по крайней мере, в той редакции, на которую приведена ссылка), зато есть она у Кретьена де Труа. Это может быть довольно существенно, с географической точки зрения.
Как бы там ни было, а до настоящего времени превалировала идея о кельтском происхождении легенды о мече, застрявшем в камне (или, по версии Мэлори - под наковальней, стоящей на камне).

Легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, конечно же, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане.

История такова.
В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти.
Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти - в 1181 году - был причислен к лику святых.

О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира - и войны - Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест.
По преданию, после смерти Гальгано, бесчисленное множество людей пыталось украсть меч. В часовне также хранятся мумифицированные руки одного из воришек, которые остались после того, как на него напала стая волков, которые, также по преданию, охраняли меч.
Историк-медиевалист Марио Моираги (Mario Moiraghi) полагает, что именно это предание легло в основу артуровского цикла. В пользу этого косвенно свидетельствует предположительное время появления произведений, легших в основу позднейших пересказов артуровского сюжета.

Кретьен де Труа написал свою поэму «Персеваль», в которой излагается история о мече в камне в 1190 году. Между 1210 и 1220 годами была создана немецкая версия мифа о Святом Граале (также обязательный атрибут артуровских циклов). И её автор - Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) так же сосредоточил своё внимание на Персевале (Парцифале).

В качестве ещё одного доказательства Моираги представляет свидетельство Дионизы, матери Святого Галгано (или Галгания) перед советом кардиналов, решавших вопрос о канонизации умершего в 1190 году.
По утверждению Моираги, Диониза изложила «все основные составляющие мифа о Круглом Столе»: рыцарь, превозмогающий все препоны на пути к своему идеалу, его поиск Святого Грааля (правда, в видении Галгано явилась не чаша, из которой пил Христос на Тайной Вечере, а некий текст, чьё значение он не мог понять); и в центре всего - меч. «Рыцарские» истории, привезённые торговцами из Персии, как раз в это время были очень популярны в Италии, и особенно - в Тоскани.
Нашлось у Моираги и объяснение, откуда взялся образ «Круглого Стола», за которым восседали рыцари Артура. Круглой была часовня, возведённая вокруг меча в камне. Характерная деталь, кстати: у Мэлори вокруг камня был возведён шатёр, где денно и нощно несли караул десять отборных рыцарей.

По мнению Моираги, более поздние авторы могли переиначить имя Галгано в Галвано - так что, в итоге, на свет появился Гавейн, сын Моргаузы и Лота Оркнейского, племянник Артура и один из лучших его рыцарей. В одном из сюжетов Гавейн даже выступил в роли посланника Короля Британии в Рим.
Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов.
Ну и напоследок: в ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне.
В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих.

Кстати, пока искал информацию об этом мече, обнаружил еще один:

La spada soprannominata Durlindana (Secondo il mito la spada di Rolando) trovata a Rocamadour, Francia.

Экска́либур — меч короля Артура, которому часто приписывали удивительные и волшебные свойства. Сегодня мы расскажем легенду о нём словами Томаса Мэлори, автора знаменитой «Смерти Артура».

«… И вот, в величайшей из церквей Лондона - был ли то собор Святого Павла, во Французской Книге не говорится, - задолго до наступления дня все сословия королевства собрались на молитву. И когда отошла заутреня и ранняя обедня, вдруг узрели люди во дворе храма против главного алтаря большой камень о четырёх углах, подобный мраморному надгробью, посредине на нём - будто стальная наковальня в фут вышиной, а под ней - чудный меч обнажённый и вкруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землёй английской».

одивились люди и поведали о том архиепископу…» «…Тут отправились они [люди] к архиепископу и поведали ему, как извлечён был меч и кем. А в день Крещения Господня собрались туда все бароны, дабы ещё раз попытаться, кто пожелает, вытащить меч, и перед лицом их всех одному лишь Артуру удалось его вытащить. Многие лорды тут разгневались и говорили, что позор превеликий им и всему королевству, если будет ими править худородный юнец. И такая тут разгорелась распря, что решено было отложить дело до Сретения Господня, а тогда всем баронам съехаться снова, до той же поры отрядили десять рыцарей денно и нощно сторожить меч, разбили шатёр над камнем и мечом и по пятеро стояли стражей…» Отметим, походя, кто таков был Томас Мэлори, автор книги, из которой взята вышеприведённая цитата.

Это был рыцарь XVI века, сидевший за разбой в Нью-Гейтской тюрьме в Лондоне. Ему, к счастью, была предоставлена счастливая возможностью заниматься там литературной деятельностью. Свой знаменитый труд «Le Mort D’Arthure» («Смерть Артура») он назвал «Кратким изводом с Французской Книги», хотя, на самом деле, это не был перевод, а именно пересказ иноязычных и местных литературных произведений. Узник Нью-Гейта, он мог посещать близлежащую библиотеку монастыря ордена Святого Франциска. Предполагается, что совокупный объём литературных источников Мэлори - в основном, кстати, стихотворных, - в пять раз превышает объём написанной им самим книги.

Среди его источников почти наверняка были Кретьен де Труа (Chretien de Troyes), французский поэт XII века, и Гальфрид Монмутский (он же Джеффри из Монемуты), автор «Истории Бриттов» и «Жизни Мерлина», также датированных XII веком. Заметим: у Гальфрида легенды о мече в камне нет (по крайней мере, в той редакции, на которую приведена ссылка), зато есть она у Кретьена де Труа. Это может быть довольно существенно, с географической точки зрения. Как бы там ни было, а до настоящего времени превалировала идея о кельтском происхождении легенды о мече, застрявшем в камне (или, по версии Мэлори - под наковальней, стоящей на камне).

Легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, конечно же, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане. История такова. В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти. Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти - в 1181 году - был причислен к лику святых.

О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира - и войны - Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест. По преданию, после смерти Гальгано, бесчисленное множество людей пыталось украсть меч. В часовне также хранятся мумифицированные руки одного из воришек, которые остались после того, как на него напала стая волков, которые, также по преданию, охраняли меч. Историк-медиевалист Марио Моираги (Mario Moiraghi) полагает, что именно это предание легло в основу артуровского цикла. В пользу этого косвенно свидетельствует предположительное время появления произведений, легших в основу позднейших пересказов артуровского сюжета. Кретьен де Труа написал свою поэму «Персеваль», в которой излагается история о мече в камне в 1190 году. Между 1210 и 1220 годами была создана немецкая версия мифа о Святом Граале (также обязательный атрибут артуровских циклов). И её автор - Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) так же сосредоточил своё внимание на Персевале (Парцифале). В качестве ещё одного доказательства Моираги представляет свидетельство Дионизы, матери Святого Галгано (или Галгания) перед советом кардиналов, решавших вопрос о канонизации умершего в 1190 году. По утверждению Моираги, Диониза изложила «все основные составляющие мифа о Круглом Столе»: рыцарь, превозмогающий все препоны на пути к своему идеалу, его поиск Святого Грааля (правда, в видении Галгано явилась не чаша, из которой пил Христос на Тайной Вечере, а некий текст, чьё значение он не мог понять); и в центре всего - меч. «Рыцарские» истории, привезённые торговцами из Персии, как раз в это время были очень популярны в Италии, и особенно - в Тоскани. Нашлось у Моираги и объяснение, откуда взялся образ «Круглого Стола», за которым восседали рыцари Артура. Круглой была часовня, возведённая вокруг меча в камне. Характерная деталь, кстати: у Мэлори вокруг камня был возведён шатёр, где денно и нощно несли караул десять отборных рыцарей.

По мнению Моираги, более поздние авторы могли переиначить имя Галгано в Галвано - так что, в итоге, на свет появился Гавейн, сын Моргаузы и Лота Оркнейского, племянник Артура и один из лучших его рыцарей. В одном из сюжетов Гавейн даже выступил в роли посланника Короля Британии в Рим. Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов. Ну и напоследок: в ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне. В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих. Кстати, пока искал информацию об этом мече, обнаружил еще один:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.