Как назывался процесс получения алхимического золота. Золото алхимиков: история алхимии

Здесь начинается алхимическое откровение и наущение тайнам сего искусства

В этом месте я могу достоверно сказать, что вполне обучил тебя собирать многоразличные цветы, источающие благоухание, приносящие здравие и красоту, венчающие славу мира. Но среди прочих цветов есть один - наикрасивейший, благоухайнейший из всех. Это цветок цветов, роза роз, наибелейшая лилия долины. Возликуйте и возрадуйтесь, любезные чада мои, в невинной богоданной юности вашей собирающие сии божественные цветы. Я привел вас в сады Парадиза Срывайте цветы, выращенные в райском саду. Плетите из них венки. Венчайте ими чело ваше. Возликуйте и возрадуйтесь ликованием и радостью Божьего мира.

Я открыл перед вами, о дети мои, сокрытые смыслы. Пришла пора помочь вам сподобиться великих тайн нашего искусства, столь надолго сокрытых от взоров ваших, - вывести вас к свету.

Допрежь я научил вас, как изгонять порчу и собирать истинные цветы, доподлинные сущности тех субстанций, с коими вы имеете дело. Ныне же я выучу вас взращивать их для изобильного плодоношения. Но один из тех плодов вдруг окажется последним и венчальным из всех - плодом плодов ~~ навечно, навсегда. Я выучу вас также и тому, как закреплять возогнанные порошки, способные выдержать все, какие есть, испытания огнем, способные к смешению и единению с разными телами. Все это достоверно истинно и достоверно возможно. Есть два пути к сей цели. Их-то я вам укажу.

Здесь я научу тебя, как закреплять порошки, дабы их можно было бы смешивать с разными веществами.

Возьми порошка столько, сколько тебе заблагорассудится, например, фунт или два, помести в сосуд для закрепления и выложи отверстие доброй глиной толщиною в палец, не прибегая к покрытию глазурью. Замажь все трещины глиною же, не какой-нибудь обыкновенной, а глиной мудрецов. А сделавши это, затепли печь, предназначенную для возгонки. И пускай весь день живет огонь Твоей печи. Ежели дело происходит летом - к середине дня тепла столько, сколько потребно для возгонки ртути. В случае утренней возгонки перемешай раза два твое вещество, поменяв местами нижний и верхний слои. Затем вскрой сосуд и глянь, закрепился ли твой порошок. Помести самую малость порошка на уголья. Ежели улетит над угольями дымок, ежели порошок будет лежать на жару бездымным, закрепление совершилось. Это знак выявления субстанциального духовного принципа. В случае, ежели закрепление еще не достигнуто, возврати сосуд с порошком в печь, закупорив его, как прежде. Затепли огонь на пять дней или же нагревай до той поры, покуда не услышишь изнутри сосуда звуков, напоминающих стук падающих камней, как это часто случается, когда вещество излишне пересыхает. (Иные, правда, считают, что узнать о свершении закрепления можно и так нужно положить образчик порошка на раскаленную платину, и, если порошок расплавится или рассечется бездымным образом, значит, закрепление удалось.)

Есть еще один способ закреплять порошки, Он состоит в пропитке их маслом винного камня. Ты можешь его осуществить, скажем, таким образом. Возьми возогнанного мышьяка, возогнанной серы или возогнанного аурипигмента. Раскроши на каменной плите с маслом винного камня, покуда вся масса не размягчится. Помести полученное в стеклянную чашу, а чашу поставь в золу, но прежде просеянную сквозь тонкое сито. Поставь затем чашу, взяв ее вместе с золою, печь для перегонки. Дай совсем слабого огня, особенно сначала, и перемешивай содержимое. Следи, чтобы сосуд не лопнул. Как только стеклянная чаша прогреется, увеличь огонь. Высуши твое вещество в открытом сосуде, еcли захочешь. Но лучше все же сушить в сосуде закрытом. Установи сверху алембик, куда собирай отогнанную из твоего вещества воду. Этот дистиллят может еще тебе пригодиться. Когда вещество высохнет, сосуд следует разбить. Он может показаться тебе пустым, но это впечатление обманчиво. Ты обнаружишь на дне сосуда порошки, словно камень отвердевшие. Хорошенько измельчи отвердевшую субстанцию так же, как приходилось тебе делать это и прежде, размешав с перегнанным маслом винного камня. Повторив ту же самую процедуру, вновь разбей стеклянный сосуд. Извлеки вещество. Хорошенько разотри и помести в другой сосуд, имеющий форму ампулы. Зарой это в теплый навоз на семь дней, после чего содержимое должно размножиться. Затем помести сосуд в теплую золу и грей на медленном огне. Вот тогда-то субстанциальные духовные начала предстанут закрепленными. Цвет закрепленной субстанции будет прочным и на этот раз окончательным. Прибавь одну часть данного порошка к пятидесяти частям обожженного железа или же обожженной меди, и ты увидишь, сколь хороши сделаются эти металлы по всем свойствам своим, не говоря уже об их ковкости.

Как следует растворять в воде субстанциальные начала

Субстанциальные духовные начала можно растворить двумя способами. Одному из этих способов я тебя уже обучил - это способ с применением масла винного камня. После семикратного сгущения субстанциальные духовные начала должно поместить на покатый мраморный камень, а сам камень - в закрытое влажное помещение. Все это следует проделать таким образом, чтобы дать возможность веществу, растворяющемуся во влаге, равномерно стекать в стеклянный сосуд.

Субстанциальные духовные начала растворяются и в водном растворе нашатыря. Делается это так Возьми нашатыря или иной соли, какая тебе перелается. Положи ее на камень или же в углубление, предназначенное для растворения; или же в стеклянное хранилище. Положив, тут же и раствори. Измельченный возогнанный порошок раствори в этой жидкости. Заметь себе, что возогнанную ртуть ни в коем случае нельзя смешивать ни с какой иной жидкостью, а только с растворенными в воде универсальной солью, нашатырем или же маслом винного камня. Семикратно попеременно разотри порошок в жидкости и ровно столько же раз высуши. Потом помести на камень растертый порошок, который - не сомневайся! Быстро разжижится. Сохрани вещество для перегонки. Прокаленные тела растворяются точно таким же образом, что и субстанциальные духовные начала. Так, медный цвет и цвет атраментума следует точно также обработать, что и субстанциальные духовные начала. Потом каждый из них нужно перегнать.

Прибавления к только что сказанному. Запомни (здесь я отсылаю тебя к началу сей главы) - соль совершенно необходима во всех случаях, имеющих дело с растворением веществ.

Разес. Масло орла (oleum aguiale) приготовляют так. Возьми фунт нашатыря и приготовь из него пасту, растирая его на камне и смачивая достаточным количеством мочи. Затем, во-первых, положи на камень слой универсальной соли, во-вторых, слой нашатыря, в-третьих, слой окалины. Поверх соли положи немного прокаленной яичной скорлупы. Эту слоеную смесь нагревай на огне, покуда не расплавится. Когда же смесь твоя расплавится, сними ее с огня. Положи на камень и разжижай в масле четыре дня.

По прошествии этого времени собери жидкость в стеклянный сосуд и до поры сбереги. Есть мастера, которые делают пасту из нашатыря, яичного белка и окалины, скатывают эту пасту в шарик, обмазывают глиной, сушат и закрепляют на огне. Негашеная известь, однако, не растворяется ни в чем ином, как в доброй водной соли, сперва высушенной и измельченной, или же в водной щелочной соли. После этого ее точно так же семикратно обрабатывают. Наконец, то, что получится, должно оживить в теплой воде, а потом растворить в ней. Если ты не поступишь именно так, раствор твой окажется не плодоносным.

Разве, Возьми раствору нашатыря, трижды или четырежды возогнанного. Увлажни им возогнанную ртуть. Совсем немного пройдет времени, и вещества пропитают друг друга. Высуши на солнце и поставь на низкопламенный огонь. Хорошенько закрой отверстие сосуда и зарой сосуд в навоз на семь дней. Если к исходу семидневья твердое не растворится, обнови навоз и продолжу покуда жидкость не сделается ясной.

Масло для умягчения. Возьми нашатыря, столько же универсальной соли и две части негашеной извести с небольшим количеством свиного сала. Положи все это в стеклянный сосуд и перегоняй на медленном огне. По прекращении перегонки, трижды проделав все это, ты обнаружишь в сосуде белое масло. Оно-то и есть искомый эликсир для умягчения и услащения, а также для плавления окалин металлов. Но самое главное, эликсир этот незаменим как лучшее средство выбеливания веществ. Но об этом здесь говорить вряд ли стоит.

Жидкую ртуть приготовляют так . Берут унцию ртути и смешивают ее с удвоенным количеством крепкой воды. Крепкую же воду готовят смешиванием двух частей йеменских квасцов и одной части каменной соли. Но можно поступить и по-другому. Сгусти возогнанную ртуть, расплавляя ее семь или восемь раз и добавляя к ней кипящее олово. Всякий раз, когда будешь добавлять к ртути кипящее олово, закрывай тигель, дабы пары без толку не улетучивались. Такая процедура обратит твою субстанцию в черный, отливающий маслом цвет. Затем хорошо разотри на мраморе, смешав с небольшим количеством нашатыря, и закопай в навоз. По растворении вещество должно быть дистиллировано либо процеживанием через фильтр, либо перегонкой. Эта вода с серебряной окалиной, возогнанным мышьяком и белым маслом философов годится для приготовления эликсира.

Распускание серы . Возьми фунт очищенного возогнанного белого амизадира, некое количество перегнанного уксуса (пусть его будет в пять раз больше, нежели серы) и помести в баню, наполненную илом. Ил меняй раз в три дня.

Разве. В книге «О совершенном магистерии», в главе, повествующей об отделении серы, ты найдешь все, что касается нашего предмета. Измельчи, просей и помести в реторту одну часть амизадира, той части морской пены, две части соли и одну часть мочи, добавив достаточное количество живого серебра. Свободно подвесь все это над сильным пламенем. Когда жидкость высветлится, извлеки ее и сохрани, покуда не потребуется. Как я уже учил тебя, раз в четыре дня следует менять ил в бане, если тебе не покажется необходимым делать это чаще. Я думаю, Разес наставлял тебя, как растворять тела, потребные для более серьезных дел.

Заметь себе и это . Ртуть, дистиллированная двух- или трехкратно с помощью йеменских или горных квасцов, может быть растворена, если ее положить на мраморную плиту, а плиту поместить в сырое место. А еще лучше положить ее рядом с грубой, пористой, впитывающей влагу субстанцией.

Как субстанциальные начала можно обратить в жидкость красного цвета

А сейчас ты увидишь, как субстанциальные духовные начала принимают красный цвет. Возьми красную жидкость, отогнанную из атраментума, и с ее помощью поглоти, закрепи субстанциальные духовные начала, каковые ты хотел бы окрасить. Разотри вещество семь раз, поглощая и прокаливая. И затем положи на камень для растворения. Тогда и появится жидкость темно-красного цвета.

Прибавлю к этому . Красную жидкость, которую ты соберешь, не перегоняй, прежде чем не закрепишь цвет ее с помощью огня. Иначе в результате перегонки жидкость побелеет.

Как перегнать воду - Два способа

Перегонку осуществляют так . Помести в перегонный сосуд воду, которую ты хочешь перегнать. Сосуд же закопай в. золу почти доверху. Жар и сухость выступает в этом случае причиной перегонки. Ежели, однако, ты захочешь перегнать воду влажною теплотой, налей воды в сосуд, но прежде насыпь в него золы. Можешь, впрочем, налить воду и в котелок, помещенный над перегонной печью. Брось в перегоняемую жидкость сена, накрыв его сверху стеклом. Постарайся придать всему этому устойчивость, дабы не завалить содержимое сосуда на одну сторону. Следи за тем, чтобы сено, покрытое поверх стеклом, лежало ровно. Позаботься также о том, чтобы не опустить холодное стекло в горячую воду, или же наоборот. Ведь стекло может треснуть, что помешает твоей работе, и придется вернуться к началу. Заметь себе на всякий случай: и такое. Если ты захочешь снять сосуд с печи, охлади его прежде, но лишь тогда, когда перегонка уже завершится. Следи внимательно и за тем, чтобы перегоняемая жидкость беспрерывно, покуда длится перегонка, кипела. Перегнав, собери и сохрани полученную жидкость. Запомни и сбереги в памяти сей рецепт таким, каким я его тебе преподал.

Добавление . Растворение тел. Возьми жженое золото или жженое серебро и равное количество возогнанного нашатыря. Смешай и размельчи на камне. Затем возгони нашатырь из твердой прожженной массы всей смеси. Измельчая, возгоняй. И так семикратно. Что же дальше? Помести смесь на поверхность камня, чтобы чуть позднее растворить ее. Есть, однако, и такие, кои, прежде чем возогнать вещество, погружают его в водный раствор буры и лишь потом измельчают. И такую вот процедуру делают семь раз.

Как должно обжигать прочие металлы

Возьми пластины и нагрей их. Потом промой их, протирая соляной водою: ведь соль разъедает любые нечистые влажные вкрапления, пребывающие в телах. Выбери глиняный сосуд, особо приготовленный для данной цели. За-, ложи пластины в сосуд. Помести сосуд на треножник и - в печь для обжига. Засыпь под треножник уголья. Дай сильный огонь, а печь закрой. Когда пластины раскалятся, утишь огонь, дабы не расплавились. Но все же не сбивай всего пламени - пусть пластины обогреваются огнем, хотя и слегка успокоенным. Утром вынь пластины, поскобли их и сохрани. Ведь они уже обожжены. Если кое- какие еще не вполне обожжены, вновь увлажни их соляною водой и повтори всю процедуру, покуда и эти пластины не окажутся обожженными.

Добавления . Обжиг золота и серебра ведут через амальгамирование одного из них равными частями ртути и универсальной соли на медленном огне и при продолжительном перемешивании, покуда не улетучится ртуть. Промой осадок чуть теплой водою и процеди через фильтр. Тогда-то ты и обнаружишь твое вещество, обращенное в окалину. Иной метод обжига золота и серебра, как, впрочем, и других веществ, можно найти у Аристотеля в его трактате «О совершенном магистерии».

Более того. Двойной обжиг золота и серебра описан в книге, названной «Метод составления медикаментов путем уравнивания элементов», в главе «Об обжиге тел». Там-то и рассматривается обжиг многоразличных тел. Это сочинение принадлежит брату Роджеру Бэкону.

Обжиг золота . Разжижи золото, расплавив его. Сделай из расплава тонкие пластины. Положи пластины в железный тигель. Закрой, прежде положив туда универсальной соли. Пусть плавится. А можно взять вместо универсальной соли составной медикамент, равно содержащий нашатырь и гранатовую кислоту (mali granati). Этот состав поможет размолоть твою субстанцию в порошок с помощью заостренностей, коими обладают и соль, и кислота. Затем помести все это в печь для выпечки хлеба на день и на ночь. Потом вынь. Вот тогда ты и узришь желто-красную окалину, коей нету и не было равных

Обжиг серебра . Расплавь его и сделай из расплава пластины. Положи их в железный тигель. Затем добавь в тигель универсальной соли. Слегка растолки ее. Закрой тигель. Начинай плавить. Вскорости благодаря соли пластины расплавятся. Все распадется, и это тоже благодаря соли. Положи подопытную субстанцию в печь для выпечки хлеба на день и на ночь. Потом вынь. Вот тогда взору твоему предстанет серебряная окалина, равной которой не бывало доселе.

Обжиг свинца . Расплавь свинец. Залей раствором универсальной соли и наикрепчайшим уксусом, дабы соль на какую-то часть растворилась. Затем погрузи расплавленный свинец в эту воду. Измельчи и помести в другой, грубо облицованный глиной кувшин. Высуши ею в хлебной печи, причем суши один день и одну ночь. Наутро можешь вынимать. Ты увидишь снегоподобную. Но тяжелую, как соль, окалину.

Обжиг олова . Растопи. Погружай десять раз в раствор универсальной соли. приготовленный растворением соли в наикрепчайшем белом уксусе, смешанном с двумя унциями пчелиною меда. Затем раскроши и помести в кувшин, а кувшин поставь в печь для выпечки хлеба на день и на ночь. Затем извлеки окалину олова.

Обжиг железа . Измельчи и пропитай раствором универсальной соли, рябиново-яблочным уксусом (aceto-sorbarum) и гранатовой кислотой. В уксусе и гранатовой кислоте растворится соль. Высуши на золе десятикратно. Потом восстанови, растерев в порошок с крепкой водой до толщины в пять пальцев. Затем закопай в навоз на десять дней. Между тем масса будет растворяться. Сгущай жидкость в течение дня. Сгустившееся вещество окрасится. Измельчи и помести в печь для выпечки хлеба на один день и на одну ночь. Тогда-то перед тобою предстанет окалина столь же красная, сколь красна кровь. Это и есть окалина Солнца - «золота», именуемая шафраном железным.

Обжиг меди. Изготовь медные пластины. Кувшин же закопай в навоз на десять дней. Вынь пластины и соскобли высажденный на них слой. Повторяй эту операцию, покуда не очистишь пластины. Промой «разъеденные пластины» уксусом, мягко протри, промокни фильтрующей тканью. Соскобленный и отмытый «шлам» выбрось. Очищенные пластины весьма заметно истончатся. Пусть «уксусная вода» постоит, отстоится. Тогда-то ты сподобишься узреть всю тонкость, всю нежность, всю изысканность зеленой меди.

Обжиг живого серебра . Этот метод должно отыскать в главе о возгонке.

Как обжечь медные пластины

Нарежь медных пластин, каждая толщиной с динарий, смочи их соляной водой и положи в рядок на дно тигля.

Дважды натри пластины с каждой стороны мышьяком, настоянным на уксусе. Расположи обработанные пластины одну над другой, насколько позволит пространство твоего сосуда. Замажь сосуд горшечной глиной, дабы не протекал. Пусть просушится. Просушивши, помести в печь для обжига И да стоит сосуд твой в печи полных четыре часа, покуда весь не раскалится. Однако будь внимателен и следи за тем, чтобы, упаси Боже, твоя медь не растеклась, расплавившись, как это часто случается. Потом охлади. Охладив и глянув, ты обнаружишь всеобщий распад и повсеместную гниль. Измельчи все это в ступке или же на камне. Разотри в порошок. Отставь его в сторонку. Хорошенько смешай еще не вполне обожженный остаток с порошком и продолжай обжигать.

Добавление. Красную медь очищают так. Как только ты прокалишь красную медь с аурипигментом, смешанным с нею глубинным образом, начни отмывать ее и отмывай до совершенной чистоты. Затем перегоняй, собирая отгон через отвод, покуда медь не выбелится, став подобной серебро. Измельчи да и пользуйся ею на славу. Если ты еще не достиг совершеннейшего из совершенств, не огорчайся: растирай, промывай и отмывай, перегоняй и очищай, покуда не достигнешь того, чего желаешь.

Как же укрепишь и отвердить окалины различных тел. Про это ты можешь узнать также и у Гебера

Чтобы привести окалины различных тел к твердой, чистой и крупной массе, поступай следующим образом. Возьми окалину того металла, какой тебе больше по душе, и хорошенько разотри на камне. Потом два-три раза промой теплой водой, слив помутневшие воды. Отмывши дочиста, остановись. Сухой остаток как следует измельчи. Прибавь к раствору йеменских квасцов, смешанных с водою, подсоленной универсальной солью. Энергично разотри все это. А растирая, многократно насыщай, как прежде, этой водою. Потом высуши смесь, покуда окалина не побелеет и не оживет. Таким образом ты сможешь удалить из твоей субстанции все проявления серы, которая и споспешествовала рыхлению твоей материи, обращая ее в землеподобное состояние. Затем растолки со щелочной водой. Пусть высохнет. Высушив, положи в небольшой сосуд - наподобие тигля - и хорошо замажь его горшечной глиной. Высверли совсем небольшое отверстие в твоем сосуде, чтобы, расплавившись, вещество смогло вытечь. Потом замажь его. Поставь сосуд в печь. Энергично раздувая жар, прибавь огня, дабы скорее растопить твое вещество. Когда же вещество расплавится, открой отверстие и вылей вещество в железный цилиндр, чтобы видеть твой материал. Очам твоим предстанет белая цельная и единая субстанция. Очи твои возгорятся, а душа возликует. Эта субстанция может быть белого или красного цвета, ибо она свободна от всяческих примесей, от всяческой порчи. Если тебе пожелается сделать твою субстанцию красной, залей окалины металлов красною водой от цветов, взращенных на мед и, либо из атраментума, либо же из свинцового сурика А потом поступай точь-в-точь так, как ты только что поступал. И наконец, обмой щелочной водой и слей мутные помылки. Одним словом, действуй так, как я тебя учил действовать в подобных случаях Тогда и предстанет пред тобою субстанция красного цвета, и ты возрадуешься.

Добавлю к этому . Есть и такие, кои растворяют соль нитрум и квасцы в уксусе и этой смесью очищают окалину от порчи и прочих чернот.

Другие же учат очищать медь так Возьми щелочной солии соли нитрум. Раствори эти соли в моче мальчиков. Смачивая этой мочой, в коей растворены твои соли, медную окалину, приготовь пасту на медленном огне, покуда она слегка не подсохнет. Потом усиль огонь и грей до тех пор, пока твоя паста не съежится. И лишь тогда прокали, а прокалив, охлади в универсальном масле. Проделай это ровно четыре раза, и ты узришь медь, подобную закрепленной соли или же чистому серебру. Медную окалину готовят посредством крепления ее универсальной солью. Причем крепят ее до тех пор, покуда ее ещё можно измельчить и промыть.

Здесь начинается наипервейшая из операций

Возьми, во имя Господа нашего, по одной части белой ртути, серы и мышьяка. Все это смешай и прибавь полчасти жидкого серебра. Положи смесь в стеклянный сосуд и нагревай над добела раскаленным железом, покуда стекло не расплавится, а смесь не сгустится. А потом поместив золу над огнем. Пусть сгущается. Когда же сгущение завершится, загустевшая смесь примет прочный, ровно распространенный, глубокий коричневый цвет. Возьми далее одну часть твоей тинктуры на сто частей железной руды или же очищенной меди. Руда твоя или медь тотчас же обратится - нисколько не сомневайся! - в превосходный металл с прекрасной ковкостью и с иными металлическими качествами, явленными в высшей степени. Причем эти качества будут приданы твоей руде или же твоей меди навечно.

Прибавлю. Заметь, что тинкториальная субстанция прежде должна быть растворенной, а стало быть, обращенной, и лишь после смешанной с телами, предназначенными для обжига. Если жидкость смешать с водою, их невозможно будет отделить друг от друга, так же невозможно, как каплю красного вина отделить от огромного количества примешанной к ней воды. Но заметь, что эти ничтожные капельки обращают огромное количество бесцветной воды в столь же огромное количество воды красной.

Мне попадалось немало трактатов, в коих эта глава опускалась. Но здесь она нужна, ибо ее смысл очень даже пригодится нам в главе следующей.

Как же все-таки получить золото и серебро...

Как же все-таки получить золото и серебро, если поступать в согласии со всем тем, что я предписал тебе. Возьми по одной части возгнанной и закрепленной ртути, закрепленного мышьяка и серебряной окалины. Тщательно разотри в порошок составленную смесь на камне и насыть раствором нашатыря. Трижды, а то и четырежды повтори все это: измельчай и насыщай. Прокали. Потом попробуй растворить, а раствор сохрани. Если же смесь не растворится, еще раз хорошо измельчи и добавь немного нашатыря. Тогда-то уж обязательно растворится. Дождавшись растворения, помести в теплую воду для того, чтобы потом перегнать. А потом весь этот раствор перегони, как я тебя когда-то учил. Не вздумай поставить раствор для перегонки в золу! Почти все у тебя тогда затвердеет, и тебе опять придется отвердевшую смесь растворять, как уже только что приходилось. Когда же перегонка окажется вполне завершенной, помести твой материал в стеклянную реторту, сгусти, и ты увидишь белую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристаллу, разжижающуюся на огне, словно воск, всепроникающую и устойчивую. Возьми же только одну часть этой субстанции на сто частей любого очищенного и обожженного металла. Только попробуй, и ты на вечные времена улучшишь его - этого металла - природу. Боже упаси, не вздумай привести твою субстанцию в соприкосновение с неочищенным металлом! Металл твой немедля - после двух или трех проб - навсегда утратит свой цвет.

Прибавлю к этому. Аристотель в своей книге «О совершенном магистерии» сообщает о возогнанной и прокаленной ртути, под коей я понимаю ртуть закрепленную, ибо, если ртуть прежде не закрепить, едва ли возможно ее прокалить. А не прокаливши, и не растворишь ее ни за что. Обсуждая завершающий момент опыта, кое-кто говорит, что следует добавить белое - определенного сорта - масло философов для умягчения нашего медикамента. Если закрепленные субстанциальные духовные начала непригодны в качестве проникающей материи, прибавь к ним равновеликое количество незакрепленных тех же начал, раствори, а потом сгусти. Не сомневайся, что вот тогда ты достигнешь того, что субстанциальные духовные начала обретут всепроникающую способность и прочее. Точно так же, если какое-нибудь обожженное тело не поддается сжатию в твердое однородное состояние, прибавь к нему немного этого же вещества в расплавленном состоянии, и к Тебе тоже придет удача. Раздели яйцо философов на такие четыре части, чтобы каждая обладала самостоятельной природой. Возьми каждой природы равномерно и в равных пропорциях, смешай, но так, однако, чтобы не нарушить их природной несовместимости. Именно тогда ты достигнешь того, что вознамерился достичь, с Божьей помощью.

Это и есть универсальный метод. Однако я объясняю тебе его в форме особенных отдельных операций, коих число есть четыре. Две из них можно выполнить очень даже хорошо, без каких бы то ни было помех и осложнений. Когда же тебе удастся обладать водою из воздуха и воздухом из огня, ты сможешь получить и огонь из земли. Соотнеси воздушную и земляную субстанции с теплотою и влажностью, а потом приведи их в такое единство, которое будет слитным и неделимым и в котором бывшие составляющие этого единства явлены неразличимыми. Затем ты можешь прибавить к ним два действенных добродетельных начала, а именно воду и огонь. Это и есть тот предел, в коем алхимическое деяние свершится окончательно. Слушай и вникай! Ежели ты примешаешь к единству воздуха и земли только одну воду, тебе откроется серебро. А ежели огонь - твоя материя примет красный цвет...»

Алберт Великий

Алхимия как наука «о сотворении» золота появилась в третьем-четвёртом веках до нашей эры в Древнем Египте, но только в средневековье распространилась на все европейские страны.

Целью алхимиков было найти т.н. «философский камень» якобы если подмешивать его к серебру или ртути, нагревая до высокой температуры, получится слиток золота. В подобных результатах этого процесса были уверены даже такие известные ученые: Авиценна, Бэкон, Лейбниц и Барух Спиноза.

Выдающийся врач XVII в. Гельвеций сообщал, что в 1666 г. к нему зашел один человек, имеющий необыкновенные знания во многих науках. Мужчина дал ученому пару граммов порошка, который, по его утверждению, осуществляет превращение некоторых металлов в золото. Утром Гельвеций нагрел олово и насыпал этот порошок в расплавленный металл. «Когда смесь остыла, она сияла. Мы всей семьей пошли к ювелиру, и он определил это как «золото высочайшей пробы!». Спиноза нашел золотых дел мастера и тот подтвердил все, что говорил Гельвеций.

В 1648 г. император Австрии Фердинанд III, насыпав порошкообразное вещество, которое ему предоставил алхимик Рихтгаузен, самостоятельно получил из ртути золото, и из него была изготовлена медаль с изображением Меркурия. Она до начала XIX в. находилась в казначейском хранилище Вены.

В 1705 г. занимавшийся алхимией Пейкюль и несколько человек — свидетелей, в том числе химик Гирн, произвел превращение и из этого слитка выбили специальную медаль.

В Париже в XIV в. переписчик Николя Фламель , занимаясь своей работой, случайно обнаружил древнейший пергамент с изображенными на нем таинственными символами. Николя безрезультатно потратил больше 20 лет, чтобы разобраться в этих символах. Затем он направился в Мадрид, и спустя пару лет нашел человека, который расшифровал все знаки. После этого Фламель занялся опытами и в январе 1382 г. ему повезло!

Знаменитый Эдисон и непредсказуемый Никола Тесла тоже попытались найти решение. Несколько месяцев они уединялись в лаборатории и занимались таинственными опытами. Избегая излишне любопытных глаз, они плотно задвигали шторы, а покидая помещение, тщательно проверяли запоры. Они подвергали облучению рентгеновскими лучами, электроды аппарата были покрыты слоем золота, тончайшие серебряные пластины.

Химик Стефен Эмменс, который ранее изобрел взрывчатку для минирования, заявил журналистам, что владеет секретом «философского камня». Стоит отметить, что слитки после тщательных анализов были приобретены ювелирами. Эмменс дал согласие на выступление и демонстрацию этих процессов на парижской выставке в 1900 г., однако не приехал, а затем вообще пропал из виду.

Подобная судьба ожидала и профессора Адольфа Миетхе из Германии, который в 1924 г. объявил, что знает секрет и несколько раз успешно прибегал к этому методу.

В это время появилось огромное количество мошенников, использующих разнообразные ухищрения, чтобы обмануть доверчивых горожан. Если такого «умельца» уличали в мошенничества, ему грозила виселица. А если доказать обман не удавалось, то власти считали, что он связан с нечистой силой и его ждало пожизненное заключение в темнице. Из этого замкнутого круга было трудно выйти, сохранив свою жизнь и для проведения подобных опытов необходимо было иметь большое мужество.

Знаменитый химик Й. Берцелиус из Швеции проращивал листья салата на гидропонике и поливал лишь очищенной водой. Через некоторое время сжег растения и изучил состав золы, оказалось, что серы в золе вдвое больше, чем в семени! Известный биолог Луи Кервран из Франции выращивал по такой же методике овес и оказалось, что спустя месяц количество кальция в колосках возросло в четыре-семь раз.

Профессор Д. Бертран, преподававший в Парижском университете, больше 20 лет, занимался такими же опытами и пришел к невероятному результату: «Мне начинает казаться, что растение «знает» секрет алхимиков и ежедневно преобразуют различные химические элементы!». Но не только растительный мир имеет способность преобразования элементов. Куры получали овес с определенным количеством кальция. Однако в скорлупе их яиц было намного больше этого химического элемента, чем содержал их корм.

Ученые-геологи уверены, что аналогичное превращение происходит и в неживой природе. Российский геолог П. А. Корольков, утверждает, что практически все месторождения руды возникают как результат превращения элементов.

«Золото растет под землей» — уверяли в старину. Такого же мнения придерживался и величайший ученый Леонардо да Винчи: «Присмотритесь к ответвлениям руды, и вы заметите на их кончиках отростки!».

Писатель-фантаст Артур Кларк говорит, что в лабораториях опыты по превращению элементов будут возможны уже к середине нашего столетия.

Поделиться с друзьями: Обратимся к проблемам алхимии с помощью замечательных исследователей старины Александра Горбовского и Юлиана Семенова, изложивших результаты своих изысканий в книге «Закрытые страницы истории» (Москва, «Мысль», 1988).
Алхимия как искусство «творения» золота возникла в III-IV веках нашей эры, в Египте, но особенно широкое распространение она получила в Средние века в Европе. Главная цель алхимиков заключалась в поисках так называемого «философского камня», поскольку считалось, что если подмешать его к серебру или ртути и все это основательно нагреть, то полученная смесь превратится в чистое золото! В реальность алхимии верили даже такие выдающиеся ученые, как Авиценна, Фрэнсис Бэкон, Лейбниц, Спиноза.

Свидетельства
Известный врач и ученый XVII века Иоганн Фредерик Гельвеций утверждал, что в 1666 году его посетил некий незнакомец, обнаруживший невероятные познания во всех известных областях науки. Уходя, он оставил щепотку порошка, якобы осуществлявшего превращение металлов. На следующий день Гельвеций растопил немного олова и в присутствии жены и сына всыпал в него полученный порошок. «Когда состав остыл, - писал Гельвеций, - он сиял как золото! Мы немедленно отнесли его к ювелиру, который сразу сказал, что это "чистое золото самой высокой пробы!". Когда об этом узнал Барух Спиноза, он разыскал того ювелира, подтвердившего эту историю. «После этого, - писал Спиноза в одном из своих писем, - я отправился к самому Гельвецию, который показал мне полученное золото и плавильник, еще сохранивший внутри следы благородного металла!»

Иоганн Фредерик Гельвеций (1625-1709)

Памятные медали
Когда в 1648 году австрийский император Фердинанд III с помощью порошка алхимика Рихтгаузена самолично получил из ртути золото, он приказал в память об этом событии выбить медаль, на которой было выгравировано изображение Меркурия в качестве символа совершившегося превращения. Эта медаль еще в конце XVIII века хранилась в венском казначействе.
В 1705 году алхимик Пейкюль в присутствии ученого-химика Гирна и многих свидетелей тоже будто бы совершил несколько превращений неблагородных металлов в золото. В память о случившемся была выбита специальная медаль (из полученного золота).
История Николя Фламеля
Однажды в руки парижского переписчика книг Николя Фламеля попал какой-то древний фолиант, заполненный загадочными символами явно алхимического происхождения! Дело было в XIV веке. Переписчик более двадцати лет разбирался в изображениях символов, но результата не получил. В поисках ученого, способного расшифровать эти знаки, Фламель отправился в Испанию, где через два года все-таки нашел нужного человека.


Алхимические символы в книге Н. Фламеля

Призвав на помощь все, что ему удалось узнать у «консультанта», Фламель приступил к алхимическим опытам и 17 января 1382 года добился результата! В этот день ему якобы впервые удалось получить из ртути серебро, а потом и чистое золото! Так безвестный парижский переписчик книг стал одним из богатейших людей Франции!
Эдисон, Тесла и другие
Великий Эдисон и загадочный Никола Тесла тоже не избежали соблазна поисков «философского камня». Многие дни, уединившись в своей лаборатории, они предавались никому не известным занятиям. Дабы уберечься от досужего любопытства фанатиков, исследователи тщательно зашторивали окна лаборатории, а когда уходили, Эдисон самолично проверял замки на дверях. В надежде на ожидаемый результат они, в частности, облучали тонкие пластинки серебра при помощи рентгеновского аппарата с золотыми электродами.


Томас Эдисон (1847-1931)

Но удача пришла к профессиональному химику Стефену Эмменсу, кстати, автору изобретения взрывчатого вещества для мин - «эмменсита». Он сообщил представителям прессы, что открыл способ превращения серебра в некий металл, практически не отличимый от золота! Как ни странно, но три слитка этого металла после лабораторных проверок были куплены золотых дел мастерами по цене реального золота!
Последнее, что можно сказать о Стефене Эмменсе, это о его согласии выступить с публичной демонстрацией своих опытов на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Но он так и не появился там. и вообще исчез без следа! Подобная судьба постигла и немецкого профессора Адольфа Миетхе, объявившего в 1924 году об изобретении им метода превращения ртути в золото. Пользуясь этим методом, профессор якобы неоднократно получал в своей лаборатории чистое золото!

Никола Тесла (1856-1943)

Фальсификаторы
Всеобщее увлечение алхимией породило великое множество обманщиков. Для обмана использовались различные способы. Например, для демонстрации превращения свинца в золото брали золотой слиток, предварительно покрытый свинцом. При нагревании свинец расплавлялся и обнажал чистое золото! Иногда устраивали тигли с двойным дном. Или прятали кусочки золота в деревянные палочки, которыми помешивали расплавленный свинец или ртуть. Золото, появившееся в расплавах, доказывало факт превращения.
Алхимика, уличенного в обмане, обычно вешали как фальшивомонетчика - на позолоченной виселице и в балахоне, усыпанном блестками. Если же алхимик не был уличен в обмане, считалось, что он действительно обладает тайной «философского камня», и тогда его ожидал застенок. Это был замкнутый круг, из которого невозможно было выбраться живым. Поэтому для занятий алхимией требовалось немалое мужество.
Гипотезы
Известный шведский химик Й. Я. Берцелиус (1799-1848) выращивал салат на стеклянной крошке методом гидропоники, подавая на корни только дистиллированную воду. Когда он сжег растения и проанализировал химический состав оставшейся золы, содержание серы в ней оказалось в два раза больше, чем в семенах! Французский биолог Ц. Кервран, выращивая методом гидропоники овес, обнаружил, что через несколько недель содержание кальция в колосьях возросло в 4-7 раз, хотя в растворе или в воздухе такого количества кальция не могло быть!
Французский профессор Д. Бертран более двадцати лет посвятил аналогичным опытам и пришел к удивительному заключению: «Создается впечатление, что растениям известен древний секрет алхимиков. Они каждый день на наших глазах преобразуют элементы!». К этим словам можно добавить, что секрет алхимиков известен не только растениям.
В ходе опыта курам скармливали овес с определенным содержанием кальция. Так вот, скорлупа яиц, которые несли подопытные куры, содержала гораздо больше кальция, чем им скармливали! Даже цыплята, вылупившиеся из этих яиц, содержали повышенное содержание кальция!
Превращения в неживой природе
По убеждению геологов, превращение химических элементов совершается и в неживой природе! По словам уральского геолога П. А. Королькова, почти все рудные месторождения возникли в результате постоянного превращения элементов! В их число входят знаменитые месторождения золота в Южной Африке, которые уже более полувека дают 40 процентов мировой добычи!
«Золото растет под землей» - говорили древние. Некоторые старатели и сейчас верят в это. Они считают, что если через много лет спуститься в заброшенную шахту, где раньше добывали золото, в ней всегда можно снова найти благородный металл! Такое явление признавал и великий Леонардо да Винчи: «Внимательно посмотрите на ответвления из золота и вы увидите на их концах ростки новых ответвлений!».
Итак, если превращения элементов происходят в природе, то почему бы им не совершаться в лабораториях алхимиков? Во всяком случае, в знаменитых долгосрочных прогнозах писателя-фантаста Артура Кларка на разгадку этой вековой тайны отводится 2050 год!

Алхимики прокляты Католической церковью. Их жизнь — как детективный роман — всегда окутана таинственной завесой. Многие окончили свою жизнь на позолоченной виселице. Но желание получить философский камень и эликсир бессмертия всегда пересиливало страх смерти. Алхимией занимались лучшие умы человечества — Френсис Бэкон, Авиценна, Лейбниц, Спиноза и многие другие.

Золото алхимиков

Главная причина Столетней войны — философский камень!

Искусство Гермеса Трижды Величайшего

Алхимия как тайная наука зародилась ещё во времена фараонов. Согласно преданию, основателем и первым адептом алхимии был Гермес Трисмегист (что означает Трижды Величайший), автор «Изумрудной Скрижали» — первого алхимического трактата, — на которой алмазом были начертаны её основные понятия. Эта большая изумрудная плита была найдена воинами Александра Македонского в руках мумии в гробнице Гермеса. Кстати, свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса — отсюда выражение «герметически закрытый».
В 9-м веке в руки арабов попала греческая библиотека, в которой находились и немногочисленные уцелевшие трактаты по алхимии. Вскоре в Багдаде было освоено получение щелочей, перегонка растительных масел, кристаллизация и возгонка многих веществ. Развилась и идея о «лечении» — превращении неблагородных, «больных» металлов с помощью «лекарства» — философского камня в высшие: золото и серебро.
Научные знания мусульманского Востока проникали в» Европу и из завоёванной арабами Испании в середине 12-го века.

Рецепт богатства

Великие учёные Средневековья, такие как Авиценна, Барух Спиноза, Готфрид-Вильгельм Лейбниц, верили, что если к серебру или ртути при мешать философский камень и полученную смесь нагреть, она превратится в золото. Эта вера была настолько сильна, что английский король Генрих VI обратился с воззванием к народу, в котором клялся королевским словом, что близок день, когда в его лабораториях будет получено достаточно золота, чтобы выкупить все закладные своих подданных. Известно, что в 14-м веке доктор Раймунд Луллий по заказу английского короля Эдуарда I изготовил 25 тонн золота! Впоследствии отчеканенные из него монеты и стали главным двигателем Столетней войны. Этот секретный золотой запас и позволил небогатой в принципе Англии формировать и долгое время содержать внушительные армии. Некоторые из этих монет до сих пор можно увидеть в музеях, и самые придирчивые анализы показывают: золото Луллия настоящее.
Раймунд Луллий автор нескольких сотен сочинений, разработчик первой логической машины. Он утверждал, что с помощью философского камня можно превратить любое количество ртути в золото. «Возьми кусочек этого драгоценного медикамента величиной с боб. Брось его на тысячу унций ртути — последняя превратится в красный порошок. Прибавь унцию этого порошка к тысяче унций ртути — и она также превратится в красный порошок. Если из этого порошка взять одну унцию и бросить на тысячу унций ртути — все превратится в медикамент. Брось унцию этого медикамента на новую тысячу унций ртути — и она превратится в золото, которое лучше рудничного ».

Фламель бессмертный

С тайной искусственного изготовления золота связана и загадочная история Николя Фламеля, парижского переписчика книг. Эрудит и философ вошёл в историю как единственный, кому удалось приготовить философский камень, превращающий ртуть в золото и дарующий его обладателю бессмертие. Секрет он вычитал в старинной книге на неведомом языке, которую впервые увидел во сне. Через несколько дней, когда он был дома один, к нему обратился некий человек, предлагая купить манускрипт. Фламель узнал трактат с первого взгляда, и сделка состоялась. На расшифровку «Книги иудея Авраама» ушёл 21 год. Фламелю пришлось выучить древнееврейский и отправиться в Испанию в поисках человека, сведущего в каббале, без чего нельзя было истолковать самый важный фрагмент.
Первый успешный опыт трансмутации состоялся 17 января 1382 года. После трёх лет экспериментов он пишет в своём дневнике: «Наконец я нашёл то, что искал, и узнал это по едкому запаху. Проводя Делание в первый раз, я использовал ртуть, примерно полфунта которой превратил в чистое серебро, более качественное, нежели получаемое в копях. Произошло это около полудня 17-го января, в понедельник, в моем собственном доме, в год Господа 1382. Потом, все так же следуя буквально инструкциям в моей книге, 25-го апреля того же года, в тех же условиях, я применил красный Камень на полфунта ртути, Я превратил её в примерно такое же количество чистого золота, гораздо более превосходного, более мягкого и ковкого, чем обычное золото ». Всего таких опытов было три, но полученного золота хватило на возведение 14 больниц, 3 часовен и 7 церквей в Париже, не считая подобных же благодеяний в провинции и попечения о множестве вдов и сирот. Надгробие Фламеля можно видеть в парижском Музее Средневековья; на плите высечены солнце, ключ и закрытая книга.
Два века спустя его могилу вскрыли, но тела не обнаружили, после чего стали открыто утверждать, что он имитировал свою смерть, а на самом деле до сих пор жив с помощью философского камня. Говорили, что супруги Фламели несколько столетий путешествовали по Индии и Ближнему Востоку.
За прошедшие с исчезновения Фламеля пять веков его встречали не меньше, чем Элвиса Пресли в последние 30 лет. Все связанные с ним места многократно перерывались и простукивались, однако как «Книга иудея Авраама», так и сам камень исчезли без следа.

Мир говорит спасибо

Алхимики искали философский камень, но зачастую находили нечто иное, что, впрочем, приносило порой не меньшую выгоду, чем вожделенное «философское» золото. Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения ценных соединений и смесей, таких как минеральные и растительные краски, стекла, эмали, сплавы, лекарственные препараты! Они использовали такие приёмы лабораторных работ, как перегонка, возгонка, фильтрование. Алхимики изобрели печи для длительного нагревания, перегонные кубы! Появились рецепты производства спирта и усовершенствования процесса его перегонки. Важнейшим достижением было открытие сильных кислот — серной, азотной. Благодаря алхимии химики смогли осуществить многие новые реакции и получить такие вещества, как соли азотной кислоты, купорос, квасцы, соли серной и соляной кислот.
То, что мы сейчас не можем воспроизвести многие алхимические опыты, не должно приводить нас к выводу о том, что это невозможно в принципе.
В 1919 году великий английский физик Эрнест Резерфорд искусственным путём превратил азот в кислород. Через некоторое время его коллегам-учёным удалось осуществить мечту алхимиков древности — получить искусственное золото из ртути. Но оно оказалось баснословно дорогим — во много раз дороже, чем добытое из самых бедных россыпей или воды.
Получается, что с позиции наших современных знаний о природе преобразование одних элементов в другие не является чем-то невероятным, выходящим за рамки физических законов.
Поэтому хоронить алхимию преждевременно. Наоборот, следует очень внимательно всмотреться в те верные и ошибочные выводы, которые когда-то она сделала. Всмотреться, понять и даже научиться применять в непростой современной работе!

Мейсенское чудо

Немецкому алхимику Иоганну Фридриху Бёттгеру случайно попала в руки рукопись о философском камне. Это натолкнуло его на мысль тоже попытать счастья на поприще златоделия. Бёттгеру удалось заинтересовать своими планами князя Эгона фон Фюрстенберга, который взял его с собой в Дрезден и устроил для продолжения его алхимических занятий лабораторию в своём дворце. Алхимику позволили экспериментировать с глиной, богатые залежи которой имелись в окрестностях города Мейсена. Итогом очередных экспериментов Бёттгера вместо золота неожиданно явился превосходный по качеству фарфор. В 1710 году в Мейсене была открыта мануфактура, и производившийся на ней знаменитый мейсенский фарфор стал приносить доходы, вполне сопоставимые с теми, о коих мечтали искатели философского камня.

Золотая пыль веков…

В 10-м веке в Куфе во время сноса старого квартала была найдена закрытая комната, стены и потолок которой, скрытые от посторонних глаз, чудом выстояли. Над запертой дверью была надпись, говорившая о том, что дом когда-то принадлежал Джабиру Аль-Суфи.
Комната была пуста. Лишь пыльная колба стояла на иссохшем столе да квадратный брусок, густо покрытый пылью, валялся под столом. Когда брусок подняли, пыль осыпалась с него, ион загорелся ровным металлическим блеском. Брусок был золотым и весил более килограмма. Он был торжественно перевезён в Багдад. И ни у кого не возникло сомнений, что золото это сделано Джабиром — первым алхимиком, который ввёл в науку понятие количества, дозы.

Сегодня мы поговорим о том, как самостоятельно сделать или получить из свинца настоящее золото в домашних условиях. Также рассмотрим описание древнего алхимического рецепта изготовления чистого золота из обычного свинца

Этот наивный вопрос вызовет, скорее всего, прямо противоположные ответы. Немногочисленные энтузиасты будут утверждать: конечно же, делали! И даже сейчас еще существуют монеты, на которых написано, что они сделаны из золота, полученного алхимическим способом. Другие, представляющие рационалистически мыслящее большинство, не менее убежденно будут твердить: все алхимики были в лучшем случае шарлатанами, а в худшем – мошенниками, и алхимия вообще не наука, а сумасшедшая мать примерной дочери – химии

Чтобы не ввязываться сразу в бурную полемику, попробуем начать с более простого вопроса: а можно ли получить золото из чего-то другого? Простейший ответ, вроде «нет, ведь если бы кто-то знал, как это делается, то наделал бы его в огромных количествах», нас не устроит. Ведь несомненно, что сегодня мы не знаем многих секретов, которые были известны мудрецам и магам древности и даже простым ремесленникам.

При всей мощи и совершенстве современной строительной техники мы не в состоянии соорудить пирамиды, повторяющие египетские, хотя они возведены тысячи, а то и десятки или даже сотни тысяч лет назад.
Интересна история шотландского дворянина Сетония. В 1602 году он совершил в Голландии ряд удачных трансмутаций. Это принесло ему славу, и несколько лет спустя он оказался в Страсбурге, где поселился у известного золотых дел мастера Гюстенгофера, которому оставил немного философского камня. Император Рудольф II пригласил Гюстенгофера в Прагу.
Но философский камень, оставленный Сетонием, скоро был израсходован, и неудачному «трансмутатору», не умевшему изготовлять золото, пришлось умереть в тюрьме.
Самого Сетония судьба занесла в Саксонию, где Христиан II заточил его в темницу.

Несмотря на неимоверные пытки, доведшие его почти до смерти, алхимик упорно хранил свою тайну. Из тюрьмы его вызволил поляк Сендзивой и привез в Краков. Здесь Сетоний умер от нанесенных ему увечий, но перед смертью дал Сендзивою свой философский камень, не открыв секрета его изготовления. С помощью этого средства Сендзивой обращал разные металлы в золото при дворе Сигизмунда III в Кракове, о чем существуют несомненные исторические свидетельства, и был приглашен в Прагу, где император Рудольф, получив от него немного порошка, сам совершил чудесную перемену.
В Вюртемберге князь Фридрих принимал Сендзивоя с высокими почестями, но позавидовавший ему алхимик Мюленфельс тайно захватил его, отнял философский камень и посадил в темницу. Когда это было открыто, Мюленфельс в наказание был повешен, но Сендзивой камня обратно не получил, сам сделать его не умел и обратился в простого авантюриста.

Признав физическую возможность получения одних химических элементов из других, мы должны признать и принципиальную возможность превращения некоторых веществ в золото. Таким образом, поставленный в заголовке статьи вопрос переходит в плоскость доверия к тем или иным историческим источникам, так как на сегодняшний день нам неизвестны люди, которые могли бы продемонстрировать подобные трансмутации на практике.
И тут энтузиасты алхимии получают мощную поддержку – ведь истории известны многочисленные случаи подобных опытов, часть из которых была проведена или зафиксирована весьма уважаемыми учеными.
Что же до случаев разоблачения лже-алхимиков, то мошенников и шарлатанов во все времена существовало множество. Многие стремились к алхимии, чтобы разбогатеть, получить власть при помощи золота, но никто в этом не преуспел. Однако если алхимия была только обманом или заблуждением, то почему она просуществовала тысячи лет? Ведь ее корни уходят в Древний Египет.
Кроме обманщиков, всегда были чистые энтузиасты. Движимые любовью к истине и стремлением познать тайны природы, они век за веком возрождали старинные рецепты, снова и снова создавали философский камень, обладающий множеством удивительнейших свойств.

После Роджера Бэкона в Европе многие занимались алхимией. Расцветом ее считается XIII век. Разносторонний ученый Альберт Великий, Арнольд из Виллановы, Раймунд Луллий – целая плеяда знаменитых ученых, опиравшихся на знания своих предшественников, в частности на работы арабского ученого X века Джафару (Гербера), посвятили все свои силы поставленной проблеме, которая была одобрена таким авторитетом, как Фома Аквинский.
Раймунд Луллий – философ, писатель, автор нескольких сотен сочинений, разработчик первой логической машины – при жизни пользовался репутацией искуснейшего алхимика, достигшего при помощи алхимии всего, что она может дать. Он утверждал, что с помощью философского камня можно превратить любое количество ртути в золото.

«Возьми кусочек этого драгоценного медикамента величиной с боб. Брось его на тысячу унций ртути – последняя превратится в красный порошок. Прибавь унцию этого порошка к тысяче унций ртути – и она также превратится в красный порошок. Если из этого порошка взять одну унцию и бросить на тысячу унций ртути – все превратится в медикамент. Брось унцию этого медикамента на новую тысячу унций ртути – и она превратится в золото, которое лучше рудничного». «Заметь очень хорошо, – писал Луллий, – материал камня философов дешев. Его находят повсюду».

Алхимики верили во внутреннее единство Природы, в то, что все связано со всем и все это движется, эволюционирует. И, как утверждают многочисленные источники, это была не просто вера, а знание, которое давало человеку власть над материей. Основная идея алхимиков – существование единой первичной материи, из которой состоит все; это и дает основу для всеобщей трансмутации веществ и элементов. Согласно алхимии, все металлы являются ступеньками одной лестницы, ведущей к совершенству.

На вершине этой лестницы – золото, самый совершенный, самый благородный металл, не подверженный коррозии, удивительно пластичный и в то же время прочный, сам цвет которого – золотой, как цвет Солнца, – говорит о совершенстве. На нижней ступеньке – свинец, металл наиболее далекий от совершенства. Алхимики считали, что в Природе происходит постепенное движение от менее совершенного к более совершенному, идет эволюция веществ. А раз так, то этот процесс можно значительно ускорить в алхимической лаборатории, позволив свинцу поскорее превратиться в золото.


И тут на сцену выходит философский камень, или, как его еще называли, «камень философов». Многие современные исследователи считают его просто неким катализатором, который помогает идти алхимическим процессам, – и отчасти, наверное, так оно и есть. Но суть философского камня – в другом.
Известный голландский ученый-химик Ян Баптист ван Гельмонт (1579-1644) писал в своей книге «О жизни вечной»: «Я не раз видел и держал в руках камень философов: по цвету он похож на шафрановый порошок, только тяжелый и блестящий, как размельченное стекло».
И там же: «Однажды мне была дана 1/4 грана (граном я называю 1/600 часть унции). Я соединил эти четверть грана, завернутые в бумагу, с 8 унциями ртути, нагретой в реторте. И сразу же вся ртуть с шумом застыла, перестав кипеть. После того как все остыло, осталось 8 унций и немного меньше 11 граммов чистого золота».


В другом своем сочинении ван Гельмонт описывает, как несколько раз превращал подобным же образом ртуть в золото при помощи крупиц философского камня. «Я делал эти превращения собственной рукой при помощи одного грамма порошка на 1000 граммов горячей ртути, и опыт увенчался успехом на огне, как и описывалось это в книге, к величайшему восторгу всех, кто стоял вокруг меня…»

Ван Гельмонт признается, что состав философского камня так и остался неизвестен ему. Оба раза он получал его из рук человека, которого не знал.

Для алхимиков не было разделения на «живую» и «неживую» природу – вся Природа живая, всюду идет жизнь. И эволюция всех веществ – это не простое механическое улучшение их физических качеств, а, если можно так выразиться, их «духовный рост». Если читателя смутит подобное выражение применительно к тому, что он считал неживой материей, пусть он вспомнит, например, о том, что мы естественно называем некоторые металлы благородными, хотя само слово «благородство» подразумевает наличие неких внутренних качеств, которые мы обычно связываем с человеком. А может быть, золото и серебро не подвержены коррозии именно благодаря своему внутреннему «благородству»?

Алхимия превращает в совершенное то, что природа оставила несовершенным, и очищает все вещи силой духа, который содержится в них. И философский камень представляет собой скорее некий «духовный субстрат», квинтэссенцию духовной эволюции или того самого «внутреннего благородства», нежели просто вещество, хотя он и существует материально – его описывают как некое вещество, обычно красноватого цвета. Его можно образно представить себе как частичку чистейшего духа, или духовного начала, «пойманную» в веществе. Тогда можно понять, почему добавление мельчайшей части философского камня в неблагородные металлы преображает их, делая благородными, – духовное начало, содержащееся в нем, облагораживает их, заставляя «бежать» по ступеням эволюции.

Можно понять, почему из философского камня изготовляется панацея, универсальное лекарство от всех болезней, – ведь стоит «прибавить» в человеке духовное начало, и все болезни отступают. И можно понять, почему философский камень служит основой алкагеста, универсального растворителя, – ибо дух всегда сильнее материи, и никакая материя не может устоять против него.


Откуда же берется эта суть «камня философов», этот субстрат духовного начала? Как ни парадоксально это звучит – из души алхимика, а точнее, из его бессмертного духа. Алхимики всегда утверждали, что в процессе изготовления философского камня человек сам должен внутренне преобразиться. Можно сказать, что эти два превращения – создание философского камня и трансмутация, духовный рост алхимика – просто две грани одного и того же процесса, одной и той же эволюции. А получившийся в результате многолетних трудов философский камень – это всего лишь зримое подтверждение духовного пути алхимика, которому после этого уже не нужны ни золото, ни почести, ничто материальное. В подтверждение этого история рассказывает нам о сказочно богатых алхимиках, которые тратили свои огромные состояния на помощь бедным, на общественное благо, оставляя себе только необходимое.

Йоганн Фредерик Гельвеций, известный врач и ученый XVII века, утверждал, что в 1666 году его посетил некий незнакомец, обнаруживший высокие познания, который показал ему три кусочка камня, «каждый размером с небольшой грецкий орех, прозрачный, бледного серого цвета». После долгих уговоров незнакомец согласился оставить Гельвецию кусочек этого камня. На следующий день Гельвеций ожидал, как было условлено, прихода незнакомца, но тот так и не появился. Тогда Гельвеций, решив, что это был какой-то проходимец и лжец, и желая удостовериться в этом, растопил, как ему было сказано, 6 драхм олова и в присутствии сына и жены высыпал туда полученный порошок. «Когда состав остыл, – писал Гельвеций, – он сиял, как золото. Мы немедленно отнесли его к ювелиру, который сразу сказал, что это самое чистое золото из всех проб, когда-либо попадавшихся ему, и тут же предложил заплатить за него по 50 флоринов за унцию».

Когда об этом случае стало известно Баруху Спинозе, философ лично разыскал ювелира, купившего это золото, который подтвердил рассказ. «После этого, – рассказывает Спиноза в одном из писем, – я отправился к самому Гельвецию, который показал мне и самое золото, и плавильник, изнутри еще покрытый золотом».

После всего этого становится понятно, что алхимия – это путь немногих. Это путь тех, кто готов терпеливо работать над собой день за днем в течение долгих лет, кто решается начинать снова и снова, когда неудачи отбрасывают назад, кто стремится возвысить свою душу, подчинив себя и всю свою жизнь духовному началу. И на этом пути никого нельзя обмануть, ведь если ты пришел только за золотом – ты не получишь ничего, а если ты пришел стать Человеком – ты получишь все, если, конечно, дойдешь до конца. Могли ли алхимики делать золото? И могли, и делали… но само золото не играет тут никакой роли!

Наиболее древняя технология получения золота из свинца была описана еще во времена Римской Империи, после захвата ею территории Египта. Считается, что римские императоры использовали этот рецепт жрецов и фараонов для пополнения своей государственной казны и финансирования новых войн для захвата более обширных территорий. Выглядел он так на древней латыни: «Conflandum tres partes plumbo addito tin partes et mercurium cum sol est circa medium. Partem unam partem palmam oleum vino vitis acetum pugillum hauriens salis ix. Effunde mixtio in vase fictili super summum. Cum plumbi frustro plumbi Mercurio omnino liquidum et mixtae, mox pone in vas aceto et oleo, et statim receptum est vas signati. Et sepelierunt eum in occulto lita vasa ceris atrio domus habitationis vestrae. Etiam urna fossam triennem et comminuet eam. Si factum recte erit vobis tanto pondere auri quantum occupavit»

Вот произвольный перевод данного рецепта с древнеримского: «Взять три части свинца и расплавить его, добавить две части олова и одну часть ртути, когда Солнце будет в зените. Смешать одну часть пальмового масла и одну часть винного виноградного уксуса, две горсти соли и одну горсть сурьмы. Залить смесь в глиняный сосуд до верха. Когда свинец, олово и ртуть полностью расплавятся и смешаются, то быстро вылить их в сосуд с маслом и уксусом, а сам сосуд быстро запечатать. Обмазать сосуд пчелиным воском и закопать его тайно во дворе дома, где живете. Ровно через три года выкопать сосуд и разбить его. Если все сделали правильно, то там будет столько золота, сколько свинца вы взяли».

Если вы соберетесь повторить этот древний алхимический опыт, то будьте осторожны и соблюдайте элементарную технику безопасности. Пары ртути весьма токсичны, поэтому ваш эксперимент проводите в респираторе и на открытом воздухе. Когда будете переливать сплав свинца и других металлов в глиняный сосуд с маслом и уксусом, учитывайте, что они будут закипать и разбрызгиваться от высоких температур. Оденьте защитные очки и комбинезон с капюшоном

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.