Годы жизни вагнера. Биография вагнера рихарда

Музыкальная драма

Ри́хард Ва́гнер (полное имя Вильгельм Рихард Вагнер , нем. Wilhelm Richard Wagner ; 22 мая , Лейпциг - 13 февраля , Венеция) - немецкий композитор и теоретик искусства. Крупнейший реформатор оперы, Вагнер оказал значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Вагнер родился в семье чиновника Карла Фридриха Вагнера (1770-1813). Под влиянием своего отчима , актёра Людвига Гейера, Вагнер, получая образование в лейпцигской школе Святого Фомы , с г. начал обучаться музыке у кантора церкви Святого Фомы Теодора Вайнлига, в г. начал музыкальную учёбу в университете Лейпцига . В -1842 годах вёл беспокойную жизнь, часто в большой нужде в Вюрцбурге , где работал театральным хормейстером , Магдебурге , затем в Кёнигсберге и Риге , где он был дирижёром музыкальных театров, потом в Норвегии , Лондоне и Париже , где он написал увертюру «Фауст» и оперу «Летучий голландец ». В 1842 г. триумфальная премьера оперы «Риенци, последний из трибунов » в Дрездене заложила фундамент его славы. Годом позже он стал придворным капельмейстером при королевском саксонском дворе . В 1843 году у его сводной сестры Цицилии родился сын Рихард, будущий философ Рихард Авенариус . Вагнер стал его крёстным отцом . В г. Вагнер участвовал в Дрезденском майском восстании (там он познакомился с М. А. Бакуниным) и после поражения бежал в Цюрих , где он написал либретто тетралогии «Кольцо нибелунга », музыку её первых двух частей («Золото Рейна » и «Валькирия ») и оперу «Тристан и Изольда ». В г. - Вагнер посещал на короткое время Венецию , Люцерн , Вену , Париж и Берлин .

    По Вагнеру, музыкальная драма - произведение, в котором осуществляется романтическая идея синтеза искусств (музыки и драмы), выражение программности в опере. Для осуществления этого замысла Вагнер отказался от традиций существовавших на тот момент оперных форм - в первую очередь, итальянской и французской. Первую он критиковал за излишества, вторую - за пышность. С яростной критикой он обрушился на произведения ведущих представителей классической оперы (Россини , Мейербер , Верди , Обер), называя их музыку «засахаренной скукой».

    Стараясь приблизить оперу к жизни, он пришёл к идее сквозного драматургического развития - от начала до конца не только одного акта, но и всего произведения и даже цикла произведений (все четыре оперы цикла «Кольцо нибелунга »). В классической опере Верди и Россини отдельные номера (арии, дуэты, ансамбли с хорами) делят единое музыкальное движение на фрагменты. Вагнер же полностью отказался от них в пользу больших сквозных вокально-симфонических сцен, перетекающих одна в другую, а арии и дуэты заменил на драматические монологи и диалоги. Увертюры Вагнер заменил прелюдиями - короткими музыкальными вступлениями к каждому акту, на смысловом уровне неразрывно связанными с действием. Причём, начиная с оперы «Лоэнгрин» , эти прелюдии исполнялись не до открытия занавеса, а уже при открытой сцене.

    Внешнее действие в поздних вагнеровских операх (в особенности, в «Тристане и Изольде ») сведено к минимуму, оно перенесено в психологическую сторону, в область чувств персонажей. Вагнер считал, что слово не способно выразить всю глубину и смысл внутренних переживаний, поэтому, ведущую роль в музыкальной драме играет именно оркестр, а не вокальная партия. Последняя целиком подчинена оркестровке и рассматривается Вагнером как один из инструментов симфонического оркестра. В то же время вокальная партия в музыкальной драме представляет эквивалент театральной драматической речи. В ней почти отсутствует песенность, ариозность. В связи со спецификой вокала в оперной музыке Вагнера (исключительная протяжённость, обязательное требование драматического мастерства, нещадная эксплуатация предельных регистров тесситуры голоса) в сольной исполнительной практике установились новые стереотипы певческих голосов - вагнеровский тенор, вагнеровское сопрано и т.д.

    Вагнер придавал исключительное значение оркестровке и шире - симфонизму . Оркестр Вагнера сравнивают с античным хором, который комментировал происходящее и передавал «скрытый» смысл. Реформируя оркестр, композитор создал квартет туб , ввёл басовую тубу, контрабасовый тромбон , расширил струнную группу, использовал шесть арф . За всю историю оперы до Вагнера ни один композитор не использовал оркестра такого масштаба (к примеру, «Кольцо нибелунга » исполняет четверной состав оркестра с восемью валторнами).

    Общепризнано новаторство Вагнера и в области гармонии . Тональность , унаследованную им от венских классиков и ранних романтиков, он чрезвычайно расширил путём интенсификации хроматизма и ладовых альтераций . Ослабив (прямолинейную у классиков) однозначность связей центра (тоники) и периферии, намеренно избегая прямого разрешения диссонанса в консонанс , он придал модуляционному развитию напряжённость, динамичность и непрерывность. Визитной карточкой вагнеровской гармонии считаются «Тристан-аккорд » (из прелюдии к опере «Тристан и Изольда ») и лейтмотив судьбы из «Кольца нибелунгов».

    Понимание музыки как олицетворения непрерывного движения, развития чувств привело Вагнера к идее слияния этих лейтмотивов в единый поток симфонического развития, в «бесконечную мелодию » (unendliche Melodie). Отсутствие тонической опоры (на протяжении всей оперы «Тристан и Изольда »), незавершённость каждой темы (во всём цикле «Кольцо нибелунга », за исключением кульминационного траурного марша в опере «Гибель богов ») способствуют непрерывному нарастанию эмоций, не получающему разрешения, что позволяет держать слушателя в постоянном напряжении (как в прелюдиях к операм «Тристан и Изольда » и «Лоэнгрин »).

    Литературное наследие

    Литературное наследие Рихарда Вагнера огромно. Наибольший интерес представляют его работы по теории и истории искусства, а также музыкально-критические статьи. Сохранилась обширная эпистолярия Вагнера и его дневники .

    Философия

    Что касается влияний различных философов, которые испытал Вагнер, то здесь традиционно называют Фейербаха . А.Ф. Лосев в черновых набросках своей статьи о Вагнере полагает, что знакомство композитора с творчеством Фейербаха было довольно поверхностным. Ключевым выводом, который сделал Вагнер из размышлений Фейербаха, была необходимость отказа от всякой философии, что, по мнению Лосева, свидетельствует о принципиальном отказе от всяких философских заимствований в процессе свободного творчества. Что до влияния Шопенгауэра , то оно было, по всей видимости, сильнее, и в «Кольце Нибелунга» , равно как и в «Тристане и Изольде» можно обнаружить парафразы некоторых положений великого философа. Однако едва ли можно говорить о том, что Шопенгауэр стал для Вагнера источником его философских представлений. Лосев полагает, что Вагнер настолько своеобразно осмысливает идеи философа, что только с большой натяжкой можно говорить о следовании им.

    «Утопия искусства»

    Интерес к общественной тематике никогда не оставлял Вагнера. Своеобразная Künstlerutopie («утопия искусства») была описана композитором в статье «Искусство и революция», вышедшей в 1849 г. И до, и после этого Вагнер не раз будет обращаться к месту художника в современном ему обществе, но в этой статье композитор единственный раз в более или менее систематизированной форме выскажется о своих представлениях об идеальном общественном устройстве и о месте искусства в будущей мировой гармонии. Написанная после поражения революций 1848 года , в обстановке немалого общественного пессимизма относительно возможности коренным образом изменить мир в лучшую сторону, статья Вагнера полна задора и уверенности в скорой победе революции. Однако революция по Вагнеру очень сильно отличается от той, о которой мечтали современные ему властители дум и из либерального, и из социалистического лагеря. Революция будет освящена искусством, которое придаст ей и созданному ей человеку подлинную красоту. Находясь в традиции классического немецкого идеализма , Вагнер полагал, что за эстетикой (прекрасным) естественным образом следует этика .

    Любопытно, что в этой весьма оптимистичной и кажущейся даже несколько наивной концепции сосредоточены многие предпосылки для будущих размышлений Вагнера. Речь, во-первых, о детерминизме , присущем всем построениям Вагнера. Действительно, революция по Вагнеру не должна быть, а будет освящена благодатью искусства. Вагнер видит в этом логичное завершение круга истории. Революция уничтожила греческие полисы , в которых театр позволял свободным гражданам достигать высших проявлений духа, поскольку огромное большинство жителей были рабами, которые нуждались только в одном - свободе. На смену Аполлону пришёл Христос , который провозгласил равенство всех людей, однако заставил их равно восстать против естественной природы человеческой ради мнимого счастья на небесах. Последняя и настоящая революция, по мнению Вагнера, должна уничтожить Индустрию, то есть всеобщую унификацию, которая стала мечтой и эдемом Нового времени . Таким образом, в соединении двух начал - всеобщей свободы и красоты - будет достигнута мировая гармония. В этой последней идее видна вторая характерная черта философского творчества Вагнера - направленность на преодоление времени, в котором сосредоточено все преходящее, несущественное и одновременно пошлое . Наконец, в идее слияния революции и искусства намечается вагнеровской дуализм , который корнями, по всей вероятности, уходит в платоновскую концепцию разделённости первоначального человеческого существа.

    Мистический символизм

    Философско-эстетическую основу вагнеровского творчества А.Ф.Лосев определяет как «мистический символизм» . Ключевой для понимания онтологической концепции Вагнера являются тетралогия «Кольцо Нибелунга» и опера «Тристан и Изольда» . Во-первых, в «Кольце» вполне воплотилась мечта Вагнера о музыкальном универсализме . «В „Кольце“ эта теория воплотилась с помощью использования лейтмотивов, когда каждая идея и каждый поэтический образ тут же специфически организованы при помощи музыкального мотива», - пишет Лосев . Кроме того, в «Кольце» в полной мере отразилось увлечение идеями Шопенгауэра . Однако нужно помнить, что знакомство с ними произошло, когда текст тетралогии был готов и началась работа над музыкой. Подобно Шопенгауэру , Вагнер ощущает неблагополучие и даже бессмысленность основы мироздания. Единственный смысл существования мыслится в том, чтобы отречься от этой всемирной воли и, погрузившись в пучину чистого интеллекта и бездействия, найти подлинное эстетическое наслаждение в музыке. Однако Вагнер, в отличие от Шопенгауэра , полагает возможным и даже предопределенным мир, в котором люди уже не будут жить во имя постоянной погони за золотом, которая в вагнеровской мифологии и символизирует мировую волю. Об этом мире ничего не известно точно, однако в его наступлении после всемирной катастрофы сомнений нет. Тема мировой катастрофы очень важна для онтологии «Кольца» и, по всей видимости, является новым переосмыслением революции, которая понимается уже не как изменение общественного строя, а космологическое действо, изменяющее самую суть мироздания.

    Рецепция

    Оперная реформа Вагнера оказала значительное влияние на европейскую и русскую музыку, обозначив высший этап музыкального романтизма и одновременно заложив основы для будущих модернистских течений. Прямой или опосредованной ассимиляцией вагнеровской оперной эстетики (особенно новаторской «сквозной» музыкальной драматургии) отмечена значительная часть последующих оперных произведений. Использование лейтмотивной системы в операх после Вагнера стало тривиальным и всеобщим. Не менее значительным стало влияние новаторского музыкального языка Вагнера, особенно его гармонии , в которой композитор пересмотрел «старые» (прежде считавшиеся незыблемыми) каноны тональности .

    Среди русских музыкантов знатоком и пропагандистом Вагнера был его друг А.Н. Серов . Н.А. Римский-Корсаков , публично критиковавший Вагнера, тем не менее, испытал (особенно в позднем творчестве) влияние Вагнера в гармонии , оркестровом письме, музыкальной драматургии . Ценные статьи о Вагнере оставил крупный русский музыкальный критик Г.А. Ларош . Вообще, «вагнеровское» более прямо ощущается в сочинениях «прозападных» композиторов России XIX века (например, у А.Г. Рубинштейна), чем у представителей национальной школы. Влияние Вагнера (музыкальное и эстетическое) отмечается в России и в первых десятилетиях XX веках, в трудах А.Н. Скрябина .

    На западе центром культа Вагнера стала так называемая веймарская школа (самоназвание - Новая немецкая школа), сложившаяся вокруг Ф. Листа в Веймаре . Её представители (П. Корнелиус , Г. фон Бюлов , И. Рафф и др.) поддерживали Вагнера, прежде всего, в его стремлении расширить рамки музыкальной выразительности (гармонии, оркестрового письма, оперной драматургии). Среди западных композиторов, испытавших влияние Вагнера, - Антон Брукнер , Гуго Вольф , Клод Дебюсси , Густав Малер , Рихард Штраус , Бела Барток , Кароль Шимановский , Арнольд Шёнберг (в раннем творчестве) и многие другие.

    Реакцией на культ Вагнера стала противопоставлявшая себя ему «антивагнеровская» тенденция, крупнейшими представителями которой были композитор

    Крупнейший немецкий оперный композитор 2-й половины 19 века. Реформатор оперы.


    Цель его творческой жизни - создание музыкального произведения будущего, музыкальной драмы. Возможным создателем такого произведения он считал только себя. Это - произведение, в котором осуществляется романтическая идея синтеза искусств. Это - выражение программности в опере. Для осуществления этого замысла Вагнер отказался от традиций оперных форм. Он старался приблизить оперу к жизни. Пришел к сквозному, непрерывному развитию. Присутствуют большие вокально-симфонические сцены. В его музыкальных драмах ("Тристан и Изольда", "Кольцо Нибелунга") вокальная партия подавляется оркестровой, становится одним из инструментов симфонического оркестра. Она речитативна, очень трудна, отсутствует песенность, ариозность. Внешнее действие сведено к минимуму, оно как бы перенесено в психологическую сторону, которую олицетворяет оркестр с помощью огромной системы лейтмотивов (в "Кольце Нибелунга" более 100 лейтмотивов). Вагнер необыкновенно возвысил роль оркестра. Он был необыкновенным мастером оркестрового колорита. Оркестр необыкновенно красочен, пышен, грандиозен. В "Кольце Нибелунга" использует четверной состав оркестра (8 валторн!!!). Создал собственный конструкции квартет туб. Есть басовая туба, контрабасовый тромбон, расширил струнную группу, 6 арф. Его гармония поражает напряженным, изысканным звучанием. Она способствует непрерывному нарастанию эмоций, так как нет тонической опоры, а сплошные прерванные обороты. Это способствует созданию бесконечной мелодии. Вагнер написал 13 опер и прошел большой путь оперного композитора. К музыкальной драме он пришел не сразу.

    Жизненный путь

    Родился в Лейпциге в семье чиновника. Отец рано умер. Отчим - актер и писатель - приобщил Вагнера к театру. Вагнер увлекался театром и в 15 лет написал трагедию "Леибальд и Аделоида". Большое впечатление от опер Вебера и музыки Бетховена. После исполнения Бетховена симфоническим оркестром Гевандхауза Вагнер решил стать композитором. Написал увертюру - произведение для фортепиано. В юности увлекался Гофманом. В Лейпцигском университете учился как студент музыки. Бросил университет. Занимался с Теодором Вейнлигом. Пишет сонаты для фортепиано, оркестровые увертюры, симфонию, музыку к "Фаусту".

    1833 год. Начинается период скитаний. Работал в разных оперных театрах (в том числе и в Вюрцбургском театре). Написал оперу "Феи". Сюжет Карла Гоцци. Романтическая опера с фантастическими ужасами под влиянием Вебера. После Вагнер разочаровался в немецкой опере и критиковал ее в статье "Немецкая опера".

    1836 год. Макдебургский театр. Пишет оперу "Запрет любви" по Шекспиру (комедия "Мера за меру"). Влияние итальянской оперы. Работает в театре в городе Кенесберг (Калининград). Женился на актрисе и уехал в Ригу. В Риге руководил оперным театром.

    1839 год. Бежит с женой в Париж, спасаясь от кредиторов. Получил рекомендательное письмо от Мейербера, но это ему не помогло.

    В 1839 году написал оперу "Риенцы" в стиле большой французской оперы. Постановки ее не добился. В 1842 году написал оперу "Летучий голландец", увертюру "Фауст", романсы, писал статьи о Берлиозе, современной опере, статью "Паломничества к Бетховену". Большое впечатление от Берлиоза, Шопена, Листа.

    В 1842 году уехал в Дрезден. Стал дирижером. Поставил "Риенцы" и "Летучий голландец". Вагнер увлекался философией, социализмом. "Летучий голландец" - первое крупное достижение Вагнера. Наметились черты музыкальной драмы: легендарный сюжет, наличие сквозных сцен, повышение роли оркестра, наличие лейтмотивов.

    1845 год. Опера "Тангейзер". В ней влияние немецкой рыцарской оперы "Эврианта" Вебера.

    1848 год - "Лоэнгрин". Наиболее гармоничная опера, в которой есть и сквозные сцены, и оркестр еще не подавляет вокальную партию. Разрабатывает сюжет оперы "Мейстерзингеры". Задумывает "Кольцо Нибелунга". Пишет статьи, где критикует общественный строй, статья "Революция". В 1849 году расклеивал листовки, был на баррикадах. После разгрома революции скрывался от властей у Листа в Веймаре. В 1849 году бежит в Швейцарию.

    1849-1859 гг.

    Годы швейцарского изгнания. Пишет много статей, где формулирует свою оперную реформу. Это: "Искусство и революция", "Опера и драма", "Художественное произведение будущего". В 1852 году вернулся к "Кольцу Нибелунга". Написал либретто к операм. "Кольцо Нибелунга" сочинял более 20 лет. Его философские взгляды за это время изменились. Он проникся настроениями обреченности. Обратился к философии Шопенгауэра. "Кольцо Нибелунга" впервые было исполнено в Байрейте в 1876 г. "Мир как воля и представление" - труд Шопенгауэра.

    Вагнер обосновал в свих статьях идею своих реформ. Это: "Искусство и революция", "Музыка и драма", "Художественное произведение будущего", "Обращение к друзьям" (предисловие к либретто трех опер - "Летучий голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин", в которых некоторые принципы реформы уже реализованы). Все эти статьи были написаны в начале 50-х гг.

    1859 год - главный творческий труд - музыкальная драма "Тристан и Изольда". В этой драме ярко реализовалась реформа Вагнера. Это - грандиозная вокально-симфоническая поэма, в которой действие перенесено во внутренний психологический план.

    Музыка отличается огромной эмоциональной напряженностью. Музыка течет единым потоком. Огромные сквозные сцены. Сложившиеся формы отсутствуют. Нет хора. Вместо арий монологи. Вагнер применяет систему лейтмотивов, которые выражают разные состояния одного чувства - любви (лейтмотив томления, лейтмотив любовного взгляда). Вся музыкальная ткань - переплетение этих лейтмотивов. Особенно ярко музыкальный язык проявляется во вступлении.

    Во вступлении много лейтмотивов. 3-х частная форма. Начинается с лейтмотива томления. Выражает гармонический строй музыки Вагнера - альтерированные аккорды, прерванные обороты, продлевающие движение и уводящие от тоники, от устойчивости. Первый аккорд получил название "Тристановский аккорд" (дв. D43 акк).

    Опера долго не ставилась. В конце 50-х гг. Вагнер стал добиваться разрешения у властей на возвращение в Германию. В 1861 году он вернулся и поселился в Бибрехе (на Рейне). Начал писать новую оперу - "Мейстерзингеры" (комическая опера). Материальное положение у Вагнера тяжелое. В 1863 г. он ездил в Россию. Восторженный прием. Заплатили большой гонорар. Высоко оценили Вагнера Одоевский и Серов в своих статьях. В 1864 г. Вагнера приблизил к себе баварский король Людвиг II. Вагнер поселился в Мюнхене. Дружба с королем сделала его ярым монархистом. В Мюнхене в 1865 г. поставили "Тристан и Изольда".

    1866-1872 гг.

    Опять Вагнер живет в Швейцарии. Здесь он закончил "Мейстерзингеров". Опера была исполнена дирижером Бюловым. Вагнер увел у него жену - дочь Листа (видимо, в знак благодарности и признательности). В честь своего сына Зикфрита Вагнер написал пьесу "Зикфрит идиллия" на материале оперы.

    Постоянно ведет работу над "Кольцом Нибелунга". Опера "Мейстерзингеры" занимает особое место в творчестве Вагнера. Написана на бытовой сюжет 16 века. Музыка опирается на народную немецкую песню. Огромное значение имеет вокальный элемент. Много хоров, ансамблей, но и много лейтмотивов. В эти годы Вагнер задумывает создание собственного театра. Таузиг - организатор общества поклонников Вагнера.

    Театр Вагнера возник в Байрейте. В 1872 году был заложен первый камень театра. По этому поводу Вагнер исполнил 9-ю симфонию Бетховена и поселился возле театра. В 1876 году было открытие театра. На открытии исполнили "Кольцо Нибелунга" 3 раза.

    Чайковский высоко оценил музыку Вагнера, но не принял его оперную реформу. "Кольцо Нибелунга" - грандиозная тетралогия из 4-х опер: "Золото Рейна", "Валькирия", "Зикфрит", "Гибель Богов". Философия "Кольца Нибелунга" близка Шопенгауэру. Герои сначала уже обречены.

    В основе музыки - система лейтмотивов. Их в опере около 100. Нет деления на номера (сквозное развитие). Грандиозный оркестровый четверной состав. Грандиозная медная группа.

    После "Кольца Нибелунга" Вагнер принимается за создание последней музыкальной драмы "Парсифаль". В ней развиваются христианские, нравственные проблемы. Вагнер стал религиозен к концу жизни. Он завещал, что после его смерти "Парсифаль" должна ставится в течение 30 лет только в Байрейте. Написал статью "Искусство и религия". В 1883 году Вагнер умер на отдыхе в Венеции.

    Оперные реформы Вагнера

    Эти статьи Вагнер написал в Швейцарии. В этих статьях он развивает идею синтеза искусств, которая воплотится в произведении будущего. Это - музыкальная драма. Ее создателем будет Вагнер.

    1. Вагнер критиковал современную ему итальянскую и французскую оперу. Итальянскую оперу он критиковал за свои излишества. Особенно досталось в его статьях Россини. Вагнер яростно выступал против французской оперы (особенно против Обера и Мейербера). "Пустоцвет гнилого общественного строя", "засахаренная скука" - так выражался Вагнер о французской опере. Французскую оперу он критиковал за чрезмерную пышность. Он считал, что нужно создать новую музыкальную драму, воплощающую все искусства.

    2. Выбор сюжетов. Опера должна раскрывать вечные проблемы, вечные идеи жизни. В этих сюжетах не должно быть ничего проходящего. Бытовые сюжеты и истории не годятся, так как они годятся только для того времени, в которое они написаны.

    3. Вагнер считал, что музыка и драма должны слиться воедино. Развитие должно быть непрерывно - как в жизни. Поэтому отдельные номера должны отсутствовать, т.к. они делят движение. Вагнер отрицал арии, ансамбли, хоры как неестественные формы. Поэтому вместо арий - монологи, вместо ансамблей - диалоги. Хоров нет. Монологи и диалоги - части сквозных сцен.

    4. С точки зрения Вагнера ведущую роль в драме играет не голос, а оркестр. Слово не может выразить всю глубину и смысл внутренних переживаний. Эту функцию выполняет оркестр. Оркестр у Вагнера подобен античному хору, который комментирует происходящее и передает смысл. Все это происходит с помощью системы лейтмотивов. Каждый лейтмотив что-то обозначает. Музыкальную ткань составляют переплетения и изменения лейтмотивов. Лейтмотивы могут выражать предметы - кольцо, копье, идеи - лейт. Запрета, судьбы. Симфоническое непрерывное развитие образует бесконечную вагнеровскую мелодию. Вокальные партии становятся одним из инструментов общей фактуры. Мелодии очень индивидуальны. Вагнер отвергает опору на устоявшиеся элементы.

    Реформа реализовалась не сразу. Отдельные ее элементы воплотились в операх 40-х годов - "Летучий голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин". Наиболее полно реформа воплотилась в "Тристан и Изольда" и "Кольцо нибелунга".

    Увертюра к опере "Тангейзер"

    1845 год. Дрезден. Рыцарская опера, которая продолжает линию "Эврианты" Вебера.

    Увертюра выражает основной конфликт, основную идею оперы. Это - противопоставление мира праведного, чистого, связанного с образом пилигримов, а с другой стороны - мир Венеры. Этот контраст выражен в разных интонационных сферах - музыка пилигримов хоральная, диатоническая, а музыка Венеры хроматическая, с уменьшенными септаккордами, быстрый темп, тремоло струнных.

    Сложная 3-х частная форма. Очень большая. Крайние части - мир пилигримов, а средняя - мир Венеры - сонатная форма с зеркальной репризой и с эпизодом в разработке. Форма имеет концентрические черты.

    Iч. E-dur. Тема пилигримов. Хорал духовых инструментов (я и сам не понял, ведь хорал - церковное хоровое песнопение, а также музыкальная пьеса в такой форме). Диатоническая. 2-я тема - тема страдания Тангейзера. Звучит у виолончелей. Хроматическая секвенция. Повторяется варьировано. Форма I части - 3-х частная с варьированным повтором середины и репризы. Внезапно обрывается хорал.

    Средний раздел. Контрастная сфера - хроматизмы, быстрый темп, уменьшенные септаккорды, ткань вибрирует. Скрипки в высоком регистре. Есть маленькое вступление. Основана на ум. 7 акк. С тремоло струнных в высоком регистре. Красочные аккорды у деревянных духовых инструментов.

    Г.П. E-dur. 1-я тема - маршеобразная. 2-я тема основана на вступлении к сонатной форме.

    С.П. Точная. Основана на задержаниях.

    П.П. H-dur. Это - гимн Венере, который на состязании певцов исполнил Тангейзер.

    Разработка. Основана на 2-й теме Г.П. Внутри (в середине) наступает замедление и возникает тема Венеры у кларнета соло. G-dur. В высоком регистре под тремоло струнных.

    Реприза зеркальная.

    Общая реприза. Тема пилигримов - E-dur. 3-х частная форма без повторения середины репризы. Увертюра завершенная по форме.

    Опера "Лоэнгрин"

    1848 год. Дрезден. Одно из самых гармоничных произведений Вагнера, в котором уже ярко проступают реформаторские черты Вагнера, но еще не утрированная форма, а как бы все важные компоненты оперы находятся в равновесии. В опере 3 действия. Музыка развивается медленно, повествовательно. Психологическая драма. Внешнее действие не подавляет. Здесь Вагнер уже применяет реформаторскую оперную форму - сквозные сцены. Большие сцены непрерывного развития, в которые могут входить и сольные, и ансамблевые, и хоровые моменты. Вместо арий - монологи, рассказы; вместо дуэтов - диалоги. Пока еще есть хор. Он выполняет роль комментатора (как в античном хоре), выражает чувства. Довольно много лейтмотивов, но все же не вся музыкальная ткань ими заполнена. Лейтмотивы связаны с душевным состоянием - лейтмотив Лоэнгрина, лейтмотив Грааля; есть лейтмотивы, связанные с идеей - лейтмотив запрета, Божьего суда, злых сил. Роль оркестра очень велика, но он еще не подавляет вокальную партию. Много красочных оркестровых номеров (вступление к 3-му действию, "Свадебный пир").

    Это первая опера, где вместо увертюры вступление. Вокальные партии очень выразительны. Далее они будут речитативные, а здесь много прекрасных мелодий (дуэт-диалог Эльзы и Лоэнгрина - 3 действие, "Сон Эльзы" - 1 д., "Рассказ Лоэнгрина" - 3 д.). Идея оперы романтическая, но сюжет уже легендарный. Идея о непонятности великой личности окружающим миром. Об этом Вагнер писал в статье "Обращение к друзьям". Конфликт двух основных сфер выражен музыкально. 1-я сфера связана с Лоэнгрином. Для него характерна диатоничность, хоральность. A-dur. Высокие регистры. Ощущение чистоты. 2-я сфера - злые силы. Они выражены в Тельрамунде и Ортруде. Хроматика, низкие регистры. Fis-moll. Развитие 1-й сферы происходит в 1-м и 3-м действии (обрамление оперы). В 1-й картине 1-го действия - прощание с лебедем перекликается тематически с рассказом Лоэнгрина в 3-м действии. Характеристика злых сил - во 2-м действии. Эльза - сложный развивающийся образ. Она меняется. В начале - хоральность, диатоничность, а по мере того, как ее одолевают сомненья, в ее партию проникают хроматизмы и интонации тем зла. Это очень заметно в дуэте Эльзы и Лоэнгрина в 3-м действии.

    Вступление. Передает основную идею оперы - рыцарь спускается с неба на землю и возвращается на небо. Основано на 1-й теме-лейтмотиве Лоэнгрина - посла Грааля. Тема варьируется. Высокий регистр. Дивизии у скрипок. A-dur. Диатоника. Тема постепенно спускается вниз. Когда вступает медь, Лоэнгрин вступает на землю. Tutti. Между 2-м и 3-м проведением основной темы появляется тема из сна Эльзы - ее восхищение Лоэнгрином. В конце появляется 3-я тема с нисходящим движением - тема восхищения народа Лоэнгрином. В конце остаются скрипки и появляется 1-я интонация лейтмотива Грааля.

    1 действие. 1 сцена - действие на берегу Шельды. 2 сцена - появление Эльзы. As-moll. Она как бы в забытьи. На обвинения она не отвечает и, вдруг, начинает рассказывать свой сон.

    1-й раздел сна. As-dur. Хоральные аккорды. Постепенно приобретается восторженный характер. Кульминация на ля b .

    2-й раздел сна. Эльза рассказывает про рыцаря из сна. Возникает его косвенная характеристика. Появляется лейтмотив Грааля, но в As-dur (тональность сна). Лейтмотив рыцаря - As-dur. Маршеобразный, короткий. На нем кульминация 1-го действия - выход Лоэнгрина.

    После 2-го раздела сна возникает лейтмотив Божьего суда. Завершается ум. 7 акк. После каждого призыва глашатая эта тема звучит ниже на 2 и после этой темы звучит молитва Эльзы. Далее A-dur и приближение Лоэнгрина. Лейтмотив рыцаря и лейтмотив Грааля. Схож со вступлением.

    Кульминация - Лоэнгрин вступает на землю. Звучит лейтмотив Лоэнгрина-рыцаря. Маршеобразный. Далее разговор Лоэнгрина с Эльзой. Он спрашивает ее, хочет ли она, чтобы он ее защищал. Она соглашается. Звучит лейтмотив запрета (Лоэнгрин запрещает ей спрашивать кто он такой). Лейтмотив запрета звучит в as-moll у голоса. Заканчивается в As-dur. Далее короткий поединок. Победил Лоэнгрин. 3-я сцена заканчивается лейтмотивом Лоэнгрина-рыцаря в B-dur.

    2-е действие. В начале следует характеристика злых сил - Тельрамунда и его жены Ортруды. Маленькое оркестровое вступление содержит интонации зла - fis-moll, низкий регистр, хроматизм (тема зла). Обилие синкоп. Далее 2-я тема зла - лейтмотив сомненья. Потом идет тема запрета - fis-moll, но звучит только ее 1-я половина. Далее опять тема зла. Они чередуются с лейтмотивом сомненья (2-я тема зла).

    4 сцена. Свадебный картеж движется к храму. Небольшое оркестровое вступление. Сфера Лоэнгрина. Es-dur. 2-я тема вступления в B-dur.

    3-е действие. Начинается с картины свадебного пира. Блестящее оркестровое вступление. Мощное звучание. Очень пышная оркестровка. G-dur. 3-х частная форма. Большое (действие). 1-я тема у струнных в высоком регистре. 2-я тема у меди (валторна и тромбон). Средняя часть более мягкая, лирическая, у струнных. 3-я тема = 1-я тема.

    2-я сцена. Кульминация драмы. Лоэнгрин и Эльза. Заканчивается поединком Тельрамунда и Лоэнгрина. Партия Эльзы меняется. Вначале она мелодична. Потом в нее проникают темы зла. Лейтмотив любви в E-dur. Звучит в оркестре. На нем основан любовный дуэт. Сначала поет Эльза. Дуэт согласия. Потом Эльза начинает задавать вопросы. 2-й раздел дуэта. Увеличенные трезвучия. В конце в партию Эльзы проникает тема зла. В конце Лоэнгрин убивает Тельрамунда, который ворвался в спальню, где были Эльза и Лоэнгрин, чтобы убить Лоэнгрина, но Лоэнгрин его опередил.

    3-я сцена. Своеобразная реприза 1 д. И вступления. Самый важный момент - рассказ Лоэнгрина. A-dur. Тема Грааля. Этот же материал в 1 действии (прощание с лебедем). Начало как вов вступлении. Тема Грааля в оркестре. Тема - напевный речитатив. Оркестровая партия вначале в верхнем регистре. Возникают разные лейтмотивы. Голоса спускаются вниз. Нарастает динамика. В конце звучит лейтмотив Лоэнгрина-рыцаря. Далее - реакция народа и короля.

    Вагнер Вильгельм Рихард (1813-1883), немецкий композитор.

    Родился 22 мая 1813 г. в Лейпциге в артистической семье и с детства увлекался литературой и театром. Огромное влияние на формирование Вагнера как композитора оказало его знакомство с творчеством Л. ван Бетховена. Много занимаясь самостоятельно, он брал уроки фортепианной игры у органиста Г. Мюллера, теории музыки - у Т. Вейлинга.

    В 1834- 1839 гг. Вагнер уже профессионально работал капельмейстером в различных оперных театрах. В 1839-1842 гг. жил в Париже. Здесь он написал первое значительное сочинение - историческую оперу «Риенци». В Париже Вагнеру не удалось поставить эту оперу, её приняли к постановке в Дрездене в 1842 г. И вплоть до 1849 г. композитор работал капельмейстером и дирижёром Дрезденской придворной оперы. Здесь в 1843 г. им поставлена собственная опера «Летучий голландец», а в 1845 г. - «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге». В Дрездене же написана одна из самых известных опер Вагнера «Лоэнгрин» (1848 г.).

    В 1849 г. за участие в революционных волнениях в Дрездене композитор был объявлен государственным преступником и был вынужден бежать в Швейцарию. Там создавались основные его литературные труды, такие, как «Искусство и революция» (1849 г.), «Художественное произведение будущего» (1850 г.), «Опера и драма» (1851 г.). В них Вагнер выступил как реформатор - в первую очередь оперного искусства. Его главные идеи можно свести к следующему: в опере драма должна главенствовать над музыкой, а не наоборот; в то же время оркестр не находится в подчинении у певцов, а является равноправным «действующим лицом».
    Музыкальная драма призвана стать универсальным художественным произведением, способным нравственно воздействовать на аудиторию. А такого воздействия можно достичь, только оперируя философско-эстетическими понятиями, обобщёнными в мифологическом сюжете.

    Либретто для своих опер композитор всегда писал сам. Кроме того, у Вагнера каждый персонаж, даже некоторые предметы, важные для развития сюжета (например, кольцо), имеют свои музыкальные характеристики (лейтмотивы). Музыкальная канва оперы представляет собой систему лейтмотивов. Свои новаторские идеи Вагнер воплотил в грандиозном проекте - «Кольцо нибелунга». Это цикл из четырёх опер: «Золото Рейна» (1854 г.), «Валькирия» (1856 г.), «Зигфрид» (1871 г.) и «Гибель богов» (1874 г.).

    Параллельно с работой над тетралогией Вагнером была написана ещё одна опера - «Тристан и Изольда» (1859 г.). Благодаря покровительству баварского короля Людвига II, который благоволил к композитору с 1864 г., в Байрёйте был построен театр, призванный пропагандировать творчество Вагнера. На его открытии в 1876 г. впервые была поставлена полностью тетралогия «Кольцо нибелунга», а в 1882 г. увидела свет последняя опера Вагнера - «Парсифаль», названная автором торжественной сценической мистерией.

    Умер 13 февраля 1883 г. в Венеции.

    Contents

    Рихард Вильгельм Вагнер

    Путь немецкого композитора Рихарда Вагнера как человека и художника удивительным образом сочетает целеустремленность с самыми резкими и неожиданными поворотами. Пламенный сторонник и даже участник революционного движения в молодости, он в зрелые годы находит себе коронованного мецената. Мечты о всенародном, как в античной Греции, театре реализуются в постройке театра только для вагнеровских сочинений и… только для сверх избранной публики.

    Увлечение суровой героикой древнегерманских мифов сменяется поэтизацией христианского смирения и всепрощения… И при всем этом Вагнер везде и всегда оставался Вагнером, композитором с ярчайшей индивидуальностью, манеру которого можно угадать по нескольким тактам музыки.

    У него не было равнодушных слушателей: они сразу же становились либо восторженными поклонниками, либо яростными противниками.

    И лишь спустя полвека после создания самых спорных его произведений страсти утихли, и наследие Вагнера стало классикой музыкального искусства.

    В гениальности композитора ныне уже никто не сомневается.

    Путь Вагнера к вершинам искусства был необычен. Трудно поверить, что композитор, открывший в музыке новые пути, был почти самоучкой.

    Вагнер был почти самоучкой

    С детских лет его влекло к искусству: этому способствовала и атмосфера семьи: отчим Вагнера был актером и драматургом, старшие сестры и брат тоже посвятили себя театру - оперному и драматическому. Понятно, что Рихард в отрочестве увлекался театром и еще пятнадцатилетним школьником задумал создать трагедию с музыкой.

    Но как это сделать, не имея понятия о законах музыкального творчества?

    Тайком он стал брать уроки теории музыки у одного из оркестровых музыкантов, но тот мог дать лишь самые первоначальные сведения.

    Вагнер получил профессиональные навыки, переписывая партитуры Бетховена

    И все-таки Рихард был уверен, что сможет стать композитором. Он сам придумал необыкновенный способ самообучения: переписывать партитуры симфоний Бетховена (этот композитор был его кумиром), следя за ходом музыкальной мысли и техникой изложения. Способ этот оказался действенным, и, когда, наконец, Вагнер нашел опытного учителя, шести месяцев занятий оказалось достаточно, чтобы вчерашний самоучка приобрел нужные профессиональные навыки.

    Настоящее знание законов театрального искусства, возможностей оркестра, певческих голосов пришло к Вагнеру после нескольких лет практической работы. Его брат Альберт, певец в Вюрцбургском театре, устроил туда Рихарда хормейстером. Это стало началом странствований по маленьким театрам в провинциальных городах - Вюрцбурге, Магдебурге, Кенигсберге, Риге - в качестве дирижера и музыкального руководителя театра.

    А Вагнер мечтал о Париже, и одно из первых его сочинений - историческая опера «Риенци» - было задумано в расчете на театральный стиль парижской большой оперы: эффектный, пышный, декоративный.

    В 1839 году Вагнер отправился в Париж. Ему было двадцать шесть лет, он был полон энергии, планов, надежд.

    Он привез в Париж уже готовые сочинения, но его никто не знал, и ни один театр не захотел рисковать, ставя оперу никому не известного музыканта.


    Опера «Риенци» впервые была принята к постановке в дрезденском театре

    Три парижских года прошли в тщетных попытках поставить «Риенци» и в поисках повседневного заработка. Вагнер не отказывался ни от какой работы: писал газетные статьи, делал переложения для различных инструментов мелодий из модных опер.

    В конце концов, убедившись, что Парижа ему не завоевать, он вернулся на родину. Решило дело известие о том, что опера «Риенци» принята к постановке в дрезденском театре.

    Это был первый успех, и даже триумф. Легендарное колесо фортуны - богини судьбы - вдруг повернулось в его сторону. После парижских злоключений Вагнер получил приглашение на пост капельмейстера оперного театра, а значит, открылась возможность ставить оперы - свои и других композиторов — в соответствии с идеалом единства музыки и драмы.


    «Тристан и Изольда» (1859)

    И появилась также возможность творить самому, уже имея уверенность, что новое произведение увидит свет рампы. Казалось бы, Дрезденские годы были чрезвычайно продуктивны. Вагнер поставил в театре классические оперы Глюка, Моцарта, Бетховена, оперы Вебера - одного из первых немецких романтиков. Под его управлением силами оперного оркестра и хора в триста человек была исполнена Девятая симфония Бетховена, считавшаяся предельно трудной.

    Творческий итог дрезденских лет - оперы «Тангейзер» и «Лоэнгрин». Сюжеты заимствованы из старых немецких сказаний, свободно переработанных композитором (либретто для своих опер Вагнер всегда писал сам). Его дарование здесь уже полностью раскрылось. Четкий рельеф музыкальных тем, выразительно передающих самую суть художественного образа, яркие, сочные краски оркестра создают в каждой опере как бы особую музыкальную атмосферу.

    Работа Вагнера над обеими дрезденскими операми проходила в знаменательные, предгрозовые годы. В 1848 году по всей Европе прокатилась волна восстаний. Весной 1849-го она коснулась и Дрездена. Вагнер был лично связан с революционными кругами (в том числе с русским революцционером Бакуниным) и в «майские дни» восстания принимал в нем непосредственное участие, печатал и расклеивал революционные прокламации. Восстание было жестоко подавлено, его руководители и многие участники арестованы.

    Портрет Вагнера за роялем

    Вагнеру удалось бежать. Начались годы изгнания, ставшие годами работы над основными сочинениями - литературными и музыкальными.

    Вагнер не был последовательным революционером. Он остро чувствовал несправедливость буржуазного общественного устройства, безраздельную власть денег, неравенство, ужасающую нищету рядом со сказочной роскошью. Это и привело его к революции.

    Но более всего его угнетало зависимое положение художника, вынужденного превращать произведение искусства в товар. В своей книге «Искусство и революция», написанной уже в годы швейцарского изгнания, Вагнер вспоминал: «Меня интересовал не самый момент политического и социального переворота, а тот строй жизни, в котором мои проекты, относящиеся к искусству, могли бы найти осуществление».

    Литературные работы Вагнера посвящены главным образом вопросам оперного искусства. В книге «Опера и драма» он подвергает резкой критике современную ему оперу за то, что в ней музыка главенствует над драмой. Сам же он считал, что целью должна быть драма, а музыка - средством. Зрелые свои сочинения он даже и называет не операми, а музыкальными драмами.

    Но надо сказать, что вопреки собственным теоретическим взглядам, Вагнер в своих сочинениях гораздо сильнее как музыкант, чем как драматург.

    Круг идей, высказанных в книге «Искусство и революция», отражен и в центральном музыкальном произведении Вагнера - монументальном цикле из четырех сюжетно связанных музыкальных драм («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель нибелунгов») под общим названием «Кольцо нибелунга». Имена героев, некоторые сюжетные мотивы заимствованы из старонемецкой «Песни о нибелунгах» - детях тумана, племени злых карликов, владеющих несметными сокровищами. Но Вагнер свободно, творчески пересоздает эти мифы, придавая им современное звучание и положив в основу «Кольца» идею губительной власти золота.

    Клад, лежащий на дне Рейна и переходящий из рук в руки, приносит своим обладателям только несчастья. Он причина предательств, злодеяний, убийств. Освободить мир от проклятия, лежащего на этом золоте, может только герой, не знающий страха,- Зигфрид. Ему и достается главное сокровище - кольцо. Но, став жертвой коварства, гибнет Зигфрид, гибнет в огне жилище богов Валгалла, а кольцо возвращается в воды Рейна. Так на погребальном костре Зигфрида сжег Вагнер и свои мечты об освобождении мира от власти золота…


    В «Кольце нибелунга» Вагнер отказывается от обычного строения оперы как последовательности речитативов, арий, ансамблей. Музыка льется непрерывным потоком, мелодии соединяют в себе декламационность и напевность. Главная же роль отведена оркестру, который должен раскрывать подтекст происходящего на сцене.

    Каждый герой, каждое понятие, даже некоторые предметы, особо важные для развития сюжета (кольцо, меч), имеют свои определенные музыкальные темы-характеристики (так называемые лейтмотивы), подчеркивающие суть данной ситуации и повторяющиеся в ситуациях аналогичных.

    Когда, например, перед одним из героев - Зигмундом - появляется дочь богов, валькирия Брюнгильда, в оркестре звучит таинственный и скорбный мотив судьбы, подготовляющий слова Брюнгильды - вестницы смерти.

    Лейтмотивов в «Кольце» около ста, и, конечно, даже очень подготовленный слушатель не может все их запомнить. Но они очень выразительны и в большинстве случаев порождают яркие и точные ассоциации. Искристый, играющий мотив огня, воинственная фанфара меча, уже упомянутый мотив судьбы запоминаются надолго и прочно. Вагнер мастерски развивает их и соединяет один с другим. Так, траурный марш на «Гибели богов», где проходят все главные мотивы «Кольца», не только оплакивает мертвого Зигфрида, но как бы снова рассказывает - теперь уже языком инструментальной музыки - всю сагу о золоте нибелунгов.


    «Золото Рейна» (1854)

    Параллельно с работой над «Кольцом», занявшей более двадцати лет, Вагнер создал две совсем непохожие друг на друга оперы: «Тристан и Изольда» и «Нюрнбергские мейстерзингеры». Первая - трагическая повесть о любви рыцаря к невесте короля, любви запретной и несущей обоим гибель. Вторая - веселая комедия о состязании певцов. Но ее действующие лица уже не рыцари, как в «Тангейзере», а немецкие ремесленники, любители и знатоки пения, и главный авторитет среди них - сапожник Ганс Сакс.

    В «Нюрнбергских мейстерзингерах» Вагнер возвращается ко многим традиционным элементам оперы, ранее казавшимся ему не соответствующими идеалу «музыкальной драмы»: ансамблям, хорам.

    Вагнеру было около шестидесяти лет, когда он приступил к осуществлению своей давней мечты - строительству театра специально для постановки своих произведений. Он был в это время на вершине славы, ему покровительствовал баварский король Людвиг II, в разных городах Германии организовывались вагнеровские общества, пропагандировавшие его музыку и собиравшие средства для постройки театра.

    И наконец, в 1876 году в Байрейте был открыт Дом торжественных представлений на полторы тысячи зрителей и был поставлен полностью цикл «Кольцо нибелунга», из которого до того исполнялись лишь две первые части. Мечта сбылась, но как не похоже было ее осуществление на прежний вагнеровский идеал всенародного театра! Ложи, заполненные аристократической публикой, демонстрирующей драгоценности и модные туалеты…

    Да и сам Вагнер был уже другим. Все меньше оставалось в нем от художника-демократа 40-х годов, все больше проявлялся в нем эгоцентризм, нетерпимость, реакционно-националистический дух, свойственный многим немецким деятелям после объединения Германии в 1871 году. Слава — небывалая слава! - была достигнута, но споры вокруг Вагнера не умолкали. Они кипели и в среде русских музыкантов - современников Вагнера.

    Объективнее других оценил Вагнера , приехавший в Байрейт на премьеру «Кольца нибелунга»:

    «Как бы ни относиться к титаническому труду Вагнера,- писал он, — но никто не может отрицать великости выполненной им задачи и силы духа, подвигнувшей его довести свой труд до конца и привести в исполнение один из грандиознейших художественных планов, когда-либо зарождавшихся в голове человека».

    Основные сочинения:

    Оперы и музыкальные драмы:

    • «Феи» (1834)
    • «Запрет любви» (1836)
    • «Риенци - последний трибун» (1340)
    • «Летучий голландец» (1841)
    • «Тангейзер» (1845)
    • «Лоэнгрин» (1848)
    • «Золото Рейна» (1854)
    • «Валькирия» (1856)
    • «Тристан и Изольда» (1859)
    • «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1887)
    • «Зигфрид» (1871)
    • «Гибель богов» (1874)
    • «Парсифаль» (1882)
    Как считается рейтинг
    ◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
    ◊ Баллы начисляются за:
    ⇒ посещение страниц, посвященных звезде
    ⇒ голосование за звезду
    ⇒ комментирование звезды

    Биография, история жизни Вагнера Рихарда

    ВАГНЕР Рихард (1813-1883), немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель. Реформатор оперного искусства. В опере-драме осуществил синтез философско-поэтического и музыкального начал. В произведениях это нашло выражение в развитой системе лейтмотивов, вокально-симфоническом стиле мышления. Новатор в области гармонии и оркестровки. Большинство музыкальных драм основано на мифологических сюжетах (собственные либретто). Оперы: «Риенци» (1840), «Летучий голландец» (1841), «Тангейзер» (1845), «Лоэнгрин» (1848), «Тристан и Изольда» (1859), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867), «Парсифаль» (1882); тетралогия «Кольцо нибелунга» - «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» (1854-1874). Публицистические и музыкально-эстетические работы: «Искусство и революция», «Художественное произведение будущего» (1848), «Опера и драма» (1851).

    ВАГНЕР (Wagner) Рихард (полное имя Вильгельм Рихард) (22 мая 1813, Лейпциг - 13 февраля 1883, Венеция), немецкий композитор.

    Начало карьеры
    Родился в семье полицейского чиновника, его отец умер через несколько месяцев после рождения будущего композитора. В августе 1814 мать Вагнера вышла замуж за художника, актера и поэта Л. Гайера (Geyer) (возможно, именно он был настоящим отцом будущего композитора). Вагнер посещал школу в Дрездене, затем в Лейпциге. В 15 лет он написал свою первую театральную пьесу, а в 16 начал сочинять музыку. В 1831 поступил в Лейпцигский университет и тогда же начал заниматься теорией музыки под руководством К. Т. Вайнлига, кантора церкви св. Фомы. Год спустя созданная Вагнером симфония была с успехом исполнена в главном концертном зале Лейпцига Гевандхаузе. В 1833 Вагнер получил место театрального хормейстера в Вюрцбурге и сочинил оперу «Феи» (по пьесе К. Гоцци «Женщина-змея»), которая при его жизни не звучала. Отныне и до конца жизни Вагнер сам писал либретто своих опер [некоторые специалисты оценивают литературные достоинства его текстов не слишком высоко, тогда как другие (в том числе Б. Шоу) причисляют их к вершинам немецкой поэзии].

    ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


    Дирижер-реформатор
    В 1835 Вагнер написал свою вторую оперу - «Запрет любви» (по комедии Шекспира «Мера за меру»). В следующем году она была поставлена в Магдебурге. К тому времени Вагнер уже успел дебютировать как дирижер (выступал с небольшой оперной труппой, которая вскоре обанкротилась). В 1836 он женился на певице Минне Планер и вместе с ней обосновался в Кенигсберге, где ему была предоставлена должность музикдиректора городского театра. В 1837 он занял аналогичную должность в Риге и начал писать свою третью оперу - «Риенци» (по роману английского писателя Э. Булвер-Литтона). В Риге Вагнер развернул активную дирижерскую деятельность, исполняя преимущественно музыку Бетховена. Вагнер произвел подлинную революцию в искусстве дирижирования. Для достижения более полного контакта с оркестром он отказался от обычая дирижировать, стоя лицом к публике, и повернулся лицом к оркестру. Он также осуществил разделение функций правой и левой рук, доныне сохраняющее свое значение: правая рука (в которой дирижер держит палочку) занята преимущественно обозначением темпа и ритма, тогда как левая указывает вступления инструментов, а также динамические и фразировочные нюансы.

    Новая опера
    В 1839 Вагнер и его жена, спасаясь от кредиторов, перебрались из Риги в Лондон, а оттуда в Париж. Здесь Вагнер сблизился с , . Источником его заработков была поденная работа для издательств и театров; параллельно он сочинял слова и музыку оперы по мотивам легенды о корабле-призраке («летучем голландце»). Тем не менее в 1842 его «Риенци» - образец «большой оперы» во французском духе - был принят к постановке в Дрездене. Ее премьера прошла с большим успехом. Сюжет оперы (о римском патриоте и «последнем трибуне» 14 в.) отразил политические интересы и идеалы самого Вагнера, состоявшего в группировке интеллектуалов-анархистов «Молодая Германия». Опера «Летучий голландец», поставленная в 1843, была воспринята сдержаннее. Между тем, она свидетельствует о значительно возросшем мастерстве Вагнера как музыканта-драматурга. Начиная с «Летучего голландца», Вагнер постепенно отходит от традиционной для оперы 18-19 вв. номерной структуры. Центральная для оперы тема искупления женской любовью становится сквозным сюжетом всего творчества Вагнера, а до некоторой степени и всей жизни. Эта тема с незаурядной силой разработана и в двух следующих произведениях Вагнера, операх «Тангейзер» (1845) и «Лоэнгрин» (1848), которые также основаны на старинных сказаниях и еще более радикально порывают с номерной структурой. Роль основного носителя музыкального содержания принимает на себя оркестр; относительно завершенные отрывки и целые сцены переходят друг в друга плавно, без отчетливо выраженных формальных цезур, а в сольных вокальных партиях преобладает гибкий и свободный ариозный стиль.

    Политика и музыка. «Кольцо нибелунга»
    Охваченный революционным пылом, Вагнер принял участие в дрезденском антиправительственном мятеже и после его поражения (1849) бежал сначала в Веймар (к ), а затем, через Париж, в Швейцарию. Будучи объявлен государственным преступником, он 13 лет не пересекал границы Германии. В 1850-51 написал антисемитский памфлет «Еврейство в музыке», направленный отчасти против его бывшего покровителя , и работу «Опера и драма», обобщившую его идеи касательно музыкального театра. Тогда же он начал работать над словами и музыкой цикла опер по древним скандинавским сагам и средневековому германскому эпосу. К 1853 текст этого цикла (будущей тетралогии «Кольцо нибелунга») был отпечатан и прочитан друзьям, к числу которых принадлежали меценат Отто Везендонк и его жена, разносторонне одаренная Матильда. Пять ее стихотворений послужили основой песен Вагнера для голоса и фортепиано, а драматическая история запретных отношений Вагнера с женой друга нашла свое отражение в музыкальной драме «Тристан и Изольда», задуманной в 1854 и завершенной пять лет спустя, когда уже была написана половина тетралогии.

    Возвращение в Германию
    В 1858 Вагнер поссорился с Матильдой Везендонк и покинул Швейцарию, а в 1860 воссоединился с женой в Париже. В 1861 в Парижской опере был поставлен «Тангейзер». Несмотря на то, что Вагнер переработал оперу в соответствии со вкусами французской публики (в частности, дописал большую балетную сцену вакханалии в начале первого акта), произведение было жестоко освистано, причем скандал на премьере имел политическую подоплеку. В 1862 Вагнер получил полную амнистию и право на беспрепятственный въезд в Германию и тогда же окончательно разошелся со своей больной и бездетной женой (умерла в 1866). В 1863 он с успехом дирижировал в Вене, России, других европейских странах (дирижерский репертуар Вагнера включал оркестровые отрывки из его собственных опер и симфонии Бетховена), а в следующем году по приглашению юного короля Баварии Людвига II поселился близ Мюнхена. Король, преклонявшийся перед Вагнером, оказал ему щедрую денежную помощь.

    «Тристан и Изольда»
    Из-за придворных интриг пребывание Вагнера в Баварии оказалось недолгим. Атмосфера вокруг Вагнера особенно накалилась после того, как стало известно о его романе с Козимой фон Бюлов - дочерью Листа и женой его ученика, музыкального руководителя Королевской оперы Х. фон Бюлова, который, впрочем, не изменил своего отношения к Вагнеру и в 1865 провел в Мюнхене премьеру «Тристана и Изольды». Музыка «Тристана» с неслыханной выразительной силой воспроизводит все оттенки любовной страсти. При этом огромная партитура (свыше четырех часов музыки) выполнена удивительно экономными средствами. Основным мелодическим элементом служит четырехзвучный восходящий хроматический мотив (с него начинается вступление к опере и им же завершается ее последняя сцена - «Смерть Изольды»), а в гармонии преобладает принцип эллипсиса, то есть постоянно откладываемого разрешения диссонанса (так называемая «бесконечная мелодия»). Тем самым воссоздается атмосфера непреодолимого и страстного томления. Концепция оперы основана на идее единства любви и смерти и отражает приверженность Вагнера к философии А. Шопенгауэра.

    «Нюрнбергские майстерзингеры»
    В совершенно ином духе выдержаны посвященные Людвигу II «Нюрнбергские майстерзингеры» - история о победе нового, свободного и возвышенного искусства над ограниченным педантизмом консерваторов. Хотя действие «Майстерзингеров» разворачивается в Нюрнберге середины 16 в., центральная коллизия оперы имеет отчетливый автобиографический подтекст. Если в «Тристане» господствует стихия напряженной хроматики, то в «Майстерзингерах» - полнокровная, мощная диатоника; существенную роль играет контрапункт. Персонажи оперы - не мифологические фигуры (как в остальных зрелых операх Вагнера), а люди из плоти и крови, представляющие разные слои общества. Опера изобилует народными и бытовыми сценами и содержит ряд относительно законченных песен, хоров, танцев, ансамблей. Один из центральных героев, Ганс Закс (Сакс)- реальное историческое лицо, ремесленник, поэт и музыкант (майстерзингер, то есть «мастер пения»), - представлен в опере как носитель исконных немецких ценностей. Венчающий оперу финальный монолог Закса - настоящий манифест немецкого национализма.

    Новый театр в Байрейте
    Премьера «Майстерзингеров» (под управлением ) состоялась в Мюнхене в 1868. К этому времени Вагнер уже свыше двух лет жил в Трибшене близ Люцерна. Козима переехала к нему в 1866. К моменту оформления законного брака (1870) у них уже было двое детей (младшая дочь родилась позднее). Между тем в Мюнхене по настоянию Людвига II были поставлены первые две оперы все еще не оконченного «Кольца нибелунга» - «Золото Рейна» и «Валькирия». Вагнер сознавал, что для постановки всего цикла ему необходим особый театр, построенный по специальному проекту, учитывающему требования «совокупного произведения искусства» (музыкальной драмы, объединяющей музыку, поэзию, сценографию, сценическое движение и др.). В 1872 он торжественно заложил здание нового театра в Байрейте (к северо-востоку от Нюрнберга) и энергично взялся за добывание средств на его постройку. В 1874, когда предприятие оказалось на грани провала, король в очередной раз помог Вагнеру. В том же году Вагнер завершил последнюю оперу цикла, «Закат богов».
    Открытие байрейтского фестивального театра состоялось летом 1876 постановкой всего «Кольца нибелунга» под управлением Ганса Рихтера. Вся тетралогия длится около 18 часов (самое длинное музыкальное произведение в истории). «Золото Рейна» не делится на акты и выполняет функцию «вступительного вечера», тогда как остальные три оперы - «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов» - содержат по три акта каждая (в «Гибели богов» есть еще и пролог, что уподобляет структуру этой оперы структуре тетралогии в целом). Огромная конструкция поддерживается в высшей степени детализированной системой коротких музыкальных тем - так называемых лейтмотивов - каждая из которых несет символический смысл, указывая на определенного персонажа, обозначая то или иное понятие, предмет и т. п. При этом лейтмотивы - не просто условные знаки, но и объекты активного симфонического развития; их сочетания служат прояснению подтекстов, не выраженных непосредственно в либретто (аналогичная система приемов действует также в «Тристане» и «Майстерзингерах»). Воплощенный в «Кольце» древний миф не сводится к истории борьбы богов, людей и карликов за власть над миром, олицетворяемую золотым кольцом нибелунга (карлика) Альбериха. Как и всякий подлинный миф, он содержит глубочайшие прозрения, связанные со всеми сторонами человеческого бытия. Одни комментаторы считают «Кольцо» прообразом современных наук о человеке (психоанализа З. Фрейда, аналитической психологии К. Г. Юнга, структурной антропологии К. Леви-Стросса), другие - идеологической основой социализма или фашизма, третьи - притчей об индустриальном обществе и т. д., однако ни одна частная интерпретация не исчерпывает всего многообразия его содержания.

    Последние годы
    Художественный триумф Вагнера на первом байрейтском фестивале обернулся финансовой катастрофой. В 1877, надеясь возместить понесенные потери, Вагнер дирижировал концертами в Лондоне. Позднее в том же году он приступил к сочинению оперы («торжественной сценической мистерии») «Парсифаль» по мотивам эпического романа немецкого средневекового поэта-рыцаря В. фон Эшенбаха. Большую часть 1880 Вагнер провел в Италии. Вскоре «Парсифаль» был завершен, и на последних в жизни Вагнера байрейтских торжествах 1882 состоялась его премьера под управлением Германа Леви. В «Парсифале» Вагнер вновь разрабатывает тему искупления, выдвигая на первый план христианские мотивы причастия и самоотречения. В конце 1882 Вагнер выехал в Венецию, где вскоре умер от сердечного приступа. Похоронен в Байрейте.

    Непреходящее значение Вагнера
    Степень влияния Вагнера на современников и потомков невозможно переоценить. Он обогатил гармонический и мелодический язык музыки, открыл новые сферы музыкальной выразительности и неслыханные оркестровые и вокальные краски, ввел в обиход новые методы развития музыкальных идей. Личность и творчество Вагнера вызывали обожание или ненависть (или оба эти чувства вместе - как в случае Фридриха Ницше); но даже самые убежденные противники Вагнера не отрицали его величия.
    Сын Вагнера Зигфрид (1869-1930) - композитор (автор нескольких сказочных опер), дирижер, оперный режиссер. На его рождение Вагнер сочинил свое единственное произведение для камерного оркестра - обаятельную «Зигфрид-идиллию», основанную на темах из оперы «Зигфрид». Немногие сохранившиеся записи Зигфрида Вагнера (с байрейтских спектаклей) свидетельствуют о его высоком дирижерском мастерстве.Сыновья Зигфрида, внуки Вагнера, Виланд (1917-1966) и Вольфганг (р. 1919), - видные оперные режиссеры.

    Фотографии Вагнера Рихарда

    ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.