Как учатся первоклассники. Первый класс и адаптация к школе: как помочь первокласснику? Кому задают домашнее задание, кто собирает портфель

Как помочь первокласснику хорошо учиться?...
Для каждого родителя поход в школу ребенка является ответственным моментом, ведь
он только вчера лепил в песочнице куличики, а сегодня гордо несет на крохотных плечах
рюкзак. Поэтому вопрос, как помочь первокласснику привыкнуть к школе и школьным
обязанностям, стоит у родителей на первом месте.
Практически все родители мечтают о том, чтобы их чадо было вундеркиндом и
приносило со школы только высокие отметки. Кроме того, ребенок, по их мнению,
должен быть задействованным во всех секциях и кружках, занимая первые места. Но, к
сожалению, гениями становятся не все, поэтому родители должны добиваться того,
чтобы их ребенок рос в меру спокойным и воспитанным.
Для того чтобы ребенок хорошо учился и всесторонне развивался, его нужно
приучать к режиму и строгой дисциплине.
Для этого нужно воспользоваться такими советами:
- Если ранее малыш жил без режима, с наступлением школы он обязательно должен
быть, и ему нужно следовать, только не через день или два, а всегда. Стоит потратить
один из вечеров для того, чтобы взять ватман с красками и на нем, вдвоем с ребенком,
составить режим дня....
Важно, чтобы эта «процедура» проводилась с ребенком, иначе он со многими
пунктами может не согласиться и объявить бойкот....
- Вставать по утрам нужно не позже, чем за 30 минут до выхода из дома, если хочется
полежать в кроватке некоторое время, не стоит лишать его этой возможности, так как
плохое настроение с утра может растянуться на весь день. Ванные дела, в которые
входит умывание, чистка зубов и зарядка, должны так же быть включенными в режим.
Для первоклассника очень важным является завтрак. Желательно, чтобы это была любая
молочная каша, а также батон с маслом и сыром. Если ребенок отказывается от завтрака,
сладкий чай или какао с бутербродом тоже подойдет. Родители должны позаботиться о
том, чтобы их чадо полноценно питалось в школьной столовой, чтобы у него хватало
заряда бодрости и активности на все школьное время. Стоит помнить, что яблоко,
принесенное из дома, не заменит ему тарелки горячего супа.
- Как правило, первоклассников провожают и встречают домой родители. Это время
стоит использовать для построения планов и целей на грядущий день и разбору того, как
их выполнить.
- Для того чтобы первоклассник хорошо учился, ему нужен отдых. Непосильные
нагрузки негативно отражаются на детском организме, в итоге он может дать сбой.
Поэтому после окончания уроков нужно хорошенько прогуляться, несколько раз обойти
свой дом, покушать и поспать. Если ребенок не захочет ложиться на дневной сон, можно
просто полежать в тишине без телевизора и любимого гаджета. Даже пол часа дневного
сна или обычного тихого лежания с мамой прибавят ребенку энергии, и с новыми силами
он сядет за выполнение уроков....

Как помочь первокласснику хорошо учиться, если он записан в три кружка?
Обыкновенно, нужно отказаться от ненужных занятий и оставить только то, которое
действительно пришлось по душе ребенку. Но если и одна секция будет препятствовать
спокойному обучению в школе, и от нее пока стоит отказаться на определенный
промежуток времени. Главное для первоклашки в данный момент – получать
удовольствие от учебного процесса. - После того как уроки выучены, можно вместе
заняться приготовлением ужина. За час до сна следует обязательно отказаться от
активных игр и прочих мероприятий, выкупаться, включить ночник и обсудить
прошедший день. Как показывает практика, с такими простыми советами ребенок
быстрее адаптируется к школе и не потеряет интереса к выполнению заданий. Как
помочь первокласснику хорошо учиться, если диктует условия он, а не родитель? Никак.
. Если мама или папа отступает от режима хотя бы один раз, хитрец будет
шантажировать постоянно. Нужно спокойным, но в то же время твердым голосом
напомнить ребенку о том, что правила нельзя нарушать, так как они были составлены
вместе, и вместе их необходимо придерживаться.
Какой должна быть мотивация для школьника Родители должны позаботиться о том,
чтобы при упоминании о школе ребенок не впадал в отчаяние. К примеру, можно
пообещать, что если первоклассник закончит четверть хорошистом, то вся семья
отправится в аквапарк или же в кинотеатр на просмотр интересного фильма. Можно
внести в обыденную жизнь дух соревнований. Ведь родители тоже в душе хотят
оставаться детьми, поэтому мама или папа могут пообещать первокласснику, что если
он будет красиво писать в тетради по несколько строчек самым красивым почерком или
что­то в этом роде, то родители нарисуют натюрморт или займутся вышивкой красивой
иконы. Как правило, детям очень нравится, когда родители обещают им что­то взамен,
это служит отличной мотивацией для хорошей учебы. Главное – не забыть выполнить
обещанное, иначе никакой мотивации не будет. Еще одна мотивация – похвала.
Психологи советуют хвалить первоклассника даже за самый обычный пустяк, для него
это очень важно. Если он решил сам пример или же прочел без ошибок строку – это тоже
повод для похвалы....
Когда родители с пеленок мотивируют ребенка, то он вырастает целеустремленной
личностью, такой, которая знает, чего хочет от жизни. Любовь родителей способна
творить чудеса, поэтому не нужно хранить свои чувства к малышу внутри, думая, что он
«сядет на голову», наоборот, родительская любовь должна быть бескрайней и не иметь
границ. Довольно ответственно следует подойти к покупке школьных вещей. В первую
очередь, стоит обратить внимание на одежду. Она должна быть максимально удобной,
иметь крупные пуговицы и такую же молнию. Если ученик не научился завязывать
шнурки, не стоит в первый день учить его этому. Лучше всего купить обувь на липучках
или ту, которая имеет легко застегивающий замок. Для хрупкой спины ребенка подойдет
только ранец с ортопедической спинкой, он равномерно распределит нагрузку на обе

стороны. Правильно делают те родители, которые дарят ребенку к первому сентябрю
будильник и обыгрывают подарок, говоря, что это личный помощник, который не даст
проспать в школу.Следует помнить, что вес ранца вместе с учебниками не должен
превышать 1,5 кг. С маленьких лет необходимо приучать ребенка к порядку и
ответственности, у него всегда должна быть сложенная одежда и тетради. Так как детки
идут в первый класс в шесть лет, у них доминирует игровая деятельность. Поэтому для
того чтобы ребенок быстрее выписался, нужно придумывать ему те задания, которые
связанные с мелкой моторикой. К примеру, это может быть и лепка из глины и
пластилина, складывание пазлов, конструкторов и так далее. Также приветствуется
вырезание, даже если оно отсутствует в школе....
Родители должны ежедневно показывать первокласснику, что польза от его знаний
огромная. К примеру, можно вместе читать надписи на печенье или йогурте, считать
чашки или тарелки на столе.
Как правильно делать домашнее задание - Делать уроки нужно только в строго
определенное время. Как было указано выше, после работы нужно покушать, отдохнуть
и только потом приступить к учебе. Как показывает практика, оптимальное время для
занятий – с 16 до 18 часов.
- Помещение, в котором ребенок будет заниматься, должно обязательно быть хорош
проветренным.
- Ребенок должен правильно сидеть за столом: с прямой спиной и свободно стоящими
на полу ногами. Очень важно расстояние глаз от книги, от 35 до 40 см, за этим нужно
следить постоянно, чтобы избежать проблем с позвоночником и развития близорукости.
После того как пройдет 30 минут занятий, рекомендуется делать небольшие перерывы
око 10 минут.
- Общая продолжительность выполнения домашнего задания для первоклассника
составляет пол часа, в некоторых случаях – час. Оставшееся время желательно
проводить на свежем воздухе с интересными и увлекательными играми.
- Что касается того, должны ли родители присутствовать во время того, когда ученик 1
класса выполняет домашнее задание, ответ однозначен: должны. Только участие
родителей такое: они должны посмотреть, правильно ли ребенок понял задание и как он
собирается его выполнять. Но ни в коем случае нельзя выполнять задание
самостоятельно, за ребенка, считая, что так будет быстрее.
В результате, первоклассник поймет, что можно ничего не делать, за него все сделают
домочадцы, и охота к учебе вовсе пропадет. Не стоит забывать о похвале, каждое
самостоятельно выполненное задание должно быть положительно отмечено. После того

как пройдет пару недель, под каким­либо предлогом стоит оставлять ребенка на
некоторое время одного, чтобы он сам справлялся с частью уроков.
Памятка для родителей: как помочь первокласснику учиться - Ребенок каждого родителя идет в
школу для того, чтобы учиться и добывать знания. Когда человек учится, у него могут случаться
ошибки, поэтому если первоклассник столкнется с трудностями, ему нужно помочь, а не отругать.
Возможно, не все получится сразу, это естественный процесс и ничего постыдного в этом нет.
- Первоклассника нужно поддерживать каждый день в стремлении стать школьником,
заинтересованность родителей в школьных делах поможет ему быстрее адаптироваться к школьному
процессу.
- Для того чтобы добиться успеха в каком­либо деле, надо трудиться. Поэтому нужно донести до
школьника, насколько важны для него знания....
В заключение стоит добавить, что для первоклассника нужно быть хорошими наставниками и добрыми
друзьями, чтобы гостеприимные двери школы не пугали его, а наоборот, радовали, ведь в школе он не
только приобретет новые знания, но и обретет настоящих друзей и подруг....
Как помочь первокласснику хорошо учиться?
1. Для того чтобы ребенок хорошо учился и всесторонне развивался,
2.
его нужно приучать к режиму и строгой дисциплине.
Вставать по утрам нужно не позже, чем за 30 минут до выхода из дома,
если хочется полежать в кроватке некоторое время, не стоит лишать его
этой возможности, так как плохое настроение с утра может растянуть
ся на весь день.
3. Идя из школы, это время стоит использовать для построения планов и
целей на грядущий день и разбору того, как их выполнить.
4. После окончания уроков нужно хорошенько прогуляться, несколько раз
обойти свой дом, покушать и поспать.
5. Нужно отказаться от ненужных занятий в кружках и оставить только то,
которое действительно пришлось по душе ребенку.
6. За час до сна следует обязательно отказаться от активных игр и прочих
мероприятий, выкупаться, включить ночник и обсудить прошедший день.
7. Если мама или папа отступает от режима хотя бы один раз, хитрец будет
шантажировать постоянно.
8. Как показывает практика, оптимальное время для занятий – с 16 до 18 часов.
9. Ребенок должен правильно сидеть за столом: с прямой спиной и свободно
стоящими на полу ногами. Очень важно расстояние глаз от книги, от 35 до
40 см, за этим нужно следить постоянно, чтобы избежать проблем с позво
ночником и развития близорукости. После того как пройдет 30 минут
занятий, рекомендуется делать небольшие перерывы око 10 минут.
10. Что касается того, должны ли родители присутствовать во время того, когда
ученик 1 класса выполняет домашнее задание, ответ однозначен: должны.
11. Только участие родителей такое: они должны посмотреть, правильно ли
ребенок понял задание и как он собирается его выполнять. Но ни в коем
случае нельзя выполнять задание самостоятельно, за ребенка, считая, что
так будет быстрее.
12. Мотивацией к учебе могут служат:
­ К примеру, можно пообещать, что если первоклассник закончит четверть
хорошистом, то вся семья отправится в аквапарк или же в кинотеатр на про

смотр интересного фильма. Можно внести в обыденную жизнь дух соревнований.
­ Еще одна мотивация – похвала. Психологи советуют хвалить первоклассника
даже за самый обычный пустяк, для него это очень важно.
­ Правильно делают те родители, которые дарят ребенку к первому сентябрю
будильник и обыгрывают подарок, говоря, что это личный помощник,
который не даст проспать в школу
­ Родители должны ежедневно показывать первокласснику, что польза от его
знаний огромная.
­Изучение стартового уровня первоклассников
Назначение диагностических методик:
– обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности
предпосылок к продуктивной учебной деятельности;
– выявить индивидуальные различия между детьми.
Методики позволяют учителю правильно выстраивать образовательную программу
класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка.
Проведенная методика позволила установить:
– владение основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием
деятельности, выбором средств для ее достижения, выполнением деятельности в
соответствии с поставленной целью, самоконтролем и в случае необходимости
коррекцией сделанного); уровень ее произвольности;
– интеллектуальную готовность: элементарное владение мыслительными механизмами
(анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и
умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск
другого;
– развитие устной речи (внешнюю характеристику, связность);
– фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми
представлениями («мало», «много», «столько же», «больше на...», «меньше на...»),
представление о счете, упорядочивании, геометрических фигурах.
1 ЗАДАНИЕ
Назначение задания: выявить умения классифицировать наглядный материал
(геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию. 4 бала

2 ЗАДАНИЕ
Назначение задания: установить уровень развития зрительного анализа, умение
удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий
лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю
и самообучению. 4 бала
3 ЗАДАНИЕ
Назначение задания: диагностика особенностей зрительного анализа, умений
планирования и контроля в практической деятельности. 4 бала
5 ЗАДАНИЕ
Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать
ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к
самоконтролю. 4 бала
7 ЗАДАНИЕ
Назначение задания: выявить умение осуществлять звуковой синтез и соотносить
письменный код со звуковым (перекодирование, но обратное тому, что делает ученик
при диктанте). 3 бала

Если не все, то явное большинство родителей, мечтает о послушном ребёнке-вундеркинде, который в дневнике имеет только 5+, и во всех секциях и кружках занимает если не первое, то уж как минимум второе место. Не всем быть гениями, увы, но это так. Да и вспомните, какие оценки сами-то приносили домой, и как часто ваших родителей вызывала расстроенная учительница, рассказывающая в проделках неугомонного школьника. «От осинки не родятся апельсинки». Если школьник не хватает «звёзд с неба», то может спокойный, гармонично воспитанный троечник будет лучше нервного, неуверенного в себе троечника? Ведь он всё равно останется троечником.

Итак, для благоприятного роста и развития юного школяра просто необходим режим и строгая дисциплина. Давайте рассмотрим, как приучить первоклассника к дисциплине.

Как приучить первоклассника к дисциплине

В том случае, если режима не было в дошкольной жизни ребёнка, с наступлением новой школьной эпопеи режим должен обязательно появиться и следовать ему надо всегда.

Уютным семейным вечером возьмите ватман и краски (либо тетрадный лист и ручку) и вдвоём (именно вдвоём!) с ребёнком составьте свой режим дня.

Режим

Подъём должен быть не позднее 30 минут до момента выхода из дома. Если ребёнку надо поваляться в постельке, понежиться и потянуться в своё удовольствие 10 минут — не лишайте его этих, так ему нужных, минут. Ведь от того, в каком настроение просыпается человек, зависит, как пройдёт весь день. Просто будите первоклашку чуть раньше.

После всех ванных дел обязательно приготовьте завтрак. В идеале, это молочная каша, батон с сыром и стакан какао; но и сладкого чая с бутербродом будет вполне достаточно. В каждой школе есть столовая, куда непременно должен ходить ребёнок на протяжении всей школьной жизни, дабы избежать гастритов и прочих заболеваний ЖКТ. Никакой бутерброд и яблочко, принесённые из дома, не заменят тарелку горячего супа.

Первоклашек, обычно, провожают и встречают родители. Используйте дорогу в школу для постановки целей на учебный день, а дорогу домой посвятите разбору того, как эти цели были выполнены.

После уроков прогуляйтесь с ребёнком, идите домой длинно дорогой или обойдите свой дом пару раз. Дома накормите обедом и уложите на дневной сон. Да, ни один первоклашка не ляжет спать днём, но пусть хоть 10 минут лежит на диване без телевизора и гаджетов. Через несколько минут спокойного лежания 9 из 10 детей засыпают. 30 минут дневного сна для первоклашек творят чудеса.

После отдыха приступайте к выполнению домашнего задания. , если у него пять секций и три кружка? Очень просто: отказаться от всего лишнего, оставив только одно, на взгляд родителя самое важное, занятие. Лучше, если предпочтение отдастся спорту. Но если даже этот один кружок будет мешать спокойному обучению в школе, следует отказаться и от него.

  • Сейчас для первоклашки главное получать удовлетворение от процесса обучения в школе. Смазав эти восторженные впечатления в самом начале обучения, можно затереть навсегда интерес к познанию чего-то нового и интересного.

После выполнения домашнего задания посмотрите семейный фильм или вместе приготовьте ужин. За час до отбоя следует прекратить все активные мероприятия, приглушить свет, принять ванну, и, поболтав с любимым чадом несколько минут о прошедшем дне, пожелать ему «спокойной ночи!».

Как только ребёнок начнёт «канючить» и просить не делать того, что вами вместе было отражено в распорядке дня, родитель должен спокойным и твёрдым голосом сказать: «правила нарушать нельзя, ведь мы вместе с тобой их составили и вместе будем их придерживаться».

  • Как заниматься с первоклассником, если условия диктует он, а не родитель? Никак. Отступив от своих слов лишь однажды, шантаж от хитреца в будущем вам обеспечен. Спокойно и твёрдо гните свою линию. Знайте — вы правы и действуете в интересах своего ребёнка.

Мотивация школьника

Чем замотивировать юного школяра, чтобы при упоминании школы не вводить его в уныние? Например, можно предложить культурную программу: «закончишь четверть без троек — пойдём праздновать в кафе, а потом в кинотеатре посмотрим новый фильм».

Можно внести дух соревнований. Любой взрослый хотел бы научиться чему-то очень давно, но всё не находил на это время. Договоритесь: «в эту четверть я учу 100 новых слов по-английски/ вышиваю эту картину крестиком/рисую натюрморт/пишу первую главу своей книги о космических путешествиях…, а ты получаешь на одну пятёрку в четверти больше/читаешь на 1 страницу в день больше/начинаешь по 3 строчки в день своим самым красивым почерком…

За всё, даже за абсолютные пустяки, написал строчку без исправлений — молодец! Решил пример сам или не капризничал перед выполнением домашнего задания — умничка! Будьте рядом, подбадривайте, даже в самых провальных ситуациях, всегда есть хоть какой-то повод для похвалы.

  • Екатерина, которая уже много-много лет как перестала быть ребёнком, вспоминает: «мне в детстве почти никогда не говорили «молодец», однажды мы с мамой ехали на эскалаторе, и я в конце вовремя перепрыгнула, мама сказала: «молодец». Я потом десятки раз правильно вела себя на эскалаторе, но никогда больше не услышала этого слова. Я перепрыгивала, оглядывалась на маму, а она молчала…»

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок чувствовал себя в школе счастливым и успешным . Особенно о том, как у ребенка все сложится, переживают те, чьи малыши становятся первоклассниками. Как помочь маленькому ученику адаптироваться в школе, научить общаться и решать возникающие конфликты мы расскажем в нашем сегодняшнем материале.

На этапе подготовки

Конечно, если ваш малыш ходил в детский сад , посещал подготовительные курсы , спортивные или развивающие занятия - ему будет проще освоиться в новом детском обществе. Имеющийся социальный опыт поможет ребенку понять, как устроены отношения внутри детской группы, усвоить некоторые правила, научиться общаться.

Еще один неоспоримый плюс - если в первом классе будут дети, которых малыш уже знает . Друзья, соседи, дети с которыми ребенок был вместе в детском саду - психологические зацепки, которые помогут ребенку чувствовать себя более уверенно. Ведь общаться с теми, кого уже знаешь - гораздо легче. Но и тут не все так просто, как кажется.

Первый раз в первый класс

Когда в семье появляется первоклассник, все домочадцы осваивают новый темп жизни, подстраиваясь под школьные правила. И, конечно, все волнуются, переживая, все ли у ребенка сложится так, как надо. Однако родителям следует помнить, что их любовь и забота - самое главное.

Хотя в этих советах нет ничего нового, именно родительское понимание необходимо сейчас малышу, как воздух. Позитивная психологическая обстановка дома - тот самый необходимый ребенку тыл, который словно спасательный круг поможет малышу в трудную минуту, если в школе вдруг возникнут какие-то проблемы.

Однако пока не будем говорить о грустном, непосредственно само поступление в первый класс и смена всего привычного уклада и ритма жизни - стресс для ребенка . Ведь ему ко многому придется привыкать: к новому коллективу, новому учителю, учиться налаживать с ними отношения, справляться с ежедневными нагрузками.

Психолог Наталья Карабута рассказывает : «Чаще всего процесс адаптации проходит в течение двух-трех месяцев. За это время ребенок привыкает и к школе, и к коллективу, и к требованиям учителя. Но иногда юный школьник теряется в новой обстановке и задача родителей помочь ему сориентироваться, объяснить, что ничего страшного не происходит, и ему просто нужно понять новые правила и привыкнуть к ним. Малыш хочет взять в школу любимую игрушку? Не стоит запрещать ему это делать, особенно если учитель не против. Игрушка - это кусочек дома, она подарит ребенку уверенность в собственных силах и чувство защищенности, так необходимое в первое время в школе».

Как же в процессе адаптации к школе детям могут помочь родители? Задача взрослых понимать и разделять детские эмоции и переживания. Ведь мы волнуемся перед первым днем на новой работе, первым свиданием, боимся не справиться с новым заданием. Почему же мы не разрешаем такие эмоции своим детям, стараемся не обращать внимания на их волнения и страхи? Пора внедрять новую тактику.

Обязательный и полноценное питание . Школьный режим будет особенно сложной задачей для малышей-«сов», которые не ходили в детский сад и начинали свое утро не раньше, чем в 10.00-10.30. С началом школьного обучения все изменится, ведь чаще всего, уроки в школе начинаются в 8.30, а учительница просит, чтобы все ученики уже были в классе около 8.10-8.15. Таким образом, утро малыша должно начинаться около 7.00, и для некоторых детей это может быть достаточно сложной задачей, ведь они не привыкли к таким ранним подъемам. Как же быть? Родителям важно постараться еще во время лета постепенно перестраивать режим ребенка таким образом, чтобы он просыпался с каждым днем раньше, а также раньше ложился вечером, ведь отбой в школьное время должен быть не позже, чем в 21.30.

Не стоит забывать и о том, что в период адаптации первокласснику важно хорошо питаться . Конечно, замечательно, если завтрак - привычное дело для ребенка, но если проглотить кашу или омлет в 7.30 утра для него непосильная задача, отпускать голодным в школу все равно не стоит. Как минимум, чай с печеньем, какао с бутербродом, йогурт или что-то подобное утром нужно скушать. После второго урока первоклассников ждет школьный завтрак, а после пятого - обед. Вопрос о том, понравится и подойдет ли ребенку школьная еда - индивидуальный, но если с этим возникают проблемы стоит подумать о том, как будет организовано питание ребенка в таком случае.

Ну и конечно, в школу ребенку стоит давать перекусы: яблочки, печенье, кексы, бутербродики. Не забываем о питье - бутылочка воды или пакетик сока никогда не будет лишним маленькому непоседе.

Малыш вернулся домой? Предлагайте ему его любимые блюда, обязательно свежие, горячие, полезные. Не злоупотребляйте жареным, острым, жирным, старайтесь, чтобы блюдо сохраняло как можно больше полезных веществ и витаминов.

Не перегружать . Первый класс - достаточно серьезная нагрузка как с психологической и эмоциональной, так и с физиологической точки зрения. Поэтому по возможности не спешите записывать ребенка в различные кружки и секции, а также не настаивайте на дополнительных занятиях, разве что только преподаватель не сообщит вам, что это действительно необходимо ребенку. Повышенная утомляемость может спровоцировать у ребенка раздражительность, невнимательность, капризность.

Важно, чтобы ребенок изначально полностью освоился в своем новом статусе , свыкся с новыми требованиями, научился контактировать с учителем и одноклассниками. Видите, что ребенок уже не так сильно устает в школе, ему , и он легко справляется с программой - тогда можно подумать и о дополнительных занятиях, или кружках.

Помогать в организации . Первое время малышу сложно будет самому запомнить свое расписание, сложить в портфель все необходимое, проследить за тем, все ли элементы школьной формы и обуви в порядке и надеты соответствующим образом.

Родителям обязательно нужно уделять внимание тому, что после уроков говорит учитель о планах класса на завтра, есть ли какие-то , которые нужно выполнить дома (например, нарисовать рисунок, взять с собой дополнительно цветные карандаши или принести пустую картонную коробку для поделок на труд). Помогайте малышу собирать портфель, учите ориентироваться на расписание, проверять наличие ручек, резинок, линейки, остроту грифеля карандашей.

Также нет ничего страшного в том, что некоторое время ребенку нужно будет напоминать о том, в какой последовательности стоит надевать рубашку, жилет и форменный пиджак, проверять, правильно ли застегнут пояс на брюках. Не забывайте следить за чистотой рубашек и обуви, готовить одежду на завтра лучше с вечера, без суеты, а не бегать с утюгом и щеткой утром.

Наша мама- Жанна рассказывает : «Сначала мы пробовали выходить из дома все вместе, одним махом. Завозили малого в школу, а потом ехали с мужем по работам. Но я поняла, что процесс совместных сборов для нас - достаточно проблематичная задача. Нужно всех накормить, собрать малого в школу, все проверить, одеть, и как-то в этот процесс мои передвижения из ванны в прихожую и подкрашивания глаза одной левой только напрягают ситуацию и меня лично. И мы изменили наше утро: теперь я спокойно, прямо в халате, кормлю своих мужчин завтраком, собираю им обеды, контролирую, как и что они надели, нежно целую и отправляю в школу и на работу. Все чинно, спокойно и весело. Они уезжают, я убираю утренний разгром в квартире, на кухне, а потом уже начинаю сама собираться на работу. Если у мужа получается по времени, он завозит малого в школу и возвращается за мной. У меня на все про все полчаса. Если нет - я еду сама, но мне так гораздо спокойнее. Я знаю, что ребенок ничего не забыл, я все проверила и все в порядке».

Нужно заранее познакомиться с расписанием в первом классе . Это поможет правильно спланировать время всей семьи: родителям взять отпуск, при возможности внести коррективы в рабочий график, договориться о помощи бабушки, няни или родителей одноклассников. Итак, к какому же расписанию учебы в первом классе готовиться?

Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

1. Учебные занятия в первом классе проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену.


2. В обучении первоклассников используется «ступенчатый» режим, который предполагает следующее расписание:
- в первой четверти (в сентябре, октябре) дети учатся по 3 урока в день по 35 минут каждый,
- во второй четверти (ноябре-декабре) - по 4 урока по 35 минут каждый,
- а в 3 и 4 четвертях (январь – май) – по 4 урока по 45 минут каждый.

3. В расписание уроков первого класса в середине учебного дня рекомендуется включение динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут.

4. Расписание уроков первого класса должно включать не более 4 уроков в день и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры.

5. В первом классе предусматриваются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

С учетом этих требований расписание уроков в первом классе может выглядеть так:

Расписание звонков в первом классе (пример)

Расписание звонков первых классов (первое полугодие)

1. 8.00 – 8.35

перемена 20 минут (посещение столовой)

9.30 - 10.10 динамическая пауза

3. 10.10 - 10.45

перемена 10 минут

4. 10.55 - 11.30

перемена 10 минут

5. 11.40 - 12.15

Расписание звонков первых классов (второе полугодие)

1. 8.00 - 8.45

перемена 20 минут
2. 9.05 – 9.50

перемена 10 минут
9.50 – 10.30 динамическая пауза
3. 10.30 – 11.15

перемена 10 минут
4. 11.25– 12.10

перемена 10 минут
5. 12.20 – 13.05


СанПин также рекомендует при составлении расписания уроков в первом классе чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры. Причем наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке.

Расписание уроков в первом классе (пример)


ПОНЕДЕЛЬНИК

1 урок обучение чтению

2 урок обучение письму

Динамическая пауза

математика

4 урок физическая культура


ВТОРНИК
1 урок математика

2 урок обучение чтению
Динамическая пауза

3 урок окружающий мир

4 урок ИЗО

СРЕДА
1 урок обучение письму

2 урок физическая культура
Динамическая пауза

3 урок математика

4 урок обучение чтению

ЧЕТВЕРГ
1 урок обучение письму

2 урок музыка
Физическая культура

3 урок обучения чтение

4 урок математика

ПЯТНИЦА
1 урок обучение чтению

2 урок обучение письму
Динамическая пауза
3 урок окруж.мир

4 урок технология


Требования к организации учебного процесса в первом классе:


1. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Как правило, большинство учителей начальных классов придерживается мнения о том, что домашнее задание в разумных количествах ученикам не только невредно, но даже необходимо для того, чтобы постепенно привыкать к школьной нагрузке и успешно осваивать школьный материал. Поэтому будьте готовы к тому, что домашние задания в первом классе все-таки выполнять придется.

2. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

3. Для посещающих группу продленного дня, необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разового питания и прогулок.

К сожалению, этот пункт соблюдают далеко не все школы в силу загруженного графика работы школы и отсутствия помещения для организации сна. В связи с этим обязанность по организации отдыха первоклассника ложится на родителей. Рекомендуем следить за тем, чтобы ваш первоклашка полноценно отдыхал и не гонитесь за результатами – они обязательно порадуют вас, если ваш ребенок полноценно адаптируется в первом классе!

Чем ближе первый звонок, тем больше родители начинают волноваться, сможет ли их ребенок стать успешным учеником. Особенно эта проблема волнует родителей первоклассников.

Как заставить ребенка учиться, если, еще не начав школьное обучение, многие дети в школу идти уже не хотят? Как мотивировать ребенка учиться, если многие ученики олицетворяют начало нового учебного года с каким-то непосильным грузом или началом тяжелого периода в своей жизни?

Начнем сначала

Как часто родители, желая видеть своего малыша успешным с самого начала школьной жизни, отдают его за год до начала обучения в первом классе в различные школы раннего развития, водят к репетитору, с которым дошкольник проходит практически всю программу первого класса.

Здесь зачастую с шестилетним малышом обращаются, как в настоящей школе:

  • он высиживает на занятиях по 3 – 4 часа;
  • дошкольнику задают уроки, он выполняет полноценное домашнее задание, хотя его возможности еще сильно ограниченны;
  • репетитор не учитывает, что в этом возрасте ведущая деятельность – игровая, и обучает малыша, применяя методы, пригодные лишь для школы.
В результате, вместо того, чтобы пойти в первый класс с удовольствием, дети боятся и ненавидят школу, еще не побывав в ней. Забег в знаниях, который удается таким путем достичь, исчезает уже к середине первого учебного года.

Тщательно подготовленный первоклассник становится далеко не первым в учебе, особенно, если у него плохо развиты следующие компоненты психологической готовности к обучению:

  • умение проявлять волевые усилия;
  • умение применять произвольное внимание;
  • умение логически рассуждать и мыслить;
  • умение анализировать свою работу.

В первый класс вместе с мамой

На первых этапах школьного обучения многие родители не знают, как помочь ребенку хорошо учиться. К сожалению, многочисленные реформы образования привели к усложнению школьной программы. Если раньше первоклассники до конца второй четверти учились выписывать в тетради палочки и крючки, то теперь они в это время должны научиться бегло читать и довольно сносно писать.

Помимо этого, существуют и дополнительные дисциплины, задания по которым нередко требуют применения художественных и литературных талантов всей семьи. Нельзя сбрасывать со счета неизбежный период школьной адаптации, во время которого от школьного психолога можно получить советы быть к первоклассникам особенно внимательными, сделать так, чтобы привыкание к новой жизни прошло безболезненно.

Надо выбрать золотую середину – всеми силами помочь ребенку освоиться в новой для него среде, и не опекать чрезмерно. Если сразу отбить охоту к получению знаний, после восстановить ее получиться не у всех.

Не ругайте малыша за каждый промах, чаще отмечайте его успехи. Не делайте за него уроки, но прилежно контролируйте их выполнение. Пусть ребенок с вашей помощью втянется в новый ритм жизни, постарайтесь объяснить ему правила жизни в новом коллективе.

Не ограничивайтесь страницами учебника, находите дополнительную информацию про то, что дети изучают на уроках по ознакомлению с окружающим, постарайтесь заинтересовать их теми знаниями, которые расширяют кругозор.

Находите и читайте дополнительно произведения писателей и поэтов, с которыми дети знакомятся на уроках чтения и литературы. Надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от получения новых знаний, тогда проблема, как привить ребенку желание учится, просто не возникнет.

Как приучить делать домашнее задание

Лучше делать прививку ответственности, воспитывать привычку делать уроки еще в первом классе, когда у детей 6,5 – 7 лет начинается переход от непроизвольной памяти к произвольному вниманию.

Именно теперь недостаточно иметь выдающиеся способности, в начальной школе нужно еще и прилежание. И именно теперь возникают истоки проблем, которые приводят к тому, что дети впоследствии теряют интерес к учебе. Нужно учесть, что подход к детям 6 – 7 лет и 8 – 10 лет кардинально отличаются друг от друга.

Педагоги младших классов могут дать полезные советы о том, как не лишить первоклассников интереса к учебе на старте школьной жизни. Приемы, помогающие детям 7 – 10 лет делать уроки:
  • Выделите в режиме определенное время для выполнения домашнего задания, никогда не отступайте от него.
  • Дайте ребенку после школьных занятий не только пообедать, но и отдохнуть.
  • Когда наступит время садиться за уроки, спросите, что сегодня задавали в школе.
  • Если часты ошибки, поиграйте «в школу», пусть дети вас «поучат» писать, вылепите цифры и буквы из пластилина, выложите их из мозаики, из деталей конструктора.
  • Детей 8 – 10 лет научите пользоваться справочниками, словарями. Выполняя такие задания, они научатся делать уроки вдумчиво, самостоятельно находить нужную информацию.
Если во 2 – 3 классе ваши старания не увенчались успехом, и уроки дети делать по-прежнему не хотят, значит, нужно искать причину нежелания учиться.

Возможно, в классе сложились негативные взаимоотношения со сверстниками, или у вашего ученика недостаточно развито логическое мышление, чувство ответственности за свои поступки. В последнем случае не лишним будет лишение детей каких-то удовольствий, особенно ими ценимых.

А вы сами любите учиться?

Зачастую родители просят психолога дать им действенные советы на тему, как говорить с детьми, чтобы они учились. Между тем, во многих случаях причина хронического нежелания учиться заключается в том, что дети подражают в этом отношении членам своей семьи.

Никогда не будет «с неба звезд хватать» ребенок, если его родители не любят читать, если в доме нет никаких книг, кроме школьных учебников.

Как заставить ребенка учиться, если изо дня в день он видит, что членов его семьи не интересует ничего кроме телевизора и компьютерных игр? Если таким образом невозможно убедить младшего школьника, то уж подростку и подавно подобное лицемерие не станет примером.

Никто не заставляет родителей школьника делать уроки и проходить заново школьную программу. Просто в семье должен быть культ получения знаний, когда члены семьи с удовольствием делятся друг с другом полученными сведениями .


Нужно понять самим и объяснить подростку, что в наше динамичное время нельзя останавливаться, надо постоянно развиваться и не стоять на месте.

Желательно читать качественную литературу, избегая легкого «чтива», обсуждать прочитанное друг с другом. Благоговейное отношение к книге обязательно передастся и детям, они воспримут ее, как источник удовольствия и получения новых знаний.

Невозможно заинтересовать младшего школьника или подростка учебой, если в его семье нередки пренебрежительные разговоры о школе и учителях.

Как привить ребенку желание учиться, если самые значимые для него люди школу не любят, а учителя не уважают? Эту дилемму невозможно решить школьнику любого возраста, поэтому нужно взять за правило: даже если у вас особое отношение к процессу обучения в данной школе, не озвучивайте свое мнение при детях.

Кому тяжелее всего дается хорошая учеба

Не нужно думать, как заставить ребенка учиться, приложите лучше силы к тому, как научить ребенка учиться.

Существует масса причин, мешающих детям стать прилежными учениками:

  • У подростка врожденные особенности памяти, внимания, нервной системы. Требуется помощь психоневролога, консультация опытного психолога.
  • Помимо занятий в школе ребенок посещает дополнительные занятия, секции, кружки, и нагрузка эта непосильна для него.
  • Учитель не в состоянии поддержать интерес к своему предмету (пресловутый человеческий фактор!), он не может интересно объяснить тему, заинтересовать детей.
  • Преподаватель в школе может не воспринимать подростка 12 – 16 лет, как хорошего ученика из-за его демонстративного поведения (здесь уже обоим требуются советы квалифицированного психолога).
  • В семье у детей имеются проблемы во взаимоотношениях с родителями, нет тесного контакта с ними, отсутствуют доверительные отношения.

Думаем о будущем

Если предстоящая взрослая жизнь для младшего школьника – это пока еще аморфное понятие, то подростку 16 – 17 лет уже приходится стоять на ее пороге. Как говорить с детьми, чтобы они учились? Довольно часто советы родителей для подростка разбиваются о реалии взрослой жизни.

Зачем хорошо учиться в школе, прилежно делать уроки, если в маленьком городке, даже получив образование, невозможно найти мало-мальски приличную работу, а родители еле сводят концы с концами?

Надо постараться рассказать своим детям о том, что при желании человек может добиться того, чего он захочет, убедить старшего школьника в том, что вы ему поможете на пути получения профессионального обучения. Можно заручиться поддержкой авторитетного взрослого, который приведет пример тех людей, кто смог добиться всего самостоятельно.

К тому же, в эпоху интернета можно работать даже удаленно, но для этого надо иметь определенный багаж знаний, получить специальное образование, быть интеллектуально развитым человеком. Если убедить подростка в том, что теперь важно быть образованным, что в любом деле ценятся профессионалы, возможно, в старших классах он наверстает упущенное время.

Приемы научной организации умственного труда

Для того чтобы учиться с удовольствием, надо освоить простейшие приемы организации умственной работы. Как научить ребенка учиться, если его охватывает отчаяние при виде того объема знаний, который предстоит усвоить?

Научите младшего школьника или подростка, как лучше всего перерабатывать информацию, как выделять главное, определять тезисы и главные мысли .

Очень много информации получают те, кто освоил приемы быстрого чтения . Пройти такие курсы можно даже дистанционно, и тогда чтение, организованное особым образом, поможет больше усваивать за тот же промежуток времени.

Попробуйте использовать аудиоучебники – может быть это поможет подростку с развитой слуховой памятью лучше запоминать учебный материал.

Развитию памяти и внимания младших школьников способствуют различные задания на сообразительность, головоломки, загадки, забавные задачи , постановка доступных и эффектных опытов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.