Анатомо физиологические особенности организма детей. Возрастные анатомо-физиологические и психические особенности развития дошкольников. Кровь и изменения, связанные с ней

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Дыхательная система

3. Нервная система

4. Пищеварительная система

5. Мочевая система

7. Эндокринная система

Список литературы

1. Дыхательная система

Ребенок готовится к самостоятельному дыханию заранее - как только начинается родовая деятельность. Первый вдох возникает под влиянием совокупности многих факторов: раздражения кожных покровов во время прохождения по родовым путям и сразу после рождения, изменяя положение его тела, перевязки пуповины. Мощным стимулятором дыхательного центра является холодовое раздражение - перепад температур во время рождения в 12-16 градусов. Легкие плода заполнены жидкостью, которую вырабатывают клетки дыхательного эпителия. Когда ребенок передвигается по родовому каналу, его грудная клетка сдавливается, и фетальная жидкость вытесняется из дыхательных путей. В грудной клетке создается отрицательное давление, и атмосферный воздух засасывается в нее. Первые порции воздуха заполняют только те дыхательные пути, которые в процессе родов освободились от фетальной жидкости. Но затем воздух буквально врывается в легкие и расправляет их взрывоподобно.

Обычно, если все в порядке, первый вдох новорожденный делает спустя 30-90 секунд после рождения. Следующие за криком дыхательные движения еще не равномерны, но затем смена вдоха и выдоха становится регулярной.

Частота дыхания доношенных новорожденных в первую неделю жизни колеблется от 30 до 50 в минуту.

Недоношенные дети дышат более часто и неравномерно. Между вдохом и выдохом у них нередко возникают паузы различной продолжительности. Частота дыхания колеблется от 36 до 82 в минуту. Чем меньше масса тела ребенка, тем чаще он дышит. Иногда у малыша возникают судорожные дыхательные движения - ему бывает трудно вздохнуть. Если у доношенного малыша после рефлекторных движений частота дыхания возрастает, то у его недоношенного сверстника оно через 5-6 секунд может на время остановиться или резко замедлиться. Он будет нормально реагировать на мышечную нагрузку (учащением дыхания) только через 1,5 месяца после рождения. Из болезней легких в период новорожденности выделяют пневмопатии, пневмонии и пороки развития. Каждая из этих болезней может привести к развитию тяжелейшего патологического состояния новорожденного - синдрома дыхательных расстройств. Он может возникать сразу после рождения или несколько часов спустя.

2. Сердечно - сосудистая система

С самого начала формирования плаценты кровообращение матери и плода разобщено. Легочные сосуды (малый круг кровообращения) находятся в спавшемся состоянии, и через них протекает лишь незначительное количество крови. Давление в этих сосудах высокое - значительно выше, чем в большом круге кровообращения, благодаря чему кровь может двигаться через овальное окно из правого в левое предсердие и артериальный (боталлов) проток, практически минуя малый круг кровообращения. Однако, как только ребенок родился, характер кровообращения меняется. После первых же вдохов резко повышается содержание кислорода в крови ребенка. Это приводит к рефлекторному устранению спазма легочных сосудов. Давление в них падает. В то же время из-за пережатия пуповины давление в большом круге кровообращения, наоборот, увеличивается, и кровь устремляется в легочные сосуды. Легкие расправляются, и тут же начинают раскрываться легочные капилляры. Кровь из легочных сосудов направляется в левое предсердие. Давление в нем становится значительно выше, чем в правом. И тогда захлопывается заслонка овального окна. С этого момента правое и левое предсердия не сообщаются между собой. Это происходит спустя несколько часов после рождения. Полное закрытие овального окна у большинства детей наступает к 5-6 дню жизни.

грудной анатомический физиологический

Артериальный проток у новорожденного продолжает функционировать еще от 24 до 48 часов, а то и несколько дней после рождения. Постепенно его просвет сужается, и он закрывается.

Сердце новорожденного весит всего 23 г. Бьется оно значительно чаще, чем у взрослого человека. Самые высокие показатели частоты сердечных сокращений и артериального давления наблюдаются в первые 15 минут жизни. Затем в течение первых суток они снижаются и снова возрастают к 7-10 дню.

Частота сердечных сокращений на первой неделе жизни у доношенного ребенка может колебаться в пределах от 100 до 175 ударов в минуту. При крике, пеленании, сосании она возрастает до 180-200, а во время дефекации, зевания, сна, напротив, снижается до 100 ударов в минуту.

Недоношенный малыш реагирует учащением пульса и повышением артериального давления на любой раздражитель. Обычно его сердце бьется с частотой 140-160 ударов в минуту, но во время крика частота сокращений "подскакивает" до 200 ударов в минуту.

Нередко при большой степени недоношенности у ребенка, когда он лежит на боку, верхняя половина туловища становится белой, а нижняя - розовой. Это явление возникает из-за незрелости у таких детей отделов мозга, которые "следят" за тонусом капилляров кожи. Позже, с развитием центральной нервной системы, этот симптом исчезает.

3. Нервная система

Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами. Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, «гулит». При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти - этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется. Проявляет чувства - любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит. В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется. 5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает топ голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки. 6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др. 7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др. 8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной. 9-месячный выполняет довольно сложные движения - перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: «дай ручку» и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения. 10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова. 11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.

4. Пищеварительная система

По своим составным частям пищеварительная система ребенка не отличается от таковой у взрослого человека. Она включает в себя непосредственно желудочно-кишечный тракт и входящие в него ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, и пищеварительные, которые образуют и выделяют активные вещества, которые переваривают попадающие в организм питательные компоненты.

Стенка органов желудочно-кишечного тракта образована тремя составными частями: внутренняя -- слизистая оболочка, средняя -- мышечный слой и наружная -- серозная оболочка. Несмотря на кажущуюся общность строения, пищеварительная система ребенка очень сильно отличается от пищеварительной системы взрослого человека.

Питается ребенок после рождения только материнским молоком или смесью в процессе акта сосания благодаря особенностям строения ротовой полости. Полость рта у ребенка по сравнению с таковой у взрослого очень маленькая, и большую ее часть занимает язык. Язык относительно больших размеров, короткий, широкий и толстый.

Мышцы щек и губ развиты очень хорошо, к тому же наличие в щеках плотных жировых комочков придает им вид пухлых или даже толстых. На деснах, так же как и на щеках, располагаются плотные участки, напоминающие вид валиков. Именно благодаря такому строению ротовой полости грудного ребенка процесс сосания становится возможным.

Внутренняя поверхность ротовой полости покрыта слизистой оболочкой, которая тоже имеет свои особенности: она очень нежная, легкоранимая и богато снабжена кровеносными сосудами. До 3--4-месячного возраста ребенка еще недостаточно развиты, что обусловливает некоторую сухость слизистой, однако после этого возраста выделение слюны значительно увеличивается, да так, что ребенок ее просто не успевает проглатывать, и она вытекает наружу.

Особенности строения пищевода у детей заключаются в следующем: он короткий, узкий и высоко расположен.

Пищевод у новорожденного начинается на уровне III--IV шейных позвонков, длина и ширина у грудного ребенка она составляет 10--12 см, а ширина -- 5 см. Пищевод очень хорошо кровоснабжается, однако его мышечный слой развит плохо. Желудок ребенка также имеет свои особенности. Прежде всего, с возрастом изменяется само расположение желудка. Если у новорожденных детей он находится горизонтально, то к возрасту 1--1,5 лет, когда ребенок начинает ходить, он располагается более вертикально. Конечно, с возрастом увеличивается и объем желудка: от 30--35 мл при рождении до 1000 мл к 8 годам. Мамы прекрасно знают, что грудные дети очень часто заглатывают воздух и срыгивают, однако мало кто знает, что эти процессы также обусловлены особенностями строения желудка, а точнее местом перехода пищевода в желудок: вход в желудок закрывает мышечный валик, избыточное развитие которого не позволяет пище быстро поступать в желудок и делает возможным срыгивание.

Внутренний слизистый слой желудка хорошо кровоснабжается, так как содержит огромное количество кровеносных сосудов. Развитие мышечного слоя заторможено, он долгое время остается недоразвитым. Железы желудка недоразвиты, и их количество значительно уступает количеству желез у взрослого человека, что приводит к низкому содержанию желудочного пищеварительного сока у детей первого месяца жизни и снижению его кислотности. Однако, несмотря на небольшую пищеварительную активность, в желудочном соке содержится достаточное количество вещества, которое хорошо расщепляет компоненты грудного женского молока.

Печень, как и многие другие органы новорожденных детей, функционально незрелая, даже несмотря на то, что она имеет относительно большие размеры и выходит из-под края правой реберной дуги на 1--2 см. Так, например, у новорожденных детей печень составляет 4% от массы тела, в то время как у взрослых -- только 2%. Так же как и поджелудочная железа, печень приобретает дольчатое строение только к 1--2 годам.

Еще одним компонентом пищеварительной системы является кишечник. Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки.

Основными функциями тонкой кишки является переваривание белков, углеводов и жиров, а также всасывание полученных из них необходимых для организма веществ, однако у детей она достаточно долго остается незрелой, а следовательно, плохо работает. К тому же тонкий кишечник у детей занимает непостоянное

положение, которое определяется степенью его наполнения и относительно большей длиной, чем у взрослого человека.

Толстый кишечник к рождению также остается незрелым, В течение первых 12--24 ч после рождения кишечник ребенка остается стерильным, однако уже через 4--5 дней через рот, верхние дыхательные пути и прямую кишку в кишечник попадают различны, такие как бифидум-бактерии, лактобактерии и небольшое количество кишечной палочки. Заселение кишечника бактериями приводит к улучшению переваривания пищи и образованию витаминов.

Общими особенностями кишечника у детей грудного и раннего возраста являются его повышенная проницаемость, недоразвитие мышечного слоя и иннервации, богатое кровоснабжение и повышенная ранимость. В связи с тем, что мышечные клетки в детском организме плохо тренированы, пища по желудочно-кишечному тракту продвигается медленно.

Частота актов дефекации у новорожденного ребенка равняется частоте кормлений и составляет 6--7 раз в сутки, у грудного -- 4--5, у ребенка второго полугодия жизни -- 2--3 раза в сутки. К двухлетнему возрасту частота испражнений становится такой же, как и взрослого человека: 1--2 раза в сутки.

5. Мочевая система

Относительно большие размеры почек и короткая длина поясничного отдела позвоночника предопределяют низкое топографическое размещение почек у детей первых лет жизни. Верхний полюс почек расположен на уровне XI-XII грудного позвонка, а нижний - на уровне IV поясничного, т.е. ниже гребня подвздошной кости. У детей раннего возраста почки более подвижны, что обусловлено слабым развитием навколонирковои жировой клетчатки. В первые годы жизни почки имеют лобулярное строение. Миски почек относительно широкие, мочеточники отходящих под прямым углом. Мочеточники более извилистые, кое гипотонические и имеют относительно большой диаметр. Мочевой пузырь у детей грудного возраста расположен над симфизом, позже он опускается в малый таз. Мочеиспускательный канал у девочек во все возрастные периоды короче и шире, чем у мальчиков.

Указанные морфологические особенности мочевой системы у детей является предпосылками к возможному развитию микробно-воспалительных заболеваний мочевой системы, а также предопределяют интерпретацию ряда инструментальных исследований и методики проведения диагностических исследований.

Секреция мочи с выделением его в алантоисну и амниотическую жидкости происходит уже в антенатальный период. На этом этапе моча гипотоническая относительно плазмы крови, содержит мало мочевой кислоты, мочевины, хлоридов. После рождения почка становится основным органом, который обеспечивает жизненно необходимое постоянство внутренней среды организма. У детей раннего возраста концентрационная функция почек снижена. Низкая плотность мочи связана с малым диаметром клубочков, уменьшенной продукцией антидиуретического гормона, недоразвитостью осморегуляторов, функциональной неполноценностью эпителия дистальных канальцев и др.

Общий диурез у новорожденных в 2-8 раза выше, чем у детей старшего возраста. Он составляет 80-90 мл на 1 кг массы тела в первые месяцы жизни и около 50 мл на 1 кг массы тела у детей 8-10-летнего возраста.

6. Опорно-двигательный аппарат

У новорожденного позвоночный столб прямой, за исключением небольшой крестцовой кривизны. Первый изгиб позвоночника, шейный лордоз, появляется у ребенка в грудном возрасте, когда он начинает держать головку. Грудной кифоз возникает в возрасте 6 месяцев, поясничный лордоз и крестцовый кифоз появляются с первыми пробами стояния и ходьбы, т.е. к концу первого года. На первых порах изгибы позвоночника не прочны: грудной и шейный окончательно формируются, как правило, к 6-7 годам, поясничный - к 12 годам.

Мышцы у новорожденного и ребенка грудного возраста развиты слабо; они составляют около 25 % массы его тела, тогда как у взрослого -- не менее 40--43 % .У детей первых месяцев жизни отмечается повышенный тонус мышц, так называемая физиологическая гипертензия, которая связана с особенностями функционирования центральной нервной системы. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей; этим объясняется тот факт, что дети грудного возраста, если их распеленать, обычно лежат с согнутыми руками и ногами. Постепенно эта гипертензия исчезает.

Сила и тонус мышц у ребенка слабые. Двигательная способность появляется сначала у мышц шеи и туловища, а потом уже у мышц конечностей.

7. Эндокринная система

Надпочечники во время родов несут наибольшую из всех желез нагрузку и часть их клеток погибает, что определяет течение некоторых пограничных состояний. Вилочковая железа, играющая защитную роль, при рождении относительно велика, впоследствии уменьшается в размерах. Щитовидная и околощитовидные железы, гипофиз продолжают развиваться после рождения. Поджелудочная, участвующая в пищеварении и принимающая участие в обмене углеводов (вырабатывает гормон инсулин) к моменту рождения функционирует хорошо.

Список литературы

Анатомия и физиология. Диагностический справочник: -- Москва, АСТ, Астрель, 2010 г.- 272 с.

Анатомия и физиология. Справочник: Тина Парсонс -- Москва, АСТ, Астрель, 2003 г.- 282 с.

Биология. Часть 2. Анатомия и физиология человека. Общая биология. Карманный справочник школьника и абитуриента: -- Санкт-Петербург, НТЦ "Университетский", 2002 г.- 64 с.

Занимательная физиология: Александр Никольский -- Санкт-Петербург, Книжный Клуб Книговек, Северо-Запад, 2010 г.- 256 с.

Нормальная физиология. В 3 томах. Том 1. Общая физиология: -- Санкт-Петербург, Академия, 2006 г.- 240 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ряд анатомических особенностей сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы в детском возрасте. Характерные показатели возрастной динамики ребенка. Особенности костной ткани у детей. Развитие пищеварительной и эндокринной системы ребенка.

    реферат , добавлен 13.06.2011

    Физическое и нервно-психическое развитие детей грудного возраста. Особенности вскармливания детей грудного возраста. Главные задачи дородового патронажа. Требования к одежде, обуви беременной. Рекомендации по режиму дня для детей грудного возраста.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2010

    Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП). Особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма у здоровых детей и детей с ДЦП. Физическое развитие у мальчиков и девочек 14 лет ОГОУ школы-интерната VI вида № 1 "Улыбка" г. Ульяновск.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2012

    Новорожденный ребенок. Особенности строения и функций нервной системы у детей. Анатомо-физиологические особенности костной ткани. Особенности мышечной системы. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания, сердечно-сосудистой системы.

    реферат , добавлен 23.09.2007

    Морфофункциональная характеристика детского организма по периодам развития, особенности формирования органов и систем. Методика исследования физического развития и функционального состояния организма детей школьного возраста, адаптация к нагрузкам.

    учебное пособие , добавлен 20.01.2012

    Биологическая и социальная возрастная периодизация развития детей. Акселерация и гипотезы объясняющие ее. Анатомо-физиологические особенности детей в различные возрастные периоды. Проявления действия вредных факторов. Профилактические мероприятия.

    презентация , добавлен 14.04.2014

    Развитие сердечно-сосудистой системы – одной из интегрирующих систем, играющей важную роль в поддержании гомеостаза растущего организма ребёнка. Особенности кровеносных сосудов на разных этапах развития. Возрастные изменения в сердечной системе.

    контрольная работа , добавлен 03.11.2014

    Возрастные особенности органов пищеварения у новорожденного ребенка, у детей грудного возраста. Гистологическое строение поджелудочной железы. Базальная часть ацинарной клетки. Внутридольковые желчные и синусоидные капилляры. Строение и функции печени.

    презентация , добавлен 07.05.2014

    Особенности психики и познавательной деятельности, личностного формирования детей и школьников в различные возрастные периоды. Строение и деятельность органов и систем новорожденного. Анатомо-физиологические особенности развития органов и систем.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2012

    Нервная система ребенка. Периоды развития вилочковой железы. Морфологические и физиологические особенности кожи новорожденного и грудного ребенка. Перестройка деятельности организма ребенка при его рождении. Показатели умственного развития ребенка.

В этом разделе кратко изложены основные анатомо-физиологические особенности челюстно-лицевой области и отдельных органов и систем детского тела. Особенности отдельных органов и систем рассматриваются также в разных параграфах отдельно, что необходимо для ясности изложения и легкости усвоения.

Однако надо помнить, что в целостном организме ребенка, как и в организме взрослого, функции всех органов связаны между собой.

Например, ангины, хронические тонзиллиты, ревматизм, нефриты, полиартриты, нарушения сердечнососудистой системы и другие поражения в какой-то степени развиваются под влиянием болезней зубов, полости рта и т. д.

Поэтому когда мы говорим о возрастных морфологических и функциональных особенностях (нормах) того или другого органа или системы органов, имеется в виду здоровый ребенок, у которого все органы функционируют нормально и который находится в правильных, соответствующих его возрасту условиях окружающей среды.

Для правильного понимания особенностей детского возраста при изучении детской стоматологии студенту необходимо постоянно углублять знания по эмбриологии, физиологии, анатомии челюстно-лицевого аппарата и другим теоретическим дисциплинам.

«Стоматология детского возраста», А.А.Колесов

Язык происходит от первых трех жаберных дуг. В конце 4-й недели утробной жизни на ротовой поверхности первой (челюстной) дуги возникают три возвышения: посредине непарный бугорок и по бокам два боковых валика. Они увеличиваются в размерах и сливаются вместе, образуя, кончик и тело языка. Несколько позднее из утолщений на второй и отчасти на третьей жаберных дугах…


У новорожденного в каждой челюсти залегает 18 фолликулов (10 молочных и 8 постоянных) различной стадии формирования и минерализации. Рентгенологически фолликул зуба выявляется в виде очага разряжения круглой формы с четко выраженным ободком кортикальной пластинки по периферии. Контуры коронки будущего зуба можно проследить только с началом процесса минерализации, который начинается от эмалево-дентинной границы. Во время формирования…


Развитие нижней челюсти начинается с образования костной ткани из нескольких точек окостенения, расположенных в клетчатке, прилежащей к меккелеву хрящу. Постепенно формируется покровная кость, окружающая этот хрящ, сам же хрящ редуцируется, уступая место развивающемуся телу нижней челюсти. Задние отделы челюсти, ее ветви, образуются независимо от меккелева хряща из соответствующих точек окостенения. Окостенение двух половин нижней челюсти…


Во втором полугодии 1-го года жизни у ребенка прорезываются зубы и он постепенно приучается к жеванию. С отнятием от груди ребенок совершенно перестает получать пищу при помощи акта сосания. Ребенок рождается, как правило, без зубов, случаи внутриутробного прорезывания наблюдаются редко. Преимущественно наблюдались врожденные нижние резцы. Прорезывание зубов начинается образованием на десне нижней челюсти плотных выбуханий,…


Прямыми предками зубов следует считать чешую рыб. Наибольшее сходство с зубами имеет простейший тип рыбьей чешуи, а именно плакоидный. Внутри каждой такой чешуйки имеется полость, выполненная богатой кровеносными сосудами тканью — пульпой. Твердое вещество чешуи по физическим свойствам, химическому составу и гистологическому строению соответствует особенностям зубов высших позвоночных. В них различают эмаль — дериват эктодермы,…


В процессе формирования корня принято различать две стадии: стадию несформированной верхушки и стадию незакрытой верхушки (Е. А. Абамутова). В первой стадии стенки корня тонкие, идут параллельно друг другу. Канал широкий, у верхушки еще более расширяется и переходит в ростковую зону, которая представлена в виде очага разряжения костной ткани, ограниченного по периферии четко выраженной кортикальной пластинкой….



На 7-й неделе, когда эмбрион начинает походить на человека и наименование «эмбрион» заменяют термином «плод», у него вдоль верхнего и нижнего края первичной ротовой полости появляется утолщение многослойного плоского эпителия. Этот эпителий, врастая в подлежащую мезенхиму, образует зубную пластинку. Образовавшаяся зубная пластинка растет в глубину и принимает вертикальное положение. По ее краю появляются колбовидные разрастания…


Клыки Коронка молочного клыка верхней челюсти, как правило, короче постоянного и имеет выпуклые поверхности. Характерным является наличие на режущем крае острого зубца и на небной поверхности ярко выраженных бугорков. Коронка клыка нижней челюсти уже клыка верхней. Зубец сохраняется на нем более длительное время. Корень клыка округлой формы с несколько изогнутой верхушкой. Первые моляры Коронка первого…


На 7-м месяце твердые ткани зуба в форме «черепочков» имеются и у моляров. Прорезывание зубов начинается еще в той стадии его развития, когда заканчивается образование коронки и только начинается формирование корня. Зачатки постоянных зубов начинают возникать на 5-м месяце утробной жизни в форме утолщений на свободном крае зубной пластинки, продолжающей расти в глубину после закладки…


После 6 лет начинается смена молочного прикуса на постоянный. Этому предшествуют рост зачатков постоянных зубов и физиологическое рассасывание корней молочных зубов, которые выглядят укороченными, изъеденными. Процесс рассасывания корня начинается с рассасывания костной пластинки, отделяющей зачаток постоянно/о зуба от лунки молочного зуба. После этого в цементе корня начинают появляться участки резорбции (чашеобразные углубления), так называемые гаушиповые…


НОВОСИБИРСКий государственный

МЕДИЦИНСКий университет

КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Физиологические особенности детского организма

НОВОСИБИРСК 2011


Методическое пособие «Физиологические особенности детского

организма» по курсу нормальной физиологии

Новосибирский Государственный медицинский университет, 2011.- 79 с.

Методическое пособие предназначено для студентов второго курса

педиатрического факультета как дополнение к учебнику и лекциям.

Утверждено Центральной комиссией методического

Г.Я. Двуреченская

Т.В. Перехвальская

Н.Б. Пиковская

Под редакцией заведующего кафедрой нормальной физиологии НГМА д. м. н. профессора В. Ю. Куликов,

Рецензенты:

Зав. кафедрой пропедевтики детских болезней

Д.м.н. Т.В. Карцева

Профессор кафедры патофизиологии

Д.м.н., профессор Самсонова Е.Н.

ã Новосибирский Государственный медицинский университет


Предисловие

Предлагаемое студентам педиатрического факультета учебное пособие содержит необходимые сведения о физиологии развивающегося организма, о тех принципиальных отличиях от организма взрослого человека, на которые следует обратить особое внимание, поскольку они во-первых, отражают закономерности и этапы роста, а во-вторых, определяют и особенности развития патологических процессов в детском организме.

Материал пособия полностью соответствует программе изучения дисциплины «Нормальная физиология», расширяет и углубляет информацию, получаемую на лекциях. Структура пособия соответствует разделам и темам дисциплины, все особенности детского организма изложены в соответствии с планом изучения дисциплины, принятым на кафедре нормальной физиологии.

Несколько большее внимание уделено вопросам общей физиологии: развитию нервной системы, становлению рефлекторной деятельности, этапам появления и исчезновения отдельных рефлексов, особенностям высшей нервной деятельности ребенка, поскольку эти системы определяют поведение и отражают изменение вариантов взаимодействия организма с внешней средой.


Введение

В процессе индивидуального развития организм ребенка изменяется как единое целое. Его структурные и функцио­нальные особенности обусловлены взаимодействием всех органов и систем на разных уровнях интеграции, от внутри­клеточного до межсистемного. Именно поэтому в качестве критериев возрастной периодизации неоднократно исполь­зовались такие интегральные показатели, как рост и изме­нения формы организма, специфическая морфофункциональная дифференцировка физиологических систем и особен­ности поведения ребенка, которые отражают уже достигну­тый к определенному этапу онтогенеза результат развития индивида.

Согласно представлению И. А. Аршавского, в основу возрастной периодизации должны быть положены критерии, отражающие специфику целостного функциони­рования организма. В качестве такого критерия предлагает­ся выделенная для каждого этапа развития ведущая функ­ция , характеризующая способ взаимодействия организма с внешней средой.

В детально изученном И. А. Аршавским и его сотрудни­ками раннем детском возрасте в соответствии с характером питания и особенностями двигательных актов выделены периоды: неонатальный, во время которого имеет место вскармливание молозивным молоком (8 дней), лактотрофной формы питания (5-6 мес.), лактотрофной формы пита­ния с прикормом и появление позы стояния (7-12 мес.), ясельного возраста (1-3 года) - освоение локомоторных актов в среде (ходьба, бег).



В последующие периоды онтогенеза возрастает актив­ное отношение ребенка к средовым факторам, усиливается роль высших отделов ЦНС в обеспечении контактов с внешним миром; поэтому возрастная периодизация раз­вития с учетом характера взаимодействия со средой приоб­ретает психофизиологическую направленность.

Существует значительное число исследований, посвя­щенных изучению перестроек психического статуса ребенка, изменению его познавательных процессов [Ж. Пиаже, 1932], уровня сознания [Г. К. Ушаков, 1966], ведущей формы психической деятельности [Д. Б. Эльконин, 1976]. Бесспорно, все эти данные должны быть учтены и при раз­работке возрастной периодизации, так как свидетельствуют о значительных перестройках функции мозга. Вместе с тем следует подчеркнуть, что поиск физиологических критериев применительно к детскому организму является базой для таких отраслей медицины, как педиатрия, детская хирургия, гигиена детей и подростков. Отечественными учеными - медиками, физио­логами, педагогами - неоднократно подчеркивалось зна­чение возрастной физиологии для обеспечения оптимального развития организма. Еще в конце XIX в. русский врач Н. П. Гундобин , перу которого принадлежит первая книга об особенностях развития детского организма, отме­чал фундаментальное значение знаний о нормальном фи­зическом и умственном развитии ребенка. Близкая точка зрения была высказана И. П. Павловым: «Все законы воспи­тания и развития должны быть основаны на физиологии» . Фундаментальное значение в возрастной физиологии имеет принцип гетерохронии развития органов и систем, сформулированный А. Н. Северцовым и детально разработанный П. К. Анохиным в теории системогенеза. Согласно взглядам П. К. Анохина, преобразования одних компонентов организма сдвинуты во времени относительно преобразования других, что обусловливает степень зрело­сти, следовательно, и специфику функционирования орга­низма ребенка на разных этапах развития. Вместе с тем, согласно теории П. К. Анохина о системогенезе, гетерох­рония возникновения и развития функциональных систем определяет прежде всего адаптивные возможности организ­ма, обеспечивая определенный приспособительный эффект в отдельные моменты онтогенеза. Этот приспособительный эффект отражает надежность функционирования биологи­ческих систем, которая достигается на разных этапах онто­генеза включением различных факторов.

А. А. Маркосян считает, что надежность биологической системы является одним из общих принципов индивидуального развития, базирующимся на таких свойствах живой системы, как избыточность ее элементов, их дублирование и взаимозаменяемость, быстрота возврата к состоянию от­носительного постоянства и динамичность взаимодействия отдельных звеньев системы . Надежность биологиче­ской системы в ходе онтогенеза проходит определенные этапы становления и формирования, обусловливая совер­шенствование адаптивных реакций развивающегося орга­низма в процессе усложнения его контактов с внешней средой и вместе с тем адаптивный, приспособительный характер функционирования на каждом отдельном этапе онтоге­неза. Отсюда очевидно, что отдельные этапы развития ребенка характеризуются как разной степенью зрелости и особенностями функционирования органов и систем, так и различием в механизмах, определяющих специфику взаимодействия организма и внешней среды.

Согласно существующей в настоящее время возрастной периодизации, в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды: новорож­денный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней - 1 год), раннее детство (1--3 года), первое детство (4-7 лет), вто­рое детство (8-12 лет - мальчики, 8-11 лет - девоч­ки), подростковый возраст (13-16 лет - мальчики, 12- 15 лет - девочки) и юношеский возраст (17-21 год - юноши, 16-20 лет-девушки) [Проблема возрастной периодизации человека, 19651. Эта периодизация несколько отличается от предложенной В. В. Бунаком за счет выделения периода раннего детства, некоторого сме­щения границ второго детства и подросткового периода. Вместе с тем следует подчеркнуть, что проблема возрастной периодизации окончательно не решена, прежде всего, по­тому, что все существующие периодизации, включая и по­следнюю общепринятую, недостаточно физиологически обос­нованы. Необходимость физиологического обоснования воз­растной периодизации очевидна, она диктуется самой за­дачей выделения различных по функциональным характе­ристикам этапов развития ребенка.

Следует признать, что до сих пор не решен вопрос о том, какие физиологические критерии должны быть положены в основу возрастной периодизации.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

Ведущая роль в развитии детского организма в первый год жизни принадлежит центральной нервной системе. С одной стороны, она связывает воедино все внутренние органы и регулирует протекающие в них процессы, с другой, она выступает в качестве посредника между организмом в целом и внешней средой.

К моменту рождения самым развитым у ребенка оказывается спинной мозг, о чем свидетельствуют простейшие рефлекторные движения.

Что касается головного мозга, то его относительная масса достаточно велика: V8 от общего веса тела. В первый год жизни происходит формирование нервных клеток внутри каждого слоя коры обоих полушарий.

Известный русский физиолог И. П. Павлов пришел к выводу о том, что возбудимость центральной нервной системы у детей неодинакова: у одних преобладают процессы торможения, у других - процессы раздражения, у некоторых эти процессы уравновешивают друг друга. Поэтому реакция у детей на одни и те же явления окружающей действительности разная.

В основе поведения каждого человека лежат условные и безусловные (врожденные) рефлексы. Новорожденный обладает только безусловными рефлексами (сосательным, оборонительным и др.), а условные у него начинают формироваться с конца первого месяца жизни по мере развития спинного мозга и подкорковых отделов мозга.

В выработке положительных или отрицательных условных рефлексов у маленьких детей важное место занимают и органы чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Как известно, они представляют собой периферические отделы анализаторов, передающих в центральную нервную систему раздражения из внешней среды. Начиная с пятого месяца жизни, в формировании естественного поведения ребенка участвуют все анализаторы.

Одним из основных органов чувств является зрение. У новорожденного ребенка под действием яркого света суживается зрачок; реагируя на прикосновения, он мигает или жмурится. Но мигательные движения глаз еще очень слабы и редки.

У некоторых новорожденных наблюдается косоглазие, которое обычно проходит через 3-4 недели.

Со второго месяца ребенок в состоянии удерживать взгляд на ярких предметах и наблюдать за их движением. С пяти месяцев у него появляться способность рассматривать предметы обоими глазами на близком расстоянии. В шесть месяцев ребенок начинает различать цвета.

Новорожденный ребенок слышит только громкие звуки. Но постепенно его слух обостряется, и он начинает слышать тихие звуки.

Со третьего месяца ребенок поворачивает голову, ища глазами источник звука.

Вкусовые рецепторы у новорожденных детей развиты хорошо. С самого начала он отказывается от кислого или горького, предпочитая сладкое.

Обоняние у младенцев развито слабее, чем вкус, но тем не менее, уже с первых месяцев жизни они реагируют на запахи.

Чувство осязания имеется уже у новорожденного, наиболее ярко оно проявляется при прикосновении к его ладоням, подошвам стоп и лицу.

Особенно сильно у детей первого года жизни выражена болевая и кожная чувствительность на изменения температуры.

У здорового ребенка кожа мягкая, эластичная, упругая, розоватого цвета.

Многочисленные сальные железы имеются уже у новорожденного, но полного своего развития они достигают только к 4-5 месяцам.

Потовые железы развиты плохо и на протяжении 3-4 месяцев вообще не функционируют.

Слизистая оболочка носового прохода и полости рта очень богата кровеносными сосудами и легко ранима. Набухшая слизистая при простудных заболеваниях препятствует нормальному дыханию.

У новорожденного подкожная жировая прослойка развита елаоо, но в течение первых шести месяцев она начинает оыстро увеличиваться сначала на лице, конечностях, потом на туловище и в последнюю очередь на животе.

Выполняемые кожей функции у ребенка первого года жизни имеют особенности.

Защитная функция значительно снижена, так как роговой слой кожи развит слабо и легко слущивается, ла коже легко образуются трещины и ссадины, которые могут стать причиной возникновения инфекции и кожных заболеваний.

Поскольку кожа ребенка богата кровеносными сосудами, а ее роговой слой очень тонкий, она обладает повышенной способностью к впитыванию. Это особенно важно учитывать при применении различных кремов и мазей.

Дыхательная функция кожи у ребенка развита гораздо сильнее, чем у взрослого: она интенсивнее выделяет углекислый газ и воду.

Теплорегулирующая функция, наоборот, развита слабее, поэтому ребенок, чаще чем взрослый, подвергается переохлаждению и перегреванию.

У новорожденного мышечная масса составляет 14 от общего веса, тогда как у взрослого она значительно больше - около 40%.

Мышечные волокна очень тонкие, сокращения мышц слабые. В первый год жизни развитие мышц идет главным образом за счет утолщения мышечных волокон сначала шеи и туловища, а затем конечностей. Степень развития мускулатуры у маленьких детей можно определить ощупыванием.

Мышечный тонус тоже очень слабый. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей, поэтому младенцы обычно лежат с согнутыми конечностями. Если у здорового ребенка пассивное разгибание конечностей происходит с некоторым сопротивлением (гипертонус), то ему показан массаж, который снимет излишек напряжения. Регулярно проводимые массаж и гимнастика вообще способствуют правильному развитию мускулатуры ребенка.

Скелет новорожденного в основном состоит из хрящевой ткани (позвоночник, запястья и др.), а костная ткань, имеющая волокнистое строение, низкое содержание соли и большое количество кровеносных сосудов, напоминает хрящевую. При слишком тугом пеленании или неправильном положении кости младенца быстро приобретают неправильную форму.

Голова новорожденного имеет правильную форму, на ней при ощупывании легко определяются расхождения между отдельными костями черепа. В первый год происходит самый интенсивный рост костей черепа: к 2-3 месяцам швы уже затягиваются. Но окончательное сращение костей черепа происходит к 3-4 годам.

На голове новорожденного ребенка прощупываются два родничка, затянутые перепонкой: большой и малый. Большой родничок находится в месте схождения теменных и лобной костей и имеет ромбовидную форму. Малый родничок расположен в месте схождения теменных и затылочной костей и имеет форму треугольника. Малый родничок зарастает к 3 месяцам, а большой - к 12-15.

Позвоночник новорожденного почти прямой. Но как только ребенок начинает

держать голову, у него образуется шейная кривизна выпуклостью вперед - лордоз.



В 6-7 месяцев, когда ребенок начинает сидеть, появляется изгиб грудного отдела

позвоночника выпуклостью назад - кифоз, а когда ребенок начинает ходить (9 -

12 месяцев), у него образуется поясничный изгиб выпуклостью вперед.

У новорожденного грудная клетка имеет коническую или цилиндрическую форму с приподнятыми ребрами, как бы на высоте вдоха. Ребра расположены почти под прямым углом к позвоночнику, поэтому подвижность грудной клетки у младенца ограничена.

Когда ребенок начинает ходить, форма грудной клетки у него меняется: в месте соединения хряща ребра с костной тканью образуется угол, опущенный книзу. На вдохе нижние концы ребер приподнимаются кверху, ребра из косого положения переходят в более горизонтальное, при этом грудина приподнимается вперед и кверху. Форма таза у новорожденных мальчиков и девочек "практически одинаковая. Рост конечностей, как и формирование скелета, начавшись на перовом году жизни, продолжается несколько лет.

Органы дыхания маленького ребенка очень отличаются от органов дыхания взрослого человека. Мы уже говорили о том, что слизистая оболочка носоглотки и ротовой полости богата кровеносными и лимфатическими сосудами, что создает благоприятные условия для развития набухания и разного рода воспалений.

Ребенок первого года жизни не умеет дышать ртом, поэтому при насморке он задыхается во время сосания.

Полости носа новорожденного недоразвиты, носовые ходы узки, но с ростом лицевых костей длина и ширина носовых ходов увеличивается.

Евстахиева труба, соединяющая носоглотку и барабанную полость уха, у маленьких детей короткая и широкая, она расположена более горизонтально, чем у взрослого. Инфекция легко переносится из носоглотки в полость среднего уха, поэтому у детей инфекционные заболевания верхних дыхательных путей часто сопровождаются воспалением среднего уха.

Лобная и гайморовы пазухи в основном развиваются к 2 годам, но окончательное их формирование происходит гораздо позже.

Относительная длина гортани невелика, форма воронкообразная, и только с возрастом она становится цилиндрической. Просвет гортани узкий, хрящи мягкие, слизистая очень нежная и пронизана множеством кровеносных сосудов. Голосовая щель между голосовыми связками узкая и короткая. Поэтому даже незначительные воспаления в гортани ведут к ее сужению, проявляющемуся в удушье или затрудненном дыхании.

Менее эластичные, чем у взрослого, трахея и бронхи имеют узкий просвет. Слизистая оболочка при воспалениях легко набухает, вызывая его сужение.

Легкие грудного ребенка развиты слабо, их эластическая ткань хорошо наполняется кровью, но недостаточно - воздухом. Из-за плохой вентиляции у маленьких детей часто наблюдается спадение легочной ткани в нижне-задних отделах легких.

Особенно быстро увеличение объема легких происходит в первые три месяца жизни. Постепенно меняется их структура: соединительнотканные прослойки заменяются эластической тканью, увеличивается количество альвеол.

Выше мы говорили о том, что подвижность грудной клетки у детей первого года жизни ограничена, поэтому сначала легкие растут в сторону мягкой диафрагмы,

обуславливая диафрагмальный тип дыхания. После того как дети начинают ходить, дыхание у них становится грудным или грудобрюшным.

Обмен веществ у ребенка происходит гораздо быстрее, чем у взрослого, поэтому он больше, чем взрослый, нуждается в кислороде. Повышенная потребность в кислороде компенсируется у ребенка более частым дыханием.

С момента рождения у ребенка устанавливается правильное и равномерное дыхание: 40-60 дыханий в минуту. К 6 месяцам дыхание становиться более редким (35-40), а к году оно составляет 30-35 дыханий в минуту.

В раннем возрасте частые простудные заболевания, особенно воспаление легких, могут вызвать у детей серьезные осложнения.

Для правильного развития ребенка и приобретения им стойкого иммунитета к различным заболеваниям с ним необходимо заниматься гимнастическими и дыхательными упражнениями, а также проводить регулярные сеансы гигиенического массажа.

Органы выделения (почки, мочеточники и мочевой пузырь) у ребенка начинают функционировать сразу с момента рождения и работают намного интенсивнее, чем у взрослого.

Почки, выводящие из организма воду и продукты обмена, особенно быстро растут на первом году жизни ребенка. Расположены они ниже, чем у взрослого, и имеют более высокий относительный вес. К моменту рождения они дольчатые, но на втором году жизни эта дольчатость исчезает. Корковый слой и извитые канальцы почек развиты слабо.

Мышечная ткань широких и извилистых мочеточников слабо развита и выстлана эластические волокнами.

Мочевой пузырь у ребенка находится выше, чем у взрослых. Его передняя стенка расположена в непосредственной близости от брюшной стенки, но постепенно мочевой пузырь леремещается в полость малого таза. Слизистая мочевого пузыря хорошо развита, но мышечные и эластические волокна развиты недостаточно. Объем мочевого пузыря у новорожденного составляет около 50 мл, к 3 месяцам он увеличивается до 100 мл, к году - до 200 мл.

Из-за слабого развития центральной нервной системы в первые 6 месяцев жизни у ребенка 20-25 раз в сутки происходит непроизвольное мочеиспускание. Но по мере роста ребенка число мочеиспусканий сокращается - к году их становится всего 15-16. Количество выделяемой мочи у детей гораздо больше, чем у взрослых. Это объясняется ускоренным обменом веществ, происходящим в их организме. При усиленном потоотделении количество мочи уменьшается. Если же ребенок мерзнет, мочеиспускание учащается.

Правильное развитие желез внутренней секреции очень важно для нормального роста и развития организма ребенка. Сразу после рождения на развитие ребенка оказывают влияние в основном гормоны вилочковой железы, с 3-4 месяцев -? гормон щитовидной железы, а еще через небольшой промежуток времени -гормо* ны передней доли гипофиза.

Функционирование желез внутренней секреции тесно связано с работой центральной нервной системы. Нарушение деятельности хотя бы одного звена этой цепи может привести к серьезным нарушениям физического и психического развития ребенка. Так, отсутствие щитовидной железы или сбои в ее работе, вызывают задержку в формировании скелета, нарушение роста зубов, отставание в психическом развитии.

Относительный вес сердца у ребенка почти в 1,5 раза больше, чем у взрослого. К 8-12 месяцам масса сердца удваивается.

Расположено сердце выше, так как в первый год жизни ребенок, как правило, находится в горизонтальном положении, и диафрагма у него находится выше.

Кровеносные сосуды у новорожденного шире, чем у взрослого. Их просвет постепенно увеличивается, но медленнее, чем объем сердца.

Процесс кровообращения у детей происходит интенсивнее, чем у взрослых.

Пульс у ребенка учащенный: 120-140 ударов в минуту. На один цикл “вдох-выдох” приходится 3,5-4 сердечных удара. Но через полгода пульс становится реже - 100-130 ударов.

Подсчитывать количество сердечных ударов у ребенка лучше во время сна, когда он находится в спокойном состоянии, нажав пальцем на лучевую артерию.

Кровяное давление у детей первого года жизни низкое. С возрастом оно повышается, но у разных детей по-разному, в зависимости от веса, темперамента и т. д.

У новорожденного в крови содержится большое количество эритроцитов и лейкоцитов, гемоглобин повышен. Но постепенно в течение года их число снижается до нормы. Поскольку кроветворная система младенцев очень чувствительна к разного рода внешним и внутренним вредным воздействиям, дети первого года жизни чаще, чем дети более старшего возраста, подвержены заболеванию анемией.

К моменту рождения ребенка развитие лимфатических узлов практически завершено, но их клеточная и тканевая структуры развиты недостаточно. Защитная функция лимфоузлов становится ярко выраженной в конце первого года жизни.

У ребенка хорошо прощупываются шейные, паховые, а иногда подмышечные и затылочные лимфатические узлы.

В связи с тем что в разных возрастных группах задачи физиче­ских упражнений различны, неодинаковы и методы, и средства, применяемые при занятиях ими.

Физические упражнения способствуют гармоническому разви­тию организма детей, подростков и юношей; они улучшают здоро­вье и повышают работоспособность людей зрелого и среднего воз­раста: обеспечивают поддержание работоспособности на достаточно высоком уровне у лиц пожилого возраста; предохраняют от одрях­ления в старческом возрасте.

В этой главе рассматриваются физиологические особенности детей, подростков и юношей . Физиологическая же характеристика состояния организма и изменений, возникающих при мышечной деятельности у людей зрелого возраста, была дана выше.

Физиологические особенности детей школьного возраста

Систематические занятия физическими упражнениями обычно начинаются в школьном возрасте. Поэтому при описании здесь фи­зиологических особенностей растущего организма главное внима­ние обращено на этот возраст.

Размеры тела у детей и подростков увеличиваются неравномер­но. Рост и развитие происходят тем интенсивнее, чем моложе организм. Это особенно заметно в первые годы жизни. Затем интенсив­ность роста постепенно ослабевает и только в период полового созревания (у девочек в 12-16 лет, у мальчиков в 14-18) вновь усиливается.

Вес тела, как и рост, возрастает неравномерно. Наибольшее его увеличение отмечается у школьников в те же возрастные периоды, что и повышение роста. Увеличение веса тела обусловлено разви­тием двигательного аппарата и внутренних органов.

Двигательный аппарат

Развитие костей заканчивается относительно поздно. Например, окостенение фаланг пальцев за­вершается к 9-11 годам, костей запястья - к 10-13 годам, полное срастание диафизов и эпифизов трубчатых костей - лишь к 15- 25 годам.

Физические упражнения способствуют развитию костного аппа­рата. Однако если ребенок и подросток выполняют чрезмерную, непосильную для них работу, то это оказывает неблагоприятное воздействие: происходит преждевременное окостенение и прекра­щение роста трубчатых костей.

Таблица 22

Вес скелетных мышц и их сила (средние данные) в разные возрастные периоды
(по А. В. Молькову)

Показатели

Взрослые

Вес мышц (в % к весу тела)
Сила мышц руки (кг)
Сила мышц спины (кг)

41,8
49,3 155,0

Связочный аппарат у детей и подростков отличается большей эластичностью. Поэтому они обладают большей гибкостью по срав­нению со взрослыми.

Скелетные мышцы развивают­ся пропорционально увеличению общих размеров тела, причем рост мышечной массы несколько опе­режает развитие силы (табл. 22).

Задержка в развитии силы обусловлена тем, что она зависит не только от толщины мышцы (ее физиологического поперечника), но и от способности включать од­новременно в работу максималь­ное количество двигательных функциональных единиц. Эта спо­собность развивается несколько позднее. Поэтому даже развитые; мышцы школьника не могут выполнять тяжелую сило­вую работу. Развитие силы мышц обычно за­канчивается лишь к 20-25 годам. Ее уве­личению способствуют занятия физическими упражнениями. Напри­мер. сила кистей рук у школьников - спортсме­нов заметно больше, чем у их сверстников, не занимающихся спор­том (рис. 73).

Рис. 73. Сила кисти (кг) правой (А) и левой (Б) рук у 15-летних школьни­ков (по Ф. Г. Маркусасу); черные столбики - школьники, не занима­ющиеся спортом; заштрихованные столбики - спортсмены

Возбудимость мышц вполне достаточна для проявления скоростных качеств уже у младших школьников. Развитие быстроты, если в даль­нейшем не совершенст­вовать ее специально, заканчивается к 13- 14 годам. В этом возра­сте максимальная ча­стота движений дости­гает уровня взрослых (рис. 74). Однако в тех случаях, когда быстро­та мышечного сокраще­ния должна соче­таться с силовым на­пряжением (быстрый бег, прыжки в длину и высоту с места), совер­шенствование движе­ний продолжается и в более позднем возрасте (см. рис. 74).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.