Возрастные особенности развития детей первых лет жизни. Всестороннее развитие — с первых лет жизни

Когда дело доходит до развития ребенка, говорят, что самые важные вехи в его жизни происходят в возрасте до 7 лет. На самом деле великий греческий философ Аристотель однажды сказал: «Дайте мне ребенка, пока ему не исполнится 7 лет, и я покажу вам человека».

Так ли важны первые семь лет жизни?

Стили воспитания, теории развития детей могут устаревать и опровергаться. Например, в 1940-х и 1950-х годах педиатры считали, что детское питание лучше, чем грудное молоко. Несколько лет назад врачи сошлись на том, что родители причиняют вред своим младенцам, когда слишком долго носят их на руках. Сегодня обе теории считаются неверными.

Учитывая эти факты, нам нужно задаться вопросом: поддерживает ли какое-либо недавнее исследование гипотезу Аристотеля? Другими словами, есть ли советы для родителей, которые помогут обеспечить успех и счастье детям?

Как и со многими аспектами воспитания, ответ не может быть однозначным. Хотя создание безопасной среды для наших детей имеет большое значение, определенные условия и факторы, такие как болезнь, психологическая травма, не обязательно влияют на благополучие ребенка. Таким образом, первые семь лет жизни не являются на 100% определяющими, по крайней мере, это важный, но не конечный этап развития. Хотя результаты исследований показывают, что эти семь лет жизни имеют большое значение для вашего ребенка, в это время развиваются социальные навыки.

В первые годы жизни мозг быстро развивает свою систему отображения

Данные Гарвардского университета показывают, что мозг развивается быстро в первые годы жизни. До того как ребенку исполнится 3 года, у него каждую минуту формируется 1 миллион нейронных связей. Эти связи превращаются в слаженную систему отображения, сформированную благодаря природным факторам и воспитанию. Начинает работать схема «дать-взять».

В первый год жизни ребенка крики являются своеобразными сигналами для родителей. Давать и брать здесь - это когда родитель реагирует на плач ребенка, кормит его, меняет подгузник или покачивает, чтобы он быстрее уснул.

Однако когда малыш подрастает, взаимодействие «давать и брать» можно выразить в игровой форме. Эти взаимодействия говорят детям, что вы обращаете на них внимание и делаете все то, что они пытаются вам показать. Это может стать основой для того, чтобы ребенок понимал социальные нормы, навыки общения и тонкости взаимосвязи.

Внимание, которое мы уделяем детям

«Мы знаем из неврологии, что нейроны, которые работают вместе, соединяются для выполнения последующих задач», - говорит Хилари Джейкобс Хендель, психотерапевт, специализирующийся на детских психологических травмах. По словам Хилари, нейронные связи подобны корням дерева. Это основа, из которой начинается весь рост.

Это создает впечатление, что жизненные стрессовые ситуации, такие как финансовые заботы, семейные ссоры и болезнь, будут серьезно влиять на развитие вашего ребенка, особенно если они прерывают взаимодействие «давать и брать». Вы переживаете, что страх, чрезмерно плотный график работы или то, что вы часто отвлекаетесь на телефон, планшет, телевизор, может вызвать отрицательные эффекты и беспокойство? Не переживайте, это не делает никого плохим родителем.

То, что вы изредка будете пропускать взаимодействия «давать и брать» не остановит развитие мозга у вашего ребенка. Это связано с тем, что если такие моменты возникают не часто, они не вызывают формирования никаких негативных моделей поведения. Но родителям, у которых есть непрерывные стрессовые факторы в жизни, важно не пренебрегать взаимодействием с детьми в эти ранние годы. Инструменты обучения, такие как осознанность и любовь, могут помочь родителям стать более «настоящими» со своими детьми.

Что такое стили привязанности и на что они могут повлиять?

Привязанность - еще одна важная составляющая развития ребенка. В 1969 году Мэри Эйнсворт провела свое исследование, известное как «странная ситуация». Она наблюдала за реакцией детей, когда их мама покидала комнату, а через время возвращалась.

Основываясь на своих наблюдениях, она пришла к тому, что у детей есть четыре стиля привязанности:

  • надежный;
  • тревожно-амбивалентный;
  • избегающий;
  • дезорганизованный.

Эйнсворт обнаружила, что дети, у которых надежный стиль привязанности, расстраиваются, когда их родитель уходит, но радуются его возвращению. С другой стороны, тревожно-амбивалентные дети расстраиваются, когда мама уходит, а по ее возвращении буквально цепляются за нее, но вскоре отталкивают.

Дети с избегающим стилем не расстраиваются из-за отсутствия родителя и не радуются, когда он возвращается в комнату. Ребятишки с дезорганизованным стилем привязанности - это дети, которые подвергаются физическому или эмоциональному насилию. Им тяжело проявлять какие-либо чувства и эмоции к своим родителям.

Как стили привязанности влияют на то, как развиваются будущие отношения?

Со слов психологов, если родители достаточно хорошо ухаживают за своими детьми, в 30% случаев ребенок развивает надежную привязанность, а это, в свою очередь, способность противостоять жизненным вызовам. И надежная привязанность - идеальный стиль.

Такие дети могут грустить, когда их родители уходят, но когда с ними остается сиделка, они успокаиваются. Они также рады, когда их родители возвращаются, показывая, что понимают, насколько отношения заслуживают доверия. По мере взросления надежно привязанные дети полагаются на отношения с родителями, учителями и друзьями. Они рассматривают эти взаимодействия как безопасные, когда их потребности удовлетворяются.

Стили привязанности устанавливаются на раннем этапе жизни и могут повлиять на любые взаимоотношения человека во взрослой жизни.

Но наличие определенного стиля привязанности - это не конец истории.

К 7 годам дети складывают все кусочки вместе

В то время как первые семь лет не определяют счастья ребенка на всю жизнь, быстро растущий мозг закладывает прочную основу относительно того, как малыш общается и взаимодействует с миром, обрабатывает информацию о том, как на него реагируют.

К тому времени, когда дети идут в первый или второй класс, они начинают немного отделяться от своих родителей и ищут друзей в школе. Они также начинают рассчитывать на признание со стороны сверстников, лучше подготовлены, чтобы говорить о своих чувствах.

Семилетние дети также могут глубже понимать информацию, которая их окружает. Они могут говорить метафорами и мыслить шире.

Достаточно ли «обыкновенного» воспитания?

Это может показаться не столь вдохновляющим, но «обычные» методы воспитания, то есть удовлетворение физических и эмоциональных потребностей наших детей (готовить еду, каждый день укладывать их в постель, реагировать на неудачи и достижения), могут помочь детям развить здоровые нейронные связи.

И это помогает создать надежный стиль привязанности, позволяет детям лучше справляться с этапами развития.

Заключение

Как родители, мы не можем контролировать каждый аспект благополучия нашего ребенка. Но то, что мы можем сделать, так это настроить их на успех благодаря нашему с ними взаимодействию в качестве заслуживающего доверия взрослого. Мы можем показать им, как управляем своими чувствами, так что когда они будут проходить через плохие этапы в жизни, такие как развод или стресс, они могут вспомнить, как мама отреагировала на ту или иную ситуацию, когда она была молодой.

Надеемся, эта информация поможет вам!

Дело в том, что мироощущение ребенка постоянно меняется. Буквально каждый месяц малыш проходит через кризисы, обусловленные скачками роста. Что это такое, обязательно почитайте в моей статье . Всего лишь за год жизнь крохи кардинально изменится четыре раза, а вместе с ней и ваш образ жизни. Поэтому самое главное, что вам нужно уметь - это быть терпеливой, гибкой и осведомленной , чтобы вовремя и адекватно реагировать на возникшие перемены. Многие же мамы долгое время продолжают жить в прошлом, не принимая новые обстоятельства. Это приводит к капризам ребенка, который никак не может иначе до мамы достучаться, и к порче нервов самой мамы, которая не может или не хочет подстраиваться под новую жизнь малыша…

Периоды первого года жизни ребенка

Какие же существуют периоды? В первый год я выделяю следующие этапы:

  1. От рождения до 3 месяцев.
  2. От 3 до 6 месяцев.
  3. От 6 до 9 месяцев.
  4. От 9 месяцев до года.

Ниже я расскажу, чем эти периоды различаются и как провести это время наиболее эффективно и приятно;)

От 0 до 3 месяцев

Самый тяжелый этап в жизни как ребенка, так и матери. Перемена произошла так внезапно, и всем еще нужно привыкнуть друг к другу. Мама зачастую не понимает, даже если он не первый. Колики, лактостазы, хронический недосып… Все это бывает непросто пережить, если не знать некоторые моменты, которые могут здорово облегчить жизнь!

Во-первых, обязательно прочитайте мою статью , чтобы не допустить типичных ошибок, превращающих материнство в ад.

Во-вторых, привлекайте помощников по максимуму. Сейчас я очень жалею, что старалась не напрягать родственников и гуляла с коляской по большей части сама. Новорожденные отлично спят на улице по 2-3 часа, и я советую вам отдать эту обязанность папе, бабушке или дедушке, а самой отвлекаться - возобновить уход за собой, заняться любимым делом или поспать , в конце концов. Нет ничего сложного в том, чтобы покатать коляску по парку - любой справится. А вы получите драгоценные часы наедине с собой и к малышу вернетесь обновленной, любящей мамой.

В-третьих, помните, что этот период закончится. А в нем есть и неоспоримые преимущества, просто не все их сразу замечают! Например, в первые три месяца жизни ребенок более 70% времени спит, а значит можно заниматься своими делами. Да, как правило, эти дела происходят с малышом в слинге или под грудью, либо на улице во время прогулки. Мне было так скучно первое время, что я создала этот блог. 😄 Сейчас я с тоской вспоминаю те времена, когда я могла часами читать книжку или писать статьи - к годику дочки свободного времени стало в разы меньше, и меня хватает лишь на пару строк в день! Чтение книг также почти сошло на нет… Так что, несмотря на все сложности первых трех месяцев жизни ребенка, это еще и время возможностей для отдыха, пускай с телефоном в руке. Обзаведитесь функциональным смартфоном и читайте, общайтесь, изучайте новое, смотрите фильмы , пока малыш смотрит сны. Скоро наступит совсем другой этап!

От 3 до 6 месяцев

После жизнь налаживается, и материнство кажется сказкой! Ребенок все еще много спит, но уже радует первым смехом, лепетом, вниманием. Мама в этот период чувствует и относительную свободу, и отдачу. Наконец-то члены семьи начинают высыпаться! Наслаждайтесь самым легким этапом на первом году жизни ребенка и копите силы на будущее. А пока советую расслабиться, вспомнить свои хобби, больше гулять, полноценно питаться и спать . Нашей дочке исполнилось три месяца весной, так что мне удавалось заниматься моим любимым рукоделием на свежем воздухе, а дома я писала статьи для этого блога. Если вы получаете образование или давно хотели попробовать что-то новое - сейчас самое время!

От 6 до 9 месяцев

В 6,5 месяцев дочь внезапно перестала спать на улице. У кого-то это происходит раньше, у кого-то позже… А тут еще кризис 6 месяцев - как мне показалось, самый трудный из всех. Теперь ребенок отказывается лежать там, куда положили, и требует, чтобы его постоянно носили на руках. Малыш хочет посмотреть мир! Он учится сидеть, ползать, кушать новую еду, и маме необходимо помогать ему буквально ежеминутно. Так что в этот период придется задвинуть какие-то свои дела в долгий ящик. После легкости 3-6 месяцев жизни ребенка будни с ребенком 6-9 месяцев могут показаться тяжелыми, иногда даже невыносимыми… Что делать? Вам необходимо отвлекаться на свои дела! Прочтите мою статью Именно этот метод помог мне не сойти с ума, а научиться выделять время на себя даже в сумасшедшем ритме жизни с грудничком. Опять же, помните, что скоро настанут хорошие времена!

От 9 до 12 месяцев

Обычно к 9 месяцам ребенок становится чуть более самостоятельным - он уже сам перемещается по дому, ползком или даже на своих двоих, открывает всевозможные шкафы и ящики и вытаскивает их содержимое, а значит, теперь всегда есть чем заняться! Первое время мама даже может впасть в ступор - куда деть освободившееся время? Не то, чтобы его стало так много, просто мы привыкли за 20 минут и обед приготовить, и прибраться, и в душ сходить, а тут малыш занял себя аж на полчаса, и осталось целых 10 минут. :))

По себе знаю, что к 10-му месяцу жизни ребенка мама наконец-то может немного расслабиться и спокойно выпить чай, который налила, когда крохе было 5 месяцев. 😄 Ну, а если серьезно, после всех домашних дел мне даже удается порукодельничать, пока дочка сама играет. Несколько недель назад я могла об этом только мечтать!

Некоторые детки даже слишком самостоятельные! :)

Многие мамочки жалуются, что ребенок и в год, и в полтора все равно требует ВСЁ внимание, а некоторые не слезают с рук, даже если уже умеют ходить… Что ж, это означает лишь то, что как раз с 9 месяцев кончается просто уход за ребенком и начинается воспитание . А воспитывать - реально гораздо сложнее, чем попу подтирать. Вам потребуется вся ваша воля, иногда строгость и твердость, чтобы воспитать самостоятельного, уравновешенного человека. Да, придется делать над собой усилие много раз в день, чтобы не потакать капризам малыша всякий раз. Пора уже и честь знать! Именно сейчас закладывается воспитание, и вам же лучше, если вы научите нового члена семьи подстраиваться под ваш распорядок. Ведь он уже не новорожденный, и может где-то потерпеть и подчиниться.

В 9 месяцев детки уже многое понимают, а если и не понимают, то чувствуют. Объясняйте, что мама сейчас не может, и придется подождать. Если вы видите, что ребенок просто показывает свое «хочу», попробуйте проигнорировать это (если не помогли объяснения). Вот увидите, малыш займет себя сам, и каждый раз это будет происходить все чаще и на дольшее время! Этим вы оказываете услугу, прежде всего, ребенку, чьи хотелки не могут и не должны исполняться сию минуту.

Сложность периодов первого года жизни ребенка по моему мнению

Именно поэтому легкость этого периода я поставила на второе, а не на первое место. В остальном же с малышом наконец-то становится интересно, занятно, весело! Он уже говорит «мама» и «папа», играется, хохочет, топает своими пухлыми ножками, обнимает, пытается целовать. И все это невероятно мило, аж сердце разрывается от умиления:)

К 11-12 месяцам ребенок переходит на один дневной сон. Когда я думала об этом полгода назад, приходила в ужас. Но все оказалось не так страшно! С ребенком, как правило, очень комфортно, и время летит незаметно - потом даже удивляешься, что пришел час сна. Именно к этому моменту я почувствовала, что жизнь окончательно наладилась - ты просто живешь, делаешь домашние дела, встречаешься с друзьями, даже работаешь, просто при тебе всегда ребенок. :)

Таковы периоды первого года жизни малыша, и каждый из них хорош по-своему. Сначала - много свободного времени, но и непростая перестройка, затем - привычный ритм и легкость, после - череда кризисов и новых умелок, и в конце года - рядом с тобой «свой в доску» человечек, без которого ты уже не представляешь жизни. Поэтому, если вас с малышом настиг непростой этап, помните, что игра стоит свеч, и совсем скоро жизнь заиграет новыми красками! Каждый день будет в радость! Не зря говорят, что первый год - самый сложный. Как видите, трудности возникают в разные периоды жизни малыша. И теперь я понимаю, почему годик отмечают с таким размахом - тут есть, что праздновать! Думаю, дальше будет еще лучше:)

Здоровья вам и вашим семьям, а остальное приложится 😉

Первый период жизни человека длится 280 дней или 10 лун­ных месяцев внутриутробного развития, когда после оплодотво­рения перестраивается весь организм матери. Наиболее ответствен­ными для здоровья будущего ребенка являются первые 3 месяца беременности, когда происходит закладка внутренних органов и систем, и действие неблагоприятных факторов в этот период мо­жет привести к различным врожденным уродствам и отклонени­ям тканей и органов плода от нормального развития. Питание плода в этот период происходит за счет плаценты, которая вы­полняет также гормональную и защитные функции. Через пла­центу в кровь плода поступают лекарственные препараты, алко­голь, наркотики, а в последний месяц беременности - микро­элементы (как, например, железо). Если ребенок рождается рань­ше срока, у него из-за дефицита железа может развиться анемия (малокровие). Поэтому питание беременной должно быть согла­совано с медработником, особенно во вторую половину бере­менности, когда должна преобладать молочно-растительная пища, творог, яйца, разнообразные овощи, фрукты. Необходимо ис­ключить из рациона пищевые продукты, способствующие раз­витию аллергии у будущего ребенка: экстрактивные препараты, пряности, кофе, шоколад, орехи, цитрусовые, клубнику. В по­следние месяцы ограничить прием соли и жидкости; особенно неблагоприятны для развития плода алкоголь, никотин, нарко­тики.

В течение беременности нужно соблюдать чистоту кожи, сли­зистых оболочек, следить за регулярной работой желудочно-ки­шечного тракта (слабительные средства принимать только по на­значению врача), полноценным сном (8 -9 ч ночью и 1 - 1,5 ч Днем). Необходим ежедневный прием гигиенического душа, об­мывание молочных желез теплой водой с последующим растира­нием жестким массажным полотенцем. По показаниям врача про­водятся массаж сосков, дубящие ванночки с корой дуба, перман­ганатом калия. Обязателен туалет наружных половых органов теп-лои водой с мылом. Половую жизнь следует ограничить, особен­но в первые и последние месяцы беременности, так как это мо­жет привести к нежелательным последствиям. Гулять следует еже­дневно 2 - 3 раза в день. Одежда должна быть свободной, из нату­ральных тканей, с 6 месяцев полезно носить бандаж, обувь на низком каблуке.

Этот период очень ответственен для будущих матерей. Они долж­ны пройти психопрофилактическую подготовку к родам и школу для будущих родителей. Поощряется присутствие мужа при родах, а также обеспечение совместного пребывания матери и ребенка в одной комнате после родов.

Если в семье плохие бытовые условия, и беременность неже­ланна, то это может стать фактором риска для здоровья матери. При проведении медико-социального патронажа беременной не­обходимо обращать внимание на вышеизложенное и помочь осво­бодить беременную женщину от тяжелого физического труда, ра­боты во вредных условиях; нужно поощрять индивидуальный и надомный труд, проводить санитарно-просветительную работу. Будущую мать необходимо окружить заботой и вниманием мужа, который должен быть привлечен к рождению ребенка с первых дней беременности.



Уход за ребенком. На дородовых патронажах будущие родители должны ознакомиться с основными советами по уходу за ребен­ком, позаботиться о приданом для новорожденного. Ткани долж­ны быть только хлопчатобумажными, сохранять тепло, легко сти­раться и гладиться. Детское белье необходимо кипятить и стирать специальными детскими порошками, тщательно полоскать, в противном случае может развиться пеленочный дерматит. Хранят детское белье отдельно от взрослого.

Комплект белья для новорожденного ребенка должен вклю-. чать в себя: 15 - 20 тонких пеленок, около 10 фланелевых, пару чепчиков или косыночек, 6 - 8 легких, 5 - 6 фланелевых распа­шонок, 20 подгузников (лучше из марли); одеяло ватное или шер­стяное, 2 байковых одеяла, 2 пододеяльника, один уголок для прогулок из белой ткани с кружевами. Новое белье необходимо выстирать и прогладить.

Кроватка для новорожденного должна стоять в самом светлом месте, не на сквозняке и не у батареи. Ее необходимо периодиче­ски мыть. Матрац в кроватку рекомендуется приобретать из жест­кого конского волоса. Головной конец матраца нужно несколько приподнять. Не следует подкладывать новорожденному подушки и перины.

Коляска должна быть удобной, по сезону, легко раскрывающейся; ее также необходимо периодически мыть щеткой с мылом 1 внутри и снаружи.

К моменту выписки ребенка из роддома квартиру нужно уб­рать, пропылесосить, протереть влажной тряпкой все углы и щели. Из комнаты лучше убрать ковры, вымыть окна; занавески на окнах должны быть легкими. В комнате должен быть градусник (темпера­тура помещения для новорожденного 20 - 22 °С), ее необходимо 4 раза проветривать (летом форточка должна быть постоянно откры­той). Необходимо выбрать место для пеленания новорожденного.

Аптечка для новорожденного состоит из стерильной ваты, сал­феток, перекиси водорода, перманганата калия, 5%-ной спирто­вой настойки йода.

Предметы ухода за новорожденным состоят из: термометра для измерения температуры тела; термометра для измерения темпера­туры ванны для купания; детской клизмы; клеенки; детского мыла; маленьких ножниц; пипетки; компрессной бумаги; стерильного растительного масла, закрытого крышкой; посуды для хранения чистых сосок и пустышек; детских бутылочек для питья и кормле­ния; детской ванночки, в которой следует купать только ребенка; бака для замачивания грязных пеленок.

Новорожденный - это ребенок первых 3 - 4 недель жизни. До­ношенный новорожденный, по данным ВОЗ, это ребенок, про­шедший полный цикл внутриутробного развития от 38 до 40 не­дель, родившийся в срок, со всеми признаками зрелости. С пер­вым криком у ребенка устанавливается свое кровообращение и дыхание. Постепенно в течение 5 дней организм заселяется мик­робами. У ребенка начинается мочеиспускание; с отделением пер­вородного кала - мекония, устанавливается работа кишечника. Поскольку у новорожденного функционально незрелы внутрен­ние органы и системы, может произойти остановка дыхания; не­постоянная температура тела, отсутствие иммунитета, слабая ра­бота кишечника, небольшое количество выработанных фермен­тов может привести к скоплению газов, вздутию кишечника, до­ставляя ребенку массу беспокойства. Функция кишечника обычно восстанавливается к 3 месяцам жизни.

Здоровый доношенный новорожденный активен, его вес ко­леблется от 3,2 до 4 кг, рост 50 - 56 см, окружность головки боль­ше окружности грудной клетки, голова неправильной формы, ку­лачки сжаты, ножки подтянуты к туловищу и постоянно двига­ются. На голове пушковые волосы. Кожа может быть розовой, чи­стой, а может красноватой, морщинистой и шелушиться. В склад­ках кожи иногда возникает покраснение. Подкожно-жировая клет­чатка развита слабо, но равномерно, пупочная ранка находится под корочкой, так как еще не зажила.

Масса тела меньше 2500 г характерна для недоношенных де­тей, более 4000 г - для крупновесовых.

Ребенок сразу же после рождения теряет в массе от 4 до 6 % первоначальной массы тела и начинает восстанавливать свой вес к 6 - 8 дню жизни. У ребенка может возникнуть физиологическая] желтуха, которая к 7 -8 дню жизни исчезает. Пуповина обычноотпадает до 5 дня жизни ребенка.

Нормальное развитие ребенка зависит от его контакта с матерью. После рождения ребенка необходимо сразу положить на живот матери. Слыша биение ее сердца, ощущая ее запах, голос, оцч успокаивается, находясь в защищенности. Мать смотрит на ребенка, гладит его кончиками пальцев. Установленный психосоциальный контакт с матерью необходим для нормального психомоторного развития ребенка.

Ежедневный уход за новорожденным производится после ночного сна, перед первым утренним кормлением. Необходимо при-" готовить все необходимое, чистое белье. Ребенка разворачивают, удаляют грязное белье, подмывают под чистой теплой проточной водой движениями руки спереди назад, затем сушат кожу и складки пеленкой. \

Туалет кожных складок проводят ватным тампоном со стерильным растительным маслом. Для этого 1 раз в 10 дней растительное ] масло наливают в чистую бутылочку, ставят в посуду с водой так, ^ чтобы вода была выше уровня масла и кипятят 10-15 мин с момента закипания.

Ежедневно 1 - 2 раза в день, если нет выделений из пупочной ранки, ее следует прижигать перманганатом калия или бриллиантовой зеленью. Глазки обрабатывают двумя ватными шариками, смоченными в растворе фурациллина или кипяченой воде, от наружного края к внутреннему. Носовые ходы обрабатывают ватными жгутиками вращательными движениями. Если есть корочки, то их удаляют ватными жгутиками, смоченными в теплом* вазелиновом масле. Личико умывают ватным тампоном, смоченным кипяченой водой. Ушки обрабатывают двумя ватными жгутиками один раз в 10 дней. На волосистой части головы может быть себоррейная корочка, которую можно удалить, осторожно счесывая, поставив предварительно масляный компресс за час - пол- f- тора до купания ребенка.

Купание ребенка проводится ежедневно, обычно перед девятичасовым кормлением. Если пупочная ранка не зажила, купать | необходимо в кипяченой воде. Предварительно ванночка обрабатывается содой, ополаскивается, на дно кладется фланелевая пеленка. В воду добавляется раствор марганцовки до розового цвета.-! Ребенка погружают в воду до плечиков. Два раза в неделю можно*! применять детское мыло. Температура воды должна быть 37 °С,| продолжительность процедуры 10 мин. Заканчивается купание"! обливанием ребенка по шейку из кувшина водой на градус ниже*!

Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни ребенка.! Из 24 часов новорожденный 22 часа спит, бодрствует после кормления. Мать должна с ним разговаривать, петь, подносить к свету»|

стараясь привлечь внимание. Спит ребенок после активного бодр­ствования до следующего кормления. Здоровый ребенок обычно просыпается в одни и те же часы. Впервые прикладывают ребенка к груди через 30 мин - 1 ч после рождения. При первом прикладыва­нии обязательно должен присутствовать медработник, чтобы про­следить, правильно ли ребенок взял сосок, научить мать сцеживать молоко из груди. Каждое кормление ребенка нужно кормить из од­ной груди. Перед кормлением мать должна надеть косынку, маску, обмыть грудь водой с мылом. Первые дни ребенка кормят лежа, затем сидя, подставив под ногу скамеечку, положив при этом ре­бенка на чистую пеленку. Время кормления - 15 - 20 мин.

С первых же дней жизни ребенка необходимо приучить к корм­лению через определенное время. С рождения до 1,5 - 2 мес. ре­бенка кормят 7 раз в день; с 1,5 -2 до 4,5 - 5 мес. - 6 раз через 3,5 часа; с 5 мес. до 1 года - 5 раз в день. Наибольшую пользу ребенок, особенно первых месяцев жизни, получает от грудного молока. В теплом стерильном материнском молоке содержатся бел­ки, жиры, углеводы в том соотношении и количестве, которое лучше для переваривания, а также необходимые витамины, ми­неральные соли, иммунные тела. Кормящая мать всегда имеет боль­ший статус всеуважения окружающих, особенно мужа. В послед­нее время «отошли» от строгого режима кормления и, если ребе­нок здоров, хорошо набирает в весе, можно перейти на свобод­ный режим кормления, особенно если ребенок беспокойно ведет себя в ночные часы.

Новорожденный ребенок часто срыгивает. Для профилактики после кормления нужно подержать ребенка вертикально на ру­ках, чтобы он срыгнул воздух, которого наглотался во время корм­ления. Затем осторожно положить в кроватку, меняя положение попеременно с одного бока на другой.

Показателем здоровья новорожденного считается активность сосания, прибавка в весе, поэтому ребенка необходимо ежеднев­но взвешивать. Для этого нужно взять весы из детской поликли­ники. Контрольное кормление производится до и после кормле­ния грудью. По разности в массе можно определить количество высосанного молока. Необходимо постоянно наблюдать за стулом, внешним видом и поведением малыша. Каждый день он должен прибавлять 20 - 25 г, за первый месяц - 600 г, увеличить рост на 3 см. Стул в норме желтоватого цвета, кисловатого запаха, одно­родный, 2 - 4 раза в сутки.

Для воспитания здорового ребенка его необходимо правильно кормить. Питание определяет нормальный рост и развитие ребен­ка, его устойчивость к воздействию неблагоприятных внешних Факторов. Самым полноценным питанием для грудного ребенка является вскармливание грудным молоком В 1999 г. доля детей в возрасте до 3 мес, находившихся на грудном вскармливании, составила 41,9 % (1997 - 43,5 %), в возрасте до 6 мес. - 27,6% (1997 г. - 32,3 %). Снижение уровня грудного вскармливания свя­зано и с состоянием питания беременных женщин. Такое вскарм­ливание называется естественным. С 5 мес. вводится первый при­корм - овощное пюре: сначала из одного вида овощей (карто­фель), постепенно с возрастом вводится морковь, капуста, ка­бачки и все овощи сезона. С 6 мес. вводится второй злаковый при­корм - рисовая, гречневая, геркулесовая каши, можно давать смесь из разных круп. Можно использовать импортные сухие мо­лочные каши с фруктами фирмы «Нестле» и «Хайнц». В овощное пюре и каши добавляется сливочное масло по 2 г в каждое блюдо (4 г/сутки). Третий прикорм вводится в 7,5 - 8 мес. Это кефир, коровье молоко или другие кисломолочные продукты.

Прикорм здорового ребенка начинается с малых доз, посте­пенно увеличивается до нормы в течение недели с ложки до кор­мления грудью под контролем стула и общего состояния.

Ребенку необходимы другие продукты питания: желток в варе­ном виде - с 6 мес, творог - с 5 -6 мес, мясо - с 7 мес, мясное пюре - с 5- 10гдо50г - к8 мес. и до 70 г - к году, которое в 9 мес. заменяется фрикадельками, ас 10 - 11 мес. - паровой котлетой. Параллельно с мясным пюре, фрикадельками вводится мясной бульон. С 8 - 9 мес. можно вместо мяса 1 - 2 раза в неделю давать морскую рыбу.

Соки вводятся с 4 мес. жизни с 1/2 чайной ложки, доводя до нужного объема 30 - 50 мл после еды. Кислые, терпкие соки нуж­но разводить водой. Начинать давать соки следует с одного вида и только после 6 - 7 мес. можно смешивать фрукты. До 7 мес. осто­рожно с цитрусовыми, клубничным соком. Фруктовое пюре реко­мендуется с 3,5 - 4 мес. с 1/2 чайной ложки, постепенно увеличи­вая до 50 - 60 г.

Смешанное вскармливание назначается в том случае, если у матери гипогалактия (мало молока), которая подтверждается кон­трольным кормлением и малой прибавкой в весе, беспокойством ребенка, и объем докорма составляет 1/5 суточного объема.

При искусственном вскармливании ребенок совсем не получа­ет грудного молока. По России в целом около 70 % детей 1 года жизни нуждаются в искусственном вскармливании, что обуслав­ливает важность обеспечения детского населения молочными сме­сями. В настоящее время товарные ресурсы внутреннего рынка продуктов детского питания формируются в основном за счет рос­сийского товаропроизводителя.

В 1999 г. производство молочных смесей, плодово-овощньгх кон­сервов увеличилось, выпуск мясных продуктов питания сократился.

В 1999 г. финансирование федеральной целевой программы «Раз­витие индустрии детского питания» составило 3,4 млн. рублей или 36 % от предусмотренного лимитом государственных инвестиций*

Ребенок в качестве основного продукта питания получает адап­тированные молочные смеси, максимально приближенные к жен­скому молоку. Из отечественных смесей можно рекомендовать адап­тированные смеси «Алеся», «Нитрилак 1», «Малютка», «Малыш»; из импортных - «Семилак» (США), «Нутрилон», «Фрисолак - Н» (Голландия), «Энсолак - М» (Франция) и т.д. Прикорм вво­дится на месяц раньше.

Борьбу за естественное вскармливание, профилактику гипога-лактии необходимо проводить при дородовых патронажах в род­домах и при динамическом наблюдении педиатра при проведении патронажей к здоровому ребенку. Естественное вскармливание происходит при правильном рациональном питании беременной, кормящей матери, дородовой подготовке сосков, психосоциаль­ном контакте матери с ребенком, раннем прикладывании к гру­ди, полноценном сне, моральной поддержке со стороны семьи, мужа.

Гипогалактия. Причины гипогалактии:

Конституциональные особенности матери;

Социальные (нежеланный ребенок, родители-студенты, не­совершеннолетняя мать и т.д.);

Болезнь матери или ребенка.

Для усиления лактации необходим достаточный сон с отды­хом в дневные часы, прогулки, полноценное витаминизирован­ное питание, отвар семян укропа, листьев крапивы (1 ст. л. травы на 1 стакан кипятка по 1 ст. л. 5 -6 раз в день). Хороший эффект дает душемассажная процедура: после кормления молочная желе­за обмывается душем при t = 45 "С с одновременным массажем; можно заменить компрессом из махровой ткани, смоченной го­рячей водой.

Медикаментозная терапия: первый комплекс - апилак по 1 таблетке 3 раза в день под язык, до 30 лет - гендевит, старше 30 - ундевит по 1 таблетке 2 раза в день, витамин Е 3 раза в день, никотиновая кислота в таблетках; второй комплекс - пивные дрожжи по 60 г 3 раза в день (сухие - по 1 ч. л. 3 раза в день), витамин В 15 , липоевая кислота.

Физическое развитие ребенка. Ребенок за 1 год жизни утраивает свой вес и на 25 см увеличивает рост. Так, в 1 год - средняя масса ребенка 10 кг, рост - 75 см. За первый месяц ребенок прибавляет 600 г, за второй и третий - по 800 г, за четвертый - 750 г, за каждый последующий на 50 г меньше.

За первые 3 мес. ребенок прибавляет в росте по 3 см, следую­щие 3 мес. - по 2,5 см, с 7 до 9 мес. - по 2 см за мес, с 10 до 12 мес - по 1 см за мес.

К 3 - 4 мес. окружность головы и груди сравнивается и затем окружность груди становится больше окружности головы. Окруж­ность головы к 1 году равна 46 см.Нервно-психическое развитие (НПР). Ребенок рождается с безус­ловными рефлексами. В процессе жизни у него формируются услов­ные рефлексы, в приобретении которых играет роль воспитание.

В НПР входят ведущие линии развития:

Анализатор слуха;

Движения;

Психосоциальное развитие. К 2 - 3 мес. может узнавать целост­ные звуковые синтезы речи. С ребенком надо говорить ласково, спокойно.

Новорожденный видит, но координировать зрительную кар­тинку может только к 5 мес. К 2 мес. ребенок улыбается неосоз­нанно. Осознанная улыбка появляется к 5 -6 мес.

К 7 мес. появляются чувства особенной привязанности к одно­му из взрослых. В течение 15 мин необходимо разговаривать с ре­ бенком. Тревога, страх усиливает эмоциональную привязанность к тому, кто приносит успокоение.

В первое полугодие ребенок получает максимум информации от контактных анализаторов, во второе - через слух и зрение.

К 5 -7 мес. лепет - многократное повторение звукового сиг­нала. Необходимо повторять за ним, закреплять за звуками смысл.

К 9 мес. ребенок знает свое имя и откликается на него. Бывают страхи, вызванные сильными и новыми раздражителями. Нельзя ставить около ребенка много игрушек и делать смены обстановки.

С 7 мес. необходимо приучать ребенка к горшку.

Режим дня. Это правильное чередование сна, бодрствования, фиксированные часы кормления, прогулок. В сутки новорожден­ный ребенок спит 22 ч, 2 ч - бодрствует. Годовалый ребенок спит 8 -10 ч ночью и 2 дневных сна по 1,5 ч. С 1,5 лет ребенок спит 1 раз днем 1,5 ч. После кормления ребенок должен активно бодрство­вать. Активное бодрствование вызывает естественное утомление, что обеспечивает глубокий сон. На первом году жизни существует 4 режима дня.

Для развития ребенка используются специальные наборы иг­рушек:

с 1 до 3 мес. - погремушки разные по форме и цвету, «нева­ляшки» (подвешивают над грудью ребенка);

с 3 до 6 мес. - погремушки с ручкой, резиновые игрушки, издающие звук «неваляшки» (вешать и класть на расстоянии вы­тянутых рук ребенка);

6 - 9 мес. - разнообразные игрушки, помогающие общему"раз- витию речи и движений (шары, ведерки, звучащие игрушки, коль­ца, куклы, мишки и т.д.). Нельзя давать ребенку мелкие и с ост­рыми углами игрушки;

Период младенчества играет особую роль в становлении всех психических функций, в том числе и речи.

На первом году жизни ребенок стремительно развивается. Семимесячный малыш рази­тельно отличается от трехмесячного. Каждый день у ребенка появ­ляется что-то новое: вчера он начал держать головку, сегодня осчастливил вас первой улыбкой... Вот он уже лежит на жи­воте и с интересом смотрит вокруг; а вот он потянулся к иг­рушке и схватил ее.

Как известно, ведущей деятельностью ребенка в период младенчества является общение. Становление общения ребенка со взрослым начинается в пер­вые дни жизни с эмоционального общения, которое является основной его формой в подготовительный период развития речи - на первом году жизни. В эмоциональном общении (называемом ситуативно-личностным) ребенок реагирует на особенности голоса, интонацию. Речь участвует в этом общении лишь своей звуковой формой, интонацией.

В ходе эмоционального общения ребенок выражает только чув­ства, но не мысли. Этого становится недостаточно, когда во вто­ром полугодии расширяются представления ребенка об окружаю­щем мире, обогащаются его взаимоотношения со взрослыми, усложняются движения и действия, возрастают физические возможно­сти. Вокруг так много интересных вещей, говорить о которых на языке эмоций не только трудно, но и чаще всего просто не­возможно. После того как ребенок овладевает хватанием (к концу первого полугодия), возникает новая форма общения – ситуативно-деловое, предполагающее уже участие речи в общении.

В каждом возрастном периоде наряду с определяющими сторо­нами развития выделяются и такие, которые играют роль не столько в данное время, сколько в последующем разви­тии слышащего ребенка. Так, например, к ним относятся начало развития пони­мания слов взрослого в начале второго полугодия жизни, появле­ние первых самостоятельных слов к году, усвоение грамматических форм в конце второго года жизни.

Как известно, все стороны развития ребенка тесно взаимосвязаны и строго регламентированы возрастом. Поэтому трехмесячному ребенку нельзя предъявлять те же требования, что к шестимесячному, также как неэффективно предлагать шестимесячному ребенку те же игры, что и трехмесячному. В связи с этим описание педагогического воздействия на неслышащего младенца представлено по возрастным периодам: 0-3 месяца, 3-6 месяцев, 6-12 месяцев. Следует особо подчеркнуть, что психофизическое состояние ребенка не всегда соответствует его календарному возрасту, так, например, недоношенные и ослабленные дети, как правило, отстают в развитии на 1-2 месяца, а иногда и больше. Поэтому при определении индивидуальной программы работы с ребенком следует исходить не из календарного возраста, а из фактического состояния малыша. Уровень психофизического развития по отношению к тому или иному возрастному периоду определяет врач и педагог-дефектолог. Работа с малышом в каждый возрастной период излагается совокупно по разным линиям развития.

Нарушения слуха могут быть выявлены в самые разные сроки, и, следовательно, коррекционное воздействие на одних детей начинается с первые три месяца жизни, на других – в период от 3 до 6 месяцев, а на третьих – во втором полугодии. Если педагогическое воздействие на младенца начинается не в первые 3 месяца, а в следующем возрастном периоде, то в содержание работы с ним включаются как упражнения, предлагаемые для самых маленьких детей и для малышей 3-6 месяцев. В случае начала занятий со второго полугодия они организуются в соответствии с возрастными особенностями ребенка. При этом используются отдельные приемы работы с детьми первого полугодия жизни, но с учетом того, что степень активного участия младенца в совместной деятельности со взрослым в этом случае значительно выше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.