Виды кружевных тканей. Кружевное искусство на руси

Кружево является одним из видов текстильной продукции, однако в специальной литературе нет точного определения этого понятия. Специалисты считают, что с появлением новых способов получения кружев их главными признаками являются:

текстильный характер кружева, т. е. использование для его изготовления текстильных нитей любой структуры;

исключительно декоративный характер использования (как отдельных изделий, так и самих полотен);

отдельные участки кружевных изделий имеют различную степень разрежения, что создает определенный эффект света и тени.

История появления кружев в Западной Европе. Кружева появились в Западной Европе на рубеже XV-XVI вв. Какая именно страна является родиной кружев, ученые не установили: на приоритет претендуют Италия и Нидерланды. Первое кружево шилось иглой, петельным швом и называлось поэтично - «стежок в воздухе». Но было оно далеко не воздушно: шили его золотыми или серебряными нитками по узору, нарисованному на специально обработанной телячьей коже. Таким кружевом украшали одежду из тяжелых бархатных, шелковых или шерстяных тканей.

К концу XVI - началу XVII в. в моду вошел гипюр - кружево, составленное из шитых иглой или сплетенных на коклюшках фрагментов, скрепленных тонкими связками. Особенно славился и ценился венецианский гипюр с богатым растительным орнаментом, с крупным рельефным рисунком.

В XVI в. по изготовлению кружев первенствовала Италия. Затем ее опережает Фландрия, где центром производства кружев был Брюссель. Любопытно, что во многих странах брюссельские кружева были известны под названием «англетер», т.е. английские. Это объяснялось тем, что английский парламент, как большинство правительств, запрещал ввоз в страну брюссельских кружев, которые по качеству были лучше местных. Но купцы провозили брюссельское кружево контрабандой, выдавая его за английское.

Брюссельские кружева, выполненные на тюле, отличались необыкновенной тонкостью. Одним из самых изящных видов кружева считался бенш, названный так по имени города, в котором он производился. У этого кружева красивый узор сетки фона, напоминающий легкие снежинки. Похожее на бенш кружево плелось и в близлежащем Валансьенне. Но в XVII в. Валансьенн был завоеван Францией, и тончайшие кружева на тюлевой сетке - валансьенн - стали считаться французскими.

Ручное производство кружев не могло полностью удовлетворять потребность в них, поэтому в XVIII в. в странах Европы велись поиски способов механизации их производства. Первым достижением на этом пути можно считать появление тюлевой (бобинетовой) машины, которую изобрел англичанин Хеккот в 1808 г. Сразу после появления тюля машинной выработки на нем стали выполнять вышитые рисунки.

Создание тюлевой машины было началом появления целого семейства бобинетовых машин, развитие которых достигло своей вершины в конструкции многочелночной машины, названной по имени ее изобретателя «ливере». Оборудованная в 1835 г. жаккардовым аппаратом машина «ливере» позволяла получать на тюле маленький рисунок.

Крупным производителем машинных кружев в XIX в. стал сначала г. Ноттингем в Англии, а немного позже - французский Кале. Затем фабрики бобинетового кружева появились в Саксонии, прежде всего в Лейпциге, Дрездене, Фалькенштейне.

Потребность в гардинах с разреженной структурой, которые хорошо пропускали бы свет, привела к появлению крупногабаритных гардинных машин. Таким образом, в XIX в. появилась возможность производства гардинного тюля.

Стремление получать для декорирования окон полотна с большой светопроницаемостью и более крупным размером раппорта привело к созданию многочелночной гардинной машины. Изготавливаемые на этих машинах полотна отличаются большим разнообразием переплетений с различной плотностью застила.

Однако многочелночные гардинные машины, основанные на принципе плетения, обладали большим размером и недостаточной производительностью.

Появление вязальных машин позволило получать ажурные полотна разнообразных переплетений и увеличить скорость вязания.

Первая основовязальная машина была сконструирована в 1859 г. англичанином Рейгейтом. Именно она явилась прототипом созданной позднее рашель-машины. Эта машина с язычковыми иглами с технической точки зрения должна называться «плоская однофонтурная основовязальная машина с язычковыми иглами». Однако своим названием, принятом во всем мире, она обязана французской актрисе Фелис Рашель, любившей носить изготовленные на этой машине шали и тем самым способствовавшей популярности таких изделий.

Вышивка, издавна служившая для украшения тканей, стала широко использоваться и для изготовления кружев. Современное швейное оборудование с компьютерным управлением позволяет расширить ассортимент вышитых кружев.

История появления кружев в России. Первые русские кружева изготавливались из золотых или серебряных нитей. Кафтаны, камзолы и другую парадную одежду русской знати, обшитую этим кружевом, можно увидеть в Историческом музее и в Оружейной палате. Позже (в начале XVII в.) появились и более дешевые кружева из льняных нитей. Примерно в то же время появилось кружево, плетенное на коклюшках.

Постепенно, к XIX в., в России стали складываться кружевные промыслы, где работали тысячи мастериц: в Вологде, Ельце, Рязани, Вятке. В каждом из них выявились свои приемы, свой стиль, по которым можно было безошибочно определить изделия того или иного промысла. Вологодские кружева, например, отличались строгим ритмом, декоративностью рисунка, выложенного

широкой плотной лентой. Елецкие кружевницы делали ленту-вилюшку разреженной, с особенно плавными, закругляющимися сегментами узора. Рязанское кружево обычно было цветным, красные нити сплетались с желтыми и синими. (В настоящее время отличительные черты различных промыслов сгладились, и почти везде можно обнаружить в кружевных изделиях близкие орнаментальные мотивы.)

В России тюль начал изготавливаться в 1837 г. в Петербурге, а машинные кружева - в 1889 г. в Москве.

Классификация кружевных и гардинно-тюлевых изделий

Существующие виды классификации кружевных и гардинно-тюлевых изделий построены на признаках, необходимых в торговой практике, стандартных показателях и т.д. Однако, учитывая назначение рассматриваемой группы, наиболее целесообразной следует считать классификацию по способу изготовления кружевных и гардинно-тюлевых изделий, так как на базе этой классификации возможна дальнейшая ее детализация.

Кружевные изделия по назначению подразделяют на мерное кружево, кружевные штучные изделия и кружевные полотна. Классификация кружевных изделий представлена на рис.

Большое влияние на многие свойства гардинно-тюлевых изделий и прежде всего на внешний вид оказывает способ изготовления.

Дальнейшая классификация гардинно-тюлевых изделий может проводиться по назначению, отделке, способу образования узора.

В отличие от гардинно-тюлевых кружевные изделия более разнообразны по способу изготовления. Если все гардинно-тюлевые изделия вырабатывают машинным способом, то в производстве кружев широко применяется ручной способ, благодаря чему ручные кружева и кружевные изделия по праву относятся к предметам декоративно-прикладного искусства.

Сырье, способы производства и отделка кружевных изделий

По сравнению с гардинно-тюлевыми полотнами кружева более разнообразны по применяемому сырью и способам изготовления.

Сырье для производства кружев . В отличие от гардинно-тюлевых изделий основным сырьем в производстве кружев являются природные волокна: хлопок, лен, реже натуральный шелк и шерсть. Это касается в первую очередь кружев ручного производства.

Машинные кружева изготавливаются из полиэфирных, полиамидных, вискозных нитей, иногда из хлопчатобумажной пряжи. В современном ассортименте кружев, за очень редким исключением, не используются металлические золотые и серебряные нити, вместо них применяются металлизированные пленочные нити.

Особенностью изготовления кружев является использование нитей повышенной крутки и небольшой линейной плотности. Слабокрученые нити не позволяют получать четкие формы рисунка кружева. Тонкие нити придают кружеву легкость структуры и нежность рисунка. Выбор сырья для изготовления кружев в определенной степени зависит от моды. Хотя основная доля кружев изготавливается из отбельных нитей, что придает кружевам особое благородство, мода последних десятилетий благосклонна к цветному кружеву.

Возможности оформления рисунка существенно расширяются за счет использования нитей различного цвета, структуры и линейной плотности, что особенно успешно может быть реализовано в ассортименте машинных кружев, изготавливаемых на рашель-машинах.

Машинные способы изготовления кружев. Для массового производства кружевных изделий используются многочелночные кружевные машины, плетельные коклюшечные машины, позволяющие изготавливать кружево, напоминающее ручное с несложным рисунком; основовязальные многогребенчатые машины типа «Супергарант», а также вышивальные автоматы.

Наиболее сложные художественные рисунки получают на многочелночных кружевных машинах из двух (основа и уток) или трех (основа, уток и узорообразующая) систем нитей. Получение кружев на этой машине основано на кручении нитей, перевивающихся в определенной последовательности, и связывании их узлами. Узор кружев на кружевной машине в отличие от гардинной создается в результате определенного перемещения нитей основы. Возможности узорообразования кружевной челночной машины определяются наличием аппарата Жаккарда. Заправочная ширина кружевной челночной машины 5- 7 м, что позволяет изготавливать в виде сплошного полотна одновременно от 50 до 200 полос кружев, соединенных между собой специальными (вытяжными) нитями, которые удаляются после отделки полотна.

Многочелночные кружевные машины позволяют изготавливать кружева не только разной ширины, но и различной плотности и толщины, что определяется классом машины: класс машины (в зарубежной литературе - бар) характеризуется числом уточных нитей, приходящихся на 12,7 мм (0,5 дюйма) полосы кружева по горизонтали.

На машинах 9-го класса и выше изготавливают тонкие кружева. Для их изготовления используют в основе нити правой и левой крутки, нити утка имеют слабое натяжение, поэтому кружево получается более мягким. Эти машинные кружева по месту их первоначального изготовления получили название валансьенн и малин.

На машинах 8-го класса изготавливают более плотные рельефные кружева. Узорообразующие нити, обычно более высокой линейной плотности, рельефно очерчивают узоры. На этих же машинах изготавливают рельефное кружевное полотно.

На машинах 7-го класса изготавливают плотные кружева, похожие на ручные. Узор этих кружев рельефно не выступает и напоминает ручные плетеные сколочные кружева с рисунком в виде геометрических фигур. На многочелночных кружевных машинах изготавливают и кружевное полотно, которое напоминает по рисунку узоры кружев.

Плетеные кружева изготавливают на плетельных коклюшечных машинах, работающих по принципу, аналогичному ручному плетению на коклюшках. Это позволяет плетельной машине с успехом вытеснять ручное плетение, но только в области кружев с простым геометрическим рисунком. Машинное плетение приобретает все большее значение, так как при дороговизне и малом объеме выпуска ручных кружев спрос на высококачественные декоративные изделия может быть удовлетворен только посредством машинного производства, тем более что принципиально отличить плетеные кружева машинного и ручного производства невозможно, так как способ плетения у них один и тот же. Однако следует отметить, что с помощью машинного плетения невозможно изготовить сложные, в частности флоральные, рисунки.

Все больший удельный вес приходится на кружева, изготавливаемые на основовязальных рашель-машинах типа «Супергарант» 36-го класса. Производство таких кружев аналогично производству гардинных полотен и так же, как в гардинном производстве, весьма перспективно. Узоры этих кружев очень разнообразны, расположены по фону с шестигранными или квадратными ячейками, возможно применение более толстой контурной нити. Использование рашель-машин позволяет изготавливать не только одноцветные, но и многоцветные кружева и кружевные полотна из самого разнообразного сырья: полиамидных, полиэфирных, вискозных нитей, хлопчатобумажной и смесовой пряжи в любом сочетании.

Разновидностью основовязальных машин являются так называемые басонные машины, представляющие собой модернизированную рашель-машину, в которой язычковые иглы заменены карабинными (пазовыми). На басонных машинах можно изготавливать не только нити, но вязаный шнур, ленту, тесьму, синель, металлизированные нити.

Вышитые кружева и гипюрное полотно изготавливают на вышивальных машинах-автоматах, которые имеют иглы и челноки по типу швейных и рамку для закрепления ткани. Рамка движется с помощью аппарата Жаккарда, который и определяет сложность рисунка. Для вышивки используют тонкую хлопчатобумажную или хлопкополиэфирную пряжу, либо вискозные или полиэфирные блестящие нити. В композицию рисунка этих кружев входят просеченные отверстия с плотно обметанными краями, и чем их больше, тем лучше считается кружево. Для изготовления кружев используют вышивальные автоматы 4-го и 6-го классов. Класс машины определяется шириной раппорта рисунка по длине куска; для машин 4-го класса ширина раппорта (26 ± 1,5) мм, а для 6-го класса (40 ± 2) мм.

Изготавливают вышитое кружево (шитье) по батисту, перкалю, полульняному полотну, полотну из смесовой хлопкополиэфирной ткани. В кружеве вышивка должна занимать 2 / 3 ширины ткани. На таких же вышивальных автоматах изготавливают вышитое кружевное полотно.

Кроме тканей для вышивки может быть использован тюль. В этом случае рисунок представляет собой вышивку, напоминающую гладь, в которой отсутствуют просечки. Для усиления декоративности в вышивке могут быть использованы металлизированные нити.

Ручные способы изготовления кружев. Кружева ручной работы могут быть изготовлены плетением, узловязанием, вышивкой.

Плетение является наиболее распространенной техникой изготовления ручных кружев. Техника плетения довольно разнообразна в зависимости от применяемых приспособлений, что позволяет изготавливать высокохудожественные изделия. Наиболее известный способ плетения - коклюшечный. Иногда только коклюшечные кружева называют плетеными.

Для изготовления этих кружев используют специфический инструмент - коклюшки, представляющие собой деревянные шпули с шейками, на которые наматываются нити. В процессе плетения участвует большое количество нитей, сплетаемых в различных направлениях: горизонтальном и вертикальном, как при ткачестве, в диагональном под различными углами. Нити могут пересекаться, перевиваться и перекручиваться. Технология плетения кружева основана на двух приемах: перевивке и сплетении, в результате чегоможно получить пять основных видов переплетений: плетешок, насновка, полотнянка, сетка и решетка, или тюлевая сетка.

Плетешок - наиболее простое переплетение, имеющее вид шнурочка. Петлями плетешка оформляют зубцы или заполняют в виде решетки середины цветных мотивов, часто используют плетешковый фон.

Насновка представляет собой очень плотно сплетенный элемент в виде овала с заостренными концами или квадратика. С помощью насновок получают самые плотные участки кружева.

Полотнянка является одним из главных элементов кружева. Нити в полотнянке переплетаются так же, как в ткани полотняного переплетения. Разновидности полотнянки могут быть самостоятельным узором. Именно полотнянкой создаются основные части кружевных рисунков.

Сетка в отличие от полотнянки представляет собой более прозрачное переплетение с косым направлением нитей. В кружеве эти два элемента могут взаимно заменять друг, друга или переходить один в другой.

Решетка по структуре очень напоминает сетку, иногда даже в специальной литературе ее объединяют с сеткой в один вид переплетения. Решетка имеет много вариантов и, как и сетка, образует ажурный фон кружева.

Кроме основных элементов в плетении коклюшечного кружева используют дополнительные элементы: паучки, скань, обвивочные петельки.

Кружева ручного производства представлены в нашей стране в основном плетеными коклюшечными. По способу получения рисунка они подразделяются на численные и сколочные.

Численные - самые простые кружева с несложным рисунком.

Свое название они получили потому, что для плетения используют строго отсчитанное количество нитей. Для изготовления численных кружев не используют рисунок (сколок), их плетут на память.

Более сложное кружево называется сколочным, так как для его получения необходим заранее подготовленный рисунок - трафарет, наколотый на бумагу (сколок). Сколочное кружево делится на парное (или многопарное) и сцепное.

Парное кружево получается путем одновременного плетения фона и узора до получения готового куска мерного кружева. Узоры такого кружева обычно расположены симметрично. Используя основные элементы плетения в разных сочетаниях, кружевницы создают разнообразные узоры, как реалистические, так и условные: звездочки, елочки, ромашки и т.д. Для оформления кружева или края используют велюшку - сетку или полотнянку зигзагообразной или волнистой формы.

Сцепное кружево в отличие от парного выполняется определенными элементами, которые затем с помощью вязального металлического крючка связывают редкой сеткой до получения готового изделия. Рисунки сцепных кружев обычно заимствованы из природы. Чаще всего сцепная техника применяется для изготовления штучных кружевных изделий.

Широко известны ручные кружева, получаемые узловязанием (макраме и фриволите).

Макраме - один из старейших видов кружева, технология изготовления которого представляет собой завязывание узелков в сочетании с элементами плетения. Узоры этого кружева в основном геометрические, и их зрительное восприятие зависит от перерабатываемого материала, в качестве которого используют различные шнурки (сплетенные или вязаные), бечевку и т.д.

Для изготовления фриволите используют специальный челнок, состоящий из двух дугообразных пластинок, соединенных посередине стерженьком, на который наматывается нить. Кружево фриволите не имеет изнаночной стороны. Его рисунок прост, но изящен, четок и имеет характер филигранного. Основные его элементы - кружочки и дужки из узловых цепочек.

Во многих странах Востока, а также Западной Европы - в Италии, во Франции, в Испании было распространено и гольное, или вышитое, кружево, которое предшествовало плетеным коклюшечным кружевам. В настоящее время все виды ручных кружев, кроме коклюшечных, являются предметом лишь домашнего рукоделия.

Отделка кружева и кружевного полотна. Зависит от способа изготовления и применяемого сырья и может включать в себя крашение (для гладкокрашеных кружев), отварку, промывку, аппретирование, сушку и ширение. Специфической операцией, предшествующей отделке машинных кружев, является штопка.

Ассортимент кружевных товаров

Кружевные товары включают в себя кружева машинного и ручного производства, кружевные полотна и готовые кружевные изделия.

Ассортимент машинных кружев. Определяется в основном назначением, способом изготовления, исходным сырьем, шириной, характером орнамента.

В зависимости от назначения различают два вида кружев - край, предназначенный для оформления края изделий, и прошивку, предназначенную для соединения двух деталей или кусков ткани, поэтому край имеет одну кромку гладкую, а другая украшена фестонами или зубчиками, в то время как у прошивки обе кромки гладкие.

Ассортимент кружев с многочелночных машин представлен тонкими кружевами с различными геометрическими или растительными узорами, расположенными по фону с ячейками ромбовидной, шестигранной или фигурной формы. Изготавливают их из хлопчатобумажной или хлопкополиэфирной пряжи и из полиамидных нитей с узором из вискозных нитей, отбеленными или гладкокрашеными. Они подразделяются на тонкие, фунтовые и рельефные, а по ширине - на широкие и узкие.

Тонкие кружева узкие имеют узор в виде цветов и геометрических фигур на фоне ячеек ромбовидной или шестигранной формы. Ширина этих кружев 10 - 40 мм.

Тонкие кружева широкие изготавливают шириной 45-100 мм с узором преимущественно растительного характера.

Грунтовые кружева имеют ширину 10- 100 мм, сетка состоит из ячеек квадратной или фигурной формы, рисунок преимущественно геометрический. Грунтовые кружева изготавливают в основном из хлопчатобумажной пряжи.

Рельефные кружева могут быть узкими (ширина 10 - 40 мм) и широкими (ширина 45- 100 мм), имеют преимущественно рисунок растительного характера, который окаймлен дополнительной системой более толстых нитей, что придает кружевам рельефный характер.

Основовязаные кружева с рашель-машин типа «Супергарант» имеют наиболее широкий ассортимент, особенно по разнообразию узоров и сырьевому составу. Их изготавливают из полиамидных и полиэфирных нитей, из сочетания синтетических нитей с вискозными, реже - из хлопчатобумажной пряжи. Ширина этих кружев 10 - 200 мм. Они могут быть отбельными, гладкокрашеными и многоцветными.

Рисунок на фоне из шестигранных или квадратных ячеек может быть окаймлен контурной нитью.

Кружева, выполненные на рашель-машинах, наиболее разнообразны по видам рисунков, плотности и рельефности узора.

Разновидностью основовязаных кружев являются басонные кружева. Благодаря высокой плотности в их грунт могут быть включены бусинки или блестки, что делает эти кружева похожими на позументы ручной работы.

Плетеные кружева с плетельных коклюшечных машин вырабатываются из хлопчатобумажной или льняной пряжи и в смеси с синтетическими волокнами. Для украшения могут быть использованы металлизированные нити или сутаж, чаще всего такое кружево изготавливают белым или суровым. Выпускают кружево узким - шириной 14 - 29 мм и широким - шириной от 43 до 83 мм. Сочетание геометрических фигур позволяет получать достаточно красивые узоры в истинно фольклорном стиле.

Ассортимент вышитых кружев с вышивальных машин-автоматов представлен краем и прошивкой, шириной 20-125 мм. В основном шитье выпускают отбельным, но в соответствии с направлением моды оно может быть окрашено в пастельные тона, а в последнее время - в яркие и темные насыщенные. Используют шитье для отделки постельного и нательного белья, детского платья.

Вышитое кружевное полотно имеет ширину 90-110 мм. Вышивка занимает либо всю ширину ткани, либо край шириной 30- 45 см. Рисунок выполняется белыми либо цветными нитками. Полотно используют для пошива нарядной детской и женской одежды.

Ассортимент кружев ручного производства. Ассортимент кружев ручного производства определяется их назначением, шириной и составом.

Аналогично машинным по назначению ручные кружева подразделяются на край, прошивку и аграмант. Аграмант - это кружево с зубцами или фестонами вдоль обеих кромок, предназначенное для нашивок на ткань.

По ширине ручные кружева подразделяют на узкие - от 10 до 30 мм, средние - от 31 до 60 мм и широкие - от 61 до 120 мм.

Ассортимент ручных кружев во многом определяется районом производства. Отечественные кружева подразделяются на вологодские, кировские (вятские), елецкие, киришские и михайловские.

Кружева всех указанных районов, имея много общего, свойственного всему русскому кружеву, отличаются техникой плетения и характером узора.

Для вологодских кружев характерен укрупненный растительный орнамент из условно изображенных цветов и листьев. Узор плавно переходит из одной формы в другую, каждый элемент узора окружен велюшкой, выплетаемой плотной полотнянкой. Расположенный на фоне прозрачной решетки такой узор приобретает особую рельефность.

Кировские (вятские) кружева отличаются простотой и строгостью. В орнаменте используется множество декоративных элементов: «глазочки», «жучки», «дырочки» и т.д. Велюшка местами то сужается, то расширяется и переходит из более плотной в более редкую, местами в ажурную. Орнамент этих кружев состоит из цветов и листьев, часто остроконечной формы в сочетании с розетками, звездочками и веточками. Края кировских кружев часто заканчиваются петельками «пико» с острыми зубцами.

Елецкие кружева наиболее легкие, изящные и воздушные. Велюшка на всем протяжении имеет разную плотность, местами - более редкое плетение, иногда переходящее в решетку. Именно этот прием плетения придает елецкому кружеву легкость и прозрачность. Рисунки состоят из условно изображаемых колосков, веток, цветов, жемчужин и т.д. Для выделения рисунка по его контуру иногда применяют более толстые нити.

Киришское, или захожеское, кружево наиболее полно сохранило характер и традиции старинного кружевоплетения. В этом кружеве отсутствуют скань и сетка. Полотнянка плетется более рыхлой, обязательно одной ширины на всем протяжении орнамента и украшается плешковыми зубчиками на краю. Основным узором киришских кружев является «медвежья лапа», в которой велюшка своими извивами образует форму орнамента, заканчивающуюся пятью фестонами, напоминающими как бы широко расставленные пальцы; середина этой формы заполняется решетками из насновок.

Михайловские кружева плетутся в основном численными, без сколка. Рисунок состоит из несложных геометрических фигур. Обычно для Михайловских кружев используют более толстые хлопчатобумажные нитки, часто в сочетании черного и красного цветов. Применяются Михайловские кружева для отделки столового и постельного белья.

Наиболее ярко районные особенности кружев заметны при изготовлении готовых изделий.

Ассортимент современных кружевных полотен. Кружевные полотна изготавливают в основном на рашель-машинах и лишь ограниченно - на многочелночных кружевных машинах.

Тонкое кружевное полотно имеет сетку с ячейками ромбовидной или шестигранной формы. Рисунок чаще всего имеет флоральный характер, применяемое сырье - полиэфирные и полиамидные нити, для детской одежды - хлопчатобумажная пряжа.

Рельефное полотно имеет узор, окаймленный более толстой обводной нитью на фоне сетки из шестигранных или ромбовидных ячеек. Рисунок обычно носит флоральный характер - цветы, листья. По составу рельефное полотно аналогично тонкому, но обводная нить может быть либо вискозной, либо из того же сырья, что и само полотно.

Гипюрное полотно отличается от остальных видов тем, что имеет резко очерченный выпуклый узор, части которого соединены между собой редкой сеткой. Фон здесь как бы отсутствует. По составу гипюр аналогичен другим видам кружевных полотен.

Выпускаются кружевные полотна шириной 56- 196 см, отбельными, гладкокрашеными и многоцветными. Используются для изготовления блузок, женского и детского платья, деталей одежды, предметов убранства жилья.

Иногда широкие кружевные полотна используют в качестве гардинных. Как правило, области применения кружевных полотен определяются направлением моды и могут быть самыми не ординарными, например для обивки стен или отделки обуви.

Ассортимент готовых кружевных изделий . К готовым кружевным изделиям относят покрывала, скатерти, дорожки, салфетки, подстаканники, манжеты, манишки, жабо, мотивы в виде отдельных фигур, шарфы, косынки, галстуки, пелерины, жилеты, жакеты-болеро. Скатерти и занавеси ручной работы представляют собой предметы искусства и, как правило, приобретаются музеями.

Более мелкие изделия - салфетки, дорожки, детали одежды - это весьма дорогие, престижные и, как правило, уникальные изделия, обладающие большой художественной ценностью.

Виды кружевных тканей

Кружевная ткань по красоте и изяществу нередко сравнивается с причудливыми морозными узорами на оконном стекле. Кружево – один из самых популярных видов тканей, способных украсить любое изделие – свадебное платье, нижнее белье, гардины или постельные принадлежности.

Кружево – это тонкая ткань, в которой сложное оригинальное переплетение нитей образует необыкновенной красоты узоры . При его изготовлении могут использоваться как натуральные – лен, хлопок, шелк, – так и синтетические нити.

Впервые кружево появилось в Италии еще в середине XVI века. Тогда его называли Punto Aria, что в переводе означает «воздушные петли». Мастера создавали потрясающей красоты плетения при помощи обычной швейной иголки. Кружево быстро распространилось по Европе и завоевало популярность не только у итальянской, но и у французской, английской, испанской и бельгийской знати. Уже в конце XVII века кружевное плетение добралось и до России. Русские мастерицы-белошвейки не только повторили сложное ажурное плетение изделий иностранных кружевниц, но и внесли в него свой особый колорит.

С тех пор уже на протяжении нескольких веков славятся во всем мире красота, воздушность и изящество вологодских, вятских, елецких и михайловских кружев. По типу изготовления все виды кружева делятся на рукодельные и машинные.

Кружево ручной работы

Кружева, производимые вручную, обычно классифицируют по технике исполнения или месту производства.

Еще царь Петр I, пытавшийся завести в патриархальной России иностранные порядки, ввел моду на кружевные воротнички и манжеты. Именно тогда коклюшечное плетение, которым издавна гордились русские кружевницы, получило широкое распространение.

Коклюшки – специальные деревянные палочки с накрученными на них нитками. Перебрасывая их с одной стороны полотна на другую, вязальщица создает причудливые воздушные узоры, которые имеют в каждой местности свои отличительные особенности.

Кружево на коклюшках изготавливают двумя способами – парным и сцепным. При парном получается длинная мерная полоса, которую потом разрезают на отрезки необходимой длины.

При сцепном методе выплетаются отдельные детали узора, которые в дальнейшем соединяются между собой при помощи крючка.

Плетение кружева на коклюшках – очень сложный вид рукоделия. Порой для создания особо причудливого узора мастерица использует одновременно до 1500 палочек.

Один из самых трудоемких методов изготовления кружева, включающий в себя несколько стадий.

Вначале придумывается узор и рисуется на тонкой бумаге. Она закрепляется на материи, толстой нитью делается контур, а затем постепенно стежок за стежком заполняют все внутреннее пространство.

Классический узор для игольного кружева – розы, хризантемы и другие цветы. Отдельно вывязанные кружевные кусочки-мотивы сшиваются в полотно необходимого размера. При этом мастера работают такой тонкой иглой, что обнаружить места соединения невооруженным глазом практически невозможно.

Эта технология ручного плетения пришла из холодной Норвегии. В качестве основы используется белое льняное полотно.

Вначале гладью вышиваются контуры рисунка, а затем специальными миниатюрными ножничками вырезаются отдельные фрагменты.

На образовавшейся сетке при помощи различных стежков формируют узоры. Чаще всего для хардангера используют белые льняные нитки. В последнее время некоторые мастерицы добавляют немного бежевых или коричневых.

Кружевом хардангер украшают не только одежду, но и домашний текстиль, в частности скатерти и постельные принадлежности.

Фриволите

Искусство вязания кружева фриволите возникло во Франции и в переводе означает «свободный», «легкомысленный». Это кружево из крученых особым способом ниток.

Плетут фриволите узелковым способом при помощи специальных челноков. При помощи этой техники вяжут салфетки, украшают им скатерти, полотенца, постельное белье.

В последнее время фриволите широко используется при создании бижутерии: колье, брошей, серег, подвесок и т. п.

Интересный факт! Весьма распространенная техника плетения макраме также относится к узелковому кружеву. Впервые плести таким образом талисманы и обереги начали моряки в древней Турции. В наши дни макраме используется при изготовлении шарфов, шалей, палантинов, различных предметов декора.

Ришелье

Этот вид ручного кружева выполняется на тончайшем полотне. В качестве основы используется батист, муслин, органза и даже сетка.

На ткани стежками различной глубины вышиваются различные узоры, а затем промежутки между ними аккуратно вырезаются.

Это создает эффект темных и светлых ниток, что придает кружеву объем. Одним из самых известных кружев ришелье является итальянская ретичелла.

Достоинства и недостатки кружев ручной работы

Какими бы техниками ни пользовались кружевницы разных стран, результат их работы отличается красотой, благородством и изысканностью.

Кроме того, кружева ручной работы, несмотря на немалую стоимость, весьма популярны благодаря следующим качествам:

  • экологичность – для их изготовления используются только натуральные материалы;
  • гигиеничность, воздухопроницаемость;
  • безопасность для здоровья: они не вызывают раздражения кожи и аллергических реакций;
  • отсутствие статического электричества.

Помимо высокой цены у рукодельных кружев есть еще один недостаток – они весьма прихотливы в уходе. Стирать эти изделия нужно только руками, сушить в расправленном состоянии, разложив на горизонтальной плоскости. Утюжить кружево следует через тонкую ткань или марлю. Изделия с выпуклыми узорами не гладят.

Кружевные полотна машинного производства

Высокая стоимость кружев ручной работы делала их недоступными для большинства ценителей красивой одежды. С приходом эры механизации производство кружев началось в промышленных масштабах.

Первые станки для изготовления кружевного полотна появились во Франции в конце XIX века. С тех пор они неоднократно совершенствовались и модернизировались. В настоящее время это многофункциональные программируемые агрегаты, способные воспроизвести кружевную ткань с любыми узорами, в том числе многоцветными, с добавлением металлизированной нити, приклеенными декоративными элементами. Наиболее яркими представителями машинных кружевных тканей являются ажур и гипюр.

Ткань с ажурной красотой

Во французском языке слово «ажур» означает «видимый насквозь». И действительно, ажурное кружево настолько прозрачно, что во многих случаях требует наличия подкладки. Ажурная ткань изготавливается из различных натуральных волокон – льна, хлопка, шелка и даже шерсти. Для придания ей прочности и эластичности добавляют искусственные или синтетические нити – эластан, лайкру, полиэстер, вискозу.

Современная ажурная кружевная ткань может быть как однотонной, так и многоцветной. Существует также «псевдоажур» — ткань для обивки мебели, имитирующая кружевной узор.

Интересно знать! В последнее время появилась мода на кружево из искусственной или натуральной кожи. Его получают путем перфорации цельного полотна специальными выемками и иголками.

Основные характеристики ажурного кружева

Ажурная ткань никогда не потеряет популярность, поскольку обладает целым рядом несомненных достоинств:

  1. Благородный вид, привлекающий внимание своей изысканностью и красотой.
  2. Тонкость и изящество, позволяющие изготавливать неповторимые наряды.
  3. Ажур отлично сочетается и с легкими, и с плотными тканями.
  4. Кружевное полотно воздухопроницаемо, вызывает приятные ощущения при соприкосновении с телом.
  5. Несмотря на легкость и воздушность, ткань хорошо держит форму, прекрасно драпируется.

В отличие от кружев ручной работы, ажурное полотно не столь требовательно в уходе и дольше сохраняет свой первоначальный вид.

Но, к сожалению, на фоне сплошных положительных качеств ажур имеет и негативные стороны:

  1. Эффект просвечивания предполагает сочетание ажурного кружева с другими тканями, что не всегда нравится покупателям.
  2. Перегородки между основными «мотивами» ткани иногда столь тонки, что при неосторожном обращении могут рваться, нанося изделию урон.

Важно знать! Изделия из ажурной ткани нельзя вешать на «плечики», поскольку материал может растянуться и потерять форму. Лучше всего одежду аккуратно сложить на полку шкафа.

Для чего применяется ажурная ткань

Ажурное полотно традиционно применяется для создания женской и детской одежды:

  • свадебные наряды и платья для торжественных случаев;
  • бальные платья, карнавальные и театральные костюмы;
  • нижнее белье, чулки, колготки, перчатки;
  • шарфы и палантины;
  • блузки для нарядных костюмов;
  • воротнички, манжеты и другие элементы повседневных нарядов.

Ажурная ткань широко используется для украшения домашнего интерьера. Из нее шьют гардины, скатерти, салфетки, украшают полотенца и постельные принадлежности.

Уход за изделиями из ажурной ткани

Для того, чтобы кружевные ажурные изделия как можно дольше сохраняли свой первоначальный вид, нужно обеспечить им правильный уход.

  • Стирать кружево лучше руками, а при использовании машинки установить самый щадящий режим.
  • Ажурные ткани несовместимы со стиральными порошками, для них подходят только жидкие средства.
  • Дорогие изделия лучше всего отдавать в специальную чистку или стирать в полотняном чехле.
  • Ткань не выкручивают, а слегка отжимают в махровом полотенце.
  • Сушат изделие в расправленном виде.
  • Гладят ажурное кружево с изнанки через влажную марлю, установив утюг на режим «шелк».

Гипюр – родом из Венеции

Хотя «гипюр» слово французское, в дословном переводе означающее «плести», «оплетать», родиной этой красивейшей ткани является Венеция. В давние времена гипюр производился только вручную мастерицами высокого класса.

В наше время для изготовления гипюровых тканей используют специальные машины, которые, действуя по заданной программе, плетут ткань из натуральных или синтетических нитей.

В первом случае гипюровое полотно получается плотным, с выраженным выпуклым рисунком. Во втором выходит тонкая бельевая ткань.

Интересный факт! Классическим способом производства гипюра является так называемый «выдерг». На ткань накладывается сетка, при помощи которой размечаются нити, подлежащие удалению. После их выдергивания для придания кружеву жесткости оставшиеся нити обвивают, делая их кручеными.

Виды гипюра и его применение

Подразделяется на несколько видов:

  1. Классический гипюр . Эта универсальный материал, подходящий как для нарядной одежды, так и для гардин. Чаще всего используются натуральные волокна с небольшим добавлением синтетики.
  2. Гипюр с полиэфирными волокнами . Благодаря добавлению люрексовой нити ткань блестит, что позволяет шить одежду для особо торжественных случаев.
  3. Гипюр на сетке . Легкое и воздушное кружево идеально для блузок, легких платьев, пеньюаров.
  4. Стрейч-гипюр . Вплетение нитей лайкры делает кружевную ткань эластичной. Одежда из этой ткани прекрасно облегает фигуру, повторяя все изгибы.
  5. Гипюр-кожа . Эта ткань получила свое название за повышенную плотность и прочность.
  6. Трикотажный гипюр . Для изготовления используются шерстяные или искусственные волокна. Из него делают свитера, блузоны, кофты и т п.

Гипюр – положительные стороны и недостатки

Достоинства гипюра, как и всех других кружевных полотен, неоспоримы:

  1. Даже небольшая гипюровая вставка сделает из повседневной одежды нарядную.
  2. Учитывая разнообразие видов, узоров и оттенков, гипюр можно подобрать для любого типа фигуры.
  3. Ткань хорошо пропускает воздух и не парит.
  4. Гипюр универсален – он подходит и для изысканных свадебных платьев, и для пошива гардин и занавесей.

Ну и, как обычно, не обойтись без минусов:

  1. Гипюр чересчур прозрачен, поэтому требует подкладки из более плотного материала.
  2. Ткань не слишком проста в пошиве. Для того, чтобы изделие выглядело эстетично, нужно тщательно подбирать рисунок при раскрое.
  3. Если материя слишком тонкая, то неосторожное обращение может вызвать затяжки или разрывы.

Если на ярлычке нет другого описания, то ухаживать за изделиями из гипюра следует так же, как и за ажурным кружевом.

Французское кружево

Франция не является родиной кружевной ткани, однако французские монархи одними из первых оценили красоту и изящество нового полотна. Екатерина Медичи, будучи уроженкой Флоренции, первой надела кружевное платье на свою свадьбу, положив тем самым начало новой моде.

Состоятельные французы украшали кружевами не только одежду, но и домашние интерьеры, постельные принадлежности и даже кареты. Именно мастерами Франции была разработана новая техника плетения кружев, известная всему миру как французское кружево.

В Алансоне, что в Нижней Нормандии, выпускаются уникальные кружева, внесенные в список наследия Юнеско. На тончайшую сетку с шестигранными ячейками наносится мелкой иглой узор из цветов и бутонов. Контуры узора укрепляются волосом от белогривых лошадей.

Плетение алансонских кружев – очень трудоемкое занятие. Для того, чтобы сделать один квадратный сантиметр кружева, мастерице требуется не менее 5 часов. В настоящее время алансонские кружева могут делать и машины. Но все равно кружево ручной работы ценится буквально на вес золота.

Мода на шантильи – кружева из черных нитей – появилась в XIX веке во времена Наполеона III. Название ткань получила от одноименного городка, где работали кружевницы. С помощью техники шантильи плетут шали, накидки, пелерины, декорируют платья. В конце XIX века самым большим шиком среди французских модниц было иметь платье из черного шантильи, посаженное на белый чехол.

Французские кружева всегда на вершине модного Олимпа. Даже представительницы английской королевской династии надевают на свадьбу наряды из французских кружевных тканей. Кружевные ткани ручной и машинной работы – прекрасный материал для пошива и декорирования одежды, нижнего белья, домашнего текстиля. Стильные, воздушные и прекрасные кружева способны превратить повседневную жизнь в яркий праздник.

* В расчетах используются средние данные по России

История украшения ткани кружевами насчитывает много веков, и популярность кружевных изделий остается неизменно высокой. Кружева используют при производстве одежды, нательного белья, домашнего текстиля, постельного белья. Ежегодно всемирно известные дома мод выпускают коллекции кружевной одежды, и кружево периодически объявляется трендом сезона. Все это говорит нам о том, что производители кружев не остаются без заработка.

Изначально кружево изготавливалось вручную, но поскольку труд этот был чрезмерно трудоемким и отличался низкой производительностью, в XIX веке была изобретена первая машина по производству кружев, и с тех пор оборудование только совершенствовалось, улучшалось качество продукции, увеличивалась скорость производства.

Кружева, произведенные машинным способом, бывают четырех видов: басонные, вязаные, тканые и вышитые.

Басонное кружево – это вид плетеного кружева, которое изготавливается с помощью многочленной плетеной машины с жаккардовым механизмом. Жаккардовый станок позволяет делать кружева гладкие и рельефные, с различными геометрическими или растительными узорами. Кружево может быть шириной от 10 до 120 миллиметров. В качестве сырья для басонного кружева используется хлопчатобумажная, вискозная и текстурированная нить низких и средних размеров (от 10 до 100); плетеных кружев из пряжи высоких номеров не бывает. Плетеные кружева – наиболее прочные из всех машинных кружев. По виду они напоминают ручные, а некоторые узоры неотличимы от старинного русского кружева, плетущегося на коклюшках.

Современная жаккардовая машина удовлетворяет самым высоким требованиям производителей кружев, оснащается компьютерным управлением и имеет широкие возможности для реализации дизайнерских идей. В оборудовании последнего поколения присутствует новая система узорообразования, в основе которой лежит традиционная система рисунчатых гребенок. Рашель-машины производятся в Европе и Китае. Оборудование можно найти и на вторичном рынке в России, но выбор невелик. Лучшим решением будет обратиться напрямую к производителям, некоторые из них имеют свои представительства в России. Стоимость такого оборудования европейского производства начинается от миллиона рублей. Китайские станки дешевле (от 600 тысяч рублей).

Вязаные кружева изготавливаются на основовязальных кружевных машинах. Вязаные кружева тоньше басонных. Узор кружева проходит по грунту из квадратных или шестигранных ячеек. Такой грунт называется тюлем. Рисунок вязаного кружева может быть очень сложным. Как правило, узор представляет собой растительный или геометрический орнамент. Ширина вязаного кружева может составлять от 10 до 200 миллиметров. Вязаное кружево эластично, хорошо тянется. Больше всего предложений о продаже основовязальных машин делают китайские поставщики. Цена – от 500 тысяч рублей.

Для производства вышитого кружева используются вышивальные автоматы. В качестве основы берется тюль, трикотаж или капроновая ткань. Вышивка осуществляется тонкими искусственными или синтетическими нитями. Изначально вышивается широкое полотно, которое затем разрезается на полоски нужно ширины. Вышитые кружева чаще всего используются для отделки трикотажного белья, блузок, платьев.

Существует две разновидности вышитого кружева: воздушная вышивка и шитье. Воздушная вышивка напоминает по виду вышивку ришелье, а шить представляет собой узкую полоску ткани, на которой узор вышивается гладью с проколами.

Вышивальные машины стоят от 10 тысяч долларов. Самая простая машина способна вышить незамысловатый узор на салфетке или носовом платке. Для создания изысканных кружев понадобится оборудование стоимостью от 25-30 тысяч долларов.

Тканые кружева изготавливают на ткацких кружевных машинах. Виды тканых кружев – ва-лансьенн, малин, бретон, брабант, торшон и т.д. Качество кружев зависит от класса машины и толщины пряжи. Самое лучшее тканое кружево делается из тонкой пряжи. Кружевное полотно, изготавливаемое на ткацкой машине, может быть весьма широким и применяться для пошива блузок и платьев. В качестве сырья используется, как правило, гладкий капроновый тюль, хлопчатобумажная ткань разных цветов, вискозная нить, капроновая нить.

Для открытия цеха по производству кружев потребуется помещение производственной площадью не менее 30 квадратных метров. Оптимальная высота потолков – не менее 4 метров. Помимо цеха, где будет осуществляться изготовление кружев, необходимо оборудовать склад сырья (ниток, тюля) и склад готовой продукции, а также зону отдыха сотрудников.

Промышленное помещение должно быть сухим, хорошо вентилируемым, оборудованным системой кондиционирования воздуха, совершенно необходимой в летний период, так как машины сильно нагревают воздух.

Освещение в цехах по производству кружев можно использовать комбинированное: искусственное и естественное. По санитарным нормам, световой поток должен не менее чем на 60 процентов исходить от естественного источника. Однако не следует допускать попадания прямых солнечных лучей на рабочие поверхности. Наилучшим вариантом будет помещение с окнами, выходящими на север или северо-восток. Для искусственного освещения используются люминесцентные лампы.

При работе оборудования неизбежно возникают шум и вибрация. Лучше всего они поглощаются бетонным полом. Обычно пол покрывают кафельной плиткой, поскольку она легко моется. Машины, как правило, работают от сети напряжением 380 вольт. Электрическая проводка должна быть спрятана в короба, а розетки, используемые на промышленном производстве, должны быть закрытого типа.

В целях обеспечения пожарной безопасности на окнах не должны стоять решетки. Исключение составляют те случаи, когда наличие решеток вызвано объективной необходимостью и согласовано с инспектирующими органами, но и тогда решетки должны быть распашными, а ключ от них должен находиться в легкодоступном месте.

Арендовать помещение в центре города нет смысла. Для расположения собственного производства лучше подойдут окраинные районы с хорошими подъездными путями. Стоимость аренды помещений с подходящими параметрами в регионах начинается от 500 рублей за квадратный метр.

Производственный процесс начинается с работы дизайнера (хотя у большинства машин есть шаблонные схемы, и для начала можно использовать их). Придумывается узор, а затем вводится в программу оборудования. На старых кружевных машинах, которые, кстати, до сих пор используются на некоторых европейских фабриках кружев, узор программируется перфорационными карточками, после чего мастера вручную вдевают нитки в иголки, иногда этот процесс занимает больше месяца. Современное оборудование позволяет внести программу вышивки довольно быстро.

Производительность машины зависит от ее характеристик и заданной ширины кружев. В среднем за рабочую смену можно произвести около1000 метров кружев.

Станки, как правило, оборудованы системой автоматического сматывания кружев, поэтому дополнительные устройства для комплектации товара не требуются.

Поставщика пряжи для производства кружев можно найти через Интернет. Компании, занимающиеся поставкой оборудования, иногда предлагают также и оптовую продажу ниток. Многие производители предпочитают заказывать пряжу из Китая. При больших объемах закупок это оказывается самым выгодным вариантом. Стоимость килограмма тонкой хлопчатобумажной нити составляет около 200 рублей.

Современные машины для производства кружев – техника весьма сложная, именно поэтому закупки у китайских производителей, хоть и являются самым дешевым вариантом, но могут повлечь за собой массу трудностей, поскольку найти специалистов, способных настроить оборудование и обучить работе на нем, нелегко. Проще обратиться к российским компаниям, специализирующимся на поставке машин для текстильного производства. Они могут предложить последующее обслуживание машин и провести необходимые консультации. Для обслуживания одного станка достаточно 1-2 человек.

При работе в две смены один станок может давать прибыль порядка 10 тысяч рублей. Как и в любом другом производстве, в производстве кружев важно найти надежные рынки сбыта: сети магазинов тканей и фурнитуры, фабрики одежды, нижнего белья, ателье.

149 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 46634 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Производство подушек, матрасов, одеял с натуральными наполнителями не требует дорогостоящего оборудования, больших производственных помещений, высококвалифицированного персонала. Как правило, достаточ...

Для небольшого магазина посуды сумма закупки первой партии редко превышает полмиллиона рублей, но если открывать магазин с большим ассортиментом и в ассортименте которого представлено большое количест...

Для открытия небольшой гончарной мастерской потребуется от 250 тыс. рублей. Сроки окупаемости такого вида бизнеса составляют от одного года.

Если магазин ковров будет ориентирован на людей с низким уровнем дохода, то за 100-200 тысяч рублей можно купить достаточно товара для хорошей представленности, если брать в расчёт людей среднего клас...

Открытие бизнеса по производству столового белья не требует больших стартовых инвестиций, нужно арендовать подходящее помещение и приобрести некоторое оборудование, какое именно, зависит от масштаба п...

Открытие своего собственного производства потребует очень больших инвестиций, однако сумма может быть разной, ведь всё зависит от предполагаемых объёмов выпуска продукции, от номенклатуры и многих дру...

Стоимость оборудования для производства изделий из хрусталя зависит от множества факторов - это производительность, сложность выполняемых работ, дополнительные возможности и, конечно, производит...

При работе с японскими ножами выгоднее закупать их большими партиями напрямую от изготовителя и продавать в России через розничные сети. Для организации бизнеса по продаже керамических ножей потребует...

Для изготовления циновок используют различные материалы: камыш, тростник, сизаль, дут, солома и т.д. Технология изготовления зависит от выбранного материала. Как правило, материал стоит недорого, но и...

Рентабельность производства деревянной посуды составляет примерно 200 процентов. Величина заработка упирается в производительные возможности мастера и наличие каналов сбыта продукции.

Кружевоплетение имеет богатую многовековую историю и в наш механизированный век вызывает к себе неподдельный, живой интерес.

Слово «кружево» на Руси появилось в летописи XIII века. По одной из версий имеет своё происхождение от глагола «кружится». Имеется в виду первоначальное предназначение кружева — украшение, обвязывание элементов одежды по кругу.

Историки и искусствоведы констатируют, что уже в IX–XVI веках прикладное искусство на Руси было насыщено разнообразными видами кружев. А в начале XX столетия русское кружевное искусство стало уже своеобразным брендом. В Российском государстве насчитывалось около 20 уникальных центров кружевоплетения.

В. А. Тропинин. Кружевница. 1823. Третьяковская галерея, Москва

С начала XIX века производство кружевных узоров было поставлено на поток, то есть мастерицы-кружевницы стали создавать свои творения не только для себя, но и с целью их продажи. Было положено начало развитию фабричного изготовления кружевных изделий. Во многих губерниях помещики организовывали производство кружев в своих поместьях.


Вологда. Плетение кружев

В межвоенное время XX века преобладал экспортный характер производства кружев. Наибольшее распространение в то время получили мерные или численные кружева . Но, несмотря на простоту и незамысловатость этого приёма, уже в то время можно говорить о существовании своего уникального узора практически в каждом «кружевном» центре России.

Кружевной кокошник, елецкое кружево.

Мерные кружева того времени могут похвастать большим разнообразием рисунков, а также методов плетения. Мастерицы украшали кружевом постельное и столовое белье, а также плели покрывала, накидки и другие большие по объёму вещи.

Доминирующим направлением кружевоплетения в то время являлся стиль модерн. Его характерными особенностями можно назвать замысловатые очертания и растительные мотивы.

Большой вклад в развитие кружевоплетения в России внесло появление и деятельность специальных профессиональных школ. А после Парижской выставки 1937 года, где работы елецких мастериц были удостоены высших наград, мировая история искусства обогатилась понятием «русское кружево» .

Таким образом, можно отметить, что на Руси сложилось два типичных образца плетения кружева. К ним специалисты-историки и искусствоведы относят сколочное или сцепное и мерное или численное.

Сколочное кружево плетётся по основному рисунку (сколку), нанесённому на бумажную основу. Узор выполняется частями, которые затем соединяются.

Для выполнения же мерного кружева берётся определённое количество петель, из которых набирают симметричные узоры в виде типичных геометрических форм.

Какие же «кружевные» центры существовали на Руси?


Кацман Е. А «Калязинские кружевницы» 1927 г

Впервые кружевоплетение стало промыслом благодаря мастерству Калязинских мастериц ещё в начале девятнадцатого века. Они украшали узорами головные уборы. Такой вид кружева стали называть фантажным. Также создавали тюлевые и сцепные кружева. Образец Калязинского кружевоплетения – это довольно массивный рисунок, выполненный на общем фоне. Он использовался в основном для украшения простыней или полотенец, а также подушек.

В отличие от Калязинского кружева, излюбленным узором Елецких мастериц были лёгкие, воздушные мотивы, из которых плелись блузы, жилеты.


Елецкие кружевницы

Характерной особенностью Мценского кружевного узора специалисты называют появившийся в конце 1800-х годов модный для того времени гипюровый рисунок .


Свадебные гипюровые платья всегда в тренде.

Уникальным в своём роде было искусство кружевоплетения в городе Михайловске , где самым распространённым материалом был лён. На основе мерного кружева кружевницы создавали на своих полотнах городки, мысы, фестоны, бубенцы и другие узоры.


Льняное кружево

В Ростове кружевоплетением занимались как крепостные девушки, так и послушницы монастырей. Распространённым материалом был лён и шёлк. Узоры создавались в технике сцепного многопарного плетения. Любимым мотивом Ростовских мастериц был сканый узор на разнообразном фоне. А также Ростовское кружево известно наличием своего особого рисунка – Ростовского креста , который можно встретить довольно часто.

Отличительной особенностью Вологодской школы можно назвать выполнение узора полотнянкой с наличием плотной цветной скани. Основные элементы Вологодского кружева – это веера, гребешки, разнообразные растительные мотивы.


Вологодские кружевные изделия. Фото: snejinka.ru

Оригинальный вид кружева сложился в Балахне . Здесь можно найти плетёные работы с изображениями орлов, павов, цветущих деревьев и других узоров. Мастерицы использовали при работе своеобразные решётки и насновки.

Несмотря на то, что кружевоплетение сейчас не имеет такой массовой популярности, как раньше, существует профессия «кружевница». Необходимо обладать такими качествами, как усидчивость, терпение, точность. Но потраченное время и силы легко компенсируются самим присутствием в доме пусть даже нескольких кружевных изделий, привносящих теплоту и уют.

Это интересно:

— В Испании на кружева тратилось так много денег, что король Филипп III издал в 1623 году закон, запрещающий носить кружева.

— В 2016 г. парижский дом моды Chanel инвестировал средства в старейшую фабрику Sophie Hallette по производству кружева. Мануфактура известна своими свадебными кружевами, которые использовались в подвенечных нарядах Кейт Миддлтон и Анджелины Джоли.

— Присутствие кружева в нарядах издревле считалось признаком высокого социального положения как у женщин, так и у мужчин.

— Историки и по сей день затрудняются дать четкий ответ на вопрос – где и когда зародилось кружево. Ажурные ткани с похожим орнаментом были найдены в древнеегипетских захоронениях, но полноценное кружевоплетение как техника появилось лишь в эпоху Возрождения.

— Долгое время мастерицы, которые плели кружева, работали в подвалах. Делалось это для того, чтобы кудель была влажной, а нить эластичной и тонкой. А вместо булавок мастерицы изначально использовали рыбьи кости.

— «Настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. Коклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное). В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления - коклюшки. На Руси такие кружева известны с тринадцатого века. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .


Кружева используют уже много столетий и сейчас мода на кружева не проходит. Кружева применяют при изготовление одежды, нижнего белья, домашнего текстиля и постельного белья. Каждый год модные дизайнеры выпускают новые коллекции одежды с кружевами. Все это указывает на постоянный спрос на кружева.



В самом начале кружева создавались ручным трудом но так как за труд необходимо было платить да и производительность была низкая то как следствие цена кружев была весьма высокая. В 19 веке была изобретена машина для вязания кружев что сделало некогда дорогую ткань доступной.


Типы кружев

Кружева выпускают четырех видов: басонные, вязаные, вышитые и тканые.


Басонное кружево – это кружева, которые производятся на многочленной машине с жаккардовым механизмом. Жаккардовый механизм позволяет создавать кружева гладкие и рельефные, с геометрическими или растительными узорами. Ширина кружев от 12 до 130 миллиметров. Для сырья берется хлопчатобумажная, вискозная или текстурированная
размеров (от 10 до 100). Уточнение: из пряжи высоких номеров плетеных кружев не производят. Плетеные кружева – самые прочные из всех видов кружев. По внешнему виду они похожи на ручные, есть виды узоров которые аналогичны старинным русским кружевам, плетущегося в ручную на деревянных коклюшках.


Жаккардовая машина оснащается современным компьютерным управлением и имеет все возможности для реализации самых смелых дизайнерских идей. В машинах последнего поколения стоит новая система узорообразования, в основе которой стоит традиционная схема рисунчатых гребенок. Рашель-машины изготавливают в КНР и Европе. Оборудование есть и на вторичном рынке, по более низкой цене чем новое. Идеальный вариант приобрести оборудование у дилеров производителя. Европейские станки стоит от 1 миллиона рублей, китайские станки более доступные и стоит от 700.000 рублей.


Вязаные кружева производятся на основовязальных кружевных машинах. Данный вид кружев тоньше басонных. Узор кружева состоит из квадратных или шестигранных ячеек. Это тюль. Рисунки могут быть сложной геометрии. Ширина кружева варьируется от 10 до 200 миллиметров. Вязаное кружево получается эластичным, хорошо растягивается.
Стоимость оборудования от 500.000 рублей.


Для изготовления вышитого кружева применяются вышивальные автоматы. Как основа берется тюль, тонкий трикотаж или капроновая ткань. Вышивка производится тончайшими синтетическими или искусственными нитями. Производится широкое полотно которое затем разрезается на фрагменты необходимой ширины. Вышитые кружева применяются в отделке трикотажного белья, платьев и сорочек.


Различают два вида вышитого кружева: шитье и воздушная. Воздушная вышивка по фактуре похожа на вышивку ришелье, а шитье это узкая полоска ткани, на которой нужный узор наносится гладью с проколами.


Вышивальное оборудование стоит от 300.000 рублей. Простая машина наносит незамысловатый узор на салфетки, скатерти и носовые платки. Для создания более сложных кружев необходимо приобрести оборудование ценой от 900.000 рублей.


Тканые кружева создаются на современных ткацких кружевных машинах. Есть следующие виды тканых кружев – ва-лансьенн, малин, бретон, брабант, торшон, самые популярные. Качество изготовления кружев зависит от толщины пряжи и класса применяемого оборудования. Самое качественное тканое кружево получается из тонкой пряжи. Кружевное полотно, производится широким, разрезается на нужные размеры и используется для пошива легких блузок и платьев. Исходным сырьем служит гладкая капроновая тюль, хлопчатобумажная ткань, вискозная нить или капроновая нить.


Помещение для производства кружев

Необходима площадь минимум 80 квадратных метров с высотой потолков – не менее 4 метров. Кроме самого цеха необходимо предусмотреть склад сырья (ниток, тюля) и склад выпущенной продукции, туалет и комнату отдыха рабочих.


Помещение должно быть достаточно сухим, с вентиляцией, желательно кондиционер, охлаждение воздуха необходимо не только для комфортной работы персонала но и для охлаждения машин которые нагреваются в процессе работы. Электрическое освещение искусственное или естественное. По принятым санитарным нормам, световой поток естественного источника должен быть не менее 60 процентов. Учтите что не стоит допускать попадания прямых солнечных лучей на рабочие поверхности, иначе будет нагрев оборудования. Оптимальный вариант помещение с окнами, выходящими на северо-восток или север. Люминесцентные лампы идеальный вариант для освещения.


Как бороться с шумом и вибрацией? Бетонный пол хорошо поглощает шум, как правило пол покрывают кафельной плиткой, которая легко моется. Для машин необходимо напряжение в 380 вольт. Розетки должны быть закрытого типа, все провода спрятаны в стену.


В целях соблюдения пожарной безопасности на окнах не должны стоять решетки, если они необходимы то тогда решетки должны быть распашными, при этом ключи должны лежать не в сейфе а в легкодоступном месте.


Центр города для аренды не рассматривается. Хорошо подходят окраинные районы с подъездными путями. Стоимость аренды в городах с необходимыми требованиями начинается от 500 рублей за 1 квадратный метр.


У большинства современных машин есть шаблонные схемы, и для работы можно использовать их, если финансы позволяют можно и нужно в штате держать дизайнера, он создаст уникальные рисунки будущим изделиям. На старых кружевных машинах, используемых до сих пор и заграницей узор программируется перфорационными карточками, затем рабочие вручную вдевают нитки в иголки, процесс трудоемкий и длительный. Современное вышивальное оборудование существенно экономит время.


Производительность вышивального оборудования напрямую зависит от класса машин и ширины полотна. В среднем за 1 смену можно выпустить до 1000 погонных метров на 1 станке.


Станки, современные, имеют систему автоматического сматывания кружев, дополнительная комплектация не нужна.


Поставщиков пряжи много в сети интернет, порой компании продающие оборудование так же предлагают поставки пряжи и ниток. Китай самый большой поставщик. При больших закупках как правило и большие скидки. Средняя цена килограмма тонкой хлопчатобумажной нити от 200 рублей.


Современные машины довольно сложное оборудование и не стоит самому его настраивать, необходимо обратиться к специалистам. Самый оптимальный вариант обратиться к отечественным компаниям, специализирующимся на продаже машин для текстильного производства. Они берут машина на сервисное обслуживание и проводят необходимые консультации. Для обслуживания одного станка необходим 1 человек.


При эксплуатации одного станка в 2 смены прибыль составляет 80.000 рублей в месяц. Рынки сбыта обширные: сети магазинов тканей и фурнитуры, ателье по пошиву одежды, фабрики одежды. Со сбытом как правило проблем не бывает.

Data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,lj,gplus">

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.