Как открыть собственное производство дизайнерских сумок. Психология дизайнерской сумки: почему мы готовы платить за кожаный мешок

Алёна Калмыкова – о том, как её небольшой компании «А-Рада» удалось найти своё место под солнцем в очень конкурентной нише

Женщины знают: качественные сумки из натуральной кожи – даже не премиальных брендов - могут стоить очень недёшево. Особенно если они – ручной работы. Тем интереснее, когда на рынок выходят небольшие бренды, стремящиеся переломить эту тенденцию. О том, как держать приемлемую цену на вещи из натуральной кожи, не поступаясь качеством, порталу сайт рассказала основательница небольшой московской компании по производству сумочек «А-Рада» Алёна Калмыкова.

Алёна Калмыкова , 26 лет, предприниматель, основательница бренда «А-Рада» , под которым производит дамские сумки из натуральной кожи. Закончила МГТУ «МАМИ» по специальности «Дизайнер автомобилей». До основания марки «А-Рада» работала веб-дизайнером. Собственным бизнесом занялась в 2013 году, вложив в него 25 тысяч рублей.


Бизнес-идея появилась во время отпуска

Заниматься кожаными сумками Алёна не планировала. Но однажды во время отпуска в Италии ей сказали, что она, вероятнее всего, дизайнер сумок по профессии. Случайное предположение-комплимент превратилось в бизнес-идею не сразу. Сначала Алёна хотела организовать собственное дело по продаже сумок, закупленных в Италии или в Испании. Но потом решила, что это для неё слишком скучно.

В 2013 году Алёна предложила маме попробовать сделать сумку «на продажу». Мама, по специальности технолог и мастер швейного производства, согласилась. Они купили немного материала, Алёна нарисовала несколько моделей. Через три месяца были готовы первые экземпляры изделий.

Анализировать рынок перед запуском Алёна не стала. «Мы просто решили запустить проект и сделали это. Потом уже оказалось, что действительно много людей занимается сумками, и я даже немного расстроилась, что их так много. Но при высоком качестве наша цена – одна из самых низких на рынке. Некоторые даже смотрят на цену и думают, что мы шьём не из натуральной кожи. Но потом они получают заказ и видят, что кожа действительно натуральная», - говорит Алёна.


Начальные вложения в проект составили около 25 000 рублей. Швейные машинки закупать не пришлось, они уже были. Средства были потрачены на закупку кожи и фурнитуры. Начинающая предпринимательница закупала тогда всё в рознице, потому что ещё не знала, где делать оптовые закупки.

Часть денег была вложена в покупку домена. Для сайта нужно было имя, и Алёна придумала бренд «А-Рада». При участии друга-программиста к началу продаж был запущен сайт, но в его раскрутку средства на первоначальном этапе почти не вкладывались.

Искать первых клиентов не пришлось, люди приходили сами «через лайки» знакомых в соцсетях.

Без чёрного никуда

Отличительными особенностями изделий под маркой «А-Рада» стали нестандартные цвета, достаточно простые модели и невысокие цены. Основательница проекта планировала выпускать только цветные сумки, но покупатели внесли коррективы в эти планы. Клиенты начали спрашивать про чёрный цвет, и сейчас практически каждую модель приходится делать «по требованию» в этом цвете. «Если бы мы жили у моря, мы бы все ходили с яркими сумками, но условия Москвы диктуют свои правила», - замечает Алёна.


В разработке моделей дизайнер старается найти баланс между требованиями моды и собственными ощущениями. Особое внимание уделяется подбору цветовых сочетаний. Если прогадать с цветом, сумки потом бывает тяжело продать. Иногда цвет, нравящийся специалистам, не пользуется популярностью у клиентов.

«Раньше бывало, что мы заказывали прекрасную, на наш взгляд, кожу. Но клиенты не разделяли наш восторженный взгляд на материал, и просто не покупали сумки, сделанные из него. Сейчас при выборе цвета мы стараемся обращать внимание на мировые тенденции, и случаев «непопадания в цвет» у нас стало намного меньше», - рассказывает Алёна.

Сумки под брендом «А-Рада» шьются в собственной небольшой мастерской. Так лучше отслеживать качество, и легче оперативно справляться с возникающими трудностями.

На начальном этапе каждая модель сумки делалась в 2-3 экземплярах, сейчас каждая модель отшивается в количестве от 3 до 10 штук. Количество зависит от того, сколько кожи и в каком цвете удаётся купить.

Если модель хорошо раскупают, Алёна дозаказывает нужную кожу, если та ещё есть, и шьёт новую партию. Если кожи нет (а так бывает довольно часто), то покупателям предлагается аналогичный вариант в той же или похожей цветовой гамме.

«Когда нужно подождать ту или иную модель, обычно негатива нет. Конечно, некоторые бывают недовольны ожиданием, но их меньшинство. Обычно люди понимают, что мы всё сами отшиваем, и у нас нет склада с тысячами сумок. Если мы находим материал не в точности такой же, как был, то высылаем клиентам фотографии кожи. Если им всё подходит, они делают заказ. Фактически мы иногда продаём ещё не существующие сумки, но потом их отшиваем и доставляем покупателям», - рассказывает Алёна.

Итальянская кожа для русских сумок

Материал для сумок Алёна закупает в Санкт-Петербурге. Там находится несколько больших складов кожи, которые скупают её оптом на зарубежных заводах. Если закупать материал в Москве, цена будет в два-три раза выше. На поиск надёжных поставщиков ушло около полугода.

Чтобы заказать партию кожи на заводе «под себя», нужно закупить не менее 10 тысяч квадратных дециметров – то есть 100 квадратных метров - материала. Такое количество одного вида кожи в одном цвете для небольшого производства Алёны избыточно. За один раз она закупает 8-10 тысяч квадратных дециметров разных видов и цветов кожи.


Материал используется в основном итальянского и испанского производства. «В России есть хорошая рязанская кожа. Но завод в Рязани продаёт кожу только большими партиями. Если мы увеличим объёмы, тогда, возможно, будет смысл закупать материалы в Рязани», - рассуждает Алёна.

Не спорить с покупателем

На сайте бренда «А-Рада» продаётся около 20 моделей сумок. Цена варьируется в зависимости от вида и размера изделия от 2090 до 6890 рублей. Интернет-магазин принимает около 5-7 заказов в день.

Сезонный спад продаж начинается в мае и продолжается до сентября. Многие потенциальные клиенты разъезжаются в отпуска и на дачи, и им становится неудобно принять доставку сумок. Ситуация улучшается осенью, а перед Новым годом продажи выходят на максимальный уровень. Следующего пика активность покупателей достигает в марте-апреле.

Большинству заказчиков – от 23 до 35 лет, но встречаются и клиенты более старшего возраста. У марки «А-Рада» есть свои постоянные покупатели. Сотрудники уже узнают их по голосу, помнят их имена и предпочтения. Алёна делает таким клиентам небольшие подарки. Впрочем, они тоже в долгу не остаются – дарят в ответ сладости или косметику.


В ситуациях, связанных с выходом сумок из строя, Алёна всегда идет навстречу клиентам. По правилам срок гарантийного ремонта или возврата – две недели. Но она принимает в починку любое свое изделие независимо от того, распространяется ли на него гарантия. Однажды клиенту отремонтировали сумку через год после покупки.

Когда причину недовольства клиента товаром определить сложно, Алёна старается не ввязываться в бесполезные споры. «Однажды девушка, купившая сумку в нашем шоу-руме, решила её вернуть. Через два дня после покупки она сказала, что «по техническим параметрам это вовсе не сумка». Та сумка, которую она купила, была одной из самых хитовых моделей, которая продалась уже более 200 раз, и ни у кого не возникло сомнений в технических параметрах изделия. Мы вернули клиентке деньги. Во избежание негатива стараемся с такими людьми не спорить и не вступать в дискуссию», - вспоминает Алёна.

Доставка

В первое время заказы по Москве развозила сама Алёна – у неё не было возможности нанять сотрудников для этой цели. Сейчас московские заказы привозят клиентам курьеры. Доставку в регионы осуществляют две курьерские службы, с которыми сотрудничает «А-Рада». В отдаленные уголки страны, где курьерские службы не работают, посылки отправляются «Почтой России».

По почте сумки отправляются покупателям только после 100% предоплаты. Алёна пробовала доставлять свои товары через «Почту России» наложенным платежом, но от этого способа пришлось отказаться. Доставка (с учетом комиссии за перевод денег) обходится в два раза дороже, чем курьерскими службами, к тому же бывали случаи невостребованных заказов. Сумка могла больше месяца путешествовать по стране, предпринимательница теряла деньги и время.

Около 40% заказов поступает от московских покупателей. Из других крупных городов по количеству клиентов лидируют Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск. Изделия под маркой «А-Рада» заказывают покупатели не только из России, но и из других стран.

«Периодически у нас бывают доставки в США. Но при отправке за границу невозможно предугадать срок доставки. Иногда сумка идет 10 дней, а иногда – 2 месяца, и непонятно, где её искать. Недавно меня очень порадовала доставка в Ирландию. Бывает, отправляем сумки в какую-нибудь страну вроде Кувейта. Подобные заказы очень удивляют и радуют», - признаётся Алёна.

Продвижение

Заказы на изделия под маркой «А-Рада» принимаются через сайт. Также у бренда есть группы в

Одним из последних популярных трендов стало дизайнерское создание сумок. Это может послужить отличной платформой для бизнеса с нуля для женщин, где заработать на этом можно достаточно хорошо, обладая как определенным мастерством дизайнера, так и хорошими организаторскими способностями.

Новые тенденции в мире сумок!

На сегодняшний день очень популярен тренд экологичности производства и натуральности товара, поэтому стоит задуматься над производством эко-сумок.
В качестве эко-материала может выступить –эко-кожа, текстиль, солома.

Производство из эко-кожи требует специального оборудования, как для кожаных изделий, что не каждый сможет осилить.
Для изготовления из соломы требуются мастера по плетению, которых не всегда можно найти.

Поэтому бизнес с нуля для женщин лучше начинать с наиболее доступного производства,которым будет пошив из текстиля. Наиболее часто выбираемые ткани – плотный хлопок, вельвет, джинсовая ткань, мешковина, лен. Основным свойством ткани должна быть прочность в эксплуатации и подверженность частой стирке.

Бизнес с нуля для женщин без конкурентов!

Позиционируя свой бизнес, как изготовление дизайнерских сумок, надо продумать, чем же ваша продукция будет эксклюзивна и характерна.
Не стоит гнаться за тем, чтобы ваши дизайнерские сумки будут слишком дешевыми и доступными для большинства. Ведь сумка покупается часто не на один сезон, поэтому качество должно быть проверено временем. Тщательно подбирая материал для сумки, позаботьтесь о его качестве. Покупатели дизайнерских сумок ценят оригинальность идей и соответствующее качество, поэтому подбирайте также интересную яркую фурнитуру и декор.

Оригинальности придать может не только сам материал, а также форма изделия. Обычно ткани мягкие и поэтому сумки получаются мешкообразными, не держащие форму. Может, стоит уплотнить полотнище и придать четкую форму сумке.
Также можно сэкономить на покупке ткани, купив однотонный простоватый материал, а потом раскрасить сумку текстильными красками. Кстати индивидуальный подход в нанесении неповторимого рисунка для каждого клиента увеличит специфичность вашего бизнеса.
Кроме оформления красками можно использовать вышивку, как машинную, так и ручную, применяя не только цветные нити, а также бисер, камни, стразы, кусочки кожи, деревянный декор, шнурки, ленты.

Как наладить производственный процесс?

Бизнес с нуля для женщин подразумевает также небольшие затраты. Поэтому рекомендуя производство тканевых сумок, учитывалось,что для него не потребуется специальное оборудование, достаточно только наличие бытовой швейной машины и оверлока, поэтому начать пошив можно дома.

Необходимый основной минимум из фурнитуры- это замки и застежки- кнопки или пуговицы. Конечно, если захотите разукрасить сумку люверсами и клепками, то стоит прикупить пробойник.
Самостоятельный пошив не всегда выгоден. Стоит нанять для начала хотя бы 1-2 швеи-надомницы, чтобы не тратиться пока на аренду помещения. Для обеспечения их работой надо разработать модели и создать лекала. Лекало отрабатывается до тех пор, когда собранное готовое изделие не требует доработок. Швеям отдавать в работу только раскроенные детали.

Декорирование сумок также можно поставить на поток. Например, привлечь как опытных рукодельниц, так и дизайнеров-студентов. Зарплату лучше организовать сдельную, это будет мотивировать работниц. В вашей задаче остается контроль на всех этапах и работа над реализацией товара.

Кто будет покупать дизайнерские сумки?

Продумывая дизайн сумок, надо понимать, кто будет основным покупателем. Обычно тканевые сумки покупают подростки и молодежь, женщины до 30 лет. Применяют их в повседневной носке, для отдыха на пляже, при походе за продуктами вместо пакетов.

Поэтому они должны соответствовать целевой аудитории.
Так, например, для подростков могут быть сумки с фото актеров из молодежных популярных сериалов, герои мультфильмов; изображением молодежных хобби, как танцы, спорт.
Для девушек до 30лет будут интересны витиеватые винтажные узоры, геометрическая абстракция, рисунки, связанные с путешествиями, флорой и фауной.

Стоит заботиться о повышенном интересе к своей продукции, а для этого проводить опросы среди покупателей, чтобы они хотели увидеть в ассортименте.

Основной вашей задачей должна стать работа над продвижением продукции. Для этого стоит подумать о каналах сбыта и маркетинге.

Если у вас не большое производство на дому, то вряд ли имеете официальную регистрацию в налоговых органах. Поэтому каналы сбыта будут ограничены. Основным источником может стать только площадка, как интернет-магазин или группа в соц. сетях, а также бесплатные площадки, как Авито.

Повышая интерес к своему товару надо заинтересовывать аудиторию розыгрышами с ценными призами, конкурсами среди покупателей, проводить акции, давать скидки при большем объеме закупок.

Также увеличить прибыль можно за счет выпуска дополнительной сопутствующей продукции.
К ней можно отнести производство клатчей, кошельков, чехлов для телефонов.
Женщины любят уютные вещи, поэтому актуальны мешочки и коробочки для хранения круп, трав.

Покупатели эко-сумок, скорее всего, любят и другие эко-товары. Расширяя свой ассортимент, стоит предложить постельное, столовое белье из эко-ткани, небольшую узконаправленную коллекцию одежды, например, для отдыха или йоги.
Также актуальны эко — украшения, как браслеты и серьги, брошки, ободки для волос, выполненные из натуральных камней. Девочки любят подбирать себе украшения по знаку зодиаку или под цветовую гамму наряда, поэтому украшения смогут удачно дополнить покупку дизайнерской сумки.

Подумывая над расширением производства, не забудьте официально зарегистрироваться, так как это дает больше возможностей сотрудничать с оптовыми клиентами, крупными сетями и розничными магазинами.

Редакция FAVOT задалась целью изучить российский рынок производителей сумок, чтобы написать о самых интересных из них. Но не смогла… Как оказалось, на нашем рынке сейчас не представлено ни одного крупного бренда, способного конкурировать с иностранными марками.

«Почему?» — озадачились мы вопросом, но не смогли найти ответ. «Леша, выручай!» — сказала я, позвонив знакомому дизайнеру сумок. Алексей Скрябин, создатель собственной марки SKRIABIN , не бросил нас в беде и поведал нам все, что он знает о сумках и их производстве.

Для начала расскажи, как ты стал «сумочных дел мастером»? Ты шел к этому целенаправленно?

Нет. Все получилось как-то само собой. Я рисовал с 7 лет. И хотел, чтобы этот навык мне пригодился в профессии. Сначала я думал учиться на дизайнера интерьера, но потом все таки пошел в одежду. Поступил в МГУДТ . Именно в период обучения я полюбил работать с кожей. И в качестве дипломной работы создал коллекцию мужских кожаных курток и брюк. Но после окончания университета я, честно говоря, даже не знал чем буду заниматься дальше. Однажды ко мне пришла подруга с просьбой сшить ей сумку. «У тебя ведь есть машинка для кожи. Попробуй, это наверное не трудно», — попросила она. Я сделал выкройку прямо с ее сумки. Сел за машинку, и через несколько часов сумка была готова. Затем ко мне еще раз обратились с такой же просьбой. Шить сумки оказалось даже интереснее, чем одежду. И понеслась. Я начал экспериментировать, придумывая разные вариации сумок.

Когда освоился с техникой пошива, я пошел работать. Делал сумки для дизайнерской коллекции одежды. А потом понял, что моих идей и опыта достаточно для сольного плавания. Так я и создал бренд SKRIABIN.

Первые свои сумки ты шил у себя дома?

Да, раньше работал дома. Но это было неудобно. Места не хватало, в квартире стоял запах кожи, краски… Как-то раз я пришел домой и понял, что все вокруг занято лишь сумками, рулонами кожи, коробками с фурнитурой. В тот момент я понял, что пора искать помещение. Сейчас я снимаю небольшую мастерскую на одном из заводов Москвы.

Насколько легко в наше время выйти на рынок с новым брендом?

Изготовление сумок – это не так просто, как может показаться. Для их производства нужно дорогостоящее оборудование. Например, машинка, которая делает одну лишь функцию – уменьшает толщину кожи – такая машинка стоит 2 млн. рублей. И это всего одна функция! А представь сколько еще требуется машин для создания сумки.

И как же ты справляешься без этой машинки?

Арендую ее у тех, у кого она есть.

То есть без больших вложений в твоем деле не обойтись?

Вложения нужны. И не только на закупку машинок. Сейчас весь объем работ я делаю сам. У меня есть подмастерье, который выполняет несложные операции (чем очень мне помогает). Но нанять хорошего мастера у меня нет возможности.

Во-первых, потому что мало кто обладает техникой изготовления сумок. Когда я начинал, то нигде не мог найти информацию о технологиях пошива. Приходилось учиться самому. Методом проб и ошибок. А во-вторых, хороший мастер работает за хорошую зарплату. На данный момент я не могу себе этого позволить. Я пробовал обращаться на наши российские производства, чтобы они отшивали сумки по моим эскизам, но частные заказы их не интересуют.

Большие компании берут объемами. Популярные бренды могут позволить заказывать кожу под себя большими партиями. Выбирать фактуру, цвет, вид кожи. Соответственно и цена на материалы у них выходит значительно ниже рыночной. Я же ограничен в выборе. Могу купить лишь то, что продается у нас в магазинах. А там, честно сказать, выбор не велик. Часто мои идеи не могут воплотиться именно из-за отсутствия нужной кожи.

Недавно нашел классную кожу, желтого цвета. Забрал буквально остатки. Сшил из нее сумку. А когда поступил заказ на такую же – то я уже физически не смог ее сделать. Этой кожи нет в магазине. И не факт, что будет. С фурнитурой у нас тоже проблемы. Я знаю всего пару магазинов в городе, где ее можно купить. Идеальный вариант — заказывать все в Китае. Там очень много шикарной фурнитуры. Но этот вариант удобен лишь для оптовых закупок.

Вот уж не думала, что в сумочной сфере существует столько препятствий для развития.

Однако это так. Конечно, трудности преодолимы. Но нужно приложить много усилий. Намного больше, чем, скажем, при производстве одежды. Эта сфера в России лучше развита: большой выбор материалов, невысокая стоимость оборудования. Да и профессиональную швею найти совсем не трудно.

Ко мне периодически обращаются с просьбами: «Научите меня шить! Я хочу делать сумки». На что я сразу отвечаю: «Подумайте сто раз, прежде чем в это ввязываться! Это не тот бизнес, который приносит быструю прибыль». Особенно у нас в стране. Нужно суметь заявить о себе и найти хорошую финансовую поддержку.

У тебя, я так понимаю, такой поддержки пока нет?

Я работаю над этим.

Но ты все же планируешь сделать свои сумки общедоступными.

Естественно. Это моя мечта. Я хочу открыть магазин, в ассортименте которого будут сумки как для широкой аудитории, так и для тех, кто любит эксклюзивные модели. Сейчас мы активно развиваемся в социальных сетях и обновляем сайт. Раньше я думал, что важен лишь качественный товар. Но теперь понимаю, что помимо этого нужна и правильная маркетинговая стратегия.

А какими сумками ты восторгаешься? Где черпаешь вдохновение?

Louis Vuitton. Это непревзойденный уровень качества и исполнения.

Охарактеризуй, пожалуйста, своих клиентов. Кто покупает сумки Алексея Скрябина SKRIABIN?

Наши клиенты – это те, кто любят качественные вещи и желают отличаться. Куда ни посмотри – везде видишь девушек с сумками от Michael Kors и Furla. Не спорю, это качественные сумки. Но покупая их, вы вряд ли будете оригинальными. Мои сумки не уступают этим брендам. Но я их делаю вручную. Ты же понимаешь, что это совершенно другой уровень.

Еще одна наша уникальность – это яркие подкладки. Ваша сумка может быть какой угодно строгой снаружи. Но внутри будет скрываться буйство красок, которые вы выбираете сами. Мне очень понравилось, как высказалась по поводу наших подкладок одна девушка в Instagram:

Это таинственность женской души.

Хорошо сказано! Леша, ты видимо нашел ключ к женским сердцам. А какие твои сумки пользуются наибольшим спросом?

Самая популярная модель на сегодняшний момент – это рюкзак DECEPTICON.

Почему он так называется?

Я очень люблю прямоугольные формы и чаще предпочитаю их круглым. Когда я сел рисовать рюкзак, который сам хотел бы носить, то естественно, никаких округлостей в эскизе не было. Потом нужно было дать название, и я сразу подумал о фильме «Трансформеры». Фильм ужасный, но прямоугольностей там полно. Я стал перебирать имена трансформеров, чтобы найти подходящее мне по звучанию. Что-то резкое и угловатое. Десептиконы — это «плохие» трансформеры.

Сколько примерно времени занимает пошив одной сумки? Ты же делаешь это вручную.

Например, рюкзак я шью за 17 с половиной часов. Я засекал.

Я знаю, что совсем недавно ты создал новую модель сумки. Расскажешь про нее?

Новая модель называется EVA . Она символизирует новый период моей творческой деятельности. Более осознанный, с подробным изучением рынка. Раньше при создании модели, я опирался только на эмоции. Но в этот раз помимо эмоции, я выполнял конкретные задачи. Например: новая модель должна быть максимально демократичной по цене. Иметь возможность «конструктор» (когда человек может выбирать форму клапана, количество карманов, подкладку, тем самым участвуя в создании), функциональность (ремешок с двойным вариантом носки: на плече и кросс-боди). Должна отвечать современным требованиям (карман для Iphone 6).

Действительно хорошо продуманная модель. Приятно, когда дизайнер старается предугадать пожелания своих клиентов.

В этом и смысл моей работы. Создавать практичные сумки, подчеркивающие вашу индивидуальность.

Мы стремимся к красоте и перфекционизму.


Молодая мама Полина Пяткина решила заработать на потребности людей в самоидентификации. Ее проект BagMaker позволяет модницам самим создавать модели сумок или чехлов для ноутбука.

«У меня есть подруга , которая не считает купленную вещь своей, пока как-нибудь ее не трансформирует», — делится Полина Пяткина, генеральный директор ООО «Ф. Джин» (компания выпускает сумки и аксессуары из искусственной кожи под брендом f.gene (от англ. fashion gene — модный ген).

Год назад Полина вместе с Натальей Шкиртиль запустили интернет-магазин, где продают свою линию сумок для ноутбуков. Особенность их подхода в том, что внешний вид модели трансформируется по желанию хозяйки. Это происходит за счет сменных накладных кармашков.

Идея, на проработку которой ушло 1,5 года и миллион рублей (поиск оптимальной конструкции крепления сменного кармана, разработка модели сумки, работа с дизайнерами и партнерами по производству), выстрелила. Прошлый год компания "Ф. Джин" с десятью штатными сотрудниками закончила с оборотом 2 млн рублей.

В этом году предпринимательницы решили довести идею персонализации до предела и заодно поднять уровень продаж на 25-30% (сейчас продают две сумки в день). Для этого они запустили на сайте раздел BagMaker . Он работает как конструктор.

За основу берется несколько компонентов сумки, которые можно менять: корпус, ручки, подкладка, декоративный карман. На свой вкус покупатели подбирают размер, цвет и форму этих деталей. В будущем от них будет зависеть и декор кармана.

"Сейчас многие стремятся персонализировать вещи и через это самовыражаются. Расписывают домашнюю мебель, создают этикетки для напитков, собирают пазлы с портретами любимых питомцев, записывают альбомы, поедают шоколадки с изображениями друзей. А мы даем поучаствовать в создании сумки своей мечты», — комментирует набирающий силу тренд к самовыражению Полина Пяткина. На пошив сумки или чехла для ноутбука уходит 10-15 дней. Заказ выполняют пять швей. По России вещи клиентам компания доставляет через курьерскую службу EMS.

"Раздел на сайте , позволяющий принять участие в заказе продукта, привлекает внимание. Клиенты интересуются новыми возможностями, но редко заказывают сами, предпочитают звонить. В нашем случае этот раздел не стал самостоятельным каналом продаж", — говорит Катерина Набиркина, менеджер по работе с клиентами компании "Пряников и Печенькин". Ежемесячно страницу "создай свое печенье" на сайте компании посещают 300-400 человек. При этом воспользовались формой заявки единицы.

И почему поколение 90-х называют потерянным?

Почему поколение 90-х называют потерянным? Толковый словарь объясняет это слово как тот, кто не нашел своего места в жизни, не знающий, что делать. Я встретилась с одной из представительниц того самого поколения, рожденного в лихие 90-е. Серпуховичке Елене Качаловой 21 год, она заканчивает учебу в университете, занимается изготовлением авторских кожаных сумок, мастерски управляется с мужскими инструментами, любит творчество Маяковского и строит большие планы на свое будущее.

— Елена, начнем с образования. Расскажи про обучение в университете.

— Я учусь на 4-м курсе Московского государственного университета дизайна и технологий по специальности «Социальный психолог». Сейчас пишу диплом на тему взаимосвязи между предпочитаемым стилем в одежде и психологическими особенностями личности.


Дизайнер модных сумок из Серпухова Елена Качалова. Фото из личного архива Е. Качаловой.

— Почему ты решила учиться на психолога?

— Сначала я хотела стать психиатром, но мама отговорила меня. Говорят, что эта профессия тяжелая и в ней есть определенные издержки. Когда я поступала, мне было 17 лет, и это слишком юный возраст для того, чтобы самой принимать такое важное решение. Я не говорю, что родители должны подталкивать, но советовать и наставлять вправе. А о том, что я когда-то захочу стать дизайнером и шить кожаные сумки — и помыслить не могла. И откровенно посмеялась бы над тем, кто так сказал. Рисовать я не умела, шить не умела и подавно. Сумки...кожаные? Нет, это точно не про меня.

— Как получилось, что ты теперь дизайнер?

— Лет в 7 я научилась вязать спицами, в 12 — крючком. А на первом курсе университета стала делать попытки продавать различные вязаные сумки, шарфы, шапки. На втором курсе я поняла, что мне этого мало, надо идти дальше, развиваться. При университете был институт дополнительного образования, где я нашла курсы по изготовлению авторских кожаных сумок, продолжительностью в месяц. Я записалась, оплатила и отучилась.

— И сразу стала продавать?

— Нет, мне просто всегда нравилось что-то делать. С первых минут я не думала, что буду шить только для себя. Мне хотелось делать что-то нужное людям. Я не предполагала, во что это выльется, будет ли какое-то продолжение у моего увлечения, справлюсь ли я без помощников.

— Чему вас обучали на курсах?

— Обучение было практически с нуля, швейных навыков не требовалось. Так как я совершенно не умею рисовать, переживала, что буду в числе отстающих. Нас учили кроить, шить на машинках. И шаг за шагом я научилась всему.

— Сложно давалось обучение?

— Нет, я помню только, как тяжело было держать в руке ножницы. Мне достались самые старые и тупые, из-за них я натерла себе все пальцы.

— А швейная машинка у тебя уже была?

— Нет, тогда еще не было. Мне мама подарила ее позже, на День рождения.


Сумочка Елены Качаловой. Фото из личного архива Е. Качаловой.

— Расскажи про инструменты, с которыми тебе пришлось работать?

— У меня есть плоскогубцы, пресс для установки фурнитуры, набор стамесочек и дыропробивные клещи с разным диаметром отверстий.

— Тебя не пугают эти названия?

— Нет, клещи, например, я сначала купила, а только потом узнала, как они называются.

— Дорогой наверное инструмент?

— Не могу сказать. Что-то я купила, что-то мне подарили, а стамески я нашла у дедушки в шкафу. Помню, мне было очень сложно приноровиться к раскройному ножу, истратила уйму кожи, но сейчас уже проблем нет.

— Где ты берешь материалы для сумок?

— У нас в городе на ул. Пролетарской есть кожзавод «Труд».

— А первую свою сумку помнишь?

— Да, конечно. Она была большая, зеленая, вот только недавно нашлась на нее покупательница из города Благовещенска.

— Жалко было расставаться со своим творением?

— Нет, наоборот, я очень была рада, когда нашелся ценитель.

— Откуда появляются идеи дизайна?

— Я не могу сказать, что у меня всегда есть источники вдохновения. Запомнилась пара ярких случаев. Моя близкая подруга провожала своего молодого человека в армию, и у меня родилась идея сделать армейскую сумку. Я взяла красную кожу, в магазине с армейской фурнитурой купила золотую бляшку на ремень и так сложилась идея сумки. Потом я подарила ее подруге на память. В другой раз мы с мамой отдыхали в Крыму. Я вышла ночью на балкон: горы, море плещется вдалеке, ночь, звезды. Когда я вернулась домой — придумала сумку, темно-синюю, с вышитыми созвездиями.

— Интересны ли тебе этнические мотивы, русский народный фольклор?

— Да, были такие сумки. Вот только недавно мне пришлось снять с производства одну из моих самых любимых моделей из коричневой замши с выжженным орнаментом и бахромой. Ее очень часто покупали. Рисунок наносила с помощью старенького выжигательного аппарата, каким детки играют. Но, к сожалению, кожзавод перестал выпускать замшу и мне пришлось отказаться на время от этой модели.

Также помню прошлым летом я сделала коллекцию — 2 рюкзака и 2 сумочки. Это была моя любовь, я вынашивала ее в голове несколько месяцев. Сумочка была снизу декорирована этнической тесьмой, а сверху был прикреплен ловец снов. Очень классная модель, до сих пор она у меня в сердце.

— А сколько времени ты тратишь на изготовление маленькой сумочки?

— Руки у меня уже приноровились, поэтому все происходит очень быстро. От раскроя до последнего шовчика — максимум 4 часа, и то если еще и отвлекаться, думать о своих делах.

— На твоих сумках логотип di Fronte. Как родилась идея названия?

— Это итальянское сочетание слов, означает — напротив. Для меня это некий тандем между дизайнером и тем, кто этот дизайн оценит. Это две стороны — я и покупатель. Мы напротив друг друга и ведем диалог.

— У тебя даже есть свой фирменный штамп?

— Да, на самом деле я думала над этим очень долго. 10-15 моделей сшила, и вскоре меня пригласили на маркет (выставка-продажа изделий ручной работы — прим.автора), уже не помню его название. Там даже в условиях было обговорено, что у изделий должен быть товарный знак, который их отличает. Чтобы тяжело было подделать. Я задумалась и в тот момент поняла, что кроме логотипа, мне нужен свой штамп. Но очень долго не решалась заказать его, ленилась, отвлекалась на другие дела. Сейчас у меня есть свой оттиск на коже, на кармашке, с внутренней стороны. Он носит скорее декоративный характер, нежели функциональный. Это мой фирменный стиль.

— Как ты считаешь, тебя уже узнают на Ярмарке мастеров (популярная площадка в Интернете для продажи изделий ручной работы — прим.автора)?

— Думаю, да. Я не один раз специально просматривала сайт и изделия разных мастеров. Может это и самонадеянно, но по-моему у меня узнаваемый стиль.

— Что ты посоветуешь мастерицам, которые тоже хотят начать продавать свои вещи? Какие площадки лучше?

— Например, Ярмарка мастеров. Там необходимо, чтобы твои работы отличались от большинства, потому что конкуренция очень большая. Многие покупатели смотрят отзывы. Когда я еще вязаные вещи продавала, до первой продажи прошло очень много времени, потому что у меня не было отзывов покупателей. То есть надо подругу попросить, чтобы она у тебя что-то купила и оставила отзыв сразу.

По поводу группы в социальной сети «Вконтакте» — я не коммуникабельный человек, мне сложно общаться там. Смотрю на своих знакомых: одна девочка, к примеру, вяжет игрушки. Это не авторские работы, она берет чьи-то идеи и повторяет их. Но девочка коммуникабельная, активно общается, и все «сходят с ума»: Свяжи мне, я такую хочу! Чтобы раскрутить группу в ВК, надо нанимать человека, который в этом разбирается.

По поводу Инстаграма — там очень удобно раскрутиться за счет конкурсов, они называются Giveaway. Ты выставляешь фотографию вещи в своем блоге, а каждому, кто потом размещает ее у себя, присваиваешь номер. После этого случайным образом выбирается победитель.

— На сколько процентов ты творческий человек, а на сколько — бизнесмен?

— Мне кажется, я больше творческий человек. Я пока не расцениваю свое дело как бизнес. Возможно, если будет очень много заказов, и я не смогу их выполнять сама. Бизнес, на мой взгляд, состоит из команды, в которой должны быть помощники швей, специалисты по бухучету, например. Может быть я сейчас делаю какие-то шаги к этому, но случится это еще не скоро.

— Ты бы доверила кому-то шить свои сумки?

— Я очень в этом сомневаюсь. Одно дело, когда есть ошибки и ты понимаешь, что сама виновата и можешь за них ответить. Другое дело, когда другой человек в этих ошибках виноват.

— А было когда-нибудь, чтобы тебе не понравилось то, что ты сделала?

— Да, было. Но я обязательно переделываю, исправляю недочеты.

— Насколько легко тебе оценить в денежном эквиваленте свои усилия, потраченные на изготовление сумки, свои бессонные ночи?

— Поначалу мне очень тяжело было оценивать работу объективно. Дизайнер, да и любой мастер смотрит на свою вещь и видит все маленькие огрехи, знает, где он что-то переделывал. Соответственно, это все накладывает отпечаток и хочется поставить цену поменьше. Очень многие покупатели мне говорят: «Почему у тебя так дешево?» А для меня 2000 руб — адекватная цена для моих сумочек.

Хочу сказать еще по поводу ценообразования: есть какой-то определенный минимум, ниже которого нельзя назначать цену. Потому что если поставишь ниже, то люди не купят просто из соображений, что это вещь некачественная. К этому минимуму надо прибавить стоимость кожи, фурнитуры и наценку на сложность изготовления модели.

— Как ты пересылаешь свои изделия покупателю? Не рискованно ли это?

— Бывало такое, что покупатель не хотел забирать на почте бандероль с сумочкой, отказывался, даже не посмотрев вещь. Объяснял так: «У меня изменились планы». Также слышала, что многие рукодельницы любят наговаривать на работу Почты России, мол не доходят посылки или идут слишком долго. Я не согласна, на мой взгляд — все отлично.

— Расскажи про фотосессию с твоими сумочками.

— На Ярмарке мастеров меня нашла девочка. Она была представителем модельного агентства GRACE MODEL’S SCHOOL и предложила мне предоставить мои модели сумочек. Проводилась коммерческая съемка, где начинающие девочки-модели учились представлять вещи для последующей продажи. Я сначала очень нервничала, переживала во что одеты будут модели. Но в большинстве своем результат мне понравился.

— Следишь ли ты за модными тенденциями? Что предлагают другие мастера?

— Я слежу, но только ради интереса. Никогда не следую модным советам, какой цвет будет популярен, что будут носить девушки. Мода — это массовое явление, а я — за комфорт и стиль. Поэтому предпочитаю шить сумки для людей, у которых ярко выраженная индивидуальность.

— Если вернуться к психологии, ты можешь определить характер человека по той сумке, которую он носит чаще всего?

— Я думаю нет, потому что все-таки сумка — это аксессуар, который подбирается под образ. А образ уже зависит от того, куда мы пойдем, в каком обществе окажемся, от погодных условий. Можно сказать про связь настроения и формы сумки. Бытует мнение,что люди с мягким, добрым характером предпочитают плавные, скругленные формы. Могу сказать, что мне еще никогда не попадались хамы.

— Что ты носишь сама?

— Я долгое время, в связи с учебой в Москве, жила на два города, постоянно моталась и мне нужно было иметь большую сумку,чтобы туда уместилось много всего. Эта привычка осталась. Я часто хожу с большими сумками. Но свои модели тоже ношу. У меня есть три любимых вещи моего изготовления, я чаще с ними летом.

— Сумки бывают летние и зимние?

— Скорее они отличаются по цветам. Яркие, сочные — это лето, весна. Что-то нейтральное, темное — это осень, зима.

— Разделяешь ли ты мечты многих девушек о сумках таких известных брендов, как Луи Виттон, Шанель?

— Нет, я точно о них не мечтала. Зачем тратить на сумку столько денег? Эти бренды хорошо зарекомендовали себя, но они рассчитаны на массы. А я, как молодой дизайнер, отдаю предпочтение индивидуальности. Заказчицы не приходят ко мне с просьбой сшить сумку, как у Луи Виттон. Они показывают фотографию моей модели и говорят: «Хочу вот такую».

— Как ты относишься к тому, что твоих ровесников, рожденных в 90-е годы, называют потерянным поколением?

— Я с этим согласна. Не хочу сказать, что я такая умная и распрекрасная. Но я смотрю на многих моих знакомых — люди не читают вообще. Мне жутко становится. А это помешательство на Айфонах? Я думаю о том времени, когда у меня появятся дети, они пойдут в школу. И их могут унижать за то, что у родителей не тот уровень достатка. Зачем семилетнему ребенку Айфон? Я также не представляю, как мои сверстники могут сидеть на шее у родителей.

— Во сколько лет ты начала себя обеспечивать?

— Два года назад, когда начала шить сумки. А до этого у меня была копилка, куда я откладывала все, что удавалось заработать.

— 9-томник Маяковского, он всегда на моей книжной полке. Джоан Роулинг, романы о Гарри Поттере — перечитываю их каждый год. Сейчас моя настольная книга — Чернобыльская молитва Светланы Алексеевич. Я не представляю, как люди пережили эту трагедию. Комок в горле, читаю и плачу.

— А за что ты любишь Маяковского?

— Это индивидуальность! Это такой человек — фундамент, кремень! Он всегда сам отвечал за свои поступки, действия. Никогда не ориентировался на общество, всегда имел свои взгляды на происходящее.

— Какой ты видишь себя в ближайшие 5 лет?

— Планов — громадье. Думаю зарегистрировать ИП, хочу начать шить бабочки, детские игрушки из остатков замши. Мне кажется, я ни у кого подобного не видела. Есть планы после окончания университета научиться шить одежду. К сожалению, я до сих пор не умею рисовать. Для меня провести прямую линию уже сложно. Мама настаивает на том, чтобы я поступила в художественную школу или нашла репетитора. Она понимает, как для меня это важно, и я очень благодарна ей за ее поддержку.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.