Тонкий трикотаж ткань отзывы. Элегантность и мягкость трикотажных изделий

Одним из самых любимых видов материала, неизменно пользующимся популярностью в нашей стране, является трикотажное полотно. Впрочем, употребляя в отношении данного материала слово «ткань», следует оговориться. Трикотажная ткань, собственно, не является тканью в узком смысле этого слова, ибо, в отличие от нее, представляет собой не переплетение нитей, а переплетение петель . В одежде из трикотажа ощущаешь себя легче перышка.

Название полотна – трикотаж – заимствовано из французского языка, в переводе с которого оно обозначает «вязаное изделие». Именно названная структура сообщает материалу удивительную мягкость, растяжимость и эластичность, несравнимую, пожалуй, ни с какой другой тканью.

История

Археологи утверждают, что трикотаж был впервые изобретен и изготовлен еще до нашей эры: остатки одежды из этого материала, найденные учеными, датируются ІІІ веком до нашей эры. На протяжении всей истории объемы производства трикотажа поступательно росли. После промышленной революции трикотажные полотна производятся практически в каждой стране мира.

Состав материала

Чем же трикотаж заслужил столь высокое уважение, как среди мужчин, так и среди женщин? Пожалуй, основная заслуга принадлежит его важной способности сочетать мягкость и деловитую элегантность.


Действительно, вещи из трикотажа бывают максимально практичны в ношении, не уступая по эластичности и растяжимости спортивной форме. И при этом могут быть выполненными в очень строгом деловом стиле, способном дать фору даже офисному костюму. В трикотажных вещах человек одинаково комфортно будет чувствовать себя как на серьезном собрании на работе, так и в кофейне в кругу друзей.

Следует добавить, что трикотажные вещи предпочитают не только взрослые, но и дети. В них они чувствуют себя особенно свободно и раскованно, а всем известно, как это важно для маленьких озорников.


Нити, из которых выплетается трикотажное полотно, чаще всего изготавливаются из стопроцентного хлопка. Нередко трикотажные полотна состоят только из полиэстера, реже встречается трикотаж из акрила или вискозы. Впрочем, чаще всего речь идет об их определенных комбинациях, в которых преобладает вискоза или хлопчатобумажный трикотаж, льняной трикотаж. Кроме того, в полотна добавляют немного лайкры, придающей им некоторую упругость. Исходя из названных комбинаций, «ткань» трикотаж может быть натуральной и синтетической, причем, последняя обладает рядом преимуществ: не линяет, переносит стирку в стиральной машинке, не впитывает влагу.

Виды и свойства

Трикотажные полотна различаются по виду петель (существуют изнаночные и лицевые) и по количеству слоев (одинарный или двойной) . Комбинации петель создают всевозможные рисунки.
Кроме того, в зависимости от рисунка и плотности полотна различают такие виды трикотажных полотен:

  • кулирная гладь;
  • интерлок;
  • кашкорсе;
  • ажур;
  • вафля;
  • велюр;
  • ластик.


Самая тонкая из трикотажных полотен – кулирная гладь, или, говоря по-простонародному, кулирка. Обыкновенно она состоит из чистого хлопка, но может сочетаться с лайкрой, придающей хлопку дополнительную эластичность. Из кулирной глади шьют детские ползунки, распашонки, а также легкую и воздушную одежду для женщин: шортики, юбочки, платья и сарафаны.

Интересную особенность имеет кашкорсе. Это полотно, связанное способом, называющимся «английская резинка». Кашкорсе используется в основном для изготовления верхней одежды. Из нее делают, к примеру, свитера, шапки, водолазки и т.д.

В разных комбинациях полотна могут сочетаться с вискозой, что придает им дополнительные свойства. Вискоза – материал, получаемый из натуральной целлюлозы. Вискоза удивительна тем, что в зависимости от добавок может приобретать качества, очень сходные с качествами натуральной шерсти, хлопка, льна, шелка и т.п.

Качество и применение трикотажа зависят от состава полотна и от способа переплетения
Переплетение задает трикотажу определенные характеристики, поэтому при создании полотен для разных видов изделий применяются различные способы переплетения.
Но мы не будем рассматривать переплетения, рассмотрим лучше трикотажи по названиям, которые вы можете встретить в магазине тканей. Так будет практичнее.
Начнем с того, как отличить трикотаж от обычной ткани. Возможно, вы не знаете, но не все виды трикотажа тянутся, так что не только растяжимость признак трикотажа.
У меня есть пальто из шерстяного трикотажа, который не тянулся ни вдоль, ни поперек. Пальто отлично носилось лет 8, если не больше, не деформируясь. До сих пор жалко выбросить. Если б не явные петелечки на поверхности полотна, я бы ни за что не назвала ткань пальто трикотажем.
Итак, если вы видите, что полотно представляет собой переплетение петелечек, то это и есть трикотаж (в отличие от ткани, которая образована в результате взаимного переплетения двух систем нитей, расположенных по двум взаимно перпендикулярным направлениям).
Прочтите статью, рассмотрите картинки, и вы будете понимать, чем трикотажи отличаются друг от друга и какой для каких изделий применять.

(Если где-то назвала трикотаж «тканью», прошу меня простить за опечатку, так как трикотаж – это полотно)

Итак, трикотаж различается по составу, структуре, способам отделки и переплетению.
Сильно в дебри материаловедения постараюсь не уходить. Кратенько пробежимся.

По составу трикотажи могут быть: хлопчатобумажные, шерстяные, синтетические и комбинированные.

Лучше всего в нОске и уходе себя показывает трикотаж с примесью некоторого количества синтетических волокон (эластана, например)

Кулирка или кулирная гладь - самое тонкое трикотажное полотно из хлопка. Часто хлопок разбавляют лайкрой. По качеству такой вариант готового полотна ничуть не уступает обычному, но зато на порядок увеличивает его эластичность, что только расширяет границы использования материала.

Комфортное белье, мягкие трикотажные бриджи и укороченные брюки, мужские футболки – далеко не все, что можно шить из кулирки.

Кулирка хорошо держит форму, не садится, не вытягивается после стирки, неприхотлива в уходе. Несмотря на свою тонкость, обладает достаточной прочностью, имеет лицевую и изнаночную стороны.

Вот так выглядит, если приглядеться, лицевая сторона кулирки:

Вот так изнаночная:

КУЛИРКА может быть ВОРСОВАННАЯ. Тогда она представляет собой гладкое трикотажное полотно из синтетической пряжи, имеющее ворсованную поверхность. Чаще всего ворсованная кулирка применяется при пошиве джемперов и водолазок для женщин и девочек

Кулирная гладь с добалением лайкры (хлопчатобумажное тонкое эластичное полотно) называется супрем

Интерлок – это малоэластичное трикотажное полотно, производится из х/б волокон. Бывает, что добавляют смесовые или синтетические волокна, но это уже нельзя назвать интерлоком. Название ткани происходит от вида переплетения.

Интерлок плотнее других трикотажей. Плотность полотна: от 180 до 210 г\м2.

Интерлок - неэластичное трикотажное полотно со структурой в «резинку» или с выставом, гладкое с обеих сторон.

Из интерлока шьют футболки, майки, рубашки-поло. Это полотно очень мягкое и нежное, поэтому может использоваться даже для пошива белья: пижамы, ночные рубашки.

Материал обладает повышенной теплоизоляцией, а, значит, в любую погоду сохранит ваше тело в тепле и комфорте. Кроме того, удобство заключается еще и в том, что одежда практически не растягивается и не распускается, а это благоприятно сказывается на сроке ее службы.

Особенностью интерлока является отсутствие «стрелок», которыми часто грешат трикотажные вещи, когда производители экономят на специальных иглах. Буквально пара стирок и по швам начинают «уходить» петли, что сильно портит внешний вид и плохо сказывается на сроке носки изделия.

При крое края интерлока не закручиваются, что очень удобно.

Интерлок достаточно чувствителен к процессу стирки, выбирайте деликатные режимы или ручную стирку, так вы предупредите появление затяжек и катышков.

Температура должна быть не более 40 градусов, в противном случае белые вещи со временем посереют, а цветные утратят краски.

Отжимать изделия следует в стиральной машине – это наиболее щадящий способ.

Пике́ - трикотажное полотно, вырабатываемое в основном из хлопчатобумажной пряжи, но может быть и из химических волокон.

Посмотрите на рубашку-поло известной фирмы Lacoste, и вы поймете, что такое пике.

Это плотный грубоватый на ощупь материал, которую традиционно используют для пошива рубашек-поло. Лицевая сторона в виде рубчиков или сот.

Полотно прочное, маломнущееся, хорошо переносит стирку в машине. После стирки требует подкрахмаливания.

Пике бывает отбеленным, цветным или с набивным рисунком.

Из хлопчатобумажного пике шьются летние платья, костюмы, летние шляпы, детскую одежду, белье. Так же идет на отделку, воротнички и т. п.

Пике из искусственного шелка выпускается с продольными рубчиками на лицевой стороне. Оно используется для платьев и др. верхней одежды.

Пике может быть с "начесом" на изнаночной стороне. Его также используют для пошива спортивной и детской одежды.

Футер - плотное и средней плотности полотно, гладкое с лицевой стороны и начесное с изнаночной, производится гладкокрашенным, набивным и меланжевым.

Применяется при пошиве детских костюмов, детских и взрослых джемперов. Из этого материала получаются отличные теплые вещи, белье, халаты и др.

Все дело во внутреннем слое этой ткани, который чаще всего представляет собой вычесанный ворс. Так как это натуральный материал, футер способен пропускать воздух.

Полотно устойчиво к появлению затяжек и катышков.

Ворс может быть явным и малозаметным. Могут быть даже петелечки по изнанке. Имеет два вида плотности: двухниточный и трехниточный.

Из футера в основном шьется спортивная одежда. Обычно используется тонкий футер. Материал достаточно крепкий, поэтому выдерживает значительные нагрузки во время физических упражнений.

Рибана (с добавлением лайкры или резинки называют "ластик") - достаточно плотное(170 – 360 г/м²) эластичное трикотажное полотно из хлопка, с выработкой в мелкую резинку.

Специальные вязальные машины чередуют лицевые и изнаночные петли 1Х1, поэтому обе стороны у нее «лицевые».

Особые программы позволяют вывязывать ажурный, или перфорированный трикотаж.

Рибана не закручивается, что очень удобно при раскрое.

Рибана бывает гладкокрашеная или набивная.

Её изготавливают из 100% хлопка, или с добавлением вискозы, лайкры, полиэстера для придания материалу эластичности. При добавление эластана получается особо мягкое и упругое полотно, из которого шьют бельё для новорожденных.

Из неё шьют детскую и домашнюю одежду, ночные рубашки и спальные костюмы, распашонки и штанишки, пижамы и шапочки, замечательные манжеты и вороты для водолазок. Изготавливают даже верхнюю одежду.

Рибану используют на отделку, из нее делают манжеты, воротнички, горловину изделий.

Изделия из рибаны прекрасно держат форму, из чистого хлопка чуть хуже. Этот трикотаж не садится и прекрасно выдерживает большое количество стирок.

При правильном уходе он не деформируется и сохраняет первоначальный вид.

Изделия из рибаны имеют рифлёную структуру, отлично поглощающую влагу. Материал "дышит", хорошо греет, не давая перегреваться телу.

Из рибаны может шить даже новичок, только на машинке должен быть режим «оверлок», так как края «осыпаются». Сшивать детали нужно специальной иглой по трикотажу с закругленным кончиком. Если использовать обычные, острые иглы, в материале образуются мельчайшие дырочки и после нескольких стирок по швам пойдут стрелки.

Изделия из рибаны просты в уходе, их можно стирать при температуре в 30 С.
Он выдерживает любые режимы стирки. Переносит машинный отжим.
При ручном выкручивании нарушается плетение, и изделия могут потерять декоративность.

Кашкорсе и трикотаж-лапша

Эти виды трикотажа родственники рибаны, тоже вяжутся с чередованием лицевых и изнаночных, но не 1х1, как рибана, а 2х2 как английская резинка и шире (трикотаж-лапша).

Эти ткани обладают хорошей воздухопроницаемостью. Используется при пошиве водолазок, верхней одежды, детских вещей, в общем, любой одежды.

Именно из кашкорсе чаще всего делают манжеты, горловины у водолазок, нижний пояс у пуловеров. Из трикотажа-лапши изделия шьют полностью.

Состав волокна может быть разный: от 100% хлопка до 95% эластана или полиэстра, плюс примесь вискозы.

Также кашкорсе может быть с начесом.

Ажур - трикотаж с узорным переплетением, где используется пропуск петель.

Ажур разнообразных форм и узоров может быть на основе кулирки, интерлока, рибаны.

Применяют его для пошива джемперов, жакетов, жилетов, платьев, юбок, белья.

ВАФЛЯ – тонкое полотно (на базе кулира) с выработкой "ячейками", производится из хлопчатобумажной пряжи.

Очень часто применяется при пошиве ясельного ассортимента. Также из него шьются юбки, джемперы, платья, жакеты и др. изделия верхней одежды.

ВЕЛЮР – полотно средней плотности с низким, очень густым и мягким ворсом, производится с гладкой поверхностью, с выставом или в "рубчик" и применяется для пошива детской одежды, комплектов для новорожденных.

Плотный, тёплый, износоустойчивый, немнущийся материал - приятный и практичный во всех отношениях. К тому же, он выглядит очень эстетично и дорого и потому относится к материалам премиум-класса

Велюровый трикотаж обычно создаётся из натурального хлопка, но даже если используются вкрапления полиэстера или лайкры, прилегающий непосредственно к коже слой - прославленный велюровый ворс - всегда делают из хлопка.

Сочетание нежности и прочности - визитная карточка велюра. Вещи из него, даже спустя много лет, смотрятся, как новые. В них тепло, удобно и уютно. Потому велюр - по праву один из уверенных лидеров среди трикотажей.

Махровое полотно (просторечное название - «махра») - это натуральное полотно, поверхность которого состоит из ворса (петель основных нитей).

Ворс может быть как одинарным (односторонним), так и двойным (двусторонним).

Кроме одностороннего и двухстороннего, различают также полотно с рельефным рисунком в структуре махры и ткань со стриженным ворсом (стриженная махра).

Махровые полотна обычно менее плотны, чем ворсовые. В отличие от чисто ворсовых, ворс у них возникает за счет свободной подачи петель неплотно натянутой основы, отчего они и получаются, как правило, менее стойкими и равномерными. Однако эта особенность ничуть не портит характерные качества махровых трикотажей.

Благодаря своим уникальным естественным качествам и способности хорошо поглощать влагу, позволяя телу свободно дышать, махровые полотна используются для изготовления халатов, полотенец, домашних тапочек, летней и зимней одежды, постельного белья, купальных простыней, ортопедических стелек, матрасов и подушек, различных чехлов для постельных и иных индивидуальных принадлежностей.

Махровые полотна могут иметь различную плотность, кручение нити и высоту петли, и именно от них зависит внешний вид и качество махрового изделия.

Выпускается обычно из хлопка, льна, реже - бамбука.

Изделия из махрового трикотажа несложны в уходе. Единственное ограничение к махровым изделиям - им противопоказано глажение. Проглаженное махровое полотно выглядит неестественно и крайне неопрятно.

Плюшевым называют трикотаж с ворсом, образованным увеличенными протяжками петель.

Иногда пишут, что плюш и махра это взаимозаменяемые понятия, однако это не совсем так.

Махра - полотно легкое и неплотное.

У плюша петли находятся под натяжением, у махры же - создаются из-за свободной подачи слегка натянутой основы.

Таким образом, хотя эти полотна и имеют схожий внешний вид, они имеют разные характеристики и сферы использования
Плюшевый трикотаж может быть поперечно- и основовязаным, а также гладким и рисунчатым.

Плюш используется для декоративных целей, шитья женской одежды, маскарадных и театральных костюмов, обивки мебели, изредка - обтяжки салонов автомобилей.

Ворс у него располагается по всей поверхности или на отдельных участках. По сравнению с бархатом ворс у плюша менее густой и более высокий.

Изделия из плюша требуют тщательного ухода. Они очень капризны и любое неверное действие может навсегда испортить внешний вид изделия.

Для того, чтобы изделие из плюша долго сохранила свои первоначальные характеристики необходимо следовать следующим правилам:
Для изделий из плюша рекомендуется химическая чистка;
Если вы решили самостоятельно выстирать вещь ни в коем случае не нужно ее выкручивать;
Для глажки рекомендуется функция «Вертикальное отпаривание»;
Обычная глажка может испортить внешний вид;
Для удаления грязи нельзя использовать грубые щетки и сильные моющие средства

КАПИТОНИЯ (капитон) – утепленное, трехслойное трикотажное полотно с эффектом стежки в виде ромба.

Так как это натуральный материал, он не только согревает тело, но и пропускает воздух и позволяет коже дышать. Состав - 100% хлопок.

Капитония используется для пошива детских халатов, комплектов для новорожденных. Производится гладкокрашеной и набивной.

Флис и Полар (полартек) – это синтетическое полотно, мягкое, легкое и не выгорающее на солнце.

В чем отличие флиса от полара? По тем данным, что я нашла, полар - это флис, который породила американская фирма Malden-Mills Industries.

Полар более высокого качества, чем флис, но качества эти похожи, поэтому описывать буду обе этих полотна вместе. Пишу "полар", читайте "и флис".

Из полара и флиса шьют куртки, шапки, толстовки и даже покрывала.

В отличие от натуральных полотен, полар может пребывать под воздействием мороза, солнца или влаги на протяжении длительного времени. Изделия из полара сохраняют внешний вид даже после большого количества стирок.

Полар плохо впитывает влагу, при активных физических нагрузках может аккумулировать тепло и отдавать его тогда, когда интенсивность нагрузок упадет.

Из полара хорошо шить альпинистскую и туристическую экипировку, костюмы для зимней рыбалки, охоты и спорта.

Полар удобен в носке, он не сковывает движения и подходит даже для тех людей, которые страдают аллергией.

Как и все синтетические ткани, полар склонен к накапливанию статического электричества, а если полотно не прошло специальную обработку, оно будет легко плавиться и загораться – малейшей искорки хватит для образования дырки с оплавленными краями.

По своей сути полар – это трикотажное полотно с усложненной структурой.

Материал отличается формоустойчивостью, несминаемостью по сравнению с другими полиэфирными волокнами, плохо растягивается.

Полар хорошо удерживает тепло, что объясняется структурой волокон – высокое содержание воздуха в неких «воздушных камерах». По способности удерживать тепло полар не уступает шерсти.

Правила ухода за изделиями из флиса и полара.

Как было сказано выше, флис - очень неприхотливый и износостойкий материал, но даже он нуждается в правильном уходе, вот его главные правила:
Стирать изделия из флиса вручную или в машине в деликатном или бережном режиме при температуре воды, не превышающей 40 °С, более высокая температура повредит вещь, а при 60 °С флис потеряет свои качества безвозвратно.
Выкручивать изделие категорически не рекомендуется, лучше аккуратно отжать
Моющие средства лучше использовать жидкие, не содержащие отбеливатель. Идеальный вариант - жидкие порошки для деликатной стирки;
Сушить изделия из флиса в естественных условиях: повесьте и дайте стечь воде. Категорически запрещено сушить флис в стиральной машине, используя решим отжима, или в сушильной машине, а также на батареях, обогревателях, вблизи источников тепла, над огнем;
Гладить изделия из данного материала нельзя ни в коем случае: при температуре +60 °С волокна начинают просто плавиться, а данный процесс необратим.

Ангора - мягкое, уютное, ворсистое полотно.

В составе может содержаться ангора, также полотно может быть без добавления шерсти, но с имитацией ангоры.

Ангора может быть однотонная, меланж, с рисунком. Из ангоры шьют джемпера, платья, кардиганы, жакеты.

Однотонный трикотаж Ангора является теплым, мягким и приятным на ощупь материалом.

Называется материал трикотажным в силу своего особого плетения. В состав ткани входит 50% акрилового волокна, 45% полиэстера и 5% эластана.

Поверхность трикотажного полотна ворсистая и нежная, а потому подходит для пошива различной женской одежды, включая пиджаки, кофты, джемпера и кардиганы.

Жаккард - это полотно из хлопчатобумажной, а также синтетической или смесовой пряж. Оно имеет сложное плетение, изобретенное Джозефом Мари Жаккардом (1801 г.)

Для изготовления жаккардового полотна используют лен, шерсть, шелк, хлопок, современные полиэстровые волокна и различные комбинации из них.

Двойное плотное переплетение жаккарда придает ему высокую прочность. Полотно слабо растяжимое, отлично сохраняет окрас даже под влиянием больших перепадов температур.

Используется для пошива различной одежды: повседневной и нарядной.

Уход за изделиями из жаккарда:
Стирать в машинке или руками при 30 градусах с нейтральным порошком без отбеливателя
Не отжимать, просто дать стечь воде и просушить
Не выкручивать, отжимать. Можно в стиральной машинке
Утюжить только с изнанки

Джерси - это вид одинарного трикотажа.

Полотно имеет плоские вертикальные "косички" с одной стороны и плотную "кирпичную кладку" - с другой, с очень мелким петельным шагом.

Джерси получил свое название по месту рождения – острову Джерси, который расположен в проливе Ла-Манш, между Англией и Францией. Местная порода овец давала шерсть, из которой вырабатывалась особая трикотажное полотно.

Джерси тянется в ширину и практически не тянется в длину. Используется при пошиве рубашек, платьев и другой верхней одежды. Полотно имеет свойство мягко струиться по телу и прекрасно его «облегать».

Вошел в моду с легкой руки Габриэль Шанель. Джерси нежный и приятный на ощупь.

Изначально чистошерстяной материал, позже стал вырабатываться из хлопка, шелка, льна и их смесей. Изобретенные позже искусственные и синтетические волокна тоже вплелись в это полотно. И каждое новое сочетание добавляло новые свойства и характеристики. Постоянными и неизменными остались только основные свойства: мягкость, малосминаемость, драпируемость, эластичность, растяжение по основе меньше, чем по утку.

Даже без добавления синтетики и аппретирования джерси почти не мнется. При этом трикотажное полотно имеет свойство растягиваться в ширину, поперек петельных столбиков, гораздо больше, чем вдоль них. Это свойство связано с технологией выработки и является одним из определяющих свойств.

Таким же неизменным остается и драпируемость: свойство это означает, что джерси умеет собираться в мягкие складки и красиво струиться, но при этом не будет держать складки строгие, заутюженные.

Остальные же свойства напрямую зависят от состава трикотажного полотна. Так, например, джерси из натурального шелка будет тонким, блестящим и необычайно приятным на ощупь, джерси из хлопчатобумажных волокон – очень гигроскопичным и нестойким, добавление полиуретановых нитей повысит эластичность, а вискозы – уменьшит влагостойкость.

Определить, что перед нами джерси просто: нужно сделать разрез поперек ткани и джерси начнет загибаться, а если растянуть в этом месте, то загиб образуется значительный.

Из различных разновидностей джерси шьют все: от нижнего белья до верхней одежды. Самая же известная область его применения – женская и детская одежда.

Благодаря стойкости к окрашиванию, несминаемости, мягкости, джерси покорились все современные стили одежды.

Платья с веселой летней расцветкой, изящно драпированные вечерние наряды, деловые костюмы, уютное домашнее платьице…

Уход за изделиями из джерси напрямую зависит от их точного состава. Общие же рекомендации можно передать буквально в двух словах:
не стирать в очень горячей воде и не гладить чересчур горячим утюгом

Селаник - плотное трикотажное полотно из хлопчатобумажных и синтетических волокон, лицевая сторона которого - крупный ластик, изнаночная - с подчёсом.

Вещи из селаника очень мягкие и приятны в прикосновении.

Из него можно шить джемперы, халаты и др. Используется для изготовления детской одежды: комбинезоны, ползунки, кофты, брюки детские.

Мягкие на ощупь, изделия из селаника комфортны в ношении и просты в уходе.

Селаник также используется для изготовления спортивной одежды.

Велсофт - это мягкое ворсовое полотно для самых нежных вещей, используется для производства домашней одежды. Для его изготовления используется полиэстеровая тонкая нить, что позволяет изготовить ткань очень прочную, с длинным ворсом, но при этом очень легкую.

Применяется при производстве халатов, домашних костюмов, пледов.

Вискоза - трикотажное полотно, используемое для пошива самых разных изделий: кофточек, маек, блузок, водолазок.

В составе содержит вискозу. Прекрасно тянется. Хорошая гигроскопичность. Не накапливает статического электричества. Имеет яркие цвета.

Вискоза в сочетании с эластаном

Эластичность самой вискозы не превышает 2-3 %. Если к волокнам добавляют эластан, то полотно становится эластичной.

Эластан вводят в состав трикотажей в небольших количествах. При соотношении 95% вискозы и 5% эластана полотно хорошо тянется. Такой состав подходит для пошива женской и спортивной одежды.

Вискоза масло

Путем добавления к вискозе полиэстера, получают трикотаж «масло». Материал представляет собой мягкое трикотажное полотно, приятное на ощупь. Изделия из масла хорошо облегают фигуру и используются в пошиве платьев, юбок и блузонов струящейся или облегающей формы.

Бифлекс - это синтетический материал с большим количеством лайкры, поэтому он тянется хорошо во всех направлениях. Также в состав материи могут входить такие синтетические волокна, как: нейлон, эластан, люрекс, микрофибра.

Благодаря высокой эластичности он получил широкое применение в области швейной индустрии.

Цветовая гамма бифлекса очень широкая, это дает возможность использовать его для пошива цирковых и театральных нарядов, а также спортивных и купальных костюмов. Кроме того, из бифлекса удается пошить красивые бальные платья.

Использование этого материала для пошива сценических костюмов объясняется тем, что он очень эластичен, поэтому не стесняет движений артистов. Трикотаж очень яркий и праздничный, а это то, что нужно для сцены.

А еще этот трикотаж ярко светится в неоновых лучах, поэтому всегда выгодно смотрится со сцены.

Иногда бифлекс называют лайкрой, эластаном или спандексом.

Это ошибка. Так как бифлекс - это название ткани, а лайкра (эластан) - это волокно, которое добавляют или из которого делают ткани.

Давайте рассмотрим и эластан заодно.

Эластан (лайкра, спандекс) - это полиуретановое синтетическое волокно, похожее по свойствам на каучуковую резину.

В чистом виде эластан используется редко. Его волокна очень тонкие, но прочные.

Наиболее часто он сочетается с другими натуральными или синтетическими материалам для придания им эластичности и гибкости, а все из-за его удивительной способности растягиваться в 6-8 раз больше собственных размеров. Чем выше процентное содержание волокон в изделии, тем выше его подвижность.

Эластан в женской одежде просто незаменим. Что еще кроме облегающих шортиков, коротких топов и ярких купальников подчеркнет красоту и достоинства стройной фигуры?

Спортивная одежда, костюмы для танцев также шьются из тканей с эластаном. Ткань, в состав которой входит лайкра, воздухопроницаема, она «дышит», телу под ней комфортно.

Волокна спандекса, присутствующие в материале, делают его прочным и долговечным, износостойкость такого полотна увеличивается до 2-х раз.

Ткань с эластаном устойчива к воздействию воды и солнца: не выгорает, не меняет цвет после стирки и сушки, не мнется и не деформируется после долгого времени эксплуатации.

Выбирая ткань для купальника, обязательно убедитесь, что в ее состав включен эластан и его содержание не мене чем 1/5. В противном случае купальник прослужит всего один сезон.

Правила ухода за изделиями из тканей с эластаном:
ручная стирка в воде комнатной температуры с применением мягкого стирального порошка для тонких тканей, отжим легкий без выкручивания;
машинная стирка на режиме «ручная стирка» или «деликатная» с температурой воды до 40 градусов, отжим не более 400 оборотов;
стирать цветной эластан следует отдельно от вещей белого цвета;
запрещено использование кондиционеров, пятновыводителей и отбеливателей;
сушка – на гладкой поверхности в расправленном виде, без попадания прямых солнечных лучей;
глажка на режиме «шелк» или «деликатный»;
нельзя держать вещь из лайкры долгое время в растянутом виде (на вешалке- плечиках)

Гипель (Гипеле, жатка) - красивый трикотаж с дополнительными уточными нитями, которые не образуют петель. Нити образуют рисунки на поверхности трикотажа и повышают его эластичность. Обычно по составу волокна это 90% хлопка и 10% лайкры.

Акриловый трикотаж - это трикотажное полотно, сырье для которого добывается из природного газа. Пластичный. Прочный. Не выгорает. Хорошо прокрашивается. Не скатывается

Удачного вам пошива!

В переводе с французского языка слово трикотаж переводится как «вязаные изделия». Действительно, трикотажное полотно не переплетается как многие другие ткани, а вяжется. Гибкие петли огибают друг друга, соединяются, образуя эластичный материал. Вот поэтому устойчивое выражение «трикотажная ткань» можно считать не совсем корректным – трикотаж вовсе не ткут. Однако традиционные для ткани системы нитей утка и основы сохраняются.

Из этого материала изготавливают предметы одежды и . Трикотаж известен человечеству тысячи лет. Существуют археологические находки, подтверждающие, что пользовались этим материалом еще в III веке до нашей эры.

Состав трикотажа

Трикотаж – огромная группа материй с различными видами, переплетениями, методами обработки. В первую очередь следует отметить разнообразие используемого сырья, именно от него зависят свойства материала.


Трикотаж

Сырье выбирают, руководствуясь функциями, возложенными на будущее изделие. Основное внимание обращается на качество нитей. Ведь в одном случае требуется, чтобы волокно обладало жесткой структурой, чтобы вещь принимала определенную форму и сохраняла ее. В другом случае, к примеру, для чулок, нужна высокая эластичность – качества материала совершенно иные.

Трикотаж изготавливают из следующих исходных материалов:

  • пряжа – состоит из волокон небольших размеров, которые производятся методом скручивания;
  • нити – состоят из одного волокна;
  • комбинирование нитей и пряжи.

В качестве сырья используется , лен, шерсть и различные синтетические материалы в виде добавки. Они могут различаться по типу скручивания и длине. Чаще всего применяются комбинированные варианты, в которых сочетаются натуральные и синтетические материалы.

Рассмотрим подробнее виды волокон, из которых изготавливают трикотаж:

  • – волокно из целлюлозы, обработанное уксусным ангидритом;
  • – искусственное волокно из переработанной древесной целлюлозы;
  • – синтетический эластичный материал, хорошо растягивается;
  • хлопок – натуральное растительное волокно, мягкое и гигроскопичное, однако сильно мнется;
  • шелк – белковое волокно, которое получают из коконов тутового шелкопряда; материал легкий, прочный, с нежным глянцевым блеском;
  • шерсть – натуральное сырье, которое получают, состригая шерсть овец, коз, верблюдов;
  • – упругое синтетическое волокно;
  • любые комбинации из вышеперечисленного.

Комбинированный трикотаж

Комбинированный трикотаж, обычно сочетает в себе лучшие свойства натуральных и синтетических материалов. К примеру, чистый хлопок сильно истирается и мнется, плохо садится по фигуре, а синтетические ткани электризуются и могут вызвать аллергию. При изготовлении , то есть комбинированных полотен, производители добиваются наилучшего сочетания оптимальных характеристик.

Существует несколько разновидностей комбинированного трикотажа. Среди них можно назвать:

  • вигоневое – материал на основе хлопка с добавлением натуральных шерстяных волокон;
  • неоднородное – в составе используется несколько видов нитей, с различным процентным соотношением, как натуральные, так и синтетические;
  • смешанное – состоит из нескольких видов волокон, один из которых преобладает; добавки могут быть различные: синтетические, искусственные, натуральные.

Трикотаж-жаккард

При создании белья чаще всего используются волокна. Помимо этого встречаются изделия, в которых хлопок сочетается с , ацетатом, вискозой, шерстью и лавсаном. При производстве чулок применяют хлопчатобумажную, полиамидную и полушерстяную пряжу. Для создания гладкой поверхности всегда добавляют нити из искусственного материала – так изготавливают , рубашки, . Если необходимо создать рельефный узор, то используются специальные текстурированные нити, добавляющие объем. Утепленное белье производится из рыхлой пряжи.

Особенности производства

Существует несколько способов производства материала.

  • Раскройный – используется при создании белья, верхней одежды и перчаток. Сначала изготавливается полотно ткани, а потом из него вырезаются по лекалам конструктивные элементы, необходимые для пошива одежды. Сшивание деталей происходит путем использования специальной машинки. Одной из особенностей этого способа является большое количество отходов, которое при изготовлении верхней одежды составляет примерно четверть или треть. Он применяется только для недорогих изделий массового потребления.
  • Регулярный – применяется дорогостоящее сырье. Способ больше подходит для мелкого производства. Процесс оказывается экономичным, но при этом трудоемким. Регулярный способ предполагает вязание целого изделия сразу, а не отдельных его частей. Дополнительное довязывание допускается только для мелких деталей, которые скрепляются маленькими стежками. В готовом изделии незаметны швы.
  • Полурегулярный – применяется преимущественно при создании верхней одежды. Трикотаж изготавливают на кругловязальной машине. Край материала образуется рядом петелек и не требует дополнительной обработки после изготовления. Способ весьма экономичен как с точки зрения временных затрат, так и по расходу сырья. Никаких пропусков во время шитья нет, что позволяет сэкономить около 5% материала. В полурегулярном способе не приходится тратить время на раскройку деталей, что помогает сэкономить еще около 4% материала.
  • Кулирная гладь делается на кругловязальной машине. Применяется цилиндр с окружной скоростью вращения до 0,7. Максимальное количество игл на самом большом валу может составлять около 13,5 тысяч штук.
  • Футеровое переплетение делается на одинарной круглотрикотажной машине. В ней около тысячи игл, и она может образовывать до 8 систем вязания. Такой механизм может производить 1800 рядов петель за одну минуту работы на максимальной скорости. Скорость вязания регулируется в зависимости от требуемого режима.

На итоговой стадии производства трикотажу придают презентабельный вид. Для этого существуют следующие способы отделки:

  • Пестровязаная – вид обработки, в результате которого получается многоцветная поверхность ткани, переплетаются уже окрашенные нити.
  • Отбеленная – материал осветляют до однородного белого или светло-кремового цвета. Отбеливание применяется как самостоятельный вид обработки, а также как база для дальнейшего окрашивания.
  • Гладкокрашеная – метод однотонного цветного окрашивания готового полотна.
  • Неотделанная (суровая) – неотделанный трикотаж получается на самой первой стадии производства полотна. Это материя, которая не подвергается никакой дополнительной отделке.

После обработки трикотаж может быть гладким либо пушистым. Чтобы создать ворс на поверхности, используют специальные игольчатые ленты и шишечки – детали располагаются на валах ворсовых машин.


Структура и переплетение

По структуре плетения выделяют две большие разновидности трикотажа: поперечновязаную (кулирную) и основовязальную. Любой вид трикотажа создают из двух систем нитей – горизонтального утка и вертикальной основы.


Трикотаж - тянущаяся ткань

Поперечновязаный (кулирный) трикотаж изготавливается так: петли одного ряда образует последовательное соединение одной либо нескольких нитей. Петли соединяются друг за другом согласно определенному чередованию нитяных систем. Плетение происходит в направлении петельного ряда. Чтобы образовать, к примеру, поперечное плетение, нити передвигают в правую сторону, смещая их под иглами вязальной машины – ткань не будет ни по вертикали, ни по горизонтали.

Для создания материи используется одно волокно, которое делается по одной системе ниток – появляются прямые петли. Благодаря этой особенности полотно можно распустить в любом направлении, оно получается очень эластичным. Рассмотрим несколько видов поперечновязаного трикотажа.

  • Двухизнанка («обратный трикотаж») – внешне напоминает обратную сторону глади. Из этого материала изготавливают женские головные платки и эластичные повязки.
  • – комбинированный трикотаж. Характерный рисунок интерлока называют резинкой. Благодаря особенностям плетения интерлок не распускается, очень долго служит и достойно выглядит внешне. Основа материала – натуральный хлопок. В качестве добавки используют синтетический эластан. Плотность материала 220-330 г/м². Из интерлока делают нательное белье, мягкие пижамы и футболки.
  • Ластик () – эластичное полотно. Материал производят в виде компактной полоски, готовые изделия выходят средней толщины. Изделия из ластика очень . Плотность материала – 170-350 г/м². Из ластика шьют водолазки, джемперы, а также манжеты. Материал совершенно не мнется.
  • Гладь (кулир) относится к переплетению, в котором очевидны различия между изнаночной и лицевой сторонами. Изнанка образуется дугами, она шероховата на ощупь, а лицевая состоит из палочек, ее текстура гладкая. Готовое полотно отличается тонкостью, начес отсутствует. Чтобы получить горизонтальный ряд, нити огибают последовательно – полотно лучше тянется в ширину, чем в длину. Этот материал применяют для создания халатов, белья и легкой одежды на летний период. В основу входят хлопковые нити, а в качестве добавки – лайкра. Синтетику добавляют для увеличения эластичности и упругости. В итоге получается полотно плотностью 145-180 г/м² (точная цифра зависит от особенностей производства, сырья и заданных режимов на вязальной машине).

Основовязаный трикотаж образуется отдельными нитями либо целыми их системами, то есть основами. Каждая основа образует несколько петель. Для создания петельного ряда необходимо использовать столько нитей, сколько будет петель в ряду. Рассмотрим подробнее разновидности основовязального плетения.

  • – нити создают петли в каждом из столбцов ткани. Сдвиг может совершаться в обе стороны во время плетения. Благодаря такому положению получается рисунок зигзагообразного типа. Для изготовления атласа используют шелк, преимущественно искусственный (из вискозы или синтетики), или хлопок. В качестве дополнения могут применяться волокна льна. Свойства такой ткани определяются составом и его соотношением. Из атласного трикотажа шьют шторы, постельные комплекты и нижнее белье.
  • Трико – нити во время провязки смещаются на один ряд в одну из сторон. Когда петля довязывается до конца, конструкция переходит в изначальное положение. Столбцы создаются из двух нитей, располагающихся по соседству.
  • Сукно – при вязании нитки накладываются на иглы, которые располагаются не по соседству, но в направлении одной стороны. Главная особенность плетения – изнанка выступает в качестве лицевой стороны, потому что из-за специфики производства лицо выглядит менее эстетично. Сукно применяется при производстве нательного белья.
  • Цепочка – состоит из петель, сделанных в вертикальном ряду. Петли вырабатываются на каждой игле из одной нити. Из цепочки изготавливают декоративную бахрому для отделки краев полотна.

Также существует два типа плетения, которые имеют существенные визуальные отличия:

  • одинарное – лицевые нити находятся по одну сторону, а изнаночные - по другую;
  • двойное – обе стороны считаются лицевыми, а для производства такого плетения нужны специальные круглочулочные машины с двумя цилиндрами.

Помимо вышеперечисленных, существуют еще такие варианты переплетения:

  • Совмещенное – подразделяется на две разновидности (жаккардовую и прессованую).
  • Рисунчатое – данный вид переплетения соединяется в рядах с различными элементами петель. Это одно из самых сложных плетений.
  • Производное – сочетаются петельные столбики самых простых переплетений. Для создания полотна под крючок заводят сразу две нити, которые соединяются под разными углами.
  • Главное. Чтобы создать этот вид переплетения, используют только одни петли. Данный способ применяется для создания ластика и глади.
Ажурный трикотаж

Прессованное совмещенное плетение используется как заменитель ажура (гладкого узорчатого материала). Для его изготовления требуются машины с одним или двумя цилиндрами. Не все нити пускаются в работу и некоторые пропускаются. Несмотря на то, что они не используются, эти нити служат для поддержки рабочих. «Набросы» такого рода соединяются в петлю с основной нитью, что приводит к получению прессованного полотна.

Отличительной особенностью жаккардового переплетения является создание сложных рисунков. Это трудоемкий процесс, в котором применяется большое количество игл. Для сложных сочетаний применяются дополнительные процедуры по обработке. К ним относится фиксирование нескольких нитей в петле во время переплетения и так далее. Жаккардовое плетение используется для зигзагообразной вязки и создания ажура.

Свойства и применение трикотажа

Материал получил широкую популярность благодаря своим положительным качествам, а также доступной цене и простым требованиям по уходу. Назовем основные преимущества трикотажа:

  • мягкость;
  • гигиеничность материала;
  • практичность использования;
  • большое количество разнообразных расцветок;
  • растяжимость и эластичность;
  • отсутствие скованности во время движений;
  • относительно низкая стоимость производства;
  • приятные тактильные ощущения;
  • прочность плетения и нитей;
  • простой и легкий уход;
  • воздухопроницаемость
  • гигроскопичность;
  • материал не накапливает статическое электричество;
  • широкая сфера использования.

При всех преимуществах трикотажа есть и ряд негативных свойств. Некоторые из них оказываются не столь существенными для покупателей, и преимущества заметно перевешивают минусы. И тем не менее, стоит назвать следующие особенности:

  • при использовании некачественного сырья ткани легко растягиваются;
  • трикотаж очень просто выглядит внешне;
  • из-за эластичности и облегаемости изделия легко подчеркивают все недостатки фигуры человека.

Из трикотажа шьют:

  • мужскую и женскую одежду (свитера, кофты, водолазки, штаны, платья);
  • детскую одежду (сарафаны, ползунки);
  • чулочно-носочные изделия;
  • белье и домашнюю одежду (пижамы, шорты, футболки);
  • спортивную одежду (майки, кофты, леггинсы, шорты);
  • постельные комплекты;
  • верхнюю одежду;
  • перчатки, варежки, шапки, шарфы.

Как ухаживать за трикотажем

Для поддержания ткани в хорошем состоянии на протяжении длительного времени требуется выполнять элементарные правила ухода за текстилем. Следует придерживаться несложных правил:

  • ткань полощут несколько раз, меняя воду;
  • материал не любит, когда его сильно выкручивают и выжимают;
  • не рекомендуется гладить после стирки;
  • при стирке в машинке нужно выбирать режим «ручная стирка» или стирать руками;
  • во время стирки вещи нужно сжимать, а не тереть;
  • температура воды не должна превышать 40 градусов;
  • запрещается сушить трикотаж в центрифуге, сушат горизонтально, просто расправив вещь;
  • во время стирки не стоит использовать отбеливатели;
  • мокрый трикотаж не вешают на плечики – изделие растянется;
  • для хранения желательно использовать специальные пакеты, в которые следует добавить средства против моли;
  • порошок должен быть заранее растворен, чтобы его мелкие фракции не оставляли следов на материи;
  • при полоскании обязательно нужно использовать кондиционер;
  • чтобы разгладить изделие, можно использовать пар;
  • для ликвидации катышек нужно использовать бритву или специальную машинку для их удаления.

Трикотаж очень практичный материал. Существуют различные типы ткани, отличающиеся по составу, виду переплетения, отделке и обработке. Трикотажная одежда очень популярна и доступна по цене. Уход за вещами несложен.


Название имеет французское происхождение и в переводе означает «вязание». Это полотно, состоящее из одной или многих нитей путем образования многих петель и их переплетении.

Какой бывает трикотаж, следует узнать перед покупкой одежды из этого материала. Существует несколько типов трикотажных полотен, которые различаются по нескольким параметрам. По типу вязания трикотажное полотно бывает одинарным и двойным. Одинарный трикотаж получается методом вязания лицевых и изнаночных петель. Внешне первый вид петель напоминает косичку, второй – кирпичную кладку. Характерной особенностью одинарного трикотажа является плохая растяжимость полотна в ширину и хорошая в длину. В процессе создания такого трикотажного полотна задействуется только один ряд вязальных игл.

Двойной трикотаж – разновидность этого материала, который отличается более высокой плотностью, при этом косички видны с двух его сторон. Одежда из него практически не растягивается, в процессе создании полотна задействуются два ряда вязальных игл.

В швейном производстве известны и такие разновидности трикотажа, как:

1. Трикотаж-стрейч. В полотне содержится небольшое количество синтетических волокон, поэтому одежда, сшитая из него, наделена высокой эластичностью. При этом изделие тянется хорошо в любом направлении – по диагонали, в ширину и длину. Преимущественно материал применяется при пошиве женских спортивных костюмов.

2. Трикотаж-резинка. Это полотно практически ничем не отличатся от трикотажа-стрейча, но оно имеет более привлекательный вид – на нем с двух сторон видны рельефные косички. Такой материал в швейной индустрии используется для изготовления манжетов и горловин.

3. Интерлок – самый популярный вид трикотажа, который отличается не очень плотной вязкой. Используют его при пошиве маек, топов и спортивной одежды.

4. Джерси . Одна из разновидностей одинарного трикотажа, которая является своего рода классикой. Без него не обойтись при пошиве платьев, футболок и рубашек.

5. Светширт – полотно, представляющее собой хлопчатобумажную вязь с начесом, благодаря которому образуется мягкая ворсистая изнанка. На лицевой стороне образуются привычные косички.

Все потребительские свойства, присущие трикотажным изделиям, можно условно разделить на следующие группы:

♦ свойства, влияющие на срок службы;

♦ гигиенические свойства;

♦ эстетические свойства.

Специфическое проявление потребительских свойств одежды из трикотажа в условиях ее эксплуатации в отличие от изделий из тканей, нетканых и других материалов обусловлено прежде всего особенностями строения трикотажа, отличиями в моделировании, конструировании и изготовлении этой одежды, модой на трикотаж и т.д.

Свойства, влияющие на срок службы трикотажных изделий. К ним относятся прочность, удлинение, растяжимость, упругость и эластичность, формовочные свойства, распускае-мость, износостойкость, формоустойчивость, ремонтопригодность, прорубаемость, закручиваемость краев и др.

Прочность трикотажа зависит от вида сырья, структуры пряжи и нитей, переплетения и плотности вязания, отделки полотна. По сравнению с тканями прочность его несколько ниже за счет изгиба нитей петельной структуры. Прочность трикотажа постепенно уменьшается по мере увеличения угла между направлением петельных столбиков и направлением растяжения, а удлинение увеличивается.

Удлинение трикотажа значительно больше, чем удлинение тканей, что определяется его петельной структурой и обусловливается способностью петель изменять свою форму под действием внешних сил, при этом происходит изменение длины одних участков петли за счет других. Например, при растяжении трикотажа вдоль петельных столбикон увеличиваются палочки петель и сокращаются протяжки, т.е. увеличивается высота петельного ряда за счет уменьшения величины петельного шага. При переходе нити из одних участков петли в другие ей приходится преодолевать сопротивление сил трения, действующих в местах контактов нитей друг с другом, жесткость, в результате чего в нити развиваются напряжения, под действием которых она деформируется. В начальный период растяжения большие удлинения трикотажа (20—100 %) соответствуют небольшим нагрузкам (2—4 % от разрывной), так как в этот период деформация происходит за счет изменения конфигурации петель. В дальнейшем при увеличении нагрузки наблюдается замедленный рост деформации. На удлинение трикотажа оказывают влияние свойства нитей, вид переплетения, плотность и отделка полотен, направление растяжения.

Растяжимость трикотажа характеризует его способность удлиняться при действии нагрузок, меньше разрывных. Она может быть как положительным свойством (для чулочно-но-сочных и других изделий), так и отрицательным (для верхних изделий). В трикотаже контакты между нитями петель слабее,

чем в тканях, что является причиной его большей деформируемости за счет изменения формы петли при приложении даже небольшой нагрузки, что минимизирует усилия человека при выполнении различных движений. При воздействии на трикотаж концентрированной нагрузки петельная структура ослабляет напряжения, которые волнообразно перераспределяются на другие участки. Это существенно и выгодно отличает трикотаж от ткани, где структура элементов (основы и утка) более закреплена, т.е. менее подвижна и обусловливает более высокую износостойкость трикотажных изделий в сравнении с изделиями из тканей. Благодаря этому изделия из трикотажа хорошо сохраняют форму и меньше сминаются. В зависимости от растяжимости устанавливаются соответствующие значения припусков в конструкции трикотажных изделий, определяются режимы настилания полотен при раскрое, оборудование, предотвращающее вытягивание швов и деформацию всего изделия при шитье и влажно-тепловой обработке. Растяжимость полотен зависит от вида переплетения и плотности трикотажа, свойств пряжи. При увеличении длины нити в петле и уменьшении толщины нити растяжимость трикотажа увеличивается.

Все трикотажные полотна по степени растяжимости по ширине при нагрузке 6 Н делят на три группы: с растяжимостью от 0 до 40 % ; от 41 до 100 %; свыше 100 %.

Наиболее растяжимыми полотнами являются гладь и ластик.

По соотношению частей полной деформации — упругой, эластической и пластической — трикотаж также существенно отличается от тканей. Величина полной деформации и ее составных частей зависит от времени действия нагрузки, вида переплетения, вида волокон, плотности полотна, направления растяжения, условий окружающей среды. Для трикотажных полотен характерна очень высокая доля исчезающей части деформации, т.е. упругой и высокоэластической (60—90 % от полной деформации). Величина остаточной (необратимой) деформации в трикотаже составляет от 0 до 8—9 %, при этом, как правило, необратимые деформации по длине значительно меньше, чем по ширине.

По величине условно-остаточных деформаций все трикотажные полотна делят на три группы: группа малых деформаций — 0—2 % ; группа средних деформаций — 2,1—5,0 %; группа больших деформаций — 5,1 % и выше. В некоторых случаях (при действии влаги, чрезмерном растяжении) в деформации может преобладать пластическая доля.

Изделия из трикотажа, изготовленные из нитей и пряжи с упругим удлинением (из нитей эластика, шерстяной пряжи),

удобны в носке и обеспечивают хорошее облегание частей тела, при этом не стесняя движений. Форма трикотажа, изготовленного из нитей и пряжи с неупругим удлинением (хлопчатобумажных, вискозных), легко изменяется во время эксплуатации, изделия быстро теряют внешний вид и изнашиваются. Для устранения этого недостатка применяют малорастягиваю-щиеся переплетения и изменяют сырьевой состав пряжи.

На рис. 3.2 приведен график изменения различных частей деформации зависимости от величины нагрузки на образец при растяжении интерлочного хлопчатобумажного полотна вдоль петельных столбиков. Деформации, расположенные между кривыми 1 и 2, являются упругими, между кривыми 2 и 3 — эластическими и между кривой 3 и осью абсцисс — необратимыми (пластическими).

Рис. График изменения частей деформации трикотажного полотна в зависимости от нагрузки

При действии многоцикловых растягивающих нагрузок в трикотаже происходит перетягивание нитей в петлях, легко изменяется их форма, что приводит к резкому изменению структуры полотна. При разгрузке (в каждом цикле) трикотаж вследствие упругости петель легко восстанавливает свои размеры. Поэтому в трикотаже в отличие от тканей медленнее накапливаются остаточные деформации. Благодаря этому изделия из трикотажа хорошо сохраняют форму и меньше сминаются.

Эластичность — способность полотна принимать первоначальную форму после снятия нагрузки, вызвавшей деформацию, определяется величиной упругой деформации, которая зависит от упругости пряжи и нитей, плотности вязания, структуры переплетения и вида отделки. Большой эластичностью обладают кулирная гладь, двухизнаночное переплетение, интерлок.

Распускаемость в общем является отрицательным свойством трикотажа, влияющим на срок службы изделий. Она характеризуется способностью петель при обрыве или натяжении нити выскальзывать друг из друга. Наибольшим коэффициентом трения нити о нить обладают нити из волокон шерсти, хлопка, текстурированные, фасонной крутки. Следовательно, распускаемость трикотажа из таких нитей меньше, чем поло-тен из гладких нитей. Распускаемость зависит от крутки нитей, их толщины, упругости, угла обхвата нити нитью, длины нити в петле, плотности трикотажа, вида отделки, направления и степени его растяжения в момент обрыва петли. Трикотаж из пряжи повышенной крутки, а также ворсованный, повышенной плотности имеет меньшую распускаемость. Значительно влияет на распускаемость вид переплетения. Поперечно-вязаные переплетения могут распускаться в направлениях как петельных рядов, так и петельных столбиков, а основовязаные — только вдоль петельных столбиков, в направлении, обратном вязанию. Наибольшей распускаемостыо характеризуются главные кулирные переплетения, особенно гладь, которая распускается как в направлении вязания, так и в обратном.

По степени распускаемости трикотаж можно разделить на распускаемый, слабораспускаемый и нераспускаемый.

К распускаемому относится поперечно-вязаный трикотаж почти всех базисных переплетений, так как петельные ряды такого трикотажа состоят из одной непрерывной нити.

К слабораспускаемому можно отнести производные и некоторые рисунчатые переплетения поперечно-вязаного трикотажа, у которых петельные ряды состоят из двух и более нитей, так как при обрыве нити одной петли смежные с ней петли, образованные из другой нити, трение оборванных концов петли о петли другой системы, о дополнительные нити, начес и прочее будут препятствовать быстрому распусканию полотна.

К нераспускаемому относится трикотаж основовязаных переплетений. В трикотаже этих переплетений горизонтальные ряды петель состоят из такого же числа нитей, сколько имеется петель в ряде. Основовязаные переплетения по петельным рядам совсем не распускаются, поскольку все петли в ряду образованы из разных нитей.

Износостойкость трикотажа, обусловленная комплексным воздействием механических, физико-химических, бактериологических факторов, иногда меньше, чем у ткани, так как в трикотаже разрыв нити от истирания может привести к спуску петли. Несмотря на многообразие разрушающих воздействий,

основной причиной износа является истирание. Устойчивость к истиранию зависит от вида волокон, структуры пряжи (нитей), степени закрепления волокон в пряже и полотне, переплетения, плотности, характера поверхности, массы 1 м 2 полотна, вида отделки. Характер и интенсивность износа зависят и от условий эксплуатации изделия, характера трудовой деятельности, индивидуальных особенностей человека, условий внешней среды и др. Гладкие, мягкие и упругоэластичные полотна более устойчивы к истиранию, чем жесткие и шероховатые. Стойкость к истиранию растет с увеличением толщины пряжи, так как увеличиваются число волокон, сопротивляющихся истиранию, и площадь контакта образца с поверхностью абразива. Стойкость к истиранию снижается с уменьшением плотности и увеличением длины нити в петле, так как уменьшается масса истираемого образца и площадь его контакта с абразивом, а также ослабляются внешние и межволоконные связи в пряже вследствие увеличения длины ее закрепляемых участков в петле, и структура полотна становится более рыхлой. При истирании трикотажа не в свободном, а в растянутом состоянии (участки сиденья, колена, локтя) устойчивость к истиранию снижается. При увеличении ширины шва стойкость к истиранию возрастает, и наиболее износостойки плоские швы, не вызывающие концентрации разрушающих воздействий в области шва. При использовании вместо ниток пряжи шов становится мягче и тоньше, что несколько улучшает условия поведения полотна в области шва.

Существенным недостатком трикотажных полотен является пиллинг — образование вследствие рыхлой структуры пряжи и открытых участков петель на поверхности полотен шариков (ииллей) из закатанных кончиков отдельных волокон, ухудшающих вид изделия. Наиболее значительным и устойчивым пил-лингом характеризуются изделия из пряжи прочных синтетических волокон (полиэфирных и полиамидных) и пряжи с их содержанием, меньше пиллинг у изделий из шерстяной пряжи. Легче подвергаются пиллингу: более тонкие и короткие волокна; изделия из аппаратной пряжи (более ворсистой); изделия из пряжи невысокой крутки (с менее закрепленными волокнами); трикотаж с меньшей плотностью и более шероховатой поверхностью (и с менее закрепленными волокнами), Пиллинг может быть значительно уменьшен в результате применения специальных видов отделки трикотажа.

На рис. 3.3 показано изменение некоторых свойств трикотажа в зависимости от волокнистого состава.

Рис. Влияние волокнистого состава смески на основные свойства трикотажа

Усталость трикотажа обусловлена незначительными, многократно прикладываемыми, растягивающими нагрузками в результате движений человека в процессе носки одежды и приводит к расшатыванию структуры трикотажа. При таких растяжениях петли меняют свою форму, нити истираются друг о друга и деформируются. Многократные растяжения и изгибы редко полностью разрушают трикотаж. Признаком усталости служит накопление необратимых деформаций, вызывающее образование неисчезаемых заминов в местах повторяющихся изгибов или выпуклостей на отдельных участках. Время появления признаков усталости трикотажа в первую очередь зависит от вида волокон и структуры переплетения, направления растяжения, величины деформации или нагрузки в каждом цикле, числа циклов и т.д. Благодаря высокой упругости петель и слабости контактов нитей в местах их переплетения трикотаж легко восстанавливает свои размеры, и накопление усталости идет значительно медленнее, чем в тканях.

Устойчивость к физико-химическим и биологическим факторам, как правило, зависит только от вида волокна.

Формоустойчивость — способность трикотажа сохранять в определенных пределах размеры и форму при различных воздействиях — во многом зависит от упругих свойств полотна. Трикотаж обладает высокой растяжимостью при одно- и двухосных нагрузках и способностью восстанавливать первоначальные размеры (формоустойчивость). Наибольшей формоустой-чивостью характеризуются полотна комбинированных переплетений, а также изготовленные из текстурированных нитей.

Возможность придавать многим видам трикотажных изделий законченную форму в процессе вязания не только сокращает расход сырья на каждое изделие, но и способствует уменьшению (или даже исключению) количества швов, складок и вытачек, что в итоге приводит к снижению деформируемости изделий при их эксплуатации. Это в свою очередь уменьшает необходимость в глаженьи таких изделий и, следовательно, облегчает уход за ними. Существенным преимуществом трикотажных изделий над аналогичными по волокнистому составу изделиями из тканей является их более высокая способность восстанавливать свою форму после стирок, химических чисток, глаженья, прессования и других влажно-тепловых обработок. Это обусловлено лучшими упругоэластическими свойствами трикотажа и меньшей его сминаемостью. Следовательно, по удобству поддержания необходимой формы изделия из трикотажа выгодно отличаются от изделий из тканей. Вместе с тем легкая деформируемость многих видов трикотажных полотен в отличие от тканей при приложении небольших по величине растягивающих нагрузок значительно усложняет подготовительно-раскройный и пошивочный процессы изделий, а также затрудняет придание им стабильных форм и размеров.

Усадка трикотажа обусловлена теми же причинами, что и усадка тканей, а именно — релаксационными процессами и набуханием волокон и нитей. Под влиянием влаги перестраивается структура трикотажа: изменяется конфигурация петель, смещаются точки контакта нитей, в петлях меняется соотношение петельного шага и высоты петельного ряда. Большая усадка трикотажа по сравнению с тканями объясняется большей подвижностью его петельной структуры. Большой усадкой характеризуются изделия из натуральных волокон — хлопка, шерсти. Так же как и в тканях, наибольшая усадка в трикотаже наблюдается в направлении петельных столбиков, так как именно в этом направлении полотна испытывают наибольшие растяжения при выработке. Иногда усадка по петельным столбикам сопровождается увеличением размеров трикотажа по петельным рядам (отрицательная усадка — притяжка). Повышенная усадка трикотажа отрицательно сказывается на устойчивости размеров и форм изделий. Поэтому в процессах проектирования и производства одежды необходимо предусматривать возможное изменение линейных размеров изделий с учетом усадки полотен. Для снижения усадки в состав пряжи вводят синтетические волокна, полотна подвергают малоусадочной отделке с использованием синтетических смол.

Изменение линейных размеров после мокрой обработки должно соответствовать требованиям ГОСТа.

Устойчивость к образованию затяжек зависит от вида и структуры нитей, переплетения, обработки изделий аппретирующими веществами и смолами. Склонность к затяжкам характерна прежде всего для чулочно-носочных изделий из синтетических (капроновых) нитей.

Трикотажные изделия, как правило, являются ремонтопригодными (восстанавливаемыми). К положительным свойствам трикотажа можно отнести высокое сопротивление образованию складок; высокое сродство поверхности (из-за развитой сети элементарных ячеек структуры) к склеиванию, оплавлению и дублированию с другими материалами.

Формовочные свойства трикотажа благодаря его большой растяжимости выше, чем у тканей, и позволяют легко обеспечивать создание пространственной формы одежды, покрывать поверхность тела человека без морщин и складок. У трикотажа высокие формообразующие свойства (возможность плоского; двухмерного полотна принимать трехмерную пространственную форму, которую обычно получают за счет раскроя и пошива). Так, вследствие высокой эластичности и упругости трикотажа многие виды изделий (чулочно-носочные, верхние и бель-; евые, спортивные, перчаточные и др.) плотно облегают фигуру человека, не стесняют его движений, более удобны в носке.

Трикотажные изделия в большей мере соответствуют потребу ностям населения (особенно детей) в размерных характеристик ках.

Прорубаемость полотна иглой вызывает спуск петель, снижает качество изделий, сокращает срок службы. Она зависит волокнистого состава, структуры и свойств нитей (удлинения коэффициента трения между нитями), плотности трикотажа отделки, влажности полотна, режима шитья.

Закручиваемостъ краев характерна для трикотажа однарных переплетений и объясняется стремлением петель, pacположенных по краям полотна, выпрямиться. Закручивав мость трикотажа зависит от ряда факторов; свойств волокон (из упругости), толщины, структуры, крутки нитей, вида переплет тения, плотности, отделки полотна. Так, из-за высокой упру- - гости шерстяных волокон полотна из шерстяной пряжи закручиваются больше, чем трикотаж из хлопчатобумажной пряжи» с увеличением плотности вязания закручиваемость возрастает-Двойные кулирные основовязаные полотна не закручиваются, так как стремление нитей к закручиванию на одной и другой

сторонах полотна взаимно нейтрализуется. Закручиваемость трикотажа в общем явление отрицательное, поскольку создает серьезные трудности в процессах раскроя полотен (при настилании, контроле качества раскроя и комплектовании кроя), выполнения швов при изготовлении одежды. Закручиваемость можно несколько снизить каландрированием, в процессе которого нити расплющиваются и вдавливаются друг в друга, при этом закрепляются петли. Закрученные края изделий могут являться и украшением, в таких случаях закручиваемость будет положительным свойством.

Серьезные затруднения при раскрое и изготовлении изделий вызывает перекос петельных столбиков в поперечно-вя-заном трикотаже. Он возникает при применении в трикотажном производстве нитей или пряжи с неуравновешенной круткой, нарушении технологии операции ширения полотна при отделке. Перекос петельных столбиков устраняется при отделке, но после стирки он восстанавливается. В изделиях, изготовленных из такого трикотажа, отмечаются искажение объемной формы в процессе носки, ухудшение их внешнего вида. Предотвратить перекос петельных столбиков можно при вязании полотен из крученых или трощеных нитей, используя при этом нити противоположной крутки. Перекосы петельных рядов наблюдаются у полотен, выработанных на круглых поперечно-вязальных многосистемных машинах.

Гигиенические свойства трикотажных изделий. К ним относятся: теплозащитные, проницаемости, гигроскопические, электризуемость и др.

Теплозащитные свойства трикотажа зависят не столько от теплопроводности волокон, сколько от его пористости, толщины, структуры пряжи, переплетения, отделки, влажности, воздухопроницаемости. Трикотаж обладает большей пористостью, чем ткани, поэтому и теплозащитные свойства его выше (при отсутствии ветра). Лучшими теплозащитными свойствами обладают полотна двойных переплетений (интерлок, фанг, пла-гированные, плюшевые и др.), так как эта структура полотна обеспечивает наличие закрытых воздушных пор, а также ворсованные (начесные) полотна и полотна, изготовленные из шерстяных и высокообъемных пряжи и нитей.

Ветрозащитные свойства трикотажа низкие, что обусловлено высокой пористостью его петельной структуры.

Воздухопроницаемость — способность материала пропускать воздух — зависит от пористости, количества и величины открытых пор, вида пряжи (нитей), толщины полотен, плот

ности полотна, вида переплетения, наличия аппрета, влажности полотна и др. Этот показатель благодаря петельному строению в изделиях из трикотажа выше, чем в изделиях из тканей. Выгодным преимуществом трикотажа по сравнению с тканями является и то, что он, обладая большой воздухопроницаемостью, имеет высокие теплозащитные свойства. Благодаря наличию пор, обусловленных структурой трикотажа, он хорошо сохраняет тепло, когда человек находится в состоянии покоя, и легко отдает избыточное тепло, когда человек энергично двигается. Отмеченные свойства являются особенно ценными для изделий, непосредственно соприкасающихся с телом человека (белье, чулочно-носочные, спортивные изделия). В то же время для верхних, перчаточных, платочно-шарфовых, чулочно-носочных изделий зимнего ассортимента высокая способность пропускать воздух отрицательно сказывается на их теплоизолирующей способности.

Паропроницаемость — способность материала пропускать пары воды из среды с большей относительной влажностью в среду с меньшей влажностью. Зависит она от тех же факторов, что и воздухопроницаемость. Сравнительно большое количество сквозных пор в трикотаже по сравнению с тканями и более крупные их размеры при прочих равных условиях обеспечивают и более быстрое поглощение трикотажем парообразной и жидкой влаги, что в значительной мере облегчает вентиляцию пододежного пространства при носке белья, чулочно-носочных и других изделий. Шерстяные и вискозные полотна способны проводить в несколько раз больше паров воды, чем синтетические. У синтетических полотен такого же строения пар проходит в основном через поры. Паропроницаемость трикотажных изделий выше, чем изделий из тканей.

Пылепроницаемость трикотажа обусловливается теми же факторами, что и воздухопроницаемость и, кроме того, зависит от размеров частиц и свойств пыли, электризуемости полотен и др. Пылепроницаемость полотен из природных волокон больше, а синтетических полотен, которые лучше задерживают пыль, — меньше. В связи с высокой пористостью пылепроницаемость трикотажа более высокая по сравнению с изделиями из тканей.

Пылеемкость трикотажа зависит от волокнистого состава, строения и свойств волокон, структуры и характера отделки полотна. Полотна с шероховатой поверхностью и сильнопористой структурой имеют большую пылеемкость. Пылеемкость трикотажа, следовательно, выше, чем изделий из тканей.

Проницаемость (прозрачность) для ультрафиолетовых лучей. Вследствие своей петлеобразной структуры тонкие трикотажные полотна обладают высокой пропускаемостью ультрафиолетовых лучей.

Загрязняемость. Более высокая пористость и шероховатая поверхность трикотажа в отличие от многих видов тканей обусловливают и ряд существенных его недостатков — высокую пы-лепроницаемость и пылеемкость, что приводит к повышенной загрязняемости некоторых видов трикотажных изделий. Вместе с тем наличие большого количества крупных сквозных пор в трикотаже в значительной мере облегчает циркуляцию стиральных растворов и соответственно быстрое удаление загрязнений.

К положительным свойствам трикотажа следует отнести легкую отстирываемость.

Гигроскопичность трикотажа характеризуется его способностью поглощать и отдавать водяные пары; она выше, чем в изделиях из ткани. Трикотаж из шерстяных, хлопковых, вискозных волокон имеет более высокую гигроскопичность, чем трикотаж из ацетатных и синтетических волокон. Трикотаж из целлюлозных волокон быстро поглощает и отдает влагу, из шерстяных — медленно. Скорость поглощения и испарения влаги зависит также от структуры трикотажа: чем плотнее полотно, тем медленнее протекает процесс поглощения и испарения влаги. Специальные отделки (обработка синтетическими смолами) снижают гигроскопичность. Гигроскопичность более пористого трикотажа выше, с повышением относительной влажности воздуха гигроскопичность увеличивается, а с повышением температуры — уменьшается.

Водопоглощаемость — способность впитывания материалом капельно-жидкой влаги. У трикотажных изделий она выше, впитывание воды происходит быстрее, чем у изделий из тканей, что особенно актуально для бельевых изделий. Водопоглощаемость трикотажа зависит от волокнистого состава, структуры пряжи (нитей), вида переплетения и характера отделки. Трикотаж рыхлой петельной структуры, из пушистой нити обладает более высокой водопоглощаемостью, чем плотное полотно из гладкой нити.

Капиллярность трикотажа свидетельствует о его способности отводить влагу и зависит от вида волокон, структуры пряжи (нитей), переплетения.

Необходимая одежде гигиеничность обеспечивается рядом свойств, причем недостаток одних в отдельных случаях может

быть компенсирован достоинством других. Например, недостаточная гигроскопичность синтетических волокон может компенсироваться высокой водопоглощаемостью и капиллярностью, если синтетическая нить пушиста, извита, а трикотаж имеет рыхлую петельную структуру.

Электризуемость трикотажных изделий зависит от вида волокон, толщины полотна, линейной плотности нитей. Чем толще полотно, выше линейная плотность нитей, тем выше электризуемость. Из химических волокон наибольшей элек-тризуемостью обладают капроновые и ацетатные волокна. Для уменьшения электризуемости применяют переплетения, в которых электризующиеся волокна располагаются внутри полотна, обрабатывают антистатическими препаратами.

Эстетические свойства трикотажных изделий. Они обусловливаются в основном целостностью композиции, стилевой направленностью, функциональностью модели. Основные эстетические свойства трикотажа — фактура, цветовое оформление, блеск, прозрачность, матовость, жесткость, драпируемость, упругость, сминаемость, стабильность формы при эксплуатации и др.

Основными компонентами (элементами) композиции и средствами ее построения являются линии, пропорции, материал, зрительная масса, отделка, ритм.

Стилевая направленность характеризует соответствие трикотажного изделия и его свойств требованиям моды и стиля.

Функциональность трикотажного изделия характеризует соответствие формы, цвета, рисунка, расцветки, отделок, свойств полотна и фурнитуры назначению изделия в зависимости от пола и возраста потребителя, рода его деятельности, окружающей обстановки, климатических условий, района эксплуатации и т.д.

На внешний вид трикотажа влияют структура пряжи и нити, вид переплетения, рисунок, плотность, длина нити в петле, пористость, фактура поверхности, а также вид отделки.

По сравнению с тканями трикотаж благодаря своей петельной структуре обладает меньшей сминаемостъю.

Эстетические свойства трикотажных изделий зависят от цветовой гаммы, характера и композиции рисунка применяемых полотен, силуэта, формы и композиции элементов самого изделия. Важное значение имеют использование полотен в соответствии с назначением изделия; конструкция, обеспечивающая правильную посадку на фигуре человека, а также точность и тщательность изготовления и качество отделки.

Внешний вид трикотажных изделий и соответствие их современному направлению моды во многом зависят от правильности моделирования.

При моделировании изделий из трикотажа форма отдельных деталей создается как за счет швов, вытачек, складок, так и в процессе вязания трикотажа путем изменения структуры переплетений. Например, чтобы получить прилегающую форму, применяют переплетения, обладающие различной растяжимостью.

Влагопроницаемость — способность трикотажа пропускать водяные пары из среды с повышенной влажностью воздуха в среду с меньшей влажностью. Свойство обеспечивает нормальные условия для жизнедеятельности организма человека путем удаления из пододежного пространства излишней влаги в виде водяных паров.

Воздухопроницаемость — показатель, характеризующийся коэффициентом, который показывает количество воздуха, проходящего через 1 м 2 трикотажа за 1 с, при определенной разности давления по обеим сторонам материала. Зависит от плотности, вида переплетения, толщины, волокнистого состава и структуры нитей, из которых выработан трикотаж.

Гигроскопичность — способность полотна поглощать влагу из окружающей среды.

Закручиваемость — способность края полотна (изделия) закручиваться, определяемая упругостью нитей, изогнутых в петлях, и стремящихся выпрямиться. Двойные переплетения как поперечно-вязаные, так и основовязаные не закручиваются, так как стремление нитей в петлях на одной стороне трикотажа распрямиться нейтрализуется таким же стремлением нитей другой стороны.

Износостойкость трикотажа — способность трикотажного полотна длительное время противостоять действию разрушающих факторов, которым оно подвергается при эксплуатации.

Истирание — механическое разрушение (износ) полотна при трении об окружающие предметы. Зависит от структуры материала и вида истирающих поверхностей.

Капиллярность — показатель, характеризующий скорость влагопоглощения полотном жидкости, выражается в мм.

Пиллингуемость — способность полотен образовывать на поверхности пилли. Зависит от вида волокон, их длины и тонины, механических свойств, а также строения трикотажа.

Прочность на разрыв — характеризуется величиной разрывной нагрузки, т. е. наибольшим усилием, выдерживаемым прямоугольным образцом трикотажа стандартного размера к моменту разрыва.

Пылеемкость — способность трикотажного полотна удерживать на поверхности полотна пыль.

Разрывное удлинение — деформация, возникающая под воздействием растягивающей нагрузки к моменту разрыва трикотажа. Определяют в абсолютных величинах как разность конечной и первоначальной длины или в процентах от первоначальной длины (относительное удлинение).

Распускаемость — способность свободных петель трикотажа при натяжении нити, образующей эти петли, или при обрыве нити в петле выскальзывать друг из друга как по направлению петельного ряда, так и по направлению петельного столбика.

Растяжимость — характеризуется величиной деформации при растяжении, которая в зависимости от вида переплетения и свойств нитей может быть упругой и неупругой. Изделия из трикотажа с упругой деформацией не теряют своей первоначальной формы при снятии растягивающих нагрузок. Неупругая деформация приводит к необратимой деформации в процессе носки изделий. В зависимости от растяжимости полотна разбивают на три группы. К первой относятся полотна с растяжимостью менее 40%, ко второй — от 40 до 100%, к третьей — более 100%.

Усадка — изменение линейных размеров трикотажа под действием внешних факторов. Различают линейную усадку (по одному из измерений), поверхностную и объемную.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.