О. Георгий Чистяков - «Пасхальная радость. Песах и Пасха – разный смысл

Пост длится долгих сорок дней, со Страстной — почти все пятьдесят. А если прибавить и подготовительные недели (в духовном смысле), то еще дольше. Пост начинаешь ждать заранее (часто с некоторым страхом), готовишься к нему. Потом постишься в меру своих сил, под конец обычно все становится как-то особенно тяжело, иногда даже мучительно. Силы физические покидают, моральные кончаются еще раньше, а уж Страстная обычно — это какой-то апофеоз бессилия: хочется только спать, есть и чтобы никто не трогал. В этом-то году еще ничего, спасибо выходным, а обычно гораздо тяжелее. И уже ждешь, ждешь Праздника, причем, чего скрывать, и по разным, вполне прозаическим земным причинам тоже 🙂

И вот пришел Светлый Праздник Пасхи, какая радость! Радость разного характера. На службе, конечно, с восторгом голосишь «Воистину Воскресе!» и подпеваешь пасхальному канону. Слушаешь слово Иоанна Златоуста, причащаешься со множеством народа вместе и испытываешь невероятный душевный подъем. Кажется, радость эта будет с тобой теперь постоянно, и вообще – все теперь будет хорошо и прекрасно. Потом разговение, как же без него, это отдельный момент. Главное, чтобы желание съесть скорее кусок мяса не перекрыло душевную радость, хотя мне лично это желание очень понятно. Хорошо, конечно, когда все в комплексе — физическая и духовная радость. А иногда думаешь даже: и неплохо, что ты жестко не постился (в той или иной степени, по разным причинам), зато и такого пищевого вожделения не испытываешь.

Выспаться после службы, а потом снова разговеться, наконец-то поваляться и отдохнуть, погулять, если погода позволяет, в общем, за долгое время устроить себе настоящий полноценный выходной – это тоже очень празднично. Правда, под конец дня обычно народ начинает слегка икать и мучиться животом, но это пройдет:). А дальше-то начинаются новые рабочие будни. К непостной пище быстро привыкаешь, пост забывается, быт, повседневные дела и проблемы опять затягивают, и вот – где же Праздник? Даже воспоминания о нем быстро затираются…

Как же так? Пост так долго длился, а Праздник всего день? Неделю? А ведь Пасха длится наравне с постом, 40 дней! Мои старшие дети временами начинают возмущаться, мол, что за несправедливость, раз пост был 40 дней, то и сплошная должна быть не неделя, а тоже сорок дней. Я-то как большая понимаю, что колбаса и мороженое скоро приедятся и сохранить радость вряд ли помогут. А что поможет? Как радоваться Пасхе все сорок дней до отдания Праздника? Пасхальную радость в баночку не положишь и в холодильник не уберешь.

Легче всего удержать эту радость в первую неделю, в Светлую. Тут тебе и пасхальные часы вместо утреннего и вечернего правила, и каждодневные службы, и пение Пасхального канона. Молитва перед едой не обычная, а «Христос Воскресе…». К тому же, и бытовая сторона – скоромная пища еще не приелась, всякие специфические пасхальные снеди еще в наличии, не съедены куличи и пасхи. В этом году и четыре выходных на Светлой – ходи на службы, в колокола звони сколько угодно! Да просто наконец-то есть возможность спокойно встретиться с друзьями, выехать на пикник, вместе порадоваться. Тут же и пасхальные праздники в воскресных школах (а у нас и в саду), и пасхальный фестиваль.

А вот дальше уже пойдет тяжелее. Снова работа, заботы, привычные дела, на службу не выбраться и прочее и прочее. Что же делать? Честно говоря, всегда ужасно жалко так быстро расставаться с Пасхой, с этой особенной радостью. Всего-то раз в году, с такими трудами идет подготовка, а тут раз и всё… Обидно. Явно надо что-то с этим делать!

Наверняка в каждой семье есть маленькие приемчики, которые помогают не забыть о том, что Пасха все еще продолжается. Например, у нас когда-то дети решительно отказались молиться перед едой обычным способом по окончании Светлой седмицы. А вместо этого потребовали петь «Христос Воскресе» и дальше. Так что теперь мы все сорок дней Пасхи так и делаем. А это как никак три раза в день:) И почему-то именно пасхальный тропарь не забываешь пропеть, в отличие от обычных молитв перед едой. Споешь «Христос воскресе из мертвых» и снова помнишь – Пасха, снова улыбнешься, обрадуешься. Очень помогает праздничному настроению и пасхальное украшение дома, все эти, казалось бы глупые безделушки. Висят везде пестрые веселые яички, венок какой-нибудь пасхальный, верба в вазе, салфетки или что-то еще, как говорится «мелочь, а приятно».

Можно дополнительно порадовать себя и физически, например, пасхальной едой. Когда-то давно я ездила в один женский монастырь уже ближе к Вознесению. И обратила внимание, что хоть времени с Пасхи прошло много, а на столе в трапезу по-прежнему куличи. В течение недели только для украшения стола, а в выходные и для угощения. Эта традиция допекать куличи в течение сорока дней до отдания Пасхи мне кажется очень хорошей. Хорошо бы и куличи печь, и пасху делать. А то всего-то раз в году все это готовишь, все так любят и ждут, так отчего бы не повторить? И для вкуса, и для настроения!

Это все, конечно, такие бытовые, «низкие» способы продлить радость. Основное-то все равно в храме. Все-таки на утрене все это время поют пасхальный канон вместо обычного. И пасхальное «Христос Воскресе!» звучит. И крестный ход после каждой литургии во время всей Светлой седмицы. (Кстати, в том же монастыре крестный ход бывает все сорок дней). А еще – всю неделю открыты Царские врата во время службы. В общем, в эту первую неделю самое время как следует напитаться пасхальным настроением, а потом стараться как можно дольше сохранить его. И не слишком отчаиваться, если не удалось – дай Бог, эта Пасха не последняя!

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

Конспект развлечения

в старшей группе

Тема: «ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ»

Воспитатель: Юрьева Ю. Е.

2016 год

Цель: Ознакомление детей с традициями русского народного праздниками «Пасха».

Задачи:

Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с православными праздниками и традициями;

Познакомить детей с историей возникновения праздника «Пасха»;

Дать детям представления о воскрешении Иисуса Христа;

Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров;

Воспитывать уважительное отношение к русским обычаям и православным праздникам.

Методы и приемы:

- наглядные: показ предметов, использование ИКТ и дидактических пособий;

Словесные: рассказ, беседа;

Практические: дидактические игры.

Виды мышления:

- наглядно-действенное;

Наглядно-образное;

Словесно-логическое.

Материал и оборудование:

Икона «Пасха»;

Корзина с яйцами, куличами, пасхой;

Желоб, ложки, большие кубы (для игры);

Ваза с вербой, подсолнухами.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Дети входят в зал под звон колоколов, рассаживаются на места.

ВЕДУЩИЙ:

На Руси обрядов много.

А сегодня праздник Бога:

Пасха – Бога воскресение,

Его второй день рождения..

Заря глядит уже с небес…

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

2. КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН – ПАСХА

ВЕДУЩИЙ: Мы сейчас услышали пасхальный звон колоколов. Этот звон мы слышим в церквах и в храмах.

Ведущий: Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить светлый праздник «Пасху» (показ иконы «Пасха»). «Пасха» - освобождение, избавление от смерти. «А кто воскрес в этот день? (ответы детей). Имя его Иисус - значит спаситель. Его также стали называть «Христос» - это значит - царь. Но Иисус был царём необыкновенным. У него не было ни короны, ни дворца, ни трона, ни войска. Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы открыть нам великие тайны жизни и добра.

И после своего воскресения он помогает добрым, искренним людям. Он учит нас добру, любви, а за это искупает наши грехи. И если вы, ребята, будете любить друг друга, птиц, животных, природу и будете защищать слабых, помогать старшим, то Иисус возрадуется на небесах.

1 Ребенок:

Летят слова в простор небес-

Христос воскрес!

Христос воскрес!

И рады люди всей земли.

Что силы мрака не смогли

Заполонить собою мир.

2 Ребёнок:

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес,

Христос воскрес!

Христос воскрес!

3 Ребёнок:

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес!

Христос воскрес!

Христос воскрес!

ВЕДУЩИЙ: А что обязательно готовят к пасхе, кто знает? (ответы детей) Правильно, на праздник пасхи на Руси пекли куличи и красили яйца. Расписывали их разными цветами радуги. Яйца, которые красили в один цвет, назывались крашенки. Яйца, которые украшали разными узорами, картинками называли писанки, а яйца, которые украшали пятнышками цветными, называли крапанки.

ВЕДУЩИЙ: В Великий пост перед Пасхой всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весѐлые развлечения. Гуляния проводились на открытом воздухе. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весѐлыми играми, хороводами, танцами и песнями.

ВЕДУЩИЙ: Вот и пришла пора поиграть, да позабавиться!

Белое, круглое

Долго спокойно лежало,

Потом затрещало, закричало –

И неживое живым стало. (Яйцо)

ИГРА «БЕГ С ЯЙЦОМ» Приготовить 2 яйца, 2 ложки, 4 стула.

Головоломка «Радужное лукошко».

Перед каждой командой кладётся - Колумбово яйцо. Команды должны собрать его, чья команда быстрее, та и победила.

ИГРА-ХОРОВОД «КАТИСЬ, КАТИСЬ, ЯИЧКО» Со словами песенки-считалки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.

Дети поют:

Катись, катись, яичко,

По нашему кружочку.

Найди, найди, яичко,

Для себя дружочка.

С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга, дети говорят:

В кружочек, выходите

И вдвоем для нас спляшите. Все хлопают. Дети пляшут в центре круга.

Ведущий: Существует легенда, согласно которой во времена существования Римской империи, люди могли посетить императора с прошением, только принеся ему что-либо в дар. Богачи несли в подарок правителю золото, а Мария Магдалина решила принести императору Тиберию куриное яйцо и весть о воскресении Христа. Протянув свой подарок, она сказала «Христос воскрес!», но император рассмеялся и ответил, что поверит в эту новость, только если это белое яйцо сменит свой цвет на красный. В тот же момент свершилось чудо, и яйцо стало ярко красным. Тогда удивленный донельзя император произнес «Воистину воскрес!».

Отсюда и пошел обычай красить яйца и здороваться на Пасху этими словосочетаниями.

Игра «Раскрась яйцо».

Две команды. На середину зала выносят два мольберта с прикреплёнными белыми яйцами из бумаги. На столе разложены разные фигурки из бумаги и клей. Дети по очереди подбегают к столу, берут любую фигурки, мажут её клеем. Затем подходят к мольберту и приклеивают, по-своему желанию, на яичко)

ВЕДУЩИЙ: А сейчас встаньте в круг. У меня есть для вас сюрприз. Достает бутафорские разноцветные яйца. Поиграем!

Эстафета «Собери все яйца».

Перед командами 2 корзинки, а в обруче напротив яйца. Участники добежав до обруча берут яйцо и возвращаются к корзинке, кладут яйцо в корзинку и передают эстафету следующему. Кто из команд быстрее соберёт все яички в корзинки.

Игра «Кто быстрее докатит яичко»

Дети делятся на команды. Стоящие впереди дети берут клюшки и яйца (от Киндера). Дети должны клюшками докатить яйца до условленного места и вернуться с клюшкой и яйцом. Следующему ребенку берет клюшку и яйцо и идет до условленного места и возвращается обратно. Выигрывает группа, первыми прокатившая яйца.

ИГРА «ГОРКА»

Поставить горку для катания яиц. Играющий катит яйцо по «горке», у кого яйцо укатится дальше тот и побеждает.

Конкурс «Найди яичко»

Все дети выходят из помещения, где проводится Пасха в детском саду. В это время воспитатели прячут в зале яички: шоколадные, вареные, пластмассовые. Каждому ребенку дается по корзинке. Тот, кто соберет больше всего яичек, выиграл.

Игра «Шапки»

Каждому ребенку раздается по шапке. Когда все дети отворачиваются, ведущий подкладывает яичко в одну из шапок. Игроки по очереди пытаются догадаться, у кого лежит яичко. Тот, кто угадает, становится ведущим.

«Боулинг»

Поставьте в ряд крашеные яйца на расстоянии примерно 8-10 см друг от друга. Отойдите на 10 шагов от них. Возьмите небольшой мягкий мяч и покатите его или бросьте. Если мяч задел яйцо, Вы выиграли и забираете это яйцо себе, при Вас остается и Ваше яйцо. Далее Вы делаете следующий ход. Если Ваш мяч не задел ни одного яйца, то Вы передаете ход другому игроку. А Ваше яйцо остается в общей игре. Задача – собрать больше яиц.

Сдувание яйца.

Команда, которая «передует» яйцо на территорию противника, выигрывает.

Игра «Прокати яичко».

Дети прокатывают яичко по наклонной досочке - жолобку, у кого яичко дальше укатится, той команде очко.

Игра «За двумя зайцами».

Перед детьми кладутся два деревянных яичка. Нужно третьим яичком попасть по ним так, чтобы они покатились в разные стороны.

Игра: «Раскрути яйцо».

Играют двое или несколько игроков. Нужно одновременно раскрутить свое пасхальное яйцо. У кого яйцо будет дольше крутиться - тот и выиграл. Победитель заберет яйца проигравших.

Игра: «Катание яиц навстречу друг другу».

Игра проводится на гладком полу или столе. Двое игроков становятся напротив друг друга и катят яйца навстречу друг другу. Один говорит: "Христос воскрес!", другой отвечает ему: "Воистину воскрес!". Яйца должны столкнуться друг с другом. У кого яйцо разобьется, тот проиграл и отдает его победителю.

Игра: «Сюрприз»

По периметру стола разложены призы (конфеты, шоколадки, киндер-сюрпризы, небольшие игрушки). Ваша задача - своим яйцом выбить ту вещь, которая понравилась. Катать будем по очереди. Каждый получит тот приз, который он выбьет. Игра продолжится до тех пор, пока не выбьете все призы.

ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы с вами познакомились с народными обычаями, традициями православного праздника Пасха.

1-й ребенок.

Встало солнышко над лесом,

Осветило ярко лес,

Вся листва зашелестела:

«Христос Воскрес! Христос Воскрес!

2-й ребенок.

Птицы весело щебечут,

Взвились стайкой до небес

Ветерок понес их песню:

«Христос Воскрес! Христос Воскрес! »

3-й ребенок.

Рыжий кот на одеяло

Ко мне тихонечко залез

И мурлычет мне на ухо:

«Христос Воскрес! Христос Воскрес!»

ВЕДУЩИЙ:

Поздравляем вас с Пасхой Святой!

Праздник - добрый, красивый, большой.

Пусть духовность всегда торжествует,

Вера в Бога надежду дарует!

И в честь праздника Пасхи прозвучит праздничный колокольный звон Троицкой Сергиевой Лавры.

3. ПАСХАЛЬНЫЕ ЗВОНЫ ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ Дети расходятся по группам.


Пасхальная радость

В наши дни почти не осталось историков, считающих, что Иисус из Назарета не жил в Палестине и не проповедовал Свое учение в 20–е годы I в. н. э Современная наука (в отличие от того, что думали историки в XIX и в начале XX вв.) согласна с тем, что рассказ евангелистов основан на исторических фактах. И чем дальше она развивается, тем яснее становится, насколько точно изложили Марк, Матфеи, Лука и Иоанн описанные ими события. Иисус был распят и умер на кресте, что произошло, скорее всего, 7 апреля 30 г. и. э., накануне праздника Пасхи, как об этом рассказывает евангелист Иоанн (19: 14, 31).

Но есть вопрос, в отношении которого наука бессильна, - это вопрос о воскресении Христа из мёртвых. Наука бессильна как доказать, так и опровергнуть этот факт, а поэтому каждый человек волен понимать весть о том, что «Христос воскрес из мёртвых, смертию смерть поправ», по–своему. В этом и заключается основное содержание

веры каждого христианина.

"Верую во Иисуса Христа… страдающего, погребённого и воскресшего в третий день", - говорится в Символе веры. Размышляя об этом нельзя не вспомнить, что сам латинский глагол credere происходит от cor dare, то есть «отдавать сердце» или «принимать сердцем». Именно сердцем и только в тех случаях, когда рассудок, ум (ratio) оказывается бессильным.”

В последних главах каждого из четырёх Евангелий рассказывается о том, что учениками Иисуса после смерти их Учителя овладела глубокая печаль. Они было надеялись, что Иисус долженн принести избавление, ожиданием которого народ Израиля жил к тому времени уже более тысячи лет, а Он позорно погиб на Кресте. Женщины, побывавшие у гробницы на заре первого дня недели, рассказали, что она пуста, что они видели ангелов, возвестивших, что Иисус жив, но учеников эти рассказы сначала ни в чём не убедили.

В пустую гробницу вошёл ученик, о котором говорится, что его особенно любил Иисус (возможно, это был Иоанн Богослов), - «вошёл и уверовал». Приходят к вере и другие ученики, причем каждый идёт к ней своим собственным путем. В Евангелиях рассказывается, что ученикам является воскресший Христос, но и это, как сообщает Матфей, убеждает не всех: кое–кто

относится к этим явлениям с сомнением. Вера – это то, чему научить нельзя, человека приводит к ней только его личный мистический опыт…

Мало–помалу «скорбь обращается в радость». Само слово «радость» - одно из ключевых, постоянно повторяющихся в Евангелии. «Я возвещаю вам великую радость», - восклицает ангел в начале Евангелия от Луки, сообщая пастухам, что в Вифлееме родился Христос. О радости, которая бывает на небесах, когда грешник ощущает необходимость покаяться и стать другим, рассказывает ученикам сам Христос. В Прощальной беседе с апостолами не больше чем за час до того, как Он будет взят под стражу, утешая учеников, чувствующих, что приближается что?то страшное, Христос говорит: «Женщина, когда рождает, печаль имеет, ибо пришел час её; когда же родит дитя, уже не помнит скорби от радости, что родился человек в мир. И вы теперь печаль имеете, но Я снова вижу вас, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоанн, 16:21-22).

«Радуйтесь», - говорит воскресший Христос жёнам–мироносицам, пришедшим к гробнице с благовониями, чтобы помазать ими тело Иисусово.

«Всегда радуйтесь», - наставляет своих собеседников апостол Павел. С радостью теснейшим образом связа-

на и главная из христианских добродетелей – любовь.

В греческом языке есть четыре слова, переводящиеся на русский как «любовь»:

эрос, филиа, сторгэ и агапэ.

Эрос - это та любовь, что приводит юношу и девушку в объятия друг друга, по словам древнегреческой поэтессы Сапфо (VI в. до н. э.), она «словно ветер с горы на дубы налетающий»,

филиа - любовь друзей, когда, как говорит Аристотель, «одна душа живет в двух телах».

Сторгэ - любовь родителей к детям, а агапэ - любовь христиан, причем не только друг к другу, а к каждому человеку вне зависимости от его религиозных убеждений. Об этой любви говорит Иисус ученикам в прощальной беседе: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас, и вы да любите друг друга. По этому узнано все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанн, 13:34–35).

Как понять, чем различаются между собой агапэ и филиа? Последняя основана на общих взглядах, интересах, пристрастиях, на общих воспоминаниях и т. д. В общем, это ясно. А агапэ? Это греческое слово ни в славянский, ни в русский языки не вошло, поэтому почувствовать, в какие тона оно окрашено, нам, думающим по–русски, невозможно. В английском и немецком это слово (love или Liebe) тоже слилось со сло-

вами, обозначавшими другие виды любви (эрос, сторге, агапэ).

На помощь приходит перевод Библии на латинский язык, сделанный в к. IV в. н. э. блаженным Иеронимом, о котором было рассказано выше. Иероним для передачи такого понятия как «агапэ» ввел в латинский язык слово «charitas» и стал писать через «ch». Раньше в написании через «с» оно содержало в себе корень прилагательного carus (дорогой, милый); теперь, благодаря новому написанию, в нем явственно слышалось греческое слово «хара» (радость), та самая радость, о которой так много говорится в Евангелии.

Итак, в новом слове слилось воедино значение двух корней, латинского и греческого. Таким образом, charitas, а следовательно, и агапэ - это радостное отношение к каждому как к милому и дорогому, тесно связанное с радостной вестью о том, что Христос воскрес из мёртвых. Нельзя в этой связи не вспомнить о русском подвижнике XIX в. преподобном Серафиме Саровском, который всякого приходящего к нему паломника любовно встречал словами «Христос воскресе, радость моя». Не знавший, разумеется, о филологических изысканиях блаженного Иеронима, он чистым сердцем своим понял, что такое агапэ, и передал это нам в прекрасной и до предела лаконичной формуле.

Преподобный Серафим Саровский понимал агапэ как активную, несущую людям добро силу. Как говорится в обращённом к этому святому акафисте, «ты предал себя на служение всем, приходящим к тебе, повеление Богоматери, исполняя, и был недоумевающим советник Благой, унывающим - утешитель, заблуждающихся - кроткое вразумление, болящих - врач и целитель».

Видели в агапэ радостное служение людям и другие святые. Хорошо сказано об этом в жизнеописании средневекового французского подвижника св. Одилона (умер в 1049 г.):

«Он был до того щедр по отношению к нищим, что ты бы увидел в нём не того, кто распределяет, а человека, который неумеренно расточает. От того, что он делал милостыню, он радовался больше, чем мог бы радоваться скряга от роста своего богатства. Что сказать ещё? Палка для слепых, хлеб для голодающих, надежда для несчастных, утешение для плачущих - вот кем был Одилон».

Радость от начала до конца освещает всё пасхальное богослужение. Мы плохо знаем, как праздновалась Пасха до начала VIII в., когда Иоанн Дамаскин составил тот Пасхальный канон, который и теперь поётся в пасхальную ночь в каждом православном храме. Не раньше этого времени появились и те латинские песнопения, которые сохранили католики римского обряда. А какие

тексты звучали во время пасхальной службы до этого времени?

Сравним песнопения из Цветной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов, использующихся на Пасху православными) с текстами из средневековых Миссалов, по которым служили на Западе, и мы сразу увидим, что и здесь и там заметное место в богослужении занимает стих из псалма 117:

Сей день, который сотворил Господь,

Возрадуемся и возвеселимся в оный.

Камень, который отвергли строители,

Он лёг во главу угла,

Это - от Господа,

Чудо это в очах наших.

Христос, отвергнутый, распятый и умерший, властно восстал из гроба и наполнил весь мир радостью или «радование миру даровал», как говорит Иоанн Дамаскин. О том, что этот псалом звучал во время пасхального богослужения, говорит и то, что и теперь его начало читается в прокимне

(так называются два стиха из псалмов, которые звучат перед чтением Апостола во время литургии):

Славьте Господа, ибо Он благ,

Ибо во век милость Его.

В настоящее время православными в Пасхальную ночь читается начало Евангелия от Иоанна («В начале было Слоио»), а католиками его рассказ о воскресении (Иоанн, 20:1–9), однако в древнейше времена с пасхальной литургией было связано другое евангельское чтение - слова Иисуса о добром Пастыре:

«Я - Пастырь добрый. Пастырь добрый душу свою полагает овец… Я душу Мою полагаю за овец, никто не брал её от Меня, но Я полагаю её Сам. Власть имею положить её и власть имею снова принять её» (Иоанн, 10:11–18).

Здесь говорится о том, что Иисус сознательно идет на смерть ради своих овец.

Как воскликнет потом апостол Павел «Христос был предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (К Римлянам, 4: 25). Добрый Пастырь знает своих овец но имени и поэтому зовёт к Себе не всех вместе, а каждого в отдельности. Ведь вера заключается не в том, что человек следует обычаям, установлениям и традициям или соблюдает те или иные обряды. Она живёт в его сердце, в самой его глубине.

Как добрый пастух всегда находится при овцах в отличие от наёмника, который «видит, как волк приходит, и оставляет овец, и бежит», так и воскресший Христос невидимо пребывает среди людей «во все дни до скончания века». Почувствовать это даёт возможность пасхальное богослужение. К образу Христа как доброго Пастыря прибегает и святой Григорий Назианзин, известный богослов, церковный поэт и проповедник, бывший в конце IV в. епископом в Константинополе и называющийся обычно вселенским учителем и святителем (то есть епископом), в своей пасхальной проповеди.

«Он нашёл тебя, - говорит Назианзин, обращаясь к своему слушателю, - заблудившегося и поднял на те самые плечи, на которых нёс Свой Крест, чтобы вернуть тебя к горней жизни».

Христиане первых веков вообще любили изображать Христа в виде Доброго Пастыря либо держащим на плечах обретенную овцу, либо сидящим на камне в окружении своих овец, как на известнейшей мозаике из Равенны, хорошую копию которой можно увидеть в Музее изобразительных искусств в Москве.

В Национальной библиотеке в Париже хранится рукопись с латинским пасхальным гимном, которрый считается одним из самых древних дошедших до нас песнопений в день Пасхи. Начинается он с цитаты из

псалма 117 ("Сей день…") и воспевает воскресшего Христа как Доброго Пастыря:

Ныне день, когда Христос наш

Драгоценный

Искупил своею кровью

Грех вселенной,

И овцу, что заблудилась,

Пастырь добрый

Возвратил в её овчарню,

В дом Отцовский,

И восстал из гроба властно

Пастырь добрый.

В день субботний встал из гроба

До рассвета

И явил себя Марии

Магдалине;

Вот бегут ученики и

Сообщают,

Что Господь восстал из гроба,

Как предрёк Он.

Говорит Господь: Мария,

Дай быстрее

Знать Петру с учениками,

Что Господь их

Ныне встал из гроба, смерти

Победитель.

Будет ждать всех вас Он вместе

В Галилее,

Там увидите Его вы,

Как предрёк Он.

А была это Мария

Магдалина,

Из которой выгнал сразу

Он семь бесов,

Та, которая, понявши,

Что грешила,

Пав к ногам Христа Иисуса,

Зарыдала

И прощения просила

Прегрешений.

Смерть грехом пришла на землю

Совершённым

Из?за заповеди первым

Человеком;

От него и до Иисуса

Пребывала.

Через крест весь мир для жизни

Возродил Он

И восстал из гроба властно

Пастырь добрый.

Если о гимнах Амвросия Медиоланского мы говорим, что язык их прост, то здесь придётся сказать, что он прост до невероятного, прост даже для школяра, начавшего учить латынь месяц или 2 тому назад. Удивительно то, что простота не делает текст примитивным. Смысл его понятен и тем, кто латынь понимал с большим трудом и поэтому не мог разобраться в содержании Евангелия, прочитанного во вре-

мя мессы, а таких людей в VII?VIII вв. было немало. Гимн «Ныне день» - это своего рода перевод евангельского чтения на язык, понятный каждому.

В начале VIII в. Иоанн Дамаскин (умер ок. 749 г.) составляет на греческом языке новый пасхальный канон, который полностью вытесняет певшиеся ранее песнопения. Но откуда брал Дамаскин темы, слова и образы для своего канона? Из гимнов, молитв и проповедей, составленных его предшественниками. Одним из его источников была проповедь, некогда сказанная на Пасху Григорием Назианзином (IV в.).

Святой Григорий Богослов был настоящим поэтом, причем оставался он им не только в стихах, но и в своих проповедях, и в богословских трактатах. Его прозаические тексты Дамаскин лишь слегка изменяет, укладывает в размер, который уже угадывается в ритмизованной прозе Назианзина, и они превращаются в стихи. Свою проповедь Григорий начинает такими словами:

«На страже моей стану, говорит чудный Аввакум. - Стану с ним и я… стоял я и смотрел: и вот муж… и образ его как образ Ангела, и одежда его как блистание мимо летящей молнии. Он воздал руку к востоку и воскликнул громким голосом:…ныне спасение миру! Христос из мертвых, восстаньте с ним и вы».

А вот что получается у Дамаскина:

На божественной страже

Богоглаголивый Аввакум

Да станет с нами и покажет

Светоносного Ангела,

Ясно глаголющего:

Ныне спасение миру,

Ибо воскресе Христос,

Воскресения день,

Просветимся, о люди, Пасха,

Господня Пасха,

Ибо от смерти к жизни

И от земли к небесам

Христос Бог нас привёл

Песнь победную поющих.

Итак, выражение «Пасха, Господня Пасха» взято у Назианзина, а «от смерти к жизни» из Нового Завета, точнее, из 1–го посл. Иоанна Богослов (3:14), наконец, общая тема песни – из библейской книги «Исход», как это бывает в I песне всякого канона. В целом песнь звучит как эпиникий (именно это слово стоит в грече –

ском оригинале); так в древности назывались песни в честь победителя.

Известнее всего эпиникии Пиндара (522 - 446 до н. э.), мастерству которого, без сомнения, подражает Дамаскин, создавая свои песнопения для большого хора. Но сегодня в качестве победителя прославляется не герой оды Пиндара, а Христос, одержавший победу над смертью. Говоря о том, что Христос «привел», то есть перевел, человечество от земли к небесам, Дамаскин напоминает слушателю, что Моисей перевел народ израильский через Красное море.

Так византийский гимнограф соединяет почерпнутое из Ветхого Завета содержание с формой, взятой из древнегреческой поэзии, и в то же время ставит в свой хор Григория Богослова рядом с евангелистом Иоанном. Они, невидимые для глаза не очень искушенного слушателя, стоят рядом с видимыми певчими, и таким образом вся церковь, как земная, так и небесная, воспевает Христово воскресение.

Но вернемся к цитате из Григория Назианзина. Слова «праздников праздник и торжество торжеств» у Дамаскина находят себе место в заключительной части канона, эта формула вкладывается в песнь трех отроков из Книги пророка Даниила. И все же Центральное место в каноне у Дамаскиина занимают жёны–мироносицы.

Напоминающие о мироносицах строфы разбросаны по всему канону. И это не случайно, ведь крестный ход, с которым обходят верующие вокруг храма во тьме пасхальной ночи, должен напомнить как том, как шли к гробнице Иисуса эти женщины. Они не знали и даже мечтать не могли о том, что их любимый Учитель воскрес из мёртвых, а шли к Его гробнице, горько плача, для того чтобы закончить незавершённое в спешке, ибо уже наступала суббота (день полного покоя), погребение: вот почему они несли с собой благовония:

Зачем миро со слезами рыдания

Вы смешиваете, о ученицы, -

Блистающий у гроба ангел

Так спрашивал у мироносиц.

Загляните во гроб и уразумейте,

Что Спаситель воскрес из гроба –

так поётся об этом во время воскресной утрени. Женщины всегда эмоциональнее мужчин, и тут сердцем они сразу прянимают весть, которую умом понять нельзя: Христос воскрес. Пройдут века, и Блез Паскаль скажет"У сердца есть свои резоны, которых не знает разум». В сердце, а не в yме рождается всякая молитва, но в молитвах пасхальных это проявляется особенно ярко. Дамаскиновский канон весь пронизан пасхальной радостью.

Воскресшего увидев Сына Твоего и Бога,

радуйся с ангелами, Богоблагодатная, чистая.

Та, которая «радуйся» первой,

Как всеобщей радости виновница

Услышала, Богоматерь Всенепорочная.

Ангел возгласил Благодатной:

Чистая Дева, радуйся.

И я повторяю: радуйся

Ибо воскрес Твой Сын

В третий день от гроба,

Воскресивши мертвых,

Люди, веселитесь.

Пасха, радостию друг друга

Обнимем, о Пасха.

Но пасхальная радость - это радость особая. Вот как пишет об этом современный французский богослов Ален Килиси:"Пасхальная радость не громогласна, это радость, идущая изнутри. Бесполезно хлопать в ладоши и кричать «ура», чтоб рассказать о том, как она нас наполняет, ибо ту глубокую радость, которая дается нам в пасхальные дни, даётся в глубины нашего сердца, этим не передашь. Посмотрите на Марию Магдалину. В то утро она была поружена в скорбь. Она пришла, чтоб бодртвовать над умершим и плакать, она всё время повторяет и людям и ангелам одну и

ту же фразу: «Взяли Господа моего, и не знаю, где положили его».

В этой фразе выражается скорбный опыт верующего человека во всей его полноте - жизнь без Бога невыносима. Когда же сам Иисус приходит, чтобы утешить ее, но не открывается, как это всегда бывает во время явлений, она его не узнает. Она не узнает его, пока Иисус не окликает ее по имени. И сразу сердце ее как волна наполняют радость, счастье и мир.

Она хочет Его обнять, но Господь не позволяет ей сделать этого. Она должна будет довольствоваться тем, что его видела, слышала, прикоснулась к нему, но на мгновение. Она сохранит только ту радость, которая теперь внутри ее сердца, хотя, конечно, эта радость, наполняющая и освещающая ее изнутри, огромна. Но передать ее трудно. Как рассказать об этом, Мария не знает: «Я видела Господа, и Он сказал мне это». Таков и наш собственный опыт. Наша радость огромна, наше сердце потрясено, но что сказать тому, кого не было там, когда Он явился, чтобы тот понял это?»

Ален Килиси до предела откровенно рассказывает о тех трудностях, с которыми сталкивается каждый по–настоящему верующий человек: «Я верю, но как рассказать об этом?» Трудности эти объясняются самим феноменом веры, ибо она представляет собою чувство, живущее в глубине серд-

ца и не контролируемое рассудком, поэтому в словах пасхальных песнопений даётся лишь общий абрис той радости, которую переживает христианин, который, как некогда сказал Н. Гумилёв,"любит мир и верит в Бога".

Пасхальные песнопения, составленнные латинскими гимнографами, много более лаконичны, чем дамаскиновский канон. Зато другой латинский текст, секвенция"Жертве пасхальной…", пережил все литургические реформы и по–прежнему звучит во–время пасхальной мессы перед Евангелием:

Жертве пасхальной

Да принесут христиане гимн похвальный.

Агнец овец искупил,

Христос невинный к Отцу грешников препроводил.

Следующая строфа этой секвенции воспроизводит своим звучанием звон пасхальных колоколов:

Mors et vita du?ello conflixere mira?ndo d?us

Vitae mort?u–us regnat viv?us

Что значит:

Непостижимо, но жизнь со смертью вступила в бой,

Жизни вождь, умерши, царствует живой.

Язык не в силах рассказать,

Не в силах буква передать,

Что значит Господа принять

И с Иисусом пребывать –

так писал об этом в ХII в. Бернард Клервосский.

Другая пасхальная песнь «О, дочери и сыновья…» составлена почти исключително из евангельских текстов, к которым автором добавлены лишь отдельные слова: приходится только удивляться тому как удалось ему уложить эти строки в размер и зарифмовать. В центре этого написанного терцинами гимна рассказ о явлении Христа апостолу Фоме Близнецу (по гречески Дидиму):

Когда Дидим услышал весть

Признать, что Иисус воскрес

Он отказался наотрез.

Вот раны на руках, гляди,

И на ногах, и на груди,

Фома, и веру обрети.

Теперь Фома увидеть смог

Его ладони, руки, бок

И произносит: Ты – мой Бог.

Блажен, о тот, кто не видал,

Но сердцем веру воспринял,

Он жизнь вечную стяжал.

Речь идёт всё о том же. Вера не основывается ни на политических, ни на философских или иных убеждениях, она живет в глубине человеческого сердца и освещает его изнутри.

Полутьма, в которую уже погрузился храм (напомню, что гимн этот пели вечером!) заставляет вспомнить о полумраке той горницы, где «вечером, в день тот, в первый день недели, когда из страха перед иудеями двери были затворены там, где были ученики, пришёл Иисус и стал посередине и говорит им: мир вам!» (Иоанн: 20, 19).

Звуки гимна затихают и молящийся, опустив голову на пюпитр, в глубокой тишине замолчавшего храма почти видит воскресшего Иисуса и почти слышит Его слова «мир вам». Это и есть пасхальная радость.

Из книги Вера Церкви. Введение в православное богословие автора Яннарас Христос

Пасхальная трапеза Но и Евхаристическая трапеза, образующая и являющая Церковь, не есть некое абстрактное установление, выдуманное учениками Христа. Как Сам Христос, восприняв человеческую природу, обновил и очистил ее, так и Церковь преображает историческую плоть

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Пасхальная седмица Впервые теперь празднование Пасхи удлинилось с одного дня до целой седмицы в соответствие неделе страстей Господних. Св. Златоуст проповедовал ежедневно на этой седмице: «в течение 7 дней последующих мы составляем собрания и предлагаем вам духовную

Из книги Православие и грядущие судьбы России автора Рождественский Архиепископ Никон

Пасхальная радость и пастырская скорбь Христос воскресе, мои дорогие читатели! И да воскресит Он и наши сердца, да согреет их любовью к Себе, да вдохнет дух жизни в наши измученные, как бы замерзшие души!..Нет в человеческом языке слов более сладостных, более

Из книги Кем был Иисус из Назарета? автора Ястребов Глеб Гарриевич

4. Суд Пилата и пасхальная «амнистия» Образ Понтия Пилата, префекта Иудеи (26–36 н. э.), в известных нам источниках двойственный. То, что мы читаем во внебиблейских источниках, не вполне вяжется с тем, что мы читаем в Евангелиях. Внебиблейские авторы рисуют его как жестокого и

Из книги Где Бог, когда я страдаю? автора Янси Филипп

Пасхальная вера Сейчас мы видим лишь тень будущего. Нам лишь временами дано ощущать несказанную радость - ту радость, которая влечет нас в мир иной и которую у нас никто не отнимет. Мы будто заключены в темной комнате - сцена из пьесы Сартра «За запертой дверью», - но

Из книги Страсти Христовы [без иллюстраций] автора Стогов Илья Юрьевич

Из книги Страсти Христовы [с иллюстрациями] автора Стогов Илья Юрьевич

Пасхальная трапеза Праздник Пасхи был главным в иудейском календаре. В этот день каждый иудей, независимо от достатка, должен был наесться досыта. У кого денег на праздничный стол не хватало, мог получить государственную помощь.Основным блюдом пасхального стола был

Из книги Пасха Красная автора Павлова Нина Александровна

Из книги Красная пасха автора Павлова Нина Александровна

Пасхальная ночь Местные жители вспоминают, как еще в недавние времена на Пасху по домам ходили отряды активистов и, шныряя по чужому жилью, как у себя дома, искали пасхальные яйца и куличи. Пойманных «с поличным» клеймили потом на собраниях, изгоняя с работы. Возможно,

Из книги О поминовении усопших по уставу православной церкви автора Епископ Афанасий (Сахаров)

“ПАСХАЛЬНАЯ ПАНИХИДА” Выше было сказано, что Церковный Устав не знает чина Пасхальной панихиды. Естественное для живых желание помянуть на Пасхе своих дорогих усопших не имеет препятствий, так как поминовение на проскомидии и тайное поминовение во время литургии не

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

10. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся. Здесь также пророк, вероятнее всего, имеет в виду ту радость, какою будут радоваться

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

11. И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион спением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся. И возвратятся избавленные Господом и приидут на Сион с пением, и радость вечная над головою их... Молитву предшествующего

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

11. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Все, что говорил выше (ст. 1-10) Христос, сказано с тою целью, чтобы апостолы могли усвоить себе радость Христову - ту радость, какую Он имеет в Себе всегда, даже и в настоящий предсмертный час.

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Пасхальная песня Утекли в глубь земли воды талые, Напитав её силой весны. К свету вылезли листики малые - Кельи почек им стали тесны. Мать – и – мачехи жёлтые венчики Золотятся в подсохших местах. Воробьи, как живые бубенчики, Безмятежно звенят на кустах. Сердцу

Из книги Встречаем Пасху. Традиции, рецепты, подарки автора Левкина Таисия

ПАСХАЛЬНАЯ ТАЙНА

Из книги автора

Пасхальная баба Тесто для бабы делают всегда намного жиже, чем для кулича, почти полужидкое. Не надо делать бабу слишком большого размера – ее трудно пропечь.Мука по потребности, 1 ? стакана сахарного песка, 1 ? стакана молока, 50 г свежих дрожжей, разведенных в? стакана воды

В зале оформлена выставка «Пасхальная радость» (работы детей и родителей).На стенах панно «Кулич-город», «Храм», большое пасхальное яйцо, звонница с керамическими колокольчиками.
Дети сидят полукругом вместе с родителями.

Исполняется тропарь.

Ведущий:
Светлым праздником величают люди Пасху Христову. Подобно тому, как солнце светит и греет нас, так свет души и радость сердца исходят от Спасителя нашего. От сердца к сердцу, от души к душе торопиться радостная весть - Христос Воскрес! Воскрес однажды, чтобы навсегда озарить мир светом Своего Воскресения. Мы празднуем сегодня не просто воспоминания. «Ночь долгая и темная - поглощена, мрачная смерть сокрыта, Христос является пред всеми светлее солнца. Господь из невозможного творит неожиданное», - говорит Святитель Иоанн Златоуст. В светлой радости сливаются воедино небо и земля, ангелы и люди. И как не радоваться в великий и святой день Воскресения Христова!

Дети исполняют песню «Чудо выше всех чудес».

Ребенок-чтец:
После долгого говенья
Причастившись на Страстной,
Православные с волненьем
К службе шествуют ночной.
С яйцами и куличами,
С пасхами и со свечами.
С крестным ходом, с дружным пеньем
Мы встречаем Воскресенье.
Солнце пляшет и играет,
Бог всю тварь благословляет,
От земли и до небес
Все поет Христос Воскрес!

Ребенок исполняет песню «Песенка про ангелов». («Праздники в воскресной школе». - М., 2000.)

Дети подходят к звоннице и читают:

Ребенок-чтец 1:
Чудо выше всех чудес - Христос Воскрес!
Смерть ушла и страх исчез - Христос Воскрес!
Хоры ангелов с небес прославляют Божий крест.

Ребенок-чтец 2:
Нас Господь от смерти спас - Христос Воскрес!
Царство Божие средь нас - Христос Воскрес!
Веселись и славословь - нынче царствует любовь!
Христос Воскрес - Воистину Воскрес!

Дети старшей группы с колокольчиками в руках поют и звонят.

Звонят, звонят колокола, динь-дон,
Настала светлая пора, динь-дон,
И льется музыка с небес, динь-дон,
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Дети подготовительной группы играют на колоколах детской звонницы.

Ведущий:
Христос Воскресе! Радостно трепещет сердце. Пасха - воистину праздникам праздник.
А совсем недавно люди шли в церковь с вербочками, чтобы встретить Христа радостно, торжественно.

Выходят две девочки с веточками вербы. Читают стихотворение Р.А. Кудашевой.

Ребенок-чтец 1:
Вербочки, вербочки, детки!
Все по копейке пучки.
Видны кой-где колпачки;
Скучно сережке атласной:
Рвется рассвет взаперти
Вербочки, вербочки красной
Лучше нигде не найти.

Ребенок-чтец 2:
Вечером в церковь святую
Деточки с вербой пойдут,
Свечку возьмут восковую,
С тихой молитвой зажгут;
Дрогнут от счастия ветки,
Вербочки, вербочки, детки!
Только копейка пучок...

Раздают ветки вербы девочкам.
Все девочки встают врассыпную по залу, поют песню "Вербное воскресение" с движением.

Припев:
Вербное воскресение -
Всей земли пробуждение.
Руки с ветвями первичными - (Медленно поднимают руки с ветками вверх).
Тянутся к небесам. - (Вербу медленно опускают).
Вербное воскресение,
В иерусалимском пение, - (Поднимают вверх вербу).
Божие благословение всем полям и лесам. - (Покачивают ветками).

Ведущий:
Мы знаем, что в светлый праздник Пасхи есть обычай дарить яйца.
А какие же буквы можно увидеть на пасхальных яйцах? (отвечают дети) .
Христос Воскресе! - застыло на лакированном яичке.

Ребенок-чтец:
Я разрисовал яичко
Ветка, а на ветке птичка.
Облако летит в простор,
В голубое поднебесье.
По середочке – узор,
А внизу - Христос Воскресе!

По тексту стихотворения дети составляют большую картину из рисунков. (Пасхальное яйцо, ветки вербы, птичка, буквы ХВ, храм, облако).

Ведущий:
Христос Воскресе! - какие чудесные слова, в них и победная весть жизни над смертью, и радость вечной жизни.

Двое детей читают стихотворение. У одного в руке белое яйцо, у другого - красное.

Ребенок-чтец 1:
Дорого яичко ко Христову дню.
И не знал я долго: как и почему?
Только слова Богу Он мне Сам открыл,
Чтобы я яичко красное ценил.
Взял я как-то в руки свежее яйцо.
И смотрел я долго с думой на него.
Ни костей, ни клюва, ни пера, ни ног.
В том яйце я птицы увидать не смог.
Как же так бывает, где найти ответ,
Птичка вдруг выходит из яйца, на свет.

Ребенок-чтец 2:
В этом вот и чудо Бог так сотворил,
Что яйцо сырое в птичку обратил.
Тот пример я понял, сердцу дорогой,
Так Господь когда-то сотворил со мной.
Та же сила Божья, прах мой соберет,
И из праха снова тело оживет.
В этом нам порукой, чудо из чудес,
Первенец из мертвых Сам Христос Воскрес.
На кресте Он умер, так Он нас любил,
Что за нас, за грешных, кровь Свою пролил.
И с тех пор яичко, красное как кровь,
Мне напоминает про Его любовь.

Ведущий:
Христос Воскресе! - приветствуют друг друга люди.
Христос Воскресе! - вторят им птицы.
Христос Воскресе! - звонят колокола в храмах.

Ребенок-чтец:
"В светлую ночь"
В эту ночь спать грешно;
Посмотри-ка в окно;
Всюду свет, люди ждут,
Скоро в церковь пойдут.
В полночь звон прогудит,
В небеса полетит,
И разбудит волной
Небеса он с землей.
В эту ночь спать грешно,
Скоро полночь... Темно...
Тем, кто, бодрствуя, ждет,
Светлый праздник идет!

Детям предлагают послушать рассказ (читает воспитатель или кто-то из родителей.)
"Радость утра" Валерия Миловатского.

"Радость утра"
Над городом – полупрозрачная ночь. В эту пору в Петербурге бывают именно такие чуткие ночи. Все спят. Лишь один мальчик не спит – он ждёт. Его папа – лесовод, уехал осматривать новые посадки и обещал вернуться на Пасху. И мальчик ждал его.

А ещё, мама, укладывая его спать, сказала, что этой ночью начнётся Пасха – и он боялся пропустить момент, когда воскреснет Христос. Ему хотелось увидеть: рассеется вдруг тьма, и станет светло как днём, и возликуют и ангелы, и птицы, и звери, и вся земля…
Лёжа в постели, он долго вслушивался в тишину, вглядывался в ночное небо в окне – и ждал. Какие – то шорохи, вздохи, скрипы, мерцания, когда он прикрывал глаза, заставляли его вздрагивать. Иногда он слышал глухие удары – это, видимо, льдины, идущие по Неве, ударяли в набережную.

В углу, напротив кровати, горела лампадочка перед образом святого Серафима Саровского. Это мальчика ободряло и успокаивало. И вспоминал он, то ли наяву, то ли во сне…
В те годы, когда жил великий Пушкин, в России появился небывалый святой. Он во всякий день приветствовал всех словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Потому что сам в это крепко верил и хотел, чтобы все люди тоже уверовали в Воскресение, очнулись от своего неверия. В тайне он вершил подвиг своей жизни – не один раз был в лапах смерти: умирал от болезней, убивали его разбойники, но чудесно спасала его Богородица, которой он непрестанно молился. Добровольно он подвергал себя тяжелейшим испытаниям. Тысячу дней и ночей, молясь, стоял он на коленях на камне под открытым небом. А сколько ещё неизвестных подвигов он совершил!

И Богом даровано ему было многое. Радость обнимала всех, кто приходил к нему; иные видели сияние, которое излучало его лицо. Всякого он готов был утешить, приголубить и слово сказать приветливое да весёлое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел был, а не уныл. Ради этой радости и нёс он тяжкий крест, потому что «истинная радость есть плод и спутник креста». Святой старец Воскресения, старец радости, любви и победы, как он любил детей!
И мальчик увидел этого светозарного старца, увидел золотые купола храмов. И от этого сияния все оживало вокруг: цвели яблоки, жужжали пчелы; даже старый полузасохший ясень распустил свои полупрозрачные, как ангельские перья, листочки. Мальчик смотрел на это во все глаза – ему хотелось бегать, обнимать каждую яблоньку…
И он хотел бы остаться там, в этом чудесном сне, но что – то необычайное, ликующее колокольным звоном подхватило его, достигло глубины души и наполнило радостью и любовью.

Нельзя было не проснуться – для того, чтобы ощутить и увидеть это. Оно звучало, звало, сияло, оно было полно такой звонкой силы, что хотелось броситься ему в объятия. Ему любящему и единственному – воскресшему и воскрешающему Иисусу Христу. Он был за пределами сна – тут мальчик понял, что он спал, и испугался, что проспал самое важно, чего нельзя было пропустить.

И сквозь сон, сквозь закрытые веки он почувствовал, что пришёл какой – то особенный день – и надо быстрей выпрыгнуть из своего сна навстречу этому необычному дню. Когда он раскрыл глаза – день звенел, сверкал, сам воздух пел: «Христос Воскресе! Христос Воскресе!»
«Христос Воскресе!» - сказал отец, и они расцеловались. Отец взял сына на руки, поднёс к окну, открыл его и сказал: «Смотри, как всё цветёт! Вот оно, Воскресение! Вчера до позднего вечера я обходил дальний участок леса. Ночью я возвращался через лес. Было темно и жутковато. Лишь звёзды светили. И я подумал: «А ведь в эту ночь воскрес Христос».

И крикнул громко на весь лес: «Слава тебе, Господи! Слава Воскресению Твоему!» И вдруг тёмное лесное небо осветилось множеством разноцветных сполохов. Радуги волнами просияли на небе, освещая тёмный лес, как будто бы ангелы с небес ответили: «Воистину Воскресе!» а ты в это время, наверное, крепко спал, радость моя!»

Звучит колокольный звон (аудиокассета), открывается занавес, за которым на стене оформлен "Храм".
Все дети подходят к "храму".

Ребенок-чтец:
Вхожу я тихо с мамой в храм,
Нисколько не шалю.
Пусть Боженька увидит Сам,
Как я Его люблю
В сиянье царские врата,
Поставлю я свечу
И перед образом Христа
Прощенье прошепчу.

Дети исполняют песню "Храм".
По традиции, дети и родители идут в расположенный рядом с детским садом храм и звонят в колокола.
Праздник заканчивается пасхальной трапезой и пасхальными играми.

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Сергий Рыбчак, настоятель храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла г. Полевской. Передача из Екатеринбурга.

Православные верующие приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!» в течение сорока дней после Воскресения Христова. Хотя чаще эти слова слышатся на Светлой седмице. Какое значение имеет данное приветствие?

Оно стало традиционным для любого христианина. С мысл его и есть смысл и суть христианской веры. Апостол Павел говорил: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна». Воскресение Христово явилось событием, которое изменило всю Вселенную. Поэтому пасхальное приветствие - самое радостное, ликующее - символизирует знание, уверенность в этом величайшем событии.

Когда идет Светлая седмица, эта радость еще сохраняется. В первую очередь, - у тех, кто бывает на пасхальных богослужениях, приходит в храмы, чтобы причащаться, радоваться, еще и еще раз ликовать и поздравлять друг друга. Но для нашей страны это становится традицией и заменяет иногда простое «здравствуйте». Тем не менее и малоцерковные люди постепенно приобщаются к знанию и пониманию смысла этого приветствия.

Часто люди малоцерковные ставят Светлое Христово Воскресение в один ряд со светскими праздниками и слова «Христос Воскресе!» произносят формально, без понимания смысла. Стоит ли так отмечать этот день?

- «...Кто не против вас, тот за вас», по слову Господа. Человек участвует в празднике, хотя бы косвенно. А позже может просветиться светом Христовой истины. Даже косвенное прикосновение к этой радости все равно просветляет душу.

Мы сегодня со съемочной группой были на улицах Екатеринбурга, чтобы узнать, как люди реагируют на приветствие «Христос Воскресе!». К нашему удивлению и радости, девяносто процентов людей, которые встретились, отвечали «Воистину Воскресе!». Может быть, не с полным осознанием, но сам факт нас удивил. Хотя были и такие, кто проходил мимо или отвечал «спасибо».

Многие знают и понимают, как нужно ответить. Это уже хорошо.

- Сколько дней отмечается Пасха?

Само торжество, начинающееся в пасхальную ночь, продолжается семь дней - до Фомина воскресенья. Это наиболее праздничные дни. Но Пасха имеет самое большое попразднество -сорок дней. Поэтому до отдания Пасхи - а это день накануне Вознесения Господня - идет период празднования. Пасха - самый большой праздник для всех христиан.

- Как понять выражение, что Пасха и Светлая седмица — как один день?

По уникальному богослужению, которое совершается в наших храмах. В период этого торжества кардинально изменяется богослужение. Если человек хоть немного проживает богослужебный год, то понимает, о чем я сейчас говорю. Легче всего это ощутить, придя в храм Божий.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Воскресение Христово произошло две тысячи лет назад. Сейчас мы только вспоминаем это событие? Или повторяется каждый год? »

Каждый год мы вспоминаем это событие, переживаем его в той мере, в какой Господь нам дает. Преображение нашей души через покаяние, борьбу со страстями, очищение нашего сознания, сердца, души, позволяет приобщиться к событию настолько, насколько у человека очищена душа и сердце.

Апостол Павел говорит: «Когда был дан закон, умножились беззакония». Сейчас небеса открыты для каждого кающегося человека. Господь ищет любого грешника, чтобы дать ему возможность спасения. Но без нашей воли и желания спастись невозможно. Именно синергия, - совместное действие Божией благодати и нашего усилия — приводит ко спасению. Но не всегда люди идут по этому пути. Поэтому Господь и говорил, что «много званных, но мало избранных» . Воскресение Христово открыло путь спасения. Кто хочет быть со Христом, должен следовать Его заповедям. К тем, кто не хочет идти путем спасения, относится поговорка: «Вольному воля, спасенному - рай».

- Вопрос от телезрительницы: «Можно ли читать акафисты на Светлой седмице?»

Это особая седмица, когда любой христианин больше всего ликует в храме Божием, на богослужении. Пасхальный канон заменяет все акафисты, пасхальные часы - утренние и вечерние молитвы. Я рекомендую читать пасхальный канон, и вы будете чувствовать радость и благодать.

- Перемены в богослужении лучше всего прочувствовать в храме, но все же что это за перемены?

Богослужения в Великий пост и Пасху очень отличаются от богослужений в обычное время. В течение года богослужение связано с покаянием, оно содержит просьбы ко Господу о помиловании. В пасхальный период нет и тени этого, есть только ликующая радость. Поэтому в период Светлой седмицы мы не читаем псалмов, покаянных молитв, к которым привыкли утром и вечером. Действительно, весь строй богослужения состоит в восхвалении воскресшего Господа и радости о том, что нам незаслуженно даровано спасение души, если мы последуем за Господом.

- Земные поклоны в этот период тоже отменяются?

Да. Первые земные поклоны делаются во время чтения молитвы в праздник Святой Троицы.

Вопрос от телезрительницы: «Как нам быть с крестной маленького ребенка, которая перешла из православной веры в сектантство?»

Печальный факт. Но это не отменяет обязанности родителей воспитывать ребенка в православной вере. По всей видимости, крестная была недостаточно подготовлена к Таинству Крещения и не очень хорошо знает основы христианской веры. Наши храмы помогают подобным людям, приходящим с желанием покреститься. Им было бы неплохо пообщаться со священником, задать ему волнующие их вопросы. Именно подготовка к Таинству Крещения будет помощью крестным, родителям и самим новопросвещенным христианам.

Если крестная вашего ребенка не нашла ответов в Православии и ушла в сектантство, я думаю, она недостаточно общалась со священством.

- Что означает само слово «отдание»?

Оно означает окончание периода празднования того или иного праздника. В греческой традиции именно в этот день проходит такое же богослужение, как на Пасху. Хотя в русской традиции богослужение изменено, - оно не такое торжественное и праздничное. Но, тем не менее, это повторение того празднования, которое было сорок дней назад.

- Есть так называемая Антипасха, что она означает?

Пасхальная седмица — один единый праздник. Предел этой седмицы — Антипасха.

На Светлой седмице все желающие могут подняться на колокольню любого из храмов и возвестить звоном всей округе о празднуемом торжестве. Какое еще значение этого звона?

Да, желание приобщиться к величайшему искусству колокольного звона есть в душе у каждого верующего человека. Сегодня в нашем храме учащиеся двух классов воскресной школы ходили на колокольню, чтобы позвонить в колокола. Все дети пошли с такой радостью!

Самый главный символ этого звона - возвестить всем о своей радости. Колокольный звон также дает возможность оповестить о начале богослужения, и о том, когда оно закончилось. Есть праздничный звон, который постоянно напоминает о праздничном событии.

Вопрос от телезрительницы Ларисы из Калининграда: «На пасхальной службе батюшка переодевается во все цвета: белый, желтый, зеленый и др. Что это означает?»

Действительно, раньше была такая традиция. На каждой песне пасхального канона на утрене происходило переодевание. Оно не является уставным, традиция придумана с целью показать радость торжества. Но сейчас она отходит. Все священство переодевается единожды с белого облачения в красное перед Литургией в пасхальную ночь и так служит до отдания Пасхи. Каждый цвет богослужебного облачения, облачения престолов, аналоев символизирует то или иное значение праздника или празднуемого события. В Пасху это алый цвет. В Богородичные праздники - небесный, голубой. В праздник Святой Троицы - зеленый. Цветовые символы придают еще большее значение смыслу того или иного праздника.

Если продолжить разговор о символах, существуют символичные пасхальные блюда: крашеное яйцо, кулич, пасха. Являются ли они обязательными и каковы их значения?

Обязательным является артос. А кулич и творожная пасха —появились позже. Известно предание, как равноапостольная Мария Магдалина вручила императору-язычнику Тиберию яйцо и рассказала ему о Воскресении Христовом. Он не поверил, но сказал, что скорее яйцо покраснеет, чем слова ее будут правдой. И яйцо покраснело. Исходя из этого предания традиционным символом Пасхи является красное яйцо. А сам кулич — бытовое подобие артоса. Артос по-особенному освящается в первый день Пасхи, потом обносится крестным ходом вокруг храма, а в субботу Светлой седмицы раздробляется для того, чтобы эта святыня сохранялась верующими и употреблялась в определенных случаях своей жизни, - например, в болезни, унынии, в предстоящих испытаниях. Так же как Великая агиасма — святая вода, которую мы храним весь год и употребляем во укрепление наших духовных сил.

- Расскажите, пожалуйста, более подробно, что такое артос.

В переводе с греческого «артос» — «квасной хлеб». Это большая просфора, которая выпекается с изображением воскресшего Господа. После праздничного пасхального богослужения артос особым чином освящается. Еще издревле, после вознесения Господня, апостолы оставляли хлеб и место для Господа, Который должен был прийти. Потом этот хлеб раздроблялся. Традиция освящения артоса идет с тех времен в память об апостольском установлении.

- На Светлой седмице Царские врата открыты. Артос стоит перед ними, символизируя присутствие Бога?

Апостолы оставляли хлеб для Христа, и мы им подражаем. На службе артос находится возле иконы Спасителя. Когда богослужение заканчивается, он оставляется перед Царскими вратами.

Светлое Христово Воскресение мы также называем Пасхой. Многие говорят: «Пасха — еврейский праздник. Почему вы называете свой праздник так же?»

В переводе с еврейского «песах» означает «проходить мимо». Соответствующие события известны из книги Исход. Моисей выводил народ из египетского рабства. Последняя казнь была очень страшной: все первенцы египетские погибли. Только тогда фараон отпустил еврейский народ. Таким образом, слово «Пасха» связано со страданиями. Исход израильского народа был из дома рабства, наша же Пасха —исход из рабства греху, тот, который совершил Господь Своей крестной смертью. Наша Пасха хоть и созвучна ветхозаветному празднику, но является освобождением от власти греха. Тем более, что новозаветная Церковь нисколько не отрицает ветхозаветную. Те события, которые происходили во времена пророка Моисея, мы почитаем.

Вопрос от телезрительницы Наталии из Нижегородской области: «В последнее время у меня очень сильное уныние и отчаяние. Я была крещена в младенчестве, но не знала Бога. Господь принял меня, как принял блудного сына, и я ощутила это духом. Я возгорелась духом к исполнению заповедей, но потом очень быстро остыла. Теперь я переживаю, не сбудутся ли на мне слова Господа: «Будь либо холоден, либо горяч, но не теплохладен». Сколько лет можно пребывать в таком теплохладном состоянии? Могу ли я иметь надежду, что возвращусь к Богу? Как избавиться от уныния, которое меня очень тяготит, мешает быть близкой к Богу, и как ревностно подвизаться?»

Сам Господь говорит, что до седьмижды семидесяти раз нужно прощать брата, который грешит против нас. Любовь Божия превосходит все наши мыслимые и немыслимые пределы. Надежда умирает последней. А раз она у вас есть, значит, нисколько не сомневайтесь в своем покаянии, лишь бы это покаяние было искренним. Безусловно, Господь принимает всякого кающегося грешника, даже если он сто раз падал и сто раз вставал. У святителя Тихона Задонского есть замечательные слова: «Если ты на пути спотыкаешься и падаешь, не хнычь, вставай и снова иди». Самое главное — не сбиться с правильного направления. Судя по тому, как вы цитируете Священное Писание, вы знаете об этом направлении. Не унывайте, искренне покайтесь, и Господь примет вас с величайшей любовью. А любовь Его безмерна.

Вопрос телезрительницы: «В одной из вечерних молитв святого Антиоха есть фраза: «Просвети тело мое Твоей страстию бесстрастною». Объясните это место, пожалуйста». И второй вопрос: «Я по мере своего воцерковления заметила, что мне стало не очень интересно общаться с бывшими знакомыми, подругами. Я перешла в другую сферу интересов. Это грех гордыни? Как найти золотую середину, не обидеть людей и не остаться в одиночестве?»

Подобные вопросы очень часто задают люди, в самом начале обретения веры и воцерковления. У них возникает проблема с общением. Господь об этом предупреждал. Даже домашние становятся врагами. Не надо бояться. Если вы обрели истину, веру, если вы на правильном пути, достоинство каждого христианина — доверять своему Спасителю. Господь неведомыми путями приведет ко спасению, к состоянию, которое будет полезно для вас и для ваших ближних. Духовная жизнь — это изменение качества души. Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Незлобие и смирение помогут вам вновь обрести друзей - тех, кто были друзьями, но перестали ими быть. Они обязательно изменятся, если вы изменитесь сами. Вспомним слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Это благодатное состояние нам и нужно стяжать.

Что касается страсти бесстрастной, то у нас есть страсти безобразные - те, что являются следствием нашей испорченной природы и с которыми мы боремся. Есть естественные страсти, являющиеся потребностью нашего физического состояния. После воскресения Христова Его человеческая природа удивительным образом изменилась, Господь проходил через стены, закрытые двери. Но в то же время испугавшиеся апостолы были Им успокоены: «Я не дух. Дух плоти и костей не имеет». Он просил их поесть. Оставались в Нем страсти бесстрастные, но они уже не довлели над Ним. Нам бы научиться эти естественные страсти не превращать в безобразные страсти, которые становятся господами, а мы их рабами. Это настоящая мера, которой мы должны достигнуть. Если мы овладеем своими страстями хотя бы на уровне естественных — это будет великое дело.

В Великую Субботу в храме Гроба Господня происходит чудо сошествия благодатного огня. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Первое упоминание об этом чуде восходит к очень далекой древности. Кажется, еще Григорий Нисский и Иоанн Дамаскин писали о нем. Об этом чуде упоминается у многих паломников тех далеких времен. Само по себе данное явление удивительно. В Великую Субботу накануне Пасхи происходит концентрация вспышек огня, превращающихся в общий огонь, которым можно зажигать свечи. То, что происходит в храме Гроба Господня, меня каждый год удивляет. После возжиганий свечей храм - сплошной костер, так как каждый из паломников держит не по одной пачке свечей. И ни одежда, ни волосы никогда не загораются, никто за эти годы не пострадал. Я считаю, это второе чудо. Несмотря на то что в светской прессе (особенно сейчас) началась кампания по дискредитации этого чуда, могу сказать только одно: причина в проблеме с интерпретацией слов. Я все время вспоминаю игру, которая проводилась с подростками на молодежных встречах, когда 6-7 человек остаются за дверями. Одному из них мы читаем самый простейший текст. Он должен следующему входящему пересказать содержание, насколько возможно ближе к тексту. Третий, четвертый уже пересказывают то, что всех повергает в смех. Когда дело доходит до десятого человека, текст совершенно теряет первоначальный смысл. Интерпретация слов Патриарха или какого-то епископа, - это и есть игра в пересказ. Если бы чуда сошествия огня не происходило, об этом не говорили бы многие сотни лет, и не было бы такого количества паломников. И я всегда с трепетом ожидаю Великую Субботу, известия со Святой Земли о схождении благодатного огня.

Пасхальное богослужение требует активного участия священников и прихожан. Нам возглашают «Христос Воскресе!», мы отвечаем «Воистину Воскресе!». Всё время ночной службы эти слова повторяются. Сам верующий причастен к ходу богослужения. Как вы считаете, к обычному богослужению необходимо ли привлекать верующих?

В нашем храме есть такая традиция: один раз в месяц дети из воскресной школы становятся в центре храма и поют всю Литургию. Мы накануне всегда предупреждаем прихожан, что будет детская Литургия. Случаются ошибки. Но, тем не менее, все богослужение совершается детьми. Прихожане умиляются и включаются в это богослужение, помогая детям подпевать на ектениях. У нас в храме для всех, кто хочет участвовать в клиросном пении, вход свободный, но не у всех, конечно, есть способности.

- Бывают ли так называемые миссионерские Литургии для детей или для недавно пришедших в храм взрослых?

В нашем храме мы не практикуем такое. Хотя после Литургии в воскресенье я в течение уже двадцати лет провожу беседы. Каждый может задать любой вопрос по богослужению, Священному Писанию, духовной жизни. Мы много раз обсуждали богослужение. Я периодически посвящаю этому время, чтобы все получили ответы на свои вопросы. В этом проявляется наше миссионерство. Сами миссионерские богослужения мы не дерзаем пока проводить.

Как прошло празднование Пасхи в Вашем храме? Хотелось бы от Вас услышать чудесные пасхальные истории. Они ведь есть в любом храме.

Ожидание Пасхи — это, в первую очередь, переживание Страстной седмицы. Чем глубже человек переживает, сострадает, постится, тем радостнее у него бывает на душе. Богослужение прошло очень радостно. У нас всегда \ много причастников. Это те, кто переживал с нами все события. Кроме пасхального праздничного богослужения, освящения куличей, у нас в этот вечер главным мероприятием является детский праздник. Дети готовят концерт, ставят спектакль, сценки. Актовый зал бывает полон.

Главное чудо в нашем храме — когда человек злой становится добрым, вор - честным, блудник - нравственно чистым.

Мне приходится окормлять центр для наркозависимых «Подвижник». Происходит много чудес и с ребятами, и с нашими прихожанами, которые искренне стараются помочь этим ребятам, поддержать их. Когда мы видим изменения в бывших наркоманах, алкоголиках, это и есть те чудеса - и пасхальные, и не пасхальные. Пасха объединяет нас всех в этой радости.
Еще раз поздравляю всех вас с праздником Пасхи. Да сохранит вас Господь в радости и мире.

Христос Воскресе!

Ведущий: Дмитрий Бродовиков

Расшифровка: Наталья Маслова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.