Пасхальные рецепты – Пасхальная трапеза. Пасха: История и традиции - Irzeis. Лосось в апельсиновом сиропе


Пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» выражает весь глубочайший смысл праздника - радость победы Жизни над смертью. Этим приветствием заканчивается Праздничная Божественная Литургия в Пасхальную ночь и начинается Пасхальная трапеза.

Пасхальную трапезу в Пасхальные дни начинают с освященного кулича, который, как и другой освященный хлеб (просфору, антидор, артос), едят прежде всякой другой пищи. Разговение, то есть вкушение крашеных яиц, пищи мясной и молочной, начинается после окончания Праздничной Божественной Литургии в Пасхальную ночь. Для тех, кто по каким-то причинам не смог прийти в храм, время разговения после 24 часов.

На праздничном Пасхальном столе присутствуют обязательные атрибуты праздника – куличи, пасхи и крашеные яйца. Крашеные яйца подают на блюде вокруг зелени пророщенной пшеницы. 12 крашеных яиц, по числу апостолов Христовых, а в центре 1 некрашеное яйцо, посвященное Христу.

Затем замесить песочное тесто и поставить его в холодное место на 0,5 ч.

Форму смазать жиром и наполнить на 2/3 тестом, затем вложить немного остывшее мясо и снова положить слой теста.

Поверхность запеканки смазать яичным желтком, поставить в духовку на 20-30 минут.

Мясо «под шубой»

Потребуется : 400 г любого мяса, 2-3 репчатые луковицы, 1-2 зубчика чеснока, 3-4 картофелины, 50-10 г сыра, соль, майонез по вкусу.
Мясо нарезать кусочками, отбить, посолить, уложить в смазанную маслом форму.

На мясо выложить слой лука, нарезанного кольцами, измельченный чеснок, затем слой картофеля, нарезанного кружочками, посолить и посыпать тертым сыром. Сверху смазать майонезом, закрыть крышкой и запекать в разогретой духовке 30-40 минут.

Телятина с апельсинами и перцем

Из расчета на 4 порции потребуется : 500 г телятины, 2 ст. ложки соевого соуса, 2 ст. ложки сухой приправы к овощам, 2 ст. ложки растительного масла. Кроме того, по 1 красному и желтому сладкому перцу, пучок зеленого лука, 125 г апельсинового сока, 1 ст. ложка апельсиновой цедры, 1,5 ч. ложки тертого свежего имбиря, щепотка кукурузного крахмала, 2 апельсина.

Мясо нарезать тонкими полосками длиной 2 см, положить в миску и полить соевым соусом. Тщательно перемешать.

Перцы вымыть, удалить семена и нарезать полосками шириной 0,5 см. Зеленый лук вымыть, нарезать кусочками длиной 5 см.

В большой сковороде разогреть 1 ст. ложку масла, положить нарезанный перец и жарить, часто помешивая, 4 минуты. Переложить в миску.

В той же сковороде обжарить лук 3 минуты. Переложить в миску с перцем.

Оставшееся масло вылить в сковороду, выложить мясо и жарить его 8 минут до образования золотистой корочки. Добавить его к овощам.

В сковороде смешать апельсиновую цедру и сок, имбирь, кукурузный крахмал, прогреть 2-3 минуты, затем вернуть в сковороду овощи с мясом.

Апельсины очистить, разрезать пополам и нарезать тонкими ломтиками. Добавить в сковороду и готовить, постоянно помешивая, 2 минуты.

Чтобы придать блюду кислинку и сочность, можно добавить в апельсиновый соус 50 г клюквы. Она обогатит вкус блюда.

Лосось в апельсиновом сиропе

Потребуется : 300 г лосося, 300 г апельсинов с коркой, 50 г горчицы, 30 г укропа, 15 г соли.

Апельсины вместе с кожурой пропустить через мясорубку. Этой массой натереть лосося и вынести его на холод на 12 часов.

Затем очистить от апельсиновой массы, смазать горчицей, рубленым укропом и вынести на холод еще на 12 часов.

Готовую рыбу нарезать тонкими пластинами и красиво уложить на тарелку.

Рыба фаршированная

Для этого блюда подойдет любая сочная рыба, но не красная. Идеальный вариант – судак. А количество продуктов произвольное.

Рыбу очистить, аккуратно удалить хребет и реберные кости. Посолить, поперчить, сбрызнуть лимонным соком.

Свежие грибы (мы возьмем ) нарезать и поджарить с измельченным репчатым луком. Добавить тертый сыр и перемешать.

Этой массой начинить рыбу, заколоть брюшко деревянными зубочистками.

Уложить рыбу на противень, смазать майонезом, сверху выложить кружочки апельсинов.

Запекать в духовке 20 минут до готовности.

При подаче на стол аккуратно нарезать рыбу порционными кусочками.

Продолжение следует…

Пасха исхода.

Название праздника.

За словом «пасха» в оригинале Ветхого Завета стоит слово [пéсах] (русская форма заимствована из греческой Септуагинты — πασχα). Древнееврейское слово [пéсах] буквально означает — «перескочить через что-то», «миновать, обойти что-то», «оставить нетронутым». Таким образом, пасха — это прохождение мимо и пощада. В Библии это слово означает, с одной стороны — праздник (Пасху) установленный в память об избавлении еврейских первенцев от смерти и об освобождении Израиля от египетского рабства, а с другой — праздничную жертву , (пасхального) агнца . Это связано с тем, что когда Ангел смерти в Египте поражал первенцев (от первенца фараона до первенца узника, а также «все первородное из скота»), он не затронул дома евреев (прошел мимо, песах), двери которых был окроплены кровью жертвенного агнца (Исх.12:13). Смерть прошла мимо их. И защитила Израильтян от смерти кровь пасхального агнца. Тем самым путь для исхода был открыт. И они освободились от египетского плена. Об этом событии и должна была напоминать евреям ежегодно празднуемая Пасха.

История праздника.

Египетский фараон не пожелал отпустить порабощенный народ израильтян в пустыню даже после того, как Бог, чтобы сломить его упорство, наслал на египтян девять казней. И тогда Моисей объявил фараону о последнем, самом тяжелом наказании — о смерти всех египетских первенцев (Исх.11:4-6). Эта кара должна была вынудить фараона отпустить израильтян из страны (ст.8).

Конечно, читая о десяти египетских казнях, невольно думаешь, а не было бы проще и разумней и гуманней убить фараона, чем посылать на египтян столь ужасные казни. Но здесь нужно помнить, что Бог видит и знает больше нас, Он мудрее нас. Он видит и знает все и поступает безошибочно. Все эти казни имели огромное спасительное значение. Казни египетские были как бы нападением на богов Египта. «Над всеми богами Египетскими Я произведу суд» — говорит Господь (Исх.12:12). Бог показал евреям и египтянам Свою силу, но главное бессилие и ничтожество египетских богов. Эти казни показывают Кто на самом деле Бог, которому должны служить народы (ср. Исх. 6:7; 7:5, 17; 8:22; 10:2; 14:4, 18). «Вы покланяетесь Нилу, вы считаете, что зависите от него». И Бог как бы поражает его, делая воду красной как кровь. «Вы покланяетесь Ра (солнцу), вы считаете, что зависите от него». И Бог как бы поражает его, превращая день в ночь. Все эти казни низвергают с пьедесталов египетских богов.

И вот наступает самое страшное десятое наказание. К этому дню евреи должны были тщательно подготовиться, что означало для них одновременно и испытание веры (Евp.11:28). Начиная с 10-го дня месяца авива (первый месяц еврейского календаря (Исх.12:2), соответствующий марту/апрелю, означающий месяц колосьев т.к. в этом месяце начинает колоситься хлеб; впоследствии (после вавилонского плена) названный нисан — месяц цветов ), каждый глава дома должен был позаботиться об агнце — годовалом, без изъянов, ягненке (детёныш овцы) или козленке — для своей семьи (Исх.12:3,5). Если семья была слишком мала и не могла съесть агнца целиком за один раз, она должна была присоединиться к соседней семье, чтобы число участников трапезы оказалось достаточным, не меньше десяти (ст. 4). Агнца следовало забить 14 авива «под вечер» (букв. «в сумерках»), т.е. между заходом солнца и наступлением темноты (Исх.12:6; Лев.23:5; Чис.9:3,5,11; сp. Втоp.16:6). Пучком иссопа следовало помазать кровью агнца оба косяка и перекладину дверей каждого еврейского дома, после чего никто не имел права выходить за дверь (Исх.12:7,22).

Агнца следовало запечь (зажарить) целиком (на вертеле) — с головой, ногами и внутренностями (сердцем, почками, печенью, легкими; всё несъедобное естественно вынималось); нельзя было сломать ни одной кости, запрещалось есть мясо сырым или в вареном виде (Исх.12:8,9; ср. Втоp.16:7 и 2 Паp.35:13). Готовить пасхального агнца следовало в доме (во дворе дома). Мясо агнца надо было съесть в ту же ночь с опресноками (мацой) и горькими травами (лук, чеснок, хрен, петрушка и т.д.) (Исх.12:8). Кроме того, все участники трапезы должны были быть готовы немедленно отправиться в путь, поэтому пасхального агнца надо было есть стоя с «препоясанными чреслами, обутыми, с посохом в руках и с поспешностью» (ст. 11). Все остатки пищи следовало сжечь (ст. 10).

И вот ночью каждый дом в Египте не отмеченный знаком крови агнца, от фараона до последнего раба, постигло страшное горе – смерть первенцев от человека до скота. Перворожденный сын был у египтян в особой чести – он считался принадлежащим богу и священником в семье. Но больше всего этот удар поразил фараона. Ведь он считался воплощением бога, сыном бога Ра, а его старший сын был наследник престола, и тоже почитался богом. И вот в девятой казни был побежден «отец» фараона, солнечный бог, а теперь его сын наследник престола. После этого фараон не то что отпускает евреев, он их прогоняет из Египта.

Пасха эпохи Иисуса Христа.

Праздник Пасхи, именуемый также праздник опресноков ; а в настоящее время у иудеев еще и праздник свободы; праздник весны; имел историческое значение. Он напоминал об избавлении еврейских первенцев от смерти и об освобождении Израиля от египетского рабства. Пасха была одним из трех великих и заповеданных в Исх.34:23, обязательных для всех иудеев праздников. К ней относились также как к субботе. Кроме Пасхи обязательными были также Пятидесятница (евр. Шавуот – установлен в память о заключении с Богом Завета) и праздник Кущей (евр. Суккот – установлен в память 40-а летнего странствия по пустыни). Первоначально в Библии название «Песах» относилось только к вечеру с 14-го на 15-е нисан. Остальные 7 дней составляли праздник опресноков (Исх.34:18). Но на практике оба праздника слились, и в позднейшем употреблении (в I в. по Р.Х.) название «Песах» было распространено на все 8 дней от вечера 14-го до 21-го числа месяца нисана (Иосиф Флавий Древн. II, 15, 1). А «днем опресноков» стали называть не только день Пасхи, но и канун её, т.е. 14 нисан (Мк.14:12), когда в доме уже не должно было быть ничего квасного, и положено было готовить опресноки (следовательно, дней праздника опресноков было не 8, а 9).

Пасху (то есть пасхального агнца) можно было есть только на святом месте (Втоp 16:5-7). Во времена царя Иосии (639-609 гг. до Р.Х.) пасхальная трапеза совершалась во дворе храма. Позднее, когда народ перестал вмещаться там, её разрешено было вкушать в пределах Иерусалима, а в I веке и в близлежащих к нему городах и деревнях, в том числе в Вифании и в Виффагии. На праздник Пасхи в Иерусалим обязаны были приходить все взрослые иудеи мужского пола, жившие в радиусе 25 км от Иерусалима, но приходило намного больше людей. Число паломников в Иерусалиме могло составлять около трех миллионов. Все остальные иудеи, жившие далеко от Иерусалима мечтали вкусить хотя бы раз в своей жизни Пасху.

На время Пасхи паломники получали бесплатно кров и пищу. Местные жители обязаны были предоставить паломникам свободные комнаты или хотя бы позволить проводить пасхальную трапезу во дворе или на крыше дома. Часто в одной комнате собиралось по нескольку групп. Деньги за помещение брать не разрешалось, но хозяевам в виде компенсации обычно оставлялись шкуры убитых животных и сосуды от трапезы. Бедняки, у которых не было денег, получали специальную помощь на приобретение всего необходимого. Кроме того, считалось очень богоугодным пригласить к себе на праздник неимущих.

В период Пасхи во время Иисуса люди были очень разгорячены. Воспоминания об избавлении из египетского плена вызывали у людей мысли и желания о новом избавлении от Рима. Поэтому на время Пасхи в Иерусалим из Кесарии вводили особые отряды и размещали их в крепости Антония, возвышавшейся над храмом. Римляне понимали, что во время Пасхи всякое может случиться и они не хотели допустить этого.

Еврейский священный календарь является лунно-солнечным, благодаря этому каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Поэтому по отношению к Григорианскому календарю он плавает. Месяцы начинаются только в новолуние, как и Еврейский Новый год. С исходом из Египта началась для евреев новая жизнь, ознаменованная целым рядом милостей Господних к Своему народу. Воспоминание об этих событиях и составляет содержание священного еврейского календаря. И так как первое из благодеяний — изведение из Египта падает на месяц авив названный впоследствии ниссан, то он и считается первым месяцем в году. Еврейская Пасха — всегда в полнолуние в начале весны с 14 на 15 нисан. По иудейскому священному календарю день начинается с вечера, поэтому праздник Пасхи начинался с заходом солнца (это в 6 часов вечера), перед первым полнолунием после дня весеннего равноденствия (время в году, когда продолжительность дня и ночи одинакова (20-21 марта по Григорианскому календарю)).

В продолжение же всех дней Песах запрещено было не только есть квашеное, называемое по-еврейки [хамéц] (бук. заквашенное, квасное), но и держать таковое в своих домах. Поэтому к Пасхи (к полудню 14 нисан) иудеи удаляли все заквашенные продукты. К ним относится любое мучное блюдо (из любой муки), при приготовлении которого в тесте произошел процесс брожения. Этот процесс происходит естественным образом, если тесто долго выдерживается, или с помощью дрожжей и закваски (евр. [сеор] – основательно скисшееся тесто). Сюда относятся и напитки содержащие солод (продукт сделанный из проросших и смолотых злаков) — пшеничная водка, пиво, виски, квас. В настоящее время, хотя Талмуд требует ликвидации кусков хамец размером крупнее оливы, многие вычищают хамец до последней крошки. Поэтому религиозные еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы хамец. После наступления темноты с 13 на 14 нисана, т.е. в вечер предшествующий кануну Пасхи проводился обряд – поиск квасного (евр. [бдикат хамец]). Глава семьи читает специальное благословение «о ликвидации хамец», берет зажженную свечу (иногда еще и ложку с пером) и обыскивает дом в поисках закваски. Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку хамец чтобы формальный поиск стал действительным отыскиванием. После полудня 14 нисан (время начала принесения пасхальной жертвы в храме) и до 21 нисан из мучного разрешено есть только пресный хлеб, мацу (из муки, тщательно охраняемой от влаги), да и то только ту на приготовление которой ушло не более 18 минут. Если канун праздника приходится на субботу, то все квасное следует уничтожить до наступления субботы, оставляя лишь самое необходимое для субботних трапез. За употребление в пищу хамец и за присутствие его в доме (превышающего размер оливы) в пасхальные дни закон угрожает строгим наказанием.

После полудня 14 нисан совершалось жертвоприношение пасхального агнца. Все собирались к храму, и каждый глава семьи (или тот, кому он это поручал) участвовавший в богослужении, приносил в жертву своего собственного агнца, совершая как бы свое жертвоприношение (Заклание пасхальной жертвы поручалось обыкновенному простому израильтянину, не священнику. Это объясняется тем, что, ввиду огромного количества пасхальных жертв, священники не могли бы справиться со своей работой. Иосиф Флавий говорит ο количестве свыше 250 000 агнцев, закалавшихся в тот день. ). Пасхальный агнец должен был быть без недостатков, поскольку он являлся прообразом безгрешного Иисуса Христа. Заклание было обставлено большой торжественностью. Народ по очереди входил в храмовый двор и как только его наполнял, двери закрывались, об этом извещали тремя трубными звуками. Священники становились рядами, имея в руках серебряные и золотые блюда; у одного ряда исключительно серебряные, а у другого — золотые. Израильтянин резал, а священник принимал кровь и передавал ее соседу, а тот — рядом стоящему и т. д. Кровь выливали к подножию жертвенника всесожжения. Первая группа выходила, и входила следующая. При этом левиты пели Халлель (псалмы 112-117). Агнца уносили домой, и лишь только смеркалось его жарили на открытом огне на вертеле из гранатового дерева. После разрушения Храма и по настоящее время жертвы уже не приносятся, поэтому на центральном блюде современного пасхального ужина иудея агнца символически представляет зро́а — жареная баранья голень или куриное крыло или ножка, и сваренное яйцо, которые не употребляются в пищу.

Итак, пасхальная трапеза должна была напомнить евреям последнюю ночь их в Египте перед исходом из него. Символика пасхального обряда была следующая.

  1. Во-первых агнец напоминал иудеям о том, как их дома были защищены знаком крови агнца, когда ангел смерти проходил по Египту. И через это они освободились от египетского рабства.
  2. Во-вторых, опресноки напоминали им о хлебе, который они ели в спешке, когда уходили из египетского рабства. Тогда израильтянам пришлось бежать из Египта так поспешно, что у них не было времени испечь хлеб из квашенного теста (Исх. 12,34). Также это символически напоминает очиститься от египетской примеси, «закваски».
  3. Чаша соленой воды напоминала им о слезах, пролитых в Египте и о водах Красного моря, через которое они чудом прошли от опасности.
  4. Горькие травы (евр. [маро́р]) – лук, чеснок, тертый хрен, петрушка, листовой салат и т.д. В течение Cедера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень. Марор напоминает горечь рабства в Египте.
  5. Паста или мастика (по-еврейски [харосет] или [харошеф]) из яблок, фиников, гранатов и орехов (к которой прибавляют немножко вина и обсыпают имбирем), этот густой фруктовый соус напоминал иудеям о глине, из которой они делали кирпичи в Египте.
  6. Четыре чаши вина (смешанных с водой) или виноградного сока (для детей и недомогающих), которые выпивали на определенных этапах праздника, должны были напоминать им о четырех великих обетованиях в Исх.6:6-7

«Я выведу вас из-под ига Египтян,

И избавлю вас от рабства их,

И спасу вас мышцею простертою и судами великими.

И приму вас к Себе в народ и буду вам Богом» .

Итак, центральным моментом Песах был пасхальный ужин, называемый по-еврейски [се́дер-песах], или просто [се́дер] (бук. — порядок, чин, потому что совершался по особому чину). Ее участниками могли быть только здоровые, обрезанные и ритуально чистые. Первую Пасху времени Исхода ели стоя (Исх.12:11), что было признаком спешки, знаком того, что они, иудеи, были рабами, бежавшими из рабства. В эпоху Иисуса Христа Пасху уже вкушали лёжа за столом – это было признаком свободного человека, имевшего свой дом и свою страну. В настоящее время её едят сидя за столом. Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. Все происходило в таком порядке:

1 . В начале трапезы читали молитву Киддуш (освящение, посвящение), освящавшую праздник — это выделяло пасхальную трапезу из прочих обычных трапез. Затем наливали первый бокал вина, называвшийся чашей Киддуш. Глава семьи (или трапезы, если несколько семей) поднимал чашу и читал положенное благословение (евр. [берахот] — молитва прославляющая Бога) над вином. Евангелисты не уточняют эти молитвы, но ученые предполагают, что они не отличаются особенно от обычных еврейских застольных благословений. B Мишне даны такие молитвы, например, благословение праздника: «Благословен … избравший нас из всех народов, и возвысивший нас над всеми языками, и освятивший нас Своими заповедями…» ; благословение над вином: «Благословен Ты,Господи Боже наш, Царь вселенной, создавший плод виноградной лозы…». На эти молитвы присутствовавшие должны были ответить «Аминь!» (это знак того, что благословение произнесено также от их имени и при их полном согласии). И все пить это вино. Но не из одной чаши, у каждого была своя. Правда, глава застолья, хозяин, мог свою чашу, над которой было произнесено благословение, предложить какому-нибудь одному участнику вечери, тому, которого он хотел особенно почтить.

2 . После этого следовало первое омовение рук (оно совершалось трижды и в разные моменты).

3 . Глава семейства брал ветки петрушки или листы салата или перышка лука, опускал в чашу с соленой водой и подавал их прочим членам семейства. Положено хоть немножко этой зелени съесть. Лист зелени символизировал иссоп, которым в Египте мазали кровью косяки дверей, а соленая вода, как мы уже упоминали прежде, символизировала слезы, пролитые в Египте, и воды Чермного моря, через которые безопасно прошел Израиль.

4 . Далее шло преломление хлеба . На столе лежали три пресных хлеба (один на другом). Глава вечери брал средний, разламывал на две части, половину его отлагали до конца вечери (эта половина называлась афигомон), а остальной хлеб (без афигомона) на блюде поднимал и произносил два благословения : «Благословлен Ты, о Господи, Бог наш, Царь вселенной, рождающий производящий все из земли…» и «Благословлен будь Ты, Отец наш небесный, дающий нам хлеб насущный днесь… ». Потом хлебпреломлялся на маленькие кусочки и раздавался присутствующим со словами: «Это горький хлеб, который праотцы наши ели в земле египетской. Пусть каждый, кто голоден, приходит и ест. Пусть нуждающиеся приходят и проводят с нами Пасху» (Сегодня при праздновании в иных землях и странах добавляется знаменитая молитва: «Ныне мы проводим его здесь, а в будущем году – в земле Израиля. Ныне мы рабы, в будущем году – свободные» ). Этот кусочек положено было съесть. И это должно было напомнить иудеям о горьком хлебе, который они ели в Египте, и то, что рабы никогда не могли съесть целый каравай хлеба, а лишь краюшку. Ритуал Седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.Заповедь предписывает съесть на Седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку.

5 . Затем следовал пересказ истории избавления , называемой Хаггада (объяснение). Наливали второй бокал вина, и младший из присутствующих должен был спросить, почему этот день так отличается от других и для чего все это делается, после чего глава семьи и дома должен был рассказать или прочитать всю историю Израиля вплоть до избавления из Египетского рабства, в память чего и праздновалась Пасха. Потом поднимается вторая чаша со словами: «Мы должны благодарить, хвалить, славословить…». Чаша опускалась и вновь поднималась, но еще не пилась.

6 . Затем пели так называемые Аллилуйные псалмы 112 и 113. Псалмы 112–117 у евреев всегда назывались Халлел – песни восхваления Бога. Эти псалмы в Православном Богослужении поются за праздничным полиелеем:

«Аллилуия.

Хвалите имя Господне, хвалите рабы Господа.

Да будет имя Господне благословенно

отныне и вовек.

От восхода солнца до запада

Славно имя Господне».

7 . После этого выпивали вторую чашу вина . Она называлась чашей Хаггада.

8 . Все присутствующие второй раз омывали руки и готовились к трапезе.

9 . Произносили благословение : «Благословлен Ты, о Господи, Бог наш, Царь вселенной, рождающий все из земли. Благословлен Ты, о Боже, освятивший нас заповедями и позволивший нам есть опресноки». После этого участникам давались маленькие кусочки опресноков. Между кусками опресноков клали горькие травы (напр., хрен), обмакивали все это в харосет и ели. Это называлось сои и было напоминание о рабстве и о кирпичах, которые когда-то заставляли делать иудеев.

10 . Теперь начиналась собственно трапеза. Агнец должен был быть съеден весь до полуночи. Все остатки нужно было сжечь и не употреблять в обычной трапезе. Пасха не раздавалась порционно каждому члену в отдельности, ее ели сообща, и каждый брал себе, сколько хотел, но должен был съесть кусок величиной не меньше оливы.

11 . Руки омывали еще раз .

12 . Разделялся и съедался оставшийся хлеб — афигомон.

13 . Произносили благодарственную молитву с просьбой о пришествии Илии, вестника Мессии, после чего выпивали третью чашу вина, называвшуюся чашею благословения . Чашу эту благословляли следующими словами: «Благословен Ты, Бог наш, Царь вселенной, создавший плод вина».

14 . Пели вторую часть Псалмов Халлел – Псалмы 114-117.

15 . Выпивали четвертую чашу вина и пели Пс.135, известный как великий Халлел .

16 . Возносились две короткие молитвы. И на этом заканчивался пасхальный Седер.

Окрашенные пасхальные яйца имеют свои названия в зависимости от того, как осуществлялась покраска яиц. Крашенки – однотонные яйца, крапанки – это яйца, покрытые разноцветными пятнышками, которые получают при помощи капелек воска. А если покрасить яйца и выцарапать рисунок, то получается драпанка. Писанки – это расписное яйцо и это часто не просто пасхальный атрибут, а произведение искусства! Рисунки на яйцах делаются специальным инструментом – писачком.
Несколько секретов с чего надо начать покраску яиц.
1. Никогда не приступайте к варке яиц, предварительно не достав их из холодильника хотя бы за час-два до окраски. Яйца должны быть как минимум комнатной температуры, чтобы во время варки они не полопались. Предупредить взрыв яиц можно и другим способом. Их нужно проколоть тонкой острой иглой
2. При варке добавить 1 ст. л. поваренной соли на 1,5-2 литра воды. Соль не даст белку вытечь и образовать белые «наросты», если вдруг скорлупа треснет.
3. Яйца следует тщательно промыть. Это делается для того, чтобы краска легла ровнее.
4. Красить яйца на Пасху можно не только куриные, но и перепелиные. Получается очень интересно и необычно! Их так же предварительно держим при комнатной температуре, промываем и варим 4-5 минут.
5. Для того, чтобы краска лучше держалась, в процессе окрашивания добавляют уксус (9%), в среднем 1 ст. л. на 1,5 л. воды.
Ну, и последний совет о том, как придать уже окрашенным яйцам праздничный вид. Натрите их, предварительно насухо вытерев, растительным маслом.
Тандем шелухи с зеленкой . Интересное сочетание – бордово-зеленые или коричнево-бриллиантовые яйца. Для этого нужна будет луковая шелуха, зеленка, капроновый чулок (или марля), перчатки (для защиты от окраски кожи рук). Разомните на мелкие кусочки шелуху. Промытые яйца, пока они еще мокрые, обваляйте в шелухе так, чтобы ее кусочки прилепились к ним. Плотно зафиксируйте шелуху на яйцах капроновым чулком. Положите их в воду для варки. Добавьте в воду зеленку (10 мл на 1,5 л.). Сварите яйца «вкрутую» (12-15 минут). После этого обдайте ледяной водой и освободите от капрона.

Тканевые переводилки . Перевести красивый узор с ткани вполне возможно. Только нужно серьезно отнестись к выбору ткани. Ткань окрашенная химическим способом, не подойдет. Лучше взять павлопосадский платок или шелковый галстук с интересным рисунком. Выбранную ткань лицевой стороной оберните на яйцо. Закрепите ее, прошив по контуру. Сверху дополнительно можно зафиксировать, обернув яйцо капроновым чулком или белой хлопковой тканью. Далее варите как обычно. Слейте воду и остудите яйца, освободите их от ткани. Рисунок должен проступить нежными контурами на скорлупе.

Восковые мелки. Работать придется с горячим, только что сваренным яйцом. Отварите яйца обычным способом. Достаньте из кастрюли, обсушите, установите яйцо на подставку. Начинайте наносить восковыми карандашами рисунок. Воск будет расходиться от тепла и создавать причудливые переходы, переливы. Раскрашивать таким способом яйца можно не только карандашами, но и с помощью посыпки восковой крошкой. Для ее получения мелки трут на мелкой терке. А потом высыпают на горячее, только что сваренное яйцо. А еще один способ декорирования восковыми мелками – растопить их и окунать в цветные жидкие краски яйцо.

Перманентный узор. Пасха, хоть и религиозный праздник, но в настоящее время она стала более светской. Поэтому яйца можно красить не только традиционно в красный цвет или наносить праздничный узор, но и подходить к этому занятию более креативно. Например, яйца получатся стильными, если нанести на них узор перманентным маркером. Раскраску можно придумать самому или почерпнуть идеи из интернета. Отварить яйца, обязательно вкрутую, установить на подставки и нанесити выбранный узор перманентным маркером. После окончания работы дайте высохнуть.

Работа с трафаретом. Выберете рисунок для трафарета. Нанесите его на кальку. Смочите бумагу настолько, чтобы она стала пластичной и легко могла быть приложена к яйцу. Приложенный трафарет крепко зафиксируйте на яйце капроновым чулком или бинтом (марлей). Когда подготовка к окраске яиц завершена, покрасьте его любым способом: луковой шелухой, пищевым красителем. Только если яйца красятся луковой шелухой, их не нужно предварительно варить. А если выбирается способ окраски пищевым красителем - то они должны быть предварительно сварены "вкрутую"

Эффект мрамора. Художественное чутье понадобится тем, кто решил раскрасить яйца в мраморный цвет. Сделать это не сложно. Главное – красиво подобрать цвета и приобрести качественные красители. Отварите яйца. Окрасьте их в краситель светлого тона: желтый, оранжевый, голубой. Дайте высохнуть. Разведите в глубокой узкой емкости краситель темного тона: фиолетовый, коричневый, темно-синий. Добавьте в каждую чашку с темным раствором по 1 ч. л. растительного масла. Размешайте, чтобы ложка масла разошлась на много маленьких масляных капелек. Окуните в темный краситель светлые крашенки один раз. Дайте высохнуть. Яйца мраморного цвета готовы!

Декор 3D. Он достаточно трудоемкий, но стоящий того. Для декорирования яиц понадобится восковая или парафиновая свеча, а также разнообразная крупа, мелкие макароны, кондитерская посыпка и что еще душе угодно. Возьмите готовую крашенку. Зажгите свечу и расплавленным воском (парафином) нанесите на нее узор. Делайте это очень аккуратно. Пламя не должно касаться скорлупы, иначе может остаться серый след от копоти. Затем обваляйте яйцо в выбранном для декора материале. Также можно руками насадить на клеющую основу декоративные элементы. Когда работа высохнет, можно смазать поверхность растительным маслом для лучшего вида.

Сахарные кружева. Яйца в объемных кружевах – это очень стильно, празднично и прекрасно сочетается с любым традиционным рисунком на крашенке. Чтобы их сделать, потребуется сахарная пудра (около стакана) и вода. В сахарную пудру медленно влейте воду так, чтобы получилась белая масса густой консистенции. Декоративную сахарную массу поместите в кондитерский шприц. Возьмите готовую крашенку и нанесите на нее узор. Дайте высохнуть.

Декупаж. Чтобы на крашенке появилась картинка, не обязательно наносить на нее термонаклейку или переводить узор с ткани. Для этого нам понадобится красивая салфетката и ее элементы, а так же желатиновый клей. Для приготовления клея желатин замачивают согласно инструкции на упаковке. Затем сливают лишнюю влагу и нагревают, не доводя до кипения, пока гранулы не растворятся. Возьмите красивую салфетку. Вырвите руками (без использования ножниц) интересный фрагмент. Снимите верхний слой – его и будем использовать. Приготовьте желатиновый клей. Наложите выбранный фрагмент на крашенку. Нанесите поверх салфетки желатиновый клей при помощи кисточки. Делать это нужно от цента к краям. Дайте высохнуть. Можно приклеить сверху дополнительный декор.

Драпанки. Цветные яйца с белым узором можно сделать и не только наложением трафарета, рисунок можно выцарапать на поверхности окрашенного шелухой яйца при помощи канцелярского ножа или толстой острой иголки. Сделайте крашенку при помощи луковой шелухи. Нанесите на нее узор простым карандашом. Если рука набита, можно и без карандаша. По проведенной карандашом линии пройдитесь канцелярским ножом, процарапывая контур.

Пасхальный рецепты.

Первой пасхальной выпечкой была маца - тонкие сухие лепешки из пшеничной муки. С приходом христианства традиции изменились, Пасха стала символизировать победу Христа над смертью. И пресные лепешки на праздничном столе заменил квасной (дрожжевой) хлеб, так как Христос в одной из притч сравнил Царство Божие с закваской – дрожжами и, по греческому тексту Евангелия, во время Тайной вечери благословил именно квасной хлеб.

Кулич пасхальный
Для этого нам понадобятся: Мука - 300 г., молоко - 75 мл, яйцо - 3 шт, сливочное масло - 80 г., сахар - 0.5 стакана, дрожжи - 20 г, соль – щепотка, изюм, цукаты, орешки - по вкусу, ванилин - 1/2 ч.л., душистые приправы
Приготовление опары. Нагреть молоко до комнатной температуры. Добавить 1/2 ст.л. сахара и дрожжи. Затем добавить муку около 100 г. Все тщательно перемешать. Накрыть полотенцем, оставить в теплом месте на 30 мин. Белки отделить от желтков. Белки убрать в холодильник. Растереть яичные желтки с сахаром, солью и душистыми приправами (пять орешков кардамона или же капля розового масла). Масло растопить и охладить до комнатной температуры. По истечению времени опара должна увеличиться в объеме. Когда опара подойдет, положить в нее растертые желтки, растопленное масло, соль, ванилин. Замесить тесто. Охлажденные белки взбить в пену. К тесту добавить оставшуюся муку и взбитые белки. Перемешать, накрыть полотенцем и убрать в теплое место для подъема. Тесто должно подняться в два раза. Добавить в тесто изюм, цукаты, орешки. Перемешать и оставить еще на несколько минут под полотенцем. Заполнить форму тестом. Через 15 мин поставить формочки в разогретую до 170 градусов духовку на 40-60 мин.


Кулич заварной
Ингредиенты : 6 стаканов муки, 1/4 стакана распущенного масла, одно яйцо, четверть стакана сахара, полстакана молока, 25 г дрожжей, один стакан жидкого чая, одна четверть стакана очищенного изюма, соль.
Вечером залить дрожжи половиной стакана теплой воды, дать дрожжам подняться. Заварить полстакана муки полстаканом кипящего молока, хорошенько размешать. Если плохо заварилось, то прогреть немного, постоянно помешивая. Когда дрожжи подойдут, смешать их с тестом, добавить остывшего кипяченого молока, две чайных ложки соли и два яйца (от них немного оставить для подмазки), подсыпать муки, чтобы получилось густое тесто, размешать его до гладкости и поставить до утра в теплое место подходить, хорошенько укрыв. Утром влить в тесто полстакана подогретого, но не горячего, масла и влить понемногу два стакана некрепкого теплого чая, размешанного с тремя четвертями стакана сахара. Всыпать, непрерывно помешивая, почти всю оставшуюся муку. Вывалить тесто на стол или доску и бить его хорошенько до тех пор, пока не появятся в нем пузыри. После этого выложить тесто в заранее вымытую и обмазанную изнутри маслом посуду, накрыть посуду чем-нибудь теплым и оставить тесто подходить. Через час тесто выложить на доску, вмесить в него изюм, еще побить, но осторожно, и дать подойти в той же посуде еще полчаса. Теперь тесто можно разложить в обмазанные маслом формы, дать тесту подойти, смазать верх кулича яйцом и ставить в духовку.


Кулич царский
Развести 50 г дрожжей в стакане сливок и поставить из них опару на 600 г пшеничной муки, два стакана сливок, толченый кардамон (10 зерен), 1 толченый мускатный орех, шинкованный миндаль (50 г), по 100 г мелко нарезанных цукатов и промытый, сушеный изюм. Хорошо выбить тесто, и оставить подниматься на полтора-два часа. Потом снова вымесить тесто, положить в смазанную маслом и толчеными сухарями высокую форму. Наполнить форму до половины, дать тесту снова подняться до 3/4 высоты формы и поставить в духовку с несильным жаром.
Куличи из такого сдобного теста лучше выпекать в небольших формах.

Пасха вареная
Ингредиенты: 1,2 кг творога, три стакана сливок, 100 г сливочного масла, четыре-пять сырых яиц, 100 г изюма и по вкусу сахара.
Все ингредиенты замешать, сложить в кастрюлю (лучше с толстым дном), поставить на плиту, довести до горячего состояния, непрерывно помешивая. Убрав кастрюлю с плиты, продолжать мешать пасху, пока не остынет, а затем сложить в деревянную форму, положить сверху гнет и оставить на сутки в прохладном месте.

Пасха с шоколадом
Ингредиенты: два килограмма свежего творога, 200 г шоколада, 200 г сахарной пудры, 200 г сливочного масла, два стакана сметаны, один стакан цукатов.
Шоколад натереть на терке, смешать с сахарной пудрой и отставить. Затем взять творог, протереть через сито, смешать со сливочным маслом и сметаной, хорошо размешать, всыпать в творог стакан нарезанных цукатов, шоколад с сахарной пудрой, перемешать. Масса должна иметь равномерный цвет. Все сложить в форму, застланную тонкой тканью (марлей), вынести на холод и положить под гнет. Через полтора суток пасху вынуть из формы и подавать к столу.

Ванильная пасха
Ингредиенты: 600 г творога, три стакана сливок, один стакан сахара и полпалочки ванили.
Хорошо спрессованный творог протирают сквозь сито, вливают в него постепенно сливки, смешивают, заворачивают на 12 часов в тонкую ткань (марлю), ткань связать узлами и подвесить, чтобы дать стечь образующейся в результате заквашивания сыворотке. Затем в творог всыпают стакан сахара, ваниль (толченую) и все как следует перемешивают. После этого творог кладут в пасочницу, выстланную тонкой тканью, накрывают дощечкой и ставят на полчаса под гнет. Через полчаса пасху осторожно вынимают из пасочницы, освобождают от ткани, ставят на блюдо и сверху украшают по желанию. Такой пасхи должно хватить на шесть-восемь человек.

Греческий пасхальный пирог
Ингредиенты: 60 г дрожжей, 120 г молока, 100 г сахара, 1 кг муки, щепотка соли, натертая цедра от апельсина, стакан теплой воды, 200 г кунжутного семени, 5 сваренных вкрутую и окрашенных яркой красной краской яиц, белок, масло растительное и кунжутное семя для противня.
Развести дрожжи с молоком и сахаром и дать подойти 10 минут. Добавить 125 г муки, размешать, поставить в теплое место и дать подойти до следующего дня. Смешать опару с оставшейся мукой, добавить соль, цедру, воду и месить полчаса. Из двух третей теста сформировать длинный гладкий батон толщиной пять сантиметров. Противень смазать маслом и посыпать семенем кунжута. Уложить тесто на противень. Из остального теста скатать два тонких валика такой же длины, как батон на противне. Обвалять валики в кунжутном семени и уложить вокруг батона, прижимая, чтобы тесто скрепилось. Яйца наклонно вложить в тесто, смазать батон яичным желтком и посыпать кунжутом. Дать пирогу подойти три часа в теплом месте, вытащить яйца. Выпекать в духовке около часа при температуре 200 градусов.


Калицуния - греческие пирожки к Пасхе
Греческие пирожки калицуния традиционно используются во время Пасхальных празднований.
Чтобы приготовить такую выпечку нужно смешать в миске сахар (0,5 стакана), разрыхлитель (1 ч. ложку) и муку (2,75 стакана). Добавляем оливковое масло (0,5 стакана), яйца (2 шт) и творог (0,5 стакана). Вливаем бренди и замешиваем тесто в течение 10 мин. Начинку готовим из мягкого творога (700 г), муки (1 ст. ложка), сахара (2 ст. ложки), молотой корицы (1 ч. ложка), желтка и тертой цедры лимона (1 ч. ложка). Перемешиваем ингредиенты до однородной массы. Раскатываем тесто и вырезаем из него кружки 8-10 см в диаметре. В середину каждого кружка кладем начинку (1 ч. ложку). Слегка приминаем ее и загибаем края пирожка и защепляем их. Перед выпеканием пирожки смазывают взбитым яйцом.

Итальянский Пасхальный пирог
Тесто замешиваем из 300 г муки, 1,5 ч. ложки разрыхлителя, 120 г коричневого сахара, соли и порезанного кусочками сливочного масла (80 г). Замешиваем ингредиенты и добавляем к ним 3 желтка и 2 ст. ложки воды. Охлаждаем готовое тесто в течение часа.
Готовим заварной крем. Для этого 7 желтков растираем с ванильным сахаром (3 ст. ложки) и мукой (130 г). Кипятим 250 мл молока и вливаем в будущий крем. Перемешиваем, остужаем и смешиваем с рикоттой (600 г). Итальянский сыр можно заменить творогом
С двух апельсинов на терке стирается цедра, вырезаются внутренности и добавляются вместе с цукатами в рикотту
Две трети теста раскатывается в круг диаметром 34-37 см. В форму 24-27 см выкладывается тесто. Форму нужно предварительно обмазать маслом. Сверху выкладывается масса из рикотты. Края теста заворачиваются на начинку.
Из оставшегося теста нужно сделать полоски шириной 1,5 см. Их нужно положить крест-накрест на верхнюю часть пирога. Смазать маслом и выпекать при температуре 180 градусов 35-40 минут. Затем накрыть фольгой и выпекать еще 15-20 минут.
Пока пирог остужается, нужно взбить холодные сливки (300 мл) в пену, постепенно засыпая сахарную пудру (1 ст. ложка). Такой пирог подается на стол после охлаждения до комнатной температуры. Сверху выкладываются холодные сливки.


Буженина
Нам понадобиться: Окорок или небольшая часть его, соль из расчета 20 г на 1 кг мяса, перец, чеснок из расчета 1 долька на 1 кг мяса.
Окорок желательно посолить и оставить на одни сутки. Небольшие куски мяса на буженину посолить за час до жаренья. Кожу окорока надрезать острым ножом клетками, натереть солью и перцем, нашпиговать дольками чеснока, положить на противень, налить 1/2 стакана воды и поставить в прогретую духовку. Когда верхняя часть окорока хорошо зарумянится, перевернуть его и, периодически поливая выделившимся соком, довести до полной готовности. Важно не пересушить верхнюю корочку, для этого нужно мясо прикрыть плотной бумагой или фольгой. Подавать как в горячем, так и в холодном виде с маслинами, моченой брусникой, огурцами, свежими салатами, зеленью. Отдельно подать хрен, кетчуп, горчицу.

Гусь или утка с яблоками
Нужна 1 тушка, 40 г сливочного масла или маргарина, 500 г яблок, майоран, соль.
Предварительно обработанную тушку натереть солью, и майораном. Оставить на один час. Яблоки помыть, удалить семенное гнездо, разрезать пополам. Начинить ими тушку, зашить, положить на противень или в жаровню, смазанную растительным маслом. Полить сверху маслом, сбрызнуть водой и поставить в хорошо прогретую духову. Жарить, постоянно увлажняя соусом и сбрызгивая водой. Готового гуся (утку) порезать на порции, положить на овальное блюдо, по краям положить яблоки. Остаток соуса подать в соуснице. Украсить зеленью (салат, петрушка, сельдерей). Подавать с тушеной капустой или свеклой.

Дадим несколько простых практических советов, которые, надеемся, помогут сделать выбор в пользу посещения служб, совершаемых единожды в году. Чтобы уделить им максимум времени и не тратить чересчур много сил на приготовление пасхальной трапезы, следует четко решить, что и когда вы будете готовить.

Может быть, предпочтительней что-то купить готовым, например, куличи. Распределите работу по разным дням небольшими порциями. Например, в четверг занимаетесь творожной пасхой, в пятницу - куличами, а в субботу дети под вашим чутким руководством украшают и то, и другое, и красят яйца (для них это очень увлекательное занятие).

Для тех, кто постился, не стоит затевать к первому пасхальному дню возню с жирной мясной пищей, например, с гусем в яблоках. Организму нужно дать время, чтобы постепенно войти в непостное время, и традиционные пасхальные снеди: яйцо, пасха, кулич - к этому наилучшая дорожка. Из мясного можно приготовить легкое, нежирное - бульон из телятины или цыпленка, паровые котлетки. Хорошим решением будет и приготовление деликатесной свежей рыбы.

Пасха творожная

Предположим, вы выбрали день, когда вам будет удобно ее приготовить (это зависит не только от свободного времени, надо учесть и то, что после приготовления пасхе надо сутки-двое или даже трое полежать под прессом в форме).

К этому дню надо заранее купить творог и повесить его в марлевый мешочек для стекания лишней жидкости, обычное время для этого - сутки (но в холодном месте, если творог будет отвисать в теплом месте - он закиснет).

Время такой обработки зависит от сырости творога. Очень влажный творог, при нехватке времени, можно пытаться отжать под прессом. Вкусная и нежная пасха получится из творога, приготовленного в домашних условиях из молока, прокипяченного и заквашенного небольшим количеством кислоты, можно взять в равных объемах молоко и кефир, тогда кислоту добавлять не надо, выход творога 1/5-я часть от взятой массы молока, т.е. для получения одного килограмма творога надо взять 5 литров молока. Все это лучше сделать за деньдо основного процесса приготовления пасхи, т.к. домашний творог получается очень обильно сдобренным жидкостью.

Итак, творог у нас уже приготовлен. Далее принимаем решение о том, какую пасху (вареную или сырую) мы хотели бы сделать. У каждой из них есть свои плюсы и минусы. Сырая пасха быстро готовится, не требует каких-то усилий и хитростей. Вареная пасха хранится намного лучше и дольше (а ведь пасхальные снеди мы едим не только в самый день Пасхи, но и в Пасхальную Седмицу и далее).

Кроме того, если вам кажется, что ваш творог имеет кисловатый запах, то вам тоже лучше склониться к варианту с термической обработкой. Еще одна тонкость - добавление изюма или варенья из кислых ягод тоже способствует более быстрому прокисанию пасхи, так что их лучше добавлять в небольшую, быстро съедаемую пасочку. Обязательно творог растирать (можно на комбайне, в мясорубке или через сито - последнее труднее). Сахар размалывать в сахарную пудру. Остальные компоненты покупать хорошие, качественные: сливочное масло, деревенская сметана (или очень жирная), чистые орехи… Итак, рецепты.

Пасха вареная

1,5 кг творога,7-8 яичных желтков (белки идут в крем для куличей), 450 г сах., 600 г сметаны, 300 г размягченного сл. масла. Вкусовые добавки на выбор, в довольно произвольных сочетаниях: ванилин, цедра лимона или апельсина, распаренный мак, орехи (любые), изюм (последних берут приблизительно по полстакана на указанное количество творога). Творог протереть, желтки с половиной сахара растереть добела, соединить с творогом, сметаной, сл. маслом, перемешать до однородности. Варить на слабом огне или на водяной бане постоянно помешивая около 2-3-х часов, до загустения, начала закипания (варианты: прогреть на огне до горячего состояния, но не кипятить, или “до первого пузыря”).

Дольше проваренная пасха (без кипения большими пузырями) лучше держит форму, хорошо хранится. Остудить в емкости с холодной водой, непрерывно помешивая, добавить оставшийся сахар, изюм, орехи, специи - в форму под пресс на сутки, в холодном месте, например в холодильник, причем на нижнюю полку, под пасху, надо поставить емкость для собирания стекающей из пасхи жидкости.

Пасха розовая

800 г творога, 200 г не жидкого варенья (чем меньше сиропа, тем лучше), 100 г сливочного масла, 2-3 стакана свежей деревенской сметаны, сахар - по вкусу и в зависимости от сладости варенья (1-2 стакана ориентировочно). Сахар измельчить в пудру, растереть со сметаной и маслом, смешать с протертым творогом. Варенье можно сделать однородным и ввести в массу одновременно с остальными компонентами, а можно сироп ввести на этапе тщательного промешивания-измельчения (в миксере), а ягоды в конце, чтобы они оставались в пасхе цельными. Форму перед наполнением следует выложить тонкой салфеткой, пресс, холод, как и в предыдущем рецепте.

Пасха “Цыпленок”

200 г творога, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 вареных яйца (желтки), ванилин. Творог перетрите через сито, отдельно разотрите масло, ваниль и сахарную пудру. Теперь все смешайте, постепенно добавляя яичные желтки, выложите в форму, как обычно.

Куличи

Что такое кулич? Это праздничный хлеб. На него употребляются самые лучшие продукты: сливочное масло, сметана, яйцо, сливки, так что по содержанию он уже больше напоминает торт. Богат кулич и дополнительными составляющими: в него добавляют и изюм, и орехи, и множество ароматных специй, и празднично украшают. Куличи ставятся опарным способом, потому что безопарным способом массу сметаны, сливочного масла, яиц дрожжам не поднять.

Тесто для кулича очень капризное; все его компоненты готовятся в очень теплом месте, где постоянная температура и нет сквозняков, 25 градусов - идеальная температура для кулича. Ваш успех зависит еще от того, насколько хорошо вы будете вымешивать тесто. Оно должно быть плотным, ни в коем случае не рыхлым, как обычное сдобное тесто.

Тесто лучше не ставить там, где тепло идет снизу. Духовку обязательно прогрейте перед тем, как туда посадить кулич. В течение выпечки огонь должен быть умеренным, не сильным, к концу его лучше уменьшить. Не надо часто тревожить тесто открыванием духовки. Если кулич еще не пропекся, а сверху начинает слишком зарумяниваться, то положите на него промасленную бумагу.

Классические рецепты подразумевают обычно выпечку большого, знатного кулича. Его бывает удобно принести на освящение и унести домой к праздничной трапезе. Наша домашняя практика привела нас к выпеканию множества маленьких куличиков (формы - железные кружечки объемом 200 мл), его легко держать детским ручонкам и приятно дарить знакомым. Маленькие куличи быстрее выпекаются, их важно не пересушить.

Кулич простой

1,5 кг муки, 400 г сливочного масла (часть можно заменить хорошей сметаной), 1,5 стакана молока или сливок, 8 яиц, 500 г сахара, 2-3 маленьких пакетика дрожжей, стакан изюма, немного соли, цедра лимона, ванилин. Дрожжи развести в теплом молоке, прибавить половину всей муки, перемешать, поставить в теплое место на 1-1.5 часа, пока не поднимется. Желтки растереть с сахаром добела, белки взбить, смешать с опарой, размягченным сливочным маслом, солью и остальной мукой. Вымесить, чтобы отставало от рук и посуды, снова поставить в теплое место на 4-5 часов. Объем должен увеличиться раза в два.

Потом добавить промытый и подсушенный изюм, цедру лимона, специи (хорошо вписываются кардамон, шафран), вымешать, положить в хорошо промасленные формы (можно на дно постелить кальку), заполняя их на треть, и оставить в тепле до поднятия на три четверти формы. Когда поднимется, смазать верх куличей желтком и выпекать. Готовность проверять деревянной палочкой: проткнуть форму до дна, и палочка должна выйти без следов теста.

Кулич большой

Взять около килограмма муки, три-четыре стакана молока, пакетик дрожжей, размешать, дать подняться. 20 желтков растереть со стаканом сахара, двумя стаканами растопленного сливочного масла, положить соли, смешать с опарой, добавить еще килограмм муки, замесить, дать подняться, снова вымесить, влить в форму, когда тесто поднимется в третий раз, выложить в форму, поставить в духовку на 1 час (обратите внимание на тонкости и примечания изложенные выше).

Кулич шоколадный

Этот рецепт скорее напоминает домашний шоколадные кекс, но блюдо вкусное и праздничное, к тому же менее капризное. Взять полстакана молока, пакетик сухих дрожжей и полтора стакана муки размешать, дать подняться. 16 желтков растереть с 2 стаканами сахара, добавить пару стаканов измельченного миндаля, две-три столовых ложки какао или измельченного шоколада, полстакана рома или коньяка, полстакана красного вина, 1 чайную ложку корицы, пол чайной ложки гвоздики и сок 1 лимона, взбить в не очень густое тесто (как средней густоты сметана), добавляя понемногу муки. Перелить тесто в форму, намазанную маслом и обсыпанную сухарями и поставить в печь, когда остынет, оглазуровать шоколадной глазурью.

Пасхальное яйцо

Если вы не решились взяться за труды над пасхой и куличами, немного времени для главного пасхального кушанья у вас найдется. Если пасха и куличи - просто вкусные, богатые по составу праздничные блюда, то с пасхальным красным яичком хорошо рассказывается благочестивая история о Марии Магдалине, что придает работе особую торжественность и благочестивость.

Способов окраски яиц придумано множество, начиная от варки в луковой шелухе до применения современных термопленок.

Например, термопленки очень красивы - яркие многоцветные рисунки, к тому же легко и быстро позволяющие получить восхитительный результат. К стандартной инструкции по их использованию, сопровождающей их, добавим следующие замечания. Для покрытия термоэтикеткой нужно выбирать довольно крупное яйцо, иначе близко к краям образуется отогнутая полоска или неприятные смятости. Этикетку на яйцо следует помещать максимально симметрично, а воду держать очень горячей (почти кипяток). Надо учитывать и еще один важный факт: в термопленке яйцо не дышит, поэтому намного быстрее портится, даже при хранении в холодильнике. Делайте в термопленке столько яиц, сколько съедите в ближайшие к Пасхе дни.

Крашение яиц с помощью красителей не представляет никакой трудности, только следуйте инструкции, прилагаемой к упаковке. Цвет получается лучше, если яйцо для покраски выбрано белого цвета. Самым традиционным цветом для пасхальных яиц является красный, но выпускает ли наша промышленность наборы состоящие из одного этого цвета? Как интересную альтернативную идею можно предложить окрашивать яйцо в два цвета (сначала цвет из бледной гаммы, потом, подсушив, аккуратно придерживая двумя пальцами окунуть в контрастную краску до половины). С помощью ниточек, тряпочек и крупы, закрепленных вокруг яйца можно достигнуть разнообразной интересной неровной окраски яиц, как при использовании промышленных красителей, так и подручных, народных. Распространена и последующая обработка окрашенных яиц - разрисовать, наклеить картинки.

Праздничное настроение еще больше поднимется, если все приготовленное аккуратно и ярко оформить, поместить в корзинку, украшенную ленточками, зеленью, цветами, или на белое узорное полотенчико. Есть добрая традиция в Светлую седмицу в святом углу под иконами делать небольшую композицию из пасхальных яств, только следите за тем, чтобы они от такого стояния не испортились.

При выпечке куличей необходимо помнить следующее

  • Тесто для кулича не должно быть жидким (куличи расплывутся и будут плоскими) и не должно быть густым (куличи будут слишком тяжелыми и быстро зачерствеют).
  • Тесто должно быть такой плотности, чтобы его можно было разрезать ножом, и оно к ножу не прилипало, а при делении куличей не надо было бы подсыпать муки.
  • Куличное тесто месят как можно дольше, чтобы оно совершенно отставало от рук или от стола.
  • Тесто должно подходить три раза: первый раз подходит опара, второй раз – когда добавлены все продукты, в третий раз – когда тесто уложено в формы.
  • Куличное тесто не любит сквозняков, а любит тепло, поэтому куличи должны подходить в теплом месте при температуре 30-45 градусов.
  • Форму для выпечки куличей заполняют тестом лишь наполовину, дают подняться до 3/4 высоты формы, а затем ставят в духовку.
  • Готовый к выпечке кулич смазывают яйцом, взбитым с 1 ст. ложкой воды, и маслом, посыпают орешками, крупным сахаром и сухарями.
  • Чтобы кулич поднялся ровно, перед выпеканием в его середину втыкают деревянную палочку. Через определенное время палочку вынимают. Если она сухая, кулич готов.
  • Выпекают кулич в увлажненной духовке (для этого в низ ставят емкость с водой) при температуре 200-220 градусов.
  • Кулич массой меньше 1 кг выпекают 30 минут, массой 1 кг – 45 минут, массой 1,5 кг – 1 час, массой 2 кг – 1,5 часа.
  • Если кулич начинает сверху пригорать, его прикрывают сухой бумагой.
  • Готовый кулич вынимают из духовки, кладут на бок и оставляют в таком положении, пока дно не остынет.

Кулич обыкновенный

Почти всю муку смешать с 1/2 стакана молока, залить дрожжами, разведенными в небольшом количестве молока, размешать и поставить в теплое место. Когда опара поднимется, добавить в нее 20 яичных желтков, растертых добела со стаканом сахара и двумя стаканами молока, затем добавить немного соли и прибавить муки до надлежащей густоты теста, после чего замесить и дать вторично подняться.

Затем тесто выбить как можно лучше, положить в форму, заполнив ее до половины, дать тесту подняться в форме, после чего печь.

7 стаканов муки, 1/2 стакана молока, 100 г дрожжей, 20 желтков, 1 стакан сахара, 2 стакана распущенного масла и немного соли.

Кулич домашний

В 1/2 стакана кипящего молока заварить 100 г муки, быстро размешав до получения эластичной массы.

Одновременно дрожжи развести в 1/2 стакана теплого молока и смешать со 100 г муки, оставить на 10 мин.

Соединить первые две смеси, накрыть и поставить для подъема на 1 час и более.

Затем желтки, сахар, соль стереть в однородную массу, взбить добела.

В дрожжевую смесь добавить эту однородную массу, добавить 750 г муки, вымесить тесто и поставить на 2 часа для подъема, предварительно влив небольшими порциями теплое жидкое сливочное масло; дать тесту подойти вторично.

После вторичного подъема теста осадить его до первоначального положения, добавить в него 2/3 стакана изюма, предварительно обваляв его в муке, и дать тесту в третий раз подойти. Выпекать в формах 45 минут.

1 кг муки, 50 г дрожжей, 1,5 стакана молока, 10 желтков, 3 белка, 250 г сахара, 200 г сливочного масла, 100 г изюма, 3 ч.ложки ванильного сахара, 1 г соли.

Кулич заварной

Полтора стакана муки заварить полуторами стаканами горячего молока, размешать. Когда остынет, влить 1/2 палочки дрожжей и дать подняться. Затем 10 желтков растереть добела с 1/2 стакана сахара, сбить белки в пену, и то, и другое положить в тесто, дать тесту еще раз подняться. Влить 3/4 стакана распущенного масла, всыпать остальную муку, выбить как можно лучше тесто, положить его в форму, промазанную изнутри маслом, дать тесту подняться и печь.

9 стаканов муки, 1/2 палочки дрожжей, 10 яиц, 1/2 стакана сахара, 3/4 стакана топленого масла, 1,5 стакана молока и соль по вкусу.

Кулич на сливках

5 стаканов пшеничной муки

  • 100 г свежих дрожжей
  • 1,5 стакана сливок
  • 250 г сливочного масла
  • 8 желтков
  • 1 стакан сахара
  • 0,5 стакана очищенного от пленок миндаля
  • 0,5 стакана изюма
  • 0,5 порошка ванильного сахара
  • 0,5 стакана цукатов
  • 1 ч. л. соли

Приготовить опару: в слегка подогретых сливках развести дрожжи и половину муки. Поставить опару в теплое место. Пока опара подходит, растереть добела желтки с сахаром, соединить их с растертым добела маслом. Изюм перебрать, вымыть и обсушить.

В готовую опару ввести растертые желтки с маслом, изюм, нарезанные цукаты, измельченный миндаль. Массу хорошо размешать, всыпать соль, оставшуюся муку, ванильный сахар. Все хорошо вымесить на столе, уложить в большую миску (фаянсовую или эмалированную) и поставить в теплое место на 60-80 минут – до увеличения в объеме в 2 раза. После этого тесто еще раз выбить на столе и вторично поставить в теплое место. Из готового теста сформовать небольшие булочки и положить каждую в форму с высокими стенками. Форму предварительно смазать маслом, ее дно и стенки выстелить промасленной бумагой. Тесто в форме должно занимать 1/3 по высоте. Поставить формы с тестом расстояться в теплое место на 60-80 минут.

Выпекать куличи при температуре 200-220 градусов в течение 60-70 минут. Когда верх кулича потемнеет, нужно накрыть его сверху кружочком сырой бумаги. Во время выпечки кулич нельзя трясти, иначе он может, осесть. Готовый кулич осторожно выложить из формы на мягкую подстилку, застланную бумагой и салфеткой. Остывший кулич смазать сверху тонким слоем глазури. Оставшуюся глазурь выложить в бумажный конусный кулек, у которого отрезать ножницами кончик. Выдавливая глазурь, аккуратно нанести рисунок на кулич. Такой кулич можно украсить цукатами, мармеладом, помадкой.

Слово пасха происходит от древнееврейского «пейсах » — «исход ». Христос праздновал с апостолами еврейскую пасху (пейсах) незадолго до своего ареста и распятия.

Еврейская пасха — воспоминание о благополучном исходе из египетского плена, когда еврейский народ покинул Древний и во главе с Моисеем перешел по морю аки по суху через Чермное (не путать с Черным) море. Войска фараона погнались за Моисеем, но воды моря сомкнулись над ними, потопив отборное воинство. После сорокалетних скитаний в синайской пустыне евреи обосновались на земле, где ныне находится Израиль.

Христос праздновал с апостолами пасху в первое полнолуние после весеннего равноденствия. Поскольку полнолуние перемещается во времени с нею вместе и перемещается время древнееврейской пасхи.

После смерти и воскресения своего Учителя апостолы стали праздновать новую христианскую пасху. Ее праздновали отмечая день воскресения Христа. В первые века христианства праздновались обе пасхи. Сначала древнееврейская, потом христианская.

Когда же христианство распространилось в римской империи и стало государственной религией, был учрежден новый день недели в честь воскресения Христа под названием воскресение.

Забавно, что, борясь с религией, большевики упразднили 7 дней недели, чтобы избавиться от воскресенья и ввели так называемую шестидневку. В знаменитом фильме «Волга-Волга» мелькают титры, отмечающие дни: первый день шестидневки, второй день шестидневки и т.д.

Атеистическое новшество не привилось. Вернулась и пасха и воскресение.

Для древнеримских христиан не было большой проблемы в том, что еврейская пасха из-за перемещения фаз луны порой случалась после христианской или с ней совпадала. Таковы особенности лунного календаря. Однако после распада империи на Рим и Византию начались разногласия с определении времени праздника. Католический Рим остановился на первом воскресении после весеннего равноденствия, а православная империя составила сложный график празднования пасхи, который гарантировал, что православная пасха будет обязательно после полнолуния, чтобы не совпасть с пасхой еврейской. Поэтому дата православной пасхи снует по календарю как челнок вслед за полнолунием и бывает то ранней, то поздней, порой даже приходясь на май.

Календарные даты, конечно же, условны. На самом деле, все три пасхи и еврейская, а католическая, и православная сохранили свой весенний смысл и так или иначе расположены вблизи 21-го марта. Исход из египетского зимнего плена смерти к весне, к жизни, к воскресению.

«С радостью друг-друга обнимаем и ненавидящих нас простим» — взывают православные пасхальные песнопения.

«Христос воскресе из мертвых.

Смертию смерть поправ

И сущим во гробах

Жизнь даровав».

Считается, что после воскресения Христа все умершие рано или поздно воскреснут для будущей вечной жизни. Одним будет уготован ад, другим рай. Но это уже тонкости богословия. Люди же пекут куличи и красят в надежде на счастливую жизнь здесь и сейчас. Верующие надеются, что радость праздника с ними разделяют и умершие близкие. Хозяйки обмениваются секретами изготовления пасхи: ореховой, апельсиновой, ванильной. Не счесть рецептов пасхальной творожной массы.

Уже много лет россияне смело произносят слово кулич, не подменяя его стыдливым полузапретным советским названием «кекс весенний». Этот «кекс» власти то разрешали, то запрещали продавать с пасхальные дни, пока народ не наплевал на все их запреты и не ринулся в храмы, сметая комсомольские кордоны с радостным кличем «Христос Воскресе!»

Так кулич победил кекс весенний. Будем надеяться, навсегда.

А на небе в эти дни как и тысячи лет назад сияет созвездие Пехасиса (Пегаса), давшее название всем трем пасхам.

Пасха: сакральные свойства пасхальной трапезы

Вот-вот наступит Пасха. За время поста верующие порядком изголодались, так что сейчас мы будем растравлять их аппетит и заставлять пускать слюнки.

Начиная с первого дня Пасхи вам разрешается есть не только мясо, но и сыр, творог и яйца. Однако перед тем как съесть «пасхальную трапезу», лучше сначала освятить ее в церкви. Тогда она, по преданиям, будет обладать сакральными свойствами, о которых мы расскажем чуть позже.

Итак, печем дома кулич (можно, конечно, купить его и в магазине, но это уже легкое отступление от обычая), готовим пасху (ознакомьтесь со статьей о том, ), красим яйца. Идеально было бы сделать это в Чистый четверг, то есть в ближайший четверг перед Пасхой. В этот же день надо хорошенько вымыться. Тогда же варят знаменитый «овсяный кисель» для «ублажения» морозов и готовят всю (кроме скоропортящейся) праздничную снедь.

О яйцах. Впервые их покрасила Мария Магдалина. Именно она первая поднесла окрашенные пурпуром куриные яйца в дар римскому императору Тиберию с восклицанием «Христос воскресе!» и этой фразой ознаменовала свою легендарную проповедь. Ибо яйцо является символом гроба и возникновения новой жизни в самых недрах его; окрашенные красной краской яйца знаменуют возрождение наше кровью Иисуса Христа. Именно с тех времен верующие всегда дарят друг другу на Пасху красные яйца.

Те яйца, которые вы не успели съесть или подарить, стоит оставить на кладбище: зарыть их в могилку усопшего или накормить ими кладбищенских птиц. Тогда всем — и вам, и усопшим, и птицам — станет хорошо.

Одно яйцо отложите и спрячьте за икону, если таковая имеется. Это яйцо, по преданиям, поможет вам потушить пожар. Перед тем как бросить пасхальное яйцо в огонь, нужно три раза обежать вокруг горящего дома. Считается также, что если таким яйцом погладить по хребту домашнюю скотину, то скотина эта не будет болеть, а потомство ее увеличится.

Прочие продукты пасхальной трапезы тоже обладают почти мистической силой. Кости от пасхальных ягненка, поросенка, птицы и пр., зарытые в пашню, спасают посевы от града, засухи и наводнений. Скорлупу и крошки от пасхального кулича используют для гадания, ворожбы и лечения кожных недугов.

На всякий случай напоминаем, что всем встречным на Пасху нужно говорить: «Христос воскрес!». Встречный, соответственно, должен ответить вам: «Воистину воскрес!». После чего следует троекратно расцеловаться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.