Можно ли женщине в брюках в церковь заходить? Этимология слова «брюки» и важное наблюдение

Достаточно часто веской причиной отказаться от посещения храма становится строгое требование к внешнему виду, которое существует в Православной церкви. Женщин, в частности, может отпугнуть запрет на ношение брюк. Можно ли заходить в церковь в брюках женщине? Об этом и пойдет речь в статье.

Женский взгляд

Некоторые православные утверждают, что можно ходить в церковь в брюках женщинам. Бытует и абсолютно противоположное мнение. Данный запрет на их ношение не столь однозначен, как может выглядеть на первый взгляд. Некоторые христианки соблюдают его слишком ревностно, не нося брюки не только при посещении храма, но даже в повседневной жизни. Другие женщины говорят о том, что если проводить сравнение между брюками и мини-юбками, то первый вариант выглядит намного скромнее.

Насколько бы парадоксально это не звучало, но единого мнения по поводу того, нет среди священников.

Вопрос эстетический

Можно ли в брюках женщине посещать церковь? Рассуждения стоит начать с достаточно важного вопроса эстетики. К красоте в православии относятся с особым трепетом. Мир был создан Богом прекрасным. Широкие пейзажи или еле заметный цветок - везде можно рассмотреть следы прикосновения Творца. Поэтому истинно верующий человек старается быть отражением той красоты, что создавалась Богом. Делается это не только в духовном, моральном плане, но также и материальном. Не стоит доверять тем, кто пытается вас убедить, что «настоящему верующему» полагается ходить с нечёсанными и немытыми волосами, в дырявой одежде.

Необходимо уважительно относиться к красоте, любить и стараться сберечь то, что было вложено Создателем. Исходя из этого, можно сделать простой вывод - у православных женщин одежда должна быть красивой, опрятной и скромной. Вещи не должны становиться важнейшей частью жизни, делать из нее культ, занимаясь только этим вопросом - грех. Но следить за собственным внешним видом не просто не возбраняется. Это даже заслуживает похвалы.

Брюки как мужской элемент

Сейчас немногие, помимо историков, смогут вспомнить, что ношение этого предмета гардероба при посещении церкви раньше находилось под категорическим запретом даже у мужчин. В IX веке болгарский князь едва не отказался от крещения страны из-за того, что византийские начальники требовали запретить его подчиненным носить штаны даже вне стен храма. Подобную форму одежды называли языческой.

В более позднее время никто не видел в брюках ничего такого, что бы не соответствовало христианской вере, а вплоть до Новейшего времени женщины так и не носили штаны. Таким образом, брюки были только мужским атрибутом.

Библейский запрет

Почему женщине нельзя в церковь в брюках? Запрет на ношение одежды противоположного пола, что для мужчин, что для женщин, можно увидеть в Ветхом, а также Новом Завете, который его не отменил. В определенной мере подобное поведение приравнивалось к нестандартной сексуальной ориентации, которая также осуждается Библией. Но причины были и иные.

Переодевание в другую одежду было характерно для язычников во время магических обрядов. Магия и все, что касалось ее, строго осуждалось церковью в любые времена. Подобные нормы также распространились на ношение женщинами мужских вещей, тем более если речь идет о посещении храма.

Но именно из-за этого сегодня некоторые священники говорят о том, что не стоит так слепо придерживаться подобного ограничения. Уже давно брюки перестали быть чисто мужской одеждой. Сегодня есть и дамские разновидности, которые не подойдут ни на одного мужчину. О девушке в подобном виде просто не получится сказать, что она носит мужской элемент гардероба, отсюда нет оснований запрещать ей посещать храмы.

Необходимо иметь в виду, что к подобному запрету серьезно относятся в монастырях. В такой одежде не стоит отправляться туда даже в виде экскурсантки.

Другие причины

Но некоторая часть священников все-таки придерживается этих норм и запрещает посещать церковь женщинам, одетым в брюки. Они говорят о том, что подобная одежда диктует четкие формы поведения, которые идут вразрез с христианскими устоями. Девушка в юбке не сможет позволить себе находиться в неподобающей позе, а в брюках - достаточно просто. При изменении манеры держать себя можно наблюдать не свойственное ранее поведение и черты характера.

Можно ли в церковь в брюках женщине? Степень строгости может напрямую зависеть от настроения прихожан и священника из конкретного прихода. В некоторых местах к девушкам в штанах относятся достаточно терпимо, где-то нет, но в любом случае не стоит рисковать, особенно если вы впервые решили посетить храм. К тому же такие действия могут привести к конфликтным ситуациям. Даже в случае, когда прихожане не склонны возмущаться на сей счет, они поймут, что женщина, которая пришла в юбке, не только понимает, но и уважает установленные правила. Тем самым удастся сразу же наладить достаточно теплые отношения.

В чем можно посещать церковь

Можно ли в церковь в брюках женщине? Основное требование к одежде, в которой вы сможете отправиться в храм - неброскость и скромность. Под строжайший запрет попадают майки и шорты. Женские плечи обязательно необходимо прикрывать. Существуют некоторые рекомендации о том, какой внешний вид считается приемлемым, когда вы решили отправиться в храм:

  • Идя в церковь, представительницы слабой половины человечества должны надевать платки. Если вы чисто случайно проходили мимо храма и решили зайти в него, но под рукой не оказалось косынки, то голову можно покрыть капюшоном или любым балахоном. Также разрешаются берет или шляпа.
  • Если вы приняли решение надеть платье, то подберите модель с длинными рукавами и закрытым воротником (подойдет модель, у которой рукав три четверти). В любом случае обязательное условие - закрытые плечи, грудь.
  • Запрещается приходить в дом Божий в обуви, у которой высокие каблуки. На время переоденьтесь в обувь на низком ходу или плоской подошве.

Возможны ли исключения

Если человек не является постоянным прихожанином, но решил зайти помолиться в брюках, никто его из церкви не выгонит. Часто священники просто промолчат, но на исповеди тактично укажут на ошибки.

Правда, справедливости ради стоит сказать о том, что существуют такие разновидности брюк, в которых лучше не посещать дом Божий. Это, например, сильно обтягивающие варианты в сочетании с короткой кофтой.

Безусловно, бывают различные ситуации. К примеру, на улице зима и тридцать градусов мороза, теплой юбки у женщины попросту нет, а сам храм находится на достаточно далеком расстоянии. Не отказываться же из-за этого от молитвы. В случае, когда человек сам понимает, что его поступок неправильный, но по-другому просто не получается, стоит постараться все-таки соблюдать благопристойность. Наденьте длинную шубу или пальто, чтобы брюки не были заметны.

Также возможно взять юбку с собой и просто надеть ее поверх штанов перед храмом. Главное условие - это должно выглядеть более-менее прилично. На худой конец, конечно, возьмите брюки со свободным кроем, которые не подчеркивают фигуру, а, скорее, наоборот, прикрывают ее. Пусть наряд, в котором вы собрались в церковь, будет достаточно скромным.

Вывод

Несмотря на все устои, которые складывались не один год, главное условие - искреннее желание молиться, соприкоснувшись с чем-то прекрасным, тем самым став немного ближе к Богу. Важно хотеть посещать церковь и верить в то, что чудеса возможны.

"Никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную… посему тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, если суть клирики, повелеваем извергать из священного чина, если же миряне, отлучать от общения церковного”.

(VI Вселенский Собор, правило 62).

13 правило Гангрского Собора гласит: "Аще некая жена, ради мнимаго подвижничества, применит одеяние, и, вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою”. То есть осуждению отцов Собора подпадают те женщины, которые носят мужскую одежду "ради мнимого подвижничества”.

"13-е правило Гангрского Собора не оставило безнаказанными тех женщин, которые ради мнимого подвижничества вместо свойственной женщинам одежды одеваются в мужскую одежду, но подвергает сих анафеме. Ибо кийждо, - говорит (Апостол Павел, 1Кор.7:20), - в звании, в нем же призван бысть, в том да пребывает.

А мы знаем некоторых (женщин), принявших сей вид ради истинного подвижничества, а не по лицемерию, которые совершили подвижнические подвиги и достигли высоты добродетели”, - говорит Матфей Властарь. Эти преподобные жены не осуждаются и 62 правилом Трулльского Собора, запрещающим, "как неприличные для христиан, языческие празднества, игры и ряженья, оставшиеся из времен язычества”.

Старец схиархимандрит ХРИСТОФОР. Женщины влезли в мужскую одежду, и старая и малая стали

брюки носить. Все они, - батюшка как-то так выражался, - ну, с ума посходили. Это, говорил, очень плохо, очень плохо, нельзя этого делать, женщина должна быть женственной, в юбочке или платьице. Это - смертный грех, нельзя этого делать.

СТАРЕЦ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ о внешнем виде. Нынешние женщины одеваются или в мини-юбки или в брюки! Выбирают одно из двух! В то время как в Ветхом Завете об этом сказано совершенно ясно и ещё с какими подробностями! «Мужчине непозволительно одеваться в женское платье, а женщине — в мужское». Это закон. Но и помимо закона, одевать на себя одежду противоположного пола — непристойно. Мужчин, которые надевают юбки, гораздо меньше, чем женщин, которые носят брюки

Старец протоиерей НИКОЛАЙ ГУРЬЯНОВ в юродивой форме обличал женщин, которые носили брюки, даже если (как это и сейчас часто бывает с паломниками на святых местах) они одевали поверх брюк юбки, - таких женщин он называл мужскими именами, часто называл женщину именем ее мужа с ее собственным отчеством.

Печально, но факт: в подавляющем большинстве наши женщины уже давно перестали носить одежду, которая испокон веков считалась свойственной их полу. Женщины в брюках сегодня все чаще появляются даже в православных храмах. Брюки разного покроя и длины — вот что предпочитают носить в наши дни представительницы прекрасного пола. Появились даже так называемые «женские брюки».

Говоря о правиле, я, конечно, имею в виду не нравственную норму, а сложившуюся жизненную практику. Сегодня мы живем в обществе, которое не очень-то считается с традиционной моралью. Но позволительно будет напомнить, что Господь дал нам четкие установления относительно мужской и женской одежды. Это и есть истинное правило, которому должен следовать каждый. Нравственные нормы, данные Богом, вечны и неизменны.

Обратимся к Священному Писанию. В книге Второзаконие читаем: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это» (Втор. 22, 5) . Так сказал Господь израильскому народу через пророка Моисея. Слова предельно ясные, не нуждающиеся в комментариях и не допускающие различных толкований. Это норма, заповеданная Самим Богом. Наша трагедия в том, что Священное Писание уже почти сто лет не изучается в общеобразовательных школах России. Выросло несколько поколений русских людей, не знающих, что своим внешним видом и поведением они нарушают Закон Божий.

Книга Второзаконие написана в эпоху Ветхого Завета. Посмотрим, как трактует вопрос об одежде мужчин и женщин новозаветная, христианская Церковь. «Определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду, мужам свойственную». Таково решение Шестого Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах от Рождества Христова (см. 62-е правило). Как видим, христиане восприняли однозначно негативное отношение к смешению одежд, выраженное в Ветхом Завете. Примечательно, что Шестой Вселенский Собор не только четко обозначил свою позицию в этом вопросе, но и ввел санкции против тех, кто дерзнет нарушить его предписание. За ношение одежд, свойственных другому полу, мирян полагается отлучать от церковного общения. Это правило никем не отменялось.

Некоторые женщины, когда их начинают критиковать за ношение брюк, взывают: «Оставьте нам хотя бы этот маленький грех!» Но беда в том, что малый грех тянет за собой больший. Сначала женские брюки, потом однополые браки, а затем дети восстают на родителей и убивают их. Грех из поколения в поколение возрастает. Если дети видят, что их близкие допускают нарушения, хотя и малые, то они считают возможным позволить себе еще большие отклонения. Сейчас уже нередко случается, что дети бьют матерей, видя в них мужское начало и источник греха. А женщины при этом не понимают, что происходит.

Кстати, по поводу так называемых «малых грехов» монах Глинской пустыни Петр (Лешенко) писал: «Случается и доброму человеку впасть в какой-либо порок. По своему самолюбию он или не замечает или думает: «Это небольшой грех, другие о нем не знают». Найдется благоразумный и, сожалея обличить порочного, укажет ему на стыд и срам пред людьми и грех пред Богом; что, творя грех, он многих соблазняет и доводит до того же греха осуждения, и потому виновен не только за свои грехи, но и за грехи ближних своих».

Вплоть до начала ХХ века в христианских странах господствовало резко отрицательное отношение к женщинам, одевавшимся в мужскую одежду. Это находило отражение и в законодательстве. В 1801 году Наполеон специальным указом запретил женщинам носить брюки.

Но с падением веры в Европе расшатывались и нравственные устои. Набирало силу движение феминисток, которые стремились во всем быть похожими на мужчин и в первую очередь внешним видом. В 1909 году указ Наполеона о запрете на ношение брюк женщинами был отменен.

Однако еще очень долго появление женщин в общественных местах в мужской одежде считалось предосудительным. В 1931 году, например, мэр Парижа потребовал, чтобы немецкая актриса Марлен Дитрих немедленно покинула город, поскольку она разгуливала по улицам в мужской одежде. Вплоть до конца 70-х годов женщин в брюках на Западе не пускали в учреждения и рестораны.

Кризис общественной нравственности пришел и в Россию. Феминистские идеи нашли питательную среду в нашей стране, где после долгих лет богоборчества ослаблен иммунитет к разрушительным влияниям на души людей. Демагогические призывы творцов «нового мира» к борьбе за «раскрепощение женщин» принесли ядовитые плоды.

Женщины начали забывать о своем истинном предназначении, о том, что их обязанность — быть образцами скромности и кротости, верными женами и любящими матерями, хранительницами семейного очага, учить детей вере, благочестию, нравственной чистоте.

Средства пропаганды годами внушали мысль о стирании граней между женскими и мужскими профессиями. Сменяли один другой крикливые лозунги: «Женщины — на трактор!», «Женщины — к станку!», «Женщины — на стройку!» Эти громогласные призывы находили отклик. На киноэкранах, на страницах журналов и газет замелькали лихие девушки и женщины в комбинезонах, с отбойными молотками и гаечными ключами в руках. Так велико было желание строительниц «нового мира» во всем сравняться с мужчинами. Не в тех ли злополучных временах нужно искать психологические корни нынешней женской моды на мужскую одежду в России?

Правда, массовое переодевание женщин в брюки произошло у нас лишь в 70-е годы прошлого столетия под влиянием французской моды, когда расширились контакты с Западом. Теперь в мужской одежде ходят не только юные создания или женщины средних лет, но и крошки детсадовского возраста и даже старушки, видимо, тоже не желающие отставать от моды. К ношению брюк наших девочек назойливо приучают разными способами, в том числе и через игру. Не случайно исчезают из продажи куклы в юбочках и платьицах.

Каких только аргументов в свое оправдание не придумывают сторонницы ношения мужской одежды! Один из самых распространенных — необходимость защиты от холода. Но верно подмечено: очень часто именно те, кто рассуждает об «утеплении» при помощи брюк, ходят зимой в ультракоротких куртках и без головных уборов. А в теплое время года не переходят на платья и юбки и продолжают носить брюки. Так что дело, наверное, не в боязни простуды, а совсем в другом — в нежелании идти против течения, против общепринятых стандартов, в боязни отличаться от других, показаться несовременными. Характерно, что о нравственной стороне проблемы защитницы брюк вообще не вспоминают.

Между тем один из самых уважаемых иерархов Русской Православной Церкви архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий справедливо указывает, что вид женщины в брюках, плотно облегающих фигуру, соблазнителен для окружающих. «Это великий грех», — говорит архиепископ Викентий. Женщина, по его словам, «должна бояться соблазнять ближнего своим видом». «Ей, может быть, и приятно ходить в брюках, но если это служит соблазну ближнего, то женщина должна пожертвовать собой, отказаться от своей прихоти», — считает владыка. Архиепископ Викентий призывает женщин оставить «свою страсть к ношению брюк и ходить в той одежде, что разрешена Господом». Вид женщины в приличной одежде нормализует духовное состояние человека.

Вспомним библейское повествование о грехопадении прародителей. Ева, поддавшись наущению диавола, первой вкусила запретный плод и побудила Адама сделать то же самое вслед за ней. Был совершен грех, который привел к разрыву союза, изначально установленного между Богом и человеком. Губительные последствия грехопадения первых людей не ограничились прародителями, они распространились на весь род человеческий. Произошла всемирная катастрофа. А началась она, казалось бы, с малого — с проявления женской слабости, с желания отведать вкусный и приятный для глаз плод, не считаясь с волей Божией. Не просматривается ли тут известная аналогия с современной модой?

Напрасно полагают некоторые, что одежда и духовное состояние личности не связаны друг с другом. Одежда, с одной стороны, отражает внутренний мир человека, а с другой — воздействует на него. Это уже давно подмечено в святоотеческой литературе.

«Когда лукавый наш противоборник не в силах убедить нас, чтобы оставались в мирском смятении и погибели, спешит он убедить, чтобы не предавали себя строгой жизни», — пишет святитель Василий Великий. И призывает: «Не покушайся изменять что-либо в уставах доброй жизни и собственным своим своеволием делать преткновение подвизающимся, а себе самому собирать бремя грехов: не делай сего ни в постели, более мягкой, ни в одеждах, или в обуви, или в другой какой принадлежности…»

Прислушаемся и к словам Глинского старца Порфирия (Левашова): «Костюмы — тоже символы: в них можно видеть постепенный ход и развитие образованности, вкуса и самих страстей; одежда еще в глубокой древности почиталась одним из отличительных признаков нравственных качеств человека ».

Полезно было бы поразмышлять и об эстетической стороне проблемы. Брюки в худшую сторону меняют стиль поведения женщин, делают их манеры угловатыми, резкими, грубоватыми, размашистыми, стимулируют чувство самоуверенности, воинственность, агрессивность. Неужели представительницы прекрасного пола хотят выглядеть именно такими, а не женственными, изящными, грациозными?

Конечно, говоря о прискорбном увлечении современных женщин мужской одеждой, не надо забывать и о других проблемах, связанных с их нравственным обликом. Достаточно горьких слов сказано и написано о том, каким страшным симптомом разложения являются, например, мини-юбки, прозрачные блузки и другие легкомысленные одежды, пришедшие к нам с Запада. Понимают ли носящие их девушки и женщины, что своим видом они вводят в соблазн окружающих и прежде всего детей и подростков? Напомним слова из Священного Писания: «Горе тем, кто соблазнит малых сих…»

Но, увы, в нас ничего нет от Христовой правды, ничего не осталось от первых христиан, кроме названия. Даже те, кто ходит в храм, боятся среди городской толпы свой лоб перекрестить, а слабому полу, как им и положено, носить юбки и платки. Им, бедным, даже невдомёк, что весь ад забит женщинами в брюках.

4.6 (92.31%) 26 votes

Сегодня очень многие женщины, можно сказать практически все, ходят в брюках. Это уже не считается чем-то неестественным, наоборот, женщина в платье или юбке, особенно длинной, привлекает внимание, т.к. ярко выделяется на общем фоне.

Немногие женщины сегодня знают, что ношение мужской одежды является грехом. А даже те, кто и знает, оправдывают себя тем, что в брюках тепло и удобно, и что «все так ходят». Но так ли это удобно и безобидно, как кажется?

Еще во Второзаконии сказано:

«И да не будет утварь мужеска на жене, ни да облачится муж в ризу женску, яко гнусен есть Господеви Богу твоему всяк творяи сия» . (Втор.22:5).

То есть еще в Ветхом Завете Господь дал указание и женщинам, и мужчинам носить одежду только сообразно своего пола.

Тысячелетиями это выполнялось неукоснительно, теперь же – нет. Но и последствия нарушения этого закона тоже достаточно серьезны, ученые, психологи, врачи это подтверждают и доказывают. Ниже приводятся факты. Ознакомьтесь и задумайтесь.

Материал к размышлению:

Голландия задает тон: РЕБЕНОК СРЕДНЕГО ПОЛА

Свежая публикация обозревателя газеты МЕТРО, переехавшей на ПМЖ в Голландию. Ее путевые заметки как молодой мамы регулярно приоткрывают для нас будущее нашего толерантного общества…

Из беседы с заведующей отделом Центра психического здоровья, доктором медицинских наук, профессором Галиной Вячеславной Козловской (печатается с сокращением).

Корр.: В последние годы российские женщины практически все поголовно ходят в брюках. Можно сказать, это тоже некий эксперимент, поскольку для миллионов девочек брюки с раннего детства стали более привычной и желанной одеждой, нежели юбка. Оказывает ли это какое- то воздействие на личность?

Г.К.: Вопрос, конечно, непростой. С одной стороны, брюки помогают сохранить здоровье, поскольку в них теплее, чем в юбке. Кроме того, в брюках удобнее вести подвижный образ жизни, ездить в общественном транспорте. Но с другой стороны, женщина, носящая брюки, утрачивает специфически женский облик. А вместе с ним - и специфические женские качества, ведь форма и содержание всегда очень тесно связаны. Женщина волей-неволей маскулинизируется.* Это отражается даже на женской физиологии. Например, сейчас в моде длинноногие женщины с мужской фигурой. Но природа жестоко мстит за нарушение ее законов. У длинноногой женщины скорее всего будут трудные роды, поскольку у нее узкий таз. То есть мужеподобие оборачивается снижение способности к деторождению. А во-вторых, возникают проблемы в интимной сфере. Наверно не все знают, что длинноногие женщины часто бывают фригидны. Ну, а о психологических последствиях маскулинизации женщин и говорить нечего. Отказываясь от женского облика, женщина утрачивает ту роль, которую она играла на протяжении тысячелетий. Она перестает быть эстетическим образцом, «гением чистой красоты».
Казалось бы, ерунда: сменилась всего лишь форма одежды. А нет: женщина в платье требует иного к себе отношения, мужчина чувствует ее иную, более токую, хрупкую природу. А в брюках она - «свой парень», сотрудник. С ней можно вести себя гораздо фамильярней, не церемонясь, не щадя ее чувств.

Корр.: Значит, если маленькая девочка почти все время ходит в брюках, у нее не формируется нормальный образ женщины?
Г.К.: Конечно, нет. А главное, ей некому подражать, потому что мама сама ходит в брюках, стрижется как мальчик, зачастую курит. А если и не курит, то все равно не имеет естественного запаха, поскольку пользуется косметикой, духами.

Корр.: Ну и что?
Г.К.: Обонятельные ощущения играют для младенца огромную роль. Поэтому употребление косметики или резко пахнущих духов далеко не безобидно, когда в доме малыш. Оно тоже может нарушить систему «мать-дитя». Ребенку нужно, чтобы мама пахла естественно, а не разнообразной парфюмерией.

Корр.: А если еще и длинных волос у мамы нет?!
Г.К.: Существует мнение, что у ребенка генетически запрограммирован определенный архетипичный образ женщины, который предполагает и специфический женский запах, и длинные волосы, и многие другие черты. Ребенок ищет его, а его нет!

Корр.: И у ребенка возникает тревога?
Г.К.: Да. Тревога и отторжение. Ему же надо еще понять, что это мама… И не только понять, но и принять, ведь из подсознания поступают сигналы, что мама «не такая», какой она вообще-то должна быть…

Корр.: В последние годы дети очень часто рисуют семью так, что совершенно не ясно, где папа, а где мама. Оба нарисованы одинаково.
Г.К.: Так они и на самом деле одинаковы! Маскулинизация женщин приводит к тому, что она не только выглядит как мужик, но и ведет себя по-мужски.
Критерии нормы смещаются, общество начинает потихоньку сходить с ума. Некоторые мои коллеги-психиатры в последние годы договорились до того, что мать-одиночка, воспитывающая мальчика, обязательно должна на него кричать. Иначе он, дескать, не будет ее слушать. Вот вам еще одна педагогическая новация - «воспитание криком». Представляете? Мальчик заранее рисуется таким монстром, что он не будет слушать женщину, если она не подавит его криком и подзатыльниками. А ведь это противоестественно!
Женщина, мама, наоборот, должна быть для мальчика символом добра и красоты. Он должен ее оберегать, помогать ей, ухаживать за ней, место уступать. А тут матерей вдруг призывают стать крикливыми и драчливыми.

Корр.: В последние годы я не раз сталкивалась с тем, что маленькие мальчики демонстрируют просто запредельное пренебрежение матери. Раньше такого не было… Подростки, конечно, вели себя по-разному, но малыши не проявляли такой грубости и даже цинизма, какие они проявляют сейчас. Разве это не искажение психики?
Г.К.: Конечно, искажение! Искажение, которое является следствием искаженной системы «мать-дитя». Здесь мы, как в зеркале, видим то, что ребенок воспринял в начале своей жизни. Генетические «компьютерные программы» были включены несвоевременно и неправильно. И отношения с мамой (а в дальнейшем и с обществом) развиваются также неправильно. Это глубочайший конфликт, который испытывает младенец. Нарушены его самые сокровенные связи с миром, ибо мать для маленького ребенка- самое близкое, самое любимое существо на земле. Но того образа, на который генетически настроена его психика, нет, и у малыша возникает протестное поведение, которое в некоторых случаях может приобретать и такой, указанный Вами асоциальный характер.

Корр.: Насколько мне известно, агрессивность по отношению к матери нередко свидетельствуют о каких-то тяжелых нарушениях психики. Например, она бывает при аутизме… Может ли сбой системы «мать-дитя» привести к психическим отклонениям?
Г.К.: К сожалению, это вполне возможно.

Как бы подводя итог приведенной беседе, известный православный педагог и писатель Татьяна Львовна Шишова в книге «Ребенок не слушается. Что делать?» пишет: «Бывает так называемое «протестное поведение», причина которого коренится в том, что в младенчестве, когда только еще устанавливается система «мать- дитя», между мамой и ребенком не существовало полного взаимопонимания. Известный детский психиатр проф. Козловская Г.В. указывает на то, что очень многое в облике и манерах современных матерей противоречит традиционному образу материнства. Мать одевается в мужскую одежду, коротко подстрижена, пахнет не молоком, а духами, не поет колыбельных, ведет себя с ребенком нервно, раздражительно или равнодушно, ухаживает за ним чисто физически, эмоционально не включаясь. Все это идет вразрез с генетически заложенными представлениями младенца о том, какой должна быть мама, вызывает отторжение, протест. А поскольку это все происходит на бессознательном уровне, причем в самом раннем возрасте, то запечатление дефектной модели поведения бывает очень прочным, и впоследствии она воспроизводится автоматически».

А вот уже мнение православного врача- фитотерапевта Давыденко Н.Т (г.Киев): «Из моей многолетней практики замечено, что гормональные нарушения у девочек «закладываются еще в утробе матери, если она живет недуховной жизнью и не придерживается правил, установленных Церковью. В частности, у девочек повышен тестостерон (сугубо мужской гормон) из-за того, что матери носили мужскую одежду (в том числе во время беременности), а мы помним апостольское предупреждение, что женщина НЕ должна носить мужскую одежду».

Теперь несколько слов о симптомах. Повышенное содержание тестостерона в крови матери оказывает влияние на характер будущей дочери. У женщин с повышенным уровнем тестостерона чаще рождаются девочки-сорванцы, поведение которых больше походит на мужское. Такие девочки в детстве больше интересуются машинками и конструкторами, а меньше – куклами. Девочки и девушки с повышенным уровнем тестостерона охотнее дружат с мальчиками, играют в футбол, «гоняют» на велосипедах, лазают по деревьям, а некоторые даже не прочь подраться. Напротив, у женщин с низким уровнем тестостерона, дочери ведут себя по-девичьи: играют в куклы, любят наряжаться, дружат с девочками. Такие выводы сделали медики лондонского Городского Университета на основании анализов крови нескольких сотен будущих мам и проведенного опроса спустя 3 года после рождения детей. Высокий уровень тестостерона у беременной женщины влияет на ее ребенка женского пола. Поскольку гормоны влияют на основные процессы развития мозга, они целиком влияют на гормональный фон будущей женщины. Девочки с повышенным уровнем мужских гормонов (тестостерона) страдают врожденной гиперплазией надпочечников и гиперандрогенией (состояния, обусловленные избыточной секрецией или усиленным действием андрогенов). Распространенность гиперандрогении среди женщин достигает 15%. Легкая гиперандрогения проявляется себореей, угрями, алопецией, гирсутизмом (оволосением в большей или меньшей степени). Тяжелая гиперандрогения приводит к бесплодию».

Это приведены мнения психолога и врача на ношение женщинами брюк, как таковых. Но есть и еще одна сторона у этой проблемы. Женские брюки сегодня, как и вся современная модная одежда, направлена в основном на то, чтобы максимально обтянуть-оголить фигуру женщины, сделать ее «привлекательной» для мужчин. И сейчас женщины уже не стыдятся того, что и, будучи одетыми, выглядят как обнаженные. А об этом очень много писали святые отцы. Преподобный Иоанн Лествичник писал:

«Благой Господь и в том являет великое о нас промышление, что бесстыдство женского пола удерживается стыдом, как бы некою уздою, ибо если бы женщины сами прибегали к мужчинам, то не спаслась бы никакая плоть».

Иоанн Златоуст пишет:

«Во всем, и в глазах, и в одежде, и в ногах, и в походке обнаруживается или целомудрие, или распутство.» (Творения, т.6, с.52.)

«Красивая женщина, если не украсила себя целомудрием – гроб разукрашенный» (Творения, т.5, с.638-639).

«Лучше грязью или навозом вымарать себе все лицо, чем смотреть на такое беззаконие, потому что для глаза не так вредна грязь, как любострастный взгляд и вид обнаженной женщины» (Творения, т.7, стр.71).

Ведь даже сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращенный с вожделением на женщину, причисляют к любодеянию (блуду). Спаситель так говорит о сем:

«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй: а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует в сердце своем» (Мф.5, 27, 28). Если взирающий с вожделением грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на нее обращали взоры и прельщались ею, «ибо горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Спаситель говорит так: «Кто соблазнит единого от малых сих, верующих в Меня: тому лучше было бы, если бы ему повесили мельничный жернов на шею и потопили бы его в глубине морской» (Мф. 18, 6).

Отдает ли себе отчет женщина, скольких мужчин она может соблазнить своим видом, просто пройдясь по улице в брюках, которые подчеркивают ее фигуру? В скольких падениях она виновна?

Еще один факт. Врачи отражают следующую статистику: в странах, где женщины следуют тенденциям современной моды, проблемы у мужчин с мужским здоровьем начинаются уже в молодом возрасте. В мусульманских же странах, где женщины до сих пор носят целомудренную одежду, таких проблем нет.


Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: женщина, которая нарушает Божию заповедь, и надевает на себя мужскую одежду, наносит непоправимый вред своему здоровью, физическому и психическому здоровью своих детей, здоровью окружающих, губит свою душу, прельщает и низводит в бездну ада множество других душ, получая вечное осуждение для себя.
Вы все еще думаете, что женские брюки – это удобно?

Подготовила матушка Ирина ЗЫРЯНОВА

Используемая литература:
1. Шишова Т.Л., Ребенок не слушается. Что делать?, Изд. «Христианская жизнь», 2008.
2. «Опробированные рецепты для восстановления гормонального баланса в организме женщины» – «Монастырский лечебник» №5, 2006г.
3. Бородина Н.М., 7 смертных грехов. Наказание за грехи. Покаяние и исповедь. Изд. «Артос-Медиа», М., 2008.
4. Бажан В. О тайне пола. Книга для супругов и молодежи. г.Львов.

* Маскулинизация – (лат. masculinus – мужской), омужествление, усиление мужских признаков в организме мужчины или женщины

газета «Старовер Верхокамья», №1(21), 2011г.

Белая ворона в чёрной юбке

Лично в моём гардеробе вы брюк практически не найдёте. Разве что - треники, спортивное, так сказать, трико, естественно, для занятий спортом. Гипотетических. Почему гипотетических? Потому что в плане занятий спортом у меня всё гипотетическое - кроссовки, в которых я буду бегать по Сосновому бору, треники, в которых я буду прыгать под музыку не хуже Джейн Фонды, лыжи, на которых я буду мчаться по накатанной лыжне меж снежных ёлок. Но вы-то знаете, кто говорит себе, что начнёт активную спортивную жизнь с понедельника, никогда её не начнёт: ни в двадцать лет, ни в тридцать, ни в сорок. Разве что в девяносто, когда уже будет последний шанс. Но главное - надеяться и мечтать, что я и делаю.
Брюки у меня тоже есть. Для поездок на дачу. Тоже гипотетических. Потому что дачи у меня нет, да и ездить некогда.
Поэтому, как вы поняли, лично я во всё остальное время, не гипотетическое, хожу в юбке. При чем - длинной. Ну просто потому, что мне так удобно и комфортно.
В такой же длинной юбке я и поехала в Париж. В чёрной. Но вот в этом европейском городе я и почувствовала себя совершеннейшей белой вороной. Потому что в юбке из европейцев была я одна. Правда, были ещё в юбках, таких же длинных и чёрных, мусульманские женщины. Они катали по Парижу тяжёлые чемоданы перед своими идущими налегке мужьями. И я бы за такую вполне сошла, мне не хватало только чемодана и чадры, закрывающей щёки и лоб по самые брови.
Вот там-то в Париже я и поняла, что в современной западной цивилизации женщина в юбке исчезает, как вид. Наверное, после 1909 года, когда во Франции отменили указ императора Наполеона на «запрет ношения женщинами мужских брюк». И впору было всерьёз задуматься над этим вопросом. в современной западной цивилизации женщина в юбке исчезает, как вид. Наверное, после 1909 года, когда во Франции отменили указ императора Наполеона на «запрет ношения женщинами мужских брюк». И впору было всерьёз задуматься над этим вопросом.

Брюки - это удобно?

У женщин, носящих брюки, есть один железный аргумент: это - удобно! Об этом вспоминаешь, когда нужно протиснуться в переполненный автобус, залезть на верхнюю полку в плацкартном вагоне, сделать выбор между лайкровыми колготками, которые так и норовят с первого же раза пустить стрелку и хлопчатобумажными носочками под «штаны». Некоторые женщины, которые летом вполне могут обходиться юбкой, зимой становятся ярыми поклонницами брюк: под ними им удобней скрывать всяческие рейтузы и панталоны, надеваемые для тепла.
Хотя, по поводу удобства я бы поспорила. Зимой под юбку всегда можно надеть не только панталоны, но и ещё одну юбку, и другую, и третью… А вот третьи брюки под брюки не наденешь: все-таки есть у них свои особенности кроя. Под некоторые брюки, к примеру, джинсы, в которые следует залезать только с мылом, вообще ничего не наденешь, кроме всё тех же пускающих стрелочки колготок.
Впрочем, не будем лукавить, конечно же, удобство есть - в брюках всё-таки чувствуешь себя более спортивныой, хоть беги за уходящим троллейбусом, хоть садись на коня или мотоцикл. Даже походка, как заметили внимательные люди, у женщин в брюках меняется, становится более раскованной и широкой. «Мужиковатой»! - выносят приговор противники этого предмета в женском гардеробе. Но кто же они эти противники? И каковы их аргументы?

«Женщина в брюках - мерзость пред Господом»

Так утверждает Николай Маслов, магистр Богословия, доктор педагогических наук, основатель и организатор педагогического православного форума «Глинские чтения». Ему вторят и некоторые, в том числе, и калужские священники. Однажды мне довелось побывать на беседе, проводимой таким ревностным батюшкой. Он сказал, что «женщина в брюках являет собой образ сатаны с раздвоенным копытом». Малый грех (а уж ношение женщинами брюк они однозначно считают грехом), полагают они, влечёт за собой большой: сначала - брюки, затем - однополые браки, а затем дети восстают на родителей и убивают их! Брр! Неужели всё настолько серьёзно? Ведь они основывают это своё мнение на чём-то?
Основывают! И на источнике, не терпящем укоризны. На Книге книг - Библии. В Священном Писании в книге Второзаконие читаем: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это » (Втор. 22, 5). Так сказал Господь израильскому народу через пророка Моисея. Слова предельно ясные, как говорят антибрючники, не нуждающиеся в комментариях и не допускающие различных толкований.
Но, может, быть устарел этот Ветхий Завет? Не делают же сейчас православным обрезание. Что там про брюки в Новом Завет или в Святоотеческом Предании? Увы, там - решение Шестого Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах от Рождества Христова (62-е правило): «Определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду, мужам свойственную ». Как видим, путаница мужских и женских одежд не поощряется, а прямо запрещается. Тех же, кто не послушает голоса Церкви следует отлучать от церковного общения, то есть от Причастия, пока не образумятся и не покаются.

Долой треники!

Всё, всё, всё! Убедили! Выкидываю гипотетические дачные брюки и треники! Ох, грехи мои тяжкие! У меня же еще и лыжные брюки есть! Чур меня, чур!
А что, когда я все-таки раз в год прыгаю в трениках, как Джейн Фонда, я тут же становлюсь «мерзостью пред Богом»? Без вариантов? Похоже, без вариантов. Стоп! А как же эти самые шотландцы? Ну те, которые ходят в женских юбках? Чувствую, они, если читают эту статью, уже обиделись: какая же это женская юбка? Это килт - традиционная мужская одежда потомков загадочных кельтов и друидов! Да хоть как называйте ваш килт, по мне - это женская юбка! У меня в детстве такая была в клеточку и в складочку.
А как быть с аборигенами острова Бали? Говорят, они вообще длинные юбки носят, мужчины то бишь… А ведь предупреждают: сначала - юбки, «затем - однополые браки»… Потому что никто не понимает, где мужчина, а где женщина. Вот и женятся по одёжке. «Ношение женщинами мужской одежды плохо отражается и на воспитании детей. По одежде родителей младенец не может отличить, где мама, а где папа», - утверждает доктор Маслов. Вот интересно - а как различают, где папа, а где мама волчата в волчьей семье? Что у одного родителя - «одежда» шерсть, что у другого.
А ещё вспомнила азиатские традиционные шаровары для женщин. Говорят, что там были времена, когда мужчина не в юбке считался неприличным. Оказывается, брюки, как мужская одежда появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин и женщин.
Нет, дорогие мои! Всё-таки не так всё просто. Совсем не так.

Кавалерист-девица

В истории бывали случаи, когда женщина просто была вынуждена одевать мужскую одежду. И что удивительно считаласть при этом не сатанинским отродьем, а ещё и героиней. Например, орлеанская дева Жанна д,Арк, национальная героиня Франции. Или наша Надежда Дурова - кавалерист-девица, в мужском мундире сражавшаяся с врагами любимого Отечества (кстати, ими в то время были опять же французы), ставшая прототипом героини любимого всеми фильма «Гусарская баллада» Шурочки Азаровой.
Но, пожалуй, самым убедительным примером для брючных борцов станет пример из жития святой Ксении Петербуржской, жившей в начале восемнадцатого века. Она после смерти своего мужа, оделась в его камзол и штаны, назвалась Андреем Петровичем и стала скитаться по городам и весям, именем Божиим творя чудеса и помогая людям.
Может быть, предостережение мужчин от женской одежды, а женщин от мужской касается не просто сукна и покроя, а греховной склонности иных людей к нетрадиционной ориентации? Ну или просто греховной склонности? А её трудно скрыть под личиной добродетели, хоть юбку ты одень, хоть штаны. А, если дело в этом, и именно в этом, то стоит ли клеймить современных женщин, которые отдают предпочтение брюкам. Они и в брюках умеют выглядеть настоящими женщинами, обаятельными и привлекательными. А вот тут-то и кроется ещё одна загвоздочка.

Отстань, старушка, я в печали!

Что-то вспоминается бессмертный поэт и философ всех времён Козьма Прутков со стихотворением «Древнегреческой старухе, если бы она домогалась моей любви»: «Отстань, беззубая, твои противны ласки. С морщин бесчисленных искусственные краски, как известь сыплются и падают на грудь …» Хорошо, если женщина стара! Наверное, она может ходить в церковь хоть в чём. Её вид вряд ли соблазнит кого-либо и вызовет замечания. Юным девушкам хуже. Один из уважаемых иерархов нашей Церкви указывает, что вид женщины в брюках, плотно облегающих фигуру, соблазнителен для окружающих. «Это великий грех», - говорит он. Женщина, по его словам, «должна бояться соблазнять ближнего своим видом». «Ей, может быть, и приятно ходить в брюках, но если это служит соблазну ближнего, то женщина должна пожертвовать собой, отказаться от своей прихоти», — считает владыка.
А вот та же вышеупомянутая Жанна д, Арк, как пишут различные источники до конца жизни предпочитала одеваться по-мужски, объясняя что в этой одежде не только легче воевать, но и легче не вызывать к себе нездорового внимания солдат. То есть, скорее всего, дело тут в воображении. Как писал Александр Сергеевич Пушкин в «Каменном госте» от имени слуги Лепорелло: «У вас воображенье в минуту дорисует остальное ». Так что достаточно увидеть и узенькую пятку. Вот оно как! Выходит, и понятие о соблазнительной одежде - вещь спорная. Кому-то нравится арбуз, а кому-то свиной хрящик.
Что-то я уже совсем зашла в тупик со своими размышлениями по этому вопросу. Может быть, мне поможет мнение Глинского старца Порфирия (Левашова): «Костюмы - тоже символы: в них можно видеть постепенный ход и развитие образованности, вкуса и самих страстей; одежда еще в глубокой древности почиталась одним из отличительных признаков нравственных качеств человека». «Вид женщины в приличной одежде нормализует духовное состояние человека», - пишет и Маслов. А вот в этом что-то есть. Только речь здесь о приличной одежде, а не о женской или мужской.

О приличиях и медицине

Приличной одеждой у высоконравственных людей считается одежда, которая не подчёркивает, а скрывает … что скрывает?... обнажённое тело. Ясное дело, под приличную одежду не подходят мини-юбки, декольте, спущенные ниже пупа джинсы, оголяющие живот, чрезмерно обтягивающая прозрачная одежда… А вот кофту с коротким рукавом считать приличной или неприличной? Может, ориентироваться по длине рукава? А эти несносные женщины ещё и придумали не просто брюки носить, чтобы можно было увидеть только узенькую пятку, но и стали подрезать штанины выше щиколоток, а потоми выше колен. Это уж точно - неприлично. Но зато в летнюю жару - просто спасение! Заметьте, мужчины быстро смекнули выгоду летом шорт. Теперь норовят в них и в рабочий офис ходить, что, конечно же, неприлично.
Простите, но не могу удержаться, чтобы еще раз не процитировать доктора Маслова: «Женщинам, по мнению специалистов, вредно ходить в брюках и с медицинской точки зрения (а некоторые дамы, как ни в чем не бывало, легкомысленно продолжают носить брюки и во время беременности). Постоянное ношение брюк приводит к еще более печальным результатам. Врачи утверждают, что хронический застой крови вызывает инфекционные заболевания и негативно отражается на способности к деторождению». Ладно, эту сентенцию комментировать много не буду. Но теперь ясно откуда у мужчин их мужские заболевания - всё от брюк, способствующих хроническому застою крови!

Зри в корень! Ищи смысл!

Мы столько озвучивали абсурдное мнение о брюках, приписываемое всему православному мировоззрению в целом, что пора бы услышать мнение разумное. Например, Гангрского поместного собора. Тринадцатое правило Гангрского поместного собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвою ». Ау! Объясните мне наконец, что-нибудь.
«Типичная фарисейская черта - буквальное понимание слов, сказанных в духовном смысле», - отвечает на наш вопрос священник Игорь, «Например, святая блаженная. Ксения Петербуржская, или старец Досифей Киевской Китаевской пустыни, оказавшийся, как говорят, переодетой женщиной, искавшей иноческого подвига и, таким образом, скрывшейся от родных. Осуждала ли их Церковь? Ведь, в обоих случаях, можно вспомнить правило Гангрского поместного собора. Но Церковь, вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правил об одежде во внешнем смысле, как требование моды и стиля, но придавала ему духовный смысл».
Так вот в чём дело! Оказывается, фарисейская приверженность к внешнему исполнению церковных заповедей играет с людьми злую шутку. «Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в Церкви (делая замечания приходящим), и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения кроме своего даже в Церкви».
Ещё более понравился мне ответ другого священника на вопрос своей прихожанки о том, можно ли ей носить «мужские» брюки?
- Ваши брюки куплены в каком магазине? - Вдруг спросил батюшка.
- Как в каком? - удивилась прихожанка, - В одёжном!
- Я спросил - в мужском или женском?
- В женском! В отделе женской одежды!
- Ну так и носите их на здоровье! - улыбнулся священник.
- Что, прямо в храм можно?
А вот тут, дорогие мои, решайте сами. Но всё-таки существуют у нас места, требующие определённого дресс-кода. Всё-таки не очень удобно в офис в шортах и тапочках, в баню - в валенках, а в школьный класс в мини-юбке. Так что умение человека вести себя и одеваться соответственно и сообразно обстоятельствам и впрямь является качеством деликатности, воспитанности и мудрости души. И, конечно же, эти качества обязательно проявляются в одежде, в том, какие наряды мы предпочитаем. Будьте красивы душою и непременно будете красивы и в одежде. Уточняю, не соблазнительны, а красивы! Как красиво всё, что несёт на себе отпечаток высокой Божественной красоты, которая лежит в основании сотворения мира.
И помните, что не на наши одёжки смотрит Господь. Он говорит -даждь мне, сыне твоё сердце! Главное в жизни, носить одежды добродетели - одежды милосердия, сострадания и любви к ближнему.

Марина УЛЫБЫШЕВА,

Написано для журнала TEMPORE

Исключения пока еще встречаются, но их так немного. А правило везде и всюду остается тем же. Печально, но факт: в подавляющем большинстве наши женщины уже давно перестали носить одежду, которая испокон веков считалась свойственной их полу. Женщины в брюках сегодня все чаще появляются даже в православных храмах. Брюки разного покроя и длины — вот что предпочитают носить в наши дни представительницы прекрасного пола. Появились даже так называемые «женские брюки».

Говоря о правиле, я, конечно, имею в виду не нравственную норму, а сложившуюся жизненную практику. Сегодня мы живем в обществе, которое не очень-то считается с традиционной моралью. Но позволительно будет напомнить, что Господь дал нам четкие установления относительно мужской и женской одежды. Это и есть истинное правило, которому должен следовать каждый. Нравственные нормы, данные Богом, вечны и неизменны.

Обратимся к Священному Писанию. В книге Второзаконие читаем: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это» (Втор. 22, 5). Так сказал Господь израильскому народу через пророка Моисея. Слова предельно ясные, не нуждающиеся в комментариях и не допускающие различных толкований. Это норма, заповеданная Самим Богом. Наша трагедия в том, что Священное Писание уже почти сто лет не изучается в общеобразовательных школах России. Выросло несколько поколений русских людей, не знающих, что своим внешним видом и поведением они нарушают Закон Божий.

Книга Второзаконие написана в эпоху Ветхого Завета. Посмотрим, как трактует вопрос об одежде мужчин и женщин новозаветная, христианская Церковь. «Определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду, мужам свойственную». Таково решение Шестого Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах от Рождества Христова (см. 62-е правило). Как видим, христиане восприняли однозначно негативное отношение к смешению одежд, выраженное в Ветхом Завете. Примечательно, что Шестой Вселенский Собор не только четко обозначил свою позицию в этом вопросе, но и ввел санкции против тех, кто дерзнет нарушить его предписание. За ношение одежд, свойственных другому полу, мирян полагается отлучать от церковного общения. Это правило никем не отменялось.

Некоторые женщины, когда их начинают критиковать за ношение брюк, взывают: «Оставьте нам хотя бы этот маленький грех!» Но беда в том, что малый грех тянет за собой больший. Сначала женские брюки, потом однополые браки, а затем дети восстают на родителей и убивают их. Грех из поколения в поколение возрастает. Если дети видят, что их близкие допускают нарушения, хотя и малые, то они считают возможным позволить себе еще большие отклонения. Сейчас уже нередко случается, что дети бьют матерей, видя в них мужское начало и источник греха. А женщины при этом не понимают, что происходит.

Кстати, по поводу так называемых «малых грехов» монах Глинской пустыни Петр (Лешенко) писал: «Случается и доброму человеку впасть в какой-либо порок. По своему самолюбию он или не замечает или думает: «Это небольшой грех, другие о нем не знают». Найдется благоразумный и, сожалея обличить порочного, укажет ему на стыд и срам пред людьми и грех пред Богом; что, творя грех, он многих соблазняет и доводит до того же греха осуждения, и потому виновен не только за свои грехи, но и за грехи ближних своих».
Вплоть до начала ХХ века в христианских странах господствовало резко отрицательное отношение к женщинам, одевавшимся в мужскую одежду. Это находило отражение и в законодательстве. В 1801 году Наполеон специальным указом запретил женщинам носить брюки.

Но с падением веры в Европе расшатывались и нравственные устои. Набирало силу движение феминисток, которые стремились во всем быть похожими на мужчин и в первую очередь внешним видом. В 1909 году указ Наполеона о запрете на ношение брюк женщинами был отменен. Однако еще очень долго появление женщин в общественных местах в мужской одежде считалось предосудительным. В 1931 году, например, мэр Парижа потребовал, чтобы немецкая актриса Марлен Дитрих немедленно покинула город, поскольку она разгуливала по улицам в мужской одежде. Вплоть до конца 70-х годов женщин в брюках на Западе не пускали в учреждения и рестораны.

Кризис общественной нравственности пришел и в Россию. Феминистские идеи нашли питательную среду в нашей стране, где после долгих лет богоборчества ослаблен иммунитет к разрушительным влияниям на души людей. Демагогические призывы творцов «нового мира» к борьбе за «раскрепощение женщин» принесли ядовитые плоды. Женщины начали забывать о своем истинном предназначении, о том, что их обязанность — быть образцами скромности и кротости, верными женами и любящими матерями, хранительницами семейного очага, учить детей вере, благочестию, нравственной чистоте. Средства пропаганды годами внушали мысль о стирании граней между женскими и мужскими профессиями. Сменяли один другой крикливые лозунги: «Женщины — на трактор!», «Женщины — к станку!», «Женщины — на стройку!» Эти громогласные призывы находили отклик. На киноэкранах, на страницах журналов и газет замелькали лихие девушки и женщины в комбинезонах, с отбойными молотками и гаечными ключами в руках. Так велико было желание строительниц «нового мира» во всем сравняться с мужчинами. Не в тех ли злополучных временах нужно искать психологические корни нынешней женской моды на мужскую одежду в России?

Правда, массовое переодевание женщин в брюки произошло у нас лишь в 70-е годы прошлого столетия под влиянием французской моды, когда расширились контакты с Западом. Теперь в мужской одежде ходят не только юные создания или женщины средних лет, но и крошки детсадовского возраста и даже старушки, видимо, тоже не желающие отставать от моды. К ношению брюк наших девочек назойливо приучают разными способами, в том числе и через игру. Не случайно исчезают из продажи куклы в юбочках и платьицах.

Каких только аргументов в свое оправдание не придумывают сторонницы ношения мужской одежды! Один из самых распространенных — необходимость защиты от холода. Но верно подмечено: очень часто именно те, кто рассуждает об «утеплении» при помощи брюк, ходят зимой в ультракоротких куртках и без головных уборов. А в теплое время года не переходят на платья и юбки и продолжают носить брюки. Так что дело, наверное, не в боязни простуды, а совсем в другом — в нежелании идти против течения, против общепринятых стандартов, в боязни отличаться от других, показаться несовременными. Характерно, что о нравственной стороне проблемы защитницы брюк вообще не вспоминают.

Между тем один из самых уважаемых иерархов Русской Православной Церкви архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий справедливо указывает, что вид женщины в брюках, плотно облегающих фигуру, соблазнителен для окружающих. «Это великий грех», — говорит архиепископ Викентий. Женщина, по его словам, «должна бояться соблазнять ближнего своим видом». «Ей, может быть, и приятно ходить в брюках, но если это служит соблазну ближнего, то женщина должна пожертвовать собой, отказаться от своей прихоти», — считает владыка. Архиепископ Викентий призывает женщин оставить «свою страсть к ношению брюк и ходить в той одежде, что разрешена Господом». Вид женщины в приличной одежде нормализует духовное состояние человека.

Женщинам, по мнению специалистов, вредно ходить в брюках и с медицинской точки зрения (а некоторые дамы, как ни в чем не бывало, легкомысленно продолжают носить брюки и во время беременности).Постоянное ношение брюк приводит к еще более печальным результатам. Врачи утверждают, что хронический застой крови вызывает инфекционные заболевания и негативно отражается на способности к деторождению. Ношение женщинами мужской одежды плохо отражается и на воспитании детей. По одежде родителей младенец не может отличить, где мама, а где папа.

Вспомним библейское повествование о грехопадении прародителей. Ева, поддавшись наущению диавола, первой вкусила запретный плод и побудила Адама сделать то же самое вслед за ней. Был совершен грех, который привел к разрыву союза, изначально установленного между Богом и человеком. Губительные последствия грехопадения первых людей не ограничились прародителями, они распространились на весь род человеческий. Произошла всемирная катастрофа. А началась она, казалось бы, с малого — с проявления женской слабости, с желания отведать вкусный и приятный для глаз плод, не считаясь с волей Божией. Не просматривается ли тут известная аналогия с современной модой?

Напрасно полагают некоторые, что одежда и духовное состояние личности не связаны друг с другом. Одежда, с одной стороны, отражает внутренний мир человека, а с другой — воздействует на него. Это уже давно подмечено в святоотеческой литературе.
«Когда лукавый наш противоборник не в силах убедить нас, чтобы оставались в мирском смятении и погибели, спешит он убедить, чтобы не предавали себя строгой жизни», — пишет святитель Василий Великий. И призывает: «Не покушайся изменять что-либо в уставах доброй жизни и собственным своим своеволием делать преткновение подвизающимся, а себе самому собирать бремя грехов: не делай сего ни в постели, более мягкой, ни в одеждах, или в обуви, или в другой какой принадлежности…»

Прислушаемся и к словам Глинского старца Порфирия (Левашова): «Костюмы — тоже символы: в них можно видеть постепенный ход и развитие образованности, вкуса и самих страстей; одежда еще в глубокой древности почиталась одним из отличительных признаков нравственных качеств человека».

Полезно было бы поразмышлять и об эстетической стороне проблемы. Брюки в худшую сторону меняют стиль поведения женщин, делают их манеры угловатыми, резкими, грубоватыми, размашистыми, стимулируют чувство самоуверенности, воинственность, агрессивность. Неужели представительницы прекрасного пола хотят выглядеть именно такими, а не женственными, изящными, грациозными?

Конечно, говоря о прискорбном увлечении современных женщин мужской одеждой, не надо забывать и о других проблемах, связанных с их нравственным обликом. Достаточно горьких слов сказано и написано о том, каким страшным симптомом разложения являются, например, мини-юбки, прозрачные блузки и другие легкомысленные одежды, пришедшие к нам с Запада. Понимают ли носящие их девушки и женщины, что своим видом они вводят в соблазн окружающих и прежде всего детей и подростков? Напомним слова из Священного Писания: «Горе тем, кто соблазнит малых сих…»

Грозную опасность для общества представляет увеличение числа курящих и пьющих женщин. По данным статистики, в нашей стране курят около 30 процентов представительниц прекрасного пола, причем около половины из них впервые закурили, когда им не было 18 лет. Что касается женщин, страдающих хроническим алкоголизмом, то их число Научно-исследовательский институт наркологии определяет примерно в 2 миллиона. Однако независимые эксперты приводят другую цифру — 5 миллионов.

Священное Писание говорит нам, что Бог сотворил женщину как помощницу мужчине (Быт. 2, 18).Но, как указывает святой апостол Павел, жена, прельстившись, впала в преступление. Впрочем, продолжает Апостол, женщина спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 15). В этих словах Библии ясно очерчено христианское понимание роли женщины. «Две обязанности, — супруги и матери, одинаково важные, ожидают девиц на поприще их жизни», — писал в полном согласии со Священным Писанием старец Глинской пустыни иеромонах Порфирий (Левашов). Все ли наши современницы осознают, какие обязанности на них лежат? А если осознают, исполняют ли их на деле? Может ли быть достойной помощницей мужу, примерной супругой и матерью пьющая и курящая женщина, щеголяющая в безнравственных нарядах?

Об ответственности женщин хорошо сказал иеромонах Порфирий (Левашов): «Обыкновенно первые начатки воспитания детей взращиваются в недрах семейств; по свойству матерей раскрываются в детях добрые или худые стороны; матери служат для них первообразом».

За поведение и внешний вид замужних женщин отвечают не только они сами, но и их мужья. Святитель Тихон Задонский предупреждает: «Видим в историях, что многия жены своих мужей развратили, и за собою в погибель свели; того ради не должны мужи женам своим послаблять, и что хотят, позволять делать, но стремление безчинных прихотей удерживать, да не подобное постраждут. К Еве приступил змий, и прельстил ее. Ева, прельстившися, Адама прельстила и за собою в погибель свела. Тако и ныне бывает. Тойжде древний змий к жене приступает, и ее прельщает, и чрез жену мужа к беззаконным делам влечет. Муж осторожен буди, и не волю и совет жены исполняй, да не обладает тобою, и поведет куда хощет». Резюмируя эти суждения, схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского»: «Жена более удобопреклонна к искушениям. Муж не должен исполнять прихоти жены».

Пусть никто не заблуждается — нарушение божественных заповедей не останется без наказания. «Путь нечестивых погибнет», — читаем мы в Псалтири и слышим на богослужении в храме (Пс. 1, 6). Наказание рано или поздно настигнет грешника, если он, конечно, не раскается в содеянном зле. «Грех без казни не бывает», — учит великий святитель XIX века Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Наказание ждет не только отдельных грешников, но и целые страны и народы, в среде которых распространяется грех. Свидетельством тому — вся история человечества. Войны, экономические и политические потрясения, стихийные бедствия поражают те общества, в которых воцаряется зло. Да сохранит нас Господь от такой участи!

Расплатой за отход от веры отцов, за отступления от нравственных норм в личной и общественной жизни стала большевистская революция, гражданская война, кровавые репрессии против ни в чем не повинных людей, нападение гитлеровской Германии, унесшие миллионы человеческих жизней.

Подобные катастрофы происходили и в других странах. Падение религиозности и нравов привело в XVIII веке к так называемой «великой» французской революции, которая обернулась неисчислимыми жертвами и резким сокращением численности населения страны. Если до «великой» революции во Франции насчитывалось в три раза больше жителей, чем в Великобритании, то теперь по численности населения Франция уступает последней.

Демографическая катастрофа последних лет в нашей стране является следствием глубокого духовно-нравственного кризиса российского общества, отражением которого служит и рост в несколько десятков раз числа венерических заболеваний. Как не задуматься над причинами такого страшного явления! Господь посылает нам катастрофы и бедствия, чтобы вразумить нас и наставить на путь истинный.

Чем, как не карой Божией за грехи блуда и прелюбодеяния и грозным предостережением является новая страшная болезнь — СПИД, все больше поражающая и наших соотечественников? Темпы распространения СПИДа в России — самые высокие в мире. Около полутора миллионов человек уже инфицированы ВИЧ, и при неблагоприятном развитии событий к 2010 году смертельным вирусом будут заражены, как ожидается, до 10% взрослого населения страны. Такие выводы делают независимые эксперты в России и за рубежом. Эпидемия СПИДа, по мнению специалистов, достигла таких размеров, что представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны. СПИД — не единственное новое заболевание последнего времени. Медики утверждают, что в наши дни в мире возникает в среднем по одной ранее неизвестной болезни в год, а старые заболевания приобретают новые, смертельно опасные формы. При этом вновь появившиеся инфекции распространяются с необыкновенной скоростью.

Во всем мире неуклонно растет количество природных катастроф. За 20 лет, по данным исследователей, оно увеличилось в четыре раза. В результате стихийных бедствий за десять лет в мире в целом погибли 622 тысячи и пострадали 2 миллиарда человек. В России количество природных катастроф в России ежегодно прибавляется более чем на шесть процентов. Ежегодный ущерб от стихийных бедствий составляет в нашей стране до 60 миллиардов рублей. Не следует ли задуматься и о причинах этих явлений?

Для нашего вразумления послан нам и нынешний финансовый и экономический кризис. Идея достижения материального благополучия ценой забвения нравственных норм и безразличия к духовным основам жизни находит в российском обществе немало сторонников. Хотя, казалось бы, драматическая история нашей страны в ХХ веке должна была бы убедить всех и каждого в эфемерности надежд на построение счастливой жизни на земле без Бога, без опоры на вековые традиции народа. Понадобились новые потрясения, чтобы помочь заблудшим избавиться от застарелой иллюзии.

На фоне нынешних экономических катаклизмов разговор об отклонениях от традиций в женской одежде могут посчитать несвоевременным и странным. Но позволительно будет напомнить, что мелочей в деле спасения души не бывает. В старину недаром говорили: «От копеечной свечи Москва сгорела». Любое, даже малейшее нарушение заповедей Божиих отдаляет виновного от Бога, ведет к разрушению личности, подтачивает основы существования отдельных людей, семейств, обществ и пагубно сказывается на загробной участи человека. Будем же во всем слушаться Божиих повелений, чтобы не навлечь на себя гнев Создателя и не оказаться среди тех, о ком сказал Господь: «Отойдите от меня, делающие беззаконие!»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.