Как развивать малыша с 4 до 5 месяцев. Развиваем внимание: прячем игрушку. Игрушки для развития четырехмесячного ребенка

В этой статье:

Развитие ребенка от 4 до 5 месяцев характеризуется заметными физическими и психоэмоциональными изменениями. В этот период малыши уже осознанно пытаются хватать заинтересовавшие их предметы, бросают их, наблюдая за эффектом, радуются появлению близких людей. Большинство детей к этому времени спокойно переворачиваются со спины на живот.

Особенности физического развития

Между 4 и 5 месяцами жизни кроха продолжает активно расти и набирать массу. По сравнению с прошлым месяцем вес ребенка увеличится в среднем на 750-800 граммов, а рост – на 2-2,5 см. Легкие в этот период по весу в два раза больше, чем у новорожденных, увеличиваются в размерах поджелудочная железа и печень.

В этом возрасте кроха заметно проще справляется с перевариванием еды, его реже мучают кишечные колики и он уже вполне способен проспать всю ночь, не беспокоя родителей голодным криком.

Раньше принято было считать, что ожидать появления первых зубов у ребенка можно не ранее полугодовалого возраста. Сегодня дети развиваются несколько быстрее, поэтому у многих из них первый зуб появляется уже к концу четвертого месяца.

О том, что у ребенка скоро появятся зубы, можно судить по обильному слюноотделению, частому плачу, особенно по ночам. Определить, что резцы действительно скоро появятся, можно, аккуратно проведя пальцем по деснам малыша.

Достаточно часто
о скором появлении резцов свидетельствует высокая температура и расстройство желудка у ребенка. Чтобы исключить ряд заболеваний, имеющих такие же симптомы, необходимо при их проявлении проконсультироваться с педиатром.

Между 4 и 5 месяцами жизни дети практически не беспокоят родителей плачем без видимой причины. Они уже почти адаптировались к новым условиям жизни и чаще всего находятся в отличном расположении духа.

Особенности психического развития малыша

Одним из основных показателей социального развития крохи в период с 4 до 5 месяцев является искренняя радость и удовольствие при виде родных и знакомых, обычно сопровождаемые улыбкой и активными движениями всего тела. В этом возрасте кроха еще доверчив и не проявляет неприязни к чужим людям. Он радуется появлению любого человека, который будет пытаться наладить с ним контакт. Всем своим видом малыш старается демонстрировать готовность к общению.

К концу четвертого месяца окончательно исчезает рефлекс ходьбы. Это легко проверить, если поставить кроху на твердую поверхность, удерживая под руки - его ноги будут оставаться в согнутом положении, имитация шагов исчезнет.

Большая часть малышей в этом возрасте положительно реагирует на музыку и приятные звуки, разыскивая их источники, активно поворачивая голову из стороны в сторону. Их уже можно увлечь яркими игрушками со встроенным музыкальным блоком.

Родителей и самых близких родственников дети в этом возрасте узнают не только по запаху, но и визуально. Общаясь с крохой, важно стоять над ним таким образом, чтобы свет хорошо освещал ваше лицо. Мама может подводить губы яркой помадой, привлекая внимание ребенка к лицу. Кроха будет с большим интересом следить за движениями накрашенных губ и даже попытается их повторить.

Особенности развития чувств малыша

Одно из основных изменений в жизни ребенка - он наконец начинает видеть не только те объекты, что расположены от него на расстоянии 40 см. Теперь, между 4 и 5 месяцем, кроха в состоянии фокусировать взгляд на любом предмете, независимо от того, на каком расстоянии он от него находится. Новые способности открывают для малыша новые возможности - видеть весь мир!

В этот период
самое время начинать развивать малыша, знакомя его с окружающим миром:

  • в доме;
  • из окна;
  • на прогулке.

Во время прогулок можно показывать крохе новые объекты, людей, животных, обращая его внимание на их форму, высоту, издаваемые звуки и даже удаленность.

В этот же период ребенок продолжает тактильное знакомство с миром. Он щупает все, что попадается ему под руку. Можно предложить малышу сравнить ощущения от касания разных поверхностей, дать ему потрогать холодные и теплые предметы.

Также в этом
возрасте формируется зрение ребенка, поэтому родителям нужно с особенной тщательностью подбирать для него игрушки. Наиболее активно кроха будет реагировать на игрушки ярких цветов, а также цветов, максимально приближенных к природным. С 4 до 5 месяцев ребенку не рекомендуется смотреть на экраны телевизоров и планшетов, которые намного полезнее будет заменить наблюдениями у окна и полноценными прогулками на улице.

Как развивается моторика?

Между 4 и 5 месяцами кроха уже осознанно управляет собственными ручками, развивая их движения. Родители могут помочь малышу наладить координацию рук, например, предлагая ему подержать
погремушку двумя руками одновременно, после чего переложить ее из одной руки в другую.

Для усовершенствования координация малыша хорошо использовать такую игру. Уложите ребенка на спину, обхватите его в зоне предплечий, после чего медленно помогите ему сесть, приговаривая, что он «растет большим-большим», после чего аккуратно поставьте кроху на ножки и снова медленно уложите на спину.

Как развивается речь малыша?

Сложно поверить, но между 4 и 5 месяцами у малыша активно развивается речь, которая пополняется многочисленными гласными. Ребенок с удовольствием практикует речевые навыки, общаясь с близкими, стараясь копировать их интонации. Для правильного развития речи уже с этого возраста необходимо как можно
чаще:

  • беседовать с малышом обо всем на свете;
  • рассказывать ему сказки;
  • читать стишки;
  • описывать окружающие предметы, явления и пр.

Во время такого общения нужно положительно реагировать на лепет малыша, давая ему понять, что слышите его, понимаете и получаете удовольствие от диалога. Старайтесь говорить медленно, понятно, с паузами и соблюдением интонаций, останавливайтесь, когда кроха вступает в «разговор», внимательно вслушиваясь в его лепет.

Помните о том, что в этом возрасте эмоциональный мир ребенка трансформируется, поэтому для него очень важно иметь образец того, как можно жестикулировать, изменять интонации и мимику во время общения. Чем старше будет становиться малыш, тем лучше он будет понимать обращенную к нему речь.

11 голос, средняя оценка: 3,82 из 5

Развитие ребенка в 4 месяца жизни направлено, прежде всего, на совершенствование эмоций. Он чувствует себя намного лучше физически, проблемы периода адаптации, колики отошли на задний план. Теперь малыш увлеченно познает самого себя, учится контактировать с папой и мамой, старается активно познавать мир. Задача родителей – помочь ему в этом непростом деле. Развитие мальчиков и девочек в таком раннем возрасте не слишком отличается, чему не следует удивляться. Различия между полами проявляются разве что в показателях роста и массы, и то не всегда.

Физическое развитие малыша

В 4 месяца особой разницы между физическим развитием детей обоих полов нет. Разве что мальчик может быть чуть крупнее и быстрее поправляться чем девочка. В среднем грудничок набирает за этот месяц 600 грамм, весит 6,2-6,8 кг., почти в два раза больше, чем новорожденный. Растет малыш по-прежнему очень интенсивно, он вытягивается приблизительно на 2 см. Средний рост четырехмесячных детей 62-65 см. Показатели физического развития детей могут быть разными, чему не следует удивляться. Ведь каждый малыш развивается по своему собственному плану, почему ваш должен быть обязательно похож на других. Многое зависит от генетики, в каких условиях живет грудничок, какой у него рацион.

Четвертый месяц жизни характеризуется появлением новых физических навыков у малыша. Он уже переворачивается с живота на спинку и обратно. У одних детей это получается сделать уже в начале месяца, у других – в конце. Мальчики иногда переворачиваются быстрее, чем девочки, но далеко не всегда. Ни в коем случае нельзя оставлять в этом возрасте ребенка одного на большой кровати, чтобы он не перевернулся, и не упал. Лежа на животе карапуз уверенно держит голову, иногда закидывает ее назад, приподнимется не только на локтях, но и на ладошках. Если взять его за ручки и подтянуть, малыш может сесть. Надолго сажать его не стоит, мышцы спины у крохи еще не окрепли. Когда ребенка берут под мышки, он встает на носочки и пробует отталкиваться.

Гипертонус на руках к четырем месяцам почти исчез, на ножках еще сохраняется. Ладошки малыша уже не зажаты в кулачки, а почти всегда открыты. Он может хлопать, уверенно засовывать пальчик в рот. Детям в этом возрасте уже получается самостоятельно хватать игрушки удерживать в течение тридцати секунд. Большинство умеет играть с подвеской, они ударяют по игрушке ручкой и внимательно смотрят, пока игрушки не остановятся. Это один из первых навыков активного познания мира. Лежа на спине ребенок может достаточно высоко поднять ножки. В положении на животе малыш пытается ползти. Правда у половины получается двигаться не вперед, а назад. Когда вы берете малыша на ручки, он старается активно «помогать», сильно напрягает и старательно подтягивает свое тело, иногда аж потеет от напряжения.

Итак, подобьем итог, какие физические навыки свойственны четырехмесячным детям. Вот чему они уже научились:

  • Большинство умеют переворачиваться со спины на живот и наоборот
  • В положении на животе опираются на ладошки и поднимают туловище, уверенно держат головку
  • Садятся, если их подтянуть за ручки
  • Отталкиваются ножками от поверхности, когда их держат в вертикальном положении
  • Умеют хватать игрушки и удерживать их пол минуты
  • Играют с подвесками
  • Высоко поднимают ножки, лежа на спине
  • Пытаются ползать на четвереньках, если лежат на животике
  • Активно помогают маме, когда та берет их на ручки

Зрение, слух и речь четырехмесячного ребенка

К четырем месяцам жизни у детей завершается формирование органа зрения. Они четко видят не только предметы, которые находятся на расстоянии 30-40 сантиметров от них, но и те, что расположены на отдалении в 3,5 метра. Правда фокусировать взгляд на дальних ракурсах детям еще не получается. Четырехмесячный ребенок учится различать цвета, больше всего его интересуют яркий контрастные игрушки и картинки. Малыш поворачивает голову и умеет переводить взгляд на 180 градусов, особенно хорошо это получается в вертикальном положении. Кроха уверено следит глазами за разными предметами, провожает их взглядом. Взяв в руку игрушку, ребенок сначала оценивает ее взглядом, лишь потом тянет в рот. Он также различает лица мамы, папы бабушки и реагирует на появление близких улыбкой. Начинают интересовать малыша движущиеся объекты, чего не было раньше. Он с удовольствием следить за электрическими паровозиками, машинами, домашними животными, старшими братиками и сестричками.

Слух у ребенка 4 месяцев также совершенствуется, становится почти таким же, как у взрослых. Он уже умеет определять источник шума и поворачивает туда голову. Правда перед этим на несколько секунд задумывается, мозг анализирует полученную информацию. Малыш начинает различать голоса мамы и папы. Четырехмесячным детям очень нравится слушать самих себя, они экспериментируют со звуками, гулят то тише, то громче, издают громкие крики.

Иногда ребенок несколько секунд мычит, потом лепечет, агукает и опять замолкает. Все это развивающая игра, не следует пугаться. Очень интересно груднички реагируют на музыку. Веселая мелодия у них вызывает возбуждение, а спокойная наоборот, успокаивает. В этом возрасте дети начинают разделяться на визуалов и аудиалов. Первые лучше воспринимают зрительные образы, вторые — слуховые. Существует стереотип, что девочки воспринимают мир ушами, а мальчики глазами. На самом деле это не так, тип восприятия абсолютно не зависит от пола. Чему ребенок будет отдавать предпочтение, звукам или образам, зависит исключительно от его индивидуальных особенностей.

Развитие слуха у ребенка в 4 месяца жизни идет параллельно с развитием речи. Дети могут не только агукать и произносить простые открытые гласные «а», «о», а начинают соединять их с согласными. Прежде всего они учатся произносить звуки «м», «п», «б». Иногда у них получается сказать слово «мама», «папа» или «баба», но чаще получаются слоги «бо», «ма», «хе», «ый». В детском лепете уже начинают просматриваться особенности языка, на котором разговаривают родители. Ребенок начинает активно общаться с родителями. Он с радостью «отвечает» маме, реагирует на ее интонации, хоть слов еще не понимает. Если общение внезапно прекратить, малыш заходится плачем. Чужих людей он пока не боится, увидев нового человека проявляет к нему интерес и пытается «заговорить». Речевое развитие мальчика может быть более медленным, чем девочки. Хотя на четвертый месяц это еще не так заметно.

Подведем основные достижения малыша в возрасте четырех месяцев, которые связаны с развитием слуха и зрения. Вот чему успели научиться детки:

  • Видеть предметы на расстоянии 3,5 метров
  • Хорошо различать яркие и контрастные цвета
  • Следить за движущимися объектами
  • Менять угол зрения на 180 градусов
  • Определять источник шума и поворачивать туда голову
  • Различать голоса родителей, их интонации
  • Правильно реагировать на разные типы музыки
  • Произносить более сложные звукосочетания
  • Детям нравится общаться со взрослыми, они сами проявляют инициативу.

Умственное и эмоциональное развитие малыша

Развитие у ребенка 4 месяцев эмоций и умственных способностей идет очень бурно. Он учится устанавливать связи между зрительными, слуховыми образами и последующими событиями. Например, многим детям становится понятно, что вид маминой груди означает еду. Они быстро успокаиваются, увидев сосок, даже до того, как возьмут его в рот. Эмоции ребенка становятся намного богаче, он умеет не только улыбаться, но и заливисто смеяться, чему несказанно радуются родители. Бурно проявляет радость при появлении мамы или папы, так же бурно реагирует на их внезапное исчезновение. Возбуждается при виде любимой игрушки, домашнего животного, звуках веселой песенки. Часто визжит и рычит от удовольствия, активно машет ручками и ножками. С помощью погремушки или колокольчика можно легко отвлечь малыша, добиться, чтобы он перестал плакать.

Потребности ребенка на четвертый месяц становятся более разнообразными, чем раньше. Он сигнализирует не только о том, что хочет пить и есть, писать и какать. Сейчас он капризничает, так как ему скучно, малыш проявляет любопытство при виде новых игрушек, интересуется новыми незнакомыми звуками.

Кроха начинает реагировать на свое имя, по-разному воспринимает голоса мамы и папы. В 4 месяца детям нравятся активные игры. Они радуются, если их подбрасывают, кружат, занимаются гимнастикой. Еще больше малышам нравится общаться со взрослыми, даже не совсем знакомыми. В этом возрасте они еще плохо различают своих и чужих, страх перед незнакомцами придет чуть позже.

У ребенка в 4 месяца жизни начинается интенсивное развитие памяти. Он может узнавать предметы и игрушки, которые видел минуту назад. Кроха уже хорошо знает всех, кто живет вместе с ним (папу, маму, бабушку), но больше всего привязан к маме. Себя и ее он еще воспринимает как единое целое, потому постоянно нуждается в тактильном, голосовом контакте. Визуальный образ мамы у ребенка связан с тем, как она выглядит, с одеждой и прической. Потому при смене цвета волос или в новом платье малыш ее может не узнать. Детям нравится изучать свое собственное тело, это занимает большую часть их времени. Малыш часто играет собственными ручками и ножками, ощупывает носик, губки, животик, сосет пальчики, трет глазки, пытается затянуть в рот ножку. Можно тихонечко понаблюдать за крохой, пока она вас не видит. Вы сможете лучше узнать, чему малыш уже научился.

Итак, подведем итог, чему научился ребенок в 4 месяца:

  • Начинает понимать самые простые причинно-следственные связи
  • Расширяется гамма чувств, ребенок испытывает страх, любопытство, радость, обиду
  • В эмоциональном плане малыш делает большой скачок
  • Активно изучает собственное тело
  • Узнает по лицу и голосу близких, выделяет, в первую очередь, маму
  • Посторонних людей воспринимает пока без страха, но с некоторой настороженностью
  • Происходит активное развитие памяти.

Не следует постоянно заглядывать на женский форум или расспрашивать постоянно знакомых мам, чему научились их дети. Особенности развития ребенка в 4 месяца очень индивидуальные. Разным детям свойственны разные навыки, потому грести всех под одну гребенку не стоит. Мальчики и девочки не слишком отличаются друг от друга в этом.

Особенности ухода за четырехмесячным ребенком

Основу кормления четырехмерного ребенка по-прежнему составляют смеси и грудное молоко. Ребенок ест 5-6 раз на протяжении дня, иногда один или два раза просыпается ночью или ранним утром, чему не стоит удивляться. Дети много энергии тратят на развитие и рост, так что выдержать длительный ночной перерыв в еде еще на способны. Насчет времени введения прикорма, существуют разные мнения. Старая таблицы рекомендует уже в этом возрасте давать младенцам фруктовые соки, каши или овощные пюре. Новые правила утверждают, что детям на грудном вскармливании прикорм нужно вводить не раньше шести месяцев, а малышам на смеси – в 5-5,5 месяца. Какой режим питания и прикорма выбрать, лучше подскажет ваш педиатр. Он проведет осмотр ребенка и на его основе примет решение. Также у врача можно попросить качественные материалы, касающиеся питания ребенка первого года жизни.

Прикармливать ребенка необходимо тогда, когда у мамы мало молока. В таком случае ребенок часто встает и кричит ночью, просит есть каждые 1,5-2 часа днем. Если приложить его к груди, пьет молоко очень жадно. В качестве первого прикорма может выводится каша безмолочная, гречневая или рисовая. Манная и овсяная противопоказаны для питания младенцев, так как содержат глютен, а кукурузная слишком грубая для малыша. Овощное пюре можно делать из кабачка, тыквы, капусты цветной. Из фруктов детям дают яблочко, резаный и протертый банан. Соки и компот подойдут любые, кроме цитрусовых, нежелательны также красные ягодки. Они содержат многие витамины, которых вскоре будет не хватать малышу. Прикорм вводят очень маленькими порциями на протяжении двух недель. Первая порция должна составлять не больше половинки чайной ложечки, с постепенным доведением до 100 миллилитров. Меню для дополнительного кормления надо подбирать индивидуально, следить чтобы на продукты не возникла аллергия.


Отправить

Потребность во сне на четвертый месяц около 15 часов. Приблизительно 10 часов ночью и три раза по 1,5-2 часа днем. Укладывать кроху спать надо в период от семи до девяти вечера. Некоторые детки ночью еще просыпаются, чтобы поесть, это нормально. Но есть и те, которые спокойно спят до утра. В комнате, где спит ребёнок должно быть тихо, ни в коем случает не держите, и не включайте там телевизор или компьютер. Иначе малыш будет беспокойный, станет ворочаться во сне, а утром проснется уставшим и капризным, а истерики вам ни к чему. Желательно установить распорядок сна днем, укладывать малыша в кроватку в одно и то же время. Если грудничок отказывается заснуть, можно включить ему тихую спокойную музыку или спойте колыбельную. Для хорошего сна и нормального аппетита важны прогулки. Вывозить на улицу малыша надо не меньше двух раз, желательно утром и вечером.

По-прежнему важен уход за кожей ребенка. Следует вовремя менять подгузники, каждые 2-3 часа, пользоваться качественной детской косметикой. Ежедневное купание сейчас превращается в настоящее развлечение. Купите крохе специальные игрушки для ванной, удлините немножко время водных процедур, чтобы он мог с ними поиграть.

Одежда малыша должна быть из натуральных тканей, без лишних швов. Важно, чтобы она не сковывала движений, и не мешала, размер должен соответствовать возрасту. Длинные завязки, рюши и пуговички малышу ни к чему, одежда должна быть в первую очередь функциональной. Устраивайте ребенку несколько раз в день воздушные ванны, положите голенького на кровать и поиграйте. Это не только полезно для кожи, но и закаляет младенца, помогает лучше развивать двигательные навыки. На четвертый месяц малыш лысеет, пугаться не следует, просто пушковые волосы сменяются обычными.

Занятия с ребенком в 4 месяца

Чтобы развитие ребенка на 4 месяце шло правильно, с ним нужно заниматься. Чему можно его научить в этом возрасте? Когда малыш бодрствует, кладите чаще его на живот. Он будет укреплять мускулы шеи и спины, сможет более активно рассматривать мир вокруг. Попробуйте стимулировать ползанье. Положите игрушку в некотором отдалении от ребенка, пусть пробует дотянуться. Если кроха еще не научилась переворачиваться, помогите овладеть этим навыком. Когда малыш лежит на спине, заложите ему одну ножку на другую и медленно переверните на бок. В том же положении подложите руку ему под спину и покачиваете из стороны в сторону. Уложите ребенка на бок и легонечко подтолкните, чтобы он сам попробовал повернуться. Младенец не должен сразу же повторить то, чему вы пытаетесь его научить. Наберитесь терпения, через несколько дней он сам удивит вас новыми умениями.

Активные игры очень полезны для периода четырех месяцев. Попробуйте поднимать малыша вверх и опускать вниз, кружить. Некоторым детям такое упражнение очень нравится. Гимнастика и зарядка пока пассивная, разгибание и сгибание ручек, разведение ножек «велосипедик». Можно пробовать подтягивать малыша на руках, чтобы он понемногу садился. Но долго в таком положении держать его нельзя. Возьмите кроху под мышки, в вертикальном положении детки активные прыгунки, им нравится пружинить на полусогнутых ножках. Для развития моторики пальцев играйте с карапузом в «тоси-тоси», перебирайте его пальчики, давайте в руки игрушки разной формы, с подвижными деталями. Вечером обязательно делайте расслабляющий массаж, чтобы малыш хорошо засыпал.

У малыша в 4 месяца уже довольно хорошо развито зрение, они различают основные цвета. Потому показывайте им картинки, на которых нарисована фигура, цифра или буква. Играйте с исчезающими предметами, медленно удаляйте игрушку с поля зрения ребенка, потом возвращайте ее на место. Почаще включайте ребенку музыку, читайте книги, детские стихи, перед сном обязательно спойте колыбельную. Очень важны занятия для развития речи. По несколько раз в день «разговаривайте» с малышом». Говорите простые слова, слоги с разными интонациями, повторяйте речевые упражнения несколько раз в день. Необходимо всегда проявлять радость и хвалить крошку, когда у него получится повторять за вами звуки. Если вы чем-то занимаетесь с ребенком, комментируйте все свои действия словами. Тогда развитие речевых навыков пойдет у него намного быстрее.

Правильный режим кормления, развитие и уход за ребенком, очень важны, ведь в первый год малыш может многому научиться. Но единственно правильный рецепт, чему и как стоит учить младенца в раннем возрасте, пока не известен. Намного важнее установить с ним теплый эмоциональный контакт и психологическое взаимопонимание. Чему бы вы не учили кроху, радуйтесь даже его малейшим успехам. Хвалите малыша, он постоянно должен слышать положительные отзывы. Позитивные интонации в голосе поддержат и ободрят его, станут прекрасным стимулом для новых свершений. Постарайтесь, чтобы коляска с малышом всегда была рядом с вами, даже если вы занимаетесь собственными делами. Обязательно снимайте первые месяцы жизни карапуза на видео, чтобы потом он мог сам посмотреть на себя маленького.

Физическое развитие
Малыш прибавит в весе около 650 граммов, подрастает со дня рождения приблизительно на 14 см.

На пятом месяце ребенок становится более гибким и подвижным. Кроха лежит на животе, опираясь на предплечья и держа голову прямо. При этом с интересом рассматривает лежащие перед ним игрушки, иногда пытается дотянуться к ним рукой. Лежа на животе, переворачивается с живота на спину, норовит ползать вперед и назад. Помогите малышу освоить этот навык. Положите перед малюткой игрушку, хвалите за попытки дотянуться к ней. Для начала сделайте так, чтобы он мог ножками во что-то упираться или подставьте свою руку, немного помогите ему. Обязательно похвалите его за успех.

Лежа на спине, кроха хватает свою ножку, подтягивает пальчики ног ко рту, сосет их. Неплохо переворачивается со спины на живот, пытается сесть. Недолго может сидеть, прислонившись к опоре – в подушках или детском креслице, при этом хорошо удерживает голову. Малютка тщательно изучает игрушки, затем тянет их в рот. Трясет погремушкой, слушая ее звучание, выронив, ищет ее глазами. Умеет держать одной или двумя руками бутылочку.

Кожа ребенка еще подвержена раздражению, потнице. Чаще меняйте малышу подгузники, купайте его каждый день, обрабатывайте раздраженные места присыпкой.

Психологическое развитие
В этом возрасте ребенок продолжает изучать мир, очень стремится к общению. Сидячее положение дает ему новые возможности для исследования окружающих предметов и игры. Стремится активно участвовать в происходящем вокруг, привлекает к себе внимание различными звуками. Малютка гулит, агукает, громко произносит многие гласные и согласные звуки, пытается соединить их в слоги. Находясь в одиночестве, внимательно прислушивается к произносимым звукам. При появлении взрослых лепет усиливается. Повторяйте язык малыша, он поддержит «диалог».

Ребенок начинает отличать цвета. Замечает перемены в окружающей обстановке и эмоционально реагирует на них. С увлечением осматривает родителей, ощупывает лицо руками, дергает за волосы, сует пальцы в рот. Рассматривает лица на картинках. Малыш прислушивается к звукам, пытается найти источник звука, реагирует на удаленные звуки - до 3 метров.

Ребенок с радостью играет, если с ним что-то делают – щекочут, поднимают и опускают его, громко смеется. Лепечет в такт потешкам, играет в «ку-ку».Прислоните ручки малыша к своим губам или щекам и произносите с разными интонациями и мимикой простые слоги, это вызовет радость и смех крохи.

Поиграйте с малышом: поднесите к зеркалу, помашите своей рукой своему отражению, скажите: «привет!», обхватите ручку малютки и помашите ею. Выполняйте перед зеркалом простые действия: качайте головой, хлопайте в ладоши, покажите язык.
Повесьте перед малюткой игрушки разного размера, чтобы он мог к ним дотянуться, положите несколько игрушек, он будет учиться брать их самостоятельно. Взяв игрушку, малыш учится стучать ею, перекладывать в другую руку, или бросать ее перед собой. Обязательно похвалите кроху за успехи!

Давайте чаду слушать разную музыку, говорите с ним, какая это музыка - грустная или веселая. Не оставляйте музыку на долгое время, постоянный звук быстро утомляет кроху. Возьмите малютку на руки и потанцуйте с ним, улыбаясь и поощряя смех малыша.

Исследуя окружающий мир, кроха тянет все предметы в рот: изучая их, кусает, облизывает, пытаясь ощутить их. Следите за чистотой вещей, окружающих ребенка, но не мешайте ему брать игрушки в рот. Когда он подрастет, научится изучать предметы по-другому. Главное, чтобы игрушки были изготовлены из безопасных материалов, не были слишком мелкими. В будущем можно дать в руку малютке сушку или крекер – он будет учиться кусать и разжевывать пищу.

Вопросы мам про развитие ребенка от 4 до 5 месяцев

Ребенок до года

У малыша тонус, что это такое и что делать?

17 0

Нашему ребенку всего 5 месяцев и уже мне сказали, что у него повышенный тонус, хотя до меня до сих пор не доходит, что это такое. Вроде мышцы как - то напряжены и не расслабляются правильно, я так поняла. Но, оказывается, еще бывает пониженный тонус, у нашего этого нет. Что теперь делать? Массаж поможет? Или нужно к какому - то врачу обращаться, к невропатологу например? И стоит ли вообще паниковать? Я паникерша по натуре, поэтому немного страшно, главное, чтобы ребенку было хорошо и сейчас, и в будущем. Если массаж поможет, сколько нужно будет пройти процедур? Что скажите?

Вчера мне пришло письмо от читательницы с благодарностью за книгу “5 секретов развития” и вопросами про развитие малыша до года. Это действительно очень большая тема, которую я пока не затрагивала. Настало время исправляться Сегодня мы поговорим о развитии ребенка 4 – 5 месяцев.

На пятом месяце малыш уже должен целенаправленно хватать предметы (уже скоро он начнет их разглядывать прежде чем совать в ротик ), самостоятельно осознанно бросать предметы (разжимать ручку и выпускать), эмоционально реагировать на появление близких людей.

Хорошо если он уже может сам переворачиваться на животик. Если нет – не беда, его как раз пора учить! Для этого можете применить вот такую простую игру, которая также помогает развивать мускулатуру позвоночника:

Положите ребенка на спину. Привлеките его внимание погремушкой. Медленно передвигайте погремушку над ребенком, описывая полукруг. Малыш не захочет выпускать погремушку из поля зрения и начнет поворачивать голову, а затем и плечики вслед за ней. Так может случиться “первый поворот”.

Развитие чувств

Кроме того, в его жизни произошел очень важный момент – теперь он видит весь окружающий мир! Дело в том, что до 4 месяцев малыш видит только на растоянии 30-40 см., не больше. А теперь, после 4, он уже может сам фокусировать зрение вне зависимости от расстояния до предмета. Это может произойти чуть позже, в 4 месяца и 1-2 недели, но обязательно скоро случится. И тогда взгляду малыша откроется все разнообразие дома и улицы. Представьте, что вы ничего не видели и тут вдруг весь мир перед вами! Каково? Вот! И ваш малыш сейчас испытывает то же самое. Ведь раньше он не видел “дальше собственного носа”.

Поэтому самое время играть в увлекательную и познавательную игру: рассматривать улицу из окна и на прогулке! Одно наблюдение – это уже развитие и зрения и кругозора, показывайте и называйте как можно больше объектов, обращайте внимание крохи на звуки, движение, высоту, удаленнность.

Малыш продолжает осваивать мир наощуп , ему интересна фактура предметов. И это маме на руку! Давайте малышу в ручки разные материалы – бархат, шелк, мешковина. Можно использовать как , так и подручные средства. Еще для возраста 4 – 5 месяцев характерен интерес к температуре различной температуре. Поэтому вы можете дать ему подержать холодную и горячую бутылочку, ложку или даже кусочек льда или замороженную ягоду. Поиграйте в такую игру:

Возьмите вязанную перчатку. Нашейте на нее кусочки материала, разные по фактуре: шелк, бархат, сатин. И на 2 пальчика (через один) пришейте разные по форме пуговки – круглую и вытянутую. Положите малыша на спинку к себе на колени. И, ласково проговаривая все свои действия, погладьте надетой перчаткой ручки и пальчики крохи. После этого каждый из пальчиков перчатки по очереди кладите в ладошку малыша, чтобы он мог ощупать разные по фактуре материалы.

Зрение малыша продолжает формироваться , поэтому обращайте внимание на цвета при выборе игрушек. Они должны быть основными (красный, синий, желтый, зеленый) и натуральными, как в живой природе. А еще оградите кроху от мультиков, видео-уроков и тому подобного. Ему сейчас не рекомендуется смотреть на любые экраны. Лучше смотрите в окно

Моторика

Малыш уже управляет ручками, теперь надо поработать над координацией движений. А именно – развивать целенаправленные движения рук. Учите малыша держать игрушку двумя руками одновременно и перекладывать игрушки из руки в руку. Дайте ему игрушку, которая не помещается в одну руку и покажите, как ее держать двумя руками. А потом дайте ему эту же игрушку без подсказки. Поиграйте:

Дайте в одну руку малышу резиновое кольцо, а в другую руки какую-нибудь интересную небольшую игрушку. А затем, пока он еще не наигрался, показваете ему еще 1 игрушку, тоже маоенькую. Вам нужно добиться того, чтобы малыш не бросал старую игрушку, а переложил ее в руку к кольцу и взял обновку. Скорее всего, это получится не с первого раза. Мы так “играли” по-моему неделю:)

Для роста и развития координации ребенка очень полезна эта игра:

Положите ребенка на спинку и аккуратно обхватите его предплечья. Затем медленно переведите его в сидячее положение, приговаривая: «Растет малыш большой-пребольшой!» Затем очень осторожно поставьте малыша, приговаривая то же самое. Затем снова положите кроху и повторите игру.

Речь

В речи малыша уже появились гласные. Теперь ему нужна “практика”. Старайтесь любые свои и ваши общие действия сопровождать словами – описывайте происходящее. Рассказывайте ему обо всех окружающих предметах в доме и на улице. Поговорите с ним:

Разговаривайте с малышом, начиная с коротких предложений, например «Какой сегодня солнечный день». Когда малыш отреагирует лепетом или воркованием, перестаньте говорить и посмотрите ему в глаза. Если ребенок что-нибудь лопочет, отвечайте ему кивком головы и улыбайтесь. Тем самым вы даете понять малышу, что слушаете его и вам нравятся звуки, которые он издает. Проговорите следующее предложение. Обязательно сделайте паузу и подождите реакции малыша. Давая ребенку понять, что внимательно его слушаете и что вам нравится его слушать, вы тем самым способствуете развитию его речи и уверенности в себе.

Малыш сейчас усваивает более сложные эмоции. Поэтому когда обращаетесь к крохе, меняйте интонации, жестикулируйте и не прячьте мимику. Тогда малыш будет с каждым днем лучше понимать вашу речь, обращенную к нему. Когда малыш поймет, что может издавать также разные звуки, ему это будет очень нравиться и он будет кричать, “бормотать”. Если вы видите, что малыш не растроен и повторяет один и тот же звук часто – с ним все ок, просто он узнает свои возможности Пообщайтесь мимикой, можете поиграть в такую игру. Она обогощает мимику, ваше общение и просто очень веселит кроху.

Сядьте напротив малыша. Высуньте язык, распахните глаза и пошевелите носом. Возможно, малыш попробует повторить ваши движения. Когда он начнет повторять за вами, то вы, в свою очередь, повторите за ним. А потом покажите еще что-нибудь веселое, например надуйте щеки. Не правда ли, весело?

Что еще “поделать”?

В 4 месяца малышам особенно нравятся мыльные пузыри (если их еще лопать самим, то формируются начальные формы причинно-следственных связей)

Почитать! Читайте малышу как можно чаще. Кстати, если малыш быстро отвлекается, для чтения можете взять отдельную игрушку (для деток постарше используется игрушка-перчатка, но в вашем возрасте лучше взять простую резиновую) в виде животного и доставать ее только когда читаете. Со словами “Лева прише почитать тебе книжку”, вы “приводите” леву, даете его малышу и вместе читаете книжку и разглядываете картинки.

Слушать песенки-стишки, классическую и этническую музыку. Если умеете играть на инструменте – поиграйте малышу.

Разглядывать самые интересные места в квартире. Среди таких: вся кухня, аквариумы, чаинки в кружке.

Какие развивашки выбрать для развития ребенка 4 – 5 месяцев?

Предлагайте малышу шумящие игрушки. Простейшее извлечение звуков будет интересовать ребенка еще в течение нескольких месяцев. Играйте с геометрическими погремушками с удобными ручками, и погремушками с изображением людей и животных (лучше в форме, а не нарисованных).

Еще очень рекомендую купить сенсорный коврик, если нет возможности, можете сделать его сама – сшейте 9-12 видов ткани в одно покрывало, набейте несколько блоков ватой. Позже, когда малыш подрастет, вы сможете пришить на него пуговицы и веревочки для “завязавания”.

Хочу сказать большое спасибо Татьяне за такой настрой. Только благодаря вам мамы младенцев смогут прочитать здесь много интересного



Выбираем игрушки

Четырехмесячному ребенку, который уже умеет брать и удерживать различные по форме и величине небольшие предметы, можно предлагать погремушки с ручками различной формы . С пяти месяцев набор игрушек можно разнообразить: предложите малышу игрушки-пищалки (но не слишком тугие), небольшие кубики и другие игрушки из ткани различной фактуры с погремушкой внутри 2 . Большую радость пятимесячному ребенку доставят обычные предметы быта: ложки, кружки из прочной пластмассы, небольшие пластиковые баночки из-под мороженого, йогурта и т.п. (только убедитесь в том, что у них нет острых краев!).

Для малыша, который учится ползать, незаменимы игрушки, меняющие положение в пространстве при легком прикосновении: это могут быть мячи (в том числе музыкальные) 3 , шары из дерева и пластмассы (которые иногда делают тоже музыкальными, прозрачными или светящимися) или другие предметы округлой формы, например деревянные пасхальные яйца (которые, как уже писал наш журнал, издавна давали для забавы детям в русских деревнях). Можно положить в кроватку или манеж большой яркий надувной мяч . Толкая его ногами, ребенок будет не только играть, но и развивать координацию движений.

По-прежнему интересны ребенку неваляшки и яркие коврики , которые прикрепляются к кроватке 4 . Для занятий с малышом можно использовать яркие жостовские подносы или хохломские блюда (но рассматривать их ребенок должен только под контролем взрослого!).

Большое удовольствие малышу доставят игрушки-вертушки , приходящие в движение от легкого прикосновения руки. Отечественные фабрики игрушек выпускают деревянные мельницы и карусели, сделанные по принципу аналогичных народных игрушек, которые изготавливали еще в 19 веке. В магазинах игрушек вам предложат также импортные вращающиеся погремушки на подставке .

Для четырехмесячного ребенка гирлянды из погремушек прикрепляют уже не над самой грудью, а на расстоянии вытянутой руки, чтобы дотянуться до них можно было, лишь приложив некоторое усилие. Для пятимесячного ребенка, который научился брать лежащие предметы, игрушки лучше не подвешивать, а класть рядом, чтобы стимулировать двигательную активность: ведь для того чтобы взять игрушку, малыш должен будет повернуться со спины на бок или на живот. (Кстати, заметим, что с 5 месяцев специалисты рекомендуют во время бодрствования помещать ребенка не в кроватку, а в манеж, т.к. малышу, который учится ползать, понадобится больше места для игр.) Разложите игрушки в разных местах манежа и периодически меняйте их, чтобы поддерживать познавательную активность малыша. Кстати, по наблюдению педиатров, дети, которые с первого полугодия жизни могут занять себя игрушками, впоследствии не приобретают вредную привычку сосать пальцы.

Части речи

Примерно в 5 месяцев ребенок начинает произносить первые слоги с губными согласными м, б, п . Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесячного малыша долгожданное «мама», то, скорее всего, он произнесет его неосознанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба . Не забывайте время от времени замолкать и «давать слово» малышу 5 . Хорошо стимулируют становление речи короткие стишки, потешки, которые можно напевать или рассказывать просто «к случаю», выполняя ежедневные процедуры, связанные с уходом за ребенком. Тексты самых известных народных песенок и потешек мы приведем ниже.

Готовимся ползать и ходить

    В 4-5 месяцев, слыша ваш голос или звучание погремушки, малыш поворачивается на бок, а потом - на живот и пытается отыскать взглядом источник звука. Поощряйте двигательную активность малыша. Для этого продолжайте усложнять игры с погремушкой: погремите ею сбоку от ребенка. Когда он повернется на звук, приблизьте к нему погремушку, а потом вложите ее в руку ребенка.

    Чтобы стимулировать первые попытки малыша передвигаться самостоятельно, поставьте впереди примерно на расстоянии метра от лежащего на животе ребенка жостовский поднос или яркое панно, прислонив их к стенке кровати или манежа. После нескольких попыток малыша подползти поближе помогите ему, подставив под его ступню ладонь. Пусть ребенок дотянется до подноса, дотронется до него.

    Подготовить малыша к ходьбе поможет «потанцовывание», когда взрослый держит ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или манежа (но не ставит его на ножки!). Ребенок при этом двигает ногами, как будто пританцовывая. Потанцовывание доставит ребенку еще большее удовольствие, если вы будете напевать песенку. Например, такую:

Ай, Ванюша, попляши,
Больно ножки хороши!
Можно и фривольнее:
Ай, скок, поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Целовал-миловал,
Да к себе прижимал.

Знакомство с окружающим миром

Начиная расширять «кругозор» малыша, родители должны помнить, что до 5,5 месяцев ребенка привлекают лишь те предметы, которые находятся на расстоянии около 90 см. Поэтому вряд ли стоит торопить события и пытаться обратить внимание малыша на пейзаж за окном или птичку, летящую высоко в небе. Но ведь и рядом с нами так много интересного!

  • Совершите вместе с ребенком «экскурсию» по собственной квартире. Подойдите к висящим на стене фотографиям семьи, рассмотрите их. Сходите на кухню. Назовите малышу предметы, которые он там увидит. Дайте ему потрогать и подержать все, что можно и что не представляет опасности (небьющиеся чашки и миски, деревянную лопаточку, полотенце и т.п.).
  • Подойдите вместе с ребенком к большому зеркалу. Вы увидите, как малыш улыбнется своему отражению и, возможно, потянется к нему, чтобы познакомиться с ним поближе.

"Уроки анатомии"

Самой интересной «игрушкой» для ребенка становится его собственное тело: он может подолгу рассматривать свои руки, некоторые с удовольствием сосут пальцы ног.
Дайте малышу первый «урок анатомии»: наклонитесь к нему, проведите его руками по своему лицу, дайте ему его ощупать. Покажите, где у вас нос, уши, глаза, при этом называя каждую часть лица. Игры с частями тела помогают малышу научиться ориентироваться в пространстве, а также способствуют овладению речью.
Вспомните детские игры и потешки, в которых называются части тела. Рассказывайте или напевайте эти стишки во время гимнастики, одевая ребенка или делая ему массаж. Напомним некоторые из народных игр-потешек для самых маленьких, в которые играли с нами наши мамы и бабушки.

1. (Ритмично перебирая пальцами по спине ребенка):
Идет бай по стене,
Несет лапти на спине.
Дитенкам по избенкам
Дарит по лаптенкам.

2. (Показывая на нос ребенка):
- Чей нос?
- Мокеев.
- Куда едешь?
- В Киев.
- Что продашь?
- Рожь.
- Что возьмешь?
- Грош.
- Что купишь?
- Блин.
- С кем съешь?
- Один.
(Легонько треплют ребенка по носу)
- Не ешь один, не ешь один!

3. (Осторожно раздвинув ножки ребенка и легонько постукивая подошвами друг о друга):
Токи-токи-тошки,
Кую-кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке.
Дорога кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ - приехали.

4. (Поднимая и вытягивая руки лежащего на спине ребенка):
Потягунюшки, порастунюшки,
(соединяя и распрямляя ноги ребенка)
В ножки - ходунюшки,
(приближая губы к губам ребенка)
В роток - говорок,
(легко трепля волосы ребенка)
А в головку - разумок.

Отличное средство развития мелкой моторики - так называемые пальчиковые игры. Кто из нас не помнит сороку-ворону, которая варила кашку? Интересно, что, по наблюдениям детских психологов, пальчиковые игры не только облегчают впоследствии обучение письму и рисованию, но и способствуют овладению речью, т.к. при этом происходит индуктивное возбуждение центров речи.

Отличное средство развития мелкой моторики - так называемые пальчиковые игры. Кто из нас не помнит сороку-ворону, которая варила кашку? Интересно, что, по наблюдениям детских психологов, пальчиковые игры не только облегчают впоследствии обучение письму и рисованию, но и способствуют овладению речью, т.к. при этом происходит индуктивное возбуждение центров речи.

Те варианты игр, которые мы предлагаем, - пока еще только подготовка к настоящим пальчиковым играм, движения которых малыш со временем научится выполнять самостоятельно.

1. Сорока, сорока, кашку варила,
На порог поскакивала, гостей посматривала:
Не едут ли гости, не везут ли гостинцы?
Приехали гости, привезли гостинцы:
(загибают пальцы ребенка)
Этому - кашки,
Этому - бражки,
Этому - пивца,
А этому - не хватило.
Поди к колодцу,
Напейся водицы.
(дотрагиваются до ладони ребенка)
Тут пень,
(берут ребенка за кисть руки)
Тут колода,
(берут ребенка за локоть)
Тут мох,
(щекочут ребенка под мышкой)
Тут водичка.

Поочередно загибая пальцы ребенка, приговаривают:
2. Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
(Кстати, с помощью этой игры можно сделать увлекательным даже такое скучное занятие, как стрижка ногтей.)

Конечно же, предлагаемые нами варианты потешек и сопровождающих их движений не единственные. В том и прелесть народных песенок и игр, что вы можете сочинять и импровизировать сколько угодно - лишь бы игра оставляла удовольствие вам и вашему малышу. Может быть, вы знаете другие игры для самых маленьких или не всем известные «вариации на тему» «Сороки-вороны» или «Мальчика-пальчика»? Пришлите их нам. Самые интересные игры и потешки будут опубликованы в журнале «9 МЕСЯЦЕВ» (разумеется, с указанием фамилий тех читателей, которые их прислали).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.