Тема этикет старшая группа. Интегрированное занятие в старшей группе ДОУ «Волшебник Этикет

Поведение в обществе - это тоже зеркально отражение того, что ребенок видит вокруг себя, поэтому стремясь ему что-либо хорошее и полезное привить, будьте для него лучшим примером этого.

Первые представления о нормах поведения дети получают в семье и детском саду. С ранних лет родители внушают им определённые нравственно - поведенческие правила. В детском саду ребёнок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для комфортного существования детского коллектива.

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. Воспитатель не только формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует развитию внутренней и внешней культуры родителей своих воспитанников, таким образом, влияя на современное состояние общества.

Воспитатель ежеминутно, терпеливо формирует представления своих воспитанников о нормах и правилах поведения, влияя тем самым на взаимоотношения дошкольника с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение, готовя его к будущей самостоятельной жизни. Ребёнок дошкольного возраста многое знает из рассказов родителей, бесед с ними, а также из собственных наблюдений за окружающим миром. Педагог лишь должен расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, принятую в обществе.

Поскольку в этикетном поведении высока значимость нравственного аспекта, следует постоянно обращать внимание воспитанников на то, что и почему хорошо или плохо. При этом тон воспитателя должен быть спокойный, доброжелательный и доверительный. Это создаёт наиболее подходящие условия для формирования этикетного поведения. При обучении правилам этикета необходимо учитывать психовозрастные особенности дошкольника.

Стандарт дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

Развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

Создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

Формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

Воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям - уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

Создание коммуникативной компетентности ребёнка - распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

Формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Таким образом, исходя из выдвигаемых требований, с правилами и нормами этикета дети знакомятся на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОУ.

Необходимый настрой на этикетное поведение создаёт установленный порядок в группе, выработанный совместными усилиями воспитателя и детей. Для воспитания этикетного поведения необходимы определённые условия.

Основные правила этого порядка можно сформулировать так:

Проявляем к каждому дружеское участие и терпение;

Сопереживаем и стремимся оказать помощь друг другу;

Доброжелательно воспринимаем каждого из своих товарищей;

Не отказываемся в участии в играх и упражнениях;

Не стесняемся своего незнания и неумения;

Не боимся ошибаться сами и не смеёмся над ошибками других.

Все эти правила можно объединить в такое важное состояние человеческого общежития, как любовь. Научить ребёнка проявлению любви в этом одно из важнейших назначений обучения правилам этикета.

Таким образом, правила детского этикета - это основа основ, которая поможет ответить на вопрос, как последовательно научить ребенка правильно и достойно вести себя в обществе. Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе: это поведение в семье, в коллективе, в общественных местах и на улице. Через игру, в процессе общения с окружающими, участвуя в любых видах деятельности, ребенок получает первые уроки культурного поведения в обществе.

Стержнем основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия -- непременное условие воспитания культуры общения. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость.

В обществе существуют принятые формы приветствия, обращение друг к другу, оказание некоторых услуг, формулы благодарности и извинений. Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут -- тактичность, одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки.

Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая, копируют услышанное.

Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия:

1) как вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения;

2) как вести себя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами;

3) как вести себя красиво, т.е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.

Для формирования правил и норм поведения воспитатели-практики рекомендуют использовать следующие методы и приемы воспитания этикетных норм у дошкольников:

Общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо)

Словесные приемы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа)

Игровые приемы (занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, путаница кроссворды.)

Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации, схемы.)

Использование театрализации (кукольного, настольного, театра фланелеграфе, этюды, сцены.)

Художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни.)

Практические действия

Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления)

Метод проектов

Подводя итог сказанному, хочется вспомнить замечательные слова А.С. Пушкина: «Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».Мы часто ошибаемся, когда думаем, что сможем прожить без людей. Процесс социализации личности, который напрямую зависит от принятия и соблюдения правил этикета, принятых с обществе, очень важен. Стоит иногда больших усилий сохранить добрые отношения с окружающими людьми и в то же время остаться самим собой. И если взрослым легче себя контролировать, то детям нужно помогать, учить жить в коллективе.

Приходя в детский сад, ребёнок попадает в интересное и необычное для него пространство. Это совершенно новый коллектив - воспитатели, младшие воспитатели, педагоги и - такие же, как он сам, - малыши. Существуют определенные нормы и правила поведения, которые нужно постепенно объяснить ребенку. Другими словами, разъяснить, что такое «хорошо», и что такое «плохо». Процесс занятий может быть очень увлекательным как для детей, так и для взрослых. Ведь обучая, мы и сами учимся (это всегда полезно), иногда у своих же собственных детей, потому что в их глазах и устах - истина. Проводимая работа помогает воспитателю и родителям научить ребенка адаптироваться в коллективе, общаться со сверстниками и родителями, другими взрослыми.

Организация: ГБОУ лицей 1367

Населенный пункт: г. Москва

Задачи:

  • познакомить с понятием «этикет»;
  • учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;
  • совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
  • упражнять в использовании вежливых слов;
  • воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду;
  • формировать навыки культурного, этически грамотного поведения;
  • развивать мыслительную деятельность у детей.

Предварительная работа: заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах

Материал:

  • туалетные принадлежности: мыло, зубная щетка, расческа, полотенце; зеркало; заколка для волос;
  • круги красного и зеленого цвета по количеству детей;
  • цветик-семицветик с правилами поведения в различных местах;
  • «волшебный цветок».
  • ЭОР: диск с мультфильмом «Маша и медведь»

ИКТ: СD-плеер или магнитофон, телевизор с DVD-проигрывателем или мультимедийные средства обучения.

Ход занятия

(Дети входят под песню «Детский сад»).

Воспитатель : ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Дети хором здороваются.

Воспитатель:

«Доброе утро!», гости! «Доброе утро!», дети! «Доброе утро!», солнце!

Солнышко ясное встало «Доброе утро!» - сказало
«Доброе утро!» - кричу я прохожим Веселым прохожим на утро похожим,
Но если проснешься, а дождик в окно стучит, да стучит и без солнца темно

«Доброе утро», друзья, все равно
«Доброе утро» и в холод и в град
«Доброе утро» - не зря говорят
«Доброе утро» велит быть добрей и веселей

Воспитатель: Первые слова, которыми мы начинаем день – это «Доброе утро». А что мы говорим этими словами, ребята? Дети: желаем веселья, счастья, хорошего настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, светлым, добрым. А Что еще мы говорим друг другу при встрече?

Ребёнок.

Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
- Здравствуйте, -
Улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.

Воспитатель: Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него. ПРИВЕТСТВИЕ - это одно из самых важных правил этикета. А что такое «этикет» нам расскажут дети:

Все дети:

Что такое «этикет»?
Мы сейчас дадим ответ.
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!

2 ребёнок:

Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.

3 ребёнок:

Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!

Воспитатель: Молодцы! А теперь садитесь. Ребята, мы с вами знаем, что правил этикета очень много. Некоторые из них собраны в один цветок. Посмотрите внимательно и скажите, где необходимо соблюдать правила поведения. (Цветик-семицветик , дети называют: в детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице, дома.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Но сегодня мы остановимся на этикете в детском саду.

(Забегает девочка – неряха, под песню «Воспитание» , из карманов торчит зубная паста, мыло, расческа, зеркало).

Воспитатель: Что ты кричишь, бежишь. Расскажи, что с тобой случилось? Девочка : я проспала.

Воспитатель : а почему ты так неопрятно и некрасиво одета? Девочка : я торопилась и думала, что и так сойдет. Воспитатель : Дети. Посмотрите, как некрасиво, когда человек грязный и неаккуратно одет. В таком виде можно приходить в детский сад? Надо исправлять положение: поможем девочке?

Дети : Да. (Для этого по очереди, подходите к девочке и помогите ей привести себя в порядок)

Воспитатель: Ну вот и все! А теперь покажем нашим гостям и девочке, как мы встречаем новый день.

Физкультурная минутка:

Рано утром мы проснулись,

потереть глаза кулачками

Сладко, сладко потянулись!

потянуться вверх

Чтобы сон ушел - зевнули

зевают

Разбудил нас бег на месте,

«бегут»

В ванну побежали вместе

«рисуют» прямоугольник в воздухе

Умывались и плескались,

имитируют движения умывания

Зубы вычистить старались,

«чистят» зубы

Причесались аккуратно,

«причесываются»

Приоделись все опрятно.

проводят руками по телу-«одеваются»

Не хотим мы больше спать

грозят пальчиком

Будем весело играть!!!

хлопают в ладоши.

Девочка уходит, махнув рукой.

Воспитатель: Она забыла сказать волшебное слово…«спасибо».

За что мы говорим «спасибо»? За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали, сколько раз.

Благодарность - чувство признательности кому-нибудь за оказанное внимание и добро. К сожалению, мы часто забываем говорить волшебные слова, а они так необходимы.

Я вас приглашаю сесть в большой круг, и подарить друг другу “ласковое слово”. “Волшебный цветочек в руки возьму, и ласковое слово тебе подарю». (Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебный цветочек ”, говоря при этом добрые, ласковые слова).

Воспитатель : Но быть воспитанными, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. А еще это соблюдение важных правил. О некоторых очень важных правилах ребята хотят прочитать стихотворения.

1 ребёнок:

В садик не бери конфетки,
Ведь другим обидно деткам.
Маму провожай спокойно,
И веди себя достойно.
Воспитательницу слушай,
Без приказа спи и кушай.

2 ребёнок:

Одевайся побыстрей,
Не задерживай детей.
Игрушку ты не отнимай,
Возьми другую, поиграй.
С незнакомым не ходи,
Воспитателя зови.
Маму радостно встречай,
По подружкам не скучай.

Воспитатель: все соблюдают эти правила? Да! Спасибо, вам, дети!

Воспитатель : Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть еще в одну игру «Хорошо ли плохо ли». Пойдемте к столам. Возьмите по красному и зеленому кружочку в руки. Я буду показывать вам иллюстрации, на которых изображены поступки, а вы, молча будете поднимать красный или зеленый кружок. Если поступок хороший поднимаете зеленый кружок, а если плохой – красный. Показываю иллюстрации с сюжетами, дети поднимают соответствующий кружок . (Последняя иллюстрация о том, что нельзя звонить поздно вечером).

Воспитатель: дети, а в тихий час можно шуметь, кричать, мешать другим детям спать? (нет ) Нужно лежать тихо, даже если тебе не хочется спасть, не мешать остальным детям. Послушайте стихотворение об этом из большой книги правил. (чтение) А сейчас предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Маша и медведь», который наверняка вы все видели. Садитесь поудобней и смотрите внимательно!

Просмотр фрагмента мультфильма «Маша и медведь»

Воспитатель : Ребята, скажите, что Маша сделала не правильно?

Ответы детей: (взяла спички, не давала спать Мишке, кричала за столом, выпустила пчел).

Воспитатель : А как бы, вы, поступили на ее месте? Ответы детей.

Воспитатель : А что, вы, можете сказать о медведе? Ответы детей.

Воспитатель : Дети, а почему Маша плохо себя ведет?

Дети :, она невоспитанная, потому что она не знает правил поведения.

Воспитатель : Сотни правил в этикете, Все не выучить сразу. Но, пожалуйста, уж, дети, Вы не огорчайте нас! Изучайте этикет. И живите много лет! В жизни Ваше воспитание ждут большие испытания.

Самоанализ: Ребята, о чем мы с Вами сегодня разговаривали.

Дети : О правилах поведения, об этикете.

Воспитатель : Правильно. Вы поняли, что такое этикет? Это правила вежливого поведения. А все ли из Вас правильно и красиво себя вели? Мы с вами будем еще многому учиться, чтобы о вас сказали: «Это воспитанные и вежливые дети». Молодцы все! И по правилам этикета мы обязаны угостить наших гостей. Для этого мы пойдем по дороге добра.

Включаю аудиозапись песни « Дорогою добра» (угощаем гостей конфетами).

Деловая игра для воспитателей «Эстетика и культура питания в детском саду»

Описание материала: предлагаю вам сценарию деловой игры для воспитателей "Эстетика и культура питания в детском саду". Данный материал будет полезен для воспитателей, педагогов дошкольных учреждений, для студентов. Материал направлен на повышение профессиональных знаний по этике и эстетике культуры питания в дошкольных учреждениях в работе с детьми.
Цель:
Систематизировать знания педагогов по вопросам эстетики и культуры питания в детском саду.
Задачи:
1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов по культуре питания.
2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.
Принципы деловой игры:
- практическая полезность;
- максимальная занятость;
- перспективы творческой деятельности каждого педагога.
Критерии оценки деятельности в деловой игре:
- уровень активности участников;
- педагогическое мастерство;
- умение находить оптимальные или наиболее простые и действенные решения;
- творческий подход к решению задач игры.

Ход деловой игры:

Формы этикета:
Речевой (словесное выражение уважения к людям)
Неречевой (поведенческие действия, в которых проявляется уважение к людям)
Разновидности этикета:
Деловой
Служебный
Семейный
Столовый
Гостевой
Подарочный
Танцевальный
Этикет телефонного разговора
Этикет в общественных местах
Уроки этикета уже начинаются в раннем возрасте. Ребенок в детском саду учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания – жевать бесшумно закрытым ртом, не разговаривать, пользоваться салфеткой по мере необходимости, благодарить за еду.
Подготовить красиво сервированный стол дети приучаются с младшего возраста: постелить скатерть или салфетки, расставить хлебницы и приборы.
Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде.
Соблюдение детьми гигиенических требований – одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Дети после окончания еды вытирают салфеткой рот, благодарят за еду и выходят из-за стола.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие эстетика питания.
Приглашаю поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.
Наша сегодняшняя игра командная. Участвуют 2 команды.
(Команды должны придумать названия своей команды соотносительно по данной сегодняшней теме). Жюри состоит из 2 человек. Жюри будут оценивать содержательность, оригинальность, эмоциональность выступления.
Максимальная оценка всех конкурсов - 3 балла.

Станция 1 Разминочная
Вопросы первой команде:
1. Чем берут хлеб из хлебницы?
2. Чем едят макароны?
3. Куда нужно положить ложку, размешав сахар в чае?
4. Какие фрукты едят руками?
5. В какой руке держат нож?
6. Как нужно наклонять тарелку с супом?
7. Что нужно делать, если вилка упала?
8. Как нужно разговаривать за столом?

Вопросы второй команде:
1. Как едят хлеб?
2. Чем едят рыбу?
3. Чем размельчают мясные блюда (котлеты)?
4. Куда нужно положить ломтик лимона, отжав его в чае?
5. Какие фрукты едят с помощью вилки и ножа?
6. В какой руке держать вилку?
7. С какой стороны убирают суповые тарелки?
8. Куда класть использованную бумажную салфетку?

Станция 2
Порядок сервировки стола на завтрак.

К завтраку на стол ставят: салфетницу, хлебницу, тарелку с порционным маслом, чашку с блюдцем (ручка чашки смотрит вправо), тарелку, вилка кладётся с левой стороны (зубцами вверх), нож (лезвие ножа смотрит на тарелку) с ложкой – с правой стороны. Посуду убирают слева от сидящего ребенка
Станция 3:
Порядок сервировки стола на обед

К обеду стол сервируют похожим образом. На стол ставят: салфетницу, хлебницу, чашку с блюдцем и чайной ложечкой (чтоб ребёнок мог сьесть ягоды из компота), тарелку для первого блюда, вилка кладётся с левой стороны от тарелки, нож с ложкой – с правой стороны
Станция 4:
Порядок сервировки стола на уплотненный полдник

К полднику стол сервируется, как и на завтрак - с единственным отличием: не подается масло.
Станция 5: Вопрос 2 командам
С какого возраста вводится дежурство по столовой?
(Ответ: Дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.
В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфФормы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».
Дежурить детки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.
В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.)

Станция 6: Стихотворная
Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.

Станция 7
Найди продолжение пословицы о питании:

1 команде
1. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
2. Аппетит приходит во время еды.
3. Без соли, без хлеба худая беседа.
4. Хлеб да вода – богатырская еда
5. Едешь на день, хлеба бери на неделю
6. Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
7. Вашими бы устами мед пить.
8. Курочка по зернышку клюет да сыта бывает.
9. Будет день, будет пища.
2 команде
10. Все перемелется, мука будет.
11. Не единым хлебом жив человек.
12. В здоровом теле – здоровый дух.
13. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
14. Поработаешь до поту, так и поешь в охоту.
15. Хлеб всему голова.
16. Что есть в печи, все на стол мечи.
17.На вкус и на цвет товарищей нет.
18. Живем да хлеб жуем.

Станция 8:
Инсценировка «За столом»

ЦЕЛЬ: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов по воспитанию культуры поведения за столом: актуализирование проблемы, обмен опытом.
МАТЕРИАЛЫ для инсценировки: хорошо подготовить все необходимое для обеда, можно использовать игрушечную посуду.
ХОД ИНСЦЕНИРОВКИ
I-я группа педагогов изображают обедающих детей, используя все приготовленное для этого. Их задача – совершить как можно больше ошибок: кушать неопрятно, громко разговаривать и т. д.
II-я группа педагогов изображает «воспитателя» и «помощника восп-ля», методически правильно работающих с детьми.
Задача противоположной команды отметить все нарушения со стороны «детей», а так же отметить и дополнить (по необходимости) методы и приемы применяемые «воспитателем».
Станция 9: «Сервировка стола» Вы должны правильно расположить приборы на столе?
МАТЕРИАЛЫ для инсценировки: посуда для сервировки стола
После инсценировки команды обмениваются мнениями и делают выводы.
Поздравляем, каждая команда прибыла на пункт назначения. За окнами температура воздуха самая комфортная, небо безоблачное, давление в норме. Просьба при выходе не забывать хорошее настроение и прошу следовать к столу.
Чаепитие за красиво сервированным столом

Сценарий развлечения в старшей группе "Этикет и вежливость"

До начала мероприятия звучит спокойная музыка

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Здесь, в музыкальном зале вы учитесь играть на различных музыкальных инструментах, познаёте тайны нотной грамоты. Но сегодня мы с вами поговорим совсем о другом. Нашу встречу мы посвящаем этикету и вежливости. Начнём мы её с улыбки и песенки.

Песня «Улыбка»

Ребятам предлагается образовать 2 круга (внешний и внутренний) ,

рассчитавшись на первый и второй и встав напротив друг друга.

Игра «Приветствие» .

Звучит музыкальный фон

- (хором) Здравствуй, друг! - здороваются за руку.

Как ты тут? - хлопают по плечу.

Где ты был? - дёргают за ухо.

Я скучал! - руки к сердцу.

Ты пришёл? - развести руки.

Хорошо! – обнимаются.

Ведущий: Поприветствовав друг друга, мы отправляемся в путешествие по стране Этикета. А для этого все дружно произнесём слова: «Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!»

звучит музыка.

I. Этикет и вежливость.

Прежде всего, давайте вместе подумаем, что такое этикет.

Дети отвечают. Педагог обобщает высказывания детей.

Этикет - это правила поведения, принятые в данном обществе и в данное время.

Что значит слово «вежливость» ?

Слово «Вежливость» происходит от славянского слова «веже» - знаток, знать. Быть вежливым, значит знать, как себя вести

Какими бы не были правила этикета, все они вызваны добрым отношением к людям. Несомненно, многие правила этикета вам знакомы. Вспомнить их нам поможет игра. Будьте внимательны.

Игра- кричалка-путаница

В школе дружно мы всегда скажем двойкам только…

А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы…

Маме за кулёк конфет мы спасибо скажем?

Мы пойдём сейчас в буфет, растолкаем всех там?

Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе.

Мимо урны без труда бросим фантики мы?

Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы? Будем старшим мы в ответ говорить неправду? … С нами рядом едет дед.

Мы уступим место?

Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно…

Вежливые загадки

1Слово, хоть и не простое, но премудрости тут нет.

Это слово «золотое» слышали мы с детских лет. Произносим это слово, если что-то попросить. Мы б хотели у другого, чтоб воспитанными слыть. (Пожалуйста)

2. Ну а это покороче будет слово, хоть цена

Высока, и даже очень, слова этого всегда.

С детства тоже его знаем, тут секрет совсем простой,

Словно солнышко сияет, начинаясь с буквы той.

Это слово-благодарность за хорошие дела,

Словно солнце вносит ясность в наши добрые слова. (Спасибо)

А теперь поговорим о поступках. Если я говорю о вежливом поступке, вы хлопаете в ладоши. Если нет – топаете ногами.

Игра «Вежливо-невежливо»

Поздороваться при встрече.
Толкнуть и не извиниться.
Свистеть, кричать, шуметь в школе.
Уступить место старшим.

Не вставать на обращение учителя.
Придти в гости без приглашения.
Уходя, попрощаться.

Выяснив, что такое этикет и вежливость мы с вами отправляемся дальше. Давайте все вместе вновь произнесём волшебные слова «Вежливыми быть должны, с этикетом дружим мы!»

Сегодня мы поговорим об этикете на концерте, в театре и кинотеатре.

Этикет в театре и на концерте.

Обычно сразу возникает вопрос – что надеть в театр или на концерт. Не так давно при посещении театра была необходима сменная обувь. В наше время одежда не имеет большого значения. В то же время она должна быть нарядной, но не вызывающей. Не стоит надевать потёртые джинсы, растянутые свитера и футболки, топы, оголяющие живот, а также спортивную или молодёжную одежду с дырами и разрезами. Если вы идёте на концерт классической музыки, помните, что классическая музыка требует классического костюма. Конечно, никто вас не остановит, если вы придёте в джинсах, спортивной майке и сандалетах на босу ногу, но это будет неуважением не только по отношению к артистам, но и к окружающим. Избегайте крепких духов и одеколона.

Иллюстрация: рисунок с молодыми людьми в современной или пляжной одежде.

Входить в театральный или концертный зал лучше за 10-15 минут до начала. Тогда вы успеете купить программку и спокойно сесть на свои места. Если ваши места в середине ряда, постарайтесь занять их пораньше, не дожидаясь третьего звонка, и вам не придется беспокоить сидящих с краю. Проходить к своему месту нужно лицом к сидящим. Заметив идущих по узкому проходу, вы не должны ждать, пока у вас попросят разрешения пройти, а встать заранее, Вежливых людей, которые встали, чтобы пропустить вас, непременно поблагодарите.

Вставая и садясь, старайтесь не шуметь. Сиденье кресла опускайте бесшумно. Занимать оба подлокотника невежливо, так как ваш сосед может тоже захотеть облокотиться. Не следует опираться на спинку переднего кресла или упираться в нее ногами. Не следует разглядывать публику в бинокль, рассказывать им содержание пьесы.

К началу спектакля даётся 3 звонка. После начала спектакля или фильма нужно прекратить все разговоры. Прерванный разговор можно продолжить в перерыве или после спектакля. Не забудьте отключить звонок мобильного телефона.

Этикет в кинотеатре.

В кино мы бываем значительно чаще, чем в театре. И несмотря на то, что обстановка в кинотеатре более демократична и менее торжественна, при посещении кинотеатра следует руководствоваться теми же правилами.

В кинотеатре обычно не снимают верхнюю одежду. Если вы сняли верхнюю одежду, осторожно, не задев соседа, положите пальто себе на колени. Если у вас мохнатая шапка, ее нужно снять.

На обычном киносеансе следует соблюдать те же правила, что и в театре: не шуметь, приходить до начала сеанса, занимать только свои места, проходить в случае необходимости лицом к сидящим, не жевать, не сорить, не уходить до окончания сеанса. Можно покинуть зал только в случае, если фильм совсем не оправдал ваших ожиданий, стараясь при этом не мешать окружающим.

На фестивальных премьерах, различных кинопраздниках действуют правила поведения, как в театре, в том числе аплодисменты во время просмотра и по окончании его.

  • Ведущий: Наше путешествие завершит блиц-турнир «Хорошо ли вы знаете правила этикета?» Разделимся на 2 команды. Для определения команды- победителя, нам необходимо жюри.

Блиц-турнир.

  1. Можно ли есть в фойе или зрительном зале театра? Нет. Для этого существует буфет.
  2. Нужно ли аплодировать после поднятия занавеса? Да, если надо одобрить декорации.
  3. Что можно рассматривать в театре в бинокль? Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.
  4. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями? Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.
  5. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной? Лицом и только лицом.
  6. Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, за стул закатилось". В чём не прав мальчик?
  7. Этикет велит благодарить даже за самую маленькую услугу. Если друг положил вам в чай чёрного перца, а теперь услужливо предлагает свой носовой платок – согласно этикету, надо ли его благодарить?
  8. Вежливый марсианин ничем не отличается от вежливого землянина. Принято ли у марсиан здороваться с соседями?
  9. Одногодки Петя с Сашей еще не знакомы, хотя живут в одном подъезде. И каждый раз, когда ни встречаются в его дверях – Петя вежливо уступает дорогу Саше, Саша улыбается, вежливо благодарит и проходит. Как Вы думаете, почему все происходит именно так?
  10. Сегодня Мальвина дает очередной урок Вежливости для Буратино:

– Если в дверях небольшого помещения Вам встретился Некто, первым проходит в дверь тот, кто ВЫХОДит, а вторым – кто ВХОДит...

– Не буду я всякому Некту дорогу уступать!!! – кричит Буратино!

Прав ли он? И почему?

Подведение итогов, выступление жюри, награждение команд. Вручаются медали «Знаток этикета в театре и на концерте» и «Самому активному участнику» .

Итак, сегодня мы узнали новое об этикете в театре, на концерте, в кинотеатре, во время выступлений. И я верю, что вы, ребята, будете самыми вежливыми, воспитанными, и тактичными на любом концерте.

Конспект занятия в старшей группе «Уроки этикета»

воспитатель МБДОУ №8 «Солнышко»

п.Тяжинский. Кемеровская область

Цель: Формирование представлений воспитанников об этических нормах и ценностях принятых в обществе.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета: внешний вид, доброжелательное поведение, хорошие манеры.

Упражнять в использовании «вежливых слов», подборе их в соответствии с ситуаций.

Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространёнными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.

Развивающие:

Развивать логическое мышление: умение анализировать ситуации, делать обобщения, умозаключения.

Способствовать развитию внимания, памяти, воображения.

Воспитательные:

Воспитывать у детей доброжелательность, сопереживание, дружеское отношение друг к другу.

Материал: Слайды сюжетных картинок, цветочка с лепестками; магнит, сигналы с лицами разной мимики. мяч, листочки с цифрами от 1 до 7,карандаши.

Предварительная работа: Рассматривание наглядно-дидактического пособия «Что такое хорошо, что такое плохо ». Р.С.Буре «Как поступают друзья ». Беседы по книге Е.Черенковой. «Уроки этикета и вежливости ». Чтение худ. лит-ры: В.Катаев. « Цветик-семицветик»; В.Осеева.« Волшебное слово»; С.Маршак «Жадина ». Просмотр мультфильмов; Уроки бабушки Совы»; Цветик –семицветик».

Ход НОД:

В -ЛЬ: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим друг другу улыбки.

Упражнение; « Подари улыбку»

Ребята, встанем в круг, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему самую добрую и приветливою улыбку. Я начну первая передавать улыбку, а вы продолжите.(в- ль поворачивается к ребенку, который стоит справа, протягивает ему ладонь и улыбается. Ребёнок, кладёт свои ладони сверху, улыбается в ответ. Затем, он поворачивается к соседу и повторяет действие пока улыбка не вернуться к воспитателю.)

В - ль ; Вот мы и подарили друг другу хорошее настроение. Мне так приятно было видеть ваши добрые улыбки.

В - ль : Ребята, как вы думаете, что это такое? (середина цветка)

Что случилось с нашим цветком? Почему он грустный?

Ребята, подул сильный ветер и разноцветные лепестки цветка разлетелись по всей группе. Чем мы можем ему помочь? (собрать лепестки)

1. Вот красный лепесток, он называется - лепесток вежливости .

Он предлагает нам рассмотреть картинки. Посмотрите и скажите, какие можно здесь подобрать вежливые слова.

(слайды)

Картинка «Как девочка угощает мальчика мороженым»

Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка? (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье).

Картинка «Как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе».

Какие вежливые слова говорит мальчик? (Садитесь, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста.) Что ответил дедушка? (Большое спасибо, благодарю тебя.)

Картинка « Встреча двух друзей

Как друзья приветствуют друг друга? (Привет, здравствуй.)

Как можно приветствовать друга,если встретишь его утром, вечером, днём?» (ответы детей.)

О вежливых словах прочитает стихотворение Кристина К. .

Утром, подойдя к окну

«Здравствуй»! - солнышку кричу

И ещё немало раз

За день повторю;

« Добрый день», иль «В добрый час»

«Вас за всё благодарю».

Друга встречу - то ему

Крепко руку я пожму.

Книгу даришь кому-либо,

Скажет он тебе «Спасибо»

Ты пожалуйста ответь

Улыбнувшись, прошепчи,

Расставаясь с кем-то, где-то,

«До свиданья» говори.

В – ль : Молодцы, ребята, сколько, много вы знаете вежливых слов, лепесток возвращается к своему цветку.

2 : -Посмотрите, а вот оранжевый лепесток - это лепесток доброжелательности.

А что значит быть доброжелательным? (всем желать добра).

В - ль : - Ребята, а какие слова должен доброжелательный человек говорить, мы сейчас с вами проверим.

1 .Назовите только слова приветствия (здравствуйте, добрый день и т. д.).

2. Назовите только слова благодарности (спасибо, благодарю).

3 . Назовите только слова извинения ( извините, простите, жаль, сожалею).

4 .Назовите только слова прощания (до свидания, до скорой встречи, спокойной ночи).

В - ль: Молодцы, вы справились, и этот лепесток возвращается к своему цветочку.

3. Жёлтый лепесток -это лепесток «Хороших поступков».

Слайды:

ВОПРОСЫ:- Как поступить, если мимо проходит женщина с коляской, в которой спит малыш?

Если женщина с тяжёлыми сумками в руках, не может открыть дверь и выйти из магазина?

Если съел конфету и у тебя остался фантик?

Если ты гуляешь во дворе, и мимо проходит твоя мама с хозяйственной сумкой?

Посмотрите, и красный лепесток вернулся к цветку.

4. В - ль: Смотрите зеленый лепесток- это лепесток «Хорошие манеры». Что такое «Хорошие манеры»?

Хорошие манеры - это основы поведения воспитанного человека в обществе.

А вы владеете хорошими манерами? А мы сейчас проверим.

Игра» Хорошо - плохо»

В - ль : Я буду перечислять различные манеры поведения, а вам нужно при помощи сигналов показать, это хорошо или плохо. Если хорошо,то вы поднимите вверх сигнал с улыбающимся человечком, если плохо - сигнал с грустным человечком.

1.Привычка очень громко разговаривать.

2.Неряшливость в одежде.

3.Прикрывание рта рукой, когда кашляешь.

4.Внимательное, вежливое общение с людьми.

5.Приветствовать знакомых, при встрече.

6.Оскорбление окружающих людей.

7.Уступить место пожилому человеку в транспорте.

8.Мальчики дерутся.

Посмотрите, и этот лепесток вернулся к цветку.

5. В - ль: Лепесток голубой - это лепесток «Дружбы».

Ребята, а вы дружные? Я должна в этом убедиться. Мы будем передавать мяч друг другу и говорить слова, каким должен быть друг.

Дети: (добрым, верным, честным, преданным, смелым, надёжным, отзывчивым, внимательным).

В - ль : Вижу, вы знаете, что значит быть настоящий другом.

А может, кто ни будь, знает пословицы о дружбе?

- Друзья познаются в беде.

-Дружбу помни, а зло забывай.

-Нет друга, так ищи, а нашёл, береги.

-Дружба стекло – разобьётся,не сложишь.

-Крепкую дружбу и топором не разобьёшь ,

В - ль: О каком секрете дружбы нам говорят эти пословицы.

Правильно, о том, что дружбой надо дорожить, её ценить. Все эти пословицы действительно рассказывают о том, как надо дружить.

Ф - ка: Магнит .

В – ль (показывает магнит со скрепками) Как называется этот предмет?

Он притягивает к себе разные железные предметы.

Иногда бывает так, что человек становиться магнитом, к нему тянуться другие люди.

Как вы думаете, к какому человеку тянуться другие люди? (к доброму, отзывчивому, чуткому, хорошему).

Предлагаю каждому из вас побыть магнитом.

Описание игры; (дети произвольно двигаются под спокойную музыку, когда вос-ль называет имя ребёнка, все собираются вокруг него, ласково касаются его рукой и говорят добрые слова. Если кто-то не хочет, чтобы его касались рукой,он выставляет перед собой ладони, тогда дети встают рядом с ним и говорят добрые слова.

6.Лепесток синий - это лепесток «внешний ви д».

Ребята, а что такое внешний вид?

В понятие внешний вид входит одежда, причёска, как одет человек.

Какой должна быть одежда? (чистой, удобной).

Когда человек выглядит нарядным? (когда он чист, опрятен).

Ребята предлагаю вам поработать в тетрадях.

Я называю варианты ответа, а вы ставите красный кружочек –да, синий кружочек –нет.

Я считаю, что моя одежда должна быть прежде всего:

1.Дорогой. 4.Чистой. 7.Аккуратной.

2.Опрятной. 5.Разорванной.

3.Модной. 6.Новой.

Ребята, так какой должна быть одежда.

(опрятной, чистой, аккуратной)

И тот лепесток вернулся к цветку.

7.Лепесток фиолетовый - это лепесток «Хороших привычек».

Чтобы вернуть лепесток к цветку, по играем в игру с мячом.

Я буду бросать мяч, а вы будете называть хорошая привычка или плохая.

Мыть руки перед едой.

Чистить зубы перед сном.

Грызть ногти.

Пользоваться носовым платком.

Дразнить и обзывать детей.

Стричь ногти.

После сна умываться.

Расчесываться.

Ковырять в носу.

Молодцы, ребята, все привычки определили, и вот последний лепесток возвращается, к своему цветку. (Меняю мимику цветка).

Ребята, посмотрите как повеселел наш цветок. Он очень рад, что вы хорошо знаете правила этикета.

Стихи: 1. Что такое этикет?

Мы сейчас даём ответ-

Это правила такие,

Надо знать их с малых лет.

2. Что сказать, когда войти.

Как в гостях себя вести.

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

3. Если вежливым стать,

И воспитанным быть

То всегда и всюду будут

Уважать вас и любить.

Ребята, давайте ещё раз повторим каким должен быть человек? (вежливым, доброжелательным, дружелюбным).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.