Перечень открытых занятий в средней группе. Комплексное занятие в средней группе «Проделки Грязнульки

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №11 города Карабаша

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Теремок»

Воспитатель: Сыпачева Алена Алексеевна


Карабаш 2017

Цель занятия:

Развитие у детей интереса к самостоятельному решению

познавательных и творческих задач.

Задачи :

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с другом;

Воспитание отзывчивости, взаимопомощи.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Закрепить счет до 5;

Упражнять в сравнении предметов по длине;

Закрепить название геометрических фигур;

Учить ориентироваться на листе бумаги;

Развивать зрительную память, внимание, мышление.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развивать речевую активность детей;

Учить отвечать на вопрос.

Раздаточный материал: полоски разной длины, счетный материал (

морковь, свекла, яблоки, клубника, геометрические фигуры.

Демонстрационный материал: звери, презентация.

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок»

Ход занятия:

I организационный момент

В –ребята подходите все ко мне. давайте поздороваемся

Приветствие

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Ребята не забудьте, поздороваемся с гостями

В-Ребята, вы любите сказки?

Д- (да) .

В- Сегодня мы отправимся в путешествие и встретимся со своими старыми

знакомыми-героями известной сказки. А какой вы узнаете, если загадку

отгадаете

II основная часть

На поляночке лесной

Стоял домик расписной,

Всех зверюшек спрятать мог,

Что за домик?

(Теремок) СЛАЙД 1.

Внимание на доску, сказка начинается

СЛАЙД 2 МЫШКА

В чистом поле теремок, он не низок, не высок.

Мышка серая, норушка, вышла в поле погулять,

Видит мышка теремок в чистом поле одинок.

Мышка очень удивилась, подошла, остановилась.

Кто там, в тереме живёт? Может в гости позовёт.

Видит мышка объявление:

«В домик тот зайдёт, кто тропинку к домику найдет» .

СЛАЙД 3

1. Задание - А к терему 2 дорожки ведут , одна длинная, а другая короткая.

Мышка запуталась, по какой дорожке ей быстрей добраться до теремка по

длинной дорожке или по короткой:

Ребята как вы думаете?

Молодцы!

Да, ребята правильно, по короткой дорожке быстрей мышке добежать до

Домика, вот и мышка добралась до теремка, и стала там жить поживать, да песни распевать.

Слайд 4 Сколько зверей стало жить в домике?

СЛАЙД 5ЛЯГУШКА

Лягушка скачет по болоту.

В теремке ей жить охота

Кто, кто в теремочке живёт ? Кто, кто в не высоком живёт?

А мышка ей в ответ: Чтобы дверь мою открыть,

Задачу надо вам решить. –

СЛАЙД 6

Пока лягушка скакала, бусы потеряла. Плачет бедная: «- Беда! Помогите,

детвора!»

В- Ну что, ребята, поможем лягушке?

Д- да.

В- давайте подойдем к столу

Посмотрите, у вас на подносах лежат геометрические фигуры, назовите их?

Д- (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат)

В-вот из них мы и выложим бусы для лягушки. Вы внимательно слушайте ,

какую фигуру я буду называть, такую фигуру вы и выкладывайте у себя на

столе.

СЛАЙД7 (Дети выкладывают бусы, после, сравнивают с образцом.) ребята

выкладываем с лево на право квадрат, треугольник, круг, прямоугольник.

(опрос детей)

Какой по счету ТЫ положили круг?

- (3)

Какой по счеты ты положили треугольник

- (2)

Какой по счету ты положили квадрат?

- (1)

Какая фигура третья по счету? (круг)

Как называется пятая фигура (прямоугольник)

Ну что ж с этим заданием вы справились, молодцы, лягушка очень рада какие

красивые бусы получились.

Теперь лягушка довольная поскакала прямо к теремку, и стала там жить

вместе с мышкой.

Слайд8 Сколько теперь зверей в домике. (2)

Слайд 9зайчик,

Что за терем- теремок. Из трубы идет дымок

Эй, скорее отворите зайчика к себе впустите

Тебя мы рады бы принять, заданье нужно выполнить

В –Подойдем к зайцу он нас ждет, собрал он урожай но не смог донести до нас. У него сломалась корзинка. И морковка вся рассыпалась. Поможем зайчику собрать в корзину морковку?

СЛАЙД10

опрос детей

Сосчитай сколько моркови у зайчика (5) молодец

молодцы, ребята, а зайчик любит играть. Поиграем с ним?

Физкультминутка «зайка» .

«Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз, на носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок, на носочках скок-скок-скок.

Прибежал зайчик к теремку и его впустили , и стали он жить вместе.

Слайд 11 Сколько зверушек живет в теремке? (3)

Слайд12 лиса.

Тише, тише не шумите, кто-то к нам идет сюда. Ну конечно же, лиса.

Попросилась она, то же в теремок и её впустили . Лисичка решила украсить

теремок флажками . (выставляет флажки, дети запоминают какие флажки

выставлены, какого цвета) Наступила ночь, все закрыли глаза. (Убирается1

флажок.)

Утром все проснулись, открыли глаза и увидели, что одного флажка не

хватает. Какого? (игра повторяется несколько раз) .

Слайд 13-16

Слайд 17 и стали они в 4 жить в теремке.

Слайд 18

А по лесу медведь идёт. Вдруг увидел теремок – как заревёт : «Вы пустите

меня в теремок!» Испугались звери.

Влезет ли медведь в теремок (нет)

почему (медведь очень большой)

Что же делать? Ведь мишке будет плохо на улице жить! (дети решают

построить новый дом, большой, чтоб всем места хватило). А сколько

зверушек будет жить в нём? (5) Ребята подойдем к зверям поможем построить дом. И оказался он лучше прежнего. (квадраты от большого, до

маленького, в большом медведь и до маленького)

Слайд19строим дом

Слайд 11 итог. Ребята -

Кто пришел первым к теремку?

Кто последним?

Кто пришел третьим?

Кто пришел перед зайцем?

Кто пришел после мышки?

кому из зверей вам понравилось помогать?

Молодцы ребята вы сегодня были внимательны, активны, слушали, отвечали

правильно. И за вашу помощь, звери приготовили Вам угощения. На этом наше занятие закончилось.

Программное содержание:

§ воспитывать чувство сострадания к сказочному персонажу, желание помочь ему;

§ развивать мышление, внимание, аккуратность;

§ закрепить знания детей о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник;

§ развивать представление о шаре, учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.);

§ продолжать учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами;

§ продолжать учить различать и называть деревья;

§ закрепить порядковый счет до 3, знание цифр 1, 2, 3.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Повторение изучения о геометрических фигурах.

Воспитатель. Ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла коробочку. Вы хотите посмотреть, что там находиться. Ой, посмотрите, что это?

Дети. Это геометрические фигуры.

Воспитатель. Как называется эта геометрическая фигура?

Дети. Это - квадрат.

Воспитатель. А как называется эта геометрическая фигура?

Дети. Это - круг.

Воспитатель. Эта геометрическая фигура называется … Как?

Дети. Это - треугольник.

Воспитатель. Какие вы молодцы! Правильно назвали все геометрические фигуры.

2. Чтение стихотворения «Шар».

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что еще есть в коробке. Что это?

Дети. Это - воздушный шарик.

Воспитатель. Воздушный шарик надуваю.

Его, как мячик я катаю,

Бросаю вверх, опять ловлю.

На форму я его смотрю.

Он круглый, как и плоский круг.

Но кругу он объемный друг.

Такой же формы апельсин,

Арбуз, и мяч, и мандарин.

Фигуру, что могу катать,

Я буду шаром называть.

Ребята, а тут еще есть записка. Давайте, прочитаем, что тут написано.

«Здравствуйте, ребята! Я потерялся. Я хочу вернуться в страну Математику. Помогите мне!»

Поможем Шарику вернуться в его страну Математику?

Дети. Да, поможем!

3. Упражнение «Найди шар».

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой Шарик грустный. Как вы думаете почему?

Дети. Он потерялся. Он хочет домой.

Воспитатель. Да, он потерялся, поэтому и загрустил. Но мне, кажется, что он загрустил потому, что у него нет друзей. Поможем ему? Посмотрите на картинку и найдите Шарику друзей - предметы шарообразной формы.

Дети. Новогодний шарик, футбольный мяч, снеговик.

Воспитатель. Шарику очень понравились его новые друзья.

4. Игра «Что катится?»

Воспитатель. Ребята, как мы можем добраться до страны Математики?

Дети. На автобусе, машине, поезде.

Воспитатель. На таком поезде мы сможем доехать?

Дети. Нет, не сможем.

Воспитатель. Не сможем? Почему?

Дети. У этого поезда квадратные колеса.

Воспитатель. Вы не хотите узнать, что быстрее катиться - кубик или шарик?

Дети. Хотим.

Воспитатель проводит на полу две черты с помощью веревочек. Двое детей должны прокатить от одной черты до другой куб и шар.

Воспитатель. Что прикатилось быстрее?

Дети. Быстрее катился шар.

Воспитатель. Почему шар катиться быстрее?

Дети. У него нет углов.

Воспитатель. Что надо сделать, чтобы поезд поехал быстрее?

Дети. Надо поменять колеса.

Воспитатель. Какие должны быть колеса?

Дети. Должны быть круглыми.

5. Счет до 3. Порядковое числительное «третий».

Воспитатель. Чтобы нам попасть в страну Математику, нам надо проехать через лес. В лесу растут березы, елки и дубы. (воспитатель помещает на доску 3 картинки с изображением деревьев).

Дети, посчитайте, сколько тут деревьев?

Дети. Тут три дерева.

Воспитатель. Назовите первое дерево.

Дети. Первая - береза.

Воспитатель. Назовите второе дерево.

Дети. Вторая - ель.

Воспитатель. Какое дерево третье?

Дети. Третье дерево - дуб.

Воспитатель. Какое по счету дерево береза?

Дети. Береза - первая.

Воспитатель. Какое по счету дерево дуб?

Дети. Дуб - третий.

Воспитатель. Какая по счету ель?

Дети. Ель - вторая.

6. Физкультминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два - наклон,

Зашумел листвою клен.

7. Раскрашивание.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

Воспитатель. Чтобы Шарик попал в свою страну, вы должны выполнить еще одно задание. Вы должны раскрасить второе дерево в желтый цвет. Какое дерево надо раскрасить в желтый цвет?

Дети. Второе дерево.

Воспитатель. В какой цвет вы раскрасите второе дерево?

Дети. В желтый цвет.

Воспитатель. Третье дерево раскрасить в зеленый цвет. В зеленый цвет вы раскрасите какое дерево?

Дети. Третье дерево.

Воспитатель. В какой цвет вы раскрасите третье дерево?

Дети. Раскрасим в зеленый цвет.

Воспитатель. Первое дерево надо раскрасить в красный цвет. Какое дерево раскрасите в красный цвет?

Дети. Первое дерево.

Воспитатель. В какой цвет вы раскрасите первое дерево?

Дети. В красный цвет.

8. Ключи для двери в страну Математику.

Воспитатель. Шли, мы с вами, шли через сказочный лес и вдруг увидели сказочную дверь. Но чтобы ее открыть, нам надо подобрать ключи. Ключи - это цифры. Разрежьте полоску с ключиками и наложите их на замочки с соответствующей цифрой. Покажите мне первый ключик. Какая это цифра?

Дети. Это цифра 3.

Воспитатель. Какой ключик второй?

Дети. Это цифра 1.

Воспитатель. Какой ключик третий?

Дети. Это цифра 2.

Воспитатель. Теперь все вместе прочитаем код - три, один, два.

Ребята, дверь открылась, наш шарик может попасть к своим родителям, к своим друзьям. Давайте скажем ему: «До свидания!»

Задачи занятия:

— Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования.

— Воспитывать бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь, желание трудиться.

— Учить составлять описательный рассказ, сравнить между собой две различные игрушки.

— Приучать детей убрать за собой игрушки на место.

— Дать представление о том, как в давние времена создавались игрушки.

Цель занятия:

— Создать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое состояние.

— Помочь формированию взаимоотношений.

— Поддержать желание выступать перед детьми.

— Помочь в овладении средствами образной выразительности (интонации, пантомимы).

— Самостоятельно сделать куклу-массажер.

Оборудование: игрушки (куколка, машинки, резиновый мячик, матрешка расписная, пирамидка, неваляшка, киндер-капсула, карандаш, пластилин).

Предварительная работа:

— Чтение стихотворений об игрушках.

— Знакомство с любимой игрушкой.

— Рисование: «Моя любимая игрушка».

— Отгадывание загадок.

— Дидактические игры «Чего не стало?», «Четвертый лишний», «Распределите игрушки по признаку».

Ход занятия.

Дети говорят «Здравствуйте!» присутствующим гостям.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто к нам пришел в гости? Это кукла Маша.

— Здравствуй, Маша!

Маша тоже здоровается с ребятами.

Воспитатель: Ой, ребята, а Маша что-то говорит? (Кукла на ухо воспитателя как будто что-то сказала).

А говорит она, что пришла к нам из далека, из Страны Игрушек и,что она очень устала.

Машу усаживают на кресло.

Воспитатель: Пока Маша посидит и отдохнет, мы ей, ребята, давайте расскажем стихотворения про игрушки.

Дети рассказывают стихи.

МИШКА

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу —

Потому что он хороший.

ЗАЙКА

Зайку бросила хозяйка —

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

БЫЧОК

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

ЛОШАДКА

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

МЯЧИК

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

ГРУЗОВИК

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык —

Опрокинул грузовик.

Воспитатель: Ну, ребята, кукла Маша отдохнула и теперь она нас приглашает в Страну Игрушек. Давайте, мы туда отправимся на автобусе. Занимайте свои места!

Дети садятся на стульчики, выставленные в ряд. Звучит музыка «Мы едем-едем-едем в далекие края…»

Воспитатель: А вот, ребята, указатель, который нас направляем прямо в страну Игрушек! Надо нам пройти еще через мостик и лесок, и мы попадет туда.

Дети добираются до Страны Игрушек, рассматривают какие там игрушки, называют их.

Воспитатель: Ой, дети,посмотрите, а что это из сумочки достаем кукла Маша? Это, ребята, загадки. А загадки не простые, отгадки на них находятся здесь, среди игрушек. Кто загадку отгадает, тот отгадку ставит на этот стол.

Дети отгадывают загадки про игрушки.

Воспитатель: Ребята, а давайте, сейчас с вами немного разомнемся!

Динамическая пауза «Буратино»

Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)

Воспитатель: Ой, ребята, что-то Маша говорит? (Воспитатель прислушивается) Это она спрашивает, что не хотим ли мы с ней поиграть?

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Перед детьми ставятся три игрушки, они закрывают глаза и одну игрушку убираем. Дети отгадывают какой игрушки не стало.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Перед детьми ставим три игрушки, а четвертый предмет не относится к игрушкам (мыло, зубная щетка, зонт и т.д.). Они отгадывают какой из предметов лишний.

Дидактическая игра «Распределите игрушки по признаку»

Дети должны распределить игрушки по признаку: резиновые, деревянные, пластмассовые, металлические, плюшевые.

Воспитатель: Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились!

Воспитатель: А теперь нас Маша приглашает в мастерскую, где создают игрушки. Давайте пройдем на свои места.

Дети садятся за столы, где для них уже есть заготовки для куклы-массажера.

Воспитатель: Давным-давно,когда не было на свете заводов по производству игрушек, люди сами делали их из подручного материала. Подручный материал – это то, что находится под рукой: обрезки ткани, щепки или деревяшки, солома и другое. И из этого делали своим детям взрослые кукол, машинки, лошадки, матрешки. Вот и у нас на столе заготовки для нашей куклы (это киндер-капсула, карандаш, цветная бумага, пластилин). Из этого мы с вами смастерим куклу-массажер.

Дети прилепляют кукле глаза, рот, нос.

Воспитатель: А еще, ребята, эта кукла умеет танцевать в наших ладошках, тем самым делать массаж рук. Давайте попробуем, как это будет выглядеть.

Дети межу ладонями крутят куклу.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте выйдем на ковер, встанем полукругом и покажем нашим гостям как кукла танцует.

Дети по музыку массажируют ладошки.

Воспитатель: Ну, а сейчас, ребята, нам пора возвращаться в группу, так как кукла Маша должна и других ребят пригласить в свою мастерскую. Давайте попрощаемся с ней и скажем «До свидания!», «До новых встреч!»

Ребята возвращаются обратно.

Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам путешествие в Страну Игрушек? А что больше всего понравилось? (Ответы детей)






Средняя группа детского сада - интересный возраст. От вчерашних малышей дети пятого года жизни отличаются более высокой мысленной активностью, степенью восприятия, у ребят увеличивается устойчивость внимания, начинает формироваться образное мышление, а эти качества - необходимое условие для успешного освоения математики. В связи с этим представляют интерес открытые просмотры занятий по формированию элементарных математических понятий (ФЭМП), организуемые по требованиям ФГОС.

Особенности открытого занятия по математике в средней группе ДОУ

Открытый просмотр по ФЭМП - эффективная форма организации педагогического процесса в детском саду. Будучи одной из разновидностей , эта образовательная деятельность также решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Образовательные задачи в средней группе связаны с содержанием программы. Это счёт в пределах пяти, сравнение предметов по величине (сразу по двум признакам), выстраивание сериационного ряда, знакомство с новыми геометрическими фигурами (прямоугольник), развитие ориентировки в пространстве, расширение временных понятий. При этом открытое математическое занятие обычно затрагивает сразу несколько указанных задач.

Развивающие задачи открытого занятия связаны с развитием интеллектуальной сферы дошкольника - процессов мышления, внимания, усидчивости, становления правильной речи. При этом работа организуется таким образом, чтобы ребёнок выступал в роли деятеля, занимал активную позицию, максимально раскрывал свои способности.

Каждое открытое математическое занятие обязательно несёт в себе и воспитательное значение. Педагог должен подбирать тему, которая будет способствовать развитию в дошкольнике положительных нравственных качеств, например, любви к своему родному краю, стремлению бережно относиться к растениям и животным и т. д.

Продумывая содержание и структуру открытого математического занятия в средней группе, воспитателю следует ориентироваться на следующие важные аспекты.

  1. Содержательный. Открытый просмотр должен стать для коллег источником инновационного опыта, касаться актуальных проблем современной методики дошкольного образования, а также детской психологии. Новаторский подход может выражаться в самом содержании наглядного или раздаточного материала либо в каком-либо интересном методическом приёме, использовании ИКТ, необычной организации пространства и пр. Ведь показ традиционной математической деятельности не будет способствовать профессиональному росту присутствующих специалистов.
  2. Социальный. В процессе открытого занятия воспитатель создаёт для дошкольников ситуацию успеха. Для этого активно используется похвала, поощрения, предоставление ребёнку права на ошибку. Педагог демонстрирует сильные стороны детей, раскрывая их мыслительные и творческие способности.
  3. Прагматический. Открытые просмотры по ФЭМП являются для воспитанников средней группы дополнительным стимулом к познавательной деятельности. Им нравится игровая деятельность (которая всегда сопровождает такие мероприятия) и внимание со стороны взрослых.

На открытом занятии с детьми пятого года жизни необходимы:

  • чёткая организация и планирование каждого этапа образовательной деятельности (в отличие, например, от математического развлечения, где сценарий допускает импровизацию);
  • обязательное интригующее начало занятия, которое станет для детей мотивирующим моментом;
  • связность и логичность сюжета (обычно выбирается путешествие, помощь сказочному герою, достижение общей полезной цели);
  • индивидуальный подход к детям (психическое и соматическое развитие детей разное, например, у кого-то ещё есть проблемы с речью);
  • оригинальные наглядные пособия, которые приглашённые педагоги смогут изготовить и использовать в своей практике;
  • располагающий дружелюбный тон педагога, соответствующие мимика и жесты.

Чтобы открытое мероприятие прошло успешно, были реализованы все задуманные цели, раскрыта тема, воспитателю необходимо подготовить подробный конспект (который он согласовывает с методистом ДОУ). Там прописывается каждое действие педагога: вступительное слово, задания, вопросы, комментарии к ним по ходу занятия, ожидаемые ответы детей и пр.

Что касается организационных моментов, то открытое математическое занятие в средней группе проводится без «репетиции», имеет обычную для этого возраста продолжительность (20 минут). Хотя дети пятого года жизни - это уже не малыши, которые могут заплакать, увидев посторонних взрослых людей, всё же следует психологически подготовить ребят к мероприятию, а также заранее сообщить о нём родителям.

Гостям открытого просмотра всегда предоставляются рабочие места за спинами дошкольников (чтобы они не отвлекали детей от познавательной деятельности).

В начале занятия воспитатель обращает внимание детей на присутствующих взрослых, предлагает поздороваться с ними - тогда малыши не будут рассматривать их в ходе мероприятия.

Иногда на открытые просмотры приглашаются и родители - это полезно для укрепления семейных отношений и формирует у мам и пап реальное представление об уровне знаний и умений детей. В средней группе это можно практиковать, но с осторожностью, ведь всегда находятся такие дети, которые во время занятия могут встать и пойти к своей маме. Работу с остальными малышами в таком случае следует продолжать как обычно.

Методика проведения открытого занятия по математике в средней группе (структура и формы работы)

Открытый просмотр, будучи разновидностью образовательной деятельности, имеет определённую структуру.

В процессе открытого занятия педагог должен чередовать разные формы детской деятельности. Это оживит ход занятия и позволит раскрыть способности каждого ребёнка. Наиболее целесообразным будет комбинирование групповых и подгрупповых видов.

  • Коллективная деятельность:
    • фронтальный опрос;
    • дидактические игры;
    • физкультминутки;
    • пальчиковые игры;
    • подвижные игры математического содержания.
  • Индивидуальная работа с раздаточным материалом или поочерёдное выполнение заданий у доски.
  • Задания, выполняемые в парах (например, составить сериационный ряд из нескольких предметов).

Индивидуальная работа - важная часть открытого математического занятия

Подборка идей и авторских разработок по ФГОС

Варианты тем для средней группы

Воспитатель может выбрать для открытого просмотра любую тему. Большой популярностью пользуется сказочная тематика, когда все задания обыгрываются вокруг сюжета конкретной сказки, хорошо знакомой воспитанникам средней группы («Теремок», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка»). Такое занятие может иметь название, например, «В гости к сказке».

Темой для занятия может стать и сюжет мультфильма («Трое из Простоквашино», «В гостях у Винни Пуха»).

Оригинальная идея - подготовить сюжетную постановку, мини-спектакль, где дошкольники будут играть роль, например, геометрических фигур, рассказывая о себе и своих свойствах («Страна Фигуруния», «Царство Математики» и т. п.). А по ходу такого спектакля ребятам будут предлагаться интересные задания.

Открытое математическое занятие можно связать с природоведческой тематикой, изучением зверей, птиц, насекомых, растений («Математика в лесу», «Домашние животные», «Путешествие по реке» и т. д.).

В преддверии какого-либо праздника можно ввести в открытое математическое занятие праздничную тему и обозначить его, например, как «Подарки мамам» (с соответствующими презентами - бусами из геометрических фигур и т. п.).

Тему открытого математического занятия можно связать с Международным женским днём и подарить мамам бусы из геометрических фигур

Идеи для мотивирующего начала

Для воспитанников средней группы игровая составляющая математического занятия имеет первостепенное значение. Она должна присутствовать с самого начала образовательной деятельности, чтобы стимулировать познавательную активность малышей. При этом педагог может использовать различные виды мотивации.

Можно начать занятие с сюрпризного момента - неожиданно появляется необычный гость, который приносит детям интересные задания. Например, в групповую комнату «залетает» Карлсон (игрушка либо переодетый взрослый или ребёнок из подготовительной группы), который заявляет ребятам, что хочет вместе с ними пошалить.

Занятие можно начать с сюрпризного момента - появления известного сказочного героя

Другой вариант - к детям приходит Мишка из леса, который проснулся и пытается понять, какое сейчас время года. Пока Мишка спал, ему приснились загадки, игры и интересные математические задания, которые он принёс детям в конверте.

Также хорошо работает мотив помощи. Например, в процессе путешествия по сказкам ребята выручают из беды разных персонажей. Красной Шапочке волк порвал бусы, которые она несла в подарок бабушке - дошкольники выкладывают новые из геометрических фигур. Медведь развалил теремок, и теперь лесным зверюшкам негде жить - малыши строят новый.

В гости к ребятам приходит Зайка, у него несчастье - сломался домик, в котором он живёт. Чтобы помочь зайчику, найти и починить его домик, нужно пробраться через лес, преодолевая различные препятствия.

Игрушечный герой просит детей о помощи

Интересное решение: перед ребятами появляется воздушный шарик, который живёт в стране Математике и просит помочь ему вернуться домой.

Кукла Катя сообщает, что скоро 8 Марта, а она не знает, каким подарком порадовать свою маму. Дошкольники преподносят математические презенты: опять-таки бусы из геометрических фигур, выкладывают цветочки на магнитной доске и пр.

Дети всегда с радостью воспринимают предложение совершить путешествие. Например, в волшебную страну Играндию, где есть много интересных занятий и развлечений (а зовёт их туда кукла Умняшка).

Известный сказочный герой, например, Колобок, приглашает ребят в свою сказку. Чтобы там очутиться, воспитатель предлагает детям совершить «магические» действия - встать в кружок, закрыть глазки, хлопнуть в ладоши, обернуться вокруг себя.

Чтобы попасть в сказку, нужно выполнить определённые волшебные действия

Ещё один мотив, который также хорошо работает с воспитанниками средней группы - научить чему-то волшебного персонажа, ведь сам он этого не умеет. Например, к дошкольникам приходит Незнайка, который сообщает, что не умеет считать, не различает фигуры и просит его этому научить. Конечно же, малыши с радостью откликнутся на подобную просьбу, ведь она позволяет почувствовать свою значимость и самостоятельность.

Интересная идея - рассказать в начале занятия ребятам короткую сказку, которую воспитатель вполне может сочинить сам. Например, занятие, посвящённое геометрическим фигурам, можно начать с такой волшебной истории.

В стране геометрических фигур жили Квадрат и Прямоугольник. Прямоугольник считал себя некрасивым и неуклюжим. Если он встанет во весь рост, выглядит высоким и узким, а лёжа на боку - толстым и низким. Квадрат же гордился собой: его стороны равны, и он одинаково выглядит, как бы ни повернулся. Но вот однажды маленькая девочка заблудилась в лесу. Она встретила героев и обратилась к ним за помощью. Девочке нужно было забраться повыше, чтобы увидеть, где находится её дом. Взобравшись на Квадрат, она ничего не увидела. Когда же скромный Прямоугольник встал во весь рост, то девочка оказалась очень высоко и увидела, куда ей нужно идти. Друзья прошли провожать малышку. На их пути оказалась река. Квадрат не смог помочь девочке перебраться через реку - он плюхнулся в воду, а Прямоугольник лёг набок и превратился в мост. Девочка перебежала по нему и оказалась дома. Теперь герой знал, что он нужная и полезная фигура.

Иллюстрация к сказке про геометрические фигуры

Таблица: фрагменты конспектов открытых занятий по ФЭМП в средней группе

Автор и тема НОД Ход занятия
Вельгоша Н.И.
«Поможем друзьям»
(открытое занятие с использованием ИКТ)
Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришли герои одной сказки (слайд с персонажами сказки «Теремок»). Ребята отправляются в сказку (встают в круг, закрывают глаза, трижды хлопают в ладоши и кружатся вокруг себя).
Появляется мышка (слайд). Она сможет попасть в теремок, только если выполнит задание. Возле теремка растут цветы разного цвета и размера. На каждый цветочек нужно посадить бабочку соответствующего размера.
Мышку впускают в домик (каждый раз, когда зверюшку пускают в теремок, на экране появляется слайд).
Задание, чтобы помочь лягушке (слайд) – игра «Чудесный мешочек». Дети поочерёдно достают геометрические фигур, называют их и соотносят с фигурами, лежащими у них на тарелочках.
Задание «Дорисуй фигуру».
Слайд с изображением зайчика. Дошкольники должны посчитать, сколько раз зайка будет стучать по барабану, и показать соответствующую цифру.
Слайд с лисичкой. Она очень любит танцевать - проводится физкультминутка.
Слайд с Волком. На двери домика висит большой замок, от которого потерялся ключ. Нужно выложить его из счётных палочек по предложенному образцу.
Задание от Медведя (слайд). Он так долго спал, что перепутал части суток, считает, что ночью светло, а днём темно. Проводится словесная игра
Закончи предложение».
  • Спим ночью, а делаем зарядку… (утром)
  • Завтракаем утром, а ужинаем…(вечером)
  • Луна видна ночью, а солнце… (днём)
  • Ужинаем вечером, а обедаем…(днём)
  • Просыпаемся утром, а спать ложимся… (ночью)

Все звери оказываются в теремке. Теперь они станут жить весело и дружно. Ребята говорят вместе с воспитателем волшебные слова и снова оказываются в детском саду.
Подводится итог занятия: дети рассуждают, кто помог зверюшкам, кто из зверей понравился больше всего.

Максимова Э.А.
«Мишутка
в гостях
у ребят»
Загадка про медведя:
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Этот зверь лесной… (медведь)
Появляется игрушечный Мишка, который проспал всю зиму и не может определить, какое же сейчас время года. А ещё ему приснился сон с разными математическими играми, загадками и заданиями. Они находятся в конверте.
Дети отгадывают загадки про части суток:
  • Спят медведи и слоны,
    Заяц спит и ёжик,
    Все вокруг уснуть должным
    Наши дети тоже.
    Когда все спят? (ночью)
  • Солнце яркое встаёт,
    Петушок в саду поёт,
    Наши дети просыпаются,
    В детский садик собираются.
    Когда это бывает? (утром)
  • Солнце в небе ярко светит,
    На прогулку вышли дети.
    Когда это бывает? (днём)

Проводится физкультминутка:

  • Медвежата в чаще жили,
    Головой своей крутили.
    Вот так, вот так,
    (круговые движения головой)
    Головой своей крутили.
  • Медвежата мёд искали,
    Дружно дерево качали
    (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
    Вот так, вот так,
    Дружно дерево качали.
  • А потом они ходили
    (ходьба по-медвежьи)
    И из речки воду пили.
    Вот так, вот так
    И из речки воду пили
    (наклоны туловища вперёд).
  • А потом они плясали
    (пружинки с поворотом туловища влево и вправо),
    Лапы выше поднимали
    (прыжки, хлопая руками вверху)
    Вот так, вот так,
    Лапы выше поднимали!

Мишка предлагает сыграть в словесную игру «Закончи предложение»:

  • Арбуз большой, а яблоко… (маленькое)
  • Шарф узкий, а плед…(широкий)
  • Грузовая машина высокая, а гоночная…(низкая)
  • Если стол выше стула, то стул …(ниже стола)
  • Если правая рука справа, то левая…(слева)
  • Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры)

Мишка предлагает сыграть в футбол: дети садятся за столы. Лист зелёного картона - это футбольное поле, на котором лежит мячик. По указанию педагога дети кладут мяч на середину игрового поля, в верхний угол справа и т. д.
Задание - отсчитать четыре жёлтые палочки и подумать, какую геометрическую фигуру можно из них составить (дошкольники выкладывают квадрат). Добавляется ещё одна палочка, ребята считают до пяти и обратно.
Довольный Мишутка уходит.

Козлова И.Г.
«Поможем Шарику

Тема: «В гости к Совунье».

Цель : Развитие элементарных математических представлений.

Задачи:

Обучающие:

Коррекционно-развивающие:

    Развивать логическое мышление;

    внимание;

    навыки конструктивного праксиса;

    общую моторику.

Воспитательные:

    воспитывать положительную установку на участие в занятии;

    чувство взаимовыручки;

    воспитывать доброжелательные отношения.

Оборудование: картина – карта; наборы геометрических фигур; разрезные квадраты; игрушки; слайды на компьютере.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята. Проходите, поздоровайтесь с нашими гостями.

    Сюрпризный момент.

(Раздаётся стук в дверь).

Ой, кто-то стучится к нам. Кто это? Входит почтальон. (Все дети стоят на ковре.)

Почтальон:

Я принёс вам письмо.

Воспитатель:

Давайте скажем почтальону спасибо и попрощаемся с ним.

От кого же это письмо? Какой-то странный конверт. Посмотрите, тут чья-то фотография. Кто это? Хотите узнать, что она нам написала?

« Здравствуйте, дорогие ребята. Я испекла вкусное печенье и приглашаю вас всех к себе в гости. А чтобы вы нашли мой дом, посылаю вам карту.»

Ну что, пойдём к Совунье в гости? (На ширме открываю карту).

- Вот отсюда мы начнём свой путь. Посмотрите, это наш детский дом. (Показываю на карте фотографию детского дома.) Какая длинная и трудная дорога до дома Совуньи! Сколько препятствий нас ожидает в пути! Как вы думаете, мы справимся?

Построились друг за другом, ровно. Пошли. (Дети на ковре маршируют на месте, потом останавливаются.)

    Закрепление навыка количественного счета.

Ах, дерево упало прямо на дорогу и перегородило нам путь. А чтобы его убрать, нам надо выполнить сложное задание. Но мы же с вами молодцы, много знаем и умеем считать. Сейчас мы с вами это проверим. Подойдите поближе к столу. (Дети подходят к компьютеру на столе).

Посмотрите, кого мы здесь видим? Бабочек.

Сколько бабочек находится слева? (Спрашиваю первого ребёнка).

Давайте проверим.

- Сколько - справа? (Спрашиваю второго ребёнка).

Давайте проверим. (С помощью компьютера проверяем).

- Где больше бабочек слева или справа? (Спрашиваю третьего ребёнка).

А теперь кого мы видим? Пчёлок.

Сколько пчёлок находится вверху? (Спрашиваю четвёртого ребёнка).

Давайте проверим. (С помощью компьютера проверяем).

- Сколько пчёлок внизу? (Спрашиваю пятого ребёнка).

Давайте проверим. (С помощью компьютера проверяем).

- Где пчёлок меньше вверху или внизу? (Спрашиваю шестого ребёнка).

Молодцы! Справились с заданием. ( На карте убираю поваленное дерево).

    Развитие конструктивного праксиса. Дидактическая игра «Собери квадрат».

- Ой, речка! Как же мы можем попасть на другой берег?(Дети перечисляют возможные варианты: на лодке, по мосту, …).

Давайте переплывём её на плотах. Тихонько сели за столы. (Дети садятся за столы).

- У вас на столах лежат конверты. Высыпьте их содержимое на стол. Из этих геометрических фигур надо сложить квадрат - плот. (Дети собирают каждый свой квадрат-плот).

Вот мы и построили плот. Теперь можем переплыть на другой берег. (Прикрепляю на карту плот).

Пока строили плот – устали. Давайте немного отдохнём. Встали на ковёр.

Антистрессовая гимнастика.

(Дети вместе с воспитателем стоят в кругу .)

Воспитатель:

Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в не высоком живет?

Ребята, что это за терем-теремок? Куда это мы с вами попали? (В сказку)

Как называется эта сказка? («Теремок»)

Ну, раз попали мы с вами в сказку, давайте заглянем внутрь терема-теремка.

Воспитатель:

Наше тело - (воспитатель проводит руками по телу с головы до пяток, дети повторяют движение) - это тоже терем-теремок, где живут разные органы. Давайте послушаем, почувствуем, что происходит в нашем тереме-теремке на верхнем этаже. Положите одну руку на лоб, вторую - на затылок, закройте глаза, прислушайтесь к тому, что происходит там, внутри.

Поблагодарите мысленно свою голову за то, что она думает. Поблагодарите всё вокруг: небо, солнышко, природу - за то, что они помогают нам жить. Откройте глаза.

Воспитатель :

А теперь послушаем, что происходит на нижнем этаже нашего терема-теремка. Положите обе руки на поясницу. Закройте глаза, прислушайтесь к тому, что происходит там, внутри.

Поблагодарите мысленно всё, что живет внутри нашего терема-теремка, за хорошую работу. Поблагодарите всё вокруг: небо, солнышко, природу - за то, что они помогают нам жить. Откройте глаза.

Воспитатель :

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся Кошкин дом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Ребята, а это какая сказка? («Кошкин дом»).

Давайте поможем кошке построить новый дом. Каждый из вас построит крепкий, прочный новый дом.

(Дети постукивают пальчиками по своей голове, по плечам, рукам, ногам, всему телу со словами ):

Целый день тук да тук.

Раздается звонкий стук.

Строим дом, дом большой

И с крылечком, и с трубой.

Тили-тили-тили-бом!

Приходите в новый дом!

А теперь помогите своим друзьям построить дом. (Дети поворачиваются в затылок друг другу и поколачивают пальчиками и ладошками по спине соседа, повторяя те же слова. Затем поворачиваются в другую сторону и повторяют упражнение с теми же словами.)

Повернитесь лицом в круг.

Кто же это идет к кошке в новый дом? Большой, бурый, лохматый - кто это? (Медведь).

Из какой он сказки? («Маша и медведь», «Три медведя»,...)

Мишка рыбку ловил, себе шерстку намочил. Покажите, как мишка стряхивает капельки воды со своей шерстки. Сначала - с головы. (Дети потряхивают головой вправо-влево, вверх-вниз.)

Теперь - с лап. (Дети потряхивают руками.) Ну а теперь - со всего туловища. (Дети потряхивают всем, телом, часто топают ногами, подпрыгивают, хлопают себя по ногам.)

Посушите, пожалуйста, мишку, подуйте на него. Вдохните воздух носом, а выдохните через рот. Ну-ка, кто дольше подует на мишку!

А еще к кошке в новый дом собирался прийти такой ушастенький, летом - серый, зимой - белый, живет в лубяной избушке. Кто это? (Заяц).

Из какой он сказки? («Лиса и заяц»)

Но вот беда: спит зайка в своей лубяной избушке и не слышит, что кошка его в гости зовет.

Надо бить в барабаны, будить зайку.

(Дети постукивают себя по груди со словами:

Зайку мы будили,

В барабаны били.

Бум-бум, тра-та-та!

В барабаны били.

Бу-у-у-у-м-м-м-м!

(Звуковибрационное упражнение).

Проснулся зайка, бросился со всех ног к кошке в гости. Покажите, как он спешит. (Дети часто топают ногами на месте).

  1. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Развитие слухового внимания.

Снова препятствие! Завал из камней. Чтобы его разобрать, надо выполнить задание. Тихо садимся за столы. (Дети садятся за столы).

На доске находятся различные геометрические фигуры разного цвета и размера. Слушайте внимательно, вы должны найти ту фигуру, о которой я что- то скажу: Алина, найди мне маленький красный квадрат, т.д. (Дети по очереди выходят к доске).

Какие молодцы! И завал вам нипочём! (Убираю завал с карты).

Ну что, снова в путь. Построились. (Дети на ковре маршируют на месте).

    Развитие логического мышления. Дидактическая игра «4-й лишний».

Смотрите, какой большой овраг. Чтобы его нам преодолеть, нужно построить мост, а значит выполнить ещё одно задание.

Подойдите поближе к столу. На компьютере вы видите 4 геометрические фигуры. Три фигуры относятся к какой-то одной группе, а четвертая к ним не подходит. Она из другой группы. Если правильно назовете фигуру, то она исчезнет.

Какая же фигура здесь лишняя? (Проверяем ).

Почему именно эта фигура лишняя? (Аналогично рассматриваются остальные варианты).

Молодцы! (Прикрепляю мост на карту).

Вот мы и пришли к домику Совуньи.

    Дидактическая игра «Платочки».

А где же хозяйка? А вот и Совунья. (Прикрепляю Совунью на карту). Она очень рада гостям и хочет с вами поиграть. Вы сейчас выйдете на ковер и закроете глазки. А я спрячу под платочками игрушки. Вы должны догадаться, с какой стороны находится та игрушка, которую я назову.

Встанем в круг. Возьмёмся за руки. Почувствуйте, какие у нас тёплые руки. Давайте поделимся теплом сердец друг с другом. Крепко, крепко пожмём руки друг другу.

- Опустите руки. Совунья приготовила нам угощенье. (Показываю печенье). Мы заслужили это угощенье, ведь мы проделали сложный путь, преодолели много препятствий, мы все смогли сделать, потому что были все вместе.

5. Подведение итогов.

Что вам понравилось делать больше всего? Мне понравилось, как вы считали бабочек. А вам?

Ну, а теперь пришла пора попрощаться с гостями, давайте скажем им «до свидания».

Государственное образовательное учреждение для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей

«Кондровский детский дом-школа»

Конспект

открытого занятия по развитию

элементарных математических представлений

в средней группе

Подготовила:

воспитатель Трофимова А.С.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.