Леонид утесов биография кратко. Леонид утесов - биография, информация, личная жизнь.

9 (21) марта 1895, Одесса, Российская империя - 9 марта 1982, Москва, РСФСР, СССР.

Выдающийся артист эстрады, певец, поэт, актёр.

Настоящее имя и фамилия - Лазарь (Лейзер) Иосифович Вайсбейн.

Учился в Одессе в коммерческом училище, но не закончил его. С 1909 года работал в бродячем цирке, учился играть на скрипке. В 1912 году поступил в Кременчугский театр миниатюр, тогда же взял сценический псевдоним Утёсов. В 1917 году занял первое место на Гомельском конкурсе куплетистов и в этом же году организовал в Москве небольшой оркестр, с которым выступал в саду «Эрмитаж».
В 1919 году впервые снялся в кино в фильме «Лейтенант Шмидт борец за свободу».

8 марта 1929 года в Ленинграде дебютировал театрализованный джаз Леонида Утёсова с программой «Теа-джаз». Это был совершенно новый для эстрады того периода жанр. Утёсов совмещал дирижирование с конферансом, танцами, пением, игрой на скрипке, чтением стихов. Музыканты разыгрывали разнообразные сценки между собой и дирижёром. С 1936 года в выступлениях оркестра принимает участие Эдит Утесова (дочь певца). В 1937 году джаз-оркестр Утесова представил новую программу «Песни моей Родины». Программа шла несколько лет, вплоть до 1941 года.

В 1939 году вышла его первая книга «Записки актёра». В этом же году играл, пел и дирижировал оркестром в киноконцерте «Пароход», который по праву считается прообразом современных видеоклипов.

В годы войны Леонид Утёсов много раз ездил на фронт и выступал перед бойцами. Неоднократно во время таких поездок он попадал в опасные ситуации, под бомбёжки. 5-му гвардейскому истребительному авиаполку были подарены два самолёта Ла-5Ф от оркестра Леонида Утёсова. Самолеты носили название "Весёлые ребята".

9 мая 1945 года при огромном стечении народа Утёсов выступал с оркестром на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве. К 800-летию Москвы (1947) оркестр Утёсова подготовил оркестровую фантазию «Москва». В финале программы впервые прозвучала песня Дунаевского «Дорогие мои москвичи!».

В марте 1960 года в Московском театре эстрады была представлена программа «Тридцать лет спустя».

Заслуженный артист РСФСР (1942).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947).
Народный артист РСФСР (1958).
Народный артист СССР (1965)- он стал первым артистом эстрады, удостоенным этого звания.

В 1966 году он принял решение покинуть сцену. В оставшиеся 16 лет жизни Утёсов написал ещё одну книгу «Спасибо, сердце!», руководил оркестром, много снимался на телевидении, но практически не выходил на сцену.

В декабре 1981 года состоялось последнее выступление Леонида Утёсова.

Похоронен артист на Новодевичьем кладбище в Москве (9 участок).

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Утёсова Леонида Осиповича

21.03.1895, Одесса – 09.03.1982, Москва.

Дество и юность

Леонид Утесов, настоящее имя Вайсбейн Лазарь Иосифович, родился 9 марта 1895 года в семье мелкого одесского коммерсанта Осипа Калмановича и Малки Моисеевны, в девичестве Граник. Родился в Одессе… Солнце! Море! Небо! А под этим солнцем, под этим небом, у этого моря родятся особые люди. Может быть, виноват ? Может быть, это он оставил в Одессе «микробы» поэтического и прозаического творчества? Ах, одесские мальчишки! Они не ходят, а бегают, они не говорят, а поют. Их темпераменты, их музыкальность, их поэтические сердца могут накормить весь мир искусством не хуже, чем лепетутники, с одесского «языка» это слово переводится как мелкие комиссионеры и хлебные маклеры.

В детстве Леонид Утесов никогда не думал о театре. Сказать больше – никогда в нем даже не был. До десяти лет мечтал быть пожарным, а после десяти - моряком.

Леонид Утесов был самородком, не имевшим ни среднего, ни музыкального образования. Совсем, правда, необразованным Утесова назвать никак нельзя: учился в Одессе в коммерческом училище Файга, откуда в 1909 был отчислен за плохую успеваемость и неудовлетворительную дисциплину. И, тем не менее, с детства стремился стать знаменитым дирижером. Неуемный темпераментный нрав с юношеских лет не вписывался в общепринятые каноны.

Уже в четырнадцать лет он играл в разных оркестрах на скрипке, ничуть не смущаясь, пел на улицах под гитару, в пятнадцать выступал в цирке на кольцах и трапеции. И к двадцати годам он успел побывать почти во всех крупных городах Украины - с театрами и балаганами. Однажды известный одесский артист Скавронский, с которым Утесов играл скетч, посоветовал партнеру выбрать сценический псевдоним.

«Я решил взять себе фамилию, которой никогда еще ни у кого не было, то есть просто изобрести новую, - писал потом артист, - Естественно, что все мои мысли вертелись около возвышенности. Что же есть еще на земле выдающееся, мучительно размышлял я, стоя на Ланжероне и глядя на утес с рыбачьей хижиной. Боже мой, подумал я. Утесы, утесы!» Так появился Леонид Утесов!

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


А в 1917 Леонид Утесов занял 1-е место на конкурсе куплетистов в Гомеле и в том же году организовал в Москве небольшой оркестр, с которым выступал в саду «Эрмитаж».

Карьера Спирьки Шпандыря

Кинематографическая биография Леонида Осиповича Утесова, началась в Одессе – В 1919 дебют в роли адвоката Зарудного в фильме «Лейтенант Шмидт - борец за свободу» и фильм «Торговый дом «Антанта и Ко», а была продолжена в Ленинграде., где режиссер Борис Светлов снимал кинофильм «Карьера Спирьки Шпандыря». Как писал в своей книге «Одесса, море, кино» киновед Георгий Островский:

«Фильм «Карьера Спирьки Шпандыря» был комедией, и Утесов играл в нем мошенника, жулика, «почетного гостя ДОПРа» – было записано в титрах. Он, становясь под благословение к батюшке, ловко щипцами откусывал у него цепь с крестом. Он в цирке во время французской борьбы совершал, как об этом гласила надпись, «двойной захват» - сидя среди увлеченных борьбой зрителей, воровал сразу у двоих.

На улице грабил прохожего, пригрозив ему, как пистолетом, огурцом. И раз за разом он попадал в ДОПР. В конце концов, он бежит за границу, где, в зависимости от задач, поставленных его хозяевами, выдает себя то за «мученика совдепии», то за вооруженного до зубов «красного комиссара»... В этом фильме Утесов играл по эстрадному броско, явно используя краски своих одесских ролей, оставаясь под комедийной маской афериста признанным любимцем публики».

Фильм вышел на экраны в мае 1926 года. Но, к сожалению, сохранился не полностью. Сегодня его отдельные части можно просмотреть в киноархиве России, бывший Госфильмофонд СССР.

Чужие

Вторым фильмом 1926 года, в котором снимался Леонид Утесов, была картина «Чужие» режиссера Бориса Светлова. В ней Утесов играл красноармейца Егорова, который после окончания Гражданской войны и демобилизации приходит в суд с повинной - он убил женщину. В процессе судебного разбирательства раскрывается трудная и трагическая судьба этого человека. Интересно то, что роль дочери красноармейца Егорова сыграла совсем еще юная Эдит Утесова.

Как писал Георгий Островский: «Утесов предстал серьезным драматическим актером, достаточно убедительно стремящимся показать психологическое состояние своего героя, его взаимоотношения и с чуждыми ему людьми, и с дочерью...» . Этот фильм сохранился в Госфильмофонде полностью.

О работе с Борисом Светловым Леонид Утесов писал: «А через несколько лет я снялся в двух больших фильмах, не ставших шедеврами кинематографии и не соблазнивших меня на переход в немое великое искусство. Вы же понимаете, что превратить меня в немого трудно - легче в покойника».

Веселые ребята

Мало кому известно о том, что «Веселые ребята» родились непосредственно из очередного спектакля утесовского Теа - джаза «Музыкальный магазин». Главным героем ее оставался Костя Потехин, правда, из крестьянина-единоличника он превратился в фильме в колхозного пастуха, дань времени или любимая профессия отца всех народов. «Несмотря на то, что я изображал пастуха, этот литературный бугай был мне антипатичен» , - вспоминал Утесов.

Но не только этот «бугай был антипатичен» Утесову, не устраивал его и текст песен уже почти отснятого фильма. После съемок в Гаграх, вернувшись в Москву, Утесов тайно от всех встретился с В.Лебедевым - Кумачом и попросил его «написать стихи, которые соответствовали бы характеру Кости Потехина...» И тот написал ставшие знаменитыми слова «Марша веселых ребят».

После правительственного просмотра фильм получил высокую оценку сильных мира сего, и даже одобрение самого . Успех фильма превзошел все ожидания. После просмотра фильма «Веселые ребята» за рубежом, лента демонстрировалась под названием "Москва смеется", писал: «До «Веселых ребят» американцы знали Россию . Теперь они увидели большие перемены в психологии людей. Люди смеются. Это большая победа. Это агитирует больше, чем доказательство стрельбой и речами».

Для Утесова стали писать ведущие поэты сталинской эпохи. Леонид Утесов стал первым исполнителем всенародно известных песен. Обладавший плохим голосом и сильным одесским акцентом, актер был близок большому числу населения страны именно своим «низкопробным» искусством, вознесенного на высшую ступень пьедестала советского эстрадного искусства.

Награда – фотоаппарат

Но все лавры за фильм «Веселые ребята» достались режиссеру Александрову и актрисе , Утесову же милостиво вручили... фотоаппарат. А ведь именно он нашел драматургов и композитора для постановки этой картины, забраковал плохие тексты песен, поручив переделать их В. Лебедеву-Кумачу. Болезненно пережил Леонид Осипович, когда Александров убрал из фильма многие сцены с участием утесовского джаза и заменил их эпизодами с . «Мадам съела всю мою пленку» , - шутил артист. А потом Александров нанес еще один удар по Утесову, выпустив новый вариант «Веселых ребят», где вместо Леонида Осиповича пел Владимир Трошин. Возмущение зрителей было настолько велико, что режиссеру пришлось вернуться к старому варианту.

Песня из кинофильма сыграла особую роль и в истории отечественного кино. Она была не иллюстративным материалом, не развлекательной пустышкой - она была действующим лицом фильма. Тогда это был новаторский шаг, определивший многое. Советская песня в кино в дальнейшем развивалась по пути «Веселых ребят» - песни становились знаменем фильма, выражали главную мысль, были его героями.

Многогранная личность

Личность Утесова необыкновенно многогранна - он и актер, и певец, и дирижер, и организатор, и замечательный рассказчик. В утесовском Теа-джазе были налицо все признаки театрального спектакля - невиданный доселе эксперимент, когда музыканты-инструменталисты становились актерами, увеличивалось взаимное проникновение искусств друг в друга.

Театр, танец, песня, джаз и...цирк

Леонид Утесов достиг небывалых успехов в актерском мастерстве. Его программа «От трагедии до трапеции» включала в течение одного вечера проявление всех разновидностей актерского мастерства. Афиши, расклеенные по городу, сообщали: «Палас-театр приглашает всех желающих на показательный синтетический вечер-спектакль Леонида Утесова» . Основной призыв гласил: «От трагедии до трапеции Утесов показывает все...» . Представление начиналось в восемь часов вечера и длилось до двух часов ночи.

Как вспоминали очевидцы, это был незабываемый спектакль. Первым номером шла сцена у следователя из спектакля «Преступление и наказание» по . Утесов играл Раскольникова, а Порфирия Петровича играл очень талантливый драматический актер Кондрат Яковлев. Далее был показан первый акт из оперетты «Прекрасная Елена». Утесов исполнял остроумно и смешно роль Менелая, а в роли Елены была одна из ведущих актрис Елизавет Тим. После этого продемонстрировали скетч «Американская дуэль». Утесов играл роль Лейбовича, а Орлов – Пинхусовича.

Затем следовал дивертисмент: Утесов исполнял куплеты, читал комические рассказы. В качестве скрипача принимал участие в концертном трио. И вместе с Орловым исполнял эксцентрические танцы, а с Лопуховой - два опереточных дуэта из «Пупсика» и «Сильвы». А затем в паре с балериной Пильц танцевал классический вальс на музыку Дриго, пел романсы и пародии, аккомпанируя себе на гитаре. Кроме того, им были исполнены цирковые номера - Утесов был клоуном, акробатом, жонглером и музыкальным эксцентриком. А еще дирижировал своим комическим хором. И, наконец, под конец вечера Утесов исполнил номер на трапеции, как напоминание о своих успехах в цирке Бороданова.

Великий мастер слова

Мало кто из поклонников Леонида Осиповича Утесова, знает, что он был, пожалуй, самым ярким в плеяде российских рассказчиков двадцатого века. Утёсов блестяще владел жанром юмористического рассказа. Конечно же, если разобраться, то всё становится ясным: Утёсов родился и провёл детство и юность в самой Одессе. Юмористическую, комическую, ироническую атмосферу этого города никто не разгадал до конца, если не считать одесский дух И. Бабеля и нашего современника Михаила Жванецкого.

Говоря об Утесове-артисте в жанре устного рассказа, нельзя не сказать об Утесове рассказчике вне сцены. Утёсов был гениальным рассказчиком в кругу артистов за кулисами, в дружеской компании, в застолье, в автобусе, везущем артистов на концерт и во многих других местах, где, кажется, сама атмосфера препятствовала, всякому юмору вообще.

Осторожность не лишняя

У многих сохраняется представление об Утесове как о неугомонном весельчаке, любителе розыгрышей, лукавом одессите, легко шедшем «с песней по жизни». Да, Утесов был удивительно жизнелюбив, общителен, доброжелателен. Но порой веселье переходило в грусть и даже в некоторую замкнутость. Тому были свои причины.

Он жил в эпоху, таившую в себе немало опасностей даже для известного, популярного в народе деятеля. Конечно, его приглашали на концерты и в Кремль, а на Лубянке даже просили спеть песни «С одесского кичмана», «Мурку», «Лимончики» и прочее. Но просьбы просьбами, а Леонид Осипович понимал, что в таких кругах осторожность не может быть лишней.

Личная жизнь

Леонид Утёсов был дважды женат: с 1914 года на Елене Осиповне Ленской (1892-1962) и с 1982 г. (в течение 2-х последних месяцев своей жизни) на Антонине Сергеевне Ревельс (1923-1997). Дочь от первого брака - Эдит Леонидовна Утёсова (1915 - 1982), была солисткой его оркестра (её муж - режиссёр Альберт Александрович Гендельштейн). Многие песни исполнял в дуэте с ней, в частности, широко известную «Дорогие мои москвичи».

Счастливый человек

На долю Леонида Осиповича Утесова выпало немало счастья. По воспоминаниям оркестрантов, Леонид Осипович был прекрасным семьянином. Его жена, Елена Иосифовна Голдина, которую он очень любил, создавала ему домашний настоящий уют и всегда прощала мужу его увлечения особами прекрасного пола. У него была обожаемая им дочь. Его окружали замечательные друзья. Он был признан, и любим народом, для которого пел и творил.

Но жизнь неумолима. Наступила старость, которая принесла и болезни, и горькие раздумья. «Каким я был, таким я не остался» , - печально говорил великий человек. В 1962 году умерла жена. 5 декабря 1966 года ему стало плохо на концерте в ЦДСА, и вскоре он распрощался со сценой. Живя на пенсии, он писал мемуары, занимался фотографией, иногда принимал друзей, очень часто слушал симфоническую музыку, особенно старые пластинки.

Леонид Утесов умер 9 марта 1982 года в подмосковном санатории «Архангельское». На его похороны, на Новодевичье кладбище пришли тысячи людей.

На доме, где он жил с 1970 по 1982 год. (Каретный ряд, 5/10), установлена мемориальная доска.

Жизнь после смерти

В 1982 году Треугольный переулок в Одессе, где родился и жил Утёсов, переименован в улицу Утёсова.

Жизни Утёсова посвящён российский сериал «Утёсов. Песня длиною в жизнь» (2005). К сожалению, он изобилует неточностями, анахронизмами и откровенными выдумками, а большинство песен, звучащих в кадре, исполнено неумелым имитатором.

На железнодорожном вокзале Одессы при отправлении фирменных поездов звучит песня «У Чёрного моря» из репертуара Утёсова (муз. Модеста Табачникова, сл. Семёна Кирсанова).

На улице Дерибасовская, в Одессе установлен памятник Утёсову. Артист сидит на скамейке, а напротив установлен автомат, где можно заказать и послушать песни в его исполнении

Звания и награды

Заслуженный артист РСФСР (1942).

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947).

Народный артист РСФСР (1958).

Народный артист СССР (1965).

Орден Октябрьской Революции (1975).

Два Ордена Трудового Красного Знамени (1945, 1980).

Фотографии Утёсова Леонида Осиповича

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Леонид Осипович Утёсов -еврей, советский эстрадный артист - певец и руководитель оркестра. Народный артист СССР (1965, первым из артистов эстрады удостоен этого звания). Утёсов исполнял песни в различных жанрах от джаза до городского романса. Снимался в кино.

Лейзер Вайсбейн родился 9 (21) марта 1895 года в Одессе, в многодетной еврейской семье мелкого коммерсанта (по другим данным - экспедитора одесского порта) Осипа (Иосифа) Калмановича Вайсбейна и Малки Моисеевны, в девичестве Граник. Учился в одесском коммерческом училище Файга, но был отчислен, по версии самого Утёсова, за то, что в отместку за замечание вымазал мелом и чернилами одежду учителя Закона Божьего.

Параллельно брал уроки игры на скрипке.

Некоторое время выступал в бродячем цирке борца Ивана Бороданова в качестве гимнаста.

В 1912 году он устроился в Кременчугский театр миниатюр, в это же время стал выступать под псевдонимом Леонид Утёсов.

В 1913 году поступил в одесскую труппу К. Г. Розанова, до революции 1917 года играл в ряде театров, таких, как Большой Ришельевский, Малый Ришельевский, Херсонский театр миниатюр, передвижной театр миниатюр «Мозаика».

В 1917 году победил в конкурсе куплетистов в Гомеле. В том же году приехал в Москву, где выступал в столичном саду «Эрмитаж». В 1919 году впервые снялся в кино, исполнив роль адвоката Зарудного в фильме «Лейтенант Шмидт - борец за свободу».

В 1920-х годах продолжал выступать на эстраде и играть в различных театрах Москвы, Ленинграда (куда он переехал в 1922) и Риги. Продолжалась и его кинематографическая карьера.

В 1928 году в Париже (где он с женой и дочерью был в качестве туриста) Утёсов услышал американский джаз-оркестр Теда Льюиса , который поразил его тем, что потом сам Утёсов называл «театрализацией». По возвращении в Ленинград он создал собственный «Теа-джаз», первое выступление которого состоялось 8 марта 1929 года на сцене ленинградского Малого оперного театра. Успех был значительным, и с этого момента Утёсов фактически сменил профессию, став руководителем (первый год вместе с трубачом Яковом Скоморовским) джаз-оркестра. Коллектив Утёсова исполнял западные шлягеры и специально написанные инструментальные композиции и песни. Последние постепенно заняли основное место в программах оркестра.

Большую роль в становлении Утёсова как музыканта и артиста сыграла его личная и творческая дружба с композитором Исааком Дунаевским, написавшим для «Теа-джаза», в частности, джазовые «рапсодии» - обработки русских, украинских и еврейских (на идише) песен, а также немало песен на стихи современных советских поэтов.

В 1934 году вышел на экраны кинофильм «Весёлые ребята » с Утёсовым в главной роли и с участием его оркестра (музыку к картине писал Дунаевский, тексты песен - Владимир Лебедев-Кумач). Успех фильма принёс Утёсову огромную популярность и известность по всей стране.

В годы войны Леонид Утёсов много раз ездил на фронт и выступал перед бойцами. Неоднократно во время таких поездок он попадал в опасные ситуации, под бомбёжки.

После войны Утёсов и его оркестр продолжали много ездить по стране, записываться на пластинки, выступать по радио, а потом и по телевидению. В последние годы Леонид Осипович с оркестром не выступал (кроме единичных случаев, когда он исполнял по 1-2 песни).

Леонид Утёсов скончался 9 марта 1982 года в Москве. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище (участок № 9). На доме, где он жил с 1970 по 1982 год. (Каретный ряд, 5/10), установлена мемориальная доска.

В 1982 году Треугольный переулок в Одессе, где родился и жил Утёсов, переименован в улицу Утёсова.

Жизни Утёсова посвящён российский сериал «Утёсов. Песня длиною в жизнь» (2005). К сожалению, он изобилует неточностями, анахронизмами и откровенными выдумками, а большинство песен, звучащих в кадре, исполнено неумелым имитатором.

На железнодорожном вокзале Одессы при отправлении фирменных поездов звучит песня «У Чёрного моря» из репертуара Утёсова (муз. Модеста Табачникова, сл. Семёна Кирсанова).

На улице Дерибасовская, в Одессе установлен памятник Утёсову. Артист сидит на скамейке, а напротив установлен автомат, где можно заказать и послушать песни в его исполнении.

Леонид Утёсов был дважды женат:

с 1914 году на Елене Осиповне Ленской (1892-1962) и с

1982 г. (в течение 2-х последних месяцев своей жизни) на Антонине Сергеевне Ревельс (1923-1997).

Дочь от первого брака - Эдит Леонидовна Утёсова (1914 - 21 января 1982), была солисткой его оркестра (её муж - режиссёр Альберт Александрович Гендельштейн).

Многие песни исполнял в дуэте с ней, в частности, широко известную «Дорогие мои москвичи».

Происхождение псевдонима

Одесский артист Скавронский пригласил Вайсбейна в 1912 году в свою миниатюру. Но при этом поставил условие: «Никаких Вайсбейнов!»

… и я решил взять себе такую фамилию, какой никогда ещё ни у кого не было, то есть просто изобрести новую.

Естественно, что все мои мысли вертелись около возвышенности. Я бы охотно стал Скаловым, но в Одессе уже был актёр Скалов. Тогда, может быть, стать Горским? Но был в Одессе и Горский. Были и Горев и Горин - чего только не было в Одессе! Но, кроме гор и скал, должны же быть в природе какие-нибудь другие возвышенности. Холм, например. Может быть, сделаться Холмским или Холмовым. Нет, в этом есть что-то грустное, кладбищенское - могильный холм … - Что же есть на земле ещё выдающееся?

Мучительно думал я, стоя на Ланжероне и глядя на утёс с рыбачьей хижиной.

- Боже мой, - подумал я, - утёсы, есть же ещё утёсы! Я стал вертеть это слово так и этак. Утёсин? - Не годится - в окончании есть что-то простоватое, мелкое, незначительное… - Утёсов?

Мелькнуло у меня в голове…

Да, да! Утёсов! Именно Утёсов! Наверно, Колумб, увидя после трёх месяцев плавания очертания земли, то есть открыв Америку, не испытывал подобной радости. И сегодня я вижу, что не сделал ошибки.

  • Искусство | Эстрада

    Утёсов Леонид Осипович

    Заслуженный артист РСФСР (1942)
    Народный артист СССР (1965)

    Леонид Утесов (настоящее имя Лазарь Иосифович Вайсбейн) родился 21 марта 1895 года в Одессе.

    Он учился в Одессе в коммерческом училище Файга, откуда в 1909 году был отчислен за плохую успеваемость и низкую дисциплину. После непродолжительной работы в бродячем цирке в качестве гимнаста он вернулся в Одессу, где научился играть на скрипке. В 1912 году Утесов устроился в Кременчугский театр миниатюр, и тогда же взял сценический псевдоним Утесов. Начиная с 1913 года он играл в одесской труппе К.Г.Розанова (Большой и Малый Ришельевские театры), Херсонском театре миниатюр, передвижном театре миниатюр "Мозаика".

    В 1917 году он занял 1-е место на конкурсе куплетистов в Гомеле и в том же году организовал в Москве небольшой оркестр, с которым выступал в саду "Эрмитаж".

    В 1919 году состоялся кинематографический дебют Утесова в роли адвоката Зарудного в фильме "Лейтенант Шмидт - борец за свободу". В 1921 году началась театральная карьера Утесова. Он играл в таких театрах, как Театр революционной сатиры (Москва), Театр музыкальной комедии, Палас-театр, Свободный театр (Ленинград), "Маринэ" (Рига). В 1925 году Утесов снялся в двух фильмах Бориса Светлова "Карьера Спирьки Шпандыря" и "Чужие".

    В 1928 году во время поездки в Париж Утесов впервые услышал профессиональный джаз, собрал музыкантов и стал готовить джазовую программу. Театрализованный джаз Леонида Утесова дебютировал 8 марта 1929 года на сцене Малого оперного театра в Ленинграде с программой "Теа-джаз". Это был совершенно новый для эстрады того периода жанр. Утесов совмещал дирижирование с конферансом, танцами, пением, игрой на скрипке и чтением стихов. Разыгрывались разнообразные сценки между музыкантами и дирижером. Все выступление было режиссерски объединено, начиная со знакомства с публикой и кончая прощальной песней "Пока", для трансляции которой использовались киноэкран и репродукторы, установленные на фасаде концертного здания. Предтечей этой программы можно считать спектакль Утесова "От трагедии до трапеции" в первой половине 1920-х годов. В нем он проявил себя как синтетический актер: на протяжении шестичасового сценического действия из революционера Федора Раскольникова он превращался в царя Менелая из оперетты "Прекрасная Елена", в дивертисменте играл соло на гитаре, появлялся в облике скрипача, пел, аккомпанируя себе на гитаре, танцевал в паре с балериной и завершал представление упражнениями на трапеции.

    В первые годы работы Утесова с джазом проявилось его пристрастие к блатному фольклору. Еще в 1929 году в спектакле Ленинградского театра сатиры "Республика на колесах" прозвучала песня "С одесского кичмана", объявленная вскоре "манифестом блатной романтики" и запрещенная для исполнения. В программу "Теа-джаз" были включены песни "Лимончики" и "Гоп со смыком". Блатной фольклор в исполнении Утесова приобрел ироническую интонацию, снимавшую воровскую романтику. В своих выступлениях он часто использовал популярные мелодии с новыми текстами. В начале 1930-х годов поэт-песенник Лебедев-Кумач по просьбе Утесова написал новые тексты для песен "Подруженьки" и "Мурка", вошедшие в репертуар певца как "Джаз-болельщик" и "У окошка". Вторая программа оркестра Утесова называлась "Джаз на повороте", была выпущена в 1930 году и состояла из оркестровых фантазий на темы народных песен и четырех рапсодий, написанных Исааком Дунаевским, - Русской, Украинской, Еврейской и Советской. В ней по-новому зазвучали популярные мелодии "Во субботу день ненастный", "Виют витры" и другие произведения. В дальнейшем Утесов часто включал в свои программы джазовые интерпретации мелодий народов СССР, объясняя это: "Если у американского джаза негритянский фольклор, то почему у нас не может быть грузинского, армянского или украинского?".

    В 1933 году в репертуаре коллектива Утесова появилась пьеса "Музыкальный магазин" авторов Н.Эрдман и В.Масса, представлявшая собой ряд небольших комических эпизодов, происходивших в музыкальном магазине в течение рабочего дня. В одной из сцен оркестр пародировал джаз, исполняя переложенные Дунаевским в ритме фокстрота арию индийского гостя из "Садко" Римского-Корсакова, "Сердце красавицы" из "Риголетто" Джузеппе Верди и некоторые темы из "Евгения Онегина" Петра Чайковского. Успех джазовой интерпретации классических произведений во многом определил содержание следующей программы оркестра - "Кармен и другие", в которой комически обыгрываемые эпизоды известной оперы сопровождались переработанной музыкой Бизе.

    В 1934 году на экраны кинотеатров вышел фильм Григория Александрова "Веселые ребята", в котором снимался весь оркестр Утесова. Общее настроение картины определили песни Дунаевского на стихи Лебедева-Кумача: "Сердце, тебе не хочется покоя" и "Марш веселых ребят" в исполнении Леонида Утесова.

    Песни обрели большую популярность. Проходивший в Лондоне конгресс мира и дружбы с СССР в 1937 году заканчивался под "Марш веселых ребят".

    С 1936 года в выступлениях оркестра принимала участие дочь Утесова Эдит Утесова, ставшая актрисой театра имени Вахтангова.

    В 1937 году джаз-оркестр Утесова представил программу в двух отделениях "Песни моей Родины". В первую часть вошли песни о гражданской войне ("Тачанка", "Полюшко"), вторую составили лирические и комедийные песни. Программа шла несколько лет, вплоть до начала Великой Отечественной войны. В 1938 году Утесов в качестве художественного руководителя выпустил спектакль "Два корабля", в котором прозвучали песни "Варяг", "Раскинулось море широко", "Моряки", "Краснофлотский марш", "Баллада о неизвестном моряке".

    В 1939 году Утесов написал свою первую книгу "Записки актера". Позже он играл роль директора кардиологического санатория "Спасибо, сердце" в спектакле-водевиле "Много шума из тишины", где исполнил песни "Тайна", "Му-му", сразу ставшие популярными. В том же году он играл, пел и дирижировал оркестром в киноконцерте "Пароход".

    Объявление о начале войны застало Утесова во время репетиции новой программы "Напевая, шутя и играя" в московском "Эрмитаже". Желая поддержать солдат, его оркестр в короткий срок создал первую военную программу "Бей врага!", в которой наряду с известными песнями прозвучали новые произведения "И не раз и не два мы врага учили", "Партизан Морозко" и "Привет морскому ветру". За первый год войны оркестр дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии на Калининском фронте, постоянно включая в программу новые песни: "Жди меня", "В землянке", "Темная ночь", "Одессит Мишка", сатирические антифашистские частушки "Гадам нет пощады!".

    Your browser does not support the video/audio tag.

    В июне 1942 года Леониду Утесову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Вторая программа военных лет "Напевая, шутя и играя" явилась откликом на начало серьезных успехов Советской армии. В нее были включены песни: "Прощание", "Пароход", "Десять дочерей", "Два друга". В 1944 году оркестр представил новую джаз-фантазию "Салют", в которой прозвучали отрывки из симфонических произведений, свыше двадцати старых и новых песен, лирические и сатирические интермедии. 9 мая 1945 года при огромном стечении народа Утесов выступил с оркестром на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве.

    Утесов с оркестром на фронте...

    К 800-летию Москвы в 1947 году утесовский коллектив подготовил оркестровую фантазию "Москва", в финале которой впервые исполнялась песня Дунаевского "Дорогие мои москвичи".

    Your browser does not support the video/audio tag.

    В 1952 году появилась программа "Музыка толстых", центральное место в которой занимала сатира на международные темы. 25-летие коллектива в 1954 году было отмечено эстрадным спектаклем "Серебряная свадьба", в котором среди прочих Утесов исполнил одно из последних произведений Дунаевского "Я песне отдал все сполна". Песня вошла в экранизацию эстрадного концерта "Веселые звезды". В марте 1960 году в Московском театре эстрады была представлена программа "Тридцать лет спустя". В ней, наряду с обычным репертуаром, оркестр исполнил сложные классические произведения - марш Сергея Прокофьева из оперы "Любовь к трем апельсинам" и пьесу Дебюсси Reverie. Отличие от западного танцевального джаза подчеркивалось пародийным номером "Эволюция западного танца".

    В 1965 году Леониду Утесову было присвоено звание народного артиста СССР. Он стал первым артистом эстрады, удостоенным этого звания. 9 октября 1966 года на концерте в ЦДСА артист почувствовал себя плохо, и через некоторое время решил покинуть сцену. В оставшиеся 16 лет жизни Утесов написал книгу "Спасибо, сердце!", руководил оркестром, много снимался на телевидении, но сам почти не выступал. В декабре 1981 года состоялось последнее появление Утесова на публике.

    Your browser does not support the video/audio tag.

    Музыкальные критики часто обвиняли Утесова в отсутствии певческого голоса. Леонид Осипович неизменно отвечал: "Пусть так! Я пою не голосом - я пою сердцем!".

    Леонид Утесов умер 9 марта 1982 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

    О Леониде Утесове и Елене Ленской была снята телевизионная передача из цикла "Больше, чем любовь".

    Your browser does not support the video/audio tag.

    Творчеству Леонида Утесова посвящены две программы под названием "Это было недавно, это было давно", вобравшие в себя его лучшие работы в кино и эстраде. Также зрители в них увидят интервью и последние съемки, сделанные незадолго до смерти Утесова.

    Your browser does not support the video/audio tag.

    Автор текста Николай Картозия

    Пятнадцать интересных фактов
    из жизни Леонида Осиповича Утесова

    Факт 1-й. 21 марта 1895 года в Одессе в Треугольном переулке N 11 в квартире №7 родилась двойня - девочка и мальчик. Девочку назвали Полиной, а мальчика - Лазарем. В рождении двойни в семье "лепетутника" (так в Одессе называли коммерческих посредников) Иосифа Клементьевича Вайсбейна проявилась наследственность, ибо он сам был одним из близнецов. Причем, все наследство досталось брату-близнецу Науму, так как Иосиф вопреки воле отца женился по любви на Марии Моисеевне Граник, двадцать втором ребенке не слишком состоятельных родителей, да и сама она родила девятерых, четверо из которых умерли в раннем детстве.

    Факт 2-й. Любовь к музыке проявилась у Леди (так с детства всю жизнь его называли родственники и друзья) в возрасте трех лет - он заслушивался игрой соседа по лестничной площадке музыканта Гершберга. Он учился игре на нескольких музыкальных инструментах в частном коммерческом училище Генриха Файга, играл в разных оркестрах, выступал в хоровых коллективах Одессы. Кроме того, он серьезно занимался спортом и даже принимал участие в любительском чемпионате Одессы по французской борьбе.

    Факт 3-й. После того, как Леню Вайсбейна исключили из училища за участие в избиении преподавателя, он решил уйти "на свои хлеба" и устроился в балаганный цирк Бороданова. Кем он только ни был - гимнастом, "рыжим", зазывалой. Затем уехал в Херсон, где работал в скобяной лавке дяди Наума, но вскоре вернулся в Одессу, приняв предложение артиста Скавронского участвовать в скетче "У разбитого зеркала". Кстати, Скавронский посоветовал ему взять псевдоним. В раздумьях он пришел на Ланжерон и увидел утес с рыбачьей хижиной. От слова "утес" и возник его псевдоним "Утесов".

    Факт 4-й. Поработав актером в нескольких драматических театрах, Леонид Утесов в конце 1913 года поступил в Александровске (Запорожье) в труппу передвижного театра В.А.Азамата-Рудзевича. Там он познакомился с 21-летней актрисой Еленой Ленской, которая как раз в это время подыскивала себе жилье. По воспоминаниям Леонида Осиповича, шел дождь, и он сказал: "Может быть, мое предложение покажется вам нелепым, но давайте зайдем ко мне и переждем непогоду. А потом я помогу вам найти комнату. Искать комнату Леночке Ленской не понадобилось - она вошла в мою и больше из нее не вышла. Как будто бы дождь шел сорок девять лет. Она стала моей женой". А в следующем году у них родилась дочь Дита, ставшая известной певицей Эдит Утесовой, много лет проработавшей на эстраде рядом с отцом.

    Факт 5-й. Универсальность своего таланта Утесов продемонстрировал в до сих пор не забытом историками эстрады концерте "От трапеции до трагедии" на сцене ленинградского "Палас-театра" 2 февраля 1923 года, который длился шесть часов. В тот вечер Утесов поразил присутствующих высочайшим мастерством хорового и оркестрового дирижера, камерного, опереточного и эстрадного певца, музыканта - скрипача и гитариста, балетного и эксцентричного танцора, циркового артиста - клоуна, жонглера и акробата, куплетиста, рассказчика и драматического актера. Позднее он стал еще и эстрадным режиссером, киноактером (снялся в пяти художественных фильмах и многочисленных кинороликах), композитором и аранжировщиком, автором стихов, текстов песен, реприз, скетчей, интермедий, юморесок, фельетонов, очерков, статей и трех книг.

    Факт 6-й. 8 марта 1929 года на сцене Ленинградского Малого оперного театра в праздничном концерте дебютировал теа-джаз-оркестр под руководством Леонида Утесова и Якова Скоморовского (через год он оставил коллектив). Утесов проработал с этим оркестром около 40 лет. В 1938 году коллектив получил статус Государственного джаз-оркестра РСФСР, а в 1948 году - Государственного эстрадного оркестра, ставшего настоящей творческой лабораторией, где совершенствовали свое мастерство и стали известными мастерами эстрады Н.Минх, Л.Дидерихс, М.Ветров, А.Семенов, М.Воловац, А.Островский, В.Людвиковский, В.Старостин, В.Шаинский, К.Лазаренко, А.Коваленко, Е.Петросян, Г.Хазанов и другие.

    Факт 7-й. До появления на экранах в самом конце 1934 года фильма "Веселые ребята" Леонид Утесов считался исполнителем блатных песенок. Поэтому в 1934 году Главрепертком запретил исполнять в концертах и изъял из продажи пластинки с записями таких песен, как "Гоп со смыком", "С одесского кичмана", "Лимончики", "Бублички", "У самовара", "У окошка". Однако на закрытых концертах, где присутствовало партийно-государственное руководство страны во главе с И.В.Сталиным, он эти песни пел, притом по просьбе самого вождя. Особенно Сталину нравилась песня "С одесского кичмана".

    Несмотря на, в общем-то, положительное отношение к творчеству Утесова, Сталин не баловал его наградами. Так, за фильм "Веселые ребята" Утесову вручили... фотоаппарат, в то время как Любовь Орлова за роль Анюты получила звание заслуженной артистки РСФСР, а режиссер фильма Григорий Александров - орден Красной Звезды.

    Дотошные утесоведы утверждают, что Утесов с дочерью Эдит исполнил около 700 песен, но ни в одной из них ведущий певец-песенник сталинской эпохи не употребил слово "Сталин". Впрочем, и Утесов никогда не упоминался в списках претендентов на премию имени вождя, хотя его коллеги по эстраде Александр Вертинский и Илья Набатов получили эти премии всего лишь за эпизодические роли в кино.

    Факт 8-й. До войны Утесов не имел почетных званий и правительственных наград. По довольно банальной причине. Оказалось, что как-то Леонид Осипович, занесенный судьбой на советско-польскую границу, приняв солидную дозу спиртного, купаясь в пограничной реке, перебросился несколькими репликами с польскими пограничниками, о чем было тут же доложено руководству страны, которое засомневалось в лояльности артиста. Сомнения эти рассеялись лишь в 1942 году после того, как Утесов стал исполнять военные песни и отдал личные сбережения на постройку самолета, названного "Веселые ребята". Тогда он, наконец, получил звание заслуженного артиста РСФСР, а в марте 1945 года к полувековому юбилею был награжден орденом Трудового Красного Знамени. После войны Утесов еще долго ходил в заслуженных деятелях искусств РСФСР, затем стал народным артистом РСФСР и лишь в 70 лет - народным артистом СССР. Леонид Осипович говорил, вздыхая: "Эстрада - как проститутка: с ней хорошо и удобно провести ночь, а на людях показываться неприлично".

    Факт 9-й. В годы сталинского режима Утесов жил безбедно, ибо в верхах у него был могущественный покровитель в лице члена Политбюро Л.М.Кагановича. По его указанию Утесов получил в доме железнодорожников шикарную площадью в 100 кв.м квартиру, а для гастрольных поездок со своим джазом ему были выделены два комфортных салон-вагона.

    Факт 10-й. Как истинный одессит Леонид Осипович любил и слушать, и рассказывать анекдоты и нередко сам становился героем анекдотических случаев. Так, еще будучи молодым человеком, он ехал в Одессе в переполненном трамвае, и вдруг услышал, что заплакала девушка - у нее вытащили кошелек. Утесов поинтересовался, сколько было в кошельке денег. Девушка ответила, что 20 копеек. Тогда он дал ей 20 копеек и попросил не плакать. Девушка успокоилась, но, выходя из трамвая, спросила Утесова: "Может быть, вы вернете мне и кошелек?"

    В одном письме была просьба: "Дорогой Леонид Осипович, пришлите тридцать рублей, сижу без штанов". И объяснил, что приятели, когда у них не было денег, продали его штаны. Утесов послал деньги. Через некоторое время приходит ответ: "Спасибо, деньги получил, но штанов еще не купил".

    Нельзя не вспомнить и анекдотический случай, как Утесов стал жертвой своей популярности. Как-то приехал он в свой родной город на гастроли и решил пройтись по одесским улицам. Вышел из машины, а навстречу женщина с маленьким мальчиком. Увидев артиста, она ахнула, а затем сказала сыну: "Смотри, смотри! Это сам Утесов! Когда ты вырастешь, он уже умрет!".

    Факт 11-й. Утесов, несмотря на то, что у него была прекрасная дача во Внуково, предпочитал отдыхать в Кисловодске или в домах творчества. День продажи дачи он считал одним из счастливейших дней своей жизни.

    Факт 12-й. У Утесова было множество поклонников, а еще больше поклонниц. Еще на заре его артистической деятельности одна из них повесилась, услышав, что артист при выполнении циркового номера упал с высоты и разбился. К счастью, Утесов остался жив.

    В одном городе на каждый его концерт приходила красивая девушка Марина с большим букетом цветов. Когда Утесов спросил, зачем она это делает, та ответила, что хорошо зарабатывает. Потом к нему подошла ее мать и сказала, что Марина тратит на цветы деньги, вырученные от продажи домашних вещей. Леониду Осиповичу пришлось компенсировать эти затраты.

    Факт 13-й. Второй женой Утесова стала Антонина Сергеевна Ревельс, работавшая в оркестре Утесова с мужем Валентином Новицким в парном танцевальном номере. В 1974 году она овдовела, а через три года они с Леонидом Осиповичем поженились.

    Факт 14-й. Утесов очень любил свою единственную дочь Эдит (Диту). И Леонид Осипович, и Эдит стойко переносили незаслуженные выпады критиков и чиновников от культуры по поводу вокальных данных певицы и недвусмысленные намеки на то, что если бы не отец, то вряд ли бы ее имя печаталось на концертных афишах большими буквами. Теперь, внимательно слушая ее записи, понимаешь, что она действительно была талантливой и самобытной артисткой, создавшей собственный стиль пения. А тогда в результате травли Эдит пришлось оставить родной коллектив и создать свой, новый, из-за предвзятого отношения к которому концерты не собирали полных залов. И лишь на похороны Эдит Леонидовны пришло столько ценителей эстрадного искусства (она умерла от лейкемии 21 января 1982 года), что потрясенный утратой дочери Леонид Осипович с горечью заметил: "Наконец, Дита, ты собрала настоящую аудиторию слушателей".

    Факт 15-й. Смерть дочери окончательно подорвала пошатнувшееся здоровье великого маэстро, и 9 марта в 7 часов утра 1982 года он умер в военном госпитале "Архангельское" (в свой день рождения по старому стилю). Последние его слова были: "Ну, все..."

    Леонид ШЕМЕТА

    Интервью с племянницей Леонида Утесова –
    Майей Владимировной МОЛОДЕЦКОЙ

    Не секрет, что Леонид Осипович обладал неповторимым обаянием и пользовался огромным успехом у воздыхательниц. Странно, что он после кончины своей супруги Елены Осиповны 20 лет не женился...

    Дядя действительно не мог забыть свою Леночку, но во время их совместной жизни романы у него случались довольно часто.

    С Еленой Осиповной он познакомился в Запорожском театре. Приехал днем раньше и успел снять квартиру. На репетиции тут же заприметил хорошенькую актрису. Когда она обмолвилась, что идти ей пока некуда, собирается подыскивать жилье, дядя Ледя, как истинный джентльмен, предложил зайти к нему на огонек. К тому же повод подвернулся подходящий - проливной дождь. Леночка как зашла, так в течение 45 лет от него и не вышла.

    Говорят, одной из самых знаменитых его возлюбленных была Мария Владимировна Миронова - мать актера Андрея Миронова. Это правда?

    На вопросы об их отношениях дядя обычно отвечал с улыбкой: "Это был не роман - брошюра". (Смеется). Но что греха таить, к слабому полу Леонид Осипович относился трепетно. Дважды пытался оставить семью.

    Как-то ушел он к известной актрисе. На улице - жесточайший мороз. Так его Леночка, - можете себе представить! - зная, что в доме у разлучницы очень холодно, послала "молодоженам" подводу дров и записку в придачу: "Смотри, топи хорошо, чтобы не дай Бог Ледечка не простудился. И не вздумай кормить котлетами - ему худеть нужно". Утесов первым пришел домой, увидел Леночкино послание, прослезился и... вернулся домой.

    Леонид Утесов, 1942 год. Фильм "Концерт фронту".

    - И что, больше не делал попыток изменить супруге?

    В его жизни случилась еще одна любовь неземная. Леонид Осипович увлекся опереточной примой из Риги, внешне копией Эдиты Пьехи, решил порвать с семьей и уехать с новой пассией в Прибалтику. Но, выходя с чемоданчиком из своего московского театра, чтобы отправиться на вокзал, увидел одиноко стоящих в сторонке Леночку с их дочкой Диточкой. Сердце его дрогнуло - и он вновь вернулся домой. В тот же вечер актриса погибла в поезде. Она решила электрической плойкой поправить прическу, и ее ударило током.

    В советское время личная жизнь кумиров публики была тайной за семью печатями. Поэтому поклонники не так много знали о Леониде Осиповиче...

    У его родителей было пятеро детей - Каля, Паша, Миша, последними родились близнецы Поля и Ледя (дядя появился на свет через 15 минут после сестры). Миша стал известным в Москве юристом, Поля - знаменитой журналисткой, все они получили хорошее образование. Младший Ледя - единственный, кто остался без диплома... Потому что с детства бредил музыкой.

    - Где же он к ней пристрастился?

    Их сосед по дому был скрипачом. Маленький Ледя укладывался на пол перед его дверью, прикладывал ухо и слушал. Чуть повзрослев, стал бегать на Приморский бульвар, где на каждом шагу играли маленькие оркестры. Но родители ни о каком искусстве даже слышать не хотели - они отправили сына учиться по коммерческой линии в знаменитое училище Файга. Славилось оно тем, что туда со всего света отдавали разгильдяйских детей. Файг принимал всех без исключения, но при одном условии: за обучение еврейского мальчика необходимо оплатить дополнительные 50 процентов - эти деньги шли на обучение русского мальчика. Но дядя Ледя училище не закончил.

    - Почему?

    Некоторые утверждают, что случай произошел на уроке математики, который вел отец писателя Валентина Катаева. Но, судя по всему, дядя отличился на Законе Божьем. Короче, за плохое поведение батюшка стукнул Леню. С наказанием тот не смирился, взвился орлом и кинул боевой клич. Ребята закрыли шторы, в классе стало темно. Всем скопом будущие коммерсанты отловили попа, измазали его мелом и черными чернилами. За эту выходку будущего артиста выгнали с треском и со скандалом.

    После изгнания счастливее дяди на земле человека не было. Он тут же поступил в известный цирк Бородулина, разъезжал с труппой по стране, затем служил в провинциальных театрах. Не зная нот, потрясающе играл на многих музыкальных инструментах. Затем было Запорожье и знакомство с Леночкой.

    - В армии служил?

    Да, еще в царской. Правда, в надежде, что не заберут, решил поступить в Одесскую консерваторию по классу скрипки. Но его все равно призвали. На службе дядя себе не изменил. Увидев красавицу-жену своего старшины, давай весьма откровенно с ней заигрывать. Ну и началось - всех отпускают в город на день, Леонида, чтобы он как можно реже крутился в гарнизоне, - на две недели. Но и это сильнодействующее средство не помогало - перед Ледичкиным напором трудно было устоять. И старшина добился невозможного - убрали дядю из армии намного раньше положенного срока, тем самым сохранив для искусства.

    - О Леониде Осиповиче при жизни ходило много баек.

    Однажды даже прошел слух, что он умер. Оказалось, что когда-то у дяди в горле застряла рыбья косточка, которая со временем обросла тканями. Она его не беспокоила, и вдруг начались боли. В Институте Склифосовского Утесову удалили опухоль. Народ шутил, что, дескать, его голос после этого звучать стал лучше. Когда спрашивали, какой вуз он закончил, дядя гордо отвечал: "Я окончил Институт Склифосовского". На одной из встреч Леде задали вопрос: "Это правда, что у вас был рак?". - "Не рак - рыба".

    Ходила легенда, что хирург-уголовник сделал ему по блату... стальное горло. Но это ерунда. Куда более серьезные последствия имела байка о том, что Утесов пытался на автомобильной шине... уплыть в Турцию по Черному морю. Запустил ее какой-то начальник от искусства, у которого Аркадий Райкин поинтересовался, как обстоят дела у Утесова. Аркадий Исаакович чуть дар речи не потерял: "Что вы такое говорите? Зачем Леониду Осиповичу нужно было бы все так усложнять? Он не раз ездил в Париж с семьей. Захотел бы остаться - остался, поскольку имел массу более легких способов". Но бюрократ был непоколебим: "Ничего не хочу слышать об этом проходимце!".

    А с горлом действительно были проблемы. Дядя даже голос потерял. Отправился к известному московскому врачу, которая его огорошила: "У вас полипы. Нужна немедленная операция". Дядя обратился к ее отцу, не менее авторитетному фониатру Фельдману. Тот подтвердил диагноз. А у Утесова через несколько дней серьезные гастроли. Он плюнул на все и пошел на прием к обычному врачу из районной поликлиники. Она его внимательно осмотрела и успокоила: "Ничего страшного. Прописываю полоскание, только не забывайте выполнять процедуру регулярно". Ничего страшного действительно не произошло. Когда дядя вернулся с гастролей, первое, что сделал, - завалил всю машину цветами и отправился к врачу со словами благодарности. Но принимать благодарность от выздоровевшего пациента было некому - из-за большой семейной драмы женщина покончила с собой.

    Славу и всесоюзную известность Леониду Утесову принес фильм "Веселые ребята". Но, кажется, отношения с режиссером Григорием Александровым не сложились.

    Увы. Помню, на юбилейной передаче, посвященной этой картине, выступали известные актеры. Естественно, в первых рядах блистали Александров и Орлова. Не было лишь Утесова. Моя мама подумала, что двоюродный брат не присутствует по причине болезни, и позвонила, чтобы справиться о его самочувствии. Дядя Ледя с усмешкой ответил: "Не волнуйтесь, я жив-здоров. Александров, как всегда, сделал так, чтобы меня там и близко не было".

    - Может, Леонид Осипович преувеличивал, в нем говорила стариковская обида?

    Если бы... Фильм "Веселые ребята", выйдя на экраны в 1934 году, произвел настоящий фурор. Александров получил орден Красной Звезды, Орлова - звание заслуженной артистки. А Утесов вместе со своим джаз-оркестром "Теа-джаз"... фотоаппарат "Лейка". Один на всех. Для дяди это был сильнейший удар. Ведь именно он нашел драматургов и композитора для картины, забраковал плохие тексты песен, поручив переделать их Лебедеву-Кумачу...

    - Почему все сложилось столь несправедливо?

    Однозначно из-за Александрова. Тогда существовало много споров: нужен ли смех на эстраде и вообще нужен ли такой жанр, как советская эстрада. И это при том, что на эстраде тогда работали Смирнов-Сокольский, Утесов...

    О самом конфликте расскажу, опираясь на воспоминания биографа Леонида Утесова - Валерия Сафошкина.

    Работа над "Веселыми ребятами" проходила в Гагре. Когда начались съемки, Орлова была малоизвестной актрисой. За ней одновременно начали ухаживать Григорий Александров и главный оператор картины Владимир Нильсен. Флиртовала и с тем, и с другим. Поначалу она явно симпатизировала Нильсену. Он был красив, талантлив, а главное - холостой. Александров, напротив, имел жену и сына, которые находились рядом на тех же съемках. Но Любовь Петровна как-то быстро сообразила, что особых перспектив у оператора Нильсена не предвидится, и остановила свой выбор на Грише Александрове. Тот оставил семью и стал мужем Любови Орловой. Так родилась звездная пара Орлова - Александров.

    - Александров слыл гроссмейстером в игре с сильными мира сего...

    Еще бы - он культовый режиссер, обласкан самим Сталиным... И материалы по награждению подавал в правительство именно он. По его мнению, вся слава причиталась супруге. Вдобавок он не простил Утесову того, что тот в любовном треугольнике Александров - Орлова - Нильсен однозначно был на стороне соперника. У Александрова была хорошая память на обидчиков. Вскоре после выхода фильма Владимир Семенович Нильсен был осужден и в 1938 году расстрелян. Ему было 33 года... Дядя еще легко отделался.

    В середине 50-х фильм реставрировали, но в нем звучал уже голос Владимира Трошина, а не Леонида Утесова. Почему?

    Это был плевок в лицо не только лично Утесову - всему его оркестру. Ведь именно музыканты играли в этой киноленте главную роль, они полностью использовали в "Веселых ребятах" свой спектакль "Музыкальный магазин". Без них не было бы фильма. В результате оркестру даже спасибо не сказали.

    Все началось с обмана. Как вспоминал сам Владимир Константинович, Александров лично обратился к нему с предложением переписать фонограмму. Певец удивился, ведь Утесов был жив-здоров, находился в прекрасной певческой форме. Но Александров не моргнув глазом ответил, что тот сам отказался участвовать в этом деле и предложил кандидатуру Володи Трошина. Переозвучание проходило в обстановке полнейшей секретности. Но когда отреставрированная картина вышла на экраны, по стране прокатилась волна негодования.

    В одной из центральных газет появилась огромная статья под названием "Бестактность". Ее подписали Сергей Образцов, Ираклий Андронников и другие деятели культуры. Никита Богословский сетовал: "Этот фильм потерял очень большую долю тепла и обаяния. Только в одном месте осталась произнесенная самим Утесовым фраза - живая и естественная, подчеркивающая неуместность всего остального".

    - Какова была реакция Леонида Осиповича?

    Эпиграмму написал:

    Был веселый фильм когда-то,
    были песни, была радость.
    Где ж "Веселые ребята"?
    Обновили - стала гадость.
    Обошлось это во сколько?
    Все в бухгалтерском тумане.
    Веселее стало только
    в александровском кармане.

    Возмущение было так велико, что Александров вернул его голос фильму.

    - А сам Утесов ладил с властями?

    Джаз есть джаз, и этот шлейф тянулся за ним всю жизнь. Дядя исполнял блатные песни, городской шансон - это не всем нравилось, серьезный руководитель из Министерства культуры строго-настрого запретил ему петь эти вещи.

    И вдруг джаз Утесова приглашают в Кремль на закрытый концерт, где присутствовал сам Сталин. На приеме к дяде подошел адъютант вождя и попросил исполнить песню "С одесского кичмана". Леонид Осипович перепугался: "Да что вы, это произведение категорически запрещено!". Но ему объяснили популярно, что это личная просьба Иосифа Виссарионовича. В итоге "С одесского кичмана" прозвучала не один - несколько раз. Что греха таить, благосклонность вождя всех времен и народов очень помогла дяде. Ну а Брежнев... Тот в проблемы утесовского джаза никогда не вникал...

    К 60-летнему юбилею имя Утесова было внесено в списки на присуждение звания народного артиста. В последний момент его фамилию вычеркнули. На 65-летие он вновь был включен в списки, теперь уже на присвоение высокого звания Героя Социалистического Труда. Его друзья, вхожие в серьезные кабинеты, позвонили накануне вечером, поздравили, даже устроили небольшую вечеринку. Все с нетерпением ждали утренних газет. Я помню, как разворачиваю одну из них и вижу две фотографии - актриса Театра имени Вахтангова Юлия Борисова и артист Леонид Утесов. Обоих наградили... орденами Трудового Красного Знамени.

    Много лет Утесов работал в Ленинграде. Там он создал свой джаз, с этим городом связана его основная деятельность. Почему он переехал в Москву?

    В начале 70-х, видя, что музыканты первого состава оркестра находятся уже в преклонном возрасте, понял: нужно уезжать, чтобы двигаться дальше. В Москве Утесов планировал создать лучший в мире мюзик-холл. Увы, не сложилось...

    К нему действительно пришли новые музыканты, но, как говорится, не с той закваской. А в Ленинграде дядя оставил своих старых добрых музыкантов, с которыми работал 35 лет... Он очень переживал по этому поводу. Вот письмо, которое он оставил им, навсегда покидая город на Неве:

    "Дорогие мои друзья! Сегодня один из самых горьких дней в моей жизни. Я вынужден с вами расстаться. Расстаюсь с людьми, с которыми связана половина моей жизни и большая часть моей же жизни в искусстве. Вы великолепно знаете, как мне тяжело. Но дальше жить так, как раньше, невозможно. Это могло кончиться для меня трагически. Верю, что этого вы мне не желаете. Хочу надеяться, что вы меня поймете и мы навсегда останемся друзьями. Я же расстаюсь с вами, сохраняя в сердце самые теплые чувства к вам. Если понадобится моя дружеская помощь, всегда можете на нее рассчитывать. Ваш Утесов".

    Леонид Осипович со своей первой супругой Еленой Осиповной в Доме творчества, г. Старая Руза.

    - В Москве Леонид Осипович повторно женился. Кем была его новая супруга?

    Антонина Ревельс. Танцевала вместе с мужем Николаем Новицким у дяди в оркестре, причем ни много ни мало с 1945 года. Особо он ее никогда не выделял. Околдовала Тоня его одной конфузной ситуацией.

    Бывая в Одессе, коллектив, как правило, останавливался в гостинице "Лондонская", что на Приморском бульваре. Там во дворике находился небольшой ресторанчик. Однажды Тоня выбросила недожаренную скумбрию в окно. И надо же, угодила одному из посетителей прямо в тарелку. Разразился страшный скандал, музыкантам пришлось съехать. Именно тогда Утесов ее и заметил. Она быстро втерлась в доверие к его семье, стала другом, экономкой.

    После смерти жены, находясь в весьма преклонном возрасте, Утесов остался совершенно один. Дочь Дита не выходила из больницы - у нее было редкое, практически неизлечимое заболевание крови и гипертония. Кроме того, ее муж Альберт - известный режиссер-кинодокументалист, страдал болезнью Паркинсона.

    Ради него Дита, которая была солисткой в отцовском коллективе, оставила эстраду и стала сиделкой. В одном из дядиных писем есть фраза: "Во всей семье я самый здоровый". Дядя Ледя часто сидел голодный, ему было трудно передвигаться. Конечно, помощь Антонины Ревельс была необходима, но... Я приезжала к дяде, когда Диточка, которую он пережил на месяц, находилась при смерти. Увы, Тоню дома я не застала. Уходила от Леонида Осиповича поздно-поздно вечером, а она так и не появилась...

    В ноябре врачи сказали, что Дита обречена. Представляете, каково было дяде? Именно тогда Тоня настояла на официальном браке с Утесовым. Дама не гнушалась прибегать к самому обыкновенному шантажу. К примеру, уезжая к сестре в Воронеж, оставляла его дома одного и категорично заявляла: "Буду ухаживать лишь при одном условии - ты должен на мне жениться".

    У Утесова было много друзей, но ведь это не сиделки. В своей огромной квартире он находился один. От беспомощности, от одиночества хоть волком вой. Вот и названивал Тоне, просил помочь. Она соглашалась, но вновь и вновь выдвигала условие: "Только когда распишемся". Дяде было 87 лет, и он сдался. Брак зарегистрировали. Причем расписались тайно на дому. Никто об этом не знал. Когда через два месяца после бракосочетания Утесова не стало, именно Антонина Ревельс принимала соболезнования на правах безутешной вдовы.

    Неужели ни супруга Елена Осиповна, ни дочь Эдит не почувствовали в свое время в этой женщине хищницу, от которой исходила реальная опасность?

    При Леночке она вела себя тише воды, ниже травы, знала свое место. А вот когда та ушла из жизни, Ревельс начала гнуть собственную политику. Разбазарила все...

    - С Эдит у нее бывали стычки?

    Не то слово! Антонина была очень жесткая женщина, ни с кем не церемонилась - ни с Утесовым, ни с его дочкой. Именно последний разговор между дочкой и так называемой мачехой вызвал у Диты жесточайший приступ, после которого она попала в больницу, откуда уже не вышла.

    Дочь Леонида Утесова - Эдит.

    - Видимо, огромная квартира Утесова перешла к его вдове?

    Понятия не имею, что в итоге случилось с жилплощадью. Знаю лишь, что Леонид Осипович и его дочь жили в квартирах напротив. Все у них было общее. Дядя ходил к Дите завтракать, обедать. Обе квартиры достались Тоне. Хотя, когда Утесов умер, первым туда прибежал его друг - клоун Роман Ширман. Мы с ним разговорились, он показал огромную торбу, а в ней - переписка Утесова с Шарлем Азнавуром, Мариэттой Шагинян, Михаилом Зощенко, Бабелем.

    Я попросила отдать для музея одно-единственное письмо Зощенко. Ни за что! Попросила листочки хотя бы на 15 минут, сбегать в ближайшее фотоателье переснять - ксероксов тогда не было. Нет - и все! Попросила, опять-таки для музея, дирижерскую палочку, на которой расписались все музыканты джаза, когда Утесов покидал Ленинград. Ни в какую! Попросила ту самую "Лейку" от Сталина. Знаете, что ответил Рома? "Фотоаппарат действующий, буду сам им пользоваться". Опять прошу: "Дайте хоть футляр от него, положу в витрину музея". Не дал. Понимаете, что там творилось?

    Мой племянник жил в Москве. На второй день после смерти Леонида Осиповича он пришел к вдове Антонине: "Можно оставить хоть что-нибудь на память о дяде?". Ответ был категоричный: "Ничего нет. В квартире полный разгром". Интересно, куда все подевалось? Там было множество уникальных вещей - картины, мебель, фарфор. Хотя, на мой взгляд, самое ценное - переписка и рукописи.

    Брак Утесова и Антонины Ревельс просуществовал всего два месяца.

    Вначале думали сделать обе квартиры мемориальными, оставить там все как есть. Но Антонина, которая заявила: "Я вдова и единственная наследница", не согласилась. Правда, она все-таки прислала моей маме очки и ручку дяди Леди, которые я отнесла в музей.

    Недавно еще один "родственничек" объявился. (Показывает американский русскоязычный журнал "Теленеделя", на обложке которого фотография симпатичного молодого человека и подпись: "Внук Леонида Утесова - музыкант Владимир Утесов). Вот что он пишет: "Я преклоняюсь перед своим дедом. Мечтаю сделать программу, состоящую исключительно из песен Леонида Утесова". Но, прежде чем примазываться к имени знаменитого человека, стоило бы узнать, что у дочери Утесова Эдит не было и не могло быть детей!

    - Неужели из-за капризов алчной женщины память Леонида Осиповича не удалось увековечить?

    Ну почему? Раньше в Одессе был Треугольный переулок, сейчас он носит имя Утесова. Его переименовали аккурат перед 100-летием дяди, благодаря хлопотам Иосифа Давыдовича Кобзона.

    - А музей Утесова существует?

    Там еще та история... Два одессита - некие отец и сын Амчиславские - создали Фонд-музей Леонида Утесова. Реликвии им присылали из многих стран. В результате Амчиславские прибрали к рукам абсолютно все, включая мой архив, и навсегда укатили в Америку. Этот поступок я расцениваю как плевок в душу родному городу. У таких граждан не может быть любви к Одессе. Они поживились за счет доверчивых людей, которые отдавали им бесценные раритеты. С тех пор о них ничего не известно. Правда, мы поднимали этот вопрос, даже Интерпол подключился, но вскоре дело заглохло.

    На последнем джазовом карнавале в Одессе впервые прозвучало послание Леонида Утесова родным одесситам. Интересна история этой записи...

    В свое время мы решили с племянником увековечить его голос. Дядя был не против. Он, кстати, категорически не признавал новомодные кассетные магнитофоны, поэтому наговаривал текст на свой старенький "бобинник". Записали - ему не понравилось, еще раз записали - снова не то. Устроил дядю лишь третий вариант. Его мы и прокрутили...

    Получилось, что Утесов как бы ожил и поговорил с любимым городом своим неповторимым, хрипловатым и таким родным для многих слушателей голосом.

    Киев - Одесса - Киев

    Еженедельник светской хроники «Бульвар Гордона»


    21 марта 1895 года – 9 марта 1982 года

  • Нам очень жаль, но запросы, поступившие с вашего IP-адреса, похожи на автоматические. По этой причине мы вынуждены временно заблокировать доступ к поиску.

    Чтобы продолжить поиск, пожалуйста, введите символы с картинки в поле ввода и нажмите «Отправить».

    В вашем браузере отключены файлы cookies . Яндекс не сможет запомнить вас и правильно идентифицировать в дальнейшем. Чтобы включить cookies, воспользуйтесь советами на странице нашей Помощи .

    Произнести

    Отправить

    Почему так случилось?

    Возможно, автоматические запросы принадлежат не вам, а другому пользователю, выходящему в сеть с одного с вами IP-адреса. Вам необходимо один раз ввести символы в форму, после чего мы запомним вас и сможем отличать от других пользователей, выходящих с данного IP. В этом случае страница с капчей не будет беспокоить вас довольно долго.

    Возможно, в вашем браузере установлены дополнения, которые могут задавать автоматические запросы к поиску. В этом случае рекомендуем вам отключить их.

    Также возможно, что ваш компьютер заражен вирусной программой, использующей его для сбора информации. Может быть, вам стоит проверить систему на наличие вирусов .

    Если у вас возникли проблемы или вы хотите задать вопрос нашей службе поддержки, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи .

    Если автоматические запросы действительно поступают с вашего компьютера, и вы об этом знаете (например, вам по роду деятельности необходимо отправлять Яндексу подобные запросы), рекомендуем воспользоваться специально разработанным для этих целей сервисом

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.